Форма кровельного покрытия позакомарная

Обновлено: 18.05.2024

График и места пребывания мощей Спиридона Тримифунтского в России 2021

Поклониться деснице можно будет в 12 регионах: Краснодаре, Екатеринбурге, Красноярске, Кемерове, Московской области, Туле, Санкт-Петербурге, Твери, Саратове, Чебоксарах, Ярославле и Москве.

Кто такой Спиридон Тримифунтский

Спиридон — самый почитаемый святой на острове Корфу, где сейчас хранятся его мощи. Считается, что он минимум четыре раза спас остров от неминуемой гибели: один раз от голода, два раза от чумы и ещё разок от турецких войск. Спиридон был современником святого Николая, но знакомы они не были. Родился Спиридон примерно в 270 г. на Кипре, неподалёку от поселения Тримифунта, которое, кстати, существует до сих пор.

От места своего рождения он и получил позже имя Тримифунтский Чудотворец. Родители его были простыми крестьянами, которые, конечно, не смогли дать ему образования. Он с детства пас коз и овец, потому на многих иконах его изображают в пастушьей шапке, сплетенной из ивовых веток.

В отличие от большинства святых Спиридон был женат, имел детей. Овдовев, принял решение полностью посвятить себя Богу. Позже был избран епископом Тримифунта, но и в столь высоком ранге продолжал делать добрые дела. Он продал своё имущество, раздал деньги нуждающимся, а сам жил тем, что пас стада по найму. За свою доброту получил от Бога дар прозорливости и способность совершать чудеса.

МОЩИ НЕТЛЕННЫЕ

Останки святого Спиридона уже 16 веков нетленны, а их температура такая же, как у живого человека. Каждый год святого по традиции переодевают. И каждый раз его башмаки оказываются поношенными, потёртыми, испачканными морским песком. Люди верят, что святой весь год ходит по земле и помогает всем, кто попросил у него поддержки.

Большой профессиональный хор

Регентом большого профессионального хора является матушка Екатерина Мохова. Под её управлением проходят все праздничные службы, а так же, различные концерты. Хор выступает с благотворительными концертами как в родном храме, так и в других храмах Самарской области, участвует в различных православных музыкальных фестивалях. В частности, это 1-й и 2-й межрегиональный фестиваль духовной хоровой музыки «Пасха над Волгой», в г. Самара, 1-й межрегиональный фестиваль духовной хоровой музыки «Архангельский глас», в г. Пенза и другие.

В репертуаре нашего хора – огромное количество красивой духовной музыки, состоящей из богослужебных и концертных произведений. В хоре поют профессиональные певцы, и почти каждый из них – с высшим музыкальным образованием. Но самый главный секрет – всё, что мы исполняем, идёт через наши сердца, с любовью и благоговением к Богу.

Малый, любительский хор

Малый, любительский хор, под управлением Ольги Николаевны Петровской, образовался сравнительно недавно.

Начинался он, как дополнительные уроки церковного пения для взрослых прихожан. Среди певчих народного хора нет профессионалов (за исключением регента!), но их горячая любовь к Богу и неустанное трудолюбие сделали из них настоящий слаженный певческий коллектив. Сейчас любительский хор самостоятельно поёт все молебны, панихиды, и, самое главное – Божественную Литургию. Каждую субботу в храме Свт. Николая Чудотворца в Военном Госпитале можно помолиться вместе с ними.

Для всех желающих научиться петь Богу, регент любительского хора, Ольга Николаевна Петровская проводит уроки церковного пения, в рамках воскресной школы для взрослых.

Самые известные чудеса Спиридона Тримифунтского

Спиридон при жизни имел власть над силами природы. По его молитве шёл дождь в засуху или, наоборот, прекращались ливни, грозящие потопами. Однажды был оклеветан и приговорён к смертной казни друг Спиридона. Тот пустился в путь, чтобы спасти близкого человека, но в дороге ему встретился водный поток. Спиридон, веря в помощь Божию, приказал потоку остановиться. И поток послушался, открыв святому путь. Видевшие чудо люди поспешили вперёд Спиридона в город и рассказали о необычном явлении. Судья, прослышав про прибытие святого, пригласил его к своему столу и тут же отпустил его друга.

Спиридон оживил свою умершую дочь, чтобы она рассказала, где спрятала драгоценности, переданные ей на хранение. Дав ответ, душа девушки снова покинула тело. Драгоценности же святитель вернул хозяевам. Святой воскресил по молитве матери грудного ребёнка, а затем и его мать, упавшую замертво при виде этого чуда.

На съезде епископов в 325 г., желая доказать, что Иисус является Богом, святитель взял в руки кирпич и стал сжимать его в ладонях. На глазах изумленных людей кирпич стал мяться, через мгновение из него взметнулись язычки пламени и потекла вода. Святой же сказал: «Смотрите, вроде бы и три стихии — глина, вода и огонь. А кирпич всё-таки один! Так и в Пресвятой Троице — Три Личности, а Божество Едино!» До сих пор на иконах и картинах Спиридон изображается с комком глины в руке, из которого вверх взметается пламя, а вниз течет вода.

Ради мощей Спиридона Тримифунтского граждане России летят на Корфу

Греческий остров Корфу манит россиян и иностранцев не только природой, достопримечательностями и пляжами, но и святынями. На остров прилетают каждый год многие туристы, чтобы понежиться на песчаных пляжах, покупаться в чистом море, насладиться удивительными пейзажами. Гости острова знают, что самой большой достопримечательностью и святыней являются мощи Спиридона. Местные жители верят в чудотворное воздействие останков святителя на местность и судьбы мирян.

Храм всегда открыт для гостей Корфу, чтобы они могли помолиться над останками, попросить здоровья, рассказать о бедах. Тримифунтского считают в Греции чудотворцем, святителем и небесным покровителем страны. Несколько раз в год останки выносят для проведения крестного хода. В это время паломники собираются около храма, чтобы поучаствовать в таком великом событии.

Когда он был жив, Спиридон помогал обиженным, страждущим, больным и нищим. Он и сейчас помогает тем, кто нуждается в помощи, искренне просит и молит о спасении души и тела. Покровитель выполняет просьбы людей, наполняет их сердца миром, добром и радостью.

Местные жители благодарят Спиридона, поскольку он защищал и защищает сейчас греческий остров. Территория осталась непокоренная османами, врагами. Поскольку мощи пробудут в России в 2021 году согласно графику, гражданам и туристам стоит посетить храмы, где будут находиться останки святителя. Православная церковь отметила, что у него стоит просить исцеления, утехи во время скорби. Также Тримифунтский помогает найти жилище и хорошую работу.

Что просят у Святого Спиридона

Святой Спиридон почти так же известен и почитаем, как святой Николай. Безусловно, в православии иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Правильнее, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу определённой иконы, святого или молитвы. Однако практически у большинства святынь имеется своя исторически сложившаяся «специализация».

В России бытует твердое убеждение, что Спиридон может помочь в квартирном вопросе, а также во всех вопросах, связанных с финансами. Невзирая на то что в православии материальный достаток не является важной ценностью (как и всё материальное) и о нём не принято молиться, именно Спиридон — тот главный святой, к которому всё же незазорно обратиться в случае необходимости с просьбами о материальной помощи и стабильности. Спиридона Тримифунтского часто просят помочь с делами на работе, деньгами, решением жилищных трудностей и других мирских дел. «Согласно житию, святой Спиридон занимался в жизни многим, но уж никак не покупкой квартир. Тем не менее многие люди, нуждаясь в деньгах и помощи в устройстве житейских дел, обращаются именно к нему и получают просимое.

Здание храма спроектировано в традиционном русском стиле. Общее архитектурно-планировочное решение отвечает классическим правилам строительства храмов. По типу объемно-планировочной структуры храм – крестово-купольный, четырехстолпный. Форма в плане – прямоугольная. Средняя часть делится на три нефа. Форма кровельного покрытия – позакомарная. Венчает храм глава шлемовидной формы с крестом наверху.

В здании храма размещены воскресная школа, библиотека, административные помещения. Центральная часть здания – храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского, нижняя часть здания – храм в часть иконы Божией Матери «Скоропослушница».

В каких городах и когда можно поклониться мощам святителя Спиридона в 2021 году в России

  1. Краснодар (Свято-Екатерининский кафедральный собор) 24-29 августа круглосуточно
  2. Екатеринбург (Храм-Памятник на Крови) 30 августа — 1 сентября с 8:00 до 22:00
  3. Красноярск (Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы) 2-3 сентября, 4 сентября с с 8:00 дл 18:00
  4. Кемерово (Знаменский кафедральный собор) 5-6 сентября с 7:00 до 23:00
  5. Подольск (Кирилло-Мефодиевский храм) 7 сентября с 9:00 до 00:00
  6. Шкинь (Свято-Духовский храм) 8 сентября с 8:00 до 19:00
  7. Коломна (Успенский кафедральный собор) 9 сентября
  8. Тула (Свято-Успенский кафедральный собор) 10-11 сентября
  9. Санкт-Петербург (Казанский собор Воскресенского Новодевичьего монастыря) 12-13 сентября с 6:00 до 20:00, 14 сентября с 6:00 до 19:00
  10. Тверь (Воскресенский кафедральный собор) 15 сентября с 8:00 до 22:00, Старица (Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь) 16 сентября с 8:00 до 19:00)
  11. Саратов (Покровский храм) с 12:00 17 сентября до 19:00 18 сентября
  12. Новочебоксарск (Свято-Владимирский собор) 19 сентября с 8:00 до 22:00
  13. Ярославль (Успенский кафедральный собор) 20-21 сентября с 9:00 до 19:00
  14. Москва (Храм Христа Спасителя) 22 сентября — 15 октября с 10:00 до 18:00

Частица мощей Спиридона много лет хранится в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке в Москве, а в Покровском храме Данилова монастыря столицы находится башмачок с его ноги. Но принесение мощей из мест, где они исторически пребывают, — важный знак милости Божией. «Не все могут посетить то святое место, где пребывают мощи святителя Спиридона, поэтому он сам приходит к нам. И принесение мощей выражает близость к этому святому», — заместитель председателя Синодального миссионерского отдела Московского патриархата игумен Серапион (Митько).

Детская площадка

В 2011 г. на территории храма свт. Спиридона была открыта детская игровая площадка

Главное действующее лицо здесь – ребенок, поэтому при ее проектировании и монтаже мы максимальное внимание уделили здоровью и безопасности играющих на ней детей.

Безопасная конструкция и дизайн оборудования игровой площадки — это кропотливая работа проектировщиков, производителей, поставщиков оборудования и лиц, ответственных за строительство, а также содержание и эксплуатацию игровой площадки.

К выбору игровых комплексов мы подошли со всей ответственностью: , (производитель нашего игрового оборудования) — единственный из отечественных производителей оборудования детских площадок, которая прошла сертификацию своей продукции на соответствие стандарту в Международном сертификационном центре TUV Product Service.

«КСИЛ» является ведущим производителем детского игрового оборудования, имеет собственные структуры для тестирования и исследования оборудования, а также опыт применения европейских стандартов и сотрудничества с международным сертификационным центром TUV Product Service. В 2003 году Госстандарт РФ утвердил «КСИЛ», как базовую организацию Технического Комитета №455 по стандартизации оборудования детских площадок.

Несмотря на высокие стандарты безопасности игровых форм нашей площадки мы настоятельно рекомендуем родителям постоянно присматривать за своим ребенком находящимся здесь.

На нашей игровой площадке установлены три разных игровых комплекса:

  • детский игровой комплекс для младшей возрастной группы (3-7 лет);
  • детский спортивный комплекс для старшей возрастной группы (6-12 лет);
  • детский игровой комплекс — городок (6-12 лет);

Здесь есть качели, качалки-балансиры, скамейки, качалки на пружине, горки, песочницы и, что очень важно, площадка имеет резиновое антитравматическое покрытие. Наши прихожане а также, местные жители, с удовольствием гуляют с детьми на территории храма и посещают нашу игровую площадку.

Убедительно просим посетителей внимательно и бережно относиться к территории храма, соблюдать чистоту и порядок. У вас всегда есть возможность участвовать в уборке и благоустройстве территории.

позакомарное покрытие


Позакомарное покрытие — кровля, уложенная непосредственно по сводам ( комарам ). Источник: СП 31 103 99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов (принят Постановлением Госстроя РФ от 27.12.1999 N 92) … Официальная терминология

Позакомарное покрытие — кровля, уложенная непосредственно по сводам («камарам»). Источник: МДС 31 9.2003: Православные храмы. Том 2. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и строительству (к СП 31 103 99) … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Софийский собор (Вологда) — У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор. Православный собор Собор Софии Премудрости Божией … Википедия

Закомара — Закомары Дмитри … Википедия

Успенский собор (Дмитров) — У этого термина существуют и другие значения, см. Успенский собор. Собор Успенский собор … Википедия

Церковь Василия на Горке (Псков) — Православный храм Церковь Василия на Горке … Википедия

Закомара


Закома́ра (от др. русского комара — свод) [1] — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Ложная (не повторяющая внутренней формы свода) закомара называется кокошником. Кокошники имеют только декоративное значение. Они располагаются на стенах, сводах, а также (уменьшающимися ярусами) у оснований шатров и барабанов глав церковных зданий.

Содержание

История

Позакомарное покрытие

Кровля при покрытии закомарным способом устраивалась прямо на сводах. В зависимости от количества сводов фасад церкви имел такое же количество закомар.

К XVII веку значительное число русских храмов имело позакомарное покрытие. Однако, сложная криволинейная кровля было не очень практична: на крыше скапливался снег и дождевая вода, что вызывало протечки.

В конце XX века началось возрождение позакомарного покрытия, в связи с появлением строительной технологии создания позакомарных покрытий, устойчивых к воздействию дождя и снега. Так, новый Успенский собор в Ярославле имеет позакомарное покрытие.

Фотографии




Спасский собор Андроникова монастыря, типичное для московского стиля сочетание закомар и кокошников.

Примечания

Ссылки

  • Строительные элементы и конструкции
  • Храмовая архитектура
  • Архитектурные элементы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы:

Полезное

Смотреть что такое "Закомара" в других словарях:

ЗАКОМАРА — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода … Большой Энциклопедический словарь

Закомара — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический свод и повторяющий его очертания. В зависимости от количества сводов фасад здания имел 3, 4 и более закомар … Художественная энциклопедия

закомара — сущ., кол во синонимов: 1 • кокошник (9) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Закомара — полукруглое или килевидное завершение верхней части одного прясла стены храма, обычно соответствующее форме внутреннего свода. Источник: МДС 31 9.2003: Православные храмы. Том 2. Православные храмы и комплексы. Пособие по … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Закомара — полукруглое или килевидное завершение наружного прясла стены (отрезка между двумя Лопатками), воспроизводящее очертания расположенного за ним свода. Закомара церкви Георгия в Старой Ладоге (12 в.) … Большая советская энциклопедия

ЗАКОМАРА — полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены (отрезка между двумя лопатками), воспроизводящее очертания располож. за ним свода (см. рис.). Закомара (указана стрелкой) … Большой энциклопедический политехнический словарь

Кокошники и закомары

Что такое закомара ? А кокошник ? Отвечаем!

Рисунок - план храма Александра Невского в Нижнем Тагиле Рисунок - план храма Александра Невского в Нижнем Тагиле

Закомара – это полукруглое завершение фасада, изначально этот элемент отражал конструкцию здания. Если посмотреть изнутри, или на план храма – то именно закомарой завершается один из сводов храма.

Есть даже термин – «позакомарное покрытие» - когда храм не перекрывался обычной плоской крышей, и кровля устраивалась прямо по рисунку сводов. Завершение любимой церкви Покрова на Нерли – именно такое!

Иногда закомара украшалась декоративным элементом, похожим на щипец или киль корабля. И теперь она называется «закомара с щипцовым (или килевидным) завершением».

Уф! Самое важное – что «закомара» всегда отражает конструкцию и план храма.

А кокошники – это уже милый декор, который не несет никакой функциональной нагрузки. Само название подсказывает – вспомним головной убор жительниц Руси!

Кокошники могут располагаться на фасадах, на сводах, могут собираться ярусами для визуального облегчения перехода от массивных нижних частей храма к более компактным верхним – например к шатрам и барабанам глав.

Закомары и кокошники – это всегда элемент русского стиля, и в большинстве храмов до конца XVII века они были обязательной деталью. С XI до XVI веков храмы в большинстве скромные, закомары – да, кокошники – не очень. Но век XVI – XVII подарили мировой архитектуре роскошь русского узорочья, в которой кокошники были практически обязательным элементом.

С приходом барокко изменилась конструкция, и почти на 150 лет российские зодчие стали строить в совершенно другом стиле. Но в середине XIX века архитектурная мода обернулась в прошлое, и многие памятники «историзма» снова сочетают закомары и кокошники.

Курс «Основы храмостроительства»


Архитектурно­строительные решения православных храмов определяют следующие основные факторы:

Богослужебная функция

Архитектурно­планировочная организация храма должна быть подчинена каноническому чину православного богослужения, обеспечивать беспрепятственное движение клира по храму и вокруг него, хорошую слышимость и видимость для прихожан. В зависимости от размеров и функциональной особенности храмы могут быть однопридельными или двух – и более придельными для возможности проведения нескольких служб в один день с различными посвящениями приделов, которые могут быть в одном пространстве храма или пристроенными к главному приделу.

Функциональные особенности

Православные храмы имеют общую богослужебную функцию, тем не менее, их можно разделить на несколько групп, в которых отличия объёмно­планировочных решений связаны с функциональными особенностями, в т.ч. наличием тех или иных вспомогательных помещений.

Современные православные храмы подразделяются на: соборы, храмы приходские, кладбищенские, монастырские (в том числе трапезные, больничные, надвратные и скитские), храмы­памятники, храмы­усыпальницы, домовые храмы, храмы при учреждениях (посольствах, больницах, учебных заведениях, приютах, домах престарелых, тюрьмах и исправительных учреждениях, воинских частях, промышленных предприятиях), мобильные, обыденные.

Вместимость

Вместимость храма определяет его размеры, пролёты между опорами, количество этажей, нефов, приделов, глав и т.д.

Основной строительный материал

Основными строительными материалами, используемыми в наше время в храмостроительстве, являются кирпич, дерево, бетон. Они могут использоваться во всех элементах конструкций здания или в сочетании друг с другом.

Использование кирпича в стенах и конструкциях покрытия определяет ограниченность пролётов, массивность опор и наружных стен, воспринимающих распор от подпружных арок и сводов.

Архитектурно­строительные решения деревянных храмов диктуются ограничениями длины и конфигурации стен, определяемых габаритами брёвен.

Железобетонные конструкции позволяют создавать поверхности любых очертаний и перекрывать достаточно большие пролёты. Однако теплозащитные характеристики железобетонных конструкций не позволяют использовать их для наружных ограждающих конструкций без облицовки. Таким образом, бетон целесообразно применять в конструкциях каркаса и покрытия в сочетании с кирпичными стенами.

Сочетание с другими сооружениями храмового комплекса

На архитектурно­строительное решение храма влияют:

– сочетание со звонницей, особенно если звонница располагается в главе храма (тип «иже под колоколы»);

– сочетание с блоком вспомогательных помещений, размещаемых в цокольной части храма или в подклете с гульбищем наверху;

– сочетание с комплексом зданий вспомогательного назначения: домом причта и другими зданиями.

Градостроительные условия размещения

Архитектурно­строительные решения, в том числе архитектурная композиция храма, формируются в зависимости от градостроительных условий его размещения и окружения: в открытом пространстве на площади или в ряду городской застройки. Для первого случая характерна центрическая композиция. Во втором случае более характерно продольное расположение отдельных частей храма или иное расположение, обусловленное конфигурацией участка.

Климатические, сейсмические, гидрогеологические условия и требования создания благоприятных санитарно ­гигиенических условий

Для районов Севера с низкими температурами, ветрами и снежными заносами архитектурно­строительные решения должны быть ориентированы на условия сохранения тепла: компактность объёма с минимальной площадью наружных поверхностей, соответствующая толщина стен, форма кровли, используемые материалы. Для южных районов, где характерна сейсмоопасность и вопросы теплоизоляции не стоят так остро, возможно широкое применение бетона и, как следствие, есть больше возможностей в формировании пластики объёмов.

При благоприятных гидрогеологических условиях участка при необходимости может быть использовано подземное пространство под храмом, а при высоком уровне грунтовых вод придётся ограничиться одноэтажным решением.

Для обеспечения благоприятных условий микроклимата внутри храма сегодня используются системы отопления, механической вентиляции или кондиционирования, для размещения которых требуются специальные помещения и места прокладки коммуникаций в пространстве храма.

Национальные или региональные традиции

Национальные или региональные традиции сформировались во многом исходя из социально-экономических, климатических условий, наличия тех или иных строительных материалов. Даже с изменением социально-экономической ситуации и появлением возможности применения любых привозных материалов тем не менее, привязанность к сложившимся решениям остаётся тем фактором, с которым необходимо считаться.

Предпочтения заказчика (общины), проектировщика и подрядчика

Предложения по различным параметрам архитектурно­строительных решений могут исходить от заказчика, проектировщика, подрядчика, каждый из которых решает кроме общей собственную задачу.

Объемно-планировочная организация храмов

Функционально здание храма можно разделить на следующие функциональные блоки (группы помещений):

- богослужебная (алтарь, наос, трапезная часть, крестильня, хоры);

- входная (паперть, притвор, гардеробная);

- служебная (ризница, кабинет настоятеля, бухгалтерия, комната персонала, трапезная с кухней, мастерские и др.);

- вспомогательная (магазин, классы воскресной школы, универсальный зал, туалеты и др.);

- техническая (венткамера, бойлерная, электрощитовая и др.);

- горизонтальные и вертикальные коммуникации (коридоры, лестницы, пандусы, лифты).

Основная задача функционального зонирования – организация взаимосвязей между помещениями при сохранении их разграничения по блокам. Эта задача решается при помощи определённой группировки помещений.

Архитектурно-строительная типология храмов

По типу объёмно-планировочной структуры здания православных храмов чаще всего бывают крестово­купольные, центрально­купольные, базиликальные, столпообразные.

Для Руси традиционным является крестово-купольный тип храма. На основе крестово­купольной структуры может существовать множество модификаций за счёт формы плана и его частей, формообразования объёма храма в зависимости от его габаритов, строительных материалов и конструкций покрытия, градостроительных условий размещения.

Как правило, храм состоит из трех основных частей: алтаря, средней части (собственно “храма” или помещения для молящихся) и притвора. В храмах большой вместимости притвор может быть расширен за счет трапезной части, где могут располагаться дополнительные приделы храма. Приделы могут быть пристроены к основному объему храму.

Алтарь может быть встроен или пристроен к основному объему храма.

С западной, северной и южной сторон средней части храма на антресолях могут устраиваться хоры.

Высота средней части храма (без барабана и купола) при квадратном плане, как правило, соответствует ее размерам в плане, что связано с символикой храма, так как храм в целом символизирует собой земной мир, который по древним представлениям имеет кубическую форму, в отличие от небесной области, имеющей вид сферы. Притвор и алтарь могут быть меньшей высоты.

Форма плана традиционно бывает крестообразная, прямоугольная, круглая или восьмиугольная. Средняя часть может разделяться столпами на несколько нефов или, при их отсутствии, иметь зальную планировку. Размер центрального нефа предусматривается, как правило, большим, чем в боковых нефах.

Традиционными формами кровельного покрытия русских православных храмов являются купольная, позакомарная, шатровая, горкой кокошников, ярусная и щипцовая. Венчает храм глава луковичной, шлемовидной или иной формы с крестом наверху. Традиционное количество глав на многоглавых храмах – 3, 5, 7, 12, но может быть и иным. Как правило, количество глав бывает не меньшим, чем количество престолов в храме.

Строго каноничным является лишь отделение алтаря иконостасом, а варианты объемно-планировочных решений определяются церковно-канонической традицией, функциональными особенностями, конструктивным решением и градостроительной ситуацией размещения храма.

Размеры нефов, наличие столбов зависят от строительных материалов и конструкций. Традиционные для православных храмов кирпичные конструкции стен и сводов определяли размер пролета арок и сводов в пределах 6–9 м. Использование в конструкции покрытия монолитного железобетона или металлоконструкции в сочетании с торкрет-бетоном дает значительно больше возможностей в организации внутреннего пространства храма, в том числе бесстолпного. Наличие столпов в традиционном типе крестово-купольного храма обогащает его пространственную организацию, выделяет центральную, наиболее значимую часть храма, наполняет пространство символами. Однако бесстолпные храмы более просторны, в них богослужение могут беспрепятственно созерцать все молящиеся.

Здания приходских и монастырских храмов, а также отдельно стоящих храмов, расположенных в общественных комплексах, бывают, как правило, одноэтажными или с цокольным этажом (стилобатом), предназначенным для размещения помещений богослужебного и вспомогательного назначения. Кафедральные и монастырские соборы могут быть двухэтажными. При этом над алтарными частями храмов нижнего этажа не должно быть помещений иного назначения, кроме алтаря.

Под алтарями храмов верхнего этажа могут располагаться как алтари нижних храмов, так и некоторые помещения вспомогательного значения, например, ризницы.

Домовые церкви и церкви, встроенные в общественные здания учреждений медицинского и социального назначения, учебных заведений и пр. должны размещаться, как правило, на верхних этажах или таким образом, чтобы над алтарем не было помещений иного назначения.

В домовых церквах вместимостью до 100 человек высота всех частей церкви может быть одинаковой и соответствовать высоте этажа здания, в который встроена домовая церковь.

Объем зданий храмов в расчете на одного молящегося составляет, как правило, м 3 :

(в зависимости от объемно-планировочного решения возможно увеличение или уменьшение указанных величин).

Главный вход в храм располагается, как правило, с западной стороны. Дополнительные входы могут быть и с южной, и северной стороны.

Нормали объемно­планировочных решений храмов

Ширину проёмов для основных входов в храм следует определять в зависимости от его вместимости с тем, чтобы обеспечить беспрепятственный выход людей из храма во время Крестного хода и при пожаре.

Проектом должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению безбарьерного доступа инвалидов и маломобильных групп населения согласно СНиП 35­01­2001.

Площадь части храма, где располагаются молящиеся, принимается из расчета 3 человека на 1 м 2 без учета тех площадей, где люди не стоят: вокруг подсвечников, аналоя, «кануна», скамей для сидения немощных и других элементов оборудования храма, размещённых вдоль стен и вокруг столбов. Для размещения молящихся, как правило, используется от 70 до 90 % площади средней части храма в зависимости от его размера.

Общую площадь храма рекомендуется принимать из расчёта от 0,5 до 1 м 2 на единицу вместимости храма без учёта солеи с клиросами и алтаря.

Алтарь, как правило, устраивается на возвышении по отношению к средней части храма на одну или несколько ступеней.

Габариты алтаря и подсобных помещений при нём в зависимости от функционального назначения храма и его вместимости устанавливаются заданием на проектирование.

Основные формообразующие элементы в построении объёмной композиции храма

Православный храм олицетворяет своеобразную модель Вселенной, образ мира. Основные формы, образующие пространственные модели храма, – куб, сфера, пирамида. Промежуточной формой между квадратом и кругом является восьмиугольник и его пространственная модель – восьмигранник. Квадрат и куб символизируют собой мир материальный, земной, временный; круг и сфера – мир духовный, божественный, вечный; восьмиугольник и восьмигранник, треугольник и пирамида – это фигуры инверсии, связывающие миры – материальный и духовный.

Основные формообразующие плановую структуру фигуры – это прямоугольник (квадрат), восьмиугольник, круг и полукруг. Их сочетания, в том числе по внутреннему и внешнему контурам, и их модификации могут дать бесконечное количество плановых композиций.

Построение объёмной композиции храма

Объемная композиция храма строится на основе функциональных требований богослужения и символики отдельных частей и элементов храма, связанной с догматикой православия. Влияние оказывают и другие факторы, рассмотренные в начале публикации. В основе объёмной композиции храма лежит его ядро – средняя часть с алтарём, являющиеся необходимыми элементами православного храма. Средняя часть храма согласно символике означает Землю, что традиционно выражается кубической формой. Венчающая часть выбирается исходя из различных требований (шатровая, купольная, скатная, позакомарная одноглавая или многоглавая, типа «восьмерик на четверике», «иже под колоколы» и т.д.).

Если заданная вместимость храма диктует габариты средней части более 10–15 м, то центральное ядро окружается дополнительными ячейками (в зависимости от выбранной архитектурной композиции одинаковой или пониженной высоты) со всех сторон, только с западной или только с северной и южной сторон. При заполнении угловых ячеек одинаковой или пониженной высоты получается традиционный крестово-купольный храм с четырьмя опорами, выделяющими центральное ядро храма и несущими центральную главу. В угловых ячейках могут быть устроены дополнительные главы. С восточной стороны могут быть пристроены дополнительные апсиды, образующие трёхапсидный центральный алтарь или образующие самостоятельные алтари приделов. Высота алтарных апсид может соответствовать высоте центральной части храма или быть пониженной в зависимости от требований архитектурной композиции интерьера и внешнего вида храма.

Звонница (колокольня) может быть как отдельно стоящая, так и пристроенная. Наиболее характерным случаем является колокольня над притвором, но могут быть и другие приёмы, применение которых зависит от архитектурной композиции всего храма.

Чаще всего применяется симметричная в своей основе архитектурная композиция храма, но могут быть и асимметричные композиции, диктуемые особенностями участка или поставленной архитектором задачей создания выразительного образа. Нежелательна нарочитость асимметричных решений, навеянная современной архитектурой светских сооружений, помня о том, что храм есть образ Божий и образ человека, созданного по Его образу и подобию, т.е. симметричность в целом с некоторыми асимметричными деталями, исключающими сухость образа храма.

Основными принципами построения архитектурной композиции православного храма являются:

- главенство внутреннего пространства храма, его интерьера над внешним обликом;

- построение внутреннего пространства на гармоничном равновесии двух осей: горизонтальной (запад–восток) и вертикальной (земля–небо);

- иерархичность построения интерьера с главенством подкупольного пространства.

Форма кровельного покрытия позакомарная

Дополнительные сведения об архитектуре Позакомарное покрытие

Позакомарное покрытие

Позакомарноое покрытие — покрытие по закомарам. Это кровля, уложенная непосредственно по сводам («комарам»). Довольно сложное криволинейное покрытие кровли по наружным поверхностям взаимно пересекающихся цилиндрических сводов, перекрывающих внутреннее пространство здания.

Долгое время в Ярославле был только один храм, имеющий позакомарное покрытие — Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря. А в XVII веке большинство ярославских храмов имело позакомарное покрытие. Оно было довольно непрактично для нашего климата: в углублениях зимой скапливался снег и давил на кровлю, а летом — дождевая вода, что приводило к частым протечкам. Поэтому позднее позакомарное покрытие было заменено на четырехскатное. Но следы закомар сохранились под четырехскатной кровлей.

На реконструкции первоначального облика церкви Николы Надеина мы видим позакомарное покрытие XVII века. От него сейчас остались полукружия на фасаде.

Позакомарное покрытие церкви Николы Надеина (музей истории Ярославля)
Следы закомар на фасаде церкви Николы Надеина

Современная строительная технология позволяет создавать позакомарные покрытия, не боящиеся дождей и снега. Поэтому позакомарное покрытие стало возрождаться.

И у нас в Ярославле новый Успенский собор получил древнее и красивое позакомарное покрытие.

Форма кровельного покрытия позакомарная

Свод — это пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью.

Простейшим является цилиндрический свод, опирающийся на параллельно расположенные опоры (стены, ряды столбов, аркады и т.п.). Это криволинейный свод, имеющий форму половинки цилиндра, разрезанного вдоль оси. В поперечном сечении он представляет собой часть окружности эллипса, параболы и др. Цилиндрический свод, не раздвигая стен, давит на них сверху огромной тяжестью, и потому требует особенно массивных стен.

Если торцы цилиндрического свода опираются по всему периметру перекрываемого сооружения на стены (или арки, балки), то получается сомкнутый свод.

Зеркальный свод отличается от сомкнутого тем, что его верхняя часть (плафон) представляет собой плоскую плиту.

Два цилиндрических свода одинаковой высоты, пересекающиеся под прямым углом, образуют крестовый свод, который может опираться на свободностоящие опоры (столбы) на углах.

Крещатый свод - сомкнутый свод, прорезанный двумя пересекающимися крест-накрест цилиндрическими сводами, на пересечении которых стоит световой барабан.

Производной от свода конструкцией является купол.

Закомара

Закомара происходит от древнерусского слова «комара», что означает «свод». Закомарой называют полукруглое или килевидное завершение наружного прясла стены, воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней свод. Это оформление торцев цилиндрических сводов, которые, пересекаясь, образуют свод храма (коробовый, крестовый). При этом очертания сводов никак не маскируются, кровля кстраивается прямо на своды. По количеству сводов фасад церкви имел такое же количество закомар.

В XVII-XVIII веках при строительстве все чаще стали применять кирпич, а вместе с ним бесстолпные храмы с четвериком, перекрытым крещатым (сомкнутым, ступенчатым) сводом. При таком покрытии закомары становятся не нужны, и позакомарное покрытие уходит в прошлое.

Закомары Спасо-Преображенского собора

Позакомарное покрытие

Позакомарноое покрытие — покрытие по закомарам. Это кровля, уложенная непосредственно по сводам («комарам»). Довольно сложное криволинейное покрытие кровли по наружным поверхностям взаимно пересекающихся цилиндрических сводов, перекрывающих внутреннее пространство здания.

Долгое время в Ярославле был только один храм, имеющий позакомарное покрытие — Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря. А в XVII веке большинство ярославских храмов имело позакомарное покрытие. Оно было довольно непрактично для нашего климата: в углублениях зимой скапливался снег и давил на кровлю, а летом — дождевая вода, что приводило к частым протечкам. Поэтому позднее позакомарное покрытие было заменено на четырехскатное. Но следы закомар сохранились под четырехскатной кровлей.

На реконструкции первоначального облика церкви Николы Надеина мы видим позакомарное покрытие XVII века. От него сейчас остались полукружия на фасаде.

Позакомарное покрытие церкви Николы Надеина (музей истории Ярославля)
Следы закомар на фасаде церкви Николы Надеина

Современная строительная технология позволяет создавать позакомарные покрытия, не боящиеся дождей и снега. Поэтому позакомарное покрытие стало возрождаться.

И у нас в Ярославле новый Успенский собор получил древнее и красивое позакомарное покрытие.

Галерея

Галерея — вытянутое в длину крытое помещение или переход между частями здания или соседними зданиями. В галерее обычно одну из продольных стен заменяют колонны или столбы, а иногда ещё и балюстрада. Происходит из итальянского языка, где означает церковная паперть.

В первых каменных храмах Ярославля галереи обычно устраивали открытыми. Для нашего климата такие галереи непрактичны. В них продувает ветром, попадает дождь и снег. Проемы таких галерей позднее были заложены. Открытой осталась только галерея самого древнего сохранившегося каменного храма Ярославля — Спасо-Преображенского собора. Галереи ярославских храмов строили одноярусными (церковь Спаса-на Городу) и двухъярусными (церковь Ильи Пророка).

Гирька

Гирька — фигурная архитектурная деталь в русской архитектуре XVI-XVII вв. в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Подвешенная на скрытом в кладке железном стержне, гирька и служит опорой декоративным арочкам, обычно расположенным под объединяющей их большой аркой. Гирька использовалась в декоре ворот, крылец, оконных проемов.

В ярославском храмовом зодчестве XVII века гирька часто использовалась при строительстве крылец. Крыльца церкви Ильи Пророка, Михаила Архангела и др. украшает двойная арка с висячей гирькой.

Звонница

Звонница — надстроенное на храме или поставленное рядом с ним сооружение с проемами для колоколов. Звонница отличается от колокольни. Если колокольня представляет собой сооружение башенного типа, то зв. в плане может быть вытянутым прямоугольником, являться стенообразным сооружением или вовсе быть надстройкой на стене храма. В прямоугольной в плане звоннице с внутренним пространством можно было разместить больше колоколов, чем на колокольне. Управлять колоколами могли несколько звонарей одновременно. Отдельно стоящие звонницы стенового типа могли управляться непосредственно с земли.

В широком смысле колокольню также можно назвать звонницей, особенно в высокой, художественной речи.

Колокольня

Колокольня — башня с открытым ярусом для колоколов, стоящая рядом с храмом или включенная в его композицию.

На Руси домонгольского и монгольского периодов о строительстве колоколен ничего не известно. В XVI веке в летописях появляются первые упоминания о помещениях для размещения колоколов. На иконах XVI века встречаются изображения деревянных восьмигранных колоколен.

В московский период колокольни начали возводить из камня. Появились четырёхугольные и круглые, имеющие в завершении шатёр либо шести- и восьмигранную пирамиду, иногда луковку колокольни. Высота колокольни была незначительной. Колокольня возводилась отдельностоящей либо с примыканием к какой-либо стороне здания храма.

Высокие и связанные с церковью планом колокольни,появились в Русском государстве только в XVIII веке. Иногда колокольню называют звонницей, на самом деле между ними есть различия.

Многие храмы в Ярославле имеют красивейшие колокольни. Здесь колокольни церкви Ильи-Пророка, церкви Никола Рубленый город, и интереснейшее сооружение - церковь-колокольня над воротами в ограде церкви Рождества Христова.

Закомара

Закомара — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Фасады Спасо-Преображенского собора (Переславль-Залесский), завершённые закомарами

pinterest button

  • Вид архитектурные элементы

Ложная (не повторяющая внутренней формы свода) закомара называется кокошником.

Кокошники имеют только декоративное значение. Они располагаются на стенах, сводах, а также (уменьшающимися ярусами) у оснований шатров и барабанов глав церковных зданий.

История

В XII–XVII вв. закомары были типичной деталью древнерусских православных храмов. Во многих храмах применяется сочетание закомар и кокошников.

Позакомарное покрытие

Кровля при покрытии закомарным способом устраивалась прямо на сводах. В зависимости от количества сводов фасад церкви имел такое же количество закомар.

Закомары церкви Покрова на Нерли Ludvig14, GNU 1.2

К XVII в. значительное число русских храмов имело позакомарное покрытие. Однако, сложная криволинейная кровля было не очень практична: на крыше скапливался снег и дождевая вода, что вызывало протечки.

Спасский собор Андроникова монастыря, типичное для московского стиля сочетание закомар и кокошников. Lodo27, CC BY-SA 3.0

В XVII–XVIII вв. при строительстве храмов всё реже применяют камень, а вместе с ним уходят в прошлое закомары и позакомарное покрытие. На смену камню приходит кирпич, а с ним и бесстолпные храмы с четвериком, перекрытым крещатым (сомкнутым, ступенчатым) сводом. Во многих храмах в XIX веке позакомарные покрытия заменили на четырехскатную кровлю.

В конце XX в. началось возрождение позакомарного покрытия, в связи с появлением строительной технологии создания позакомарных покрытий, устойчивых к воздействию дождя и снега. Так, новый Успенский собор в Ярославле имеет позакомарное покрытие.

Читайте также: