Как называется покрытие щебнем

Обновлено: 05.05.2024

Виды щебня для дорожного строительства

Объемы производства щебня превышают 3 млрд. кубометров в год. Доля России составляет около 5% от этой суммы, причем примерно 70 млн.м3 ежегодно используется в дорожном строительстве.

В общей стоимости строительства автомобильных дорог расходы на материалы превышают 60%. От их качества во многом зависит безопасность движения, экономическая эффективность автомобильного транспорта, а также потребительские свойства (коэффициент сцепления, ровность и т.д.) и долговечность сооружений. Особенно высоки требования к щебню, применяемому для устройства верхних слоев дорожной одежды. Он должен быть устойчив к отрицательному воздействию природных факторов, а также к механическому истиранию от движущегося транспорта.

Щебень, применяемый в дорожном строительстве можно разделить на две группы:
- осадочные скальные и рыхлые горные породы. К этой группе относятся известняк, доломит и другие породы, крупностью фракций 5-20, 20-40, 40-70, 0-40 и 0-70 мм. Преимущественно такой щебень используется для устройства оснований одежд дороги.
- метаморфические и магматические горные породы - гранит, габбро, диабаз фракций 5-20 и 20-40 мм. Используется для нижних слоев покрытий.


Гранитный дорожный щебень - эффективное и износостойкое дорожное покрытие.

Щебень фракции 5-10 мм - самый лучший крупный заполнитель для высокомарочного бетона, применяемого в заливке мостовых конструкций, Фракции 20-40, 40-70 также пользуется устойчивым спросом и применяется в строительстве и ремонте железнодорожных насыпей, трамвайных линий и подушек автомобильных дорог.

Известняк - уникальный строительный материал, обладающий высокой устойчивостью к температурным перепадам - он выдерживает до 100 циклов замораживания и оттаивания, не утратив своих прочностных характеристик.

Применяется в качестве подушки под дорожное основание, такое, как асфальт, плотный грунт или бетон.

Известняковый щебень - менее прочный, чем гранитный, однако очень хорошо справляется со своими задачами в дорожном строительстве.


Известковый щебень:
- Содержание зерен щебня пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, в % по массе 10-12 % Форма зерен I
- Содержание пылевидных и глинистых частиц в % по массе 1,5-2 % (0-0,20%)
- Марка щебня по прочности (дробности) др. 11-16% М600(800)
- Содержание в щебне зерен слабых пород в % по массе 5-9 %
- Марка по морозостойкости известнякового щебня F 150
- Насыпная плотность щебня известкового 1300 кг/м3
- Влажность щебня 3-4%
- Пористость щебня 5,4-7,3 % Пустотность 48,1-50,8 %
- Водопоглощение щебня 2,5 %

В отдельную группу обычно выносится так называемый "кубовидный" щебень (фр.5-20, с содержанием зерен лещадной и игловатой формы менее 15 %). Часто в последнее время его называют "щебнем будущего".

Каковы его качества в сравнении с применением привычных видов щебня?
- он прочнее и его "трещинноватость" ниже;
- в 2-3 раза повышается долговечность бетонных конструкций и асфальтобетонных покрытий;
- снижается расход щебня и связующих (битум, цемент);
- коэффициент уплотняемости асфальтобетонной смеси приближается к единице, что обеспечивает долговечность и увеличивает морозостойкость дорожных покрытий;
- снижаются время и трудозатраты по укладке асфальтобетонного покрытия до 70% (для укладки покрытия требуется всего два прохода катка вместо десяти при использовании обычного щебня).

Но нельзя забывать о такой важной характеристике щебня, как радиоактивность. Для строительства дорог используется гранитный щебень II класса радиоактивности (от 370 до 740 Бк/кг ).

Отсыпка дороги щебнем

Зачастую в качестве подъезда к загородному дому или коттеджу используется грунтовая дорога. Но со временем из-за интенсивной эксплуатации и воздействия дождей она становится практически непригодной для использования, на ней появляются ямы и выбоины. Одним из самых выгодных способов восстановить такую дорогу, сделать ее ровной и крепкой является подсыпка щебнем.

Особенности

Устройство дорожного полотна отсыпкой щебня – довольно сложный процесс. Здесь недостаточно будет простого засыпания уже имеющейся колеи без дополнительных производственных процессов, как, например, трамбовка. Отсыпка производится послойно. Слои имеют толщину от 20 до 40 сантиметров в зависимости от условий, в которых производятся работы. Это позволяет максимально эффективно отводить дождевую воду и распределять нагрузку в пироге дороги, продляя ее ресурс.

При своевременном обслуживании – подсыпке щебня – она может прослужить долгое время, лишь немного уступая по качеству асфальтовому или бетонному покрытию.

Учитывая, что цены на щебень гораздо ниже, нежели на асфальт и бетон, такой вариант дорожного покрытия будет идеальным для загородного дома или дачи, где нет большого транспортного потока. Он позволяет сэкономить значительные средства и силы.



Плюсы отсыпки дороги щебнем:

доступные цены на материалы;

долговечность дорожного покрытия;

работы по отсыпке не зависят от погодных условий и могут проводиться в любое время года;

не загрязняет окружающую среду.



Какой нужен щебень?

Щебень представляет собой универсальный материал, используемый практически во всех сферах строительства. Он различается по многим критериям, в частности, по своему происхождению. Он может производиться из горных пород, есть также рудный и вторичный щебень, который тоже пользуется популярностью.

Данный материал имеет следующие характеристики:

фракция щебня (размер частиц);

лещадность (геометрия формы);

плотность и прочность;

морозостойкость и уровень радиоактивности, которые указываются на этикетке.



Для отсыпки дорог чаще всего используется щебень из скальных пород. Он имеет подходящие характеристики, чтобы выдержать довольно интенсивные нагрузки. Преимущество отдается гранитной и известковой породам. Гранитный щебень имеет марку прочности М1400, что позволяет ему выдерживать довольно высокие нагрузки в течение длительного периода. Известковый, в силу своей меньшей прочности, применяется в качестве «подушки» под основание дороги. Для разных слоев рекомендуется использовать разные размеры щебня: нижний слой отсыпать более крупным, а верхний – из материала меньших фракций.

А также с целью экономии можно устроить отсыпку дорог, используя вторичный щебень. По своей стоимости это самый выгодный вариант, но он немногим уступает по прочности природным материалам.



Расчет количества материала

Прежде чем приступить к началу работ, необходимо точно рассчитать количество необходимых материалов, во избежание неприятной ситуации с неожиданной их нехваткой.

Для правильного расчета необходимо знать качества используемого вещества (в данном случае щебня) – удельный вес и коэффициент уплотнения. Эти данные можно найти в технической документации или уточнить у фирмы-производителя. Типовыми для гранитного щебня считаются показатели: удельный вес – от 1,3 до 1,47 т/м3, коэффициент уплотнения при укатке – 1,3. Вычисления производятся из расчета на 1 квадратный метр дорожного полотна и производятся по формуле:

толщина слоя (метры) * ширина слоя (метры) * длина слоя (метры) * удельный вес * коэффициент уплотнения

Так, для отсыпки одного квадратного метра дороги с толщиной слоя гранитного щебня 25 сантиметров понадобится:

0,25 х 1 х 1 х 1,3 х 1,3 = 0,42 т

Площадь дорожного полотна рассчитывается умножением его длины на ширину.

Технология строительства

Для максимально качественного выполнения работ по отсыпке дороги щебнем необходимо привлечение специальной дорожно-строительной техники, такой как автогрейдер, дорожные виброкатки, грузовые автомобили для подвоза материалов. Связано это с трудоемкостью некоторых производственных процессов. Но сделать такую работу своими руками при небольших объемах – дело вполне осуществимое.

Выделяют несколько основных этапов строительства дороги из щебня для долговременной эксплуатации.

Снятие верхнего слоя грунта

При помощи бульдозера срезается слой грунта глубиной до 30 см, после чего тщательно утрамбовывается катками.

Таким образом подготавливается место для следующего этапа.

Устройство песчаной подушки

Толщина слоя варьируется от 20 до 40 сантиметров. Слой песка также плотно утрамбовывается. Для более полной усадки производят проливку слоя водой.

Устройство щебеночной подушки

На этом этапе производят отсыпку слоя известкового щебня, так называемой подушки. Она служит основанием для укладки основного покрытия из гранитного щебня.

Используется крупная фракция для улучшения дренажных свойств. Слой также утрамбовывается катками.

Отсыпка верхнего слоя

Последний слой нужно засыпать гранитным щебнем более мелкой фракции.

Грейдирование

После засыпки последнего слоя гравия необходимо произвести выравнивание дорожного полотна по всей площади.

После этого производят финальную тщательную трамбовку.

Правильное и последовательное выполнение всех этапов работ обеспечит долговечность и хорошие эксплуатационные качества дороги.

Немаловажным этапом работ является обустройство обочин. Как правило, подсыпка обочин для поднятия их уровня производится из грунта близлежащей территории. После выполнения подсыпки обочин выполняется их разравнивание и укрепление.

Для устройства временного покрытия, например, для организации подъезда к месту проведения строительных работ, которое не предполагает длительного использования насыпной дороги, выполнение всех этапов не является обязательным условием. Место, в котором предполагается проезд транспорта, просто отсыпается щебнем и разравнивается, иногда даже без дополнительной трамбовки.

Какие слои скрываются под асфальтом: устройство дорог и тротуаров

Асфальтобетон, используемый для устройства дорожного покрытия, сам по себе обладает высокими физико-механическими характеристиками, за счет чего и является самым востребованным материалом для строительства дорог. Однако, чтобы обеспечить высокое качество дорожного покрытия недостаточно просто произвести асфальтирование. Важные конструктивные элементы также скрываются под асфальтом.


«Дорожное основание – важная часть конструкции автомобильных дорог и других асфальтированных территорий, влияющая на общее качество, эксплуатационные характеристики, безопасность и срок службы покрытий. Включает в себя несколько слоев, которые обустраиваются по определенной технологии»

Если под асфальтом нет правильно обустроенного основания, покрытие изначально не будет иметь высоких эксплуатационных характеристик. Образование ям, выбоин, трещин, деформаций и провалов будет происходить гораздо быстрее, соответственно чему снизится и срок службы. Также такая дорога не может считаться безопасной.

Как устроена автомобильная дорога

Под асфальтом, который выступает в роли покрытия, скрывается множество различных материалов. При этом на качество автомобильных дорог и других подобных объектов влияют абсолютно все слои, находящиеся под асфальтом, вплоть до грунта в самом низу. Поэтому строительство дорог всегда начинается с устройства грунтового полотна.


При этом стоит обратить внимание, что старту строительства предшествует разведка и подготовка местности, а также расчеты и проектирование. В некоторых случаях характеристики всей дорожной конструкции считаются неудовлетворительными именно из-за ошибок при расчетах и проектировании.

Стандартное устройство автомобильной дороги:

  • 1. Земляное полотно (+ дренажная система);
  • 2. Геотекстильное полотно;
  • 3. Песчаный слой;
  • 4. Георешетка или геосетка;
  • 5. Щебеночный слой;
  • 6. Асфальтобетонное покрытие.

Обратите внимание, что щебеночный слой под асфальтом фактически представляет собой несколько слоев щебня различных фракций: от более крупных к более мелким. В некоторых ситуациях под асфальтом дополнительно укладывается геосетка, под которой расположен еще один асфальтовый слой. Асфальтобетон на дорогах в любом случае укладывается в несколько слоев, чтобы была возможность качественно уплотнить покрытие на всю толщину.

Также при асфальтировании используются битумные эмульсии, которые выступают в роли вяжущих и скрепляющих элементов. Кроме того, на сегодняшний день существуют современные материалы, которые прошли испытания и постепенно вводятся в повсеместную эксплуатацию.

Для чего все это нужно и как работает – рассказываем по порядку.

Земляное или грунтовое полотно

После того, как местность будет изучена, расчищена и подготовлена, экскаваторы начинают разработку грунта. В зависимости от местности и типа грунта, подбираются те или иные экскаваторы, больше подходящие под конкретные задачи.


Этапы разработки грунта:

  • 1. Удаление верхних слоев почвы. На данном этапе важно избавиться от крупных корней кустарников и деревьев, чтобы исключить их последующий рост под асфальтом.
  • 2. Устройство дренажной системы. Водоотведение обеспечивается сооружением дополнительных конструкций. Например, кювет вдоль дорог образовывается не сам собой, а искусственно создается как водоотводная канава.
  • 3. Разравнивание территории. При необходимости производится досыпка/ удаление грунта, чтобы избавить от крупных неровностей.
  • 4. Уплотнение грунта. Уплотнение обеспечивает более высокую прочность земляного основания, а также повышает его твердость и сопротивляемость деформации. Для уплотнения используются специальные грунтовые катки.

Важным нюансом устройства дорожного основания является то, что материалы под асфальтом не должны смешиваться между собой. Для этого, в том числе, используется специальный материал.

Геотекстиль

Геотекстиль – синтетическое полотно, которое может быть создано из группы различных материалов. В дорожном строительстве чаще всего используются полипропиленовые и полиэфирные нетканые полотна, созданные из нитей и волокон. Геополотно отличается высокой прочностью, длительным сроком службы, необходимой эластичностью, износостойкостью, экологичностью и так далее.


Последний пункт является немаловажным, хоть и не приносит практической пользы с точки зрения инженерии. Если под асфальтом или другими слоями поместить материал, который будет загрязнять окружающую почву и воду, за десятки лет ущерб будет значительный.

Функции геотекстиля в дорожном строительстве:

  • 1. Армирование основания. За счет использования геополотен (геотекстиль + геосетка/ георешетка) прочность дорожного основания может быть увеличена на 200-250%.
  • 2. Разделение конструктивных слоев. Во-первых, геотекстиль не позволит смешаться грунту и песку. Во-вторых, полотно препятствует прорастанию растительности. Это важно для сохранения характеристик основания.
  • 3. Дренажная функция. Около 80% грунта в нашей стране является глинистым, а это значит, что грунт хорошо впитывает и задерживает воду. Геотекстиль способствует отведению влаги, так как вода может навредить всей конструкции, если попадет внутрь.

Песчаный слой

Когда транспорт движется по дорожному полотну, он оказывает воздействие не только на само покрытие, но и на все элементы, которые находятся под асфальтом. Чтобы минимизировать воздействие на конструкцию, необходимо, помимо прочего, соорудить песчаную подушку.


Устройство песчаного слоя:

  • 1. Отсыпается достаточное количество песка;
  • 2. Насыпь разравнивается, равномерно распределяется по площади;
  • 3. Производится уплотнение с помощью специальных катков.

Как правило, толщина песчаного слоя составляет около 400 миллиметров. В большинстве случаев этого достаточно для амортизации. Изначально слой имеет толщину более 40 сантиметров, однако в процессе уплотнения сжимается до этих показателей.

Геосетка

Геосетка (плоская георешетка) – материал из высокопрочных нитей и волокон, за счет скрепления которых образуется сетчатая структура. Говоря проще – с виду обычная сетка, однако обладающая уникальными характеристиками. Отличается высокой прочностью, твердым каркасом, длительным сроком службы, износостойкостью и экологичностью.


Укладывается между песком и щебнем, а также может дополнительно монтироваться под асфальтом – между двумя наружными слоями асфальтобетона. Наличие геосетки позволяет сократить расход щебня на 40%.

Функции геосетки:

  • 1. Армирующий эффект. Существенно повышает прочность и стойкость всего дорожного полотна.
  • 2. Перераспределение нагрузки. Геосетка принимает на себя вертикальную нагрузку от движения транспорта по покрытию, превращая ее в горизонтальную. За счет этого сила давления распределяется по большой площади, что снижает воздействие.

За счет данных свойств геосетка под асфальтом и под щебнем существенно повышает прочность и износостойкость дорожного полотна, препятствует деформации, увеличивает другие физико-механические характеристики, а также продлевает срок службы.

Щебеночный слой

Щебень под асфальтом выступает в роли непосредственного основания для укладки асфальтобетона. Щебеночный слой существенно повышает прочность и другие характеристики дороги, позволяя выдерживать высокие и интенсивные нагрузки.


Этапы создания щебеночного основания под асфальтом:

  • 1. Отсыпка и равномерное распределение основной фракции щебня (более крупной);
  • 2. Уплотнение щебеночного слоя дорожными катками;
  • 3. Отсыпка более мелкого щебня, чтобы заполнить пустоты между основными фракциями;
  • 4. Уплотнение щебеночного слоя дорожными катками;
  • 5. Проливка битумными эмульсиями.

На сегодняшний день существует так называемый «черный щебень», который представляет собой искусственный материал из смеси нескольких горных пород. «Черный щебень» обладает более высокими характеристиками, однако пока не используется повсеместно.

Асфальтовое покрытие

Только после того, как все слои под асфальтом были последовательно уложены, можно приступать к укладке асфальтобетона. В зависимости от того, какой вид асфальтовой смеси используется, будет отличаться технология асфальтирования. Классифицировать асфальтобетон можно по многим параметрам, однако основными являются состав и требуемая температура при укладке.


Описание основных типов асфальтобетона

Тип АБ Описание
Горячий Обладает высокими эксплуатационными характеристиками, используется для строительства дорог любых категорий.

Имеет жидкую консистенцию, а также не требует уплотнения после укладки, самостоятельно набирая прочность и плотность.

Основные составы асфальтовых смесей:

  • 1. Песчаный АБ – подходит для асфальтирования пешеходных зон;
  • 2. Гравийный АБ – в настоящее время заменяется щебеночно-мастичным;
  • 3. Щебеночно-мастичный АБ – подходит для асфальтирования дорог любой категории.

Укладка асфальта производится слоями небольшой толщины (

3-4 см). Больше планируемая нагрузка на полотно – потребуется уложить больше слоев. Все слои необходимо качественно уплотнить дорожными катками, чтобы обеспечить максимальную плотность покрытия.

Каждый слой проливается битумом, что способствует качественному скреплению слоев друг с другом. Также под асфальтом, выступающим в роли финального покрытия, может быть уложена плоская геосетка, чтобы повысить прочность полотна.

Как устроено основание под асфальтом на тротуарах

В большинстве случаев устройство тротуаров производится практически параллельно со строительством автомобильных дорог, поэтому под асфальтом на тротуарах находятся практически те же самые материалы. Однако есть отличия, которые обусловлены различным назначением покрытий.


На пешеходные зоны не оказывается такого же серьезного и интенсивного давления, как на автомобильные дороги. А значит, что и потребности в таких же высоких физико-механических характеристиках тоже нет.

Это позволяет делать каждый слой меньшей толщины, чем для автодорог. Также можно использовать более бюджетные материалы, например, песчаный асфальт вместо дорогого щебеночно-мастичного.

Выводы

Под асфальтом, который мы видим на поверхности, скрывается множество слоев из различных материалов, каждый из которых влияет на характеристики всего дорожного полотна. Очень важно уделять достаточно внимания устройству каждого технологического слоя, чтобы обеспечить высокое качество и длительный срок службы дорог.


Если проигнорировать какой-либо из этапов строительства и асфальтирования, то покрытие будет иметь низкие физико-механические характеристики, вследствие чего быстро разрушится и придет в негодность гораздо раньше нормы.

Под асфальтом автомобильной дороги располагается еще, как минимум, несколько крупных технологических слоев. При этом само асфальтовое покрытие тоже укладывается слоями. Иногда под асфальтом, который мы видим, монтируется армирующая сетка, а под ней располагается еще один асфальтовый слой.

Чем больше планируется нагрузка на дорожное полотно, тем толще будут некоторые слои. Так для новых автомобильных дорог используется щебеночно-мастичный асфальтобетон, тогда как для тротуаров подходят более бюджетные варианты.

Особенности геотекстиля под щебень и его укладка

Особенности геотекстиля под щебень и его укладка

Особенности геотекстиля под щебень и его укладка — очень важные моменты для обустройства любого садового участка, придомовой территории (и не только). Необходимо четко понимать, зачем нужно стелить его между песком и щебенкой. Также стоит разобраться, какой геотекстиль лучше использовать для садовых дорожек.

Что это и для чего нужен?

Укладывать геотекстиль под щебень стараются уже очень давно. И это технологическое решение полностью оправдывает себя в большинстве случаев. Трудно даже представить ситуацию, когда бы оно не подошло. Геотекстиль — это одна из разновидностей так называемого геосинтетического полотна. Его могут получать как тканым, так и нетканым способами.

Нагрузка на 1 кв. м может достигать 1000 килоньютон. Такого показателя вполне достаточно для обеспечения необходимых характеристик конструкции. Класть геотекстиль под щебень уместно на самых разных строительных площадках, в том числе при строительстве домов, мощеных тропинок. Геотекстиль для дороги различного назначения используется очень широко. Основные его функции:

  • повышение общей несущей способности;
  • сокращение расходов на реализацию проектов;
  • повышение прочности несущего слоя почвы.



При современном уровне технологии альтернативы геологическому текстилю по всей сумме характеристик найти невозможно. Такой материал превосходно проявил себя в отечественной практике, где количество проблемных почв исключительно велико. Важнейшая функция геотекстиля — профилактика морозного пучения. Установлено, что правильное применение этого материала позволяет увеличить срок эксплуатации дорожного полотна на 150% при одновременном снижении затрат стройматериалов.

В домашних условиях геотекстиль обычно кладут между песком и щебнем, чтобы исключить прорастание сорных трав.



Описание видов

Нетканый тип геотекстиля делают на основе полипропиленовых либо полиэфирных волокон. Изредка к ним примешивают нити, вырабатываемые из природного сырья. Геоткань производят, просто переплетая нити. Изредка встречается и вязаный материал, так называемый геотрикотаж, его широкому распространению препятствует сложность применяемой технологии. К сведению: производимый в России нетканый полипропилен, обрабатываемый по иглопробивной методике, имеет коммерческое название «дорнит», его можно совершенно спокойно класть под щебенку.

Для производства геологического текстиля кроме полипропилена могут использовать:

  • полиэстер;
  • арамидное волокно;
  • различные виды полиэтилена;
  • стеклянное волокно;
  • базальтовое волокно.




Советы по выбору

По прочности выгодно выделяется полипропилен. Он исключительно стоек к неблагоприятным факторам внешней среды и способен перенести мощные нагрузки. Еще очень важно выбрать плотность. Материал с удельной массой от 0,02 до 0,03 кг на 1 м2 непригоден для укладки под щебенку. Основная сфера его применения — профилактика склевывания семян птицами, покрытие от 0,04 до 0,06 кг также востребовано преимущественно в огородничестве и садоводстве.

Под садовую дорожку можно применять покрытие от 0,1 кг на 1 м2. Его используют также как фильтр геомембраны. А если плотность материала от 0,25 кг на 1 м2, то он может пригодиться для обустройства легковой автодороги. Если на первом плане находятся фильтрующие параметры полотна, следует выбирать иглопробивной вариант.

Применение полотна зависит от того, какую задачу планируют решить.




Как укладывать?

Стелить геотекстиль можно только на совершенно ровную поверхность. Предварительно с нее удаляют все выступы и выемки. Далее:

  • аккуратно растягивают само полотно;
  • выкладывают его в продольной или поперечной плоскости по всей поверхности;
  • присоединяют его к почве с помощью особых анкеров;
  • разравнивают покрытие;
  • согласно технологии, разравнивают, натягивают и стыкуют со смежным полотном;
  • делают перекрытие полотна на крупном участке от 0,3 м;
  • прикрепляют смежные фрагменты за счет подшивки встык либо термообработки;
  • отсыпают отобранный щебень, уплотняют его до нужной степени.


Правильно выполненная укладка — единственная гарантия качественной защиты от неблагоприятных факторов. Нельзя оставлять даже небольшое количество корней или камешков в земле, а также и ямки. Стандартная последовательность работ подразумевает, что дорнит кладут с низовой стороны, а обычный геотекстиль – с произвольной стороны, но одинаково то, что рулоны должны быть раскатаны вдоль дороги. Если их пытаться использовать для щебеночных садовых дорожек без раскатки, почти неизбежно образуются «волны» и «складки». На обычной ровной поверхности нахлест составляет 100-200 мм, если же ее выровнять нельзя никак, то 300-500 мм.

При формировании поперечного стыка принято подкладывать следующие полотна под предыдущие, тогда в процессе самой засыпки ничего не сдвинется. Дорнитные полоски стыкуют при помощи анкеров в виде буквы П. Потом засыпают щебенку при помощи бульдозера (в небольших объемах — вручную). Выкладка производится весьма просто.

Однако надо избегать непосредственного наезда на геополотно, а затем тщательно разравнивать насыпанную массу и уплотнять ее.

Строительные технологии. Дорожные одежды из щебня и гравия

Висящая на стене карта автомобильных дорог производит впечатление огромной паутины, в которой по мере удаления от центра нити становятся все тоньше и тоньше. Каждый, кто хоть однажды отъезжал из города больше, чем на 100-150 км понимает значение толщины этих линий. По мере удаления от центра уменьшается количество автомобилей, гранитная брусчатка сменяется асфальтом, затем шоссе переходит в дорогу, покрытую щебнем, гравием и, наконец, в простую грунтовую дорогу, которой и соответствует самая тонкая линия на карте. Невысокая загруженность удаленных от крупных городов дорог позволяет использовать для их обустройства не столь дорогие материалы, как асфальтобетон или плиты мощения из гранита, без снижения их качества (за счет небольшой нагрузки на дорожное полотно).

Виды дорог, назначение, материалы

За пределами областных и районных центров интенсивность движения невысока и редко превышает несколько сотен машин в сутки, что существенно снижает требования к дорожному покрытию. Именно здесь находят применение такие материалы как щебень и гравий. Дороги IV-V категорий, на которых эти покрытия широко используются, имеют местное административное и хозяйственное значение.

Гравийные покрытия

Этот тип дорожного покрытия используют для организации движения со скоростью не выше 70 км/час и интенсивностью до 300-500 машин в сутки.

В зависимости от характеристик грунта в местах прокладки дорог выбирают один из двух типов профилей – полукорытный или серповидный. Первый лучше всего зарекомендовал себя на почвах с хорошей дренажной способностью, второй – на всех остальных видах грунтов.

Щебеночные покрытия

Дорожное полотно из щебня применяют на дорогах IV-V категорий, где скорость движения не превысит 60 км/час, а интенсивность – 200 автомобилей в день.

Для обустройства таких дорог используется щебень двух основных разновидностей:

  • легкоуплотняемый – для его производства используют гранит и другие метаморфические и изверженные породы с маркой прочности не выше 1000;
  • трудноуплотняемый – изготавливают из габбро диабаза и пород с минимальной прочностью, соответствующей марке 1000 и используют при устройстве покрытий толщиной не более 18 см.

Для формирования оснований под дорожным полотном выбирают крупные фракции щебня – 40-70 мм и даже 70-120 мм, что повышает его нагрузочную способность и устойчивость.

Отсутствие в щебне любых фракций глинистых частиц приводит к необходимости использовать для заполнения пустот отсева и мелких фракций – от 5-10 мм до 20-40 мм. Такой способ снижения подвижности зерен в покрытии, а значит, и повышения его прочности, получил название «расклинки».

При устройстве щебеночных покрытий используется корытный профиль, а количество слоев определяется толщиной основания:

  • до 18 см – однослойное;
  • свыше 18 см – двухслойное.

Технологии укладки

Дорожные одежды из гравия и щебня обустраивают в определенной последовательности. На первом этапе готовят основание по одному из выбранных типов профиля. Земляное дно корыта уплотняют с использованием катка. Первый слой основания засыпают крупнозернистым гравием или щебнем, который прокатывают легкими катками не менее 7-8 раз, а затем за несколько проходов – тяжелыми. При необходимости в гравийную смесь добавляют известняк или суглинок, выравнивают и снова уплотняют катком.

Основание из щебня для лучшего уплотнения перед использованием катков смачивают водой. После укладки второго слоя из менее крупных фракций потребуется уплотнение с использованием тяжелых катков и большее число проходов – до 20. На следующем этапе перед окончательной укаткой по поверхности дороги рассыпают мелкий щебень или отсев, который служит для заполнения пустот между крупными камнями и их расклинивания.

Отсутствие следов от катка на покрытии после очередного прохода свидетельствует о правильном выполнении работ и готовности дорожного полотна к эксплуатации.

Строительство и отсыпка дорог. Виды и преимущества

Отсыпка дорог – это целый комплекс мероприятий по подготовке грунта и устройству насыпного слоя.

1. Щебень

Этапы работ по отсыпке дороги с покрытием из щебня (без основания из песка):

  • Снятие грунтового слоя;
  • Устройство корыта;
  • Отсыпка нижнего слоя дороги крупным щебнем;
  • Уплотнение для прочности основания;
  • Отсыпка верхнего слоя дороги мелким щебнем;
  • Утрамбовка катком, заполнение пустот между зернами щебня.

Этапы работ по отсыпке дороги с покрытием из щебня (с основанием из песка):

  • Снятие грунтового слоя;
  • Устройство корыта;
  • Устройство песчаного основания;
  • Уплотнение катком;
  • Отсыпка нижнего слоя дороги крупным щебнем;
  • Уплотнение катком;
  • Отсыпка верхнего слоя дороги мелким щебнем;
  • Утрамбовка катком для прочности, заполнение пустот между зернами щебня.

При строительстве также дороги используется:

  • геоткань : укладывается на грунт, для того, чтобы песок не рассыпался и не смешивался с грунтом;
  • геосетка: укладывается между слоями песка и щебня, фиксирует зерна щебня и препятствует движению основания дороги.

2. Асфальтовая крошка

Смесь мелких частиц асфальта и остатков битума - один из самых дешевых материалов, который получают в результате переработки старых асфальтных покрытий.

Способы получения асфальтовой крошки :

  1. Фрезеровка асфальта: с помощью специальной техники, которая оборудована фрезами, верхний изношенный слой дорожного покрытия снимают слоями. Полученный материал измельчают до мелкой крошки (диаметром 3-5 мм). Битум при этом, входящий в состав асфальта, не теряет свои связывающие свойства.
  2. Дробление асфальта: куски и глыбы асфальта, полученные после снятия старого дорожного покрытия, измельчают механическим способом с помощью специального оборудования - грануляторов или валковых дробилок. Крошка, полученная методом дробления, имеет более крупный диаметр, хуже схватывается (свойства битума теряются), менее водостойкая, но стоит дешевле по сравнению с фрезерованной.

Преимущества дороги с покрытием асфальтной крошкой:

  • асфальтовая крошка стоит дешевле асфальтового полотна;
  • дороги из неё получаются более долговечными;
  • асфальтовая крошка не вылетает из-под колес автомобиля;
  • на жаре такое покрытие становится только лучше за счет того, что битум размягчается, его вяжущие свойства улучшаются, а давление автомобилей тем самым уплотняет асфальтовую крошку.

Этапы работ по отсыпке дороги с покрытием из асфальтовой крошки ( без устройства песчано-щебеночного основания):

  • Снятие грунтового слоя;
  • Устройство корыта;
  • Заливка битума;
  • Укладка асфальтовой крошки;
  • Уплотнение катком;
  • Заливка второго слоя битума;
  • Укладка второго слоя асфальтовой крошки.
  • Уплотнение катком.

Этапы работ по отсыпке дороги с покрытием из асфальтовой крошки ( с устройством песчано-щебеночного основания):

  • Снятие грунтового слоя;
  • Устройство корыта;
  • Устройство песчаного основания;
  • Уплотнение катком;
  • Отсыпка нижнего слоя дороги из крупного щебня;
  • Уплотнение катком;
  • Отсыпка верхнего слоя дороги из мелкого щебня;
  • Уплотнение катком;
  • Заливка битума;
  • Укладка асфальтовой крошки;
  • Уплотнение асфальтовой крошки.

Сверху на такую дорогу потом можно уложить асфальт. Так же можно уложить геоткань на грунт и геосетку между слоями песка и щебня.

3. Железобетонные дорожные плиты

Часто дороги в частном секторе строят из дорожных плит, их можно легко и быстро построить и разобрать обратно при необходимости.
В небольшим населенных пунктах дороги из таких плит могут прослужить достаточно долго, однако железобетонные дорожные плиты – не самый экономичный вариант в строительстве дороги (стоят они 1000-1200 р. за м2 с доставкой).

Преимущества дороги из дорожных плит:

  • такие дороги строятся достаточно быстро;
  • значительная экономия при устройстве постоянной дороги;
  • после разбора плиты можно использовать повторно.

Этапы работ по отсыпке дороги с покрытием из дорожных плит:

  • Снятие грунтового слоя;
  • Устройство корыта;
  • Устройство песчаного основания;
  • Уплотнение катком;
  • Укладка плит;
  • Работы по сварке монтажных петель на плитах и заливка швов бетоном.а покрытие из бетонных плит потом можно положить асфальт.

4. Кирпичный бой.

Грунтовая дорога содержит примеси глины, которая обладает скользящим эффектом. Битый кирпич имеет пористую, шероховатую поверхность, поэтому он не скользит и не вязнет в грунте. Благодаря этому свойству на дорогах из кирпичного боя меньше вероятность пробуксовки колес, с условием того, что проложен достаточный слой из битого кирпича .

Щебень для дорожного строительства – где применяется и что важно учитывать при выборе материала

Щебень для дорожных работ – это материал, к которому предъявляются повышенные требования. Ведь от его качества будет зависеть безопасность автомобилистов и затраты на ремонт дороги. Почти половина стоимости любого дорожного полотна приходится на щебень. Без этого материала невозможно построить качественное покрытие.

Применение щебня в дорожном строительстве

Для начала скажем, что у этого материала есть несколько названий:

  • Дорожный щебень
  • Щебень для дорог
  • Щебень дорожной фракции
  • Дорожная щебенка

Щебень используется на всех этапах дорожного строительства и для любого типа покрытий. Он обеспечивает прочность полотна, его устойчивость к износу. Также материал необходим для ремонтных работ.

Вот основные сферы его применения:

  • Для строительства грунтовых дорог
  • Для строительства асфальтированных дорог
  • Для строительства железных дорог
  • Для производства асфальта

Далее мы расскажем о том, какими свойствами должен обладать данный материал.

Щебнем засыпают временные проезды Щебнем засыпают временные проезды При помощи щебня можно оборудовать подъезд к объекту При помощи щебня можно оборудовать подъезд к объекту Щебень – основной материал для подушки под асфальтовое покрытие Щебень – основной материал для подушки под асфальтовое покрытие Для дорожного строительства подходит не каждый щебень Для дорожного строительства подходит не каждый щебень В этой статье мы расскажем, по каким параметрам нужно подбирать щебень для дорожных работ В этой статье мы расскажем, по каким параметрам нужно подбирать щебень для дорожных работ

Что еще важно при выборе щебня

В дорожном строительстве используется много разновидностей щебня. Они отличаются между собой ценой и рядом характеристик. Перед выбором следует хорошо просчитать, где можно сэкономить, а где лучше потратить деньги и купить надежный и долговечный материал. Ведь для временных подъездов существуют одни требования, а для трасс с большим трафиком – совсем другие.

При выборе щебня следует учитывать следующие характеристики:

  • Прочность
  • Истираемость
  • Морозостойкость
  • Форму зерен (лещадность)
  • Содержание зерен слабых пород
  • Содержание глинистых частиц

Дальше вы узнаете подробнее, как выбирать щебень, ориентируясь на его свойства.

Прочность

Чем прочнее материал, тем дороже он стоит. Но во время строительства автомагистралей, мостов, путепроводов экономить не следует. Для таких работ рекомендуется брать щебень с маркой по дробимости М1200-М1400. Показателю соответствуют гранит, амфиболит и габбро (хотя последний встречается реже). Похожие характеристики имеет серпентинит, но в нем попадается больше лещадных зерен, и он доступен не во всех регионах.

Для обычной дороги со средним трафиком подойдет материал с прочностью М800-М1000. Он выдерживает достаточно большие нагрузки и стоит меньше. Грунтовые дороги и обочины можно смело засыпать щебнем с показателем М600-М1000 (диорит, известняк и мрамор). Он также подойдет для обустройства временных подъездов. Если предусматривается, что по таким дорогам будет ездить тяжелая техника, стоит искать более прочный материал.

Истираемость

Под этой характеристикой понимают устойчивость материала к динамическим нагрузкам. Она очень важна для щебня, используемого в асфальте. Чем меньше истираемость, тем дольше прослужит покрытие.

Для верхних слоев дорог, трасс с интенсивным трафиком, железнодорожного балласта следует покупать материал с истираемостью И1. Такой показатель имеют гранит, амфиболит, некоторые сорта диорита и серпентинита.

Для оснований дорог 3-5 категории, с невысоким трафиком, можно взять материал с истираемостью И2-И3. Такой показатель у известняка, мрамора. Щебень из этих пород стоит не очень дорого и хорошо подойдет для засыпки обочин, грунтовых дорог в сельской местности.

Морозостойкость

Все замечали, что после зимы дорожное полотно просто «сползает». На нем появляются широкие трещины и ямы. Это связано с использованием материалов (включая щебень) с низкой морозостойкостью. При замерзании вода расширяется и разрушает покрытие. Не менее важен показатель и для балласта на железной дороге. Если он разрушится под воздействием низких температур, то перестанет выполнять свою функцию.

Чтобы не тратить лишние деньги на ремонт, следует применять материал с показателем не ниже F100. Он сможет выдержать до 100 циклов замораживания и размораживания. Еще лучше брать щебень с морозостойкостью F300-400. Такими свойствами обладают гранит, диорит, серпентинит.

Форма зерен (лещадность)

Лучшими характеристиками обладает кубовидный щебень. Он хорошо уплотняется, между отдельными частицами почти не остается промежутков. Идеально кубических зерен не бывает – в процессе дробления породы получаются куски разных форм. Кубовидной фракцией называют те зерна, которые имеют примерно равную длину и ширину. При покупке следует обращать внимание, нет ли в щебне большого количества плоских или игловидных зерен. Они называются лещадными, снижают прочность и плотность.

Для оснований трасс, железнодорожного балласта содержание плоских частиц не должно превышать 10-15% (первая и вторая группа). Если этот показатель будет выше, то зерна в процессе эксплуатации дороги уплотнятся, что повлечет за собой деформацию верхних слоев – вплоть до разрушения дорожного полотна..

Читайте также: