Экспертиза укладки тротуарной плитки

Обновлено: 16.05.2024

Как выбрать качественную тротуарную плитку и правильно её уложить

Ответы на самые важные вопросы, которые помогут вам найти честного производителя и сделать дорожное покрытие, которое прослужит много лет.

Вы ничего не знаете о тротуарной плитке, и вот понадобилось выложить площадку возле дома или дачи, или нужно по работе разобраться в важных вопросах на эту тему для того, чтобы сделать правильный выбор. На какие моменты следует обратить внимание?

Какие виды тротуарной плитки есть на рынке, и чем они отличаются

На сегодня производители используют два основных способа производства тротуарной плитки: вибропрессование и вибролитьё. Главное отличие: первая производится на автоматизированном станке, а вторая вручную.

Для производства вибролитой тротуарной плитки все процессы производства почти полностью выполняются вручную. Пожалуй, единственное явное преимущество этой технологии — возможность исполнения в самых разнообразных формах, цветовых и дизайнерских решениях. Но огромный минус такой технологии — часто встречается некачественная плитка, сделанная с нарушением технологии ради экономии. Уже после первой зимы такая плитка начинает разрушаться, а через 2−3 года её нередко приходится перекладывать. Гарантия на вибролитую плитку составляет в среднем не более пяти лет.


Производство плитки вибролитьём.

При производстве вибропрессованной тротуатрной плитки соотношение компонентов загружается в компьютер, и нарушить технологию невозможно, в отличие от плитки, которая делается вручную. Крупные производители используют для производства надёжное оборудование ведущих мировых брендов. Например, на заводе STELLARD — это две современные линии немецкой фирмы Hess. Производство STELLARD полностью автоматизировано.

Производство плитки вибропрессованием.

В способе полусухого вибропрессования есть два главных преимущества.

Во-первых, на крупных заводах соблюдаются требования ГОСТ: линии автоматизированы — материалы дозируются машиной, а не вручную.
Во-вторых, в вибропрессованной плитке содержание воды минимально, а это увеличивает параметры морозостойкости, прочности и водонепроницаемости. Такая плитка прочнее и служит гораздо дольше.

На что обратить внимание при выборе производителя плитки

1. Продукция по стандартам качества

Новый стандарт на бетонные тротуарные плиты С вступил в силу 1 марта 2018 года. Он конкретизировал требования к качеству продукции. Уточняйте у производителя, соответствует ли его продукция этому стандарту качества. Плитка STELLARD уже сертифицирована по новому ГОСТу.
Также хороший признак — наличие у производителя отдела технологического контроля, который следит за соблюдением технологии изготовления и соответствием плитки марке прочности.

Специалисты STELLARD регулярно испытывают плитку на прочность и морозостойкость. Она выдерживает нагрузку до 400 кг на кв. сантиметр и колебания температур от -20 до +20°С в насыщенном водой состоянии. Этот показатель очень актуален в климатических условиях Тульской области.


2. Какие гарантии от производителя

Один из решающих факторов при принятии решения о покупке — гарантия от производителя. Согласно требованиям , производитель обязан гарантировать качество в течение трех лет с момента отгрузки.

Срок службы тротуарной плитки Stellard более 30 лет, а гарантия на нее — 10 лет.

3. Опыт производителя

Проверьте, давно ли производитель на рынке. Сделать это легко — используйте сервис проверки юридического лица на сайте налоговой. Достаточно указать ИНН производителя, который надёжные производители не скрывают.

4. Есть ли у производителя сайт

Сегодня у каждой компании, которая серьёзно занимается бизнесом, есть страничка в интернете, на которой можно удобно и быстро увидеть весь ассортимент продукции, стоимость и другую важную информацию. Оцените сайт поставщика, почитайте отзывы, посмотрите реализованные проекты.

Ещё лучше — возможность увидеть своими глазами в реальности, прямо на улицах города.

Например, плиткой, сошедшей с конвейера STELLARD, благоустроены многие исторические места и торговые объекты в центре Тулы. Всё больше улиц в нашем городе также вымощены плиткой от STELLARD.

5. Есть ли доставка

Ещё один весомый аргумент в пользу производителя — доставка товара. Это говорит о заинтересованности в сотрудничестве с клиентом.

Менеджеры STELLARD сразу рассчитывают и озвучивают стоимость доставки. Вы будете знать сумму, без последующих внезапных доплат. Ее можно оплатить как при оформлении заказа, так и после разгрузки машины.


Как самим проверить качество плитки?

Воспользуйтесь «народными» способами, которыми пользуются опытные мастера для определения качества тротуарной плитки:

  • Возьмите плитку двух производителей одного размера в руки: та, которая весит легче, скорее всего более низкого качества.
  • Расколите плитку: внутри не должно быть пустот и больших фракций камня.
  • Поместите несколько образцов плиток разных производителей в ёмкость, заполненную на 1−2 см водой. Чем она быстрее впитывается, тем хуже качество и морозостойкость плитки.
  • Ударьте два образца друг о друга: у качественной плитки звук звонкий.
  • Попробуйте поцарапать изделие острым металлическим предметом. Если остается глубокая ямка, то лучше воздержаться от покупки.
  • Присмотритесь к цвету: слишком яркий оттенок — не всегда положительная черта продукции: насыщенность может достигаться за счет избыточного содержания красителя, что ускоряет процесс разрушения и износа.

От 70 до 90% всех дефектов при эксплуатации плитки происходит из-за ошибок при проектировании и выполнении работ по мощению. Какой бы качественной ни была сама плитка, её долговечность засист от правильной укладки.

Как правильно укладывать плитку, чтобы она служила долго?

  1. Участок нужно подготовить к укладке плитки: снять с него слой грунта достаточной глубины — чтобы уложить три слоя, на которые потом будет уложена плитка: дренажный, несущий и выравнивающий. Как правило выбирается 25 см грунта, а для парковочной зоны лучше увеличить глубину до 30−40 см. После выемки грунта дно траншеи нужно хорошо утрамбовать.
  2. Следующий этап — бордюрный камень, ограничивающий площадку. Очень важно установить его прочно, и тщательно заделать швы между бордюрными плитами, чтобы вода не просочилась через них в нижние слои.
  3. Дренажный слой — нижняя, очень важная основа будущего покрытия. Через швы плитки с поверхности просачивается дождевая вода. Без хорошего дренажа она будет скапливаться под плиткой и размывать основание, сокращая срок службы плитки всего до 2−3 сезонов. Дренаж делают из щебня или гравия, равномерно распределённого по всему участку. Для максимальной плотности дренажа, лучше использовать два слоя щебня: основной и расклинивающей фракции. Уплотнение слоёв нужно начинать от краёв к центру.
    Готовое основание должно представлять из себя сплошную «корку», а уплотняющая техника не должна оставлять на ней следов.


  1. На поверхность дренажного слоя нужно расстелить гидроизоляцию, которая не допустит поступление влаги к верхнему несущему слою. Для этого подойдет геотекстиль или двойной слой полиэтиленовой плёнки.
  2. На дренажный слой с гидроизоляцией укладывается выравнивающий слой песка. После укладки песок необходимо пролить водой и утрамбовать. Итоговая толщина уплотнённого выравнивающего слоя должна составить 3−6 см. Брусчатка при этом должна быть на 0,5 сантиметра возвышаться над верхом бордюрного камня - для запаса на осадку.
  1. Укладка плитки. Начинать нужно от бортового камня в сторону фасада здания. Строго соблюдайте прямой угол при пересечении продольных и поперечных рядов. После укладки посадите плитки на место резиновой киянкой.


  1. Следующий этап - заполнение стыков. Для этого подойдет мелкий песок (фракция 1,5-2 мм) естественной влажности. Засыпьте вымощенный участок, а после щеткой с жёстким ворсом затрите песок в стыки между плитками.
  2. Последний этап — уплотнить покрытие виброплитой с резиновой «подошвой». Процедуру заполнения швов песком можно провести несколько раз для большей прочности.


На сайте завода тротуарной плитки STELLARD вы найдете большой выбор форм, цветов и размеров тротуарной плитки, бордюров, водоотводных лотков и даже стеновых блоков.

6 типичных ошибок при укладке тротуарной плитки

6 типичных ошибок при укладке тротуарной плитки

Подготовка основания – это первый этап в процессе укладки тротуарной плитки, от которого зависит прочность, надежность и долговечность тротуарного покрытия.
Для того чтобы правильно подобрать «пирог основания», решим, какие функции оно выполняет и из каких слоев состоит.

• Несущий слой основания перераспределяет и снижает транспортные или пешеходные нагрузки на подстилающие слои. Бывает двух типов: щебеночным или бетонным. Преимущество щебеночного основания в том, что оно хорошо дренирует воду и является более экономичным. Бетонное основание не уступает по прочности щебеночному, при этом не пропускает воду и характеризуется высокой стоимостью. Как правило, для пешеходных дорожек достаточно прочности щебеночного основания. В случае если участок сложен пучинистыми грунтами или планируются высокие транспортные нагрузки, рекомендуется делать бетонное основание.


Избавим от ошибок в монтаже тротуарной плитки

• Дополнительные слои основания – это слои между несущим основанием и подстилающим грунтом, которые выполняют морозозащитную, теплоизолирующую и дренирующую функции. Как правило, дополнительный слой делается из песка.


Учтите, что выбор основания зависит от четырех факторов: предполагаемых нагрузок на покрытие, дорожно-климатической зоны строительства, наличия и уровня вод, типа грунта.

Самостоятельно подобрать правильную конструкцию основания для условий участка поможет «Альбом технических решений BRAER».

2) Преждевременная установка бордюров

Садовые бордюры на дорожках рекомендуется устанавливать после того, как определились с формой и размерами тротуарной плитки. В противном случае, при укладке придется подрезать плитку по длине дорожки или резко ограничить выбор форм при покупке. Подрезка плитки не только нарушит эстетику мощения, но и увеличит стоимость работ.


2.jpg

848 руб. за кв. м. Классико Braer
60 мм
Винный

2.jpg

848 руб. за кв. м. Классико Braer
60 мм
Коралловый

3.jpg

848 руб. за кв. м. Классико Braer
60 мм
Янтарный


Дизайн-проект мощения от Мегаполис Про в подарок

Покупая тротуарную плитку, попросите продавца предоставить варианты укладки тротуарной плитки на дорожках и площадках. Это позволит избежать резки и минимизировать отходы.

Для того чтобы дорожка выглядела опрятно перед установкой бордюров следует сначала уложить несколько рядов брусчатки, чтобы определить точное расстояние кромки, затем устанавливать бордюры.

3) Монтаж вибропрессованной плитки на цементно-песчаную смесь

Цементно-песчаная смесь с высоким содержанием цемента является источником высолов на поверхности мощения. Декоративные свойства плитки при этом нарушаются, на лицевом слое появляются белые пятна.


Завод BRAER и Фабрика Готика для монтажа плитки рекомендуют использовать песок или отсевы дробления щебня. Компания Выбор предлагает делать укладку на песко-цементную смесь с содержанием цемента не более 10 %. Опытные бригады укладчиков изготавливают монтажную смесь непосредственно на участке путем перемешивания песка с цементом в пропорции 3 ÷ 10 к 1.

4) Отсутствие продольных или поперечных уклонов

Из-за отсутствия уклонов на покрытии образуются лужи. При этом тротуарная плитка постоянно находится в водонасыщенном состоянии и при отрицательных температурах постепенно разрушается.

Для того чтобы мощение прослужило как можно дольше, предусмотрите поверхностное отведение воды. Учтите, что вода должна уходить по отмостке здания или по дорожке в дренажные колодцы или на газон. Уклоны делайте продольными, поперечными или продольно-поперечными, но не менее 5‰, то есть 5 мм на метр. Направление уклонов – от здания.

25 важных фактов для тех, кто хочет купить вибропрессованную тротуарную плитку

25 важных фактов для тех, кто хочет купить вибропрессованную тротуарную плитку

Тротуарная плитка – современный строительный материал. Используется для устройства дорожек и площадей различного назначения: общественных пространств, частных владений и промышленных территорий. Бетонная тротуарная плитка состоит из цемента, песка, щебня, пигментов, модифицирующих добавок и декоративных наполнителей.


Бетоноформовочная машина HESS на производстве завода BRAER II

Избегайте вибролитой или вибропрессованной продукции, изготовленной на кустарном производстве. Такая плитка не соответствует требованиям ГОСТа и имеет очень короткий срок эксплуатации.


Индивидуальный дизайн-проект мощения в подарок


Наличие фирменной символики производителя на поддоне гарантирует оригинальность продукции


Обязательно посмотрите образцы перед покупкой. Тротуарная плитка не тот товар, который приобретают онлайн. Это связано с тем, что цвета на сайтах или в печатных каталогах могут существенно отличаться от реальных. Найдите на сайте производителя список официальных дилеров и выберите удобного для вас. У дилера вы сможете увидеть коллекции вживую и сравнить продукцию разных заводов по качеству.

Испытания тротуарной плитки

Долговечность пешеходных дорожек, детских площадок и парковых аллей зависит, в первую очередь, от качества используемой тротуарной плитки. Чем выше устойчивость этого материала к внешним воздействиям, тем более прочным, практичным и красивым получится готовое покрытие. Именно поэтому предприятия, специализирующиеся на укладке тротуаров, площадей, дорожек и аллей, часто обращаются за услугой испытания тротуарной плитки.

Компания ООО «Стройлаборатория СЛ» выполняет данные работы на базе собственной лаборатории в Москве. Наши специалисты проверяют плитку по следующим характеристикам:

Они также оценивают внешнее состояние плитки, выявляют сколы и трещины, проверяют однородность поверхности. Образцы взвешиваются и измеряются, после чего полученные цифры сравниваются с нормативными показателями.

Цены на услуги

Тротуарная плитка
Определение прочности, руб. с НДС 1 партия 3110,00
Определение истираемости, руб. с НДС 1 образец 2940,00
Определение водопоглощения, руб. с НДС 1 партия 1620,00

Испытание тротуарной плитки на прочность

Прочность материала на сжатие оценивается на основании положений ГОСТ 10180 «Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам», или на образцах отобранных из плитки по ГОСТ 28570 «Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций».

При проведении данной работы специалисты определяют минимальные усилия, которые необходимо приложить для разрушения исследуемого образца. При этом нагрузка должна увеличиваться постепенно, с равномерной скоростью.

Для исследования отбирают несколько контрольных образцов. Они подвергаются тепло-влажностной обработке, после чего взвешиваются и тщательно просушиваются. На образцах отмечаются опорные грани — к ним будет прилагаться усилие в ходе испытания.

Испытание проводится с использованием гидравлического пресса по следующей схеме:

  1. Образец надежно фиксируется.
  2. Включается гидравлический пресс. Сила его давления должна постепенно увеличиваться, пока не достигнет того уровня, при котором образец начнет разрушаться.
  3. Фиксируется время нагружения плитки. Оно должно составлять не менее 30 секунд.

Максимальное усилие, которого удалось достичь во время испытания образца тротуарной плитки, принимают за показатель разрушающей нагрузки. Далее определяют прочность на сжатие, как отношение разрушающей нагрузки к площади опорной поверхности образца.

Проверка плитки на истираемость

Данный параметр материала оценивают с использованием следующих вспомогательных материалов и приспособлений:

  • лабораторный круг истирания ЛКИ-3;
  • напольный сушильный шкаф;
  • технические весы;
  • спиртовой раствор фуксина либо чернил;
  • абразивный материал с определенным размером фракций.

Для испытания отбирают 5 плиток. Если изделия слишком большие, из них выпиливают образцы квадратной формы с длиной грани 70 мм. Подготовленные материалы просушиваются при температуре 110 °С. После этого плитка взвешивается и измеряется.

Далее специалисты испытательной лаборатории действуют по следующей схеме:

  1. Образец фиксируется в держателе. Его лицевая поверхность должна быть обращена к шлифовальному кругу. На плитку оказывается давление 0,06 МПа.
  2. Шлифовальное полотно покрывается слоем абразива. Оптимальное количество — 0,4 г на 1 см 2 площади образца.
  3. Через каждые 30 м пути истирания, пройденного образцами (22 оборота на истирающем круге типа Беме или 28 оборотов на истирающем круге типа ЛКИ-3 или ЛКИ-2), истирающий диск останавливают. С него удаляют остатки абразивного материала и истертого в порошок бетона и насыпают на него новую порцию абразива по п.2.2.7 и снова включают привод истирающего круга. Указанную операцию повторяют пять раз, что составляет один цикл испытаний (150 м пути испытания).
  4. После каждого цикла испытаний образец(цы) вынимают из гнезда, поворачивают на 90° в горизонтальной плоскости (вокруг вертикальной оси) и проводят следующие циклы испытаний по п.2.3.1. Всего проводят 4 цикла испытаний для каждого образца (общий путь истирания равен 600 м).
  5. После четырех циклов испытания образцы вынимают из гнезд. Воздушно-сухие образцы обтирают сухой тканью и взвешивают. Водонасыщенные образцы помещают на 30 мин в воду, затем протирают влажной тканью и взвешивают.
  6. Истираемость материала рассчитывается следующим образом:
    1. Из начального веса образца вычитают его вес после проведения испытаний;
    2. Полученное число делят на площадь изделия.

    Для определения истираемости плитки проводят не менее 5 исследований. Итоговый результат рассчитывают как среднее арифметическое между полученными показателями.

    Испытание материала на водопоглощение

    В качестве средств контроля при выполнении данной работы используется следующее оборудование:

    • Сушильный шкаф с перфорированными стеллажами. Важно, чтобы он мог автоматически поддерживать нагрев воздуха на уровне 110 °С.
    • Лабораторные технические весы с минимальным уровнем погрешности.
    • Чаша с металлической подставкой.
    • Мягкая губка.
    • Проволочная щетки или абразивный камень.

    Для испытания отбирают несколько образцов тротуарной плитки массой не менее 50 г. Работы проводят по следующей схеме:

    • Образцы помещают в емкость, наполненную водой с таким расчетом, чтобы уровень воды в емкости был выше верхнего уровня уложенных образцов примерно на 50 мм.
    • Образцы укладывают на прокладки так, чтобы высота образца была минимальной (призмы и цилиндры укладывают на бок).
    • Температура воды в емкости должна быть (20±2)°С.
    • Образцы взвешивают через каждые 24 ч водопоглощения на обычных или гидростатических весах с погрешностью не более 0,1 %.
    • При взвешивании на обычных весах образцы, вынутые из воды, предварительно вытирают отжатой влажной тканью. Массу воды, вытекшую из пор образца на чашку весов, следует включать в массу насыщенного образца.
    • Испытание проводят до тех пор, пока результаты двух последовательных взвешиваний будут отличаться не более чем на 0,1 %.
    • Образцы, испытываемые в состоянии естественной влажности, после окончания процесса водонасыщения высушивают до постоянной массы по ГОСТ 12730.2.
    • Водопоглощение бетона определяют также методом кипячения образцов в случае, когда это предусмотрено стандартами (техническими условиями) на сборные бетонные и железобетонные изделия или рабочими чертежами на монолитные бетонные и железобетонные конструкции по приложению к настоящему стандарту.

    Испытание тротуарной плитки на водопоглощение завершается следующим образом: изделия достают из воды, протирают губкой и взвешивают. Результаты тестирования обрабатывают следующим образом:

    • Из веса образца, насыщенного водой, вычитают начальный вес этого же образца;
    • Полученное число делят на начальную массу плитки;
    • Результат умножают на 100.

    В ходе дальнейших исследований рассчитывают среднее арифметическое значение результатов испытаний нескольких образцов.

    Оценка морозостойкости тротуарной плитки

    Данный вид исследований проводится с применением морозильной камеры, термостата, емкости под воду и контейнера для образцов. Для испытаний отбираются образцы размерами 100×100 мм и толщиной от 40 до 100 мм.

    Последовательность испытания следующая:

    1. Контрольные Образцы (6 штук) и образцы группы 2 (6 контрольных и 6 основных) на 1/3 высоты помещают в 5 % раствор хлорида натрия на 24 часа. Для этого они ставятся в емкость с раствором на специальный металлический держатель.
    2. Далее образцы заливают полностью 5 % раствором хлорида натрия и оставляют еще на 48 часов.
    3. Далее контрольные образцы группы 2 в количестве 6 штук через 1-2 ч после извлечения из раствора хлорида натрия и выдерживания на деревянных подкладках в помещении для испытания с температурой воздуха в пределах (20±5)°С и относительной влажностью не менее 55 % испытывают на прочность при сжатии согласно ГОСТ 10180.
    4. Образцы группы 1 и основные образцы группы 2 лицевой поверхностью вверх помещают в емкости для замораживания и оттаивания, заливают 5-процентным водным раствором хлорида натрия температурой (20±5)°С так, чтобы слой раствора над верхней поверхностью образцов был равен (20±2) мм, и устанавливают в морозильную камеру. Емкости закрывают крышками. Допускается емкости закрывать пластиковыми листами или полиэтиленовой пленкой. Расстояние между емкостями и между емкостями и стенками камеры должно быть не менее 50 мм.
    5. По заданному режиму выполняют замораживание и оттаивание образцов. Температурный режим испытаний приведен в таблице Е.2 гост 17608. Указанное в таблице время уточняют в зависимости от загрузки и технических характеристик морозильной камеры, измеряя температуру в растворе хлорида натрия вблизи образца в емкости, установленной в середине камеры. Загрузка камеры не должна превышать 50 % ее полезного объема.
    6. Оценку состояния образцов (количество отделившегося от лицевой поверхности образцов материала и прочность бетона при сжатии) в зависимости от проектной морозостойкости выполняют после 20 или 37 циклов замораживания и оттаивания.
    7. Образцы группы 1 выдерживают при комнатной температуре в течение 2-3 ч, затем снимают ленту и с лицевой поверхности образцов собирают материал, потерявший сцепление с бетоном, обрабатывая лицевую поверхность капроновой щеткой. Отделившийся материал в стеклянных или фарфоровых чашках помещают в сушильную камеру, высушивают при температуре (110±5)°С до постоянной массы и взвешивают с точностью не менее ±0,1 г.
    8. Количество материала, отделившегося с лицевой поверхности образцов в процессе испытаний после 20 или 37 циклов замораживания и оттаивания, рассчитывают, как отношение общей массы материала, отделившегося от 6 образцов, к площади лицевой поверхности 6 образцов.
    9. Расчет прочности при сжатии контрольных и основных образцов после 20 или 37 циклов замораживания и оттаивания (R), МПа, определяется отношением разрушающей нагрузки к площади рабочего сечения образца

    Марку бетона по морозостойкости принимают по таблице Е.1 гост 17608 с учетом числа циклов, при котором снижение прочности бетона на сжатие составляет не более чем 5 %, при условии, что количество материала, отделившегося от лицевой поверхности образцов, не более 500 г/м 2 и на образцах отсутствуют трещины и сколы, образовавшиеся в процессе испытания.

    Экспертиза укладки тротуарной плитки

    К нам часто обращаются за консультацией по различным вопросам мощения и устройства тротуарных покрытий. Недавно мы получили такой вопрос:

    Есть ли документ типа ГОСТа по укладке тротуарной плитки? Как принимать работы по укладке? Какие отклонения от плоскости и допустимые неровности?

    Наиболее полно вопросы контроля качества работ по устройству тротуарных покрытий представлены в новом своде правил “Мощение с применением бетонных вибропрессованных изделий. Правила проектирования, строительства и эксплуатации" (СТО 46505580-002-2020).

    В данной статье мы рассмотрим, на какие параметры контроля качества нужно обращать внимание, а какие параметры являются ненормируемыми, хотя часто становятся предметом разногласий с подрядчиком.

    Контролируемые параметры при устройстве покрытий

    При приемке работ по мощению следует контролировать высотные отметки, ровность покрытия, ширину швов, а также их заполнение.

    - прямолинейность линии бортового камня на участках длиной 3 м

    - превышение одного бортового камня над другим

    - между смежными камнями/плитами с плоской поверхностью

    - между камнями/плитами с рельефной поверхностью

    - рядом с желобами

    - рядом со встраиваемыми элементами

    - рядом с прилегающими покрытиями

    - камни мощения толщиной до 12 см

    - камни мощения толщиной от 12 см

    - плиты мощения толщиной до 12 см

    - плиты мощения толщиной более 12 см

    Толщина подстилающего слоя в уплотненном состоянии*:

    - камни мощения толщиной до 12 см

    - камни мощения толщиной от 12 см

    - плиты мощения толщиной до 12 см

    - плиты мощения толщиной более 12 см

    * Толщина подстилающего слоя с учетом запаса на вибропросадку камней должна быть увеличена на 10…15 мм.

    ** Измерения производятся с применением 4-х метровой рейки.

    Мощение - это водопроницаемое покрытие за счет наличия межплиточных швов. Поэтому заказчик должен уделить особое внимание вопросам организации дренажа и поверхностного отвода воды. Уровень мощения должен быть выше бортовых камней или водосборных устройств на 3-5мм - для естественного стока воды с тротуарного покрытия.

    Рис: Мощение должно быть выше уровня бортовых камней и водосборных лотков на 3-10 мм

    Рис 1.jpg

    Поверхность покрытия должна иметь результирующий общий уклон в сторону водоприемных устройств не менее 2,5 %. Результирующий уклон должен определяться на каждом проектном поперечнике, но не реже, чем через 10 м по длине покрытия. На поверхности покрытия не должно быть местных углублений, в которых может застаиваться вода. Поперечный уклон, измеренный на базе 0,5 м, в любом месте покрытия должен быть не менее 0,5 %.

    Для измерения ровности покрытия пользуются 2-4х метровой рейкой и определяют просветы, расположенные на расстоянии 0,5м между собой. Максимальный просвет под 3-х метровой рейкой должен быть менее или равен 6 мм, под 4-х метровой рейкой - 10 мм.

    Ровность – допускаемые зазоры между рейкой и покрытием: рейка 3 м – не более 10 мм; рейка 2 м – не более 6 мм.

    Категория использования

    Вид покрытия

    Максимальный просвет под рейкой, мм

    Проектные прямолинейные швы в натуре не должны иметь видимых отклонений от прямой линии. Ширина межплиточных швов для стандартных камней мощения (толщиной до 12мм) составляет 3-5мм, при этом швы должны быть заполнены песком на всю высоту.

    • пески мелкие II класса с модулем крупности 1,5-2,0 (допускается применять пески средние с модулем крупности до 2,2)
    • мелкий песок, с последующей обработкой составами на основе полимеров (стабилизаторами песка)

    Рис 4

    Фото: Швы должны быть заполнены песком на всю высоту

    Примыкания к канализационным люкам, водосборным лоткам, каким-либо другим встроенным в покрытие элементам, изменение направления рисунка мощения должны быть выполнены с учетом правил выполнения подрезки тротуарной плитки:

    • для камней мощения: наименьшая сторона отрезанного камня должна быть не менее 1/3 от целого камня;
    • для плит: в отрезанных элементах соотношение длины и ширины – не более 2х, оставшаяся короткая сторона минимум в два разадолжна превышать толщину элемента;
    • обрезанные камни/плиты не должны иметь острых углов (менее 45 градусов).
    Неточно подогнанные или плохо закрепленные доборные элементы (части плитки после подрезки) под действием внешних нагрузок могут потерять устойчивое положение и быть вынесены с дорожного покрытия. Это может нарушить заклинку соседних камней и способствовать разрушению всего покрытия.

    Для устройства примыканий к элементам конструкций или обрамления колодцев рекомендуется применять мелкоштучные изделия мощения, по возможности, в форме трапеции или небольшими квадратами (например, 50х50мм, 100х100мм).

    Фото: Устройство примыканий при помощи мелкоштучных изделий мощения

    Рис 6
    Рис 7.jpg

    • уклоны и ровность покрытия
    • превышение уровня мощения над бортовыми камнями и элементами водосборной системы
    • ровность, ширина и заполнение швов
    • правила подрезки плитки (как выполнены примыкания)

    Визуальная приемка мощения и ненормируемые параметры качества работ

    Заказчик, в первую очередь, обращает внимание на внешний вид тротуарного покрытия. Наличие визуальных дефектов, возникающих даже при соблюдении подрядчиком всех требований качества мощения, часто приводит к разногласиям при приемке работ.

    К таким визуальным, ненормируемым параметрам качества покрытия относятся:

    • скалывание кромок у камней/плит мощения
    • отклонение по цвету и структуре
    • появление высолов
    • время высыхания изделий
    • повреждение поверхности изделий от вибрации при их осадке
    • образование луж на покрытии

    Скалывание кромок у камней/плит могут образовываться во время ненадлежащей транспортировки или при неправильной укладке, когда получаются слишком узкие швы. При этом незначительное скалывание кромок не влияет на эксплуатацию покрытий.

    Бетонные тротуарные камни/плиты в зависимости от исходного материала и условий производства обладают колебаниями структуры поверхности и цвета. Наличие отдельных неравномерных участков со скоплением светлых или темных пятен часто становится причиной претензий при приемке. Для достижения равномерного цвета мощения при укладке необходимо смешивать камни из нескольких транспортных поддонов (вести укладку одновременно с 3-5 поддонов).

    Фото: Цветовые пятна в мощении возникли из-за укладки плитки без перемешивания с разных поддонов

    Рис 8.jpg

    При визуальной приемке покрытия следует учитывать, что впечатление будет зависеть, в том числе, от наличия влаги на поверхности плитки, от угла наблюдения и направления наблюдения относительно солнца. В сухую солнечную погоду цветовые различия между плиткой близких цветов или переходы цвета на плитке типа ColorMix слабо различимы, после дождя же покрытие выглядит более ярким и насыщенным.

    К уличному тротуарному покрытию нельзя предъявлять такие же визуальные требования, как к внутренним помещениям. При эксплуатации очень быстро образуются загрязнения (пыль, грязь, масляные пятна или остатки жевательной резинки). Светлые цвета бетонных изделий особенно подвержены загрязнению уже при укладке и даже последующая мойка покрытия может не придать плитке изначальный внешний вид, что не является однозначным признаком некачественности изделий или работ по мощению. Следы загрязнений также особо заметны на однотонном мощении.

    Под выцветанием (высолами) понимают тончайшие беловатые отложения на поверхности тротуарного покрытия. Высолы образуются во время естественного процесса твердения цемента, исчезают сами собой под воздействием естественных погодных факторов в течение 1-2 лет эксплуатации и не являются дефектом.

    Фото: Высолы на поверхности могут появляться в процессе мощения или спустя некоторое время. Через 1-2 года высолы, как правило, исчезают под воздействием естественных погодных факторов

    Высолы.jpg

    Неравномерно высыхающие поверхности являются типичными. Принципиально существуют требования только к максимальному водопоглощению. Время высыхания может быть различным для камней одного и того же производства. Даже незначительные различия в водопоглощении и структуре пор изделий ведут к сильно отличающемуся времени высыхания покрытия. Это явление не является недостатком и прямым доказательством низкой характеристики водопоглощения.

    Оси швов мощения должны быть прямолинейными - на основании данной формулировки неровные очертания швов могут стать причиной разногласий. Для отклонений от прямой линии не имеется специального значения допуска. Здесь может быть принят позиционный допуск ± 2 см, но без учета рассматриваемой длины этот размер проблематичен. При незначительных длинах - до 10 м - он выявляет не эстетичный вид покрытия, а при больших длинах свыше 100 м отклонения значительно больше этих позиционных допусков зрительно не выделяются. В большинстве случаев измерение производится как измерение отклонения от натянутого шнура.

    Причиной образования луж являются неровности в комбинации с очень незначительным наклоном поверхности. Однако, существуют случаи образования луж при наклонах и неровностях в пределах заданных допусков, а именно в случае неровностей в форме очень коротких волн. Как правило, лужи – это дефект. В лужах машины вымывают материал для заделки швов, а зимой на этом месте образуются опасные участки гололеда.

    Контроль на всех этапах проведения работ по мощению

    Во избежание конфликтных ситуаций при финальной приемке мощения и получения высокого качества работ рекомендуем:

    • заранее обсудить с подрядчиком перечень параметров, по которым будет осуществляться приемка
    • осуществить выборочный контроль качества изделий для мощения на объекте перед укладкой (соответствие цвета, толщины изделий, наличие дефектов и повреждений)
    • осуществить промежуточный контроль проведения работ по устройству основания (высотные отметки, качество уплотнения основания, толщина подстилающего слоя)
    • осуществить промежуточный контроль работ по укладке плитки (укладка ведется с нескольких поддонов, соблюдение правил подрезки плитки и выполнение примыканий)

    Долговечность и эксплуатационные свойства тротуарного покрытия во многом зависят от качества устройства основания. Одной из важных операций при устройстве основания является уплотнение несущих слоев. Для работ, как правило, применяется легкая уплотняющая техника: виброплиты (от 80кг до 150 кг), вибротрамбовки или легкие дорожные катки (до 3 тонн).

    Рис: Слева несущее основание имеет слишком много пустот. Справа — качественно подготовленное основание для мощения

    Рис 9.jpg

    С целью достижения высокой прочности основания должны соблюдаться следующие правила:

    • Толщина уплотняемого слоя до 15 см;
    • Кол-во проходов по каждому слою от 4 до 10 раз!
    • Порядок прохода от краев к центру (иллюстрация)
    • Подстилающий слой из песка не должен быть более 5 см (для изделий толщиной до 12 см)

    Рис: Порядок движения виброплиты от краев к центру

    Рис 10.jpg

    При мощении должен соблюдаться главный принцип работ - перемешивание, брать и укладывать плитку необходимо с нескольких поддонов! Как отмечалось выше, это позволит избежать наличия отдельных участков со скоплением светлых или темных пятен.

    В течение 1-3 месяцев с начала эксплуатации должен быть организован дополнительный контроль покрытия с целью проверки заполнения швов, функционирования ливневой системы и устранения возможных местных деформаций.

    Строительная экспертиза дефектов тротуарной плитки

    Именно тротуарную плитку все чаще выбирают для того, чтобы покрыть дорожки, выделенные для пешеходов. Причем далеко не всегда их качество радует пользователей. Тем более это актуально для детских колясок, каблуков, которые так украшают женские ножки.

    Строительная экспертиза дефектов тротуарной плитки

    Проверить качество проведения работ по укладке тротуара, помогут сотрудники государственных или независимых экспертных центров, наработавшие достаточный опыт в решении подобных проблем.

    Первое, что подлежит проверке – качество выбранного материала, от которого зависит, действительно, очень многое.

    Определить соответствие большинства из заявленных производителями плитки характеристик, стандартным нормативам возможно лишь в лабораторных условиях:

    • качество;
    • долговечность;
    • реальная стоимость.

    Особенности испытаний

    Специалисты в лаборатории определяют степень истираемости тротуарной плитки, показатели прочности при сжатии и изгибе, морозоустойчивость, способность выдерживать высокую влажность.

    Действительно, все перечисленные показатели определяют качество и позволяют с максимальной точностью установить срок службы такой дорожки.

    Ведь для конечного потребителя крайне важно, чтобы тротуар в течение максимального продолжительного периода времени оставался привлекательным с эстетической точки зрения, при сохранении показателей прочности.

    Поэтому начинают исследования с проверки заявленного состава действительному.

    Простой пример: достаточно ввести в сырье фиброволокна, чтобы повысить истираемость, как следствие, качество плитки — в десятки раз.

    Законодательные требования

    Все показатели четко прописаны в соответствующих ГОСТах, СНиПах, иных законоустанавливающих документах, соблюдение которых совершенно обязательно для всех производителей тротуарной плитки.

    Завершающим этапом изучения представленных образцов становится заключение. Это полноценный в юридическом отношении документ, который возможно применять в суде, как доказательство честности исполнителей работ по укладке тротуарной плитки.

    Строительная экспертиза брусчатки

    Выезд экспертов, специализирующихся на строительной экспертизе брусчатки, на следующий день после заявки по телефону или по электронной почте.

    Возможен выезд в день обращения.

    Срок проведения строительной экспертизы брусчатки – от 2 до 8 часов.

    Срок получения строительного заключения по результатам строительной экспертизы брусчатки – от 3 до 5 рабочих дней.

    Возможна выдача строительного заключения по результатам строительной экспертизы брусчатки на следующий день после выезда экспертов.

    Стоимость проведения строительной экспертизы брусчатки начинается от 20 000 руб.

    Состав строительного заключения строительной экспертизы брусчатки можно узнать у эксперта по нашим телефонам.

    Договор на проведение строительной экспертизы брусчатки можно заключить на вашем объекте или в нашем офисе.

    Состав работ строительной экспертизы брусчатки (для каждого случая всегда индивидуальный состав работ):

    1 этап (подготовительный, обычно проводится вместе со 2 этапом):

    - составление вопросов для строительной экспертизы брусчатки;

    - составление программы обследования;

    - изучение документации на брусчатку, например: проект, смета, договор и т.п.;

    2 этап (обследование брусчатки):

    - выезд экспертов, специализирующихся на строительной экспертизе брусчатки;

    - визуальное обследование брусчатки;

    - инструментальное обследование брусчатки;

    - измерительный контроль брусчатки;

    - обследование брусчатки неразрушающим контролем;

    - вскрытие конструкций брусчатки;

    - изъятие образцов для проведения лабораторных исследований;

    - выявление нарушений и несоответствий брусчатки проекту;

    - выявление нарушений и несоответствий брусчатки договору;

    - выявление реально выполненных работ и выявление завышения объемов работ и строительных материалов, согласно смете;

    - определение качества строительных материалов брусчатки;

    - фотофиксация дефектов брусчатки;

    - составление дефектной ведомости;

    - определение причинно-следственной связи выявленных дефектов;

    - составление акта проведенной строительной экспертизы брусчатки;

    3 этап (лабораторные исследования):

    4 этап (камеральная обработка полученных результатов):

    - камеральная обработка результатов (визуального обследования, инструментального обследования, измерительного контроля, обмерных работ, лабораторных исследований, фотофиксации);

    - составление исследовательской части строительной экспертизы брусчатки на основании камеральной обработки результатов;

    - проведение поверочных расчетов;

    - проведение конструкторского расчета;

    - составление дефектной ведомости со ссылкой на нормативную документацию РФ;

    - разработка рекомендаций по устранению выявленных дефектов и недостатков;

    - оценка стоимости восстановительного ремонта;

    - составление ведомости выявленных нарушений и несоответствий брусчатки проекту;

    - составление ведомости выявленных нарушений и несоответствий брусчатки договору;

    - составление ведомости реально выполненных работ и выявленных завышений объемов работ, а также строительных материалов, согласно смете;

    - формулирование выводов строительной экспертизы брусчатки;

    5 этап (сдача работ):

    - формирование строительного заключения по результатам строительной экспертизы брусчатки;

    - проверка строительного заключения начальником отдела строительной экспертизы;

    - проверка строительного заключения генеральным директором экспертного учреждения;

    - печать строительного заключения;

    - сдача заключения по результатам строительной экспертизы брусчатки.

    На все оставшиеся вопросы вам ответят дежурные строительные эксперты и строительные юристы нашей компании.

    Вымостили тротуар плиткой, а уже через год она «поползла»? Выбрать качественную плитку – мало. Для того, чтобы покрытие было действительно долговечным, нужно строго соблюсти технологию укладки.

    Не так давно в Туле по время сильного ливня на одном из участков тротуара на проспекте Ленина потоки воды смыли плиточное покрытие. Туляки тут же начали шутить, что именно под плиткой в городе скрывается асфальт.

    Специалисты по укладке плитки также обратили внимание на отсутствие под вымощенным участком подготовленного основания. В этом они видят один из главных просчетов тех, кто укладывал плитку на твердое покрытие и не соблюдал технологию. Экономия на материалах и квалифицированных специалистах при укладке стала причиной того, что мощные потоки дождевых вод быстро размыли скудное основание под плиткой и повредили укладку. К сожалению, это не единичный случай некачественного выполнения работ при благоустройстве нашего города. Это все портит репутацию и самой тротуарной плитки. Простые жители нашего города начинают думать, что именно производитель плитки допустил нарушения и выпустил некачественную продукцию. Тут верно утверждать, что испортить можно и самый качественный продукт.

    Для того, чтобы покрытие было действительно долговечным, нужно строго соблюсти технологию его укладки. Специалисты компании «Стеллард», рассказали, из-за чего вымощенная плиткой территория может потребовать ремонт через пару сезонов и каких правил нужно придерживаться при укладке покрытия, чтобы оно служило десятки лет.

    Одна из самых частых причин разрушения плиточного покрытия — желание покупателя сэкономить при покупке плитки. Маленькие, «кустарные» производства, без всякой гарантии повсеместно предлагают красивую на вид, и плохую по качеству плитку и бордюры. Стремление не переплачивать — разумный подход, но покупая дешевую плитку, нужно помнить, что скупой платит дважды. Когда она начнет рассыпаться, то расходов уже не избежать. В итоге потраченные на укладку силы, время и деньги в сумме выйдут дороже, чем сразу приобретенный качественный строительный материал.

    На втором месте — нарушение технологии укладки. Яркий тому пример — смытая дождем с проспекта Ленина тротуарная плитка. По мнению специалистов компании «Стеллард», первая причина — недостаточная толщина плитки, она должна быть минимум 6 см, а там лежала тоньше. Вторая – укладка на асфальт. Вторая – укладка сразу на асфальт, без просыпки, трамбовки и подготовки основания.

    Читайте также: