Для сохранения тепла в средневековье крестьяне всегда строили дома из кирпича правда или ложь

Обновлено: 04.05.2024

Из чего строили дома наши предки?

Смогут ли современные жители Зауралья и Кургана назвать хотя бы пять материалов из которых наши предки строили себе жилища? В основном все называют дерево и кирпич, за редким исключением, конечно. Иногда, правда, вспоминают про постройку из самана, коей являлось здание КОМОСХа. В зауральских селах постройки из самана существовали достаточно долго, еще в 1960 -х и 70-х годах ХХ века в деревнях можно было встретить дома из саманного кирпича. Конечно, основными материалами для строительства были дерево и кирпич, но существовали и некоторые другие материалы о которых стоит рассказать.

С незапамятных времен в наш край ехали переселенцы из разных районов нашей большой страны, привозя с собой свою культуру, свои нравы и обычаи.

Переселенческий пункт в Кургане. н.ХХ в.

Однако было очень сложно начинать новую жизнь на зауральских хлебородных, но безлесных землях. Еще ссыльный декабрист А.Е. Розен писал в своих воспоминаниях о том, что строевого леса в Кургане очень мало. Вот и придумывали переселенцы из чего бы построить себе жилище, при чем не временное, а постоянное и довольно теплое, учитывая холодные зимы нашего края.

На самом же деле материалов, из которых люди умудрялись строить себе жилища не так уж мало, и они буквально встречались на каждом шагу. Приведем некоторые материалы и способы этих построек.

Ну, во-первых, как я уже упоминала, существовали саманные постройки из больших необожженных кирпичей и глины вперемешку с соломой. Саман укладывался вручную. Привлекательными были: низкая стоимость строительства, не требовалось топлива на обжиг, исходный материал в буквальном смысле «лежал под ногами». Глину разводили водой, затем в смесь глины и песка добавляли резаную солому, мякину, древесную стружку и даже навоз, все это разминали в ямах, тщательно перемешивая с добавками, а затем раскладывали в формы, формируя кирпичи, которые сушили на солнце. Саманные кирпичи не обжигали. Но строительство нужно было начинать весной, чтобы за лето дом успел хорошенько просохнуть.

Правда, саманных построек в городе было немного. Председатель КОМОСХа А.Н. Балакшин специально разработал проект постройки здания именно из самана, для того, чтобы привлечь внимание к этому способу, который был значительно экономичнее, чем другие. Летом 1900 года на Конной площади (угол Гоголевской улицы и Троицкого переулка) был заложен Саманный дом МОСХа по проекту курганского купца А.Н. Балакшина и петербургского архитектора Н.Е. Маковского.

Здание Курганского МОСХа. Постройка из самана. н.ХХ в.

В тяжелые годы гражданской войны, разрухи люди устраивали себе дома из камышовых, соломенных матов, обкладывая ими жердяные каркасы будущих комнат. Каркас состоял из тонких веток деревьев или даже хвороста. Это были мазанки. Лепили мазанки, забивая глиной, смешанной со специфически пахнущим, но совершено необходимым связующим материалом. В нашем крае клетку стен плели из ивового кругляка. Частенько стены домов собирали из тонких березовых жердин и забивали пустоты: глиной, соломой или землей. Затем все строение обмазывалось влажной глиной, отсюда и пошло название «мазанка». Стены мазанки белили снаружи и известковали изнутри.

Были еще постройки из дерновых пластов. Лопатой нарезали на целине длинные дерновые ленты, затем их делили на полуметровые куски, и складывали из них стены. Конечно, такие постройки были временными и недолговечными, и мы уже никогда не увидим что-то подобное.

Фото А.И. Кочешева. н.ХХ в.

На сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке, которая проходила в Кургане в 1895 году, часть экспозиции Переселенческого отдела была отведена макетам и чертежам, рекомендуемым к строительству домов и крестьянских усадеб.

Группа моделей переселенческих построек, левая половина

Переселенцы ехали из разных городов нашей страны и привозили свои способы строительства жилых зданий. Из Орловской губернии завезли способ кладки домов из соломенных жгутов, промоченных в жидком растворе глины. Их укладывали наподобие дров в поленнице.

А в Тюкалинском округе в поселке Ново – Архангельском здание для школы и избы переселенцев были построены из дров. Деревянные поленья укладывались на растворе глины.

Так как в наш край приезжали люди из разных губерний нашей страны, например, всего одна деревня Васильева Башкирской волости Курганского округа была образована в 1883 году из выходцев Воронежской, Тамбовской, Рязанской, Тобольской, Оренбургской и Самарской губерний, (наш край вообще уникален по исторически сложившимся условиям формирования населения), и каждый стремился строить и украшать свое жилище по-своему.

В самом Кургане еще совсем недавно был целый подземный поселок, который назывался «Копай». Жилища в буквальном смысле были выкопаны в земле. Копай или Копай – город начал строиться в 1912 году. Дома строились в ямах, которые образовывались после выемки строительной глины и часто имели три стены земляные и лишь одну бревенчатую или дощатую, в которой оставлялось небольшое оконце и прорубалась дверь. К земляной стене крепились доски, которые заполнялись глиной – это и были стены. А крыша получалась как раз на уровне земли. Люди, случайно попавшие в эту часть города, могли спокойно пройти по крышам этих «домов» даже не подозревая об этом.

С 1940-х годов строятся насыпные дома. В Копае еще до сих пор сохранилось несколько подобных домов. Но, в основном, такого рода постройки были давно снесены, город рос и требовались места под строительство больших кирпичных и панельных домов, а вот в деревнях, особенно небольших некоторые виды строений еще остались.

В советское время строили щитовые постройки (бараки), обмазанные глиной, которые были очень крепкие. Кстати, такие постройки в Кургане стоят до сих пор.

Вот сколько интересных материалов, кроме дерева и кирпича существовало раньше. Интересно было бы сейчас увидеть, хотя бы в миниатюре такие разные по своему устройству и внешнему виду строения.

Древние строительные технологии. Загадки отопления больших зданий

Продолжу начатую тему про древние строительные технологии с постановкой неудобных вопросов.

Одним из вопросов, на который не обращают внимания историки (т.к. они не строители и не теплотехники) – это вопрос, связанный с отоплением старинных дворцов и храмов. В частности, вопрос печного отопления. А еще точнее – его неэффективности в больших помещениях.

Как отапливали такие залы старых особняков и дворцов? Неужели все такие дворцы были летние? Как отапливали такие залы старых особняков и дворцов? Неужели все такие дворцы были летние?

Если посмотреть интерьеры старинных зданий, то можно заметить, что помещения имеют высокие потолки, огромные окна и зачастую одну или две небольшие печи:

1. Пересмотрев множество подобных фотографий, первое, что бросается в глаза – это то, что печи установлены явно не по проекту. Им там не место. Вероятно, их установили сюда намного позже строительства самого здания (а тем более его проектирования).

2. Расположение печей. Расположение печей в старинных зданиях - как правило это угол помещения. Либо центр, но у стены.

Такое расположение является крайне не оптимальным. Прогревается только часть помещения.

Самым эффективным печным отоплением является вариант расположения печи как в деревенском доме. По центру дома стоит печь с топкой и варочной панелью на кухне, а расположение комнат таким образом, что каждый угол печи выходит в эту комнату. В таком деревенском доме прошло все мое детство (до момента поступления в ВУЗ).

Примерная планировка с таким расположением печи. Это что было понятно про что я говорю.

Да, такой дом будет не более 50 м2. Если больше – нужна вторая печь и можно поменять планировку.

3. Теплотехнический расчет.

Проведем примерный теплотехнический расчет. Точный будет зависеть от множество факторов: толщина стен (кирпичных), площадь окон, температура и влажность за окном и т.д…

Условно принимают, что 1м2 печи излучает 500 Вт в час в течение суток при двухразовой топке печи в сутки. У печи с основанием 1х1 м при стандартной высоте 2,1м, площадь теплоотдающей поверхности будет равна 4*2,1=8,4 м2, откуда мощность равна 8,4*500Вт=4200Вт/ч или 4,2 кВт/ч.
За условную единицу теплопотерь 1м3 среднестатистического помещения принимают величину 40 Вт.

Если взять большой зал старого особняка, то объем комнаты может доходить до 500 м3. Теплопотери составят 20 кВт. Для поддержания температуры нужна печь с площадью поверхности 40 м2. Если высота печи примерно 2 м, то ее периметр печи должен быть 20 м.

Т.е. длина одной стороны печи должна быть 5 м. Либо нужно ставить три печи с длиной стороны основания не менее 1,7 м. И топить дважды в день.

И представляете, что примерно так должно быть в каждой комнате дворца.

Даже если установить достаточное количество печей, то их обслуживание будет связано с постоянной грязью: мусор и пыль от дров и золы. Печи не всегда работают идеально, могла быть копоть в помещениях. А вместе с ней и угарный газ, особенно во время сна это опасно. Пожароопасность тоже очень велика от такого количества печей.

А как отапливались огромные и высокие здания церквей и храмов? Там свод купола – многие метры и все тепло уходит вверх. А службы нужно в церковные праздники проводить в любой мороз. Неужели, все так же, дровяными печами?

Да, часто все теми же дровяными печами

Неужели наши предки были такие необразованные, что ничего, кроме как установить дровяные печи в дворцы – ничего не смогли придумать?

Сохранение тепла в крестьянском доме

Сохранение тепла в крестьянском доме

Природные богатства Русского Севера издавна притягивали к себе переселенцев из центральной и южной России, а климатические условия привели к появлению способов защиты жилища от мороза, ветра и высокой влажности. Это было одним из важных факторов в преобразовании крестьянской усадьбы с разрозненными строениями в северный комплекс дом-двор, который окончательно сложился в регионе к концу XVII века.[2]

На проблему сохранения тепла в домах исследователи начали обращать внимание уже в конце XIX – начале ХХ века. Например, в опросник этнографического бюро князя В.Н. Тенишева были включены пункты «защита от холода» и «отопление и освещение». Корреспондент общества в Олонецкой губернии А.И. Сенин в 1899 году включил следующее описание в вопрос «защита от холода»:

«У зажиточного мужика и изба тепла, а дров и всех воля, жарят печи на славу: в поземке делают маленькую печку и топят её зимою по несколько раз на день короткими поленцами. Средняя температура зимою от 16 до 20 градусов и больше. К утру обыкновенно проносит. Бедные мужики обкладывают на зиму свои неражие избёнки снопами, оставляя открытыми одни окна, да и те в морозную ночь закрывают соломенными щитами. Двойные рамы – редкость и роскошь».[3]

Дерево – самый распространённый материал для крестьянских построек. Главной причиной его использования, конечно же, была его доступность. Северные губернии были богаты лесом, пригодным для строительства.

Среди достоинств древесины выделяются сравнительная лёгкость её обработки, прочность и низкая теплопроводность. Древесина, благодаря пористому строению, плохо проводит тепло. В связи с этим толщина стен деревянных зданий может быть значительно меньше, чем каменных. Например, по теплоотдаче венец[4] северной избы толщиной в 20 см эквивалентен стене в 3 кирпича 77 см. Коэффициент теплопроводности зависит от температуры воздуха, влажности древесины, породы дерева, направления теплового потока. В деревянных домах наблюдается и лучший обмен воздухом между внутренними помещениями и внешней средой – своеобразная естественная вентиляция.[5]

Тем не менее, не каждое дерево было пригодно для строительства. Чаще всего для этого использовали сосну и лиственницу. Благодаря плотной и смолистой древесине они плохо впитывают влагу.

Сосна
Лиственница

Не менее важной частью в процессе сохранения тепла в доме был подбор подходящего инструмента и способа рубки. Плотники в своём распоряжении имели разнообразный инструмент, но основным и любимым орудием на протяжении многих веков оставался топор: во время рубки он рассекает древесину и заминает волокна, благодаря чему влага не проникает в поры. Отметив эту особенность, плотники предпочитали дом рубить топором. Отсюда и название основного элемента постройки – сруб.

С древних времён плотники врубали одно бревно в другое, отступая от концов брёвен, так что их концы выступали за стены сруба. Примером такой рубки «с остатком» служит распространённая на Севере рубка «в обло» (или «в чашу»). При этом методе в бревне на расстоянии примерно 20 см от конца вырубалось полуцилиндрическое углубление («чаша»), которая является местом соединения с другим бревном. Получавшийся остаток на концах брёвен был ещё одним способом сохранения тепла в доме в условиях сурового северного климата. Дело в том, что

«со стороны среза брёвна промерзают вдоль волокон древесины быстро и глубоко, а поперёк ствола – гораздо слабее. Поэтому промерзают выпущенные наружу концы бревён, а угол дома остаётся теплым; иначе дом начал бы промерзать прежде всего с углов».[6]

Рубка в обло.jpg


Рубка в обло


Для сохранения тепла и защиты от ветра продольные пазы в брёвнах прокладывали куделью (вычесанными волокнами льна или конопли), на которую укладывали высушенный мох, а затем накладывали верхнее бревно.

Во время укладки венцов настилали пол, но для сохранения тепла он был поднят над землёй. Получившееся пространство между землёй и полом избы называли подклетом. Его могли использовать для обустройства погреба или ледника, а также перестраивали в зимнюю избу.

Для защиты от продувания снизу делали пол двойным – чёрный и чистый, с земляной засыпкой между ними. Двойной пол – очень древняя особенность жилища на Севере. Такая конструкция была обнаружена в жилищах Старой Ладоги VIII – IX веков.[7]

Доведя избу до нужной высоты, в верхний венец параллельно переводам пола врубали матицу, служащую опорой для потолка. На неё настилали потолочины – толстые доски или горбыли. Набранный потолок оставляли сохнуть, после чего сдвигали разошедшиеся потолочины. Щели между ними густо промазывали глиной, а сверху заливали глиной с песком. Затем создавалась прослойка из высушенных листьев, мха, льняной кострики, которую сверху засыпали землёй. Следующим этапом собирался чистый потолок. Он подшивался гвоздями снизу к стенам и матице. Воздушная прослойка между двумя потолками защищала избу от остывания.[8]

Низкие двери и маленькие окна также служили для сохранения тепла в доме. Однако уникальным конструкторским решением стала крыша, надёжно защищавшая от дождя и способная выдержать толстый слой снега.

Торцевые стены завершали треугольными самцами, на которые укладывали продольные брёвна слеги. На слегах закрепляли деревянные крючья – курицы. Их главной задачей было удержать потоки – выдолбленные изнутри брёвна, служащие для водоотведения. В потоки в два ряда выстилался тёс. Для лучшей гидроизоляции между рядами тёса прокладывали берёсту.

Поток на курицах. Дом-двор Н.Е. Шестакова в музее Малые Корелы.jpg

Поток на курицах. Дом-двор Н.Е. Шестакова в музее Малые Корелы

Сверху тесовая кровля фиксировалась охлупнем – бревном с вырубленным глубоким пазом. Торцы слег от влаги защищали полотенце и причелины – доски под скатами кровли, которые часто украшали резьбой.[9]

Причелины и полотенце. Крыша дома-двора Русиновых в музее Малые Корелы.jpg


Причелины и полотенце. Крыша дома-двора Русиновых в музее Малые Корелы

В северных и центральных губерниях Европейской России и на большей части территории Сибири все хозяйственные помещения двора объединялись в единый комплекс под общей крышей. Крестьяне, имея такой дом-двор, чувствовали себя защищёнными от погодных условий. Однако отапливались в таком доме только жилые помещения.

Древний способ топки печи – «по-чёрному» можно считать наиболее эффективным с точки зрения сохранения тепла в доме. Тем не менее, уже к середине ХIХ века такие дома, которые называли «курными» или «рудными» (Каргопольский уезд), сохранились только в отдалённых уголках Русского Севера. Самое большое их число исследователи встречали в бывшей Ошевенской волости Каргопольского уезда. Дома жителей этих деревень были переделаны на топку «по-белому» только в начале ХХ века.

Крестьяне Ошевенска выделяли ряд преимуществ «рудных» печей перед «белыми»:[10]

· Для отопления изб «по-чёрному» затрачивалось значительно меньше дров, и после топки в них было очень тепло.

· В «рудных» избах был сухой воздух, поэтому в них удобно сушить одежду, обувь, сети, полозья для саней и т.д.

· Дым помогал сохранять древесину, и дома меньше гнили.

Важным фактором сохранения «рудных» домов в Каргопольском уезде была традиция: придерживаясь строгого старообрядческого уклада, консервативная часть населения препятствовала переделке изб.

Картину древнего северного дома ярко изобразил один из крупнейших исследователей деревянного зодчества А.В. Ополовников:

«Курная изба поражает. Прежде всего рушатся привычные и, надо сказать, весьма поверхностные представления о том, что в такой избе всегда темно и грязно, что повсюду зола, сажа, копоть. Ничего похожего! Полы, гладко обтёсанные бревенчатые стены, широкие лавки, печь – всё сверкает чистотой, столь обычной для изб северных крестьян. На чистом столе – белая скатерть, на стенах вышитые полотенца и одежда, в «красном» углу – традиционный иконостас с начищенными до блеска окладами икон. И лишь несколько выше человеческого роста проходит граница, за которой царит чернота закопчённых верхних венцов сруба и потолка – блестящая, отливающая синевой как вороново крыло. Дым, расстилаясь по потолку, опускается всегда до определённого постоянного уровня. По этому уровню проходят вдоль стен широкие полки воронцы, которые чётко и, можно сказать, архитектурно отделяют светлую, чистую нижнюю часть избы от её чёрного верха».[11]

Потолок в избе дома М.А. Третьякова.jpg


Потолок в избе дома М.А. Третьякова


Центром «рудной» избы была большая глинобитная печь, почти примыкающая к внутренней стене избы и повёрнутая устьем к фасаду (на Русском Севере). Над печью чуть сбоку в стене делали волоковое окно с задвижкой. Над ним устраивали длинную вытяжную трубу из дерева – дымник.

Дымник

Дымник на крыше дома Ф.А. Полуянова

Ставили печь на высокий рубленный опечек. Считалось, что, чем выше печь, тем выше стелился дым при топке. В большинстве случаев, когда топили печь, приходилось, кроме волокового окна, открывать дверь. В этом случае в избе был сквозняк, который даже при высокой температуре часто приводил к простудным заболеваниям. При высоком же опечке для вытяжки дыма было достаточно одного волокового окна. В стенах печи делали небольшие ниши – печурки, благодаря которым печь давала больше тепла. Также них сушили рукавицы и обувь. В сильные морозы некоторые крестьяне обедали в устье печи, мылись, предварительно разложив солому. Для таких случаев устье делалось большим.[12]

Чёрная печь

Чёрная печь в избе дома М.А. Третьякова

К середине XIX века большая часть домов Русского Севера уже была перестроена на топку «по-белому». Белая печь предполагала наличие трубы, соединённой с печью, для выхода дыма. Над шестком из кирпича выкладывался патрубок, собирающий дым, который выходил из устья печи. Из патрубка он поступал в горизонтально выложенный на чердаке боров, а оттуда в вертикальную дымовую трубу. Устройство борова защищало печь от дождя и снега, позволяло задерживать тепло, ослабляя тягу и замедляя горение, не давало возможности вылетать искрам наружу.

Такой тип топки был распространен также и в северных уездах Архангельской губернии – Мезенском и Лешуконском. Здесь, в отличие от каргопольских домов, отапливалась и горенка, которая зачастую устраивалась на повети дома. Делалось это в связи с тем, что дом могли начинать строить с хозяйственного двора для защиты домашнего скота от морозов. В таком случае семья проживала в поветной горнице, пока строилась изба.

Характерным признаком домов этих северных уездов являлась боковая или зимняя изба – это срубная пристройка к боковой части дома, поставленная прямо на землю. Она была предназначена для проживания в холодное время. Сюда же для обогрева приводили скот и держали молодняк.[13]

Зимняя изба отапливалась всегда. Она могла быть пристройкой к дому (например, в Мезенском уезде) или могла быть частью дома, чаще всего оборудовалась в подклете (например, в Каргопольском уезде). Основная изба также всегда имела печь. Но если в доме была устроена изба зимняя, то основная изба становилась летней.

Горница -- парадное помещение в доме для приёма гостей, либо тут могли жить молодые после свадьбы, невеста перед замужеством. Горницы традиционно (до первой трети XX века) не отапливались только в Каргопольском уезде, на остальной территории там ставили печи.

Все остальные помещения дома-двора (клети - кладовые, поветь - сеновал, хлева) не отапливались. А стены повети даже не конопатили паклей, потому что там всегда свободно должен ходить ветер, чтобы сено сохло и не гнило.

Климатические условия Русского Севера требовали как от местных жителей, так и от переселенцев особого отношения к сохранению тепла. Крепкий и тёплый дом стал необходимым условием выживания в северных землях. В такой постройке не было ни одной лишней детали, даже каждый декоративный элемент служил для защиты от холода или влаги. Формирование комплекса «дом-двор», в котором жилые и хозяйственные постройки объединены под одной крышей, стал ответом на суровые условия северного климата, он является единым производственным комплексом крестьянского хозяйства.

Дом-двор Я.А. Попова в музее Малые Корелы XIX век (д. Погост Каргопольского уезда Олонецкой губернии).jpg

Дом-двор Я.А. Попова в музее Малые Корелы XIX век.

Автор: Д.С. Вишняков, научный сотрудник научно-экспозиционного отдела музея «Малые Корелы».

[1] Архангельский край. Два чтения/ Издание пятое под ред. А.Ф. Соколова. – СПб.: Типография И.В. Леонтьева, 1904. – с.3.

[2] Шенников А.А. Длинный дом и крытый двор. Из истории строительной культуры крестьян лесной зоны Европы до конца XIX – начала ХХ веков. – СПб., 1992. – с. 130 – 136.

[3] Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева. Т.6. Курская, Московская, Олонецкая, Псковская, Санкт-Петербургская и Тульская губернии. – СПб.: ООО «Деловая полиграфия», 2008. – с. 156.

[4] Венец – связь четырёх брёвен, соединённых врубками. Венцы образуют сруб – основу деревянной постройки.

[5] Лисенко Л.М. Дерево в архитектуре. – М.: Стройиздат, 1984. – с. 20.

[6] Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов (поселения, жилища и хозяйственные строения) / Восточнославянский этнографический сборник. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1956. – с. 68.

[7] Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов (поселения, жилища и хозяйственные строения) / Восточнославянский этнографический сборник. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1956. – с. 77.

[8] Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов (поселения, жилища и хозяйственные строения) / Восточнославянский этнографический сборник. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1956. – с. 78.

[9] Заручевская Е.Б. Про крестьянские хоромы. – М.: Арт-Волхонка, 2014.

[10] Власихина Н.Н. Интерьер курной (рудной) избы Каргополья. 1976. / Научный архив музея «Малые Корелы». Ф. 1, Оп. 1, Д. 2250, Л. 5-6.

[11] Ополовников А.В. Русский Север. – М.: Стройиздат, 1977. – с. 54.

[13] Пермиловская А.Б. Северный дом. Архитектурный каталог. – Петрозаводск: ПетроПресс, 2000. – с. 80.

О кирпичах и кирпичной кладке недавнего прошлого

Н е говорю, что там кто-то глупый, так как мы все тут не с целью отстаивать точку зрения, мы все тут с целью расширять кругозор. Просто, во-первых, мы — капля в море. Во-вторых, понять и принять сразу это невозможно. Осознание приходит, когда всё сойдётся в одну точку.


Поехали вы смотреть так называемую брестскую крепость. Погода чудная. Слабый ветерок. Приятные лица ваших спутников. И тут — бах! — вас кирпичом по голове:

«Какая шикарная кладка! Какие башенки! Арки! Какие выступы башенок из стены! Какой изумительный шедевр, который уже которой войной пытаются сравнять с землёй, а он всё стоит да стоит упрёком современным мастерам. Кирпич-то весь заводской. Если современный уже на поддонах крошится, то этот стоит веками, выдержав кучу договорных войн и революций.

"Это же были, наверное, заводы получше наших. А как туда глину доставляли? Как-то не верится, что с болота крестьяне везли на бричках с лошадьми. И как такой бред вообще мог прийти историкам в голову? На каком основании? У историков хоть один аргумент есть, который можно противопоставить тому, что сейчас видят мои глаза? Нет, вроде же одни только сочинения да писанина! А если вспомнить, как заводы должны быть устроены, и ведь старинные, судя по качеству кирпича, намного лучше были современных. Да уж, наши мастера так сегодня не строят! Всё криво да косо. Зато брестская кладка — один лишь блеск, как всё тютелька в тютельку! Чтоб похуже этого сегодня выстроить, современные используют лазерную отметку, а ведь сколько на планете крупнейших Звёзд с целый город, где погрешности нет даже на миллиметр НА ВСЁ СТРОЕНИЕ! Проведя линию от одной части города к другой части — идеально ровная!

О ужас, что мои глаза видят — ведь же кирпичная кладка стоит-то на цементе! Протереть надо глаза, ведь мне говорили, что раньше клали на известь, — да нет! ПОХОЖЕ БОЛЬШЕ НА ЦЕМЕНТ! Причём качественнее современного и стоит веками, ведь современный трескается. Дамбы, которым пять веков, стоят и до сих пор в употреблении, современные же ломаются через 30–50 лет! Яйца добавляли? Да кто это вообще придумал, когда сегодня строители именно так и наказывают заказчиков, которые не расплатились, — именно в стену замуровывают яйцо, оно тухлым становится, и вонь после этого на всё помещение стоит!»


И вот после этого, как всё сойдётся у вас в одну точку, вы не сможете ни «Викингов» смотреть, ни историков слушать, потому что там ни одного слова правды нет. Нам эти историки вместе с политиками пускай ответят, почему, когда находят под землёй деревянный забор, то легко останавливают строительство мафиозного супермаркета и начинают раскопки, а вот как наткнутся экскаватором на кирпичные здания, уходящие на много этажей под землю, то сразу — испуг, и стремятся поскорее всё зарыть?

Зато носы заносят выше, чем их поставили: «Вот мы бережно к истории и всё сохранили». ЕЩЁ РАЗ ГОВОРЮ: КАК ОНИ К ИСТОРИИ БЕРЕЖНО ОТНОСЯТСЯ, можно понять, к примеру, по публикациям таких статей, как «История шахт Донбасса гниёт в подвалах», где целые архивы брошены на произвол, и никаким историкам отчего-то не нужны! А зачем правду сохранять, когда можно насочинять в будущем о варварах и отсталости?

Я терпелив — подожду полтора года, когда эти статьи поймёт широкая публика. Тут, как ни крутись, мы — простые люди, и трудимся за «спасибо», в отличие от наших оппонентов, которые каждому сочинителю, каждому актёру, каждому продюсеру и прочим, и прочим, платят неслабый гонорар за постановку вранья. У них в руках массовое СМИ. У них пиар и возможность лживые фильмы возить на кинопрокат по разным выдуманным странам. У нас этого ничего нет.

Главная война — это не мировые, не революции; главная война — за умы людей. От того так они торопятся, ведь эту войну они начинают проигрывать, несмотря на всё превосходство над нами в материальном плане. Очень приятно, что всё больше и больше появляется людей, которые начинают вникать в тему, как, к примеру, комментарий под старинными кадрами:

«Как портной утверждаю, что люди одеты по фигуре. Ткани… дорогие, крой — на каждую персону». Сегодня многие ли люди могут позволить шить одежду под себя? На рынке что-то приблизительное на тяп-ляп выберем и довольны; это мы развились или деградировали? Пишут уже и каменщики, и плотники, и кровельщики, и прочие, и прочие, а значит процесс уже серьёзно запущен.


В те времена искусство было абсолютно во всём! Даже столб и тот — произведение искусства! Эх, сошли мы с дорожки развития с этими капиталистами.

Комментарий Анатолия Кузьмина в Ютубе:

«Какие цементные заводы в 17 веке, дружище? Пиллау была отстроена к 1 670 году. До цемента ещё больше полутора столетий. А вообще, некоторые старинные сооружения впечатляют , здесь согласен». Уважаемый Анатолий, в умах официальных учёных, школьных учителей, СМИ, телевизора, политиков это так и есть. Да вот только сама цементная кладка Пиллау об этом ни слухом, ни духом! Там либо цемент, либо что-то гораздо интереснее:



Здесь мы видим и стену под наклоном (в Пиллау таковых немало). Понятно, что наклоны такие сегодняшние каменщики не делают, и выдержать НА ВСЮ ДЛИНУ СТЕНЫ не так-то и легко.


Видите? И чему верить — школьным учебникам или своим глазам?


А здесь обратите внимание, какие виртуозные закругления. Какой инструмент сегодня используется, чтоб построить кирпичный дом? Водяной уровень или нивелир, чтоб высота совпадала по периметру. Обычный уровень для ровных стен. Теперь смотрите сюда:


Стены Пиллау не по уровню, а под разными наклонами.


Какой инструмент нужен, чтоб идеальный наклон выдержать с полкилометра? Я уже молчу, что он по периметру ВСЕЙ Звезды идеальный.


Теперь давайте рассмотрим так называемую Бобруйскую крепость


Что, говорят нам правду о нашем прошлом? Какая грандиозная кладка! Вы на швы гляньте — что-то я уже сомневаюсь в цементе, насколько практичный раствор идёт по швам!


Попадалась ли вам статья по мегалитам «размягчения камня»? Так вот, как по месту можно размягчать кирпич? Или каждую кирпичину изготавливали по отдельности ДЛЯ ВСЕЙ ЗВЕЗДЫ? Вам ещё хочется бредовых «Викингов» смотреть? Где весь технологический процесс в литературе? Где промышленная база? Почему об этом молчат все историки и политики, кого бы мы ни выбирали? Зато идиоты патриотические носятся с картинками по комментариям: «США создали много русскоязычных ресурсов, чтоб вести информационную войну»; как наше правительство, министерство оболванивания, СМИ ведут против Руси войну, Вашингтону остаётся только нервно курить в сторонке! «Наше» правительство — это самые главные русофобы, так как вместо большой Руси нам подпихивают какие-то придуманные РоСии, Украины, БелоРуСии, Польши, Турции, Молдавии, Югославии и другие земли!


Изощрялись умельцы над кирпичом, как хотели. Обратите внимание на ровные швы целого кирпича с обрезанным:


Чем резали — лобзиками по дереву? Сегодня и турбинкой, чтоб так обрезать, как на фотографии, тютелька в тютельку, надо изрядно попотеть. А тут не один кирпич, а все стены: от закруглённых арок с закруглёнными кирпичами, от гармошек до разных плавных переходов, разносторонних поворотов и ступенек потолка.


Под Бобруйском до сих пор находят случайно экскаваторами на разных глубинах кирпичные туннели, уходящие на многоэтажно вглубь. Власти крестятся и божатся, что будут исследовать. В итоге обратно зарывают — а зачем исследовать, если министерство оболванивания куда интереснее пишет сочинения истории?


Паразиты выдумали чепуху, что эти Звёзды — деревянные, и что их строили для войны. Насколько они деревянные, мы уже убедились. А вот для войны… Как вы думаете, почему самые целые в Европе и Америке под строгим контролем НАТО? Почему в Белой Руси Брестскую крепость и Бобруйскую вместо изучения отдали под дислокацию военных? Почему на Звезду в Америке поставили статую богини войны, которую назвали «Свободой»?


Закончу комментариями друзей. От Ксю Величкевич:

И вот, кстати, дополнение к теме единого стиля — фото кирхи, она заброшена и разваливается на части:


«”Пиллау” легендарна и красива. А Бальга, Инстербург, Георгенбург… Они шикарны в своём разрушенном величии… Я их видела своими глазами. Они просто поражают, как такое могли построить в Средневековье? Лопатами и мотыгами… А, забыла, руки же ещё есть и ноги, если что, можно пнуть кирпич. Вы видели фото замков до войны? А гравюры средневековые этих же замков? Отличия есть, и при этом существенные. Я тоже не эксперт, но меня удивляет, как не видно то, что очевидно…

Вот фото подвалов замка Инстербург, сделанные на мой телефон. Говорят, что подвалы засыпали советские войска, чтоб никто не лазил. Эти подвалы — многоуровневые, и насколько уходят вниз — непонятно. Некоторые говорят, что подвалы начали засыпать ещё при немцах из-за ненадобности».



Ещё один комментарий:

«Может ошибаюсь, но любое масштабное строительство предполагает проведение геологической разведки в месте будущего строительства. Состав грунта, пустоты, подвижки, усадки, и т. д., и т. п. Судя по стойкости сооружений, в те времена эта наука была на высоте. От точности привязки я вообще офигеваю. Убедить меня в том, что измерения проводились верёвочкой или по теням, ну никак не получится».

Гипокауст: как отапливали помещения в эпоху Средневековья

Римлянам приписывают изобретение первой бездымовой системы отопления в Западной Европе: гипокауст. До недавнего времени историки предполагали, что технология была утеряна после краха Римской империи. На самом деле её продолжали использовать в большей части Европы, а позже модернизировали в «отопительную систему под полом» – печь под полом, сверху которой клали гранитные камни, чтобы выпускать горячий воздух через вентили в полу. Это значит, что комната, благодаря всего одной протопке печи, могла оставаться тёплой в течение нескольких дней.

Гипокауст – система отопления, которая распределяла тепло от печи под полом по всему пространству. Тепло затем поглощалось полом и поднималось по комнате выше. Эффект был подобен современной системе отопления горячей водой или электрической системе подогрева пола. Римский гипокауст характеризовался наличием пустого пространства под полом, которое создавалось с помощью небольших столбов, прикрытых сверху напольными плитами. Иногда тепло также проходило через пустоты в стенах, помогая согревать помещение.

Римляне не были первыми, кто придумал систему отопления, в которой тепло от огня распространялось под полом от одной стороны комнаты к другой. Китайские "kang" и "dikang", корейский "ondol" и афганский "tawakhaneh" были основаны на подобном принципе и относились к ещё более раннему времени. К тому же, римляне, вероятно, узнали о технологии от греков. Тем не менее, именно римляне модернизировали гипокауст в более сложную систему отопления, особенно в зданиях общественных бань, которые были построены по всей Европе и Средиземноморью.

В течение долгого времени историки полагали, что падение Римской империи приблизительно в 500 нашей эры стало началом перерыва в использовании бездымной системы отопления в Европе. Тем не менее, хотя большинство общественных бань пришли в упадок в Западной Римской империи, гипокауст продолжали использовать в раннем Средневековье, особенно в монастырях. Технология также была популярной в Восточной Римской (Византийской) империи и использовалась в хаммамах арабами, которые снова популяризовали гипокауст в Западной Европе, когда построили дворец Альгамбры в XIII веке.

В меньших и более дешёвых системах использовали трубы вместо столбов – их также продолжали использовать в небольших зданиях. Эти гипокаусты нагревали лишь часть пола, но их было намного легче построить. Подобный гипокауст всё ещё используется в отдалённой деревне в Испании.

Отопительная система гипокауст

С распространением христианства и монастырей в Северной Европе римский гипокауст оказался неэффективным для более холодных стран региона. В первой половине XIV века, или возможно ещё раньше, стали практиковать выкладывание гранитных камней на поверхность печи, чтобы накапливать тепло. Далёкая от упрощённой средневековой имитации, отопительная система гипокауст стала дальнейшим этапом в развитии древней технологии.

Когда огонь в печи догорал, вентили в плитах открывали, и горячий воздух прорывался с груды камней в комнату, которая быстро нагревалась.

В отличие от римского гипокауста, который был основан на радиационном отоплении, отопительная система гипокауст обеспечивала конвективный нагрев. Нагреваемая комната была покрыта перфорированной плиткой поверх гранитных камней. Отверстия оставались закрытыми, пока горел огонь, чтобы дым не попадал в комнату и мог уходить через дымоход. Когда нагрев был завершён, а печь погашена, дымоход закрывали посредством увлажнителя, вентили в плитке открывали, и горячий воздух поднимался с груды камней в комнату.

Из-за небольшой тепловой вместимости римский гипокауст нужно было запускать постоянно. Добавление каменной комнаты для создания теплового хранилища гипокауста облегчило накапливание тепла, что означало отсутствие необходимости постоянно топить печь. В 1822 году было проведено множество экспериментов с целью повысить эффективность 400-летней системы гипокауст в польском замке Мальборк. Один такой эксперимент состоял в нагревании банкетного зала замка площадью 850 квадратных метров.

Недельный огонь

3 апреля холодную печь топили в течение трёх с половиной часов, используя 0,7 кубического метра дорогой древесины. Когда вентили в плитке открыли, горячий (200 ºC) воздух ворвался в банкетный зал, повысив температуру с 6 до 22,5°C всего за 20 минут. Затем заслонки были закрыты. К следующему утру (4 апреля) температура воздуха в комнате упала до 14°C. Заслонки были открыты вновь, и температура повысилась до 19°C за один час – без дополнительного разжигания печи.

5 апреля температура воздуха возле вентилей составляла 94°C, а температура в комнате повысилась с 10 до 16°C за полчаса. 6 апреля, спустя три дня после того, как огонь был погашен, воздух ещё оставался достаточно горячим, чтобы повысить температуру комнаты с 10 до 12°C. Даже 9 апреля, шесть дней спустя, тёплому (46°C) воздуху, поднимающемуся от вентилей, удавалось повысить температуру в зале с 8 до 10°C.

Во время своей поездки в 1438 году через Европу испанский путешественник Перо Тафур написал, что люди ставили «стулья с отверстиями над вентилями. Когда люди садились на эти стулья и не закрывали отверстия, тепло согревало их». Это похоже на "footstoves", которые использовали в Северной Европе в эпоху Средневековья.

Балтийский регион

Отопительные системы гипокауст главным образом использовались в Балтийском регионе северной Германии, Дании, Швеции, Финляндии, Эстонии, Латвии, Литве и Польше. В меньшей степени они были распространены на юге и востоке, в таких местах, как западная и южная Германия, Швейцария, Австрия, Чешская Республика, Венгрия и Россия. Большая их часть была построена в 1400-х и 1500-х годах.

Исследование истории отопительной системы гипокауст продолжается и по сей день. В своём инновационном исследовании 1998 года Клаус Биндженхеймер выяснил, что в Средневековой Европе в общей сложности насчитывалось 500 гипокаустов, 154 из которых были снабжены тепловым хранилищем. С тех пор, однако, было обнаружено ещё большее количество гипокаустов. Например, в то время как у Биндженхеймера были доказательства существования всего двух отопительных систем гипокауст в Эстонии, в статье 2009 года Андреса Тваури было перечислено уже 95 таких систем.

Гипокауст в Таллине

Обзор Андреса Тваури отопительной системы гипокауст в Эстонии изобилует техническими деталями. Специальные покрытия или штепселя, изготовленные из металла, камня или обожжённой глины, должны были «запечатывать» вентили с горячим воздухом в плитках пола. Маленькие керамические блюда были помещены в горячие камни непосредственно под этими отверстиями. Предполагается, что на них выливали воду, чтобы получить пар и таким образом увеличить уровень влажности воздуха.

В домах Таллина комната с отопительной системой гипокауст и отапливаемая спальня на первом этаже обычно связывались лестничным пролётом.

Печь была покрыта цилиндрическим сводом, на котором для накапливания тепла были сложены камни диаметром 40-50 сантиметров. Кирпичи хранилища были положены так, чтобы сформировать три или четыре арки с промежутками приблизительно в 20 сантиметров между ними, и средневековые строители, вероятно, использовали старую бочку, чтобы сформировать арки хранилища. Именно там собирали саму печь.

Размеры печи зависели от размера нагреваемой комнаты. В частных домах, где обогревали только спальню, она составляла один-два метра в длину, чуть больше метра в ширину и 50-60 сантиметров в высоту. В общественных зданиях и монастырях, где обогревали большие залы и комнаты, требовались печи намного большего размера.

Система отопления гипокауст использовалось в течение довольно короткого периода времени. К пятнадцатому веку изразцовые печи уже распространились по всем Балтийским странам. Это радиаторная система отопления с внутренними лабиринтами из кирпичей или камней, разработанная для накопления тепла огня. Они были более удобны для постройки и использования, чем гипокауст, не говоря уже о том, что были более энергосберегающими, поскольку людей согревать проще, чем помещения.

Гипокауст, как правило, располагался под отапливаемой комнатой или комнатами, которые всегда находились на первом этаже. Изразцовые печи можно было собрать где угодно, даже на верхних этажах здания. В течение XVI века в Старой Ливонии перестали использовать отопительную систему и заменили её изразцовыми печами, которые часто собирали именно там, где раньше располагался гипокауст. В других местах, например, в Польше, систему отопления гипокауст использовали вплоть до XVIII-XIX веков.

Читайте также: