Как раньше строили церкви из кирпича

Обновлено: 19.05.2024

Псков заветный. Тайны церквей из красного кирпича

Фотографии можно увидеть в моём блоге.
По мере наших путешествий по Псковской области стала копиться информация и вместе с этим возникали вопросы на которые не находилось ответа. Одним из таких вопросов стал вопрос о строителях церквей из красного кирпича. Однажды мы приехали в дер. Паново Глубоковской волости Опочецкого района и пошли посмотреть руины церкви Казанской иконы Божией Матери (1853г. постр.).
12.08.2016г. Мы обходили старые погосты в поисках каменных крестов. Август 2016 года выдался дождливым. В деревне Паново мы увидели погост, находящийся на высоком холме. Дождь немного поутих, а потом и вовсе прекратился. Выглянуло солнышко. Если бы вы только знали, как мы уже устали от дождя и как радовались тёплым солнечным лучам. На погосте была глубокая тень от высоченных деревьев. Погост был огромным. Потом, дома я вычитала, что село Глубокое было большим и жило здесь более тысячи человек.
Мы тщательно исследовали место, но каменных крестов не было. На погосте было много каменных надгробий из тёмного камня с выбитыми на них крестами. Кресты были нарисованы по-разному. Встречались кресты с крышей, кресты в полукруге, кресты с нижней перекладиной в другую сторону (от вида православного креста). Не может быть чтобы люди одной веры стали по разному рисовать кресты на надгробиях. Так мы шли по кладбищу, постепенно поднимаясь выше на холм.
На самой вершине холма мы увидели церковь Казанской иконы Божией Матери. Из всех виденных мною церквей - эта была самая мощная, самая красивая. Церковь стояла на высоком валу, в окружении высоченных лиственных деревьев. Мне показалось, что вал насыпной. Батюшка потом сказал Сергею, что между валами раньше был арочный мост.
Фотография была не способна передать всей силы, которую несла эта церковь. Да и красоты здания, которое было полузакрыто толстыми стволами старых деревьев, тоже не передавало.
"Каким же богатым должно было быть это место, чтобы построить такую красоту"! - Думала я. Церковь была построена князем Александром Михайловичем Дондуковым-Корсаковым.
Княжна Софья Михайловна Дондукова-Корсакова вышла замуж за графа Петра Александровича Гейдена, который был последним владельцем имения в селе Глубокое. Он похоронен рядом с церковью. Церковь была одноапсидная, с трапезной и трёхчастным притвором, четверик с купольным сводом и массивным барабаном. Буквально, каждая деталь украшающая здание, была необычной, отличалась от всего увиденного ранее. Здание церкви было разорено и постепенно разрушалось, многие кирпичи упали, но общая конструкция ещё стоически выдерживала натиск времени.
Мы пошли обходить церковь вокруг. Я была потрясена увиденным, стоило мне зайти внутрь церкви. Свод церкви был сферически немного приподнят вверх, на своде стоял барабан с главой. Свод был большим и накрывал весь четверик церкви. Под сводом не было ни одной колонны! Этот огромный свод с барабаном и главой ни на чём не держался! Он был сложен из красных кирпичей. Если вы хоть чуть-чуть понимаете в строительстве, то должны понимать, что даже маленькая крыша дома держится на балках и укрепляется различными способами, чтобы её не снесло ветром, и чтобы она не провалилась от тяжести снега. В своде не было сварных конструкций, которые бы поддерживали его.
«Боже, как она держится? – Думала я и лезла по насыпанным, обвалившимся сверху кирпичам, встать с фотоаппаратом под самый купол. - Остановись мгновение, как ты прекрасно»!
В тот момент, когда я встала под купол Сергей не на шутку перепугался.
- Выйди оттуда, он может рухнуть в любой момент. Там, в своде много кирпичей выпало. Он ни на чем не держится.
- Не рухнет. - Ответила я. - Не на меня. А если на меня, то это, понимаешь, судьба такая, погибнуть под куполом церкви!
На самом деле я видела, что он прав, что свод постепенно обсыпался и мог рухнуть в любой момент. В места, где выпали кирпичи, проглядывал солнечный свет, оттуда вниз капала вода от недавно прошедшего дождя. Только мне очень хотелось сделать такой кадр. Я все время поражалась тому, как держатся такие своды (полусферическая кладка из кирпича), не имея поддерживающих конструкцию колонн…
Ещё, к огромному сожалению, я понимала, что всё это когда-то рухнет и уйдёт в забвение. И никто не расскажет нам, о том, что это было за время и какие гениальные строители это построили. Ведь мы в 2017 году так построить не можем.
Я специально посмотрела, какие технологии есть сейчас и какие мы можем построить здания. Самые высокие здания в мире – это стоэтажные небоскрёбы, которые построены на основе сварных металлических конструкций. В этих зданиях нет внешней привлекательности, они лишены элементов декора и украшений. Эти здания похожи на зеркальные столбы, торчащие вверх. Холодом веет от них. Душа не радуется, не восхищается, когда смотришь на эти здания.

Церкви и здания из красного кирпича, сколько таких великолепных зданий было на Псковской земле? Церкви поражают нас архитектурными решениями, не имеют ни единого повторения. Кладка кирпича имеет точно продуманную систему декоративных украшений, создаёт ощущение гармонии с окружающим пространством, имеет превосходный узор и производит на человека огромное неизгладимое впечатление, ощущение восхищения и восторга от увиденного.
В Интернете находится немного информации о старинном красном кирпиче особого обжига. Завод для изготовления кирпича строили недалеко от места строительства церкви. Кирпич, после изготовления проверяли на прочность и «звучание». Брали пробную партию (100 штук) и замачивали в колодце. Или сваливали с телеги и смотрели, сколько кирпичей разбилось, если более трёх, то кирпич считали бракованным. Если кирпич не выдерживал испытания, то делали другой, улучшая качества.
Этот кирпич удивительным образом противостоит непогоде, дождям, мокрому снегу, сильным морозам, резким перепадам температур. Этот кирпич часто имеет клеймо изготовителя, иногда имеет именное клеймо. Некоторые люди занимаются коллекционированием кирпичей с клеймом изготовителя.
Красный кирпич имеет разную форму в зависимости от его использования. Есть кирпичи угловые, угол такого кирпича имеет очень интересную форму – закруглён и имеет два выступающих угла. Есть кирпичи для арок, такие кирпичи были специально предназначены для того, чтобы выкладывать арочные перекрытия, они заужены с одной стороны. Есть кирпичи для постройки колонн – с закруглением боковой длинной стороны. Каждая грань кирпича имеет своё название: «постель» - верхняя и нижняя, «ложок» - боковая длинная, «тычок» - боковая короткая. На фотографиях видно, что для строительства одной церкви применяли кирпичи разной формы и разного оттенка красно-кирпичного цвета. Это в наши дни церкви покрасили в белый цвет и другие цвета, а в те времена церкви были красного цвета с покрашенными белой краской, выступающими декоративными элементами (колоннами, крестами, рустовкой, кокошниками и др.)
В 2000 годах некоторые предприниматели стали разбирать полуразрушенные здания и церкви, и стали продавать партии красного старинного кирпича для повторного использования, красочно расписывая как хорош старинный кирпич для изготовления каминов, украшения залов и помещений. Только вдумайтесь в это кощунство. Кто-то сделает себе камин из руин церкви.
О красном кирпиче пишут, что его формовали вручную из глины, сушили только летом и обжигали в напольных печах-времянках. Основными компонентами для изготовления кирпича были красная глина и песок. Песок применялся, только для того, чтобы уменьшить жирность глины.
Очень интересный вопрос о том, как сложно было ожигать кирпич. Для обжига нужна печь, которая поддерживает температуру 900 – 1150 градусов по Цельсию в течение 8 -15 часов. Чтобы не возникло трещин, требуется медленное охлаждение обожжённого кирпича.
Если процесс изготовления кирпича был настолько трудоёмким, то сразу возникает вопрос, сколько лет требовалось для того, чтобы изготовить кирпич для возведения здания только одной церкви? Второй вопрос касается добычи красной глины. Где-то недалеко от завода должен образоваться карьер после добычи глины. Пишут про то, что глина нужна была особая – лёгкая, добывали её из озёр ледникового происхождения, что на настоящий момент эти месторождения вычерпаны.
Если немного поискать, то можно найти довольно сложную машину Д. Д. Дагрлейна изобретённую им в 1810 году, с помощью которой прессовали кирпич из глины. Я охотно поверю, что в один и тот же период времени существовали ручной и машинный способ изготовления кирпича. Но когда я вижу, совсем не редкие в Псковской области, высоченные здания церквей сложной архитектуры, имеющие декоративные украшения из кирпича, и имеющие кирпичи разной формы, я думаю о том, что кирпич изготовили именно машинным способом. Я думаю о том, какое большое количество кирпичных заводов должно было активно работать в тот момент времени на Псковской земле.
Ещё интересным для изучения является раствор, который использовали для кладки кирпича. Представляете, насколько клейким он должен быть, чтобы склеить кирпичи и выдерживать нагрузку от тяжести свода церкви, барабана, купола, креста и выпавших осадков. Нам говорят, что для такого раствора использовали яйца кур. Что когда шло строительство церкви людям запрещали есть куриные яйца. Эта версия, имеет право на существование, если предположить что для строительства одной церкви строили рядом с местом стройки не только кирпичный завод, но и куриную птицефабрику.

Есть ли у меня версии? Конечно есть! Во время большого мора (некоторые предполагают, что была ядерная война, находят кратеры от взрывов по всей России), вымерло коренное население и местность заселили переселенцы, которые имели разную веру. Мистер X - очень богатый и умный захотел объединить людей с разной верой в одном храме, призывая людей к терпимости разных вероисповеданий. Тогда были выделены средства на строительство, построены заводы для изготовления красного кирпича, а потом приглашены лучшие строители, художники, мастера и по всей России построены храмы из красного кирпича. Ещё я думаю о том, что это нужно было для того, чтобы переписать всех людей, ведь записи о рождении, крещении младенцев, свадьбах и похоронах, велись только в церквях и много людей, имеющих иную веру, жило без регистрации, уходило от налогов и поборов. Россия всегда была котлом, где оседали тысячи переселенцев из разных мест. Да только эти версии не объясняют роскоши, достойной императорских дворцов, с которой выстроены все эти церкви, предназначенные только для того, чтобы собрать в них людей для переписи и для того, чтобы внушить истину - "Христос терпел и нам велел".
Нашла версию из интернета, что в церкви ставили магнитный генератор свободной энергии для получения которой не требовалось топливо (газ, нефть, уголь, дрова) и использовали эту энергию для освещения и отопления поселения людей и самой церкви для перемещения тяжёлых блоков, возможно, для движения повозок и облегчения других работ. Такой генератор сохранился и работает до наших дней в Иерусалиме в храме Гроба Господня. Включают его как некое чудо для народа - "Схождение Благодатного огня". Происходит оно один раз в год — в Великую субботу накануне Пасхи. Нашла, что разрушили церкви и генераторы, чтобы установить монополию на продажу топлива. Эту версию я вижу вполне объективной, потому, что мы видели уничтоженные и разграбленные малые ГЭС по всей Псковской области. Когда-то они тоже давали электроэнергию, используя силу движения воды в реках. В 2017 году на территории Псковской области сохранились и работают только две малые ГЭС из сорока. Осталось их уничтожить и всё.

Когда мне было лет десять, я сделала ошибку, называя людей верящих в Бога – «крестьянами». Мы были атеисты и росли в стране, в которой октябрятам и пионерам запрещалось ходить в церковь. Мне казалось, что крестьяне – это люди, которые крестятся и носят крест. Я думала о созвучии слов. Оказалось, что правильно говорить – «христиане», а вера называется православной. Мне было так стыдно тогда, что я помню это до сих пор. Сейчас, читая разные источники, я нашла, что крестьяне – это тоже вера, а то, что крестьянами стали называть землепашцев – это подмена понятий.
Поэтому, теперь я больше доверяю своему чутью. Слова освящать и освещать мне кажутся очень созвучными, я думаю, что здесь тоже произошла подмена понятий.
А вот и история, которая случилась не так давно. Один знакомый мужчина работал в компании, которая разместила своё предприятие в большом пустующем здании бывшего завода. Было время, когда на заводе работало около пяти тысяч человек. После перестройки завод прекратил свою деятельность, как и многие заводы на Псковской земле. Опустели цеха и кабинеты. Оборудование было распродано и разграблено.
Компания арендовала на заводе несколько небольших помещений на разных этажах. Что бы была возможность быстрого общения, знакомому выдали рацию. В тот день мужчина пришёл в свой офис. Он шёл по длинному, плохо освещённому коридору. Вид был унылым. Вокруг были пыль и запустение, царила разруха. С двух сторон находились двери. Некоторые двери были открыты, некоторые закрыты. Мужчина был совсем один в этой части здания. Близился вечер, скоро нужно было идти домой. Мужчина был не робкого десятка, но осознание того, что вокруг, почти во всём здании никого нет, заставляло его напрягаться, прислушиваться к звукам, оглядываться, заглядывать в пустые кабинеты.
В помещении офиса для необходимых вещей был выделен угол. Там стоял стол с компьютером и офисное кресло. В небольшой комнате стоял шкаф, который остался от бывших владельцев, столик с микроволновой печью, холодильник, в углу комнаты стояли забытые доски, плакат с фотографиями работников завода, люминесцентная лампа. Уборщицы давно не было. И в этом помещении скопилось много пыли.
Знакомый мужчина стал говорить по рации, сообщая о том, что он собирается уходить домой. В этот момент люминесцентная лампа вдруг замигала и стала светиться.
Мужчина вздрогнул и выронил рацию. Лампа тут же погасла.
Вот и вся история. Мужчина, конечно, очень перепугался. Свечение лампы, которую сняли от того, что она была неисправна и поставили в углу кабинета, потому, что такие лампы нельзя выкинуть на помойку, было неожиданным, непонятным и пугающим явлением. Но этот факт говорил о том, что лампы, наполненные газом, могут светиться не только от электричества.
Считается, что первая газоразрядная лампа изобретена в 1856 году. Генрих Гейслер получил синее свечение от заполненной газом трубки, которая была возбуждена при помощи соленоида.
Именно в эти годы было построено много церквей из красного кирпича. Можно предположить, что в церкви стоял прибор, который выпускал излучение, способное вызвать свечение ламп в церкви и в домах богатых людей, которые находились поблизости.

Я читала о великой зачистке, когда сожгли почти все письменные источники, изъяли и разобрали артефакты. Только поверьте мне - всё уничтожить невозможно. Область огромна, она хранит свои тайны в руинах церквей. Нужно только искать.

КАК СТРОИЛИ ХРАМЫ В ДРЕВНЕЙ РУСИ. часть 1

С крещения Руси начинается новый период в русской истории и строительстве. Трудно переоценить значение этого события. Вместе с христианством Русь приняла от Византии определенные основы культуры. В частности, новым государственным и идеологическим задачам стала отвечать каменная архитектура, образцы которой были взяты из Византии.

Там был создан тип крестово-купольного храма, основа которого — прямоугольное помещение с четырьмя или более столбами в середине, членящими внутреннее пространство на девять частей. Центр храма — подкупольное пространство, куда свет проникает через окна в барабане. К подкупольному пространству примыкают ячейки, перекрытые цилиндрическими сводами, образующие крестообразную основу плана. Угловые части перекрываются куполами или цилиндрическими сводами. Все центральное пространство в плане образует крест.



Десяти́нная це́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы). Киев. Первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая Владимиром Святославичем. Заложена в 996 году. (в 1240 году разрушена ханом Батыем)

[ Дальше. ]
Купол появляется в Византии в юстинианский период, еще до крестовокупольности (София Константинопольская). Там же складывается система купола на парусах. С восточной стороны к зданию примыкают три граненые или полукруглые апсиды. В средней помещается алтарь. В западной части находится помещение второго яруса — хоры. Поперечное пространство в западной части называется притвором, нартексом.

Однако, опираясь на традиции византийского искусства, русские мастера создали собственное национальное искусство, свои формы храмов, стенные росписи и иконопись, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии.

Таким образом,основным типом строительства православного храма на Руси был крестово-купольный. Именно этот тип храма господствовал в архитектуре Древней Руси. Именно такого типа была возведена первая каменная церковь — Десятинная.

ЗАКЛАДКА И РАЗБИВКА ЗДАНИЯ

Процесс строительства монументального сооружения начинался с процедуры закладки и затем разбивки плана здания на строительной площадке. Поскольку памятники русского зодчества домонгольской поры - главным образом церкви (из 250 памятников русского зодчества этой поры, известных к настоящему времени, светский, некультовый, характер имеют менее 20, т.е. всего около 8 %), естественно, что закладка монументальной постройки - в первую очередь закладка храма. Это была торжественная церемония, на которой присутствовали высшие церковные иерархи и князья. Правда, летописные описания относятся в большинстве не к закладке, а к освящению храма, однако даже сам факт, что в упоминаниях о закладке обычно отмечали, при каком митрополите и каком князе она совершена, свидетельствует о торжественности ритуала. [1]

Прежде всего, по-видимому, подготавливалась ровная площадка для строительства. Следы подрезки грунта для выравнивания площадки неоднократно отмечались при археологических исследованиях памятников. Об этом же свидетельствуют и западные источники, восходящие к XII в.[2] Затем намечалось место алтаря и проводилась продольная ось храма, ориентированная на первый луч восходящего солнца. Алтарь должен был быть ориентирован на восток, а восток понимали как восход солнца. Так делали на Руси, так же поступали и на Западе.[3]

Высказывались предположения, что день закладки храма должен был соответствовать дню его патрона. [4] Проверка дней закладки, выполненная на основании азимутов существующих памятников, данных предположений не подтвердила.[5] С днем патрона храма обычно совпадал не день закладки, а день освящения, что специально оговаривалось в церковных уставах.[6] День же закладки лишь изредка совпадал с днем патрона храма. Торжественная церемония закладки церкви происходила уже после освящения.

В русских летописях эта процедура засвидетельствована лишь для более позднего времени. Так, описывая закладку церкви в Москве в 1472 г. летописец.сообщал: ". преосвященный митрополит Филипп со всем освященным собором. поидоша на основание церкви. Прииде же тако и. великий князь Иван Васильевич. И тако совершившие молебная, и прежде всех своима рукама митрополит начало полагает, идеже олтарю быти, таже по странам и по углам, и по сем мастеры начинают дело зданию".[7]

Замечательно, что с этим описанием, сделанным в XV в., почти полностью совпадает армянский текст "Основание святой церкви", относящийся к началу VI в.: "Затем устанавливают один камень в качестве основы церкви в центре алтаря, а остальные невыделенные камни - по четырем углам. Епископ читает сию молитву. и повелевает главе мастеров взять измерительный инструмент и расчертить местность по воле строителя". 8) Видимо, процедура закладки храма в восточно-христианской церкви была более или менее единообразной и традиционной.



Георгиевский собор Юрьева монастыря под Великим Новгородом. Заложен в 1119 году.

Разметку контура будущего храма выполняли при помощи шнура. На Западе и на Кавказе это зафиксировано как письменными источниками, так и миниатюрами. С помощью шнура лроизводили разбивку плана храма и на Руси. Свидетельством того является легенда о постройке Успенской церкви Киево-Печерского монастыря, изложенная в Печерском патерике. Согласно этой легенде, величину будущего храма определяли золотым поясом, подаренным монастырю принявшим христианство варяжским ярлом Шимоном.[10]

Вопрос о том, как производилась разбивка плана здания, а затем определялись его вертикальные размеры, давно уже интересует исследователей. Создавались самые разнообразные, часто очень сложные теории, с помощью которых пытались объяснить систему пропорционального построения древнерусских храмов. К сожалению, все теории, даже самые остроумные, могут помочь только при анализе памятников, но не служить тем рабочим методом, которым руководствовался древний зодчий, хотя некоторые из авторов таких теорий на это претендуют.[11]

Ближе всех подошли к решению задачи К.Н. Афанасьев и Е.Ф. Желоховцева.[12] Важнейший вывод Афанасьева сводится к тому, что основой построения являлся диаметр купола храма или, позже, сторона подкупольного квадрата.[13] Значение диаметра купола для построения всех основных размеров в зданиях центральнокупольного типа не подлежит сомнению.[14] Однако этот размер мог быть лишь промежуточным, переходным, дающим возможность перейти от плана к вертикальным построениям, т.е. к размерам разреза здания.

Таким размером мог оперировать зодчий, но не заказчик храма. Между тем основные размеры будущего храма как раз относились к компетенции заказчика - князя или епископа. Поэтому основными размерами, определявшими все построение храма, могли быть только его общие габариты - длина и ширина.

Кстати, именно так, согласно легенде, получили задание зодчие Успенского собора Киево-Печерского монастыря: они должны были построить храм, имевший в ширину 20 поясов (локтей), а в длину и высоту по 30. [15] Об этом же свидетельствует и процедура заложения храма, при которой прежде всего отмечались его четыре угла, т.е. общие габариты плана. Очевидно, что размеры здесь определялись по наружным стенам здания, а не по его интерьеру.[16]

Таким образом, несомненно, что при торжественной церемонии закладки храма намечались положение алтаря, направление продольной оси и четыре угла здания. Все последующие построения, т.е. разбивка членений плана, переход от общих габаритов здания к размеру подкупольного квадрата, а затем определение высот, относились уже к рабочему методу зодчего. Очевидно, что последний использовал при этом какие-то принятые на Руси единицы измерений.[17]

Относительно того, каковы были эти единицы, существуют различные точки зрения. Так, К.Н. Афанасьев пришел к выводу, что величина "пояса Шимона", которым определяли размеры Успенского собора Киево-Печерского монастыря, равнялась 1.18 м, т.е. 4 римским футам (29.5 см); в то же время подкупольные квадраты большинства древнерусских храмов, по его мнению, кратны не римскому, а греческому футу (30.8 см).[18]



Церковь Благове́щения в Аркажа́х (другое название - Церковь Благовещения на Мячине). Великий Новгород. Заложена в 1179г.


Такому выводу противоречит тот факт, что в русских письменных источниках все измерения, как правило, указаны не в футах, а в саженях и локтях. Н.В. Холостенко и Б.А. Рыбаков определяли тот же "пояс Шимона" равным 1.08 м, т.е. 0.5 косой сажени. [19] Очень вероятно, что в разное время и в разных строительных центрах Руси использовали различные единицы мер, хотя, конечно, лишь одну меру в каждой постройке.[20]

При этом вовсе не обязательно, чтобы принятая мера в разных зданиях совпадала с большой точностью, поскольку эталонов не существовало. Приводимые обычно сведения о наличии эталона длины, о котором упоминается в "Уставе" князя Всеволода, свидетельствуют как раз об обратном: если имелся специальный "иваньский локоть", значит, могли существовать и другие варианты локтя. 21) В то же время внутри каждого возводимого сооружения все размеры должны были согласовываться с какой-то одной точной мерой.[22]

Поэтому зодчий сам определял эталон длины (независимо от того, был ли то фут, локоть или какая-либо иная мера), которым и руководствовался в процессе строительства. Эталон длины, видимо, представлял собой деревянный прут, т.е. своего рода масштабную линейку. Об этом можно судить хотя бы по тому, что деревянный прут является основным атрибутом архитектора на всех западноевропейских изображениях зодчих. [23] То, что так же обстояло дело и на Руси, подтверждает, например, древняя легенда о Соломоне и Китоврасе, где вызванный к Соломону строитель храма Китоврас "умеря прут четырех локот и вниде пред царя, и поклонися, и поверже прут пред царем. ".[24]

Следует отметить, что, не зная статических расчетов, древние зодчие должны были эмпирически учитывать также и конструктивную сторону здания: соотношение толщины стен и столбов с размерами пролетов и пр. Очевидно, что традиционная система построения плановых и высотных размеров храма, которую древнерусский зодчий использовал в качестве своего рабочего метода, должна была обеспечивать еще и прочность сооружения.[25]



Спасо-Преображенский собор. Переславль-Залесский. Заложен в 1152 г.

Известно, что древнерусские зодчие не применяли чертежей. [26] Это относится не только к домонгольской поре, но и к значительно более позднему времени. 27) Высказалось предположение, что в качестве чертежа могли использовать модели. Но такое предположение абсолютно ничем не подтверждается. Наоборот, все сведения о моделях, встречающиеся в поздних источниках, говорят о том, что их изготовляли не в качестве проектного чертежа, а лишь как средство продемонстрировать заказчику облик будущего здания.[28]

Несомненно, что древнерусские зодчие должны были обладать какой-то эмпирически разработанной, а затем ставшей традиционной, четкой системой построений, которая позволяла им заранее определять основные размеры частей здания как в плане, так и по высоте. Система эта должна была быть гибкой, поскольку различия в пропорциональных построениях разных памятников домонгольского зодчества очень велики, что свидетельствует о широких возможностях мастера разнообразить принимаемые им решения.

В то же время система должна была быть достаточно точной. Так, изучение памятников владимиро-суздальского зодчества показало, что скульптурные рельефы в верхних частях здания высекались на отдельных камнях разного размера и затем уже в готовом виде использовались при кладке стен. Следовательно, архитектор имел возможность заранее задавать резчику размер камня, предназначенного для укладки даже в верхней части будущего здания.

С помощью размеров, полученных из плана, зодчий должен был иметь возможность определять основные конструктивные отметки высот сооружения, прежде всего арок и сводов.[29] Высказывались предположения, что в основе системы работы древнерусского зодчего лежали геометрические построения. Однако при отсутствии чертежей гораздо вероятнее, что определения размеров здания имели арифметический характер - в виде простых модульных отношений с мерами длины в качестве исходной единицы.[30]

В чем заключался рабочий метод древнерусского зодчего, мы пока не знаем, несмотря на многочисленные попытки исследователей разгадать его. Неясно также, был ли этот метод разработан византийцами, или же он имел более широкий ареал, включая зодчество Кавказа, а может быть, и романское. Очень важно будет в дальнейшем выяснить и то, насколько специфично применялся данный метод на Руси, что внесли в него древнерусские мастера.


СРОКИ ВОЗВЕДЕНИЯ ЗДАНИЙ

Начало строительства храмов, если судить по данным летописей, обычно падает на весенние или летние месяцы. Так, собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве был заложен 11 июля 1108 г., церковь Георгия в Каневе - 9 июня 1144 г., Успенский собор во Владимире - 8 апреля или 8 мая 1158 г. (по разным спискам летописи), а ворота детинца - 4 июня 1194 г., собор Княгинина монастыря - 15 июля 1200 г., Успенский собор в Смоленске - 7 марта или, по другим источникам, 2 мая 1101 г., церковь Спаса в Старой Руссе - 21 мая 1198 г. В Новгороде церковь Федора Тирона заложена 28 апреля 1115 г., Петра и Павла 6 мая 1185 г., Благовещения на Мячине - 21 мая 1179 г., Спаса-Нередицы - 8 июля 1198 г., Кирилла - в апреле 1196 г., надвратная церковь в детинце - 4 мая 1195 г. О новгородской церкви Бориса и Глеба отмечено более обобщенно, что ее заложили "на весну".[31]

Таким образом, судя по летописям, закладка храмов производилась начиная с марта или апреля до середины июля. Однако есть сведения и о более поздней закладке. Так, осенью 1192 г. был заложен собор Рождественского монастыря во Владимире; правда, здесь в летописи раздельно отмечено, что князь Всеволод "заложи церковь", а потом "почата же бысть здати месяца августа в 22-й день". Очевидно, иногда строительство храмов начинали и в августе.

О времени закладки храмов можно судить не только по письменным источникам, но и по ориентации продольной оси самих храмов, поскольку при закладке продольную ось ориентировали на ту точку горизонта, где в день закладки всходило солнце.[32] Ориентация эта в настоящее время фиксируется с помощью магнитного компаса, т.е. представляет собой магнитный азимут. Зная магнитное склонение пунктов, где расположены памятники, легко определить истинный азимут продольной оси храмов.[33]



Спасо-Преображенский собор. Чернигов. Заложен около 1030—1034 годов черниговским князем Мстиславом Владимировичем.

По истинному азимуту можно с помощью таблиц найти угол склонения солнца, а по углу склонения определить день, в который солнце всходило соответственно данному азимуту, т.е в той точке горизонта, куда направлена продольная ось храма.[34] Естественно, что это будет не один, а два дня, поскольку в каждой такой точке горизонта солнце всходит дважды в году. Они будут соответствовать современному, т.е. григорианскому календарю, а не древнему, юлианскому. Разница между календарями в X-XI вв. составляла шесть дней, а в XII в. - семь, и, следовательно, довольно легко определить дни, в которые солнце всходило в данной точке горизонта при закладке храма.

С какой степенью точности можно определить название даты? Измерить ориентацию продольной оси церкви с точностью свыше 1-2° трудно, ибо этому обычно мешает некоторая неопределенность разбивки самих древнерусских памятников. Отклонение оси в 2° дает в итоге разницу примерно в три дня, а для летних месяцев - даже до 10 дней. Кроме того, расчеты производятся для геометрического горизонта, тогда как неровности рельефа часто делают реальный, видимый горизонт несколько суженным или расширенным.[35]

Поэтому определение дней закладки древнерусских храмов по ориентации их продольной оси можно совершать с точностью не большей, чем примерно в одну неделю. Однако и такая точность дает нам достаточно ценные сведения (см. таблицу).

Что за странные фундаменты были раньше у церквей

Это сейчас есть и свайный, и ленточный, и монолитный фундамент, сделанный из бетона, из стали, и чего угодно. Раньше же такого широкого выбора материалов и технологий не было, и здания в основном ставили просто на нескольких огромных камнях.

Церкви возводили по тем же технологиям. Разве что, возможно, подход к их строительству был более основательным, ведь это все таки "дом божий", который должен стоять веками.

Вот, например, старая и уже недействующая церковь Николая Чудотворца, стоящая на россыпи камней. Сфотографирована она в деревне Сяргозеро, Вытегорского района Вологодской области.

От египетских крепостей до готики: каким был кирпич в древности и каким стал сейчас

Человек использовал кирпич как строительный материал на протяжении тысячелетий. Древние люди создавали кирпичи из глины и соломы, высушивая их на солнце, пока не придумали новую технологию обжигания в печи, чем значительно облегчили себе труд.

Рассказываем краткую историю кирпича и как он проник на все материки планеты.

До нашей эры

Самые древние кирпичи возрастом около 7000 лет были найдены на территории южной Турции на месте древнего поселения недалеко от города Иерихона. Кирпич появился в тех областях, где преобладал теплый климат, и его можно было полностью высушить на солнце.

Древние египтяне тоже делали кирпичи из глины, смешанной с соломой. Убедиться в этом и увидеть доказательство своими глазами можно на руинах Бухена и Мохенджо-Даро и на стенах гробниц Фиванского некрополя, где изображены рабы, смешивающие и высушивающие кирпичи.

Значительный прорыв произошел примерно за 3500 лет до н. э., когда люди стали обжигать кирпичи. Так они оказались более крепкими и устойчивыми к суровому климату. Обожженный кирпич стал надежный строительным материалом, из которого можно было возводить дома на долгий срок. Люди также заметили, что в течение дня кирпич поглощал тепло, а ночью отдавал его.

Древний Рим

Древние римляне использовали белую и красную глину для кирпичей и предпочитали заготавливать их весной, храня на складе два года, прежде чем использовать их для строительства. Римлянам удалось распространить обожженный кирпич как строительный материал по всей империи благодаря передвижным печам.

Обычно на кирпичи ставили клеймо легиона, который отвечал за производство партии. Кирпичи различались по размеру и форме и были совсем не похожи на те, что делали до нашей эры, – римские могли быть круглыми, квадратными, прямоугольными и треугольными. Из кирпича строили не только крепостные стены, но и культурные центры, акведуки, хранилища.

Средневековье

Римлянам удалось передать и распространить искусство производства кирпича по всей Европе, однако когда Римская империя пала, лишь Италия и Византия продолжали строить из этого материала. В XI веке изготовление кирпичей вновь стало расти и распространяться по европейским регионам начиная с Франции.

В XII веке кирпич стали использовать в северной Германии, благодаря ее соседству с Италией. Так начался готический период архитектуры, который затронул множество стран, включая Швецию, Данию, Латвию и Россию. В те времена рабочие месили глину босыми ногами до нужной консистенции. Потом ее заливали в деревянную форму, покрытую внутри песком или соломой, чтобы ничего не прилипало. Излишки глины убирали палкой, а сформированный кирпич вынимали и готовили к обжигу.

В Англии производство кирпича было особенно развито при Генрихе VIII, а после страшного пожара в Лондоне 1666 года, город был вновь отстроен уже именно из кирпича. В Америку искусство строительства из этого материала привезли голландские и британские иммигранты, пересекшие Атлантику в надежде на лучшую жизнь.

Промышленная революция

До конца XIX века кирпичи изготавливали вручную, но с наступлением промышленной революции была изобретена новая технология производства, которая позволила выпускать его в промышленных масштабах. Например, если раньше рабочие могли вручную создать до 36 000 кирпичей за неделю, то с появлением специальных заводов эта цифра резко взлетела – одна машина по формованию могла производить 25 000 кирпичей в день при минимальном обслуживании.

Кирпич выгодно отличался от таких тяжелых стройматериалов, как, например, камень, поскольку был дешевле, и из него было легче и быстрее строить. Многие американские города (в частности, Бостон и Нью-Йорк) были построены из кирпича, как и первые небоскребы в США – для Эмпайр-стейт-билдинг потребовалось больше 10 млн кирпичей.

Одним из самых известных промышленников того времени был австриец Алоиз Мисбах, основатель компании Wienerberger. Этот выдающийся и опередивший свое время человек изучал инженерное дело, строительство и экономику. В 1819 году в возрасте 29 лет он купил кирпичную фабрику, несколько участков земли, богатых глиной, и одним из первых задумался, что дровяные печи, в которых обжигали кирпичи, устарели, а будущее – за углем.

Алоиз хотел организовать производство кирпичей новых видов и цветов, которые будут пригодны для облицовки зданий, и декоративных терракотовых элементов: глиняных фигур, кассет и консолей.

Благодаря угольным печам Алоиз улучшил качество и характеристики кирпича, обогатил его цветовую палитру от темно-красного до желтого. Объемы производства увеличивались, и вскоре его компания стала выпускать более 50 млн кирпичей в год, а годовой доход вырос до 1 млн гульденов (около 13 млн евро в современной валюте).

Wienerberger одной из первых перешла на механизированное производство, в результате чего годовой выпуск вырос до 225 млн штук. Таким образом компания стала ведущим мировым производителем кирпича . Сегодня у концерна Wienerberger почти 200 предприятий в 30 странах мира, в том числе и в России.

История кирпича в России

В Россию кирпич завезли византийские мастера, которые прибыли в страну после крещения Руси в X веке. Первым кирпичным строением стала Десятинная церковь в Киеве, построенная в 988–996 годах, а первые дома из него стали строить только в 1450 году. В конце XV – начале XVI веков был перестроен Московский Кремль, а также кирпичный кремль возвели в Нижнем Новгороде и Туле.

На протяжении веков формы и размеры кирпича менялись – например, в Древней Руси это была плинфа толщиной 2,5–4 см и 40х40 см в длину и высоту. Позже кирпич стал больше похож на современный вариант. Но один критерий всегда оставался неизменным при его создании – каменщику должно быть удобно работать с кирпичом, его размер и вес были равны силе руки мастера.

Вплоть до XIX века производство кирпича оставалось тяжким и трудоемким занятием – его делали вручную, сушили только летом, а обжигали в печах-времянках. После промышленной революции кирпичная индустрия стала активно развиваться, появились современные заводы. С тех пор кирпич стал одним из самых популярных строительных материалов благодаря тому, что с ним удобно работать, он прочен, долговечен и отлично сохраняет тепло.

Древнерусский раствор оказался лучше современного цемента


Впервые этим вопросом историки занялись еще в 1930 году, однако до сих пор про растворы известно немного. По словам Носова, дело в том, что до настоящего времени ученые использовали каждый свой метод анализа, да и обработали небольшое количество образцов. В основном исследователей интересовали домонгольские сооружения: ученые исследовали около 90 древнерусских памятников, из которых 70 датируются XI-XIII веками.

13 образцов на анализ

Команда российских ученых под руководством Носова решила провести комплексный анализ образцов раствора более позднего периода. Ученый лично взял 13 образцов строительных растворов русских крепостей XVI-XVII веков в Нижнем Новгороде, Коломне, Зарайске, Серпухове, Борисовом городке, Смоленске и Вязьме. Для сравнения он также изучил образцы современного раствора в Смоленске и средневековых укреплений в Англии и в Уэльсе (замок в Чепстоу, городские стены в Конуи и в Кембере). Сложность работы заключалась в том, чтобы найти тот участок крепости, где не проводились реставрации и не применялись более поздние растворы (например, в случае с Московским Кремлем найти кладку конца XV века практически невозможно, так как крепость слишком часто ремонтировалась).

Рентгенофлуоресцентный анализМетод спектроскопического исследования вещества с помощью рентгеновского излучения для определения содержания элементов и элементарного состава образца вещества. Петрографический анализ -- метод исследования вещества с помощью микроскопа для определения фазового состава, структуры и текстуры горной породы или технического камня. Химический анализ рентгенофлуоресцентным методом провела Ирма Рощина из Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН. Петрографический анализ сделала сотрудник Государственного научно-исследовательского института реставрации Раиса Лобзова.

Что такое строительный раствор?

Строительный раствор состоит из двух компонентов: вяжущего вещества и заполнителя. Иногда к ним подмешивают и специальные добавки. На Руси в качестве вяжущего элемента использовалась известь: известняк, мел и другие карбонатные породы обжигались в специальных печах. К полученной смеси добавляли воду, в результате чего образовывалась гашеная известь, получалось этакое строительное «тесто». Однако такой материал быстро трескался. Поэтому к извести добавляли заполнитель, например песок, значительно улучшавший качество строительного раствора.

Ученые определили прочность разных строительных растворов, процентное соотношение вяжущего элемента и заполнителя, их состав и дополнительные примеси (например обломки кирпича или кирпичная мука, шлак, раковины и т. д.).

Как и из чего строили в XVI веке?

ЦемянкаЗаполнитель для строительного раствора из керамической или кирпичной крошки. Использовался, например, при строительстве архитектурных памятников Киева, Чернигова, Переяславля. В итоге ученые выяснили, что строительные смеси, связывающие камни крепостей XVI-XVII веков, значительно отличаются от более ранних образцов. В XI-XIII веках в основном использовали известково-цемяночные, а в XVI-XVII -- известково-песчаные смеси. В некоторых образцах присутствует недожженная известь, которая повышает прочность раствора. Возможно, древние строители специально не очищали известь, выяснив экспериментальным путем, что так качество раствора только повышается. Исследователи также нашли следы повторного использования старой извести, которую смешивали с новой. Более того, они обнаружили, что некоторые качества древней извести (долговечность, воздухоустойчивость) превышают качества современных цементов.

Образец современного раствора, использованный реставраторами, оказался весьма похож на древнерусский, однако оказался плохо перемешан. Зато средневековые образцы из Уэльса и Англии очень похожи на русские растворы XVI-XVII веков.

Несмотря на все полученные данные, ученым еще предстоит выполнить большую работу, чтобы сделать выводы об общей эволюции строительных растворов на Руси и их использовании в культовых, военных и гражданских сооружениях. По словам Носова, также интересно было бы сравнить древнерусские растворы с итальянскими, так как в Россию приезжали и иностранные мастера, например Аристотель Фиораванти (примерно 1415--1486), который построил Успенский собор в Москве.

Статья об исследовании строительных растворов русских крепостей XVI-XVII веков опубликована в журнале «Российская археология» (№ 1, 2009).

Читайте также: