Для чего используется вторичный щебень

Обновлено: 19.04.2024

Где применять вторичный щебень различных фракций?

Вторичный щебень появился на рынке сравнительно недавно, но сразу же привлек к себе внимание и стал востребованным в различных сферах. Что делает популярным сыпучий материал, который образуется в результате измельчения бетона, кирпича, асфальта и другого строительного мусора?

Цена. Покупка вторичного щебня обходится в 2 раза дешевле. Да, он не такой морозостойкий и прочный, как натуральные аналоги. Но если стоит задача сэкономить при проведении определенных работ – более доступных аналогов этому материалу просто нет.

Фракции вторичного щебня: как разобраться?

У каждого вида щебня – несколько фракций. Вторичный щебень не стал исключением из правила. У этого материала есть следующие фракции:

  • 5-20 мм. Этот мелкозернистый сыпучий материал востребован в дорожном строительстве и часто используется для создания нижнего слоя полотна и для посыпки обледенелых трасс. Идеальный выбор для тех, кто ищет доступный наполнитель без завышенных требований к качеству.
  • 20-40 мм. Фракция со средними зернами регулярно находит применение при засыпке дорог, обустройстве дренажных систем грунтов, при укреплении траншей для инженерных сетей. А еще вторичный щебень с фракцией 20-40 мм используют в качестве заполнителя для бетона.
  • 40-70 мм. У этой разновидности вторичного щебня самые крупные зерна, что положительно сказывается на прочности и долговечности. Его стоит использовать для облагораживаний и обустройства территорий, которые подвергаются высоким нагрузкам. Еще он подойдет для строительных площадок и участком с подвижным и нестабильным грунтом.

Какие существуют фракции вторичного щебня

ТОП-7 сфер, в которых используют вторичный щебень

Стремительно растущая востребованность во вторичном щебне объясняется просто: этот сыпучий материал заменяет до 60% общего объема натурального и более дорогостоящего щебня в строительстве. Именно поэтому его активно используют, когда хотят получить:

  1. Бетонный заполнитель. Для сооружений и конструкций из бетона и железобетона можно использовать вторичный щебень любой фракции, из которого получается заполнитель с оптимальными характеристиками.
  2. Укрепление для грунта. Этот сыпучий материал часто используют в качестве фиксатора слабых или подвижных грунтов при строительстве. Отдельные фракции щебня подходят для подсыпки при возведении инженерных коммуникаций.
  3. Подсыпку для дорог. В дорожном строительстве востребован вторичный щебень с включениями асфальта. Его используют в качестве нижнего слоя подсыпки во время обустройства дорог и автомобильных стоянок.
  4. Дренаж. У этого сыпучего материала хорошие дренажные свойства, поэтому его нередко используют при устройстве фундаментов и котлованов, предназначенных для водоотведения.
  5. Материал для обустройства дороги. Вторичный щебень запрещен при строительстве высоконагруженных трасс, но разрешен для обустройства проселочных дорог, для которого использование гранитного щебня экономически нецелесообразно.
  6. Наполнитель для обустройства пола. Во многих промышленных зданиях сложной обойтись без этого сыпучего материала, который необходим для придания полу повышенной прочности и других эксплуатационных характеристик.
  7. Декоративный материал. Вторичный щебень состоит из строительного мусора разного цвета. Красный и оранжевый кирпич, белые и серые камешки бетона, черные вкрапления асфальта – все это придает материалу привлекательный вид и позволяет использовать его для широкого спектра декоративных работ (подсыпка дорожек в парке, обустройство клумб и водоемов).

Где применяется вторичный щебень

Использование вторичного щебня – не просто дань экологии, но и существенная экономия средств. Стоит попробовать этот материал в деле всего раз – и от него уже невозможно будет отказаться!

Для чего используется вторичный щебень?


Вторичный щебень, бетонный щебень, рецикл, бой бетона — наверняка вы слышали эти названия, если читаете нашу статью. И точно задавались вопросом, а в чем же разница. Сейчас все объясним и наглядно покажем. Вы узнаете, как получают щебень вторичной переработки, где он используется, есть ли у него недостатки и как не стать жертвой обмана нечестного поставщика.

Производство

Вторичный щебень действительно имеет множество названий. Все их объединяет одно — исходное сырьё, из которого получают переработанный щебень. Это бетонные блоки, плиты и другие виды ЖБИ, оставшиеся после демонтажа зданий. Когда здание, по тем или иным причинам, сносят, его обломки нужно куда-то деть. Раньше из них получали просто строительный мусор, а совсем недавно, несколько лет назад, на рынке появилась технология, позволяющая вдохнуть в эти обломки новую жизнь. И пустить их на повторное использование. Что в эпоху zero-waste (ноль отходов) и умеренного потребления очень актуально.

Итак, дом сносят, и производители вторичного щебня вывозят бетонные обломки на самосвалах к своим площадкам. Блоки и плиты перерабатывают в дробильно-сортировочных комплексах, и на выходе получают именно вторичный щебень. В процессе переработки из щебня удаляют мусор (металл, дерево, стекло, пластик), промывают и сортируют на фракции: 5-20, 20-40, 40-70. Такая технология дороже и требует установки мощного дорогостоящего оборудования — дробилки, мойки, промышленных вентиляторов, грохота. Зато она позволяет получить полноценный строительный материал с широкой сферой применения — от производства бетона до строительства дорог.

Заводы, где установлены дробильно-сортировочные комплексы, — среди них и компания «Эко-Щебень» — возвращают на повторное использование до 90% бетонных отходов. Свой вклад в экологичное производство мы делаем ежедневно.

Классы и применение

Большую группу материалов под названием «вторичный щебень», он же бетонный щебень и рецикл, делят на два класса.

Щебень 1 класса — чистый бетонный щебень с содержанием кирпича до 5%. К сожалению, полностью исключить кирпичные примеси не получается, исходное сырье не позволяет это сделать.

Бетонный щебень 1 класса имеет прочность M600, показатель морозостойкости F100 и лещадность 15%. По своим характеристикам он приближен к природному известняковому щебню, при этом не боится воды и может использоваться для дренажных систем.




Сфера применения бетонного щебня

Дорожное строительство. Этот щебень подходит для отсыпки дорог в СНТ и коттеджных посёлках, дорог с невысокой интенсивностью движения, организации стоянок легковых и грузовых машин. Бетонный щебень одинаково успешно используется для подготовки основания дорог и отсыпки финишного слоя. Всё зависит от фракции: более крупная идет на основание, мелкая — на покрытие.

Производство бетонных изделий. Повторное использование как оно есть. Бетонный щебень подходит для производства бордюров, тротуарной плитки, ограждений — т.е. изделий с невысокой нагрузкой.

Строительные работы. Бетонный щебень применяется в частном и гражданском строительстве, в основном для фундаментов легких конструкций и заполнения строительных смесей. Если вы собираетесь построить беседку, гостевой домик или сарай, выбирайте недорогой бетонный щебень.

Вторичный щебень 2 класса — содержит до 30% кирпича и представляет собой смесь из дробленного бетона и кирпичной примеси в пропорции 70/30.

Прочность вторичного щебня 2 класса — М350, морозостойкость F50, лещадность 20%. Да, характеристики не самые высокие, однако и у этого щебня есть своя, пусть и ограниченная, сфера применения — дорожные и строительные работы нулевого цикла.

Временные дороги. Вторичный щебень 2 класса применяют для отсыпки временных дорог и подъездов к строящимся объектам. Если нужно быстро и дешево организовать проезд к участку для начала строительства, а вместе с ним отсыпать временную стоянку для авто и спецтехники, этот материал будет незаменим. И сэкономит на работу до 60% бюджета за счет низкой цены.

Подготовка участка. Вторичный щебень 2 класса используют для засыпки канав, ям и котлованов, стабилизации грунта, поднятия уровня участка. Он также хорош для укрепления болотистых почв — за счет того, что его фракция включает в себя камни размером от 5 до 40 мм, которые не «тонут» и не уходят в грунт.

Преимущества и недостатки

+ Цена. Чистый бетонный щебень стоит почти в два раза дешевле известнякового, а сфера применения его — шире. Взять хотя бы те же дренажные системы или укрепление болотистых почв — вторичный щебень с этими задачами справляется отлично. То же самое можно сказать о строительстве дорог, если задача стоит сэкономить, но получить достойный результат на какое-то время.

+ Доступность. Поставки природного щебня во многом зависят от удаленности места добычи и ситуации на дорогах. Тот же гранитный щебень «не рождается» в Московской области, его везут с Карелии или Беларуси, а это всегда риск задержек и перебоев. Вторичный щебень доступен всегда, учитывая какое количество зданий и сооружений ежедневно сносят/ремонтируют/реставрируют на территории Москвы и МО.

+ Универсальность. Вторичный щебень используют для строительных работ, дорожного ремонта, производство бетона и бетонных изделий. Если щебень чистый, однородный по размеру зёрен и цвету, его вполне можно пустить на благоустройство придомовой территории: отсыпки дорожек, зон отдыха, площадок для барбекю.

Недостатки у вторичного щебня есть, как и у любого другого материала. Однако они лишь ограничивают круг работ. Да, характеристики прочности и морозостойкости у этого щебня невысокие, поэтому его и не применяют для бетона высоких марок, фундамента под многоэтажки, строительства федеральных трасс.

Чтобы минимизировать риски, и не получить для строительства постоянной дороги в СНТ вторичный щебень 2 класса, который для этой цели не годен, съездите до заказа на базу к поставщику. Проверьте, посмотрите, какие материалы у него есть, какого они качества и какого класса. Не можете приехать — запрашивайте фото, а затем сравните с тем, что вам привезут. И если доставленный материал не соответствует заявленному, требуйте возврат.

И еще один важный момент. Нечестные поставщики вместо вторичного щебня привозят иногда банальный строительный мусор. Мало того, что он не переработан и не очищен, так еще и запрещен к использованию. Засыпка дороги строительными отходами сулит штрафы от Природоохранной инспекции. Поэтому всегда спрашивайте у продавца паспорта и сертификаты на вторичный щебень и лицензию на переработку отходов 1-4 класса опасности.

К слову, все эти документы компания «Эко-Щебень» предоставляет по первому требованию.

Вторичный щебень

Работаем с НДС 20%. Да, вы можете оплатить картой при доставке. Главное — сообщите об этом менеджеру при заказе.

В какое время происходит отгрузка материала на самовывоз и доставка?

Мы осуществляем доставку и отгрузку материала круглосуточно и без выходных.

Как быстро вы осуществляете доставку?

Мы осуществляем доставку в день заказа или в любую удобную для вас дату и время.

Ваш менеджер

Гончаренко Кристина

Гончаренко Кристина, специалист по вторичному щебню Помогу оформить заказ, отвечу на все вопросы.

Вторичный щебень — надежный и экономичный материал для строительства дорог в СНТ и коттеджных посёлках. С ним вы построите качественную дорогу и сэкономите до 50% строительного бюджета. Теперь купить вторичный щебень в Москве стало проще. В компании "Эко-Щебень" есть свои перевалочные базы, 3 дробильно-сортировочных завода, парк спецтехники на балансе: у нас достаточно места и возможностей, чтобы хранить 250 000 кубов сыпучих материалов и быстро доставлять их по северу и югу Москвы и Московской области.

Производство вторичного щебня

Для повторной переработки подходит 3 вида материалов: бетонные изделия, асфальтовый скол и кирпичный бой. Каждый из этих материалов предназначен для определенных работ и имеет свои характеристики, которые мы рассмотрим ниже.

Вторичный щебень

Получается путем дробления бетонных плит и блоков, с их последующим просеиванием и разделением на фракции. После этого из щебня удаляется металл, дерево и другие примеси. На выходе получается чистый вторичный щебень, полностью готовый для использования. "Эко-Щебень" предлагает вторичный щебень в Москве с доставкой и самовывозом, минимальный объём отгрузки — 10 м ³ .

Преимущества и недостатки вторичного щебня:

+ Цена — вторичный щебень в два раза дешевле природного щебня.

+ Прочность — по своим прочностным характеристикам он практически не уступает известняковому щебню.

+ Скорость доставки — производство вторичного щебня находится на территории Москвы, поэтому его доставка возможна уже через 3 часа после заказа.

- ​К недостаткам вторичного щебня можно отнести его визуальную составляющую, но при необходимости она легко исправляется финишным покрытием в виде асфальтной крошки.

После переработки вторичный щебень делится на четыре фракционные группы — 0-5мм, 5-20мм, 20-40мм, 40-70мм. Каждая фракция имеет свою сферу применения, которые мы рассмотрим ниже:

    — применяется в качестве заменителя песка при изготовлении бетона, как материал для обратной засыпки и выравнивания уровня участка. — используется для изготовления бетонного раствора и ЖБИ. Применение вторичного щебня позволяет значительно сократить итоговую стоимость бетона, при этом не теряя в качестве. — применяется для отсыпки дорог и стоянок, для подготовки основания под дорожное полотно и в качестве дренажа. — используется для отсыпки дорог на болотистых почвах, при строительстве парковок для грузовой и спецтехники, в некоторых случаях его используют для укрепления грунтов.

Асфальтовый (асфальтный) щебень

Оптимальный материал для строительства дорог. Производят его путем дробления асфальтового скола (это большие куски асфальта) и разделения на фракции. Асфальтовый щебень содержит в своем составе битум, который под воздействием солнца и колес автомобиля отлично трамбуется, и в результате после укатки вы получаете ровное полотно, не требующее финишного покрытия. Также к преимуществам данного вида щебня можно отнести то, что для его укладки не требуется подготовленного основания — камни среднего размера не будут уходить в землю как асфальтная крошка.

Преимущества асфальтового щебня:
  • Наличие в составе битума;
  • Не требует подготовки основания;
  • После утрамбовки получается ровное полотно;
  • Цена ниже, чем у известнякового щебня.

После просеивания асфальтовый щебень разделяется на 4 основные фракции, каждая из которых имеет свою сферу применения:

  • Отсев фр. 0-5 (песчанка) — состоит из песка и битума, используется для засыпки мелких ям, для утрамбовки и расклинцовки верхнего слоя дорожного полотна. — это аналог асфальтной крошки, используется в качестве финишного покрытия. Укладывается там, где уже есть подготовленное основание. — самый популярный размер щебня, подходит для строительства дорог в СНТ, коттеджных посёлках и на строительных объектах, не требует подготовки основания. — используется для отсыпки дорог, предназначенных для проезда грузовой техники, а также при строительстве на болотистых грунтах.

Кирпичный щебень

Применяется для отсыпки временных дорог и парковок. К плюсам этого материала можно отнести его стоимость, к недостаткам — сильную хрупкость. Дорога из кирпичного боя прослужит вам максимум один сезон, но зато поможет сэкономить бюджет и подготовить основание к дальнейшей отсыпке щебнем.

Продажа вторичного щебня

Купить вторичный щебень с доставкой в Москве легко! Компания "Эко-щебень" является непосредственным производителем вторичного щебня. 3 собственных завода по переработке бетонных отходов и парк самосвальной техники позволяют нам осуществлять доставку материала уже в день заказа.

Плюсы покупки вторичного щебня в компании "Эко-Щебень"

Если сейчас вы ищите надежного партнёра, вот 5 веских причин обратиться к нам.

ВТОРИЧНЫЙ БЕТОННЫЙ ЩЕБЕНЬ – НАДЕЖНОСТЬ И КАЧЕСТВО ПО РАЗУМНОЙ ЦЕНЕ

Вторичный щебень – это материал, широко применяемый в любом виде строительства. Его получают в результате переработки и дробления на мелкие части строительных отходов, которые являются неотъемлемой частью демонтажа и сноса всевозможных зданий, сооружений и построек. Основой для такого вида щебенки становятся кирпичи, бетонные поверхности, асфальт, а также железобетонные конструкции, прошедшие процесс отделения металла от прочих составляющих. Щебень, получаемый из бетона, называют вторичным бетонным щебнем.

Еще одним источником получения вторичного щебня является снятие насыпных поверхностей из натурального камня, чаще всего гранита, с последующим повторным использованием этого строительного материала. Такой вид стройматериала носит название «вторичный гранитный щебень».

Вторичный бетонный щебень Вторичный бетонный щебень

ВЛИЯНИЕ РАЗМЕРА ЩЕБНЯ НА СТОИМОСТЬ

Одним из основных критериев, по которым подразделяется щебень, является размер его фракций. От данной величины напрямую зависит сфера применения материала. Камни, имеющие размер в 5-10 мм, являются отличной базой для изготовления бетона из вторичного щебня, а продукция величиной в 20-40 мм активно используется при сооружении насыпей для автомобильных дорог и железнодорожных путей.

Размер данного строительного материала прямым образом влияет на стоимость. Мелкие камни более универсальны и имеют широкий спектр применения, отсюда и более высокая цена, чем у крупнофракционного щебня. Камни большого размера менее востребованы в виду того, что область их применения достаточно ограничена, поэтому и стоит такая щебенка дешевле. Отсюда вырисовывается простая зависимость: чем мельче размер вторичного щебня, тем материал дороже.

СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ

По своим экономическим показателям вторичный щебень существенно опережает первичный вид такой продукции и используется при выполнении следующих видов работ:

  • изготовление фундаментов для всех видов зданий;
  • сооружение насыпей на объектах автомобильной и железнодорожной инфраструктуры;
  • подготовка строительных площадок;
  • производство недорогих бетонных смесей;
  • укрепление подверженных оползням участков местности.

Еще два важных достоинства вторичного гранитного и бетонного щебня – это морозо- и влагостойкость. Обладая такими характеристиками, этот материал отлично подходит для создания подушек под трубопроводы.

Использование вторичного щебня в строительстве.

Что такое вторичный щебень? После переработки, кирпича, обломков бетона, полученных при сносе зданий, демонтаже дорог. Низкая цена - главное его достоинство. Ведь по сравнению с производством других видов, для получения вторичного щебня, требуется меньше затрат на производство. Так как получают вторичный щебень? При сносе зданий, больше половины строительного мусора составляет бетонный, металлический и кирпичный лом. Вот эти то и отходы вполне возможно повторно использовать. Вторичным щебнем допускается заменить 60 -70 % при строительстве. В идеале, при сносе здания, сразу же перерабатывать отходы во вторичный щебень для повторного использования. Особенно экономически выгодно это в тех районах, в которых отсутствуют природные месторождения

Для получения вторичного щебня используется передвижное специальное оборудование. Первым делом, раскалывают большие глыбы бетона с помощью гидромолота или бетонолома, навешиваемого на трактор или экскаватор вместо ковша. После уменьшения размера, бой помещают с помощью вибротранспортера, в щековую или роторную дробилку для последующего измельчения. По мере измельчения, с помощью магнитного сепаратора, из кусков бетонного боя извлекаются куски арматуры и остальной металл. Уже подробленная смесь, по транспортеру подается на виброгрохот (сито), для сортировки по размерам фракций.

Более крупная фракция используется для заливки фундамента. Фракции среднего размера, подходят для заливки бетонных конструкций. Мелкая фракция используется для просыпки под фундамент и при выравнивании подъездов к стройке.

По характеристикам, у дробленого лома прочность ниже, чем у природного щебня. По причине меньшей плотности материала. Для того, что бы повысить плотность материала, производится повторное дробление. Правда, при этом образуется большее количество мелкой фракции.

При строительстве нужно учитывать то, что вторичный щебень менее морозоустойчив, нежели природный.

Главное преимущество вторичного щебня – цена. Еще один плюс, это экологичность. Вторичное использование строительного лома, снижает количество свалок. Ну, и не нужно скидывать со счетов универсальность данного материала. Вторичный щебень пригоден, практически, во всех сферах, где требуется обычный щебень.

Эти преимущества вполне компенсируют меньшую прочность и морозоустойчивость.

так, где же возможно использование вторичного лома? Вариантов очень много. Это и просыпка проселочных, частных, временных дорог. И подсыпка под не жилые строения, гаражи, сараи, хозблоки. Сооружение автостоянок. Заливка полов в не жилых помещениях. Фундаменты, особенно при малоэтажном строительстве. Для ремонта железнодорожных и трамвайных путей. В качестве дренажа.

Так же вторичный щебень мелкой фракции (отсев) можно успешно применять как материал для ландшафтного дизайна.

Вторичный щебень бывает разных разновидностей.

Это смесь из фрагментов цементного камня различного размера. Хоть по характеристикам щебень из бетонного камня и уступает незначительно природному в прочности, но в целом вполне соответствует ГОСТу. Когда нет технологической необходимости в использовании природного щебня, как более качественного материала, то вполне допустима замена его вторичным.

Эта разновидность щебня - лучшее наполнение дренажа. Так же, кирпичный щебень отлично подходит для тепло - звукоизоляции. Так же кирпичный лом широко используется в болотистой местности для прокладки трасс и в качестве подсыпки под фундамент. Для огнеупорных растворов, в качестве наполнителя, идеально подходи бой шамотного кирпича, который стоит не значительно дороже, нежели бой из обычного или силикатного кирпича.

Отдельным продуктом переработки вторичных строительных отходов, является асфальтная крошка. Ее, в отличие от дробленного вторичного щебня, получают путем фрезерования старых асфальтовых дорожных покрытий. В состав асфальтной крошки входят мелкий щебень, песок, и частицы битума. По сравнению с обычным, бетонным ломом, асфальтная крошка, более влагоустойчива. Это свойство позволяет применять ее для обустройства автостоянок, второстепенных трасс, при сооружении спортивных комплексов, для засыпки отмосток и сооружении дорожек.

Недостаток один, наличие битума. Битум, как продукт переработки нефти, не полностью безопасен в плане экологии.

Переработка строительного мусора во вторичный щебень, не только выгодное, в плане вложения финансов, но и благородное, в восстановлении экологии, дело.

Щебень для дороги и стоянки — 3 самых популярных варианта

В этой статье мы рассмотрим 3 основных вида щебня для строительства второстепенных дорог в деревнях, СНТ и коттеджных посёлках.

Если перед вами стоит задача привести в порядок придомовой участок, улучшить качество дорог в дачном товариществе или временно организовать дорогу при строительстве новых жилых объектов, обратите внимание на следующие виды щебня: известняковый, асфальтовый, вторичный.

Именно они подходят для этой категории работ и позволяют получить дорожное полотно хорошего качества за небольшие деньги. А ведь задача сэкономить в условиях строительства неосновных дорог и на дачных участках — приоритетна.

Виды щебня для дорог

Вторичный щебень

Вторичный (бетонный) щебень получают путём переработки бетонных плит, блоков, обломков зданий и сооружений. Это один из самых популярных видов щебня для строительства стоянок и дорог.

К преимуществам вторичного щебня относят:

  • Низкую цену — примерно в 2 раза ниже, чем на известняковый щебень. В случае со вторичным щебнем мы имеем дело с продуктом переработки, а не природной добычи. Учитывая объём нового строительства в Москве и области, а, соответственно, и объём сноса старых зданий, проблем с поставкой и переработкой бетонных плит не возникает. Компания «Эко-щебень» — непосредственный производитель вторичного щебня. В любой момент вы можете заказать нужный вам объём щебня и быть уверенными в оперативной доставке качественного материала из первых рук.
  • Универсальность — вторичный щебень используется не только как финишное покрытие, но и как основание, на которое укладывают асфальт или асфальтную крошку. Не боится влаги, хорошо утрамбовывается катком или виброплитой. При желании дорогу из вторичного щебня можно сверху покрыть той же асфальтовой крошкой, чтобы компенсировать его не самый презентабельный внешний вид.

Пара слов о недостатках вторичного щебня:

  • Наличие примесей — кирпича, металла, дерева. В результате сноса зданий и последующей переработки бетонных плит во вторичный щебень иногда попадают металлические, кирпичные или деревянные примеси. С металлом во вторичном щебне на производстве борются с помощью магнитных плит, однако на 100% чистым этот вид щебня все равно назвать нельзя. И заказчик должен быть к этому готов.
  • Менее эстетичный. В отличие от известнякового щебня вторичный выглядит не слишком презентабельно. Для дизайна придомовых территорий он подойдет вряд ли, а вот для местных дорог в посёлках и СНТ, для стоянок и парковок — отлично. Вторичный щебень выдерживает вес легкового автомобиля, а неоднородный цвет и отсутствие эстетики можно компенсировать, покрыв щебень сверху асфальтовой крошкой.
Фото дорог из вторичного щебня Фото дорог из вторичного щебня

Асфальтовый щебень

Асфальтовый щебень получается путем дробления асфальтового скола и дальнейшего разделения его на фракции. Это относительно новый строительный материал, который уже пользуется большим спросом из-за низкой цены и наличия битума в составе. Асфальтовый щебень максимально устойчив к влаге и морозу, и по своим характеристикам схож с обычным асфальтом.

Преимущества асфальтового щебня:

  • Чище, чем вторичный. Производство асфальтового щебня схоже с вторичным, но принципиальная разница в исходном сырье. Если вторичный делают из бетонных плит, где попадается кирпич, дерево, металл, то асфальтовый получают из асфальтового скола. Поэтому он однороден по составу и цвету, не имеет примесей.
  • Не требует финишного покрытия. Асфальтовый щебень, в течение времени, под воздействием солнца и автомобильных колёс утрамбовывается очень хорошо без помощи спецтехники. Битум в составе гарантирует получение ровного дорожного покрытия, которому не нужен финишный слой.

Из недостатков асфальтового щебня можно вспомнить лишь характерный запах асфальта в жару. Это не критично для проезжих частей, но дискомфортно для использования на придомовых участках.

Фото дорог из асфальтового щебня Фото дорог из асфальтового щебня

Известняковый щебень

Известняковый щебень — это природный щебень, добываемый на карьерах Тульской, Калужской и Владимирской областях. Представляет собой осадочную породу относительно высокой прочности (М600), имеет светло-серый оттенок и однородную форму.

Используется для строительства сельских дорог и при строительстве крупных магистралей в качестве основания для укладки асфальта. Отлично подходит для пешеходных и садовых дорожек.

К преимуществам этого вида щебня относят:

  • прочность;
  • экологичность;
  • эстетичный внешний вид;
  • самодостаточность — известняковый щебень не всегда требует финишного покрытия. Например, для отсыпки стоянок и организации красивых, аккуратных садовых дорожек, известнякового щебня достаточно. Завершать его укладку дополнительным верхним слоем не нужно.

Есть у этого щебня и пара недостатков.

  • Не любит воду — поэтому не используется на болотистых почвах и грунтах, а также требует хорошо продуманной дренажной системы.
  • Стоит дороже, чем вторичный и асфальтовый щебень. За счет того, что известняковый щебень добывается не в Московской, а в соседних областях, его цена напрямую зависит от удаленности карьера и стоимости перевозки. Кроме того, изредка возможны перебои в поставках определенных фракций известнякового щебня, но ожидание партии обычно не превышает 7-14 дней.
Фото дорог из известнякового щебня Фото дорог из известнякового щебня

Выбор фракции щебня для дороги

Перед началом дорожных работ определитесь с фракцией (размером) щебня. Для дорог обычно используют три фракции: 20-40, 40-70 и 5-20.

  • Фр. 20-40. Подходит для ремонта старых дорог, при условии частично подготовленного основания, и если снят верхний слой грунта. Эта фракция не уходит в грунт, для нее требуется минимальная подготовка дороги, но, чтобы зёрна 20-40 не расползались под колесами машин, понадобится асфальтовая крошка для финишного покрытия.
  • Фр. 40-70. Вторая по популярности фракция для дорог. Используется, если нет основания, не подготовлена подушка, не снят верхний слой грунта. Применяется в условиях заболоченной местности и если по дороге планируется проезд спецтехники. Всегда надо помнить, что фракция 40-70 — крупная, по ней сложно проехать легковому автомобилю, неудобно ездить на велосипедах и ходить пешком. Эта фракция не сильно уходит в грунт, крупные камни могут мешать комфортному передвижению человека, поэтому лучше покрыть ее сверху асфальтовой крошкой или мелким щебнем.
  • Фр. 5-20. Обычно не используется для строительства дорог из-за слишком мелкого размера зёрен. Фракция 5-20 быстро уходит в грунт, расползается и застревает в колёсах машин. Больше подходит для дизайна внутридомовых территорий: отсыпки садовых дорожек и зонирования участков.

Итог: если у вас есть финансовые возможности и вы хотите сделать надежную и эстетичную дорогу, выбирайте известняковый щебень. Если цена и качество для вас первичны, а внешний вид не играет особой роли, используйте вторичный или асфальтовый щебень — так вы получите качественную дорогу по минимальной цене.

Все о вторичном щебне

Щебень является строительным материалом, полученным посредством измельчения и просева горных пород, отходов добывающей и части обрабатывающей промышленности, практикующиеся при сооружении фундаментов, железобетонных (ЖБ) конструкций и мостов. Исходя из технологии изготовления, распознают несколько его разновидностей: известняковый, гравийный, гранитный, вторичный. О последнем варианте поговорим подробнее.

Что это такое?

Вторичным называется материал, полученный при измельчении строительных отходов, переработке отходов от снятия старого покрытия дорог, сломе домов и прочих пришедших в плохое состояние объектов. Благодаря технологии изготовления цена его 1 м3 существенно ниже, чем у других разновидностей.

Пройдя дополнительную обработку, вторичный щебень, в сущности, никак не отличить от нового: единственное отличие – не такие хорошие характеристики морозостойкости и устойчивости к нагрузкам. Этот материал пользуется спросом на рынке строительных материалов. Он имеет множество положительных характеристик, а также практикуется в различных сферах строительства.

Согласно ГОСТу, он разрешен к применению даже при постройке различных промышленных либо жилых сооружений.

Вторичный щебень отличается рядом плюсов.

  1. Широкая сфера использования.
  2. Невысокая цена 1 м3 (вес 1.38 – 1.7 т). Например, стоимость 1м3 гранитной щебенки гораздо выше.
  3. Экономичный процесс изготовления.

Сюда же следует причислить позитивное воздействие на экологию (вследствие снижения количества строительных свалок).

К негативным параметрам можно отнести такие.

  1. Низкую прочность. Вторичный щебень уступает в этом гранитному, что не препятствует использованию его в виде составляющей ЖБ конструкций.
  2. Невысокую устойчивость к минусовым температурам.
  3. Слабую износостойкость. По этой причине его запрещается использовать при сооружении дорожных покрытий, которые впоследствии будут испытывать высокие нагрузки (улиц в городах, площадей и федеральных магистралей). Однако он идеально подойдет для отсыпки грунтовых дорог и пешеходных тротуаров.

Основные характеристики

Параметры, по которым осуществляется оценка пригодности и качества для применения в определенных задачах.

  1. Плотность. Для измельченных строительных отходов – в границах 2000-2300 кг/м3.
  2. Прочность. У дробленого бетона этот параметр хуже, чем у естественного щебня. Для увеличения всех качественных параметров лома, который используется на изготовление раствора, практикуют 2-х- либо 3-стадийное измельчение. Такая технология значительно увеличивает прочность, но ведет к появлению большого количества мелких частиц.
  3. Морозоустойчивость. Эта характеристика заключается в численности циклов замораживания-размораживания, которое в силах выдерживать материал без значительных показателей разрушения. К примеру: присвоенная щебню марка морозостойкости F50 значит, что он будет служить не меньше 50 лет. Для измельченного лома бывает довольно невысоким – от F15.
  4. Лещадность. Включение частиц игловатой либо лещадной (пластинчатой) формы. К ним относятся кусочки камня, у которых длина превышает толщину в 3 раза и больше. Чем ниже процент подобных элементов, тем выше качество. Для битого кирпича либо бетона это процент должен быть в границах 15.
  5. Зерновой состав. Максимальная величина отдельного зерна (камня) сыпучего материала, выраженная в миллиметрах, называется фракцией. Строительные отходы измельчают на стандартные размеры в соответствии с ГОСТом (к примеру, 5-20 мм, 40-70 мм) и нестандартные.
  6. Радиоактивность, определенная 1 и 2 классами. В ГОСТе обозначается, что в 1 классе число радионуклидов равняется приблизительно 370 Бк/кг, а практикуется подобный вторичный щебень для многих областей строительства. Щебень 2 класса включает радионуклиды в размере 740 Бк/кг. Его основополагающим предназначением является использование в строительстве дорог.



Каким бывает?

Типы щебня из строительного мусора.

  • Бетонный. Это разнородная смесь из частей цементного камня разного размера. По параметрам несущественно уступает естественному, в первую очередь это относится к прочности, однако, абсолютно отвечает требованиям ГОСТа. Можно использовать, когда по технологии нет потребности в применении более высококачественных материалов.
  • Кирпичный. Лучше остальных типов годится для сооружения дренажа, тепло- и звукоизоляции стен. Дробленый кирпич равным образом нередко применяют для добавления под фундамент, сооружения магистралей на заболоченных землях. Он подходит и для изготовления строительных растворов, к которым не предъявляют высоких требований по прочности. Лом кирпича из шамотной глины стоит несколько дороже, чем лом силикатного, и годится в виде заполнителя для огнеупорных смесей.
  • Асфальтовая крошка. Включает в себя фрагменты битума, мелкой щебенки (до 5 миллиметров), следов песка и иных добавок. Ее изготавливают методом холодного фрезерования, при удалении старого либо поврежденного дорожного покрытия. В сравнении с щебенкой, она наиболее влагостойкая, не выбивается из-под колес автомашин при езде. Дробленый асфальт используют вторично для благоустройства садовых и дачных дорожек, автомобильных стоянок, полотен второстепенных магистралей, при строительстве спорткомплексов, для отсыпки отмостки. Минус – включение битума, данный продукт нефтепереработки не является абсолютно экологически безвредным.


Популярные производители

  • «Первая нерудная компания» – принадлежит РЖД. В состав входит 18 щебеночных заводов, большая часть которых расположена вдоль Транссиба.
  • «Национальная нерудная компания» – бывшая «ПИК-неруд», поставляет щебень для группы ПИК. Насчитывает 8 карьеров и заводов в европейской части России.
  • «Павловскгранит» – Крупнейшее в России предприятие по производству щебня по единичной мощности.
  • «Ленстройкомплектация» – входит в холдинг ПО «Ленстройматериалы».
  • «Ураласбест» – крупнейший производитель хризотил-асбеста в мире. Производство щебня – побочный для комбината бизнес, дающий 20% выручки.
  • «Дорстройщебень» – контролируется частными предпринимателями. Поставляет щебень с нескольких карьеров в Белгородской области, где является монополистом, в том числе с Лебединского ГОКа.
  • «Карелприродресурс» – принадлежит ЗАО ВАД, осуществляющему сооружение дорог на северо-западе России.
  • Компания «Эко-щебень» является непосредственным производителем вторичного щебня. Когда угодно вы сможете заказать необходимый вам объем щебенки и быть уверенными в своевременной доставке высококачественного материала от производителя.

Сферы применения

Вторичный щебень, произведенный посредством измельчения строительного мусора (асфальта, бетона, кирпича), характеризуется внушительной прочностью. И вследствие этого области использования его расширяются вкупе с увеличением производства. На текущий момент вторичный щебень способен заменить до 60% общего объема щебенки при возведении сооружений. Необходимо рассмотреть детальнее самые разные области задействования рассматриваемого щебня как стройматериала.

  • Заполнитель бетона (щебеночно-песчаная смесь). Это особенно распространенный способ применения вторичной щебенки; в виде заполнителя для бетонных и ЖБ конструкций практикуется как крупнофракционная, так и непросеянная щебенка.
  • Закрепление почв. Данный материал нередко практикуется в роли фиксатора слабых либо подвижных слоев почвы при возведении зданий. Он разрешен ГОСТом для применения в виде подсыпки при сооружении инженерных сетей (системы тепловодоснабжения, водоотведения и другие).


  • Подсыпка дорог. Вторичный щебень, в особенности с добавлениями асфальтовой крошки, нередко применяется как подсыпка при сооружении трасс и автостоянок, в виде нижнего пласта подобной подсыпки.
  • Дренаж. Дренажные характеристики щебня дают возможность применять его для отведения воды, можно заливать фундамент, устраивать котлованы.
  • Строительство дорог (в качестве подушки). Для грунтовых дорог или дорог в индивидуальном домостроительстве допускается применение вторичной щебенки взамен обыкновенной гранитной. Только при сооружении трасс со значительной нагрузкой (федерального значения, к примеру), употребление такой щебенки запрещается.
  • Заливка пола в производственных помещениях. В виде наполнителя при заливке пола в постройках производственного назначения (складских помещениях, цехах и других) практикуется этот щебень как в большей степени малозатратный материал без снижения качества работ.
  • Спортивные сооружения. Например, как щебеночно-песчаное основание футбольного поля с искусственным покрытием.
  • Для декорирования. Поскольку благодаря исходному сырью такой щебень выглядит довольно привлекательным и интересным на вид (черные вкрапления асфальта, бело-серые фракции бетона, оранжево-красноватые куски кирпича), его интенсивно применяют для всевозможного декора. Например, такой щебенкой насыпают садовые и парковые дорожки, облагораживают «альпийские горки» и русла «сухих ручьев», производят отсыпку вдоль берегов водоемов рукотворного происхождения и дачных построек.

Необходимо отметить, что тут описаны только особенно часто встречающиеся способы использования дробленых остатков стройматериалов, но на самом деле область применения значительно обширнее.

Читайте также: