Критерий деления горячего асфальтового бетона на типы а б в это

Обновлено: 18.04.2024

Критерий деления горячего асфальтового бетона на типы а б в это

Высокопористые асфальтобетонные смеси подразделяют на высокопористые щебеночные и высокопористые песчаные.

Щебеночные и гравийные холодные смеси и асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (гравия) подразделяют на типы Бх и Вх.

Горячие и холодные песчаные смеси и асфальтобетоны в зависимости от вида песка подразделяют на типы:

Г и Гх - на песках из отсевов дробления;

Д и Дх - на природных песках или смесях природных песков с отсевами дробления.

4.1.6 Смеси и асфальтобетоны в зависимости от показателей физико-механических свойств и применяемых материалов подразделяют на марки, указанные в таблице 1.

V2: 08.01 Основы строения и свойства вяжущих веществ

S: Химический состав гашеной извести описывается формулой….

S: Строительную известь делят на сорта по…

-: активности и содержанию непогасившихся зерен

S: Негашеная порошкообразная известь (молотая кипелка)…

-: это тонкий порошок, получаемый смачиванием извести водой

+: получается помолом комовой извести в шаровых мельницах в тонкий порошок

-: по химическому составу представляет собой Ca(OH)2

-: представляет собой мелкопористые куски 5..10 см, получаемые обжигом известнякам

S: Химический процесс, характеризующий коррозию цементного камня в минерализованных водах (II вид коррозии) описывается реакцией…

S: В портландцементном клинкере ______ минерала 2CaOSiO2.

S: Выщелачивание гидроксида кальция при действии мягких вод, содержащих мало растворенных веществ, называется коррозией _________ вида.

S: К гидравлическим вяжущим веществам относятся:

-: гипсовые вяжущие, жидкое стекло

-: известково-шлаковые вяжущие, известково-кремнеземистые вяжущие

+: романцемент, алюминатные цементы

S: Марку гипсовых вяжущих веществ определяют через ________ твердения.

S: В качестве покровного слоя гидроизоляционных рулонных материалов может применяться…

S: Число в марке мастики МБК-Г-85означает…

-: адгезионная прочность, Н

-: прочность на разрыв, Н

S: Преимущество холодного асфальтового бетона перед горячим состоит в …

+: возможности укладки при > 5 0 С во влажную погоду

-: высоком сопротивлении сдвигу

-: быстром наборе прочности

S: Холодный асфальтовый бетон …

-: лучше горячего сопротивляется сдвиговым деформациям

-: набирает прочность быстро, сразу после укладки

-: прочнее горячего асфальтового бетона

+: можно заготавливать заранее и длительно хранить до применения

S: Критерий деления горячего асфальтового бетона на типы: А, Б, В – это…

+: процентное содержание щебня

-: наибольшая крупность щебня

S: Мицелла битума состоит из…

-: смолы, раствора смолы в масле

S: Жидкости с молекулярной массой 100…500 и плотностью менее 1 г/см 3 , входящие в состав битума, относятся к …

S: Пенетрометр используется для определения _______ битума.

S: Составленный деготь получают…

+: смешиванием пека с антраценовым маслом при 130…140

-: отгонкой части фракций масел при коксовании каменного угля

-: отгонкой из нефти легких фракций

-: продувкой кислорода через нефтяные остатки

S: Бетон со средней плотностью это ________ бетон.

S: Способность предварительно отформованного конуса бетонной смеси оседать под действием вибрации называется…

S: Способность отформованной в виде конуса бетонной смеси оседать под действием собственной массы называется…

S: Для определения класса (марки) бетона по прочности формуют стандартные образцы – …

+: кубы с ребром 100 мм

-: кубы с ребром 70,7 мм

-: кубы с ребром 150 мм

-: балочки: 40х40х160 мм

S: Для быстротвердеющего гипсового вяжущего: начало схватывания _______; конец схватывания _______.

-: не ранее 6 мин; не позднее 30 мин

-: не ранее 20 мин; не нормируется

+: не ранее 2 мин; не позднее 15 мин

-: не ранее 2 мин; не нормируется

S: Для среднегасящейся комовой извести скорость гашения (время достижения максимальной температуры) …

S: Активность извести определяют по…

+: процентному содержанию (СаО+МgО)

S: Нормальную густоту цементного теста измеряют…

+: по тонкости помола цемента

-: количеством воды, в процентах от массы цемента, при котором пестик прибора Вика не доходит до дна на 5–7 мм

-: по диаметру расплыва цементного теста в вискозиметре Суттарда

-: количеством воды, в процентах от массы цемента, при котором игла прибора Вика не доходит до дна в кольце с цементным тестом на 1–2 мм

S: На равномерное изменение объема цемента при твердении указывает наличие на цементных образцах-лепешках после кипячения…

Какие существуют типы асфальта

Асфальтобетонные смеси имеют множество параметров, по которым можно произвести их классификацию. Один из основных – типы асфальта. Принадлежность асфальтобетона к одному из 5-ти типов отражает наличие или отсутствие в составе каменистого заполнителя (щебень или гравий), а также его долю по отношению к общему объему асфальтовой смеси и ее разновидность по методу испарения углеводородов.


«Типы асфальта могут напрямую указывать на уровень качества асфальтовых смесей. Чем больше в составе каменистого заполнителя, тем прочнее и надежнее покрытие из такого материала. Однако тип асфальтобетона далеко не единственный параметр оценки качества материала»

Асфальтирование в Москве, особенно на высокозагруженных автодорогах, производится с использованием асфальтобетонов высоких типов. При этом для укладки на пешеходных зонах можно использовать и другие типы асфальта, так как разница во внешнем воздействии на автодороге и тротуаре несоизмеримо разная.

Типы асфальта и их характеристики


Как упоминалось, существует 5 типов асфальтобетона, которые маркируются буквами алфавита: А, Б, В, Г, Д.

Типы асфальта Критерии классификации
А Только горячие асфальтобетонные смеси;
Должны содержать от 50-65% щебня.
Б и Бх Горячие и холодные асфальтобетонные смеси;
Должны содержать от 40-50% щебня или гравия.
В и Вх Горячие и холодные асфальтобетонные смеси;
Должны содержать от 30-40% щебня или гравия.
Г и Гх Песчаные смеси, содержащие 30% песка, полученного дроблением горных пород.
Д и Дх Песчаные смеси, содержащие 70% песка, полученного отсевом осадочных пород.

Типы асфальта, кроме А, могут дополнительно маркироваться буквой «х», что означает «холодные». Например, обычная маркировка «Б» будет означать, что смесь горячая, а маркировка «Бх» – что смесь холодная.

Как типы асфальта отражают качество смеси


Щебень, являясь продуктом дробления твердых горных пород, превосходит гравий по своим физико-механическим свойствам, так как гравий представляет собой лишь осадочные горные породы.

Большой % каменистого заполнителя в составе асфальтобетона обеспечивает высокие физико-механические свойства покрытия. Это особенно касается типа А, который подразумевает именно высокое содержание щебня.

Щебеночно-мастичный асфальтобетон имеет в составе щебень из твердых горных пород в доле 70-80% от общей массы, что делает его одним из самых качественных асфальтобетонов. Однако высокое содержание щебня не единственная причина впечатляющих характеристик материала.

Под типы асфальта Б и В попадают не только щебеночные, но и гравийные смеси. Данные категории будут уступать асфальту типа А, при этом щебеночный асфальт Б или В типа будет иметь характеристики выше, чем гравийный асфальт тех же типов.

Типы асфальта Г и Д уступают другим типам, что не дает возможности использовать их для покрытий, которым требуются высокие эксплуатационные характеристики. При этом данные категории будут иметь и более низкую стоимость.

Где используются те или иные типы асфальта


Федеральные трассы и скоростные автомагистрали подвергаются интенсивному транспортному воздействию, причем воздействию не только легковых, но и грузовых автомобилей. А зоны для пеших прогулок, наоборот, принимают на себя лишь нагрузку от прогуливающихся пешеходов.

Чем выше предполагаемое внешнее воздействие на покрытие, тем более высокими должны быть качественные характеристики асфальтобетона для данной территории. При этом стоит учесть, что в некоторых случаях дорожно-строительные компании используют комбинацию разных асфальтобетоном для устройства покрытия.

Для чего подходят разные типы асфальта

Тип Автодороги с высокой транспортной загрузкой Автодороги со средней и малой транспортной загрузкой Пешеходные территории
А Да Да Да
Б В комбинации Да Да
В В комбинации Да Да
Г Нет Нет Да
Д Нет Нет Да

Комбинация асфальтобетонов может выглядеть следующим образом:

  • Укладывается крупнозернистый асфальт типа Б;
  • Сверху укладывается мелкозернистый асфальт типа Б;
  • Затем укладывается щебеночно-мастичный асфальт типа А.

Несмотря на то, что асфальтобетоны типа А подходят для любых покрытий, использовать их для устройства пешеходных зон не совсем рационально. Во-первых, тротуарам не требуется таких высоких физико-механических характеристик, во-вторых, стоимость щебеночно-мастичного асфальтобетона существенно выше, чем песчаного.

Другие параметры оценки асфальтобетона


Существует несколько параметров классификации асфальтобетонных смесей:

  • 1. Тип;
  • 2. Вид основного заполнителя;
  • 3. Зернистость;
  • 4. Плотность или пористость;
  • 5. Способ испарения углеводородов и технология укладки;
  • 6. Марка.

Мы уже знаем, что такое типы асфальта, а также, какими бывают основные его заполнители (щебень, гравий, песок). Теперь разберемся, что означают другие параметры, применимые к асфальтобетонным смесям.

Что такое зернистость асфальта


Зернистость разделяет асфальтобетонные смеси по диаметру фракций основного компонента. Можно выделить 3 категории:

  • 1. Крупнозернистые смеси – фракции 20-40 мм;
  • 2. Мелкозернистые смеси – фракции 10-20 мм;
  • 3. Песчаные смеси – фракции до 10 мм.

При этом зернистость определяет некоторые физико-механические свойства асфальтобетонов, а также область их применения:

  • Крупнозернистый асфальт применяется в нижних слоях асфальтобетонного покрытия, выполняя функцию стабилизирующего слоя, а также препятствуя образованию колеи и защищая внутренние слои основания.
  • Мелкозернистый асфальт укладывается поверх асфальта с крупными фракциями, так как обладает более высокими показателями прочности и износостойкости, а также хорошо препятствует попаданию влаги во внутренние слои полотна.
  • Песчаный асфальт не обладает высокими эксплуатационными характеристиками, поэтому используется только для асфальтирования пешеходных территорий.

Что такое плотность и пористость асфальта

Данный показатель призван в процентном соотношении отображать остаточную пористость асфальтобетона. Остаточная пористость представляет собой уровень пористости после того, как асфальт будет уложен и уплотнен. Как и в случае с зернистостью, более пористые асфальты укладываются в нижних слоях для стабилизации, а более плотные – в верхних для сопротивления износу.


На что указывает способ испарения углеводородов


Асфальтобетонные смеси могут быть горячими и холодными, что определяет физико-механические свойства, а также технологию укладки и сезонную допустимость использования материалов. Также, помимо горячего и холодного асфальтобетона, распространен литой асфальт, относящийся к горячим смесям.

  • Нагрев при укладке: до 110-150°C;
  • Минимальная температура нижележащего слоя и воздуха: +5°C;
  • Сезоны использования: поздняя весна-лето-ранняя осень.
  • Нагрев при укладке: до 190-250°C;
  • Минимальная температура нижележащего слоя и воздуха: +5°C;
  • Сезоны использования: поздняя весна-лето-ранняя осень.
  • Нагрев при укладке: не требуется;
  • Минимальная температура нижележащего слоя и воздуха: -10°C (иногда до -20°C);
  • Сезоны использования: любые сезоны.

Чаще всего используются для ямочного ремонта дорожного полотна.

*В составе холодных асфальтовых смесей присутствуют растворители углеводородов, что позволяет производить работы без предварительного разогрева смеси, а также в любые сезоны. Однако это негативно сказывается на качестве асфальтобетона.

Что такое марка асфальта


Марки асфальтобетонных смесей не являются классифицирующим параметром, а также не могут напрямую указывать на качество смеси. Дело в том, что марка асфальта отражает совокупность нескольких характеристик (типы асфальта, разновидность смеси и другие особенности).

К примеру, одна и та же марка может включать и щебеночно-мастичный асфальтобетон для дорог первых категорий, и песчаный асфальт для пешеходных зон. Однако в пределах своего назначения асфальты высоких марок будут лучше, чем смеси низких марок.

  • Высокоплотные;
  • Плотные типы асфальта А, Б и Г;
  • Пористые;
  • Высокопористые на основе щебня.
  • Холодные смеси могут быть типов Бх, Вх, Гх.
  • Щебеночные, гравийные, песчаные;
  • Горячие, холодные;
  • С минеральным порошком в составе.
  • Высокоплотные;
  • Плотные типы асфальта А, Б, В, Г и Д;
  • Пористые;
  • Высокопористые на основе песка.
  • Холодные смеси могут быть типов Бх, Вх, Гх, Дх.
  • Щебеночные, гравийные, песчаные;
  • Горячие, холодные;
  • С минеральным порошком в составе.
  • Плотные песчаные смеси типов Г и Д (иногда Б и В с низким содержанием камней).

Выводы


Типы асфальта разделяются на 5 категорий (А, Б, В, Г, Д), каждая из которых отражает:

  • Какой материал выступает в роли основного заполнителя (щебень, гравий или песок);
  • Какой процент от общего объема занимает заполнитель;
  • Какие смеси (горячие или холодные) относятся к типу.

Также к маркировке может быть добавлена буква «х», что будет означать принадлежность смеси к холодным асфальтобетонам.

Чем больше каменистого заполнителя в составе, тем выше будет качество асфальта. Таким образом, асфальты типа А будут обладать наилучшими характеристиками, типы асфальта Б и В – средними, а Г и Д – низкими.

При этом каждый тип преимущественно имеет определенное назначение:

  • Тип А чаще используется для автодорог с повышенной транспортной загруженностью;
  • Типы асфальта Б и В применяются для дорог со средней загрузкой, а также для пешеходных территорий;
  • Типы асфальта Г и Д используются только для пешеходных зон.

Помимо типов, асфальтобетоны имеют еще несколько параметров классификации, каждый из которых определяет особенности, характеристики и область применения смеси.

Какие бывают марки асфальта и что они означают

Многие материалы строительной и других сфер могут маркироваться определенными значениями, которые отражают какие-либо характеристики. Благодаря этому гораздо проще сориентироваться при многообразии выбора, определив наиболее подходящую разновидность материала. Марка асфальта тоже отражает определенные характеристики смеси, однако с ее помощью не всегда получится сделать однозначный вывод.

«Марка асфальта показывает не уровень прочности асфальтобетонных смесей, а совокупность различных параметров и характеристик. Другими словами, марка асфальта не способна однозначно указать на уровень всех характеристик материала, однако может упростить совокупную оценку свойств асфальтобетонных смесей»

Это связано с тем, что асфальтобетоны классифицируются по множеству характеристик, а некоторые разновидности асфальта предназначены только для определенного типа покрытий.

Например, одна и та же марка асфальта может включать:

  • 1. Высококачественный асфальт, в состав которого входит не мене 50-60% щебня из горных пород, а также различные модификаторы для повышения качества. Такой материал применяют для устройства автомобильных дорог высоких категорий с высоким транспортным потоком.
  • 2. Песчаный асфальт, не имеющий в составе каменного заполнителя. Такой тип асфальтобетонных смесей не используется для асфальтирования автодорог, так как его характеристики не предназначены для сопротивления интенсивному транспортному потоку. Песчаные смеси применяют для устройства территорий для пешего передвижения, по которым не происходит движение транспортных средств.

Получается, что к одной марке относится и самая прочная разновидность асфальтобетона, и одна из наименее прочных, не подходящая для устройства автодорог. При этом марка асфальта все же отражает уровень качества материала, однако, только при применении в подходящих для данной разновидности условиях эксплуатации.

Перед тем, как заказать асфальтирование, рекомендуем ознакомиться с основными параметрами классификации асфальтобетона, что позволит подобрать оптимальную для определенных целей разновидность материала.


Какие существуют марки асфальта


Современные асфальтобетонные смеси маркируются 3-мя категориями:

  • I марка асфальта;
  • II марка асфальта;
  • III марка асфальта.

Что отражает марка асфальта

Марка асфальта может использовать несколько основных параметров классификации асфальтобетонных смесей:

  • Состав – отражает возможный вид основного материала;
  • Плотность – определяет уровень плотности/ пористости;
  • Принцип разжижения битума в составе – отражает требуемые условия при укладке;
  • Тип – указывает на процентное содержание в составе горных пород.

Марка Описание
I Данная марка асфальта может включать различные смеси:

  • Высокоплотные;
  • Плотные типов А, Б и Г;
  • Пористые;
  • Высокопористые щебеночные.
  • Холодные смеси могут быть типов Бх, Вх, Гх.

Данные смеси могут быть щебеночными, гравийными и песчаными – горячими и холодными – в составе может присутствовать минеральный порошок.

В зависимости от комбинации основного заполнителя, зернистости и плотности, асфальтобетоны 1-й марки могут применяться для устройства асфальтового покрытия различного назначения, а также укладываться на разных уровнях.

I марка асфальта подразумевает высокую стойкость к воздействию внешних факторов, если асфальтобетонная смесь используется по своему назначению.

  • Горячий щебеночный асфальт 1-й марки с высокой плотностью будет иметь в составе не менее 40% каменистого наполнителя, что обеспечит высокую прочность и возможность укладывать материал на автомобильные дороги любых категорий.
  • Пористые виды горячего и холодного асфальта с высоким содержанием горных пород будут оптимальным вариантом для внутренних слоев дорожного покрытия.
  • Песчаный асфальт данной категории оптимален для устройства пешеходных зон, однако возможны пересечения с песчаными смесями III марки.
  • Высокоплотные;
  • Плотные типов А, Б, В, Г и Д;
  • Пористые;
  • Высокопористые песчаные.
  • Холодные смеси могут быть типов Бх, Вх, Гх, Дх.

Данные смеси так же могут быть щебеночными, гравийными и песчаными – горячими и холодными – в составе может присутствовать минеральный порошок.

Несмотря на то, что 2-я марка асфальта подразумевает среднее качество входящих в нее асфальтовых смесей, она является самой широкой и востребованной. Стойкость материалов к механическому и климатическому воздействию будет ниже, чем аналогов I марки, однако уровень все равно останется высоким.

Это связано с тем, что максимальные физико-механические характеристики требуются далеко не для всех типов покрытий. II марка асфальта широко используется для устройства обычных городских дорог и тротуаров.

Именно из асфальтобетонных смесей 2-й марки устроено большинство городских дорожных покрытий: автомобильные дороги, тротуары, площади и т.д.

  • Плотные песчаные смеси типов Б, В, Г и Д.

Несмотря на то, что такие смеси имеют высокую плотность, их прочность значительно ниже, чем у щебеночных и гравийных вариантов. Однако недостаток прочности может частично компенсироваться добавлением различных добавок.

Что означают параметры асфальтобетонных смесей, которые может отражать марка асфальта


Напомним, что марка асфальта описывает следующие параметры классификации асфальтовых смесей:

  • Возможный состав основного наполнителя;
  • Плотность/ пористость смеси;
  • Допустимые условия при асфальтировании;
  • Тип, отражающий содержание горных пород.

Основной материал асфальтобетона определяет его прочность

Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси являются наиболее прочными и долговечными. В их составе используется щебень из горных пород, обеспечивающий высокие качественные характеристики. Кроме того, смесь усиливается специальными модификаторами – целлюлозные волокна.

Также высококачественный щебеночно-мастичный асфальт имеет в качестве вяжущего вещества полимерный битум, значительно превосходящий обыкновенные нефтяные и дорожные битумы.

Помимо высоких эксплуатационных характеристик и длительного срока службы, щебеночно-мастичные смеси позволяют понизить уровень шума на автодороге.

Гравийные асфальтовые смеси уступают в прочности щебеночным, так как гравий является осадочной породой. Тем не менее, наличие основного каменного материала в составе обеспечивает достаточно высокие характеристики.

Это позволяет применять гравийный асфальт для укладки на городские автомобильные дороги и пешеходные зоны. Однако для скоростных дорог, автомагистралей и федеральный трасс такой материал не используется.

Песчаные асфальтовые смеси наименее прочные из разновидностей асфальтобетона, однако со своим назначением покрытие из такого материала полностью справляется – это устройство тротуаров, площадей, парков и других территорий для пешего передвижения.

В зависимости от того, какой песок используется в составе, будут изменяться показатели прочности и плотности. Лучшим вариантом для песчаных смесей является песок из горных пород. Кроме того, стоимость песчаного асфальта ниже, чем вариантов с каменным наполнителем.

Плотность/ пористость асфальтобетонных смесей

Данный показатель подразумевает остаточную пористость асфальтобетона после уплотнения. Для определения используются лабораторные испытания, для чего из асфальтобетонного покрытия вырезаются образцы.

Наименование Значение
Высокоплотная 1 – 2,5%
Плотная 2,5 – 5%
Пористая 5 – 10%
Высокопористая 10 – 18%

Наиболее прочные разновидности асфальта имеют минимальную пористость/ максимальную плотность. Однако высокая плотность не всегда означает такую же прочность – песчаный асфальт может иметь остаточную пористость 1%, однако будет уступать по прочности щебеночным вариантам.

Условия при асфальтировании

Данный параметр определяет:

  • Температуру смеси в момент асфальтирования;
  • Температуру воздуха;
  • Температуру основания;
  • Требуется ли уплотнение.

Особенности разновидностей асфальтобетонных смесей по технологии укладки

Горячие Литые Холодные
Температура смеси 110-150°C 190-250°C не менее +5°C
Температура нижележащего слоя не ниже +5°C не ниже +5°C не менее +5°C
Температура воздуха не ниже +5°C не ниже +5°C не ниже -10°C (в экстренных ситуациях диапазон расширяется до -20°C)
Требуется ли уплотнение Да Нет Да
Физико-механические характеристики Высокие Высокие Средние
Область применения Строительство и ремонт асфальтобетонных покрытий Строительство и ремонт асфальтобетонных покрытий Ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий
После укладки и уплотнения некоторых асфальтобетонных смесей требуется искусственное образование шероховатости.

Типы асфальтобетонных смесей

По типу асфальта можно определить долю содержания горных пород по отношению к общему объему смеси. Также некоторые типы могут подразумевать лишь определенные виды асфальтобетона (АБ).

Тип смеси Характеристика
А Не менее 50-60% горных пород. Только горячий АБ.
Б Не менее 40-50% горных пород. Горячий и холодный АБ.
В Не менее 30-40% горных пород. Горячий и холодный АБ.
Г Песок из горных пород.
Д Песок из осадочных пород.

Выводы


Марка асфальта не может служить однозначным показателем прочности материала, так как каждая марка включает в себя по несколько возможных комбинаций параметров асфальтобетонных смесей.

Одна марка асфальта может указывать на высокопрочный щебеночный асфальтобетон, при этом в нее же может входить гораздо менее прочный песчаный асфальт.

Всего существует 3 марки асфальтобетона, которые классифицируют смеси по 4 параметрам:

  • Состав и вид основного материала;
  • Плотность/ пористость;
  • Условия при укладке;
  • Содержание в составе горных пород.

При этом данная маркировка отражает уровень качества материала при условии эксплуатации по прямому назначению – некоторые асфальтовые смеси предназначены для автомобильных дорог разных категорий, а некоторые для устройства пешеходных зон.

Критерий деления горячего асфальтового бетона на типы а б в это

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2019 г.

Введение

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к изготовлению асфальтобетонных смесей и асфальтобетона, полимерасфальтобетонных смесей с применением полимерно-битумных вяжущих на основе блоксополимеров типа СБС и полимерасфальтобетона из этих смесей.

Асфальтобетонные смеси и асфальтобетон применяют для устройства покрытий и оснований автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц и площадей, дорог промышленных предприятий в соответствии с действующими строительными нормами и правилами. Область применения асфальтобетонов при устройстве верхних слоев покрытий автомобильных дорог, городских улиц и аэродромов приведена в приложениях А, Б и В.

Полимерасфальтобетонные смеси и полимерасфальтобетон применяют для устройства верхних и нижних слоев покрытий автомобильных дорог, аэродромов, мостов, городских улиц и площадей в соответствии с действующими строительными нормами и правилами. Область применения полимерасфальтобетонов при устройстве слоев покрытий автомобильных дорог, городских улиц и аэродромов приведена в приложениях И, К, Л.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 17.2.3.02-2014 Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями

ГОСТ 166-89 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 400-80 Термометры стеклянные для испытаний нефтепродуктов. Технические условия

ГОСТ 4333-2014 Нефтепродукты. Методы определения температур вспышки и воспламенения в открытом тигле

ГОСТ 577-68 Индикаторы часового типа с ценой деления 0,01 мм. Технические условия

ГОСТ 3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия

ГОСТ 3399-76 Трубки медицинские резиновые. Технические условия

ГОСТ 6613-86 Сетки проволочные тканые с квадратными ячейками. Технические условия

ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ

ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний

ГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний

ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 9533-81 Кельмы, лопатки и отрезовки. Технические условия

ГОСТ 10197-70 Стойки и штативы для измерительных головок. Технические условия

ГОСТ 11022-95* Топливо твердое минеральное. Методы определения зольности

* В Российской Федерации действуют ГОСТ Р 55661-2013.

ГОСТ 11501-78 Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания иглы

ГОСТ 11503-74 Битумы нефтяные. Метод определения условной вязкости

ГОСТ 11504-73 Битумы нефтяные. Метод определения количества испарившегося разжижителя из жидких битумов

ГОСТ 11505-75 Битумы нефтяные. Метод определения растяжимости

ГОСТ 11506-73 Битумы нефтяные. Метод определения температуры размягчения по кольцу и шару

ГОСТ 11507-78 Битумы нефтяные. Метод определения температуры хрупкости по Фраасу

ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия

ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний

ГОСТ 16557-2005 Порошок минеральный для асфальтобетонных смесей. Технические условия**

ГОСТ 18180-72 Битумы нефтяные. Метод определения изменения массы после прогрева

ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

ГОСТ 23735-2014 Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 28840-90 Машины для испытания материалов на растяжение, сжатие и изгиб. Общие технические требования

ГОСТ 31424-2010 Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 асфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов [щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него] с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.

3.2 асфальтобетон: Уплотненная асфальтобетонная смесь.

3.3 полимерно-битумное вяжущее; ПБВ: Вяжущее на основе вязких дорожных битумов, полученное введением полимеров - блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол, пластификаторов и поверхностно-активных веществ (ПАВ).

3.4 полимерасфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка и минерального порошка), взятых в регламентированных настоящим стандартом соотношениях, с ПБВ и перемешанных в нагретом состоянии.

Критерий деления горячего асфальтового бетона на типы а б в это

Технические рекомендации
по устройству и ремонту дорожных конструкций с применением асфальтобетона

Дата введения 2007-06-01

РАЗРАБОТАНЫ ГУП "НИИМосстрой"

УТВЕРЖДЕНЫ: Начальником Управления научно-технической политики в строительной отрасли Дмитриевым А.Н.

Настоящие технические рекомендации представляют собой практическое руководство для дорожно-строительных организаций, выполняющих работы по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона.

Технические рекомендации разработаны ГУП "НИИМосстрой" (д-р техн. наук А.В.Руденский, канд. техн.наук Л.В.Городецкий)

Рекомендации подготовлены с учетом отечественного и зарубежного опыта проектирования, строительства и эксплуатации городских дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями.

Рекомендации согласованы с ОАО "Инждорстрой" и ОАО "АБЗ N 1.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дорожные конструкции с асфальтобетонными покрытиями являются основным типом конструкций проезжей части улиц и магистралей в г.Москве.

Повышение эффективности сооружения асфальтобетонных покрытий, обеспечение их высоких транспортно-эксплуатационных показателей, продление сроков их службы является важной технико-экономической задачей, поскольку состояние асфальтобетонных покрытий оказывает существенное влияние на эффективность работы автомобильного транспорта и на надежность функционирования городской дорожной сети.

Технология строительства асфальтобетонных покрытий включает следующие основные этапы: подготовка исходных материалов и приготовление асфальтобетонных смесей, доставка асфальтобетонных смесей к месту производства работ, укладка и уплотнение асфальтобетонной смеси, контроль качества материалов и готового асфальтобетонного покрытия. Технологические особенности процесса устройства асфальтобетонного покрытия определяются требованиями условий строительства и характеристиками используемого технологического оборудования.

Для устройства асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов наряду со стандартными смесями (т.е. отвечающими требованиям стандарта) применяются различные специальные составы асфальтобетонных смесей, использование которых может быть оправдано специальными требованиями или технико-экономическими соображениями. Специальные асфальтобетонные смеси обычно применяются в соответствии со специально разрабатываемыми техническими условиями, отражающими особенности применяемых смесей или их компонентов.

Так, например, широко известно применение литых асфальтобетонных смесей (литого асфальта), имеющих практически нулевую остаточную пористость и не требующих уплотнения после их укладки. Применение таких смесей получило распространение в ряде стран.

Другим типом асфальтобетонных смесей, широко применяемых в последнее время за рубежом, являются так называемые щебеночно-мастичные асфальтобетоны и асфальтобетоны с повышенным содержанием щебня более 65% (до 75-90%).

Имеется опыт использования различных нестандартных компонентов в составе асфальтобетонных смесей. В составе асфальтобетонов вместо традиционного нефтяного битума применяют альтернативные органические вяжущие, например, природный битум, различные битумные композиции, битумные эмульсии, сланцевые битумы и др. К числу широко известных битумных композиций относятся такие комплексные органические вяжущие, как нефтяные битумы с добавкой природного тринидадского асфальта, полимербитумные и битумокаучуковые композиции, резинобитумные вяжущие, композиции битума с серой и др.

Известен опыт применения в составе асфальтобетонных смесей вместо карбонатного минерального порошка различного рода порошкообразных отходов промышленности (отсевов дробления горных пород, зол уноса ТЭС, пыли уноса цементных заводов), а также разного рода волокнистых наполнителей.

В качестве щебня или гравия применяются нестандартные искусственные каменные материалы (керамзит, аглопорит и др.), малопрочный щебень, получаемый дроблением известняков, ракушечника или битумсодержащих пород, цементобетона, стеклянного боя и других материалов.

Выбор того или иного вида асфальтобетона для дорожного покрытия, его состава и компонентов определяется требованиями, зависящими от категории дороги, климатических и эксплуатационных условий, технико-экономических факторов (наличие ресурсов, сроки строительства, требования надежности и др.).

Толщина асфальтобетонного покрытия, укладываемого в один слой, составляет 3-6 см. Покрытия большей толщины обычно укладывают в 2-3 слоя асфальтобетонной смесью с раздельным уплотнением каждого из слоев. При этом толщина верхнего слоя принимается в пределах 3-5 см, а толщина каждого из нижних слоев асфальтобетонного покрытия составляет 4-8 см.

Наряду с традиционной технологией послойного устройства асфальтобетонного покрытия известна технология устройства однослойного покрытия с толщиной слоя - 9-20 см и более. Тонкослойные покрытия толщиной 1,5-2,5 см устраивают обычно из асфальтобетонных смесей специального состава для обеспечения шероховатости поверхности.

Разнообразие видов асфальтобетонов и битумоминеральных (асфальтовых) смесей, а также материалов, используемых для устройства дорожных оснований, обуславливает значительное разнообразие конструкций дорожных одежд.

Для повышения долговечности асфальтовых дорог устраивают асфальтобетонные основания, т.к. конструктивные слои, выполненные из обработанных органическими вяжущими минеральных материалов, обладают большей стабильностью по сравнению со слоями из материалов, вяжущими не связанных.

Настоящие "Технические рекомендации" предназначены для использования дорожно-строительными организациями при проведении работ по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона.

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Производство работ по устройству дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями городских улиц и магистралей осуществляется в соответствии с нормативными документами, действующими на территории Российской Федерации. При проведении работ следует руководствоваться СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги".

1.2 Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями включают указания по выполнению комплекса подготовительных работ, по обеспечению производственной, санитарной и противопожарной безопасности, требований охраны окружающей среды, рациональному выбору состава асфальтобетона с учетом категории дороги и условий эксплуатации, технологии производства асфальтобетонных смесей, их укладки и уплотнения, контролю качества работ и приемки готового покрытия.

1.4* Конструкция дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием и толщины конструктивных слоев определяются проектом в зависимости от категории улиц и дорог. Разработка проекта осуществляется с учетом альбома типовых конструкций для г.Москвы, действующих СНиП и ТР.

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

1.5 Дорожная конструкция формируется последовательной укладкой на уплотненное и подготовленное земляное полотно песчаного дренирующего слоя, на который укладываются слои дорожного основания и покрытия.

1.6 Асфальтобетонное покрытие представляет собой верхнюю часть дорожной конструкции, состоящую из одного или нескольких слоев, уложенных на подготовленное дорожное основание, в т.ч. асфальтобетонное. Асфальтобетонные покрытия в зависимости от применяемых асфальтобетонных смесей относятся к капитальным или облегченным типам дорожных конструкций.

1.7 Основные типы дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями следующие:

- вариант 1 включает асфальтобетонное покрытие, укладываемое на слой щебеночного (или гравийного) основания, или непосредственно на подготовленное земляное полотно;

- вариант 2 включает асфальтобетонное покрытие, укладываемое на основание, нижний слой которого устраивается из необработанного вяжущим щебня или гравия, а верхний слой - из обработанного органическим вяжущим щебня или гравия;

- вариант 3 включает асфальтобетонное покрытие, укладываемое на основание из укрепленных неорганическими вяжущими щебеночных материалов или на бетонное основание.

2 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

2.1 Подготовительные работы включают:

- ознакомление с требованиями задания на строительство (реконструкцию) участка дороги и условиями контракта (договора) на устройство асфальтобетонного покрытия;

- ознакомление с требованиями проекта строительства участка дороги и указаниями по организации производства работ;

- составление проекта производства работ в соответствии с нормативными документами (СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги", СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", ГОСТ 21.101-97 "Система проектной документации для строительства") с последующим утверждением.

2.2 Ознакомление с требованиями проекта строительства включает определение категории дороги, ширины и толщины слоев асфальтобетонного покрытия, наличия разделительных полос, мест стоянок транспорта и площадок отдыха, величины продольных уклонов, указаний по выбору типа асфальтобетона.

2.3 Составление проекта производства работ включает определение источников получения сырьевых дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций, объемов потребности пунктов размещения асфальтобетонных заводов, дальности транспортирования материалов и готовой асфальтобетонной смеси, наличия и потребности в дорожно-строительных машинах и оборудовании, автотранспорте. На основании полученных данных составляется календарный график и технологические схемы производства работ, определяются необходимые мероприятия по обеспечению безопасности работ.

2.4 Устройство дорожного основания

2.4.1 Дорожное основание представляет собой часть дорожной одежды, непосредственно воспринимающее вертикальные нагрузки и передающее их на грунт земляного полотна. Дорожное основание состоит, как правило, из двух слоев: нижний слой - подстилающий, верхний слой - технологический. Назначение подстилающего слоя - отвод свободной воды, поступающей в основание в расчетный период, и временное размещение ее в порах дренирующего слоя до начала работы водоотводных устройств. Технологический слой, устраиваемый по подстилающему слою, обеспечивает движение и маневрирование асфальтоукладчика и транспорта, подвозящего дорожно-строительные материалы.

2.4.2 До начала работ по устройству подстилающего слоя должны быть выполнены все работы, предусмотренные проектом: прокладка подземных коммуникаций, устройство дренажа с засыпками и устройство закрытой водосточной сети, вынос, усиление и ремонт существующих подземных коммуникаций, засыпка песчаным грунтом, уплотнение траншей и котлованов, планировка и уплотнение корыта земляного полотна.

2.4.3 Для устройства подстилающего слоя используются пески, отвечающие требованиям ГОСТ 8736-93*, с коэффициентом фильтрации не менее 3 м/сут. При "чистых" песчаных грунтах земляного полотна с коэффициентом фильтрации более 3 м/сут подстилающий слой не устраивается.

2.4.4 Подстилающий слой следует уплотнять при влажности песка, близкой к оптимальной , но не более 1,3 . Коэффициент уплотнения подстилающего слоя должен быть не менее 0,98.

2.4.5 Для устройства технологического слоя применяются: фракционированный щебень, щебеночные, гравийно-песчаные материалы, обработанные и не обработанные органическими вяжущими. В конструкциях с использованием бетонных смесей для устройства технологического слоя применяются песчано-цементные смеси. Рекомендуемый гранулометрический состав щебеночной и гравийно-песчаной смеси приведен в таблице 1. Толщина технологического слоя принимается в пределах от 0,12 до 0,18 м.

Рекомендуемый зерновой (гранулометрический) состав минеральной части смесей
для устройства технологического слоя основания

Читайте также: