Кстати подобное происходит и при получении кирпичей грамматическая основа

Обновлено: 18.05.2024

Кстати подобное происходит и при получении кирпичей грамматическая основа

Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

(1)… (2)Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек. (3)Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться и абордажем. (4)При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном. (5)… промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины. (6)Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от огня противника.

Задания Д A7 № 7

Прочитайте текст и выполните задания A7–A12.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Ненадёжность пер­вых па­ро­вых машин и их раз­ме­ры вы­зы­ва­ли у мо­ря­ков до­воль­но скеп­ти­че­ское отношение.
2) Ещё в пер­вой трети XIX века мор­ские сра­же­ния мало от­ли­ча­лись от тех, что про­ис­хо­ди­ли за сто лет до этого.
3) На­ря­ду с ар­тил­ле­ри­ей по­яви­лись и дру­гие виды мор­ско­го оружия.
4) Впер­вые па­ро­вые ма­ши­ны при­ня­ли уча­стие в бо­е­вых дей­стви­ях во время Крым­ской войны.

Исходя из контекста, только второе предложение можно поставить в начало текста.

Ещё в первой трети XIX века морские сражения мало отличались от тех, что происходили за сто лет до этого. Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек.

Средство связи — указательное местоимение ТЕХ.

Правильный ответ указан под номером 2.

1) стали ма­ши­ны (предложение 5)
2) ко­раб­ли в упор па­ли­ли (предложение 2)
3) вы­ве­сти из строя (предложение 3)
4) мат­ро­сы ста­ра­лись за­вла­деть (предложение 4)

Грамматическая основа в предложении 2: «корабли палили».

Грамматические основы в предложении 3: в первом придаточном грамматической основой будет слово «хватало», во втором — сочетание «вывести из строя». Главное предложение является двусоставным, его грамматическая основа «бой мог заканчиваться».

Грамматические основы в предложении 4: «матросы высаживались» в главном предложении и «которые старались завладеть» в придаточном предложении.

Грамматические основы в предложении 5: «революция внесла коррективы» и «машины стали нововведением».

Правильный ответ указан под номером 3.

Анна Н (Таганрог) 26.05.2012 20:51

я не понимаю,почему третий ответ правильный. Объясните,пожалуйста.

Анастасия Смирнова (Санкт-Петербург)

«Вывести из строя» — простое глагольное сказуемое (т. к. является фразеологизмом и потому неделимо). Подлежащего в предложении нет, а значит, «вывести из строя» — это грамматическая основа предложения 3.

Гость 28.05.2012 11:11

Мне кажется, что неверно дан ответ.

1) машины стали (чем?)нововведением (это дополнение, а не грам. основа

Анастасия Смирнова (Санкт-Петербург)

Глаголы «быть», «становиться» всегда являются частью составного именного сказуемого. Здесь «стали нововведением» — составное именное сказуемое.

Гость 29.05.2012 19:10

Правильный ответ-4,а не 3,вы всё перепутали.Я отметила 4,а вы пишете: Правильный ответ 3 и тут же предъявляете пояснение:" задаем вопрос вывести из чего? из строя. это не является грамматической основой предложения", в котором опровергаете правильный на ваш взгляд ответ.

Анастасия Смирнова (Санкт-Петербург)

Опечаток в этом задании нет. Придаточное предложение «. чтобы вывести корабль из строя» имеет составное именное сказуемое. Без слова «из строя» теряется смысл предложения, так как глагол «вывести» нуждается в уточнении.

ПОМОГИТЕ ВЫДЕЛИТЬ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ И УКАЗАТЬ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩИХ

1. В эту минуту из-за избы раздалось несколько выстрелов, человек десять пеших людей бросились с саблями на душегубцев, и в то же время всадники князя Серебряного, вылетев из-за угла деревни, с криком напали на опричников. (А. К. Толстой) 2. Старший молвил: « Что за диво! Всё так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал». (А. С. Пушкин) 3. Выскочить из засады, схватить одну из собак и опять скрыться в зарослях было для тигра делом одной минуты. (В. К. Арсеньев) 4.Каждый из нас станет на самом краю площадки. (М. Ю. Лермонтов) 5. Посмеяться дело доброе, оздоровляющее. (М. Горький) 6. Это «вперед» профессора всё время висит над Кустиком. (Б. Горбатов) 7. Их разделяло пятьсот километров. (Б. Горбатов) 8. Семеро одного не ждут. (Пословица) 9. Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо. (Л. Андреев)

Лучший ответ

раздалось - сказуемое, несколько выстрелов - подлежащее, местоим. и сущ., человек десять людей - подлежащее, сущ., числит и сущ., бросились - сказуем., всадники - подлежащ. сущ., напали - сказуемое 2. Старший - подл. прилагат, молвил: - сказуем. « Что - подлеж, местоим., диво - сказ., чисто - сказ., и красиво - сказ.. Кто-то - подлеж, местоим., прибирал - сказ. да поджидал - сказум.». 3. Выскочить - подлеж, глагол, схватить - подлеж, глагол, и скрыться - подлеж, глагол, было делом - сказ. 4.Каждый из нас - подл., местоим, предлог, местоим. станет - сказ. 5. Посмеяться - подлеж, глагол, дело - сказ. 6. «вперед» - подлеж., наречие, висит - сказ. 7. разделяло - сказ., пятьсот километров - подлеж., числит. и сущ. 8. Семеро - числит. не ждут - сказ. 9. Жёлтыми огнями загорелась - сказ., осень - подлеж, сущ., заплакало - сказ., небо - подлеж,, сущ.

Саша БорисовУченик (130) 2 года назад

спасибо)
я в четырёх предложениях ошибся.

валентина Мыслитель (5172) молодец. Задание, между прочим, не самое лёгкое

Кстати подобное происходит и при получении кирпичей грамматическая основа

ТЕСТ ЕГЭ - 2014 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВАРИАНТ 9

Тренировочный тест для подготовки к сдаче ЕГЭ - 2014 по русскому языку. Задания, включенные в данный тест, полностью соответствуют заданиям будущих реальных вариантов экзаменационной работы по количеству, форме, уровню сложности и другим параметрам.

Тесты ЕГЭ - 2014 по русскому языку состоят из трёх частей (А, В и С). Часть 1 (А) состоит из 30 заданий, часть 2 (В) - из 8, часть 3 (С) включает 1 задание и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).

Данный тест рекомендуется как тренировочный при подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку в 2014 году.

А1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) некролОг

2) диспансЕр

3) бантЫ

4) каталОг

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Посуда из дерева, привезённая на хутор, была незатейлива, БЕЗЫСКУСНА.

2) Чтение художественной литературы практически всегда оказывает БЛАГОТВОРНОЕ влияние на воспитание ребёнка.

3) Всё лето готовили домашний спектакль, в котором соседка сумела показать свои АРТИСТИЧНЫЕ таланты.

4) Утром нашёл просроченный АБОНЕМЕНТ в бассейн.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) около трёхсот документов

3) в две тысячи тринадцатом году

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Проводя опыты даже с безобидным столовым уксусом,

1) появляются крупинки соли.

2) лабораторная работа была закончена без приключений.

3) получаются разнообразные химические соединения.

4) следует соблюдать аккуратность и осторожность.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) В юности поэт не сомневается и верит в победу над самодержавием.

2) Паровоз, как горячий конь, подрагивал могучим телом, готовый ринуться вперёд.

3) Днём с колокольни в хороший бинокль далеко вглубь просматривалась вражеская оборона.

4) Вечером улеглись ребята рядышком на своих койках в задней комнате.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Русская культура первой половины XIX века складывалась в особых условиях, которые определили её характер и специфику.

2) Генерал держал в руке небольшой флаг, которым при взлёте махал оставшимся внизу.

3) Государственный переворот, который возвёл на престол Александра I, не обеспечил ему прочной власти.

4) Царь заказал своему ювелиру ритуальный золотой венец, который использовался во время жертвоприношений.

Прочитайте текст и выполните задания А7 - А12

(1) . (2) Полученный материал размалывают, фасуют и везут на строительные площадки. (3) Здесь цемент в чётких пропорциях смешивают с гравием и водой для получения бетона. (4) Если бы мы понаблюдали под микроскопом, что при этом происходит, то заметили бы, что поверхность зёрен песка и камня покрывается тонкой цементной кашицей. (5) Буквально на наших глазах цементная кашица начинает расти, пухнуть, промежутки между зёрнами заполняются с огромной быстротой игольчатыми кристаллами, образовавшийся материал напоминает камень - бетон затвердел. (6) . подобное происходит и при получении кирпичей.

А7. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Сегодня ни одна стройка не обходится без бетона или железобетона, будь то строительство жилого дома, плотины, моста или аэропорта.

2) Когда говорят о чём-нибудь скучном и неинтересном, то нередко сравнивают его с серым бетоном или железобетоном.

3) Бетон очень хорошо сопротивляется сжатию, но совершенно бессилен перед растяжением.

4) На заводах в медленно вращающихся печах при температуре около 1400 градусов обжигают сырьё, в котором происходят различные химические процессы.

А8. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шес том предложении?

3) Несмотря на это,

А9. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) цемент смешивают (предложение 3)

2) что происходит (предложение 4)

3) заполняются кристаллами (предложение 5)

4) происходит (предложение 6)

А10. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями

3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

4) сложное бессоюзное

А11. В каком предложении есть страдательное причастие?

А12. Укажите значение слова ЗЁРНАМИ в предложении 5.

1) плод, семя растений

2) ядро, зародыш чего-нибудь

3) семена хлебных злаков

4) небольшой предмет, частица чего-нибудь

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Люди старшего поколения помнят, как у станций метро стояли деревя(1)ые будки, где мастера, чьи руки были сплошь перепачка(2)ы пастой разных цветов, заправляли использова(3)ые стержни для шариковых ручек.

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) оч. ровательный, ст. рпеть, т. инственный

2) прик. снулась, экз. меновать, в. дяной

3) акц. нтированный, х. рактеризовать, вым. кнуть

4) д. лёкая, ф. мильярный, обл. котиться

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пред. юбилейный, п. едестал, в. южный

2) пр. имущество, пр. вратиться, пр. думанный

3) и. черпать, ра. даривать, во. требовать

4) с. митировать, без. нтересный, из. мать

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У ?

1) песни слыш. тся, щекоч. щий щёки ветерок

2) моряки держ. тся, трепещ. щие от страха

3) молнии блещ. т, колыш. щиеся ветки

4) деревья руш. тся, движ. щаяся колонна

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И ?

А. зала. вший

Б. растра. вать

В. выпил. ть

Г. обманч. вый

А18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И ?

Если бы дети н(1) задавали вопросов, взрослые бы н(2) о чём н(3) задумывались.

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Акулы часто нападают (С)НИЗУ, загибая рыло, ЧТО(БЫ) оно не мешало им захватывать добычу.

2) (ВО)ОБЩЕ, наше отношение к другим людям формируется не только "по одёжке и уму", но и (ПО)ТОМУ, как они говорят, какие слова используют.

3) В ТУ(ЖЕ) секунду в голосе сурового адвоката послышалось нечто (В)РОДЕ сочувствия.

4) Официальная встреча (В)ТЕЧЕНИЕ получаса проходила в присутствии журналистов, а (ЗА)ТЕМ министры общались тет-а-тет.

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Аналитическим весам посвящались целые параграфы в учебниках () и аккуратной работе с ними ранее долго обучали студентов химических факультетов.

1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

А21. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Нападая стаей (1) акулы кружат вокруг будущей добычи (2) описывая (3) постепенно сужающиеся (4) витки спирали и всё увеличивая скорость.

А22. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

По мнению учёных-египтологов (1) во II тысячелетии до н.э. металлургия меди достигла в Древнем Египте солидных масштабов: в стране в то время действовало (2) не менее (3) тысячи плавильных печей. Однако (4) затем, как свидетельствуют исторические документы, производство этого металла резко сократилось. Неужели (5) египтяне перестали нуждаться в меди?

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).

1) По обе стороны от тропы лежали вороха совсем бурых листьев грецкого и мелкого лесного ореха.

2) Перед актовым залом собралось человек десять или пятнадцать мальчиков и девочек нашего возраста или несколько постарше.

3) Вся московская знать в этом ресторане рассвет встречала да вишнёвым садом любовалась.

4) Общественный пафос гражданские мотивы органично вливаются в изысканную и одухотворённую пластику В. Стамова.

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В эпоху Возрождения в конструкции замков появились усовершенствования: стали делать несколько горизонтальных засовов и гнёзд для ключей.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.

4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

А25. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В августе 1802 года было создано Министерство народного просвещения (1) первоочередной задачей (2) которого (3) стала подготовка и проведение полной реорганизации (4) всех звеньев учебного процесса в России.

А26. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Химики - люди достаточно аккуратные (1) и знают (2) что (3) если сразу после окончания эксперимента не вымыть посуду (4) потом сделать это будет намного труднее.

А27. Прочитайте текст.

Очень важное свойство губной помады - достаточно высокая температура плавления, чтобы помада не размазывалась на губах и не размягчалась при хранении. Это особенно важно в условиях жаркого климата, где помада может оплавляться и терять товарный вид ещё при хранении. По этой причине при производстве губной помады следует предпочитать те компоненты, у которых более высокие температуры плавления.

В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) В изготовлении губной помады используют компоненты с высокой температурой плавления, чтобы она не растекалась на губах и сохраняла товарный вид при хранении.

2) Высокая температура плавления - важнейшее свойство губной помады.

3) В условиях жаркого климата к производству губной помады предъявляются особые требования.

4) Губная помада не будет размазываться на губах, если при изготовлении соблюдать все технологические требования, в частности использовать компоненты с высокой температурой плавления.

Прочитайте текст и выполните задания А28 - А30; В1 - В8.

(5) Шёл 1952 год. (6) Железный занавес не был поднят. (7) Предложение звучало фантастически - всё равно что полёт в космос. (8) В Италию. (9) Да ещё с семьёй, да ещё зарплата в пять раз больше. (10) Да ещё жильё. (11) "Там нет коммунальных квартир", - со смешком пояснил Усов.

(12) Я попросил сутки на размышление и сразу отправился к однокурснице Юле, которая работала в Публичной библиотеке.

(13) С ходу я выложил ей про командировку. (14) Юля аж подпрыгнула от восторга, потащила в какой-то отдел, принесла альбомы с видами Неаполя, Генуи, Милана, роскошные альбомы, где небо всегда солнечно-голубое, гладко-синее море, празднично чистые улицы.

(15) Жена восприняла новость куда спокойнее, чем я ожидал, как будто нечто подобное мне полагалось. (16) Для Риммы главным оказалось то, что для дочери будет детская, солнце, тепло. (17) Лишь бы выбраться из этой сырой коммуналки, где стены цветут плесенью и мои ботинки то и дело становились зелёными. (18) Я рассказывал ей про вид на Неаполитанский залив, кофейни на солнечных бульварах, я извлекал из библиотечных альбомов всю туристическую красоту. (19) Зачем я это делал? (20) Наверное, уговаривал сам себя. (21) Всё было за отъезд, всё. (22) Разве только одно - то, что по ночам писал свой роман, первый роман. (23) Писал я его по ночам, и совмещать писательство с реконструкцией электрических подстанций у меня уже не хватало сил. (24) Уйти с работы значило лишиться зарплаты. (25) А вдруг роман не получится? (26) И вот однажды жена сказала, что хватит надрываться и что как-нибудь перебьёмся. (27) И тут на нас обрушилась эта Италия.

(28) Италия избавляла от всех проблем, избавляла от очередей и плесени, от возни с дровами и печкой, она позволяла покинуть этот серый, гнетущий, напуганный новыми арестами город и уехать в неведомую новую жизнь. (29) Но я думал о рукописи: есть ли смысл везти её с собой, что с ней там будет. (30) Уже под утро Римма разбудила меня: "Знаешь, я передумала: всё-таки тебе надо закончить роман".

- (31) Что на самом деле вас держит? - спросил меня на следующий день Усов.

- (32) Язык. (33) Другие правила.

- (34) Ерунда, освоитесь, деваться-то некуда. (35) Учтите, есть партийная дисциплина. (36) Пошлём вас в командировку, и конец вашим сомнениям.

(37) Может быть, так и следовало со мной поступить. (38) Главный инженер присмотрелся к моей физиономии.

- (39) А ещё что?

(40) Я неохотно признался про роман. (41) Последовал проклятый вопрос насчёт того, уверен ли я, что ради этой синей птицы стоит отказываться от такого предложения.

- (42) Да, уверен.

(43) Роман "Искатели" был напечатан в журнале "Звезда" и вскоре вышел отдельной книгой. (44) Первый экземпляр я преподнёс Римме, второй. Усову.

* Даниил Александрович Гранин (род. в 1918 г.) - писатель, публицист.

А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Однокурсница героя с восторгом восприняла известие о его командировке в Италию.

2) Семья героя жила в Ленинграде в сырой коммунальной квартире с дровяной печкой.

3) Уехать в заграничную командировку герою мешало только то, что он не знал, удастся ли ему там закончить роман.

4) Главный инженер несколько раз откладывал рассмотрение заявления героя об увольнении.

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) 13 и 14 предложения подтверждают суждение, высказанное в 12 предложении текста.

2) В предложениях 1 - 2 представлено повествование.

3) Предложения 19 - 25 содержат рассуждение.

4) В 43 - 44 предложениях текста указаны происходящие друг за другом события.

А30. Какое из слов текста употреблено в переносном значении?

1) уволиться (предложение 1)

2) выложил (предложение 13)

3) передумала (предложение 30)

4) читал (предложение 4)

ЧАСТЬ 2

Ответы к заданиям В1 - В3 запишите словами.

В1. Из предложений 21 - 23 выпишите слово, образованное приставочным способом.

В2. Из предложения 4 выпишите производный предлог.

В3. Из предложений 43 - 44 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям В4 - В8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 31 - 38 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 22 - 29 найдите предложение, в котором есть необособленное распространённое определение. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 2 - 7 найдите сложное предложение, в котором есть придаточное времени. Напишите номер этого сложного предложения.

В7. Среди предложений 15 - 25 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексических повторов и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28 - А30, В1 - В8.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

В8. "Передавая чувства и переживания героя в связи с внезапной командировкой, автор использует такие синтаксические средства выразительности, как _______ (предложение 28) и ______ (предложения 7 - 8). Тропы _______ ("гладко-синее море", "празднично чистые улицы", "солнечные бульвары") и ______ ("обрушилась Италия") - усиливают образность текста".

1) риторический вопрос

2) лексический повтор

3) эмоционально-оценочные слова

4) ряды однородных членов

7) вопросно-ответная форма изложения

9) риторическое восклицание

ЧАСТЬ 3

C1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Кстати подобное происходит и при получении кирпичей грамматическая основа

Анастасия Пёсик

Задания А6-А11 для выполнения требуют опоры на один и тот же текст. Прежде, чем приступить к выполнению заданий - ознакомьтесь с текстом:

(1)… (2)Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат. (3)Их следует отобрать в соответствии с темой реферата и сгруппировать вокруг развивающих её нескольких больших подтем. (4)При этом важно точно и лаконично изложить содержание отобранных фрагментов, провести их смысловое свёртывание. (5)Под смысловым свёртыванием, или компрессией, понимается операция, приводящая к сокращению текста без потери важной, актуальной информации. (6)… компрессия, предусматривающая исключение из текста избыточной, второстепенной информации, является одним из ведущих приёмов при написании реферата.

А6: Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Фрагменты, содержащие второстепенную информацию, не должны перегружать текст реферата.
2) Выделение в текстах ключевых фрагментов является основой для написания реферата.
3) Часто при работе с текстом приходится удалять или заменять не отдельные предложения, а целые фрагменты текста.
4) Различные главы реферата несут различный объём информации.

Подставляем все предложения вместо первого и сразу читаем второе. Подбираем, чтобы по содержанию и по смыслу первое предложение подходило ко второму и последующим в тексте.
Очевидно, что в данном случае первым должно быть предложение под цифрой 2) Выделение в текстах ключевых фрагментов является основой для написания реферата. Здесь слово ФРАГМЕНТОВ хорошо согласуется со вторым предложением: Однако не все эти ФРАГМЕНТЫ должны войти в реферат

A7: Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

1) И только
2) Ещё
3) С другой стороны,
4) Таким образом,

Верный ответ: "Таким образом," (Под смысловым свёртыванием, или компрессией, понимается операция, приводящая к сокращению текста без потери важной, актуальной информации. Таким образом, компрессия, предусматривающая исключение из текста избыточной, второстепенной информации, является одним из ведущих приёмов при написании реферата.)

A8: Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?

1) понимается (предложение 5)
2) фрагменты должны войти (предложение 2)
3) их следует отобрать (и) сгруппировать (предложение 3)
4) исключение является (предложение 6)

Грамматическая основа – это сочетание, образуемое главными членами, или единственный главный член предложения. В ней (грамматической основе), как правило, содержится вся суть предложения. Просто нужно найти все грамматические основы в указанных предложениях. Таким образом, верный ответ: 2) фрагменты должны войти (предложение 2)

Кстати подобное происходит и при получении кирпичей грамматическая основа

Чужой компьютер

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ

вернуться к странице

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ

.
Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

(1)… (2)Полученный материал размалывают, фасуют и везут на строительные площадки. (З)Здесь цемент в чётких пропорциях смешивают с гравием и водой для получения бетона. (4)Если бы мы понаблюдали под микроскопом, что при этом происходит, то заметили бы, что поверхность зёрен песка и камня покрывается тонкой цементной кашицей. (5)Буквально на наших глазах цементная кашица начинает расти, пухнуть, промежутки между зёрнами заполняются с огромной быстротой игольчатыми кристаллами, образовавшийся материал напоминает камень — бетон затвердел. (6)… подобное происходит и при получении кирпичей.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом (6) предложении?

Грамматическая основа предложения

Понятие «грам­ма­ти­че­ская осно­ва» нераз­рыв­но свя­за­но с пред­ло­же­ни­ем — одной из основ­ных син­так­си­че­ских еди­ниц рус­ско­го язы­ка. Выясним, что такое грам­ма­ти­че­ская осно­ва пред­ло­же­ния, как её выде­лить в выска­зы­ва­нии. Но преж­де сле­ду­ет вспом­нить, что назы­ва­ет­ся пред­ло­же­ни­ем в син­так­си­се рус­ско­го языка.

Предложение как единица речи

Предложение — это наи­мень­шая еди­ни­ца речи, кото­рая пред­став­ля­ет собой грам­ма­ти­че­ски орга­ни­зо­ван­ное соеди­не­ние слов, обла­да­ю­щее смыс­ло­вой и инто­на­ци­он­ной законченностью.

При помо­щи пред­ло­же­ний мы выра­жа­ем свои мыс­ли и чув­ства, обра­ща­ем­ся друг к дру­гу с вопро­са­ми, сове­та­ми, прось­ба­ми, поже­ла­ни­я­ми и при­ка­за­ни­я­ми. Итак, целью пред­ло­же­ния может быть сооб­ще­ние, вопрос или побуж­де­ние. В пред­ло­же­нии содер­жит­ся сооб­ще­ние о собы­тии, кото­рое вос­при­ни­ма­ет­ся как реаль­ное, про­ис­хо­дя­щее в каком-то вре­ме­ни или как нереальное.

Определение Предложением назы­ва­ет­ся сло­во или несколь­ко слов, в кото­рых заклю­че­но сооб­ще­ние, вопрос, или побуж­де­ние (при­каз, совет, просьба).

Предложение может состо­ять как из несколь­ких слов, объ­еди­нен­ных меж­ду собой грам­ма­ти­че­ски и инто­на­ци­он­но, так и из одно­го слова.

Каждое пред­ло­же­ние име­ет свое ядро, вокруг кото­ро­го груп­пи­ру­ют­ся осталь­ные его чле­ны. Это грам­ма­ти­че­ское ядро состо­ит из глав­ных чле­нов — под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го в дву­со­став­ном пред­ло­же­нии или толь­ко под­ле­жа­ще­го или ска­зу­е­мо­го в одно­со­став­ном, например:

Уже рас­хо­ди­лись хоро­во­ды ; уж за рекой, дымясь, пылал костер рыба­чий (А.С.Пушкин).

Сумерки . Рано вече­ре­ет . Мы плы­ли доволь­но мед­лен­но (И.С. Тургенев).

Что такое грамматическая основа предложения

Определение Грамматическая осно­ва пред­ло­же­ния — это основ­ная часть пред­ло­же­ния, кото­рая состо­ит из его глав­ных чле­нов: под­ле­жа­ще­го и сказуемого. Можно дать и такое определение: Грамматическая осно­ва — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, вклю­ча­ет в себя глав­ные чле­ны в дву­со­став­ных пред­ло­же­ни­ях и один глав­ный член в односоставных.

Чтобы выде­лить грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния, выяс­ним, о ком или о чём идет речь в выска­зы­ва­нии. Для это­го зада­дим вопро­сы: кто? или что?

Что? — небо. Это под­ле­жа­щее , кото­рое, как пра­ви­ло, выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным (место­име­ни­ем) в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа или любой частью речи в зна­че­нии име­ни существительного.

Что гово­рит­ся о небе? Небо что дела­ло? мерк­ло — это ска­зу­е­мое .

Небо мерк­ло — грам­ма­ти­че­ская осно­ва про­сто­го предложения.

Кто? мы — под­ле­жа­щее , выра­жен­ное лич­ным место­име­ни­ем в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го числа.

Мы что дела­ли? плы­ли — сказуемое.

Мы плы­ли — грам­ма­ти­че­ская основа.

Грамматическая основа предложения (схема)

Примеры выражения подлежащего разными частями речи

Метель (суще­стви­тель­ное) надви­ну­лась сра­зу (Н.Островский).

Я (место­име­ние) ехал вече­ром один на бего­вых дрож­ках (И.С. Тургенев)

Кто (место­име­ние) не рабо­та­ет, тот не ест.

Трое (чис­ли­тель­ное) неза­мет­но про­скольз­ну­ли во двор.

Умный (при­ла­га­тель­ное) гово­рит за себя сво­и­ми делами.

Наконец насту­пи­ло дол­го­ждан­ное после­зав­тра (наре­чие).

Прибывшие (при­ча­стие) шум­но рас­са­жи­ва­лись за столами.

Громкое ура (меж­до­ме­тие) про­ка­ти­лась по площади.

Охранять (инфи­ни­тив) при­ро­ду — зна­чит охра­нять Родину.

Узы друж­бы (сло­во­со­че­та­ние) свя­зы­ва­ли их с детства.

Несколько детей (чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное) окру­жи­ли её с выра­же­ни­ем вос­тор­га на лицах.

Вторым основ­ным ком­по­нен­том грам­ма­ти­че­ской осно­вы явля­ет­ся ска­зу­е­мое , кото­рое может бы выра­же­но все­ми спря­га­е­мы­ми фор­ма­ми гла­го­ла. Такое ска­зу­е­мое назы­ва­ет­ся про­стым гла­голь­ным — ПГС.

Девочка поет . Девочка пела . Девочка будет петь .

Сложность выде­ле­ния тако­го ска­зу­е­мо­го состо­ит в том, что оно может быть выра­же­но дву­мя сло­ва­ми, состав­ля­ю­щи­ми слож­ные фор­мы гла­го­ла буду­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния или фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, например:

Мой друг не будет рас­ска­зы­вать об этом.

Мы не будем гово­рить о прошлом.

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое (СГС) состо­ит из вспо­мо­га­тель­но­го глагола-связки и инфинитива.

Вспомогательный гла­гол не обла­да­ет само­сто­я­тель­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем, а выра­жа­ет нача­ло, про­дол­же­ние или конец дей­ствия (фазис­ный гла­гол) или обо­зна­ча­ет воз­мож­ность, жела­ние, воле­изъ­яв­ле­ние, дол­жен­ство­ва­ние, оцен­ку и пр. (модаль­ный глагол).

В каче­стве связ­ки может высту­пать так­же крат­кие прилагательные:

рад, готов, дол­жен, обя­зан, вынуж­ден, намерен

Особую слож­ность пред­став­ля­ют собой СГС, в соста­ве кото­рых име­ют­ся устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния с модаль­ным значением:

  • имел наме­ре­ние (хотел);
  • сде­лал уси­лие (попы­тал­ся);
  • имел воз­мож­ность (желал) и пр.
Дополнительный мате­ри­ал Узнаем более подроб­но о состав­ном гла­голь­ном ска­зу­е­мом.

Примеры составного глагольного сказуемого

Лектор про­дол­жал при­во­дить инте­рес­ные фак­ты из жиз­ни насекомых.

Дождь пере­стал накра­пы­вать , и выгля­ну­ло яркое солнце.

Кто велел тебе рвать цве­ты в моём саду?

Ты дол­жен рас­ска­зать мне об этом случае.

Отец с мате­рью реши­ли ехать в дерев­ню на сле­ду­ю­щий день.

Лесничий не мог отка­зать гостям и повел их на озе­ро, где жили лебеди.

Собравшиеся хоте­ли услы­шать ста­рин­ную песню.

Я не имел пра­ва рис­ко­вать и поэто­му шел по боло­ту осторожно.

Девушка име­ла наме­ре­ние подой­ти бли­же и рас­смот­реть этот экзо­ти­че­ский цве­ток более тщательно.

Составное имен­ное ска­зу­е­мое состо­ит из глагола-связки, выра­жа­ю­ще­го грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние ска­зу­е­мо­го, и имен­ной части (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и др.), выра­жа­ю­щей лек­си­че­ское значение.

Дополнительный мате­ри­ал Узнаем более подроб­но о состав­ном имен­ном ска­зу­е­мом.

В каче­стве глагола-связки может высту­пать сло­во «быть» в любых фор­мах (буду, будешь, будут, был, был бы, есть). Связка может отсут­ство­вать. В таком слу­чае гово­рят о нуле­вой связке.

Вода у бере­гов озе­ра была кри­сталь­но чистая .

Аллея из мож­же­вель­ни­ка будет как тро­пин­ка в лесу.

Греки счи­та­ли, что мир есть гар­мо­ния и рит­ми­ка .

Порядок выделения грамматических основ

Представленная ниже схе­ма помо­жет научить­ся пра­виль­но выде­лять грам­ма­ти­че­ские осно­вы предложения.

Порядок выделения грамматических основ (схема)

Видеоурок «Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения»

Грамматическая основа предложения


Предложение может состоять как из нескольких слов, которые объединены между собой, так и из одного слова:

  • Пришло долгожданное лето.
  • Лето. Солнце. Ветер.

Все слова в предложении называются членами предложения. Они делятся на:

  • Главные — подлежащее и сказуемое. Предложение не может существовать без главных членов или хотя бы одного из них, поскольку они выражают основную мысль и идею.
  • Второстепенные — дополнение, определение и обстоятельство. Они дополняют и уточняют основную идею предложения.

Что такое грамматическая основа предложения: определение

Грамматическая основа предложения — это смысловой центр, основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. В двусоставных предложениях включает в себя оба главных члена, в односоставных — один главный член.


В большинстве случаев грамматическая основа самостоятельна: если исключить все второстепенные члены, суть предложения все равно будет понятна.

Запоминаем! Нельзя ставить запятую между подлежащим и сказуемым.

Все предложения можно разделить на несколько типов в зависимости от грамматической основы.

По составу грамматической основы

По составу грамматической основы предложения бывают двусоставными или односоставными.

Двусоставные предложения — это те, в которых оба главных члена предложения в наличии, например:

  • Кошка спит. Птички поют.
  • Папа пошел на работу.
  • На небе показалось солнце.

У односоставных предложений есть только один главный член — либо подлежащее, либо сказуемое. Примеры таких предложений:

  • Смеркалось. Вечерело.
  • Жара. Июль.
  • Как хорошо!

По числу грамматических основ

Если в предложении одна грамматическая основа, оно называется простым. Примеры простых предложений:

  • Девочка пошла гулять с собакой.
  • Заяц ускакал в лес.
  • На небе показалось солнце.

Если грамматических основ две или больше, то мы имеем дело со сложным предложением. Давайте превратим простые предложения из примера выше в сложные:

  • Девочка пошла гулять с собакой, а ее брат остался дома.
  • Заяц ускакал в лес, и охотники остались ни с чем.
  • Наконец дождь закончился, и на небе показалось солнце.

По наличию второстепенных членов

В зависимости от того, есть ли в предложении второстепенные члены, оно может быть распространенным или нераспространенным.

Нераспространенными называют такие предложения, в которых есть только грамматическая основа и ничего больше. Например:

  • Девочка гуляет.
  • Заяц скачет.
  • Дождь закончился.

В распространенных предложениях, кроме грамматической основы, есть еще второстепенные члены: дополнения, определения, обстоятельства. Давайте дополним примеры выше, чтобы предложения стали распространенными:

  • Девочка гуляет с подружками.
  • Заяц скачет по лужайке.
  • К вечеру дождь закончился.

Как определить грамматическую основу предложения

Чтобы выделить грамматическую основу предложения, нужно выяснить, о ком или о чем идет речь.

Вопросы для определения грамматической основы: «кто?», «что?».

    Что? — солнце. Это подлежащее, которое, чаще всего выражается существительным или местоимением в форме именительного падежа или другой частью речи в значении имени существительного.

Что говорится о небе? Солнце (что сделало?) встало — это сказуемое.

Солнце встало — грамматическая основа простого предложения.

Мы (что делали?) играли — сказуемое.

Мы играли — грамматическая основа.

Чем может быть выражено подлежащее

Подлежащее — это главное слово, о котором идет речь в предложении. Оно значит и выражает какой-либо предмет, действие которого обозначает сказуемое. Его принято выделять одной чертой.

Найти подлежащее в предложении легко — это главное слово, о котором идет речь. Подлежащее отвечает на вопросы: «кто?», «что?».

Если вы ищете подлежащее через сказуемое, то нужно задать вопрос: «делает кто/что?».

Подлежащее может быть выражено:

    Существительным — самый частый вариант.

Девочка пришла в школу с опозданием.

Я (личное) прислушался к разговору;

Никто (отрицательное) не видел, что (относительное) произошло.

Бегать по коридору запрещено.

- географическим названием (Российская Федерация — это большая страна),

- названием учреждения (Министерство обороны — это орган исполнительной власти),

- устойчивым выражением или крылатой фразой (В тереме ждала красна девица),

- существительным со значением количества (или числительным) в сочетании с существительным в родительном падеже (По небу кружило много ворон. На скамейке уместилось десять учеников),

- неопределенным местоимением и прилагательным (Сегодня произошло кое-что новое),

- существительным или местоимением в именительном падеже, связанным с существительным в творительном падеже союзом с (Мама с дочкой зашла в магазин. Я с друзьями гуляю на улице).

«Я тебя люблю», — шептало письмо в ночи.

Бы — это частица.

Чем может быть выражено сказуемое

Вторым основным компонентом грамматической основы является сказуемое.

Сказуемое — главный член предложения наравне с подлежащим. Оно выражает действие главного слова, его описание или состояние. Выделяется двумя параллельными чертами.

Сказуемое может быть простым (состоять из одного глагола) и составным (из двух и более слов).

Примеры простых глагольных сказуемых:

Составные сказуемые бывают глагольными и именными.

Составное глагольное сказуемое состоит из связочной части и инфинитива глагола.

Связочная часть — это глагол, который согласован с подлежащим по времени, лицу и числу. В качестве связки могут выступать также краткие прилагательные (рад, готов, должен, обязан, вынужден, намерен).

Примеры составных глагольных сказуемых:

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части.

Глаголом чаще всего выступает «быть» («есть»), он может быть опущен для красоты фразы, но всегда подразумевается. Примеры:

Именная часть в составном именном сказуемом может быть выражена:

  • существительным (Владимир — преподаватель),
  • прилагательным в именительном или творительном падеже (Юноша неопытный. Юноша был неопытным),
  • прилагательным в сравнительной степени (Юноша был неопытнее) или краткой форме (Юноша неопытен),
  • числительным (Я была первой в очереди),
  • местоимением (Дом стал моим),
  • наречием (Завтра будет тепло),
  • причастием (Договор был подписан),
  • неделимым словосочетанием (Мальчик был невысокого роста),
  • фразеологизмом (Они с братом — не разлей вода).

Также может встречаться осложненное сказуемое, состоящее из нескольких глаголов или глаголов и именных частей.

Запоминаем! Если подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным или инфинитивом, то между ними можно поставить тире. Например: Мой брат — студент. Любить — значит заботиться.


В каком порядке выделять грамматическую основу

Эта схема поможет научиться правильно выделять грамматические основы предложения:

Синтаксический разбор предложения

Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.

Что такое синтаксический разбор предложения?

Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:

  1. Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
  2. Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
  3. Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
  4. Выявить главные и второстепенные члены предложения.
  5. Определить грамматические основы.

При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.

Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?

Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:

  • по тексту;
  • по предложению;
  • по словосочетанию.

Выделяют 5 основных членов предложения:

  1. Подлежащее
  2. Сказуемое
  3. Дополнение
  4. Обстоятельство
  5. Определение

Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.

Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?

Как это работает:

  • На сайте нашего сервиса вы вставляете или пишете текст в специальном окне.
  • Нажимаете кнопку «Разобрать».
  • Сервис производит разбор текста по частям речи и выводит на экран итоговый вариант.

Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:

  1. Какая это часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).

Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.

Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.

Кому понадобится синтаксический анализ предложений?

В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.

Читайте также: