Звено рабочих ведет установку арматурных каркасов в опалубку для подачи каркасов используется кран

Обновлено: 28.06.2024

Технология выполнения арматурных работ

Арматуру из вязанных сеток и каркасов или отдельных стержней следует устанавливать с соблюдением основных правил действующих технических условий:

  • сварные стыки стержней арматуры из стали с холодной обработкой располагают так, чтобы площадь стержней, стыкуемых в одном сечении, не превышала 25% общей площади рабочей арматуры;
  • стержни арматуры в местах пересечения сваривают или скрепляют проволокой;
  • хомуты каркасов колонн и балок располагают перпендикулярно рабочей арматуре;
  • пересечения стержней с углами хомутов сваривают или связывают полностью, пересечения с прямыми участками – полностью или в шахматном порядке;
  • крюки угловых стержней при стыковании продольной арматуры колон внахлестку устанавливают под углом 45о к опалубке, крюки промежуточных стержней – под углом 90о;
  • концы хомутов каркаса колонн должны быть загнуты внутрь колонн; длина крюков не менее 60 мм для стали диаметром до 8 мм и не менее 80 мм для стали диаметром более 8 мм;
  • стыки (замки) хомутов колонн располагают вразбежку;
  • расстояния в свету между стержнями рабочей арматуры горизонтальных и наклонных элементов должны быть не меньше диаметра стержней, но больше 25 мм для нижней арматуры и 30 мм – для верхней.

Стыкование сваркой рабочих стержней из горячекатаной стали гладкого и периодического профиля производят встык (реже), внахлестку или с накладками (рис. 1).

Нас стыковании сварных сеток из гладких стержней на длине стыка должно быть расположено не менее 3-х стержней распределительной арматуры. При стыковании сеток из стержней периодического профиля в рабочем направлении (в растянутой зоне) приварка стержней в пределах стыка не обязательна, но требует увеличения длины нахлестки на 5 диаметров.

Стыки сварных сеток в нерабочем направлении выполняют внахлестку, причем расстояние между осями крайних рабочих стержней должно быть не менее 50 мм, при диаметре распределительной арматуры до 4 мм, и не менее 100 мм – при больших диаметрах.

Сетки, оканчивающиеся на свободном поле, должны иметь хотя бы один поперечный стержень, расположенный за гранью поля.

Примеры стыковки арматурных сеток внахлестку без сварки представлены на рис. 2.

60. Стыковка арматурных сеток внахлестку без сварки

Рис. 2. Стыковка арматурных сеток внахлестку без сварки: а) из сеток гладких стержней; б) сеток из стержней периодического профиля; в в нерабочем направлении перепуском; г) в рабочем направлении с дополнительной сеткой

Вязка стержней арматуры осуществляется внахлестку в 3-х местах отожженной вязальной проволокой диаметром 1,6-1,8 мм или с помощью пластмассовых фиксаторов. Для ручной вязки арматуры применяют различные приспособления: кусачки, специальные крючки и т.п. (рис. 3).

61. Приспособления для вязки арматуры

Рис. 3. Приспособления для вязки арматуры: крючок, кусачки и пистолет для вязки

В современном строительстве в дополнение к широко применяемым методам соединений арматуры (электросваркой и/или вязкой проволокой) добавился метод с использованием механических соединений арматурных стержней. Механические соединения арматурных стержней подразделяются на два основных вида:

  • Соединения с применением обжимных муфт (рис. 4);
  • С применением резьбовых муфт (рис. 5):
    • с цилиндрической резьбой;
    • с конической резьбой.

    Резьбовые муфт для соединения арматуры дают возможность обеспечения дополнительной прочности конструкции, а также экономия материала (до 20%). Технология также повышает сейсмостойкость и долговечность ЖБИ, одновременно уменьшая нагрузку на фундамент. Качественные соединительные муфты для арматуры позволяют сократить время монтажа, заметно снизив общие сроки строительства.

    При армировании и в процессе бетонирования конструкций необходимо строго соблюдать толщину защитного слоя, которая, прежде всего, зависит от вида конструкции. Для обеспечения защитного слоя между арматурой и опалубкой устанавливают прокладки из бетона, пластмассы и других материалов (рис. 6). Крепление арматуры к опалубке показано на рисунке 7.

    Толщину защитного слоя бетона для арматуры при отсутствии указаний в проекте следует принимать по данным табл. 1.

    1. Толщина защитного слоя бетона

    Таблица 1. Толщина защитного слоя бетона

    Доставку арматурных элементов и заготовок на строительные объекты осуществляют специализированным автотранспортом с соблюдением мер против деформации и порчи арматуры. Если длина заготовок на 1.5 – 2 м превышают длину кузова автомобиля, то применяют специализированные прицепы.

    Арматурную сталь следует хранить в закрытых складах по профилям, классам, диаметрам на стеллажах (рис. 8), кассетах, бункерах, штабелях со свободными проходами Допускается хранение под навесом и не допускается хранение на земляном полу или вблизи агрессивных химических веществ.

    66. Хранение арматуры

    Рис. 8. Хранение арматуры

    Укрупнительную сборку и монтаж арматуры производят специализированные звенья арматурщиков или реже рабочие комплексных бригад, имеющих смежные профессии (например, арматурщик – бетонщик, арматурщик – слесарь строительный).
    Целью укрупнительной сборки является уменьшение затрат труда, в том числе и за счет сборки пространственных каркасов из плоских, на нулевой отметке. Работы в этом случае проводятся в зоне действия монтажного крана.

    Строповку арматурных элементов во избежание деформации производят в строго определенных точках (рис. 9).

    Крупноразмерные каркасы столбчатых фундаментов и подколонников монтируют с помощью кранов самобалансирующимися стропами, которые переводят армокаркас из горизонтального положения в вертикальное без деформаций (рис. 10).

    68. Технологическая схема установки тяжелых каркасов фундаментов

    Рис. 10. Технологическая схема установки тяжелых каркасов фундаментов:
    а — схема монтажа, б — схема строповки; 1 — каркас, 2 — блок вспомогательного крюка, 3 — самобалансирующаяся траверса, 4 — монтажный кран, 5 — расчалки

    Армокаркасы колонн (рис. 11) монтируют, как правило, до установки опалубки (возможен монтаж нежестких каркасов в некоторых случаях и после установки опалубки). Нижнюю часть рабочих стержней сваривают или связывают со стержнями, выпущенными над фундаментом или нижестоящей колонной. Вязка арматурного каркаса непосредственно на проектной отметке выполняется также до установки опалубки.

    69. Технологическая схема монтажа арматурных каркасов колонн

    Рис. 11. Технологическая схема монтажа арматурных каркасов колонн:
    а — установка каркаса в проектное положение с выверкой раскосами, б — то же, в опалубку из двух щитов; в — то же, в опалубку из трех щитов, г — при полностью смонтированной опалубке; 1 — арматурный каркас, 2 — раскосы для выверки и временного крепления, 3 — щиты опалубки, 4 — выпуски арматуры, 5 — съемный щит для устройства стыков арматуры, 6 — строповочное устройство

    Если арматурные сетки для стен жесткие, то их устанавливают до опалубочных работ, если недостаточная жесткость, то сетки можно устанавливать после монтажа опалубки, по крайней мере, с одной стороны стены.

    Плиты железобетонных перекрытий армируют, как правило, сварными сетками, которые укладывают по опалубке в направлении, указанном в проекте. На опорах сетку укладывают на верхнюю арматуру балок в пролете на опалубку.

    При армировании ребристых перекрытий в первую очередь устанавливают армокаркасы балок и ригелей, а затем сетки плит.

    При возведении монолитных многоэтажных зданий сначала армируют стены в пределах этажа, а потом перекрытие. Связь арматуры по этажам осуществляется выпусками вертикальных стержней длиной 20 – 30 см.

    При изготовлении предварительно напряженных конструкций производят натяжение арматуры с целью исключения в бетоне растягивающих напряжений.

    Механический способ (рис.12, 13) предполагает применение гидравлических домкратов, лебедок и т.п. механизмов. Электротермическое натяжение основано на удлинении арматурных элементов при их нагревании за счет пропуска электрического тока. Электротермомеханический способ – комбинированный, в котором часть натяжения арматуры создается механически, а другая часть – электротермически.

    Натяжение осуществляют ступенями по 3– 5 МПа. При достижении в арматуре напряжения на 10 % больше проектного, ее выдерживают в течении 5 мин, а затем напряжение снижают до проектного значения и закрепляют напряженную арматуру.

    Для натяжения применяют стержневую арматуру периодического профиля, высокопрочную проволоку в виде прядей, канатов и пучков.

    Натяжение арматуры «на бетон» осуществляют, как правило, механическим способом с помощью гидравлических домкратов. Натяжение передается на бетон концевыми групповыми или индивидуальными анкерами. Этот метод используют в основным при изготовлении индивидуальных конструкций большого пролета. При длине напрягаемой арматуры более 10 м ее натягивают с двух концов одновременно. Для создания монолитной конструкции и защиты арматуры от коррозии ее помещают в каналы, устраиваемые при бетонировании конструкций, напрягают и с помощью растворонасоса или пневмонагнетателя нагнетают высокопрочный цементный раствор (инъецируют каналы). Для образования каналов в подготовленную для бетонирования конструкцию устанавливают каналообразователи (стальные трубы, резиновые рукава, стальные тонкостенные гофрированные трубки и т.п.), диаметр которых на 10-15 мм больше диаметра напрягаемой арматуры. Во избежание сцепления с бетоном их проворачивают вокруг оси через каждые 10-15 мин, а через 2-3 часа после окончания бетонирования извлекают из конструкции.

    Инъецирование каналов осуществляют высокопрочным раствором не ниже М300 на цементе М400-М500 и чистом песке. Нагнетание ведут непрерывно с начальным давлением около 0,1 МПа и последующим повышением до 0,4 МПа. Прекращают инъецирование, когда раствор начнет вытекать с другой стороны канала.

    Натяжение арматуры «на упоры» выполняют до бетонирования конструкции. Упоры располагают вне конструкции. После достижения бетоном необходимой прочности на него передается усилие предварительного напряжения за счет сцепления арматуры с бетоном.

    При этом способе возможно использование всех трех вышеназванных способов натяжения, но наиболее предпочтителен электротермический, который заключается в нагревании арматуры электрическим током.

    71. Оборудование для производства напряженного железобетона

    Рис. 13. Оборудование для производства напряженного железобетона

    Контроль качества при производстве арматурных работ

    Приемочный контроль арматурных элементов включает проверку их установки, величины защитного слоя и допускаемых отклонений.
    Установленные арматурные элементы должны соответствовать нормативным параметрам (табл. 2).

    2. Допускаемые отклонения при устройстве арматурных элементов

    Таблица 2. Допускаемые отклонения при устройстве арматурных элементов

    Стыковые соединения стержней, выполненных ванной или ванно – шовной сваркой, а также тавровые соединения закладных деталей частично или полностью проверяют с помощью ультразвуковой дефектоскопии с возможным последующим просвечиванием сомнительных участков рентгеновскими или гамма–лучами.

    В сварных швах допускаются следующие дефекты:

    • в соединениях, доступных для сварки с двух сторон непровары глубиной до 5% толщины металла, но не более 2 мм;
    • в соединениях, доступных для сварки с одной стороны без применения подкладок – непровары глубиной до 16% толщины металла, но не более 3 мм;
    • шлаковые включения или одиночные и групповые поры размером не более 10% толщины металла и не более 3 мм;
    • цепочка шлаковых включений при суммарной длине не более 200 мм на 1 м шва;
    • шлаковые включения или одиночные и групповые поры не более 5 шт. на 1 см2 шва.

    Арматурные работы относятся к числу скрытых, поэтому их приемка оформляется актами на скрытые работы.

    Техника безопасности при производстве арматурных работ

    Заготовка и обработка арматуры должна выполняться в специально оборудованных местах.

    При заготовке арматуры необходимо:

    • ограждать места, предназначенные для разматывания бухт и выпрямления арматуры;
    • складывать заготовленную арматуру в специально отведенных местах;
    • закрывать щитами торцевые части арматурных элементов в местах проходов шириной до 1 м;
    • при резке арматуры на отрезки длиной до 0,3 м применять приспособления, предупреждающие их разлет;
    • ограждать рабочее место при обработке стержней, выступающих за габариты верстака, а если верстак двусторонний, то разделять его посередине продольной металлической сеткой высотой не менее 1 м.

    При установке арматуры вертикальных конструкций (колонны, стены и др.) необходимо через каждый 2 м по высоте устраивать подмости с ограждением высотой не менее 0,8 м.

    Передвижение по горизонтально уложенным сеткам разрешается только по специальным ходовым доскам, установленным на козелки.

    При выполнении работ по натяжению арматуры необходимо:

    • устанавливать в местах прохода рабочих защитные ограждения высотой не менее 1,8 м;
    • оборудовать устройства для натяжения арматуры сигнализацией;
    • не допускать нахождения людей на расстоянии ближе 1 м от арматурных стержней, нагреваемых электрическим током.

    При производстве арматурных работ запрещается:

    • находиться на незакрепленных окончательно арматурных конструкциях;
    • производить какие-либо работы, стоя на арматурных хомутах или стержнях конструкции и перемещаться по ним.

    По материалам: Разработка технологической карты на монолитные работы : учеб.-метод. пособие / А. Н. Василенко, Д.А. Казаков, И.Е. Спивак, А.Н. Ткаченко; Воронеж. гос. техн. ун-т. Воронеж, 2017

    Звено рабочих ведет установку арматурных каркасов в опалубку для подачи каркасов используется кран

    РУКОВОДСТВО
    ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ ИЗ ТЯЖЕЛОГО БЕТОНА (БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ)

    РЕКОМЕНДОВАНО к изданию решением технического совета Ленинградского Промстройпроекта.

    Руководство содержит положения главы СНиП II-21-75* и материал, необходимый проектировщикам, занимающимся конструированием бетонных и железобетонных элементов зданий различного назначения, в основном для промышленного строительства. Приведены способы конструирования наиболее распространенных конструкций сборного и монолитного исполнения с армированием как сварными, так и вязаными арматурными каркасами и сетками.

    * Заменены на СНиП 2.03.01-84, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

    Даются также рекомендации по проектированию арматурных изделий и закладных деталей.

    Руководство предназначено для инженеров и техников-проектировщиков, а также для студентов строительных вузов.

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    В настоящем Руководстве изложены основные принципы конструирования наиболее массовых элементов из тяжелого бетона, а также приведены подробные данные по армированию конструкций, анкеровке и стыковке арматуры, конструированию арматурных изделий и закладных деталей и др.

    Настоящее Руководство можно использовать и при конструировании предварительно напряженных элементов (в части обычной арматуры) наряду с указаниями специальных руководств.

    Буквенные обозначения, приведенные без пояснения, соответствуют обозначениям главы СНиП II-21-75.

    Приведенные в Руководстве рисунки не должны рассматриваться как примеры графического оформления рабочих чертежей.

    Руководство разработано ГПИ Ленинградский Промстройпроект (инж. Г.Г.Виноградов) с участием ЦНИИпромзданий и НИИЖБ Госстроя СССР. При этом были использованы материалы НИЛФХММа и ТПа Главмоспромстройматериалов, КТБ Мосоргстройматериалов и Гипростроммаша Минстройдормаша СССР.

    1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Настоящее Руководство распространяется на конструирование бетонных и железобетонных элементов без предварительного напряжения, выполняемых из тяжелого бетона для зданий и сооружений, эксплуатируемых при систематическом воздействии температур не выше 50 и не ниже минус 70 °С.

    Примечание. Руководство не распространяется на конструирование элементов гидротехнических сооружений, мостов, транспортных тоннелей, труб под насыпями, покрытий автомобильных дорог и аэродромов, а также армоцементных конструкций и конструкций из специальных бетонов.

    1.2. Руководство ориентировано в основном на проектировщиков, занимающихся конструированием бетонных и железобетонных элементов зданий и сооружений для промышленного строительства. Однако материал Руководства может быть использован и при конструировании элементов конструкций другого назначения.

    1.3. При пользовании настоящим Руководством необходимо соблюдать требования государственных стандартов на арматуру, на арматурные изделия и закладные детали, а также на сварные соединения.

    1.4. Проектирование бетонных и железобетонных конструкций зданий и сооружений, предназначенных для работы в условиях агрессивной среды и повышенной влажности, должно вестись с учетом дополнительных требований, предъявляемых главой СНиП по защите строительных конструкций от коррозии.

    1.5. Выбор конструктивных решений армирования должен производиться исходя из технико-экономической целесообразности применения арматуры в конкретных условиях строительства с учетом максимального снижения металлоемкости, трудоемкости и стоимости арматурных изделий и, следовательно, строительства в целом, что может быть достигнуто путем применения эффективных видов арматуры и арматурных сталей, снижения веса арматурных изделий, наиболее полного обеспечения технологичности и механизации арматурных работ.

    1.6. Элементы сборных конструкций должны отвечать условиям механизированного изготовления на специализированных предприятиях.

    Сборные конструкции целесообразно при конструировании предусматривать максимально крупными, насколько это позволяют грузоподъемность монтажных механизмов, условия изготовления и транспортирования.

    1.7. Для монолитных конструкций следует предусматривать унифицированные размеры, позволяющие применять инвентарную опалубку, а также укрупненные пространственные арматурные каркасы.

    1.8. Для обеспечения условий качественного изготовления конструкций, требуемой их долговечности и совместной работы арматуры и бетона следует выполнять конструктивные требования, изложенные в настоящем Руководстве.

    1.9. Для железобетонных конструкций, конструируемых в соответствии с требованиями настоящего Руководства, применяются тяжелые бетоны, характеристики которых приведены в главе СНиП II-21-75.

    1.10. Объемная масса тяжелого вибрированного бетона на гравии или щебне из природного камня принимается равной 2400 кгс/м.

    Объемная масса железобетона при содержании арматуры 3% и менее может приниматься равной 2500 кгс/м; при содержании арматуры более 3% объемная масса должна определяться как сумма масс бетона и арматуры на единицу объема железобетонной конструкции.

    1.11. В качестве арматуры железобетонных конструкций следует преимущественно применять:

    а) горячекатаную арматуру класса A-III и термически упрочненную стержневую свариваемую арматуру класса А-III;

    б) обыкновенную арматурную проволоку диаметром 3-5 мм классов Вр-I и B-I (в сварных сетках и каркасах).

    Допускается также применять:

    в) горячекатаную арматуру классов A-II, А-II и A-I в основном для поперечной арматуры линейных элементов, для конструктивной и монтажной арматуры, а также в качестве продольной рабочей арматуры в случаях, когда использование других видов арматуры нецелесообразно или не допускается;

    г) обыкновенную арматурную проволоку класса B-I диаметром 3-5 мм для вязаных хомутов балок высотой до 400 мм и колонн;

    д) горячекатаную арматуру классов A-IV, A-V и термически упрочненную классов А-IV и А-V, а также упрочненную вытяжкой класса А-III только для продольной рабочей арматуры вязаных каркасов и сеток. Арматура этих классов может использоваться в качестве сжатой арматуры, а классов А-III, A-IV, А-IV и в качестве растянутой арматуры.

    Арматуру классов A-III, А-III, A-II, А-II и A-I рекомендуется применять в виде сварных каркасов и сварных сеток.

    Арматуру классов A-III, А-III, А-III, A-IV, A-V, А-IV и А-V рекомендуется применять при условии удовлетворения требований расчетов в частности по трещиностойкости.

    Примечание. В дальнейшем в настоящем Руководстве для краткости используются следующие термины: "стержень" - для обозначения арматуры любого диаметра, вида и профиля независимо от того, поставляется ли она в прутках или в мотках (бунтах); "диаметр" , если не оговорено особо, означает номинальный диаметр стержн

    1.12. В конструкциях с ненапрягаемой арматурой, находящихся под давлением газов или жидкостей, следует применять:

    а) горячекатаную арматуру классов А-II и A-I (преимущественно);

    б) горячекатаную арматуру класса A-III и термически упрочненную класса А-III;

    в) обыкновенную арматурную проволоку классов В-I и B-I.

    1.13. Данные по арматуре приведены в прил.1. При выборе вида и марки стали для арматуры, а также для закладных деталей, устанавливаемых по расчету, должны учитываться температурные условия эксплуатации конструкций и характер их нагружения согласно прил.2 и 3.

    2. ИЗДЕЛИЯ ДЛЯ БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ

    ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

    2.1. Изделия, применяемые в железобетонных конструкциях, подразделяются на:

    а) арматурные изделия:

    отдельные арматурные стержни;

    плоские и рулонные арматурные сетки (в дальнейшем просто сетки);

    пространственные арматурные каркасы (в дальнейшем просто каркасы);

    б) закладные детали;

    в) приспособления для фиксации арматуры и закладных деталей;

    г) приспособления для строповки элементов сборных конструкций.

    Примечание. Здесь и далее в настоящем Руководстве используются следующие термины: сетки - для обозначения любых плоских арматурных изделий, в том числе и так называемых плоских сварных каркасов; каркасы - для обозначения исключительно пространственных арматурных изделий.

    2.2. При конструировании следует преимущественно применять типовые арматурные изделия, разработанные в соответствующих ГОСТах.

    Если типовые изделия по своим параметрам не пригодны для применения в конкретных условиях, то допускается применять индивидуальные изделия, которые рекомендуется конструировать по аналогии с типовыми и в соответствии с указаниями настоящего Руководства. При этом необходимо стремиться к максимальной унификации изделий (в том числе размеров, шагов и диаметров продольной и поперечной арматуры) и к возможности изготовления их современными индустриальными способами. Изделия должны быть также удобны при транспортировании, складировании и укладке в форму.

    2.3. Арматуру железобетонных элементов следует конструировать преимущественно, а линейных железобетонных элементов, как правило, в виде каркасов.

    2.4. В рабочих чертежах арматурных изделий и закладных деталей следует указывать способы соединения стержней и их пересечений: какие пересечения должны быть сварными с нормируемой или ненормируемой прочностью, какие могут скрепляться вязальной проволокой или вообще не скрепляться.

    2.5. Арматура железобетонных конструкций из горячекатаной стали периодического профиля, горячекатаной гладкой стали и обыкновенной арматурной проволоки должна, как правило, изготовляться с применением для соединения стержней контактной сварки точечной и стыковой, а также в указанных ниже случаях дуговой (ванной и протяженными швами) сварки.

    Сварные соединения стержневой, термически упрочненной арматуры, как правило, не допускаются.

    Типы сварных соединений арматуры и закладных деталей должны назначаться в соответствии с техническими требованиями и указаниями соответствующих государственных стандартов и нормативных документов на арматурные изделия, сварную арматуру и закладные детали для железобетонных конструкций. Основные типы сварных соединений стержневой арматуры и элементов закладных деталей приведены в прил.4.

    2.6. Контактная точечная сварка применяется при изготовлении сварных каркасов, сеток и закладных деталей с нахлесточными соединениями стержней.

    2.7. Контактная стыковая сварка применяется для соединения по длине заготовок арматурных стержней. Диаметр соединяемых стержней при этом должен быть не менее 10 мм.

    Контактную сварку стержней диаметром менее 10 мм допускается применять только в заводских условиях при наличии специального оборудования.

    2.8. При отсутствии оборудования для контактной сварки допускается применять дуговую сварку в следующих случаях:

    а) для соединения по длине заготовок арматурных стержней из горячекатаных сталей диаметром 8 мм и более;

    б) при выполнении сварных соединений с нормируемой прочностью в сетках и каркасах с принудительным формированием шва в инвентарной форме или с обязательными дополнительными конструктивными элементами в местах соединения стержней продольной и поперечной арматуры (косынки, лапки, крюки и т.п.);

    в) при выполнении крестообразных соединений стержней без дополнительных конструктивных элементов (косынок, лапок, крюков и т.д.) только для соединений с ненормируемой прочностью (имеющих монтажное значение).

    2.9. При конструировании арматурных изделий и закладных деталей следует стремиться к сокращению числа их типоразмеров как в пределах железобетонного элемента, так и в пределах ряда железобетонных конструкций.

    2.10. Применение вязаной арматуры допускается при отсутствии оборудования для контактной точечной сварки, а также для элементов монолитных конструкций сложной конфигурации, для плит с большим числом неупорядоченных отверстий различных размеров и форм, при невозможности многократно использовать данную марку арматурного изделия или при наличии специальных требований, связанных с условиями изготовления, эксплуатации и др.

    2.11. Арматурные каркасы рекомендуется конструировать на весь железобетонный элемент или на его часть.

    ОТДЕЛЬНЫЕ АРМАТУРНЫЕ СТЕРЖНИ

    2.12. Отдельные стержни для армирования конструкций изготовляются из арматуры, сортамент которой приведен в прил.5 и 6.

    2.13. Длина отдельных стержней практически может приниматься любой, так как для реализации отрезков, получающихся при заготовке стержней, их соединяют контактной стыковой сваркой с целью последующей безотходной разрезки. При составлении спецификации арматуры это не учитывается. Длина отдельных стержней ограничивается условиями транспортировки, удобством укладки и пр.

    Некоторые часто встречающиеся в практике гнутые арматурные стержни показаны на рис.1.

    Рис.1. Гнутые арматурные стержни

    а - хомуты и шпильки; б - прямые отгибы; в - наклонные отгибы; г - кольцевой стержень; 1 - хомут элемента, рассчитанного на кручение; 2 - закрытый хомут; 3 - открытый хомут; 4 - ромбовидный хомут; 5, 6 - шпильки; 7, 8 - гнутый стержень диаметром 18 и менее мм; 7*, 8* - то же, диаметром 20 и более мм

    Звено рабочих ведет установку арматурных каркасов в опалубку для подачи каркасов используется кран

    ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

    ИЗГОТОВЛЕНИЕ, СБОРКА И УСТАНОВКА АРМАТУРНОГО КАРКАСА В ОПАЛУБКУ СТЕН ПОДВАЛА

    I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

    1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

    1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по изготовлению, сборке и установке арматурных каркасов в опалубку стен подвала.

    Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоёмкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

    1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

    - строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

    - заводские инструкции и технические условия (ТУ);

    - нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001, ЕНиР, ВНиР, ТНиР);

    - производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

    - местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

    1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии производства строительно-монтажных работ по изготовлению, сборке и установке арматурных каркасов в опалубку стен подвала с целью обеспечения высокого качества, а также:

    - сокращения продолжительности строительства;

    - обеспечения безопасности выполняемых работ;

    - организации ритмичной работы;

    - рационального использования трудовых ресурсов и машин;

    - унификации технологических решений.

    1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ по изготовлению, сборке и установке арматурных каркасов в опалубку стен подвала.

    РТК регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ. Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

    РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

    1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объёмов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

    Порядок привязки ТТК к местным условиям:

    - рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

    - проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

    - корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

    - пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

    - оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

    1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы в III температурной зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства строительно-монтажных работ по изготовлению, сборке и установке арматурных каркасов в опалубку стен подвала, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

    Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:

    -·монолитные стены подвала - 100,0 м.

    II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    2.1. Технологическая карта разработана на комплекс строительно-монтажных работ по изготовлению, сборке и установке арматурных каркасов в опалубку стен подвала.

    2.2. Строительно-монтажные работы по изготовлению, сборке и установке арматурных каркасов в опалубку стен подвала выполняют в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

    2.3. В состав последовательно выполняемых строительно-монтажных работ по изготовлению, сборке и установке арматурных каркасов в опалубку стен подвала входят следующие технологические операции:

    - изготовления арматурных сеток;

    - сборка каркасов из арматурных сеток в опалубке;

    - закрепление арматурного каркаса стен в опалубке.

    2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автомобильный стреловой кран КС-45717 (=25 т); станок для гибки арматуры ICARO P-36 (N=3 кВт, =36 мм, габариты 1056182 см, Р=450 кг); станок для резки арматуры ICARO C-55 (N=3 кВт, =36 мм габариты 869085 см, Р=362 кг); однопостовый бензиновый сварочный генератор (Honda) EVROPOWER ЕР-200Х2 (Р=200 А, Н=230 В, вес m=90 кг); седельный тягач КамАЗ-54115-15 с бортовым полуприцепом СЗАП-93271 (=25,0 т); монтажный гусеничный кран МКГ-25.01 (=25,0 т); электрическая шлифовальная машинка PWS 750-125 фирмы Bosch (Р=1,9 кг; N=750 Вт).

    Рис.1. Грузовые характеристики автомобильного стрелового крана КС-45717

    Рис.2. Грузовые характеристики монтажного гусеничного крана МКГ-25.01

    1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

    Типовая технологическая карта разработана на устройство столбчатых монолитных фундаментов под каркас гражданских и промышленных зданий с использованием опалубки из блок-форм. Технологической картой предусматривается устройство монолитных фундаментов с применением опалубки из стальных опалубочных блок-форм, разработанных ЦНИИОМТП Госстроя СССР (проект 79-2.00.000). В типовой технологической карте предусматривают два варианта подачи бетонной смеси в конструкции:

    краном в бункерах;

    автобетононасосом СБ- I 26А;

    Работы выполняются в летний период в две смены.

    2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

    До начала устройства фундаментов должны быть выполнены следующие работы:

    организован отвод поверхностных вод от котлована;

    устроены подъездные пути и автодороги;

    обозначены в пролете пути движения механизмов, места складирования, укрупнения арматурных сеток и опалубки, подготовлена монтажная оснастке и приспособления;

    выполнена бетонная подготовка под фундаменты;

    завезены арматурные сетки и комплекты опалубки в количестве, обеспечивающем бесперебойную работу не менее чем в течение двух смен;

    составлены акты приемки основания фундаментов в соответствии с исполнительной схемой;

    устроено временное электроосвещение рабочих мест и подключены электросварочные аппараты;

    произведена геодезическая разбивка осей и разметка положения фундаментов в соответствии с проектом;

    на поверхность бетонной подготовки краской нанесены риски, фиксирующие положение рабочей плоскости щитов опалубки.

    Арматурные работы

    Арматурные сетки подколонников доставляют на строительную площадку и разгружают на площадке сборки армокаркасов, а сетки башмаков - непосредственно у мест возведения фундаментов.

    C борку армокаркасов подколонников производят на стенде сборки с помощью кондуктора конструкции ЦНИИОМТП в следующей последовательности:

    укладывают арматурные сетки на кондуктор и фиксируют в проектном положении вязальной проволокой с последующей электроприхваткой;

    снимают армокарнас с кондуктора автокраном и укладывают на площадку для складирования.

    К месту установки армокаркасы доставляют автотранспортом.

    Работы по установке арматуры выполняют в последовательности:

    устанавливают арматурные сетки башмака на фиксаторы, обеспечивающие защитный слой бетона по проекту;

    после устройства опалубки башмака устанавливают армокаркас подколонника с закреплением его к нижней сетке вязальной проволокой.

    Опалубочные работы

    Опалубку монолитных железобетонных фундаментов выполняют из отдельных унифицированных стальных опалубочных блоков. В комплект опалубки блок-форм для фундаментов, рассматриваемых в данной технологической карте, входят, опалубочный блок двухступенчатой башмачной части фундамента и блок подколонника, состоящий из двух блоков.

    Сборочные единицы стальных опалубочных форм и их количество приведены в табл. 5.

    Стальные опалубочные формы для железобетонных монолитных фундаментов должны поступать на строительную площадку комплектно в состоянии, пригодном к сборке и эксплуатации.

    Монтаж стальных опалубочных блок-форм производится в такой технологической последовательности:

    устанавливают опалубочный блок двухступенчатой башмачной части фундамента в проектное положение строго по oce вым рискам, нанесенным на бетонную подготовку, и закрепляют его металлическими штырями к основанию;

    устанавливают на центрирующие штыри рамы опалубки башмачной части фундамента опалубочный блок подколонника и закрепляют его при помощи фиксаторов;

    устанавливают подмости на центрирующие штыри верхнего блока подколонника и закрепляют фиксаторами;

    устанавливают лестницу и закрепляют верхний конец на подмостях;

    устанавливают вкладыши на центрирующие штыри верхнего блока подколонника и закрепляют фиксаторами;

    Демонтаж опалубки

    Разборку опалубки производят сразу после достижения бетоном проектной прочности.

    Демонтаж блок-форм производят в следующем порядке:

    раскрывают замковые стяжки при помощи приспособления для раскрывания блоков, отводят створки блоков от бетона;

    отсоединяют блок подколонника от рамы опалубки башмачной части фундамента;

    демонтируют блок подколонника;

    выбивают клин, поворачивают палец и отводят щиты башмака от бетона, после чего демонтируют блок-форму башмачной части фундамента.

    При необходимости опалубочную поверхность очищают от налипшего бетона металлическими щетками и скребками и производят смазку эмульсионным составом.

    Демонтированные блоки опалубки транспортируют к месту нового бетонирования.

    Бетонные работы

    После проверки правильности установки опалубки и арматуры производят бетонирование фундаментов.

    Транспортирование бетонной смеси осуществляют автобетоносмесителем с разгрузкой в поворотные бункеры или приемную воронку автобетононасоса.

    В состав работ по бетонированию фундаментов входят:

    прием и подача бетонной смеси;

    укладка и уплотнение бетонной смеси.

    Подача бетонной смеси в конструкции предусматривается в двух вариантах:

    автомобильным краном СМК-10 в поворотных бункерах;

    автобетононасосом СБ-126А (при подвижности бетонной смеси от 4 до 16 см).

    Бетонирование фундаментов осуществляется в два этапа: на первом этапе бетонируют башмак фундамента и подколонник до отметки низа вкладыша; на втором этапе бетонируют верхнюю часть подколонника после установки вкладыша.

    Бетонную смесь укладывают горизонтальными слоями толщиной 30 - 40 см.

    Каждый слой уложенного бетона тщательно уплотняют глубинным вибратором. При уплотнении бетонной смеси конец рабочей части вибратора должен погружаться в ранее уложенный слой бетона на глубину 5 - 10 см. Шар перестановки вибратора не должен превышать 1,5 радиуса его действия.

    Перекрытие предыдущего слоя бетона последующим должно быть выполнено до начала схватывания бетона в предыдущем слое.

    В углах и у стен опалубки бетонную смесь дополнительно уплотняют штыкованием ручными металлическими шуровками.

    Бетонирование фундаментов производят с навесных подмостей.

    При бетонировании монолитных фундаментов автобетононасосом СБ-126А радиус действия распределительной стрелы позволяет производить укладку бетонной смеси в одном ряду с двух точек.

    Мероприятия по уходу за бетоном в период набора прочности, порядок и сроки их проведения, контроль за выполнением этих мероприятий необходимо осуществлять в соответствии с требованиями СНиП 3.03.01-87 «Несущие ограждающие строительные конструкции. Правила производства работ». Сроки выдерживания и периодичность поливки назначает строительная лаборатория.

    3. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ

    Предельное отклонение положения элементов опалубки, арматуры и выполненных монолитных фундаментов относительно разбивочных осей или ориентирных рисок при приемке не должны превышать величин, указанных в СНиП 3.03.01-87.

    Технические критерии и средства контроля операций и процессов приводятся в табл. 1.

    Наименование процессов, подлежащих контролю

    Инструмент и способ контроля

    Ответственный за контроль

    Технические критерии оценки качества

    Смещение осей опалубки от проектного положения

    В процессе монтажа

    Допускаемое отклонение 15 мм

    Отклонение плоскости опалубки от вертикали на всю высоту фундамента

    Отвес, линейка измерительная

    В процессе установки

    Допускаемое отклонение 20 мм

    Отклонение от проектных размеров толщины защитного слоя

    В процессе работ

    Допускаемые отклонения при толщине защитнго слоя более 15 мм - 5 мм; при толщине защитного слоя 15 мм и менее - 3 мм

    Смещение арматурных стержней при их установке в опалубку, а также при изготовлении арматурных каркасов и сеток

    Допускаемое отклонение не должно превышать 1/5 наибольшего диаметра стержня и 1/4 устанавливаемого стержня

    Отклонение от проектных размеров положения осей вертикальных каркасов

    Допускаемое отклонение 5 мм

    Укладка бетонной смеси

    Толщина слоев бетонной смеси

    Толщина слоя должна быть не более 1,25 длины рабочей части вибратора

    Уплотнение бетонной смеси, уход за бетоном

    Шаг перестановки вибратора не должен быть больше 1,5 радиуса действия вибратора, глубина погружения должна быть несколько больше толщины уложенного бетона. Благоприятные температурно-влажностные условия для твердения бетона должны обеспечиваться предохранением его от воздействия ветра, прямых солнечных лучей и систематическим увлажнением.

    Подвижность бетонной смеси

    Конус СтройЦНИЛпресс (ПСУ-500)

    Подвижность бетонной смеси должна быть 1 - 3 см осадки конуса по СНиП 3.03.01-87

    Состав бетонной смеси при укладке автобетононасосом

    Путем опытного перекачивания

    Опытное перекачивание автобетононасосом бетонной смеси и испытание бетонных образцов, изготовление из отобранных после перекачивания проб бетонной смеси

    Проверка соблюдения сроков распалубливания, отсутствие повреждений бетона при распалубливании

    После набора прочности бетоном

    Производитель работ, строительная лаборатория

    4. Калькуляция затрат труда, машинного времени, заработной платы

    Номер фасета для пересчета показателей

    Обоснование (ЕНиР и др. Нормы)

    Заработная плата, р.-к.

    Время пребывания машины на объекте, маш.-ч

    Заработная плата машиниста с учетом пребывания машины на объекте, р.-к.

    машиниста чел.-ч (маш.-ч)

    машиниста, чел.-ч (маш.-ч)

    Разгрузка арматурных сеток с транспортных средств автокраном

    ЕНиР, 1987 г., § Е1-5, табл. 2, п. 1а, б, К = 0,75 к расценке машиниста

    Сортировка и подача арматурных сеток к месту работы

    ЕНиР, 1987 г., § Е5-1-1, п. 3

    Разгрузка с транспортных средств укрупненных элементов опалубки

    ЕНиР, 1987 г., § Е I -5, табл. 2, п. 1а, б, К = 0,75 к расценке машиниста

    Читайте также: