Как называется кровельное покрытие главок деревянных церквей на острове кижи

Обновлено: 08.05.2024

Музей-заповедник «Кижи»

Включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Образец традиционного русского деревянного зодчества. Ансамбль составляют два многокупольных деревянных храма и шатровая колокольня.

Включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Образец традиционного русского деревянного зодчества. Ансамбль составляют два многокупольных деревянных храма и шатровая колокольня.

Короткое слово «Кижи» известно не только в нашей стране. К одному из 1650 островов Онежского озера каждое лето причаливают сотни теплоходов с туристами со всех концов света, чтобы увидеть единственную в мире 22-главую деревянную Преображенскую церковь, ее архитектурное эхо — Покровскую церковь — и объединяющую два храма в слаженный ансамбль колокольню.

Название острова созвучно карельскому слову «кижат», что означает «игрища». Археологи считают, что в далекой древности люди собирались на острове для проведения языческих обрядов. Позже на пологом удобном острове возникло поселение. В XVI веке остров Кижи стал центром Спасского погоста. В наше время погостом называют кладбище, а давным-давно на Русском Севере этим словом обозначали сельский округ, в главном селе которого строили церковь. Так в Кижах появились две церкви: Преображенская и Покровская. Когда молния ударила в здание старой Преображенской церкви, сельский сход постановил выстроить новую, какой еще люди не видывали. Двадцать два купола Преображенской церкви вознеслись в северное небо в 1714 году. Десять лет работали плотники в Кижах. Легенда называет имя только одного из мастеров — Нестора, который закончил работу и закинул топор в Онежское озеро со словами: «Не было такой никогда — и не будет более!»

Преображенская церковь

Преображенская церковь состоит из трех восьмигранных срубов — «восьмериков», поставленных ярусами друг на друга и уменьшающихся кверху в пропорции 18 м — 6 м — 3 м. К нижнему ярусу по сторонам света добавлены четыре «прируба» — четырехстенные пристройки. Такая композиция придает церкви пирамидальную устремленность ввысь. В XVIII веке она была одним из самых высоких зданий в России — 37 метров. Главное украшение церкви — 22 купола разного размера, установленные на «бочках», — кровле, повторяющей силуэты куполов. Плотники соединили систему защиты от воды и архитектурные элементы в одно целое, обеспечив зданию сохранность в суровом климате северного острова.

Сложнейшая конструкция Преображенской церкви выполнялась только топорами. Острый срез от удара топора не рвет дерево, как пила, не позволяет деревянным бревнам впитывать воду. Считается, что при строительстве Преображенской церкви не применялись гвозди. Действительно, гвоздями (сначала деревянными нагелями, а позднее коваными) прикреплены только чешуйки лемеха, покрывающего главки. Северные зодчие понимали красоту дерева. Лемех для покрытия куполов делали из осины — этот сорт древесины со временем принимает зеркальные свойства. Расположенные под разными углами чешуйки то отливают серебром в белые ночи, то вспыхивают ярким огнем на восходе, то становятся голубыми, как северное небо.

Внутреннее убранство Преображенской церкви строго, даже сурово. Северяне не любили ни ярких фресок, ни нарядной резьбы. Главными украшениями храма были иконостас и «небо» — расписной потолок. Четырехъярусный иконостас из 102 икон составлялся постепенно, почти 100 лет, и его золоченая резьба XVIII века очень красива, но не соответствует общему настроению церкви. Огромная Преображенская церковь была «летней», неотапливаемой. Для богослужений зимой через полвека рядом возвели «зимнюю» Покровскую церковь. Девять глав храма, образующих ажурную корону, повторяют силуэт Преображенской церкви. Можно найти ракурс, при котором ажурная корона глав Покровской церкви красиво совмещается с хороводом куполов Преображенской. Украшена Покровская церковь скромно, зубчатым поясом вокруг фронтона. Это не только декоративный элемент, но и хитроумная система защиты от влаги. За каждым зубчиком вырезан желобок, где собирается дождевая вода, а на нижних зубцах устроены водометы, чтобы отбрасывать воду от стен. Внутри церкви взамен утраченного при реставрации в 1950 году установлен иконостас из икон XVII–XVIII веков.

Колокольня — третье и самое молодое здание Кижского погоста — построена в 1862 году. Жители Кижей наняли десятерых плотников для перестройки обветшалой колокольни и помогали мастерам всем селом. Заметно, что колокольне хотели придать «современный», городской вид. Ее стены обшиты досками, словно прячут простые бревенчатые стены. Древние мастера никогда бы не стали делать фальшивые входы только ради украшения. С высоты 30 метров звон колоколов разносился по воде на многие километры. Рубленая ограда на фундаменте из мощных валунов очерчивает ансамбль драгоценных зданий. Она восстановлена в 1950 году артелью мастера Мышева по старинным рисункам.

Кижский погост стал основой для создания первого в нашей стране музея под открытым небом — Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи». Территория музея занимает 10 тысяч гектаров и бережно хранит 76 старинных деревянных построек, в том числе древнейшую в России церковь Воскрешения Лазаря; более 30 тысяч предметов крестьянского быта и около 500 прекрасных икон. В этом необычном музее можно не только любоваться экспонатами и слушать рассказ увлеченного экскурсовода. Музей населен мастерами и мастерицами, которые на ваших глазах расскажут и покажут секреты народных ремесел. Особенно повезет тем гостям Кижей, кто попадет на красочные и веселые народные праздники, фестиваль колокольных звонов и Кижскую регату.

Интересные факты

Для изготовления лемехов мастера тщательно выбирают осину. Ни молодая, ни старая древесина не годится. Самый опытный плотник в день может сделать 30 лемехов, так что для одной церкви потребуется около двух лет. А для 22 куполов? В 2014 году закончилась колоссальная реставрация Преображенской церкви. Замены требовали 20–30% бревен. Поднимали огромную постройку древнейшим способом, при помощи рычагов — ваг, как и 400 лет назад.

Иконостасы северных храмов логически переходят в роспись потолка, который называется «небо». Лучшая в России коллекция «небес» из Кижского музея выставлялась в Италии. Это была первая выставка из фондов музея, отправленная в Европу. Зимой на остров Кижи можно прилететь на вертолете, доехать на снегоходах, санях и даже собачьих упряжках.

Информация из Единого государственного реестра объектов культурного наследия:

Наименование объекта: «Колокольня (деревянная)»
Регистрационный номер: 101410036630006

Электронная библиотека
публикации о музее-заповеднике «Кижи»

Кистерная М.В. (г.Петрозаводск), Козлов В.А. (г.Петрозаводск)
Качество древесины Преображенской церкви

Химический состав древесины конструкций Преображенской церкви и свежесрубленных деревьев. А – структурные компоненты, Б – низкомолекулярные вещества (Кистерная, Козлов, 2007)
Рис. 2. Бревно в интерьере Преображенской церкви, которое после многолетней эксплуатации сохранило свои прочностные свойства
Рис. 3 Поражение внешней поверхности бревен умеренной гнилью
Рис. 4. Разрушение верхней четверти бревна, вызванное грибом Coniophora puteana (Fr.)
Рис. 5. Разрушение мест врубок бревен третьего восьмерика
Рис. 6. Характеристика состояния бревен церкви (цит. по: Горшин и др., 1992)
Рис. 7. Следы жизнедеятельности домового точильщика на поверхности бревен Преображенской церкви

стр. 164 Древесина Преображенской церкви на протяжении многих десятилетий привлекает внимание широкого круга исследователей – инженеров, химиков, биологов, древесиноведов. Основной вопрос, на который пытаются ответить ученые, – это долговечность деревянных конструкций, их способность выдерживать значительные нагрузки после почти 300-летней эксплуатации. Именно поэтому объектом исследования становятся изменения, произошедшие в структуре древесины, – уникального природного полимера [1] , ее прочность [2] , основные разрушители конструкций [3] .

В деревянной архитектуре Русского Севера едины конструктивно-техническое назначение и архитектурно-художественная красота дерева [4] . Правильно выбранный строительный материал обеспечивает долговечность постройки. Для возводимых всем крестьянским миром храмов древесину отбирали с особой тщательностью. Во внимание принимались порода, условия произрастания дерева, немаловажным было и время рубки.

Основным материалом сруба Преображенской церкви является местная сосна (Pinus sylvestris L.), достаточно часто использовавшаяся для строительства в европейской части России. Ее древесина характеризуется средней плотностью, высокой прочностью и умеренной стойкостью [5] .

Главки церкви покрыты осиновым (Populus tremolа L.) лемехом. Древесина осины относится к нестойким породам, именно поэтому каждые 30–40 лет лемех приходилось заменять. В XIX в. купола были покрыты железом, а восстановлено лемеховое покрытие было в 1958–1959 гг. во время реставрации церкви под руководством А.В.Ополовникова. Его частичная заменена была проведена в 1981–1982 гг.

Зимние месяцы – январь и февраль – считались наилучшими для заготовки леса [7] . Объяснялось это не только графиком полевых работ, лучшими условиями для транспортировки леса, но и тем, что заготовленный зимой лес из-за низких температур менее поражался дереворазрушающими грибами и насекомыми.

Для сруба использованы бревна со средним диаметром 30 см, средняя длина которых составляет 3–5 м (табл.1). Самое длинное, 12-метровое бревно, располагается над входом в трапезную. Для основного сруба отбирались части стволов на высоте 3 м от комля; в верхней части сруба использовались преимущественно вершинные части стволов. Всего в срубе насчитывается 2120 бревен, общим объемом около 600 м³ (табл.1).

Характеристика бревен Преображенской церкви [8]


Несмотря на то, что церковь ремонтировалась несколько раз, подлинность материала сруба достаточно высока. Дендрохронологический анализ выявил лишь отдельные элементы конструкции (балки, столбы), замененные при реставрации 1860 г. [9] .

Существует мнение, что для строительства всегда отбиралась только высококачественная (кондовая) сосна с узким (не более 0,1 см) годичным кольцом [10] . Детальный анализ качества древесины Преображенской церкви показал, что при строительстве храма отбор материала был целенаправленным: для каждого элемента конструкции подбиралась древесина с необходимыми характеристиками (табл.2).

Для нижних, наиболее нагруженных венцов храма была отобрана узкослойная древесина (0,06 см) с высокой плотностью (525 кг/м³). Основной объем храма построен из древесины со средней плотностью (440 кг/м³), причем разброс значений плотности древесины, начиная с отметки 3,10 и до отметки 22,4 м, практически отсутствует. Для верхних восьмериков использовались вершинные части стволов с пониженной плотностью (396 кг/м³) и широким годичным кольцом (0,20 см) (табл.2).

Выявленные закономерности указывают на экономное использование строительного материала. При этом достигалось уменьшение нагрузки на нижние венцы от собственного веса конструкции, более прочная древесина использовалась в наиболее нагруженных зонах, упрощался процесс строительства.

Физические свойства древесины Преображенской церкви [11]

Уровень над фундаментом, мПлотность, кг/куб.м.Средняя ширина годичного кольца, см
123
0,205250,06
3,104250,10
6,104280,09
8,804390,08
11,604400,08
14,904320,08
18,604610,08
19,804470,07
22,403960,20

Изменения, происходящие в процессе старения, затрагивают компоненты клеточной стенки древесины, что не может не сказаться на механических свойствах древесины [12] . В большей степени процесс старения затрагивает макромолекулы целлюлозы, которые гидролизуются с образованием веществ, растворимых в воде – сахаров, кислот и др. Молекулы лигнина затрагиваются в меньшей степени (рис.1а).

Изменения, произошедшие в структурных компонентах древесины, особенно в макромолекулах целлюлозы, негативно сказываются на механической прочности древесины сруба Преображенской церкви.

На памятниках архитектуры невозможно отобрать образцы для проведения стандартных испытаний на прочность без нанесения существенного ущерба памятнику. Поэтому в 90-е годы XX в. при изучении древесины сруба церкви были опробованы оригинальные методы неразрушающего контроля: гвоздевой метод [14] , огнестрельный метод Кашкарова [15] и метод гамма-дефектоскопии [16] . Практически все вышеупомянутые методы основаны на взаимосвязи исследуемых параметров с плотностью материала.

Расчет механических характеристик древесины показал, что наблюдается значительный разброс всех исследованных показателей физико-механических свойств древесины (табл.3), который обусловлен различным состоянием тех или иных элементов конструкции. Наибольшее влияние на качество древесины оказывают условия эксплуатации того или иного элемента.

Прочность защищенных от воздействия факторов окружающей среды и менее нагруженных конструктивных элементов оказывается выше (табл. 3). Так, для древесины, эксплуатирующейся под открытым небом, прочность при сжатии волокон в среднем на 17% ниже значения, полученного для образцов древесины, отобранных внутри здания. Влияние условий эксплуатации более существенно для нижних, наиболее нагруженных венцов церкви: здесь разница между показателями в среднем равна 17,5%, тогда как для верхних венцов она составляет 10%.

стр. 168 Таблица 3

Показатели прочности древесины Преображенской церкви


* Показатели определены методом гвоздевого забоя [17] .

** Показатели определены по регрессионным уравнениям пересчета [18] .

Полученные результаты относятся ко всей выборке внешне неповрежденной древесины Преображенской церкви, которая сохранила свои прочностные характеристики после многолетней эксплуатации (рис.2).

В то же время значительное снижение прочности сруба произошло в зонах, где имело место развитие биоповреждений.

Основные дефекты биологического происхождения сформировались в период аварийного состояния кровли и обшивки здания.

До 90% выявленных дефектов приходится на заболонные слои бревен по внешним поверхностям здания и вызваны умеренной (ковровой) гнилью, вызываемой несовершенными и сумчатыми грибами родов Phlebiopsis, Stereum, Corticium и др. (рис.3).

стр. 169 В срубе церкви присутствуют элементы со значительной степенью повреждения, вызванной базидомицетами Coniophora puteana (Schum.: Fr.) P. Karsten, Antrodia xanta (Fr.) Ryvarden, Serpula lacrimans (L.) (рис. 4), аскомицетами Sordaria sp., дейтеромицетами Alternaria sp., Sporodesmium sp., Aureobasidium sp., Aposphaeria sp. Кроме этого, было установлено развитие плесневых грибов из родов Penicilium и Trichoderma, которые, не являясь прямыми разрушителями древесины, при благоприятных условиях подготавливают среду для поселения и дальнейшего развития дереворазрушающих грибов [20] .

Типичным является развитие повреждений в пазах, врубках, трещинах, а также значительное разрушение конструкций северной ориентации и нижних, соприкасающихся с грунтом, бревен (рис.5). Глубина разрушений в среднем составляет 1–3 см, однако в ряде случаев достигает 10–15 см и затрагивает ядровую часть бревен (табл.4).

Степень разрушения образцов-кернов древесины, отобранных на Преображенской церкви [21]

ЗонаКол-во образцовИз них разрушено, %Глубина разрушения, мм (среднее значение)Глубина разрушения, мм (Диапазон изменения)
Первый восьмерик74311,60,5–5,0
Второй восьмерик19251,00,5–1,5
Третий восьмерик9434,01,0–10,0
Восточный прируб31191,60,5–4,0
Западный прируб17354,01,0–13,0
Южный прируб29131,81,0–2,5
Северный прируб32241,91,5–2,4
Всего191342,30,9–5,6

С.Н.Горшиным и сотрудниками отмечалась активизация грибов-ксилотрофов в период с 1969 по 1986 г. [22] , особенно в угловых врубках, на нижних венцах и некоторых деталях подклета (рис.6).

В 1987 г., в целях подавления активности дереворазрушающих грибов, стены основного восьмерика церкви были локально обработаны препаратом ППБ-211 (пентахлорфенолят натрия + бура + борная кислота). Антисептик наносился кистью в 7-кратной повторности с просушкой после каждого нанесения.

Древесиноведческий мониторинг памятника, выполняемый с 1995 г. учеными Института леса КарНЦ РАН, выявил, что наряду с грибамикси-лотрофами активное участие в разрушении конструкций Преображенской церкви играют домовый и северный точильщики (Hadrobregmus стр. 170 pertinax (L.); H. confusus (Kr.)), развивающиеся в пораженных бурой деструктивной гнилью элементах конструкций [23] (рис.7).

В то же время результаты мониторинга свидетельствуют о том, что зон активного развития дереворазрушающих грибов относительно немного.

Проведенный комплекс ремонтно-профилактических работ позволил снизить активность основных разрушителей древесины, создать благоприятные условия для эксплуатации памятника и продлить срок его службы.

Древесина Преображенской церкви является не только уникальным памятником природы, но и уникальным объектом исследования, позволившим ученым изучить процессы, происходящие в процессе старения этого природного полимера, выявить основных вредителей исторической древесины и разработать систему комплексного профилактического обслуживания памятников деревянного зодчества, рекомендованную в настоящее время к внедрению во всех российских музеях деревянного зодчества.

Сохранение исторической древесины является приоритетной задачей проекта реставрации Преображенской церкви, осуществляемого с 2005 г.

    Кистерная М.В., Козлов В.А. Древесиноведческие аспекты сохранения исторических построек. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2007. НАМЗК. Ф.1. Оп.3. Д.163. (Детальное обследование памятника архитектуры Преображенской церкви в Кижах и разработка проекта ее восстановления. Отчет о НИР. Этап 3. Детальное обследование конструкций и элементов Преображенской церкви / Ленинградский инженерно-строительный институт, рук. С.А.Душечкин, исполн.: В.И.Кувелин [и др.]. Л., 1970); Никитин М.К., Ошкаев А.Х. Модификация древесины памятников деревянного зодчества. Петрозаводск, 1992; НАМЗК. Ф.1. Оп.3. Д.653. (Прочностные и упругие характеристики древесины конструкций Преображенской церкви на острове «Кижи»: отчет о НИР / Государственный институт по проектированию театрально-зрелищных предприятий. Санкт-Петербургский филиал; рук. Е.И.Туров; исполн. Ю.А.Лобанов. СПб., 1992.) Горшин С.Н., Максименко Н.А., Горшина Е.С. Защита памятников деревянного зодчества. М., 1992; Кистерная М.В., Козлов В.А. Указ.соч. Ополовников А.В. Русский Север. М., 1977. Уголев Б.Н. Древесиноведение с основами лесного товароведения. М., 2002. С. 256, 260; Боровиков А.М., Уголев Б.Н. Справочник по древесине. М., 1989. С.87. Zetterberg P. Applications of tree-ring dating in architectural history and archaeology in Karelia // Congressus septimus internationalis fenno-ugristarum. Debrecen / 27.VIII-2.IX 1990. Debrecen, 1990. P.328; Kozlov V., Kisternaya М. Architectural wooden monuments as a source of information for past environmental changes in Northern Russia // Palaeogeography, Palaeoclimatology, Palaeoecology. 2004. Vol.209, 1–4. P.107. Kaila P. Talotohtori: rakentajan pikkujättiläinen. Porvoo, 1997. P.399–400. НАМЗК. Ф.1. Оп.3. Д.163. Л.16 (Детальное обследование…). Zetterberg P. Applications of tree-ring dating… P.328 Горшин С.Н., Максименко Н.А., Горшина Е.С. Указ. соч. С.10; Alsvik E. Preservation of buildings in the daily work at a Norwegian Regional Museum // Karelia and Norway – the main trends and prospects of scientifi c cooperation: proc. of the scientifi c conf. Petrozavodsk. 28–31.05.97. / Karelian Research Centre RAS. Petrozavodsk, 1998. P.101–104; Шаповалова Л.Г., Вешняков А.А. [и др.]. Физико-механические свойства древесины лиственницы при длительной эксплуатации // Строение, свойства и качество древесины – 96: тез. 2-го международного симпозиума. МГУЛ. М., 1997. C.246–249; Гусев Б.П. Преображенская церковь в Кижах: учет свойств и состояния древесины сруба в ходе реставрации // Актуальные проблемы исследования и спасения уникальных памятников деревянного зодчества России. Ненокса – Петрозаводск – Кижи: Тр. Междунар. симпоз. СПб., 1999. С.106–112. Кистерная М.В. Оценка состояния древесины архитектурных памятников : автореф. дис. … канд. техн. наук. М., 2000. С.13. Фенгел Д., Вегенер Г. Древесина (химия, ультраструктура, реакции). М., 1988. С.324; Варфоломеев Ю.А. Обеспечение долговечности изделий из древесины. М., 1992. С.202–204; Шаповалова Л.Г. Долговечность деревянных конструкций и сооружений без применения химических средств защиты : автореф. дис. … канд. техн. наук. Архангельск, 1994. С.16. Фенгел Д., Вегенер Г. Указ. соч. С. 325; Варфоломеев Ю.А. Указ. соч. С.205–206; Пищик И.И. Неразрушающие методы решения древесиноведческих задач в сфере культуры // Строение, свойства и качество древесины – 96: тез. 2-го Международного симпозиума. МГУЛ. М., 1997. C.200–203. Пищик И.И. Датирование древесины длительной выдержки неразрушающими методами : автореф. дис. … д-ра техн. наук. М., 2005. С.6. НАМЗК. Ф.1. Оп.3. Д.653. Л.13 (Прочностные и упругие характеристики…). Отрешко А.И. Деревянные конструкции. Справочник проектировщика. М., 1957. С.7. Никитин М.К., Ошкаев А.Х. Модификация древесины памятников деревянного зодчества. Петрозаводск, 1992. С.32–38. НАМЗК. Ф.1. Оп.3. Д.653. Л.90–91 (Прочностные и упругие характеристики…) Кистерная М.В., Козлов В.А. Указ. соч. С.36. В числителе – значения для экстерьера, в знаменателе – для интерьера. Горшин С.Н., Максименко Н.А., Горшина Е.С. Указ. соч. С.143. Там же. С.144; Кистерная М.В., Козлов В.А. Указ. соч. С.44. Кистерная М.В., Козлов В.А. Указ. соч. С.31. Горшин С.Н., Максименко Н.А., Горшина Е.С. Указ. соч. С.145. Кистерная М.В., Козлов В.А. Указ.соч. С.94.

// Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле
Составление и подготовка: кандидат исторических наук И.В.Мельников
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2014. 360 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Почему деревянные купола покрывают осиной

У осины плохая репутация – сорное дерево, которое даже на дрова не идет, «иудино», с дрожащими листьями. Тем удивительнее, что именно осиновыми плашечками принято покрывать купола церквей – это традиционный и древний способ обустройства кровли, ведь листовая медь всегда была дорогой.

И у столяров осина пользуется большим успехом – у этого дерева масса полезных и уникальных свойств, хотя ценной породой его никак не назвать.

Полезные свойства осины, замеченные еще в древности – она почти не поддается червоточине, не разбухает от дождя и не рассыхается в жаркую погоду, древесина ее легкая, упругая и светлая. Крепкая, долговечная и легкая в обработке – чего еще желать от дерева для внешней отделки.

Но у осины есть еще одно интересное качество – от солнца она постепенно приобретает благородный серебристый цвет. Причем, если нарезать осиновую дранку для кровли поперек волокон, то вытекающий сок закупоривает поры и «лакирует» поверхность дощечек.

От этого естественного «лака» поверхность осиновой дранки (или лемеха, как ее называли строители) становится практически водоотталкивающей и гладкой. Такая гладкая, будто тщательно отшлифованная, поверхность куполов начинает отражать небо, и в разную погоду выглядит неодинаково.

Деревянные церкви в Кижах покрыты "лемехом" из осины Деревянные церкви в Кижах покрыты "лемехом" из осины

В ясную солнечную погоду – это блестящий серебристый цвет, в пасмурную – строгий стальной, а на закате купола деревянных церквей отсвечивают пыльно-розовым оттенком.

Экскурсовод в Суздале рассказывал, что на солнце осиновые серые купола так похожи на серебро, что захватившие Суздаль в 15-м веке татары пытались даже лезть на собор, снимать, как им казалось, серебряные листы.

Собор Ризоположенского монастыря в Суздале Собор Ризоположенского монастыря в Суздале

Вот такое удивительное дерево, несмотря на не очень хорошую славу.

Друзья, как думаете, почему именно осиновым колом полагается укрощать вампира?

Кижи: неизвестное о самом известном храмовом ансамбле Русского Севера

Кижи — это остров, про который мало кто не слышал. В основном благодаря самому известному храму Русского Севера — двадцатидвухглавой церкви Преображения Господня 1714 года. Но кроме него в ансамбль Кижского погоста входит Покровская церковь 1693 года, колокольня XIX века и несколько храмов и часовен, которые были привезены на остров из разных уголков Севера — для того, чтобы собрать их в одном историко-архитектурном музее. А еще в ансамбль входят дома крестьян, амбары и ряд других построек, находящихся неподалеку.

Как рубили храм

Музей-заповедник «Кижи» возник на небольшом и почти пустынном острове Кижи на Онежском озере. Но когда-то здесь находилось большое поселение, которое в новгородских писцовых книгах называли «Спасский Кижский погост». Спасский — в честь находящейся здесь церкви Спаса Преображения. Погост — это примерно то же, что сейчас называют административным центром. На самом острове к концу XVI века находилось 12 деревень и две церкви — Покровская и Преображенская — тогда еще самые простые прямоугольные срубы с двускатными кровлями. В погостах сосредотачивалась духовная и социальная жизнь округа: сюда приезжали светские и церковные власти, тут проходили ярмарки и праздники.

В XVII веке церкви были перестроены и теперь представляли собой многоугольные срубы с приделами и пристройками. Но в самом конце XVII века весь погост был уничтожен сильным пожаром. На его месте в 1714 году и была срублена Преображенская церковь. В начале XVIII века шла Северная война, Россия утверждалась на берегах Балтики, и новый величественный храм стал символом исторической победы русского флота в известном Гангутском сражении.

Строительство храма Преображения Господня окутано легендами. Доподлинно не известно имя мастера — как мы бы сейчас сказали, архитектора церкви. По одной из легенд, царь Петр I, проезжая мимо острова, начертил будущий план церкви. Другая версия говорит об авторстве мастера Нестора, который по окончании работ выбросил свой топор в озеро со словами «не было, нет, и не будет другой такой церкви». Кстати, до начала XVIII века глагол «строить» был не в ходу, избы и храмы «рубили» топором.


Восьмерик с прирубами

Так или иначе, по своему типу церковь Преображения Господня относится к восьмериковым ярусным церквям. Двадцать две главки создают ощущение, что композиция чрезвычайно сложная, но церковь Преображения довольна проста и лаконична в своем плане. Она основывается на традиционной для деревянных храмов схеме восьмерика с четырьмя прúрубами. Это означает, что в основе храма лежит восьмигранный сруб — то есть восьмиугольник в сечении. Он-то и помогает создать крестообразный план церкви, образованный центральным восьмистенным срубом с четырьмя двухъярусными пристройками-прирубами, обращенными по сторонам света. Сооружения подобного типа называются «восьмерик с четырьмя прирубами» или «круглая о двадцатистенном окладе». Церкви, в основе которых лежала подобная конструкция, были известны на Руси еще в XIV веке.

Если сруб мы себе визуально представляем, то прúруб — это пристройка, которая не является одним целым с восьмериком-срубом. Она приставляется к основному объему здания для его увеличения. В храме Преображения прирубы двухступенчатые. На них устанавливается бочка — крыша в виде кокошника, а на бочку крепится барабан — цилиндр, венчает же всю эту конструкцию главка. Кроме двух главок с каждой стороны, которые устанавливаются на прирубы, главки стоят и на самόй крыше восьмериков, которая называется пόлица.

Только в случае с Преображенской церковью в основе здания не один, а три восьмигранных сруба — на нижний, самый большой, поставлены еще два небольших (их высота — 18, 6 и 3 метра соответственно). Такое решение придает пирамидальную устремленность церкви, позволяет ей сужаться к верху и создает ощущение легкости. Вдобавок это делает и саму конструкцию более устойчивой, поскольку распределяет вес на все основание равномерно. Размеры этих срубов, которые составляют основу храма, определяют и его внутренний объем. На самом деле, только ¼ объема храма отдана под внутреннее церковное помещение, остальное — это пространство, создающее объем. Роспись небес храма (перекрытия под куполом) до нас не дошла, но о ней можно судить по подобному небу в Вытегорской церкви.

Визуально среди большого количества главок обнаружить восьмерик достаточно тяжело, но на самом деле, для того, чтобы понять конструкцию храма Преображения Господня, надо визуально отделить прирубы от основного сруба — тогда форма и конструкция церкви станут поняты.

И никаких гвоздей!

Мало кто знает, что удивительно похожей, можно сказать, предшественницей храма Преображения Господня на острове Кижи была церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Анхимово Вологодской области. Кстати, обе церкви были построены на территории тогдашней Олонецкой губернии с разницей всего в шесть лет: Спасо-Преображенская церковь на острове Кижи — 1714 год, а храм Покрова — 1708 год. В храме Покрова, так же как и в церкви Преображения, была заложена идея «всефасадности», то есть отсутствия одного парадного фасада. Это объясняет центричную композицию храма: он симметричен и не имеет одной парадной стороны.

Преображенская церковь срублена из карельской сосны, а на покрытие куполов, бочек и барабанов ушло 30 000 осиновых лемешин. Мастера делали лемешины одного размера и подтесывали при необходимости уже в процессе укладки. Весь лемех изначально крепился, как и рассказывают, действительно без гвоздей, деревянными нагелями — стержнями. Только позднее, при перестройках и реставрациях стали использовать небольшие гвозди.

Тройник

Обычно северные погосты или, как их еще называют, храмовые тройники, состоят из двух церквей (зимней и летней) и колокольни. На всем Русском Севере известна только одна колокольня с такими нетипичными пропорциями: в основании — высокий четверик, а над ним — низкий восьмерик. Это колокольня Кижского погоста.


Восьмерик на четверике (фото автора)

Вторая церковь — Покровская, как это часто бывает на Севере, была построена специально для зимних служб. Вторые церкви в северных погостах обычно меньше первых — их удобнее обогревать. Изначально церковь была одноглавой и отапливалась печами, но из-за пожаров и реставраций она превратилась в многоглавую. Так она перекликается с двадцатью двумя главками Преображенской церкви.

Покровская церковь — это не только музейный объект, но и действующий храм. В Кижах богослужения прекратились в 1937 году, а возобновились в 1990-е годы и проходят до сих пор.

Сказки и не только

На старом кладбище Кижского погоста похоронен известный сказочник дореволюционной России — Трофим Рябинин. Именно он основал династию сказителей, сохранивших для нас в устной форме былины про Илью Муромца и Соловья-разбойника, Добрыню и змея и другие.

Кажется, что репрезентация острова в литературе не то, что можно было бы назвать его сильной стороной: о Кижах не писали ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Чехов. Но на самом деле многие писатели и поэты бывали на острове в XX веке, и впечатления от него оставили отпечаток в их творчестве. Об острове писали Константин Паустовский, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Николай Клюев и другие.

Оккупация и реставрация

К счастью, во время Второй мировой войны храмы острова не пострадали, потому что сам он находился в зоне финской оккупации. А финское правительство очень бережно относилось к памятникам на своей территории. В 1942 году на оккупированную территорию даже прибыли исследователи: архитекторы, искусствоведы, этнографы. Среди них был лейтенант Ларс Паттерсен — искусствовед по образованию. От этой экспедиции сохранились подробные описания храмов и икон со всего острова, многие из которых не дошли до наших дней.

Позднее в XX веке на Преображенский храм обратили внимание московский архитектор А. В. Ополовников и художник И. М. Грабарь, который тогда состоял в комиссии по охране памятников искусства. Он и нашел способ реставрации храма, который на тот момент уже претерпел значительные изменения в облике и обветшал: часть конструкций требовала замены. С этой целью внутри церкви был создан металлический каркас, а весь сруб разбит на семь поясов — чтобы было легче вынимать каждый и реставрировать по отдельности. Кстати, судя по фотографиям, по такой же технологии проводилась реставрация храма и в 2018 году.

Сейчас реставрация храма Преображения Господня закончена, и, судя по ней, можно сказать, что в России реставрация деревянной архитектуры вышла на более высокий уровень. Реставрация Кижского тройника дала импульс созданию на острове Всероссийского центра сохранения деревянного зодчества имени В. С. Рахманова. Это научно-исследовательский центр, при котором есть школа плотницкого мастерства. В этот центр приезжают поучиться плотницкому мастерству со всей страны. Прошедшие практику потом сами могут возглавлять экспедиции по реставрации деревянных храмов Севера, как это делают участники экспедиций проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера».

Деревяные чудеса острова Кижи

300 лет назад этот маленький остров был центром духовной силы северных территорий Руси. Во время церковных праздников или значимых событий, со всех окрестных деревень на лодках сюда съезжались люди. Ажурные силуэты храмов, уникальность их деревянных конструкций до сих пор поражает воображение. Тысячи туристов стремятся попасть сюда, желая своими глазами увидеть творения русских зодчих, а ученые пытаются разгадать секрет создания этого храмового ансамбля, чуда древней архитектуры.

Кижский погост, остров Кижи, Онежское озеро. Кижский погост, остров Кижи, Онежское озеро.

Остров Кижи входит в группу островов Онежского озера Кижские шхеры и является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в России, здесь располагается одноименный музей-заповедник Кижи. Кстати, побывав на острове, туристы перестают читать и произносить его название с ударением на последнем слоге. В Заонежье принят единственный вариант – КИжи.

Остров Кижи. Остров Кижи.

На Руси плотницким искусством в той или иной степени владел каждый крестьянин. А вот когда нужно было построить храм, то всем миром, т.е. всей деревней или округой приглашали профессиональную артель. Во главе ее стоял зодчий. Настоящих мастеров, как и во все времена было не много. Их уважали, называя порой хитрецами-людьми искусными, владеющими хитростями, не доступными другим.

Зодчие в Древней Руси работали исключительно топорами. Зодчие в Древней Руси работали исключительно топорами.

Сегодня заповедный остров хранит 89 шедевров и раритетов хитрецов и умельцев русского зодчества. Наиболее интересные из них входят в архитектурный ансамбль Кижского погоста, на базе которого в 1966 году был основан Государственный историко-архитектурный музей «Кижи». Самыми узнаваемыми и сказочными по свое красоте объектами музея под открытым небом являются — церковь Преображения Господня, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, колокольня с шатровым куполом, ветряная мельница с восемью крыльями, часовня Михаила Архангела и дом-музей Ошевнева, а также старинные избы и надворные постройки, привезенные сюда со всей Карелии и органично дополняющие общую историческую картину жизни русского Севера.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, остров Кижи. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, остров Кижи.

Церковь Преображения Господня.

Деревянная церковь Преображения Господня является главным памятником и визитной карточкой острова и одной из самых красивых церквей в России. Именно ее фото печатают в учебниках по истории в темах о русском зодчестве. 22 купола придают храму вид царского терема из русской волшебной сказки.

Церковь Преображения Господня, остров Кижи. Церковь Преображения Господня, остров Кижи.

О тех, кто создал настоящие шедевры зодчества слагали легенды. Предание о происхождении церкви Преображения Господня на острове Кижи гласит, что ее автор- мастер Нестор увидел рисунок будущего храма в переливании солнечных лучей и капелек россы на траве. А когда церковь была построена Нестор поднялся на самый верх, кинул топор в озеро со словами, что такого чудесного храма нет нигде и не будет больше никогда.

Главы церкви Преображения Господня. Главы церкви Преображения Господня.

Церковь Преображения Господня на острове Кижи-единственная, дошедшая до нас из деревянных многоглавых церквей Древней Руси. В Византии, откуда пришло христианство на Русь не было многоглавых храмов. Эволюция форм церквей дошла там до пятиглавия, причем до X века византийские главы не выглядели луковками, это были низкие, широкие купола.

Монастырь Пантанасса, г. Мистра, Греция. Образец древней Византийской архитектуры. Монастырь Пантанасса, г. Мистра, Греция. Образец древней Византийской архитектуры.

Часть исследователей связывает многоглавие с обширным пантеоном языческих богов на Руси, недаром храмы строились на местах языческих капищ. Кстати, название острова Кижи образовалось от карельского слова «кижат» – игрища. Ученые-археологи придерживаются мнения, что в дохристианские времена на острове находилось святилище местных племен, где устраивались языческие ритуалы и обряды.

Средневековый зодчий не делал чертежей, он познавал архитектуру опытным путем, а потом на этой основе осуществлял собственную задумку. Окончательный облик здания часто рождался в конце строительства. Мастер сам определял эталон длинны, линейкой служил кнут или доска. Даже общепринятые на Руси меры могли отличатся у разных мастеров, ведь для их определения человек использовал собственное тело: рука от кончиков пальцев до плеча — аршин, до места локтевого сгиба — мера поменьше локоть, раскинув руки мастер получал маховую сажень. Разметку фундамента по земле удобно было мерить шагами.

Меры длинны на Руси. Меры длинны на Руси.

Церковь Преображения Господня несколько сотен лет была главным храмом Кижского погоста. Сначала она имела шатровую форму, но в конце XVII века сгорела от попавшей в нее молнии. И вот в 1711 г деревенская община пригласила артель во главе с зодчим Нестором строить новый храм. Спустя три года церковь Преображения Господня была построена. Храм получился необыкновенным! Долгие 180 лет следующие поколения мастеров искали архитектурные решения для двух соседних строений. Шатровый купол церкви Покрова Богородицы был заменен легкой короной, состоящей из девяти куполов, а колокольня приобрела классический вид северных звонниц, напоминающих дозорную башню. Так возник ансамбль, достойный творения мастера Нестора.

Кижский погост. Кижский погост.

Основным строительным материалом для храмов служила сосна-дерево смолистое, а значит долговечное, ведь смола природный консервант. Заготавливали бревна зимой, когда в деревьях останавливалось движение сока и было меньше условий для развития гнили и грибка. Деревья рубились возрастом от 150 до 300 лет. При чем для каждого элемента конструкции подбиралась древесина определенной плотности. Для нижних наиболее нагруженных венцов храма использовали самую плотную сосну. Луковки храма делались из осин, а точнее осинового лемеха — небольших деревянных дощечек, словно рыбьей чешуей, покрывающих церковные главы.

Осиновые "луковки" храма Преображения Господня, остров Кижи. Осиновые "луковки" храма Преображения Господня, остров Кижи.

Осина мягкий материал, с ней удобно работать. Она разбухает при намокании, защищая крышу от протечек, при этом не коробится. Ну и главное со временем это дерево приобретает красивый серебристый оттенок, меняющийся в зависимости от освещения и погоды.

Главы деревянного храма Покрова Пресвятой Богородицы. Главы деревянного храма Покрова Пресвятой Богородицы.

На покрытие верха Преображенской церкви потребовалось около 30 тысяч лемешин, каждую вытесывали топором. Изначально крепились они деревянными штырями. Кованные гвозди использовались позже, при реставрациях и ремонтах, когда они стали дешевле и получили широкое распространение. Отсюда и пошла легенда, что Кижский погост выполнен без единого гвоздя, что правда лишь отчасти — без единого металлического гвоздя.

Инструментов для постройки домов и храмов в Средневековой Руси было немного, в основном использовался топор. В отличие от пилы, топор не разрывает древесные волокна, открывая их для влаги и гниения. Наоборот при ударе он сминает их, как-бы запечатывает концы бревен. Даже резные элементы, украшающие дома, делались в основном топорами. Впрочем, для северной резьбы характерны крупные детали, хорошо читающиеся на фоне низкого серого неба.

Туристическая группа с круизного лайнера на острове Кижи. Туристическая группа с круизного лайнера на острове Кижи.

Для деревянной постройки 300 лет срок огромный. Древесина материал мягкий, живой, подверженный влиянию температур, осадков и микроорганизмов. Уже в конце XVIII века начали проседать полы, балки отошли из гнезд, стены накренились. Сказалось и то, что мастера артели Нестерова действовали часто по наитию, без точных расчетов и чертежей. Фундаментом служили валуны, поставленные на грунт. Со временем они просели под колоссальным весом конструкции — 600 тонн. Местные умельцы подправляли что-то время от времени, а в 1818 году храм в результате реставрации радикально поменял свой облик. Срубы обшили тесовыми досками, а купала обили железом. Так церковь простояла 130 лет. Менялись лишь цвета масляной краски, которой покрывали стены и главы. Творение Нестора во многом утратило свое первозданное очарование.

Кижский погост. Кижский погост.

Только в 1948 году реставраторы стали возвращать храму Преображения исконный облик. Тесовая обшивка не помогла сохранить храм, она как латы на раненном рыцаре. Открывая старинный сруб, специалисты-реставраторы обнаружили, что многие бревна прогнили и с этого времени началось настоящее сражение за сохранение главного Кижского храма.

Реставрация храма Преображения Господня. Реставрация храма Преображения Господня.

В 2020 году закончилась глобальная реставрация церкви Преображения Господня, восстановление шло 10 лет. Храм весом 600 тонн буквально взлетел над землей. Изнутри в корпус церкви подвели металлический каркас и с помощью домкратов конструкция повисла в воздухе.

Реставрация храма Преображения Господня. Реставрация храма Преображения Господня.

Под храм установили ленточный фундамент. Сруб был разделен на 7 частей. Части поочередно извлекались снизу-вверх, и уже отреставрированными возвращались назад. Ветхие бревна поменяли целиком, а те, что сохранились лучше — подлечили точечно, делая вставки из новой древесины.

Восстановление лемешин на главах храма Преображения Господня способом древнерусских зодчих - ручная вырубка топором. Восстановление лемешин на главах храма Преображения Господня способом древнерусских зодчих - ручная вырубка топором.

Храм уцелел и в войну, и в революцию. Ни у атеистов, ни у иноземных противников не поднималась рука разрушить резное деревянное чудо. Приход Советской власти в Карелию, как ни странно, для Кижей обернулся благом. Это на «большой земле» Советы нещадно взрывали церкви, а здесь, напротив, сберегли старинные памятники деревянного зодчества. Уникальные карельские храмы и часовни большевики признали народным промыслом, развивавшимся вопреки гнету помещиков.

Обновление сосновых бревен в верхней части храма Преображения Господня. Обновление сосновых бревен в верхней части храма Преображения Господня.

В 1941 году финский летчик получил задание разбомбить Кижский погост, служивший ориентиром для советских войск. Но открывшаяся перед ним картина так поразила его, что он развернул самолет и улетел, сбросив бомбы в Онежское озеро. Звучит, как легенда, но быль порой превосходит сказку, когда речь идет о подлинной красоте. Она и сегодня притягивает в эти места тысячи людей.

Деревянный архитектурный памятник древнерусского зодчества-Кижский погост. Деревянный архитектурный памятник древнерусского зодчества-Кижский погост.

Высаживаясь с теплохода на острове Кижи, на причале вместе с купленным билетом вы получите пароль для доступа к wi-fi. Но все остальное на острове стараниями не одного поколения людей сохранено для вас в первозданном виде, как и четыре века назад.

Остров Кижи. Остров Кижи.

Каждое сооружение комплекса деревянного зодчества под открытым небом в Кижах познакомит вас с тонкостями плотницкого дела, с особенностями ткацкого или кузнечного мастерства, принципами судостроения и быта северной деревни, с карельской иконописью и культурой карелов-ливвиков – здешнего коренного народа. В Кижах собрана единственная в России коллекция «небес» (росписи на потолках храмов) Карелии.

Читайте также: