Как укладывать тротуарную плитку на поддон

Обновлено: 18.05.2024

Всё о доставке тротуарной плитки [2021]

Когда мы покупаем тротуарную плитку, особенно впервые, то не всегда знаем, как происходит доставка: какое количество машин и какого типа нужно, как происходит процесс разгрузки продукции и как его контролировать.

Для большинства наших клиентов организация доставки – абсолютно новая задача, поэтому мы подготовили советы, которые помогут решить все вопросы проще и быстрее.

Грузоподъемность машин.

Перевозят плитку на машинах грузоподъемностью 10 и 20 тонн.

Манипулятор сам может разгружать всю привезенную продукцию, у фуры же нет манипулятора и разгрузить себя сама она не сможет, поэтому чтобы ее разгрузить, кран или манипулятор нужно заказывать отдельно.

На заводе Steingot тротуарную плитку укладывают на деревянные поддоны и упаковывают в пленку или термоусадочные пакеты.

В 10-тонную машину можно загрузить 5 поддонов, около 65 кв. метров плитки толщиной 60 мм.
5 поддонов ≈ 65 м2

Всё о доставке тротуарной плитки

В 20-тонную машину можно загрузить максимум 10 поддонов - примерно 125 кв. метров тротуарной плитки толщиной 60 мм.
10 поддонов ≈ 125 м2

Всё о доставке тротуарной плитки

Вес продукции и площадка для разгрузки тротуарной плитки.

Плитка перевозится на транспортных поддонах. На каждый помещается от 10 до 18 квадратных метров тротуарной плитки в зависимости от ее толщины. Весит такой поддон более 1,8 тонн, поэтому перемещать и разгружать его можно только манипулятором, краном или вилочным погрузчиком.

Всё о доставке тротуарной плитки

Поддон весит более 1,8 т., поэтому перемещать и разгружать его можно только манипулятором, краном или вилочным погрузчиком.

Площадь поддона примерно равна одному квадратному метру. Однако при разгрузке стоит помнить, что между поддонами необходимо пространство для работы со стропами манипулятора, соответственно расстояние между поддонами должно быть хотя бы 50 см.

Необходимая площадь при работе со стропами для 10 поддонов ≈ 15 площадь 1 поддона ≈ 1,5 м2

Всё о доставке тротуарной плитки

ВАЖНО: Для разгрузки поддонов нужна сухая ровная поверхность.

При укладке тротуарной плитки сначала устанавливают бордюрные камни, поэтому их необходимо привезти в первую очередь.

Продумайте подъезд к участку

Перед доставкой тротуарной плитки обязательно необходимо проверить и убедиться, что машины такого веса и габаритов могут подъехать непосредственно к участку или той площадке, где намечена выгрузка.

ВАЖНО: Не всякая грунтовая дорога внутри поселка выдержит проезд тяжелой 20 тонной машины.

ВАЖНО: Внутри дачных поселков могут быть установлены специфические ограничения! Перед доставкой тротуарной плитки заранее у администрации поселка о возможности проезда грузовой машины.

длинна – 11-12 м грузоподъемность – 10 т

Всё о доставке тротуарной плитки

длинна – 16-18 м грузоподъемность – 20 т

Всё о доставке тротуарной плитки

Стоит помнить, что не всякая грунтовая дорога внутри поселка или мостик выдержат проезд машины в 20 тонн.

Также внутри дачных поселков весной и осенью могут быть сезонные ограничения: тяжелые машины могут серьезно повредить поселковые дороги, а если груженый манипулятор застрянет, вытащить его без разгрузки будет нереально. Глубокий, а особенно рыхлый и мокрый снег, если дороги не чистили или чистили плохо, может создать большие проблемы: нужно убедиться, что проезд возможен именно в те дни, когда намечена доставка.

Принимая во внимание тот факт, что правила техники безопасности требуют, чтобы поддоны не переносились через забор, а вылет стрелы манипулятора – 5 метров, заранее продумайте, по какой траектории можно будет переносить поддоны.

Если машина с тротуарной плиткой подъехать не может, необходимо организовать челночную разгрузку.

Для этого нужно найти ближайшее к участку место, где встанет фура, и нанять дополнительно маленький манипулятор для перевозки поддонов по одному или по два непосредственно до участка.

Найти такой манипулятор - задача и ответственность самого покупателя. Если вы приобрели плитку и доставлять ее будут несколько фур, нужно заранее рассчитать время доставки и размер площадки. Если одновременно приедут, например, две машины, а разгружать можно только одну, вторая машина длинной 16 метров может заметно мешать на дороге другим водителям и соседям, а разгрузка – дело не быстрое: согласно регламенту время разгрузки фуры – до двух часов.

Нужна ли помощь при разгрузке?

Для разгрузки машины обязательно нужен второй человек – помощник (стропальщик). Стропальщик - рабочий, который закрепляет и освобождает груз. Водитель при этом управляет краном манипулятора. Разгрузка машины с тротуарной плиткой дело не быстрое и обычно занимает больше часа, а участие стропальщика поможет значительно ускорить процесс.

Внимательно проверяйте привезенную тротуарную плитку и документы

При доставке проверьте ассортимент продукции, перечисленной в товарной накладной и сверьте с фактически привезенной тротуарной плиткой, пересчитайте поддоны, убедитесь, что это тротуарная плитка, которую вы заказывали. При наличии претензий обязательно сделайте отметку об этом на транспортной накладной. Все записи должны быть сделаны на том экземпляре, который будет возвращен на завод производителя.

Нужно понимать, что, обеспечивая транспорт, поставщик не гарантирует точное время прибытия машин. Обычно оговаривается доставка в течение дня.

Стоимость доставки

Обычная стоимость доставки плитки составляет от 6 500 руб. Однако при доставках на особо дальние расстояния большого количества плитки оговаривается отдельно.

Как укладывать тротуарную плитку на поддон


Тротуарная плитка – это один из важнейших декоративных строительных материалов. Многие ценят плитку за ее прочность и долговечность. Для того, чтобы она не потеряла замечательных свойств, заявленных производителем, необходимо обеспечить правильные условия перевозки и хранения.

1. Перевозка тротуарной плитки

2. Хранение тротуарной плитки

Перевозка тротуарной плитки


Доставка тротуарной плитки к месту проведения работ – один из важнейших вопросов, возникающих еще при выборе. Ведь тротуарная плитка – достаточно тяжелый материал, и одна паллета весит больше тонны.

Для осуществления ее перевозки необходимо пройти несколько этапов, первый из которых – расчет нужного количества изделий и выбор транспортного средства. На данном этапе нужно определиться – будете ли Вы заказывать доставку у производителя или заниматься вопросом перевозки самостоятельно. Так же нужно запланировать порядок проведения работ на объекте. Чаще всего в первую очередь устанавливают бортовые камни, поэтому их привозят сначала.

Следующим шагом должно стать определение места разгрузки тротуарной плитки. Необходимо выяснить, какую площадь займет плитка, и выделить пространство для ее складирования, причем оно должно находиться как можно ближе к месту укладки.

Не стоит забывать и о том, что разгрузку осуществляет специальная техника, которую тоже следует обеспечить возможностью проезда и маневра.

Специалисты рекомендуют располагать тротуарную плитку равномерно по всей территории, но не на сам участок под мощение, а рядом с ним.

Следует рационально подобрать автотранспорт, чтобы он не только мог вместить необходимый объем плитки, но и свободно проехал на территорию для последующей разгрузки изделий. Причем учитывать нужно как ширину автомашины, так и углы поворота. Более того, на подъезде к участку не должно быть грунтов, где машина может забуксовать. Автотранспорт для перевозки должен быть оснащен специальными держателями, чтобы можно было зафиксировать груз.

Правильный выбор машины зависит от количества плитки, которую нужно перевезти. Оптимальный вариант – это большегрузные машины с автокраном или погрузчиком. Существуют машины, оснащенные своим собственным краном, что очень удобно. Они негабаритные, поэтому не нуждаются в широких проездах.

Когда плитку подготавливают к отправке, на заводе ее укладывают на поддоны. Выглядят они как двойные деревянные щиты размером 1х1,2 м. В зависимости от вида и формы плитки, на одном поддоне умещается от 8 до 10 м.кв. изделий, а высота конструкции зависит от толщины плитки. Эти параметры, а также увеличение массы за счет поддона, необходимо учитывать, выбирая автотранспорт для перевозки.

Вибропрессованная бетонная плитка – очень прочный материал, который достаточно сложно разбить или расколоть, уронив на поверхность. Однако, повредить ее лицевую сторону царапинами и сколами весьма нетрудно. Поэтому следует помнить о некоторых обязательных правилах при транспортировке:

- На поддоны плитку укладывают таким образом, чтобы лицевая сторона лежала к лицевой, а черновая – к черновой.

- Готовая к перевозке плитка должна быть тщательно обмотана пленкой.

Для правильной перевозки плитки должен быть автотранспорт нужных габаритов. Перевозить изделия нужно на небольшой скорости. Соблюдая все правила безопасности при транспортировке удастся избежать каких-либо повреждений.

Хранение тротуарной плитки


Всем известно, что для успешной реализации изделий необходимо сохранение их свойств, а так же товарного вида. Для этого нужно провести ряд мероприятий по созданию пригодных условий их хранения.

Весьма часто случается, что тротуарную плитку укладывают не сразу же после доставки, а через некоторое время. Разумеется, возникает вопрос правильного хранения изделий на объекте.

Как правильно хранить плитку:

- если плитка уже распакована, необходимо уложить ее лицевой стороной друг к другу, таким образом, она дольше сохранит товарный вид.

- тротуарная плитка должна быть обмотана специальной пленкой так, чтобы элементы не рассыпались и не повредились. Более того, следует обеспечить хранение плитки вдали от тяжелых предметов, которые при падении смогут разрушить ее. При хранении плитки следует убедиться, что на нее не осуществляют давления другие габаритные предметы, которые могут нанести ей механические повреждения.

- лицевые поверхности элементов должны быть прикрыты, чтобы исключить возможность попадания на них цемента, краски или других загрязнений.

- поверхность для хранения должна быть ровной.

- в зимнее время изделия хранятся исключительно в закрытых помещениях для того, чтобы их не заносило снегом, и на ее поверхности не образовывался лед.

- плитку запрещено хранить под открытым небом. Нельзя допускать попадания на нее атмосферных осадков. Если на плитку попадает влага - она темнеет. А при длительном хранении, если условия не соблюдаются, то плитка начинает крошиться.

- самый главный враг тротуарной плитки – плесень. Особенно он опасен в весенне-осенний периоды. Для того, чтобы предотвратить появление плесени, используют герметичную полиэтиленовую упаковку, реже – специальные средства, которыми обрабатывают плитку. Вредоносные организмы могут появиться на поверхности плитки из-за повышенной влажности среды, поэтому плитку рекомендуется хранить в крытом, сухом, хорошо проветриваемом помещении, куда не проникают осадки. Если создать такие условия хранения невозможно, и пол становится сырым, то плитку лучше хранить на поддонах (пластиковых или деревянных). Таким образом, плитка не будет взаимодействовать с влажной средой, и не подвергнется деструктивному воздействию влаги.

Особенно важно обеспечить правильные условия хранения тротуарной плитки в течение первых трех недель после изготовления, когда изделие набирает прочность и наиболее подвержено вредным воздействиям среды.

Необходимо выполнять все вышеперечисленные правила, и совсем неважно, будут ли изделия храниться несколько дней или месяцев.

При соблюдении всех норм и правил перевозки и хранения плитки она будет отличаться высоким качеством и долгим сроком эксплуатации.

Как укладывать тротуарную плитку на поддон

Каким бы ни был желаемый результат укладки тротуарной плитки, любому хозяину необходимы гарантии, что мощеная площадка прослужит достаточно долго и оправдает затраты. Мы знаем, что продление эксплуатационного срока зависит во многом от соблюдения правил инструкции при укладке плитки.


При выборе тротуарной плитки основные решения касаются ее размеров, формы, цвета и их сочетания, и т.д. Учитывают и эксплуатационные характеристики тротуарной плитки.

Плитка замечательно подойдет для создания садовых дорожек, автомобильных парковок.

Конечно же работу начинают с планирования. Делают разметку участка, определяют площадь под тротуарную плитку. Эскиз проекта поможет понять общую картину: все ли элементы сочетаются в общем ландшафтном дизайне участка. В любом случае, необходимо распланировать всю площадь, где будут проводиться работы, учесть уклоны для водостоков.

К основным методам укладки тротуарной плитки относят: укладка элементов плитки на сухие смеси (гарцовку), монтаж на бетонное основание или на песчаную подушку. Выбор одной из этих методик зависит от особенностей грунта на участке, финансовых возможностей владельца, рекомендаций специалистов и имеющегося времени.

Если выбор пал на укладку на сухую смесь, то следует помнить о создании подушки из песка и щебня. Процесс кладки на смесь считается простым.

Итак, сам процесс происходит в несколько этапов:

  • После того, как все спланировано, начинается работа. Для начала при помощи колышков, установленных по периметру, и натянутого между ними шнура размечается будущая садовая дорожка.
  • Снимается верхний слой почвы, как и при любом другом способе укладки.
  • Засыпается слой щебня, а затем слой песка. Многие дачники предпочитают укладывать между слоями геотекстиль, чтобы слои не перемешивались между собой, и основание не деформировалось во время использования.
  • На песок укладывается тротуарная плитка. Каждый элемент простукивается резиновой киянкой
  • Швы между плитками засыпаются песком (или гарцовкой), обильно поливаются водой.

Как выбрать сухую смесь?


Сухие смеси продаются в приготовленном виде у производителей и в строительных магазинах. Как правило, приобрести можно упаковки 25, 50 и 100 кг. Эта сухая смесь состоит из двух элементов: цемента и песка. Именно это сочетание создает пригодное основание для тротуарной плитки, позволяет проводить работу максимально быстро.

Наиболее подходящим вариантом для укладки считается стандартная сухая смесь, которую произвели промышленным способом.

На сегодняшний день производства подобных материалов находятся под строгим контролем, отслеживается экологичность и качество материала. Большинство производителей имеет необходимые международные сертификаты.

Основной особенностью качественной смеси считается баланс компонентов и высокое качество каждого из них. На строительном рынке существуют универсальные сухие смеси, их используют как для мощения, так и для выполнения других работ.

Когда план создания садовой дорожки или площадки подготовлен, нужно узнать все мельчайшие подробности укладки плитки, новички в этой сфере наверняка очень удивятся, сколько различных приемов для укладки существует в мире. При выборе укладки на сухую смесь, нужно обязательно изучить состав материала, проконсультироваться со специалистом, рассчитать необходимое количество. Не стоит забывать, что существует множество компаний, проводящих подобные работы за разумную цену.

Перевозка и хранение тротуарной плитки

Перевозка и хранение тротуарной плитки

Тротуарная плитка - это объемный и довольно тяжелый строительный материал. И он имеет определённые требования к перевозке и хранению, которые необходимо знать каждому покупателю. В этой статье мы расскажем, как правильно перевозить и хранить тротуарную плитку.

Как правильно перевозить тротуарную плитку

Тротуарная плитка обычно грузится на паллеты для удобства транспортировки, загрузки и разгрузки с борта грузового автомобиля. Вес одной паллеты тротуарной плитки - больше 1 тонны. Размер поддона составляет 1 х 1,2 метра. Обычно на одну паллету кладут не более 10 квадратных метров изделия.

На перевозку плитки влияют разные факторы:

  • Количество приобретаемого строительного материала;
  • Самовывоз или пользование услугами перевозчика;
  • Очерёдность проводимых работ при мощении площадки.

При обустройстве площадок из тротуарной плитки обычно в первую очередь производится установка бордюров. Поэтому чаще всего первыми на стройку доставляют бортовые камни, а затем только тротуарную плитку.

При доставке большого количества плитки необходимо запланировать выделение места для разгрузки на строительном объекте. Обычно такой строительный материал доставляют бортовым грузовым автомобилем с манипулятором. Для разгрузки нужно обеспечить свободное пространство для работы стрелы манипулятора. Разгруженная плитка должна стоять рядом с площадью мощения, а не непосредственно на ней.

hranenie 3

Для грузовика необходимо обеспечить подъездные пути. На них не должно быть уязвимых мест, где грузовик мог бы забуксовать и застрять.

Обязательно проверяйте, чтобы на поддоне тротуарная плитка была уложена слоями: лицевая сторона к лицевой, черновая сторона к черновой. Так при перевозке не поцарапается гладкая лицевая сторона плитки.

Как правильно хранить тротуарную плитку

Зачастую, тротуарную плитку привозят не в день ее укладки. Она может простоять на паллетах на строительной площадке недели, и даже месяцы. Если на этот период приходится сезон дождей или зима, то нужно будет обеспечить соответствующее хранение плитки.

hranenie 1

На фабрике поддон тротуарной плитки должны обматывать защитной пленкой. Строительный материал на площадке нужно хранить именно в этой пленке. Если вы распаковали тротуарную плитку, нужно проверить, чтобы ее слои хранились друг к другу лицевой стороной. Это обеспечит сохранность товарного вида изделия.

Рядом с паллетами тротуарной плитки не должно быть габаритных предметов, которые могли бы упасть на них и разрушить строительный материал.

Хранение тротуарной плитки под открытым небом запрещено. Она обязательно должна быть укрыта пленка. Атмосферные осадки могут испортить ее внешний вид. От влаги плитка темнеет и крошится со временем. От палящего солнца может выгореть цвет плитки.

Весной и осенью тротуарная плитка подвластна покрытию плесенью. Грибок появляется на плитке из-за чрезмерной влажности. В дальнейшем эту плесень будет весьма сложно удалить с поверхности плитки.

hranenie 2

Наибольший уход за тротуарной плиткой необходим в первый месяц после производства. В течение этого срока бетон, из которого изготовлена плитка, набирает свою прочность. Пока этого не произошло, изделие уязвимо перед агрессивным воздействием окружающей среды.

Если соблюдать все требования к перевозке и хранению, то приобретенная вами тротуарная плитка даже после года простоя будет выглядеть, как только что произведенная.

Мощение по правилам: основные принципы укладки тротуарной плитки

Дорожки и другие зоны мощения являются атрибутом загородного участка независимо от его формы, площади, рельефа и стилистики оформления ландшафта. Но от типа материала мощения и конструктива дорожек, отмосток, парковок и въездных площадок, зависит и вид, и удобство двора. Неправильно подобранная или уложенная с нарушениями плитка буквально через один-два сезона утрачивает декоративность и практичная дорожка превращается в «холмогоры». В результате требуются новые вложения не только средств, но и сил, и времени. Чтобы мощение на участке служило и радовало глаз годами, со специалистом завода Steingot разберем основные принципы и нюансы укладки плитки.

Содержание


Подготовительный этап

Как правило, мощение выполняется на этапе благоустройства участка, по завершению строительства дома и других капитальных объектов. Учитывая, что отмостка, дорожки, зоны отдыха и парковка – это не только функциональные, но и декоративные элементы ландшафтного дизайна, подготовка к мощению выполняется еще на этапе проектирования. В идеале разрабатывается полноценный проект ландшафтного дизайна, основанный на особенностях участка (тип грунта, рельеф, УГВ и др.). И уже исходя из выбранной стилистики оформления двора, с учетом предполагаемых нагрузок и условий мощения, подбирается и толщина плитки, и конструктив дорожек, и форма, и «рисунок» укладки.


Как и при строительстве любых сооружений, будь это капитальный дом, сезонная дача, хозблок, гараж или беседка, при благоустройстве двора, в общем и мощении в частности – нужен проект, хотя бы на уровне визуализации в редакторе или эскиза от руки. Для тех, кто предпочитает обходиться собственными силами, производители предлагают универсальную «памятку».


Роман Чижов Главный технолог завода Steingot

Перед тем, как приступать к укладке плитки, обязательно проводится подготовка:

  • Определяется геология участка: пучинистость и несущая способность грунта, глубина промерзания, высота грунтовых вод. По результатам подбирается оптимальный конструктив мощения (глубина заложения, состав пирога).
  • Определяется нагрузка: толщина плитки, глубина заложения основания и состав слоев подготовки зависит от проходимости и предполагаемой нагрузки.
  • Выполняется разметка мощения согласно проекту, для расчета количества расходников: квадратуры плитки с припуском 5 % на обрезки, объема щебня и песка, количество геотекстиля.
  • Выполняются расчеты количества расходников для мощения, а также сопутствующих элементов: бордюры, лотки ливневой канализации и др.

​Нюансы устройства основания под мощение

Вибропрессованная плитка считается оптимальным материалом для мощения, так как сочетает высокую декоративность с универсальностью, практичностью и долговечностью. Но даже самая прочная и надежная плитка будет «работать» без нареканий только при условии правильной подготовки основания. Существует две основных технологии мощения:

  • На проницаемое основание – послойная «подушка» из песка и щебня с геотекстилем для разделения слоев.
  • На непроницаемое основание – армированная бетонная подготовка.

В сегменте частного загородного домостроения, когда двор не является стоянкой для большегрузов и нагрузки исчерпываются пешеходами и легковым автотранспортом, чаше всего выполняется мощение на проницаемое основание. Технология позволяет обойтись без трудоемкого и дорогостоящего бетонирования с устройством арматурного каркаса и подходит даже для сложных грунтов.


Виктор292 Участник FORUMHOUSE

Собираюсь планировать участок, ну и соответственно делать дорожки, подъездные пути и т. д. Грунт – глина, гуляет туда-сюда в зависимости от времени года. Подскажите, пожалуйста, на какие нюансы стоит строго обратить внимание при подготовке основания для дорожек, отмостки? Как правильно сделать основание при таких грунтах.


Роман Чижов Главный технолог

Основное правило – заместить пучинистый грунт непучинистыми материалами: щебнем и песком. Для правильного расчета основания и типа материалов нужно пригласить специалиста, который точно определит тип грунта на вашем участке и подготовит наиболее подходящее для ваших условий решение, в том числе и по устройству дренажной системы.

На пучинистых грунтах с высоким УГВ для эффективного отвода воды с участка и предотвращения застойных явлений и сезонных деформаций дорожек, ливневой канализации зачастую недостаточно. Требуется устройство не только прифундаментной, но и лучевой (для осушения участка) дренажной системы, в том числе с закладкой дрен в основание дорожек.

Что касается бетонной основы, некогда считавшейся единственно возможной, особенно, под мощение парковок, сегодня она практически не применяется.


MelodySweet Участница FORUMHOUSE

Перелопатили кучу информации, но однозначного ответа не нашли. Вопрос следующий – на площади 35 кв. м нужно уложить тротуарную плитку под стоянку легкового авто (непостоянную, только на выходных). Какой лучше выбрать способ укладки плитки – на песок или на бетон? Слышали, что на песчаную подушку кладут плитку только под садовые дорожки, а с заливкой бетона – для авто. Так ли это? Сейчас этот участок – просто грунт. Буду признательна за ответ.


Роман Чижов Главный технолог

Сам по себе песок не может служить единственным слоем основания под тротуарную плитку – это самый верхний слой, под которым находятся другие: геотекстиль, щебень. Даже если уже есть готовое бетонное основание, то между ним и плиткой все равно должен быть утрамбованный песок. По всем действующим нормативам подстилающий слой под тротуарную плитку должен состоять из щебня и песка. В зависимости от типа грунта и нагрузок рассчитывается количество слоев, их толщина и состав. Важное требование – основание должно хорошо пропускать воду. Бетонное основание этому требованию не отвечает.


Тем не менее, многие до сих пор «по старинке» сначала бетонируют, а потом задаются вопросом, что дальше.


Сергей23rus Участник FORUMHOUSE

Подскажите, пожалуйста, как правильно уложить тротуарную плитку на бетонное основание? Так же нужен слой щебня\песка или можно обойтись без него? А если, нужен, то какой толщины?


Роман Чижов Главный технолог

Если у вас уже есть готовое основание и плитку придется укладывать на него, то щебень не нужен. Достаточно будет слоя песка не более 5 см. Важно предусмотреть эффективный отвод воды с бетонного основания: как минимум должен быть соблюден угол уклона не менее 1 см на каждый метр поверхности, а по-хорошему должны быть сделаны и дренажные отверстия до грунта в самом основании.

Устройство проницаемого основания под мощение плиткой

При устройстве проницаемого основания также не стоит «изобретать колесо», даже по совету «специалистов».


Ivan1985 Участник FORUMHOUSE

У меня такой вопрос. Собрался делать дорожки на участке. Обратился к специалистам. Один предлагает сделать по варианту: 30 см. ПГС, потом ПЦС и плитка. Второй предлагает такой же вариант, только слой ПЦС – смотреть по месту. Сосед прораб предлагает класть на сеяный песок 10-20 см. (у него лежит по такой технологии лет пять – хорошо, только трава кое-где прорастает). Несколько часов провел на форуме. Однако логику подушки под плитку до конца не понимаю:

  • почему бы действительно не положить на сеяный песок 10-20 см. – это и защищает от вспучивания, и дренаж, и плитка не должна играть, так как песок утрамбован, а по бокам – бордюр?
  • по идее, если класть просто на ПГС, то на гравии плитка будет играть;
  • для чего ПЦС – неужели для схватывания плитки, есть отзывы на форуме, что и просто песка достаточно, для чего переплачивать? ПЦС со временем не разрушается?

Нашел на форуме ответ, что щебень направляет вертикальную нагрузку в горизонтальную. То есть надо понимать, что плитка не будет проседать со временем. ПГС выполняет схожую функцию, надо думать? Может для пешеходной дорожки достаточно просто песка сеяного, а для заезда машины?



Роман Чижов Главный технолог

Ни один из трех предложенных вариантов не соответствует рекомендациям производителей плитки и правилам мощения, зафиксированным в документе СТО 46505580-002-2020.

Состав материалов для основания простой: щебень, песок, геотекстиль. Фракции щебня и песка, количество и толщина слоев рассчитывается исходя из типа грунта на вашем участке и будущих нагрузок. Ни ПГС, ни тем более ПЦС не рекомендованы для устройства основания под плитку.

ПЦС в нашей стране все еще применяют скорее по традиции, чем по необходимости, так как каких-либо преимуществ по несущей способности, водопроницаемости и сроку службы у нее нет. Кроме того, запрещена посыпка швов цементно-песчаной смесью при укладке вибропрессованной плитки, так как это приводит к изменению цвета и провоцирует появление высолов.

При подготовке проницаемого основания основными параметрами является глубина выемки грунта и толщина слоев подготовки. Они подбираются исходя из геологии и нагрузок, но можно воспользоваться и наглядной инструкцией.






Роман Чижов Главный технолог

Подготавливая основание для мощения, необходимо четко соблюдать следующие рекомендации:

  • Выдерживать уклон от 0,5 см/1 м поверхности при устройстве каждого слоя.
  • Выполнять тщательную трамбовку каждого слоя основания с применением виброплиты, финишный слой (плитка) трамбуется виброплитой с резиновым амортизирующим покрытием, толщиной от 1 см.


Укладка вибропрессованной тротуарной плитки

Завершающим этапом мощения является укладка тротуарной плитки (брусчатки) на подготовленное основание по выбранной схеме. Будет ли это сложный геометрический узор или упор на саму плитку за счет оригинальной фактуры, формы и палитры, определяется при разработке проекта. Благо, практически на каждую коллекцию существует несколько схем выкладки, используемых при мощении различных зон участка.

Укладку желательно проводить в сухую, теплую погоду – осадки и заморозки не только усложняют работу, но и негативно влияют на ее качество. Стандартный алгоритм выглядит следующим образом.

  • Плитка укладывается по направлению от себя, от бордюра или края, начиная от нижней точки, к высокой.
  • Основная масса коллекций предполагают наличие на каждой плитке шовообразователей (русты), обеспечивающих ровный шов между элементами.
  • При мощении плиткой из серии Color Mix камни используют одновременно из нескольких поддонов.
  • В процессе укладки необходимо контролировать плоскость – с этой целью используют как простейший строительный уровень и шнурку на колышках, так и высокотехнологичные лазерные нивелиры. Для подравнивания применяют резиновые киянки.


  • Швы после укладки просыпают мытым, или кварцевым песком, чередуя засыпку с уплотнением до полного заполнения.
  • Для окончательного выравнивания после укладки используют виброплиту с резиновым амортизатором (до 200 кг, до 20 кН). Если площадь мощения небольшая, можно обойтись увесистой резиновой киянкой. Также виброплиту на киянку стоит заменить при выборе плитки без фасок, чтобы избежать возможного повреждения кромок.

Подводим итоги

Чтобы мощение получилось не только практичным и долговечным, но и эстетичным, необходимо тщательное планирование и дизайн-проект. Производители рекомендуют устраивать проницаемое основание не только для дорожек в пешеходных зонах, но и для въездных зон, и парковочных площадок. Это позволит сэкономить не только средства, но и время, и силы, без ухудшения технических и эксплуатационных характеристик покрытий.

Выдающиеся характеристики вибропрессованной плитки обусловлены особенностями производственного цикла. Про востребованные формы и схемы укладки – в предыдущем тематическом материале. В видео – планирование садового участка, советы от инженера-озеленителя, простым языком.

Как укладывать тротуарную плитку своими руками

В зависимости от формы плитки существует множество схем укладки для получения различных рисунков. Как правило, все производители снабжают свою продукцию подобной информацией, поэтому у вас не должна возникнуть проблема с выбором схемы.

Не забывайте, что чем сложнее форма тротуарной плитки и узор, который нужно получить, тем выше трудоёмкость и больше подрезок. Если хотите максимально упростить работу, выбирайте плитку прямоугольной или квадратной формы, а дорожки и площадки делайте с прямыми линиями. В идеале вообще подкорректировать площадь мощения под размеры целого количества плиток, чтобы обойтись без подрезок.

3. Сделайте разметку

  • Рассчитайте ширину будущей дорожки, сложив количество плиток в ряду. Не забудьте включить толщину бордюров и добавьте по 5–10 см с двух сторон.
  • Отмерьте рулеткой нужное расстояние и обозначьте с помощью деревянных или металлических колышков площадь укладки тротуарной плитки. Чтобы они не мешались, используйте по два штыря на каждый угол и вбивайте их на расстоянии 20–30 см.
  • Натяните между колышками шнур и очертите периметр рабочей зоны.
  • Проверьте диагонали получившегося прямоугольника и убедитесь, что они одинаковы. Если расстояния отличаются, добейтесь точного размера, сместив колышки.

4. Подготовьте основание

  • Если на земле есть старое покрытие, демонтируйте его.
  • Аккуратно снимите лопатой плодородный слой почвы. Обычно это 30–40 см.
  • Убедитесь, что удалены все корни и трава, чтобы семена не прорастали сквозь плитку.
  • Выровняйте грунт граблями и хорошо уплотните его по всей площади траншеи ручной трамбовкой.
  • Для стекания воды с поверхности плитки сформируйте по одной из сторон траншеи уклон из расчёта 1 см на погонный метр.

5. Установите бордюры

Тротуарная плитка — это относительно подвижное покрытие, поэтому по краям мощения всегда устанавливаются бордюрные камни. Они не дают ей расползаться из-за пучения грунта. Для фиксации самих бордюров их устанавливают на бетон. Высота поребрика может быть как выше плитки, так и вровень с её поверхностью.

  • Выройте лопатой небольшие траншеи шириной чуть больше бордюра по обе стороны площадки.
  • Приготовьте смесь из такого расчёта: 1 ведро цемента, 3 ведра песка и 2 ведра щебня. Добавьте немного воды, чтобы раствор был густым и не растекался.
  • Уложите раствор в траншеи и поставьте сверху поребрики.
  • Осадите камни на бетоне, постукивая резиновым молотком, и выровняйте по шнуру на желаемую высоту.
  • Подождите сутки, пока материал застынет.

6. Сделайте подушку

Тротуарная плитка укладывается на хорошо уплотнённую подушку. Для пешеходных садовых тропинок и площадок достаточно песка, подъездные дорожки к гаражу и парковки дополнительно усиливаются слоем щебня. Также гравийная подушка используется при высоком уровне грунтовых вод, выполняя роль дренажа и не допуская пучения. Иногда для большей прочности и защиты от прорастания корней между грунтом и подсыпкой укладывают геотекстиль.

Как сделать подушку для пешеходной дорожки

  • Уложите на уплотнённый грунт геотекстиль (по желанию).
  • Насыпьте в траншею песок и увлажните его водой.
  • Хорошо уплотните с помощью трамбовки, чтобы получить слой 15–20 см.
  • При достаточной плотности на песке не будут оставаться следы от ботинок.

Как сделать подушку для площадки под авто

  • Уложите на уплотнённый грунт геотекстиль (по желанию).
  • Выровняйте дно траншеи тонким слоем песка и тщательно утрамбуйте.
  • Засыпьте щебень средней фракции и уплотните, чтобы получить слой 20–25 см.
  • Поверх просыпьте песком, увлажните и утрамбуйте до слоя около 5 см.

7. Приготовьте и выровняйте цементно-песчаную смесь по маякам

  • Замешайте сухую цементно-песчаную смесь (ЦПС) из такого расчёта: 1 ведро цемента на 5–6 вёдер песка.
  • Установите по уровню маяки из UD-профилей для гипсокартона или труб. Сформируйте уклон в 1 см на 1 м для стока воды.
  • Засыпьте слой ЦПС высотой 2–4 см между маяками и разровняйте с помощью прави́ла.
  • При образовании ямок подсыпайте недостающее количество смеси и стягивайте по направляющим, пока поверхность не станет ровной.
  • Осторожно уберите маяки и засыпьте образовавшиеся пустоты ЦПС.

8. Уложите тротуарную плитку

  • Начинайте укладку тротуарной плитки от угла, который будет больше всего просматриваться, и от самой низкой точки при наличии естественного уклона у площадки.
  • Монтируйте плитку от себя, чтобы не наступать на подготовленную поверхность.
  • Ставьте кирпичики на своё место, осаживая и плотно подбивая друг к другу резиновым молотком.
  • Уровнем проверяйте, чтобы горизонтальная плоскость была ровной.
  • Если какая-то плитка становится ниже остальных, снимите её и подсыпьте немного ЦПС.
  • При наличии подрезок сначала уложите всю целую брусчатку, а затем выпилите углошлифовальной машиной кусочки необходимой формы и смонтируйте их.

9. Заполните швы

  • Тщательно сметите весь оставшийся после укладки мусор.
  • Обильно пролейте вымощенную поверхность слабым напором воды и дайте подсохнуть.
  • Посыпьте плитку сухой смесью, на которую она укладывалась, и хорошо забейте все стыки и зазор между бордюрами с помощью метлы или веника. Излишки уберите.
  • Пролейте швы слабым напором воды и после высыхания снова засыпьте ЦПС.
  • При необходимости повторите процедуру до полного заполнения стыков.

10. Засыпьте бордюры

belminstroy.by

Последний штрих — подсыпка наружных сторон бордюрных камней грунтом. Аккуратно заполните траншеи землёй, разровняйте граблями и уплотните трамбовкой. При необходимости подсейте траву для восстановления газона.

Как уложить тротуарную плитку и бордюры самостоятельно (Подробная инструкция с фотографиями)

Мощение «квадратами» рекомендуется только для пешеходного движения

Ландшафтный дизайн

Тротуарное покрытие — важная часть благоустройства придомовой территории. Мощёный двор делает участок респектабельным и аккуратным, зонирует пространство, подчёркивает архитектурный стиль зданий. Расскажу, как уложить тротуарную плитку без бригады рабочих.

Обычно для мощения привлекают квалифицированных укладчиков, особенно для территорий, на которых будет ездить и парковаться транспорт. Тем, кто решил уложить тротуарную плитку самостоятельно, нужно знать, как правильно устроить основание и спроектировать уклоны, закрепить края мощения, заполнить швы и сделать примыкания. От этих деталей во многом будет зависеть внешний вид и долговечность уложенного тротуарного покрытия.

Сложность: продвинутый.

Время исполнения: зависит от площади мощения, формы тротуарной плитки и рисунка укладки.

Выбрать форму плитки и рисунок мощения

Ещё на этапе проектирования тротуарного покрытия нужно учитывать толщину, форму и размер изделий, а также рисунок укладки. Самые популярные формы плитки — «брусчатка», «старый город», «новый город», «классика», «волна» и «квадрат».

Чем тоньше тротуарная плитка, тем меньше нагрузки она способна выдержать при эксплуатации. Для пешеходных дорожек и тротуаров рекомендована толщина в 4−6 см, для территорий, куда предполагается заезд автотранспорта, (въезды и парковки) — 8 см.

На участках с заездом автотранспорта лучше выбирать формы камней с высокой степенью заклинки относительно друг друга — это снижает износ покрытия при контакте с колёсами. Не стоит применять для автомобильного мощения тротуарную плитку квадратной формы — от приложения нагрузки она сдвинется.

Если заранее увязать форму плитки и рисунок укладки с конкретным участком мощения, меньше придётся подрезать изделия, и меньше будет неровных краёв среза на полотне.

Чем тоньше тротуарная плитка, тем меньшую нагрузку она выдержит

Примеры укладки плитки «брусчатка», которая рекомендована для автомобильного мощения

Примеры укладки плитки «брусчатка», которая рекомендована для автомобильного мощения

Мощение «квадратами» рекомендуется только для пешеходного движения

Мощение «квадратами» рекомендуется только для пешеходного движения

Подготовить участок, уклоны и водоотведение

Для начала работ нужно разбить участок, выставить высоты и определить уровни мощения.

Чтобы не застаивалась дождевая вода, нужно задавать уклоны — минимум 1 см на погонный метр. Для правильного водоотведения достаточно рассчитать минимально необходимые, потому что со слишком сильными уклонами будет вымываться слой песка из швов плитки. Стандартный результирующий уклон для пешеходного мощения — 2,5%.

На отмостке дома для отвода потоков от водосточных труб и чтобы не вымывался песок из швов применяют специальные желоба — водосборные лотки. Можно в этом месте сделать ниже поперечный ряд тротуарной плитки. Водосточные трубы часто заводят прямо в систему ливневой канализации и используют для этого специальные дождеприёмники.

Когда размечена площадка, спроектированы уклоны и выставлены маяки, нужно вынуть грунт и подготовить «траншеи» для устройства будущего песчано-щебёночного основания. На дно этой траншеи укладывают универсальный геотекстиль плотностью 150 г/кв.м — это нужно для сохранения слоёв основания, если уровень грунтовых вод будет колебаться.

Чтобы не застаивалась дождевая вода и не вымывались швы между плитками, нужны уклоны

Геотекстиль на дне траншеи укладывают с перехлёстом смежных полотен не менее 30 см

Геотекстиль на дне траншеи укладывают с перехлёстом смежных полотен не менее 30 см

Установить бордюр

По периметру подготовленной площадки нужно установить бордюры — они не дадут тротуарному покрытию расползаться в процессе эксплуатации.

Стандартные варианты бордюра — бетонные или гранитные, длиной 1 м. Для удобного оформления изогнутых поверхностей есть укороченный бордюр длиной 50 см — им можно обрамлять даже круговые дорожки. Пластиковый бордюр можно использовать только при устройстве садовых дорожек или других площадок, куда не будет заезжать транспорт.

Для установки бордюра нужно подготовить бетонное основание по песчаной подушке высотой не менее 8 см, а швы между соседними камнями заделать цементным раствором.

Чтобы сделать закруглённые дорожки, подойдут укороченные варианты бордюра по 0,5 м

Так можно установить бетонный бордюр по краям круговой дорожки

Так можно установить бетонный бордюр по краям круговой дорожки

строить основание под тротуарную плитку

Следующим этапом готовят основание — подстилающий слой из песка и щебня.

Поверх уложенного геотекстиля нужно распределить строительный песок среднего и мелкого II класса по ГОСТ 8736. В нём не должно быть частиц гравия крупнее 10 мм.

Теперь нужно сделать отсыпку гранитным щебнем. Самая подходящая фракция — 20−40 мм. Его распределяют равномерно по периметру площадки и ровняют граблями. Крупный щебень нужно заклинить мелкой фракцией 5−10мм — для большей устойчивости покрытия.

В песке для основания не должно быть частиц гравия крупнее 10 мм

Очень важно при устройстве основания уплотнить все несущие слои при помощи виброплиты до 150 кг или вибротрамбовки. Чтобы прочность основания была максимальной, важно ограничить максимальную толщину слоя для уплотнения в пределах 15 см. Нужно пройтись виброплитой не меньше 10 раз, а вибрационным катком — не меньше четырёх. Щебень уплотняют в два этапа: сначала основную, крупную фракцию, а потом — мелкую расклинивающую.

Слой песка в уплотнённом состоянии должен быть не меньше 20 см, слой щебня — 15 см для пешеходной зоны и 25 см для автомобильного мощения. Это усреднённые рекомендации — толщина слоёв основания также зависит от типа грунта и уровня грунтовых вод на каждом конкретном участке.

Поверх щебёночной подушки нужно распределить монтажный слой из песка, чтобы нивелировать разную высоту тротуарной плитки и обеспечить дренаж.

Его тоже нужно утрамбовать и выровнять по маякам для равномерной толщины поверхности. Толщина в уплотнённом состоянии должна быть не меньше 3 см.

Сначала в основание насыпают крупный щебень, а потом закрепляют его более мелким

Читайте также: