Заливка фундамента с помощью автобетононасоса

Обновлено: 28.04.2024

Бетонирование фундамента: описание и характеристика

Организации, профессионально занимающиеся бетонными работами, пользуются многоразовыми опалубками из ламинированной фанеры, металла и т.п. Для того чтобы опалубка легко отделилась от застывшего бетона, непосредственно перед заливкой ее смазывают специальной смазкой для опалубки или эмульсией. Применять для этой цели отработанное масло запрещено по многим причинам: загрязнение окружающей среды, трудности в дальнейшей работе с бетонной поверхностью и т.д.

В частном строительстве опалубку делают из досок, и смазывать ее не имеет смысла. Такую опалубку закрывают изнутри пленкой или рубероидом. Способ крепления пленки должен исключать ее загибание во время заливки бетона. Обычно пленку пристреливают скобами через небольшие промежутки. Нельзя выгружать товарный бетон в дождь, снег, или когда внутри опалубки (котлована, траншеи) стоит вода, или тот же снег. Сначала нужно очистить место приема бетона.

Требования к качеству выполнения бетонирования

К законченным железобетонным и бетонным конструкциям всех типов предъявляются следующие требования согласно СНиП:

  • безопасность эксплуатации;
  • эксплуатационная пригодность;
  • долговечность;
  • дополнительные требования, указанные в проектной документации.

От качества материалов, которые используются, и соблюдения технологического регламента на всех этапах строительства, зависит качество законченной конструкции. Для того чтобы требования СНиП были удовлетворены, осуществляется контроль на всех стадиях бетонирования:

  • приемка/хранение стройматериалов;
  • выполнение и установка арматурных конструкций;
  • изготовление и установка опалубки;
  • подготовительные мероприятия основания и опалубочных поверхностей к бетонированию;
  • процесс приготовления и транспортирования бетонной смеси;
  • работы по укладке и уплотнению раствора, а также уход за ним во время затвердевания.

Во время приготовления смеси бетона проверяется точность дозировки компонентов, длительность процесса смешивания, а также плотность и пластичность смеси. Во время транспортировки смесь не должна расслаиваться, схватываться и терять подвижность.

На стадии армирования, помимо качества арматурных стержней, проверяется качество сварочных соединений и правильность укладки арматуры в конструкции. В устройстве опалубки особого внимания требуют правильность ее монтажа, плотность стыковых соединений, а также расположение опалубки относительно арматурной конструкции.

Перед непосредственной укладкой раствора обязательно проверяется качество смазки и чистота опалубочных поверхностей, в процессе укладки строго соблюдается высота, с которой сбрасывается смесь, длительность и равномерность уплотнения. Наличие пустот и расслоение категорически недопустимы.

Особых мер контроля требуют бетонные работы, выполняемые в зимний период. При их производстве проверяется отсутствие льда при подаче в бетоносмеситель необогреваемых заполнителей, температура подаваемой воды, концентрация солей и температура раствора на выходе из мешалки.

Укладка бетона (заливка)

Ниже перечислены распространенные методы бетонирования. Первые два способа используются при бетонировании фундаментов, два последних – при бетонировании колонн, стен, монолитных плит перекрытий.

  • Подача бетона с лотка миксера непосредственно в опалубку – самый простой способ. Если миксеру обеспечена возможность подъезда на расстояние длины его лотка до места выгрузки, то бетонную смесь выгружают прямо в опалубку.
  • Подача бетона по желобу. Когда близкий подъезд миксера по той или иной причине невозможен, бетонную смесь можно сгружать в деревянный желоб, который легко изготовить из досок на любой стройке. Для проталкивания бетона по лотку потребуются рабочие с лопатами, из расчета 1 человек на 1 м длины лотка. Чем ниже подвижность бетона (осадка конуса), тем тяжелее его продвигать, даже в том случае, когда желоб имеет наклон в сторону разгрузки.
  • Применение автобетононасоса. Способ недешевый, но иногда ему нет альтернатив. Если планируется привлечение бетононасоса, то следует заказывать бетон, рассчитанный на прокачку через бетононасос – он содержит добавки, увеличивающие текучесть при сохранении марки.
  • Использование колокола. Колокол для бетонных работ представляет собой чашу с открывающимся сливным отверстием снизу. Колокол наполняют бетоном на земле, поднимают краном на место выгрузки и открывают сливное отверстие, после чего остается только разравнивать вытекающий бетон. Для бетонирования перекрытий над первым этажом и выше привлечение автокрана с колоколом обходится дешевле бетононасоса.

Сразу после выгрузки бетона в опалубку его нужно уплотнить. Для этой цели используют вибратор. В частном строительстве при бетонировании фундаментов, перекрытий, столбов и т.д. применяют глубинный вибратор (у которого рабочий элемент погружается непосредственно в бетон). Радиус его действия составляет около 50 см, поэтому конструкцию уплотняют, опуская вибратор с промежутками 70-100 см.

Это правило касается и глубины, т.е. вертикальные конструкции бетонируют послойно с вибрированием каждого слоя. Послойно не означает с перерывами, наоборот, любую отдельную конструкцию рекомендуется бетонировать в 1 прием с перерывами не более 6-ти часов. Когда вибратора нет, можно попытаться уплотнять бетон путем штыкования отрезком арматуры. Но в любом случае вибратор обеспечивает гораздо лучшее качество бетонирования. Побочный эффект вибрирования – саморастекание бетона по уровню горизонтали.

Бетонирование: различные методы, правила укладки

В настоящее время производится бетонирование по СНиП 9.03.01-87 по несущим ограждениям и конструкциям, который заменил собой все ранее существующие СНиПы по этому виду строительно-монтажных работ. В данном случае речь пойдёт не о сборных, а о монолитных конструкциях, изготавливаемых непосредственно на стройплощадке, причём это возможно выполнить в любое время года и даже при любых погодных условиях.

Мы сейчас поочерёдно рассмотрим основные способы укладки бетонов, а также продемонстрируем вам тематическое видео в этой статье.


Тепляки для бетонирования (электроматы)

Примечание. СНиП 9.03.01-87 используется при строительстве зданий и сооружений для обустройства бетонных и железобетонных монолитных конструкций. Это применимо к особо тяжелым, тяжёлым и пористым (лёгким) бетонам, а также к щелочестойким и жаростойким смесям при торкретировании и подводных работах.

Общие правила укладка бетона

Подготовка основания для бетонирования

Согласно СНиП 3.01.01-85* (взамен СНиП III-I-76, СН 47-74 и СН 370-78) прежде чем начать бетонные работы, необходимо получить соответствующее разрешение, организовать условия въезда на участок, а также обеспечить объект необходимой техникой и материалами. Если на производстве всем этим занимаются инженеры-технологи и прорабы, то на домашней стройплощадке вам придётся заниматься этим самостоятельно.

Это говорит о том, что кроме заготовки цемента, песка, щебня и арматуры, а также шанцевого инструмента и бетономешалки вам нужно подготовить основание на грунте — площадку или траншею для фундамента.

Вам нужно будет своими руками убрать весь мусор со строительной площадки, а также выкорчевать растущие там деревья и кустарники, находящиеся непосредственно в зоне застройки или за ней, но в непосредственной близости, мешающей проведению работ или транспортировке.

Также вам нужно подготовить углублённую площадку для плитного фундамента (часто применяется для гаражей) или вырыть траншею для ленточного основания, согласно плановой проектировке здания. Глубина ленты определяется особенностями грунта (пучинистый, непучинистый и так далее), а также массой вышестоящего сооружения, ширина ленты зависит от ширины цоколя или стены и, по сути, это будет норма расхода бетона при бетонировании.


Опалубка для ленточного монолитного фундамента с арматурным каркасом

Для закладки бетонного фундамента, в любом случае, необходима опалубка, и в домашних условиях её делают либо из готовых щитов, либо из досок, фиксируя их различными подпорками и струбцинами. Кроме того, монолитные конструкции, как правило, армируются — в домашних условиях.

Сечение стального прута с периодическим профилем (мм)Масса 1м погонного (кг)Погонаж в 1 тонне арматуры (м)
80,3952531
100,6171620
120,8881126
141,21826

Примечание. При расчётах учитывается масса всего каркаса, то есть, как горизонтальных, так и вертикальных прутьев.


Пропорции компонентов согласно марке и классности бетона

Для малоэтажного строительства правила бетонирования обычно предусматривают раствор класса B22,5 или B25 (М300 и М350), но помимо этого существует ещё и зернистость смеси, так, мелкозернистые растворы непригодны для заливки фундамента. Поэтому, чем выше класс бетона, тем крупнее будет фракция заполнителя.

Вне зависимости от того, где готовится бетонная смесь (в автомиксере, в бетономешалке или в корыте с помощью лопаты), инструкция рекомендует в первую очередь размешивать цемент, чтобы получилось однородное молочко. После этого добавляют необходимое количество песка, и после тщательного перемешивания очередь доходит до зернистого заполнителя. Если придерживаться такой очерёдности, то прочностные качества бетона увеличиваются практически в три раза.


Использование погружного вибратора при укладке бетона

Вне зависимости от того, когда происходит бетонирование — осенью, весной, зимой или летом — в любом случае укладка требует уплотнения и для этого чаще всего применяется метод вибрирования погружной булавой. Для этой цели чаще всего применяют электрические вибраторы, но они также могут работать от аккумулятора, дизельного или карбюраторного двигателя — принцип остаётся тем же — амплитуда колебаний наконечника создаётся с помощью гибкого вала, который, собственно, и приводится в движение тем или иным двигателем.

Существуют также другие способы уплотнения свежей смеси — это вибрационные доски (втрамбовывание) и вакуумирование, что уже можно отнести к специальным методам укладки смеси. Тем не менее, любой из этих методов служит одной и той же цели — ликвидации пор (пустот), которые остаются после испарения влаги из раствора.


Устройство рабочего шва при бетонировании перекрытия: 1) стена; 2) опора; 3) вспомогательная балка; 4) основная балка; 5) шов; 6) расстояние между основными балками

При монтаже больших объектов почти никогда не удаётся сделать монолитные элементы полностью монолитными, то есть, цельными, так как не всегда предоставляется возможность полного объёма укладки раствора. В таких случаях происходит следующее: одна порция смеси схватывается и в ней начинается процесс твердения, а другая порция, соединяясь с неё, не обладает достаточной адгезией, следовательно, устройство холодного шва бетонирования оказывается наиболее слабым местом в конструкции.

Швы в колоннах и рамах зданий: а) под балочное перекрытие; б) под перекрытие с капителями; в) для подкрановых балок; г) для полурамных конструкций; I, II, III) места для обустройства швов

Обустройство швов на полу: 1) заливка; 2) поверхность шва; 3) ограничитель; 4) колышки

При монтаже различных инженерных сооружений сложного характера, типа колонн, арок или сводов, устройство рабочих швов при бетонировании возможно только в тех местах, которые заранее предусмотрены плановым проектом. Это делается для того, чтобы механическая нагрузка в таких местах оказалась минимальной, то есть, направление шва должно оказаться в перпендикулярном положении по отношению к оси бетонируемого сооружения.


8)

Вакуумирование: 1) вакуум-щит; 2) соединительные рукава для всасывания; 3) коллектор; 4) магистраль; 5) передвижной водонакопитель; 6) стационарный водонакопитель; 7) вакуумный насос; вакуумная полость

  • Данный метод заключается в удалении из уже уплотнённого бетона до 10%-25% затворённой воды с помощью вакуум-щитов, что улучшает сразу два показателя. Во-первых, это ускоряет твердение смеси (меньше времени уходит на испарение влаги в растворе) и, во-вторых, повышает плотность монолита, так как происходит усадка (закрываются поры).

Метод ВПТ: 1) ВПТ (вертикально перемещаемая труба); 2) опалубка; 3) уложенный раствор

  • В тех случаях, когда нет возможности произвести работы по отводу воды с места сооружения (мостовые опоры, дамбы), применяется подводная укладка бетона и чаще всего, это метод ВПТ — вертикальное перемещение трубы. Суть такого способа заключается в следующем — на дно водоёма закладывается основание из сборных ЖБК и к ним, почти вплотную вертикально опускается труба, состоящая из секций. Нижняя её часть снабжена клапаном, который регулируется оператором сверху (чтобы не попала вода), а в верхней части обустраивается воронка для приёма бетона.
  • Раствор подаётся в трубу, пока та не заполнится до конца, а потом открывают клапан и под давлением смесь заполняет опалубку, поднимаясь выше краёв нижней секции трубы (высота подъёма смеси зависит от высоты водонапорного столба). Трубу постепенно поднимают, убирая сверху лишние секции и так до тех пор, пока не будет уложен достаточный объём монолита.

Метод ВР: 4) транспортировочная труба; 5) наброска камня; 6) предохраняющая шахта; 7) раствор наполнил наброску

  • Также существует подводное бетонирование методом ВР — метод восходящего раствора, где применяется заблаговременная накидка камня, на ограждённую опалубкой территорию. В эту наброску опускаются стальные трубы, по которым под давлением подаётся смесь, впрочем, здесь уже происходят такие же процессы, как и при способе ВПТ.


Пояснение. Понятие «торкретирование» происходит от существительного «торкрет», что означает цементно-песочную смесь.

  • Данный метод чаще всего применяют для укрепления тонких однородных конструкций (куполов, арок, сводов), а также устранения различных механический дефектов и для замоноличивания швов. Торкрет наносится на поверхность с помощью сжатого воздуха и специального оборудования — частицы смеси развивают скорость до 100м в секунду, что делает покрытие достаточно плотным. Недостаток данного метода состоит в том, что часть материала не удерживается на поверхности — просто отскакивает от неё, поэтому, такие потери называют «отскоком».

Укладка бетона в зимнее время


Инфракрасный дизельный обогреватель

Для того чтобы уложиться намеченные проектом сроки, производится бетонирование в холодное время года, то есть, в данном случае имеется в виду процесс, который осуществляется при температуре воздуха от -5⁰C до -50⁰C с помощью искусственного прогрева. Один из способов, это прогрев бетона инфракрасным обогревателем — метод достаточно удобен, тем более что в процессе не нужно снимать опалубку — щиты не являются препятствием для ИК излучения.

Также в морозы используют электрические термоматы, которыми просто покрывают весь монолит на 3-4 дня. Но такой прогрев является ограниченным, так как удобен только для горизонтальных конструкций.

Для прогрева стен очень удобно использовать тёплую опалубку, где нагревательные элементы расположены непосредственно на щитах и в случае выхода их из строя, легко демонтируются для замены. Несмотря на все удобства греющей опалубки, у неё существует существенная проблема — это её высокая цена.


Для вертикальных конструкций также применяется прогрев смеси электродами, которые делаются из арматуры, толщиной от 8 мм до 14 мм. Они вертикально втыкаются в раствор на расстоянии 80-100 см друг от друга и служат в качестве анодов. Прогрев происходит за счёт затворённой воды, содержащейся в бетоне. Метод удобен, но достаточно дорог, так как требует большого энергопотребления.


Метод укладки ПНСВ

Чаще всего для электропрогрева бетона используется ПНСВ (Провод Нагревательный Стальной Виниловая оболочка), который укладывается петлями внутри заливаемой конструкции. Питание на него подаётся понижающим трансформатором, а в домашних условиях в качестве такого агрегата используют сварочный аппарат.

Любое бетонирование территории, архитектурных сооружений и прочих конструкций всегда имеет какие-то свои особенности, зависящие от внешних факторов и условий будущих эксплуатационных нагрузок. Тем не менее, для каждого из методов существуют определённые правила, регулируемые ГОСТами и СНиПами, которые позволяют создавать прочный монолит для длительного использования.

Выравнивание бетонного массива

О контроле уровня бетона надо позаботиться еще на этапе монтажа опалубки или вязки арматурного каркаса. Технология выравнивания зависит от вида бетонируемой конструкции. Если конструкция имеет относительно небольшую площадь (ленточный фундамент, стены, колонны), то проще всего смонтировать опалубку, выравнивая ее верх по нужному уровню. Если опалубка ставится без выравнивания, то отметку уровня можно провести внутри нее, например, натянув шнур. Нарисовать внутри опалубки линию – плохая идея, во время заливки она замажется бетоном и перестанет быть видимой.

При бетонировании плиты перекрытия или фундамента для контроля уровня используют маячки. Чаще это отрезки арматуры, выставленные в одной плоскости. При бетонировании полов, где требуется высокая точность, поверхность выравнивают по маякам из направляющих профилей, уложенных в плоскости пола.

Тонкости приготовления и подачи смеси

бетонная смесь

Чтобы приготовить бетонную смесь оптимальной консистенции и свойств, используют цемент с временем начала схватывания — 3 часа и конца — не позднее 6 часов. Отношение воды к цементу варьируется в зависимости от климатических условий местности и для районов с нормальным климатом составляет 55:100.

При заполнении конструкции смесью, размер наиболее крупного зерна должен не превышать 1/6 от ее поперечного размера, а для густоармированных конструкции — менее 20 мм. В подвижные формы готовую смесь подают бадьями или вибропитателями, а для заполнения углов используются обычные лопаты или ковши экскаваторов. Сразу после подачи необходимо произвести уплотнение, что делается специальными вибраторами с гибким валом либо ручным способом (штыковка металлическими стержнями). Технология может зависеть от размеров периметра и доступности конструкции для спецтехники. Чтобы избежать повреждений нижних слоев бетона запрещается упираться вибронаконечником в боковые грани опалубки либо горизонтально расположенную арматуру.

Скорость укладки определяется временем, которое затрачивается на рабочую скорость подъема форм. При этом необходимо, чтобы не происходило сцепление уложенной смеси со стенками опалубки и повреждений бетона при его выходе из форм. Если темп подобран правильно, бетонная смесь после отрыва опалубки остается твердой (прочность составляет до от 8 до 10 кг/см2), а следы от ее щитов легко затираются. Время между отрывами опалубки зависит от способа уплотнения и составляет: до 8 мин при использовании вибраторов и до 10 минут при ручном уплотнении.

Видео описание

В этом видео показано, как правильно формировать компенсационные швы:
И последнее. Бетонная площадка под автомобиль или двор готовы. Остаётся придать презентабельный внешний вид. Для этого сегодня используют специальную шлифовальную машинку по бетону, которую в простонародье называют «вертолётом». Она просто выравнивает поверхность и делает её идеально гладкой без следов от инструментов, камешек, выступов и впадин.

Раньше, чтобы упрочить верхний слой бетона, проводили цементацию. Это когда уложенный раствор посыпали сверху цементом и растирали последний полутёрками. Цемент впитывался в бетонный раствор, увеличивая прочность его поверхности. При этом сама поверхность становилась гладкой.

Итак, можно считать, что бетонная площадка готова.

Коротко о главном

Залить двор частного дома бетоном – это дешевле, чем декорировать его тротуарной плиткой, камнем и брусчаткой. И проще, чем уложить асфальт.

В процесс бетонирования входит несколько этапов: разметка, формирование неглубокого котлована глубиною до 10 см, закладка подушки из щебня и песка, монтаж опалубки, армирование и заливка бетонного раствора.

Если заливаемая площадка имеет большие размеры, то в обязательном порядке закладываются деформационные швы.

Как правильно заливать фундамент бетононасосом

Для заливки фундамента может потребоваться от нескольких кубических метров до нескольких десятков кубов раствора. В этом случае говорить о самостоятельном замешивании смеси не приходится. Чтобы в один заход залить всю плиту или фундаментную ленту, потребуется заказывать миксер с необходимым количеством смеси и бетононасос.

Оптимальным решением является аренда автобетононасоса (АБН) с достаточной длиной стрелы, чтобы она имела свободный доступ к любой точке опалубки. Для определения оптимального показателя вылета стрелы АБН, вам потребуется знать точное место расположения техники, расстояние до крайней точки фундамента и рабочую диаграмму подающей стрелы. Площадка под насос должна быть достаточно большой не только для размещения грузовых шасси насоса, но и для установки гидравлических опор.

Уточняйте у фирмы-арендодателя точные данные по необходимому для манипулятора свободному пространству. Учитывайте наличие преград в зоне работы техники, таких как заборы или линии электропередач. Рабочая диаграмма стрелы покажет, на какое расстояние по горизонтали она способна дотянутся. Следует также знать, что для увеличения длины стрелы, на её конце дополнительно может быть установлен гибкий шланг длиной до 8 м.

Если вы решили взять на прокат стационарный или линейный (бесстреловой) бетононасос, то имейте в виду, что потребуется рабочая сила для монтажа бетоновода. При заливке фундамента данный вид техники не рекомендуется использовать, так как трассу из бетоноводов придётся постоянно перемещать по площадке, а это связано с большими трудозатратами.

Сам процесс заливки относительно прост, если всё правильно подготовить. Миксеры с бетоном должны следовать один за другим без перерыва, если их требуется несколько. Сразу обговорите этот момент с поставщиком. Минимальное число рабочих, которые могут справится с этой задачей — двое. Один управляет шлангом для подачи раствора в нужную точку, а второй занимается виброуплотнением смеси. Перед началом работы желательно иметь кроме основного вибратора запасной, чтобы не попасть в сложную ситуацию при внезапной поломке инструмента.

Заливка фундамента в котлолване при помощи автобетононасосов

Современные здания и сооружения предполагают устройство мощного фундамента, для возведения которого необходим глубокий котлован Заливку бетона в этом случае наиболее целесообразно производить при помощи автобетононасосов. Они смогут оперативно подать бетон в любую точку фундамента и не требуют для себя каких-либо подготовительных мероприятий. Аренду автобетононасосов предлагает Группа BESTO. У нас вы сможете подобрать автобетононасос, оптимально подходящий для ваших условий строительства.

Проект производства работ. Бетонирование железобетонных конструкций здания (сооружения) с применением бетононасосов

В документе содержатся рекомендации и методический пример по составлению проекта производства работ на бетонирование железобетонных конструкций здания (сооружения) с применением бетононасосов (автобетононасосов, стационарных, прицепных). Рассматриваются бетоноукладочные работы традиционным (гравитационным) способом укладки бетонной смеси, а также напорная укладка бетонной смеси методом напорного бетонирования. документ предназначен для строительно-монтажных организаций, разрабатывающих проекты производства работ и выполняющих бетонирование железобетонных конструкций.

Методическая документация в строительстве

ЗАО «ЦНИИОМТП»

ПРОЕКТ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ.

БЕТОНИРОВАНИЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ
КОНСТРУКЦИЙ ЗДАНИЯ (СООРУЖЕНИЯ)
С ПРИМЕНЕНИЕМ БЕТОНОНАСОСОВ

МДС 12-65.2014

Москва 2014

В документе содержатся рекомендации и методический пример по составлению проекта производства работ на бетонирование железобетонных конструкций здания (сооружения) с применением бетононасосов (автобетононасосов, стационарных, прицепных).

Рассматриваются бетоноукладочные работы традиционным (гравитационным) способом укладки бетонной смеси, а также напорная укладка бетонной смеси методом напорного бетонирования.

Проект производства работ составлен в соответствии требованиями МДС 12-46.2008 .

Документ предназначен для строительно-монтажных организаций, разрабатывающих проекты производства работ и выполняющих бетонирование железобетонных конструкций.

Проект производства работ разработан сотрудниками ЦНИИОМТП (отв. исполнитель канд. тех. наук Корытов Ю.А).

Введение

Бетонирование железобетонных конструкций (несущего каркаса) здания (сооружения) включает (в общем случае) приготовление и доставку бетонной смеси, укладку ее в опалубку с вмонтированной арматурой, уплотнение и создание необходимых условий для твердения бетона (уход за бетоном). Бетонирование при этом выполняется с применением бетононасосов (автобетононасосов, стационарных, прицепных), бункеров-бадей и лотков, транспортеров.

Наиболее широко применяются бетононасосы. При этом может осуществляться как традиционное (гравитационное, безнапорное), так и напорное бетонирование. При напорном бетонировании гидродинамическое давление бетонной смеси, создается бетононасосом и высотой слоя бетонной смеси в бетонируемой конструкции. Напорное бетонирование исключает (или сокращает) необходимость вибрационного уплотнения бетонной смеси, сохраняя ее заданное качество. Напорное бетонирование особенно эффективно для сложных пространственных конструкций с насыщенной арматурой.

Бетонирование относится к сложным, ответственным и потенциально опасным строительным работам, поэтому производится по проектам производства работ. От проекта производства работ во многом зависит безопасность эксплуатации бетоноукладочного комплекса машин (автобетоносмесителя, автобетононасоса, бетононасоса с автономной распределительной стрелой).

Проект производства работ содержит полный состав и объем сведений, необходимых для безопасного производства бетонных работ на требуемом уровне качества. Проект производства работ обеспечивает:

- соответствие применяемого бетоноукладочного комплекса машин требованиям и условиям бетонных работ;

- организацию участка производства работ (ограждение и знаки безопасности, места складирования арматуры и опалубки, расстановка временных зданий и сооружений, подъездные пути и т.п.);

- мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации бетоноукладочного комплекса машин;

- качество бетонных работ.

Настоящий проект является типовым проектом производства работ. Проект может быть применен напрямую или откорректирован с учетом местных условий, с внесением в него минимальных изменений и дополнений.

Настоящий проект распространяется на всесезонное бетонирование подземной и надземной частей железобетонной конструкции здания (сооружения) традиционным и напорным методом бетонирования, с применением автобетононасоса (бетононасоса с распределительной стрелой) и автобетоносмесителя. Проект применяется в строительстве, при реконструкции и капитальном ремонте зданий и сооружений.

Изложение и оформление проекта производства работ выполнено с учетом требований РД-11-06-2007 и МДС 12-46.2008 .

Проект производства работ согласовывают и утверждают в строительной организации согласно установленном в ней порядке.

Проект предназначен для оказания помощи инженерно-техническим работникам проектных, проектно-технологических и строительных организаций при разработке проекта производства работ на бетонирование с применением бетононасосов.

1 Общие положения

1.1 Бетонирование железобетонной конструкции рассматривается на примере здания средней школы на 450 учащихся (18 классов по 25 учащихся).

Проект производства работ разрабатывается на основании исходных данных, основными из которых являются проектная документация (рабочие чертежи здания) и проект организации строительства . Проект производства работ следует использовать вместе с этими документами.

1.2 Здание расположено в районе плотной городской застройки. Ближайшие здания: жилое 9-ти этажное, нежилое здание переменной этажности (6 - 7 этажей), административное 14-ти этажное здание. Ближайшее к обрезу фундамента школы - нежилое здание, находится на расстоянии 12 м.

За относительную отметку ±0,0 принята отметка пола первого этажа, соответствующая абсолютной отметке 150 м на генплане.

1.5 Бетон плотностью 2500 кг/м 3 , класса по прочности на сжатие В25, марки W4 по водонепроницаемости и F75 по морозоустойчивости. Арматура - стержневая, горячекатаная, периодического профиля класса А500С ( СТО АСЧМ 7-93 ) и гладкая А240 ( ГОСТ 5781-82 ). Устойчивость и прочность каркаса здания на стадиях производства работ обеспечена проектными решениями в соответствии СП 49.13330.2010 и СНиП 12-04-2002 . Часть 2.

1.6 Работы производятся с применением башенного крана типа «Potain MDT98» и бетоноукладочного комплекса машин: автобетононасоса типа СБ-170-1 (СБ-126Б-1, «Штеттер»), бетононасоса стационарного типа СБ-161 (СБ-85, СБ-95) с бетоноводом и автобетоносмесителя типа СБ-159Б (СБ-172А).

В состав бетонных работ входят работы по устройству основных железобетонных элементов здания: фундаментной плиты, колонн и пилонов, стен, перекрытий, лестничных площадок и маршей, лифтовых шахт.

1.7 Работы выполняются непрерывно, как правило, дневными захватками, в последовательности «снизу-вверх», начиная с подземной части (с учетом технологических швов, указанных в рабочих чертежах), то есть с подвального этажа, затем - с первого по четвертый и заканчивая техническим этажом. В связи со сложностью конфигурации здания в плане и относительно большой его протяженностью, работы производятся одновременно в нескольких направлениях, совмещая опалубочные, арматурные и бетонные работы.

Бетонирование производится в основном традиционным (гравитационным) способом, рассматриваются также особенности напорного бетонирования.

1.8 Фундаментная плита сооружается в котловане с естественными откосами с отметки - 3,8 м. Под фундаментную плиту выполняется бетонная подготовка из бетона класса В 7,5 толщиной 100 мм.

1.9 Гидроизоляция стен подвального этажа, соприкасающихся с грунтом, производится с применением гидроизоляционных материалов, например, «Технопласта» ЭПП-4,0, а теплоизоляция - плитами «Пеноплекс-35» толщиной 50 мм.

Обратная засыпка пазух осуществляется после устройства подготовки под пол и устройства перекрытия подвального этажа.

При разработке проекта использованы нормативно-технические документы, основные из которых указаны в разделе 2.

2 Нормативно-технические документы

Свод правил. Решения по охране труда и промышленной безопасности в ПОС и ППР

Заливка фундамента с помощью автобетононасоса

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ БЕТОНИРОВАНИЯ МОНОЛИТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ С ПОМОЩЬЮ АВТОБЕТОНОНАСОСА

Основные указания по работе автобетононасоса

1. Бетонирование монолитных перекрытий (рис.18) осуществляется автобетононасосом марки "Путцмайстер" или "Штеттер", автобетоносмесителя на базе КАМАЗ-5510 со стоянки, отмеченной на плане. Работы по бетонированию монолитного перекрытия выполняются по захваткам.

Рис.18. Подача бетонной смеси автобетононасосом:

а - общий вид; б - схема возможных положений стрелы автобетононасоса (цифрами в метрах указана дальность подачи); 1 -гибкий рукав; 2 - шарнирно-сочлененная стрела; 3 - бетоновод; 4 - гидроцилиндр; 5 - бетононасос; 6 - приемный бункер насоса; 7- автобетоносмеситель

2. До начала работы автобетононасоса должны быть выполнены следующие работы:

2.1. Подготовлено место для стоянки автобетононасоса.

2.2. Ограждена зона производства работ и установлены предупредительные надписи.

2.3. Подготовлена площадка 10x10 м под автобетононасос (рис.19).

Рис.19. Подача бетонной смеси

2.4. Установлено по ГОСТ 23407-78 сигнальное ограждение вокруг опасной зоны производства работ.

2.5. Устроена площадка для мойки колес автобетоносмесителей.

2.6. Подведен временный водопровод и заготовлен бак емкостью 0,6 м для запаса промывочной воды (на конце бетоновода приготовить емкость для сбора промывочной воды), подведена электроэнергия и обеспечено освещение рабочих мест;

2.7. Подготовлены необходимые инструменты, машины и приспособления для ведения бетонных работ.

2.8. Обеспечены безопасные условия работы по укладке бетонной смеси (выполнены средства подмащивания. обеспечены безопасные проходы, при необходимости разработан график совместного производства работ на стройплощадке нескольких организаций).

2.9. Налажена надежная звуковая связь между машинистом и рабочими.

3. Подача бетонной смеси на междуэтажное перекрытие осуществляется стрелой автобетононасоса (рис.20) с помощью бетоноводов, которые подсоединяются к стреле автобетононасоса и устанавливаются на опоры. Бетонирование осуществляется методом "на себя" с последовательным демонтажом звеньев бетоновода.

Рис.20. Схема организации рабочего места при бетонировании монолитной плиты

4. Автобетононасос допускается к работе только после установки выносных опор (рис.21).

Рис.21. Вид опор под бетоновод:

а - инвентарная телескопическая стойка; б - инвентарные козелки из арматурной стали

Перекачка бетонной смеси автобетононасосом без предварительной прокачки "пусковой" смесью запрещена.

5. Случайные и организационные перерывы в работе автобетононасоса (например, перебазирование на другую стоянку) не должны превышать 15-20 мин.

Подготовка строительной площадки к установке бетононасоса.

За два дня до срока предоставления автобетононасоса, строительная организация обязана передать по акту стройплощадку, выполнить следующие требования по ее подготовке.

1. Обозначить зону производства работ установкой предупредительных знаков и надписей. Опасные зоны оградить согласно ГОСТ 23407-78.

2. Определить фронт работ, обеспечивающий бесперебойную укладку бетонной смеси при двухсменной работе бетононасоса.

3. Подготовить спланированную площадку с покрытием из сборных ж/б плит для размещения автобетононасоса, а также спланировать площадку со щебеночным покрытием для бункера-перегружателя, обеспечивающую свободный подъезд автосамосвалов и стрелового крана для установки бункера-перегружателя.

4. Обеспечить заземление бункера-перегружателя.

5. Подвести и подключить эл. энергию к бункеру-перегружателю и обеспечить электрическое освещение площадки в 25 лк в зоне укладки бетонной смеси. Контроль за состоянием питающего электрокабеля и заземления бункера в период производства работ осуществляется службой энергетика СУ.

6. Подвести временный водопровод или заготовить бак емкостью 1,5 м для запаса промывочной воды (и зимнее время обеспечить горячей водой в том же объеме).

Требование к бетонным смесям.

1. Перед перекачкой бетонной смеси внутреннюю поверхность бетоноводов автобетононасоса необходимо "смазать" песчано-цементным раствором ("пусковая" смесь). Необходимый объем "пусковой" смеси составляет 30-60 л.

2. Бетонные смеси и материалы для их приготовления должны удовлетворять требованиям стандартов, СНиП и специальным требованиям, предъявляемым к бетонным смесям перекачиваемым по трубопроводам. Подвижность бетонной смеси по осадке конуса должна быть не менее 8 см. Размер крупной фракции заполнения должен быть не более 30 мм.

3. В бетонные смеси, перекачиваемые в жаркое летнее время, рекомендуется введение добавок - замедлителей схватывания.

4. В бетонные смеси, перекачиваемые в зимнее время, обязательно введение пластификаторов.

5. Непригодными к перекачке автобетононасосом являются бетонные смеси:

- расслоившиеся при перевозке;

- размытые дождем при перевозке;

- с недопустимыми размерами крупной фракции;

- с отсутствием какого-либо компонента или с нарушенным соотношением компонентов;

- с осадкой конуса менее 8см.;

- охлажденные до температуры ниже +10 °С.

Условия эксплуатации автобетононасосов.

1. Перекачка бетонной смеси автобетононасосом без предварительной прокачки "пусковой" смесью запрещена.

2. Максимальное время перерывов без перекачивания бетонной смеси не должно превышать 15-20 минут. Суммарное время ожидания с перекачиванием бетонной смеси может составлять 2-2,5 часа, после чего обязательна прочистка и промывание всех контактирующих с бетонной смесью частей автобетононасоса и бункера перегружателя.

3. Строительная организация ежедневно выделяет в помощь, при эксплуатации автобетононасоса одного-двух рабочих. После окончания перекачки бетонной смеси эти же рабочие производят очистку и промывку бункера-перегружателя и уборку площадки.

4. Температура укладываемой бетонной смеси в зимний период должна быть не ниже +10 °С. Оставлять бетонную смесь в бетоноводе свыше 15 минут запрещено во избежание ее замерзания.

использование автобетононасосов в зимнее время при температуре воздуха ниже -18 °С без утепления бетоноводов, предварительного подогрева бетонной смеси; при сильном дожде, размывающем бетонную смесь;

при сильном тумане, снижающем видимость.

Организация безопасных условий производства работ.

1. Все работы выполнять в соответствии с требованиями СНиП 12-04-2002 "Техника безопасности в строительстве", СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве"; "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", "Правил пожарной безопасности в Российской Федерации" ППБ 01-03.

2. При совместной работе на объекте бетононасосов, стреловых и башенных кранов необходимо соблюдать следующие требования:

автобетононасос устанавливать за пределы опасных зон действия монтажных кранов;

зоны действия монтажных кранов и автобетононасоса не должны пересекаться, а расстояние между этими зонами должно быть не менее 5 м плюс максимальных габарит поднимаемого монтажным краном груза;

при необходимости совместной работы автобетононасоса и монтажных кранов, работы производить под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасную работу по перемещению грузов кранами, назначенного приказом по строительному управлению.

Заливка бетона бетононасосом: что про это нужно знать?


Когда применяется бетононасос?

Все бетононасосы делятся на две общие категории: стационарные и передвижные. Первый вид является более мощным, а вот автобетононасосы способны самостоятельно подъехать в удобное место для подачи раствора. Но так как речь идет про аренду данного оборудования, то стационарная модель обойдется дешевле.

Такая спецтехника используется в нескольких случаях.

  1. Когда раствор необходимо подать от автобетоносмесителя в труднодоступное для подъезда место.
  2. Если работы по бетонированию должны проводиться на высоте больше 5 метров.
  3. Когда вся конструкция должна быть залита сразу.
  4. Если объект очень большой, поэтому процесс подачи раствора должен происходить круглосуточно.

Как же происходит процесс бетонирования при помощи данной техники?

Принцип работы

Но вначале по всему участку трассы необходимо создать тонкий смазочный слой. Для этого берется известковая или же песчано-цементная смесь, засыпается в бункер и прокачивается по всей длине рукава. Во время работы недопустимо, чтобы были остановки в подаче основного раствора больше чем на 15 минут, иначе его остатки на трассе начнут застывать. Не разрешается подавать его вертикально вверх.

Эту технику можно использовать и в зимнее время. Но предварительно весь рукав, по которому подается раствор, должен утепляться. Это же касается и дополнительного металлического трубопровода, с помощью которого удлиняют трассу. Но в ней должно быть поменьше изгибов. Если понадобится сделать изгиб, он не должен быть под прямым углом. И если температура воздуха понижается до -20 градусов, подаваемый бетон предварительно нужно подогреть.

Читайте также: