Глазурь для кирпича без обжига

Обновлено: 11.05.2024

Не обжиговые

Наш интернет-магазин товаров для керамистов создан специально для всех увлеченных керамикой - будь Вы художник-керамист, гончар, начинающий керамист, фарфорист, родитель юного творца или просто интересующийся керамикой.
У нас Вы можете купить гончарный круг , купить печь для обжига керамики , глазурь для керамики, глину для лепки и другие материалы.
Мы продаем следующие виды глины: гончарная глина, глина для лепки, шамотная огнеупорная глина, глина для гончарного дела. Виды глины Вы можете увидеть в разделе гончарная глина для лепки.

Глина и глазури. Мой первый опыт работы с ними

Как и подобает новичку, все хочется попробовать и узнать поближе. Поработать с разными массами, разными глазурями, выявить предпочтения материалам и технике работы с ними, создать что-нибудь свое, уникальное.

В керамике я около года. О первых шагах в мире керамики подробнее можно узнать в другой публикации. Поделюсь своими впечатлениями о материалах, с которыми уже работала. Мастерство приобретается параллельно.

Чайная пара из МКФ-2 Чайная пара из МКФ-2

Как начинающий мастер, учитывая возможность неопределенного количества брака, материалы выбирала самые бюджетные.

Первым материалом в моих руках была красная глина, привезенная из Кунгура с которой мы работали во время обучения. Характеристик на ней указано было немного, а глазурь подбирать пришлось самостоятельно – бюджетную низкотемпературную в порошке (Т-106).

С глазурью были куплены ангобы – краски на основе глины. Тоже в порошке. Часть из них я сразу развела в баночках с жестяными крышками. Больше так не делаю.

И глина МКФ-2. Очень хотелось поработать с другой массой. Она оказалась очень мягкой и пластичной. Розовато-бежевого цвета.

Изделия после первого обжига перед покрытием глазурью Изделия после первого обжига перед покрытием глазурью

Первой трудностью оказался процесс нанесения глазури. Разумеется, я насмотрелась разных видео, спасибо интернету, плюс одноразовый опыт в процессе обучения, но там же все готовое было и мастер рядом.

Глазурь наносила окунанием. Надо сказать, что для первого раза все было неплохо. Я узнала, что порошок глазури очень быстро оседает, вода мгновенно впитывается в черепок и непонятно что делать с потеками на толстом слое глазури. Выглядело это примерно так - часть кружки тонкий слой, часть кружки двойной слой и ручка с потеками. Все оставила как есть, слегка счистила застывшие капли, донышки предварительно отмыла и в обжиг.

Результат первого покрытия глазурью Результат первого покрытия глазурью

Результат – на красную глину, несмотря на потеки и толстый слой глазурь легла замечательно, за год использования никаких дефектов не выявилось. А вот на МКФ-2 при контакте с водой проявлялись мелкие пятнышки, будто промокает местами. Ладно, если вижу слишком тонкий слой местами, но даже если все ровно, где-то да проявятся.

Прозрачная глазурь должна быть нанесена тонким слоем, в толстом слое мутнеет. Поливать и окунать нужно достаточно медленно. Нанесение кистью требует особых навыков и понимания густоты глазури и ее свойств.

В толстом слое глазурь мутнеет В толстом слое глазурь мутнеет

Постепенно узнала о разных средствах для замедления оседания порошка глазури. Нашла информацию о том, что можно в глазурь добавить аптечный сульфат магния . Купила, добавила, облегчила себе процесс нанесения глазури. 25 г развела в 100 мл воды и добавила в глазурь 1 ч. л. Тщательно перемешала, через минут 15-20 внешние свойства заметно изменились. Результат порадовал.

Позднее приобрела готовую прозрачную глазурь S-0119, ложится замечательно, но пятнышки на МКФ-2 все равно проявляются при контакте с водой. До сих пор не знаю причин. Возможно, замывала поверхность сырца слишком влажной губкой и открывались мелкие частички, но это уже мои домыслы. Продолжаю пользоваться этими глазурями на другие массы – ничего подобного нет.

Почти вся посуда из МКФ-2 осталась служить дома, я ею очень довольна. Со временем пятнышки перестали проявляться. Иногда мою в посудомоечной машине, никаких дефектов.

Работать с ней очень приятно, гончарится замечательно и цветные глазури прекрасно ложатся.

О том с какими материалами еще познакомилась и как находила общий язык поделюсь в последующих публикациях.

Что добавляют в кирпич для цвета: где правда, а где миф

Сегодня хочу поговорим о том, как же все-таки делают цветные кирпичи! Среди обывателей распространены разные гипотезы. И в этой статье я буду их или опровергать, или подтверждать.

Итак, какие существуют предположения касательно природы цвета кирпича:

  1. Кирпичи красят краской
  2. В кирпич добавляют пигменты
  3. Кирпич покрывают термостойким материалом
  4. При обжиге в печи кирпич меняет цвет
  5. Для разных цветов используют разную глину

1. КИРПИЧ КРАСЯТ КРАСКОЙ - это на самом деле одно из главных заблуждений по поводу цветного кирпича. Видимо эта ошибка заложена в самом названии - цветной кирпич , а значит, самое простое предложить, что в него льют что-то цветное, т.е. краску . Для того, чтобы ответить на этот вопрос нужно просто чуть-чуть познакомится с процессом производства керамического кирпича . Любая краска начнет выгорать еще в сушке, а в печи, где кирпич стоит 2 суток при температуре 1000 градусов, сгорит без следа. Так что первую гипотезу мы развенчиваем! Краской сырой кирпич не покрасить! Уточню, что речь не просто обожжённый кирпич уже в кладке, где вы сверху его красите в своей любимый цвет.

2. В КИРПИЧ ДОБАВЛЯЮТ ПИГМЕНТЫ . На самом деле пигменты добавляют не в кирпич, а в глину. Это верное утверждение. По факту, пигменты для керамической промышленности - это высокоактивные оксиды железа, марганца, хрома . Эти соединения абсолютно безопасны с точки зрения экологии, но идеальны с точки зрения проникновения в структуру глиняных молекул. Сами по себе пигменты заслуживают отдельного разговора: свойства, где их производят, сколько они стоят. Поэтому в ближайшее время я планирую визит в компанию, которая занимается производством и продажей пигментов и обязательно подготовлю сюжет после этой поездки.

Мешки с пигментами Мешки с пигментами

3. КИРПИЧ ПОКЫВАЮТ ТЕРМОСТОЙКИМ МАТЕРИАЛОМ. По сути это правда. Такой термостойкий материал называют глазурь . Как на творожных сырках - шоколадная глазурь, а на кирпичах - цветная!

Глазурь - это смесь хорошо расплавляющихся компонентов, которая под воздействием температуры превращается в ровный гладкий слой. Глазурь полностью закрывает поверхность кирпича и становится с ним одним целым. Если глазурь откалывается, то она отлетает от поверхности с куском кирпича. Глазурь может быть глянцевой ,как стекло и матовой.

Самый большой минус глазури - это отколы. В нашем видео-сюжете, посвященном глазурованным домам, мы показали как это выглядит на готовом объекте. Итак, гипотезу с глазурью я подтверждаю, она может изменять цвет кирпича, но это: не просто, не дешево и требует повышенных мер безопасности при транспортировке.

4. ОБЖИГ МЕНЯЕТ ЦВЕТ КИРПИЧА. Смотря как к этому утверждению подойти. Я считаю, что это правда. Есть кембрийские голубые глины . Кирпич из таких глин проходит все стадии технологии в голубом цвете, как Голубой щенок из мультика).

Кембрийская глина - это мелкозернистая осадочная горная порода, ее особенность в большом количестве микроэлементов и минеральных составляющих в химической структуре. Образовалась эта глина в донных отложениях Кембрийских морей более 500 млн. лет назад, именно поэтому она носит такое название.

Но в процессе обжига готовый кирпич становится классического красно-кирпичного цвета. Но это только первый вариант изменения обжигом цвета кирпича. А есть еще такое понятие как флешинг .

Флешинг - это переход от окислительной среды при обжиге кирпича в восстановительную. Что происходит? Из среды при переходе с одной на другую, осаждаются оксиды на поверхности кирпича и получается эффект пятен. Сейчас это очень модно и является трендом для кирпичного производства.

Таким образом, из-за флеш-обжига кирпич становится "пятнистым", то есть фактически он меняет свой цвет.

5. РАЗНЫЕ ГЛИНЫ ДАЮТ РАЗНЫЕ ЦВЕТА. Да, это абсолютно верно, даже красножгущиеся глины у разных производителей дают разные оттенки терракота.

Красножущаяся глина (терракотовая глина) - глина, в которой очень много красящего оксида железа. В самом названии этого вида глин заложен ответ на то, какого цвета будет черепок.

Так вот, чем выше в глине содержание оксида железа, тем интенсивнее будет цвет кирпича: от темно-вишневого до светло-желтого. То есть даже смешивая 2 красножгущиеся глины можно добиться разных оттенков.

А еще есть беложгущиеся глины. По логике, мы понимаем, что это глины, из которых после обжига мы получим белый кирпич! Если смешать беложгущуюся и красножгущуюся глины, мы можем получить различные варианты цветов кирпича: от розового до желто-лимонного . Этими всевозможными сочетаниями и пользуются кирпичные заводы для расширения своего ассортимента. Про данный способ производства кирпича у меня есть отдельная публикация - чем же красят кирпич!

Так вот, друзья, делать цветной кирпич - большая головная боль и очень дорогое удовольствие. Почему дорогое я расскажу отдельно. Но главное, хочу повторить - никто не красит кирпич краской на кирпичных заводах , его выпускают объемно-окрашенным !

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ! Здесь я рассказываю о кирпиче с большой любовью к этому строительному материалу!

Способ получения глазурованного кирпича

Изобретение относится к промышленности строительных материалов, а именно к производству глазурованного кирпича, применяемого для строительства и облицовки зданий и сооружений. Способ получения глазурованного кирпича включает приготовление глазури, нанесение ее в виде слоя на кирпич и обжиг. В заявляемом способе используют легкоплавкую глазурь, которую наносят на кирпич, прошедший предварительный обжиг, после нанесения глазури производят обжиг в печах с терморадиационными нагревателями, при этом подъем температуры до 700-750°С осуществляют в течение 2 часов, а далее проводят обжиг за 10-20 минут при указанной температуре. Предлагаемый способ позволяет получать глазурованный кирпич при низкой температуре и малом времени обжига, кирпич обладает хорошим сцеплением глазури с его поверхностью имеет высокую морозостойкость и высокие декоративные качества. 6 з.п. ф-лы, 1 табл., 2 ил.

Изобретение относится к промышленности строительных материалов, а именно к производству глазурованного кирпича, применяемого для строительства и облицовки зданий и сооружений.

Известен цветной кирпич и способ его получения (патент РФ № 2052434, МПК 6 С 04 В 41/86, 1996) с повышенной прочностью на удар покрытия, представляющего собой ангоб из глины, триполифосфата натрия, волластонита и поташа. Компоненты ангоба размалывают мокрым способом, перемешивают, влажность полученной массы составляет 20-25%. Массу наносят на изделия и закрепляют обжигом в окислительной среде при 950С.

Недостатком данного цветного кирпича, полученного этим способом, является то, что ангобное покрытие не имеет в себе твердой стеклофазы и такого прочного сцепления с поверхностью кирпича, как при глазуровании. Через ангобное покрытие проникает атмосферная влага и со временем при замораживании - размораживании покрытие отслаивается. Также ангобное покрытие, имеющее открытую пористость, подвержено загрязнению, которое снижает декоративные качества. И, как следствие нижесказанного, кирпич с ангобным покрытием имеет низкую морозостойкость. К недостаткам относится и высокая температура обжига ангобированного кирпича.

Известен ангоб для лицевой отделки керамического кирпича (патент РФ № 2074155, МПК 6 С 04 В 41/86, 1997), включающий следующие сырьевые компоненты, маc.%:

Натриевое жидкое стекло плотностью 1,25-1,3 г/см 3 45-55

Карбонат кальция 1,0-5,0.

Наличие в ангобе добавки карбоната кальция в виде известняка, мрамора или мраморного шлама в сочетании с жидким стеклом и другими компонентами повышает прочность к истиранию покрытия, стойкость против действия пищевых кислот и выветривания. Разлагаясь при t=800-900C на СаO и углекислый газ, СаO, находясь в тонкодисперсном состоянии в контакте с другими компонентами, дает при обжиге легкоплавкие соединения (эвтектики), что способствует получению более качественных, гладких и блестящих покрытий, а также лучшему сцеплению (адгезии) ангоба с поверхностью керамики из различных видов глинистого сырья.

Ангоб наносится на высушенный кирпич или кирпич-сырец, сушится, затем обжигается или сразу обжигается при t=960-1000С.

Правильнее было бы назвать такое покрытие не ангобом, а глазурью.

Недостатком такого способа получения ангобированного (глазурованного) кирпича является то, что ангоб наносится на сушеный или не сушеный кирпич-сырец.

Сушеный, а в большей степени не сушеный кирпич-сырец имеют очень низкую пористую поверхность, что не позволяет обеспечить крепкое сцепление (адгезию) покрытия с поверхностью кирпича. Также в процессе дальнейших сушки и обжига из кирпича выделяется влага, которая, проходя через ангоб, разрушает ангобное покрытие, ослабевает его адгезию и способствует появлению трещин.

К тому же у кирпича-сырца могут образоваться на поверхности в процессе обжига трещины, которые допускаются в обычном кирпиче, но не допускаются в ангобированном (глазурованном), что ведет к браку. А т.к. ангобное покрытие имеет значительную долю в стоимости кирпича, от 20% и выше в зависимости от состава, то это приводит и к существенным экономическим потерям.

К недостаткам данного способа относится и высокая температура обжига (960-1000С) ангобированного кирпича.

К недостаткам данного способа относится то, что глазурь наносится на свежесформованный кирпичный брус (см. ниже), высокая температура и время обжига глазурованного кирпича.

Недостатком этого способа получения глазурованного кирпича является высокая температура обжига и недостаточно прочное сцепление глазури с поверхностью кирпича.

Задачей, решаемой настоящим изобретением, является снижение температуры и времени обжига глазурованного кирпича, повышение его морозостойкости, повышение адгезии глазурованного покрытия к поверхности кирпича, придание кирпичу высоких декоративных свойств.

Поставленная задача решается с помощью способа получения глазурованного кирпича, включающего приготовление глазурной массы, нанесение ее в виде слоя на предварительно обожженный кирпич и обжиг. Используют легкоплавкую глазурь, имеющую следующий состав, мас.%: SiO2 46,0-52,0; Аl2О3 7,0-14,0; В2О3 12,0-14,0; Na2O 6,0-7,5; К2O 5,0-6,0; MgO 1,5-2,5; SrO 8,0-12,0, которую наносят на кирпич, после нанесения глазури производят обжиг в печах с терморадиационными нагревателями в следующем режиме: поднимают температуру до 700-750С в течение 2 часов, обжигают при 700-750С 10-20 минут и охлаждают в течение 1,5-2 час.

Кирпич перед нанесением глазури обжигают при температуре 950-1050С и шлифуют.

Шлифуют ложок и тычок кирпича, а с боков его выполняют фаски.

Глазурь наносят на ложок и тычок и на часть постелей кирпича, соприкасающихся с ложком и тычком, причем часть постелей с нанесенным слоем глазури составляет до 20% от их поверхностей.

Время обжига глазурованного кирпича составляет предпочтительно не более 15 минут.

Время подъема температуры при обжиге кирпича с нанесенным слоем глазури до 700-750С и время охлаждения суммарно составляют предпочтительно не более 4-х часов.

Малое время обжига глазурованного кирпича достигается тем, что обжиг проводится в печах, имеющих терморадиационные нагреватели, с которыми реализуется передача тепла излучением (радиацией). Материал свода печи, температура излучающего тела (нагревателя любого известного типа, например электронагревателя), расстояние между излучающим телом и поглощающим (поверхности кирпича, покрытые глазурью), а также направление лучевого потока подбираются таким образом, чтобы обжигу подвергался не весь объем кирпича, а только слой глазури и та часть кирпича, в которую проникает глазурь.

Такой способ позволяет в несколько раз сократить время обжига и сократить время подъема температуры и охлаждения.

Использование терморадиационных нагревателей в предлагаемом способе получения глазурованных кирпичей позволяет снизить до минимума энергозатраты на обжиг глазурованного кирпича за счет направленного использования излучения на его поверхность. Использование терморадиационных нагревателей позволяет равномерно вести обжиг при температуре 700-750С 10-20 минут вследствие равномерности распределения интенсивности излучения терморадиационных нагревателей.

При таком обжиге слой глазури взаимодействует только с наружной поверхностью кирпича, в поры которого проникла глазурь. Т.к. кирпич используется обожженный, то из него влага не выделяется и при этом способе обжига получается глазурованный кирпич с высокой сплошностью без микропор и трещин и хорошей адгезией глазури к кирпичу.

Кирпич перед нанесением глазури берут готовый, обожженный. Его сортируют, отбирая без дефектов (трещин, сколов) поверхности ложков и тычков.

В данном способе приготовления глазированного кирпича предлагается использовать легкоплавкие глазури, которые имеют низкую температуру плавления не более 750С.

Глазурь методом пульверизации, окунания и т.д. наносится на поверхности одного ложка и тычка. Но перед нанесением глазури поверхности ложка и тычка шлифуются, также сошлифовываются острые грани для выполнения фасок (см. фиг.1).

Эти операции важны по следующим причинам.

В процессе формования кирпича и его термообработки верхние слои тычков и ложков становятся плотными, малопористыми. И для повышения адгезии глазури к поверхности кирпича эти плотные слои сошлифовываются до более пористых.

На острых гранях кирпича из-за концентраций напряжений, как правило, образуются мелкие трещины. В процессе кладки, эксплуатации глазурованного кирпича по этим трещинам могут откалываться кусочки кирпича вместе с глазурью, что приведет к дефектам. Чтобы этого не произошло, острые грани предпочтительно сошлифовывают и делают фаски.

К тому же после шлифовки у кирпича получаются более ровные облицовочные поверхности и в сочетании с фасками повышаются его декоративные качества.

Слой глазури наносят не только на ложок и тычок, но и на часть постелей, соприкасающихся с ними. Причем часть постелей кирпича с нанесенным слоем глазури составляет до 20% от их поверхностей (см. фиг.1).

Это делается для того, чтобы атмосферная влага через шов в стене здания не достигала непокрытой поверхности кирпича. А когда кирпич сухой, его морозостойкость значительно выше.

Температура обжига глазурованного кирпича составляет 700-750С, время обжига 10-20 мин. Время подъема температуры до 700-750С составляет не более 2 часов и время последующего охлаждения составляет 1,5-2 часа.

Низкая температура обжига достигается благодаря применению легкоплавких глазурей. Для снижения температуры обжига, а также для лучшего сцепления глазури с поверхностью кирпича разработаны легкоплавкие глазури с низкими температурами обжига и имеющие высокие коэффициенты текучести. Коэффициенты термического расширения глазури и кирпича согласовываются подбором состава глазурей.

Одним из предпочтительных составов глазури является следующий, маc.%:

Параметры технологических режимов приготовления и физико-механические характеристики глазурованного кирпича приведены в таблице.

Пример 1 приготовления глазурованного кирпича.

На фиг.2 представлена блок-схема производства глазурованного кирпича.

Для приготовления глазурованного кирпича используют обожженный кирпич, который сортируют, чтобы на поверхностях ложка и тычка не было трещин и сколов, и шлифуют. На шлифовальных станках на глубину 0,5-1,0 мм сошлифовываются две плоскости (ложок и тычок) и снимаются фаски.

С участка шлифовки кирпич подается на участок загрузки тележек туннельной печи. Кирпич укладывается на печные тележки таким образом, чтобы покрываемые глазурью поверхности кирпича были открыты. Между кирпичами устанавливается зазор для частичного попадания глазури и на поверхности постелей кирпича (до 20%).

Легкоплавкую глазурь готовят следующим образом.

Берут компоненты в следующих соотношениях, маc.%:

Компоненты измельчают до полного прохождения через сито 1 мм, тщательно перемешивают и фриттуют при температуре 1200+10С. Выдержка составляет 1 час. Расплавленную фритту гранулируют в проточной воде. Далее фритту смешивают с пигментом (1-5%), белой глиной (10%) и в шаровой мельнице в воде (70% от сухих компонентов) производят помол до фракционного состава менее 63 мкм. Плотность глазури составляет 1,6-1,7 г/см 3 .

Поверхности кирпича, ложок, тычок и до 20% постелей покрывают глазурью методом пульверизации. Обжиг кирпича проводят в туннельной печи с терморадиационными электронагревателями с использованием передачи тепла излучением. Расстояние от электронагревателей до поверхности кирпича равно 70-100 мм.

Время подъема температуры до 700-750С составляет 2 часа, время обжига (700-750С) - 10-20 мин и время охлаждения - 1,5-2,0 часа.

Готовый глазурованный кирпич снимают с тележек, сортируют и затаривают.

Аналогичны примеру 1, только отличаются составом глазури и условиями обжига.

Как видно из таблицы, предлагаемый способ позволяет получать глазурованный кирпич при низкой температуре и малом времени обжига, кирпич обладает хорошим сцеплением глазури с его поверхностью, имеет высокую морозостойкость и высокие декоративные качества.

1. Способ получения глазурованного кирпича, включающий приготовление глазурной массы, нанесение ее в виде слоя на предварительно обожженный кирпич и обжиг, отличающийся тем, что используют легкоплавкую глазурь, имеющую следующий состав, маc.%: SiО2 46,0-52,0; Аl2О3 7,0-14,0; В2О3 12,0-14,0; Na2O 6,0-7,5; К2О 5,0-6,0; MgO 1,5-2,5; SrO 8,0-12,0, которую наносят на кирпич, после нанесения глазури производят обжиг в печах с терморадиационными нагревателями в следующем режиме: поднимают температуру до 700-750С в течение 2 ч, обжигают при 700-750С в течение 10-20 мин и охлаждают в течение 1,5-2 ч.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что кирпич перед нанесением глазури обжигают при температуре 950-1050С.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что перед нанесением глазури кирпич шлифуют.

4. Способ по п.3, отличающийся тем, что шлифуют ложок и тычок кирпича, а с боков его выполняют фаски.

5. Способ по п.3, отличающийся тем, что наносят глазурь на ложок и тычок и на часть постелей кирпича, соприкасающихся с ложком и тычком, причем часть постелей с нанесенным слоем глазури составляет до 20% от их поверхностей.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что время обжига глазурованного кирпича составляет не более 15 мин.

7. Способ по п.1, отличающийся тем, что время подъема температуры при обжиге кирпича с нанесенным слоем глазури до 700-750С и время охлаждения суммарно составляет не более 4 ч.

MM4A Досрочное прекращение действия патента из-за неуплаты в установленный срок пошлины заподдержание патента в силе

Покрытие для лицевой отделки керамического кирпича

Использование: производство, а именно цветного декоративно-облицовочного кирпича, при нанесении на любой кирпич - сырец из различных видов глинистого сырья, с последующим обжигом при t =960 - 1000 С. Сущность: покрытие отличается от известных тем, что в качестве связующего компонента до обжига используется силикат натрия в виде натриевого жидкого стекла плотностью 1,25 - 1,3 г/см 3 , а в качестве плавня - наполнителя карбонат кальция в виде мрамора, мраморного шлама или известняка. Эти компоненты еще до обжига обеспечивают хорошее сцепление остальных компонентов с поверхностью кирпича-сырца, не влияют на цветность покрытия. Состав покрытия имеет следующее соотношение компонентов, мас.%: стекло 43,5 - 46,5, жидкое стекло 52 -53, карбонат кальция 1,5 - 3,5. Для получения покрытий различной цветовой гаммы используются цветные глушеные стекла и красители, например, покрытие следующего состава, мас. %: стекло белое глушеное 43,5, карбонат кальция 3,5, жидкое стекло 52, медный купорос 1,0 -дает при обжиге голубую поверхность. Покрытие долговечно, химически устойчиво, морозостойко. 1 з. п. ф-лы.

Изобретение относится к промышленности строительных материалов, к составам покрытий лицевой стеновой керамики, а именно к производству цветного декоративно-облицовочного кирпича, применяемого для строительства и облицовки зданий и сооружений.

Известен ангоб, близкий по результату к предлагаемому, включающий следующие сырьевые компоненты, мас.

Глина беложгущаяся, тугоплавкая 2,85 Каолин 2,00 Отходы стеклово- локна Новгородского стекольного завода 85,00 Хлористый натрий 10,00 Краситель минераль- ный ВК-42 0,15.

Цвет покрытия светло-голубой.

Ангоб готовится следующим образом. Отходы стекловолокна изменяются в шаровой мельнице сухого помола до остатка на сите 140 отв./см 2 0,2-2,0% затем подготавливают смесь стекловолокна с другими компонентами и производят помол ее до остатка на сите 10000 отв./см 2 1,42-1,5% Недостатками данного состава, затрудняющими его повсеместное применение, являются: наличие в составе беложгущихся, тугоплавких глин и каолинов, месторождения которых очень редки, дефицитность и высокая стоимость остальных компонентов, а также необходимость энергоемкого тонкого помола.

Ближайшим аналогом-прототипом к предлагаемому покрытию является безфритовая глазурь, содержащая (мас.) стеклобой тарный или оконный 60-90, каолин 5-20 и, например, силикат натрия 5-20.

Данная безфриттовая глазурь предназначена для производства глазурованной облицовочной керамической плитки, изготавливаемой из качественного глинистого сырья, состоящего обычно из пластичных глин, которые, как правило, тщательно измельчаются мокрым помолом в шаровых мельницах с добавками различных стеклосодержащих компонентов, поэму отформованная плитка имеет плотную структуру и температурный коэффициент линейного расширения получаемой после обжига керамики близок к коэффициенту глазури, и покрытие имеет хорошее сцепление с керамикой. Однако при нанесении данной глазури на сушеный кирпич/сырец после обжига покрытие отслаивается, то есть не имеет сцепления с поверхностью кирпича. Это объясняется тем, что сушеный кирпич/сырец обладает большим количеством микропор, так как он состоит из грубой глинистой массы с различными выгорающими добавками. Роль связующих компонентов до обжига в данном составе выполняют каолин и вода. Силикат натрия в виде порошка из силикат-глыбы не оказывает существенного влияния как вяжущий компонент, так как при перемешивании состава его части лишь на поверхности химически взаимодействуют с водой, внутри оставаясь твердым веществом, тогда как процесс образования жидкого стекла из силикат-глыбы с его клеющими свойствами происходит в течение длительного периода при нагреве с большим количеством воды.

Аналогичным образом взаимодействует с водой и каолин, это приводит к тому, что часть воды по капиллярам мгновенно отходит в глубь массы кирпича, и промежуточного, переходного слоя пронизанного стеклосодержащими компонентами не образуется. Поэтому после нанесения на сушеный кирпич-сырец эти составы моментально обезвоживаются и после дальнейшего обжига не имеют сцепления с поверхностью кирпича. При нанесении покрытия на несушеный кирпич/сырец капилляры кирпича заполнены водой, глазурь не обезвоживается, но промежуточного слоя также не образуется, так как покрытие высыхает быстрее, что приводит к тому же результату. Нанесение состава глазури на обоженный кирпич и повторный обжиг кирпича с покрытием вызовет дополнительные трудо-энергозатраты, что экономически нецелесообразно из-за высокой себестоимости изделий. Наличие в составе каолина, как уже указывалось выше, вызовет значительное удорожание глазури из-за транспортных расходов, а также каолин будет оказывать влияние на цветность покрытия.

Указанные недостатки известных аналогов и безфриттовых глазурей, близких по составу или по результату к предлагаемому покрытию, затрудняют применение их в качестве покрытия для керамического кирпича.

Целью изобретения является получение универсальных составов покрытия, предназначенных для нанесения на любой кирпич-сырец из различных видов глинистого сырья, в том числе на кирпич-сырец, получаемый из отходов углеобогащения, при различных технологиях его изготовления, малокомпонентность, недифицитность и относительно невысокая стоимость сырья для них, простота приготовления смеси, получение прочных морозостойких и химически стойких покрытий с разнообразным декоративно-облицовочным эффектом.

В рассматриваемом покрытии для керамического кирпича, содержащем такие известные компоненты, как стекло, силикат натрия, связующее и наполнитель, поставленная цель достигается тем, что в качестве силиката натрия используется натриевое жидкое стекло, в отличии от аналога-прототипа, где применяется силикат-глыба, а в качестве наполнителя и плавня карбонат кальция, а также процентным содержанием компонентов покрытия, мас.

Стекло 43,5-46,5
Жидкое стеклонат-
риевое плотностью
1,25-1,3 г/см 3 52,0-53,0
Карбонат кальция 1,5-3,5.

Данный состав при обжиге позволяет получить бесцветное стеклокристаллическое покрытие керамического кирпича при использовании обычного прозрачного неглушенного строительного стекла. В случае использования глушеных цветных стекол, или вводя в состав красители, возможно получение покрытий различной цветовой гаммы от темных до светлых тонов. Ниже приведены конкретные составы таких покрытий:
Состав 1.

Глушеное стекло
белое фр. не более
0,14 мм 43,5%
Жидкое стекло
натриевое плотностью
1,25-1,3 г/см 3 52,0%
Карбонат кальция
в виде мраморного
шлама, мрамора
или известняка фр.

не более 0,14 мм 3,5%
Медный купорос
фр. не более 0,63 мм 1,0%
Цвет получаемого покрытия голубой.

Стекло черное
глушеное фр.

не более 0,14 мм 45,0%
Жидкое стекло
натриевое плотностью
1,25-1,3 г/см 3 53,0%
Карбонат кальция
в виде мраморного
шлама, мрамора
или известняка фр.

не более 0,14 2,0%
Цвет получаемого покрытия коричневый.

Заявляемые составы отличаются от известных тем, что в качестве связующего компонента до обжига здесь используется силикат натрия в виде натриевого жидкого стекла, которое имеет плотность большую, чем вода, что обеспечивает нахождение во взвешенном состоянии более крупных частиц других компонентов в жидкой фазе, что в свою очередь позволяет значительно уменьшить время помола сухих компонентов.

Совместно с добавкой карбоната кальция жидкое стекло быстро схватывается с остальными компонентами и поверхностью кирпича, создает еще до обжига устойчивое, достаточно прочное покрытие, которое в отличии от аналогов не отслаивается и не отлетает при различных технологических перемещениях.

Это происходит потому, что кирпич/сырец, как уже указывалось, обладает большим количеством микропор. Силикат натрия в виде жидкого стекла химически связан с водой и, имея плотность большую, чем вода, а также химически взаимодействуя с карбонатом кальция, что характеризуется более быстрым процессом схватывания жидкого стекла, проникает в поры кирпича-сырца на определенную ограниченную глубину, создавая тем самым промежуточный каркасный слой толщиной около 1 мм, пронизанный стеклосодержащими компонентами, что хорошо видно под микроскопом, который имеет температурный коэффициент линейного расширения более близкий к коэффициенту покрытия.

Жидкое стекло при термической обработке не оказывает существенного влияния на цветность покрытия, в отличии от использования в качестве связки различных глин и каолинов. Наличие в составе покрытия добавки карбоната кальция в виде известняка, мрамора или мраморного шлама в сочетании с жидким стеклом и другими компонентами повышает прочность к истиранию покрытия, стойкость против пищевых кислот и выветривания. Карбонат кальция при t o = 800-900 о С разлагается на CaO и углекислый газ. СaO, находясь в тонкодисперсном состоянии в контакте с другими компонентами, дает при обжиге легкоплавкие соединения (эвтектики), что способствует получению более качественных гладких и блестящих покрытий, а также лучшему сцеплению (адгезии) покрытия с поверхностью керамики из различных видов глинистого сырья.

Смесь для получения покрытия приготавливается следующими способами.

1. На векторных заводах по производству стекла при дроблении стекла на стеклогранулят на циклонах накапливается стеклянная пыль, которая может быть использована без дополнительной переработки для приготовления состава покрытия. Мраморный шлам, отход при распиловке мраморных плит, высушивается и просеивается сквозь сито размером 0,14 мм. Краситель может растворяться в воде и добавляться вместе с водой при разведении жидкого стекла до плотности 1,25-1,3 г/см 3 или же вводится в виде порошка в сухую смесь.

2. Компоненты измельчаются совместным сухим помолом до фракции не более 0,14 мм в шаровой мельнице. Смесь сухих компонентов затворяется жидким стеклом в стандартных смесителях и перемешивается.

Полученная смесь наносится на сушеный или несушеный кирпич-сырец, где и как удобнее по технологии кирпичного завода, методом пульверизации, затем по общей технологии изготовления кирпича либо сушится, затем обжигается, либо сразу обжигается с кирпичом при температуре 960-100 о С.

Данные составы покрытий опробованы лабораторно в печах с электрическими нагревателями на кирпичах-сырцах с нескольких заводов, а также на ряде кирпичных заводов Кузбасса, работающих на газообразном топливе. На Мазуровском заводе стеновых керамических материалов г. Кемерово выпущена опытная партия цветного кирпича и начало его производства.

Состав покрытия N 2 рекомендуется использовать на заводах с окислительной средой в печах, так как в газообразных (восстановительных) средах он обесцвечивается.

Декоративно-облицовочный кирпич, изготовленный по данной технологии на кирпичных заводах, испытывался на морозостойкость по ГОСТ 7025-78 "Материалы стеновые и облицовочные" и выдержал более 35 циклов, что соответствует кирпичу высшей категории качества по ГОСТ 7484-78 "Кирпич и камни керамические "лицевые". А также прошел испытание на химическую стойкость глазури по ГОСТ 2180-86.

Себестоимость готового покрытия составляет 20% от стоимости кирпича в ценах на 1.10.93 г. Ориентировочная прибыль от реализации декоративно-облицовочного кирпича составляет 60-70 млн.руб. на 1 млн. шт кирпича.

Полученный таким образом лицевой кирпич может использоваться для строительства и одновременной облицовки внутренних и внешних стен зданий и сооружений, для создания оригинальных архитектурных решений, а также для отделки каминов.

1. ПОКРЫТИЕ ДЛЯ ЛИЦЕВОЙ ОТДЕЛКИ КЕРАМИЧЕСКОГО КИРПИЧА, включающее молотое стекло, связующее и наполнитель, отличающееся тем, что в качестве связующего используют жидкое стекло натриевое плотностью 1,25 1,3 г/см 3 , а в качестве наполнителя карбонат кальция при следующем соотношении компонентов, мас.

Молотое стекло 43,5 46,5
Жидкое стекло натриевое 52,0 53,0
Карбонат кальция 1,5 3,5
2. Покрытие по п. 1, отличающееся тем, что для получения покрытия голубого цвета оно дополнительно содержит медный купорос, а стекло белое глушеное при соотношении компонентов, мас.

Стекло белое глушеное 43,5 46,0
Жидкое стекло натриевое 52,0 53,0
Карбонат кальция 1,5 3,5
Медный купорос До 1,5

Кирпичная глазурь

Изобретение относится к составам глазурей для нанесения на керамический кирпич. Технический результат изобретения заключается в повышении морозостойкости кирпичной глазури. Кирпичная глазурь содержит следующие компоненты, вес.ч.: глина 6-8; мел 2-4; свинцовый глет 30-34; пиролюзит 6-8; кварцевый песок 44-52; поташ 2-4. 1 табл.

Изобретение относится к промышленности строительных материалов и касается составов глазурей для нанесения на керамический кирпич.

Известна кирпичная глазурь, содержащая вес.ч.: глина 100; мел 10; свинцовый глет 57; пиролюзит 8 [1].

Задача изобретения состоит в повышении морозостойкости кирпичной глазури.

Технический результат достигается тем, что кирпичная глазурь, включающая глину, мел, свинцовый глет, пиролюзит, дополнительно содержит кварцевый песок и поташ при следующем соотношении компонентов, вес.ч.: глина 6-8; мел 2-4; свинцовый глет 30-34; пиролюзит 6-8; кварцевый песок 44-52; поташ 2-4.

Глазурь получают следующим образом.

Подготавливают и дозируют компоненты, например, согласно любому выбранному из таблицы составу.

Таблица
Компоненты Содержание, вес.ч., в составах
1 2 3
Глина 6 7 8
Мел 4 3 2
Свинцовый глет 30 32 34
Пиролюзит 6 7 8
Кварцевый песок 52 48 44
Поташ 2 3 4
Морозостойкость, циклы 35-40 35-40 35-40

Компоненты дозируют, измельчают до порошкообразного состояния, смешивают и сплавляют при температуре 1400-1450°С. Расплав гранулируют в воду. Фритту подвергают помолу до полного прохождений через сетку 008. Подготавливают глазурную суспензию с влажностью 45-47%. Суспензию наносят в виде тонкого слоя на поверхность (ложок, тычок) обожженного кирпича, сушат и направляют на вторичный обжиг, который проводят при температуре 900-1100°C.

1. Гехт Г. Керамика / Пер. с нем. - Л.-М.: Главная редакция химической литературы, 1938. - С.177.

Кирпичная глазурь, включающая глину, мел, свинцовый глет, пиролюзит, отличающаяся тем, что дополнительно содержит кварцевый песок и поташ при следующем соотношении компонентов, вес.ч.: глина 6-8; мел 2-4; свинцовый глет 30-34; пиролюзит 6-8; кварцевый песок 44-52; поташ 2-4.

Если вы первый раз пришли в гончарную мастерскую, или как получается керамика

Я собрала все самые распространённые вопросы, которые задают, когда пробуют лепить из глины, и хочу постепенно на них отвечать. Сегодняшнюю порцию я рассказываю каждому, кто приходит на мастер-класс. Поехали!

"Мы не заберём изделия сегодня? А когда? А почему так долго? А может, мы сами дома в духовке обожжём? А если глазурью не покрывать?"

Дети часто расстраиваются, что не могут взять свою поделку сразу же после мастер-класса. Да и не все родители представляют, почему надо подождать в среднем 3 недели. Звучит убийственно долго, и для всех керамистов это тоже всегда так мееедленно, что ыыыы!

А дело в том, что слепленное изделие нельзя поставить сразу в печь - оно взорвётся из-за внутренних напряжений. Поэтому сначала глина сохнет самостоятельно 3-7 дней, постепенно отдавая влагу. Чем тоньше и меньше изделие - тем быстрее высыхает. При этом оно остаётся очень хрупким и мгновенно размокает, если полить его водой.

Следующий этап - первый, утельный обжиг в печи. Да-да, будет ещё и второй!

Я так понимаю, что многие пробовали лепить из полимерной глины, и потому думают, что обжечь керамику можно так же быстро и вообще дома в духовке.

Дома в духовке температура достигает градусов 300, а для первого обжига нужно 900-1050.

А потом печь мееееедленно остывает. Чем больше печь - тем меееедленней она остывает. Причём если сначала температура падает быстро, то последние градусов 300 занимают дольше всего времени.

Как ни изголяйся печь на 60 л и больше у меня получается открыть через день: в понедельник поставить обжиг - в среду открыть, когда температура в печи меньше 100 градусов. Если достать раньше, то изделие может треснуть.

Уф! Если изделие выжило и не треснуло - оно стало твёрдым, и его уже не так просто сломать)

Но! Наше изделие пока что пропускает воду. То есть если в такую мисочку или кружку налить воду - она будет медленно просачиваться через поры в (обожжённой) глине. А если нальёте чай, то изделие ещё и запачкается, и отмыть будет проблемой.

Когда можно без глазури?

Если вы сделали, допустим, игрушку или что-то декоративное, то её можно раскрасить акриловыми красками. Конечно, они уступают глазури по стойкости, но для детских мастер-классов подходит.

Изделие без глазури называют черепком.

Глазурь - это, по сути, стекло, только более вязкое, густое. Оно закрывает поры в глине, и ваша условная чашка держит воду. До обжига глазурь выглядит как очень мелкий порошок, который достаточно смешать с водой - и можно наносить на изделие.

Всё! Теперь можно забирать.

Иногда удаётся завершить этот цикл быстрее, иногда лучше подождать, потому что если поторопишься, то изделие… вы и сами теперь знаете. Так что если вы пришли большой компанией и слепили кучу крутых штук - это не значит, что они будут готовы одновременно и будут обжигаться все вместе. Сначала в печь пойдут изделия, которые высохли и влезли в неё, ведь любая студия ограничена размером печи и не может вместить все изделия сразу. Так что бывает "очередь". Не сбрасывайте со счетов, что на глазуровку тоже надо найти время - а это может быть и 30, и 50 изделий. Как правило мастера делают это в свободное от мастер-классов время, и иногда его нет.

Керамика не терпит спешки, у неё такой медленный технологический процесс.

Читайте также: