Культурный слой закрывающий часть цокольной кладки

Обновлено: 05.05.2024

lsvsx

Возможно не каждый знает об этом, но в мировом океане есть нечто вроде обширных зон безжизненности (абиссальные равнины). Как правило находятся они в центре океанов вдали от берегов и течений, там всегда постоянная температура, над ними почти не бывает гроз и здесь крайне скудно присутствует жизнь в виде водорослей, рыб, медуз и пр.

Но это только видимость, на дно этих подводных равнин постоянно происходит выпадение мельчайших осадков в виде отмершего фито и зоопланктона, а так-же частиц других веществ. Средняя скорость нарастания осадков – от 1 до 5 мм. в год и в некоторых местах толщина этого осадочного слоя дошла за миллионы лет до 5 км.

Возле побережья климат гораздо менее стабильный, постоянно происходят тектонические процессы и активно кипит биологическая жизнь. Поэтому здесь величина оседающих осадков во много раз больше чем на абиссальных равнинах.

Именно так и возникли глины, большая часть которых сформировалась на дне океанов за счёт накопления осадков и которые являются самой распространённой осадочной породой на Земле (глина образовалась в результате эрозии горных пород до мельчайших частиц, размером 0,005 мм).

Аналогичные процессы происходят и в атмосфере нашей планеты. Ежедневно в этот воздушный океан вздымаются ветрами и испарениями миллиарды тонн различных веществ, которые затем переносят воздушные массы и осаждают на поверхность. И есть прямая закономерность – чем активнее протекают атмосферные и эрозионные процессы, тем больше разных веществ отлагается на поверхность возле тех мест, где протекают данные процессы.

Среда, в которой особо активно образуются и после оседают воздушные взвеси различных веществ – это конечно-же в первую очередь город. И это отнюдь не миллиметры в год, а сантиметры или даже десятки сантиметров. Разумеется, при строительстве и проектировании современного города этот фактор учитывается. Именно для этого нужны ливневые канализации, большое количество коммунальных служб и техники для уборки улиц и соответствующее устройство – расположение домов, коммуникаций и улиц, позволяющее без проблем убирать мусор и отходы.

Совсем по другому выглядел город скажем или 300 или 400 лет назад. Прежде всего в нём не было централизованно-постоянного вывоза всех отходов или тем-более смыва мелко дисперсного мусора. То есть попросту говоря приход отходов намного превышал их уход из города. Что неизбежно вело к ежегодному увеличению толщины осадочного чехла различных веществ (приносимое в город на колёсах и подошвах ног, сажа и пепел, из печных труб, частицы строительного мусора, ветер приносящий мелкие частицы пыли, пыльцы и т.д).

На фото. Срез культурного слоя в Санкт-Петербурге (производство ремонтных работ на дороге вдоль одного из каналов) видны остатки, как минимум 2 мостовых.

Примерно с середины 1800-х годов стало уделяться более пристальное внимание обустройству городов (из-за улучшения экономического состояния и возрастающего технического прогресса). Начали строиться канализации и более прочные дороги (из брусчатки), появились многочисленные службы регулярно занимающиеся вывозом мусора и очисткой улиц (в Петербурге 1860-х годов создаётся система дождевой канализации под главными улицами города, начиная с Гороховой ул. и Каменноостровского проспекта, улучшается ассенизационная канализация). Все эти меры существенно затормозили дальнейшую скорость прироста культурного слоя, именно этим объясняется факт того, что первые этажи некоторых зданий 1700-х (начало 1800-х) годов находятся гораздо ниже (окна практически у земли) зданий построенных в конце 1800 г, хотя между ними приблизительный временной интервал - всего около 100 лет.

(Ещё одна причина низких окон - законодательный запрет на постройку зданий выше определённого уровня, поэтому приходилось заглубляться. С середины 1700-х годов и до начала 1800-х в Санкт-Петербурге царил классицизм (ранний, строгий и поздний) для которого характерно строгое следование классическим архитектурным канонам, прямоугольные симметричные компоновки зданий, применение колоннад, аркад, портиков, фронтонов. Для выдерживания единообразного стиля в 1765 году были введены ограничения на высоту зданий - разрешалось строить не выше 21 метра. И только к середине 1800-х годов по мере развития новых социально - экономических отношений, единообразие и приказные порядки в архитектуре перестали быть главенствующими принципами. С середины 1840-х годов снимается ряд ограничений на архитектурные, цветовые и конструктивные решения частных домов, намечается отход от классицизма, появляется разнообразие стилей).

16-17 линии Васильевского острова в Петербурге

Собор Спаса Преображения - белая, справа (1505-1516) и церковь Ярославских Чудотворцев (1827-1831). В более старом храме уровень пола первого этажа на полметра ниже современного уровня земли. В "новой" церкви - высота крыльца и вход на высоте примерно полтора метра от земли.


Наиболее быстро погружались в культурный слой дома, которые находились рядом с оживлённой проезжей дорогой, поскольку она требовала постоянного ремонта, т.е. появления на ней всё новых и новых слоёв. В результате часть нижних этажей некоторых домов оказывались по землёй практически полностью. На следующих двух фото - окна домов в Самаре

Постоянная очистка вокруг одного дома или квартала не решала проблему, т.к. баланс оставался тот же - осадки просто перекидывались с одного места на другое, или в небольшом количестве удалялись за пределы города. Все эти слои различных веществ покрывали различные мелкие предметы и постройки, иногда целиком и впоследствии воспоминания о них могла полностью исчезать из человеческой памяти. Именно так нарастал, так называемый культурный слой. (Научная формулировка выглядит так: «постепенно формирующиеся в результате взаимодействия процессов почвообразования и разнообразной жизнедеятельности человека отложения» Лесман 1998).

Состоит он ещё так-же ещё из древних погребённых фундаментов, разрушенных подвалов, погребов, колодцев, скоплений бытового и строительного мусора, остатков покрытий тротуаров и улиц, выброшенных или утерянных предметов, орудий, речных наносов после наводнений и т.д. Существенной составляющей культурного слоя многих древнерусских городов был навоз, только в 15-16 веке его начинают вывозить на поля и использовать в качестве удобрения. Наибольшей толщины культурный слой достигает там, где были засыпаны ручьи, реки, овраги, балки, канавы и прочие понижения рельефа. Его приблизительная толщина в некоторых городах: Одесса и Киев - 44 м, Пермь и Баку - 40, Лондон - 25, Париж - 20 м. На окраинах Москвы толщина культурного слоя - 10 метров, в центре - 8 м. Самый мощный культурный слой в мире находится в древних городах Месопотамии - 20 м и на некоторых городищах в Средней Азии - 34 м.

Далее - несколько поселений, полностью погребённых под слоями почвы и после выкопанных.

Поселение Скара-Брэй на Оркнейских островах.

Город Горгиппия. (Анапа).

Восток Болгарии. Поселение около г. Провадия в Варненской обл.


г. Булгар. (Около г. Болгар в Татарстане)


Ацомпа. (рядом с г. Охака, Мексика)


Рассмотрим простой пример: допустим есть жилой каменный дом, с качественной гранитной мостовой вокруг него на 3 метра. Вопрос - как он мог «погрузиться» в землю? ведь жильцы вроде-бы постоянно живут там, а значит следят за его состоянием.

Представим, что толщина почвы вокруг дома с каждым десятилетием растёт, но жильцы исправно очищает пространство вокруг дома, не давая гранитной мостовой оказаться под слоем грязи и отходов. В результате роста культурного слоя вокруг дома (во всём городе) и отсутствия данного слоя непосредственно у дома, он оказывался в своеобразной воронке.

Далее события развивались по какому-либо из двух вариантов.

Жизнь в древние времена была беспокойной и тяжёлой, средняя продолжительность жителей России (Руси), от древних времён и до 1900-го года колебалась от 30 до 40 лет. В летописи любого города обязательно можно найти потрясения, через которые этот город проходил – эпидемии, войны, природные катаклизмы и пр. То есть население города периодически беднело и сокращалась и часть города на какое-то время приходила в запустение. Это означает что в определённые промежутки времени не кому становилось следить за состоянием нижних этажей, было просто не до этого. Как результат перепад уровней почвы (города и вокруг дома) выравнивался (дождями, колёсами, ногами) и часть нижнего этажа за считанные годы оказывалась под слоем почвы. После когда жизнь налаживалась ни кто уже не откапывал нижние этажи, поскольку проще было сделать заниженный полуподвальный вход или прорубить выше входной проём.

Второй вариант. Факт нахождения дома ниже уровня окружающей почвы, (по сути дела в большой яме), вызывал крайние неудобства, так как после дождей или таяния снега нижний этаж дома сильно отсыревал или даже стоял в воде. В результате хозяева дома добровольно выравнивали перепад уровней почвы, превращая тем самым первый этаж в цокольный этаж или даже в подвал.

Но чаще конечно-же культурный слой незаметно и постепенно нарастал вокруг дома (домов во всём городе).

Какие ещё факторы дополнительно влияли на возрастание культурного слоя? Их три, коротко остановлюсь на них.

1. Дорожно - строительные работы. Замена дорожного полотна редко происходит с полным снятием предыдущего покрытия. Наиболее распространённые этапы возрастания толщины проезжей части городских улиц выглядели следующим образом.

1) Земляная укатанная дорога.

2.) Бревенчатый настил

3.) Булыжная мостовая (или брусчатка).

Особенно хотел-бы отметить булыжную мостовую, которой были вымощены улицы многих наших городов с 17 века по 1960-е годы. Понятно, что происходил постоянный ремонт мостовой, т.к. она подмывалась дождями, участки её оседали, камни разбивались. То есть за десятилетия толщина дорожного полотна тоже постепенно возрастала, поскольку ремонт требовал постоянной досыпки связующего камни песка и добавления новых и новых камней. В 1714 году для мощения улиц в Петербурге было велено собирать дикий камень. Суда, приходившие в город, должны были привозить от 10 до 20 камней. Каждая крестьянская подвода - 3 камня весом, каждый весом ок 2 кг. За неисполнение указа налагался штраф - 1 гривна за 1 камень. Распоряжение генерал-полицмейстера Петербурга А. Девиера в 1718 году:«Каждому жителю против своего двора посыпать песком и камнем мостить гладко, как будет показано от мастеров, и чтобы были твердо утверждены, дабы весною и в дожди не заносило».

Вот отрывок из статьи П. Раевского "Некачественный ремонт" томской газеты: «Северный колхозник» от 28 сентября 1957г: "На некоторых улицах Любима закончен ремонт булыжной мостовой. Однако произведен он некачественно. Мостовщики не выполняют ряд очень важных работ: не делают правильной разбивки дороги, перевязки швов, расклинцовки, по уложенному камню не засыпают мелкий гравий, плохо производят трамбовку. Все это приводит к тому, что камни ложатся неплотно. Между ними расстояние не должно превышать нескольких миллиметров, а оказывается от четырех до восьми сантиметров. Конечно, такая мостовая долго не прослужит. Например, на Октябрьской улице и на улице Ленина она уже стала разрушаться. Плохо и то, что при ремонте в некоторых случаях мостовая делается более узкой, чем прежде. Мостовая от хлебокомбината до Красноармейской улицы раньше была шириной в семь метров, а теперь - всего лишь в четыре. Это произошло потому, что хлебокомбинат заблаговременно не подготовился к ремонту, не заготовил нужного количества камня и песка. Некачественный ремонт приводит к тому, что через некоторое время наши мостовые снова выйдут из строя".

На фото - образцы булыжной мостовой, дошедшие до наших дней

г. Боровичи, ул. Майкова. Лен. обл.


Саратов. На мостовую наткнулись, когда реставрировали старый завод, над ней был культурный слой толщиной около метра.


Город Новозыбков. Видно, что асфальт положен прямо поверх булыжной мостовой.


2. Сырость, вызывающая активный рост растительной массы (в основном мхов и лишайников). Расскажу о своём личном опыте. Я 7-й год работаю на археологическом объекте, который выглядит как голая скала под открытым небом (около 900 кв/м). Что произойдёт если скалу перестать каждый год очищать от мха и песка? Лет через 10-15 на месте обширной и голой скальной поверхности будет тонкий слой почвы, с подрастающими на нём деревцами и кустарничками (сначала заполнятся мхом понижения, заполненные водой, потом оттуда слой мха и растительности расселится по всей скале, образуя слой из отмерших однолетних трав, приносимой ветром пыльцы, коры, песка, веток).

Помимо всего прочего мхи и лишайники увеличивают эрозию, поскольку они выделяют слабые органические кислоты, разрушающие поверхность, на которой селятся.



3. Оседание грунта. Масса зданий, создающая большое давление на грунт и откачка подземных вод - это является ещё одной причиной погружения построек в землю. Строительство крупных городов с нагрузкой высотных и промышленных зданий вызывает опускание земной поверхности. Оно отмечается во многих городах. В Москве, например, средняя скорость опускания почвы - 14 мм в год, а центр города проваливается на 60 мм в год, причём особо выделяются полосы проседания вдоль тоннелей и станций метро на глубину 50–80 см, прокладка более глубоких линий метро уменьшила размеры проседания.

Породы оседают под городами не только из-за тяжести сооружений, но и от сотрясений и вибрации. Эту вибрацию вызывают машины и другой транспорт. Измерения покрывают, что улицы с интенсивным транспортным движением оседают больше, чем переулки и тупики. На Земле существует масса городов, которые довольно быстро по геологическим меркам проваливаются под землю. Джакарта – за 12 лет город просел на глубину 1 метр. На такую-же величину осел Бангкок за 30 лет. В Сан-Франциско поверхность земли понизилась за 200 лет на 2,4 м, что привело к необходимости сооружения дамб, сдерживающих наступление воды залива на сушу. В Мехико оседание земной поверхности за последние 70 лет достигло 10,7 метров и дворец изящных искусств, расположенный в центре города, опустился более чем на 3 м. ниже уровня улиц. Лонг-Бич (около Лос-Анджелеса) при скорости оседания 10–70 см в год опустился на 8,8 м.

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома"

Тема "закопанных домов" стала весьма популярной и всё большее количество людей верит, что дома засыпало в ходе некой планетарной катастрофы, которую, впрочем, почему-то никто не помнит, а власти профессионально скрыли от народа правду. Появилась куча "исследований" от юзернеймов из разных городов России, в коих показываются дома с утопленными в землю окнами или же раскопанные здания, у которых нижний этаж был ниже уровня грунта и задаётся взволнованный вопрос: - Почему, Карлы.

Так почему же имеют место быть подобные факты? Универсального ответа, объясняющего все странности с закопанными зданиями не существует. Причины разные. Каждый пример лучше всего рассматривать отдельно.

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

Итак, первое и самое банальное - отдельно взятое здание изначально строилось с утопленным в землю этажом - подвалом. Сейчас это звучит невероятно, но раньше, когда не было электрических холодильников, продукты хранили в погребах и подвалах, имеющих свой микроклимат. В подвалах располагались подсобные помещения, склады, кладовки, кухни, котельни, печи отопления, комнаты для прислуги (к слову, сейчас, так же как и раньше, люди строят подвальные и цокольные этажи, которые служат в основном для провода коммуникаций)

Как правило, подвалы (полуподвалы/цокольные этажи) имели/ют узкие окна для естественного освещения в дневное время, но бывают исключения и окна делают вполне полноразмерными, оставляя перед ними приямок.

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

Иногда, при строительстве на холмистой местности, подвальным этажом компенсируется перепад высот:

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

Второе: дома не погружаются в землю, а повышается уровень земли относительно дома. Иными словами, нарастает по разным причинам тот самый "культурный слой", который так любят высмеивать альтернативщики-катастрофисты. Якобы, культурный слой - лишь выдумки лживых историков, призванный оправдать закопанность сооружений и скрыть нашу истинную исТОРию, да.

Культурный слой может наращиваться быстро, а может вообще в течение многих десятков и сотен лет не нарасти ни на 1 см. Всё опять же, зависит от условий, в которых находится здание. Повышение уровня полотна дорог и тротуаров рядом со зданием способствуют визуальному восприятию того, что здание якобы "закопано" или "провалилось под землю":

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

Повышение уровня дорог и тротуаров происходит примерно так: раньше на улице была грунтовая дорога, потом её застелили деревянным тротуаром, затем деревянный тротуар сгнил и износился, его, засыпав слоем песка и щебня, сменили на брусчатку, позже брусчатку закатали в асфальт, на асфальт впоследствии положили ещё слой и тд.:

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

В качестве обратного примера, когда культурный слой с течением времени не повышается, можно привести последний Зимний дворец на Дворцовой площади в Петербурге, где культурный слой, судя по старинным эскизам дворца, совсем не вырос за время от его строительства до наших дней. Здесь, напротив, при реконструкциях площади, старое покрытие демонтировалось и вывозилось, а на его место стелилось новое полотно.

Реконструкция Дворцовой площади 1932 года: было снята старая брусчатка и взамен её уложен асфальт:

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

Реконструкция Дворцовой площади 1977 года - асфальт снят и взамен его положена брусчатка:

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

Т.е. объективно, в подобных местах, с определённого момента времени, культурному слою расти нет никаких предпосылок: площадка под площадь давно спланирована и сформирована, свалок на площади нет, покрытия взаимозаменяются, весь мусор от туристов, листву и разбитую тару на праздничных концертах убирают дворники. (Следует понимать, что культурный слой на площади всё же есть, но он находится ниже современной дневной поверхности площади и сформирован ранее, со времени строительства города).

А как вообще сформирован культурный слой с "самого начала"? Археологические публикации дают об этом исчерпывающее представление, к примеру, о. Новая Голландия, СПб:

Заключение о степени сохранности культурного слоя и объектов археологического наследия на острове Новая Голландия:


Проведенные в 2006 г. археологические раскопки. позволили получить ответы на основные поставленные перед началом археологических исследований вопросы.

Основные этапы формирования культурного слоя на территории острова определяются основными этапами его застройки и планировки (включая вертикальную):

1 этап — 1710-е — 1720-е гг. (до 1732 г.);
2 этап — 1732—1765 гг.;
3 этап — 1765—1784 гг.;
4 этап — 1784 г. — конец XIX — начало XX в.;
5 этап — 1920-е — 1940-е/1950-е гг.;
6 этап — 1950-е/1960-е гг. — 1970-е гг. (1971 г.).

В результате раскопок получены ответы на основные поставленные в начале археологических исследований вопросы.

Определены мощность, датировка, характер и структура культурного слоя на территории острова. Очевидно, что исследования не могли охватить всю площадь, но они дают о ней общее представление.

1) Мощность культурного слоя колеблется от 1,5 м до 5 и более метров (последнее — по данным бурения). Участок с минимальной мощностью слоя локален — часть двора к западу от корпуса 17, и связан с древним всхолмлением, на котором росла объявленная Петром I заповедной роща. На большей части территории острова мощность культурного слоя составляет около 3 м (иногда достигая 3,5 м). Существенно больше она на месте засыпанной части пруда, выкопанного в 1710-х гг. (более 4, около 5 м), на части берега р. Мойки (возможно, засыпанное в первой трети XVШ в. мелководье вдоль берега), а также вдоль сооруженной в 1960-е — 1970-е гг. подпорной стенки берега Ковша, когда прибрежная часть водоема была засыпана.

2) Культурный слой на территории острова начал отлагаться с 1710-х гг., однако уверенно выделяются столь ранние (1 этапа) отложения лишь вдоль берега Адмиралтейского канала и на берегу р. Мойки близ их слияния (ширина полосы вдоль берега колеблется от 20 до 30—40 м) и, предположительно, в придонной части засыпанного пруда. Слои этого времени (мощностью до 0,7 м) влагонасыщенные, сохраняют органические остатки (дерево, кожу и пр.) и образовались в результате наличия в северо-западной и западной частях острова жилой застройки 1710-х — 1720-х гг., представлявшей собой, по-видимому, серию усадеб.

Слои 2 этапа представлены почти на всей территории острова, однако мощность и характер их различны. Наиболее мощные отложения фиксируются по берегу р. Мойки (вне линии складских корпусов) и вдоль берега Адмиралтейского канала — до 1 м, на всем мысовом участке в западной части острова (исторически связанном с комплексом тюрьмы) — около 0,5 м, на остальной территории их мощность ниже и по большей части составляет 0,2—0,3 м. Слои этого времени исторически связаны с функционированием построенных в 1730-е гг. складов для леса и шлюпочных сараев. В западной части острова и по берегам Мойки и Крюкова канала (вне линии складских корпусов) они хорошо сохраняют органические остатки, но насыщенность культурного слоя находками ниже, чем в предыдущий период. По берегу Адмиралтейского канала (восточнее мысовой части, в пределах примерно в 30—40 м вдоль берега канала) эти слои плохо сохраняют органику, однако мощность их велика (1—1,3 м).

Слои 3 этапа (времени строительства складских корпусов) в целом на острове наиболее мощные и образованы преимущественно подсыпками. Их мощность достигает 1,5 м. Почти по всей территории острова подсыпки состоят из почти лишенного находок песка. Близ берега р. Мойки в западной части острова значительная часть подсыпки выполнена из культурного слоя, насыщенного строительным мусором и многочисленными вещевыми находками. По берегу Адмиралтейского канала (восточнее мысовой части) мощность подсыпки этого времени незначительна (около 0,2 м), и она также содержит строительный мусор. В верхней части слоя 3 этапа залегает сохранившееся в разной степени на разных участках булыжное мощение (лучше оно сохранилось у берегов водоемов).

Слои 5 этапа четко выделяются лишь у берега Ковша, который был в это время подсыпан, причем вместе с грунтом в земле оказались многочисленные вещевые находки всей первой пол. ХХ в. (в том числе и изготовленные до 1917 г.).
Слои 6 этапа представлены преимущественно мощными подсыпками (в некоторых местах свыше 2 м) по берегам Ковша и Мойки, возможно, Крюкова канала, а также в заполнении ям. Это результаты работ, приведших к существенному изменению линии берегов Ковша и Мойки: как в плане, так и профилей. Слои представлены завалами строительного мусора с песком.

С 5—6 этапами связано мощение значительной части территории асфальтом (часто непосредственно поверх булыжника рубежа XIX—XX вв.).

Как следует из отчетов, в основной своей массе культурный слой Петербурга сформирован искусственными подсыпками, строительным мусором, остатками фундаментов и фрагментами вещевых находок.

Следующий вопрос из серии: "почему, здание ушло под землю на целый этаж. Там же окна и двери, а они были под землей, пока их не раскопали. " Обычно, на этом моменте демонстрируется несколько домов из Омска, Казани и Москвы.

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

Читаем историю дома:

Врубелевский корпус – это бывший Городской торговый корпус, который был построен в период с 1911 по 1914 год по проекту архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова. В доме есть большой подвал, который использовался, как складское помещение для магазинов, которые находились на первом этаже. Там же находилась котельная. Вокруг всего корпуса была сделана подземная обходная галерея, вход в которую находился со стороны нынешнего сквера.

Галерея освещалась естественным светом через решетки с призматическими стеклами, расположенными в тротуаре вдоль фасадов, что являлось последним словом в строительной практике того времени.

Также была предусмотрена дренажная система для отведения от здания грунтовых вод. Заложенные двери служили входами на склад, окна предназначались для естественного освещения помещений.

Ответ понятен. Все эти окна и двери выходили не в землю, а в подземную галерею, которая освещалась вот такими вот стеклами в решетках. Позже (после революции) галерею просто закопали.

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

Такая же ситуация с подобными домами в Новосибирске и Казани, которые имели такие же обходные галереи со складами в подвалах.

Несколько иначе (хотя и очень похоже) с Москвой. Там демонстрируется здание Политехнического музея:

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

Чтобы разобраться в вопросе со зданием, нужно знать его историю. Политехнический музей строился не сразу целиком, а частями: центральная часть была построена в 1877 правое (южное)крыло в 1896, а левое (северное) в 1907. Вот наглядно, стрелочками обозначено северное крыло, которое и возбуждает катастрофистов:

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

А вот фотография музея 1897 – 1903 гг, на которой видно, что слева никакого крыла ещё нет, а соответственно, никаким мифическим потопом, закопавшим здание, оно занесено быть не могло:

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

Ещё на этой фотографии видны ряд приямков под окнами для освещения подвала через окна - подвальный и первый этажи здания сдавались в аренду под торговые помещения:

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

У северного крыла до реконструкции были такие же приямки:

Холивар про "культурный слой" и "закопанные дома" Культурный слой, Утопающие дома, Реконструкция, Закопанные дома, Длиннопост

Археология: что такое культурный слой

Итак, культурный слой — это слой земли на местах человеческих поселений, содержащий следы или остатки деятельности человека. Его мощность может быть от нескольких сантиметров до нескольких десятков метров.

Или можно сказать короче: культурный слой — это слой земли, содержащий остатки деятельности человека: древние сооружения, строительный и хозяйственный мусор, золу и т. д.

Для того чтобы понять что такое культурный слой, надо ответить на два основных вопроса.

1. Из чего состоит культурный слой?

2. Как он откладывается?

Из чего состоит культурный слой

Собственно говоря, культурный слой состоит из четырёх компонентов:

1. Артефакты
2. Сооружения
3. Биологические остатки
4. Неорганические остатки


Артефакты — это объекты, созданные или подвергнутые обработке людьми.

К ним относится огромное множество предметов — орудия труда, украшения, сосуды, наконечники стрел, предметы одежды и т.д. и т. п.

Вот, скажем, культурный слой Пятницкого раскопа (Старая Русса) :

Фрагмент средневекового стеклянного браслета Деревянный гребень в культурном слое Обрывок кожаного пояса с металлическими накладками: Фрагмент средневекового стеклянного браслета

К числу артефактов относятся также предметы, случайно или преднамеренно образовавшиеся в процессе изготовления определенных изделий, — например, обрезки ниток, оставшиеся после ткацких работ, кусочки шлака (стекловидного материала, остающегося при выплавке металлов) и различные побочные продукты производственных химических процессов.

Сооружения . Это археологические объекты, представляющие собой созданные человеком крупные объекты и нарушения грунтового слоя. Простейшим и наиболее распространенным сооружением является выкопанная в земле яма. Её можно обнаружить по отличию ее заполнения от окружающей почвы, часто более темному и мягкому, с более высоким содержанием органических материалов.

Производственный комплекс, состоящий из сруба, остатков печи и напластований шлака. На переднем плане видна заготовка деревянной лопаты Пятно ямы, выделявшееся на зачищенной поверхности пласта суглинка Производственный комплекс, состоящий из сруба, остатков печи и напластований шлака. На переднем плане видна заготовка деревянной лопаты

Также к сооружениям относят жилища, очаги, стены, насыпи, фундаменты, тоннели, гробницы, могилы и множество других тому подобных.

Остатки частокола, Курортный раскоп (Старая Русса) Остатки деревянного сруба Остатки частокола, Курортный раскоп (Старая Русса)

Биологические остатки — любые материалы, некогда принадлежавшие к живой природе: необработанные кости, раковины улиток, пыльца растений, листва, навоз, зерна, уголь и древесина (и т. д. и т. п.). Из них исключаются предметы, ставшие в процессе обработки артефактами, например, льняная или шерстяная ткань, деревянная ложка или костяная игла.

Сами биологические остатки, в свою очередь можно разделить на четыре вида.

1. Пищевые остатки. Представляют собой либо кусочки, выброшенные в ходе приготовления и употребления пищи, либо остатки еды. В эту категорию входят, например, кости, скорлупа орехов, предполагающие, что сам моллюск, мясо или орех были съедены.

Палеолитическая стоянка Борщево-5. Охотники на мамонтов, обитавшие на стоянке 22 тыс. лет назад, оставили целые груды костей этого животного Палеолитическая стоянка Борщево-5. Охотники на мамонтов, обитавшие на стоянке 22 тыс. лет назад, оставили целые груды костей этого животного

2. Технические отходы . Материалы животного или растительного происхождения, образовавшиеся при изготовления артефактов. Так, техническими отходами являются осколки кости, из которой сделали упоминавшуюся выше иглу, деревянные щепки. Сюда же будут относиться побочные продукты и отходы, возникшие в результате технических процессов, при строительстве (щепки), обработке сельхозпродукции (солома), животноводстве и т. д. Кроме того, к таким отходам следует причислить и навоз.

3. Экофакты. Остатки (биологического происхождения), которые попали в культурный слой без прямого участия человека. Примерами ископаемых биологических экофактов могут служить: древняя пыльца или листья, принесённые ветром, раковины улиток, панцири насекомых, остатки растений, кости неодомашненных животных, обитавших на поселении или по соседству (например, домовые и полевые мыши, различные насекомые т. д.). Экофакты важны тем, что дают возможность реконструировать природную среду эпохи существования археологического памятника.

4. Ещё один вид биологических остатков — это остатки, напрямую связанные с человеком. Непосредственно в слоях поселений (в отличии от культурного слоя могильников) кости человека встречаются нечасто и их наличие обычно свидетельствует о довольно экстремальных и катастрофических событиях. Но кроме них в слой попадает немало другого. Человек оставляет после себя экскременты, волосы, ногти, постоянно отшелушивающиеся чешуйки кожи и т.п. В итоге они и продукты их разложения могут составить существенную часть культурного слоя.

Неорганические остатки. Четвертую категорию составляют почвенные, галечные, песчаные и прочие отложения природных неорганических материалов и веществ, скопившиеся на площади памятника. Они подразделяются на:

• Антропогенные — принесённые человеком.

Прослойки песка, видимые в стенке курортного раскопа, представляют собой подсыпку, выполненную в 1970-ее годы при строительстве: Прослойки песка, видимые в стенке курортного раскопа, представляют собой подсыпку, выполненную в 1970-ее годы при строительстве:

•Неантропогенные - попавшие на территорию памятника в ходе природных процессов. Например, принесённые ветром песок, глина, принесённая водными потоками, вулканический пепел и т.п.

Палеолитическая стоянка Борщево-5. В стенке раскопа видна серая прослойка с разводами. Это вулканический пепел - свидетельство крупнейшего за последние 100 тыс. лет извержения в Европе - он прилетел из Италии(!). Ниже видны чёрные разводы - прослойка пожара Палеолитическая стоянка Борщева-5. В разрезе - геологическая история: светлые холодные суглинки (принесённых ледником) разделены прослойками палеопочв (эпизодами потеплений). Следы поселений разных первобытных племен 45-22 тыс. л. н. залегают друг над другом Палеолитическая стоянка Борщево-5. В стенке раскопа видна серая прослойка с разводами. Это вулканический пепел - свидетельство крупнейшего за последние 100 тыс. лет извержения в Европе - он прилетел из Италии(!). Ниже видны чёрные разводы - прослойка пожара

Каждый из компонентов культурного слоя несёт свою часть информации о прошлом и требует специального подхода. Следует также помнить о том, что на памятнике могут присутствовать не все компоненты слоя. Или присутствовать в незначительном количестве. Например - яма, в которой нет артефактов.

Как откладывается культурный слой

Прежде чем перейти непосредственно к описанию процесса отложения культурного слоя, надо рассмотреть ещё одно важное понятие — Археологический комплекс.

Дело в том, что все вышеописанные объекты и компоненты культурного слоя на памятнике находятся в определенной связи друг с другом — составляют комплексы. Которые могут быть закрытыми и открытыми.

А. Закрытый комплекс

Главная черта закрытых комплексов — это одновременность и неизменяемость. Вещи, составляющие закрытые комплексы, могли быть сделаны в разное время, но попали в землю в один и тот же момент. Такой комплекс существует объективно. Из него нельзя ничего изъять и нельзя ничего добавить. К закрытым комплексам относятся: клад (монетный или вещевой); инвентарь погребения и вещи, найденные на полу сгоревшего жилища. Закрытый комплекс отражает лишь один момент времени и тем важен для датировок. Закрытость комплекса так же важна для археологов, как, например, целостность коллекции для архивистов.

Погребение Погребение

Если в могилу (являющуюся закрытым комплексом), впущено второе погребение, оно может нарушить комплекс, который перестает быть закрытым. Если удается доказать, что такого нарушения не произошло, то в одной могиле будут находиться уже два закрытых комплекса; причем второй будет отражать другой, более поздний момент времени.

Б. Открытый комплекс

Случайная яма, достигшая пола сгоревшего жилища, нарушает закрытый комплекс. Изъятый из земли клад, если в него добавлен новый предмет или изъят из него, также теряет качество закрытого комплекса.

Открытый комплекс может быть расширен, так как часто его границы зависят от археолога. Такой комплекс создается искусственно, в то время как закрытый комплекс независим от нас. Открытый комплекс отражает не момент, а отрезок времени. Таков снимаемый на раскопе пласт культурного слоя. Напластования и вещи накапливались в пласте на протяжении определенного времени, а не мгновенно. Археолог вправе расширить этот комплекс, если это ему нужно, рассматривая несколько пластов вместе (например, при построении стратиграфического яруса).

Культурный слой складывается из множества закрытых и открытых комплексов.

Процесс формирования памятника

Посмотрим на этапы накопления слоя.

1. Поверхность земли до появления поселения. На месте будущего археологического памятника находится слой почвы, под которым залегают материковые напластования глины или песка (именно их археологи называют «материком»).

2. После начала строительства поселения начинает откладываться слой. В него попадают щепки от брёвен, остатки трапез строителей, случайно разбитый горшок, камни и глина, оставшиеся после строительства печи, сломанный топор, отвалы из ям и т. д. Так формируется слой строительства.

3. Поселение живёт своей жизнью и в культурный слой откладываются пищевые отходы, потерянные и выброшенные вещи, битая керамика, навоз домашних животных, щепки, опилки, солома, отходы, образовавшиеся в ходе ремонта жилища и построек и т. д. В общем, все те компоненты культурного слоя, о которых я говорил выше. Постепенно уровень поверхности поднимается, и нижняя часть построек скрывается под напластованиями слоя жизнедеятельности, а некоторые объекты (например, настилы) оказываются полностью погребены. Этот эффект хорошо виден на примере старых зданий, которые кажутся вросшими в земля (иногда по самые окна).

Поверхность земли до появления поселения После начала строительства поселения Поселение живёт своей жизнью Поверхность земли до появления поселения

4. Но вот наступает следующий этап — постройки разрушаются. Они могут погибнуть в огне, а могут быть разобраны за ветхостью. Но в итоге, так или иначе, образуется новая прослойка — слой разрушения.

5. Но жизнь не стоит на месте. Возводятся новые постройки и образуются новые слой строительства и жизнедеятельности.

6. Но и они со временем разрушаются, и начинается новая фаза строительства.

Постройки разрушаются Возводятся новые постройки Но и они со временем разрушаются Постройки разрушаются

Этот процесс идёт непрерывно в течении всего времени существования поселения. В итоге мощность слоя может составить несколько метров, а в особых случаях больше 30 м.

Но это удивительно только на первый взгляд. Просто мы привыкли к тому, что сейчас мусор и различные отходы вывозят за пределы поселений, а в древности всё это в большинстве случаев оставалось на месте. Легко можно вообразить современный способ накопления культурного слоя, просто представьте, что мусор перестали вывозить вообще, канализацию отключили, при сносе старых построек все отходы оставляют на месте. Слой будет расти довольно быстро.

На это можно возразить, что в древности не было такого количества мусора, как сейчас (не было пакетов, бутылок и т.п.). Но следует помнить, что в средневековом городе было много таких отходов, каких нет у нас. Щепки, солома, остатки корма и подстилки домашних животных, огромное количество навоза, немало отходов ремесленного производства (шлаки, обрезки кожи и т.д.). Поэтому и накапливаются метры слоя. Хороший пример нарастания мощного слоя это телли — «рукотворные» холмы высотой до 30-40 м, образовавшиеся на месте древних городов на Ближнем востоке и в Средней Азии. Причиной их появления было то, что для строительства использовался преимущественно сырцовый кирпич. После разрушения построек глина откладывалась слоями, которые за тысячи лет складывались в десятки метров.

Телль-Хазна I (северо-восток Сирии) Телль-Хазна I (северо-восток Сирии)

Но условия для отложения слоя не всегда благоприятны. Если слой состоит преимущественно из органических материалов, то он подвержен разрушению. Органика практически сразу начинает разлагаться. И после её разложения остаются преимущественно неорганические материалы, и вместо нескольких метров остаются 40-50 см. А если вступают в действие другие факторы разрушения (например, активная распашка), то и меньше.

Вообще, культурный слой формируется в результате одновременных процессов накопления и разложения органических остатков. Если процессы накопления более интенсивны, то слой откладывается; если же процессы накопления замедляются или прекращаются, то происходит преобразование органического культурного слоя в органо-минеральный и слаборазвитые почвы. При этом для разных географическо-почвенных условий схема будет различной.

В тех случаях, когда гидрогеологические и прочие условия благоприятны для сохранения органических материалов, накопление слоя идёт быстро и он в итоге может достигать нескольких метров. Например, в Старой Руссе зафиксирован слой, мощностью превышающий 6 м.

Вот для наглядности подборка фотографий Пятницкого раскопа сделанная на протяжении 10 лет — Пятницкий раскоп 2002-2012 . На них можно увидеть, как меняется застройка и заполнение культурного слоя. Несколько иначе формируется культурный слой могильника (чуть подробнее об этом ниже).

Стратиграфические принципы

Порядок чередования напластований культурного слоя по отношению друг к другу, а также к подстилающим и перекрывающим его горным породам и отложениям называется в археологии стратиграфией. Анализ стратиграфии играет крайне важную роль в археологии, потому что только он может рассказать историю формирования слоя (и, соответственно, историю поселения). Все прослойки в раскопе тщательно фиксируются, фотографируются и зарисовываются.

Вот, например, фотография зачищенной стенки раскопа:

На них можно увидеть разрез срубной жилой постройки, наполовину попавшей в раскоп.

Для интерпретации стратиграфических данных в археологии существуют четыре основных принципа:

1) Принцип перекрывающих напластований состоит в том, что каждый слой отложений старше того, который лежит непосредственно над ним. Иными словами, делая раскопки, мы последовательно попадаем во все более ранние слои. Принцип перекрывания применим лишь к каждому месту по отдельности. Это означает, что глубина залегания предмета не является признаком его древности, потому что слой, находящийся в каком-то месте на глубине в 1,2 м от поверхности может быть старше того, который в другом месте лежит на 2,4 м ниже поверхности (и наоборот).

2) Принцип прорезания гласит, что каждое скопление, впущенное в другое, является более поздним. К примеру, яма, прорезавшая слой глины, появилась позже, чем это прослойка глины; в противном случае она не могла бы его прорезать.

3) Принцип terminus post quem (лат. «время, после которого») гласит, что некий комплекс (в том числе слой) сложился после изготовления самого позднего из содержащихся в нем предметов. Это естественно, поскольку предмет не может попасть в комплекс до того, как он был сделан.

4) Принцип ассоциации гласит — дата образования закрытого комплекса приблизительно совпадает со временем бытования входящих в него предметов. Классическим примером закрытого комплекса является могила, которую обычно выкапывают и засыпают всего за несколько дней. Поэтому можно полагать, что могила датируется тем же периодом, что и найденные в ней артефакты. Конечно, возможно, что в состав ее инвентаря вошли какие-то семейные реликвии, и в таком случае могила будет относиться к более позднему времени, чем эта реликвия. Принцип ассоциации представляет собой частный случай принципа terminus post quem.

В совокупности эти четыре принципа позволяют разобраться в самой сложной стратиграфии.

Читайте также: