Холодные бани в царском селе материал

Обновлено: 04.05.2024

Холодная баня с Агатовыми комнатами (музей)

Этот павильон открыт для посещения в летний сезон с 10.00 до 18.00.

Касса при этом павильоне работает до 17.00.

С 10.00 до 12.00 по музею проводятся экскурсии, которые были предварительно заказаны.

С 13.00 до 14.30 проводятся интерактивные детские программы (заказывать предварительно).

Телефон для заказа экскурсий – 465 – 21 – 96.

Телефон для заказа интерактивных программ – 415 – 76 – 15.

Выходной день – четверг.

Стоимость билетов

Билет, который дает возможность посетить павильоны под названием Верхняя и Нижняя ванны, Турецкая баня и Дежурные конюшни для взрослого посетителя стоит 300 рублей;

Детский билет на посещение этих объектов стоит 150 рублей;

Льготный билет (студенты, пенсионеры, курсанты, военнослужащие и т.п.) стоит 150 рублей.

Расположение Екатерининский парк Раскрыть карту Также Вам могут быть интересны Отобразить на карте Тип: автомобильный ","idx":"2","Price":""> ]'> 2 Нижнее-Лебяжий мост

Холодная баня с Агатовыми комнатами

Между Зубовским корпусом Екатерининского дворца и Камероновой галереей расположен павильон под названием «Холодная баня». Это парковое сооружение появилось в Екатерининском парке в 1780-е годы, и было сооружено по проекту архитектора Камерона. Это двухэтажный павильон, на нижнем этаже которого изначально находилось несколько бассейнов для купания. Верхний этаж полностью предназначался для отдыха после купания в бассейнах.

Интерьер

Агатовые комнаты – это три помещения, в которые можно попасть через дубовые двери. Слева от посетителей находится передняя, или Кабинетец, как ласково называла эту комнату Императрица Екатерина. Средняя дубовая дверь – это вход в большой зал. А дверь, которая находится справа ведет в библиотеку и на лестничную площадку, из которой можно спустится на первый этаж к бассейнам.

Камерон уделил особое внимание отделке стен Агатовых комнат. Стены комнат выложены уральским мрамором, щедро украшены яшмой.

Отделка стен Агатовых комнат

Холодная баня с Агатовыми комнатами, декор

Стены Агатовых комнат щедро отделаны самоцветами, яшмой, мрамором, бронзой и другими драгоценными материалами. Орнаменты на стенах изготовлены преимущественно из позолоченной бронзы. Своды комнат щедро украшены лепниной и живописными орнаментами. Напольные покрытия изготовили из экзотических пород деревьев. Кроме яшмы на стенах этих комнат использовался офиокальцит. Это минерал, который относят к мраморам, но на самом деле он более мягкий, с характерным для этого минерала приятным зеленым цветом.

Проекты облицовки комнат второго этажа были подготовлены зодчим весной 1783 года и были представлены Императрице Екатерине на рассмотрение. После некоторых изменений, внесенных в предложенный проект самой императрицей, была выполнена отделка стен яшмой двух кабинетов.

Современность

Холодная баня с Агатовыми комнатами, внутреннее убранство

К сожалению, немецкие оккупанты не пожалели богатую облицовку Агатовых комнат в Холодных банях. Яшма и мрамор, облицовка позолоченной бронзой, бронзовые скульптуры, которые украшали ниши второго этажа этого павильона, были или уничтожены, или вывезены. Бесследно исчезли и яшмовые вазы, бронзовые барельефы и другие декоративные элементы украшения комнат. Но, несмотря на это, большая часть аутентичной отделки стен сохранились до наших дней. Последняя реставрация Агатовых комнат длилась три года и началась в 2010 году. За это время реставраторы выполнили по-настоящему грандиозный объем работ. В 2013 году полностью восстановленные комнаты второго этажа Холодных бань были открыты для посетителей.

Изначально, после завершения последней реставрации, Агатовые комнаты использовались как музейные помещения для проведения временных выставок. На сегодняшний день Холодные бани – это музей, который работает только в летний сезон. По утрам в этом музее проводят организованные экскурсии. Но если бронирования группами на экскурсию нет, то залы этого павильона доступны и для простых посетителей по билетам. Несколько часов в день в комнатах Холодных ванн проводятся интерактивные программы для детей. Чтобы стать участником программы следует предварительно зарегистрироваться. Для обычных посетителей Агатовые комнаты доступны с 14.30 до 18.00.

Visa, mastercard, МИР

Полное копирование материалов сайта запрещено. Частичное копирование (не более 30%) разрешено с указанием активной ссылки на страницу материала.

Агатовые комнаты

Отделке парадных помещений второго этажа Холодной бани Ч. Камерон придавал особое значение: интерьеры Агатовых комнат декорированы мрамором, росписями, золоченой бронзой, наборными паркетами, цветной уральской и алтайской яшмой, которую российские мастера XVIII века обрабатывали с исключительным мастерством.

Месторождения твердых цветных камней были открыты на Урале уже в XVI веке, однако в то время еще не знали способов их обработки. Большой интерес к использованию «цветных каменьев» в отделке дворцовых интерьеров проявлял император Петр I, заложивший основу для развития камнерезного дела в России. По его указу в 1725 году в пригороде Санкт-Петербурга — Петергофе — открылась первая в России гранильная фабрика, где начали изготавливать изделия из цветных камней и обучать мастеров камнерезного искусства.

В середине XVIII века среди российской аристократии распространилось увлечение минералогией. В 1765 году по указу императрицы Екатерины II на Урал отправилась экспедиция во главе с Я. Данненбергом, открывшая новые месторождения яшмы, агатов, сердоликов и других минералов. К началу 1780-х годов на русских гранильных фабриках была разработана технология получения изделий из твердых самоцветов, и давняя мечта об украшении дворцовых залов природным цветным камнем стала осуществимой.

Камерон построил Холодную баню в 1780-1781 годах и в 1782-м приступил к отделке.

Весной 1783 года он получил распоряжение Екатерины II изменить замысел отделки двух кабинетов во втором этаже Холодной бани и подготовить проект их яшмового убранства. В соответствии с новым проектом стены кабинетов были обрублены на девять сантиметров и покрыты известняковыми плитами, облицованными яшмой в технике «русской мозаики». Особую трудность представляли заключительные работы — шлифовка и полировка цветного камня, призванные выявить яркость красок и сочность тонов. Полировщикам требовалось довести до стеклянного блеска около двухсот квадратных метров стен, наличников и карнизов. Эта работа была вручную осуществлена русскими мастерами.

Поскольку широко использованная в отделке уразовская яшма называлась «мясным агатом», название «Агатовые комнаты» со временем закрепилось за всем павильоном, хотя нижний этаж и продолжал называться Холодной баней.

В годы Великой Отечественной войны и оккупации искусственный мрамор и яшмовая облицовка на стенах и дверных полотнах Агатовых комнат сильно пострадали. Значительная часть позолоченных бронзовых орнаментов, украшавших стены и двери всех помещений, часть бронзовых ветвей-светильников и бронзовые медальоны с пьедесталов в Большом зале, бронзовые рашеттовские барельефы со стен Яшмового кабинета были утрачены. Бесследно исчезли многие мраморные скульптуры и шесть яшмовых ваз. Однако, несмотря на большие потери, отделка Агатовых комнат в основном сохранилась с XVIII века и является образцом уникальной, не имеющей аналогов в истории мирового искусства художественной традиции.

Реставрационные работы в Агатовых комнатах были завершены в сентябре 2013 года.

Реставрация Агатовых комнат

26 сентября 2013 года в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» открылись после реставрации Агатовые комнаты павильона «Холодная баня» – архитектурный шедевр XVIII века. Масштабные работы велись в соответствии с соглашением о сотрудничестве, подписанным между ОАО «Российские железные дороги», Благотворительным фондом «Транссоюз» и ГМЗ «Царское Село». Специалисты Царскосельской янтарной мастерской начали работы в 2010-м. За три года возрождены все семь интерьеров Агатовых комнат, которые создавались в течение семи лет. Акт о завершении реставрационных работ директор ГМЗ "Царское Село" Ольга Таратынова и директор благотворительного фонда «Транссоюз» Владимир Чернышов подписали в присутствии министра культуры РФ Владимира Мединского и президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина. Почетные гости первыми осмотрели возрожденные интерьеры.

Агатовые комнаты – апартаменты императрицы Екатерины II, сохранившие подлинную историческую отделку до наших дней. Они уникальны как в художественном, так и в техническом отношении и не имеют аналогов не только в России, но и в мире. По указу венценосной заказчицы (Екатерина II лично наблюдала за отделкой этих интерьеров и вносила коррективы в проект) придворный архитектор Чарльз Камерон в 1780-х годах создал во втором этаже павильона «Холодная баня» неповторимые изысканные интерьеры – помещения для отдыха и развлечений, ставшие личными покоями императрицы, в которых она в утренние часы просматривала государственные документы, отвечала на письма, занималась литературными трудами. На первом этаже располагались помещения для водных процедур.

Это памятник с удивительной судьбой, вобравшей счастливые и трагические моменты истории. Архитектурный гений шотландца Чарльза Камерона виртуозно соединил два увлечения его современников: античностью и минералогией. Агатовые комнаты – пример творческого переосмысления образа римских терм и античных вилл, доминанта царскосельской «греко-римской рапсодии» – архитектурного ансамбля Терм Камерона, который включает также Висячий сад, Галерею и Пандус. Агатовые комнаты отделаны разными видами уральской яшмы. В отличие от мрамора она обладает гораздо большей плотностью и чрезвычайно трудна в обработке, а ее насыщенный цвет сужает возможности применения в интерьере. Тем не менее, Камерону удалось создать произведение, которое поэт Гавриил Державин назвал «Олимпу равным».

Спасти Агатовые комнаты удалось благодаря государственно-частному партнерству: сочетанию деятельной, искренней поддержки благотворителей – ОАО «Российские железные дороги» и Благотворительного фонда «Транссоюз» (76 процентов от общей суммы), средств федерального бюджета, направленных на покупку и реставрацию предметов убранства (21 процент, свыше 85 млн рублей), и собственных средств музея (3 процента). Общая сумма, потраченная на возрождение Агатовых комнат, – более 405 млн рублей, из них большую часть (272 млн рублей) выделили ОАО «РЖД» и БФ «Транссоюз».

При возрождении шедевра музей отказался от общепринятой российской практики воссоздания утраченных фрагментов и использовал методику консервации и реставрации с минимальным восполнением утрат (в соответствии с Венецианской хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест). Главная задача мастеров заключалась в том, чтобы максимально сохранить подлинность отделки интерьеров. Каждый шаг реставраторов обсуждался на реставрационных советах с участием ведущих петербургских специалистов. И почти каждое решение рождалось в жарких дискуссиях. Спектр работ был огромным: консервация и реставрация позолоты, живописных вставок, скульптуры, каменной облицовки стен, реставрация паркета и бронзового декора.

Особенно горячие споры развернулись по поводу реставрации мраморных каминов Большого зала, один из которых был привезен из Италии, а второй изготовлен по его образцу в мастерской Шарлеманя. Во время войны мраморные рельефы с них были утрачены. Эксперты решили обратиться к их аналогам – чудом сохранившемуся фризу камина из Опочивальни Александровского дворца и выполнить копии рельефов в современном материале. Второй камин было решено оставить таким, каким он дошел до наших дней – со следами креплений и рельефных фигур как свидетельство той войны.

Для специалистов Царскосельской янтарной мастерской этот объект оказался даже сложнее, чем легендарная Янтарная комната. «Это прорыв в российской реставрации» – таков был вердикт Реставрационного совета, принимавшего работы в Агатовых комнатах. Благодаря консервационной методике реставрации Агатовые комнаты предстают перед нами почти такими, какими их видела Екатерина II и ее современники. Сохранены не только элементы отделки семи интерьеров, неповторимое сочетание «цветных каменьев», но и «патина времени» памятника с более чем двухсотлетней историей.

Работы велись в строгом соответствии с графиком. В декабре 2011-го были открыты Агатовый кабинет и Библиотека, в октябре 2012-го – Большой зал. Затем специалисты Царскосельской янтарной мастерской завершили возрождение еще четырех интерьеров – Яшмового и Овального кабинетов, Кабинетца и Лестницы. К окончанию реставрационных работ на первом этаже павильона «Холодная баня» открылась выставка, посвященная возрождению шедевра.

Агатовые комнаты – технологически чрезвычайно сложный реставрационный объект. Тем не менее, именно здесь впервые музей решил открывать залы для посетителей по мере их готовности, не дожидаясь завершения всего комплекса работ. С апреля 2012 года в павильоне работает Детский центр.

Агатовые комнаты


Агатовые комнаты

Агатовые комнаты расположенны на втором этаже комплекса «Холодная баня», на территории Екатерининского парка. Первый этаж здания презназначался для мытья, а второй для работы и отдыха. Комнаты были построены для Екатерины II архитектором Чарльзом Камероном, в них императрица в утренние часы занималась делами: писала письма, просматривала государственные документы. Это прекрасный памятник русского искусства, одно из лучших творений архитектора. Он получил указ убрать комнаты «великолепнейшим образом» и справился с этой задачей — по своей красоте, нарядности, масштабам мозаика комнат превзошла почти все, что до сегодняшнего дня видела Европа. Для их отделки были использованы самоцветы, натуральный и искусственный мрамор, порфиры, своды украшены лепкой и живописью, орнаменты выполнены из позолоченной бронзы, полы сделаны из редких пород дерева.



Строительству Агатовых комнат предшествовала длительная подготовка. Спустя несколько лет на русских гранильных фабриках разработали технологию обработки твердых самоцветов, благодаря чему давнее желание украшать интерьеры дворцов природным камнем стало осуществимо. Камни с Урала везли сначала на гранильную фабрику в Петергофе, а оттуда на специально построенную в Царском Селе мастерскую, где из них выпиливали плитки и другие детали нужных форм для отделки комнат. Для сохранения нужного объема помещений стены были сточены на 9 см. вглубь, затем для обеспечения долговечности кирпичные стены были выложены плитами из известняка, а поверх них уже укладывались плитки из яшмы. Затем были произведены завершающие работы по шлифовке и полировке, которые проявили яркость и сочность красок цветных камней. Завершив в 1781 году строительство Холодной бани, Ч. Камерон перешел к отделке помещений.



Особенности декора Агатовых комнат

Развитию техники обработки твердых камней во многом способствовало увлечение минералогией, распространенное в аристократической среде в середине и второй половине XVIII века. Экспедиция под руководством Я. Данненберга открыла на Урале новые месторождения самоцветов, а на фабриках разрабатывались технологии их обработки и изготовления предметов декора, так что к концу века отделка дворцовых помещений яшмой, сердоликом, агатом стала входить в обыкновение. Художественный замысел дизайна двух кабинетов он изменил по распоряжению императрицы Екатерины Второй. Новый проект предусматривал отделку яшмой в технике «русской мозаики». Сначала стены были обрублены, потом покрыты плитами известняка и только после этого облицованы цветным камнем. На заключительном этапе работ мастера шлифовали и полировали яшму вручную, чтобы она заиграла ярчайшими красками и природной сочностью тонов. Таким образом они обработали почти 200 квадратных метров: стены, наличники, карнизы заблестели, как стекло.

Агатовые комнаты

Использованная для облицовки уразовская яшма была больше известна под названием «мясной агат», поэтому за павильоном постепенно закрепилось название Агатовых комнат. Холодная баня — название, которое в большей степени ассоциируется с его первым этажом. Яшма в облицовке стен и искусственный мрамор на дверных полотнах заметно пострадали во время войны. Исчезла немалая часть бронзовых деталей (части орнаментов на стенах и дверях, медальоны с пьедесталов, барельефы,ветви-светильники), вазы из яшмы и мраморные скульптуры. Несмотря на эти потери, отделка Агатовых комнат сохранилась в том виде, в каком была создана — как воплощение уникальной художественной традиции, не имеющей аналогов в мировой культуре.


Агатовые комнаты

Современное время

В годы Второй мировой войны немецкие захватчики не пощадили стен Агатовых комнат. Во всех помещениях были разрушены бронзовые орнаменты, исчезли многие мраморные скульптуры и шесть яшмовых ваз. Здание дважды горело. Несмотря на это, творение Камерона в целом сохранилось и предстает перед нами в том виде, в котором его видела Екатерина II. К тому же со времен их постройки не было ни одной реставрации. Работы по восстановлению комнат начались в последнее десятилетие, когда интерьеры оказались под угрозой. В сентябре 2013 года реставрационные работы в Агатовых комнатах были завершены.

Знаменитые бани Царского Села

Издревле баня считалась одновременно помощником в гигиене, сакральным местом для очищения духа и отличным досугом после тяжелой работы. О полезных свойствах парных не только слагали легенды, но сообщали в научных трудах.

В Пушкинском районе есть свои знаменитые бани – мыльни императоров. Интересные факты о них расскажет Пушкин.ру.


Где находится: Екатерининский парк

Павильон «Турецкая баня» был возведен по указу Николая I в 1852 году. Являясь памятником Русско-Турецкой войне 1828–1829 годов, облик мыльны напоминает мечеть неслучайно.

Дело в том, что турки на захваченных русских территориях устраивали бани в церквях. И в назидание поверженному противнику император создал свою «баню».

Здание увенчано круглыми куполами и минаретами, высокий минарет венчает шпиль с полумесяцем, интерьеры его выполнены в «мавританском» стиле и украшены трофейными мраморными деталями, вывезенными во время войны из бани турецкой султанши.

Турецкую баню строили как памятник и как украшение Екатерининского парка и по прямому назначению не использовали, хотя бассейн и умывальники были установлены.


Где находится: Екатерининский парк

Екатерининский парк по приказу императрицы обустраивали по подобию архитектуры Древнего Рима. Поэтому архитектор Чарльз Камерон не отступил от пожеланий главы государства и построил в 1780 году двухэтажный корпус с Холодными банями на первом этаже и парадными помещениями — Агатовыми комнатами на втором.

Мыльня была поделена на несколько залов, каждый из которых выполнял свою функцию:

· Русская парная
· Купальный зал
· Ванная комната
· Угловой кабинет (в нем проводились процедуры массажа)


Где находится: Екатерининский парк

В 1777 году при перестройке церковного флигеля Екатерининского дворца баня императорской семьи, расположенная в нем, была разрушена. Поэтому началось строительство новой бани, которая так и называлась – Новая баня.

Павильон расположился на берегу зеркальных прудов и бал сооружен в стиле раннего классицизма.

К концу правления Екатерины II баня стала называться Мыльней их высочеств и до середины 19 века использовалась по назначению. Там было 6 помещений:

· Ванна
· Парильня, сени
· Раздевальня
· Центральный восьмигранный зал отдыха
· Водогрейная (помещение истопника)

С Верхней ванной связан забавный исторический случай. Летом 1780 года ее на несколько дней превратили в бутафорский трактир. К Екатерине II в гости ехал римский император Иосиф II (граф Фалькенштейн), который всегда останавливался только в трактирах и нигде более.

Поэтому императрицы приказала переоборудовать под трактир баню. Комнату с ванной заперли, привезли необходимую мебель, повесили вывеску, назначили трактирщика. Гость прожил в этой мнимой гостинице пять дней и остался доволен, не заметив «подвоха».


Где находится: Екатерининский парк

Нижняя ванна была построена в 1779 году. Здание представляет собой среднее круглое здание в центре и меньшие круглые и прямоугольные по сторонам. Центральное здание выше других, и на его крыше установлен купол. Это оказалось самым необычным архитектурным решением в Екатерининском парке.

У павильона нет главного фасада, обращенного к дворцу, окна круглые и расположены высоко, в соответствии с назначением здания. Тяжеловесные ванны из мрамора стоят вдоль стен во всех круглых отделениях Ванны.

В мыльне размещались две котельные-водогрейни, откуда теплая вода по трубам подавалась в парильню и помещения с ваннами.
После Великой Отечественной войны павильон превратился в молочный буфет, который являлся местом для семейного отдыха.


Где находится: Баболовский парк

Купальня Баболовского дворца до сих пор окутана мифами и загадками. Ее отливали на протяжении 10 лет, поскольку размеры ванны потрясали даже самих создателей: высота – 2 метра, диаметр – 5 метров, объем – 2000 ведер воды.

Под мыльню специально пришлось увеличивать помещение. А характеристики не поддаются логическому объяснению, учитывая тот факт, что сливное отверстие в купальне отсутствует.

По официальной версии, ванна была вырублена из цельного куска красного гранита массой более 160 тонн, который привезли с каменоломни одного из финских островов. Хотя ни электричества, ни первых двигателей, ни хороших дорог для транспортировки еще не было. Предположительно, автором удивительной работы стал мастер Самсон Суханов.
Приближенные Николая I даже ездили на экскурсию в Баболовский дворец, чтобы посмотреть «восьмое чудо света».


Где находится: Павловский парк

Холодная баня в Павловском парке является первым архитектурным объектом Чарльза Камерона после затяжного конфликта с Павлом I. Он был отстранен от ведущей роли в строительстве павильонов, поскольку отличался своенравием и чрезмерно обременительными для бюджета решениями.

В 1799 году после возвращения к деятельности в Павловске он возвел классическое здание в виде небольшой ротонды с куполом. К нему примкнул более низкий прямоугольный корпус с двускатной крышей и фронтоном над входом.

Украшение снаружи ограничивалось двумя нишами со статуями по сторонам двери и орнаментом под карнизом над входной аркой.

Художественная насыщенность убранства была сосредоточена внутри. Первая комната, с небольшим камином, была задрапирована розовой кисеей. Стены украшали картины. Внутри ротонды был устроен круглый бассейн с фонтаном-душем оригинальной формы – в виде медного шара.

Комплекс «Холодная баня»


kotov_holodnaya_banya

По приказу Екатерины II, архитектор Чарльз Камерон воссоздает на территории Екатерининского парка атмосферу Древнего Рима. По его проекту был построен двухэтажный корпус с Холодными банями на первом этаже, и парадными помещениями — Агатовыми комнатами на втором. Макет Холодной бани был закончен в 1780 году, и в этом же году весной было начато строительство.

Архитектурные особенности комплекса «Холодная баня»

Комплекс «Холодная баня» расположен на территории Екатерининского парка. Архитектура этого комплекса основана на принципе контраста этажей и абсолютно соответствует стилю античного Рима, сочетающего геометрическую строгость линий и великолепие декоративной отделки. Для возведения цокольного этажа использовались блоки массивного пудостского камня, грубо обработанного, пористого, благодаря чему возникает эффект поврежденности временем, иллюзия настоящей античности. Между вторым и цокольным этажом проходит в значительной степени выдающийся карниз. В долгой стене, смотрящей на северо-восток, вырезаны полуциркульные окна, с торцов здания окна прорезаны в арках и имеют прямоугольную форму. Второй этаж своей отделкой резко отличается легкостью и изящностью от цокольного. Стены второго этажа выкрашены в светлый желтый оттенок и включают в себя ниши со скульптурами. Ниши выкрашены в терракотовый цвет, что делает их особенно привлекательными на светлом фоне. Верхний край стен украшен барельефами с мифологическими сюжетами. Первый этаж Холодной бани представляет собой помещения для купаний; второй этаж – это шесть комнат для отдыха и развлечений, с роскошным внутренним убранством, характерным в античности.



Отделка интерьеров «Холодной бани» сохранила свой первоначальный вид до наших дней. Сейчас первый этаж Холодной бани предназначен для проведения временных экспозиций.Парадный юго-западный фасад Холодной бани смотрит на террасу на сводах, опорой которых являются кирпичные столбы. Терраса есть основание Висячего сада, она связывает ансамбль Камерона и Большой Царскосельский дворец. Если смотреть со стороны Висячего сада и Камероновой галереи, то верхний этаж Холодной бани видится абсолютно самостоятельным одноэтажным парковым павильоном. Отличие главного фасада от остальных фасадов состоит в наличии таких же, как на Камероновой галерее, колонн, это отражает единый дух сооружений. Камерон был проникнут духом античного искусства. Это проявляется как в богатом убранстве фасадов, так и в планировке внутреннего устройства здания. Декорирование многоугольных и овальных залов тоже является отражением традиций Древнего Рима. Своды, перекрывающие помещения, украшены рельефной скульптурой с живописью и лепными узорами.

Русская парная

В ансамбле имеет место не существовавшая в Древнем Риме, но неотъемлемая для русского быта горячая баня (русская парная или русская баня) — помещение малых размеров с деревянным потолком, дощатым полом и обшитыми деревом стенами. Работа над сооружением была поручена архитектору И. В. Неелову, так как голландский мастер не был знаком с русской баней. Порядок проведения процедур в Термах Камерона соответствовал древнеримскому принципу снижения температуры от одного помещения к другому — от Русской парной к Купальной комнате.



Купальный зал

Купальный зал является самым просторным и светлым помещением. Его перекрытия — это двойной крестовый свод, в нем четыре двери и два полуциркулярных окна.Первый проект Купального зала, представленного Камероном, императрица отклонила. Проект предполагал золотые лепные украшения, отделку стен искусственным мрамором, роспись орнаментом, вымощенный разноцветным мрамором пол. Согласно проекту, над бассейном следовало бы установить богатый балдахин на колоннах из фаянса, с золочеными орлами из бронзы. Из первоначального замысла Камерона были взяты только некоторые идеи: украшение зала рельефами с мифологическими сюжетами о воде. Пол был выложен дубовым паркетом. Стены кроме рельефов не имели никаких других украшений, а двери были просто окрашены в белый цвет. Бассейн объемом 13 кубических метров имел круглую форму и его окружала балюстрада из дерева. Стены бассейна были кирпичными, а внутри располагалась оловянная ванна. В зале был камин из белого мрамора. Камин декорировали позолоченной бронзой. В годы Великой Отечественной войны в зале организовали конюшню, вследствие чего бассейн был разломан, двери уничтожены, а от паркета остались обломки. В зале дважды проводили реставрацию — в 1949 и 1990 годах.



Ванная комната

Купальный зал соединяется с Ванной комнатой, предназначенной для купания в теплой воде. Ее стены просто окрашены, а единственным украшением стали рамки, одна внутри другой, интересным образом делящие поверхность стен. Над дверями был декоративный портик, а над ним декоративные лепные вазы. Еще в Ванной комнате был выложен камин из светлого серого мрамора и были сделаны две ложные двери.



Угловой кабинет

Дальше шел Угловой кабинет, который согласно плану представляет собой квадрат с полуциркульной нишей. Данное помещение использовалось для процедур массажа. Кабинет украшали колонны из мрамора с коринфскими капителями и лепные медальоны с композициями из древних мифов.

Екатерининский парк . Холодные бани ("Агатовые" комнаты)

фото

Камеронову галерею , Холодные бани с "Агатовыми" комнатами, Висячий и Цветочный садики и Пандус .

фото

Камерон. Павильон Агатовые комнаты.
Продольный разрез. [*]
(добавил Mary)

фото

План 2-го этажа.
черт. В.П.Неелова.
([237])

фото

У агатовых комнат.
1912 г. [225]
(добавил Mary)

фото

Старая открытка.
(добавил Mary)

фото

1911. Клебанов Б.Н.
Царскосельская
юбилейная выставка
(добавил -
YURIY ALEKSANDROV)

фото

Фото 1987 г. [235]
(добавил Mary)

фото

Фото 1987 г. [237]

фото

Холодные бани (первоначальное название - Термы) были построены в 1779-1780 гг., арх. Чардьз Камерон. При их создании использовались мотивы римских терм. Величавая торжественность Агатовых комнат основана на соотношении пропорций, четком ритме и использовании ордера.

Камерон поставил это здание рядом с дворцом, у южного угла дворцового флигеля. Перед главным фасадом Холодных бань находится терраса Висячего сада. Холодные бани соединены с Зубовским корпусом дворца и Камероновой галереей Висячим садом, а с парком - широким пологим Пандусом. Со стороны Висячего сада и Камероновой галереи верхний этаж павильона Холодных бань воспринимается как совершенно самостоятельный одноэтажный парковый павильон. Это главный, юго-западный фасад Холодных бань, здесь располагаются так называемые "Агатовые" комнаты. От остальных фасадов он отличается обилием колонн таких же, как на Камероновой галерее, что связывает здания композиционно.

Строительство павильона началось весной 1780 г.

Холодные бани - небольшое прямоугольное здание. Цокольный этаж выложен массивными рустованными блоками пудостского камня, добывавшегося в селе Пудость под Петербургом. В продольной северо-восточной стене прорезаны полуциркульные окна, в торцевых - прямоугольные окна-двери, помещенные в арках. В простенках расположены ниши со стоящими в них скульптурами. По верху стен размещены круглые лепные медальоны-барельефы. Второй этаж (Агатовые комнаты) гладко оштукатурен, окрашены нежно-желтым цветом, на фоне которого выделяются ниши, окрашенные в цвет терракоты.

Расставленные парами и в одиночку колонны главного фасада замыкают овальный портик-ротонду и декорируют углы ризалитов. В нишах ризалитов - большие окна-двери, по сторонам дверей ниши с бронзовыми бюстами. В одной из них - статуя Амура - копия с античного мрамора IV в. до н.э., в другой - Амур и Психея.
Вначале по замыслу Камерона в нишах всех фасадов предполагалось установить каменные статуи (скульпт. Ж.-Д.Рашетт). Но когда статуи были сделаны, со стороны главного фасада их заменили бронзовыми бюстами-аллегориями. Автор мраморных оригиналов франц. ск. Лабер Сижисберг Адан. Мраморные тумбы под бюстами, украшенные розетками и цветами, выполнил русский камнерез Иван Семенов. Перед входом в портик-ротонду - два бронзовых бюста - Антония в образе Меркурия и Весты. Стату и бюсты отлиты в 1781-1787 гг. мастерами В.Можаловым и Э.Гасклу. В нишах портика - ск. Мальчик, вынимающий занозу и Венера, сидящая на корточках. Это самые первые копии с антиков, выполненные в Академии художеств в 1772 г.

В лепных мельонах главного фасада и портика представлены аллегорические образы времен года. Скульптура фасадов, обращенных в парк олицетворяет реки и озера: cидящая женщина - Нева, старик - Волхов. На медальонах-барельефах этого фасада - Веста, Гигея, Флора и др. Фасад, обращенный к регулярному саду украшен статуями наяд и Эола. Барельефы трех фасадов, обращенных парк выполнены ск. Карлом Гоффертом. Все каменные скульптуры и медальоны главного фасада - Ж.-Д. Рашеттом.

Постройка Холодных бань была завершена в 1787 г.

* - Всеобщая история искусств. Том 4. Искусство 17-18 веков."Искусство", Москва. 1963.

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

Свою приверженность к античному искусству Ч. Камерон демонстрирует не только на фасадах, но и во внутреннем устройстве и планировке здания. В нижнем этаже здания размещены помещения для купального зала, ванны, русской бани с паром. Во втором этаже - 6 богато отделанных комнат для отдыха. В декоративном убранстве овальных и многоугольных залов также широко использованы мотивы римских построек. Большое внимание арх. уделял украшению сводов, сочетая живопись с рельефной скульптурой и лепкой. В залах второго этажа много скульптуры. В нишах, на каминах, столах и тумбах были установлены статуи и бюсты мифологических персонажей, философов, императоров. В конце 1780-х в Агатовых комната их было 30. После ВОВв их осталось 11. Значительная часть рельефной скульптуры сохранилась.

Три дубовые входные двери главного фасада вводят в помещения Агатовых комнат. Дверь налево - в переднюю, называемую Кабинетцем; средняя дверь - в Большой зал, дверь направо - в Библиотеку и на лестницу в первый этаж. Основной объем павильона занимают Большой зал и два кабинета, расположенные по сторонам. На отделке парадных помещений Ч. Камероном был сделан основной акцент: интерьеры Агатовых комнат декорированы мрамором, цветной уральской и алтайской яшмой.

Камерон разработал несколько вариантов убранства помещений. Арх. предложил во всех парадных помещениях и на первом этаже покрыть стены искусственным мрамором с росписью орнаментами. Один из вариантов Екатерина II приняла. Однако в период строительства вносились серьезные изменения.

Так весной 1783 г. Камерон получил указание подготовить проект отделки яшмой двух комнат во втором этаже. Нужное количество камня было заказано на Петергофской гранильной фабрике. Подрядчик, купец Василий Давыдов вскоре выстроил специальную временную мастерскую в своей усадьбе в Царском Селе для распиловки и обработки полученных камней (их было более 1 000, общим весом 25 т). Каменных дел мастер Иван Балакшин приступил к работе. Среди полученных камней были - яшма красная, зеленая, зеленая с красными прожилками, мелкополосная зеленая, "агат темно-красный с белым кварцем" (уразовская яшма) и "горный восточный хрусталь" (зеленая яшма). Все яшмы из Петродворца в Конторе строений Царского Села называли "агатами" - отсюда и название второго этажа Холодных бань - Агатовые комнаты. Для долговечности яшмовой облицовки стены двух кабинетов сначала облицевали плитами камня-известника, а уже затем яшмой. Утолщение облицовки стен привело бы к изменению размеров помещений. Для сохранения прежних прпорций Камерон стесал стены на 10 см и лишь потом приступил к облицовке кабинетов.
Яшмовые комнаты являются уникальным произведением русского искусства XVIII в.

В декоративном убранстве помещений второго этажа Камерон широко использовал золоченую бронзу. Бронзовые орнаменты, каминные приборы, решетки, таганы, осветительная арматура Агатовых комнат и Екатерининского дворца выполнены по рисункам Камерона. Подрядчиком по худ. бронзе был Иосиф Басселье (содержатель часовой фабрики) и медных дел мастер Шперлинг.

В 1784 г. Камерон сделал рисунки полов и дверей для Холодных бань. Двери на втором этаже представляли собой сложный набор арабесок из разных пород дерева, украшеный перламутром. Но высокая их стоимость привела к тому, что для убранства комнат были использованы полы, выполненные по проекту Ю.М.Фельтена, из недостроенного дома А.Д. Ланского (на Дворцовой пл. напротив Зимнего дворца). В 1785 г. Камерон подготовил проект их использования. Полы дома Ланского использованы в Овальном зале, двух яшмовых комнатах и Овальном кабинете. В Кабинетце и Библиотеке сделаны полы по рис. Камерона. Столярные работы выполнил мастер Иоганн Шпонгольц.
Для дверей Камерон разработал новый упрощенный проект (сохранилась одна из трех дверей в Большом зале). Двери яшмовых комнат с одной стороны отделаны камнем.

Одновременно производились работы и на первом этаже. Первоначальный проект интерьеров, одобренный Екатериной II, предполагал сделать убранство не менее богатым, чем в залах второго этажа. Но в разгар строительства заказчица решила отказатьсься от дорогостоящего проекта. Переработанный Камероном проект исключал всю художественную отделку кроме двух мраморных каминов. Несмотря на все упрощения строительство Холодных бань обошлось в 463 560 рублей.

Интерьеры отделывали русские и иностранные мастерстера декоративного искусства. Подрядчиком на живописные, малярные, позолотные и скульптурные работы был утвержден Жан Батист Шарлемань (скульптор-декоратор, владелец мебельной мастерской). (В то время Подрядчик вносил залог - 10% стоимости заказа). В декоративном оформлении залов и фасадов участвовали ск. Жан Доминик Рашетт и Карл Гофферт. Рашеттом исполнены 55 лепных медальоно-горельефов для интерьеров и 12 каменных статуй для украшения фасадов.

Передняя. "Отдыхальная" комната.
Купальный зал просторное светлое помещение с двумя полуциркульными окнами. Стены украшает скульптурный фриз с медальонами. Под сводами скульптурные панно. Посреди зала круглый бассейн. Его окружала деревянная балюстрада. Стоял камин белого мрамора с орнаментами золоченой бронзы. Во время оккупации здесь была конюшня.
Ванная комната - просторное помещение с камином серого мрамора.
Угловой кабинет служит предбанником. По оформлению повторяет Отдыхательную комнату, но без камина. На своде потолка лепные барельефы.
Русская баня. Камерон не представляя, что такое русская баня, обратился в Контору строений, которая приписала арх. И.В. Неелова приступить к сооружению бани. Стены обшиты досками, деревянный пол. Оборудование - в углу печь, на решетчатом своде которой лежало 250 пушечных ядер для получения пара.

Термы Камерона: Большой Зал "Агатовых комнат"

Итак, экскурс, в котором нас сегодня сопровождает маэстро Иоганн Себастьян Бах , начинается.

В 1779 году Екатерине Алексеевне (Екатерине II) исполнилось 50 лет. Её мысли давно тревожила идея иметь в своём Царскосельском саду «античную причуду» как в древнем Риме. Вот в это самое время в Царское Село и прибыл блестящий архитектор, шотландец Чарльз Камерон, прославившийся еще в 1772 году публикацией своей книги «Термы римлян», в которой описал, как римские императоры Нерон, Траян, Тит по всей империи строили для народа Рима бани ( термы ), ставшие своеобразным центром общественной жизни. Прочитав её, самодержавная "матушка" мечтала почувствовать себя в обстановке того времени, а заодно потешить своё самолюбие грандиозным строительством по примеру древних римлян, тем самым ещё и упрочив значение своего царствования для России.

Вид на "Агатовые комнаты" из Фрейлинского садика. Слева Камеронова галерея. Вид на "Агатовые комнаты" из Фрейлинского садика. Слева Камеронова галерея.

Императрица, увы, старела. У неё сильно болели ноги, и она всё чаще вынуждена была передвигаться в специально изготовленном для неё кресле (кстати, в ходе осмотра мы его увидим) . Екатерина Алексеевна наконец-то нашла в Камероне, знатоке терм и античности, своего единомышленника, которого всецело захватила идея воссоздать императорские термы для народа Рима в маленькой камерной постройке исключительно для русской монаршей особы. «Великому рисовальщику» , как прозвала его Екатерина, и было поручено воплотить в камне личный мирок для Великой "самодержицы", мирок в котором ей было бы комфортно и уютно передвигаться, и в тоже время она оставалась бы в центре всех событий. Камерон создал для неё идеальное пространство! Вот посудите сами. Взгляните на фото ниже 👇

👆 Слева вход в личные покои императрицы в Екатерининском дворце; посредине, в тёплое время года пышно цветущий «Висячий сад» ; прямо за садом вход в термы с «Агатовыми комнатами» и банями на 1м этаже; перед садом Пандус , позволяющий как въехать наверх, так и спуститься в кресле в парк, ну а направо – Галерея для прогулок и философических бесед, выходящая на юг. Если солнце не прячется за тучами, оно освещает здесь всё! Гулять здесь одно сплошное удовольствие!

Вид на "термы Камерона" со стороны Екатерининского дворца. Вид на "термы Камерона" со стороны Екатерининского дворца.

Сегодня мы совершаем увлекательный променад по "Агатовым Комнатам" , которые находятся на 2-м этаже над "Холодными банями" . Попасть сюда с экскурсией крайне сложно, ибо работают они только в летний период и то с группами по 10 человек. Билет стоит 300 рублей. Мой же экскурс совершенно безвозмезден! Поэтому читаем, смотрим, вникаем!

Для начала «обойдём» вокруг "Терм Камерона", чтобы иметь представление о "римском чуде" в самом центре Российской империи. Войти в "Агатовые комнаты" можно было как с 1-го этажа по винтовой лестнице, так и через "Висячий сад" прямо из покоев Екатерины II в так называемом Южном Зубовском флигеле Екатерининского дворца.

Возведение всего комплекса "терм" продолжалось довольно долго - с 1780 по 1788 годы в течение 8 лет.

Эта долгожданная царская прихоть, «хотелка» Екатерины Великой стала самым дорогостоящим зданием её Царскосельской резиденции. Это вы поймёте, когда мы «увидим» на сколько редки и изысканны внутренние убранства помещений 2-го этажа

👆 Дорожка к "Агатовым комнатам" через "Висячий сад" от личных покоев Екатерины II. Это её ежедневный утренний путь. Им пойдём и мы!

👆Вид на "Агатовые комнаты" через "Висячий сад" из под свода "Камероновой галереи"

Читайте также: