Как замешивали раствор для бетона для гэс в 30е годы прошлого столетия

Обновлено: 04.05.2024

Крупнейшая гидроэлектростанция мира «Три ущелья»: как китайцы покорили великую реку Евразии

На высоте 5600 метров, в глубине Тибетского нагорья начинает свой путь великая река Янцзы. Эта важнейшая физическая (и метафизическая) граница делит Китай на север и юг, на территории бассейна реки живет до трети всего населения страны, здесь рождается китайское экономическое чудо. В желто-коричневых водах Янцзы 16 июля 1966 года председатель Мао совершил свой знаменитый заплыв, положивший начало культурной революции. Примерно в 2 тыс. километров от устья Янцзы пробивает Ушаньские горы, образуя живописнейший каньон Санься и сбрасывая высоту со 192 до 40 метров над уровнем моря. Именно тут за 20 лет и $26 млрд была построена самая мощная гидроэлектростанция мира. Onliner.by продолжает цикл статей, посвященных крупным строительным проектам Китая, и сегодня рассказывает о ГЭС «Три ущелья» — плотине, поставившей величайшую реку Евразии на службу человечеству.

Как и в случае с Цинхай-Тибетской железной дорогой, вдохновителем грандиозного гидротехнического сооружения является «революционный отец» китайской нации Сунь Ятсен. Все в том же своем труде «План реконструкции Китая» еще в 1920 году он предсказал возможность (и необходимость) строительства в каньоне Санься (в переводе «Три ущелья») ГЭС мощностью в 30 млн лошадиных сил. К практической реализации этой задумки смогли приступить только к концу Второй мировой войны. В 1944 году правительство Гоминьдана пригласило для инспекции каньона выдающегося американского инженера Джона Сэвиджа, проектировавшего, помимо прочего, и знаменитую плотину Гувера в США. На сохранившемся архивном снимке Сэвидж на лодке осматривает место будущей, но так и не случившейся великой стройки капитализма.


К 1945 году Сэвидж даже представил Чан Кайши свой проект гигантской ГЭС, однако ему было не суждено воплотиться в жизнь: в стране возобновилась гражданская война между Гоминьданом и коммунистами во главе с Мао Цзэдуном.


В 1950-е к проекту ГЭС в Санься вернулись уже власти Китайской Народной Республики. Первоначально инженеры предлагали возвести на Янцзы плотину высотой 235 метров, однако создаваемое в таком случае водохранилище потребовало бы затопления около половины территории крупного мегаполиса Чунцин, сноса тысяч зданий и переселения только из этого города и его окрестностей около 2 млн человек. Председатель Мао на такие затраты идти был не готов и предложил вместо электростанции в «Трех ущельях» возвести куда более скромную ГЭС Гэчжоуба ниже по течению реки.


Бетон и железобетон в к. 1920 — н. 1930 гг. Суд над сборным железобетоном

Все свежие статьи публикуются в электронном журнале ВесьБетон.

Журнал «ВесьБетон»— всегда свежая и профессиональнаяматериалов, добавках, оборудовании и многом другом.

Особенности журнала ВесьБетон:

Начало 30-х годов XX века в СССР отмечено быстрымразвитием тяжелой промышленности. Однако Запад опережал. Как пишет «ИсторияКПСС» (1970), «в области черной металлургии, химической, нефтянойпромышленности и производству электроэнергии, отставание СССР от Запада былоособенно заметным».

Руководящие органы партии и государствапринимают дополнительные меры для ликвидации отставания. Одним из действенныхмер было решение об ускоренном развитии строительства и, в частности,изготовления на заводах или в мастерских металлических конструкций, чтопозволило бы быстро монтировать их на строительных площадках. Методы сборногостроительства не были еще достаточно разработаны. Решение проблемы тут же уперлосьв ряд серьезных трудностей, в частности, в дефицит сырья. В стране не хваталометалла и цемента. Как отмечает профессор К. В. Михайлов, «в 1925–1930 гг. появляются и преобладают литые бетонныесмеси <…> однако их явные недостатки: большой расход цемента, большиеусадочные деформации и ряд других, вызывали необходимость перехода кмалоподвижным бетонным смесям».

Общая теория прочности бетонаеще только разрабатывалась. В 1920 году выпуск цемента составил 36,0 тыс. тпротив 1,8 млн т в 1913 г.и только к 1927 году он достиг довоенного уровня.

«К 1930 году, — пишет известныйисторик строительства А. Лопатто, — назрел кризис в развитии железобетона» [4].

Недостатки классической теориижелезобетона нуждались в устранении, особенно по части повышения экономичностижелезобетонных конструкций. При больших масштабах строительства решение этойзадачи было жизненно необходимо. Развитие монолитного и сборного железобетонашли практически параллельно, но на том или ином этапе в разных странахотдавалось предпочтение одному или другому способу.

Необходимо отметить: сборный имонолитный, предварительно напряженный и обычный железобетоны имеют своирациональные по техническим и экономическим параметрам области применения. Вначале ХХ века в России довольно интенсивно начало развиваться производствосборного железобетона. Проведенные в Москве и Санкт-Петербурге опыты показалиэффективность новой технологии.


Рис. 1. Деталь сопряжения железобетонных плит сборного закромаэлеватора

В 1903 году в Екатеринославе (нынеДнепропетровск) начал работать полигон, где изготавливали сборные железобетонныеплитные элементы мостов. В 1907 году из сборных железобетонных плит размером2,85?0,095 м было смонтировано покрытие на стальных стропилах при строительствемастерской на станции Коврово, в Одессе и других городах. Причем в Одессесборными были не только плиты, но и железобетонные балки, по которым укладывалиплиты. В 1910–1911 гг. были построены первыесборные мосты в Чернигове и других городах. В эти же годы ряд авторов (А. И.Ольденборгер, инженер Долгов и др.) предложили и испытали железобетонныежелезнодорожные шпалы (рис. 2).


Рис. 2. Сечениежелезобетонной пустотной шпалы Ольденборгера

Первым объектом с широкимприменением сборных железобетонных изделий явился построенный в 1927 году жилойдом №51А по улице Б. Полянка, в Москве. У истоков инженерного решения домастояли выдающиеся российские инженеры А. Ф. Лолейт, А. А. Гвоздев, Е. В.Костырко.

Однако к началу 30-х годовполучил широкое распространение и занял твердые позиции на строительныхплощадках монолитный железобетон. Для реализации задач, поставленныхруководством государства, необходимо было перейти на строительствомногочисленных промышленных сооружений и зданий из сборных железобетонныхконструкций, усовершенствовать технологии их изготовления и обеспечить научноесопровождение этой области строительства.

Препятствием к внедрению сборныхизделий и конструкций был не только недостаток цемента, металла и т. д., но ипсихологическая неготовность строителей, привычка работать со старымиматериалами — с металлическими конструкциями, кирпичом, монолитным бетоном.

В этом отношении большую рольсыграл суд над сборным железобетоном. Суд был не уголовный и не гражданский, аобщественно-технический, весьма показательный для своего времени. Суду предшествовалаоживленная дискуссия на страницах газеты «Техника». В тринадцати номерахпубликовались статьи специалистов, так или иначе причастных к сборномустроительству. Как писали газеты, «полемика была чрезвычайно острой и поройнелицеприятной». Процесс был назван «Всесоюзно-технический суд над сборнымжелезобетоном». Председателем суда был назначен Г. А. Левенсон, заместительначальника Главстройпрома. Обвинители — профессор А. А. Гвоздев и инженер А. З.Чериковер. На «скамье подсудимых» — не люди, а техническая идея и еепрактическое воплощение. В качестве примера были представлены следующие объекты:типография «Правды» в Москве, Свирьстрой, московский завод «Прибор» и др.

Суд проходил в Московском домеученых и длился три дня, с 27 по 29 марта 1933 года. Были «допрошены» 20свидетелей — крупные ученые, инженеры, проектировщики и производственники,авторитетнейшие эксперты. После этого последовали речи двух «обвинителей» итрех «защитников», был вынесен и «приговор».

Как вспоминает известныйстроитель сер. ХХ века инженер С. З. Ганзбург, «для строек того времени былохарактерно отсутствие правильных проектов организации работ, не было четкоготехнического планирования строительства, начиная от момента получения заданиядо момента сдачи сооружения заказчику».

Одним из экспертов на суде былА. Ф. Лолейт. На вопрос, можно ли из сборных элементов получить системы, неуступающие по устойчивости монолитным, он отвечал, что можно, что ниметаллические, ни деревянные конструкции не являются монолитными, но вопросовоб их устойчивости в целом ни у кого не возникает.

Профессор А. А. Гвоздев иинженер Чериковер в своих обвинительных речах ни словом не обмолвились оботрицательных сторонах самой сборности. Более того, Гвоздев сказал, чтовозможности сборности используются не полностью, и доказал необходимость инеизбежность создания промышленности сборного железобетона.

«Допрос» представителей основнойиз рассматриваемых строек — типографии газеты «Правда», на опыте которойосновывалось «обвинительное заключение», подтвердил справедливость обвинения внеудовлетворительной организации и ведении строительства. В «обвинительномзаключении» в частности, было сказано: «Виноваты исполнители, а не метод в том,что до сих пор мы не имеем членораздельных экономических показателейпреимуществ сборного строительства по сравнению с монолитом».

В «приговоре» говорилось, чтоэкономическая сторона применения сборного железобетона разработана менее всего.Стоимость 1 м3железобетона в условиях строительной площадки оказывалась значительно выше, чемв монолитных конструкциях. Суд отметил в «приговоре», что «ни этажностьсооружения, ни величина нагрузок, ни их динамичность не могут служитьпрепятствием к осуществлению сооружения методом сборки <. > Сборныйжелезобетон является лишь частным вопросом более широкой и объемлющей проблемысборно-монтажного строительства». Суд над сборным железобетоном получил огромныйрезонанс в среде строителей и во многом способствовал перелому в их мышлении.

Итак, спор между монолитным и сборнымжелезобетонами был решен в пользу второго.

В 1929 году на заводе«Баррикада» в Ленинграде впервые были применены вибраторы. Затем вибрированныйбетон начали применять на строительстве канала им. Москвы, днепровскихкомбинатов и гидроузла «Свирь-2». Переход на укладку бетона с помощьювибраторов дал возможность уменьшить расход цемента на 10–20 %, число рабочих, занятых на укладке бетона,сократилось на 40–70 %, а производительностьтруда повысилась.

Вибрирование бетона настолькозаинтересовало строителей, что уже в 1934 году на Запорожстрое единовременноработало 50 вибраторов, а на строительстве гидроузла «Свирь-3» с помощьювибраторов было уложено в блоки 9 тыс. м3 бетона. На строительствеканала им. Москвы было уложено с применением поверхностных вибраторов «Спартак»более 55 % общего объема бетона.

В 30-х годах на некоторыхстройках имелись импортные бетономешалки «Егер» и «Ренсом». Только в 1930 годуотечественная машиностроительная промышленность выпустила первую сериюбетономешалок «Егер» емкостью 250 л.

В эти годы вышла в свет работапрофессора Н. М. Беляева «Метод подбора состава бетона», ставшая настольнойкнигой всех технологов-бетонщиков. В работе достаточно полно и верно былиосвещены вопросы прочности бетона на сжатие и других его физико-техническиххарактеристик.

Конкретным шагом в развитиисборного железобетона стала проведенная в начале февраля 1932 года в ЛенинградеIIВсесоюзнаяконференция по бетону и железобетону, которая обсудила вопросы по сборнымконструкциям, технологии производства бетона, организации труда и другиеконкретные проблемы. Конференция отметила огромное значение применения сборногожелезобетона. Указывалось, что развитие этого метода сдерживалось тем, чтопрактический опыт еще не был обобщен, не существовало твердых, апробированныхположений о проектировании и производстве сборных железобетонных конструкций.На конференции много внимания уделялось вопросам подбора состава бетона,применению пуццолановых портландцементов и вибрированию бетонов.

Важным событием конференции сталовыступление патриарха отечественного железобетона профессора А. Ф. Лолейта. Онвыступил с докладом «Я пересмотрел теории железобетона». По существу, этотдоклад был развитием его работ 1904 и 1927 гг. В частности, он еще раз заявил «онеобходимости построения формул для подбора сечений элементов железобетонныхконструкций на новых принципах <. > не только для железобетона, но и длядерева и для стали». «Мы никогда не уясним себе действительных запасовпрочности, не усвоим правильного отношения к оценке конструкций, — сказалЛолейт, — пока не будем рассматривать стадию разрушения». Профессор К. П.Хайдуков вспоминал: «Самый стиль изложения и большая работа по расчетам,продемонстрированным в докладе, с убедительной очевидностью доказывали,насколько применявшиеся до тех пор методы, формулы и т. д. несовершенны».Лекции и доклады Лолейта были очень увлекательны и своеобразны, их стиль был,как сам Артур Фердинандович, — яркий, бодрый, оптимистичный.


Рис. 3. А. Ф.Лолейт

Однажды шел спор о том, можно ливозвести железобетонный купол, не усиливая его края специальным опорнымкольцом.

«Все мы пьем чай из чашек, —начал свое выступление Артур Фердинандович. — А если чашку опрокинуть на блюдце— вот вам и маленький купол без опорного кольца», — и далее пояснил, какие вкуполе без опорного кольца возникнут силы и как его надо армировать. И вот этачашка сразу же сделала вопрос более ясным.

Или другой пример. На одномсовещании кто-то сказал: «Железобетон — материал не подходящий для местностейподверженным землетрясениям». Артур Фердинандович воскликнул: «Этого не можетвыдержать мое железобетонное сердце. Наоборот, железобетон — самый лучшийматериал для конструкций в таких случаях», — и стал подробно обосновывать своемнение. Жизнь показала — он был целиком прав.

Вернемся к конференции. Вопрос А.Ф. Лолейта о пересмотре теории железобетона она решила положительно и обязаларазработать и издать соответствующую временную инструкцию. Предлагалось:

— Имея в виду, что расчет железобетонныхконструкций с определенным запасом прочности всегда основывается на учетестадии разрушения, признать необходимым ввести для подбора сечений элементовжелезобетонных конструкций такие формулы, в которых этот принцип получит явноеприменение.

— Разработать в двухнедельныйсрок временную инструкцию, которую можно было бы издать в месячный срок.

В резолюции было указано на«большой экономический эффект, к которому может привести правильное применениенового материала».

14 июля 1932 года на заседанииВНИТО бетонщиков было проведено обсуждение проекта инструкции, содержаниекоторой А. Ф. Лолейт изложил в новом докладе «Пересмотр теории железобетона».Проект инструкции Лолейта помимо обоснований и приложений новой теориижелезобетона был насыщен и другими новыми идеями и предложениями. В нем былиданы определения критического состояния материала и критических внешних сил. Вобсуждении доклада приняли участие крупнейшие ученые-бетонщики того времени: В.М. Келдыш, М. Я. Штаерман, Я. В. Столяров, Б. Г. Скрамтаев, В. П. Некрасов, О. А.Гершберг. Выступавшие подвергли резкой критике гипотезу Консидера, а поэтому иконцепцию А. Ф. Лолейта. Как пишут историки, обстановка была крайней острой.

Возражая одному из своихоппонентов, допустившему неправильное толкование отдельных положений доклада,Артур Фердинандович пошутил: «Если бы мы играли в теннис, то в этот моментраздался бы свисток: неправильный удар».

Было решено еще раз провестиопытную проверку предложений А. Ф. Лолейта в Институте сооружений и ЦНИПС. 4июля 1933 года Артур Фердинандович Лолейт скончался. Дальнейшую работу понаучно-опытным исследованиям новой теории железобетона продолжила бригадаисследователей во главе с профессором А. А. Гвоздевым. Результаты опытных итеоретических исследований были опубликованы в апреле 1934 года в работеГвоздева «О пересмотре способов расчета железобетонных конструкций» и были изложеныим на IIIВсесоюзной конференции по бетону и железобетону в Харькове. Впериод весьма активных нападок на предложения А. Ф. Лолейта и возникновенияновых теорий А. А. Гвоздев решительно заявил: «Я считаю своевременным теперь жеперейти к расчету на изгиб по методу профессора Лолейта <. > Опыты,проведенные в Институте сооружений в 1932–1933гг., а также данные иностранных опытов показали, что формулы профессора А. Ф.Лолейта для определения критического момента могут быть смело рекомендованы дляпрактического применения и для внесения в нормы» [1].

В 1933 году была издана«Временная инструкция по железобетонным конструкциям». 28 сентября 1933 года заподписью члена коллегии наркомтяжпрома С. З. Гинзбурга было изданораспоряжение: «Всем подведомственным НКТП организациям принять "Инструкцию. "к неуклонному исполнению».

Резолюция конференции 1934 годазакрепила победу предложений А. Ф. Лолейта, утвердила первенство отечественнойнауки в развитии теории железобетона. Решающая роль в защите, дальнейшемобосновании и развитии предложений А. Ф. Лолейта принадлежала АлексеюАлексеевичу Гвоздеву, преемнику и продолжателю развития лучших традиций вотечественном железобетоне.


Рис. 4. А. А.Гвоздев

В 1938 году новая теория вошла внормы и ТУ по проектированию железобетонных конструкций.

В 30-е годы происходит и другоезнаковое событие в развитии железобетона. В. В. Михайлов проводит сериюэкспериментов с предварительным напряжением арматуры в железобетоне. ДиректорТбилисского НИИ сооружений и гидроэнергетики, где работает Михайлов, профессорК. С. Завриев всемерно поддерживает начинания молодого ученого.

Уже в 1933 году на основе проведенныхисследований Михайлов пишет книгу «Напряженно-армированный бетон». Это былапервая в мире монография о предварительно напряженном железобетоне.Предварительное напряжение арматуры стало началом целого направления в теории ипрактике железобетона, своего рода революцией во взглядах на железобетон и наего производство.


Рис. 5. В. В. Михайлов

В связи с переходом СССР накруглогодичное строительство возникли вопросы по производству бетонных и железобетонныхработ в зимнее время.

С 1931 года при возведении наморозе монолитных бетонных конструкций средние массивности начали широкоприменять метод «термоса», заключающийся в укладке бетонных смесей изподогретых материалов с последующей защитой конструкций теплоизоляционнымиматериалами. Расчеты делались с учетом экзотермии цемента и интенсивности еготвердения. Способы расчета характера охлаждения бетона в каркасных и массивныхконструкциях, выдерживаемых по методу «термоса», были предложены в 1933–1934 гг. молодыми учеными-бетоноведами Б. Г.Скрамтаевым и В. С. Лукьяновым.

Начиная с 1932 года в ряде НИИ илабораториях на крупных стройках проводятся обширные исследования по разработкеметода электропрогрева бетона.

В связи с увеличением масштабовстроительства возникает потребность в различных видах цемента.

В 1929 году особая комиссия приВСНХ СССР, включающая в свой состав крупнейших ученых в области цементапрофессоров А. А. Байкова, К. А. Кинда и Д. С. Белянкина, широко развернула вЛенинграде научно-исследовательские и научно-промышленные работы по организациипромышленного производства глиноземистого цемента, крайне необходимого дляскоростного строительства. Комиссия привлекла к работе наиболее способныхстудентов последнего курса химического факультета Ленинградскогополитехнического института им. Калинина, в том числе Н. А. Торопова. Вопрос былрешен, в чем немалую роль сыграл Никита Александрович. В 1940 году он защищает докторскуюдиссертацию на тему глиноземистого цемента. В дальнейшем профессор Н. А.Торопов занимался синтезом силикатов и других неорганических материалов,добился выдающихся результатов, стал крупным научным организатором. В 1957 годуТоропов был избран действительным членом Академии строительства и архитектурыСССР по специальности строительные материалы и изделия, а в 1962 году он —член-корреспондент Академии наук СССР.


Рис. 6. Н. А. Торопов

В начале 30-х годов А. Ф. Лолейтсовместно с Е. М. Ханиным создают кислотоупорный бетон, состоящий изкислотоупорного щебня, песка, пылеватого заполнителя, кремнефтористого натрияна жидком стекле в качестве вяжущего. Из этого бетона были выполнены хранилищаазотной кислоты на азотнотуковом заводе им. Орджоникидзе, адсорбированная башняпивоваренного завода им. Бадаева и др.


Участники цементных съездовпомнят, с каким нетерпением участники оджидали очередного доклада Байкова,освещавшего всё новые и новые стороны сложного процесса твердения вяжущихвеществ. А. А. Байков отдал этой тематике более 30 лет и был одним из ближайшихсотрудников и последователей А. Р. Шуляченко и Н. А. Белелюбского.

И еще одно знаковое событие. В1933 году выходит монография д. т. н., профессора Н. А. Попова«Производственные факторы легких бетонов». Б. Г. Скрамтаев так охарактеризовал ее:«Эта работа представляет собой первое в мировой практике изложение теориилегкого бетона, которая должна сыграть такую же роль, какую в свое времясыграла теория Абрамса для обычного бетона». Дальнейшее развитие теории ипрактики этого перспективного материала нашло отражение в последующихмонографиях Попова, например, «Новые виды легких бетонов. Керамзитобетон.Газобетон» (1939).


Коллеги ученого отмечали егоисключительную работоспособность и широту научно-технических интересов, нолегкие бетона оставались главным увлечением Николая Анатольевича до последнихлет жизни.

Подводя итог, можно сказать, чтов период к. 1920 — н. 1930 гг. в строительном производстве произошли крупные,знаковые события, имевшие решающее значение для ускоренного развития этойотрасли народного хозяйства в СССР.

1. Гвоздев А. А., Боришанский М. С. К вопросу о расчете изгибаемыхжелезобетонных элементов по стадии разрушения // Проект и стандарт. — 1934. — №6.

2. Гинзбург С. З. О прошлом для будущего. — М.: Издательствополитической литературы, 1984.

3. Звездов А. И., Михайлов К. В., Матриросов Г. М. Виктор Васильевич Михайлов.— М.: Готика, 2001.

4. Лопатто А. Э. Артур Фердинандович Лолейт. К истории отечественногожелезобетона. — М.: Стройиздат, 1969.

Как сделать такой же прочный бетон, как делают на заводе? Служит долго, а на улице не крошится более 10 лет

Перед владельцами частных домов постоянно появляются серьезные вопросы на тему облагораживания территории: отмостки, дорожки, въезды, заборы и безусловно, хочется это все сделать так, чтобы через год-два повторно не переделывать.

У многих выработался стереотип, что выполненные дорожки или площадки бетоном собственного приготовления во дворе очень быстро приходят в негодность и начинают трескаться и крошиться. Такое мнение складывается из-за того, что мы смотрим на свои или соседские бетонные элементы, которые рассыпаются на глазах и делаем вывод, что н-е-е-е-т уж, бетоном больше делать ничего не буду, лучше постелю плитку или закатаю в асфальт!

Но, бывает смотришь на какие-нибудь заброшенные частные дома, на заводские плиты перекрытий, лежащие годами на улице или на монолитные каркасные многоквартирные дома долгострои, которые забросил застройщик и диву даешься, как бетон на открытом воздухе при перепадах температур с многочисленными циклами заморозки-оттаивания не разрушаясь стоит столько лет? И не крошится же.

Когда я еду с работы домой, то постоянно проезжаю мимо одного строения - мимо недостроенного 3-х этажного монолитного офисного здания, которому 14 лет. А ведь бетон еще стоит и очень даже отлично сохранился. Как так? Многие скажут, что это же заводской бетон! А что мешает сделать бетон, как на заводе, только своими руками?

Как вы уже догадались, всё дело в качестве бетонной смеси и в технологии приготовления бетона. Когда бетон готовится вручную, мы всегда несколько раз подливаем понемножку воды, чтобы увеличить подвижность бетонной смеси. Сил на замес уходит меньше, да и вокруг арматуры не надо штыковать бетон, он ведь сам затекает в труднодоступные места. Так вот, увеличивая подвижность таким образом, мы намеренно снижаем качество.

В действительности же, чтобы цемент полностью прореагировал с водой (гидратация), ему достаточно приблизительно 30% воды от его веса, остальная вода - является свободной водой, которая остается не вовлеченной в реакцию. Свободная вода остается в структуре бетона и позже, испарившись, повышает его пористость, а соответственно в последствии это увеличивает и впитываемость влаги из вне, затвердевший бетон получает структуру пористой губки.

Соответственно, чем больше воды - тем выше пористость и тем ниже качество. Существует такой показатель, как водоцементное соотношение, он равен отношению массы воды к массе цемента, к примеру - для тротуарной плитки он соблюдается в пределах 0,45, для бетона под фундаменты не более 0,75, для плит перекрытий 0,55.

Поэтому всё, что нам требуется - приложить все усилия, чтобы минимизировать водопроницаемость бетона. Это главное! Самое главное! Тогда бетон будет служить не один десяток лет!

Важно понимать, что соотношением цемент-песок регулируется прочность бетона/раствора на сжатие (марка М или класс В), а соотношением вода-цемент регулируется водопроницаемость (W), а соответственно и долговечность. Количество воды важно для морозостойкости!
Бетон М100 выполненный по технологии переплюнет в несколько раз бетон М300, сделанный абы как.

Итак, от ВЦ соотношения напрямую зависит гигроскопичность (водопроницаемость) бетона, она принимает следующие значения: W2, W4, W6, W8, W10 . W20. Цифра обозначает давление воды (в атмосферах), при котором бетон способен не пропустить воду через себя.

Для чего в древности в кладочный раствор добавляли яйца и рисовый отвар?

В школьные годы запомнилась информация про строительство крепостей. Учитель рассказывал, что для увеличения прочности кладки в раствор добавляли сырые яйца. Тогда эта информация показалась необычной или чем-то типа легенд. В наше время эту же информацию подтверждают многие на форумах в интернете, но четкого ответа для чего именно – никто назвать не может.

Да, почти все комментарии говорят, что белок яиц придавал повышенную прочность раствору. Но за счет чего? Где кристаллизация связующего и где белок! Как связаны неорганические минералы с органикой? Не думаю, что древние упоминания – выдумки или мифы. Давайте разбираться.

Прочитал, что кроме яиц в кладочный раствор добавляли молоко, а в Китае – рисовый отвар. Есть даже легенда про Карлов мост в Праге. Что для его строительства со всей округи собирали яйца и молоко. А кто из крестьян не понял для чего – привозил вареные яйца и творог сыром.

В начале краткая информация о связующих для раствора. Сейчас в растворе используется портландцемент. Известно, что портландцемент был получен лишь в 1824 г. Д.Аспдином из породы на о.Портленд в Англии. Это обожженный книнкер и гипс. Правда, до него был известен романцемент , известный с 18в. (обожженные мергели и гипс ). А до этого был известен римский бетон (утерянный рецепт) и просто известковый раствор.

Кирпичные строения имеют возраст гораздо больший, чем период применения романцемента. В основном, в их кладке использовали известковые растворы. Как удалось выяснить, для придания большей пластичности раствору, в него добавляли яйца и тем самым уменьшалось водно-известковое соотношение (как при применении современных пластификаторов).

Раствор лучше уплотнялся и повышались его прочностные характеристики. В наше время тоже существуют органические пластификаторы. Хотя сама известь обладает хорошей пластичностью в отличие от современных растворов на цементной основе. Добавление дополнительного пластификатора в известь ставит вопрос.

Так же оказалось, что белок является ингибитором роста кристаллов карбоната кальция (который выделяется при затвердевании строительного раствора на основе гидроксида кальция – гашеной извести). Сохранился даже рецепт таких растворов, который кто-то перевел из старинных книг:

Примерные соотношения: примерно 1 яйцо на 1 кг известкового раствора. Есть еще мнение, что белок в раствор добавляли для того, чтобы продлить или максимально задействовать реакцию гашения негашеной извести. Если раствор был на ее основе. Происходило лучшее прожаривание известняка с большим образованием карбонатов кальция. Современный метод – автоклавирование бетонов при больших температурах как аналог.

Так же яйца добавляли в раствор для штукатурных работ в храмах – для придания большей прочности штукатурке. Известь являлась антисептиком и, не смотря на то, что органику любят грибы – плесень не образовывалась.

Удалось найти исследование европейских ученых, которые установили оптимальное соотношение белка в кладочном растворе. Это значение оказалось 6%. Ниже или выше – раствор имел меньшую прочность:

На 10 л известкового раствора нужно 0,6 л яичного белка.

Но для чего нужен был рисовый отвар в растворе в Китае? В рисе практически одни углеводы! Оказалось, что в этом отваре очень много амилопектина (углевод из крахмала). И он тоже выступает в качестве ингибитора роста кристаллов карбоната кальция.

В Китае провели научное исследование раствора из древней кладки стены и аналогичных образцов раствора без рисового отвара и с ним. Вот что увидели ученые под электронным микроскопом:

Т.е. существуют вполне научные обоснования древнему применению таких рецептов с органическими наполнителями. Но тогда вопрос – откуда у древних были такие познания в химии, материаловедении? Все было получено опытным путем? Или алхимия того времени – не такая уж и лженаука с заблуждениями? И какие-то средневековые рецепты на эту тему могут быть вполне рабочими? Ведь кому в наше время в здравом уме вздумается в известковую штукатурку добавлять рисовый отвар? А оказывается – есть смысл и это чистой воды наука!

Индустриализация в СССР за деньги США в 30-е годы

«Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут» – такое заявление сделал Иосиф Сталин в феврале 1931 года на совещании хозяйственников. Для начала приведем небольшую выдержку из статьи известного историка и экономиста Олега Осетинского, описывающую вкратце историю советской индустриализации:

«Всего за 10 лет (1930-1940) янки создали в СССР химическую, авиационную, электротехническую, нефтяную, горнодобывающую, угольную, металлургическую и другую промышленность, крупнейшие в Европе заводы для производства автомобилей, тракторов, авиационных двигателей и другой продукции. Строили и в СССР, и в США. Например, знаменитый Сталинградский тракторный завод был целиком построен в США, размонтирован, на 100 судах перевезён – и собран в СССР. "Днепрогэс" построила американская фирма Cooper Engineering Company (и германская компания Siemens). Горьковский автозавод был построен американской компанией Austin. Теперешний АЗЛК построен по проекту Форда. Знаменитая Магнитка – точная копия металлургического комбината в г. Гэри, штат Индиана. Фирма Albert Kahn Inc спроектировала и построила 500 советских предприятий! Именно она создала в СССР школу передового индустриального зодчества. Короче, за 10 лет американцы построили в СССР около 1.500 заводов и фабрик! В СССР приехало около 200 тысяч американских инженеров и техников, которые руководили почти миллионной армией заключенных ГУЛАГа – плюс немногие оставшиеся в России дореволюционные кадры. За эти 10 лет американские профессора подготовили на рабфаках триста тысяч квалифицированных специалистов – то есть все кадры для Советской промышленности на долгие годы вперед! Таким образом, материальную базу социализма построили капиталисты США плюс дешёвый труд зеков. И – не забудьте, что капиталисты строили СССР на свои деньги – в долг!».

После тяжелой гражданской войны, уничтожившей экономику государства, 20-ые годы прошлого века были в СССР периодом полного технологического одичания. Новая коммунистическая профессура была крайне невежественна. Страна умирала с голоду, не было тракторов, кранов, рельсов, труб, и многого другого. Социальный взрыв казался неизбежным, в руководстве царила паника.
В итоге советскую индустриализацию можно условно разделить на два периода. В 1920-х годах «красный колосс» использовал послевоенную слабость Германии. А в 1930-х – Великую депрессию в США и Британии.

Германия после Версальского мира в 1919 году оказалась в сложном положении. Германии было запрещено иметь крупную армию и развивать военную промышленность. Немцы пошли в обход. Они начали вести секретные переговоры с Советским Союзом, а затем и строить промышленные объекты в нашей стране. Этим занималась так называемая «Зондергруппа Р».

«Немцы являются для нас единственной отдушиной, через которую мы можем изучать достижения в военном деле за границей», – писал в то время Сталину Иероним Уборевич, начальник вооружений Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Немцы строили заводы в СССР и размещали на них свои заказы. Часть самолетов и пушек оставляли в России, а часть увозили к себе.
Следующий этап индустриализации можно назвать американским

В 1929 году, когда Великая депрессия в США стала реальностью, без работы остался именитый архитектор Альберт Кан. Он был известен тем, что построил завод Форда в Детройте. А в 1930-х составил план промышленной модернизации в России.

За несколько лет в СССР ударными темпами построили более 500 заводов. По некоторым оценкам, это обошлось Союзу в $2 млрд. (по нынешнему курсу это почти $250 млрд.). Нанятые американские инженеры особенно не заморачивались. Они перенесли готовые проекты заводов из США и привезли свое оборудование. К примеру, московский завод АЗЛК был сделан по образцу сборочных производств Форда.

Естественно, тот факт, что заводы и фабрики нам строят иностранцы, никто не афишировал.

Филиал компании Альберта Кана в Москве носил советское название – «Госпроектстрой». В нем трудились 25 американских и 2,5 тысячи советских инженеров, которые изучали западную науку проектирования и строительства крупных промышленных объектов. Филиал немецкой компании Demag в Москве тоже был зашифрован и носил название Центрального бюро тяжелого машиностроения.
Однако в целом, критический взгляд на события индустриализации показывает, что по сути чуда-то экономического не было.

Даже больше, получается, что Россия не воспользовалась главным ресурсом экономических «чудес» ХХ века – перетоком трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленность. В отличие от Японии и Южной Кореи, которые им воспользовались. И в значительно степени мы благодарны сталинской пропаганде, скрывавшей от народа сот тысяч погибших на стройках рабского труда людей. Сталинская экономика была неэффективной, да и критерии эффективности были другие, заявляют современные экономисты. Время от времени большевики из рукава доставали то метро, то Днепрогэс и трубили об этом на весь мир игнорируя уничтожение частного предпринимательства, снижение уровня жизни и голод.

Рассматривая огромные кредитные капиталовложения в СССР из-за рубежа, тотальные продажи всевозможных ресурсов из закромов родины, которые привели к голоду и обнищанию населения, современные ученые-историки, изучающие период индустриализации отмечают, что экономика была не такой уж и чудесной. Оценивались показатели производства, которые не учитывали снижение тех же показателей потребления в государстве.

Экономический рост во время сталинской индустриализации – всего лишь возвращение к многолетней тенденции плавного роста экономики, которая существовала и до, и после Сталина, после провала, вызванного коллективизацией.

Мысли об этом приходят при чтении исследования «Первая мировая, Гражданская и восстановление: национальный доход России с 1913 по 1928» (Great War, Civil War, and Recovery: Russia's National Income, 1913 to 1928). Его авторам – Андрею Маркевичу (РЭШ) и Марку Харрисону (Уорикский университет) – за что они получили Национальную премию по прикладной экономике.Проректор РЭШ Константин Сонин считает, что данное исследование помогает «стряхивать с ушей разного рода версии экономического развития нашей страны в ХХ веке».

К 1940 году по объему промышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США. С помощью иностранных инженеров было подготовлено более 2 млн. советских специалистов, которые освоили новые технологии. При этом население государства сократилось на 10 миллионов по самым минимальным оценкам от преждевременных смертей.

© Copyright: Леонард Ремпель, 2019
Свидетельство о публикации №219012501857

Да! Индустриализация Советского Союза шла на американские деньги, как и на деньги других госудаств Европы. Но эти деньги для СССР окупались зерном и другими материалами. А СССР расплатился гладомором, нижайшим уровнем жизни.

Клоун Румпель из Германии!
Жду твоих новых высеров в виде отдельных романов о том, что "Аполлон" с "Сатурном-5" стыковался с "Союзом" в 1975 г.
А в полетное задание экипажей "Аполлона-7", "Аполлона-8", "Аполлона-9", "Аполлона-10" якобы входили обязательные испытательные взлеты и посадки лунного модуля корпорации "Грумман" с поверхности Земли и Луны.
Это будет совершенно захватывающее чтиво для таких же идиотов по уму, как ты!
Ха-ха-ха .

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Как замесить бетон, чтобы было по качеству, как изготавливали в годы ВОВ (войны)?

Как замесить бетон такого качества, как его изготавливали в годы Великой Отечественной войны?

Вопрос возник исходя из этого:

В лесу возле дачи есть бункер, который изготовили или немцы, или русские. Качество бетона там высшее, сколько не бей молотком, но не откалываются куски, и это с учётом того, что этот бункер уже долгие годы подвергается воздействию окружающей среды. А вот современный бетон после нескольких лет крошится и даёт трещины.

В прошлом веке, примерно 1941-1945 годах этот бетон был изготовлен и думаю, что состав и способ изготовления не утерян, даже большее - скорее всего существует ГОСТ его приготовления, так в чём же проблема? Почему сейчас не могут приготовить раствор бетона надлежащего качества?

текст при наведении

комментировать в избранное 6 лет назад

Бетон начальную крепость приобретает за 48 часов. Но затем до 24 суток он "твердеет".

  1. Действительно, много зависит еще и от того, как выполнена арматура. Её вяжут, это принципиально, никакой сварки.
  2. Цемент - наверное наши деды (мне так мой дед говорил) не знали что такое ШПЦ. А ведь цемент известен с давних времен. Вон в "Порт-Артуре"(роман такой) было написано, что отдельные марки белого цемента применялись на кораблях для подведения пластыря под пробоину.
  3. Песок. Глинистый чаще идет на кладочный раствор, т.к. он пластичный и медленно садится. А вот с меньшим содержанием возможно и в бетон. Но такой бетон долго стоять не сможет и замешивать очень большими порциями не получится. Пока вывалишь, песок сядет, раствор будет "рваный".
  4. И наконец последнее по технологии за свежим бетоном ухаживать надо. Железнить, не давать испаряться влаге или иногда смачивать его.
система выбрала этот ответ лучшим комментировать в избранное ссылка отблагодарить Irani­ ka [65.3K] 7 лет назад

Я думаю, что бетон во время Великой Отечественной войны затворяли из тех же компонентов, что и сейчас : цемента, песка, щебня и воды. Да и пропорции, скорее всего были те же самые, что и в современных бетонных смесях.

Единственное, что было тогда другим, так это качество всех этих компонентов и добросовестность работников.

Сейчас ведь цемент оставляет желать лучшего. И то, что написано на его упаковке может не иметь ничего общего с действительностью, даже марка может не соответствовать той, что заявлена на упаковке.

И если частники, еще как то стараются для своих построек соблюдать пропорции и затворять раствор из более или менее качественных компонентов, то строительные организации, пусть не все, но многие , грешат тем, что делают некачественный бетон, используя грязный щебень и не промытый песок. А ведь в речном песке могут попадаться кусочки глины, которые могут сыграть недобрую шутку, особенно в период зимней стройки, когда вовремя мороза не растворенная в воде глина разбухает и отламывает кусочки бетонного раствора.

А про качество цемента и говорить нечего, от него полностью зависит крепость будущего бетона.

Еще я слышала о том, что бетон набирает свою крепость долгие годы, то есть , с годами крепчает. Именно поэтому постройки из бетона, возраст которых исчисляется несколькими десятилетиями, намного крепче современных. Возможно, в этом и есть рациональное зерно, и тогда это объясняет крепость описанного Вами бункера в лесу, который построили то ли немцы, то ли русские.

Кстати, вполне может быть, что немцы, потому что это настолько педантичная нация, для которой качество (чего бы то ни было) превыше всего.

Читайте также: