Глазурь для плитки своими руками

Обновлено: 17.05.2024

Керамические глазури — цвет, во всем великолепии

Давно прошли те времена, когда гончары ограничивались рельефными формами, стараясь смоделировать свои изделия по образу и подобию каменных или деревянных скульптур. Главная прелесть современной керамики — это цвет, во всем его великолепии. Именно это понял Михаил Врубель, когда влюбился в керамику, восприняв ее как цветную скульптуру, завораживающую своей игрой бликов и полутонов.

Весна. М. Врубель. 1899 год Весна. М. Врубель. 1899 год

Керамисты всех времен занимались химическими исследованиями, пытаясь достичь нужных оттенков глазури, чтобы повторить в своих работах всю красоту окружающего мира — сияние звезд, мерцание воды, пылание огня, прозрачные капли дождя, цвет кожи любимой женщины, золото ее волос, глубокую бирюзу моря и синеву августовского неба. Вся роскошь цвета окружающего нас мира является преломлением солнечного света в атмосфере Земли и способностью предметов его отражать. Работая маслом или акварелью, художник видит, что именно он смешивает и его работа на холсте становится полностью законченной с последним мазком кисти.

Совсем другая история с керамическими глазурями, где работа подвергается высокотемпературному обжигу, поэтому некоторые цвета выгорают совсем без остатка, некоторые проявляются иначе, чем рассчитывал художник, и абсолютно все краски взаимодействуют друг с другом, вплавляясь и растекаясь не совсем предсказуемым образом.

Каждая керамическая мастерская — это всегда химическая лаборатория, а каждый обжиг — это взаимодействие целого спектра химических элементов с катализатором в виде температуры. Именно поэтому подбор глазурей является архиважной задачей, а записи «рецептов» особо удачных сочетаний — уникальной информацией.

Итак, керамические глазури . Что же это такое? Изначально любые краски — это пигменты на основе металлов, оксидов или сложных органических элементов. Ими мы пишем акварели, они же принимают участие в живописи маслом, гуашью или темперой.

Высокотемпературные пигменты Botz Высокотемпературные пигменты Botz

Отличие только в связующем наполнителе — например, в гуаши это клей и мед, а в темпере — яйцо, также может использоваться казеин, масла или синтетические связующие. Для керамики органические краски не подходят, поскольку при обжиге вся органика сгорает полностью. Поэтому керамисты используют в основном оксиды и соли металлов в качестве пигментов и разнообразные силикаты в качестве основы глазури.

Индийские пигменты различного типа Индийские пигменты различного типа

Имеется несколько основных способов декорирования керамики: подглазурное и надглазурное покрытие, живопись по сырой эмали, ангобная роспись по необожженому черепку.

Подглазурная живопись — это нанесение пигмента на бисквитный или утильный черепок с последующим глазурованием бесцветной глазурью и обжигом.

Плитка в стиле Ренессанс написанная в подглазурной технике пигментами по утилю Плитка в стиле Ренессанс написанная в подглазурной технике пигментами по утилю

Надглазурная — это роспись по глазурованной керамике, когда художник пишет по гладкой глазурованной основе. После росписи потребуется третий обжиг для закрепления рисунка.

Тарелка с надглазурной росписью художника Флеры Даминовой Тарелка с надглазурной росписью художника Флеры Даминовой Панно нашей мастерской с живописью пигментами по сырой эмали Панно нашей мастерской с живописью пигментами по сырой эмали

Роспись ангобами по необожженому черепку любима многими художниками-керамистами, работающими в этно-стиле, поскольку она является очень эффектным приемом декорирования. Этим способом декорирования пользуются на многих традиционных гончарных промыслах. В частности в Опошнянском на Украине (мы писали о нем в нашей статье о Петре Ваулине ), в Оятском на старой Ладоге в Ленинградской области, в Старооскольском в Белгородской области и в других.

Рожковая роспись ангобами Рожковая роспись ангобами

В двух словах, способ заключается в следующем: ангобы (глины, разведенные до состояния шликера) смешивают с цветными пигментами и получившейся пастозной «краской», имеющей консистенцию гуаши расписывают при помощи груши с наконечником от шариковой ручки. В старину вместо груши использовали рог и гусиное перо, поэтому такой способ росписи получил название «рожковый». Кроме рога и груши, можно использовать кисть, мастихин или любые другие обычные художественные инструменты.

Шликер — жидко разведенная сметанообразная глиняная масса.

Этот способ также интересен еще и тем, что поверх росписи можно делать разнообразные цировки и процарапывать рисунок, а можно полностью нарисовать изображение с помощью иглы или ножа. В итоге, получится объемный рисунок, с четкими графичными краями и рельефом. Эта техника называется сграффито .

Керамическое панно художника Анны Куприяновой. Ангобы Керамическое панно художника Анны Куприяновой. Ангобы

Глазури имеют огромный спектр эффектов. Поэтому при декорировании керамики, кроме нанесения изображения на изделия, можно использовать эти эффекты, что, собственно, и является основным «интересом» профессиональных керамистов — людей увлекающихся и энтузиастов своего дела.

Эффекты в глазурях Эффекты в глазурях

Здесь следует заметить, что глазурь является стекловидным материалом и имеет тот же состав, что и стекло: полевой шпат, бура (декагидраттетраборат натрия), кварц, оксиды свинца или олова. Разница между глазурью и стеклом только в температуре обжига и добавках, приближающих ее коэффициент термического расширения к черепку.

Кроме того, в глазури могут быть добавки, создающие дополнительные оптические эффекты, которые дают микроскопические преломления света, близкие к длине волн зрительного диапазона человека. Именно эти преломления, практически неощущаемые человеческим глазом, в основном и влияют на наше восприятие игры света в глазури.
Если систематизировать известные типы глазурей , то наверное, следует выделить четыре основных признака: цвет, эффектарность, прозрачность и блеск. Все эти признаки часто зависят от одних и тех же причин. На прозрачность и блеск влияет в первую очередь способ обжига, химический состав глазури и ее плотность.

Дихроичные глазури Дихроичные глазури

Скажем, наличие в составе глазури полевого шпата в сочетании с переменой температурного режима обжига, приводит к его кристаллизации — полевой шпат как бы «прорастает» своими кристаллами в глазури, а оксид меди окрашивает их в зеленоватый цвет. Таким образом получается всемирно известная « селадоновая » глазурь, непрозрачная и имеющая нежно-зеленый оттенок. Для того, чтобы остановить процесс кристаллизации и получить максимальный глянец покрытия следует производить высокотемпературный обжиг плотного слоя глазури.

Селадоновая глазурь Селадоновая глазурь

Но чаще всего увлеченных керамистов интересует эффект матирования поверхности. Тут в действие вступают разнообразные добавки. Чтобы получить эффект матовой поверхности обычно применяют волластонит — минерал из класса силикатов. Этот минерал практически не содержит примесей в виде оксидов, поэтому является почти идеальным материалом для приготовления глазури. Кроме того, он от природы имеет белый цвет и поэтому может использоваться при изготовлении белой керамики.

Волластонит Волластонит

Различные оттенки цвета достигаются путем использования пигментов — оксидов, металлов и солей. Причем, известный всем кобальт в чистом виде имеет темно-фиолетовый, почти черный цвет, а в сочетании с алюминием становится ярко-синим, знакомым нам по росписям Гжели и Делфта. Добавление к нему хрома превращает синий в бирюзово-зеленый, а марганца — в оливковый.

Однако, следует помнить, что изменение химического состава пигмента изменяет также и температуры его «жизни». Поэтому, если желтая глазурь на основе циркония и титана может обжигаться на 1300 градусах, то на основе сурьмы и свинца — уже не выше 900 градусов. Красные глазури на основе кадмия и селена вообще не жаростойкие и их применение ограничено 850 градусами обжига.
Поэтому, применяя различные пигменты в росписи, всегда следует учитывать максимальные температуры, которые они выдерживают и сочетать между собой глазури только одного типа. Ибо очень обидно написать прекрасную живописную работу, состоящую из множества тонких полутонов и оттенков, а после обжига получить расплывшийся невнятный рисунок, в котором отсутствует половина цветов.

Эффектарность в глазурях достигается изменением режима обжига. Мы уже писали в наших статьях «Испанская керамика — драгоценность мавританской Андалусии» и «Керамическая мастерская Абрамцево» о восстановительном обжиге, придуманном еще маврами в далеком VII веке и заново возрожденном Михаилом Врубелем и Петром Ваулиным в начале XX века.

Ангел Алены Залуцкой, обожженый в восстановительной среде Ангел Алены Залуцкой, обожженый в восстановительной среде

Суть метода заключается не только в температурном режиме печи, но и в изменении атмосферной среды в ней. Добавление в атмосферу печи других газов приводит к различным химическим реакциям, в результате которых кислород извлекается из оксида — составной части пигмента — и сгорает полностью. В итоге, вместо оксида остается исходный металл. Например, оксид меди превращается в медь, которая, как известно, имеет красный цвет, а не зеленый, как ее оксид. Кроме изменения цвета, глазурь приобретает металлизированный блеск, а некоторые металлы распадаются на отдельные сегменты, образуя вкрапления в однородном глазурном слое — «люстры». Эта технология получила название редукции, а такая керамика называется люстрированной .

Плитки с эффектом люстр после восстановительного обжига Плитки с эффектом люстр после восстановительного обжига

Кроме традиционной редукции на основе восстановительного обжига, современными керамистами часто применяются искусственные компоненты с люстрами. Это не совсем оригинальная технология, а фактически ее современная имитация. Но это лишь один из эффектов, пусть и самый выразительный.

Плитка ручной работы, покрытая металлизированной глазурью Плитка ручной работы, покрытая металлизированной глазурью

Регулирование режимов печи и соединение различных глазурей позволяют добиваться совершенно феерических эффектов. Можно получить эффект велюра или добиться прозрачной глубины; игра цвета в гранях и разные оттенки глазурей, сочетаемые между собой, позволяют имитировать драгоценные камни. Эффект кракле (на профессиональном языке — «цек») это своего рода брак, вызываемый различным коэффициентом теплового расширения глазурей и керамических масс.

Эффект велюра на изразце, сделанный методом покрытия крупной фриттой Эффект велюра на изразце, сделанный методом покрытия крупной фриттой

Однако, этот «брак» великолепно смотрится на полупрозрачных глазурях, придавая керамике вид старинного дорогого изделия, будто перешедшего по наследству от богатой прабабушки. Этот эффект лучше всего моделировать третьим обжигом, чтобы он не стал действительно браком, через который черепок может впитывать влагу.

Эффект кракле Эффект кракле

Технология глазурования керамики довольно сложна, а результат зависит от множества нюансов. В нашей статье мы описали лишь основные принципы цветообразования. Однако, поскольку глазурование керамики основано на химии высоких температур, то и на конечный результат может повлиять любое изменение условий: изменение состава черепка, условия его изготовления, просушка глазури, толщина ее слоя, состав глазури, разбег температуры в камере, режим обжига, режим охлаждения, метод глазурования и т.д. и т.п.. Поэтому только многократные опыты в конкретной печи, с тщательным фиксированием всех сопутствующих условий, смогут дать стабильный декоративный результат.

«Курс по изготовлению авторских керамических глазурей. Глава 1»

glasuri13_small


Фотография из книги Pottery, Tony Birks, 1979 г.

Здравствуйте!

Сегодня я начинаю реализовывать свою мечту и начинаю в этом блоге

«Курс по изготовлению авторских керамических глазурей»

В рамках этого курса здесь появятся статьи, которые осветят искусство приготовления глазурей для тех, кто хочет посветить время, чтобы войти в эту область керамики и сделать свои работы более творческими и выразительными.

В курсе вы узнаете про следующее:


  • Что такое глазури?
  • Какие компоненты в них используются.
  • Вредные компоненты.
  • Свойства и характеристики отдельных компонентов.
  • Изготовление глазурей для разных температур:

    • низкотемпературные
    • среднетемпературные и
    • высокотемпературные глазури

    Я сама не очень долго занимаюсь изготовлением своих глазурей, наверное год или полтора. Мои глазури наверное не такие идеальные, как у знаменитых керамистов или на производстве. Но они есть, а это значит, что их можно оптимизировать и улучшать. К тому же у них свой характер и своя сущность, и керамика становится ещё более живой, когда в её покрытие вложены труд и творчество конкретного человека.
    Возможно, такой курс должен был бы писать более опытный в этом деле человек. Но пока никто ещё ничего не написал, а мне очень хочется поделиться своими небольшими накопленными знаниями, чтобы дать тем, кто хочет, возможность, начать делать свои глазури и наполнить свою керамику новым характером!

    Надеюсь, что этот курс найдёт свое продолжение в бурной экспериментальной деятельности и в обстоятельных обсуждениях онлайн или за чаем!

    Весёлого вам глазуре-приготовления!

    Мотивация для самостоятельного изготовления глазурей

    Мне думается, что те люди, которые читают этот блог, не просто так сюда попали, и поэтому имеют некий интерес к предложенному здесь занятию.
    Но всё-таки хочется написать пару строк, зачем делать свои глазури – ведь их столько много продаётся. Зачем же так заморачиваться?


    • Самый простой аргумент, что это очень бюджетно. Намного дешевле, чем покупать стандартные Ботцовские глазури. Глазури от Ботц стоят в лучшем случае примерно 400р за 200мл водяной суспензии, где примерно четверть-половина, это вода. Чтобы сделать глазурь самому нужны компоненты – стоимость главных составляющих колеблется между 20 и 150 р за кг. В глазурь входит чаще всего 4-5 главных компонентов, это получается в среднем 70р за один кг сухой глазури.

    • Когда глазури много – изделия можно и окунать и поливать и ещё как-нибудь покрывать, это уже на ваше усмотрение – сразу становится намного меньше проблем и немножко больше времени.

    • И самый приятный аргумент - это дальнейшее выражение вашего творчества. Форма всегда подчиняется цвету, которым она покрыта. Если вы можете сделать это покрытие и этот цвет сами, то вы лучше можете управлять тем, как выглядит ваша керамика. Ваши работы будут единичны – они будут иметь свой характер и своё выражение, ведь вы сами составили глазурь, такой, какой она будет на этом изделии. Больше таких глазурей ни у кого не будет - даже ваши глазури в другой печке могут выглядеть иначе.

    • А ещё мне кажется, что это создаёт очень прекрасное разнообразие, что для разных температур нужны разные глазури, с разными составами. Это делает изделие каким-то более личным, характерным, потому что в нем заложены условия его обжига. А то что это за глазурь, на которой написано, что её можно обжигать от 950° до 1200° градусов? =))

    Выложив вам аргументы для самостоятельного приготовления глазурей, и надеясь, что я этим кого-нибудь вдохновила, я думаю, что разговоров достаточно и стоит начать.

    «Курс по изготовлению авторских керамических глазурей»

    1. Введение. Что такое глазури.

    Глазури, это стекольные покрытия керамических изделий. Для того чтобы знать, как делаются глазури, нам нужно сначала разобраться, что такое стекло и как его делают.

    Стекло – это сплав силикатов (силикаты – это соединения с кремнием, например кварц SiO2), который находится в агрегатном состоянии между жидкостью и твёрдым телом. Точнее говоря, стекло может считаться дополнительным агрегатным состоянием наряду с твёрдым, жидким и газообразным.

    В нормальной ситуации, любая жидкость при охлаждении переходит в твёрдое состояние через кристаллизацию (образование кристаллов) и типичной особенностью твёрдых тел является их кристаллическая структура. Можно посмотреть на замерзание воды и на снежинки, на затвердение металла, на отложение морской соли на берегу моря – это всё кристаллы.

    Стекло же получается, если по каким-то причинам охлаждение расплава произошло так быстро, что кристаллы не успели образоваться и вещество так и осталось при затвердении в той аморфной форме, в которой оно находилось в жидком состоянии.


    borosilikat2

    Рис. 1 Кристаллическия структура поваренной соли Рис. 2 Структура боросиликатного стекла (в плоскости).
    ( Из
    книги Keramische Glasuren, Wolfgang Matthes, 2011)

    На рисунках мы видим схематическое изображение структуры кристалла – в данном случае поварённой соли NaCl, и структуры стекла. Видно, что у поварённой соли чёткая выстроенная структура, а у стекла бесструктурная, аморфная форма.

    Другая причина, почему вещество могло войти в стеклообразное состояние, это то, что жидкость была настолько вязкой, что для передвижения атомов(чтобы они прыгнули на свое место в кристалле) имелось такое сильное сопротивление, что они не смогли выстроить кристаллическую структуру. Так дело обстоит как раз с нашими глазурями, которые в расплаве представляют собой очень вязкую жидкость и не могут образовать кристаллы при охлаждении. Если повлиять на вязкость добавлением определённых веществ, то можно добиться образования кристаллов, в зависимости от состава – от микроскопических, до больших – размером с ладошку. Так делаются кристаллические глазури.

    Как мы уже увидели на рисунках, структура кристалла упорядочена и имеет определённый строй, а структура стекла не имеет особого порядка. Стекло является «изотропным» материалом, это значит у него одинаковые особенности на все стороны(влево/вправо, вверх/вниз). Это имеет значение, потому что следствием его изотропности является обратимое расплавление и затвердение без особых изменений в структуре. Кристаллы напротив, являются анизотропными телами. У них разные особенности в разные стороны. (Например, некоторые кристаллы можно расслоить в одну сторону, а в другую нет). И они не плавятся без изменений структуры. Если мы заморозим лёд – мы получим воду: она имеет совсем другую структуру чем лёд. Но если мы возьмём стекло, то оно при очень низкой и при очень высокой температуре имеет одинаковую структуру – аморфную. Просто при повышении температуры оно становится мягче/ жиже, вплоть до полной его текучести. Также и с глазурями. Поэтому мы можем их обжигать несколько раз, а они остаются такими-же. Но тут конечно бывают и исключения, на которые мы ещё обратим внимание.

    Ещё один интересный момент:

    Тот факт, что у стекла нет кристаллической структуры, послужил тому, что свойства стекла, по сути, до сих пор не изучены (в 21 веке, представьте себе!). Кристаллы изучали методом рентгеновских снимков – на них прекрасно видна кристаллическая структура того или иного кристалла. Но у стекла нет тех плоскостей, как у решётки кристалла, и рентгеновым лучам не от чего отражаться, чтобы сделать снимок.

    Получается, что до сих пор тайна стекла остаётся неразгаданной – всё знание о стекле и глазурях основано на эмпирических наблюдениях, русским языком – на методе проб и ошибок!

    Отличие: обычное стекло – глазурь

    Теперь, когда мы знаем, что такое стекло, возникает вопрос: В чём разница между обычным стеклом – например бутылочным – и глазурями?

    Да вообщем-то не в чём.

    Только немножечко отличается состав, который подходит к их разным сферам применения. Давайте сравним:

    Стекло делается очень жидким, в ваннах, чтобы оно потом застыло без пузырьков и неравномерностей.

    Глазурь, напротив, должна быть более менее вязкой – чтобы не стекать с вертикальных поверхностей.

    В производстве стекла нужно учитывать только типичные особенности стекла в жидком, пластичном и твёрдом состоянии.

    Керамические глазури, напротив, во время обжига взаимодействуют с глиняным черепком: они должны подходить к нему. Кроме этого от них требуется определённая поверхность: глянцевая/матовая, шершавая/гладкая. При этом они должны быть химически и физически устойчивыми: химически – к кислотам, например к уксусу, кефиру, соку; и к щелочам, например к мылу. Физически к царапанью, резанью, к сколам.

    Стекло является гомогенным (однородным) материалом

    Глазурь не является однородным материалом: её состав в близи к керамическому черепку и в близи внешней среды отличается от её состава внутри, так как глазурь во время обжига взаимодействует с черепком и с атмосферой печи.

    Компоненты для стёкол и глазурей.

    Из каких компонентов делают стёкла и глазури?

    Основными составляющими стекол и глазурей являются

    Кроме этого существует ещё ряд компонентов, которые используются для изменения характеристик глазурей и стёкол. Об этом во второй и последующих главах.

    Как самостоятельно сделать глазурь для кафельной плитки?

    Кафельную плитку делаем сами, но она не блестит. Как самим сделать глазурь для нашей кафельной плитки?

    комментировать

    в избранное

    oldes­ t [36.3K]

    5 лет назад

    Для самостоятельного изготовления глазури вначале надо изготовить фритту, то есть размельчить и расплавить стекло, после чего опустить его в воду комнатной температуры. Затем полученная масса перемалывается до состояния порошка, после чего просеивается через сито или капроновый чулок. Полученный порошок смешивается с силикатным клеем или клейстером. Туда же надо добавить 5-6% (от общей массы) окиси цинка, олова или двуокиси сернистого бария. С помощью соответствующих добавок получается нужный цвет глазури. Она наносится на поверхность плитки, после чего плитка обжигается при температуре более низкой, чем та, при которой она изготовлялась. Технология изготовления глазурованной плитки может включать одинарный или двойной обжиг. Схематическое изображение процесса изготовления глазурованной плитки прилагаю

    Как сделать глазурь для керамики

    Бесцветную глазурь легко приготовить в условиях гончарной мастерской.

    Как сделать глазурь для керамики

    Для этого достаточно взять стеклянный бой и горячим опустить его в воду. При этом стекло помутнеет и покроется мельчайшими трещинками. Практически вы получите фритту, из которой промышленным способом изготавливается глазурь.

    Затем стекло нужно истолочь в белую муку. В небольших количествах это можно сделать в ступке или в шаровой мельнице. Полученную муку следует просеять через очень мелкое сито (для этого можно использовать капроновый чулок).

    Добавив в приготовленную вами глазурь 5-6% окиси цинка, двуокиси олова или сернокислого бария, вы получите глухую белую эмаль; добавляя же в бесцветную глазурь окислы различных материалов, вы сможете получить прозрачные глазури разного цвета.

    Для получения матовой (без блеска) глазури достаточно ее недожечь; В результате ее поверхность покроется мелкими выпуклостями и впадинками.

    Впрочем, самостоятельным изготовлением глазурей в наши дни редко кто занимается, поскольку в специализированных магазинах можно купить глазури любого цвета.

    Однако необходимо помнить, что окончательный цвет керамической краски зависит от условий обжига изделий.

    Всем привет, хотел бы такую тему открыть, ищу все возможные способы изготовления глазури, читал про
    простой и не дорогой метод. Заключается он в следующем: покупают фриту(порошок из стекла нагретого) и соединяют с клеем или еще с чем и добавляя немного того же окисла железа получают глазурь цветную. я пытался сам изготовить фриту, но что то не получилось у меня, плохо наверно нагревал, потому что порошок то получился, а вот толку от него мало, при обжиге выгорел весь. вообщем опыта мало и знаний. решил купить готовую фриту, но у нас ее что то нигде нет, кто может подскажет фирму поближе к Казахстану, и примерные цены на сие удовольствие, и просьба поделится опытом кто делал по такому методу, получается ли что то хорошее?

    реклама Google

    2 Ответ от gorniy 2013-05-21 13:04:02

    Artem, вот нашел простые рецепты в группе керамистов на сайте Вконтакте:

    Свинцовыя глазурь

    Из забытого:) Пережигали свинец на чугунной сковороде (вредно!) в муку (глет), просеивали через тонкое сито. Для зеленого цвета добавляли медный купорос, для красного - железный, для желтого - сурьмы белил, для кор. - марганца окиси ,для прозрачного - ничего)). По весу сверх 100% от 1 и более.К примеру медного купороса надо 10-12%.Само изделие обмазывали солидолом с керосином, а мукой сухой обсыпали, или насыпали внутрь и высыпали. Приставший глет в обжиге образовывал с черепком - яркую блестящую глазурь. Но обжиг должен быть окислительный. Так в Белгородской обл. умели гончары еще в 80е годы.

    Глазурь из буры с глиной

    Приготовить буру (Водную или кристаллическую): надо прожарить на сковородке до удаления воды (физической), она скатается в серые, грязные шарики. Их истолочь в ступке и отложить в подписанную банку. Глину тоже высушить и потолочь, просеять. Взвесить 1 в.ч. глины и добавить 4 в.ч буры. Глина может быть родного черепка, но можно взять и беложгущуюся, тогда глазурь будет попрозрачнее. Можно внутри крыть одной, а снаружи другой. Для восстановительного огня в ту что снаружи сверх 100% добавь меди, серебра, висмута, кобальта, марганца в виде солей, но посчитать сколько надо в оксидах!Если 2% окс. меди,то купороса надо положить где-то 6%,остальных достаточно 0,5% и меньше. Разводи водой до молока ,окунай,обливай, пшикай из пульвера, иль мажь кистью. Можно крыть и необожженные изделия, если они крепкие и обжигать как утиль, потом еще покрыть и жечь политой, т.к.глазурька сырая, и могут быть лысины. Я восстанавливаю как братья грузины:) При остывании лью в печь, на под, через трубочку стальную, жидкие углеводороды, подешевле)) Начиная с 750 град Ц., и по чуть лью через промежутки времени до остывания 400 град. Когда обжиг закончен на 1 050 - 1 100 глазурь растеклась, я приподнимаю крышку, чтоб Темп. быстрей упала до 750). Это самая простая кухня. Если крыть такими глазурями по эмалям эффектов прибавиться. Сваргань себе печурку на газе с верхней загрузкой, и объемом на один ряд изделий, и будешь каждый день гордиться собой!

    Свинцовая майолика

    Чтобы сделать майолику навроде Дулевской надоть к любой прозрачной, бесцветке, или просто молотому стеклу, добавить 40% сурика свинцового к 60 сухой, а для цвета оксидов иль солей сверх 100% по вкусу. Суперская зелень получаться если добавить 2% окиси меди и 0,5 % окиси хрома. К сожаленью посуду крыть нельзя(!

    Цвет

    Щелочи для глазурей предки получали из зол местных растений, которые прекрасно подходили к местным глинам. Рецепты часто умирали вместе с мастерами, но странным образом опять возрождались, т.к. общая технология довольно проста,а реактивов не много.
    Так для голубой глазури достаточно использовать окись меди и поташ: песку - 45, оксид свинца - 35
    поташ - 20,спечь растолочь, и сверх 100%, добавлять оксид меди не больше 5%.
    Если кто рискнет добавить 6% мышьяка получит сине-фиолетовый, он кстати в кинескопном стекле уже есть, так что можно его брать, вместо песка.

    Флюсной ангоб

    Если взмутить суглинок покраснее, тонкую взвесь отделить и буры, иль соды, иль поташу в ней развести. Окунать утильную вещь, чтоб тонкий налет был. Жечь до 1000. Самый простой флюсной ангоб.

    Вареные глазури

    Древний рецепт для любителей безвредных покрытий: 15 в.ч. кварца истолочь в пудру, прибавить 10 в.ч. поташа и 1 в.ч. порошка древесного угля. Смешать и расплавить в железном тигле. Измельчить, добавить 130 в.ч. воды и кипятить до сиропа. Этим крыть и обжигать. Это похоже так называемые - вареные глазури, где т видел у румынов такие.

    Из жидкого стекла

    Раствор жидкого стекла (калиевое - голубоватое, натриевое - желтоватое)) смешать с известковым молоком (извести - 1-6 %), и досуха выпарить, непрерывно помешивая. Полученный порошок просеять (в респираторе)). Посуду обмакивают в жидкое стекло, а порошком обсыпают, сушат и повторяют процедуру. Обжигают до 1000 град. Ц.
    Или спечь: 100 в ч песка, 70 в ч поташа,10 в ч селитры, 20 гашеной извести, фриттануть, истолочь в порошок, наносить с помощью жидкого стекла. В щелочные обязательно надо вводить мел, известь или мрамор. для прочности))

    Эмаль

    Кварца - 18, полевого шпата - 10, буры прок. - 42, соды 6.селитры - 6, фтористого шпата - 14,окиси сурьмы - 4. Конечно с разными глушителями - все будут разными белыми)), что лишний раз доказывает, что белого цвета - не бывает)). Именно белые эмали используют как подложку восстановительных глазурей, чтоб поэффектней выглядели, а на темной подложке к эффектам приглядываться надо, но они как правило глубже..

    Глина и глазури. Мой первый опыт работы с ними

    Как и подобает новичку, все хочется попробовать и узнать поближе. Поработать с разными массами, разными глазурями, выявить предпочтения материалам и технике работы с ними, создать что-нибудь свое, уникальное.

    В керамике я около года. О первых шагах в мире керамики подробнее можно узнать в другой публикации. Поделюсь своими впечатлениями о материалах, с которыми уже работала. Мастерство приобретается параллельно.

    Чайная пара из МКФ-2 Чайная пара из МКФ-2

    Как начинающий мастер, учитывая возможность неопределенного количества брака, материалы выбирала самые бюджетные.

    Первым материалом в моих руках была красная глина, привезенная из Кунгура с которой мы работали во время обучения. Характеристик на ней указано было немного, а глазурь подбирать пришлось самостоятельно – бюджетную низкотемпературную в порошке (Т-106).

    С глазурью были куплены ангобы – краски на основе глины. Тоже в порошке. Часть из них я сразу развела в баночках с жестяными крышками. Больше так не делаю.

    И глина МКФ-2. Очень хотелось поработать с другой массой. Она оказалась очень мягкой и пластичной. Розовато-бежевого цвета.

    Изделия после первого обжига перед покрытием глазурью Изделия после первого обжига перед покрытием глазурью

    Первой трудностью оказался процесс нанесения глазури. Разумеется, я насмотрелась разных видео, спасибо интернету, плюс одноразовый опыт в процессе обучения, но там же все готовое было и мастер рядом.

    Глазурь наносила окунанием. Надо сказать, что для первого раза все было неплохо. Я узнала, что порошок глазури очень быстро оседает, вода мгновенно впитывается в черепок и непонятно что делать с потеками на толстом слое глазури. Выглядело это примерно так - часть кружки тонкий слой, часть кружки двойной слой и ручка с потеками. Все оставила как есть, слегка счистила застывшие капли, донышки предварительно отмыла и в обжиг.

    Результат первого покрытия глазурью Результат первого покрытия глазурью

    Результат – на красную глину, несмотря на потеки и толстый слой глазурь легла замечательно, за год использования никаких дефектов не выявилось. А вот на МКФ-2 при контакте с водой проявлялись мелкие пятнышки, будто промокает местами. Ладно, если вижу слишком тонкий слой местами, но даже если все ровно, где-то да проявятся.

    Прозрачная глазурь должна быть нанесена тонким слоем, в толстом слое мутнеет. Поливать и окунать нужно достаточно медленно. Нанесение кистью требует особых навыков и понимания густоты глазури и ее свойств.

    В толстом слое глазурь мутнеет В толстом слое глазурь мутнеет

    Постепенно узнала о разных средствах для замедления оседания порошка глазури. Нашла информацию о том, что можно в глазурь добавить аптечный сульфат магния . Купила, добавила, облегчила себе процесс нанесения глазури. 25 г развела в 100 мл воды и добавила в глазурь 1 ч. л. Тщательно перемешала, через минут 15-20 внешние свойства заметно изменились. Результат порадовал.

    Позднее приобрела готовую прозрачную глазурь S-0119, ложится замечательно, но пятнышки на МКФ-2 все равно проявляются при контакте с водой. До сих пор не знаю причин. Возможно, замывала поверхность сырца слишком влажной губкой и открывались мелкие частички, но это уже мои домыслы. Продолжаю пользоваться этими глазурями на другие массы – ничего подобного нет.

    Почти вся посуда из МКФ-2 осталась служить дома, я ею очень довольна. Со временем пятнышки перестали проявляться. Иногда мою в посудомоечной машине, никаких дефектов.

    Работать с ней очень приятно, гончарится замечательно и цветные глазури прекрасно ложатся.

    О том с какими материалами еще познакомилась и как находила общий язык поделюсь в последующих публикациях.

    Глазурованные самоцветы на кирпиче: ручная технология

    ЯШМА, ЛАЗУРИТ, МРАМОР и конечно МАЛАХИТ – все это визитная карточка Урала. Кто не знает про Хозяйку Медной Горы? Именно с легкого слога Павла Петровича Бажова девы Уральских гор: Хозяйка Медной горы, Огневушка поскакушка, Синюшка, Девка Азовка стали известны всей России. Их красота, щедрость, могла сделать простого мастера богатым и известным, а могла и погубить. Красивейшие малахитовые колонны Исаакиевского собора, огромная яшмовая чаша из цельного куска яшмы заставляли верить в несметные сокровища Уральских гор . И до сих пор, после посещения Урал, гости хотят увезти с собой сувениры с уральскими самоцветами.

    Самоцветная полоса Урала – это условное название территории, узкой лентой протянувшейся с юга на север более чем на 100 километров. Кроме полудрагоценных камней: яшмы, лазурита, мрамора, малахита, богатые месторождения минералов ювелирного качества: топазов, турмалинов изумрудов, аметистов, горного хрусталя и даже алмазов. Научное название это драгоценейшего явления природы – Мурзинско-Адуйский самоцветный пояс.

    Я сегодня расскажу Вам, как уральские камни послужили идей для создания коллекции глазурованного кирпича . О технологии нанесения глазури вы можете прочитать в моих публикациях про керамические изразцы .

    Глазурь- стекловидное покрытие, которое наносят на керамические изделия: фаянс, керамическая плитка, керамический кирпич. Глазурь имеет многокомпонентный состав: легоплавкая основа, цветные пигменты, глиняные компоненты как основа. Глазурь бывает прозрачной, белой (глушеннной), цветной. Методы нанесение глазури: окунание, распыление, полив. Окунание -для глазурования художественной керамики, санитарной керамики. Распыление- универсальный метод. Полив - для плитки, кирпича.

    Глазурование было освоено мною для изготовления комплектов керамической изразцовой плитки для облицовки печей и каминов.

    Изразцы – это полая керамическая плитка для облицовки печей каминов. Задача изразцов сохранять тепло печи и декоративный эффект.

    В процессе работы с комплектами изразцов, возникла идея глазуровать кирпич для применения в декоре и для монтажа печей и каминов . Эта мысль мне показалась перспективной и я начала осваивать технологию глазурования на кирпиче. Самое сложное в глазуровании - это подбор материала. Для каждого вида кирпича есть свой материал, своя глазурь.

    Есть такой показатель, как температурный коэффициент линейного расширения, сокращённо - ТКЛР. За что он отвечает? Попробую объяснить на простом примере: представьте, что вы делали какую-то грязную работу без резиновых перчаток: очищали стены от побелки, отмывали ванную комнату после уложенной плитки или ходили без перчаток по холоду, а руки при этом у вас были мокрые. к чему я веду? К тому, что после этих манипуляций у вас стянет кожу на руках. Если не применить никаких мер по ее спасению, она просто начнет трескаться. Тоже самое происходит и с глазурью. Если ТКЛР глазури и кирпича не равны - глазурь начнет трескаться, шелушиться, отваливаться.

    Чтобы найти ту самую глазурь, нужно провести массу испытаний. А когда подберешь, можно уже включать фантазию и пробовать различные варианты декора.

    Хитом продаж стал КИРПИЧ "ПОД ПРИРОДНЫЕ КАМНИ" . Несколько видов глазури, ручная техника нанесения и каждый кирпич индивидуален и необычен, но они все в едином стиле.

    Читайте также: