Дебаркадер из бетона изготовление

Обновлено: 18.05.2024

ru_abandoned

В советское время в Ростове и ближайшей области было около 9 красивейших дебаркадеров, из которых до наших дней дожило лишь два. В этом обзоре мы посетим их, узнаем историю и причины заброшенности, побываем внутри банкетного зала и посмотрим на бывшие комнаты для отдыха. Всё это и многое другое внутри поста:

Ещё по детству проплывал по Дону с родителями и замечал интересные деревянные постройки возле левого берега, спрашивая "А что это такое?". - Тогда ответ родителей, в силу моего совсем юного возраста, был для меня непонятен - как бы они мне всё это не разжёвывали. Спустя многие годы, с началом своего хобби, я встретил одно интересное и похожее сооружение на берегу Зелёного острова:

Бетонный обьект, похожий на небольшой корабль, предстал передо мной. Что это такое и для чего служило - я не знал. Но полазить по такому мини-местечку было всё-таки интересно. Судя по состоянию стоит оно уже многие десятки лет, но до сих пор было "пришвартовано":

По бокам были иллюминаторы, а сверху небольшие входы внутрь, плотно заросшие мхом:

Внутри, конечно же, ничего не осталось: лишь мусор и затопленные помещения. - Поэтому отправляюсь исследовать остров дальше, оставив более тщательное изучение этого сооружения на потом:

Спустя некоторое время вспоминаю об этом объекте, найдя более подробную информацию в интернете. Как оказалось, это сооружения являлось в прошлом дебаркадером - о чём я никогда и не слыхал. Интерес взял верх, начались долгие и кропотливые поиски других плавучих пристаней.

Удача посетила меня спустя 2 года и я наткнулся на один из уцелевших дебаркадеров, но уже не бетонных как в прошлый раз, а деревянных:

Найти эти места было сложно - со стороны берега сквозь густые заросли их не увидеть, да и подступ к ним обычно был через рабочие базы отдыха.

А со стороны берега приходилось кататься на небольших прогулочных суднах, отдавая каждый раз лишние две-три сотни рублей:

Обнаружив самый близкий к нашему городу дебаркадер, отправляемся на его поиски, которые вывели меня на рабочую территорию. Была она выкуплена некой компанией, которая ремонтирует лодки. Представившись журналистом-историком мне дали добро на фото этого места, хоть и с опаской. Поначалу казалось, что они боятся за мою безопасность, но как оказалось позже - главной причиной было не это, а то, что они незаконно присвоили помещения под свои "склады".

покосившийся от времени дебаркадер:

Объяснив им, что бояться нечего, я получаю разрешение на фото снаружи, пройдя к главному входу на "судно":

По рассказам рабочих, дата постройки варьируется от 50-60х годов прошлого столетия, а заброшенным оно стоит уже порядка 20 лет.

значок под крышей - возможно он принадлежал какому-то заводу, тут похоже на Трудовые Резервы:

Интерес данного сооружения заставляет меня понемногу проходить на палубу, пока рабочие отвлеклись на приехавших клиентов. Красота этого дебаркадера удивляет:

Прежде, чем пройти в первые помещения, обязательно нужно помыть руки:

На палубе поджидает одинокий стул, оставленный местными рабочими:

Дабы не светиться перед людьми, перейдём на боковую сторону, где хорошо видно состояние второго этажа, которое рабочими лодочной станции не используется. Стены покрывались пеной, для утепления и тд, но теперь выглядит это всё намного страшнее, чем тогдашний оригинал:

Как не странно, но все помещения закрыты на замки или залочены изнутри, но про окна видимо забыли. Таким несложным путём попадаем в первое помещение, где многие годы пылится старая мебель:

Когда-то здесь и жили, о чём свидетельствует допотопная "грелка" и некоторые вещи, оставленные здесь бывшим хозяином комнаты:

Не найдя ничего более интересного, отправляемся наружу, изучать ту сторону, которую я когда-то увидел с прогулочного судна:

К сожалению, но даже окна здесь были целыми, так как внутри помещений находился склад, а тут судя по всему располагается мини-столовая рабочих:

А вот и различное барахло, хранящееся здесь. Например, вот такая непонятная мебель, сваленная в одну кучу:

Услышав крики рабочих, которых взволновало моё исчезновение - выходим к ним на встречу, заодно прощаясь с этим удивительным местом:

Возвращаясь к дороге, замечаем небольшие разрушенные постройки, которые мы тоже решили наведать:

Двери и окна были разбиты и открыты нараспашку, но замки до сих пор висели на своих местах:

Зайдя внутрь мы убедились - ловить в этой заброшенной базе нам нечего. Даже пол умудрились разобрать:

На территории бывшей базы находится ещё один небольшой корпус, ничем не отличающийся от первого:

парадный вход:

Тут тоже надо соблюдать чистоту, если перед дебаркадером нужно было помыть руки, то здесь уже вытирать ноги:

На территории базы есть остатки от летних домиков, но и их разобрали до основания, оставив лишь главные корпуса:

Выходя с противоположной стороны были замечены кирпичные постройки, в одной из которых живёт охрана этой территории:

Таким образом наше путешествие к первому дебаркадеру подходит к концу и мы отправляемся на поиски второго. Продолжались эти поиски очень долго, а пройдено было около 7-8 км только в одну сторону. И вот он, дебаркадер моей мечты:

Перед тем как мы начнём изучение этого объекта, вспомним, что же такое - это странное и не часто встречаемое слово "дебаркадер".

Дебарка́дер (фр. débarcadère, от débarquer — выгружать, высаживать на берег) - элемент транспортной или складской инфраструктуры, предназначенный для непосредственной перегрузки (выгрузки или погрузки) пассажиров и грузов, а также размещения специального оборудования и помещений, предназначенных для организации погрузочно-разгрузочных работ. Преимущественно применяется на железнодорожном, автомобильном и речном транспорте, а также в складской логистике. Основное назначение дебаркадера обусловлено необходимостью выравнивания уровней грузовой площадки неподвижного элемента транспортной инфраструктуры и уровня погрузочной площадки (палубы, пола вагона, пола кузова грузовика) транспортного средства, а также защита груза, пассажиров и работников от атмосферных осадков.

Наиболее часто представляет собой плавучую пристань, причальное сооружение в виде судна как в нашем случае; стационарно установленное (обычно в речном порту) и предназначенное для стоянки грузовых и пассажирских судов, а также любой обособленный элемент (стационарный или плавучий) портовой (причальной) инфраструктуры, имеющий грузовую площадку и вынесенный за пределы причальной (береговой) линии.

дебаркадеры тех времён:


Также может являться частью пассажирской платформы железнодорожного вокзала или пристани, перекрытую навесом. В XIX веке для обозначения такой платформы также использовалось слово амбаркадер.
Последнее применение этого сооружения - часть склада, поднятую до уровня погрузочной высоты (пола) транспортных средств (железнодорожных вагонов или грузовых автомобилей); обособленную грузовую площадку, предназначенную непосредственно для погрузки-выгрузки (перегрузки) и маневрирования средств механизации погрузочных работ (тележек, электрокаров), оборудованную обычно тентом или навесом, усиленным освещением и в отдельных случаях электроталью, лебёдкой или краном, а также рольгангами и наклонными пандусами и/или грузовыми лифтами и подъёмными платформами; в отдельных случаях может иметь шлюзовые камеры и мостки - как это было с нашим первым местом.

Дебаркадер может быть мобильным или стационарным. Мобильные (плавучие) дебаркадеры — сооружения, обладающие постоянной плавучестью, местонахождение которых может быть изменено при помощи буксира, а на выбранном месте дебаркадер фиксируется при помощи причальных приспособлений и устройств — лебёдок, канатов, кнехтов, якорей и др. — являются разновидностью несамоходных судов с бетонным или металлическим корпусом. Производство плавучих дебаркадеров осуществляется на специализированных судостроительных предприятиях, имеющих лицензию и сертификат соответствующего морского или речного регистра.

Главными достоинствами плавучего дебаркадера являются его мобильность, а также возможность отслеживания таким сооружением гидрографического режима — дебаркадер всплывает при подъёме уровня воды (например, при паводке или приливе). Недостатком плавучего дебаркадера является необходимость соблюдать требования эксплуатации, характерные для несамоходных судов, находящихся у причала. Существует риск потери или повреждения плавучего дебаркадера в результате нарушения правил эксплуатации или стихийных бедствий (отрыв и снос течением, выбрасывание на берег и т. д.). Существуют также определённые трудности с энергоснабжением и подачей рабочих жидкостей на такие сооружения, поскольку при монтаже кабелей и трубопроводов необходимо учитывать возможность изменений положения дебаркадера, связанных с изменениями уровня воды.

Стационарные дебаркадеры - неплавучие сооружения, неразрывно связанные с берегом, дном или иными причальными сооружениями — разновидность причальных портовых гидротехнических сооружений — пирса или причальной стенки, могут возводиться как на месте методом монолитного бетонирования (наш первый обьект), так и крупноузловым методом с последующей доставкой элементов к месту установки и сборки. Последний метод наиболее выгоден при устройстве дебаркадеров в удалённых местностях, поскольку позволяет проводить монтаж на берегу, в месте, где его возведение наиболее удобно с точки зрения логистики и существует возможность проводить бетонные работы без использования водолазов и специальных марок бетона, применяемых в гидротехнических сооружениях, монтируемых (возводимых) в водной среде, что позволяет снизить стоимость не менее чем на 30 %. К месту сборки секции дебаркадера могут доставляться на понтоне, а если форма и плавучесть позволяют, то буксировкой непосредственно самого элемента, с последующим монтажом с использованием крана и/или притапливанием по месту. Недостатком крупноузловой сборки является необходимость наличия в большинстве случаев на месте производства и сборки мощной подъёмной техники (плавучих или стационарных портовых кранов, домкратов и т. д.).

В общем случае дебаркадер состоит из понтона (основания) и надстройки, а также рампы и сходней. Может использоваться как речной вокзал, заправочная станция, плавцех или плавзавод. Надстройка может быть однопалубной — однодечный дебаркадер, или двухпалубной — двухдечный дебаркадер.

Шуховский металло-стеклянный дебаркадер Киевского вокзала:


Понтон, как правило, железобетонный, имеющий форму параллелепипеда. Зачастую на дебаркадерах размещаются кафе, рестораны или даже офисы, также на дебаркадерах могут размещаться специализированные объекты транспортной или оборонной инфраструктуры (например плавказарма, гостиница или общежитие, заправочная станция для средств водного транспорта, элеваторы, шнеки, скипы и иное погрузочно—разгрузочное оборудование).

В Советском Союзе широкое распространение получили дебаркадеры из бетона, строительство которых велось с 1925 года. До Великой Отечественной войны в Советском Союзе было разработано около двадцати видов бетонных дебаркадеров различного назначения — пассажирских, грузопассажирских, грузовых. До войны конструкции дебаркадеров имели индивидуальный характер. После войны производство плавпирсов и дебаркадеров из бетона было налажено в Финляндии и ГДР.

После войны были разработаны стандартные типы бетонных дебаркадеров, и их строительство стало вестись крупными сериями. До 1957 года корпус делался монолитным, с 1957 года железобетонные дебаркадеры стали строить сборно-монолитными и сборными. Надстройки бетонных дебаркадеров были деревянными.

Отвлечёмся от подробного описания и отправимся на территорию, где ныне стоит этот красавец. Спустя несколько минут, мы замечаем двух человек в форме, бегущих к нам на встречу. Оказались они из пожарной части, находящейся по соседству. Из беседы с ними выяснилось, что они присматривают за дебаркадером, чтоб всякие бомжи и мародёры не ходили тут, да поджоги не устраивали - так как недавно уже несколько дебаркадеров таким образом сгорело.

Пожарники оказались хорошими людьми и дали добро на фото снаружи, к чему мы и принялись, вот только местные собачки не давали покоя, бегая за нами и скуля:

Территория, где пришвартован наш обьект также являлась бывшей базой отдыха, но напоминаний об этом не осталось, разве что кроме одиноких качелей и футбольного поля:

Мы начали тянуть время и благодаря этому нашим "охранникам" надоело следить за нами - спустя 20 минут они ушли на своё рабочее место, а мы принялись за наше дело:

Как и в прошлый раз - сперва изучаем наше строение внешне, удивляясь всё больше и больше его красоте:

Постепенно наглея поднимаемся на палубу, фотографируя тыльную сторону дебаркадера:

Как оказалось, от него идёт небольшой мостик, куда мы сразу же и направились:

Доски подозрительно трещали под ногами (а я ещё и плавать не умею). Не использовался этот мост уже долгое время, но риск был оправдан, я наконец-то запечатлел дебаркадер со стороны Дона:

Чуть позже мне даже удалось найти старую фотографию ещё более-менее хорошего состояния нашего объекта:

Пройдя обратно на судно, мы отправляемся к центральному входу. Слева находились небольшие окошки, возможно тут была небольшая столовая или выдача ещё чего-либо, а справа уже начинались комнаты для отдыхающих:

Увидев пожарный щиток, мы неловко вспомнили про наших наблюдателей, но им уже не было никакого дела до нас:

Внимание отдыхающим! Вот только отдыхающих не было здесь уже больше 5 лет:

Встречались ещё уцелевшие вещи, например вот такое, ещё целое зеркальце:

А также бутылки из под алкогольных напитков, бухали здесь хорошо:

Как же пиво и без телевизора? - Вот и он, ну почти:


В боковых помещениях, которые когда-то были предназначены для обслуги, сейчас висят сети для рыбы:

Пройдясь по палубе, начинаем поиски входа внутрь, заодно фотографируя в очередной раз красивый внешний вид дебаркадера:

На некоторых окнах висели различные афиши. Эта "Надежда" встречалась нам ещё раз 20 - пиарили её тут не по-детски:

Одинокий проржавевший ключ, хороший друг диггера:

Спустя некоторое время нам удаётся найти нормальный лаз, где сразу же встречается лестница на второй этаж. Эдакая красная дорожка для гостей:

Поднявшись наверх, замечаем одинокий стул посреди огромного и пустого зала:

Помещение было светлым и пустым, а по середине стоял одинокий стул. Как выяснилось позже - это помещения отводилось под различные банкеты:

Был тут и зонтик, благодаря которому мы устроили мини-фотосет:

Понемногу начало темнеть, а дорога обратно была долгой и нудной, поэтому начинаем изучать дебаркадер дальше, отправляясь в боковые помещения, запечатлев напоследок наш зал с другой стороны:

Многие помещения оказались пусты, но в некоторых до сих пор находилась тогдашняя мебель для отдыхающих:

Здесь же мы нашли и выход на первый этаж, на который вела вот такая красивая лестница:

На первом этаже были остатки от плана дебаркадера, к сожалению, прочесть его полностью не представляется возможным:

Подходя к комнате номер два, мы услышали странные звуки:

Внутри её ютились двое лиц без определённого места жительства, с которыми мы позже поделились остатками нашей еды и деньгами, а они предоставили нам помещения для фото. Расположились они здесь удачно - мягкая мебель и многое другое было в их распоряжении:

Одна из боковых сторон дебаркадера была исследована, отправляемся во вторую:

ещё целые плафоны:

В этой стороне все помещения оказались пусты, единственное, что было более-менее привлекательным - это вид с окон:

И уже надоевшая нам реклама танцевальной группы "Надежда":

Вот мы и выбрались на веранду, отдохнув и покурив на чистом "морском" воздухе:

Вечереет и нам пора отправляться домой:

На обратном пути приветливо машем нашим "охранникам" и прощаемся с этим удивительным местом, теперь уже навсегда. Последний кадр на сегодня - послание от бывших рабочих, строящих мост близ дебаркадера:

Спустя несколько часов ходьбы по пересечённой местности - мы уже в родном городе, теперь можно расслабиться и написать этот пост.

ТиОН-Стройинвест


Постройка дебаркадера или его переоборудование, начинаются с определения цели строительства его будущим собственником, а ныне вероятным заказчиком судостроительных работ. На этом этапе весьма полезно поделиться своими идеями с нами для того, что бы обсудить вопросы строительства судна и его эксплуатации со всех точек зрения, в том числе и экономических показателей проекта.

Еще до постройки дебаркадера, в зависимости от условий его эксплуатации и назначения принимается решение об основных характеристиках, таких как: вместимость по грузу или пассажировместимость, габариты, класс классификационного общества (как правило это Российский Речной Регистр), водный район эксплуатации, автономность судна и т.д. Любая из указанных характеристик дебаркадера требует внимательного отношения, т.к. они зависят друг от друга, а кроме того следует принять во внимание большой объем разнообразных ограничений, связанных с имеющимися эксплуатационными условиями, накладываемыми контрольными органами и администрациями различных уровней.


Для того, чтобы заказчик мог наглядно представить себе будущее стоечное судно – перед производством дебаркадера проводятся предварительные проектные расчеты и проработки на уровне эскизного проекта в результате которых создается 3-х мерная визуальная модель с привязкой к конкретному месту эксплуатации. От заказчика требуется понимание того, что картинка внешнего вида стоечного судна - дебаркадера, созданная дизайнером далека от реальности и позволяет всего лишь наглядно представить внешний образ судна. Понятно, что любой собственник судна хочет, что бы оно имело красивые формы и привлекало внимание, однако, при обсуждении визуальной модели судна и его полученных расчетом характеристик следует исходить из принципа – красиво только то, что целесообразно, т.е. отвечает вышеуказанной цели строительства судна.

Кроме того, по желанию заказчика, производится выбор фирм поставщиков оборудования или части оборудования.

Теперь у заказчика есть конкретные значения по технико-экономическим показателям судна, на основании которых он имеет возможность после корректировки проектных показателей обсуждать техническое задание на поставку стоечного судна – дебаркадера, а мы, как судостроители сможем приступить к подготовке технического задания на проектирование судна.

Техническое задание на проектирование судна является важным документом в судостроении, т.к. внесение в него изменений на этапе проектных работ, а еще хуже при постройки дебаркадера, потребует больших дополнительных финансовых затрат и много времени на проведение корректировочных работ.

Проектирование стоечного судна - дебаркадера производится, как правило, в объеме технорабочего проекта, который подлежит согласованию Российским Речным Регистром. В Российский Речной Регистр представляется перечень судостроительных работ, на основании которого, после одобрения технорабочего проекта, заключается договор с Российским Речным Регистром о техническом наблюдении за строительством судна.

Как проектирование, так и постройка дебаркадера осуществляется строго в соответствии с руководящими документами в области судостроения.


Производство дебаркадера осуществляется на приспособленных для этого территориях, т.е. имеющих требующуюся производственную инфраструктуру, в районе акватории. Прежде всего, необходимы причал, крановые средства, монтажные участки, складские территории, энергообеспечение, достаточная глубина акватории и возможность проводки судна по завершении строительства по водным путям к месту эксплуатации. Если судно строится с нуля, то требуются судоподъемные сооружения (эллинг, слип или док и т.д.).

Металл, материалы и оборудование, применяемые на судне должны поставляться к месту строительства снабженные документами Российского Речного Регистра о том, что они произведены под его наблюдением и отвечают его требованиям в части прочности, пожаробезопасности, экологической безопасности и т.д.

В строительстве судна принимает участие только специально подготовленный персонал, который в зависимости от специальности должен иметь соответствующие дипломы и сертификаты Российского Речного Регистра. При работах на судне применяются особые меры по пожарной безопасности и безопасности персонала.

Инженеры компании, специалисты следят за положением судна и контролируют технологии проведения работ с тем, что бы избежать пожара, затопления отсеков дебаркадера, сохранения его прочности и остойчивости.


Во время проведения судостроительных работ заказчик имеет полную возможность наблюдать за ходом работ и знакомиться с документацией, как на судно, так и на устанавливаемое оборудование.

По мере готовности судна Российский Речной Регистр, в лице его инспекторов, осуществляет поэтапную приемку готовых конструкций. Проводятся испытания механизмов и устройств дебаркадера с участием инспектора Российского Речного Регистра.

По завершении постройки Российский Речной Регистр выдает на стоечное судно – дебаркадер документы на право плавания, которые рассматриваются российскими страховыми компаниями в качестве основного документа, подтверждающего безопасность эксплуатации судна. Зарубежные страховые компании склонны так же относиться к этим документам, т.к. Российский Речной Регистр является международным признанным классификационным обществом. Наличие документов Российского Речного Регистра гарантирует экологическую безопасность при эксплуатации дебаркадера и высокие стандарты пожаробезопасности. Каждое стоечное судно - дебаркадер снабжается полным пакетом документации на его эксплуатацию.

Готовое стоечное судно – дебаркадер отбуксировывается к месту стоянки. Причем для буксировки по водным путям, отнесенным Российским Речным Регистром для плавания судов с основным классом построенного судна, не требуется ни каких дополнительных согласований с Российским Речным Регистром. В случае прохождения участков водных путей с более высоким классом Российского Речного Регистра требуется оформления разрешения на разовый перегон и конвертовка судна.

Советские дебаркадеры — диковинные "суда на бетонной подушке". Что с ними стало сейчас?

Пролетая над ремонтной базой речного флота в Закамске мне на глаза, попался брошенный у берега старый советский дебаркадер. Одинокое занесенное снегом старое судно с обвалившейся крышей — грустное напоминание о ушедшей эпохе.

Лететь от машины было пару минут. А вот, чтобы посмотреть вблизи, на брошенное судно — пришлось продираться сквозь сугробы в лесу!

Но, разве это проблема? Пятнадцать минут уверенного шага по колено в снегу и вот мы на месте. За молодыми березками стоит занесенное снегом, брошенное советское «судно на бетонной подушке».

Выглядит диковинно, но железобетонные суда отлично чувствуют себя на воде, раньше из бетона строили суда самого разного назначения, даже боевые бетонные корабли .

Что такое дебаркадер?

Дебаркадер (от французского debarquer — высаживать на берег) по сути своей элемент транспортной инфраструктуры для погрузки и выгрузки пассажиров и грузов. А если уж совсем по-простому и обобщенно — это несамоходное судно, обычно выполняющее функцию причала.

Развитие речного судоходства в Советском Союзе потребовало создания соответствующей инфраструктуры и подвижные плавучие причалы, стали одними из символов времени Построенные в классическом стиле, они вторили архитектуре сталинской эпохи и хорошо с неё сочетались.

В настоящее время значимость речного судоходства уменьшилась, новые дебаркадеры почти не строят, и они постепенно исчезают. Например, у нас в городе остался только один целый дебаркадер-причал и тот на ремонте, но несколько грузовых железобетонных платформ все ещё используются.

Феномен дебаркадера: для чего строились несамоходные суда на бетонной подушке

Отписаться можно в любой момент.



В советскую эпоху было создано множество интересных транспортных средств: наземных, воздушных, водных. Что касается последних, то, пожалуй, самыми необычными можно назвать судна на подводных крыльях или воздушной подушке. А вот о таком нетривиальном сооружении на воде, как дебаркадер, вспомнит не всякий, хотя они и сегодня найдутся во многих отечественных городах. А все потому, что сегодня несамоходные суда на бетонных подушках оказались не у дел, и в большинстве случаев попросту забыты.

Дебаркадер рядом с речным катером, Энгельс. /Фото: oldsaratov.ru

Сегодня это прозвучит достаточно странно, однако во времена Советского Союза достаточно распространенной практикой было строительство железобетонных кораблей. Такие необычные на первый взгляд конструкции в реальности весьма успешно держались на водной глади. Причем настолько, что из них делали даже боевые корабли.

Когда же правительство СССР в пятидесятых годах прошлого столетия продумывали пути развития речного судоходства, в качестве одного из элементов его инфраструктуры как раз и были выбраны железобетонные конструкции, которые должны были выполнять роль причалов. Именно так и появился дебаркадер. Сам термин заимствован из французского языка - от «debarquer» — «высаживать на берег».

Дебаркадер в г. Ярославль, ныне затоплен. /Фото: sobaka.ru

По своей сути дебаркадер представляет собой элемент транспортной инфраструктуры для погрузки и выгрузки пассажиров и грузов. Говоря простым языком - это несамоходное судно, которое выполняет функцию плавучего причала. Первые дебаркадеры появились на советских просторах еще в начале существования Советского Союза - с середины двадцатых годов прошлого столетия. Хотя и в царскую эпоху они тоже строились, но тогда они были единичны.

Дебаркадер в Ильинке, фото 1950-х годов. /Фото: infoflotforum.ru

А вот массово их стали строить уже в послевоенный период. На тот момент сталинская архитектура еще активно строилась, и выполненные в псевдоклассическом стиле, дебаркадеры отлично подходили к общей атмосфере, создаваемой тогда в Советском Союзе. При этом и с наступлением периода «оттепели» актуальность плавучих причалов на железобетонной подушке не угасла - они продолжали десятками появляться во всех уголках СССР, где развивалось речное судоходство.

Плавучее железобетонное судно в Рыбинске, современный вид. /Фото: rweek.ru

Дебаркадеры, которые использовали в речном судоходстве, делятся на два вида: мобильные и стационарные. Первые можно было транспортировать с места на место благодаря способности поддерживать постоянную плавучесть. А вот стационарные модификации были неразрывно связаны с берегом по дну или с помощью различного рода причальных сооружений.

Заброшенный дебаркадер на берегу р. Дон, вид со стороны берега. /Фото: pikabu.ru

Конструкция данного типа несамоходных судов состоит из железобетонного понтона и надстройки, которую могли строить из дерева или других материалов. Функциональность дебаркадеров также весьма широкая: так, например, на их территории могут размещать заведения общественного питания, гостиницы или офисы, они также нередко выполняли роль речных вокзалов, заправочных станций, плавцеха или плавзавода. Кроме того, на них можно разместить специализированные объекты транспортной либо оборонной инфраструктуры, такие как плавказарма или общежитие, заправочную станцию для водного транспорта или разного рода погрузочно-разгрузочное оборудование.

Погрузка пассажиров с дебаркадера на судно на подводных крыльях, 1960-е годы. /Фото: radikal.ru

При таком достаточно широком диапазоне функциональных вариантов эксплуатации дебаркадеров сегодня они не просто оказались на периферии истории, от них еще и массово избавляются. Многие плавучие причалы со временем утратили свое первоначальное значение и стали пространством для открытия кафе и ресторанов на воде.

Построенный в 90-е годы дебаркадер под отель на воде сегодня - знаменитый петербургский «призрак». /Фото: fiesta.ru

Однако и подобные заведения тоже в последние годы все чаще отбывают в историю. Дебаркадеры либо затапливают, либо они оказываются ненужными и приходят в запустение. Некоторым муниципальные власти пытаются присвоить им статус объекта культурного наследия, однако на общую печальную тенденцию эти единичные случаи повлиять не могут.

Десятки аварийных дебаркадеров по всей стране просто уходят под воду. /Фото: ranpress.ru

Причина наступления эпохи забытья для дебаркадеров стал общий упадок речного судоходства в стране - после развала Советского Союза оно утратило свою актуальность, и на его развитие уже мало что выделяется. Потому и плавучих причалов на бетонных подушках остается на отечественных просторах с каждым годом все меньше.

Домик на воде. Как устроен старинный дебаркадер, которому уже 60 лет

В советское время мы назвали эту штуку «пристань», сегодня модно использовать французское слово «дебаркадер».

Сейчас действительно приятных на вид дебаркадеров осталось не так уж и много. Этот я встретил в городе Павлово-на-Оке и был восхищен его старинным внешним видом.

Очень долгое время этот дебаркадер, который называется ДЖ-44, пришвартован на этом месте и является отправной точкой для парома ОМ-370 , о котором я уже вам рассказывал.

Фото автора. Город Моторов Фото автора. Город Моторов

ДЖ-44 — это 35-метровый дебаркадер класса 879. Его сделали в далеком 1960 году в Костроме на Судоверфи им. «Комсомольской правды» ВОРП МРФ РСФСР.

Его назначение довольно прозаично и, я уверен, всем вам понятно без объяснения: швартовка судов, погрузка/разгрузка различных товаров, складирование грузов, посадка и высадка пассажиров.

Кстати, такие же делали еще в городе Подпорожье Ленинградской области.

Фото автора. Город Моторов Фото автора. Город Моторов

Длина дебаркадера чуть больше 35 метров. Его корпус сделан из железобетона марки 300 и со швартовочных сторон обвешан старыми автомобильными покрышками.

Вместе со ржавыми цепями и серыми от старости досками всё это смотрится достаточно кринжово.

Фото автора. Город Моторов Фото автора. Город Моторов

Если вы заглянете в библиотеку корабельного инженера Е.Л. Смирнова , то сможете увидеть там схемы дебаркадера этого класса.

На главной палубе находился зал ожидания на 18 человек, детские комнаты на 12 человек, камбуз-столовая, три служебные каюты и три каюты экипажа.

Еще один зал ожидания на 76 человек располагался на второй деке дебаркадера.

Фото автора. Город Моторов Фото автора. Город Моторов

В основании располагались трюмы, в которых могли довольно продолжительное время хранится самые разные грузы.

В оснащение дебаркадера входило довольно много самых разных систем. Например, был пожарный насос, электродвигатель, несколько осушительных насосов, санитарный насос и даже (простите за откровенность) фекальная цистерна.

Отопление дебаркадера водяное: внутри стоял водонагревательный котел.

Фото автора. Город Моторов Фото автора. Город Моторов

После постройки павловский дебаркадер ДЖ-44 отправили в Муром, где он простоял всего чуть больше года.

Уже в декабре 1961 года его перевели в Павлово. На фотографии ниже, сделанной примерно в 1963 году, мы видим ДЖ-44 со свеженькой краской белого цвета.

С 1980-х до 2000 года дебаркадер находился в Дзержинске, обслуживая различные пассажирские суда.

А после этого его вновь вернули в Павлово, где ДЖ-44 находится по сей день.

Теперь он выкрашен не в белый цвет, а в сочетание белого с синим. Состояние на удивление приятное.

Фото автора. Город Моторов Фото автора. Город Моторов

К сожалению, сейчас дебаркадер временно не работает из-за того, что не работает паром ОМ-377. Об этом я рассказывал в предыдущей статье.

Поэтому внутрь пройти не получилось: проход закрыт, а мне уже не 17, чтобы я мог совершать безрассудные поступки.

Хочется верить, что с дебаркадером всё будет хорошо. Надеюсь, что ему найдут применение, и он останется в Павлово, украшая набережную города.

Дебаркадер железобетонный

Друзья!
Ищу чертежи в АкаДе по железобетонным дебаркадерам!
Интересуют чертежи самого корпуса дебаркадера.
Просьба помочь.

Заранее благодарю!
С Уважением!

Если чертежи в автокаде по ЖБИ дебаркадерам, то мне тоже интересно. Думаю, в России их с 70-х годов уже не строят, поэтому с найти автокадовские файлы будет проблематично.
Я так понимаю, Вы литературу по ЖБИ дебаркадерам уже изучили, если ищете только чертежи?
Подскажите, какую литературу читали? У меня есть пару книжек, названия могу найти, если интересно.

Да, вы знаете, мы изучали литературу по Ж/Б судам-бетонам. Авторы:
В.А. Мишутин "Исследование судостроительных бетонов", Л.: Судостроение. 1967
Н.М. Егоров и т.д. "Справочник по железобет. судостр.", Л.: Судостроение. 1969
Г.М. Синцов и т.д. "Конструкция и прочность железобетонных судов", Л.: Судостроение. 1969

Касательно производства дебаркадеров. Их производят и сегодня на разных предприятиях России и Украины,
а так же в Евросоюзе (Нидерланды например).
Технологии не поменялись в принципе. Поменялась марка бетона. Сейчас качество бетона и его свойства гораздо лучше,
чем это было в середине ХХ века. Тот же фибробетон.
Так что думаю и чертежи в АКаде есть. Просто их проблематично найти.

Друзья!
Ищу чертежи в АкаДе по железобетонным дебаркадерам!
Интересуют чертежи самого корпуса дебаркадера.
Просьба помочь.

Заранее благодарю!
С Уважением!

Можно предоставить. Вопрос - зачем они нужны? Можно предоставить. Вопрос - зачем они нужны?

Для дипломного проекта. Я пишу диплом в РТУ, на тему плавучих железобетонный сооружений, и проектирую бетонный понтон больших размеров.
Чертеж(-жи) дебаркадера(-ов) интересует(-ют) как прототипы, образцы, наработанная база.

Поэтому был бы очень признателен за помощь.

Что такое РТУ?
На какой класс проектируется судно?

Что такое РТУ?
На какой класс проектируется судно?

Рижский Технический Университет.
Ни на какой класс не проектируется. Указания к проектированию берем из Правил РРР.
Проектируется просто как полый понтон (16х5м) для нужд плавучего (стоечного) ресторана. Северо-Запад Указания к проектированию берем из Правил РРР.

Это маломерное судно, Правила РРР пока не имеют требований по таким судам, поэтому раздел 7 ПСВП. Часть I «Корпус», формально, на такие суда не распространяется.
Кроме того в расчетах прочности учитывается расчетная волна, а она зависит от класса судна.

Не очень понятно что же Вы проектируете, т.к. вначале Вы указали, что понтон больших размеров? Просто полый понтон не может проектироваться по определению, а проектироваться может исключительно ресторан на воде, т.к. только в этом случае определяются нагрузки на судно.

У меня есть чертежи в формате dwg для ж/б понтона 96х16х4м и строительного модуля для него же 24х16х4м, конструкция композитная, т.е. рамный набор - стальные балки.

Как вы планируете строить свой понтон, в смысле - на каком предприятии? Если "на колене", то есть интересная тема.

26 мин. -----
Дополнительно - имеется пара чертежей в разных форматах по серийным корпусам дебаркадеров.

Если "на колене", то есть интересная тема. присоединюсь к теме ОК! См. патент на изобретение № 2483965

Это маломерное судно, Правила РРР пока не имеют требований по таким судам, поэтому раздел 7 ПСВП. Часть I «Корпус», формально, на такие суда не распространяется.
Кроме того в расчетах прочности учитывается расчетная волна, а она зависит от класса судна.

Не очень понятно что же Вы проектируете, т.к. вначале Вы указали, что понтон больших размеров? Просто полый понтон не может проектироваться по определению, а проектироваться может исключительно ресторан на воде, т.к. только в этом случае определяются нагрузки на судно.

У меня есть чертежи в формате dwg для ж/б понтона 96х16х4м и строительного модуля для него же 24х16х4м, конструкция композитная, т.е. рамный набор - стальные балки.

Как вы планируете строить свой понтон, в смысле - на каком предприятии? Если "на колене", то есть интересная тема.

26 мин. -----
Дополнительно - имеется пара чертежей в разных форматах по серийным корпусам дебаркадеров.

Как и зачем строили корабли из бетона, и почему они не тонули

Большинству будет сложно поверить, однако в XIX и XX века некоторое время пользовались немалой популярностью бетонные корабли. Большинство людей, наверняка удивится этому факту и спросит, как такое вообще возможно на практике. На самом деле все пугающе просто.
Дело в том, что конструкция таких кораблей ничем не противоречит известным законами физики, более того, бетонные корабли (как и любые другие) в полной мере работают в рамках закона Архимеда о вытеснении жидкости. В итоге корабль, созданный из железобетона, вовсе не уходит на дно, как камень брошенный вводу, а держится на поверхности, более того, имеет вполне неплохие динамические характеристики. Такой корабль с меньшей вероятностью переворачивается на волнах, однако и идет намного медленнее из-за большой массы.
Размеры и грузоподъемность кораблей стали увеличиваться после того ,как появились паровые двигатели. На фоне возросшего грузопотока на водных маршрутах, древесина уже не могла удовлетворить запросы судостроительной отрасли — в том числе и из-за высокой стоимости заготовки корабельного леса. 19 век связан активным поиском альтернативного материала.
Первое судно из железобетона появилось еще в 1849 году благодаря усилиям французского инженера и изобретателя Ламбо. Это была всего небольшая лодка, однако и она смогла произвести невероятное впечатление на международной корабельной выставке 1855 года. Более того, творение Ламбо дало импульс к становлению моды на корабли из бетона. Правда, длилось все это совсем недолго и уже через несколько лет про инновацию забыли.
Вернулись в Европе к данным кораблям только в годы Первой мировой войны, когда конфликтующие страны нуждались в огромном количестве судов, но при этом испытывали острую нехватку высококачественной стали. На момент 1919 года было построено более 1 тысячи кораблей с использованием описываемой технологии. Больше всего их создали в Италии, Германии, Норвегии, Франции, Дании и Швеции. Некоторое количество судов из железобетона было спущено на воду в США и даже Китае.
Вторая реинкарнация моды на корабли из бетона случилась уже после Второй мировой войны. Пик строительства пришелся на 1946-1948 годы. На сей раз больше всего «каменных» судов построили в СССР и послевоенной Германии. В годы войны в США было создано около трех десятков подобных плавательных средств, однако впоследствии о них вновь забыли.
Железобетон обладает средней плотностью меньше чем у стали в 3 раза.

Отсюда вытекает ряд положительных качеств использования железобетона для строительства судов:

Корпус такого корабля легче переносит нагрузку при затирании ледяными массами, нежели металл или древесина, прочность на сжатие у которых ниже. Корпус из железобетона является монолитным, в то время как металлический состоит из листов и имеет сварные швы, которые расходятся при особенно сильном давлении льда;

Бетон не подвержен коррозии, и не покрывается ржавчиной под воздействием соленой морской воды;

Бетон предельно прост в работе, поэтому скорость возведения такого судна существенно выше;

Бетон является огнестойким негорючим материалом;

В трюмах бетонных кораблей исключено образование конденсата, что особенно актуально при перевозке груза, чувствительного к воздействию влаги.
Но так же были и минусы конструкции
Тяжелый корпус становится причиной большой осадки;

Большая толщина корпуса необходима для того, чтобы он обладал той же прочностью, что и стальной, однако такое судно сжигает больше топлива, что сводит на нет рентабельность перевозок;

Бетону не страшны статические нагрузки, но его легко повредить при сильном ударе;

Ранее было отмечено, что строительство бетонного корабля занимает меньше времени, но следует учесть природный фактор – в условиях низких температур с бетоном работать нельзя;

Такое судно не получится модернизировать – если к металлическому кораблю можно приварить дополнительный фрагмент, то с бетоном так не поучится.

БЕТОННЫЙ ДЕБАРКАДЕР


Тот, который за клубом? Он ломаный, его надо распиливать пополам, одна половина более менее целая. Кроме того в ГИМС весь дебаркадер не зарегистрировать - он более 80 рег.т. В принципе это всё реально (сейчас, пока он осушился), просто некому занятся (деньги вкладывать).

Фортуна
Активный участник

Тот, который за клубом? Он ломаный, его надо распиливать пополам, одна половина более менее целая. Кроме того в ГИМС весь дебаркадер не зарегистрировать - он более 80 рег.т. В принципе это всё реально (сейчас, пока он осушился), просто некому занятся (деньги вкладывать).


Даа..Тут бюджета явно не хватит.

Последнее редактирование модератором: 29.12.2009

Cупер модератор

Даа..Тут бюджета явно не хватит.


Да ладно, он элементарно ломается. Он уже почти точно пополам сломан. Собственно его в позапрошлом году целиком откачали, он всплыл и буксир его перегнал на другой берег. Но зимой металлисты раздолбили стенку и выломали шпиль и иллюминаторы. Там нужно забетонировать внутреннюю переборку и разбить в средней части, чтобы он разделился на две половины. Они спокойно всплывут весной (по крайней мере одна половина вполне целая). Их уже в ГИМС можно зарегистрировать. В бюджет укладываетесь. Могу свести с правообладателями.
В Кожухово был целый дебаркадер с домиком, заброшенный, но его уже оприходовали и забрали.

объект 915
Старожил форума

В Кожухово был целый дебаркадер с домиком, заброшенный, но его уже оприходовали и забрали.

Это тот который полупритопленный стоял? Так у него хозяин-то был. Только заниматься им после утопления не хотел.

Cупер модератор

Это тот который полупритопленный стоял? Так у него хозяин-то был. Только заниматься им после утопления не хотел.


Нет, в Южном порту. Сам дебаркадер целёхонький был, и деревянное строение на нём оригинальное, советское. Мы туда на "Мазае" подходили, вставали на ночлег (возвращались с рейса по Яузе). Весь облазили (с суши туда доступа не было).
Полупритопленный - это другой, с новой постройкой.

Фортуна
Активный участник

Да ладно, он элементарно ломается. Он уже почти точно пополам сломан. Собственно его в позапрошлом году целиком откачали, он всплыл и буксир его перегнал на другой берег. Но зимой металлисты раздолбили стенку и выломали шпиль и иллюминаторы. Там нужно забетонировать внутреннюю переборку и разбить в средней части, чтобы он разделился на две половины. Они спокойно всплывут весной (по крайней мере одна половина вполне целая). Их уже в ГИМС можно зарегистрировать. В бюджет укладываетесь. Могу свести с правообладателями.
В Кожухово был целый дебаркадер с домиком, заброшенный, но его уже оприходовали и забрали.

Чугунный скороход (бетонный пароход)

Тема про бетонные дебаркадеры, технологии их строительства "на коленке", понтоны и несамоходные суда которые интересны водномоторникам - поделитесь информацией по бетонным судам, снипы, госты, чертежи, документацию которая может помочь при рассмотрении.

Буквари :
В.А. Мишутин "Исследование судостроительных бетонов", Л.: Судостроение. 1967
Н.М. Егоров и т.д. "Справочник по железобет. судостр.", Л.: Судостроение. 1969
Г.М. Синцов и т.д. "Конструкция и прочность железобетонных судов", Л.: Судостроение. 1969

Есть Правила постройки дебаркадеров по Морскому регистру - несколько избыточные (имхо) для небольших понтонов (у нас тут не окиян) - но, возможно, все равно имеет смысл ознакомиться при рассмотрении.

Читайте также: