Часто ли ставили клеймо на кирпиче

Обновлено: 18.05.2024

🏰 Кирпичи, пояснения

Похоже я очень неожиданно для читателей увлёкся кирпичными клеймами, не успев даже рассказать что-то об этом.

В этом деле я обыкновенный любитель, даже не пытающийся стать профессионалом. Мне просто нравятся кирпичные клейма, фотографируя и что-то узнавая о них, я соприкасаюсь с историей, которую так люблю.

Наверное это странно звучит, но на свете существуют исследователи и коллекционеры кирпичных клейм. Они изучают их историю, пытаются сопоставить клеймо с его производителем или просто коллекционируют клеймённые кирпичи. Тут пока больше хобби, чем науки — никаких справочников не существует, во многих случаях есть только предположения о производителе, основанные на совпадении инициалов, места и временных рамок.

Как вы видели у меня в блоге, иногда на клеймах написано полное название завода, но чаще всего — просто инициалы, гадать по ним очень сложно. Когда накопится достаточная база, гадания уйдут в прошлое, пока же тут поле нехоженное.

Теперь немного о том зачем это. Для всех, кто этим занимается, основная причина — нам нравится. Но практическая польза тоже есть — датировка зданий или каких-то событий, происходивших с ними.

Кажется довольно очевидным зачем производители клеймили свои кирпичи — это обычный логотип, позволяющий рекламировать свою продукцию, менее очевидно, что производитель мог поставить своё клеймо на трёх сторонах кирпича. Они называются «тычок» (самая маленькая поверхность), «ложок» (боковая сторона) и «постель» (самая большая поверхность).

Счётная метка (91.75КиБ)
Счётная метка на одном из зданий Казани

Теперь немного о поиске клейм. Гуляя по Казани, я нередко сразу вижу стоит поискать на какой-то стене клейма или нет. Признаки — как выглядит кладка, кирпичи в ней и кое-что более заметное — наличие так называемых счётных меток. Одна из них на фотографии выше. Их по всей видимости делали обычной палочкой на ещё сыром кирпиче и с их помощью осуществляли контроль партии. В Казани они мало отличаются друг от друга, в основном это косая черта, набор точек или их комбинации.

Наверняка специалист может о них рассказать очень многое, для меня же они просто хороший индикатор того, что тут может быть клеймённый кирпич.

Кирпичные клейма имеют давнюю историю, но в России они появились гораздо позднее, чем в Европе, Казани повезло ещё меньше — кирпичных зданий тут было всегда очень мало, сохранилось ещё меньше, поэтому царские клейма у нас примерно одного и того же времени — 19 век, начало двадцатого. Разумеется кирпич клеймили и позже — во времена СССР и клеймят до сих пор.

Можно ли заработать состояние на старом кирпиче ? Кирпич с клеймом

Заработать на старом кирпиче? Многие подумают о строительстве и экономии на материале .

Фото. Яндекс. Картинки Фото. Яндекс. Картинки

Другие наверное о современной строительной моде. Сегодня очень много контор занимается изготовление декора. По просту пилят старый кирпич на плитку , которой можно отделать стены или камины.

Но сейчас речь не об этом.

Фото. Яндекс. Картинки Фото. Яндекс. Картинки

Речь пойдет о разновидностях кирпичей с клеймами.

Клеймить кирпичи в России начали с середины 17 века. Считается ,что клейма использовались как своеобразный идентификатор качества, бренд.

На то время кирпичных производств было не так много, и на кирпичи ставили изображение двуглавого орла или изображение животных.

Орел обозначал принадлежность к Императорскому кирпичному заводу. Различия по времени изготовления заключались в рамке. ( Николая I в прямоугольной, Александра I - в круге, Александра III – в овальной ).

Фото. Яндекс. Картинки Фото. Яндекс. Картинки

Такое производство осуществлялось до 1680 года.

В связи с увеличением масштабов производства и появлении новых мастерских на кирпичах стали появляться буквы.

Сначала ставили одну, которая обозначала фамилию производителя.

С конца 18 века одной буквы стало не хватать и на кирпичах начали появляться две или три, уже обозначающие имя, фамилию и отчество или целиком фамилии с инициалами и без.

Не редкостью попадаются кирпичи с названием рек или определенных мест.

Коллекционеры.

В коллекционировании существует такое направление брикофилия. Люди занимаются коллекционированием старых кирпичей с разными клеймами.

Брикофилия не сильно распространена, но ее фанаты находятся не только в России но и за рубежом.

За редкие находки готовы выложить достаточно солидную сумму. Коллекции не выставляются широкой публике, но их размеры внушительны и доходят до 1000шт.

Что же отнести к редким экземплярам?

Например, к ним можно отнести кирпичи из Ипатьвского дома в Екатеринбурге, связанного с расстрелом семьи Николая II.

Кирпич с изображением якоря. Из него был построен фундамент церкви «Спас-на-водах» в память погибших без погребения моряков в русско-японской войне. Ныне разрушен.

Любопытными могут оказаться кирпичи, с фамилиями известных политических деятелей.

ТАЙНЫЙ ЗНАК: что значат клейма на старых кирпичах Петербурга?

Недавно я прочитала эту фразу и удивилась, что никогда об этом не думала. Сейчас мода на клейменые кирпичи, которыми украшают бары и рестики. Но ведь каждый кирпич - знак, что какого-то дома уже нет. Но речь не про то).

Зачем кирпичи клеймили? Еще в XVIII веке так потребовала архитектурная экспедиция, специальный надзорный орган, “чтобы чрез то было можно знать, от которого промышленника оный кирпич ставлен, ежели на против надлежащего и за то можно было ево штрафовать”. Иными словами, если дом рухнет клейма помогут быстро найти виновника.

В общем, такая гарантия качества. В некоторых случаях рядом с фамилией владельца завода еще ставили цифру - номер партии. Окончательно процесс регламентирования кирпичного дела завершился в 1847 году, о чем я расскажу отдельно.

Зачем кирпичи клеймили? Еще в XVIII веке так потребовала архитектурная экспедиция. Зачем кирпичи клеймили? Еще в XVIII веке так потребовала архитектурная экспедиция.

Среди брикофилов - так именуют себя люди, коллекционирующие клейменые кирпичи, есть обладатели особенно редких экземпляров. Поскольку до середины 19 века это был ручной труд, то иногда попадаются следы лапок животных, веточек растений и другого "случайного мусора".

Совет: если в душе ты брикофил, то в помощь тебе окажется книжка Д.Елшина "Кирпичные клейма Санкт-Петербургской губернии середины 19 - начала 20 века. Каталог и исследование".

Вам понравилась наша статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал Architect Guide, чтобы не пропустить новые публикации!

Больше интересного про недвижимость, архитектуру и интерьер на нашем сайте Читайте самое интересное у нас на сайте:

pro_vladimir


Всем, кому более или менее часто приходилось с близкого расстояния разглядывать поверхности неоштукатуренных кирпичных стен зданий Москвы или Подмосковья XVII-XIX веков, например, с целью обнаружения клейм, наверняка попадались на глаза сделанные чем-то острым черточки и точки на отдельных кирпичах. Сразу же после беглого сопоставления увиденных точек и черточек возникает мысль, что они являются следами счета кирпичей после их формовки, но еще до обжига. Таким умозаключением вполне можно было бы и ограничиться, тем более что никакой существенной информации ни о здании, ни о месте выделки кирпича, счетные метки не несут. Исследователю гораздо больше говорят размеры и пропорции кирпича, система кладки, характер швов и цвет кладочного раствора. Но, некоторые обстоятельства, связанные с такими метками, все же нуждаются в комментарии, тем более, что в публикациях, посвященных истории кирпичного производства в России, счетные метки вообще не упоминаются.

Потребность счета изготовленной продукции естественна при любом производстве. Наиболее трудоемкой стадией в процессе выделки кирпича является формовка сырца. Контроль за качеством формовки (клеймение) и учет количества сделанного кирпича велся вскоре после формовки, когда сырец ставился для просушки «на тычек», «на-попа», то есть, не плашмя, не на боковое ребро, а на торец, вертикально. Об этом говорят следы на тычках птичьих лапок и лап домашних животных: кошек, собак, поросят - иногда очень глубокие, что свидетельствует о еще недостаточной просушенности сырца. И только на тычках ставились клейма и счетные метки.

Тому, кто считал кирпичи, необходимо было время от времени делать остановки для фиксации уже сосчитанного числа штук сырца. Чтобы не ошибиться и не считать отдельные кирпичи дважды, на последнем, например сотом сырце, делалась засечка-рез и ставилась точка, на двухсотом - рез и две точки и так далее. Одновременно на палочке-бирке, заостренным концом которой делались засечки и ставились точки, наносилась очередная зарубка. Иногда встречаются и фигурно обработанные торцы бирок (таблица 8). При определенных обстоятельствах бирка с нанесенными зарубками могла являться общепризнанным, юридически закрепленным, документом учета.

По внешнему виду счетные метки можно подразделить на черточки-резы (для краткости далее будем называть их резами), метки, состоящие только из точек и метки, сочетающие в себе резы и точки.

Резы могут быть в виде линий, параллельных длинным сторонам тычков, наклонных, перекрещивающихся, фигурных или состоящих из сложного набора линий. Те резы, которые на таблицах выглядят горизонтальными, наносились перпендикулярно ряду выставленных для сушки сырцов (так как существовала опасность уронить весь ряд кирпичей подобно костяшкам домино). Точки, обычно диаметром 2-4 миллиметра, ставились либо аккуратно либо бегло, в виде запятых, по хвостикам которых иногда можно определить, какая из них поставлена первой, а какая последней. Изредка встречаются точечные метки, поставленные пальцами (последний рисунок таблица 5). К точечным меткам следует относить и отпечатки фигурно обработанных торцов бирок. Встречены кирпичи, несущие на себе одновременно клейма заводов и счетные метки (таблицы 1 и 4). Характер взаимного расположения клейм и меток позволяет утверждать, что сначала ставились клейма, а метки несколько позже, но по еще не высохшей поверхности сырца. Можно предположить, что счет кирпичей производился в конце рабочего дня, чтобы знать, выполнена ли дневная норма-урок.


Метки в виде резов - нанесенных параллельно длинным сторонам тычков (на таблицах они горизонтальны), наклонных и перекрещивающихся - на первый взгляд напоминают обозначения чисел, применявшихся у разных народов в форме зарубок на бирках (таблица 2), однако, прямой аналогии установить не удается. Приводимые далее расчеты показывают, что резы служат какими-то вспомогательными метками, а непосредственно связанными с обозначениями чисел оказываются только метки содержащие точки. Впрочем, иногда резы, по-видимому, выполняли функции точек, что можно предполагать по рисункам левого столбца таблицы 5 или по четырем последним рисункам правого столбца таблицы 6. Не совпадая по форме с обозначениями чисел на бирках, счетные метки на кирпичах служат образцом еще одной архаической, народной, системы записи чисел. Эта система не была строго регламентирована. Можно проследить индивидуальные предпочтения отдельных счетчиков: одни ограничивались только точками, другие сочетали точки и резы. Вероятно, существовали и местные традиции. Например, кирпичи рубежа XVII-ХVIII веков сооружений Ново-Иерусалимского монастыря нередко метились фигурно обработанными торцами палочек, хотя там же встречаются метки и из простых точек.


Обычно число точек на кирпиче не превышает десяти, но иногда удается встретить метки с 11 и 12 точками, как на таблице 1. Это не ошибка счетчика, двенадцатью точками обозначалась, так называемая, «голая тысяча». Чтобы гарантированно получить в результате обжига тысячу штук годного кирпича сырцовых заготовок требовалось отформовать значительно больше. В конце ХIХ века полагалось изготовить 1200 штук сырца, так как считалось, что 200 штук из них уйдут в брак в процессе сушки, транспортировки, при загрузке в печь и при обжиге. Слово «голая», скорее всего, искаженное старинное русское слово «голямая», что значит «большая». В современном болгарском языке «голямый» означает «большой». В средневековой Швеции выражение «stora hundrade» - «большая сотня» - обозначала 120 штук, например, брусков железа. Следовательно, 12 точек на кирпиче указывают на «большую» тысячу (или сотню). Возможно, числа 11 и 12 не всегда отмечались соответственным количеством точек, но могли заменяться специальными значками, такими, как на трех последних рисунках таблицы 7. Петлеобразный значок мог бы означать число 11, два значка число 12.

О том, что счет кирпича велся сотнями или тысячами штук (а не какими-либо другими мерами), говорят многочисленные письменные источники. Чтобы узнать более определенно, сотни это, или тысячи, можно воспользоваться достаточно простыми расчетами для этого. Следует выбрать ограниченный, хорошо сохранившийся, участок стены, приблизительно сосчитать число тычковых кирпичей и сравнить его с числом, обнаруженных на нем меток. Число меток необходимо удваивать, так как они оказывались на лице стены и в ее толще с равной вероятностью, поскольку не было причин специально укладывать кирпичи с малозаметными метками наружу.

На боковом, западном, фасаде Спасской башни кремля города Коломны, сооруженного в 1525-1531 годах, среди около 3600 тычковых кирпичей встречены 2 метки в виде точек и 5 тычков с резами, которые можно было бы считать метками, по аналогии с более поздними примерами. Отношение удвоенного числа точечных меток к числу всех обследованных тычков равно 4:3600 = 1:900, что очень близко к отношению 1:1000. Расчеты с привлечением числа резов не дают никакого вразумительного результата. Ввиду ограниченности выборки, полученный результат нельзя считать статистически корректным. Бесспорно лишь то, что счетных меток на башнях Коломенского кремля очень мало. Если метилcя каждый тысячный кирпич, то чтобы обнаружить одну метку следует просмотреть в среднем 1000 тычковых кирпичей или 80 квадратных метров поверхности стены (на одном квадратном метре кладки ХVI-ХVII веков помещается примерно 25 тычков).


Более четкие результаты получены при фиксации меток на кирпичах перестроенного свода 1702 года центральной апсиды Благовещенской церкви середины ХVI века в селе Степановское Раменского района Московской области (таблица 3). Среди примерно 1400 тычковых кирпичей обнаружено 20 счетных меток, в том числе 13 резов, 3 точечных метки и 4 метки в виде резов с точками. Общее число меток, содержащих точки, на данном участке должно быть приблизительно (3 + 4)х2 = 14; отношение 14:1400 = 1:100. Следовательно, каждый сотый кирпич помечен тем или иным количеством точек. Меток в виде резов без точек должно быть 13х2 = 26; отношение 26:1400 1:154, очень близко к 1:50. Можно было бы сделать вывод, что резами отмечался каждый пятидесятый кирпич-сырец. если бы не то обстоятельство что число резов, метивших 50-е кирпичи внутри каждой сотни, должно быть равно числу меток с точками на 100-х кирпичах. Фактическое же число меток-резов почти вдвое превышает число меток с точками. Это противоречие можно попытаться снять предположением (к сожалению, достаточно искусственным) в двойном счете. Формовщик мог метить резами каждый 50-й сырец, чтобы иметь представление об успешности выполнения своей дневной нормы-урока. Другой же счетчик, десятник, мог вести свой счет независимо от формовщика и ставить метки с точками на 100-х сырцах.

Главный результат проведенного исследования можно сформулировать следующим образом. Основными счетными метками на кирпичах зданий ХVII-XIX веков являются метки, содержащие точки. Эти метки, по числу точек на них, обозначают количество сотен отформованных сырцовых кирпичей. Простые резы, без точек, служат вспомогательными метками, помогающими не сбиться со счета.

Определенную настороженность вызывает слишком малое количество промежуточных меток-резов на кирпичах Спасской башни Коломенского кремля. Без ошибок отсчитать тысячу сырцов, не делая промежуточных меток, практически невозможно. Даже если метить только сотни, число видимых резов должно быть около 18. Обнаружено же только 5. Возможно, эти 5 резов случайны и не имеют отношение к процессу счета. Но нельзя исключить и того, что наши арифметические выкладки здесь вообще несостоятельны, как в отношении резов, так и для точечных меток. Сооружение огромной каменной крепости в Коломне требовало привлечения массы рабочих рук изо всех местностей Московского княжества, с различными строительными навыками и традициями. Если какая-то группа формовщиков сырца метила свою продукцию счетными метками, а другие обходились без меток, то на месте строительства партии кирпича могли перемешиваться самым причудливым образом, меченые партии «разбавлялись» немечеными, исключая тем самым возможность применения статистики.






Вопрос о времени первого появления счетных меток на кирпиче остается открытым. Среди очень большого количества плинфы ХII-ХIII веков‚ прошедшего через наши руки при многолетних археологических раскопках и исследованиях сохранившихся древних зданий в Смоленске, ни разу не удалось встретить метку, которую можно было бы с уверенностью трактовать как след счета сырца. Клейма на кирпичах конца ХV века Воскресенского собора в Волоколамске не позволяют однозначно связывать их с процессом счета, так как образцов с отпечатком только одного клейма встречено непропорционально много‚ при почти 100-процентном клеймении кирпичей. Другие кирпичные здания ХV века с целью поиска счетных точек никто еще не исследовал. Самыми ранними образцами сегодня приходится считать метки на стенах кремля города Коломны: на Пятницких воротах (на их древних частях, не подвергшихся реставрации в конце ХIХ в, выполненной из более мелкого и более темного кирпича с обильными счетными метками) и на Спасской и Симеоновской башнях. Ни на хорошо сохранившихся и доступных кирпичных частях Зарайского кремля, ни на одном из других зданий ХVI века счетные метки нам еще не встретились. Специально проведенное тщательное обследование с лесов церкви Вознесения в Коломенском с целью поиска меток не дало никаких результатов. Единственный тычковый кирпич, беспорядочно утыканный квадратным штампиком в виде решетки обнаруженный на восточном фасаде церкви, явно не относится к счетным меткам. Отсутствие меток не означает отсутствие счета. Повернутый или положенный на ребро ложек сырец мог служить ориентиром вместо метки. По каким-то причинам мечение кирпичей при счете оказалось более удобным и в ХVII веке метки встречаются достаточно часто. В ХVIII и ХIХ веках счетных меток очень много, стоит только внимательно приглядеться.

Почти полное отсутствие счетных меток на кирпиче зданий ХVI века может оказаться одним из признаков, позволяющих разделить по времени здания или их части шестнадцатого века от века семнадцатого. Формат большемерного кирпича, кладочный раствор и система кладки зданий центральной России за эти два века если и изменились, то не настолько чтобы можно было обнаружить существенные различия и использовать их для более точной датировки. Отсутствие на здании счетных меток, разумеется, не может служить основанием для отнесения его к ХVI веку, но если на нем будут зафиксированы одна или несколько меток с точками (резы могут оказаться случайными царапинами), то появится аргумент в пользу более позднего времени его сооружения. Такие спорные ситуации достаточно хорошо известны исследователям истории древнерусской архитектуры. Хотелось бы, чтобы наблюдения за счетными метками послужили инструментом в руках ученых, а не остались лишь средством удовлетворения праздного любопытства.

Нашли царский кирпич с клеймом «Ф.Ш.». Чья эта мануфактура и сколько можно на этом заработать?

Гуляя недавно по Северной стороне Севастополя, недалеко от причала катеров, поднимаясь по тропинку наткнулись на старинный кирпич. Он лежал прямо на виду. Подняв кирпич можно было рассмотреть буквы на нём. Явно читалось «Ф.Ш.» . Что это за аббревиатура и как она связана с Севастополем мы и разберёмся.

Инициалы «Ф.Ш.» принадлежат купцу и предпринимателю Фёдору (Фрицу) Оттоновичу Шталю. Он владел обширными участками земли под Севастополем, а также имел свой завод по производству кирпича и черепицы. Глину для производства кирпича и черепицы брали неподалёку в устье реки Бельбек. Она имела серовато-зелёный оттенок и отлично подходила для производства конечного продукта.

Почти все кирпичные дореволюционные постройки в Севастополе и окрестностях были из кирпича Фёдора Шталя. Если как следует поискать, то таких кирпичей можно немало найти вокруг Севастополя.

Большая часть кирпича однако отправляли за пределы Севастополя, так как у нас в основном было принято строить дома из инкерманского камня. На кирпичах Шталя красовалась клеймо «Ф.Ш.» , а на черепице слоник Ф.О. ШТАЛЬ СЕВАСТОПОЛЬ и надпись АЛЬКАДАРЪ . Черепицу производили двух видов - марсельскую, желобчатую (татарскую) и коньковую.

Для тех кто не в курсе, что такое марсельская черепица и на что она похожа.

Впервые данный вид черепицы появился во Франции, в городе Сейнт Анри в 1840 году братьями Джилардони. В 1850 году французкие предприниматели из Марселя «SosiétédesTuileriesetCéramiqes» запатентовали форму и пропорции этой черепицы. Она была двух типов - 390×230 мм и 420×250 мм. Этот тип черепицы получился настолько удачный, что заказы посыпались со всего мира, а такой вид черепицы которую впоследствии и назвали «марсельской». В России она также стала крайне популярной.
Марсельская черепица Марсельская черепица

Помимо кирпично-черепичного производства Шталю принадлежала земля в районе нынешней Любимовки, которую он купил у семьи Перовских. Раньше это семейное имение называлось "Приморское", которое он позже и переименовал в "Алькадар". У Фёдора Шталя были братья, с которыми он организовал Товарищество"Братья Шталь". Сам он большее время жил в Санкт-Петербурге, где у них был свой дом и торговое представительство по адресу ул. Малая Морская 14 . Хозяйством в Крыму занимался его двоюродный брат Фёдор Зиринг.

После покупки земельных наделов он ещё стал и крупным винопроизводителем. Помимо "Алькадара" имел в собственности виноградники в Судаке, Гурзуфе и Балаклаве. Ко всему этому прилагались огромные винные подвалы по всему Крыму.

Оказывается улица Фёдоровская в Любимовке названа именно в честь Фёдора Шталя. Вот уж никогда бы про это не узнал. Есть всё же от блогерства толк, кто бы что не говорил!

Про бизнес на старых кирпичах.

Я давно, слышал, что старые царские кирпичи продают, и даже делают на этом бизнес, но сильно в эту тему не вникал и не знал что почём. Вот сейчас подвернулся повод изучить эту тему поближе. Решил начать со знаменитого Авито и без проблем нашёл желаемое.

Покопавшись в объявлениях понял, что средняя цена за один экземпляр варьируется в пределах - 200 рублей. Есть конечно и дешевле, но всё зависит от имени и насколько её массово производили. А бывает и наоборот! Редкие кирпичи, могут доходить до 1000 рублей за штуку и выше!

На специализированных интернет аукционах тоже можно найти кирпичи Шталя. Они в основном сосредоточены в Крыму. Я слышал истории, что по Крыму есть посёлки с домами полностью из кирпича Шталя.

Для чего покупают старинные кирпичи?

Почитал в интернете про бизнес на старинных кирпичах и хочу сказать вам. Дело это вполне перспективное и выгодное. На территории центральной России множество мест и посёлков, где остались старые здания и усадьбы построенный во времена Российской Империи. Многие из ни просто брошены, а некоторые продают за бесценок.

Старинные кирпичи коллекционируют и даже создают музеи. Всё благодаря клеймам на них. Это и есть история! Клейма делали не просто так для рекламы своего производства. Если дом развалится, то можно сразу понять, что кирпич из которых он был построен недостаточно качественный. Хотя, причины могут быть не только в кирпиче.

Старинный кирпич встречается двух типов - обожжённый (красный) и необожжённый (сырец). Если сырец сделан из хорошей глины, то он ничем не уступает обожжённому. Прочность кирпича сильно зависит от качества глины и чистоты. Если соблюсти всю технологию, служить такой кирпич будет сотни лет! А клейма несут ценную историческую информацию об изготовителе. Крайне высоко ценится кирпич с отпечатками лап домашних животных (собак, кошек, кур). Бывают даже с отпечатками ладоней и посланиями из прошлого! Это ещё больше поднимает стоимость кирпича.

Продажа кирпича и бизнес на нём как то проходит мимо государства, а это приличные деньги. Получается достаточно просто найти здание, аккуратно его разобрать, и получить прибыль. Можно даже не покупать землю на которой стоит старинное здание. Ни наследников, ни страны при которой строились эти здания уже давно нет. Количество кирпичей может исчисляться тысячами и десятками тысяч! Умножьте это хотя бы на 100! Суммы будут варьироваться от миллиона рублей.

Пример использования старинного кирпича в интерьере Пример использования старинного кирпича в интерьере

В последнее время компаний занимающихся продажей антикварных стройматериалов появляется всё больше и больше. На этом рынке даже появились фирмы, которые делают поддельный царский кирпич . Это говорит о том, что спрос есть и он постоянно растёт.

Пример использования старинного кирпича в студии. Блогер Ниииколай Соболев. Пример использования старинного кирпича в студии. Блогер Ниииколай Соболев.

Люди его покупают, для отделки стен, напольного покрытия, как элемент декора и интерьера. У дизайнеров данный материал в почёте. Старый кирпич с клеймом это давно антиквариат! Материальное свидетельство ушедшей эпохи.

Вот такая, как оказалось интересная находка. Тот самый кирпич мы оставили рядом с тропой. А вы знали про кирпичный бизнес? Как вы к этому относитесь?

Ставьте лайк 👍 если вам понравился материал, так я буду знать о чём писать и что вам интересно!

Часто ли ставили клеймо на кирпиче

Кирпичи с клеймами (покупка, продажа, обмен)

вернуться к странице

Кирпичи с клеймами (покупка, продажа, обмен) запись закреплена
Редкий Петербург

Клейма на кирпичах в дореволюционной России были обязательными, они нужны для контроля качества, причем на каждом кирпиче. Чаще всего это были изображения фамилии производителя кирпича или ее первой буквы, название компании, год выпуска, стилизованные изображения животных и т.п. Они также усиливали прочность контрукции, каменщики клали их на раствор клеймом вниз. Сейчас многие собирают старинные кирпичи с клеймами, такое коллекционирование называется брикофилия. Кто-то из вас собирает кирпичи? Или хотя бы фотографирует при встрече?

Нравится Показать список оценивших

Сначала старые

Александр Чернобельский

Обязательны везде или только Питер и Москва? В Сольвычегодске и Великом Устюге все церкви облазил и ни одного с клеймом не нашел

Клеймёные кирпичи. Часть 1

На сей раз я хочу обратиться к теме, которую краеведы обычно обходят стороной.
Осматривая уцелевшие старинные постройки на территории города и района, я не раз обращал внимание на одну интересную особенность. В некоторых случаях кирпичи, из которых сложены стены или фундаменты этих зданий, имели заводское клеймо с фамилией изготовителя.
Посмотрим вблизи на здание Вечерней школы г. Пушкино (до революции - дача Струковых) по адресу : ул. 1-я Серебрянская, д.3. На кирпичах цоколя хорошо видна отштампованная надпись "ЧЕЛНОКОВЪ":


Еще один дом дореволюционной постройки в Пушкино - бывшая дача Ермакова, творение знаменитого архитектора Л.Н. Кекушева. Находится он в Мамонтовке по адресу: ул. Октябрьская, 23.


Кирпичная кладка его цоколя содержит другое клеймо: "И.ГЕРАСИМОВЪ":

http://ic.pics.livejournal.com/pushkino_2009/23679657/196355/196355_original.jpg


Клеймо Герасимова мы видим и на старом бревенчатом доме у станции, который до революции принадлежал лесопромышленнику М. Шарикову:


В Черкизово почти каждый кирпичик здания воскресной школы при Храме Покрова Пресвятой Богородицы содержит оттиск "И.П.ВОРОНИНЪ":

Список зданий из клеймёного кирпича, хранящего эти фамилии, можно продолжать и далее.

Герасимов, Челноков, Воронин. Кто были эти люди? Где и когда производились их кирпичи? Чтобы ответить на эти вопросы, пришлось посетить не одну библиотеку.

Обратимся к истории.

Ещё до отмены крепостного права около села Большие Мытищи имелись хорошие глины и песок. И благодаря этому здесь уже в XV веке было налажено гончарное и примитивное кирпичное производство, а в середине XIX века открылись кирпичные заводы - первые промышленные предприятия, работавшие на местном сырье.
1860—1870 годы. В архивных документах появляются упоминания о мытищинских кирпичных заводах Головина, А.Г. Гусарева, Д.Т. Романова. В фондах Мытищинского историко-художественного музея хранится копия купчей 1871 года, из которой следует, что Общество крестьян-собственников деревни Шарапово продало потомственным почетным гражданам Василию Федоровичу Челнокову и Алексею Гавриловичу Гусареву 10 десятин земли, за которую взято с покупщиков денег 1500 руб. серебром. На этом участке земли, ограниченном с севера речкой Работней, с востока Московско-Ярославской железной дорогой, с запада — крестьянскими наделами деревни Рупасово и с юга — землями деревни Шарапово, был основан кирпичный завод. В списке фабрик и заводов Московской губернии за 1886 год он числится как кирпичный завод В.Ф. Челнокова при деревне Шарапово.
В архивных материалах за 1872 год имеются первые упоминания о стачках рабочих на заводе Гусарева и Челнокова. Как только падал спрос на кирпич или истощались запасы глины, ухудшались заработки рабочих. Очевидно, после определения новых запасов глины оба хозяина сложили свои финансы и открыли на паях более крупный завод. В памяти остались два карьера: первый — на Шараповке, сейчас на его месте детский театр «Огниво», второй — на месте бывшего завода художественного литья им. Е.Белашовой, часть карьера занимает «Вторчермет».

В 1889 году начал работу кирпичный завод И.Г. Герасимова.

Со строительством железных дорог Москва быстро разрастается. В конце XIX в. мытищинские кирпичные заводы становятся наиболее крупными поставщиками кирпича для строительства фабрик, заводов, железнодорожных депо и вокзалов, доходных домов, храмов, общественных зданий. Заводы И.Г. Герасимова, И.П. Воронина и М.В. Челнокова вырабатывали 45—50 млн. шт. кирпича в год — это составляло 30% того, что выпускалось всей Московской губернией. При обследовании кирпичных строений в Москве приходилось удивляться: почему так часто попадается клеймо мытищинских заводов, ведь было много и других предприятий? Получается, что почти каждый третий дом в столице построен из кирпича мытищинских заводов. Таков вклад Мытищ в градостроительство Москвы.

Политехнический музей. Правое крыло - клеймо "А.Гусаревъ",
левое - "Т-во В.К. Шапошниковъ/М.В. Челноковъ и Ко" Сокольники. Пожарная каланча. Клеймо "Челноковъ" Храм Всех Святых бывшего Новоалексеевского монастыря. Клеймо "Челноковъ"

Такая же картина наблюдалась и при обследовании кирпичных строений вдоль всей железной дороги от Сергиева Посада и от Щелкова до Москвы.

Перрон Ярославского вокзала с 5 по 12 пути. Клеймо "И.П. Воронинъ"

Ст. Лосиноостровская. Водонапорная башня для заправки паровозов.
Клеймо "И.Г. Герасимовъ"

Здание вокзала ст. Сергиев Посад. Клеймо "И.П. Воронинъ"

Мытищинские кирпичи славились своим качеством: их изготавливали из высококлассной черной глины юрского периода, обширные залежи которой в районе Мытищ тогда только начинали использовать. И сейчас Новые Мытищи стоят на этой глине.
Если торговля кирпичом производилась через государственные структуры, то клеймо ставилось на каждом тысячном кирпиче. А хозяин частного небольшого завода, одноразового, мог просто на память заклеймить пять-шесть штук из всей партии в несколько тысяч.
Производство кирпича было делом выгодным, и владельцы заводов расширяли производство. Так, наследники Челнокова построили еще один кирпичный завод рядом со станцией Мытищи на площадке в 15 десятин (ныне на этом месте располагается торговый комплекс "Красный кит").

На нем работали 260 человек, а производительность достигала шести-семи миллионов штук кирпича в год. От станции к заводу была проведена железнодорожная ветка для отправки кирпича потребителю.

Челноковы

Василий Федорович Челноков числился во 2-ой гильдии московского купечества. Первоначально занимался торговлей хлебом, затем был депутатом оценочной комиссии, выборным московского купечества (1869 г.). Он был женат на Е.М. Ильиной, и был отцом шестерых детей. Семья жила в Рогожской части в приходе церкви Воскресения Словущего на Воронцовской улице, в собственном доме.
В 1871-1872 годах Василий Федорович Челноков вместе с Александром Гавриловичем Гусаревым основали совместное производство кирпича в Мытищах. Здесь В.Ф. Челноков купил землю, построил дом, посадил парк (ныне район Пролетарских улиц). Сюда и выезжала семья из Москвы на дачу. В.Ф. Челноков сумел подобрать толковых мастеров - кирпичников, закупил современное оборудование. Благодаря самой передовой технологии того времени завод работал бесперебойно круглый год.
Вскоре Василий Федорович овдовел, забросил дела и сильно захворал. Резко обострившаяся «слоновая болезнь» стала причиной его смерти. Но дело продолжалось. Во главе завода стал грамотный специалист, приказчик И.С. Курочкин. Он не только содержал завод в порядке, но и стал осиротевшим детям В.Ф. Челнокова вместо отца.
Молодые хозяева, не лишенные природных способностей, довольно быстро стали деловыми людьми. Первым из братьев женился Михаил Васильевич. Его избранницей стала Елизавета Карповна Шапошникова (1862-1909), внучка городского головы Москвы Кондратия Карповича Шапошникова. Через некоторое время Сергей Васильевич женился на ее сестре — Вере Карповне Шапошниковой.

Михаил Васильевич Челноков

С семьей Шапошниковых Челноковых связывали не только родственные узы. В 1895 г. Михаил Васильевич Челноков (1863-1935) вместе со своим шурином Василием Карповичем Шапошниковым основал «Товарищество В.К. Шапошников / М.В. Челноков и К». В него входили цементный и известковый заводы в Подмосковье, два кирпичных завода за Дорогомиловской заставой, кирпичный завод при станции Мытищи, несколько складов и приломов (каменоломен).

Воронины

Фамилия Ворониных насчитывает 22 дворянских рода различного происхождения. В Государственной Исторической публичной библиотеке (Москва, Старосадский пер., дом 9) хранится документ: "Устав Товарищества кирпичных заводов И.П. Воронина". ". Для приобретения, содержания и развития действий кирпичного завода, находящегося в Московской губернии, Московском уезде, при деревне Рупасовской и принадлежащего И.П. Воронину, учреждается «Товарищество кирпичных заводов И.П. Воронина. Учредители Товарищества: личный почетный гражданин Иван Павлович Воронин и потомственные почетные граждане Алексей и Георгий Петровичи Воронины. Государь Император устав сей рассматривать и Высочайше утвердить соизволил в Петергофе, в 25 день июня 1899 года». Установление точной даты постройки завода представляется возможным лишь при обнаружении других архивных документов и требует дополнительных исследований. В любом случае можно сказать, что история завода И.П. Воронина (ныне комбинат ОАО «Стройперлит») насчитывает более 100 лет.

Герасимовы

О владельцах завода И.Г. Герасимова известно очень мало. В документах упоминаются купцы Герасимовы, имевшие, кроме кирпичного завода в Мытищах, красильно-аппретурную мануфактуру в Измайлово. Но, очевидно, Герасимовы не были именитыми людьми среди московского купечества. Сведений о их благотворительной деятельности не обнаружено.
Судя по тому, что в многочисленных строениях не встречаются рядом кирпичи с заводов Герасимова и Воронина, можно предположить, что между хозяевами имела место какая-то интрига. По одним сведениям, И.П. Воронин начинал работать на заводе у И.Г. Герасимова, затем женился на его дочери, вышел из пая и открыл свой завод. По другим, наоборот, И.Г. Герасимов начинал работать на заводе И.П. Воронина приказчиком, прижимал рабочих и жульничал, собираясь открыть свое дело. И.П. Воронин, будучи человеком образованным, быстро разобрался в махинациях своего приказчика и попросил И.П. Герасимова оставить эту должность.
На месте сегодняшнего стадиона комбината ОАО «Мосстройпластмасс» (на фото) началась разработка карьеров, обнаружились солидные запасы глины.

И.Г. Герасимов быстро сориентировался, купил участок земли, поставил навесы, обжиговую печь и запустил в работу свой завод. Верхние слои глины залегали неглубоко, поэтому завод за один сезон окупился. Была даже построена железнодорожная ветка для транспортировки выработанного кирпича. И.П. Воронин хотел продлить железнодорожную ветку к своим заводам, но И.Г. Герасимов воспротивился: «Через мой завод не позволю вести строительство». Пришлось Воронину строить железнодорожную ветку на свой завод в обход завода Герасимова. Обошлось ему это строительство в копеечку.

Завод Герасимова окружали дома рабочих, к которым после революции прибавились бараки. В 1929 году на этом месте был открыт «Завод силикатного кирпича имени 12-летия Октября», а улица, на которой он стоял, получила название Силикатной. Завод был небольшой - внутри двора стояли три постройки. С первых дней войны завод перешел на изготовление противотанковых мин и выпускал их до 1943 года, до того момента, когда на заводе произошел взрыв, разрушивший многие здания на территории поселка Строитель. Погибли 42 человека, многие получили ранения. После этого три года завод не работал. Только через год после войны на заводе стали изготавливаться плитки для покрытия крыш, линкруст, линолеум. Чуть позже было восстановлено и производство силикатного кирпича. С 1959 года завод, ставший позднее комбинатом «Мосстройпластмасс», начал выпускать синтетические строительные изделия и материалы.


  • на заводе И.Г. Герасимова работало 96 человек;
  • на заводе «Т-ва В.К. Шапошникова / М.В. Челнокова и К » — 141 человек;
  • на заводе И.П. Воронина — 219 человек.

Конец 1916 года и последующие годы — «окаянные дни» в истории России. В 1918 году техник-землемер Шерешевский обследовал все три кирпичных завода в районе Мытищ и определил, что запасы глины на десять лет имеются только на территории завода И.П. Воронина. Гражданская война и последующая разруха привели к полному развалу кирпичного производства в Мытищах. К 1918 году деятельность мытищинских заводов окончательно прекратилась. Почти два года продолжалось их разорение. Потребность в возобновлении производства кирпича крайне обострилась в 1920 году. Заводы начали восстанавливать неимоверным трудом, на голом энтузиазме — артельным сообществом.С 1922 по 1926 год одна за другой создаются комиссии для обследования оставшегося оборудования этих заводов и определения их возможностей для возобновления производства кирпича. Вот выписка из акта по итогам работы комиссии (1923 г.) на бывшем заводе «Т-ва В.К. Шапошникова / М.В. Челнокова и К»: «Кирпичный завод не работает с 1915 года, за все время Революции в нем живут татары-беженцы (многие из них работают на вагонном заводе), которые привели все здания и нежилые постройки в непригодное состояние. Из уцелевших построек и инвентаря остались. » Все нежилые здания к этому времени были разобраны так, что оставались только кирпичные стены, которые комиссия рекомендовала к обрушению, а кирпич к дальнейшему использованию. «Из заводского оборудования в полуразобранном виде осталось 40 вагонеток с кузовами (20 шт. без колес, 20 шт. без осей), 250 пар узкоколейных рельс в штабеле, две пожарные машины фирмы «Людвиг Смит», грузовые весы фирмы «Фербенкс» (без баланса и разновесов) — рекомендовано передать на завод И.Г. Герасимова вместе с клеймами «Т-во В.К. Шапошников / М.В. Челноков и К» в количестве 80 шт.» Так закончилась история этого кирпичного завода.

Бывшему заводу И.Г. Герасимова был присвоен № 5, бывшему заводу И.П. Воронина - №4. Ещё раз определились запасы глины. Перспектива оставалась за заводом №4. Для восстановления фабрик и заводов, строительства новых жилых и промышленных зданий кирпича требовалось все больше и больше. В это время оба завода входили в состав Управления треста «Моссиликат» — Государственный Московский трест по производству и продаже строительных материалов минерального происхождения. Контора треста размещалась в Москве на Мясницкой, в бывшем доме Воронина. В 1925-1926 годах снова проводились совещания, передел площадей. Окончательно определились и перспективы обоих заводов.

Запасы глины на заводе №5 истощились, и в 1929 году он был преобразован и переименован в «Завод силикатного кирпича имени 12-летия Октября». Силикатный кирпич — это уже совершенно иная технология, в ее основе заложен процесс диссоциации в автоклавах. Клеймо на нем невозможно поставить. Однако и этот кирпич послужил прекрасным строительным материалом. Оборудование закупили в Германии на фирме «Клинау и Пилим». Производительность увеличилась. Один завод №5 вырабатывал столько кирпича, сколько в лучшие годы вырабатывали все три, вместе взятые.

В первые годы советской власти старые клейма повыбрасывали, а новые не изготовили. Так что в период 1920-1930 гг. клейма на кирпичах, как правило, не ставили. Но с появлением новых управленческих структур появляется клеймо «М.С.Н.Х. МОССИЛИКАТ». А в последующие годы ставятся буквы и цифры, например: МКЗ-4, что означает «Мытищинский кирпичный завод №4».

http://ic.pics.livejournal.com/pushkino_2009/23679657/199519/199519_original.jpg

Красный водостойкий кирпич завод №4 продолжал выпускать вплоть до 1972 года. Все дома в Мытищах построены на фундаменте из кирпича с клеймом МКЗ-4. Часть стены ЗАО «Метровагонмаш» по улице Колонцова выложена из этого же кирпича. Огромный сборочный корпус ракетного комплекса С.П. Королёва, что напротив Мытищинского хлебозавода у Ярославского шоссе, тоже выстроен тоже из кирпича с клеймом Мытищинского кирпичного завода №4. Бывший завод И.П. Воронина перепрофилировался и изменял свое название неоднократно. На сегодняшний день это, повторюсь, комбинат ОАО «Стройперлит».

Изучая историю мытищинских кирпичных заводов, мы возвращаем память о тех, кто изготавливал миллионы кирпичей, из которых потом были построены тысячи самых различных строений, по сей день исправно служащих людям.

Читайте также: