Цоколь a19 что это

Обновлено: 19.05.2024

Автомобильные лампы: характеристики и особенности

«Экстра-яркое свечение», «на 60% больше света», «эффект ксенона» — на упаковках ламп можно прочесть много рекламных лозунгов. Но какие параметры действительно стоит сравнивать? Как выбирать автомобильные лампы, чем они отличаются друг от друга и на какие показатели ориентироваться? В этой статье разберём характеристики и особенности автоламп.

Типоразмер лампы: маркировка ECE и цоколь

Подбор автомобильных ламп начинается с их типоразмера: маркировки ECE и цоколя. У всего многообразия светотехники машины (передних фар, «противотуманок», задних фонарей, габаритных огней и т. д.) принципиально разные задачи и условия работы. Место установки определяет, какой должна быть лампа: для одних фар нужна лампа H11, для других — лампа H4 или H7. В каталогах представлено почти 500 маркировок, поэтому о типоразмерах ламп и расшифровке их обозначений читайте в отдельной статье:

Маркировка автомобильных ламп. Типоразмеры и цоколи

Типы автомобильных ламп

В автомобилях используются 4 основных типа ламп: обычные лампы накаливания, галогенные, ксеноновые и светодиодные лампы.

Лампы накаливания (лампы дополнительного освещения)

Обычные лампы накаливания, где свет излучает вольфрамовая нить, встречаются как в автомобилях, так и в быту. Из колбы такой лампы откачан воздух, чтобы вольфрам не окислялся.

Конструкция классической лампы накаливания примитивна и имеет множество недостатков. В процессе работы вольфрам выгорает и оседает на стекле колбы, снижая её прозрачность. А сама нить постепенно становится тоньше — в итоге она перегорает или рвётся от вибрации. КПД классических ламп накаливания очень низок и составляет 5–15% — большая часть энергии преобразуется не в свет, а в тепло. Световая отдача лампы (количество люмен света на каждый потребленный ватт) невысока, а сам свет рассеивается и не даёт точной фокусировки. Срок службы лампы накаливания скромен — около 1000 часов непрерывной работы. Всё это не позволяет ставить обычные лампы в головную оптику современной машины.

Зато у классических ламп накаливания есть важное преимущество — низкая цена. Поэтому они до сих пор активно используются в задних фонарях и указателях поворота, в приборной панели, для подсветки салона и номерного знака.

Лампы накаливания

Галогенные (галогеновые) лампы

Галогенные (галогеновые) лампы

«Галогенки» — это улучшенные лампы накаливания. В галогенных лампах свет тоже излучает вольфрамовая нить, но внутри колбы уже не вакуум, а буферный газ-галоген: обычно это бром или иод (в химии йод называют именно так). Газ позволяет повысить температуру спирали — а значит и световую отдачу, не даёт вольфраму оседать на колбе и увеличивает срок службы лампы в 2–4 раза: до 2000–4000 часов непрерывной работы.

Благодаря короткой спирали и цилиндрической колбе у галогенных ламп отличная фокусировка, поэтому их обычно используют в противотуманных фарах (ПТФ) и головной оптике, где они светят направленно и ярко.

Ксеноновые (газоразрядные) лампы

В ксеноновых лампах источником света является уже не вольфрамовая нить, как в предыдущих двух типах ламп, а электрическая дуга. Дуга — это электрический разряд между двумя электродами из вольфрама в колбе лампы, заполненной инертным газом ксеноном; поэтому такие лампы называют газоразрядными (или просто разрядными).

Для создания электрического разряда нужно высокое напряжение, поэтому для работы ксеноновой лампы требуется отдельное устройство — блок розжига. Для повышения световой отдачи лампы ксенон закачивают в колбу под давлением около 30 атмосфер.

Газоразрядные лампы светят заметно ярче галогенных, но имеют ряд недостатков. Их световой пучок изначально не сфокусирован, поэтому нуждается в специальных отражателях или линзах. Важна и точная настройка фар — заводской «ксенон» обычно оборудуют автоматическим корректором. Неквалифицированная установка газоразрядных ламп часто приводит к ослеплению встречных водителей, поэтому выражение «китайский ксенон» давно стало нарицательным для таких случаев.

Ксеноновые (газоразрядные) лампы

Светодиодные (LED) лампы

Светодиодные (LED) лампы

Светодиодные автомобильные лампы набирают всё большую популярность. В них нет газа под давлением или нитей накаливания: источником света является светоизлучающий диод — полупроводник, который светится при пропускании электрического тока. LED-лампы прочные, надёжные и энергоэффективные: их световая отдача почти в 10 раз выше, чем у галогенных и ксеноновых ламп.

Постепенно светодиодные лампы вытесняют другие типы ламп из всей автомобильной светотехники, кроме ближнего света — с ним пока есть нюансы из-за особенностей фокусировки. При самостоятельной установке светодиодных ламп в головную оптику не всегда удаётся добиться чёткой свето-теневой границы (СТГ), необходимой для ближнего света фар. Хотя при правильном подборе ламп и должной настройке фар всё возможно.

Во всех остальных элементах освещения светодиоды показывают себя отлично, включая дальний свет и противотуманные фары. А светодиодные лампы дополнительного освещения автомобилисты активно внедряют сами, заменяя дешёвые и неэффективные лампы накаливания.

Подробнее о светодиодных лампах и особенностях их установки читайте в отдельной статье:

Светодиодные автомобильные лампы. Светлое будущее уже здесь

Световой поток (Лм)

Световой поток — это количество излучаемой световой энергии. Другими словами, эта характеристика указывает, насколько много света производит лампа. Световой поток измеряется в люменах (Лм).

Световой поток и яркость — не одно и то же. Яркость — усреднённая величина, она зависит от того, как свет падает на объект и как его воспринимает наш глаз. В то время как световой поток —конкретная величина световой энергии, излучаемой лампой.

К сожалению, далеко не все производители автомобильных ламп указывают их световой поток, предлагая покупателям ориентироваться лишь на потребляемую и эквивалентную мощность.

Потребляемая мощность лампы (Вт)

Потребляемая мощность — важный параметр, который отражает количество потребляемой лампой энергии в ваттах (Вт). При подборе новой лампы нельзя превышать потребляемую мощность лампы, установленной с завода. Температурный режим фары, сечение электропроводки, номинал плавких предохранителей — всё это рассчитывается инженерами под определённую мощность ламп. Самостоятельная установка более мощных электропотребителей может вызвать пожар.

Для двухрежимных (двухнитевых) ламп потребляемая мощность указывается двойным числом через дробь, где отражена мощность в каждом из режимов работы.

Эквивалентная мощность лампы (Вт)

Эквивалентная мощность — параметр для соотношения мощности разных типов ламп. Эквивалентом считается мощность классической лампы накаливания, необходимая для достижения такого же светового потока.


Примерное соотношение мощности разных типов ламп

Например, для светового потока 1200 лм нужна 100-ваттная лампа накаливания. Галогенной лампе для идентичного свечения достаточно 60 Вт энергии, а светодиодной — всего 12 Вт. Чтобы покупатели не считали более энергоэффективные лампы менее мощными, для них на упаковке указывают эквивалентную мощность. Означает это следующее: фактически лампа потребляет 12 Вт (потребляемая мощность), а светит на все 100 Вт (эквивалентная мощность).

Эквивалентная мощность в дополнительном режиме (Вт)

Для двухрежимных (двухнитевых) ламп эквивалентная мощность указывается для каждого режима работы отдельно.

Напряжение лампы (В)

Рабочее напряжение лампы в вольтах (В) должно соответствовать параметру заводской лампы. В подавляющем большинстве легковых автомобилей напряжение бортовой сети — 12 В; в грузовиках и некоторых внедорожниках — 24 В. Рабочее напряжение ламп, которые вы подбираете на замену, должно быть идентичным напряжению старых ламп.

У газоразрядных (ксеноновых) ламп указанное рабочее напряжение выше — 42 В или 85 В, — поскольку они подключаются через блок розжига. В этом случае напряжение лампы нужны сравнивать не с показателем бортовой сети автомобиля, а с характеристиками установленного блока розжига.

Температура лампы (K)

Под температурой лампы обычно подразумевают не рабочую температуру, а цветовую — спектр её светового излучения. Говоря проще, цветовая температура — это то, как наш глаз воспринимает свет: будет он «тёплым» или «холодным», жёлтым, белым или голубым.

Цветовая температура измеряется в кельвинах (К). Показатель 4200 K соответствует белому цвету. Свет с более низкой температурой будет желтить (чем меньше число, тем желтее), с более высокой — уйдёт в голубой оттенок.

Температура лампы

Лампы с белым или слегка голубым светом обычно выбирают из эстетических соображений — такой свет гармонично смотрится с современной «хрустальной» оптикой, в то время как жёлтый свет ассоциируется со старыми рефлекторными фарами. Но нужно учитывать, что слишком холодный свет напрягает глаза при ночной езде, а также плохо работает в тумане из-за слишком короткой световой волны. Синий спектр не пробивает капли тумана, а создаёт перед водителем засветку. Именно поэтому традиционный цвет противотуманных фар — жёлтый.

Езда в тумане. Сквозь мглу без потерь

Цвет свечения

У многих ламп цветовая температура дополнительно указана в понятных покупателю терминах. Например, такие характеристики света можно встретить на упаковках ламп:

    Тёплый белый — свет с цветовой температурой 3000

Подбирайте подходящие лампы, чтобы ездить комфортно и безопасно в любое время суток и в любую погоду.

Взаимозаменяемость ламп H4 и H19. Все нюансы и стоит ли менять

Не так давно один из производителей авто ламп Osram представил на рынок обновленную линейку ламп с цоколем H18 и H19. Эти лампы, по заявлению разработчика пришли как логическое продолжение для H7 и H4, но не на смену, а лишь дополняя ассортимент.

Конструкцией моего автомобиля предусмотрены лампы с цоколем H4, но очертания с H19 настолько были сопоставимы, что решил проверить взаимозаменяемость с новинкой.

В магазинах моего города новинки представлены довольно слабо, но удача была на моей стороне. Объехав несколько магазинов стал счастливым обладателем 2-х коробочек OSRAM 64181L.

Лампы с цоколем H4 и H19. Лампы с цоколем H4 и H19. Лампы с цоколем H4 и H19.

С виду и правда можно ненароком спутать со ставшей уже классикой для многих двухнитиевой H4. Тот же узнаваемый профиль с 3 контактами, ближний свет аналогично прикрыт светоотражающим экраном, который формирует привычную "галку". Разве что несколько приплюснутая колба, но вполне возможно, что и на некоторых лампах с "привычным" цоколем такая форма имеет место быть.

Лампы с цоколем H4 и H19. Отличия выделены цветом. Лампы с цоколем H4 и H19. Отличия выделены цветом.

А отличия есть и без некоторых "доработок" фара не даст так просто сделать замену одной лампы на другую. Но голь на выдумку хитра - с помощь кусачек H19 превращается. в H4!

H19 на пути в превращение в H4. "Доработка" кусачками. H19 на пути в превращение в H4. "Доработка" кусачками.

P/s. Возможно в некоторых фарах усилий усиков, фиксирующих лампу в фаре будет недостаточно и лампа станет сидеть не плотно. Придется либо "подгибать" усики, либо сделать разрез на лампе и узкими круглогубцами загнуть рез в разные стороны (имитируя нижние выступы на H4).

P/p/s. Аналогичный трюк можно проделать с лампами H4, если ваш цоколь H19. В виду еще малого распространения последних встретить их в розничной продаже еще пока весьма затруднительно. Владельцы новых "Грант" меня поймут.

P/p/p/s. Лампы с цоколем H7 и H18 думаю "дорабатываются" аналогичным образом.

Выводы:

+ Лампы хоть и несколько отличаются, но с небольшими доработками устанавливаются на штатные места.
+ По заверению автопрозводителя (в частности Osram) новинки обладают повышенной яркостью (1700 лм у H18 и 1750/1200 лм у H19 (дальний/ближний свет)) и увеличенным сроком службы (до 1100 часов H18 и до 1600 часов H19) при неизменном энергопотреблении.
+ Лампа пока еще производится только на заводах Германии.

- Распространенность лам и их производителей. Но это временной фактор.
- Цена. По сравнению со стандартными Osram, Hella и Philips в "привычных" цоколях.

Ближний свет. Ночь. Лампа H19 OSRAM 64181L слева, H4 Philips 12342PRC1 справа. Ближний свет. Ночь. Лампа H19 OSRAM 64181L слева, H4 Philips 12342PRC1 справа.

Менять или не менять пусть каждый читатель решает сам. На возможный вопрос по поводу яркости отвечу так - какой-либо заметной разницы с недавно перегоревшей Philips 12342PRC1 (+30%) не замечено. Света более чем достаточно. Цвет лампы - теплый (

3000-3500K). А вот сколько проработают - что называется "будем посмотреть". На этом все. Возможно, до скорых встреч в новых материалах!

Цоколи лампы- просто о сложном

Заказывая в интернет-магазине тот или иной светильник, необходимо обязательно озадачиться вопросом - "а какая лампочка к светильнику подойдет?" Как правило, в комплекте со светильном лампы отсутствуют. Помимо форм, размеров, мощности и цветопередачи лампы имеют разные цоколи.

Надеемся, что данная статья помогла Вам. Помните, что Вы всегда можете перед покупкой ламп и светильников в нашем интернет-магазине проконсультироваться со специалистами. Мы будем рады помочь! Надеемся, что данная статья помогла Вам. Помните, что Вы всегда можете перед покупкой ламп и светильников в нашем интернет-магазине проконсультироваться со специалистами. Мы будем рады помочь!

Какие же виды цоколей сейчас существуют?

Ответ прост - разновидностей цоколей много. Для максимально простого понимания вопроса давайте поделим типы цоколей, которые мы используем в повседневной жизни, на несколько групп: на резьбовые и штырьковые. Теперь подробнее рассмотрим каждую группу.

Резьбовой (винтовой) цоколь

Резьбовой (винтовой) цоколь считается классическим и самым популярным. Он маркируется латинской буквой E. Данный вид цоколя широко используется на бытовом уровне в нашей повседневной жизни. Число, которое всегда идет после буквы E, означает диаметр резьбового соединения. Самые популярные лампы в группу имеют цоколи Е14 и Е27. Также существуют цоколи Е40. Они используются для более мощных ламп и как правило - не на бытовом уровне, а более масштабном (уличное или промышленное освещение, как пример). Резьбовой (винтовой) цоколь считается классическим и самым популярным. Он маркируется латинской буквой E. Данный вид цоколя широко используется на бытовом уровне в нашей повседневной жизни. Число, которое всегда идет после буквы E, означает диаметр резьбового соединения. Самые популярные лампы в группу имеют цоколи Е14 и Е27. Также существуют цоколи Е40. Они используются для более мощных ламп и как правило - не на бытовом уровне, а более масштабном (уличное или промышленное освещение, как пример).

Цоколь типа G (штырьковый)

Бесспорно, данная группа цоколей также популярна, ведь штырьковый цоколь используется в большом кол-ве осветительных приборов. Представляет цоколь собой два штырька, которые являются одновременно электрическими контактами. Эти же штырьки являются держателями, так как они вставляются в патрон достаточно плотно. Диаметр может отличаться, как и расстояние между ними. Штырьковый цоколь маркируется буквой G, которая как раз таки означает, что это штырьковый цоколь, а число после нее - расстояние между двумя штырьками. Например, цоколи G4, G9 или G13.

Данный тип цоколя встречается часто в светодиодных и галогеновых лампах.

Это были основные разновидности цоколей ламп, которые мы используем для бытовых целей в повседневной жизни.

Стоит отдельно отметить менее популярные виды цоколей, и тем не менее - их также активно используют.

1. Цоколи типа R . Используются они как правило в приборах с высокой интенсивностью работы, которые питаются от переменного тока.

2. Штифтовые цоколи. Они дают возможность быстро и удобно заменить лампу в патроне благодаря своим несимметричным боковым контактам.

3. Одноштырьковые цоколи F . Они бывают 3-х подвидов: цилиндрические, с рифленой поверхностью и особой формы.

4. Софитные цоколи S. Их используют в светильниках различных отелей и осветительных приборах автомобилей. Отличительная черта цоколя S - своеобразное двустороннее симметричное расположение контактов.

5. Фиксирующие цоколи P . Они используются в мощных прожекторах и фонарях.

6. Телефонные цоколи Т . Ими оснащают лампы для различных пультов управления, той или иной подсветки, сигнальные лампы и т.д.

Так как чаще всего маркировка на цоколе состоит из нескольких букв, то давайте узнаем - что эти буквы означают:

Цоколи автомобильных ламп, типы, обозначение


В современном автомобиле больше сотни лампочек . Из задачи различны, начиная от подсветки салона, панели приборов и до обеспечения видимости дороги в ночное время суток. В зависимости от этих целей, лампы также имеют различные габариты, электрические характеристики, присоединительный цоколь. Именно о цоколе автомобильных ламп мы и поговорим в данной статье.
Цоколь — конструктивный элемент лампы удерживающий ее в патроне, а также элемент передающий ток для питания лампы по своим контактам (площадки, лепестки, проволочные выводы). Также у цоколя существует и еще одна важная задача, это герметизация колбы лампы от внешней среды. Во многих автомобильных лампах, особенно лампах высокой мощности (ближнего и дальнего света, противотуманных) закачан газ. Цоколь должен обеспечивать герметичность на протяжении всего срока службы лампы, для того, чтобы исключить его выход из колбы. Кроме того, в обычных лампах накаливания находится вакуум, который также герметично изолирован от внешней среды цоколем.
С появление светодиодных ламп такая функция, как герметизация, стала рудиментом, но еще не все лампы и не во всех автомобилях избавились от классической лампы накаливания.
Типы и обозначение автомобильных ламп и цоколей
На заре автомобилестроения, обозначение ламп, применение цоколей было хаотично, каждый из производителей применял, как ему кажется лучшее. В итоге количество видов лампочек стремилось к бесконечности. На сегодняшний день, определяющим стандартом для производителей ламп в нашей стране является ГОСТ 2023-88. Конечно, и он не совершенен, так как прогресс не стоит, а ГОСТ 88 года, тем не менее большинство автомобильных ламп и цоколей в нем описаны.
В завистимости от количества контактов у цоколя лампы добавляется соответствующая буква
s — один контакт
d — два контакта
t — три контакта
q — четыре контакта
p — пять контактов

Типы цоколей автомобильных ламп
А – лампа автомобильная.
АМН – лампа автомобильная миниатюрная.
АС – софитная лампа автомобильная.
АКГ – кварцевая галогенная автомобильная лампа.
Т — лампа цокольная миниатюрная. Цоколь выполнен совместно с колбой. Пример обозначения для примера (T5 4W) – лампа диаметром 5/8 дюйма, мощность 4 ватта.
R – лампа с металлическим цоколем 15 мм и колбой в 19 мм. Обозначение для примера (R 5W) – мощность 5 ватт.
R2 — Диамтер колбы порядка 40 мм. Лампы накаливания применяемые в советское время для дальнего и ближнего света. На настоящий момент почти не используются.
P — лампа с 15-мм цоколем и диаметром колбы до 26,5мм. Обозначение для примера (P21W) – мощность 21 ватт.
SV (С) – софитная лампа (с двух сторон расположен цоколь). Как правило, применяется для подсветки салона, подсветки номерного знака. Обозначение для примера SV8,5 5w– лампа имеет диаметр цоколя 8,5 мм, мощность 5 ватт. Может обозначаться как С5W.
ВА — лампа штифтового типа, в которой каждый штифт расположен симметрично относительно других.
BAY – штифтовая лампа, в которой один из штифтов смещен по высоте.
BAZ – штифтовая лампа со смещенным штифтом по высоте и радиусу.
W – цоколь лампы выполнен совместно с колбой из стекла. Пример обозначения (W 2*4,6d 5W) – цоколь выполнен совместно с колбой из стекла, толщина цоколя 2 мм, ширина 4,6 мм, 2 контакта, мощность 5 ватт.


Обозначение ламп не по цоколю
Наиболее распространенные лампы галогенные могут иметь различный цоколь, но начинаться с одной буквы H, что значит галогенная. Также встречаются и цифровые значения, которые также указывают на уникальную форму и цоколь лампы, например 9145 (противотуманная лампа).
Обозначение ламп по свету свечения
Y – если буква стоит за первым символом, то эта лампа выполнена с оранжевым цветом колбы. Обозначение для примера (PY21W) — лампа с цоколем 15 мм, колбой 26,5 мм, с оранжевой колбой.
Далее приведен рисунок, по которому вы можете сопоставить описание приведенное выше, с внешним видом автомобильной лампы и цоколя


лампа Н1 цоколь P14,5s
лампа Н2 цоколь Х511
лампа H3 цоколь PK22s
лампа H4 цоколь P43t
лампа Н7 цоколь PX26d
лампа Н11 цоколь PGJ19-2
лампа H8 цоколь PGJ19-1
лампа H9 цоколь PGJ19-5
лампа H12 цоколь PZ20d
лампа H10 цоколь PY20d
лампа HB3 цоколь P20d
лампа НВ4 цоколь P22d
лампа D1S цоколь PK32d-2
лампа D1R цоколь PK32d-3
лампа D2S цоколь P32d-2
лампа D2R цоколь P32d-3
лампа PY21W цоколь BAU15s
лампа P21W цоколь BA15s
лампа P21/4W цоколь BAZ15d
лампа P21/5W цоколь BAY15d
лампа R5W цоколь BA15s
лампа R10W цоколь BA15s
лампа T4W цоколь BA9s
лампа W5W цоколь W2.1x9.5d
лампа W3W цоколь W2.1x9.5d
лампа W2.3W цоколь W2x4.6d
лампа WY2.3W цоколь W2x4.6d
лампа WY5W цоколь W2.1x9.5d
лампа H6W цоколь BAX9s
лампа H21W цоколь BAY9s
лампа C5W цоколь SV8.5-8
лампа HB1 цоколь P29t
лампа HB5 цоколь PX29t
лампа WP21W цоколь WZ2.5x16d
лампа P27W цоколь WZ2.5x16d
лампа C21W цоколь SV8.5-8
лампа W21W цоколь W3x16d
лампа W21/5W цоколь W3x16q
лампа W16W цоколь W2.1x9.5d
лампа WP21W цоколь WY2.5x16d
лампа PY27/7w цоколь WX2.5x16q

Автолампы H4 и H19: в чем разница?


В одной из предыдущих статей мы обещали рассказать об экспериментах с взаимозаменяемостью некоторых типов цоколей и возможных последствиях таких попыток.

Итак, сегодня тема нашей статьи — самостоятельная установка ламп H18 и H19 вместо H7 и H4.


Полный размер

Для чего это нужно?

Сегодня уже никто не сомневается, что будущее автомобильного света связано с диодными технологиями, которые совершенствуются и дешевеют год от года. На конвейерах автопроизводителей LED-фары уже практически полностью вытеснили ксенон. А что же старый добрый галоген? От него пока никто полностью отказываться не собирается из-за их более низкой стоимости и простоты конструкции.

Более того, производители источников света даже разрабатывают новые типы ламп. Так совсем недавно на смену старым H4 и H7 пришли новые H18 и H19, которые могут похвастать увеличенным на 20% световым потоком и более продолжительным сроком службы. Эти лампы являются дальнейшим развитием галогеновой оптики и будут использоваться вместо ламп H7 и H4.

А теперь, внимание! Новые типы ламп разработаны исключительно для автопроизводителей, а не автовладельцев. Их схожесть конструкции и типа цоколя вызвана попыткой облегчить работу конструкторам фар.

А чтобы водители не бросились массово переходить на новый тип ламп или не ошиблись случайно, в цоколях сделаны небольшие изменения. Но наших автомобилистов ведь этим не остановить…
Давайте разберемся, куда могут привести эксперименты с кусачками и напильником.


Полный размер Изменения в цоколе сделаны специально, мы не рекомендуем дорабатывать лампы при помощи пассатижей, кусачек и напильника

H18 вместо H7

Итак, перед нами две лампы. Обе снабжены одной спиралью и используются в фарах для дальнего, либо ближнего света.

Визуально они практически не отличаются. Но если присмотреться, вы заметите, что у более новой лампы чуть длиннее спираль, другой формы колба и усики крепления. Нижнее усико H18 более широкое и в посадочное место H7 она не войдет.

А теперь о главных отличиях. Мощность ламп Н7 составляет 55 Вт, а световой поток — 1500 Лм. Н18 потребляют 65 Вт, выдавая 1700 Лм. Именно последняя цифра притягивает взоры желающих улучшить свет своего автомобиля. В интернете полно инструкций и советов как правильно подпилить или подогнуть нижнее усико, чтобы получить дополнительные 200 Люменов. По отзывам водителей, воспользовавшихся этими “добрыми советами”, фары начинают светить ярче. Некоторые даже сравнивают результаты своего тюнинга с установкой OSRAM Night Breaker Laser. Дескать, гораздо дешевле, а результат тот же.

Но это не так. Во-первых, лампы с добавленными характеристиками светят более белым светом. Во-вторых, они не слепят встречных, так как спираль в них точно соответствует расчетному положению спирали в обычной лампе, чего нельзя сказать про лампы H19, у которых спираль длиннее.

А еще мы не рекомендуем подобные эксперименты из-за разницы в потребляемой мощности.


Полный размер

А что с фарой и проводкой?

Лампы H19 имеют большую мощность, и если ваши фары старые, а проводка несовершенна, всегда повышается риск преждевременного выгорания отражателя или же проблем с проводкой.


Полный размер H4 против H19: видите отличия? А они есть!

H4 вместо H19 и наоборот

Теперь о второй паре ламп: H19 и H4. Это двухнитиевые лампы, предназначенные для дальнего и ближнего света одновременно. Визуально они тоже очень похожи: две спирали, металлический экран под ближним, чтобы не засвечивать встречную полосу, 3 контакта для подключения. У H19 одно усико чуть толще чем у H4. Есть и еще одно отличие, которого не было у прошлой сравниваемой пары. У H4 внизу расположены два отверстия с небольшими изгибами металла, у H19 такого нет.

По световому потоку разница составляет в 50 люменов на ближнем и 200 — на дальнем свете. H4: 1700/1000 Лм (ближний/дальний), H19: 1750/1200 Лм. А еще практически двукратный рост в сроке жизни у новых ламп и совершенно идентичная потребляемая мощность 60/55Вт.

Почему же тогда мы не рекомендуем заменять их между собой?

Из жизни грантоводов

В паре ламп H19 и H4 чаще встречаются обратные замены. И грешат этим грантоводы.

Все дело в особенностях дизайна, которые получила Lada Granta после обновления в 2018 году. Автомобиль обзавелся новыми фарами с лампами H19. И тут владельцы автомобилей обнаружили, что эти лампы гораздо реже встречаются на полках магазина, да еще и стоят дороже. Проблему они начали решать покупкой старых дешевых H4. И всего-то потребовалось подогнуть выступающие части цоколя рядом с нижними прорезями. Мощность у ламп одинаковая, почему бы не поменять?


Полный размер Желание сэкономить на лампочках не приводит ни к чему хорошему

Как показывает практика, подобная ротация тоже не приводит ни к чему хорошему. Дело в том, что нить накала у Н19 немного смещена по сравнению с H4. А мы с вами помним, что малейшее смещение источника света в стандартной фаре ломает тщательно просчитанный световой пучок, смещая и искажая светотеневую границу. В результате любители сэкономить ослепляют встречных водителей и не видят обочину. Более того, некоторые автолюбители устанавливают вместо H4 лампы H19 повышенной яркости, что усугубляет проблемы с ослеплением встречки.


Полный размер Экономных владельцев рестайлинговых “Грант” видно издалека

Новые технологии — лучше замены

Что мы можем посоветовать вместо замены цоколя?

Для желающих сэкономить, мы рекомендуем OSRAM Original. Это качественные оригинальные лампы по вполне доступной цене. Те же самые, что были установлены в автомобиль на конвейере в качестве оригинальных.

Если света на дороге не хватает, есть смысл посмотреть в сторону ламп с увеличенной яркостью. Например, совсем недавно у с появились новые лампы Night Breaker 200, которые поразят вас небывалой яркостью на 200% выше по сравнению с минимальными требованиями стандартов.

Ассортимент Night Breaker 200 включает лампы стандарта H4 с цветовой температурой 4050 Кельвинов и лампы H7 (3700 Кельвинов).

Не готовы мириться со снижением срока службы в 2 раза, присмотритесь к лампам OSRAM Night Breaker Silver, которые и светят на 100% ярче, и доступнее по цене. А срок службы всего на одну треть меньше, по сравнению со стандартными лампами.

Какие лампочки выбирать? Зависит от цоколя!

Приобретая светильник, всегда рекомендуется обращать внимание на то, лампа с каким цоколем в нём используется. Как правило, лампы не продаются в комплекте со светильниками, и вам рано или поздно придется озадачиться выбором нужной лампочки. А лампы бывают не только разной формы, мощности, но и имеют разный цоколь, с помощью которого они закрепляются в патроне осветительного прибора.

Цоколь - элемент, необходимый для крепления лампы в патроне и подведения к ней электрического тока. Ответная часть для цоколя лампы называется патроном. Чтобы закрепить лампочку в патроне необходимо, чтобы цоколь лампы и патрона были одного типа. Цоколь, как правило, изготовлен из метала, но иногда бывает из пластика, керамики/частями из керамики, или даже из стекла.

Цоколи

Цоколь лампы и патрон должны обеспечивать изоляцию проводников друг от друга, механическую прочность соединения, выдерживать температуру при работающей лампе. Патроны, изготовленные из керамики (обычно электротехнический фарфор), выдерживают гораздо большую температуру, чем карболитовые или изготовленные из других видов пластика. Электрические контакты в патроне должны выдерживать рабочие токи и обеспечивать надежный электрический контакт с цоколем лампы. В случае, если важно точное положение лампы (например, в кинопроекторе или в фокусе рефлектора), то патрон имеет конструктивные элементы, обеспечивающие точность позиционирования.

Выводы лампы накаливания часто припаиваются к цоколю мягкими припоями, поэтому температура патрона и цоколя во время работы лампы не должна превышать температуру плавления припоя (то есть быть ниже 180 °C). Также необходимо учитывать тепловое расширение узлов во всем диапазоне температур, поэтому часто патроны имеют предусмотренные упругие элементы, в том числе пружинные контакты.

Наиболее распространенные неисправности соединения цоколь-патрон вызываются перегревом патрона, потерей пружинных свойств контактами, окислением контактов. Иногда цоколь в патроне «закисает» и попытка заменить такую лампу заканчивается тем, что цоколь отрывается от баллона лампы и остается в патроне. Неисправный патрон вызывает мерцание и искрение ламп.

Кстати, существуют еще и бесцокольные лампы – это узкоспециальная разновидность, предназначенная для организации системы освещения автомобиля (лампочки Н10, НВ3, D1S).

РАСШИФРОВЫВАЕМ МАРКИРОВКУ ЦОКОЛЯ

Первая буква указывает на тип цоколя:

E – резьбовой цоколь (Эдисона)
G – штырьковый цоколь
R – цоколь с утопленным контактом
B – штифтовой цоколь (Байонет)
F – цоколь с одним штырьком
a – цилиндрический штырёк
b – рифленый штырёк
c – штырёк специальной формы
S – софитный цоколь
K – цоколь с кабельными соединениями
H – цоколь для ксеноновых ламп
P – фокусирующий цоколь
T – телефонный цоколь
W – основание, в котором электрический контакт с патроном осуществляется непосредственно через токовые вводы, расположенные на стеклянном основании лампы.

Цифры рядом с буквой обозначения цоколя - это наружный диаметр резьбового соединения в миллиметрах или расстояние между контактами в миллиметрах. Например, GX53, где 53 мм – это расстояние между штырями

Буквы после диаметра (или расстояния) указывают на количество контактных пластин, штырьков или гибких соединений:

s — один контакт
d — два контакта
t — три контакта
q — четыре контакта
p — пять контактов

Для некоторых типов цоколей добавляется еще одна буква, уточняющая:

U – энергосберегающая лампочка;
V – цоколь с коническим концом;
A – автомобильная лампа.

Пример расшифровки цоколя лампы: E14U – лампа энергосберегающая с резьбовым цоколем, диаметром 14 мм.

Если разделять цоколи ламп глобально, то поделить их можно на две группы: резьбовые цоколи и цоколи с поверхностными контактами (штыковые, с утопленным контактом и т.д.)

РЕЗЬБОВОЙ (ИЛИ ВИНТОВОЙ) ЦОКОЛЬ E

Резьбовой

Цоколь Эдисона (Edison) - самый популярный вид цоколя. Именно такой цоколь у обычной лампы накаливания. Это самый удобный цоколь для использования и в настоящее время он используется не только в лампах накаливания, но и в светодиодных лампочках и энергосберегающих. Кроме того, лампа с цоколем типа E отличается своими размерами – она имеет малый вес.

Данный вид цоколя встречается в следующих вариациях: Е5, Е10, Е12, Е14, Е17, Е26, Е27, Е40. Но самыми популярными являются Е14, Е27, Е40

Лампы с цоколем E27 - самый распространенный тип цоколя в быту. Лампы с цоколем Е27 чаще всего используются в люстрах, плафонах, настенных и настольных светильниках.

Цоколь E14 - второй по популярности тип цоколя в быту. Лампы с цоколем Е14 в быту часто называют "миньоны" Практически в любой квартире найдется место, где установлены лампы с таким цоколем. Чаще всего это кухня, туалетная или ванная комната, коридор.

Лампы с цоколем E40 - это самый крупный цоколь с категории типа "E". Чаще всего лампы с цоколем E40 имеют большую мощность и используются в промышленном и уличном освещении.

В Америке стандартные размеры цоколей совсем иные, чем в Европе. Это связано с тем, что там в сети напряжение составляет 110 В. Чтобы нечаянно не вкрутить европейскую лампочку, нужно помнить, что диаметр у них другой: Е12, Е17, Е26 и Е39.

Лампы с цоколем Е27

ШТЫРЬКОВЫЙ ЦОКОЛЬ G

Штырьковые

В цоколе этого типа используется не винтовая резьба, а штыревая система соединения лампы с патроном. Штыри обеспечивают удержание прибора в патроне, потому что их вставляют в патрон очень плотно. Штырьковый цоколь G используется для разных видов ламп, начиная от маленьких галогенных, заканчивая потолочными люминесцентными. Так как существует множество штыревых цоколей с разницей между контактами всего в несколько миллиметров, то их легко спутать, но делать этого нельзя. Обозначение в цифрах после буквы G соответствует расстоянию в миллиметрах между контактами.

Для цоколей этого типа часто применяются дополнительные обозначения, указывающие на невзаимозаменяемые модификации ламп: U, X, Y, Z. У цоколей G5.3, GX5.3 и GU5.3 разница в длине контактов и их ширине. Именно у GX5.3 и GU5.3 контакты имеют одинаковый размер, но у GU5.3 есть дополнительные пазы на корпусе. GU5.3 используется в лампах рассчитанных на напряжение 12В.

Разница между штырьковыми_.jpg

Цоколь G5 устанавливается в трубчатые энергосберегающие люминесцентные лампы с диаметром колбы 12,5 или 16 мм. В бытовых условиях применяются довольно редко.

Цоколь GU5.3 наиболее часто встречается в галогенных и светодиодных лампах типоразмера MR16, которые используются в нишевом освещении, бытовой, декоративной и витринной подсветке. Обычно такие лампы питаются от сети 220V (AC) или 12V (AC/DC). Кстати, среди светодиодных ламп данный цоколь очень популярен.

Лампы с поворотно-штырьковым цоколем GU10 также имеют типоразмер MR16, вставляются в патрон и проворачивают до упора в специальном замке. Поэтому они используются там, где из-за вибрации или внешних воздействий другие лампы могут выпасть. Питание ламп с цоколем GU10 обычно осуществляется от сети переменного тока 220V (AC).

Внешне лампы с цоколями GU10 и GU5.3 различаются только толщиной и внешним видом штырьков.

Цоколь G4 разработан для миниатюрных ламп с корпусом MR11, которые широко используются для декоративного светового оформления благодаря своему яркому точечному свету. В основном это низковольтные лампы для напряжения 12/24В, но встречаются и на 220В (AC). Преимущества этих ламп проявляются, прежде всего, во встраиваемых потолочных светильниках и гибких системах освещения.

Цоколь G6.35 очень похож на предыдущие. Расстояние между штырьками - 6,35 мм. Питание таких ламп обычно происходит от сети переменного тока 220V(AC).

Цоколь G9 - тоже штырьковый цоколь, в виде двух вытянутых петелек проволоки с расстоянием между штырьками 9 мм. Лампы с цоколем G9 применяются в светильниках акцентного и декоративного освещения, в последнее время часто встречаются в люстрах для дома. Штырьковый цоколь очень удобен в использовании – установка и замена ламп является быстрой и простой.

Цоколь G13 - штырьковый цоколь с расстоянием между штырьками 13 мм. Лампы с данным цоколем чаще всего устанавливаются в светильники типа Армстронг, ЛПО, ЛВО, ЛСП и других.

Трубчатые люминесцентные и светодиодные лампы Т8 имеют одинаковый цоколь G13 и являются аналогами.

Цоколь G23 - это цоколь с расстоянием между штырьками 23 мм. Лампы с таким цоколем часто используются в настольных лампах, светильниках для душевых и ванных комнат. Цокольные гнёзда таких ламп имеют специальные отверстия для монтажа в обычные настенные светильники.

Цоколь GX53 часто используют для подвесных и натяжных потолков в жилых и офисных помещениях из-за небольшой высоты ламп с таким цоколем (28 мм). Такие лампы также поворачиваются до упора с специальном замке (как лампы с цоколем GU10). Расстояние между центрами штырьков - 53 мм. Лампы с цоколем GX53 обычно работают от сети переменного тока 220V (AC) и не нуждаются в каких-либо трансформаторах. Для подключения таких ламп обычно достаточно подходящего по цоколю светильника, дополнительных патронов не требуется.

Цоколь GX70 - "старший брат цоколя GX53". Он абсолютно аналогичен ему с той лишь разницей, что расстояние между центрами штырьков - 70 мм.

Лампа с цоколем G53 используется в тех областях, где требуется направленное освещение, например, создавать акцентное освещение объектов в торговых залах, ресторанах, в эксклюзивных бутиках и галереях, в помещениях с высокими потолками, для сцены. Лампа с таким цоколем чаще всего используется в светильниках с шарнирным креплением лампы типа "кардан".

Разновидности и типоразмеры штыковых цоколей и их применяемость в различных лампах:

Штырьковый цоколь

Тип с утопленным контактом (R). Он получил широкое применение главным образом в технике, которая работает с высокой интенсивностью с питанием от переменного тока. Главные представители ламп с цоколем R7s – кварцевые галогенные лампы, которые используют в осветительных установках высокой интенсивности. Такие лампы легкие и маленькие, их используют в сетях переменного тока 220В, 50Гц. Стоит обратить внимание, что после обозначения цоколя R7s, указываются цифры 78 или 118. Они показывают общую длину лампы в мм.

Цоколь с утопленным контактом

Штифтовой цоколь B. Этот тип цоколей возник в процессе эволюции цоколя Эдисона. Его разработали для того, чтобы ускорить процесс замены лампочек и сделать их более компактными. Характерной его особенностью являются несимметричные боковые контакты, с помощью которых закрепляют лампу в держателе (патроне) в строго заданном положению, например для фокусировки светового потока в автомобильных спиральных лампах "ближнего-дальнего" света.

Штифтовой цоколь

Софитный цоколь S. Софитный двусторонний цоколь S как правило применяется в светильниках для освещения ванных комнат, подсветке зеркал или для освещения автомобиля и номерных знаков. Контакты в нем расположены симметрично с обеих сторон. Цифрами обозначают диаметр корпуса (S6, S7, S8,5). Например, S19 – это софитный цоколь с диаметром корпуса 19 мм; S14s – это софитный цоколь с диаметром 14 мм и одним контактом.

Софитный цоколь.jpg

Фокусирующий цоколь P. Такой тип цоколя применяют в навигационных огнях, кинопроекторах, прожекторах и фонарях. С помощью сборной линзы, которая помещена внутри цоколя, фокусируется световой поток в заданную сторону. Цифры в маркировке типа цоколя обозначают диаметр фокусирующего фланца или части корпуса цоколя, на которой горизонтально устанавливается лампа. Например, цоколь P20d – это фокусирующий цоколь с диаметром фокусирующего фланца 20 мм и двумя контактами.

Фокусирующий цоколь

Телефонный цоколь Т. Такой тип цоколей применяют в основном для подсветки в пультах управления и щитках автоматики. Он оснащен маленькой лампочкой. Цифры означают измеренную по контактным пластинкам внешнюю ширину. Например, цоколь Т5.5 имеет габариты 5,5х30мм, при этом:

  • диаметр цоколя – 5,5мм
  • диаметр колбы – 4,8 мм
  • общая длина лампы – 30 мм

Телефонный цоколь

Кабельный цоколь K. Нестандартный цоколь, используемый в некоторых проекционных лампах

Кабельный цоколь

Без цокольный тип W. Контакт с патроном происходит прямо через токовые вводы, которые расположены на стеклянном основании лампы. Цифрами обозначена общая толщина стеклянной части с одним токовым вводом. Далее следует знак умножения и ширина основания цоколя в миллиметрах.

Безцокольный

На сегодняшний день существует ещё ряд нестандартных цоколей, например, специальные цоколи для ксеноновых ламп, обозначаемые буквой Н и цифрами в соответствии с модификацией.

Читайте также: