Исторические виды кирпичной кладки

Обновлено: 17.05.2024

Исторические виды кирпичной кладки

Кирпичные кладки зданий часто сочетались с кладками и облицовками из естественных камней в виде блоков, плит, валунов. В XVIII—XIX веках в России широко применялся в декоративных целях белый камень (известняк). Объясняется это наличием его на территории России, легкостью обработки. Лицевые и боковые грани гладко обтесывались на всю толщину облицовки, а хвостовые части камня оставались в грубом околе для лучшего схватывания с раствором. Камни при кладке притесывались друг к другу без малейших щелей, в которые могло бы войти лезвие ножа.
В рядах облицовки камни чередовались ложками и тычками. Тычковые камни заглублялись в массив кладки; высота их должна быть не кратна определенному числу рядов кирпичной кладки (обычно 3—4 вершка, т.е. 133—178 мм). Это обеспечивало утолщение швов под и над ними, предохраняло облицовку от разрушения во время осадки стен.

В старорусской кладке широко применялись узорчатые перевязки на лицевой поверхности. В каждом узоре применялось не менее двух цветов или оттенков кирпича. При этом кирпичи укладываются не только горизонтально, а и наклонно и вертикально, давая возможность получать узорно-рельефную кладку. В кладках XVIII—XIX вв. широко применялись русты, которым наряду с различного типа поясками, карнизами, пилястрами, сандриками и другими архитектурными деталями придавали декоративную выразительность поверхностям стен. Русты обыкновенно делали выпуском кладки на полкирпича; высота рустов применялась от 2—3-х рядов до 7 рядов. Между рустами (по высоте) прокладывался один или два ряда кирпича. Широко применялась кладка каменных арок, сводов, куполов. Сводчатые каменные перекрытия использовались не только при возведении церквей, соборов, но и жилых домов, зданий производственного назначения.

Перемычки, или, как их называли строители XVIII века, «прямые своды», применялись в каменном строительстве с незапамятных времен. До развития производства керамического кирпича их возводили из природных камней, сначала в виде цельных плит или камней над проемами, затем в виде арок различного очертания или клинчатых перемычек. По мере развития производства кирпича стали широко применяться не только клинчатые и арочные, стрельчатые или лучковые перемычки, а и кирпичные своды (сводчатые перекрытия и покрытия), в том числе кирпичные «прямые своды».

Одна из старых традиций в кладке перемычек клинчатого типа — «ярославская перемычка» — чрезвычайно простая и вместе с тем прочная. Она выкладывалась из нетесанного кирпича, симметрично в отношении вертикальной оси проема, кирпичи укладывались под углом к горизонтали примерно в 80°. Швы имели точки схода на срединной вертикали и были параллельны между собой с каждой стороны проема. Вместо замкового камня устраивалась «елка» из тесаных кирпичей.

Инженерная мысль на протяжении всех веков осознанного технического творчества ищет пути совершенствования каменных конструкций. Это наиболее наглядно в части снижения расхода материалов. Стены современных зданий в 2—3 раза тоньше каменных стен XIII века. Размеры каменных зданий несоизмеримо большие против прежних. Стремясь заменить сгораемую деревянную конструкцию дома, Герард предложил и применил в строительстве в 1829—1832 годах облегченную кирпичную конструкцию стен, состоящую из двух стенок в полкирпича каждая; пространство между ними заполнялось сначала сеном, соломой, опилками, землей, мхом, а затем золой, шлаком. Между собой стенки скреплялись особыми железными скобами. Это была одна из самых старых кладок облегченной конструкции. В последующем возникло много различных вариантов кладки системы Герарда, в том числе взаимного скрепления стенок кирпичом, а также других вариантов кладки облегченной конструкции.

Как уже отмечалось, в XVIII—XIX вв. для кладки применялись известковые растворы. Некоторые сорта извести не имели гидравлических свойств, поэтому в растворы, чтобы сделать их погодоустойчивыми, добавляли цемянки — толченый кирпич, черепицу и т. д. Чтобы ускорить процесс твердения, в них нередко добавляли нашатырь. Для кладок этого времени характерна обработка швов вподрезку в виде равнобедренного заглубленного треугольника либо односторонней подрезки. Делалось это для лучшего сцепления штукатурки фасада с кладкой.

Мы уже знаем, что почти пять веков назад были попытки установить единый размер кирпича. Предпоследняя попытка была предпринята в 1847 г. — утверждены первые для России детальные «Правила для единообразия и прочной выделки кирпича, долженствующего употребляться в Санкт-Петербурге, так и в других местах России, на казенных и частных заводах». Кирпичу был дан размер, и не по сырцу, как давалось прежде, а по готовому изделию, а именно: 6*3*1,5 вершка, или 267* 133*67 мм. Этот «казенный» кирпич удержался 80 лет, до 1927 года, хотя фактические размеры были самые разные, разного формата. Да и установленные размеры кирпича нельзя считать удачей; он не учитывал «потерь» на вертикальный шов в кладке (длина ложка точно равна двум тычкам). При кладке приходилось или допускать совпадение вертикальных швов по вертикали, или «играть» на их толщине, что чаще всего каменщики и делали. В 1924—1926 годах в Советском Союзе работа по улучшению формата кирпича была возобновлена и 15 февраля 1927 г. был утвержден новый стандарт на кирпич с размерами 250*120*65 мм, который действует и поныне (для одинарного кирпича).

В 1920—30-х годах применялись еще недостаточно рациональные приемы и способы организации каменной кладки, что требовало, по современным оценкам, необоснованно больших затрат труда. Так, например, для того чтобы обеспечить правильную перевязку вертикальных швов, в верстах кладки производилась предварительная укладка их в версту насухо. Еще в начале тридцатых годов нынешнего столетия у нас требовалось полное заполнение всех вертикальных швов кладки раствором. Для этого кладку заливали жидким раствором «прыском», легко проникавшим в вертикальные швы. Этим гарантировалась непродуваемость кладки. Однако в последующие годы от этих приемов отказались, так как стали применять укладку кирпичей способами «вприсык» и «вприжим», что с учетом последующего расстилания раствора по постели для кладки следующего ряда обеспечивает заполнение швов раствором, а перевязка швов теперь достигается и без предварительной верстки кирпича насухо.

В эти же годы широко применялась подноска кирпича на подмости «козоносами» — так называли рабочего, переносившего кирпич с помощью навешиваемой на плечи (со спины) площадки с ножками-подставками. Раствор для кладки еще нередко набрасывал на стену сам каменщик кельмой; он одновременно левой рукой брал кирпич, а правой — раствор и выполнял кладку без подсобных рабочих.

Вместе с тем некоторые приемы, использовавшиеся в те годы, не утратили своей целесообразности и в наши дни. Например, для разбивки кладки по высоте применяли рейки, соответствующие
высоте этажа, на которые нанесены высоты подоконников, перемычек оконных и дверных и др. Первый этаж размечают от нулевой отметки (верх пола первого этажа). Далее по этим рейкам на высоте пола каждого этажа выпускаются на четверть из кладки отдельные кирпичи, на которые устанавливаются те же рейки, и по ним ведется разбивка по высоте следующего этажа. Выпущенные четверти кирпичей по окончании кладки срубаются.

До 1930 г. в СССР применялась в основном верстовая или цепная система перевязок, в то время как в США уже широко использовалась многорядная кладка с перевязкой ложков тычками только через 5 рядов. Теперь эта кладка является у нас основной. На основе американского опыта в 30-х годах советскими специалистами разработаны и теперь широко применяются трехрядная система перевязки столбов и простенков, а также раскладка кирпичей в углах и местах пересечений стен с минимальным использованием неполномерных кирпичей.

Советские специалисты много сделали для рационализации технологии каменной кладки, снижения затрат труда за счет применения инвентарных средств производства, разработки и применения новых инструментов. Взамен мастерка с маленькой площадью лопаточки введена комбинированная кельма с большим полотном, применяемая в настоящее время. Ф. И. Мальцев изобрел ковш-лопату (именуемую теперь растворной лопатой), удобную и для подачи на стену раствора и для предварительного разравнивания его. Раньше, как уже отмечалось, каменщик набрасывал раствор на стену мастерком сам.

Одно из самых больших достижений наших специалистов — ликвидация сезонности каменной кладки. До 1933 г. кирпичная кладка в СССР, как и многие годы еще после в других странах, выполнялась лишь в период до наступления отрицательных температур, т. е. летом, либо в тепляках. Это сильно тормозило ход строительства. Благодаря разработанным методам, которые вошли затем в правила (повышение марок раствора для зимней кладки, применение пластификаторов и подогретого раствора, применение противоморозных добавок, регламентирование правил зимней кладки и т.д.), в стране с сороковых годов кирпичная кладка при строительстве зданий ведется круглогодично.

Циклопы строили греческие города? История кладки

Кладка кирпича и камня всегда была настоящим искусством. В древности люди старались найти подходящий способ строительства в зависимости от доступности материалов и развития технической оснащенности.

Древесины нет, но вы держитесь…

В строительстве древние египтяне употребляли кирпич-сырец. Он изготавливался из ила, гальки, соломы и других материалов, которые «поставлял» Нил. Изделия формовали в деревянной опалубке и сушили на солнце.

Египтян отличает специфический способ кладки кирпича. Дело в том, что из-за недостатка древесины им было сложно соорудить строительные леса, из-за чего подъем материалов был весьма затруднителен. Ряды выкладывались выступами, создавая ступени, по которым мог подняться носильщик с материалами. Кирпич при этом укладывали на ребро, а сама стена шла волнами.

Отсутствие леса вынуждало жителей Египта применять кирпич даже для сводов. Кладка при этом шла по кругу, каждый новый ряд сужал диаметр окружности.

Месопотамия – кладка без раствора?

На территории Древней Месопотамии в разные времена проживало множество народов: шумеры, ассирийцы, аккадцы, но природные условия диктовали всем определенный способ строительства. В регионе было не так много леса и камня, зато глины было в избытке, поэтому кирпич в Двуречье использовали очень активно.

Жители Месопотамии были знакомы с техникой обжига, но применялся обожженный кирпич редко, так как топливо для его производства было слишком дорогим. В большинстве случаев использовалась кладка сырых кирпичей. Этот способ смогли выявить по ритуальным амулетам, которые клали между рядами.

Амулет оставлял отпечаток на кирпиче верхнего ряда, но не отпечатывался на нижнем. Это говорит о том, что верхний ряд клали влажный, а нижний уже успевал подсохнуть. При такой «мокрой» кладке раствор тоже не использовали – кирпичи сами склеивались в единую массу.

Удивительно, что при создании сводов ассирийцы обходились совсем без кружал, кирпичи удерживали друг друга с помощью взаимного трения. Кружало – это дугообразная конструкция из дерева, которая помогает современному каменщику укладывать арочные конструкции. При этом мы знаем, что жители Месопотамии умели выкладывать клинчатые арки и коробовые своды.

Виды кирпичных кладок (старинный кирпич)

Видов кирпичных кладок в мире не так уж и мало, однако, мы рассмотрим лишь те виды кладок, которые будут наиболее уместны в историческом интерьере.

И начнем с кладки под названием СТАРОРУССКАЯ ( она же ПОЛЬСКАЯ, ФЛАМАНДСКАЯ, ВЕРСТОВАЯ или ГОТИЧЕСКАЯ ). В этом виде кладки чередуются ложки и тычки, причем как по горизонтали, так и по вертикали. Используя эту кладку было построено великое множество зданий в Российской Империи.
Если Вам нужна плитка для воссоздания этой кладки, ложки и тычки нужно заказывать в соотношении 2:1.

Старорусская кладка. Старорусская кладка.

Следующая кладка именуется АНГЛИЙСКОЙ ( она же КРЕСТОВАЯ, ЦЕПНАЯ или РУССКАЯ) и представляет собой чередующиеся ряды ложков и тычков. Используя эту кладку также было построено немалое количество зданий в РИ. Для воссоздания этой кладки ложки и тычки нужно заказывать в соотношении 1:1.

Английская кладка. Английская кладка.

И закрывает наш список АМЕРИКАНСКАЯ кладка. В этом виде кладке через каждые 4-7 рядов ложков идет ряд тычков. Хорошо подойдет для североамериканского лофта. Для воссоздания этого вида кладки ложки и тычки нужно заказывать в соотношении 4-7:1.

История технологии каменных работ. Часть 1.

Наиболее распространёнными видами кладки являлись цепная и крестовая, неоштукатуренные стены иногда выполняли фигурной перевязкой (готической, польской, английской и др.), отличавшимися величиной смещения двух ближайших тычковых или ложковых рядов. В сооружениях со значительной толщиной стен для большей прочности применяли диагональную перевязку, при этом через два обычных ряда выкладывали два угловых под 45º или 60º, для труб и колонн существовала своя трубная и колонная перевязки с применением неполномерного кирпича. Смешанная кладка представляла собой перемежающиеся ряды кирпича и бутового камня, она имела нарядный вид и экономила кирпич. Недостатком кладки были размеры кирпича, соотношение длина:ширина:высота равнялось 4:2:1, то есть длина была вдвое больше ширины, а ширина вдвое больше высоты, при этом ширина шва не учитывалась вовсе, из-за этого приходилось внимательно соблюдать толщину швов для тычковых и ложковых рядов, а также между соседними рядами.


Рисунок 1. Размеры швов в старой кирпичной кладке. 1 – ложок, 2 – тычок.

Каменные работы выполняла артель каменщиков, которые между собой разделялись на каменщиков «по граниту» - дикарщиков, «по буту» - бутовщиков, «по кирпичу» - кирпичников, мастера по кладке промышленных труб именовались трубниками, а укладчики плиточных и лещадных полов – плиточниками. Набор инструментов применяемых в ту пору указан на рисунке 2, стоявший во главе артели десятник имел кроме того уровень-отвес, угольник и причалку. Строительные леса, подмости и стремянки для каменных работ делали плотники, а подъём кирпича был заботой козоносов (по названию инструмента козы, на которую укладывали кирпич). Кладку вели с соблюдением перевязки и контролем вертикальности и горизонтальности, швы на лицевой поверхности затирали заподлицо или делали расшивку.


Рисунок 2. Инструменты каменщика XVII века.

С начала XIX века получают распространение армокаменные конструкции, если ранее металл применялся крайне редко, обычно для распоров в сводах, то при постройке Пантеона в Париже (1764-1791) кладка была полностью армированной. Металл использовали в виде связей в арках и перемычках, в виде балок металл закладывали в конструкции стен и фундаментов. В современных каменных конструкциях металл употребляют обычно в виде сеток, для увеличения несущей способности стен и восприятия изгибающих и растягивающих усилий, а во время Великой Отечественной Войны стали применяться каменные конструкции усиленные железобетоном.


Рисунок 3. Поперечное армирование кладки: а – сетки с квадратной ячейкой, б – сетки «зигзаг», 1 – выпуски арматуры.

Толчком к развитию более экономных конструкций из камня в XIX и XX вв. становится недостаток строительных материалов при значительной в нём потребности, необходимость снизить затраты на строительные работы и материалы, уменьшить сроки возведения. Хотя за время многовекового строительства и было принято перезакладывать прочность кладки, но разрушение сооружений не было чем-то невероятным, так Амьенский собор разрушался из-за перенапряжения кладки трижды, во время строительства парижского Пантеона кладка колонн поддерживающих купол треснула и осела, известны неоднократные случаи обрушения русских церквей в период Средневековья. Исследования и простейшие правила расчёта каменных конструкций были впервые изложены во Франции в начале XIX века. В России при проектировании зданий полагалось делать толщину двух верхних этажей по соображениям теплотехники, то есть сохранения комфортной температуры зимой, а на каждые 2 этажа ниже просто добавляли к толщине полкирпича. Примером могут служить стены кирпичных пятиэтажных дореволюционных зданий в Москве, верхний этаж имел толщину 70 см, а первый – 98 см. Первым делом научная мысль пошла по пути облегчения веса кладки для чего было решено заменить полнотелый кирпич. В 1829 году русским инженером А. И. Герардом создана конструкция облегчённой стены, где два лицевых ряда кирпичей соединены металлическими связями, а пространство посередине заполнено пористым материалом (доменными шлаками и т.п.), первые два опытных дома были построены в Москве, подобные дома также возводили затем в Орловской, Московской, Рязанской и Нижегородской губерниях. В 1880-х годах появляются первые искусственные камни для кладки стен, они имели внутренние пустоты, то есть обладали достаточными теплоизолирующими свойствами и толщина устанавливалась из условия несущей способности кладки. Такие здания из бетонных камней и блоков строились в России, Франции, Германии, Италии, США и других странах, рисунок размещён в заголовке. А что же с теорией? Теоретические знания позволили выполнять расчёты с учётом прочности и тем самым уменьшили перерасход материала только в XX веке, объяснение столь позднему развитию простое, опыт накопленный в веках позволял строить здания на багаже практических знаний.


Рисунок 4. Стена системы Герарда. 1- металлические связи, 2 – засыпка.

О кирпичах и кирпичной кладке недавнего прошлого

Н е говорю, что там кто-то глупый, так как мы все тут не с целью отстаивать точку зрения, мы все тут с целью расширять кругозор. Просто, во-первых, мы — капля в море. Во-вторых, понять и принять сразу это невозможно. Осознание приходит, когда всё сойдётся в одну точку.


Поехали вы смотреть так называемую брестскую крепость. Погода чудная. Слабый ветерок. Приятные лица ваших спутников. И тут — бах! — вас кирпичом по голове:

«Какая шикарная кладка! Какие башенки! Арки! Какие выступы башенок из стены! Какой изумительный шедевр, который уже которой войной пытаются сравнять с землёй, а он всё стоит да стоит упрёком современным мастерам. Кирпич-то весь заводской. Если современный уже на поддонах крошится, то этот стоит веками, выдержав кучу договорных войн и революций.

"Это же были, наверное, заводы получше наших. А как туда глину доставляли? Как-то не верится, что с болота крестьяне везли на бричках с лошадьми. И как такой бред вообще мог прийти историкам в голову? На каком основании? У историков хоть один аргумент есть, который можно противопоставить тому, что сейчас видят мои глаза? Нет, вроде же одни только сочинения да писанина! А если вспомнить, как заводы должны быть устроены, и ведь старинные, судя по качеству кирпича, намного лучше были современных. Да уж, наши мастера так сегодня не строят! Всё криво да косо. Зато брестская кладка — один лишь блеск, как всё тютелька в тютельку! Чтоб похуже этого сегодня выстроить, современные используют лазерную отметку, а ведь сколько на планете крупнейших Звёзд с целый город, где погрешности нет даже на миллиметр НА ВСЁ СТРОЕНИЕ! Проведя линию от одной части города к другой части — идеально ровная!

О ужас, что мои глаза видят — ведь же кирпичная кладка стоит-то на цементе! Протереть надо глаза, ведь мне говорили, что раньше клали на известь, — да нет! ПОХОЖЕ БОЛЬШЕ НА ЦЕМЕНТ! Причём качественнее современного и стоит веками, ведь современный трескается. Дамбы, которым пять веков, стоят и до сих пор в употреблении, современные же ломаются через 30–50 лет! Яйца добавляли? Да кто это вообще придумал, когда сегодня строители именно так и наказывают заказчиков, которые не расплатились, — именно в стену замуровывают яйцо, оно тухлым становится, и вонь после этого на всё помещение стоит!»


И вот после этого, как всё сойдётся у вас в одну точку, вы не сможете ни «Викингов» смотреть, ни историков слушать, потому что там ни одного слова правды нет. Нам эти историки вместе с политиками пускай ответят, почему, когда находят под землёй деревянный забор, то легко останавливают строительство мафиозного супермаркета и начинают раскопки, а вот как наткнутся экскаватором на кирпичные здания, уходящие на много этажей под землю, то сразу — испуг, и стремятся поскорее всё зарыть?

Зато носы заносят выше, чем их поставили: «Вот мы бережно к истории и всё сохранили». ЕЩЁ РАЗ ГОВОРЮ: КАК ОНИ К ИСТОРИИ БЕРЕЖНО ОТНОСЯТСЯ, можно понять, к примеру, по публикациям таких статей, как «История шахт Донбасса гниёт в подвалах», где целые архивы брошены на произвол, и никаким историкам отчего-то не нужны! А зачем правду сохранять, когда можно насочинять в будущем о варварах и отсталости?

Я терпелив — подожду полтора года, когда эти статьи поймёт широкая публика. Тут, как ни крутись, мы — простые люди, и трудимся за «спасибо», в отличие от наших оппонентов, которые каждому сочинителю, каждому актёру, каждому продюсеру и прочим, и прочим, платят неслабый гонорар за постановку вранья. У них в руках массовое СМИ. У них пиар и возможность лживые фильмы возить на кинопрокат по разным выдуманным странам. У нас этого ничего нет.

Главная война — это не мировые, не революции; главная война — за умы людей. От того так они торопятся, ведь эту войну они начинают проигрывать, несмотря на всё превосходство над нами в материальном плане. Очень приятно, что всё больше и больше появляется людей, которые начинают вникать в тему, как, к примеру, комментарий под старинными кадрами:

«Как портной утверждаю, что люди одеты по фигуре. Ткани… дорогие, крой — на каждую персону». Сегодня многие ли люди могут позволить шить одежду под себя? На рынке что-то приблизительное на тяп-ляп выберем и довольны; это мы развились или деградировали? Пишут уже и каменщики, и плотники, и кровельщики, и прочие, и прочие, а значит процесс уже серьёзно запущен.


В те времена искусство было абсолютно во всём! Даже столб и тот — произведение искусства! Эх, сошли мы с дорожки развития с этими капиталистами.

Комментарий Анатолия Кузьмина в Ютубе:

«Какие цементные заводы в 17 веке, дружище? Пиллау была отстроена к 1 670 году. До цемента ещё больше полутора столетий. А вообще, некоторые старинные сооружения впечатляют , здесь согласен». Уважаемый Анатолий, в умах официальных учёных, школьных учителей, СМИ, телевизора, политиков это так и есть. Да вот только сама цементная кладка Пиллау об этом ни слухом, ни духом! Там либо цемент, либо что-то гораздо интереснее:



Здесь мы видим и стену под наклоном (в Пиллау таковых немало). Понятно, что наклоны такие сегодняшние каменщики не делают, и выдержать НА ВСЮ ДЛИНУ СТЕНЫ не так-то и легко.


Видите? И чему верить — школьным учебникам или своим глазам?


А здесь обратите внимание, какие виртуозные закругления. Какой инструмент сегодня используется, чтоб построить кирпичный дом? Водяной уровень или нивелир, чтоб высота совпадала по периметру. Обычный уровень для ровных стен. Теперь смотрите сюда:


Стены Пиллау не по уровню, а под разными наклонами.


Какой инструмент нужен, чтоб идеальный наклон выдержать с полкилометра? Я уже молчу, что он по периметру ВСЕЙ Звезды идеальный.


Теперь давайте рассмотрим так называемую Бобруйскую крепость


Что, говорят нам правду о нашем прошлом? Какая грандиозная кладка! Вы на швы гляньте — что-то я уже сомневаюсь в цементе, насколько практичный раствор идёт по швам!


Попадалась ли вам статья по мегалитам «размягчения камня»? Так вот, как по месту можно размягчать кирпич? Или каждую кирпичину изготавливали по отдельности ДЛЯ ВСЕЙ ЗВЕЗДЫ? Вам ещё хочется бредовых «Викингов» смотреть? Где весь технологический процесс в литературе? Где промышленная база? Почему об этом молчат все историки и политики, кого бы мы ни выбирали? Зато идиоты патриотические носятся с картинками по комментариям: «США создали много русскоязычных ресурсов, чтоб вести информационную войну»; как наше правительство, министерство оболванивания, СМИ ведут против Руси войну, Вашингтону остаётся только нервно курить в сторонке! «Наше» правительство — это самые главные русофобы, так как вместо большой Руси нам подпихивают какие-то придуманные РоСии, Украины, БелоРуСии, Польши, Турции, Молдавии, Югославии и другие земли!


Изощрялись умельцы над кирпичом, как хотели. Обратите внимание на ровные швы целого кирпича с обрезанным:


Чем резали — лобзиками по дереву? Сегодня и турбинкой, чтоб так обрезать, как на фотографии, тютелька в тютельку, надо изрядно попотеть. А тут не один кирпич, а все стены: от закруглённых арок с закруглёнными кирпичами, от гармошек до разных плавных переходов, разносторонних поворотов и ступенек потолка.


Под Бобруйском до сих пор находят случайно экскаваторами на разных глубинах кирпичные туннели, уходящие на многоэтажно вглубь. Власти крестятся и божатся, что будут исследовать. В итоге обратно зарывают — а зачем исследовать, если министерство оболванивания куда интереснее пишет сочинения истории?


Паразиты выдумали чепуху, что эти Звёзды — деревянные, и что их строили для войны. Насколько они деревянные, мы уже убедились. А вот для войны… Как вы думаете, почему самые целые в Европе и Америке под строгим контролем НАТО? Почему в Белой Руси Брестскую крепость и Бобруйскую вместо изучения отдали под дислокацию военных? Почему на Звезду в Америке поставили статую богини войны, которую назвали «Свободой»?


Закончу комментариями друзей. От Ксю Величкевич:

И вот, кстати, дополнение к теме единого стиля — фото кирхи, она заброшена и разваливается на части:


«”Пиллау” легендарна и красива. А Бальга, Инстербург, Георгенбург… Они шикарны в своём разрушенном величии… Я их видела своими глазами. Они просто поражают, как такое могли построить в Средневековье? Лопатами и мотыгами… А, забыла, руки же ещё есть и ноги, если что, можно пнуть кирпич. Вы видели фото замков до войны? А гравюры средневековые этих же замков? Отличия есть, и при этом существенные. Я тоже не эксперт, но меня удивляет, как не видно то, что очевидно…

Вот фото подвалов замка Инстербург, сделанные на мой телефон. Говорят, что подвалы засыпали советские войска, чтоб никто не лазил. Эти подвалы — многоуровневые, и насколько уходят вниз — непонятно. Некоторые говорят, что подвалы начали засыпать ещё при немцах из-за ненадобности».



Ещё один комментарий:

«Может ошибаюсь, но любое масштабное строительство предполагает проведение геологической разведки в месте будущего строительства. Состав грунта, пустоты, подвижки, усадки, и т. д., и т. п. Судя по стойкости сооружений, в те времена эта наука была на высоте. От точности привязки я вообще офигеваю. Убедить меня в том, что измерения проводились верёвочкой или по теням, ну никак не получится».

Кирпич: 8 тысяч лет истории


Самая старая находка, свидетельствующая о востребованности кирпичного строительства, датируется 8 тысячелетием до нашей эры. Эти кирпичи найдены на Среднем Востоке, и анализ их структуры показал, что изготавливались они из глины, грязи и смолы; бруски формировались вручную и высушивались на солнце.

Первые кирпичи были необожженными: сушка под жарким солнцем делала глину твердой, как камень. Первопроходцами в деле обжига кирпичей стали египтяне: на в изобилии сохранившихся фресках времен фараонов мы можем наблюдать, как происходил процесс изготовления кирпича и строительство из него.


Кстати, что интересно, разница между древнееегипетской стройкой и современной невелика, - разве что для переноски кирпичей использовалось коромысло, а правильность кирпичной кладки проверялась треугольником. Принцип возведения сооружений с тех пор мало изменился.


На западе в древние времена был востребован саманный кирпич: его изготавливали из пористой известковой глины с добавками минералов – кварца, смолы и пр., и эти сформированные «кирпичики» высушивали под солнцем.



Древний кирпич был плоским, а по форме напоминал квадрат. Древняя Пирамида Солнца была создана ацтеками как раз из саманного кирпича и дожила до наших дней, сохранив прекрасный внешний вид.


Примерно три тысячи лет назад произошло знаковое для строительства событие – каменную кладку строители начали скреплять раствором. Раствор изготавливался на основе известняка и применялся не только для возведения оборонительных сооружений, но и в жилом строительстве. Приблизительно в это же время стали появляться новые строительные материалы на основе глины: сырцовый кирпич из высушенной на солнце глины и глинобитные камни, изготовленные из глины и соломы.


Широко практиковалось строительство из сырого кирпича: под давлением конструкции элементы кладки слипались между собой, образуя монолитную поверхность.


На основе применения сырцового кирпича появилась технология обжига глиняных кирпичей; их клали с применением прочных растворов. Обожженный кирпич представлял собой плоские керамические плиты прямоугольной формы, размерами 31-65 см. в длину и толщиной до 10 см. Первое появление такого кирпича на территории бывшего СССР было отмечено в Причерноморье, в I-II веках до н.э.


Во времена расцвета Киевской Руси керамический кирпич, также известный как плинф, получил повсеместное распространение. Был он довольно тонкий, до 5 см: плинф большей толщины получить было затруднительно по причине весьма примитивного способа напольного обжига. В X-XII веках основная масса каменных построек на Руси возводилась из грубо обработанного природного камня; кирпич использовался только в некоторых сооружения для выравнивания кладки.


По мере развития технологии кирпичного производства кладка из глиняного кирпича с применением известкового раствора получает все большее распространение. Отличалась тогдашняя кладка большой толщиной шва: раствор для кладки изготавливался с применением толченого кирпича и отличался высокой прочностью.

До XVI в вместе с развитием технологии кирпичного строительства повсеместно продолжалось совершенствование способов кладки из тесаного природного камня.


Но к началу XVII в кирпич прочно вошел в обиход, став ведущим материалом для строительства жилых домов. Размеры кирпича уже в это время практически приблизились к современным, но различались от производителя к производителю. Уже тогда и строители, и фабриканты стали задумываться о необходимости разработки единого стандарта размеров для кирпича.

Тогдашнее производство кирпича в набивных формах было довольно кустарным, но прогресс на месте не стоял, и к началу XIX в качество кирпича заметно выросло: он получил более правильную форму, а также единообразную толщину.


Во второй половине XIX в удалось добиться выпуска единообразного сырцового кирпича: появился свод правил для казенных заводов, регламентирующий размер не сырого кирпича, а уже обожженного изделия.


«Казенный» кирпич имел размер 267х133х67 мм., и фабриканты ставили на него свое клеймо – в виде название завода либо инициалов его владельца.


Увы, форма его была неидеальной, и в процессе кладке каменщикам приходилось «играть» на толщине швов между кирпичными рядами, чтобы кладка была более-менее ровной.

Спустя почти целое столетие в Советском Союзе был установлен стандарт на кирпич, который актуален и сегодня. Благодаря развитию технической мысли, в частности, способов обжига, - с тех пор мы пользуемся кирпичом единого вида и формы, размеры которого всегда одинаковы – 250х120х65 мм.


К сожалению, от технологий производства сильно отставали способы каменной кладки: еще в 20-х годах прошлого века работа каменщика была нерациональной настолько, что требовала несоразмерных результату трудозатрат.

Например, для обеспечения эстетичной перевязки швов по вертикали в то время делали предварительную кладку насухо, без применения раствора, - так каменщик «примерялся». В 30-х годах считалось необходимым также заполнение раствором вертикальных швов каменной кладки, - что гарантировало непродуваемость: работа эта была кропотливой, и требовала много времени и сил. Но к середине прошлого века были разработаны новые способы укладки кирпича, которые позволяли уменьшить трудозатраты за счет осуществления перевязки швов без предварительной сухой кладки и делали излишним заполнение вертикальных швов.


Интересен способ подноса кирпичей: его осуществляли «козоносы», рабочие, которые перемещали кирпич в специальной емкости с ножками, которая крепилась на спину.


Кладка, кстати, выполнялась каменщиком без привлечения подсобных рабочих: мастер одновременно правой рукой набрасывал на стену раствор, а левой – брал кирпич с подмостков.

Несмотря на низкий уровень развития технологий каменной кладки до середины века, некоторые тогдашние приемы пользуются успехом и поныне. В частности, чтобы разбить кладку по высоте, использовались специальные рейки, равные высоте этажа; на них наносилась разметка перемычек – оконных, подоконных, дверных и пр. Верх пола первого этажа соответствовал нулевой отметке, а дальше на каждом этаже по этой же рейке из кладки на четверть от собственной длины выпускался отдельный кирпич: от него велась разметка следующего этажа, и так далее. По окончании кладки выступающие четверти срубались.

Современный способ кладки заимствован из Америки; на основе опыта тамошних каменщиков в Советском Союзе была разработана система раскладки кирпичей в местах пересечений стен, в которой использование неполномерных элементов было минимальным.

В советское время технология кирпичной кладки была рационализирована: появились более удобные инструменты, в частности, в инвентарь каменщика вместо маленького мастерка вошла кельма – лопатка с большим полотном.


В середине прошлого века в технологии кладки для подачи, нанесения и разравнивания раствора стала применяться ковш-лопата.


Именно советские специалисты справились с главным недостатком кирпичного домостроения – сезонностью: до 40-х годов кирпичная кладка по всему миру могла выполняться только при условии положительной температуры окружающей среды, что тормозило скорость строительства. Но благодаря использованию подогретого раствора, противоморозных добавок, пластификаторов и появлению холодоустойчивых растворов, кирпичная кладка как в России, так и во всем мире может осуществляться круглый год.


Начиная с 50-х годов прошлого века технологии кирпичной кладки остались практически неизменными. Да, появляются новые растворы и добавки, повышающие эксплуатационные характеристики кирпичного дома, - но способ самой кладки, а также применяемые инструменты, используются те же, что и более полувека назад.

Постоянная рубрика хенд-мейд:

Подписаться в три клика на обновления моего блога в жж - невероятно просто, но зато читать каждый день невероятно приятно! Я именно тот блогер, которого очень не хватает топу:)

Исторические виды кирпичной кладки

Каменные материалы с древних времен, наряду с деревом, составляют основу строительства. Еще в доисторический период, в так называемый «каменный век», человек сооружал из природных камней убежища пещерного типа и гробницы для могущественных предводителей. К таким сооружениям относятся так называемые дольмены, менгиры и кромлехи. Дольмены — это две каменные плиты в человеческий рост, поставленные как опоры, на которые сверху положена такая же плита. Такие П-образные сооружения найдены во всех европейских землях, в Средней Азии, Индии, Скандинавии, на Кавказе и даже в Африке.

Другие памятники того же отдаленного времени — менгиры или большие грубые каменные колоды, поставленные стоймя, рядами или поодиночке. Если менгиры поставлены так, что образуют круг, то они называются кромлехами. Сохранились остатки кромлех, состоящие из сотен огромных колод, а в середине их дольмен. По всей вероятности, все эти каменные сооружения ставились или как религиозные памятники, или в честь важных лиц. Некоторые ученые думают, что кромлехи — это храм Солнцу.

Следующим этапом применения естественного камня в постройках было возведение из совсем неотесанных камней стен укреплений или жилищ. Камни накладывались друг на друга почти без всякого порядка. Если камень не мог плотно прилегать к другому, то пространство между ними заполняли осколками; во всяком случае неведомые нам мастера старались так подбирать камни, чтобы они по возможности плотнее прилегали друг к другу без раствора. Такие стены для жилых построек ставились обычно около скалы или у стены крепости, чтобы достаточно было возвести лишь две стены, перекрыть двумя-тремя бревнами, наложить ветки вместе с листьями и присыпать землей.

За три тысячи лет до нашей эры человек уже умел обрабатывать (стесывать, пришлифовывать) природные камни, возводить из них различные сооружения. При этом от кладки «насухо» постепенно был совершен переход к кладке на глине, а за тысячу лет до н. э., когда были раскрыты свойства известняка, — на известковом растворе. Во втором и первом тысячелетиях до нашей эры, наряду с природным камнем, и прежде всего там, где его мало, для строительства оборонительных и дворцовых сооружений, а также богатых домов началось применение сырцового кирпича (высушенные на солнце кирпичи из глины) и глинобитных камней (глина, смешанная с соломой).
При этом применялась укладка в конструкцию еще совсем сырого кирпича; наложенные один на другой без раствора, они плотно слипались, создавая монолитную кладку. Высушенные сырцовые кирпичи и глинобитные камни укладывались на глине, извести (в разных землях по-своему).
Применялись и другие способы кладки. Например, греческие дома за тысячу лет до нашей эры (описание Гомера) строили из просушенного глиняного кирпича — сырца. При кладке кирпичи накладывали друг на друга, смочив немного водой.

В XI—XII веках большинство каменных построек (крепостные стены, сторожевые башни, храмы) возводили из природных грубо обработанных камней и плит. Кирпич применялся лишь в немногих сооружениях в качестве прокладных выравнивающих рядов каменной кладки. В последующем по мере развития производства кирпича (плинф) основной становится кладка из кирпича, а через 5 рядов ее укладывался из каменных плит (иногда толщиной до 0, 5 м) прокладной ряд. При этом толщина слоя известкового раствора достигала, а иногда и превышала толщину кирпича.
Такая толщина швов по всей вероятности объясняется тем, что известковый раствор с добавлением цымянки (толченого кирпича) обладает большой прочностью (до нашей теперешней марки «50»), Это делало швы достаточно прочными. Видимо толстые швы были также и выгодны из-за дороговизны плинфа и естественным поэтому желанием экономить их количество. С другой стороны, грубая бутовая кладка не в сочетании с рядами плинф требовала постоянного выравнивания рядов, что достигалось за счет толщины швов раствора.

В этот же период продолжалось совершенствование кладки из природных грубоколотых, тесаных, пришлифованных камней. В разных регионах преимущества отдавались местным традициям. В качестве иллюстрации этого положения представляет интерес исторически сложившаяся самобытная техника каменной кладки из туфа в Армении. Это кладка «мидис», которая состоит из трех слоев: наружные из камней грубого окола в виде усеченной пирамиды, отесанных с лица, а также по постелям и граням на глубину 3—4 см, а внутренний слой — из бутораствора, выполненного под «залив».

Камни в верстах устанавливают насухо с весьма плотной пригонкой фасадных швов; с тыльной стороны грани камней образуют горизонтальные и вертикальные швы клиновидного сечения. Для удержания камней в вертикальном положении (они опираются друг на друга лишь пришлифованными на ширину 3—4 см гранями) их фиксируют клиновидными лещадками. После установки ряда камней пространство между ними (между наружными стенками) заполняют лещадками того же камня и заливают пластичным раствором.

Чтобы повысить прочность, в верстах кладки «мидис» через 2—3 ложковых кладут тычковый камень; камни перед укладкой увлажняют, поливая водой, но при этом не допуская переувлажнения. Благодаря повсеместному контакту раствора с камнями и клиновидной форме растворных швов кладка «мидис» обладает повышенной сейсмостойкостью, что и объясняет применение ее с древних времен до наших дней.

В XV—XVI веках наряду с каменными крепостными стенами, монастырями и т. п. из грубообработанного и тесаного камня стали строить кирпичные дома. Размеры кирпича приблизились к современным: 30*15*9; 30*14*8; 29*11*6, 5 см. В конце XVII в. кирпичное производство развилось настолько, что кирпич стал ведущим в каменных конструкциях. В этот период была предпринята попытка установить однообразие кирпича по размерам. Для «Казенных» заводов устанавливался стандартный размер 7*3*2 вершка (31* 14* 9 см) — «Государев кирпич».
Однако разрозненное кустарное ручное производство в набивных деревянных формах не позволяло решить эту задачу. Попытка регламентации размеров кирпича предпринималась также Петром Первым и предусматривала его длину 11 дюймов (280 мм), ширину 5,5 (140 мм) и толщину 3 дюйма без четверти (70 мм).

К началу XIX в. не только форма кирпича становится более правильной, но и качество заметно улучшается. В течение XVIII— XIX столетий стеновой кирпич в России в основном выпускался толщиной 55 и 66 мм. Отсутствие стандартных размеров кирпича оставалось до 30-х годов нынешнего столетия. В этот период (XVIII — начало XX вв.) применялись в основном три способа кирпичных кладок: польская, или верстовая тычковая и цепная. Причем верстовая (польская) была преобладающей. Это древнейший вид кладки, она не требовала кирпичей точных размеров. Это компенсировалось утолщениями швов, а чередующаяся укладка ложковых и тычковых кирпичей в верстах легко обеспечивает перевязку вертикальных швов. Кстати, этот прием перевязки был заимствован от кладки из природных камней и сохранился до сих пор в бутовой кладке.

Третья система кладки — цепная с чередующимися тычковыми и ложковыми верстами. Она не была знакома русским строителям того времени и применялась только в Петербурге весь XVIII век наравне с верстовой. Это следствие зарубежного влияния (вернее всего, Голландского).
При цепной системе перевязки ложки в кладке располагаются один над, другим по вертикали, точно так же, как в верстовой, — польской. В отличие от нее в применявшейся в России крестовой перевязке (с также чередующимися тычковыми и ложковыми рядами), ложки размещаются вразбежку, как бы в шахматном порядке.

Читайте также: