Как сделать бетон под тротуарную плитку

Обновлено: 06.05.2024

Как правильно класть тротуарную плитку на раствор

Экономически укладка тротуарной плитки на раствор обусловлена лишь на пучинистых грунтах. Основанием для элементов фигурного мощения в этом случае является подбетонка. Квалификация плиточника должна быть высокой, используется только сеяный песок, операции выполняются в сухую погоду.

Мощение брусчатки на ЦПС растворе

Обоснование

Уложить тротуарной плитки на раствор бывает выгодно лишь в следующих обстоятельствах:

  • на территории уже имеются дорожки из бетона, асфальта, пришедшие в негодность или не удовлетворяющие внешним видом пользователя;

imagetools1.jpg

  • грунт на тропинках, парковках, спортивных площадках, в зоне отдыха пучинистый на значительную глубину;
  • на участке имеются муравейники, норы кротов, землероек.

С экономической точки зрения тротуарную плитку целесообразно укладывать на песок или гранитный отсев. Чуть дороже получается мощение брусчатки на гарцовку – сухую смесь песка и цемента. Тротуарное покрытие создавалось именно под эти технологии.

Монтаж тротуарного покрытия на гарцовку

На грунтах с высоким содержанием глины или мелкого пылеватого песка возможно неравномерное вспучивание или просадка отдельных участков. Поэтому под тротуарное покрытие ФЭМ изготавливается монолитная плита. Однако, даже в этом случае, ее поверхность проще выровнять при заливке, а затем выполнить мощение на песок, гарцовку или тонкий слой плиточного клея.

imagetools3.jpg

Раствором сложно работать зубчатым шпателем, так как наносится он более толстым слоем, и имеет низкую адгезию в сравнении с пластичным плиточным клеем. Оба эти материала бесполезны на основаниях из уплотненного грунта, щебня, песка.

imagetools5.jpg

Таким образом, остается единственный вариант, обоснованный для использования цементно-песчаного раствора для мощения ФЭМ – бетонная плита имеется, но ее поверхность неровная. Частным случаем является заливка подбетонки без выравнивания ее поверхности. Это позволит снизить трудоемкость работ и материальные затраты на начальном этапе.

Технология

Разметка

Ширина тропинок и их геометрия могут варьироваться в широком диапазоне. Ступени и подпорные стены используются при значительном перепаде высот или в ландшафтном дизайне. Классическая технология укладки ФЭМ предполагает наличие бордюров. При мощении на раствор поверх подбетонки необходимость в этих элементах отпадает. Однако они придают завершенный вид тротуарам, поэтому обычно включаются в проект благоустройства участка.

imagetools4.jpg

Снятие плодородного слоя

Верхний слой почвы на участке, будь то чернозем, серозем или дерн, всегда имеет высокое насыщение органикой, Поэтому неизбежна просадка. Органика перегнивает, грунт самоуплотняется под весом плиты или ФЭМ.

Удаление слоя плодородной почвы

Поэтому плодородный слой на культивируемых участках или дерн на вновь отгороженных под строительство территориях всегда снимается полностью. Толщина слоя составляет 20 – 40 см, его не нужно вывозить, можно использовать на других участках.

Отсыпка подушки

Для изготовления нижнего слоя дорожки используются нерудные инертные сыпучие материалы – песок, щебень, гравий. Подушка из них решает сразу несколько задач:

  • подъем до необходимого уровня после снятия плодородного слоя;
  • отсутствие морозных сил пучения;
  • создание подушки с высокой несущей способностью.

Отсыпка щебеночной подушки

Капиллярное всасывание влаги из перенасыщенного водой грунта присутствует только в песках. Щебень и гравий являются достаточно надежной отсечкой грунтовой влаги от расположенной над ними плиты-подбетонки. Однако стоят эти материалы дороже.

Сыпучие материалы необходимо укладывать слоями толщиной 10 – 15 см с уплотнением виброплитой каждого из них до состояния, когда при хождении рабочего на поверхности не остается следов от обуви.

Монтаж бордюров

  • выкапывание траншей шириной, вдове больше ширины бордюра;
  • изготовление подушки по вышеприведенной методике;
  • укладка на бетонный раствор по шнуру.

imagetools8.jpg

Для монтажа используется бетон с щебнем мелкой фракции. Для подрезки целых камней применяется УШМ с алмазным диском.

На этом же этапе выполняется разводка ливневой канализации:

  • лотки устанавливаются вдоль нижнего бордюра;
  • дождеприемники устанавливаются в нижних точках тропинок, площадок или между лотками.

Монтаж ливневой канализации

Внимание: Запрещено сбрасывать ливневые стоки в системы централизованной канализации населенных пунктов. Для их сбора монтируется подземный резервуар или дренажный колодец на участке.

Изготовление подбетонки

Толщина бетонной плиты и пропорции бетона зависят от назначения площадки, дорожки. На участках, где планируется заезд тяжелого транспорта (грузовики), отливается армированная монолитная плита из бетона толщиной 15-20 см. Здесь будет правильно уложить плитку толщиной 8 – 10 см.

imagetools10.jpg

На стоянках, по которым будет ездить легковой транспорт, обычно мостят ФЭМ толщиной 6 см. Для облицовки отмостки, тропинок на огороде, достаточно брусчатки толщиной 4 – 5 см. Подбетонка здесь стандартная, из «тощего» бетона толщиной 5 см без армирования. Опалубкой являются поребрики с двух сторон, поверхность выравнивается, но не заглаживается для придания ей большей шероховатости.

Укладка ФЭМ

  • большее содержание вяжущего в цементно-песчаном растворе, 1:3, а не 1:4;
  • работа зубчатым шпателем, а не кельмой;
  • приготовление постели из раствора под одну плитку, а не нескольких кирпичей сразу.

imagetools13.jpg

Приготовление раствора

Вначале в бетономешалке гравитационного типа перемешиваются сухие компоненты смеси – песок, цемент. Затем туда же добавляется жидкий раствор пластификатора в воде. Время замеса составляет 1 – 2 минуты, срок жизни раствора ограничен 2 часами.

imagetools11.jpg

Схема раскладки тротуарной плитки

Независимо от конфигурации и размеров ФЭМ мощение производится, сначала целыми плитками по выбранной схеме укладки. В последнюю очередь выполняется подрезка в местах примыкания покрытия к бордюрам, на перекрестках.

imagetools12.jpg

На радиусных участках дорог применяется следующий метод:

  • раскладка элементов покрытия начинается со стороны меньшего радиуса;
  • каждый следующий ряд мостится с, чуть большим, расхождением швов по сравнению с предыдущим;
  • для ФЭМ сложных форм или больших размеров применяется стандартная схема раскладки с подрезкой.

imagetools14.jpg

Ширина отмостки возле дома обычно выбирается с учетом габаритов ФЭМ, чтобы получилось целое количество плитки в рядах.

Оформление швов

В классической технологии мощения брусчатки использованы следующие принципы:

  • во время осадков большая часть воды стекает в дождеприемники ливневки за счет наклона покрытия;
  • меньшая часть стоков проникает в швы за счет ребер на боковых гранях ФЭМ, и просачивается через песок, гарцовку в грунт.

В рассматриваемой технологии естественный дренаж через нижний слой невозможен, так как он выполнен из бетона. Влага имеет свободный вход внутрь швов, накапливается там без возможности удаления. При положительной температуре воздуха вода успевает испариться из швов. Зимой жидкость неизбежно будет замерзать, увеличиваться в размерах, сдвигать соседние плитки относительно друг друга.

imagetools15.jpg

Поэтому заполнять швы гарцовкой, песком не рекомендуется, их обычно зачеканивают жидким раствором, плиточным клеем. В итоге покрытие становится почти монолитным, теряется весь смысл подвижного мелкоформатного сборного покрытия.

Как сделать бетон для тротуарной плитки в домашних условиях

Состав раствора для тротуарной плитки

Даже при больших объемах изготовления фигурных элементов мощения и поребриков раствор для тротуарной плитки не целесообразно заказывать с растворного узла. Проще приготовить его в небольшом количестве для конкретного числа имеющихся форм с соблюдением указанных в данном руководстве рекомендаций.

Компоненты бетона

Для вибролитья применяется классический состав раствора для тротуарной плитки:

  • вяжущее – цемент;
  • вода – необходима для гидратации цементного камня;
  • наполнитель – песок, щебень, гранотсев;
  • добавки – пластификаторы, диспергаторы, пигменты.

Компоненты бетона для тротуарной плитки

Компоненты бетона для ФЭМ.

Поскольку объемы бетона для элементов ФЭМ небольшие, застройщик может облегчить свой труд за счет перемешивания миксером. В домашних условиях это вполне заменит бетономешалку. Основными задачами при замешивании бетона своими силами являются:

  • подбор правильного соотношения компонентов;
  • контроль качества при их покупке;
  • обеспечение водоцементного соотношения В/Ц = 0,4;
  • применение вибростола при формовке тротуарной плитки;
  • окрашивание в массе или двухслойное.

Важно! Вся нижеуказанная информация справедлива, не только для элементов ФЭМ, но и для лотков ливневки, садовых бордюров, которые изготавливаются в домашних условиях силами индивидуального застройщика.

Цемент

Для обеспечения высоких эксплуатационных качеств в состав бетона для тротуарной плитки запрещено добавлять цемент с добавками. Необходимо использовать чистый портландцемент марки М400 и выше, обладающий свойствами:

  • продукт способен связать во время химической реакции формирования цементного камня 15 – 22% содержащейся в смеси воды;
  • пластичность резко снижается после 45 минут с момента затворения;
  • отвердевание происходит через 7 – 12 часов;
  • набор прочности 70% завершается на 7 сутки при нормальных условиях (влажность в пределах 60%, температура воздуха + 15 – 20 градусов).
  • усадка 1 мм/1 м 2 при изготовлении тротуарной плитки не учитывается ввиду малой площади ФЭМ.

Портландцемент

Совет! Основное требование производителей цемента – хранение согласно инструкции на упаковке и выработка в течении 3 месяцев. Поскольку уже на 4 месяц цемент теряется 20% прочности, а через полгода качество ухудшается на 30%.

В отличие от заливки фундамента, бетон замешивается в ведрах или небольших бадьях. Важнейшим показателем является водоцементное соотношение В/Ц, влияющее на показатели бетона:

  • морозостойкость и влагонепроницаемость;
  • пористость и расслоение;
  • трещинообразование и время гидратации.

Поэтому при самостоятельном замешивании раствор для тротуарной плитки пропорции должен иметь В/Ц = 0,4. Бетон получается жестким, с низкой удобоукладываемостью. Поэтому в него вводят Суперпластификатор или повышают пластичность народным способом – столовая ложка моющего средства (например, Фейри) на замес бетономешалки.

Жесткий бетон

Совет! В связи с применением в технологии метода виброуплотнения смеси низкая пластичность в принципе не имеет особого значения. Сделанный раствор качественно распределяется внутри формы по действием вибраций.

Мелкий и крупный наполнитель добавляются в смесь для решения нескольких задач:

  • снижения себестоимости тротуарной плитки;
  • увеличения прочности, износостойкости и твердости;
  • повышения водонепроницаемости и морозостойкости.

Щебень

Другими словами – добавляя песок и щебень конкретной горной породы в бетон, можно максимально приблизить характеристики цементного камня к свойствам гранита, гравия или доломита, придав при этом изделию нужную конфигурацию и размеры. Основными нюансами наполнителей являются:

  • запрещено приготовление раствора для тротуарной плитки из щебня/песка с высоким содержанием глины;
  • предпочтительнее мелкая фракция щебня и крупная песка;
  • гранотсев является самым прочным и морозостойким крупным заполнителем;
  • рваная форма частичек карьерного песка обеспечивает более высокую адгезию с прочими компонентами смеси, нежели окатыши речного песка;

Песок карьерный мытый для тротуарной плитки

Песок карьерный мытый.

  • для снижения расслоения следует использовать заполнитель непрерывный рядовой с содержанием камешков разного размера;
  • ввиду небольших размеров плитки лучше использовать щебень 5/10.

Совет! Для снижения себестоимости элементов ФЭМ смесь должна изготавливаться из песка с пустотностью 35% максимум. Эту характеристику производители нерудных материалов обязаны указывать в паспорте и сертификате на месторождение. Количество глины не может превышать 3% массы сыпучего продукта, ила и прочих органических примесей – 2%.

Пропорции для вибролитья

Специалисты рекомендуют для самостоятельного вибролитья тротуарной плитки в домашних условиях следующее соотношение компонентов:

  • М250/В20 – 1 ведро цемента, 2 песка, 3,5 ведер щебня, выход бетона составит 4,2 ведра;
  • М300/В22,5 – 1 ведро цемента, 1,7 песка, 3,2 щебня, выход продукта равен 4 ведрам;
  • М350/В25 – 1 ведро цемента, 1,5 песка, 2,8 щебня, выход составляет 3,5 ведра товарного бетона;
  • М400/В30 – ведро цемента и столько же песка, 2,5 ведер щебня, выход составляет 3 ведра бетона.

Смесь можно сделать более качественной, если вместо объемных единиц измерения использовать массовые. Взвесить сырье для замешивания малых объемов не составит труда, на 10 кг цемента потребуется:

  • В20 – 39 кг щебня и 21 кг песка;
  • В22,5 – 37 кг щебня и 19 кг песка;
  • В25 – 27 кг щебня и 16 кг песка;
  • В30 – 26 кг щебня и 12 кг песка.
  • вода – 4 л на 10 л ведро вяжущего;
  • колер – 3 – 5% от массы цемента.

Совет! Некоторые натуральные пигменты способны связать до 25% жидкости, распределенной в бетонной смеси. В этом случае допускается увеличение В/Ц до 0,6 – 0,7 единиц.

Для серой тротуарной плитки

Пропорции бетона указаны выше для обычного бетона без красителя и люминесцентных добавок. Перед тем, как сделать замес, необходимо учесть следующие нюансы:

  • регион эксплуатации – влияет на проектную морозостойкость фигурных элементов мощения;
  • грунтовые условия и климат – при высоком УГВ, обильных осадках и повышенной влажности следует снизить В/Ц и ввести специальные добавки для повышения водонепроницаемости бетона;
  • технология изготовления – при вибролитье поверхность плитки гладкая, лучше использовать песок с различным размером частиц, для шероховатой поверхности, вибропрессованной брусчатки больше подходит песок крупной фракции.

Бетон для серой тротуарной плитки

Литье серой плитки.

В отличие от технологий монолитного строительства, где глубинный вибратор можно заменить ручным штыкованием бетона внутри опалубки, изготовление элементов мощения собственными силами в домашних условиях невозможно без вибростола, хотя бы даже и самодельного. Вибрированием решаются две задачи:

  • равномерное заполнение полимерной формы жесткой смесью с низким водоцементным соотношением;
  • удаление воздуха из бетона для снижения пористости и создания прочной мелкозернистой структуры, обладающей низкой гидрофобностью.

Важно! Для платформы вибростола необходима малая амплитуда 1 – 1,5 мм и высокая частота вибраций, повышающая подвижность смеси и способствующая выводу пузырьков воздуха.

Для цветных фигурных элементов мощения

Тротуарную плитку можно окрашивать при изготовлении слоями или в массе. Первый способ дешевле, но сложнее в реализации собственными силами:

  • для тротуарной плитки своими руками изготавливается две порции бетона – 2/3 от всего объема обычного серого товарного, 1/3 интенсивно окрашенного пигментами;
  • внутрь формы укладывается цветной бетон слоем 1/3 от общей высоты;
  • вибродвигатель включается на 20 секунд;
  • затем форма наполняется бетоном, но уже обычным, доверху;
  • находится на вибростоле еще 40 секунд;
  • оборачивается полиэтиленом и удаляется на сушку.

Цветной бетон

Цветной бетон для ФЭМ.

При окрашивании в массе колер добавляется в смесь внутри бетономешалки. Плитка получается бледнее, зато даже при интенсивном истирании отдельных участков сохраняется дизайн садовой дорожки.

Порядок замешивания

Для удовлетворительного качества самодельных фигурных элементов мощения недостаточно знать рецепт смеси. Не менее важно соблюдать технологию замешивания:

  • внутрь бытовой бетономешалки загружается весь песок и 2/3 щебня и цемент;
  • затем производится сухое перемешивание;
  • после подачи воды барабан вращают 1 минуту;
  • засыпают остатки щебня, сбивающего скопления бетона на лопастях.

Замес бетона в бетономешалке

Общее время перемешивания составляет 1,5 – 2 минуты, подмешивать бетон допускается в течение 3 часов. Однако испарившуюся за это время воду запрещено заменять добавлением новых порций – конструкционный материал при этом резко теряет основные характеристики. Поэтому лучше делать небольшие замесы и расходовать смесь за 20 – 25 минут максимум.

Совет! Ручным способом (лопатой или мотыгой) невозможно обеспечить заявленную марочную прочность бетона, даже при соблюдении указанной рецептуры. Качество будет хуже, чем в бетономешалке или при использовании миксера в патроне электродрели на 30% минимум.

Укладка тротуарной плитки на бетонное основание

Брусчатка – лучший материал для обустройства площадок, городских улиц и садовых тропинок. Из материала данной статьи вы узнаете, как правильно уложить её на бетон своими руками. Мы подробно рассмотрим пошагово этапы монтажа на подушки из разных составов.

Особенности технологии

Укладка тротуарной плитки на бетон – гарантия качества дорожного полотна. Бетонная основа устойчива и долговечна. В отличие от иных конструкций, она инертна к атмосферным воздействиям и не проседает при максимальных весовых нагрузках.

К данной технологии прибегают из соображений практичности. Она востребована, если нужно положить плитку на участке с нестабильной почвой. Например, это актуально, когда почва на площадке или во дворе частного дома подвергается усадке либо она пучинистая в месте кладки.



Отличительной характеристикой методики укладки брусчатки на бетон является создание идеально ровной поверхности со строгой геометрией. К другим ключевым факторам технологии относят:

  • стойкость к деформации в ходе многолетней эксплуатации;
  • повышенную морозоустойчивость при соблюдении правил монтажа;
  • стойкость к усадке, максимальную фиксацию всех элементов;
  • приемлемую стоимость материала и оптимальные сроки укладки;
  • трудоёмкость выполнения работ в сравнении с песчаной и цементно-песчаной подушкой;
  • недостаточный отвод воды и влаги, потребность в комплексной дренажной системе;
  • проблематичность демонтажа в случае повреждения элементов готовой облицовки.





В отличие от иных оснований, укладка на бетон неподвижна. Такое мощение рекомендовано для обустройства автопарковок, тротуаров в черте города, а также подъездных путей. К данной схеме укладки прибегают тогда, когда участок располагается вблизи карьеров, в местах, где нет возможности демонтажа материала.

Технология монтажа подразумевает тщательную подготовку фундамента, выравнивания поверхности, создания бетонной стяжки с использованием армирующих конструкций. От основания и соблюдения правил укладки зависит надёжность и долговечность всей выполненной работы. При этом основание выполняется по определённым требованиям.

Требования к бетонному основанию

Монтировать тротуарную плитку необходимо на полностью сформированную поверхность. Все работы по удалению растительного покрова, уплотнению грунта, планированию производят, согласно требованиям СНиП 3.02.01-87. Ключевым нормативом является создание базовой ровной поверхности.

Кроме того, необходимо соблюдение уклона, который в итоге должен составлять не менее 1,5 см на каждые 3 м длины дорожки в сторону уклона поверхности. Подготавливаемое основание должно быть уплотнённым. Для этих целей используют специальную технику, не забывая о своевременном увлажнении отдельных слоёв обустраиваемого основания.

  • Для каждого слоя основания предусматриваются свои нормативы толщины и коэффициенты уплотнения. Согласно регламенту, уплотнённый песок подлежит санации (обработке стерилизующими спецсредствами).
  • При обустройстве основания под заливку бетона надлежит укладывать гидроизоляцию. Плотность разделительного слоя должна составлять не менее 120-150 мкм. При отсутствии геотекстиля надлежит использовать плотную полиэтиленовую плёнку с минимальным нахлёстом 15-20 см.
  • Согласно требованиям СНиП, в работе необходимо использовать бетонную смесь класса В15. При этом оптимальная толщина бетонного слоя должна составлять не менее 15 см.
  • В целях усиления необходимо использовать арматуру. Минимальное армирование предполагает использование сети с диаметром проволоки 5 мм и ячейками 15х15 см. Если технология позволяет замену армирования, в бетон добавляют металлическую фибру (использование фибробетона).
  • Бетонные заполнители могут быть мытыми и фракционными. При этом размер зерна не должен превышать 2,5 см. На поверхностном слое бетона не должно быть посторонних включений. Его влажность не должна превышать 5%.
  • Ширина деформационных швов, находящихся посередине кортов, должна составлять 2,5 см. Их заполняют, согласно строительным нормам. Для снижения поверхностного напряжения занимаются нарезкой бетона на карты усадочным швом.
  • Монтажные работы проводят в сухую погоду при температуре не ниже +5 градусов Цельсия. В течение 7-10 дней с начала твердения бетона поверхность защищают от осадков и потерь влажности. Далее поддерживают оптимальный режим для нарастания прочности основы.
  • Ровность поверхности контролируют посредством длинной 3-метровой рейки либо правила. Нормативы допускают незначительное отклонение: не более 3 мм на каждые 3 м длины в любом направлении.





Конструкция дренажа определяется для каждого конкретного проекта в индивидуальном порядке. Дренаж – обязательное условие качественной подготовки основания. Это необходимо не только для отвода влаги, но и для профилактики подмываний почвы в месте укладки плитки. Гидроизоляция предупреждает попадание воды снизу.

Основание должно быть практически идеальным. От этого зависит качество укладки и стыковки. Исключены перекосы и нестыковки плиток. Все подготавливаемые слои основания должны быть стабильными и устойчивыми.

Подготовка материалов и инструментов

Чтобы качественно выложить тротуарную плитку и должным образом подготовить основание, необходимо приобрести инструментарий и расходные материалы:

  • бетономешалку;
  • песок;
  • щебень;
  • цемент (предпочтительно М500);
  • строительный уровень;
  • машинку для трамбовки;
  • колья и разметочный шнур;
  • резиновую киянку;
  • веник, грабли;
  • лейку (поливочный шланг).

Помимо этого, нужно подготовить брусчатку. Материал должен иметь не менее 200 циклов замораживания, прочность более 30 МПа, водопоглощение до 5%, истираемость до 0,7г/см2. Толщина брусчатки подбирается исходя из типа планируемых нагрузок.

Если решено обустроить садовую дорожку или тротуар, стоит взять материал с толщиной 3 см (тонкая плитка). Если необходимо выложить камень там, где по нему будет ездить легковой автомобиль, лучше взять брусчатку толщиной 5 см. Плитки толщиной 8 см берут для обустройства дорог в местах перемещения тяжёлого транспорта.

Расчёт необходимого количества плитки зависит от размеров участка укладки, параметров плиточных модулей, размеров стыковочных швов. Профессионалы выполняют расчёты довольно быстро. Новичкам же проще обратиться к онлайн-калькуляторам, определяющим точное количество требуемого сырья.

Однако такие расчёты не учитывают рисунок облицовки и особенности формы мощения. Чтобы упростить работу и добиться идентичности стыковочных швов, стоит купить пакет крестиков для укладки плитки. Для подрезки можно использовать болгарку.



Чтобы не ошибиться с выбором, нужно заказывать облицовочное сырьё с небольшим запасом (до 10-15%). Необходимое количество можно сверить с продавцом. В специализированных магазинах есть особые программы для расчёта. Запас берётся на подрезку блоков по краям, повреждения при транспортировке и замену элементов при случайной порче.

Пошаговая инструкция монтажа

Изначально занимаются подготовительными работами. Чтобы сделать основание по всем правилам, нужно создать основу под бетонную заливку. Другими словами, сооружается так называемый слоёный пирог из нескольких слоёв разного материала.

Подготовительные работы

Сначала выполняют разметку необходимого участка, анализируя его характеристики (прочность, углы наклона, влажность почвы). После этого закупают необходимые инструменты и материалы. Выбрав границы мощения, в землю вбивают колья. На них натягивают верёвку (шпагат), обозначая границы будущей кладки.



Укладка тротуарной плитки предполагает создание котлована для заливки. Для этого после проведения разметки занимаются выемкой грунта. Глубина траншеи составляет не менее 25-30 см. Кроме того, при разметке освобождают землю в местах за верёвкой на пару сантиметров. В дальнейшем это пригодится для монтажа бордюров.

Днище и боковые стороны вырытого котлована очищают от корней, сорняков и гальки. Убирают все посторонние предметы, которые могут стать причиной деформации основания под нагрузкой. Донный слой почвы выравнивают граблями. После этого поверхность увлажняют водой (проливают из шланга) в целях профилактики проседания почвы.

Для уплотнения днища можно пользоваться ручной либо пневматической трамбовкой и водой. Прежде, чем продолжить работу, необходимо дождаться полного высыхания почвы.

Важно снять весь плодородный рыхлый слой грунта, поскольку он не уплотняется, а уплотнение каждого слоя – обязательное условие подготовки качественного и надёжного основания.

Дренажная подушка и гидроизоляция

Вне зависимости от типа используемой подушки под бетон при подготовке основания занимаются дренажем. Типовая процедура требует создания двух слоёв: песочного и щебёночного. Сначала на утрамбованное дно сыплют слой песка, толщина которого составляет примерно 5-10 см. Его ровняют с учётом необходимого уклона поверхности, уплотняют водой.

После этого поверх песка насыпают слой щебня толщиной 10-15 см. Его тоже трамбуют с соблюдением уклона поверхности. Размер камней не должен быть слишком маленьким либо, наоборот, крупным. Если щебень будет крупным, он со временем просядет, что приведёт к деформации основания.



Трамбовка щебня должна быть тщательной: поверх него будет укладываться гидроизоляция. Материал может порваться об острые края камней, поэтому их нужно хорошо выровнять. Подушка из песка и щебня должна отстояться пару дней. После этого можно продолжать работу.

Необходимо соорудить опалубку, которая в дальнейшем будет фиксировать укладку, предотвращая её сдвиг и искривление. Для её создания пользуются деревянными досками с толщиной не менее 4 см. Опалубку закрепляют забитыми кольями с шагом не более 1 м. После создания короба приступают к укладке гидроизоляции.

Гидроизоляция защитит бетонное основание от грунтовых вод и обеспечит оптимальную гидратацию цемента. Она удерживает прорастание сорняков, сохраняет целостность основания в течение долгого времени. После этого сверху насыпают слой щебня. Его разравнивают и уплотняют, готовя основание для армирования.

Заливка бетона

Следующим этапом работы является приготовление бетонного раствора. Рецептура и соотношение компонентов на 300 кг цемента таковы:

  • просеянный песок – 600-700 кг;
  • щебень либо мелкий гравий – 1000-1100 кг;
  • вода – не более 180 л.

Помимо этого, в смесь включают пластификатор, необходимый для придания раствору эластичности.

После размешивания состава до однородности на дно траншеи выливают бетон слоем 3-5 см. В дальнейшем на него кладут армирующую сетку, которую заливают вторым слоем бетона толщиной до 10 см.

Если необходимо усилить монолитную плиту, делают решётку в 2 яруса. Под армирование подкладывают металлические углы. Каркас располагают посередине железобетонной плиты.



Если участок мощения большой, площадь приходится делить на зоны. Границами каждой из них становятся деревянные доски нужной толщины. Швы между ними в дальнейшем заделывают битумной мастикой. После окончательной заливки необходимо дождаться полного высыхания основания.

При заливке следят за тем, чтобы уровень заливки не доходил до поверхности земли. Верхний слой бетона ровняют правилом, не забывая об уклоне для водостока.



Заливать бетонную смесь нужно без образования пустот и холодных швов, снижающих прочность опалубки.

Установкой бордюров занимаются после заливки бетона. Их монтируют после демонтажа опалубки, помещая в оставшееся углубление и заливая жёстким бетоном. Для уплотнения камня пользуются резиновой киянкой. Если по мере установки между бордюрными элементами образуются небольшие щели, их заливают жидким бетоном.

Ставить бордюр можно и по проложенной разметке, ориентируясь на натянутые нити. В этом случае вдоль них копают траншею с шириной бордюрного камня. Её дно ровняют и трамбуют, по необходимости добавляют щебень.



Затем на днище заливают песочно-бетонную смесь. По окончании заливки в раствор погружают камни. Далее их уплотняют, выравнивают положение. Бордюрный камень схватывается с раствором примерно за сутки. По истечении этого времени пустоты между камнями и землёй засыпают и трамбуют.

После этого можно приступать к дальнейшим работам и класть сами плиты. Бордюры погружают в траншею примерно на половину высоты. Камни способствуют предохранению плитки от повреждений в ходе эксплуатации. Согласно техническим требованиям, высота бордюра должна быть чуть ниже высоты брусчатки. Это необходимо для оптимального водостока с поверхности облицовки.



Дальнейший тип работ зависит от весовой нагрузки на покрытие. Если стройматериалом обустраивают подъездной путь для грузовых машин, брусчатку крепят на клей либо цемент. Когда нагрузка меньшая, используют технологию с песчано-цементной подушкой.

На песчано-цементный раствор

Уложить тротуарную плитку на песчано-цементный раствор несложно. Технология довольно проста и позволяет добиться высокого качества мощения.

Песок соединяют с цементом, замешивают раствор, затем наносят в зоне досягаемости рук и ровняют зубчатым шпателем. Затем выполняют укладку плитки.



Рисунок можно выкладывать плитами одного либо разного цвета. Чтобы он смотрелся красиво, дизайн планируют ещё до покупки облицовки. Учитывают количество блоков разного цвета, их положение, симметрию относительно центра.

Цементный раствор – надёжное основание под укладку. При этом швы допускается обрабатывать гарцовкой с тщательным увлажнением. Способ укладки не отличается от обычной напольной облицовки керамики. Вымывать остаточный цемент и песок нужно обязательно.



На клей

Наклеить плиты можно на клей с полимерной либо цементной основой. При выборе подходящего варианта учитывают класс морозостойкости состава и его эластичность. Чем она выше, тем лучше амортизация клея и качественней амортизационная подушка основания.

Методика выполнения схожа с укладкой плитки и цементного раствора. На основание и сам элемент наносят клей, распределяют его по поверхности, после чего модуль ставят на место с некоторым вдавливанием в клеящий состав.



Клеевые составы сохнут очень быстро, ввиду небольшого жизненного цикла разведённого раствора. Поэтому их приходится замешивать небольшими порциями. Это материал специалистов, новичкам проще работать с цементно-песчаной смесью.

Состав наносят на бетонную стяжку тонким слоем (не более 1 см). После этого кладут плитку, используя для идентичности швов пластиковые крестики. По краям модули подрезают болгаркой. По окончании работы швы обрабатывают клеем либо гарцовкой.

На сухие смеси

Схема облицовки по данной методике несколько иная. При использовании сухих смесей после подготовки и заливки бетонной стяжки на сухое основание сыплют сухой материал. Средняя толщина слоя составляет 3-5 см. Смесь распределяют по основанию посредством правила, ровняют слой.

После этого приступают к установке тротуарных плит. Выполняют укладку, согласно выбранному узору. Типовыми рисунками являются схемы «ёлочка», «плетёнка», «диагональ», «шахматка». По окончании работы всё покрытие проливают водой. Это закрепит элементы на основании и между собой.

После того, как покрытие высохнет, занимаются заделкой швов. Для этого их заполняют сухой смесью и вновь проливают. Через 2-3 дня состав окончательно застывает. Остаётся убрать оставшийся мусор, избавиться от пыли и пролить тротуарную дорожку под сильным напором воды.

Устранение возможных проблем

Чтобы не допустить ошибок на различных этапах укладки, необходимо обратить внимание на несколько нюансов.

  • Размеры дорожки и площадки подбирают таким образом, чтобы между краями укладывались цельные плиты. Это сократит количество отходов и трат на стройматериал.
  • Резку брусчатки лучше всего выполнять болгаркой с диском, предназначенным для каменных поверхностей. Резать бруски нужно правильно: сначала надрезая, а затем откалывая. До реза нужно наносить отметку.
  • Если нет большого опыта работы со строительными смесями, не стоит сразу замешивать много. Рабочие растворы (особенно клеевые) имеют малый жизненный цикл. Когда он заканчивается, клей теряет свои лучшие качества, что может отразиться на долговечности готовой облицовки.
  • Соблюдение технологии монтажа – ключевой фактор работы. Если не подготовить основание должным образом, не исключена деформация и просадка бетона.
  • Чтобы плитка смотрелась монолитно, в ходе укладки необходимо следить за тем, чтобы она была погружена в подушку на одинаковом уровне. При этом по необходимости нужно подравнивать блоки до того момента, пока они не схватятся.
  • Нельзя использовать в работе просроченные составы. По истечении срока годности они теряют свои свойства. Рассчитывать на долговечность тротуара в таком случае не стоит.
  • Укладка плитки на бетон без уклона чревата застоем воды. Если при этом швы не обработаны должным образом, вода будет поступать сквозь стыки и накапливаться между блоком и бетоном. В итоге покрытие будет отходить от основы.
  • Обычно швы заделывают материалом используемой подушки. Такая затирка препятствует росту растений, является профилактикой протекания воды через швы к основанию. Затирать швы можно гидрофобным составом.





При укладке плитки, помимо практичности, нельзя забывать о декоративности покрытия. Модули приветствуют некую хаотичность. Если выполняется укладка брусчатки с разным оттенком одного цвета, необходимо избегать формирования пятен. Скопления плиточных элементов одного тона на общем фоне не смотрятся красиво.

Чтобы не сомневаться в цвете материала, приобретать его нужно из одной партии. Так покрытие будет смотреться монолитно и статусно. Если в работе используется камень разного размера и цвета, разные тона камня не столь заметны. Что касается рисунка, то всё зависит от навыков укладки и схемы узора, а также количества купленного сырья.

При работе со старым бетонным основанием перед укладкой проводят осмотр основы, её очищение от собравшегося мусора, сколов. Такое основание сначала шпаклюют и избавляют от неровностей, удаляют зоны существенных повреждений. Только после этого на него кладут подушку, а затем и саму плитку.

О том, как уложить тротуарную плитку на бетонное основание, смотрите в следующем видео.

Самодельная тротуарная плитка: своими руками, опыт умельцев портала

Самостоятельным изготовлением тротуарной плитки для личных нужд уже никого не удивишь – технологии известны и многократно опробованы. Заняться самоделом владельцев подворий чаще всего заставляет желание сэкономить – когда площадь укладки большая, разница в сотню рублей на метре выливается в тысячи. А грамотный подход к процессу и соблюдение технологии позволяет умельцам получать продукт, по техническим характеристикам не уступающий покупной плитке. Естественно, речь не идет о люксовых сегментах клинкера, керамогранита или брусчатки, а вот посоперничать с продукцией мелких компаний, наводнившей рынок, самодельная тротуарная плитка вполне способна. Вот и Костя9 взялся за производство и своим опытом решил поделиться со всеми участниками портала FORUMHOUSE.

  • Плитка-самоделка от Костя9
  • Самодельный вибро-стол и плитка-самоделка от Командира


Плитка-самоделка от Костя9


Костя9 Участник FORUMHOUSE

Хочу поделиться опытом производства тротуарной плитки своими руками. На это меня подтолкнул форум и тема о том, что самодельная плитка может быть лучше покупной. Самое главное, что мне нужно сделать отмостку вокруг дома, ну и дорожки не помешали бы. От бетонной отмостки отказался, изучив печальный опыт форумчан и соседей. С тротуарной плиткой если и возникнут проблемы, то ремонт локальный.

Для воплощения задумки были изучены профильные сетевые ресурсы на тему форм и форум портала, на тему самого процесса – необходимое оборудование, сырьевая база, технология производства. Как оказалось, пластиковые и прочие формы в наличии, какие хочешь, основные материалы остались от стройки, да и имеющиеся агрегаты требуют сравнительно простой, посильной доводки. Непредвиденные осложнения возникли только с приобретением пятисотого цемента – ввиду низкого спроса у местных торговцев его просто не было, пришлось ехать в соседний городок.

Изготовление

Чтобы плитка получилась максимально прочная, под вибростол была переделана циркулярная пила – рабочая поверхность заменена тяжелой плитой (на пружины от девяточных стоек), под плитой – вибромотор. Типовая бетономешалка для приготовления раствора, готовые полимерные формы, с имитацией поверхности песчаника, для сушки – старый холодильник, поставленный боком.

Соотношение пропорций бетона было подобрано также на форуме.


Кроме имеющегося отсева, мытого речного песка и приобретенного цемента нужной марки, для плитки потребовался пластификатор, выбор пал на СП-1. Это универсальная добавка, улучшающая характеристики раствора, ее использование увеличивает механическую прочность бетона, снижает количество пор на поверхности, придает гладкость и повышает эффективность вибрирования. Хотя мечталось о цветной плитке, стоимость красителя и белого цемента, для получения насыщенного цвета, заставили обойтись естественным, серым оттенком.

Пропорции замеса получились следующие:

  • Отсев (щебень фракции 0-5) – 38 кг (три десятилитровых ведра);
  • Песок (речной, мытый) – 18 кг (одно десятилитровое ведро);
  • Цемент (М-500) – 17 кг (ведро на четырнадцать литров);
  • Пластификатор – 80 грамм на замес (разводится литром теплой воды);
  • Вода – 8,5 литров (если погода жаркая, еще 0,7 литра).


  • Первым в бетономешалку закладывается отсев (весь);
  • Вливается вода;
  • Добавляется пластификатор;
  • Смесь тщательно перемешивается;
  • Добавляется цемент;
  • Снова тщательное перемешивание;
  • Добавляется песок;
  • Последнее смешивание (если необходимо, добавляется вода).

По консистенции раствор получается достаточно густой, напоминающий мокрую землю – это сознательный выбор, хотя многие предпочитают работать с более текучими растворами.


Жидкий бетон, что жидкая грязьпрочности никакой.

Предварительно смазанные моторным маслом формы (в углах, кисточкой) выставляются на вибростоле. Заливка раствором должна быть равномерной.







Время обработки – от трех до семи минут. Вибрация должна не только уплотнить смесь, но и выгнать из нее воздушные пузырьки. В процессе обработки формы меняются местами и поворачиваются вокруг своей оси – чтобы воздействие было равномерным. По мере усадки раствор добавляется, пока форма не будет заполнена до конца, можно прихлопнуть рукой, чтобы гарантированно не осталось пустот. С вибростола формы отправляются на сутки с лишним (25-30 часов) в сушилку. По совету участников ветки старый холодильник, он же сушильная камера, был перевернут с бока, на «спину», это существенно упростило процесс закладки и выемки изделия.




После этого срока готовая плитка легко выходит из формы благодаря смазке, и благодаря идущим процессам гидротации, поддерживающим сырец в горячем состоянии. Если передержать плитку, и она остынет, достать ее из пластика будет сложнее – придется поливать кипятком, чтобы пластик расширился. Однако если передержать ее не пару часов, а пару дней, и она успеет окончательно остыть, вынуть будет сложно, даже применяя кипяток.


Набив руку на квадратной плитке, умелец перешел к фигурной и решил использовать окись хрома в качестве красителя.

Читайте также: