Бетон для аэродромных покрытий

Обновлено: 17.05.2024

Предисловие

Применение высокопрочных бетонов, т.е. бетонов марок по прочности на растяжение при изгибе Ри60 и более, в строительстве аэродромных покрытий позволяет уменьшить их толщину и, соответственно, материалоемкость и стоимость, снизить затраты топливно-энергетических ресурсов, повысить темпы строительства.

Наиболее эффективны высокопрочные бетоны в тех конструкциях, где их применение позволяет перейти от строительства двухслойных покрытий к однослойным.

С появлением новых высокоэффективных пластифицирующих добавок - суперпластификаторов и комплексов на их основе - стало возможным получение высоко -прочных дорожных бетонов марок Ри60, Ри65 при расходе цемента марки 500 до 450 кг на 1 м 3 бетона.

В Союздорнии были проведены исследования свойств и технологии высокопрочных бетонов с комплексной химической добавкой СДБ+СНВ+НФ (с использованием изобретения по авторскому свидетельству № 916474), которые были проверены в производственных условиях при строительстве аэродромного покрытия трестом "Белдорстрой".

"Методические рекомендации по строительству аэродромных покрытий из бетона марок Ри60, Ри65 с комплексной добавкой, включающей суперпластификатор НФ" составлены канд. техн. наук Э.Р. Пинусом и инж. С.В. Эккелем.

Замечания и отзывы просьба направлять по адресу: 143900, г . Балашиха-6 Московской обл., Союздорнии.

1. Общие положения

1.1. ''Методические рекомендации по строительству аэродромных покрытий из бетона марок Ри60, Ри65 - с комплексной добавкой, включающей суперпластификатор НФ" могут быть использованы при строительстве монолитных одно- и двухслойных аэродромных покрытий с применением высокопрочного бетона марок по прочности на растяжение при изгибе Ри60, Ри65,а также при строительстве дорог промышленных предприятий.

1.2. "Методические рекомендации" рассчитаны на регламентированную СНиП III -46-79 "Аэродромы" технологию строительства аэродромных покрытий с использованием серийных средств механизации работ по приготовлению, транспортированию и укладке бетонных смесей и уходу за бетоном.

1.3. "Методические рекомендации" рассчитаны на применение стандартных, используемых в массовом строительстве дорожных и аэродромных покрытий, заполнителей и цемента, пластифицирующей добавки СДБ и воздухововлекающей СНВ (или заменяющей ее добавки).

1.4. Получение высокопрочных бетонов в соответствии с настоящими "Методическими рекомендациями" основано на приготовлении бетонных смесей с низким (0,35 и менее) водоцементным отношением, что достигается при ограниченном расходе цемента применением комплексной химической добавки, включающей суперпластификатор на нафталинформальдегидной основе (НФ).

1.5. Требования к бетону, бетонной смеси и ее компонентам, содержащиеся в данных "Методических рекомендациях", соответствуют действующим ГОСТам и Техническим условиям, за исключением:

требований к прочности бетона, так как наиболее высокая его марка по пределу прочности на растяжение при изгибе, предусмотренная ГОСТ 8424-72 "Бетон дорожный, - Ри55;

номенклатуры химических добавок для бетона, поскольку ГОСТ 8424-72 не предусматривает применения добавок-суперпластификаторов.

1.6. Конструкция аэродромного покрытия из высокопрочного бетона определяется проектом.

1.7. Экономическая эффективность применения в аэродромные покрытиях высокопрочных бетонов марок Ри60, Ри65 вместо применяемых в настоящее время бетонов марок Ри35 - Ри55 основана на снижении толщины покрытия и, как следствие, уменьшении его материалоемкости и стоимости, трудо- и энергозатрат.

Наибольший экономический эффект применения высокопрочного бетона достигается при переходе от двухслойного аэродромного покрытия к однослойному.

2. Требования к бетону, бетонной смеси и ее компонентам

2.2. Марка бетона по морозостойкости также назначается проектом в соответствии с ГОСТ 8424-72 в зависимости от климатических условий района строительства и конструкции покрытия.

2.3. Водоцементное отношение при приготовлении бетонной смеси для высокопрочного бетона должно быть в пределах 0,30 - 0,35.

2.4. Подвижность бетонной смеси с добавкой-суперпластификатором, характеризуемая осадкой конуса, должна быть 1 см перед ее уплотнением при скорости бетоноукладчика до 2 м/мин; 2 см - при скорости до 3 м/мин.

2.5. Содержание вовлеченного воздуха в бетонной смеси через 30 мин после ее приготовления должно составлять 5 - 6 % для однослойных и верхнего слоя двухслойных покрытий и 3,5 - 4,5 % для нижнего слоя двухслойных покрытий.

2.6. Для приготовления высокопрочного бетона следует применять портландцемент марки 500, отвечающий требованиям ТУ 21-20-32-77 "Портландцемент для бетона дорожных и аэродромных покрытий".

2.8. Вода для затворения бетонной смеси и промывки заполнителей должна отвечать требованиям ГОСТ 23732-79 "Вода для бетонов и растворов. Технические условия".

2.9. Пластифицирующая добавка СДБ должна удовлетворять требованиям ОСТ 81-79-74 ''Концентраты сульфитно-дрожжевой бражки".

2.10. Воздухововлекающая добавка СНВ должна соответствовать ТУ 81-05-75-77.

3. Особенности подбора состава бетона

3.1. Подбор состава высокопрочного бетона производится в соответствии со СНиП III -46-79 с изменениями и дополнениями, приведенными ниже.

3.2. Ориентировочные значения водоцементного отношения для высокопрочного бетона определяются по таблице.

В/Ц в зависимости от марки бетона

Для однослойных и верхнего слоя двухслойных покрытий

Для нижнего слоя двухслойных покрытий

3.3. Расход воды на приготовление 1 м 3 бетонной смеси для высокопрочного бетона с комплексной химической добавкой, включающей суперпластификатор НФ, не должен "превышать 140 л .

3.4. Оптимальное соотношение между компонентами комплексной химической добавки и их дозировка определяются экспериментальным путем и обеспечивают необходимые подвижность смеси и объем вовлеченного в нее воздуха (пп. 2.1, 2.4, 2.5 настоящих "Методических рекомендаций"). При этом ориентировочные пределы дозирования компонентов комплексной добавки (в процентах от массы цемента в расчете на сухое вещество) составляют: СДБ - 0,015 - 0,025; СНВ - 0,003 - 0,020; НФ - 0,5 - 1,5.

4. Особенности производства работ

4.1. При строительстве аэродромных покрытий из высокопрочного бетона все технологические операции по устройству основания, подготовительным и арматурным работам, приготовлению, транспортированию и укладке бетонной смеси, уходу за бетоном и устройству деформационных швов, а также контроль качества работ производятся в соответствии со СНиП III -46-79 с учетом рекомендаций данного раздела.

4.2. На ЦБЗ дополнительно следует предусмотреть емкости для приготовления рабочего раствора добавки НФ и средства для перекачивания в них добавки НФ из стальных бочек вместимостью 100 или 200 л , в которых она поставляется Новомосковским заводом органического синтеза.

Приготовление водного рабочего раствора добавки НФ производится в отдельной специальной емкости или же в общей с добавкой СДБ.

Рекомендуемая концентрация рабочих водных растворов добавок СНВ, НФ - 20 %, добавки СНВ - 10 % (по массе).

Допускается перекачивание добавки НФ в виде водного раствора 32 - 45 %-ной концентрации непосредственно в расходную емкость.

Для предупреждения расслоения смесь растворов добавок в расходной емкости следует систематически перемешивать, а для быстрого растворения добавок в воде - подогревать до температуры не выше 50°С.

4.3. Для контроля дозирования добавок необходимо не менее двух раз в смену определять на ЦБЗ плотность водных растворов добавок ПАВ (в соответствии с приложением).

4.4. Период времени между приготовлением бетонной смеси, и ее укладкой не должен превышать 30 - 60 мин (в зависимости от погодных условий).

4.5. Приготовление бетонных смесей для высокопрочных бетонов наиболее целесообразно производить в бетоносмесительных установках цикличного Действия.

5. Техника безопасности

5.1. При производстве работ по приготовлению и укладке бетона с комплексной пластифицирующей добавкой, включающей суперпластификатор, следует руководствоваться требованиями СНиП III-4-80 "Техника безопасности в строительстве".

5.2. Добавка НФ относится к 3-му классу, умеренно-опасных веществ, малотоксична, не выделяет при хранении вредных паров и газов, ее водный раствор пожаробезопасен. Однако следует учесть, что при нагреве ее пары раздражающе действуют на слизистую оболочку глаз, органы пищеварения и дыхания, а также на незащищенную кожу.

5.3. Для защиты от попадания НФ на кожные покровы, слизистую оболочку глаз следует применять защитные очки, резиновые перчатки и сапоги.

5.4. К работе по приготовлению рабочих растворов добавок и бетонных смесей с комплексной химической добавкой не следует допускать рабочих моложе 18 лет.

Приложение
Плотность водных растворов химических добавок в зависимости от их концентрации

Концентрация раствора добавок, %

Бетонные покрытия: дорожные и аэродромные

Бетонные покрытия: дорожные и аэродромные

О цементобетонных дорогах говорят давно и много. Хорошо известны их преимущества. Среди них долговечность (в разных источниках мы можем увидеть цифру до 50 лет ), более высокая прочность, повышенная морозостойкость, стабильность коэффициента сцепления покрытия с колесами автомобилей, слабая зависимость коэффициента сцепления от степени увлажнения, прочность на сжатие и растяжение при изгибе, которая увеличивается в течение всего срока эксплуатации (что весьма важно при постоянно возрастающих транспортных нагрузках), и, наконец, экономическая целесообразность, как следствие увеличенного срока эксплуатации.

Но почему цементобетонные дороги в нашей стране так и не получили широкого распространения? По этой технологии пока строятся, в основном, аэродромы.

Углубляться в коммерческие и политические вопросы в этой статье мы не будем, а вот техническую сторону с удовольствием опишем. Итак, рассмотрим цементобетонные покрытия на примере аэродромов, которые в России ежегодно строятся и проводят реконструкцию.

Дорожный бетон относят к тяжелым бетонам. Его применяют при строительстве автомобильных дорог и аэродромов. По назначению он подразделяется на бетон для:

- верхнего слоя двухслойных покрытий,

На сегодняшний день основные назначаемые классы бетона и бетонной смеси:

Для оснований: В7,5- В15; Вtb1,6 - Вtb2,4; F50; Ж4 – П3

Для покрытий: В30 - В40; Вtb4,0- Вtb4,8 ;F200- F₂300; П1- П3

Обратимся к ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые ТУ. Приложение А2. и уточним требования, которые предъявляются для бетонов аэродромных и дорожных покрытий и оснований.


Далее будет сухая, но нужная информация:

Требования к бетонам для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов по прочности на сжатие, растяжение при изгибе и морозостойкости следует устанавливать в зависимости от вида конструктивного слоя и климатических условий эксплуатации.

В качестве вяжущего для бетона покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов следует применять портландцемент на основе клинкера нормированного минералогического состава по ГОСТ 10178, цемент по ГОСТ 33174 или цемент для транспортного строительства.

Немного отступим и сведем информацию по цементам воедино:

ГОСТ Р 55224-2012 Цементы для транспортного строительства ТУ

ГОСТ 33174-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Цемент. ТУ

В бетоне покрытий и оснований не допускается использовать цемент, обладающий признаками ложного схватывания, пластифицированный и гидрофобный. (так как при наличии ложного схватывания невозможно получить правильную структуру пор, то есть ВВ добавка попросту не срабатывает.)

Содержание минерала С3А в цементе не должно превышать 7%. а содержание щелочных оксидов в пересчете на Na2O - 0,8% по массе. (Было доказано, что продукты гидратации данного минерала по свми характеристикам уступают продуктам гидратации остальных трех основных минералов цементного клинкера, что в конечном итоге также приводит к снижению и морозостойкости в том числе.). Начало схватывания цемента для бетонов покрытий должно наступать не ранее 2 часов от начала затворения.

При изготовлении цементов для бетонов дорожных и аэродромных покрытий как в качестве основного, так и вспомогательного компонента (до 15%) допускается применять только один вид минеральных добавок - доменный гранулированный шлак.

Установлены требования к цементам и компонентам их вещественного состава и введена классификация цементов в зависимости от назначения их применения в транспортном строительстве.

Продолжим уточнять требования по ГОСТ 26633-2015…

Марки по дробимости исходной горной породы или гравия, из которых изготавливают песок из отсевов дробления и обогащенный песок из отсевов дробления для бетонов покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов, должны быть не ниже приведенных в таблице.


Марка по морозостойкости исходной горной породы или гравия, из которых изготавливают песок из отсевов дробления или обогащенный песок из отсевов дробления, должна быть не ниже марки по морозостойкости бетона. Глина в комках в крупном и мелком заполнителях для бетона покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов не допускается.

Зерновой состав мелкого заполнителя для бетона покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов приведен в таблице, при этом учитываются только зерна, проходящие через сито с круглыми отверстиями диаметром 5 мм.


Марки по дробимости и истираемости в полочном барабане щебня и щебня из гравия, применяемых в качестве крупного заполнителя для бетона покрытий автомобильных дорог и аэродромов, должны быть не ниже указанных в таблице.


Марка по дробимости щебня из изверженных пород для бетона оснований автомобильных дорог и аэродромов должна быть не ниже 800, щебня из метаморфических пород и щебня из гравия - не ниже 600, щебня из осадочных пород - не ниже 400. Марка по морозостойкости крупного заполнителя должна быть не ниже марки по морозостойкости бетона.

Содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне из осадочных пород, % по массе, не должно превышать:

2 - для однослойных и верхнего слоя двухслойных покрытий автомобильных дорог и аэродромов;

3 - для нижнего слоя двухслойных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов.

Содержание зерен слабых пород в щебне для бетона покрытий автомобильных дорог и аэродромов не должно превышать 5% массы.

Для бетона, предназначенного для покрытий автомобильных дорог и аэродромов должны применяться одновременно водоредуцирующие/пластифицирующие и воздухововлекающие (газообразующие) добавки.

Для бетона конструктивных слоев автомобильных дорог и аэродромов водоцементное отношение и объем вовлеченного в бетонную смесь воздуха должны соответствовать приведенным в таблице .


Плотность бетонной смеси для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов в уплотненном состоянии по отношению к плотности смеси, полученной при расчете методом абсолютных объемов, должна составлять не менее 0,98 для тяжелого бетона и не менее 0,96 для мелкозернистого бетона.

Минимальный расход цемента в бетоне оснований автомобильных дорог и аэродромов должен быть не менее 150 кг/м. Обосновывающие исследования (см. пункт 4.5.3 настоящего стандарта) бетона покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов проводят в сравнении с бетоном на стандартных материалах, для которого требуемая морозостойкость доказана проведенными испытаниями. Обосновывающие исследования бетона покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов проводят при доведении бетонов до критического снижения характеристик бетона

На сегодняшний день нет дефицита качественных материалов, которые могут соответствовать данным требованиям, но на пункте про водоредуцирующие и воздухововлекающие добавки я остановлюсь сегодня подробнее.

В настоящее время мало осталось бетонов и бетонных смесей в которых бы не применялись пластифицирующие/водоредуцирующие добавки. Их преимущества нам давно известны. Повышение марки по подвижности, прочности, морозостойкости и водонепроницаемости, получение самоуплотняющихся бетонных смесей или бетонов с расплывом Р6. Вот и в дорожном и аэродромном бетоне одним из любимых комплексов прошлых лет являлся С-3+ЛСТ+СНВ. На смену этому решению пришли комплексные добавки, которые уже содержат в своем составе все эти компоненты, например ПФМ-НЛК или все более набирающие популярность добавки Линамикс СП-180 + Полипласт АЭРО 815 или Линамикс ПК + Полипласт АЭРО 815. В их состав входят сульфонафталинформальдегидные или современные поликарбоксилатные пластификаторы, позволяющие получать бетоны с более высокими эксплуатационными характеристиками.

А вот на качественное нормируемое воздухововлечение оказывает влияние правильно подобранная воздухововлекающая добавка и ее дозировка. В продуктовой линейке ГК «Полипласт» существует такой продукт:

Полипласт Аэро 815 – воздухововлекающая добавка, представляющая собой водный раствор смоляной кислоты. По своим потребительским свойствам добавка Полипласт Аэро 815 отвечает требованиям ГОСТ 24211 для добавок, увеличивающих воздухосодержание, а также требованиям ТУ 5745-090-58042865-2014 с изменением №1.

Применение добавки Полипласт Аэро 815 в оптимальной дозировке в бетонных смесях позволяет:

- увеличить воздухововлечение в бетонную смесь на 3-6%;

- повысить удобоукладываемость бетонной смеси;

- получить бетоны с высокой морозостойкостью, в том числе в растворах солей;

- обеспечить сохраняемость вовлеченного воздуха в течение 1 часа и более, есть промышленный опыт с обеспечением стабильного воздухововлечения в течении 6 часов.

Помимо всех перечисленных требований к бетонным покрытиям и основаниям автомобильных дорог и аэродромов предъявляются высокие требования по обеспечению прочности на изгиб. Практика показывает, что правильно подобранный состав и уход за бетоном позволяет выполнить данные требовния.

Но еще в ГОСТ 10180-2012 г есть помощник. Обратимся к нему:


…При производственном контроле прочности по ГОСТ 18105 по настоящей методике определяют также коэффициенты перехода от прочности при одном виде напряженного состояния к другому, например, от прочности на сжатие к прочности на растяжение (осевое, при изгибе или при раскалывании).
Для тяжелых бетонов классов прочности на сжатие от В15 до В40 значения коэффициентов перехода допускается принимать по таблице.

Затронув тему ухода за бетоном не могу не поделиться актуальными помощниками:

- Гидрофобизатор Полипласт ГФ предназначен для придания бетону гидрофобных свойств и повышению его стойкости к воздействию погодно-климатических факторов, агрессивных сред, в том числе противогололедных реагентов.

- Пленкообразователь Эгида предназначен для предотвращения испарения воды с поверхности свежеуложенного бетона и образования трещин на изделии и применяется для любого бетона, который в процессе работы может интенсивно терять влагу. Особенно эффективен в условиях высоких температур, низкой влажности, сильного ветра, при работе на солнце и в отапливаемых помещениях в холодное время года.

- Кольматирующий состав Полипласт Барьер –состав, предназначенный для защиты бетона от негативного влияния ветра, солнца, перепада температур и т.д

Итак, подведем итоги. Мы сегодня владеем технической базой и информацией, качественными цементами и инертными материалами, передовыми технологиями производства бетонных смесей и многолетним опытом в строительстве аэродромов, высококвалифицированными кадрами, современными институтами, компаниями международного уровня по производству добавок для бетонов.

Почему же цементно-бетонные дороги не строятся? Что и кто нас останавливает?

Степанюга Ирина Витальевна - Руководитель службы технического сопровождения продукции ООО "Полипласт Новомосковск", Эксперт по добавкам в бетоны НП "Союз производителей бетона"

Каким должен быть бетон для дорожных и аэродромных покрытий?

Дорожные и аэродромные покрытия работают в неблагоприятных атмосферных и особо тяжелых условиях эксплуатации. Поэтому требования к материалу для их заливки предъявляются специальные требования, отличные от требований, предъявляемых к бетонным конструкциям общего назначения.

Содержание Свернуть

бетон для дорог и аэродромов

Бетон для строительства дорог и аэродромов

Основной особенностью бетона, который используется для обустройства покрытий автомагистралей, взлетных и рулежных полос аэродромов – это способность длительного выдерживания значительных динамических истирающих, сжимающих и изгибающих механических нагрузок, а также деятельное агрессивное воздействие вредных атмосферных факторов: перепадов температуры, повышенной важности, ветра и циклов замерзания-оттаивания.

Поэтому бетон для дорожных и аэродромных покрытий должен соответствовать следующим общим характеристикам:

  • Класс прочности на сжатие: от В5 до В40 в зависимости от конкретных условий эксплуатации;
  • Класс прочности на растяжение при изгибе: от Вtb1,2 до Вtb4,0, также в зависимости от конкретных климатических и других условий эксплуатации;
  • Прочность и морозостойкость бетонного покрытия также назначаются в зависимости от слоя покрытия и климатических условий эксплуатации. Ориентированные данные сведены в Таблицу №1.

Таблица №1. Рекомендуемые основные характеристики бетона для дорог и аэродромов

Среднемесячный диапазон температуры воздуха самого холодного месяца, Градусы Цельсия Класс бетона по морозостойкости, F Прочность на сжатие, МПа Прочность на изгиб, МПа Соотношение: вода-цемент, не более
Материал для однослойного и верхнего слоя 2-х слойных покрытий
От 0 до минус 6 100 От 30 до 55 От 4 до 5.5 1/2
От минус 6 до минус 10 150
Ниже минус 15 200
Материал для второго слоя 2-х слойных покрытий
От 0 до минус 6 50 От 25 до 35 От 3,6 до 4,6 1/2
Ниже минус 15 100

В соответствии с требованиями ГОСТ 10178, для замешивания бетона для дорожных и аэродромных покрытий должен использоваться цемент, изготовленный на основе материалов с содержанием трехкальциевого алюмината (С3А) в количестве не более 8 % в клинкере по массе.

Кроме того для изготовления подобных бетонов рекомендуется использовать следующие марки портландцементов: М300, М400, М500.и М600. Последние две марки допускаются к использованию при одновременном внесении добавок гранулированного шлака в объеме не более 15%. При этом расчетная поверхность цемента с добавкой шлака должна быть не менее 2 800 см2/кг.

Характеристики заполнителя

В качестве мелкого заполнителя допускается использовать природный песок с содержанием глины и пыли не более 2%, либо искусственный песок с содержанием указанных вредных факторов не более 5%.

Прочность основного заполнителя (щебня) используемого для заливки однослойных покрытий и верхнего слоя двуслойных покрытий должна соответствовать показателю 120 МПа, а для бетона для заливки нижнего слоя двуслойных покрытий не менее 80-60 МПа. Максимальный размер зерен щебня для заливки верхнего слоя двуслойных покрытий – не более 25 мм, для однослойных и нижнего слоя двуслойных покрытий – не более 40 мм, а для бетона основания – не более 70 мм.

Для увеличения качества бетона и его стойкости к вредным атмосферным и другим факторам в материал вводят специальные ПАВ-присадки. При этом степень удобоукладываемости назначается в следующих пределах:

  • При использовании бетоноукладчика на колесно-рельсовой тяге – Осадка Конуса ≤ 2 см (Ж ≥ 8 с);
  • При использовании бетоноукладчика со скользящей опалубкой – Осадка Конуса ≤ 2…4 см (Ж ≥ 5…10 с);
  • При использовании обычных вибраторов и виброреек – Осадка Конуса ≤ 4 см.

При укладке дорожных и аэродромных поверхностей очень важно соблюдать условия ухода за правильным твердением бетона, используя для этих целей пленочные защитные материалы.

Заполнители для бетонов дорожных и аэродромных покрытий и оснований

Основной особенностью бетона, который используется для обустройства покрытий автомагистралей, взлетных и рулежных полос аэродромов – это способность длительного выдерживания значительных динамических истирающих, сжимающих и изгибающих механических нагрузок, а также деятельное агрессивное воздействие вредных атмосферных факторов: перепадов температуры, повышенной важности, ветра и циклов замерзания-оттаивания.

Поэтому бетон для дорожных и аэродромных покрытий должен соответствовать следующим общим характеристикам:

  • Класс прочности на сжатие: от В5 до В40 в зависимости от конкретных условий эксплуатации;
  • Класс прочности на растяжение при изгибе: от Вtb1,2 до Вtb4,0, также в зависимости от конкретных климатических и других условий эксплуатации;
  • Прочность и морозостойкость бетонного покрытия также назначаются в зависимости от слоя покрытия и климатических условий эксплуатации. Ориентированные данные сведены в Таблицу №1.

Таблица №1. Рекомендуемые основные характеристики бетона для дорог и аэродромов

Среднемесячный диапазон температуры воздуха самого холодного месяца, Градусы ЦельсияКласс бетона по морозостойкости, FПрочность на сжатие, МПаПрочность на изгиб, МПаСоотношение: вода-цемент, не более
Материал для однослойного и верхнего слоя 2-х слойных покрытий
От 0 до минус 6100От 30 до 55От 4 до 5.51/2
От минус 6 до минус 10150
Ниже минус 15200
Материал для второго слоя 2-х слойных покрытий
От 0 до минус 650От 25 до 35От 3,6 до 4,61/2
Ниже минус 15100

В соответствии с требованиями ГОСТ 10178, для замешивания бетона для дорожных и аэродромных покрытий должен использоваться цемент, изготовленный на основе материалов с содержанием трехкальциевого алюмината (С3А) в количестве не более 8 % в клинкере по массе.

Кроме того для изготовления подобных бетонов рекомендуется использовать следующие марки портландцементов: М300, М400, М500.и М600. Последние две марки допускаются к использованию при одновременном внесении добавок гранулированного шлака в объеме не более 15%. При этом расчетная поверхность цемента с добавкой шлака должна быть не менее 2 800 см2/кг.

Дорожный бетон

В отдельную группу следует выделить дорожные бетоны. Они применяются при необходимости строительства дорожного полотна, а также аэродромного покрытия.

Дорожный бетон относится к группе тяжелых бетонов, а именно, тощих бетонов, которые характеризуются увеличенным содержанием щебня и пониженной долей цемента. Все тощие бетоны получают из жестких смесей и уплотняются укаткой.

Дорожный бетон изготавливается на основе особых гидрофобных или пластифицированных портландцементов. Действующими нормами и стандартами регламентировано содержание в цементе для дорожного бетона не более 10% трехкальциевого алюмината, при этом, в качестве активной минеральной добавки допускается применение исключительно доменного шлака (гранулированного) в количестве не более 15%.

Бетон для дорожных покрытий значительно отличается от других бетонных растворов по своим физико-техническим показателям, что обусловлено «экстремальными» условиями эксплуатации. Так, дорожное покрытие из бетона подвергается непрерывным

  • механическим воздействиям,
  • негативным погодным воздействиям (циклическое замораживание и оттаивание, увлажнение и высыхание).

Поэтому к данному типу бетона предъявляют несколько требований, которым он должен строго соответствовать:

  1. Прочность при сжатии. По дорожному покрытию регулярно проезжают массивные грузовые автомобили и техника, что требует значительных показателей устойчивости к данной силе воздействия.
  2. Морозостойкость. Большая часть России подвержена сильному влиянию отрицательных температур в зимний период года.Дорожный бетон должен иметь низкий показатель влагопоглощения. Иначе мороз постепенно разрушит его и придется проводить дорогостоящие восстановительные работы. В зависимости от местных климатических особенностей, при производстве дорожного бетона используются различные модификаторы, обуславливающие его морозостойкость.
  3. Истираемость. Данный фактор особенно важен, поскольку при высоком показателе срок службы заметно уменьшается.

Виды дорожного бетона в зависимости от назначения:

  • для монолитных (однослойных) дорожных покрытий;
  • для двухсловных дорожных покрытий (различные марки для верхнего и нижнего слоев);
  • для оснований капитальных дорожных полотен.

Дорожный бетон может изготавливаться на основе щебня различных фракций.

  • В частности, бетон для верхних слоев двухслойных дорожных полотен содержит щебень 20 мм,
  • бетон для однослойных дорожных полотен — щебень 40 мм.

Песок также может использоваться различный. В основном, применяется природный зернистый песок крупных или средних фракций, реже – песок, полученный путем дробления горной породы. Дорожные бетоны используются для:

  • строительства городских дорог,
  • автомобильных магистралей,
  • подъездных путей на производственных участках и других объектах,
  • для строительства аэродромов, тротуаров, бордюров.

Характеристики заполнителя

В качестве мелкого заполнителя допускается использовать природный песок с содержанием глины и пыли не более 2%, либо искусственный песок с содержанием указанных вредных факторов не более 5%.

Прочность основного заполнителя (щебня) используемого для заливки однослойных покрытий и верхнего слоя двуслойных покрытий должна соответствовать показателю 120 МПа, а для бетона для заливки нижнего слоя двуслойных покрытий не менее 80-60 МПа. Максимальный размер зерен щебня для заливки верхнего слоя двуслойных покрытий – не более 25 мм, для однослойных и нижнего слоя двуслойных покрытий – не более 40 мм, а для бетона основания – не более 70 мм.

Для увеличения качества бетона и его стойкости к вредным атмосферным и другим факторам в материал вводят специальные ПАВ-присадки. При этом степень удобоукладываемости назначается в следующих пределах:

  • При использовании бетоноукладчика на колесно-рельсовой тяге – Осадка Конуса ≤ 2 см (Ж ≥ 8 с);
  • При использовании бетоноукладчика со скользящей опалубкой – Осадка Конуса ≤ 2…4 см (Ж ≥ 5…10 с);
  • При использовании обычных вибраторов и виброреек – Осадка Конуса ≤ 4 см.

При укладке дорожных и аэродромных поверхностей очень важно соблюдать условия ухода за правильным твердением бетона, используя для этих целей пленочные защитные материалы.

Б.1 Бетоны для дорожных и аэродромных покрытий и оснований

Поиск Лекций
Б.1.1 Бетон для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов должен соответствовать требованиям по прочности на сжатие и растяжение при изгибе.

Б.1.2 Технологические показатели качества бетонных смесей должны соответствовать ГОСТ 7473 и дополнительным требованиям проекта производства работ.

Относительная плотность бетонной смеси в уплотненном состоянии должна составлять не менее 98% расчетной.

Б.1.3 Начало схватывания цемента для бетона покрытий и оснований должно наступать не ранее 2 ч.

В бетоне для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов не допускается использовать цемент, обладающий признаками ложного схватывания, пластифицированный и гидрофобный.

Содержание минерала в цементе для бетона покрытий не должно превышать 7% массы, а содержание щелочных оксидов в пересчете на — 0,8% массы.

Б.1.4 При наибольшей крупности зерен заполнителя 80 мм допускается по согласованию изготовителя с потребителем поставка смеси фракций размером от 5 до 40 мм.

Б.1.5 Содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне из осадочных пород не должно превышать, % массы:

2 — для однослойных и верхнего слоя двухслойных покрытий дорог;

3 — для нижнего слоя двухслойных покрытий и оснований дорог.

Б.1.6 Содержание в крупном заполнителе для бетона покрытий зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы не должно превышать 25% массы.

Б.1.7 Марки по дробимости щебня, щебня из гравия и гравия, применяемых в качестве крупного заполнителя в бетоне покрытий, и истираемости (в полочном барабане) должны быть не ниже указанных в таблице Б.1.

Таблица Б.1 — Марки щебня, щебня из гравия и гравия по дробимости и истираемости

Вид заполнителяМарка
по дробимостипо истираемости
Щебень и щебень из гравия из изверженных или метаморфических породИ-I
Щебень и щебень из гравия из осадочных породИ-II
ГравийИ-II

Марка по дробимости щебня из осадочных пород в бетоне оснований должна быть не ниже 400.

Марки по морозостойкости крупного заполнителя для бетона покрытий и оснований должны быть не ниже значений, указанных в таблице Б.2.

Таблица Б.2 — Марки по морозостойкости крупного заполнителя

Назначение бетонаМарка по морозостойкости крупного заполнителя для бетона, эксплуатируемого в районе со среднемесячной температурой наиболее холодного месяца, не ниже
От 0 °С до минус 5 °СОт минус 5 °С до минус 15 °СНиже минус 15 °С
Для покрытийF50F100F150
Для основанийF15F25F25

Б.1.8 В бетоне покрытий следует одновременно применять добавку пластификатора (суперпластификатора) и воздухововлекающую или газообразующую добавку.

Б.1.9 Оптимальный зерновой состав песка в бетоне для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов должен соответствовать приведенному в таблице Б.3. При этом учитывают только зерна, проходящие через сито с круглыми отверстиями диаметром 5 мм.

При несоответствии зернового состава песка для бетона покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов указанным требованиям необходимо провести исследования по 3.5.4.

Таблица Б.3 — Зерновой состав мелкого заполнителя

Модуль крупностиПолный остаток, %, на ситах размером отверстий, мм
2,51,250,630,3150,14
От1,5до2,0ДоОтдоОтдоОтдоОтдо
«2,0«2,5«««««««««
«2,5«3,0Отдо««««««««
«3,0«3,5««««««««

Б.1.10 Марки по прочности исходной горной породы или гравия, из которых изготовляют песок из отсевов дробления и обогащенный песок из отсевов дробления для бетонов дорожных и аэродромных покрытий и оснований, должны быть не ниже приведенных в таблице Б.4, о чем должно быть указано в документе о качестве на песок.

Таблица Б.4 — Марки по прочности исходной горной породы и гравия для изготовления песка

Назначение бетонаМарка по прочности исходной горной породы или гравия, из которых изготовляют песок
Изверженные породыОсадочные и метаморфические породыГравий
Покрытия
Основания

Б.1.11 Для бетона конструктивных слоев дорог и аэродромов водоцементное отношение и объем вовлеченного в бетонную смесь воздуха должны соответствовать приведенным в таблице Б.5.

Таблица Б.5 — Водоцементное отношение и объем вовлеченного воздуха для бетона конструктивных слоев дорог и аэродромов

Конструктивный слойВодоцементное отношение, не болееОбъем вовлеченного в бетонную смесь воздуха, %
Покрытия0,456±1
Основания0,90Не нормируется

Б.1.12 В качестве вяжущего в бетоне для дорожных и аэродромных покрытий и оснований следует использовать цемент по [3].

Купить бетон М150 В12,5

Эксплуатационные характеристики марки диктует ее состав. В товарный бетон в12 5 входят следующие компоненты: портландцемент М500, заполнитель щебень гранитный или гравийный фракции 5 на 20, песок с модулем крупности 2,4-2,6, пластификатор на поликарбоксилатной основе и вода.

Наш завод производит товарный бетон, керамзитобетон, тощий бетон и другие смеси.

Рассчитывается на бетон м150 цена за м3. На бетон цена за 1 м3 м150 может изменяться в зависимости вида заполнителя, а также необходимости по требованию заказчика введения добавок повышающих морозостойкость и влагостойкость.

Заказать бетон в 10 тяжелый бетон низшей марки и может похвалиться следующими характеристиками:

  • класс В12,5 обеспечивает достаточную прочность умеренно нагруженных и ненагруженных конструкций;
  • подвижность П1 можно повысить до П5 с применением специальных пластификаторов. С маркой будет удобно работать с любыми формами опалубочных систем;
  • морозостойкость соответствует диапазону F75-F100, что означает, что до ста циклов оттаивания/замерзания конструкция выдержит без изменения эксплуатационных характеристик. Такая морозостойкость позволяет использовать его в конструкциях, которые не будут подвергаться избыточному влиянию перепадов температур;
  • водонепроницаемость W2. Это достаточно низкий показатель для обычной влажности, поэтому при использовании этой марки необходима дополнительная гидроизоляция. Бетон м 150 является пористым. В поры может попадать вода и вызывать коррозионные процессы и разрушительные при замерзании внутри пор.

Стоимость бетона М150 В12,5 за куб

Не особенно прочный вид бетонов, который применяется для бетоноподготовки переда заливкой ленточных фундаментов, для заливки бетонных полов, стяжек, фундаментов небольших сооружений, бетонирования садовых и пешеходных дорожек. БСГ — отличный материал для строительства фундаментов под легкие сооружения: баню, ограждения, беседкы и террасы, хозпостройки и пр. В дорожном строительстве такие бетоны применяют как бетонную подушку для бордюров.

Во время использования важно учитывать геологические особенности местности, так как эта марка БСГ различно взаимодействует с минеральными породами: например, при заливке основания под фундамент грунт с повышенным содержанием извести нуждается в дополнительном уплотнении.

Некоторые добавки могут существенно улучшить марочные характеристики, благодаря чему становится возможным использовать БСГ в районах с умеренной сейсмоактивностью, с существенными перепадами влажности и со значительной ветровой нагрузкой.

нужна консультация специалиста?

Просто позвоните нам :

Выбор марки бетона

В зависимости от предназначения конкретной бетонной смеси выбирается различная марка цемента. Для автомобильной дороги приемлемо применение нескольких марок в номинации от 250 до 500. Номер выбирается в зависимости от конкретного слоя:

  1. Для подготовки основания дороги с усовершенствованным покрытием выбирают следующие марки: 250 (изредка 200), 300, 350.
  2. Для установления нижнего слоя двухслойного покрытия, нижнего слоя для усовершенствованной дороги применяют следующие марки: 250, 300, 350.
  3. Для верхнего слоя покрытия используют марки 300, 350, 400 и 500. Эти марки можно использовать и для установления однослойного покрытия при предполагаемой минимальной нагрузки на него.

Чем меньше слоев имеет данная дорога, тем выше должна быть марка бетона. Для однослойного покрытия подходят марки 400, 500, а для верхнего слоя дороги с усовершенствованным покрытием, которая имеет основание, подойдёт марка 350 или 400.

Дорожный бетон и его особенности

Дорожный бетон служит для укладки полотна автомобильных дорог и аэродромных покрытий. Он выделяется в отдельную группу бетонов. При эксплуатации материал подвергается различным разрушающим факторам: действию большегрузов, резким перепадам температур, атмосферным осадкам.

Содержание Свернуть

Дорожный бетон и его особенности

Производство, контроль качества и свойства дорожного бетона регламентирует ГОСТ 26633-2012.

Требования, предъявляемые к дорожному бетону

Часто дорожное покрытие находится в экстремальных условиях эксплуатации, поэтому к дорожному бетону предъявляются особые требования:

    при растяжении и изгибе. По автомагистралям постоянно передвигаются фуры и грузовые машины, дорожное покрытие не должно разрушаться под их массой.
  • Истираемость. При непрерывном потоке автомобилей покрытие дороги постепенно теряет свою толщину. Истираемость сильно влияет на срок службы дорожного полотна: чем она выше, тем менее долговечным будет покрытие.
  • Водостойкость. Прочность бетона может падать из-за эффекта Ребиндера. Вода проникает даже в небольшие микротрещины, при замерзании она расширяется, увеличивая тем самым трещины.
  • Высокая морозостойкость. Зимой почти на всей территории России температуры отрицательные, однако дорожное покрытие не должно таять вместе со снегом.
  • Устойчивость к агрессивным химическим средам. Дороги во время гололеда посыпают реагентами, поэтому покрытия не должны разрушаться под их воздействием.

Состав дорожного бетона

В качестве строительного бетона часто используют фибробетон. Бетоны для дорожных и аэродромных покрытий относятся к тяжелым бетонам, их плотность равна 1800-2500 кг/м 3 , содержание вяжущих веществ в таких них понижено, поэтому они называются тощими.

Нужные для получения дорожного бетона вещества: вода, вяжущее вещество, мелкий и крупный заполнитель. В роли мелкого заполнителя выступает песок, а в качестве крупного обычно используют базальтовый, реже известняковый гравий или щебень.

Дорожный бетон и его особенности

Вяжущим веществом служит гидрофобный и пластифицированный портландцемент. Содержание С3А (трехкальциевого алюмината) в бетоне дорожном согласно ГОСТ должно быть менее 10%.

Существует специальный дорожный портландцемент, бывает он двух марок: М300 и М400, обладает повышенной морозостойкостью, деформативностью, прочностью при изгибе, стойкостью к ударной нагрузке, низкими показателями по усадке и истираемости.

По стандартам дорожный бетон для магистралей должен иметь морозостойкость F150, а для дорог в пределах города – F100. Различные модификационные добавки обеспечивают требуемое значение морозостойкости.

Гравий и щебень могут быть разных фракций. Для верхнего слоя многослойной конструкции используется щебень или гравий с диаметром 20 мм, для однослойных же покрытий – 40 мм. Марка крупного заполнителя не должна быть меньше указанных в таблице значений.

Дорожный бетон и его особенности

Песок тоже может быть разный. Обычно используется мелкий или средний зернистый песок. Для ускорения твердения в бетон добавляют химические добавки – пластификаторы, количество добавок должно быть менее 60 г/кг цемента.

Классификация дорожного бетона по назначению

Виды дорожного бетона по назначению:

  • Однослойные дорожные покрытия, верхние слои двухслойных и многослойных дорожных пирогов. Водоцементное отношение в таких бетонах менее 1:2.
  • Нижний слой в двухслойных покрытиях. В этом случае отношение воды к цементу в бетонной смеси более 3:5.
  • Нижний слой дорожной одежды капитальных дорог. Отношение «вода-цемент» для бетонных смесей, используемых для основания капитальных дорог, не нормируется.

Дорожный бетон и его особенности

Марки дорожных бетонов

Характеризуются дорожные и аэродромные бетоны классом по прочности на сжатие, обозначается он буквой B. Число рядом с буквой показывает, какую нагрузку в МПА материал способен выдерживать, не разрушаясь. Также характеризует свойства бетона марка (M), цифры, стоящие рядом с буквой означают предел прочности при сжатии в кгс/м 2 .

Дорожный бетон и его особенности

Чаще всего для устройства дорог пользуются бетоном В20 М250 и дорожным бетоном В15 М200. При изготовлении бетонных плит для строительства аэродромных покрытий, виадуков и мостов используют дорожный бетон марки В30 М400, который наделен большой прочностью, морозостойкостью, долговечностью и износостойкостью.

Сфера применения дорожного бетона

Дорожный бетон применяется при строительстве городских дорог и автомагистралей, возведении дорог на аэродромах, для устройства тротуаров и пешеходных дорожек, подъездных путей к производственным участкам и прочим промышленным объектам.

Заключение

Бетон для дорожных покрытий должен соответствовать всем требованиям, нормам и стандартам. В разных случаях оптимальные свойства и технические характеристики бетона будут разными, поэтому марка и состав бетонных смесей подбираются индивидуально. Все работы по укладке дорожного покрытия следует проводить, строго соблюдая технологию.

Читайте также: