Вид фундамента водопропускной трубы зависит от

Обновлено: 13.05.2024

Монтаж водопропускных труб под дорогу

АннотацияВодопропускные трубы являются одной из самых многочисленных категорий искусственных сооружений на дорогах как регионального, так и федерального значения. Данные инженерные сооружения расположены в теле насыпи автомобильной или железной дороги и обеспечивают безопасный отвод воды, поступающей к земляному полотну. Благодаря водопропускным трубам, в системе дорожного водоотвода обеспечивается постоянный благоприятный влажностный режим грунтовых оснований дорожных одежд и предотвращается размыв дорожной насыпи.

В современном дорожном строительстве наибольшее распространение получили два типа водопропускных труб: изготавливаемые из гофрированного металла и железобетонные из сборных элементов. Для увеличения пропускной способности без повышения высоты насыпи устраивают многоочковые трубы из уложенных рядом небольших труб, что позволяет использовать конструкции диаметром до 3-х метров. В нашей стране существенная часть водопропускных труб представляет собой конструкцию из не скреплённых друг с другом железобетонных звеньев, чаще всего круглого сечения, диаметром до 3 метров, которые эксплуатируются в различных климатических условиях.


В процессе эксплуатации на сооружение оказывают воздействие статические и динамические нагрузки (от веса насыпи и проезжающего по дороге транспорта), а также перепады температур и непосредственно протекающие по трубе талая и дождевая вода, ручьи и мелкие реки. Всё это, а также геологический фактор (землетрясения, подвижки и вибрация грунта) или изначально неправильная установка трубы, приводят к неизбежному её разрушению. Этот процесс происходит также в периоды проведения капитального ремонта дороги, когда с участка над трубой снимается асфальтобетонное покрытие и тяжёлая техника перемещается непосредственно по гравийной подушке насыпи. Результатом являются снижение или частичная потеря несущей способности звеньями трубы. Кроме того, с течением времени, установленные железобетонные секции водопропускной трубы имеют обыкновение под воздействием разного рода нагрузок смещаться в горизонтальном и вертикальном направлениях, что приводит к образованию зазоров и перепадов между ними. Перепады уменьшают эффективное сечение трубы, снижая пропускную способность и приводя к заиливанию. В условиях паводка наличие зазоров между звеньями трубы приводит к значительным размывам, оставляя пустоты в насыпи, что чревато обрушением земляного полотна и дорожной одежды, а в такой ситуации нельзя говорить о возможности эксплуатации участка автомобильной дороги в целом. Традиционным эффективным решением данной проблемы является разборка насыпи и демонтаж трубы с последующим возведением новой, однако этот метод требует разрушения вышележащего дорожного полотна. Кроме того, на трассах федерального значения для проведения подобных работ необходимо предварительно создать временный объезд, что также влечёт за собой значительные временные и материальные вложения. Необходимость оптимизации затрат на ремонт и реконструкцию магистралей федерального и регионального значения подталкивает дорожные службы к использованию современных альтернативных методов восстановления искусственных сооружений. Одним из таких методов является гильзование – протяжка внутри ремонтируемой конструкции пластиковой или металлической трубы меньшего сечения. На первый взгляд такая технология кажется эффективной, однако весь функционал и конструктивная нагрузка, в конечном итоге, переходят к внутренней трубе, диаметр которой меньше проектного значения, что со временем может привести к деформации или даже размытию насыпи. Кроме того, пластиковая труба, используемая для гильзования, не имеет достаточной несущей способности и не может существенно укрепить восстанавливаемое сооружение. Уменьшения сечения трубы можно избежать при применении другой технологии – ремонта методом «чулка» или полимерного рукава. Данный метод позволяет восстановить локальные сильно разрушенные участки сооружения и повторить существующий профиль конструкции, не снижая её внутренний диаметр. Тем не менее, такая технология не только является дорогостоящей, но и никак не влияет на несущую способность сооружения, а ведь именно снижение несущей способности водопропускной трубы на участке дороги является критическим фактором, приводящим к её разрушению. Таким образом, ни один из вышеописанных способов не является оптимальным и в полной мере не решает задачу по эффективному, быстрому и малозатратному ремонту искусственных сооружений на дорогах. Для устранения этой проблемы специалистами ГК «ТехПолимер» была разработана система ремонта водопропускных труб на основе анкерного листа V-LOCK для конструкций диаметром от 1.2 метра и более, размещённых в дорожных насыпях высотой более 2 метров. Технология заключается в восстановлении несущей способности конструкции методом бетонирования по несъемной полимерной опалубке. Система ремонта водопропускных труб «ТехПолимер» состоит из нескольких этапов:

    Очистка внутренней поверхности водопропускной трубыВозведение арматурного каркаса (металлических направляющих и стеклопластиковой навивки)Установка и сварка анкерного листа V-LOCKРазвёртывание пневматической опалубкиЗаливка раствора и омоноличивание конструкцииИзвлечение баллона высокого давления и оценка качества сварных соединений Контроль равномерности заполнения раствором

Предлагаемая технология позволяет в сжатые сроки произвести ремонт водопропускной трубы без подготовки индивидуальной опалубки, обеспечивая проектируемый срок службы конструкции в рамках 4-5 лет с возможностью его увеличения после проведения обследования. Мнение канд.техн.наук, доцент кафедры «Проектирование дорог» ФГБОУ ВО «СибАДИ»

Левашов Григорий Михайлович

Сложно переоценить влияние системы дорожного водоотвода не только на транспортно-эксплуатационные качества автомобильной дороги, но и на обеспечение транспортной безопасности нашей страны в целом. Как и все искусственные объекты, она нуждается не только в правильной эксплуатации, но и в периодических и капитальных ремонтах. Как мы знаем, стоимость устройства водопропускных сооружений значительна и может составлять от 5 % до 15 % от стоимости строительства участка автомобильной дороги. Бесспорно, дорожная отрасль нуждается в современных технологиях ремонта железобетонных водопропускных сооружений, одной из которых является санация с помощью полимерного анкерного листа. Применение данной технологии позволяет обеспечить уменьшение сметной стоимости и сроков проведения работ, а также увеличить сроки эксплуатации железобетонных конструкций водопропускных труб круглого, прямоугольного и арочного сечений. Технологию ремонта водопропускных труб на основе анкерного листа V-LOCK можно оценить не только как наиболее экономичную, но и как самую перспективную инновацию для выполнения ремонтных работ подобного рода.В сравнении с описанными ранее методами, система восстановления водопропускных труб «ТехПолимер» обладает рядом существенных преимуществ:

Увеличение несущей способности.После проведения работ создаётся цельная труба, компенсирующая присутствующие в звеньях санируемой конструкции повреждения и распределяющая нагрузку с разрушенных звеньев на близлежащие.

Трещины и оголённая арматура цементируются, что укрепляет сооружение и увеличивает срок его службы.Максимальное полезное сечение.Система лишь незначительно уменьшает диаметр водопропускной трубы, оставляя его в рамках требуемых проектных значений.Контролируемое заполнение раствором.В отличие от, например, гильзования, данный метод позволяет произвести проверку равномерности заполнения раствором пространства между опалубкой и санируемой трубой. Такой контроль качества важен, так как позволяет избежать образования пустот и увеличить надёжность конструкции.Устранение полостей в насыпи.Смещение железобетонных звеньев водопропускной трубы приводит к образованию зазоров между ними, через которые грунт может осыпаться внутрь сооружения, образуя в дорожной насыпи полости, снижающие её устойчивость. Система «ТехПолимер» обеспечивает заполнение данных полостей цементным раствором, что устраняет риск повреждения насыпи.Цена.Данная технология является наиболее экономически оправданной из всех, предлагаемых сегодня на рынке.


В заключение следует отметить, что необходимость повышать долговечность и надёжность существующих искусственных сооружений в дорожном строительстве является бесспорной. В частности качественный ремонт водопропускных труб способен значительно продлить срок безопасной эксплуатации искусственного сооружения, а выбор оптимального метода такой ремонта, например система санации с помощью анкерного листа V-LOCK, обеспечит технологическую и экономическую эффективность процесса.

Для отвода небольших стоков воды и их пропуска под дорогой используются водопропускные трубы. Их использование более целесообразно, нежели сооружение моста.

Общее понятие

Для пропуска воды с верхней части автомобильных дорогна нижнюю используются водопропускные сооружения. К ним относятся водопропускные трубы, мосты, водоотводы. Последние используются для пропуска под дорожным полотном различных каналов.

Водопропускные трубы используются в тех случаях, когда необходимо пропустить под дорогой небольшие водоотводы (ручьи, слив воды после дождя или таяния снега и так далее). Пропуск воды посредством труб может осуществляться постоянно или периодически. Через такие сооружения иногда организуют проход скота или проезд транспорта.

Устройство водопропускных труб не требует сужения проезжей части и изменения типа покрытия дороги. Над конструкцией устраивается засыпка. Толщина слоя насыпанного грунта снижает давление на сооружение от автомобилей и смягчает их влияние.

Использование труб для пропуска воды имеет свои преимущества:

    Установка трубпроходит без повреждения земляного полотна.
    Монтаж труб обходится дешевле, чем строительство моста.
    При толщине слоя засыпки более 2 м влияние на сооружение временных нагрузок от проезжающего транспорта сводится к минимуму.

Размеры труб

Диаметр водопропускной трубы зависит от ее длины:


    Если длина трубы не превышает 2-3 м и высота насыпи менее 7,5 м, то отверстие трубы выбирают равное 100-150 см.
    Для насыпи до 1,5 м диаметр должен составлять 75 см.
    Трубы в пределах съездов имеют 50 см в диаметре.

Под дорогами 2-4 категорий допускается использовать водопропускные трубы с диаметром 100 см и длиной до 30 м. Если диаметр равен 75 см, то длина трубы не должна быть более 15 м.

Классификация

Водопропускные трубы классифицируются по нескольким параметрам.

В зависимости от материала, из которого они изготовлены:


    Полимерные (из полимербетона, поливинилхлорида и полиэтилена).

Выделяют несколько разновидностей труб в зависимости от формы поперечного сечения:

По принципу работы сечения:

В поперечном сечении труб может быть одно, два или несколько очков.

Основные элементы трубы и их установка

Водопропускные трубы состоят из нескольких элементов:

Благодаря наличию оголовков в трубе не образуются водовороты, завихрения, вода вытекает медленнее.

Их наличие не дает вытекающей воде размывать насыпь и подмывать фундамент.Различаются несколько видов оголовков:Портальные, которые сооружаются в виде перпендикулярной трубе подпорной стены.Это самая простая конструкция, но она имеет свои недостатки. Она не обеспечивают плавность протекания воды.Поэтому ее применение рекомендуется в случаях с небольшим количеством воды, протекающей на незначительной скорости. Портальные оголовки используются для труб с диаметром 50-75 см.Раструбные.


Кроме стенки, они имеют два открылка, образующих раструб.Окрылки располагаются под углом 30 градусов к трубе. Благодаря этому поток воды постепенно сужается.Воротниковые, у которых крайний элемент срезается под тем же углом, что и насыпь. По контуру устанавливается защитный воротник.Обтекаемые в сечении постепенно сужаются, что создает хорошие условия для протекания воды.Давление на грунт распределяется равномерно за счет фундамента, на который укладывается труба.

Это также препятствует сдвигу отдельных элементов сооружения.Существуют следующие виды фундамента:Без фундамента (естественное основание).Грунтовая подушка, созданная искусственно.Из отдельных железобетонных элементов.Выбор типа фундамента зависит от диаметра трубы, высоты насыпи и геологических условий.Водопропускная труба располагается строго перпендикулярно оси дороги. Это дает минимальную длину трубы.В отдельных случаях рекомендуется устанавливать сооружение в том направлении, в котором протекает поток. Это снижает вероятность возникновения водоворотов.

В таких случаях допускается строительство водопропускных труб в других направлениях.Водопропускные трубы под насыпями могут выступать в качестве своеобразной альтернативы мостам. Внешне устройство таких труб похоже на тоннели, проходящие сквозь дорожные насыпи.Металлические гофрированные водопропускные трубы нашли широкое применение в дорожном строительстве. Габариты выпускаемых труб позволяют использовать их и для отвода потока талой или дождевой воды, и для монтажа дренажной системы, а также для обустройства подземных переходов.


Конечно, вместо водоотвода возможно возведение полноценного моста, но в случае низкой высоты дорожного полотна единственным правильным решением станет устройство водоотвода.Схема элементов железобетонной прямоугольной водопропускной трубы.Разновидности и характеристики водопропускных трубСовременный рынок предлагает обширный ассортимент труб для создания водопропускных тоннелей.Основой классификации этого ассортимента является принцип деления продукции по типу применяемого конструкционного материала. Наиболее востребованными на сегодняшний день являются железобетонные водопропускные трубы, пластиковые трубы водопропускного типа и металлические гофрированные трубы для пропуска воды.Железобетонные водопропускные трубыК достоинству таких труб можно отнести возможность их изготовления прямо на месте укладки дороги. Их самостоятельное изготовление предполагает процесс заливки бетонного раствора в армированную опалубку.Процедура эта занимает довольно много времени, поэтому для обустройства водоводов железобетонные и бетонные трубыпоступают на строительную площадку в уже готовом к эксплуатации виде.

Они отличаются особой прочностью и способны выдерживать сейсмические нагрузки до 9 баллов.Пластиковые трубыСхема монтажа круглой водопропускной трубы.Преимуществом пластиковых водопропускных труб является их способность сопротивляться высоким внешним нагрузкам. Но их монтаж требует усиления полотна над каналом путем сооружения бетонной арки, для чего внешняя сторона трубы используется в качестве опалубки.Частичная разгрузка пластиковой трубы реализуется и с помощью металлических коробов (габионов), заполняемых крупными валунами.Таким образом, слоеная конструкция со стойкой сердцевиной и надежной внешней частью может эксплуатироваться не один десяток лет.Пластичный водовод, созданный из полимерных труб, гораздо легче переносит подвижки грунта, чем жесткая конструкция из бетона.Металлические трубы и СМГКЕсли рассматривать использование металлических водопропускных трубс точки зрения прочностного расчета, то данный вариант может претендовать на идеальное решение вопроса. Конечно, способность металла хорошо удерживать внешние нагрузки является главным преимуществом металлических труб, но данное достоинство практически сводит к нулю высокая восприимчивость металла к коррозийным разрушениям.

Поэтому обычные металлические трубы принято использовать для временного решения проблемы.В частности, их применяют при разовом проколе полотна дороги для осушения прилегающей местности.Подобные проколы очень актуальны в ситуациях, когда невозможен ремонт водопропускных труб основного водовода и его эксплуатация вследствие засорения или даже разрушения. Такая дренажная система помогает сбрасывать уровень воды и дает возможность расчистки или починки основного водовода под дорогой. Кроме того, металлические трубы могут использоваться не только в качестве водовода, но и как своеобразный футляр, защищающий внутренний трубопровод.Оптимальным вариантом использования металлических временных труб является обсадное изделие, применяемое для армирования буровых скважин (их стенок).Схема надфундаментных частей средних частей труб.Для монтажа постоянных водопропускных сооружений под дорогой используют специальные сборные металлические гофрированные конструкции (СМГК).


Исходя из классического определения, такие изделия не относятся к категории труб, поскольку металлические гофрированные листы преобразуются в сборную конструкцию прямо на месте сооружения водовода возле дороги. Нестандартные металлические гофрированные конструкции и тоннели из них наделены целым рядом достоинств, недоступных для водопропускных каналов, созданных из труб.Данные преимущества базируются на том, что гофрированные металлические системы в процессе сборки могут принимать разнообразные сложные формы, в которые нереально перевоплотиться обычным трубам, а срок их эксплуатации достигает 50-60 лет, да и к тому же гофрированные металлические конструкции на 25-30% дешевле своих бетонных аналогов и, несмотря на это, наделены повышенной сейсмоустойчивостью.Весь процесс установки водопропускных труб под дорогу разделяется на несколько этапов:рытье котлована;укладка фундамента;монтаж труб;обустройство насыпи дороги.Итак, первый этап подразумевает рытье котлована, размеры которого определяются параметрами основания водовода. Важную роль здесь также может играть и тип почвы, который должен удержать массивную конструкцию.

От типа грунта будет зависеть и обустройство откосов котлована.Котлован роется по классической схеме, то есть сначала снимается верхний плодородный слой, затем осуществляется разработка первой ступени, снова выемка грунта на втором уровне и т. д. Глубина котлована в обязательном порядке должна достигать уровня промерзания грунта.


Элементы конструкции начинают монтироваться с выходного оголовка, постепенно перемещаясь к входному участку.Большие перепады высот в элементах конструкции для поддержки страхуются установкой свай.К преимуществу монтажа блочного фундамента можно отнести скорость выполнения работ.Монолитный фундамент укладывается в классическую опалубку, монтируемую поверх гидроизолирующего слоя. Заливка такого фундамента выполняется в один проход, для чего тщательно высчитывается объем основы.В ходе заливки используется только съемная опалубка, которая удаляется после застывания цемента.Схема типов оголовков труб.Основным достоинством монолитных конструкций фундамента является их высокая прочность. При качественном армировании такой фундамент способен выдержать и сейсмические колебания, и нагрузки пучения грунта дороги.На следующем после укладки фундамента этапе начинается монтаж труб.

Устанавливается бровка земляного полотна, монтируются выходные оголовки труб, затем поверх фундамента укладываются узлы СМГК или арочные элементы железобетонных труб.Пространство между фундаментом и стенками трубы заполняется песчано-гравийной смесью с добавлением портландцемента.СМГК крепятся между собой заклепками или защелками, для усиления верхней части используется особая цементная стяжка. Элементы железобетонного туннеля фиксируются тоже с помощью цементных стяжек. Арочные конструкции монтируются на плиты, причем даже без укладки подсыпки.На последней стадии после обустройства армирующей стяжки конструкция укрепляется бетонными бровками или габионами и засыпается 2-, 4- или 6-метровым слоем грунта дорожного полотна (в зависимости от прочности трубы).Поделитесь полезной статьей:Похожие статьи:Содержание:Водопропускные трубы, расположенные под дорогой – это нечто вроде альтернативы мостам, поэтому при отсутствии необходимости в последних можно воспользоваться такой заменой.

К тому же, в некоторых ситуациях возведение моста попросту невозможно – например, если дорога расположена слишком низко.Конструкция водопропускной трубы – это канал, проходящий через дорожную насыпь.Для обустройства водопропускного канала используются трубы такого диаметра, чтобы его было достаточно для транспортировки большого объема атмосферных осадков. Кроме того, нередко такие трубы используются при создании крупных дренажных систем и подземных переходов. В данной статье речь пойдет о водопропускных трубах и особенностях их применения.

Виды водопропускных труб

На современном рынке стройматериалов водопропускные трубы представлены очень разнообразно. Основным параметром, по которому классифицируются такие трубы, является материал изготовления.

Согласно такому способу классификации выделяют следующие виды водопропускных труб:

Вид фундамента водопропускной трубы зависит от

Дороги автомобильные общего пользования

ТРУБЫ ДОРОЖНЫЕ ВОДОПРОПУСКНЫЕ

Automobile roads of general use. Road pipe culverts. Technical requirements

Дата введения 2015-07-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФГУП "РОСДОРНИИ") Министерства транспорта Российской Федерации

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 июня 2014 г. N 45)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 февраля 2015 г. N 112-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32871-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2015 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

Введение

Настоящий межгосударственный стандарт разработан для государств - членов Таможенного союза и устанавливает технические требования к дорожным водопропускным трубам на автомобильных дорогах общего пользования.

Межгосударственный стандарт разработан в связи с включением его объекта стандартизации в перечень изделий, подлежащих подтверждению соответствия в форме сертификации Технического регламента ТР ТС 014/2011 [1].

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на дорожные водопропускные трубы, а также изделия, предназначенные для их устройства под насыпями автомобильных дорог общего пользования, и устанавливает технические требования к ним.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 9.307 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия цинковые горячие. Общие требования и методы контроля

ГОСТ 15.009 Система разработки и постановки продукции на производство. Непродовольственные товары народного потребления

ГОСТ 380 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 1050 Металлопродукция из нелегированных конструкционных качественных и специальных сталей. Общие технические условия

ГОСТ 1577 Прокат толстолистовой и широкополосный из конструкционной качественной стали. Технические условия

ГОСТ 3640 Цинк. Технические условия

ГОСТ 4543 Металлопродукция из конструкционной легированной стали. Технические условия

ГОСТ 5915 Гайки шестигранные класса точности В. Конструкция и размеры

В Российской Федерации действуют ГОСТ ISO 4032-2014 "Гайки шестигранные нормальные (тип 1). Классы точности А и В", ГОСТ ISO 8673-2014 "Гайки шестигранные нормальные (тип 1) с мелким шагом резьбы. Классы точности А и В".

ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7798 Болты с шестигранной головкой В. Конструкция и размеры

ГОСТ 8829 Изделия строительные железобетонные и бетонные заводского изготовления. Методы испытаний нагружением. Правила оценки прочности, жесткости и трещиностойкости

ГОСТ 10060.0 Бетоны. Методы определения морозостойкости. Общие требования

Действует ГОСТ 10060-2012 "Бетоны. Методы определения морозостойкости".

ГОСТ 10060.1 Бетоны. Базовый метод определения морозостойкости

Действует ГОСТ 10060-2012 "Бетоны. Методы определения морозостойкости".

ГОСТ 10060.2 Бетоны Ускоренные методы определения морозостойкости при многократном замораживании и оттаивании

Действует ГОСТ 10060-2012 "Бетоны. Методы определения морозостойкости".

ГОСТ 10180 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам

ГОСТ 12730.0 Бетоны. Общие требования к методам определения плотности, влажности, водопоглощения, пористости и водонепроницаемости

ГОСТ 12730.5 Бетоны. Методы определения водонепроницаемости

ГОСТ 13015 Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения

ГОСТ 14637 (ИСО 4995-78) Прокат толстолистовой из углеродистой стали обыкновенного качества. Технические условия

ГОСТ 16523 Прокат тонколистовой из углеродистой стали качественной и обыкновенного качества общего назначения. Технические условия

ГОСТ 17066 Прокат тонколистовой из стали повышенной прочности. Технические условия

ГОСТ 17624 Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности

ГОСТ 17625 Конструкции и изделия железобетонные. Радиационный метод определения толщины защитного слоя бетона, размеров и расположения арматуры

ГОСТ 17769 (ИСО 3269-88) Изделия крепежные. Правила приемки

Действует ГОСТ 3269-2015* "Изделия крепежные. Приемочный контроль".

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ ISO 3269-2015. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 18105 Бетоны. Правила контроля прочности

ГОСТ 19281 Прокат повышенной прочности. Общие технические условия

ГОСТ 22690 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля

ГОСТ 22904 Конструкции железобетонные. Магнитный метод определения толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры

ГОСТ 24297 Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля

ГОСТ 24705 (ИСО 724:1993) Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Основные размеры

ГОСТ 26433.0 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Общие положения

ГОСТ 26433.1 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Элементы заводского изготовления

ГОСТ 26633 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 30108 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов

ГОСТ 31384 Защита бетонных и железобетонных конструкций от коррозии. Общие технические требования

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 водопропускная труба: Инженерное сооружение, укладываемое в теле насыпи автомобильной дороги для пропуска водного потока.

3.2 грузоподъемность: Характеристика трубы, определяемая максимальным действием постоянных нагрузок и неблагоприятных сочетаний временных нагрузок, воздействие которых является безопасным для ее элементов при расчете по первому предельному состоянию.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Методические указания по расчету оснований водопропускных труб по деформациям разработаны в соответствии с основными требованиями СНиП II -А.10-62, СНиП II -Б.1-62* СНиП II -Б.3-62, СНиП II -Д.7-62* и "Технических условий проектирования железнодорожных, автодорожных и городских постов и труб" (СН 200-62).

Внедрение методических указаний в практику проектирования и строительства имеет целью: улучшение качества водопропускных труб (в особенности строящихся в сложных инженерно-геологических условиях), снижение стоимости их строительства (главным образом, за счет сокращения числа свайных фундаментов), расширение сферы применения бесфундаментных металлических гофрированных труб.

Методические указания составил канд. техн. наук Р.Е. Подвальный на основании результатов исследований, проведенных СибЦНИИСом в 1965-1972гг. кандидатами техн. наук И.3. Лобановым, Р.Е. Подвальный, А.О. Потаповым, В.П. Матвеевым с учетом опыта строительства и эксплуатации водопропускных труб на железных дорогах Сибири.

Замечания и предложения по работе просим направлять по адресу: г. Новосибирск, 56, СибЦНИИС.

Директор СибЦНИИСа (Б. КОРЯКИН)

Руководитель отделения транспортных сооружений

и конструкций (В. БОГАЕНКО)

I . ОБЩИЕ

1.1. Настоящие Методические указания распространяются на проектирование оснований водопропускных труб на железных и автомобильных дорогах, за исключением районов распространения вечномерзлых или проселочных грунтов.

1.2. Расчет по настоящим Методическим указаниям производят для ограничения деформаций труб пределами, гарантирующими беспрепятственный пропуск воды по трубе, а также сохранность земляного полотна в ее зоне.

1.3. Деформации водопропускных труб характеризуются:

относительной осадкой-стрелой прогиба, отнесенной к полной длине трубы;

разностью осадок двух рядом расположенных секций; возникновением обратного уклона лотка трубы; величиной раскрытия межсекционных швов.

1.4 . Расчет оснований труб проводят по условию

Где S - возможная деформация трубы;

S доп - предельно допустимая деформация.

1.5. Во всех случаях, когда рассматривается основание под насыпью (пп. 3.1-3.9), размеры поперечника насыпи принимают по сечению в месте расположения трубы.

При размещении труб в логах с крутыми склонами допускается принимать размеры поперечника насыпи средними для сечений на участке, равном двум высотам насыпи (по высоте в каждую сторону от оси трубы).

2. НАГРУЗКИ. ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУНТОВ

2.1. Расчет по деформациям производят на нормативные нагрузки: постоянные - вес насыпи и элементов трубы, временные - от подвижного состава железных дорог или от подвижных вертикальных нагрузок автомобильных дорог.

2.2. В расчет вводятся нормативные характеристики, определяемые с учетом естественного напряженного состояния грунтов, а также возможного его изменения в процессе строительства и эксплуатации дорог.

2.3. Для грунтов оснований определяются следующие основные характеристики:

удельное сцепление с, кг/см 2 ;

модуль деформации Е, кг/ c м 2 ;

объемный вес g о , т/м 3 ;

влажность на границе раскатывания Wp , %;

влажность на границе текучести W т , % ;

естественная влажность W , %.

2.4. Для предварительных расчетов допускается принимать значения удельного сцепления, углов внутреннего трения и модулей деформации по табл.13 СНиП II -Б. 1-62. На стадии рабочего проектирования эти данные можно примен ять после корректировки по материалам инженерных изысканий района строительства.

Для грунтов насыпи допускается принимать объемный вес g , равным 1,8 т/м 3 , и угол внутреннего трения - 30°.

2.5. Значения угла внутреннего трения и удельного сцепления глинистых грунтов верхнего слоя основания в пределах глубины промерзания принимают по данным лабораторных исследований с учетом его возможного обводнения, а также с учетом процесса промерзания-оттаивания (последнее - в случае отсыпки насыпи на промороженное основание).

2.6. Для предварительных расчетов допускается принимать объемный вес грунта основания равным 1,7т/м 3 , а при учета взвешивающего действия грунтовой воды равным 1,0 т/м 3 .

3. РАСЧЕТЫ

У словия применения расчета оснований труб по деформациям

3.1 . Условиями, при которых можно вести расчет труб по деформациям i являются:

Первое условие. Должны отсутствовать зоны пластического разрушения грунта в период строительства и эксплуатации трубы и насыпи:

а) в основании насыпи (глубокий сдвиг);

б) в зоне контакта насыпи и основания (плоский сдвиг), что обеспечивается при условии

где К0 - коэффициент стабильности;

Примечание . Предполагается, что проектом предусмотрена устойчивость откосов насыпи при проверке по кругло цилиндрическим поверхностям скольжения, а для насыпей на косогорах, кроме того, устойчивость по фиксированным поверхностям сдвига.

3.2 . При расчете основания допускаются следующие упрощения:

а) распределение напряжений в толще основания можно принимать по теории однородного, изотропного, линейно-деформируемого полупространства; расчеты производят для условий плоской задачи;

б) деформации отдельных слоев неоднородного основания определяют по модулям деформации, установленным для каждого слоя, и давлениям, определяемым по п.3.2,а.

3.3 . При наличии в основании глинистых водонасыщенных грунтов, заиленных мелких или пылеватых песков коэффициент стабильности определяют без учета упрочнения грунта от веса насыпи (п.3.1,а) по формуле

Н - высота насыпи, м;

- естественное (бытовое) напряжение в рассматриваемой точке основания, т/м 2 ;

n - число расчетных слоев грунта, расположенных выше данной точки;

h 1 - мощность грунта i -ого слоя основания, м;

- отношение глубины расположения данной точки основания Z к полуширине основной площадки насыпи в;


3.4 . При предварительных расчетах:


2. Не производится проверка по п.3.3 для однопутных насыпей при высоте меньшей, чем указано в табл.1.

Читайте также: