Кирпичная кладка архитектурные стили

Обновлено: 16.05.2024

Кирпичный архитектурный стиль

Термин «кирпичный стиль» использовался для описания неоштукатуренных фасадов зданий периода историзма в России (конец XIX века). Для такого стиля характерным является замена лепнины и штукатурки кирпичным декором.

Термин был введен в употребление российскими искусствоведами, стремящимися описать эклектичные постройки Виктора Шрётера. Впоследствии отсутствие отделочного штукатурного слоя вошло в моду, и многие архитекторы стали строить кирпичные здания, относящиеся к рациональному модерну, неоклассицизму или псевдорусскому стилю. Примечательно, что само по себе отсутствие штукатурки на фасаде стилеобразующим признаком не является.

Надо сказать, что сооружения с неоштукатуренными фасадами встречались в России уже в XVIII веке. Это были преимущественно производственные и складские помещения, а также казармы и парковые павильоны.

Рисунок 1. Кирпичное зодчество. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В современной литературе преимущественно под термином «кирпичная архитектура» понимается рационалистическое течение в архитектуре историзма, что относится ко второй половине XIX века. При отказе от штукатурки декоративное значение стали принимать кирпичные фасады: их стали выкладывать из полихромного кирпича, глазурованной плитки, также нередко использовался натуральный камень.

Подобные сооружения максимально подходили к условиям российского климата и были относительно недороги. В этой связи такие кирпичные сооружения быстро получили популярность в российских провинциях. Таким образом, кирпичное зодчество является рационализацией историзма для массового и утилитарного строительства.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Здания в кирпичном стиле в России проектировали такие известные архитекторы, как:

  • Карл Шмидт;
  • Виктор Шрётер;
  • Гаральд Боссе.

Что касается периода СССР, то фасады из красного кирпича строились в период с 1920-х по 1930-е годы. Они представляли собой образцы в стиле упрощенного конструктивизма. Нередко встречаются они и в архитектуре «типичных» сталинских домов, в первую очередь довоенных. После выхода постановления о «борьбе с излишествами в архитектуре» в 1955 году, поскольку к излишествам была отнесена штукатурка, многие сталинские дома получили народное название «ободранные сталинки». С этого момента все жилые кирпичные сооружения в СССР строились без штукатурки. Они представляли собой своеобразные «функциональные» коробки из наиболее доступного силикатного кирпича. В некоторых случая в целях декора светлый силикатный кирпич сочетали с красным, выкладывая из него определенные фрагменты фасадов или настенные узоры.

Замечание 1

Если говорить о современном строительстве, то подобная практика применяется и сегодня при кирпичном и монолитно-кирпичном строительстве, однако, к кирпичному стилю подобные здание уже не относят.

Кирпичный стиль Петербурга

В Петербурге кирпичный стиль получил широкое распространение в 1870-90-е годы. Его популярность объясняется органичным сочетанием эстетики и дешевизны строительства. В поисках компромиссов между функциональными и конструктивными аспектами архитекторы стали использовать кирпичную кладку как отделочный материал. Сама по себе кирпичная стена без штукатурного слоя и гипсовых украшений оказалась вполне приемлемым вариантом, поскольку она обладала выразительностью за счет рельефной структуры кладки. Поверхность кладки чаще всего оставалась обнаженной или отделывалась керамической плиткой.

Узор мог состоять из двух цветов кирпича, нередко вводились дополнительные детали из керамики. Кирпич оказался материалом, хорошо пригодным для строительства в российских широтах. В середине XIX века в России каменщики могли делать из кирпича поистине уникальные дома, ведь даже сейчас некоторые из этих построек выглядят вполне достойно.

Рисунок 2. Кирпичный архитектурный стиль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Следует заметить, что некоторые промышленные постройки Петербурга в кирпичном стиле выглядят не менее привлекательно, чем жилые. По богатству форм кирпичный стиль не уступал архитектуре оштукатуренных зданий. Рациональность фасадов и их дешевизна открыла путь массовому кирпичному строительству школ, больниц, жилых домов и других объектов.

Многие здания, построенные для производства, сегодня стали офисными центрами или государственными учреждениями. Некоторые из них стали памятниками архитектуры.

Кирпичный стиль развивался бок о бок с эклектикой, а архитекторы и зодчие творили, обращаясь к культурному наследию прошлых веков. Наиболее популярным для того времени был «русский стиль». Он проявлялся в творческой переработке русской кирпичной архитектуры XVII-го века. Он был особенно популярен в области религиозного строительства (например, храм Покрова на Боровой улице, архитектор – Н.Н. Никонов).

«Русский стиль» и кирпичное зодчество

Вышеупомянутый «русский стиль» добавил кирпичному зодчеству полихромную кирпичную кладку, напоминающую узоры для вышивки крестом или плетенку, - мотивам, широко применяемым в русском фольклоре. Например, дом, располагающийся по адресу Угловой переулок, 7, украшен русским орнаментом, который до времен фашизма воспринимался несколько иначе. Очень часто данный мотив встречается на русских вышивках.

Если говорить о кирпичном стиле в более общем смысле, то в этот период существовал еще и «византийский стиль», использующийся, как правило, для строительства больших храмов в честь разных событий.

Помимо «византийского стиля» в кирпичном зодчестве принимал участие и «мавританский» стиль. Это направление использовалось при отделке прекрасных гостиных во многих дворцах. На фасадах зданий реализовывались различные мотивы. Это был период, когда зодчие вдохновлялись как готическими сооружениями, так и постройками времен Возрождения. Многие из них путешествовали, знакомились с образцами мировой архитектуры и все интересные элементы брали на заметку и нередко комбинировали.

Краткий гид по кирпичным архитектурным стилям


Горожане часто произносят фразу «кирпичная архитектура», невольно объединяя в одну категорию здания самых разных эпох и стилей. Однако в истории искусства действительно встречаются направления, где кирпич как строительный материал играет ведущую роль. Strelka Mag и BRAER подготовили краткий гид по «кирпичным» стилям Европы — с примерами и характерными чертами, которые помогут вам лучше ориентироваться в этой теме.

Кирпичная романская архитектура

О направлении : «кирпичный романский стиль» — термин неофициальный и нераспространённый. Так называют направление в архитектуре, которое сложилось в Северной Германии, Дании, Польше и Швеции в XII веке. В Европе тогда господствовал романский стиль, и северные регионы позаимствовали его эстетические принципы. Однако в этой части континента не было запасов камня, гранита, мрамора или песчаника, поэтому здания — в основном соборы — пришлось строить из обожжённого глиняного кирпича. Технологией кирпичного строительства с северянами поделились мастера из Ломбардии.

Характерные черты : полуциркульные арки и своды, массивные стены с узкими проёмами окон, кирпичные храмы-крепости и замки-крепости.

Пример : церковь Святого Бендта (Рингстед, Дания)

Это здание, построенное во второй половине XII века, считается самой старой кирпичной церковью в Дании. Здесь находится усыпальница средневековых датских королей, в том числе Вальдемара I Великого. После пожара 1806 года здание частично перестроили, а его кирпичные фасады покрыли цементом. Только в начале XX века церкви вернули первоначальный облик.

Ганзейская готика

О направлении : на смену кирпичной романике быстро пришла готика. Краснокирпичные соборы и ратуши выросли по всему побережью Северного и Балтийского моря от Нидерландов до современной Эстонии. Наибольшую популярность этот стиль получил в городах Ганзы, поэтому кирпичную готику часто называют «ганзейской». Исследователи выделяют её как полноправное архитектурное направление, а журналисты и блогеры регулярно выпускают тематические маршруты и гиды. В XVI веке кирпичная готика преобразовалась в «кирпичное Возрождение», но оно практически неотличимо от предшественника и редко рассматривается в качестве самостоятельного стиля.

Характерные черты : краснокирпичные фасады, отсутствие статуй и украшений, высокие башни, использование орнаментов.

Пример : церковь Святой Марии (Любек, Германия)

Один из немногих декоративных элементов этого здания — контраст между красными кирпичными стенами и бирюзовой крышей. На фасаде отсутствуют статуи или барельефы, что характерно для большинства сооружений в этом стиле. Кирпичная техника не позволяла архитекторам строить сложные каркасные конструкции, поэтому выразительность церкви Святой Марии подчёркивают способы кладки, цвет и фактура кирпичей. По высоте центрального нефа — 38,5 м — она занимает первое место среди всех построек кирпичной готики.

Нарышкинский стиль

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, основан Львом Нарышкиным в 1689. Фото: depositphotos ​

О направлении : нарышкинский стиль — сравнительно недолгий период в истории русской архитектуры, который продлился с 1680-х до 1710-х годов. Его также называют нарышкинским барокко, хотя он испытал влияние и маньеризма, и Ренессанса, и даже готики. Этот этап ознаменовал проникновение западных архитектурных традиций в Россию. Нарышкинский стиль представлен в основном церквями в усадьбах Москвы и Подмосковья, многие из которых принадлежали боярам Нарышкиным. На это же время пришлось распространение в стране кирпича, благодаря которому строительство зданий стало дешевле и качественнее. Кирпичную кладку «нарышкинских» церквей покрывали штукатуркой, поверх которой иногда заново рисовали кладку.

Характерные черты : ярусность, симметричность, применение элементов ордера, сочетание красного кирпича и белого камня или гипса.

Пример : храм Воскресения Христова в Кадашах (Москва, Россия)

Храм в Кадашах — одна из самых первых церквей, построенных в нарышкинском стиле. Её возвели в 1687–1695 годах на деньги купца Кондрата Добрынина. Здание практически полностью кирпичное, лишь в некоторых местах кладка выполнена из белого камня. Вот как его описывала реставратор Гали Алфёрова, которая исследовала храм в советские годы: «Кирпичная кладка сделана с необычайной тщательностью и точностью. Швы одинаковой толщины не отклоняются ни от отвеса, ни от уровня, создают строго вертикальные стены; оконные откосы и проёмы тоже не имеют никаких отступлений. Это мы проверяли, прикладывая в различных местах стен фугованные рейки; они подтвердили точность кладки, выполненной мастерами XVII века».

Неоготика

Одно из самых известных неоготических сооружений — Вестминстерский дворец на набережной Темзы в Лондоне. Фото: depositphotos ​

О направлении : во второй половине XIX века одним из доминирующих стилей Европы стала неоготика. Архитекторы обращались к наследию средневековых мастеров и вдохновлялись им при проектировании соборов, замков и промышленных зданий. В качестве облицовочного материала зодчие часто выбирали неоштукатуренный кирпич, как и их предшественники из Ганзы. Результаты промышленной революции значительно упростили производство материалов: если раньше каждый кирпич формировали вручную, сушили только летом и обжигали в напольных печах-времянках, то в XIX веке появились кольцевая обжиговая печь, ленточный пресс и глиномялки. Кроме того, железные дороги позволили намного быстрее подвозить красный и жёлтый кирпич, шифер, черепицу и другие материалы к местам строительства.

Характерные черты : каркасный свод, зубчатые стены, кирпичные пилястры, чугунные дорические колонны, резная лепнина, шпили, вытянутые вверх конструкции.

Пример : гостиница St. Pancras Renaissance London Hotel (Лондон, Великобритания)

В Великобритании неоготика заметно проявилась в викторианской архитектуре: неоготический облик получили вокзалы, жилые дома, правительственные здания, публичные учреждения и соборы. Один из самых ярких примеров этого направления — «Мидленд Гранд Отель» (сегодня — St. Pancras Renaissance London Hotel), который одновременно служит фасадом железнодорожного вокзала Сент-Панкрас. Его спроектировал архитектор Джордж Гилберт Скотт при участии инженера Уильяма Барлоу. Главный фасад гостиницы сделан из недожжённого кирпича и покрыт дымовыми трубами и зубчатыми фронтонами, благодаря чему контрастирует с минималистским дебаркадером вокзала.

Кирпичный стиль

О направлении : к концу XIX века российские архитекторы отказались от штукатурки и из соображений экономии оставляли кирпичные фасады своих зданий «голыми». «Выразительность построек при этом достигалась использованием рельефной кладки, узор которой выделялся пластикой и цветом», — пишет Эржан Юсупов в «Словаре терминов архитектуры». Так называемый кирпичный стиль сформировался в Санкт-Петербурге и постепенно распространился по другим городам Российской империи.

Характерные черты : рационализация архитектуры, отсутствие штукатурки и лепных украшений, использование изразцов, терракотовых вставок и цветного кирпича.

Пример : фабрика А. И. Ниссена и Доходный жилой дом

В кирпичной архитектуре Российской империи особо выделяются работы Виктора Шретера и Иеронима Китнера, например их Доходный жилой дом на набережной Фонтанки, совмещённый с фабрикой. Согласно подсчётам, опубликованным в журнале «Зодчий» в 1873 году, отказ от штукатурки существенно сократил стоимость работ: кирпичный фасад оказался на 25 % дешевле штукатурного. В первоначальном проекте здание должен был украшать редкий глазурованный кирпич, но подрядчик в последний момент отказался от заказа, и материал заменили чуть более дорогими коричневыми глазурованными плитками.

Экспрессионизм

Anzeiger-Hochhaus в Ганновере (1928). Фото: Visit Hannover

О направлении : экспрессионизм в архитектуре сформировался в начале XX века в Германии. Использование традиционного кирпича в строительстве стало частью программы создания «новой Германии» после разрушения городов в Первой мировой войне. Кирпич символизировал надежду и ожидание светлого будущего в послевоенную эпоху. Гамбургский архитектор Фриц Хёгер писал : «Кирпич бытует не только в Германии, но его, тем не менее, можно назвать немецким, так же как немецкий дуб, потому что в нем живет дух народа».

Характерные черты : фасады из тёмно-коричневого кирпича и клинкерной плитки, техника «кирпичной гребёнки», искажение реальных форм объектов, гротескность и нарочитая заострённость архитектурных форм.

Пример: «Чилехаус» (Гамбург, Германия)

Фото: Hauke Hass

Заказчик этого здания Генри Сломан разбогател на ввозе селитры из Чили — отсюда и название. За три года на строительство складского здания ушло 4,8 миллиона кирпичей. Своими вертикальными линиями «Чилехаус» отсылает к кирпичной готике, а его заострённая форма напоминает нос корабля. Для облицовки стен использовался тёмный клинкерный кирпич, обожжённый вместе с торфом, а также фигурная кладка, создающая многоуровневость здания.

Роман Марьяш

Директор по маркетингу BRAER

Большую часть истории кирпич считался исключительно строительным материалом. Зодчие ценили его за прочность и доступность, но на внешний вид особого внимания не обращали. Сегодня ситуация скорее противоположная. Кирпич остаётся самодостаточным и надёжным материалом, но архитекторы, строители и продавцы делают ставку именно на эстетику кирпичной кладки. Гладкие и рифлёные поверхности, разные цвета, декоративные включения — технологии позволяют играть с обликом кирпича, превращая этот материал из строительного в «дизайн-строительный».

Современная история кирпичного строительства только набирает обороты, и с каждым годом всё больше людей отдают предпочтение этому материалу. Доверять чему-то проверенному гораздо проще, чем экспериментировать с новыми материалами. Конечно, будут появляться разные альтернативы, но кирпич — краеугольный камень всей индустрии. Вряд ли получится чем-то его заменить.

Несмотря на то что кирпич считается классическим материалом, назвать классическим его производство уже нельзя. Мы каждый день модернизируем процессы на заводах: увеличиваем число точек контроля, улучшаем очистку сырья, используем новые приёмы в обжиге и сушке материала. В этом смысле BRAER старается быть пионером индустрии.

Есть три направления, которым мы в BRAER уделяем особое внимание: качество строительного материала, его геометрия и эстетика. Качество — это набор физико-технологических характеристик, которые влияют на прочность, теплопроводность, влагоустойчивость и, как следствие, долговечность здания. От геометрии зависит, насколько дом будет «ровным». Это важно, поскольку облицовочный кирпич BRAER — часть конструктива внешних стен. За геометрией мы следим не менее пристально, чем за качеством. И, конечно, внешний вид: разнообразие цветов, поверхностей. Это лицо нашего бренда, которое позволяет сразу отличить кирпич BRAER от продукции других производителей.

Кирпичная кладка архитектурные стили

Политехнический музей закрылся на масштабную реконструкцию в 2013 году, а первые экскурсии для журналистов в ещё не отремонтированном здании состоялись только спустя шесть лет.

Как тогда рассказали специалисты, в процессе реставрации нужно было решить множество проблем, касающихся не только внешнего вида здания, но и его конструктивных особенностей. Например, кирпичные колонны, расположенные в подвалах музея, опирались на фундамент из песчаника, который за 150 лет существования здания пришёл в негодность. Из-за этого разница высот между корпусами в некоторых местах достигала полутора метров. Кроме того, в музее не было центрального отопления и системы вентиляции, а одним из самых сложных этапов реконструкции стало создание дополнительного подземного уровня, в котором решено было разместить вентиляционные камеры и другие коммуникации.

Одной из главных задач реставраторов было воссоздать изначальный облик интерьеров музея. Его историческая кирпичная кладка оказалась скрыта под множеством слоёв краски и штукатурки. По словам руководителя строительства Юрия Государева, в ходе реставрации в музее была восстановлена кирпичная кладка стен, заменены оконные и дверные блоки, покрыты металлом выступающие части фасадов, а весь фасад был обработан специальным составом для защиты здания от погодных условий.

Евангелическо-лютеранская кирха в селе Зоркино, Саратовская область

Приход жил и процветал до 1918 года — тогда всё имущество церквей перешло к государству. Богослужения были прекращены, а кирха начала разрушаться из-за внешних и внутренних воздействий. На протяжении нескольких десятилетий в здании бывшей церкви работало зернохранилище, мастерская и сельский клуб с кинозалом. В 1992 году случился сильный пожар, после которого уцелели только стены, а здание со временем превратилось в руины, заросшие деревьями.

Новой главой в истории кирхи стал 2013 год, когда началось её восстановление фондом «Цюрих — Зоркино». Руководитель фонда — Карл Лоор, белгородский бизнесмен и меценат, отец которого вырос в колонии Цюрих. Для восстановления церкви в архивах были найдены оригинальные чертежи, работы велись в точном соответствии с ними и заняли два года. 3 октября 2015-го кирха была вновь открыта для прихожан, в ней появились краеведческий музей и библиотека. Каждое воскресенье в 11:00 в церкви проходит служба и играет орган, установленный на прежнем месте. Рядом с кирхой был построен гостевой дом, где могут остановиться туристы и паломники.

Миусское трамвайное депо, Москва

Реставрация ансамбля Миусского трамвайного депо на Лесной улице завершилась в 2019 году. Красные кирпичные здания строились в стиле промышленной неоготики с 1874 по 1910 год и были украшены витражами, декоративными элементами на фасаде и башенками. Известно, что в строительстве наряду с другими архитекторами и инженерами принимал участие Владимир Шухов.

Практически все здания депо хорошо сохранились. Правда, кирпичные фасады были выкрашены в красный и белый цвета, так что реставраторам пришлось их расчищать. Редевелопмент коснулся не только внешнего облика зданий, но и их интерьеров. В одном из корпусов, ранее выполнявшем роль ремонтных мастерских, восстановили лестницы, ограждения и пол из метлахской плитки.

После окончания реставрации летом 2019 года в здании депо открылся гастрономический квартал с одноимённым названием, быстро ставший культовым местом столицы.

Ликёро-водочный завод, Воронеж

Комплекс зданий бывшего ликёро-водочного завода является одной из главных архитектурных достопримечательностей Воронежа. Своим появлением здание обязано масштабной антиалкогольной кампании, развернувшейся в России в конце XIX века, и введению винной монополии.

Впечатляющее кирпичное здание винных складов было построено в Воронеже по проекту главного городского архитектора Александра Баранова и открылось в 1900 году — цифру на фасаде можно увидеть и сегодня. Главное здание изначально было четырёхэтажным, в советские годы решили достроить ещё этаж. Об архитектурном стиле здания, больше похожего на замок или крепость, а вовсе не на завод, спорят до сих пор.

В 1941 году завод, как и многие производства того времени, превратился в оборонное предприятие и выпускал горючую смесь для нужд фронта. В годы войны завод хоть и пострадал, но не был разрушен. Всё благодаря невероятной толщине стен.

В начале прошлого десятилетия ликёро-водочный завод «Воронежский», работавший в этих помещениях, был признан банкротом, но не превратился в очередные руины. Летом 2017 года на территории бывшего завода прошёл архитектурный образовательный форум «Зодчество VRN», а уже к 2018 году часть главного производственного корпуса-замка отреставрировали и открыли пространство «Винзавод». Сейчас здесь располагается областной департамент архитектуры и градостроительства Воронежа.

Конюшня усадьбы Татарниковых, Москва

Весной 2019 года в центре Москвы завершилась комплексная реставрация кирпичной конюшни, построенной в XIX веке на территории усадьбы купцов Татарниковых. Здание стало шестнадцатым объектом культурного наследия, восстановленным по программе льготной аренды « 1 рубль за 1 квадратный метр ». Программа действует в Москве с 2013 года, её цель — привлечение инвесторов к реставрации городских объектов культурного наследия. Взамен они получают отреставрированное помещение в аренду на 49 лет. Цена аренды символическая и составляет всего 1 рубль за квадратный метр.

На реставрацию одноэтажной конюшни и превращение её в светлое офисное пространство потребовался год. При работе были использованы старинные фотографии, документы и чертежи, а для восстановления фасада по всей стране искали оригинальный красный кирпич того времени. Только на поиски исторических кирпичей пришлось потратить несколько месяцев.

Реставрационные работы коснулись и интерьера: в здании появилась кухня и с нуля был восстановлен камин, от которого сохранилась только труба.

Машиностроительный завод «Арсенал», Санкт-Петербург

Фото: Пресс-служба администрации Петербурга

История российского промышленного гиганта, завода «Арсенал», началась в начале XVIII века, когда по указу Петра I был учреждён Пушечный литейный двор. Там изготавливали корабельные и полевые орудия, выпускали боеприпасы, а позже даже занялись художественным литьём.

В советское время завод работал на военную промышленность, а позже частично был переориентирован на нужды космической отрасли. Со временем некоторые из помещений завода освободились, но не были заброшены, а стали примером успешного редевелопмента. Ещё в 2016 году правое крыло завода отдали в аренду креативному пространству. В помещениях сделали капитальный ремонт, заменили окна, а кирпичную кладку отреставрировали и обработали специальным составом, сохранив в первоначальном виде. В настоящее время сохранившийся красный кирпич можно увидеть в интерьерах нескольких пространств завода.

Сейчас в здании расположены офисы, склады, производства, клубы, один из самых крупных скалодромов города и общественное пространство.

Хоральная синагога, Самара

В 1909 году в Самаре состоялось открытие хоральной синагоги, построенной по проекту архитектора Зельмана Клейнермана. Здание в неомавританском стиле с ярким фасадом из красного и белого кирпича стало заметной религиозной и архитектурной точкой города. Спустя всего 20 лет, в 1929 году, синагога была закрыта и передана в распоряжение Горсовета. Позднее там был открыт дом культуры, а потом разместился хлебозавод № 8.

В 1994 году здание синагоги было возвращено еврейской общине, однако комплексный проект по её реставрации был подготовлен только в 2012 году. Тогда в синагоге успели частично отреставрировать кирпичную кладку фасадов и кровельное покрытие купола западной башни, но из-за нехватки средств работы пришлось заморозить на неопределённый срок.

В октябре 2018 года фасад восточной стены и крышу снесли из-за аварийного состояния. Стену позже выстроили заново, воссоздав оригинальный рисунок кирпичной кладки синагоги, но градозащитники критически отреагировали на подобное решение. По их мнению, кирпич можно было сохранить и использовать при дальнейших работах, а не выкидывать, заменяя новым.

Сейчас реставрация продолжается. Все работы по восстановлению здания синагоги планируют завершить к 2021 году.

Крепостная стена Донского монастыря, Москва

Реставрация зданий и сооружений, которые входят в архитектурный ансамбль Донского монастыря, продолжается на протяжении нескольких лет. Прямо сейчас в лесах стоят Семинарский корпус и храм святого Иоанна Златоустого, а совсем недавно были завершены работы по восстановлению двух башен — № 11 и 12 — крепостной стены монастыря, построенной на рубеже XVII–XVIII веков из красного кирпича.

Летом 2019 года завершилась реставрация башен № 4 и 5 — ещё двух из двенадцати. По словам экспертов, в последний раз работы по их сохранению и восстановлению проводились в середине прошлого века. С тех пор кирпичная кладка успела сильно разрушиться в некоторых местах, а часть декора, отсылающего к московскому барокко, была утрачена. Задачей реставраторов было не только восстановить первоначальный облик башен, но и уберечь их от возможного разрушения.

Реставрация проводилась и на фасадах, и в интерьерах башен. Согласно информации на сайте монастыря, в ходе работ была отремонтирована кирпичная и белокаменная кладки, все поверхности расчищены от грязи и нескольких слоёв краски, отреставрированы оконные и дверные проёмы, а также сохранены оригинальные кованые элементы и изготовлены новые кованые светильники, отсылающие к XVII веку.

Дом Ярошенко на Хитровке, Москва

Фото: Фонд «Внимание»

Фото: Артем Бирюков

На сегодняшний день дом Ярошенко, упомянутый Владимиром Гиляровским в книге «Москва и москвичи», является самым старым зданием Москвы, где до сих пор живут люди. История дома началась в XVII веке, и с тех пор его очертания менялись, наслаиваясь друг на друга. Дом сохранил архитектурные черты четырёх веков, и в этом главная причина сложности его реставрации.

Особенному дому повезло с особенными жильцами, неравнодушными и интересующимися его историей и сохранением исторического наследия. Им удалось предотвратить застройку Хитровской площади и спасти собственный дом, который в 2013 году в рамках капитального ремонта планировалось оштукатурить, уничтожив таким образом изразцы и старинную кирпичную кладку.

В 2016 году жители дома Ярошенко зарегистрировали фонд Достопримечательного места «Хитровка», открыли счёт, взяли в Департаменте культурного наследия разрешение на исследования, провели их и подготовили проект научной реставрации здания. С 2017 года под надзором профессионального архитектора и при помощи архитекторов-волонтёров идёт реставрация. И хотя она ещё не закончена, результаты можно увидеть уже сейчас: на фасадах видны кирпичные арки и кладки разных периодов, начиная с XVII века.

Во время расчистки фасада под штукатуркой даже был случайно обнаружен карандашный рисунок XIX века, который сейчас закрыт оргстеклом и виден всем желающим.

Сергей Конев

Архитектор, реставратор первой категории, общественный деятель. Автор и соавтор множества проектов реставраций в России и за рубежом, научный руководитель работ по реставрации Малого театра

Кирпичная кладка реставрируется так: разрушенный, деструктурированный кирпич аккуратно вынимается из общего объёма кладки, а на его место устанавливается новый, имеющий такие же размерные, текстурные и другие параметры. Швы восстанавливаются связующим раствором, соответствующим по составу существующему образцу.

Если на объекте повреждена часть стены, то она восстанавливается кирпичом, соответствующим по размеру, плотности и цвету. Также важно сохранить цвет, размеры, глубину и систему наружной обработки растворного шва. Если в реставрируемом фрагменте повреждены наружные плоскости кирпичной кладки, применяются домазки, которые позволяют восстановить поверхность кирпича и раствора с подбором нужного колера.

На каждый объект производитель работ составляет методическую рекомендацию реставрации кирпичной кладки с описанием видов работ и применяемых материалов. Эти рекомендации согласовываются авторским надзором, научным руководством и утверждаются заказчиком. Впоследствии они входят в Научно-методический отчёт при сдаче объекта в эксплуатацию.

Особых сложностей при реставрации кирпича нет, но очень важна практика реставрационного ремесла. Осенью я смотрел, как восстанавливается кирпичная кладка в прусском замке. Вроде бы делается всё по написанному в теории, но по нюансам видно, что человек не реставратор. Возможно, каменщик, но реставрация — это высший уровень ремесла, где важна способность повторить технологию кладки исторического мастера. Это как повторить подпись чужого человека: кому-то это дано, а кому-то нет.

Пока в России реставрация кирпичной кладки ведётся людьми, которые могут заниматься всем, качества не будет. Во всём реставрационном мире каменщик-реставратор — это отдельная специальность. Он должен иметь аттестацию государственной организации, отвечающей за реставрационные работы на ОКН, и аттестацию местной ассоциации каменщиков-реставраторов. Только те специалисты, у которых есть аттестационная квалификация, имеют право работать на реставрационных участках. К сожалению, у нас под аттестованного специалиста организации получают реставрационные лицензии по направлениям работ, а на объекте часто работают пришлые люди, так как их квалификация позволяет платить им меньше.

Роман Зэноагэ

Директор по маркетингу BRAER

Индустрия производства кирпича находится на подъёме. Заводы внедряют новые технологии, строят современные печи и сушильные камеры, проводят лабораторные исследования. Более детальным стал процесс приготовления сырья. Рынок строительного кирпича растёт, особенно если проследить динамику за последние 20 лет. В России сегодня работает около пяти заводов с объёмом производства более 100 млн единиц условного кирпича в год. Счёт менее крупных предприятий идёт на десятки и сотни.

Если говорить о работе со старыми зданиями, то здесь есть множество подходов. Разумеется, исторические памятники, объекты культурного наследия и достопримечательности заслуживают самого бережного отношения. Речь идёт не только об эстетической стороне вопроса. Старые конструкции необходимо укреплять и восстанавливать таким образом, чтобы они смогли прослужить ещё долгое время после реставрации. Поэтому и строительные материалы должны быть не просто аутентичными, но и надёжными и долговечными.

Кирпич — это, по сути, уникальный строительный материал. Только здания, построенные из кирпича, можно восстановить путём частичной замены кирпича в кладке.

Часто исторические здания восстанавливают, а те полностью утраченные объекты архитектурного ансамбля, которые восстановить уже невозможно, отстраивают заново с применением современных технологий и наших строительных материалов, сохраняя при этом общую стилистику.

Виды кирпичных кладок (старинный кирпич)

Видов кирпичных кладок в мире не так уж и мало, однако, мы рассмотрим лишь те виды кладок, которые будут наиболее уместны в историческом интерьере.

И начнем с кладки под названием СТАРОРУССКАЯ ( она же ПОЛЬСКАЯ, ФЛАМАНДСКАЯ, ВЕРСТОВАЯ или ГОТИЧЕСКАЯ ). В этом виде кладки чередуются ложки и тычки, причем как по горизонтали, так и по вертикали. Используя эту кладку было построено великое множество зданий в Российской Империи.
Если Вам нужна плитка для воссоздания этой кладки, ложки и тычки нужно заказывать в соотношении 2:1.

Старорусская кладка. Старорусская кладка.

Следующая кладка именуется АНГЛИЙСКОЙ ( она же КРЕСТОВАЯ, ЦЕПНАЯ или РУССКАЯ) и представляет собой чередующиеся ряды ложков и тычков. Используя эту кладку также было построено немалое количество зданий в РИ. Для воссоздания этой кладки ложки и тычки нужно заказывать в соотношении 1:1.

Английская кладка. Английская кладка.

И закрывает наш список АМЕРИКАНСКАЯ кладка. В этом виде кладке через каждые 4-7 рядов ложков идет ряд тычков. Хорошо подойдет для североамериканского лофта. Для воссоздания этого вида кладки ложки и тычки нужно заказывать в соотношении 4-7:1.

Прованс, барокко, хай-тек: в каких еще архитектурных стилях можно строить кирпичные дома

Керамический кирпич – один из самых древних стройматериалов, который до сих пор остается символом долговечности, элегантности и практичности. Традиционные и современные керамические строительные материалы абсолютно универсальны – из них по-прежнему создают настоящие архитектурные произведения искусства.

Расскажем, как выглядят керамические дома в разных стилях, чем они отличаются друг от друга и как можно построить похожее жилье для себя.

Романский стиль

Для домов в романском стиле характерны массивные мощные стены, напоминающие больше о крепостях, чем о жилых зданиях, а также круговые арки, своды и кирпичный декор.

Романский стиль господствовал в средневековой Европе в XI и XII веках. В нем строили в основном монастыри, храмы и крепости, поэтому он излучает некую торжественность, но в то же время и спокойствие.

Готика

Готическая архитектура процветала в Европе с XII по XVI век. Ее отличительные черты – тонкие линии, изящество, устремленность вверх и богатое декоративное убранство. Кстати, такие здания возводят только из кирпича.

Сейчас в готическом стиле нередко строят частные дома, и им присуща своя особенная атмосфера – немного мрачная и загадочная, благодаря башенкам, высоким сводам и узким окнам.

Барокко

Слово barocco с итальянского языка переводится как «причудливый, склонный к излишествам». Оно справедливо характеризует архитектурный стиль, который появился в Европе в XVII–XVIII веках.

У кирпичных домов с элементами барокко величественный и эффектный вид. Они отличаются особой роскошностью, сложными конструкциями с колоннами и пышными формами, которых достигают зачастую благодаря необычным приемам кладки.

Прованс

Стиль прованс впервые появился в одноименном французском регионе. По сути, это архитектура загородных или деревенских домов, для которых характерны светлые тона, изящная простота, практичность и милый романтизм.

Хотя обычно фасады зданий в стиле прованс покрывают штукатуркой, можно немного отступить от традиций и оставить на виду кирпичную кладку, лишь покрасив ее в светлые тона. У дома в стиле прованс должны быть ставни, черепитчатая крыша и небольшой внутренний дворик, где можно красиво отдохнуть.

Модерн

У модерна множество направлений, поэтому он довольно противоречив и общие черты найти бывает непросто. Когда он возник в Европе в конце XIX века, это было совершенно новое веяние в архитектуре, которое стремилось кардинально отличаться от перегруженных стилей прошлого. В нем строил свои шедевры, например, знаменитый каталонский архитектор Антонио Гауди.

Дома в стиле модерн – это рационально продуманное жилое пространство, в которое внедрены передовые технологии и все устроено для максимального комфорта. Возможны комбинации редких и непривычных материалов, а также самые разные эксперименты. У дома могут быть как прямые линии, так и, наоборот, природные закругленные формы.

Хайтек

Хайтек – это в первую очередь вызов традиционным архитектурным стилям и устоям. В нем архитекторы идеализируют новейшие технологии и достижения человека. При строительстве таких зданий используют бетон, пластик, стекло, металл и кирпич. В последние годы чаще используют «потомка» кирпича – керамический блок. Это тот же кирпич, только крупного формата и с улучшенными теплотехническими характеристиками.

Для домов в этом стиле характерны простые и правильные формы, много пространства, минимум перегородок и практически полное отсутствие декора.

Если вы все еще сомневаетесь, что из кирпича и керамических блоков можно построить дом в любом стиле, посмотрите на готовые проекты компании Wienerberger . Выбирайте любой понравившийся или закажите индивидуальный, например, в стиле модерн, классики или шале. Прованс, барокко, хай-тек: в каких еще архитектурных стилях можно строить кирпичные дома

КИРПИ́ЧНЫЙ СТИЛЬ

КИРПИ́ЧНЫЙ СТИЛЬ, те­че­ние в рос. ар­хи­тек­ту­ре 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. На­зван по спо­со­бу от­дел­ки фа­са­дов об­на­жён­ной кир­пич­ной клад­кой или об­ли­цов­кой вы­со­ко­ка­че­ст­вен­ным кир­пи­чом, в т. ч. по­ли­хром­ным, с вклю­че­ни­ем из­раз­цов, тер­ра­ко­то­вых и ка­мен­ных де­та­лей; от­ра­зил ар­хит. тен­ден­цию соз­да­ния ра­цио­наль­но ор­га­ни­зо­ван­но­го зда­ния. Воз­ник­но­ве­ние К. с. бы­ло обу­слов­ле­но рос­том про­из-ва кир­пи­ча (для про­мыш­лен­но­го, гл. обр. же­лез­но­до­рож­но­го, стро­и­тель­ст­ва) и по­вы­ше­ни­ем ка­че­ст­ва это­го ма­те­риа­ла в свя­зи с вне­дре­ни­ем но­вых тех­но­ло­гий (осо­бен­но коль­це­вой об­жи­го­вой пе­чи, за­па­тен­то­ван­ной в 1858 нем. инж. Ф. Э. Гоф­ма­ном). Сре­ди ис­точ­ни­ков это­го сти­ля – «ар­хи­тек­ту­ра крас­но­го кам­ня» (Back­stein­baukunst) К. Ф. Шин ­ке­ля и т. н. бер­лин­ской шко­лы, ра­цио­на­ли­стич. кон­цеп­ция нео­го­ти­ки Э. Ви­ол­ле-ле-Дю­ка (во­пло­ще­на Х. П. Бер­ла­ге в зда­нии Бир­жи в Ам­стер­да­ме, 1897–1903).

Кирпичный стиль

Содержание

Особенности стиля



Концертный зал Маклецкого в Екатеринбурге (конец XIX века)

Постройки в этом стиле были относительно недороги и более «неприхотливы» в условия российского климата, поэтому быстро приобрели популярность по всей стране. Таким образом, кирпичный стиль представляет собой рационализацию эклектики для массового и утилитарного строительства.

Особое распространение кирпичный стиль получил в промышленной архитектуре, зарождение которой в Российской империи некоторые авторы (Алферов) связывают с первой половиной 19-го века, с эпохой классицизма. Если в «гражданской» эклектике кирпичный стиль был только одним из направлений, то в промышленной архитектуре второй половины 19-го века, он стал господствующим. Более того, в этой области кирпичный стиль продолжал жить и в начале ХХ в., органически вписываясь в модерн и ретроспективизм.

В связи с тем, что использование пластических свойств кирпичной кладки очень доступно и не дорого, кирпичный стиль 19-го века был «подхвачен» народной архитектурой 20-го века. Строительство жилых домов в малых городах и на селе вплоть до 1960-х годов часто сопровождалось оформлением экстерьера с помощью «узоров», выполненых кирпичной кладкой. Не отошел в прошлое кирпичный стиль и в наши дни. В сельском жилищном строительстве он продолжает эффективно использоваться, как в аспекте традиций, так и при поисках новых форм и способов архитектурной выразительности.

См. также

Примечания

  1. ↑Энциклопедия Санкт-Петербурга. Кирпичный стиль (недоступная ссылка)

Ссылки

  • Архитектурные стили

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кирпичный стиль" в других словарях:

Кирпичная готика — Ганзейский центр Любека в конце XIX века … Википедия

Шмидт, Карл Карлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шмидт. В Википедии есть статьи о других людях с именем Шмидт, Карл. Карл Карлович Шмидт Сarl Emil Michael Schmidt … Википедия

Гражданская архитектура — подразделяется на арх. жил. и обществ. зданий и комплексов. Проф. становление Г.А. началось одновр. с колонизацией У. рус. при стр. первых военно оборонительных и пром. городков (градостроительство; архитектура). Первые жил. и гражд. постройки … Уральская историческая энциклопедия

Читайте также: