Являются фундаментом основой отечественной культуры

Обновлено: 18.05.2024

Цитаты из русской классики со словосочетанием «фундамент культуры»

ФУНДА́МЕНТ , -а, м. 1. Основание (из камня, бетона и т. п.), служащее опорой для стен здания, для машин и т. п.

Значение слова «культура»

КУЛЬТУ́РА , -ы, ж. 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная культура. Духовная культура.

Предложения со словосочетанием «фундамент культуры»

Фундамент культуры мира составляют такие ценности и образцы поведения, как отказ от насилия, приверженность принципам демократии, поддержка свободы, справедливости, солидарности и терпимости (толерантности), взаимное уважение представителей различных культур, идеологий и верований и другие гуманистические ценности.

Художественная литература была названа фундаментом культуры, её доминантой.

Не менее очевидно, что религия, как и образование, составляет фундамент культуры.

Являются фундаментом основой отечественной культуры

Вопрос по литературе:

Помогите пожалуйста. Нужно высказать свое мнение на тему " Великие русские писатели".В своем ответе можно использовать следующие выражения: 1-Являются фундаментом основной отечественной культуры: 2 -сохраняет русский язык ;3- заставляет думать и переживать ; 4-их произведения живут многие столетия и продолжают быть интересными ;5-их творчество знают во всем мире

  • 02.03.2017 22:20
  • Литература
  • remove_red_eye 18976
  • thumb_up 40
Ответы и объяснения 1

Великие русские писатели,как А.С.Пушкин,И.А.Бунин и т.д.Всегда остались в наших сердцах,именно произведения русских писателей помогают нам узнавать что-то новое,верить в чудеса,и иногда смеяться от души,или в плоть заливаться слезами.Все русские писатели были по своему хороши,нельзя отличить одного лучшего из них.Ведь у каждого свои прекрасные произведения.Я хочу,что бы все и всегда помнили,наших великих русских писателей.Моё мнение таково.

  • 03.03.2017 02:13
  • thumb_up 20
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат - это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Литература.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

Слово и образ - основа отечественной культуры

Есть знаменитое выражение Генриха Гейне: у итальянцев "музыка стала нацией". Академик Дмитрий Лихачев с поправкой "искусства стали нацией" - делает глубокий вывод о русской культуре: в России же нацией стала литература. В любой культуре, представляющей собой обширный конгломерат немых и говорящих, пространственных и временных форм творчества, именно литература, письменность яснее всего выражают национальные идеалы культуры. Литература "говорит" за всю национальную культуру, как говорит "человек" за все живое во Вселенной.

Говоря об исторической миссии России, ученый не устает повторять, что культура России сложилась как многонациональная, и что Россия - "гигантский мост между народами". Перекресток Европы и Азии был очень удобен, чтобы вновь образующаяся культура включила в свой "котел" разнообразные и разноязыкие культурные традиции многих народов. "Мы твердо можем сказать, что русская культура на своем пути развития непричастна к человеконенавистническому национализму. Значение русской культуры определялось ее нравственной позицией в национальном вопросе, в ее мировоззренческих исканиях, в ее неудовлетворенности настоящим, в жгучих муках совести и поисках будущего. ".

Живущие в одном геополитическом пространстве, проникнутые идеями гуманизма и духовного расцвета личности, наши культуры - я имею в виду русскую и татарскую - пересекаются. О тысячелетней татарской культуре можно сказать то же самое. Она доминантна в творчестве народа. Начиная со знаменитых текстов Кюль-Тегина (VIII век), поэм Ю. Баласагуни, М. Кашгари, Мухамедьяра, кончая вселенским по звучанию творчеством Тукая и Джалиля - это вечная, идущая по гребню времени вдохновенная стихия, основной духовно-информационный канал постижения действительности и способ духовного воспитания. Давшая миру "Кыйсса-й-Йусуфа" Кол-Гали, "Шурале" и "Кисекбаша" Габдуллы Тукая, бессмертную поэзию узника Моабита, литература стала воплощением духовности татарского народа, его интеллектуальной матрицей, мировым эквивалентом.

Апологеты духовности, родина литературы - мы увидели, как гигантская машина телевидения и других коммуникаций сняла налет магического и сакрального с таких исторически и локально характерных явлений российской духовности как слово, поэзия, литература. По этому поводу вспоминаются мудрые и печальные слова выдающегося мыслителя современности, мастера русской национальной прозы Виктора Астафьева, сказанные им незадолго до смерти: "Порой мне кажется, уже никого словами не унять, молитвой не очистить. Устало слово. От нас устало. А мы устали от слов. От всех и всяких". Многие совестливые граждане России девальвацию Слова и вообще искусства переживают как личную общественную драму. Ищут пути возрождения и воскрешения ауры Слова как модели и концепции жизни, способа мироустройства и формирования новых человеческих отношений между людьми и основы отечественной культуры .

Пути возрождения слова, как модуля национальной культуры и инструмента нравственного воспитания представляются различными: это лекции, теле-и радиопередачи, открытые выступления в печати и перед аудиторией, выставки с привлечением письменных раритетов древности и архивных подлинников XX века, прослушивание фонограмм поэтов и писателей, возрождение культа искусства художественного слова. И, конечно же, ежедневная коммуникационная практика.

Об одном таком опыте работы - ежегодном поэтическом фестивале "Казань - сад поэзии", мне хотелось бы рассказать особо. Мы, работая с детьми в числе организаторов в рамках этого фестиваля "Казань - сад поэзии", можем сделать определенные выводы о том, что Слово живет, несмотря на пресловутый теократический век и отнюдь невербальные общепринятые формы общения XXI века. Экспресс мастер-классы, проводимые "wyan tach" - лицом к лицу - в одно прикосновение, вызывает у детей высокую реакцию организации художественного высказывания; и примечательно при этом - при отсутствии любого прессинга и подсказки, первичнообразующими образными ячейками становятся, помимо животного мира, привычного окружения родных и близких, школьной тематики, трактуемых, как бытовая частность, юмористические мотивы, образы родной земли, ее исторического прошлого, великого города и его героев, и, в конце концов, народа и его духовной культуры - поэзии и литературы. Бескорыстная, всепокоряющая любовь детей к литературе, к искусству слова обезоруживают. Мало того, что в них в это всеискушающее время живет этот всепоглощающий "литературный атавизм"! Настоящими героями для детей продолжают оставаться поэты-пророки, сказочники и мудрецы, оказывавшиеся при любых испытаниях выше любых правителей и тиранов.

Мы живем в Татарстане, как уже отмечалось, у нас свои традиции почитания Слова и они ярко запечатлелись в ретроспекции древних татарских памятников. Возьмем для примера поэму "Кутадгу билиг" Юсуфа Баласагунского (XI век), переводимую как "Величие благодатных", "Способ правления", "Советы царям" по энциклопедичности и государственной направленности называемую тюркским Шах-наме. В произведении, в отличие от любовных поэм Востока, запечатлелись, в первую очередь, глубокий патриотизм, идеи идеального государства и социальной гармонии. Произведение это - чарующее Слово большого эпического формата, где имена героев, их поступки, структура произведения, пронизанная свойствами ораторского искусства, все фокусируется вокруг Слова, превращенного в нравственно-этическую и эстетическую категорию, возведенного до уровня культа. В ткани поэмы автор так и рассыпает знаменитые афоризмы о ценности и роли слова, которые не сходят с языка по сей день, украшают найденные археологами предметы искусства, шамаили:

-Через две вещи человек не стареет:
Доброе его дело и доброе его слово

-Язык возвышает человека - через него человек достигает неба;

Он и опрокидывает его, слово может лишить его головы.

-Красота ума - речь, а красота этой речи - слово,
Красота человека - лицо, а красота лица - глаза.

Вдумайтесь: это произведение XI века!

Другой тюркский поэт эпохи Караханидов Махмуд Кашгари в 1073 году завершает сборник "Дивани логатит-тюрк" - тюркский словарь. В этом нелингвистическом глоссарии, а скорее лексикографии, автор - "копьеносец", знаток благородных тюркских языков приводит мудрые слова, поговорки, афористические выражения, используемые в тюркском языке в дни радости и горя. Здесь, среди фрагментов устно-поэтических произведений языческого и мусульманского периодов, глагольностью и напевностью ритма очаровывает получивший исторически первое поэтическое отображение образ Волги, как "реки мудрости, напоящей и накормящей мир":

Итиль суы ака турур,
Кыя тоби как турур,
Балык тэлим бака турур,
Кулен теки кушэрер.

Воды Итиля текут,
Бьют в подножия скал
Множества рыб глядят
Ими наполняется водоем.

Глобальным взглядом на мироустройство и нравственные ценности, где любовь лишь только аспект проявления величия духа и красоты, отличается ренессансная поэма "Кыйсса-й-Йусуфа" Кол-Гали (XIII век), в сердцевине которой духовный путь Юсуфа, его нравственное восхождение, проблема совершенного человека. В произведении, восходящем к Библии и Корану, представляющем синтез булгарской древности и мусульманской античности, "магическая" воля автора наделяет юного Йусуфа целым сонмом прекрасных добродетельных черт, среди которых "буе зифа, чибэр узе, теле тозек, туры сузе, житмеш ике телне тамам белэ инде" - чудесным и удивительным оказывается его знание 72 языков. В дальнейшем перечне свойств - боголюбивого, вернопорядочного - из рода пророков юноши - добронравный характер и сладкая речь составляют также один из столпов его благородного имиджа. И когда на невольничьем рынке идет торг за обладание Юсуфом, на одну чашу весов кладут все золото, серебро и драгоценности Египта, а на другую - Юсуфа, все богатства правителя не могут уравновесить чашу: Юсуф перетягивает! И завершающими словами визиря "цена Вселенной не может быть ему оценкой", прибегнув к жизненно реальной шкале ценностей средневековья, автор создал выдающуюся метафору величия человека.

Первый в великом созвездии поэтов мамлюкского Египта, бывший волжанин из Камышлов, Сайфи Сараи (1321-1396), бежавший туда от нашествия Тамерлана на нижнюю Волгу, в своей поэме "Сохайль и Гульдурсун" такими словами описывает встречу дочери шаха с героем:

К дочери шаха Гульдурсун привели Сохайля,
Глянув на Сохайля, Гульдурсун остановила речь.
Не сводя глаз, сделала оборот,
Как будто земля вращается вокруг солнца.

Действительно, поэт золотоордынской эпохи - с новой обширной географией государства, простирающейся до Крыма, Хорезма, Египта - современник научно-географических открытий, исследований неба и земли, очутившийся на древней земле легендарных библиотек, великих математиков и астрономов, Сайфи Сараи свободно манипулирует "луной и звездами", морями-океанами, восходами и закатами солнца: ". глаза ее - движение колдующей луны, солнце каждый день восходит из ее воротника, она - сияние вселенной. ". Так, параметры Слова расширяются, приобретают планетарное космическое выражение, сливая судьбы, языки, объединяя народы.

В контексте истории искусства слова особенное место занимает Мухамедьяр (1497-1550), поэт эпохи казанского ханства, автор поэм "Тухфа-и мардан" ("Дар мужей", 1540г.) и "Нур-и содур" ("Свет сердец", 1541г.) - о построении справедливого государства, о действительно высоких морально-этических нормах, которыми должен обладать правитель. Этих качеств десять: справедливость, милосердие, щедрость, скромность, воинственность, терпеливость, верность, правдивость, молчаливость, умение прощать.

Широк диапазон географии его персонажей: греческий полководец Александр Македонский, персидский шах Ануширван, щедрый араб Хатам Тай, великодушный еврей Шамгун, библейско-коранический пророки - от Ибрагима (Авраама) до Мухаммеда свидетельствуют о том, что поэт был хорошо знаком с мировой литературой и знал цену слову. Мухамедьяр высоко ценил язык, как средство общения, носитель правды и справедливости. В поэме "Нур-и содур" есть целая тирада о языке:

Знай, что язык людскому роду дан,
Как чудо из чудес, как талисман.

Кто справедлив и чей язык правдив,
Тот ни на глаз, ни на руку крив.

А если крив язык, то весь, как есть,
Ты крив - и утерял людскую честь.

Язык людской! Будь в силе и красе,
Будь прям и прав, -исправимся мы все!

Современник Томаса Мора на Западе - автора "Золотой книги. " переустройства жизни, Мухамедьяр, оставил после себя не только идеальные утопии о стране благополучия "без смут и гнета", о гармоничных отношения подданных и властителя (". волк и овца будут воду пить, утка и ястреб будут вместе летать"), об общественном договоре, но и архитектурно-литературный портрет Казани, увиденный глазами современника:

Воды катит Казань-река,
В чаще, трудной для седока,
Над рекою каменный град,
Много в Казани каменных врат.
("Тухва-и мардан")

И в другом месте:

Этот город кишит - каждый млад и стар
Мнит себя поэтом.

Таким образом, делая экскурс в прошлое, дети пропускают через себя этот ток татарской культуры, литературоцентризм и понимают, что мы, как литературный народ, оставили в анналах истории выдающиеся яркие образцы искусства Слова.

ХХ век - считается "золотым" в истории татарской культуры. Это время расцвета гения Тукая, обобщившего в своем творчестве тысячелетие развития не только татарской, но и общетюркской поэзии. Завершив эпоху арабо-персидского метра аруза, впитав в себя достижения западно-европейской и русской поэзии, Тукай вышел на путь свободно-личностного творчества, создав чудеса образной фантазии, неиссякаемое богатство палитры лирических патриотических чувств. Самый выстраданный идеал поэта: свободная, независимая, процветающая Россия. Долг поэта - служение народу и прогрессу.

Так емко и гениально обобщил он пройденный с народами России путь:

Рус белэн гомер кичердек сайрашып,
Тел, лэгать, гадет вэ эхлак алмашып.
Хич бетэрме тарихи бу бергэлек?-
Без туган Бер ж, епкэ бергэ теркэлеп.

С русскими мы прожили жизнь сообща
Словно тело, нрав, обычай, языки - одна душа,
Нескончаем, бесконечен этот трудный, славный путь,
Будто кто-то нанизал нас на одну тугую нить.

Находясь на вершине искусства слова, Тукай (1886-1913гг.) - создатель новой концепции поэзии, весь смысл которой в пророческой самоотдаче идее народного счастья: "ты венец всего земного, ты священен для меня, не продам за блага мира свой народ, язык и род". Апофеоз родной речи и национальной стихии, идущий из самых недр народной души, как неумолкающая шаджара (родословная), он создал в стихотворении "Туган тел".

Умру без жалости и содроганья.
Но есть последнее желанье -
Под этим платьем сердце билось
И кровь стекала черной струйкою.
Когда умру, с меня снимите
Ее повесьте
На иву стройную.
М.Джалиль

Закаленный в боях Отечественной войны и не потерявший силы духа и искрящегося поэтического дара в мрачных склепах Моабита Мусса Джалиль (1906-1944 гг.) на новом витке развития нашего общества поднял искусство Слова до высоты героического оружия в борьбе против зла и человеконенавистничества. Фокусируя в себе многообразные функции и идеалы поэта, он своим творчеством лишний раз доказал, что Слово по своей природе бессмертно и у него есть еще такое свойство: пересекать века, поколения и напоминать потомкам о чувстве священного долга служения Отечеству. А уж от чуткости и воли самого поколения, его интеллектуализма и пафоса зависит обретение или утеря клада тысячелетий - орудия красоты и спасения нравственности человечества.

Член Общественной Палаты
Российской Федерации
Р.Р. Туфетулова

Урок-лекция "Россия на рубеже 19-20 вв. Характеристика".

Цель урока: дать общие сведения о России начала 20-го века.

Задачи урока: общая характеристика социально-политического устройства;

общая характеристика экономики;

общая характеристика духовной сферы (культуры).

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: доска, магниты, иллюстрации.

Общие сведения о Российской империи.

Социально-политическое устройство империи.

Экономическое развитие империи.

Заключение, домашнее задание.

1. В 1917 году Россия пережила катастрофу, которая полностью изменила страну: другая культура, другое социальное устройство, другая экономика. Чтобы ответить на вопросы: почему случилась катастрофы, и можно ли было избежать этой катастрофы? – нужно знать: как жила Россия до катастрофы. Без этой информации ответ получить невозможно.

На рубеже 19-20 веков Российская империя по размерам была второй после Великобритании державой мира. Территория ее составляла 22,2 млн. кв. км. Её пределы ограничивались на севере Северным Ледовитым океаном, на востоке – водами Тихого океана, на юге – Кавказским хребтом, среднеазиатскими пустынями и степями Казахстана, на западе – владениями Австрийской и Германской империй.

Быстро росло население. В 1893 году – 125 миллионов человек, в 1897 году (перепись) – 165 миллионов человек. По численности населения империя занимала третье место после Британии и Китая. Пятьдесят процентов жителей империи были моложе 21 года.

К началу века 86% населения собственно России (общее количество русских – 66, 4 миллиона человек) проживали в деревне.

Остальные 14% (8,3 миллиона человек) были горожанами. Санкт-Петербург насчитывал 1,2 миллиона жителей, Москва – 1 миллион. В Петербурге и Москве действовали телефонные станции, а улицы освещались электричеством. Третьим по величине был город Саратов (137 тысяч жителей). В число 19-ти российских городов с населением свыше 100 тысяч жителей входили также Казань, Ростов-на-Дону, Астрахань и Тула.

В начале 90-х годов стал ходить первый в России трамвай в Казани, затем – в Нижнем Новгороде и Москве. В начале 20-го века на трамвай пересели и петербуржцы (до этого – извозчики и конки).

Горожане приучались к кинематографу, телеграфу, автомобилям, аэропланам, спорту (в 1908 году появился первый российский олимпийский чемпион – фигурист Н. Панин-Коломенкин).

Деревня же была отсталой. На то были свои причины, о которых мы поговорим на другом уроке.

2. Империя была сословной монархией. Вся полнота власти принадлежала российскому императору Николаю 2-му Романову (династия Романовых - 60 человек). В Своде законов Российской империи издания 1892 года власть императора определялась как «самодержавная и неограниченная».

Главной опорой власти были дворяне-помещики (землевладельцы), занимавшие ведущие посты в государстве, и составлявшие костяк (ядро) бюрократического аппарата (Государственный Совет, Совет Министров, Сенат), который со времен Петра 1-го делился на 14 «классов» или «чинов».

Высший слой дворянства назывался аристократией, и состоял из потомков Рюриковичей, старых боярских и дворянских родов, остзейских и грузинских князей, потомков польской и татарской знати. Аристократия также занимала ключевые должности в провинции. Прежде всего, пост губернатора (97 губерний), ответственного за сбор налогов и охрану государственного имущества. Дворяне-помещики проводили свое влияние также через институт «предводителей дворянства». Один миллион восемьсот пятьдесят три тысячи дворян (1,5% населения империи по переписи 1897 года) были хозяевами страны со 165 миллионным населением (1913 год).

Существующий порядок охраняла армия численностью свыше одного миллиона человек (90% генералов, 75% полковников, 50% офицерского состава были потомственными дворянами), корпус жандармов и полиция.

Ещё одним привилегированным сословием было православное духовенство. Дело в том, что православное или ортодоксальное христианство являлось в те времена государственной религией империи.

Собственно православных в империи было 57,7 миллионов человек из 81 млн. человек русских, украинцев и белорусов (65,5% населения империи). Остальные жители империи были католиками, протестантами, мусульманами, буддистами, иудеями и язычниками.

111 тысяч священников и диаконов (1912), более 100 тысяч монахов и монахинь (1000 монастырей) подчинялись Святейшему Синоду во главе с обер-прокурором, назначаемым императором. Церкви принадлежало 2 миллиона десятин земли. Церковь имела свою систему учебных заведений: 4 духовные академии, 57 семинарий, 185 духовных училищ, почти 43 тысячи церковно-приходских школ.

Бюджет Синода в 1900 году – 24 миллиона рублей, в 1914 году – около 50 миллионов рублей.

Самым многочисленным сословием являлось крестьянство (97 миллионов). Крестьянство было основным плательщиком в государственный бюджет. Особенностью этого сословия в начале 20-го века являлось разделение на группы:

около 50% крестьян (48,5 млн.) – бедняки;

30% или 29,1 млн. – середняки;

20% или 19,4 млн. – зажиточные.

По другим данным:

Другими сословиями были купечество, мещанство, казачество.

Наряду со старой сословной структурой во 2-й половине 19-го века складывается новая социально-классовая структура, состоящая из двух основных классов.

Промышленная буржуазия начала складываться еще до реформы 1861 года из российского купечества. В 1897 году к буржуазии относились коло 1,5 млн. человек или 1,2% населения. Высшая прослойка нового класса вместе с иностранными капиталистами, аристократами, финансовыми магнатами и высшей бюрократией составляла российскую элиту. Своеобразным центром этого «союза» стал Петербург.

После 1861 года до конца 19-го века численность рабочего класса выросла до 10-14 миллионов человек. Почти половина из них (46%) работали на 589 крупнейших предприятий России (216 фабрик и заводов имели более 1000 рабочих, а 373 – от 500 до 1000 работающих).

Важную роль в общественной жизни играла интеллигенция, включавшая

А) высших чиновников (лояльны к власти);

Б) буржуазную прослойку из адвокатов и профессуры (оппозиция к власти);

В) демократический слой (мелкие чиновники, учителя школ, врачи, студенты

(оппозиция к власти).

3. Теперь об экономике империи. Как вы знаете, в эту сферу входят промышленность, сельское хозяйство, финансы и торговля.

Если говорить об экономической характеристике России в общем, то Россия была аграрно-промышленной державой (большая часть населения занята в сельском хозяйстве).

Государство являлось крупнейшим землевладельцем и собственником предприятий. Большая часть частных предприятий работали на казну, на оборону, будучи обеспеченными госзаказами и сырьем.

Промышленность. Промышленность концентрировалась в пяти районах: Северо-Западный, Центрально-Промышленный, Уральский, Южный и Закавказский (Баку). Два последних района специализировались на угле и нефти соответственно.

В целом доля России в мировом промышленном производстве в 1900 году составляла 5% (США – 30%; Германия – 16,6%; Англия – 19,9%; Франция – 7%; Италия – 2,7%; Япония – 0,6%). Россия входила в пятерку самых развитых держав мира по производству нефти, угля, металла, леса, пушнины, хлеба, сахара, кораблей, текстиля, водки и гвоздей. В стране действовали до 200 монополий, семь банков владели 50% всех капиталов, на пяти процентах предприятий работали 50% рабочих.

Особым сектором промышленности были казенные предприятия: Ижевский, Тульский и Сестрорецкий заводы (все – стрелковое оружие); Ижорский (броня для кораблей); Петербургская и Николаевская верфи (корабельные корпуса).

Другим сектором экономики была кустарная промышленность, которая обслуживала в основном местный рынок, подчас приспосабливаясь к нуждам фабричной промышленности (около 4 млн. кустарей; и 7 млн. крестьян ежегодно уходили на заработки – отходники).

Промышленность отличалась высокой степенью монополизации: синдикаты «Продпаровоз», «Продамет», «Трубопродажа», «Продуголь», «Нобель-Мазут». За 1890-е годы добыча угля выросла в 3 раза, нефти – в 2 раза, в 3 раза возрос выпуск продукции черной металлургии и машиностроения, в 2 раза удлиняется сеть железных дорог. Относительные темпы роста экономики были самыми высокими в мире. Россия все глубже втягивалась в мировое хозяйство. Если говорить современными терминами, глобализация шла полным ходом.

Особенностью экономического развития России являлось существование передовой промышленности наряду с отсталым сельским хозяйством.

Сельское хозяйство. Если в сфере промышленного производства Россия находилась на стадии монополистического капитализма (империализма), то в сельском хозяйстве сохранялись пережитки крепостничества: помещичьи латифундии (тридцать тысяч крупных землевладельцев имели 70 миллионов десятин земли или по 2 тысячи 333 десятины на каждого); полуфеодальные способы эксплуатации крестьян (средний крестьянский надел – 7 десятин или 7, 7 га не обеспечивал прожиточный минимум, поэтому крестьяне были вынуждены батрачить на помещика). Но экономическая сила дворянства таяла: 1860-е годы – у дворян было 87 миллионов десятин земли, а в 1905 году – 53 миллиона десятин земли.

Торговля и финансы. Серьезные перемены происходили в финансовой системе России, шло образование крупных финансово-промышленных групп. Их интересы защищали Русско-Азиатский, Петербургский международный, Российский для внешней торговли, Азовско-Донской банки и еще три банка – 47% всех активов.

Крупные промышленные объединения и коммерческие банки подчинили себе оптовую торговлю промышленной и сельскохозяйственной продукцией. Одновременно бурно развивалась биржевая (свободная) торговля хлебом, мясом, лесом и другими продуктами.

Изменилась розничная торговля. Повысилась роль универсальных и специализированных магазинов («Петровский пассаж» и «Верхние торговые ряды» в Москве; «Большой Гостиный двор» и «Новый пассаж» в Петербурге). Однако большая часть товарооборота приходилась на мелкие лавки, лабазы, разносную торговлю. Популярны были ярмарки (Макарьевская, Ирбитская), носившие сезонный характер.

Развитие внутренней торговли тормозилось

А) низкой покупательной способностью населения;

Б) несовершенством транспортной системы.

Внешняя торговля ориентировалась на Германию (1-е место), Англию и Францию. Россия вывозила сырье и сельхозпродукцию. Экспорт промышленной продукции был ничтожным (Балканы, Дальний и Ближний Восток). В импорте преобладала промышленная продукция: машины, оборудование, химикалии и др. Одной из главной статей импорта были предметы роскоши: экзотические продукты, вина, модная одежда и предметы быта.

4. Культура состоит из четырех элементов: религия (идеология), искусство, наука и образование.

Как вы уже знаете, фундаментом российской культуры являлось православие или ортодоксальное христианство.

Искусство империи…

Социальные и философско-нравственные проблемы особенно отразились в творчестве Л.Н. Толстого, который был мировым лидером критического направления в литературе. В произведениях М.Горького наиболее явственно проявилась связь реалистического метода с постановкой острых социально-политических проблем России начала 20-го века. Вместе с тем продолжался поиск новых средств и форм, способных отразить внутренний мир личности. В начале 20-го века появился модернизм (А.А.Блок (символизм), А.А.Ахматова (акмеизм), В.В.Маяковский (футуризм)).

Вместе с тем в начале 20-го века в Россию захлестнула волна бульварной литературы, ориентированной на мещанские вкусы (низкопробная мелодрама, детективы, эротика).

Развивался русский театр. В 1898 году К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко основали Художественный театр, ставший центром театральной жизни Москвы (В.И.Качалов, И.М.Москвин, О.Л.Книппер-Чехова). В начале 20-го века открылся театр великой русской актрисы В.Ф.Комиссаржевской.

В мае 1896 года в России состоялась первая демонстрация кинофильма (в Петербурге в саду «Аквариум», в Москве – в саду «Эрмитаж»). В 1916 году в России было около 4 тыс. кинотеатров, которые ежедневно посещало до двух миллионов зрителей. В 1908 году была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна». В 1911 году – первый полнометражный отечественный фильм «Оборона Севастополя».

На рубеже 19-20 веков модернизм утвердился в живописи. Вокруг журнала «Мир искусства» объединилась группа художников (А.Н.Бенуа, Е.Е.Лансере, Н.К.Рерих, И.Э.Грабарь и др.), которые провозгласили новые художественно-эстетические принципы, противостоящие и реализму передвижников, и академизму. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем.

В начале 20-го века возник «русский авангард». Его представители К.С.Малевич, Р.Р.Фальк, М.З.Шагал и другие проповедовали искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.

Наука империи…

В начале 20-го века работал «отец русской авиации» Н.Е.Жуковский – основоположник современной гидроаэродинамики. Учитель из Калуги К.Э.Циолковский своими работами в области ракетодинамики обосновал возможность космических полетов.

Энциклопедические труды В.И.Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии и разработке современных экологических представлений.

В биологии и медицине произошел прорыв. И.М.Сеченов заложил основы отечественной физиологической школы, сделал ряд открытий в психологии. Нобелевские премии получили И.П.Павлов, разработавший учение о высшей нервной деятельности и физиологии пищеварения, а также И.И.Мечников – автор фагоцитарной теории иммунитета. К.А.Тимирязев основал русскую школу физиологии растений.

Русские географы и этнографы продолжили исследования малоизвестных регионов Земли: Тянь-Шань, Тибет, Туркестан, Монголия, Индонезия, Филиппины, Эфиопия. Прославили русскую наука П.П.Семенов-Тян-Шанский, Н.М.Пржевальский, Н.Н.Миклухо-Маклай, В.К.Козлов и др.

Экспедиции Э.В.Толля и А.В.Колчака начали изучение Арктики, которое продолжил Г.Я.Седов. В 1912-1914 годах он организовал экспедицию к Северному полюсу.

Успехи в области гуманитарных наук были гораздо скромнее. Из философов известность получили В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский (религиозно-философские искания).

Развивалось женское образование (около 30 вузов для женщин).

С ростом грамотности развивалось и книгоиздательство. В начале 20-го века выходили 125 газет, а в 1913 году – более 1000, издавалось 1263 журнала. По количеству издаваемых книг Россия занимала 3-е место в мире. Крупнейшими издателями являлись А.С.Суворин в Петербурге («Дешёвая библиотека»), И.Д.Сытин в Москве («Библиотека для самообразования»).

5. Д/задание: запись в тетрадь.

Тема: Характеристика России начала 20-го века. Число.

В 1917 году Россия пережила катастрофу. Чтобы ответить на вопросы: почему случилась катастрофы, и можно ли было избежать этой катастрофы? – нужно знать: как жила Россия до катастрофы.

Без этой информации ответ получить невозможно.

На рубеже 19-20 веков Российская империя по размерам была второй после Великобритании державой мира. Территория ее составляла 22,2 млн. кв. км.

В 1893 году – 125 миллионов человек, в 1897 году (перепись) – 165 миллионов человек. По численности населения империя занимала третье место после Британии и Китая.

86% населения собственно России (общее количество русских – 66, 4 миллиона человек) проживали в деревне.

Остальные 14% (8,3 миллиона человек) были горожанами. Санкт-Петербург насчитывал 1,2 миллиона жителей, Москва – 1 миллион. В Петербурге и Москве действовали телефонные станции, а улицы освещались электричеством. Третьим по величине был город Саратов (137 тысяч жителей). В число 19-ти российских городов с населением свыше 100 тысяч жителей входили также Казань, Ростов-на-Дону, Астрахань и Тула.

Империя была сословной монархией. Вся полнота власти принадлежала российскому императору Николаю 2-му Романову (династия Романовых - 60 человек).

Высший слой дворянства назывался аристократией, и состоял из потомков Рюриковичей, старых боярских и дворянских родов, остзейских и грузинских князей, потомков польской и татарской знати.

Главной опорой власти были дворяне-помещики (землевладельцы), занимавшие ведущие посты в государстве, и составлявшие костяк (ядро) бюрократического аппарата (Государственный Совет, Совет Министров, Сенат).

Один миллион восемьсот пятьдесят три тысячи дворян (1,5% населения империи по переписи 1897 года) были хозяевами страны со 165 миллионным населением (1913 год).

Существующий порядок охраняла армия численностью свыше одного миллиона человек.

Еще одним привилегированным сословием было православное духовенство.

Самым многочисленным сословием являлось крестьянство (97 миллионов).

К началу века крестьянство расслоилось на группы:

Другие сословия: купечество, мещанство, казачество.

Наряду со старой сословной структурой во 2-й половине 19-го века складывается новая социально-классовая структура.

Два основных класса при капитализме: промышленная буржуазия (1,5 млн. человек) и рабочий класс (10-14 млн. человек).

Важную роль в общественной жизни играла интеллигенция.

Экономика: промышленность, сельское хозяйство, финансы и торговля.

Если говорить об экономической характеристике России в общем, то Россия была аграрно-промышленной державой (большая часть населения занята в сельском хозяйстве).

Государство являлось крупнейшим землевладельцем и собственником предприятий. Большая часть частных предприятий работали на казну, на оборону, будучи обеспеченными госзаказами и сырьем.

Промышленность. Промышленность концентрировалась в пяти районах: Северо-Западный, Центрально-Промышленный, Уральский, Южный и Закавказский (Баку). Два последних района специализировались на угле и нефти соответственно.

В целом доля России в мировом промышленном производстве в 1900 году составляла 5% (США – 30%; Германия – 16,6%; Англия – 19,9%; Франция – 7%; Италия – 2,7%; Япония – 0,6%). Россия входила в пятерку самых развитых держав мира по производству нефти, угля, металла, леса, пушнины, хлеба, сахара, кораблей, текстиля, водки и гвоздей. В стране действовали до 200 монополий, семь банков владели 50% всех капиталов, на пяти процентах предприятий работали 50% рабочих.

Особым сектором промышленности были казенные предприятия: Ижевский, Тульский и Сестрорецкий заводы (все – стрелковое оружие); Ижорский (броня для кораблей); Петербургская и Николаевская верфи (корабельные корпуса).

Другим сектором экономики была кустарная промышленность, которая обслуживала в основном местный рынок (около 4 млн. кустарей; и 7 млн. крестьян ежегодно уходили на заработки – отходники).

Особенностью экономического развития России являлось существование передовой промышленности наряду с отсталым сельским хозяйством.

Если в сфере промышленного производства Россия находилась на стадии монополистического капитализма (империализма), то в сельском хозяйстве сохранялись пережитки крепостничества: помещичьи латифундии (тридцать тысяч крупных землевладельцев имели 70 миллионов десятин земли или по 2 тысячи 333 десятины на каждого); полуфеодальные способы эксплуатации крестьян (средний крестьянский надел – 7 десятин или 7, 7 га не обеспечивал прожиточный минимум, поэтому крестьяне были вынуждены батрачить на помещика).

Торговля и финансы. В финансовой системе России шло образование крупных финансово-промышленных групп. Их интересы защищали Русско-Азиатский, Петербургский международный, Российский для внешней торговли, Азовско-Донской банки и еще три банка – 47% всех активов.

Крупные промышленные объединения и коммерческие банки подчинили себе оптовую торговлю промышленной и сельскохозяйственной продукцией.

Изменилась розничная торговля. Повысилась роль универсальных и специализированных магазинов. Однако большая часть товарооборота приходилась на мелкие лавки, лабазы, разносную торговлю. Популярны были ярмарки (Макарьевская, Ирбитская), носившие сезонный характер.

Развитие внутренней торговли тормозилось

А) низкой покупательной способностью населения;

Б) несовершенством транспортной системы.

Внешняя торговля ориентировалась на Германию (1-е место), Англию и Францию. Россия вывозила сырье и сельхозпродукцию. В импорте преобладала промышленная продукция: машины, оборудование, химикалии и др. Одной из главной статей импорта были предметы роскоши: экзотические продукты, вина, модная одежда и предметы быта.

Фундаментом русской культуры являлось православие или ортодоксальное христианство.

Искусство империи…

Л.Н. Толстой - мировой лидер критического направления в литературе. В начале 20-го века появился модернизм (А.А.Блок (символизм), А.А.Ахматова (акмеизм), В.В.Маяковский (футуризм)).

В начале 20-го века в Россию захлестнула волна бульварной литературы, ориентированной на мещанские вкусы (низкопробная мелодрама, детективы, эротика).

Развивался русский театр. В 1898 году К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко основали Художественный театр, ставший центром театральной жизни Москвы (В.И.Качалов, И.М.Москвин, О.Л.Книппер-Чехова). В начале 20-го века открылся театр великой русской актрисы В.Ф.Комиссаржевской.

В мае 1896 года в России состоялась первая демонстрация кинофильма (в Петербурге в саду «Аквариум», в Москве – в саду «Эрмитаж»). В 1916 году в России было около 4 тыс. кинотеатров, которые ежедневно посещало до двух миллионов зрителей. В 1908 году была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна». В 1911 году – первый полнометражный отечественный фильм «Оборона Севастополя».

На рубеже 19-20 веков модернизм утвердился в живописи. Вокруг журнала «Мир искусства» объединилась группа художников (А.Н.Бенуа, Е.Е.Лансере, Н.К.Рерих, И.Э.Грабарь и др.). Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем.

В начале 20-го века возник «русский авангард». Его представители К.С.Малевич, Р.Р.Фальк, М.З.Шагал и другие проповедовали искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.

Наука империи…

В начале 20-го века работал «отец русской авиации» Н.Е.Жуковский – основоположник современной гидроаэродинамики. Учитель из Калуги К.Э.Циолковский своими работами в области ракетодинамики обосновал возможность космических полетов.

Энциклопедические труды В.И.Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии и разработке современных экологических представлений.

В биологии и медицине произошел прорыв. И.М.Сеченов заложил основы отечественной физиологической школы, сделал ряд открытий в психологии. Нобелевские премии получили И.П.Павлов, разработавший учение о высшей нервной деятельности и физиологии пищеварения, а также И.И.Мечников – автор фагоцитарной теории иммунитета. К.А.Тимирязев основал русскую школу физиологии растений.

Русские географы и этнографы продолжили исследования малоизвестных регионов Земли: Тянь-Шань, Тибет, Туркестан, Монголия, Индонезия, Филиппины, Эфиопия. Прославили русскую наука П.П.Семенов-Тян-Шанский, Н.М.Пржевальский, Н.Н.Миклухо-Маклай, В.К.Козлов и др.

Экспедиции Э.В.Толля и А.В.Колчака начали изучение Арктики, которое продолжил Г.Я.Седов. В 1912-1914 годах он организовал экспедицию к Северному полюсу.

Успехи в области гуманитарных наук были гораздо скромнее. Из философов известность получили В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский (религиозно-философские искания).

Развивалось женское образование (около 30 вузов для женщин).

С ростом грамотности развивалось и книгоиздательство. В начале 20-го века выходили 125 газет, а в 1913 году – более 1000, издавалось 1263 журнала. По количеству издаваемых книг Россия занимала 3-е место в мире. Крупнейшими издателями являлись А.С.Суворин в Петербурге («Дешёвая библиотека»), И.Д.Сытин в Москве («Библиотека для самообразования»).

Контрольные вопросы к тексту:

Каковы общие сведения о России начала 20-го века?

Какова была форма правления в России начала 20-го века?

Перечислите сословия российского общества. Какова была роль каждого из них?

На какие группы расслоилось к началу 20-го века российское крестьянство?

Какие три группы населения составляли новую социально-классовую структуру России?

Каков уровень экономического развития России в начале 20-го века?

Какова была роль государства в российской экономике?

Дайте общую характеристику промышленного развития страны?

В чем заключалась особенность экономического развития России в начале 20-го века?

Дайте общую характеристику аграрной ситуации, сложившейся в России в начале 20-го века?

Расскажите о торговле и финансовой сфере российской экономики?

Каковы были причины торможения развития внутренней торговли?

Расскажите о внешней торговле России в начале 20-го века.

Дайте общую характеристику процессов, происходящих в искусстве России в начале 20-го века?

Перечислите самых известных деятелей искусства того времени?

Названия двух первых художественных кинофильмов, снятых в России?

Дайте общую характеристику развития российской науки в конце 19-го – начале 20-го веков?

Читайте также: