Кирпичный дом начала 20 века

Обновлено: 15.05.2024

Кирпичный дом начала 20 века

Войти
Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Кирпичное кружево Пензы

В архитектуре города Пензы присутствуют различные стили: классицизм, готика, мудехар, барокко, модерн. Некоторых образцов уже не существует, другие же пока еще сохранились (описания строений заимствованы из Свода памятников истории и культуры Пензенской области).

Если говорить о готике , а точнее псевдоготике, то она выделяется от остальной архитектуры Пензы стрельчатыми окнами, заостренными фасадами и представлена в Пензе следующими зданиями (как ныне существующими, так и исчезнувшими):

Польский костел построен в 1906 году на Лекарской улице. В 1920 году служба в Костеле прекратилась, а сам Костел был закрыт в 1931 году.

Двухэтажный корпус Киселевской богадельни по ул. Красной (бывшая Дворянская), сооруженный в 1879–81гг. Ныне Городская инфекционная больница.
Бывшая богадельня поставлена с отступом от красной линии застройки улицы. Двухэтажное, кирпичное с полуподвалом здание имеет на главном фасаде три, а на дворовом - два ризалита. Центральный четырехоконный ризалит главного фасада увенчан щипцом с пинаклями и декоративными угловыми башенками - эркерами; прямоугольные окна второго этажа заключены в рамочные наличники. Стрельчатые окна второго этажа боковых ризалитов и прямоугольные нижнего обработаны рустом. Ниши, наличники, пинакли, декоративные башни-эркеры украшены городками и язычками различных форм и размеров. Широкими поясами сухариков и язычков образуется междуэтажный и венчающий карнизы.

Техническое железнодорожное училище, открытое 20 августа 1880 года.

В настоящее время у здания надстроены 2 этажа, а также имеется пристройка по ул. Октябрьской.
Прежний облик практически не угадывается.

Жилой дом начала ХХ века (ул. Бакунина, 4)

Следующий дом построен в середине XIX века. В 1875 году здесь открылось Землемерное училище (прежний вид изменен).

Готические мотивы выражены в стрельчатых окнах (слева на фото) и стрельчатом портале.

От прежнего облика осталось мало.

Жилой дом начала ХХ века (ул. Ключевского, 54)

Жилой дом XIX-XX вв. (ул. Урицкого, 56).

На этой фотографии в задней части здания видны деревянные стрельчатые окна.

В доме Р.И. Слонимской (ул. Московская, 54) сочетались готические и мавританские мотивы.

Позднее здесь разместилась гостиница "Бристоль".

Эти же мотивы заметны и в доме № 6б по ул. Славы.

И в доме № 20 по ул. Гладкова.

Говоря о мавританском стиле нельзя не упомянуть о водонапорной башне на ст. Пенза-3.

И соборной мечети на ул. Бакунина.

Улица Гладкова - часть бывшей Базарной площади, именуемой Хлебной. Здесь в 1880-1890-х гг. было построено четыре комплекса паровых мельниц.

В архитектуре мельничной башни также присутствуют готические мотивы (эркеры по углам строения).

Гладкова, 10

Далее предлагаю прогулку по городу, с остановками перед старыми домами конца XIX начала XX века.
Появлению большинства из этих каменных домов Пенза обязана, прежде всего, пожару 1901 года.

Пожары начались 27 июля из-за сильной засухи, ветра и плотности построек и не прекращались до 10 августа.
Самый сильный пожар вспыхнул около трех часов дня 31 июля на Старо-Кузнечной улице (ныне ул. Суворова). От страшного ветра, перешедшего в бурю, огонь с неимоверной быстротой разнесло как по Старо-Кузнечной, так и по Казанской (Урицкого), Ново-Троицкой (Чехова). Предтеченской (Бакунина), Селиверстовской (низ Московской), Старо-Драгунской (Долгова), Лекарской (Володарского) улицам.
Пожар утих лишь к утру следующего дня, уничтожив 229 домовладений.
Однако, как мы видим, пожары, неся разрушения, способствовали в дальнейшем и улучшению облика города. Вместо сгоревших деревянных домов появлялись каменные дома, которые во многом стали превосходить по своей архитектуре прежнюю застройку.

Московская, 107. В центре здания был устроен проезд во двор (ныне заложен).
Здание венчает развитый массивный карниз с рядами треугольных язычков, поребрика и сухариков.

Суворова, 60 / Московская 106. Доходный дом 1874 г.
Широкие пилястры и фигурные аттики выделяют угловую часть дома, входы и проезд во двор. Прямоугольные с лучковыми перемычками окна первого этажа угловой части имеют массивные лучковые сандрики; окна второго этажа - арочные. Пластическая обработка фасадов выполнена кирпичной выкладкой (филенка, сухарики, городки, машикули венчающего карниза).

Московская, 105. Доходный дом 1902 г. Кирпичное двухэтажное здание с соединяющимися под прямым углом двумя корпусами, развернутыми вдоль улиц. В первом этаже находился магазин, во втором - жилище. Над внешним, скошенным углом дома и средней частью фасада, выходящего на ул. Московскую, возвышаются аттики. На крыше была решетка-парапет. Архитектура здания эклектична, что находит выражение в формах декора (наличники с пилястрами и замковыми камнями, подоконные ниши), выполненных с помощью кирпичной кладки.

Московская, 99, 101, 103 (справа налево). К сожалению, из-за многочисленных вывесок, навесов мы лишены возможности лицезреть пензенское кирпичное кружево.

Московская, 103. Доходный дом конца XIX начала XX вв. Архитектура эклектичная. Планировка коридорная, квартиры и комнаты сдавались внаем.

Суворова, 67

Суворова, 65-а

Московская, 129 (ныне снесен)

Московская, 115а

Суворова, 60

Бакунина 64 - жилой дом конца XIX начала XX вв. Кирпичный дом выходит торцем на красную линию улицы в три окна. Выполненное в кирпиче убранство сосредоточено на главном фасаде, который имеет рустованные угловые пилястры, завершенные вверху пинаклями. Центральная часть фасада выделена прямым с круглым фронтоном аттиком. С восточной стороны к зданию примыкают ворота, их лучковая арка завершена карнизом с сухариками, а калитка отмечена аттиком.

Бакунина, 62/78. Доходный дом конца XIX века. На первом этаже угловой части находился магазин. Кирпичный двухэтажный дом имеет на фасадах рустованные лопатки. Одинаковые прямоугольные окна в наличниках с колонками и крепованными навершиями, венчающий карниз с городками и поребриком придают завершенность и единство отдельным частям дома.

В выполненных кирпичной выкладкой архитектурных деталях здания свободно трактуются древнерусские (XVII в.) и классицистические формы, создающие живописную декоративную композицию.

Заглянем в прошлое и посмотрим на это место, каким оно было в 1905 году.

Бакунина, 60. Доходный дом конца XIX начала XX вв. Нижний этаж был занят магазинами, верхний - жилой.
Здание венчает карниз большого выноса со стрельчатой аркатурой. Монументальный объем отличается ясностью замысла, простотой архитектурных форм. В интерьере сохранилась чугунная лестница.

Бакунина, 56. Доходный дом конца XIX начала XX вв. На нижнем этаже, где находился магазин, пространство между валиками дополнительно украшено прямоугольными накладками с выкружками. Раскреповки по углам главного фасада отмечены ступенчатыми аттиками. Массивный карниз из рядом городков, сухариков, язычков повторяет карнизы деревянных домов с рядами подзоров. Архитектурные формы здания носят сугубо декоративный характер. В интерьерах сохранились карнизы, розетки, в ряде случаев лепные потолки.

От кирпича к железобетону: как изменилось строительство за 100 лет?

История строительства насчитывает более пяти тысяч лет, однако самые важные изменения в технологиях произошли всего лишь за последнее столетие. Рассказываем, какими были здания в начале XX века, и к чему в итоге пришло современное строительство.

Строительство в начале XX столетия

Достижения технического прогресса привели к механизации строительства уже к концу XIX века. Времена кирки, лопаты и тачки остались в прошлом — появились подъемные краны, автоматические копры для забивки свай, железные дороги для транспортировки материалов.

В распоряжении строителей оказались новые цементные смеси, стекло и металлические конструкции, а также опытный по тем временам железобетон, — соединение бетона и стальной арматуры. С появлением этого материала впоследствии наступила эра небоскребов.

Home Insurance Building — первый в мире небоскреб, построенный в 1885 году в Чикаго по передовой в то время каркасной технологии. Высота — 55 метров Home Insurance Building — первый в мире небоскреб, построенный в 1885 году в Чикаго по передовой в то время каркасной технологии. Высота — 55 метров Chrysler Building — 77-этажный небоскреб, символ Манхэттена в Нью-Йорке, построен в 1930 году Chrysler Building — 77-этажный небоскреб, символ Манхэттена в Нью-Йорке, построен в 1930 году

Например, в 1904 году французский архитектор Тони Гарнье представил опередивший свое время проект «Индустриального города», разделенного на взаимосвязанные зоны — прямая противоположность хаотичной застройки начала XX века.

Эскиз проекта «Индустриальный город» Тони Гарнье Эскиз проекта «Индустриальный город» Тони Гарнье

Город был рассчитан на 35 тысяч жителей. В качестве основного материала предлагалось использовать железобетон — это был взгляд в будущее. Проект так и не реализовали, но в дальнейшем он оказал большое влияние на развитие современных представлений о градостроительстве.

В целом, очевидные недостатки кирпича с развитием городов и ростом населения ощущались все сильнее. Однако основная часть построек в начале XX века все так же оставались кирпичными — они были дешевле и привычнее.

Представления о строительстве поменяла мировая война 1914-1918 гг.

Послевоенный кризис и массовое строительство

Глобальные разрушения, которые оставила после себя Первая мировая война, обусловили острую нехватку жилья практически по всей Европе.

Руины Гранпре, Франция — 1917 год Руины Гранпре, Франция — 1917 год

Особенно сильно пострадали страны, где велись самые ожесточенные бои — Бельгия, Франция, Россия. В то время мир нуждался в новой модели жилищного строительства — быстрого и относительно дешевого.

Во многом на развитие мирового строительства повлиял французский архитектор-модернист Ле Корбюзье. Его работы оказали сильное воздействие на развитие городов и определили их облик во многих странах практически до наших дней.

«План Вуазен» (Plan Voisin). Нереализованный проект реконструкции центра Парижа — 1925 год «План Вуазен» (Plan Voisin). Нереализованный проект реконструкции центра Парижа — 1925 год Ле Корбюзье и его утопический проект «Лучезарный город» — 1930-1933 гг. Ле Корбюзье и его утопический проект «Лучезарный город» — 1930-1933 гг.

В проектах Ле Корбюзье угадываются очертания типичных индустриальных городов, в том числе советских. Принципы градостроительства архитектора действительно оказали большое влияние на их облик, потому как соответствовали господствовавшей тогда идеологии коллективизма.

Зарождение панельного строительства

Возведение зданий по готовой схеме по принципу конструктора значительно упрощало и ускоряло процесс строительства, делало его более дешевым. Подобный опыт в условиях урбанизации активно перенимался всеми странами, в том числе Советским Союзом.

К примеру, в 1927 году крупная советская делегация прибыла в Германию для изучения опыта возведения индустриальных сборных домов из пемзобетонных панелей архитектора Эрнста Майя.

На строительство одного двухэтажного дома немцам требовалось всего два подъемных крана и не более 17 дней — это было настоящее конвейерное производство.

Советские специалисты в составе делегации знакомятся со строительством рабочего поселка Браунхейм по проекту Эрнста Майна — 1927 год, Германия Советские специалисты в составе делегации знакомятся со строительством рабочего поселка Браунхейм по проекту Эрнста Майна — 1927 год, Германия

Развитие технологий массового жилищного строительства на основе идей Эрнста Майна, Ле Корбюзье и других архитекторов-модернистов продолжалось до 40-х годов, когда мировые и советские разработки пришлось прервать из-за начала новой войны.

С середины XX века набирает обороты индустриальное домостроение

Вторая мировая война еще сильнее укрепила мировое сообщество в необходимости развития массового жилищного строительства. Этому способствовал также господствовавший тогда Интернациональный стиль, который утверждал идеи унификации архитектуры и отказа от исторических форм, применения современных материалов (стекло, сталь, железобетон) и удешевления стоимости строительства.

Это привело к возникновению двух типов панельных зданий:

  • каркасно-панельные (вертикальные и горизонтальные нагрузки воспринимают несущие рамы здания);
  • бескаркасные (наружные и внутренние стены воспринимают нагрузки от междуэтажных перекрытий).

Подобные дома успешно строят по всему миру до сих пор.

Также укрепляются основополагающие принципы строительства многоквартирных домов. Все чаще применяются сформированные Ле Корбюзье принципы «Пять отправных точек архитектуры»: опоры-столбы, плоские крыши, свободная планировка, ленточное расположение окон, свободный фасад.

Знаменитая Марсельская «жилая единица» Ле Корбюзье. Построена в 1952 году, стала прообразом современных многоквартирных домов Знаменитая Марсельская «жилая единица» Ле Корбюзье. Построена в 1952 году, стала прообразом современных многоквартирных домов

И все же к 60-70 годам XX века индустриальная застройка стала подвергаться все большей критике. Люди, оправившиеся после тяжелых военных лет, больше не хотели жить в однотипных «муравейниках». Вместе с тем в процессе урбанизации место под новое строительство в городах сокращалось. Все большее значение приобретает вертикальная направленность городской застройки.

Развитие высотного строительства

Индустриализация, развитие транспортной инфраструктуры и общий экономический рост в мире понемногу вернул интерес к высотному строительству. От блеклой архитектуры модернизма был сделан разворот в сторону постмодернизма, которая предполагала компактную многоэтажную застройку.

В 60-х годах началось серийное производство кондиционеров, что дало дополнительный толчок в развитии высотного строительства.

До этого события фасады небоскребов было необходимо обязательно обкладывать кирпичом, чтобы избежать парникового эффекта под воздействием солнца. С появлением кондиционеров кирпич начали заменять специальным стеклом с нанесенным тонким слоем металлом, отражающим ультрафиолет.

Примерно в это же время австралийские инженеры изобрели самоподъемные башенные краны, которые закреплялись на здании и постепенно поднимались по мере возведения этажей. Из-за страны-производителя их также называли «краны-кенгуру».

«Краны-кенгуру» использовали при строительстве печально известных «башен-близнецов» в Нью-Йорке «Краны-кенгуру» использовали при строительстве печально известных «башен-близнецов» в Нью-Йорке

В Советском Союзе строительство высотных зданий было ограничено: сначала из-за высокой стоимости, а затем из идеологических соображений. В 50-60-е годы был реализован грандиозный проект по возведению сталинских высоток.

После смерти Сталина и смены власти к небоскребам возвращались преимущественно при строительстве телевышек. Самым высоким подобным зданием стала Останкинская телебашня.

Останкинская башня в Москве. Построена в 1967 году, высота — 540,1 метр. Одно из самых высоких сооружений в Европе Останкинская башня в Москве. Построена в 1967 году, высота — 540,1 метр. Одно из самых высоких сооружений в Европе

Переломный момент в строительстве небоскребов наступил в 70-е годы

Основной проблемой при строительстве высотных зданий оставался ветер, который создавал опасность разрушения внутреннего каркаса. Однако в 1970 году американский архитектор Брюс Грэм при проектировании небоскреба Willis Tower высотой 442 метра в Чикаго предложил революционную идею — вынести внутренний каркас здания наружу.

Благодаря технологии внешнего каркаса был навсегда решен вопрос ветростойкости небоскребов — даже при скорости воздушного потока 90 км/ч отклонение того же Willis Tower на верхнем этаже при такой конструкции сейчас составляет не более 15 см, что полностью безопасно.

Небоскреб Willis Tower с внешним каркасом на стадии строительства — 1972 год Небоскреб Willis Tower с внешним каркасом на стадии строительства — 1972 год

Благодаря использованию этих и других технологий к 2000 году по всему миру насчитывалось 26 небоскребов высотой более 200 метров. К концу 2019 года общее количество построек со статусом «небоскреб» выросло почти до пяти тысяч.

Строительство на современном этапе

Небоскреб «Бурдж-Халифа» в Дубае, ОАЭ Небоскреб «Бурдж-Халифа» в Дубае, ОАЭ

На 163 этажах «вертикального города», как его еще называют, расположены апартаменты, офисы, торговые и развлекательные центры, и даже парковая зона.

Для возведения «Бурдж-Халифа» применялся преднапряженный железобетон — в отличие от обычного, он способен растягиваться. Для всех стальных элементов здания понадобилось 60 тысяч тонн арматуры. Для обеспечения устойчивости фундамента в него было забито 192 сваи длиной 50 метров и толщиной 1,5 метра.

В техническом плане «Бурдж-Халифа» является настоящим чудом инженерной мысли. В здании расположены 53 лифта, способных развивать скорость до 35 км/ч. Для обеспечения безопасности через каждые 30 этажей в небоскребе расположены огнеупорные помещения с изолированной системой вентиляции — всего их девять.

Технологии будущего

За последние 100 лет строительные технологии сделали грандиозный скачок, от малоэтажных зданий к почти километровым башням. Следующий шаг — цифровизация.

Уже сейчас проектирование, возведение и последующую эксплуатацию зданий можно рассчитать при помощи BIM-технологий — виртуальной цифровой модели. При этом активно применяются технологии виртуальной реальности для работы с моделями конструкций, инженерных систем, дизайна помещений. Перспектива использования нейросетей должна сократить время проектирования и подготовки к работам.

Присутствие человека на строительной площадке по-прежнему необходимо, однако автоматизация процесса также является главным вопросом развития технологий. Человек всегда будет нужен на строительной площадке, но его роль будет меняться. Вместо ручного труда придет умственный. Но процессами автоматизации, цифровизации и использования современных технологий необходимо будет управлять, с этим справится только человек.

Роботы-собаки модели Spot компании Boston Dynamics применяются для мониторинга строительных площадок Роботы-собаки модели Spot компании Boston Dynamics применяются для мониторинга строительных площадок

Кроме того, с развитием техники могут поменяться и сами принципы возведения зданий. Даже сейчас существуют строительные 3D-принтеры, с помощью которых можно печатать отдельные конструктивные элементы, а в некоторых случаях — и целые здания.

Офис муниципалитета площадью 640 кв. м в Дубае, целиком напечатанный на принтере компании Apis Cor — 2019 год Офис муниципалитета площадью 640 кв. м в Дубае, целиком напечатанный на принтере компании Apis Cor — 2019 год

С развитием технологий строительства все большее значение приобретает тренд на экологичность. В частности, разрабатываются новые системы кондиционирования со сниженным энергопотреблением, способы повторного использования материалов. С помощью экспертного рейтинга LEED (The Leadership in Energy & Environmental Design) сейчас активно оценивают «зеленые» проекты.

Штаб-квартира Международного олимпийского комитета. Построена в 2019 году, признана одним из самых экологичных зданий в мире: 95% материалов при его возведении были использованы повторно Штаб-квартира Международного олимпийского комитета. Построена в 2019 году, признана одним из самых экологичных зданий в мире: 95% материалов при его возведении были использованы повторно

В мире ежегодно проводятся крупные мероприятия, посвященные инновационным строительным технологиям. В России это «Выставка 100+ Технологии для городов», где ежегодно в международном формате обсуждаются вопросы девелопмента, архитектуры, градостроительства, цифровых и виртуальных технологий, модернизации строительной техники.

Понравилась статья? Подпишись, чтобы не пропустить следующую!
Подписаться в Дзен

Раньше строили лучше? Стройматериалы XIX-XX века


Когда речь заходит об архитектуре прошлого и о построенных здания тех времён, то многие выразительно подчёркивают- «Вот умели раньше строить! Посмотрите какие формы, какая лепка и какая архитектура. Ах!». Но правда ли, что жильё тех лет было настолько хорошим и качественным? Спешу вас разочаровать. Большая часть домов строилась в спешке с явным желанием сэкономить и поэтому находится сейчас в крайне печальном состоянии, хоть и составляла золотой фонд архитектуры Петербурга. Поэтому не совсем правильно говорить, что раньше эта травка была зеленее, а деревья выше. Просто в то время действовали совсем другие экономические и строительные законы.

Как я и говорил в предыдущей главе своего рассказа, мой любимый город отстраивали просто диким темпами, а в недвижимость вкладывались все кому не лень, от именитых купцов и членов императорской семьи до религиозных общин, различных политических или коммерческих обществ и даже потомков обеспеченных крестьян. Построенная недвижимость окупала себя за два года, поэтому каждый хотел присосаться к источнику финансового благосостояния и сделать парочку объёмных глотков из бездонного колодца. Поэтому и на строительстве экономили, дабы побыстрее возвести и скорее сдать, начиная отсчитывать прибыли.


2.

Сложно упрекнуть в этом старый мир, когда по тому же пути мы идём и сегодня. Ведь новые технологии позволяют внедрять более дешёвые товары, а люди ответственные за строительство используют их ради собственного блага. Именно поэтому появляются фасады из металлопластика, стеклопакеты на окнах, железные двери и картонные стены. Люди готовы строить из говна и палок, делая ставку в первую очередь на цену. Так же было и тогда.


3.

Оно и не удивительно, ведь когда я говорю о бурном росте Петербурга тех времён, то рассказываю про реально фантастические темпы строительства. Сами подумайте, не имея современных технологий, в городе на Неве только в 1900 году построили или перестроили чуть больше 300 домов, в 1901-м году ещё 250 домов, а в 1902-м появилось и реновировалось примерно 280 зданий. В итоге с 1900-го года и по 1905-й включительно в нашем городе появилось почти 1500 домов. Полторы тысячи! Вы вообще представляете какие это темпы? Даже нынешнее РПЦ завистливо посмотрело в ведомость количества сданных церквей. А ведь практически каждый из этих домов доходный, слепленный из того что было под рукой. Кстати, обычный пятиэтажный дом в то время могли возвести за пару месяцев.


4.

А раньше не было готовых линий конвейера, и двери не штамповали из металла или пластика по единому шаблону, каждая деталь производилась вручную, и внедрение разнообразных изогнутых форм не сильно влияло на итоговую стоимость. Это потом придёт товарищ Хрущёв, и строительство превратиться в сборку конструктора при помощи кранов и машин. Как же тогда строили шестиэтажные дома в то время? При помощи лесов. Вкапывали четыре палки в землю и крепили к ним при помощи веревок сколоченные вместе доски. В дождь и первые морозы это превращалось в довольно экстремальное мероприятие и естественно люди падали, но это никого сильно не смущало.


5.

В то время большинство домов строили по одной и той же технологии, брали кирпич, причем весьма сомнительного качества. Почему? Да потому что кирпич производили такие же купцы-барыги, мечтавшие нагреть карманы на прущем в гору бизнесе, поэтому существовало примерно 50 частных кирпичных заводиков, а качество продукции оставляло желать лучшего. Многие из этих кирпичей просто рассыпались в руках, а из них выкладывали каркас. Внутри же делали перегородки из самого дешевого дерева, снаружи всё это дело помпезно штукатурили, а сверху накрывали металлической крышей. В итоге получался дом с довольно низкой себестоимостью, а любая вспыхнувшая лампа могла сжечь все внутренности до самого основания.


6.

Бетонные перекрытия мало кто использовал, а хороший материал шёл только на отделку. Так элитный глазированный или брендированный кирпич использовался исключительно в декоративных целях или тогда, когда за редким исключением дома оставались без штукатурки. Петербург никогда не был каменным городом, и это исключительно мифическая составляющая. Камень использовался только в отделочных работах, а за ним прятался тот самый далеко не лучший материал.


7.

Даже пропитанный духом того времени модерн, который сочетается с редким камнем, необычными формами и статуями, не порадует вас, если вы отколупаете часть дома. Ведь за всей этой ширмой шикарного строительства прячется рядовая постройка из не самого хорошего кирпича. Фактически каждый застройщик и сейчас может возвести нечто подобное, но думая о собственных карманах, они просто отливают из цемента коробки, уходящие высоко ввысь.


8.

Вы логично спросите. А как же удобства? Их в большинстве домов просто тупо не было. Ну откуда им взяться? Электричество в самом Эрмитаже появилось только в 1886 году, до мирных же жителей оно добралось и вовсе с опозданием. Хорошо, если в доме была вода, и не приходилось за ней ходить на улицу. Отапливалось все печами и дровами, а среднестатистический житель города жил с одной уборной на несколько квартир. Хотя об условиях жизни в таких домах мы ещё поговорим.


9.

Поэтому те, кто и сейчас живёт в подобных местах, постоянно жалуется на жилищные условия. Да их не было предусмотрено, а всё что сделали, появилось кустарным методом и не сильно рассчитано на современную жизнь. По-хорошему, эти дома нужно реставрировать, перекладывать все коммуникации, и только тогда они снова обретут свою цену. Получается, что за красивой обёрткой прячется далеко не самый технологичный и идеальный вариант, но многие минусы компенсируются высокими потолками и хорошим вкусом архитектора. Плюс действующие законы на строительство и страх ответственности перед царём делали своё положительное дело, откровенного архитектурного ширпотреба на улицах города так и не появилось.


10.

Хотя в среднестатистическом жилье тех времён это были единственные плюсы. Потому что окна выходили во двор-колодец, лестницы были в плачевном состоянии, было холодно, не хватало удобств. Похвастаться качеством могли только барские дома или доходные дома, нацеленные на обеспеченного квартиросъёмщика, где на материалах не экономили. Например, Толстовский дом или Доходный дом Полежаева, но это были точечные постройки. Правда в нынешнее время они выглядят сильно устаревшим, где за парадными фасадами скрываются технологии прошлого века.


11.

Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.

История Кирпича Российского: от Крещения Руси до наших дней

История Кирпича Российского: от Крещения Руси до наших дней

01 Марта 2017 | Категория: Облицовочный кирпич 6733

Началом российской истории изготовления кирпича принято считать конец Х века. Тогда, после крещения Руси, с Византии начали прибывать кирпичных дел мастера. Изготавливаемый в этот период кирпич имел форму бруска. Этот материал не использовался для строительства масштабных объектов – основным направлением его применения были ремонтные работы.

Начало освоения технологии строительства из кирпича совпало с монгольским нашествием, которое на столетия задержало технологическое, социальное и экономическое развитие древней Руси. Единственным значимым строением, возведенным в этот период, можно считать Софийский собор, построенный в Киеве в 1037 году.

Деревянная Москва и первые итальянские «гастарбайтеры»

Москва же оставалась деревянной вплоть до 1450 года, когда было закончено строительство первого здания из «импортного» кирпича. Первый московский кирпичный завод начал свою работу в 1475 году, до этого производство этого материала было представлено лишь гончарными мастерскими при монастырях – кирпич выпускался небольшими партиями и использовался для ремонта.

Символично, что первым крупным проектом строительства из кирпича стал московский Кремль. Для разработки проекта и его реализации были приглашены лучшие итальянские зодчие, в числе которых был Аристотель Фиораванти. Эти первые московские «гастарбайтеры» обошлись казне очень дорого, однако это того стоило.

Кремль строили 10 лет – с 1485 по 1495 год. Он стал образцом подобного рода архитектуры: впоследствии такие же строения были возведены в Нижнем Новгороде и Туле. Начало XVI века стало началом «бума» кирпичного строительства – в это время были построены такие монастыри как Вознесенский и Чудов, возведен храм Иоанна Предтечи и ряд других. В Москве создавался новый архитектурный формат, который со временем стал общепринятым стандартом для всей центральной Руси.

Строительство из плинфы: нюансы технологии

Нужно сказать, что Софийский собор, построенный в 1037 году и другие кирпичные строения вплоть до начала XV века возводились из плинфы – глиняных пластин размерами 40 на 40 см и толщиной около 4 см. В плане трудоемкости изготовления, сушки и обжига такие кирпичные «пластины» были самым простым решением. Особенностью кладки из плинфы были толстые швы, в которых через несколько рядов клали слой природного камня.

Московский Кремль и знаменитые столичные монастыри (в том числе Новодевичий) возводились из керамического материала другого формата – так называемого «аристотелева» кирпича. По своим размерам и толщине он был намного ближе к современному стандарту кирпича.

Как Петр Великий сделал Петергоф флагманом российского градостроительства

Рассказывая об истории производства кирпича в России, нельзя не упомянуть о такой личности, как Петр I. Его можно с полным правом назвать создателем традиции русского кирпичного ремесленничества. Санкт-Петербург, возведенный им на месте вековых болот, стал настоящим авангардом российского градостроительства.

С 1707 по 1727 год были построены дом канцлера Головина, дворец великой княжны Натальи Алексеевны, Зимний и Летний дворец и много других зданий, которые на данный момент являются памятниками архитектуры.

Кирпичный «ГУЛАГ»: крепостные мануфактур Санкт-Петербурга

Для их строительства были основаны казенные кирпичные заводы. В качестве рабочей силы на этих предприятиях использовались люди, осужденные за различные преступления, а также те, кто не имел определенного занятия. В качестве примера: указом от 1699 года Петр повелел сковывать цепями и направлять на мануфактуры «пропойц, мошенников и воров, дабы трудом исправлять оных». Фактически это был городской вариант крепостных - «заводские» люди, работающие на кирпичных мануфактурах, не имели права покидать город.

К началу XVIII века в Санкт-Петербурге работало около дюжины казенных заводов, наиболее крупными из них были Ближние, Тосненские и Шлиссельбургские. Для предприятий того времени их совокупная производственная мощность была поистине огромной – ежегодно выпускалось более 10 миллионов штук кирпича. В 20-тых годах того же столетия действовали уже десятки мануфактур, среди них Мартышинские, Славянские, Чернорецкие заводы.

Как строился кирпичный Питер: кнут без пряника и другие законодательные инициативы

Кирпичный Санкт-Петербург был отстроен в такие короткие сроки благодаря инициативам Петра I, которые даже для того времени были суровыми. Под угрозой ссылки и отъема имущества в России было запрещено строительство зданий из кирпича, за исключением Санкт-Петербурга. Запрет действовал 27 лет – с 1714 по 1741 год. Так император стимулировал кирпичных дел мастеров приезжать в северную столицу для участия в Большой Стройке.

В качестве мер борьбы с недобросовестными производителями фигурировали ссылка, битье кнутом и каторжные работы. Однако такие наказания не решали проблему брака в целом. Для этого был издан указ об обязательном клеймении мануфактурами своей продукции. После того, как весь производимый кирпич стал именным, его качество значительно улучшилось. Вместе с этим увеличилась и цена этого материала. К примеру, средняя партия (около 1000 кирпичей) стоила 15 рублей. Для сравнения – это была средняя месячная заработная плата заводчанина.

Технологии и объемы производства кирпича в середине XIX - начале XX века

Спустя 150 лет, при Александре II, в окрестностях Петербурга работало более 60 кирпичных мануфактур, основная часть которых принадлежала крупным предпринимателям, в том числе и иностранцам. Царский кирпич того времени имел толщину 6-7 см, размеры около 26х12 см и весил 10 фунтов (4,1 кг). К концу XIX века в России начали использоваться новые, более производительные печи для обжига, упростился и ускорился процесс изготовления кирпича, а сами производства начали объединяться в более крупные предприятия. К 1903 году суммарная производственная мощность кирпичных заводов в России составляла более 200 миллионов кирпичей в год.

Послереволюционная разруха и возрождение отрасли

Совершенствование технологий и рост объемов производства остановила Первая Мировая война и последующий за ней государственный переворот, который впоследствии назвали Октябрьской революцией. Возрождение производства кирпича началось в конце 20-тых годов прошлого столетия, как часть плана по борьбе с разрухой после Гражданской войны. По-настоящему отрасль возродилась в 30-тых годах, когда в рамках начатой Иосифом Сталиным индустриализации страны были построены сотни больших и малых кирпичных заводов.

ГОСТ 1927 года как основа современного стандарта кирпича

В этот период была проделана огромная работа по стандартизации. В 1927 году был разработан единый ГОСТ, который описывал технологические параметры, размеры, вес керамического кирпича. Впоследствии он лишь расширялся и уточнялся. Современный одинарный кирпич стандартного формата имеет размеры и вес по ГОСТу 1927 года - 250х120х65 мм, вес не более 4,3 кг. Сейчас в описании кирпича мы пользуемся теми же терминами и определениями:

  • Тычковый ряд в кладке – ряд, в котором кирпичи уложены поперек стены своей длинной стороной;
  • Ложковый ряд (в полкирпича) – тот, в котором кирпич укладывается длинной стороной вдоль стены;
  • Версты – крайние ряды в кладке, которые образуют ее поверхность;
  • Наружные версты – те, что со стороны фасада, внутренние – со стороны помещений;
  • Забутовочный кирпич – тот, который уложен между наружной и внутренними верстами;
  • Верхняя и нижняя «постель» - наибольшие по площади грани кирпича, «тычок» - наименьшее, «ложок» - длинная боковая грань.

Царский кирпич: сделан на века, актуален и сейчас

В заключение нужно сказать, что клейменный царский кирпич, который выпускался казенными мануфактурами на просторах Российской Империи, до сих пор крепок и прочен – во многих городах России, Украины, Финляндии, Белоруссии, стран Прибалтики стоят здания с клеймом заводов царской России. Такой кирпич стал музейной ценностью, его покупают коллекционеры, а ценители раритетной керамики используют его для создания эксклюзивных интерьеров в стиле лофт.

Читайте также: