Заложен фундамент будущего социального государства

Обновлено: 17.05.2024

Тезисы доклада «Конституционные основы социального государства в России: обновление»

С момента своего принятия в 1993 году Конституция Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя предусматривает признание современной России социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Несмотря на довольно лаконичное содержание положений статьи 7 Конституции, в которой закреплён правовой принцип социального государства и перечислен ряд основных направлений государственной политики в социальной сфере, указанная статья является основополагающей для осуществления публичных функций социального характера.

Представляя собой систему абстрактных правовых норм, статья 7 Конституции России одновременно создаёт нормативную основу для определения возможных способов реализации социальной политики органами публичной власти, ориентируя их на принятие мер, направленных на достижение макроцели в виде повсеместного утверждения принципа социального государства в практике государственного строительства, и ограничивает принятие государственно-властных решений, не согласующихся с этим правовым принципом.

Намерение участников Конституционного совещания 1993 года, осуществлявших разработку проекта Конституции Российской Федерации, придать правовому принципу социального государства особую значимость вполне понятно. Только благодаря предоставлению указанному принципу гарантии его реализации, имеющей конституционный характер, стало возможным создание качественно новых условий для проведения государственной политики в социальной сфере. Политики, предполагающей не только гибкость механизмов государственной поддержки наименее социально защищённых слоёв населения, но также и недопустимость отстранения публично-властных институтов от исполнения социальных функций государства.

Конституционная догматизация принципа социального государства, то есть закрепление соответствующих положений в Конституции РФ, отражает стремление государства и, что не менее важно, самого общества, запрос которого лежит в основе определения вектора социальной политики, на формирование позитивной политической повестки, на проведение изменений, позволяющих создать максимальный объём возможностей для человека.

Социальная государственность современной России в то же самое время выступает в качестве результата общественного консенсуса относительно долгосрочной программы действий государства в социальной сфере. Всенародное голосование 1993 года по проекту Конституции России показало стремление граждан России сохранить всё то, что было достигнуто ранее, и, обеспечив историческую преемственность, продолжать государственное развитие в соответствии с принципом социального государства.

Обеспечение и защита социальных прав — приоритетное направление деятельности публичной власти, что неоднократно подчёркивалось на высшем государственном уровне. В связи с этим закрепление в Конституции принципа социального государства, с одной стороны, возлагает на органы власти определённые обязанности по принятию мер, направленных на обеспечение социальной защиты населения, и, с другой стороны, не позволяет осуществлять меры, входящие с этим принципом в противоречие.

Закрепление в Конституции положений о социальном государстве и иных норм, направленных на конкретизацию соответствующего правового принципа, возлагает на государство дополнительные обязанности по обеспечению действия социальных гарантий, пересмотреть которые в сторону ухудшения будет весьма затруднительно. Расширение «социальной базы» Конституции выступает элементом прогрессивного развития отечественного конституционализма, в полной мере отвечающего общемировым тенденциям конституционной позитивизации социальных обязательств государства и определением в национальных конституциях широкого круга гарантий конституционных прав граждан.

Так, например, в соответствии со статьей 50 конституции Испании государственные органы посредством адекватных и периодически индексируемых пенсий гарантируют гражданам, достигшим преклонного возраста, достаточный доход. Аналогичным образом, без ущерба для обязательств семей, они должны содействовать своему благосостоянию через систему социальных услуг, которая обеспечивает решение их конкретных проблем в области здравоохранения, жилья, культуры и досуга. Преамбулой к Конституции Франции каждому гражданину, который в силу своего возраста, физического или умственного состояния или экономического положения не может работать, гарантируется право на получение материальной помощи. Статьей 38 Конституции Италии каждому трудящемуся гарантируется право на получение достаточных для удовлетворения своих потребностей материальных средств, а также получение таких средств при наступлении несчастного случая, болезни, инвалидности, старости и вынужденной безработицы. Статьей 30 конституции Чехии каждому гражданину предоставляется право на достойное материальное обеспечение по старости, в периоды нетрудоспособности, а также в случае потери кормильца.

В практике развитых правопорядков позитивизация в основном законе наиболее важных социальных гарантий является распространённым и зарекомендовавшим свою эффективность правовым механизмом. Таким образом, конституционное закрепление и последовательное расширение действия принципа социального государства представляет собой общемировую тенденцию, с которой в полной мере солидарна и Российская Федерация.

Социальное государство и поправки к Конституции Российской Федерации

Проектом Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти», инициированным Президентом Российской Федерации в январе 2020 года, уделяется особенное внимание вопросам, связанным с расширением конституционных гарантий реализации и защиты социальных прав граждан.

Так, предложенными Президентом России поправками предлагается гарантировать минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума, регулярную индексацию социальных пособий и иных социальных выплат, а также закрепить такие основные принципы функционирования системы пенсионного обеспечения как эффективность, всеобщность, справедливость и солидарность поколений.

Как было отмечено Президентом России в ходе заседания рабочей группы по подготовке поправок к Конституции, в момент принятия Конституции закрепление в её тексте широкого перечня конкретных социальных гарантий не представлялось возможным в связи с довольно сложным экономическим положением государства. В настоящее же время, как указал Президент Российской Федерации, экономическая ситуация изменилась в лучшую сторону, и так как у государства есть такая возможность, оно должно гарантировать собственным гражданам качественно новый уровень социальной защиты.

И это действительно так. Социальная политика в любом случае зависит от экономической обстановки. Государство не может гарантировать обеспечение социальной поддержки в объёме, не соотносящемся с его возможностями. Но как мы все можем видеть, за более чем 25 лет, прошедших с момента принятия нашей Конституции, социальная политика России перешла на качественно новый уровень. Было сделано очень много для обеспечения реального благополучия населения. На закрепление этих достижений и направлены инициированные Президентом России поправки к Конституции.

С одной стороны, соответствующие положения не предусматривают каких-либо жёстких рамок чрезмерных социальных обязательств государства по отношению к собственным гражданам, определение которых в тексте Конституции могло бы вызвать непрогнозируемые изменения социальной и экономической структуры общественных отношений. Закрепление в Конституции этих социальных гарантий не ограничит законодателя в тонкой настройке системы государственного социального обеспечения, а создаст дополнительные гарантии сохранения того правового положения, которое было достигнуто по состоянию на сегодняшний день.

Эти предложения не являются чем-то недостижимым. Для реализации положений каждой из поправок, предложенных Президентом Российской Федерации, у государства имеются и будут иметься необходимые ресурсы.

Безусловно, в процессе своей деятельности органы власти каждый день делают выбор, который влияет на объём социальных гарантий со стороны государства. И, возможно, кто-то скажет, что того уровня социальной поддержки, который имеется в настоящее время, недостаточно.

Но если какие-либо меры государством не принимаются или действия публичной власти не отвечают желаниям граждан, это не говорит о нарушении принципа социального государства, о таком нарушении можно говорить только тогда, когда имеет место непропорциональное и не соответствующее принципу определённости правовых ожиданий умаление социальных гарантий.

Для проведения успешной политики по «инвестированию в человеческий капитал», а также с целью построения государства возможностей, кроме всесторонней общественной поддержки и, что особенно значимо, желания общества осуществлять соответствующие изменения, категорически необходимо утверждение сильного государства, способного создать условия для развития человека.

Может ли государство, в котором не обеспечиваются социальные права граждан, не применяются меры, направленные на устранение искусственного общественного неравенства, не функционируют механизмы адресной поддержки населения, считаться сильным? Отнюдь, ведь в таком государстве не могут быть созданы формально равные условия для развития человека. Только социальное государство может быть признано сильным государством.

Предложенные поправки к Конституции, кроме прочего, позволят повысить доверие граждан ко всей системе публичного управления и обеспечат развитие диалога между обществом и властью, необходимого для достижения результатов, значимых для каждого гражданина.

Современная российская государственность без каких-либо оговорок является социальной, и нашей задачей, задачей всего общества в этой связи является приумножение наших успехов в социальной сфере, чему, безусловно, будут способствовать и инициированные Президентом России поправки к Конституции. Построение эффективной модели социального государства предполагает, что осуществление социальной политики является не только обязанностью самого государства, но также выступает в качестве направления деятельности всего общества, цель которого состоит в реализации концепции социальной солидарности.

УСЛОВИЯ ПОСТРОЕНИЯ БЛАГОПОЛУЧНОГО СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

Конституция РФ, Ст.7 говорит, что Российская Федерация - социальное государство. Но фактическое положение населения в стране говорит об обратном. Почему же государство не может обеспечить достойную жизнь своему населению. Население свою обязанность по защите Родины свято выполняет всю свою историю, а потенциально богатейшее государство никак не хочет выполнять Ст.7 Конституции РФ.

Не происходит и при существующей либеральной экономической модели не произойдет никогда, потому что построено олигархическое чиновничье государство с дико несправедливыми общественными отношениями, несовместимыми с принципами построения социального государства.

Все ресурсы страны идут в основном по двум направлениям:

- на укрепление государства, обороны и вертикали власти – что правильно;

- на обогащение олигархов, чиновников и узкой группы населения (банки, биржи, торговля, шоу-бизнес и т.п.), для многих из которой Россия давно перестала быть Родиной, стала колонией.

На остальное население идут крохи по остаточному принципу. Население, брошено на самовыживание в условиях пресловутого рынка. И мы имеем дикое расслоение. С одной стороны жирующую власть, бизнес, торговлю, шоу - бизнес и т. п. С другой - вымирание и уничтожение провинции, нищету – до 1 ПМ/чел. (22%) и бедность – до 3 ПМ/чел. (43%) населения провинции. Все действия власти направлены на самообогащение и сбрасывание с себя обязанностей заботиться о населении. Эта элита никогда не будет развивать реальную экономику, ей это не надо, это трудоемко и малоприбыльно.

Пусть не обманывает Вас видимое благополучие крупных городов, куда приходят финансовые потоки. Реальная производственная экономика, малый и средний бизнесы, которые должна обеспечивать развитие и занятость населения страны, провинции, не развивается. Поэтому нет нормальных рыночных отношений, а есть базар и диктат монополистов.

Французские философы-просветители именовали общество, основанное на идеалах справедливости и разума, - "цивилизованным". В развитых странах элитам хватило цивилизованности, чтобы внедрить справедливые общественные отношения, поступиться частью своих доходов и в итоге создать благополучные социальные государства. И учтите, это в странах, где почти нет природных ресурсов. В России элита никак не хочет поступаться своими доходами, и президент защищает их интересы.

Чтобы в России изменить ситуацию к лучшему надо немного – здравый смысл и чтобы президент и ГД повернулись лицом к населению и начали защищать его интересы. Надо менять экономическую модель развития и внедрять справедливые общественные отношения.

Принцип справедливости общественных отношений лежит в основе теории социального государства. Главная простая логическая мысль и идея – если хотите жить в стабильном социальном государстве, то в нем государство должно создать ядро социального капитала и внедрить справедливые общественные отношения. Это хорошо изложено С.С.Губановым «Что такое социальное государство».

Такое ядро, в виде социальной собственности, социального капитала и справедливых общественных отношений, есть во всех развитых странах, оно было в СССР, но его не стало в современной России.

Принципы создания социального государства для всех стран одинаковы.

1. Создание ядра, в виде социальной собственности и социального капитала, достаточного для обеспечения социальной защищенности населения. Это высокий уровень жизни населения, науки, образования, медицины, культуры, всех областей жизни общества.

2. Внедрение справедливых общественных отношений:

- равенство всех граждан перед законом;

- справедливость распределения доходов.

Ядро социального капитала создается в основном из двух источников:

- прибыль от работы экономики и финансовых институтов, командные высоты которых государство держит в своих руках. Для России это заведомо прибыльные природоресурсные и системообразующие отрасли, финансовая, алкогольная и т.п.;

- налоги, в том числе дифференцированный НДФЛ, являющийся основным инструментом справедливости распределения доходов и жесткие законы по борьбе с теневыми доходами, неотвратимость наказания за уклонение от уплаты налогов.

Возможно ли в России сейчас исполнить эти требования? Только, если президент сменит экономический курс и финансово-экономический блок правительства. Пока этого нет. Президент сторонник малых шагов и полумер. Он против дифференцированного НДФЛ и вся либеральная власть категорически против уменьшения своих доходов, желает дальше жировать за счет природных ресурсов. Все наши госкорпорации устроены по принципу возможности личного обогащения власти за счет госбюджета.

Остается только надеяться, что патриотическое начало, усиливающееся давление на Россию, желание войти положительно в историю и инстинкт самосохранения побудят президента к решительным эффективным действиям во благо России, и её народа.

Других сил, способных совершить эти изменения, пока не видно. Не видно ярких лидеров, нет мощного объединения патриотических сил, которым бы поверило население. Нужен лидер, масштаб личности которой соответствовал бы стоящим перед страной задачам.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Теги события:

Социальное государство справедливость


Комментарии Написать свой комментарий

То, что Путина надо менять, ясно и без статьи. Но автор хочет найти кого-нибудь поумнее. Зачем? Он наверно забыл, как олухом был Путин в самом начале. Два года слова умного не мог вымолвить, кроме "мочить всех в сортире" и "я - раб". А потом - ничего, обнаглел, обтесался, вставил в ухо наушник - и сразу же "поумнел"! И всем стало сразу же хуже. Отсюда вывод: любого нужно ставить, даже круглого дурака, лишь бы не предателя, вора.

Если дать правдивую характеристику нашей власти, то это - уголовники, не собирающиеся жить по месту совершения преступления - жулику очень не комфортно жить среди своих потерпевших.
Если дать правдивую характеристику населению России, то оно ещё хуже, чем власть - оно заклюёт любую личность, которая бросит перчатку власти. Пример - Навальный. Или пример со Скрипалём - весь мир уже в деталях наблюдает, как наша власть совершила преступление на территории другой страны, а наши *патриоты* с пеной у рта доказывают, что это опять англичанка гадит.
Нет у нас никаких патриотических сил и нет никакого народа, а есть население, неизлечимо больное потребительством и, ради его удовлетворения отказавшееся и от гражданского долга, и от морали, и от совести, возложив всю ответственность на Христа, которого ему жулики очень во время и подсунули.
Нам осталось идти на Запад, как и 1200 лет назад и просить: - * Ума у нас нет - придите и правьте нами*.

Здесь, на сайте, я прочитал одно предложение.
Кстати, оно, как ни странно, в русле статьи Зорькина Валерия Дмитриевича, Председателю Конституционного Суда РФ - «Буква и дух Конституции».

Полагаю, что РАН предложит куда более стоящее РЕШЕНИЕ.
////
Уважаемый Владимир Владимирович, здравствуйте!

В СССР были "Ядерный проект", "Космический проект" и другие проекты, для разработки которых привлекались лучшие интеллектуальные силы СССР.
Сегодня в России существуют десятки Программ, выполнение которых крайне необходимы для успешного развития России.
Владимир Владимирович, сегодня в России не решены важные и судьбоносные задачи в понимании модели Будущего России, да и Будущего всего окружающего мира.
Существующие политические партии России, всевозможные группировки, имеющие свои корпоративные интересы, создают в России атмосферу хаоса и неопределённости в осознании, большинством граждан России, своего Будущего. Сегодняшнее общество в России подвержено влиянию случайных событий, как внутри России, так и вне её.
Например, никто не знает определённо, что станет с Россией после вашего ухода в отставку, в 2024 году, или в случае вашего ухода из жизни. Именно по этой причине все усилия внутренних и внешних врагов России сегодня направлены именно против Вас. В сознание граждан России внедряется мысль о том, что Вы и только Вы виновник всех наших успехов и всех неудач. Из Вас, внутренние и внешние враги России, делают Сталина 21 века, что крайне опасно для нормального гармоничного развития России, и для восприятия России гражданами других стран, какими бы причинами это не было обусловлено.

Прежде всего, России нужна ГОСУДАРСТВЕННАЯ идеология, в основе которой, думается, должна быть заложена идея социальной СПРАВЕДЛИВОСТИ, основанной на духовно-нравственных принципах, выработанных всей истории человечества и чётко сформулированных в Конституции России. То есть, реально нужна новая Конституция России!

Во вторых, нужна новая модель политического, экономического и социального функционирования жизни в России, на основе социальной справедливости, в выработанной и сформулированной новой Конституции. Без всего этого России будет крайне трудно встать с колен.

Где и каким образом должна быть разработана и сформулирована эта модель?
Такая модель может и должна быть разработана лучшими интеллектуальными силами России в области государственного строительства, политики, экономики, социальных наук. Такая работа не может осуществляться на любительском и индивидуальном уровне, это должен быть государственный проект, равный по значению и важности «Ядерному проекту» СССР.

С этой целью, предлагается Вам поручить Академии наук России (РАН) разработать проект под условным названием: "Проект СПРАВЕДЛИВОГО социального Будущего России" (а, возможно и всего мира, ибо крайне сложно, в отдельной взятой России, построить её справедливое социальное Будущее), с подключением к его разработке лучших интеллектуальных сил России, а возможно и всего мира, в области ПОЛИТИКИ, ЭКОНОМИКИ, СОЦИАЛЬНЫХ и прочих наук.

Будущее России и мира категорически нельзя отдавать на откуп "УЛИЦЕ" (митингам, демонстрациям и революциям) или каким-либо иным политическим и прочим силам России и мира («мировому правительству»).
Данный проект должен опираться на лучшие духовно-нравственные принципы справедливости, выработанные всей историей человечества, включая многие лучшие духовно-нравственные принципы, опробованные в СССР и других странах на практике.
В разработке этого проекта могут, а возможно, и будут должны, принять участие учёные-специалисты из Государственной Думы и Совета Федерации, учёные из университетов России и всего мира.

Экспертами данного проекта, в официальном порядке, должны стать депутаты всех уровней законодательной власти России всех созывов, члены Совета Федерации, учёные специалисты всех парламентских партий России (именно учёные, а не просто политики).

Данный проект должен быть промоделирован на самых современных компьютерах, особенно экономическая и социальная составляющая, с тем, чтобы было понимание «кризисных» моментов в функционировании данной модели, в механизме перехода развития России от существующего положения к последующим этапам этого развития. Нужно выявить понимание самих причин возникновения «кризисных ситуаций», разработать сценарии и алгоритмы выхода из самой вероятности возникновения этих «кризисов».

Такой проект по силам только большому комплексному коллективу учёных в области государственного строительства, политики, экономики, социальных наук.
Надеюсь, что моё предложение будет принято Вами, ради блага России.

Потенциал развития Конституции Российской Федерации заложен в понятии социального государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вороненков Денис Николаевич

Автор статьи размышляет о потенциале развития , заложенном в действующей Конституции Российской Федерации и необходимости построения на практике социального государства .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Вороненков Денис Николаевич

О политическом режиме, новом консерватизме и партийности в России 2000-2010-х годов Поправки-2008 к Конституции России: политические изменения в системе государственной власти Консервативные ценности в программных документах политических партий РФ на парламентских выборах – 2011 Конституционное развитие России в ХIХ В. Идеология как политическая и методологическая проблема i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT POTENTIAL OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION INHERENT IN THE CONCEPT OF THE SOCIAL STATE

The author reflects on the development potential inherent in the current Constitution of the Russian Federation and the need to build on the practice of the welfare state.

Текст научной работы на тему «Потенциал развития Конституции Российской Федерации заложен в понятии социального государства»

ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАЛОЖЕН В ПОНЯТИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Вороненков Денис Николаевич,

депутат, член комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, член ЦК КПРФ, доктор юридических наук, профессор

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Анотация. Автор статьи размышляет о потенциале развития, заложенном в действующей Конституции Российской Федерации и необходимости построения на практике социального государства. Ключевые слова: Конституция, развитие, стратегия, социальное государство.

THE DEVELOPMENT POTENTIAL OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION INHERENT IN THE CONCEPT OF THE SOCIAL STATE

Abstract. The author reflects on the development potential inherent in the current Constitution of the Russian Federation and the need to build on the practice of the welfare state. Key word: The Constitution, development, strategy, social state.

День Конституции олицетворяет торжество и силу основного закона нашей страны. Конституция была и остается залогом укрепления государственности, стабильности общественного устройства и становления гражданского общества.

Всем известно, в каких политических и экономических условиях она была принята - это неоднократно обсуждалось. Признавалось, что Конституция сырая, но она нужна, как объединяющий акт, и что в дальнейшем ее доработают. За двадцать лет серьёзных, концептуальных поправок в Конституцию не вносилось.

Хорошо ли это? Возможно да, поскольку обеспечивает определенную государственную стабильность, но где законы о конституционном собрании, об Администрации Президента, о принятии нормативно-правовых актов и многие другие.

Всем известна притча об индийских священных коровах: их нельзя трогать, чтобы не причинить им вреда, а если корова заболеет? Ждать смерти, или

все-таки лечить, даже рискуя причинить корове боль? Наша страна - не индийская священная корова - никто не имеет права ждать ее естественной смерти, лечить необходимо, но прежде чем лечить, надо поставить диагноз.

Минувший год не только в России, но и в большей степени во всем мире продемонстрировал важную тенденцию размывания перспективы будущего. Речь идет об исчезновении перспективы предвидимого, желаемого, так или иначе планируемого будущего, с которым соизмеряются идеологические конструкции, далеко идущие планы, социальные теории и практика.

Несомненно, наша жизнь не останавливается, в ней происходит множество событий и вызревает множество процессов, масштаб которых может в скором времени оказаться совершенно непредвиденным.

Сегодня наша страна в глубоком кризисе - в этом надо отдавать себе отчет. Это не просто эконо-

мическии и политическим кризис - это кризис целей, кризис задач.

ВыМти из этого кризиса будет очень нелегко, т.к. стратегия развития любого государства - это взаимное политическое участие и экономическая интеграция, которые весьма затруднительны в период санкции во все более глобальном мире.

Почти всё в жизни - это вопрос целеполагания. Какие же цели сегодня у нашего государства, не пустые лозунги, а реальные задачи? - Их нет. Мы мечемся в поиске, выбираем что-то, меняем Запад на Восток. Но все эти движения - пустая трата сил, пока нет яснои стратегии развития, а она нужна не только стране в целом, но и каждому отдельному гражданину. Народ наш истосковался по смыслу, по поставленном задаче и плану ее решения. Нам нужна ясная, четко обозначенная цель и стратегия движения к неи.

Собственно говоря, попытки некоего планирования в виде «Стратегии - 2020» делались, но это все было из цикла «пятилетку за три года» - утопически и непонятно зачем, потому что главное в этих экономических построениях было упущено - стратегия.

ДаваМте спросим себя, какоМ видит эту стратегию каждыМ из нас, но без пустых фраз типа «догоним и перегоним», «мы все сделаем сами», без ме-таниМ в стороны, без «победим врага». Нет у нас худшего врага, чем мы сами. Самая большая трагедия сегодняшнеМ России - отсутствие стратегии развития!

Между тем такая цель, способная объединить страну и энергично двинуть ее вперед есть! Она заложена в нашей Конституции уже двадцать лет и формулируется как: «Россия - социальное государство!»1

Вот построение на практике социального государства и должно стать целью, объединяющеМ общество на основе справедливости и дающее равные права и возможности для каждого гражданина.

А что мы видим сеМчас? Большинство не имеет ни малеМшего представления о том, какоМ должна быть Россия завтра и послезавтра. Только общие слова, только пустые фразы. Больше десяти лет мы бесцельно прожигали природную ренту, пустив экономическое и социальное развитие страны на самотек.

Вершить судьбу такоМ великоМ страны, как наша - большая честь и огромная ответственность. Это не управление корпорациеМ, в котороМ главное -получение и дележ прибыли. Речь идет о жизни и счастье полутора сотен миллионов людеМ почти двухсот национальностеМ!

ДаваМте посмотрим вокруг себя, что мы теряем, чего и кого лишаемся. Вымирающие деревни, нищие провинциальные города, угрожающее количество людеМ, живущих на грани бедности, постоянно растущиМ разрыв между бедными и богатыми.

Многие помнят старую притчу про декабристов и большевиков: «Одни будто бы хотели, чтобы не было бедных, другие - чтобы не было богатых».

Я коммунист, но в данном случае придерживаюсь позиции декабристов.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Где страна будет брать деньги? По-прежнему жить на природноМ ренте, сменив иглу нефтяную на иглу газовую? Но посмотрите на европеМские страны - их граждане социально защищены гораздо надежнее, чем наши. Реформа делает образование наших детеМ платным и зачастую обессмысливает его плоды. Ликвидирована система среднего профессионального образования, отраслевые институты -реформированная система образования их уничтожила.

Наши врачи выходят на площадь с протестом или идут ставить апостиль (заверенныМ штамп) на диплом - для выезда. Врачи за границеМ себе работу наМдут, а где наши граждане наМдут себе новых врачеМ? Реформа здравоохранения уничтожает гарантированное КонституциеМ право на медицинскую помощь - все становится или платным, или недоступным.

Можно ли построить социальное государство, отбирая у народа накопленные пенсионные сбережения, поднимая налоги на простых граждан и малыМ бизнес? В то время как прогрессивная шкала налогообложения, принятая во многих странах, позволила бы пополнить бюджет за счет тех, кто богат, а не за счет тех, кто беден. Не надо бояться обидеть наших олигархов и что собираемость налогов упадет -у них и так все налогообложение по оффшорным законам.

Необходимость модернизации науки, техники, производства, здравоохранения, коммуникациМ и транспорта не ставятся мноМ под сомнение. Реформы нужны, без них не обоМтись, но какие реформы, а главное - какую цель преследуют реформаторы. Просто сам процесс реформирования «чтобы было, как у других», или экономию на социальных программах, или извлечение прибыли?

Цель у нас должна и может быть только одна -благополучие народа России.

смысле более радикального консерватизма, пытающегося обнаружить в разных периодах российской истории более или менее надежные, проверенные способы осмысления ситуации и овладения ею.

Несомненно, нет ничего невозможного в ситуации, когда именно культурно-политический консерватизм оказывается благотворным для модернизации других областей социальной жизни. Прошлое, как модель оценки настоящего и проектирования ближайшего будущего производится разными социальными группами, они накладываются один на другой, становятся предметом конкуренции, иногда -ожесточенных конфликтов. Это относится, в частности, и к современному национализму, ставшему - в виде достаточно сильно различающихся между собой течений и группировок - значительным фактором внутренней жизни страны.

К жизни возвращаются классические, но появляются также и совсем новые формы протеста и отрицания господствующего порядка, революционного и реформистского поведения.

Фракция КПРФ предлагает Президенту России помимо разделения общей ответственности за судьбу страны. Провести реальное, а не декларативное разделение властей. Путем перераспределения конституционных полномочий в пользу Федерального Собрания Российской Федерации.

НА ТАКОМ ФУНДАМЕНТЕ ПОСТРОИТЬ В РОССИИ УСПЕШНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО НЕВОЗМОЖНО


Фото: ссылка

В 90-е годы в России построено государство дикого капитализма. Было взято все самое худшее из СССР и капиталистических стран. Были внедрены частная собственность, пресловутые рыночные отношения и отброшены справедливые общественные отношения, плановая экономика, прогрессивный НДФЛ, жесткая уголовная ответственность за воровство государственных средств и имущества. Были отброшены жесткие меры по борьбе с уходом от налогов и теневыми доходами, правила морали и нравственности и страна получила разруху и дикий капитализм. Произошла деиндустриализация страны, классовое расслоение, появилась кучка богатых и нищий народ.

В 2000-х годах В.Путин навел определенный порядок в стране, укрепил вертикаль власти, оборону, что хорошо. Но общий курс дикого капитализма и губительного для России экономического либерализма продолжается. Поэтому нет, и не может быть темпов роста и невозможно построить успешное социальное государство. Как следствие, началась стагнация экономики, рост напряженности в обществе. Главная причина не санкции, а антинародная, неэффективная экономическая политика власти. Своим все, народу крохи и нищий ПМ/чел., народу по остаточному принципу.

Джеффри Сакс, один из разработчиков концепции «шоковой терапии», так высказался о результатах приватизации в России: «Главное, что подвело нас, это колоссальный разрыв между риторикой реформаторов и их реальными действиями. И, как мне кажется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства — служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей».

Александр Солженицын, писатель: Ограбили всю Россию, причём - скорей, скорей! . С огромной скоростью раздарили наши благословенные недра: нефть, цветные металлы, уголь, производство - ограбили Россию до нитки. Ничего. Что это, демократия? Что, был референдум по этому поводу? . И нарастили из мусора, из ничего, каких-то миллиардеров! Которые вообще, ничего полезного для России не сделали.

Как можно на такой базе построить что-то хорошее. Е. Примаков считал либеральный подход в экономике — предательством интересов страны. Он предлагал развивать национальную экономику и отказаться от диктата МВФ. Особо важно, уверял Примаков, — исключить экономических либералов из правительства. Тех, которые уверены, что роль государства в экономике и в социальной сфере должна быть сведена к минимуму. Сам Примаков, когда стал главой правительства, сразу же исключил оттуда Чубайса, Немцова, Набиуллину и Кудрина.

Полеванов В.П., председатель Госкомимущества с 15 ноября 1994 г. до 24 января 1995 г., был снят с этого поста по требованию Госдепа США и МВФ, за противодействие методам тогдашней приватизации. Придя в Госкомимущество, Полеванов столкнулся с захватом стратегических предприятий, в том числе и в сфере ВПК, иностранными компаниями. В.Полеванов* рассказывает: "Когда я пришел в Госкомимущество и попытался изменить стратегию приватизации, Чубайс заявил мне открытым текстом: "Что вы волнуетесь за этих людей? Ну, вымрет тридцать миллионов. Они не вписались в рынок. Не думайте об этом — новые вырастут".
Путин оберегает Чубайса, а значит «чубайсовщина» - позиция презрения власти к народу процветает и сейчас, при всей обильной патриотической риторике.

Еще один итог приватизации, о котором мало говорят, ускоренное вымирание населения. Отсутствие работы, брошенное государством на самовыживание население, депрессия, болезни, распад системы здравоохранения, нехватка денег на нормальную еду и лекарства, рост потребления алкоголя и резкий рост наркомании, преступность — привели к росту смертности. К концу 1990-х ежегодное количество абортов, финансируемых государством, составляло 3 млн., что почти в три раза больше рождаемости. Ветераны войны продавали свои награды, чтобы купить продукты. Быстрый рост смертности и падение рождаемости привели к демографическому кризису. По данным Росстата население РФ сократилось в 1990-е на 6 млн. человек, без учета притока населения за счет миграции. И никто не ответил.

Сейчас также не будет роста населения, потому что нет ясного будущего этих детей, а нищее и бедное население рожать крепостных за мелкие подачки не будет.

Если 90% населения считает итоги приватизации нелегитимными, то, как всерьез можно говорить о каком-то строительстве успешного государства на таком фундаменте.

Здравый смысл подсказывает, что в условиях России увеличивать доходы бюджета на постоянной основе можно только увеличивая долю государства в заведомо прибыльных отраслях экономики, а это даст возможность развивать реальный сектор экономики и провинцию. Пример – Газпром.

В.В.Путин поступил именно так, когда его прижало. Во вторую чеченскую компанию он приехал в войска и спросил, почему остановились войска и не наступают. На что получил ответ, что нет топлива для танков, самолетов и др. техники. На следующий день он с экрана ТВ искренне возмущался – бизнес обнаглел. Получили все даром, а теперь ставят условия для поставки топлива войскам. Требуют резкого снижения налогов и других привилегий. Что было потом. Компания Сибнефть и др. стали государственными. Не будем отвлекаться на нюансы этого процесса. Но только после этого армия и флот получили возможность нормального развития. А до этого у нас почти ничего не летало, не ходило и не ездило. Вот Вам эффект от госкомпаний, если в них наведен порядок. Только они действительно должны быть государственными, а не акционерными коммерческими компаниями, где резко снижается их эффективность для государства.

Наша беда, что власть в целом работает на обогащение узкой, 2% группы населения за счет узаконенного грабежа природных ресурсов и распила бюджетных средств, обрекая подавляющую часть населения на нищету и бедность. Это не надо доказывать, это есть во всех СМИ, публикующих сведения о доходах и в декларациях о доходах самой власти. Именно поэтому отвергаются предложения С.Глазьева по экономике, по регулированию финансовой и валютной сфер.

Все успехи власти, основная часть бюджета и резервные фонды базируются на ускоренном истреблении природных ресурсов, в наличии которых заслуги власти нет. Отсутствие темпов роста экономики и вывод капиталов за рубеж говорят о неэффективном управлении страной.

Современные российские либералы во власти и бизнесе, которых в народе называют «шестой колонной», несовместимы с понятиями справедливости и патриотизма, как желания блага народу и защита его интересов. Это волки, там давно потеряны правила морали и нравственности. Их либерализм заключается в свободе личного обогащения за счет узаконенного грабежа природных ресурсов и бюджетных средств. Классическое понимание либерализма – это свобода для развития, а в России – это свобода узаконенного грабежа.

Это будет продолжаться до тех пор, пока В. Путин не поменяет либеральную экономическую и финансовую политику на государственно-патриотическую. Российские либералы и справедливость – это несовместимые понятия. Эти изменения легче всего провести Путину, это было бы лучше всего для страны. Народ отождествляет государство Россия и Путина, верит Путину, но не доверяет либеральной власти, которую он возглавляет. Такой вот психологический парадокс, но время все может изменить.

Или патриотические силы объединятся, победят на выборах в Госдуму и проведут необходимые изменения. Другие, более радикальные пути смены власти нежелательны, это может привести к очередным потрясениям.

Остается только гадать, но жизнь все равно заставит проводить эти изменения, если Россия хочет стать Великой и успешной. Это запрос времени. Кто это будет делать В.Путин или другой, как говорит А.Дугин, условный Путин, но это обязательно будет. Изменились условия, подросло новое поколение, народ медленно, но просыпается, его нельзя обманывать вечно. Основная духовная ценность народов России, его менталитет, генетический код – необходимость справедливых общественных отношений. Российские либералы на это неспособны, поэтому грядут изменения.

Читайте также: