Верно ли утверждение что интегральный алгоритм чтения является смысловым фундаментом быстрого чтения

Обновлено: 17.05.2024

БЕСЕДА ТРЕТЬЯ

Если посмотреть внимательно, то алгоритмы окружают нас всюду. Например, войдя в трамвай, мы читаем надпись: «Пассажиры обязаны приобрести билеты и пройти дальше в вагон». Эта надпись не что иное, как двухблочный (купи билет+пройди и не мешай) алгоритм поведения человека, который, войдя в трамвай, становится пассажиром. Рационально ли пользоваться им алгоритмом? Да, так как это упорядочивает действия всех пассажиров. Проезд без билета сулит неприятности, а скопление пассажиров на дней площадке создает неудобства. Но не все пассажиры строго следуют ому алгоритму. Те, например, кто имеет проездной билет, не задерживаются у кассы, а сразу проходят в середину вагона. У таких пассажиров свой алгоритм действия. Это простой пример применения правил алгоритмизации в обычной жизненной ситуации.

Что же дает применение алгоритмов в таком процессе, как чтение? Оно организует этот процесс, повышает его эффективность. Вместе с тем алгоритмы не исключают и творческого их толкования, допускают некоторые изменения в зависимости от конкретных текстов и установки чтения. Использование интегрального алгоритма при чтении подсказали некоторые особенности работы мозга человека, которые мы разбирали выше. Любой текст — это языковое выражение замысла автора. Тексты создаются людьми, и люди эти тексты читают. Значит, основные языковые закономерности, общие между автором и читателем, действуют не только при создании текстов, но и при их чтении. Это парное общение на одном языке.

Здесь также уместно напомнить, что человек вообще предварительно программирует многие умственные действия, а не только чтение. Есть основание полагать, что каждый читатель имеет как бы свои алгоритмы и программы чтения. Однако в их эффективности у большинства читателей можно сомневаться, так как часто приходится наблюдать примеры неорганизованного чтения, когда читают книгу то с начала, то с конца, то с середины. Конечно, такое чтение никакой пользы не приносит.

Это — пример неэффективной программы умственных действий или неудачного алгоритма. А можно ли научить более организованной работе с книгой? Да, можно. Это утверждение основано на идее одной из популярных в современной психологии теории, которая называется теорией установки. Ее основатель — известный советский психолог Д. Узнадзе. Психологическая установка — это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию. В установке заключены общий прошлый опыт, построенный на его основе образ ситуации и цели, план действий. Если стимул повторяется многократно и реакция на него доводится до автоматизма, установка в этом случае называется фиксированной. Она может стать бессознательным фактором регуляции поведения. Вы поднимаетесь по лестнице, не глядя на ступеньки, у вас выработана фиксированная установка на то, что все ступеньки на лестнице одинаковы, а потому смотреть на них нечего. Но если хотя бы одна окажется иной высоты, вы можете оступиться. Феномен установки проявляется также в простом эксперименте, когда человеку показывают несколько раз два неравных по объему шара. Если затем ему дать два одинаковых шара, то он продолжает утверждать, что шары разные по объему. Возникает иллюзия, которая и получила название «иллюзия начальной установки». Даже временная привычка видеть разные шары «засвечивает» реальную ситуацию.

Интересное проявление феномена установки вы можете обнаружить в метрополитене. Перед вами два эскалатора. Один из них движется вверх и поднимает пассажиров. Другой эскалатор — неподвижный. Подойдите к нему и шагните на его ленту. Вас ожидают непривычные ощущения. Едва вступив на эскалатор, вы зашатаетесь. В чем причина? Ваше восприятие подготовлено к ощущению движения. Бессознательно ваш организм формирует координацию движений, отвечающую ожидаемой ситуации. А тут вдруг — неподвижность. Рассогласование и вызывает подобную реакцию неустойчивости. Существует большое число тестов, которые подтверждают эту особенность человеческого восприятия — видеть не то, что показывают, а по привычке что-то другое. Проведем эксперимент. Вспомним произведение А. С. Пушкина «Пиковая дама». Выберем два персонажа: Лизу и графиню, которая скрывала тайну трех карт. Теперь внимание! Вы должны решить для себя вопрос: кого вам хотелось бы сейчас увидеть — девушку или старушку. Если вы такой выбор сделали, посмотрите на рис. 4.

Интегральный алгоритм чтения: структура и пояснения. Секреты скорочтения


Интегральный алгоритм чтения - это особый способ перекодирования и восприятия исходной информации, которым человек пользуется при чтении книги. Это приводит к значительному росту эффективности и скорости восприятия данных. В этой статье мы расскажем о структуре этого метода, а также об особенностях и секретах скорочтения.

Восприятие текста

Школа скорочтения и развития интеллекта

Интегральный алгоритм чтения позволяет нам не только максимально быстро читать предложенный текст, но и воспринимать его, то есть понимать, что там написано, запоминать. Если представить себе, что первоклассник читает учебник по высшей математике, то неудивительно, что после он не сможет воспроизвести практически ни слова. Это нельзя называть чтением, особенно осознанным, хотя формально он мог все прочитать с первой до последней страницы. Но при этом не в состоянии повторить факты, изложить основную идею текста, выразить свое отношение к нему, применить на практике полученные знания.

Действительно прочитанным текст можно считать только в том случае, если человек в состоянии:

  • выделять из него отдельные факты и воспроизводить их;
  • пояснять, как текст соответствует его внутреннему представлению о затрагиваемом предмете;
  • высказывать критические замечания в его отношении;
  • приводить факты из собственного опыта, которые могут его дополнить;
  • перефразировать основную идею.

Отметим, что в хороших и качественных учебниках обязательно встречаются вступление, выводы, заключение, контрольные вопросы, подобная структура изложения материала помогает лучше усваивать знания.

Разложить все по полочкам

Алгоритм чтения

Авторы интегрального алгоритма чтения - Лев Хромов и Олег Андреев. Они предлагают его использовать для универсального запоминания текста, восприятия информации. Главное, читая текст, разложить все для себя по полочкам. Существует семь блоков интегрального алгоритма чтения. Их мы приведем в определенной последовательности. Итак:

  1. Название книги.
  2. Автор.
  3. Выходные данные.
  4. Оглавление, тема.
  5. Фактографические данные.
  6. Критика.
  7. Новизна и возможность практического использования полученной информации.

Стоит признать, что при чтении большинство из нас пропускает первые три пункта, считая их незначительными, не желая тратить свои силы на мелочи, а только на запоминание самой сути. Факты, смысл и основная идея - вот что следует запомнить прежде всего, считают они.

Осознание того, какое значение они имеют в алгоритме быстрого чтения, приходит значительно позже. Со временем возникает необходимость визуализировать произведения, отмечая название статей и их авторов, становится проще запоминать образ книги.

Навыки скоростного чтения - вещь полезная, с этим трудно спорить. Как же этого добиться? Результат во многом зависит от того, насколько читатель уже знаком с автором и самим текстом. Перед тем как начать воспринимать текст, происходит своеобразная настройка на тон автора, каким он будет - медленным, торопливым, красочным, отрывочным. Эти установки дают богатую пищу для нашего подсознания, позволяя быстро воспринимать все происходящее. Поэтому опытные мастера скорочтения настоятельно рекомендуют не сокращать изначальный алгоритм, чтобы добиваться максимального результата.

Особенности метода

Курсы быстрого чтения

Если следовать этим рекомендациям, текст любой сложности вы сможете воспринимать с первого раза. Для этого важно расширять собственный угол зрения. Делать это рекомендуется с помощью специальных упражнений, например, таблицы Шульте.

На курсах быстрого чтения вас обязательно обучат, что возвратные движения глаз при чтении считаются недопустимыми. Вернуться к тексту можно только после окончания чтения и осмысления прочитанного. Применение интегрального алгоритма чтения позволяет максимально организовать процесс, повысив его эффективность. Стоит отметить, что при этом алгоритм не исключает возможности его творческого толкования, допуская определенные изменения в зависимости от конкретных условий и установок.

В его названии слово "интегральный" означает, что действие блоков должно распространяться целиком на весь текст. Использование и эффективность именно этого способа подсказали определенные особенности человеческого мозга.

Стоит понимать, что любой текст создается людьми, поэтому является языковым выражением авторского замысла. Из этого следует, что ключевые языковые закономерности будут общими между читателем и автором, действуя не только при создании текста, но и во время его чтения. Это парное общение, которое ведется на едином языке.

Последовательность

На курсах быстрого чтения, которые сегодня проводят для тех, кто желает максимально эффективно усваивать информацию, учат, что алгоритм определяет последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста.

Алгоритмы в жизни окружают нас повсюду. Важно максимально эффективно ими пользоваться. В этом случае все ваши действия будут упорядочены, на выполнение той или иной задачи вы будете тратить минимум времени.

Способ перекодирования исходной информации

Алгоритм быстрого чтения

Важно, что воспринимать в рекордно короткие сроки можно совершенно любую книгу, будь это художественный роман или научно-технический текст. Применяемый при этом способ перекодирования информации у тех, кто научился быстро читать, более эффективен и экономичен.

Стоит отметить, что человек в принципе предварительно программирует многие свои умственные действия, не только чтение. У большинства читателей существуют собственные предпрограммы и алгоритмы, которые многие из нас могут просто не осознавать.

При этом стоит признать, что нередко приходится наблюдать примеры неорганизованного чтения. Например, когда человек бросается то в начало произведения, то в конец, то в середину. Из подобного чтения он не вынесет для себя никакой информации, будет затрудняться вспомнить даже автора этой книги и ее название.

Факты, критика и новизна

Секреты скорочтения

Рациональное чтение подразумевает точное следование всем блокам, которые мы уже упоминали в этой статье. Если первые четыре в отдельных пояснениях не нуждаются, то на остальных стоит остановиться отдельно.

Под осознанием фактографических данных подразумевается их смысловое усвоение и извлечение из текста. Два последних блока связаны с индивидуальными особенностями каждого конкретного читателя. Его опытом, знаниями, целями, которые он преследует при чтении. То, что одному читателю может казаться банальным и тривиальным, для другого будет и неизведанным, а для критически настроенного читателя - спорным. Так что и критика, и выявление новизны и практического использования полученной информации предполагают активное участие читателя в синтетических и аналитических мыслительных процессах.

Правила пользования

Чтобы правильно пользоваться алгоритмом, необходимо для начала запомнить для себя все его блоки, четко представляя, каким содержанием они будут наполнены. Во время чтения текста учащимся, как правило, рекомендуется отобразить алгоритм на отдельном листе, закрепив его над своим рабочим столом.

Еще один важный довод в пользу использования этого алгоритма заключается в том, что современная структурная лингвистика утверждает, что научно-технические тексты слишком избыточны по своему наполнению. Порой эта избыточность может достигать 75%. В результате только четверть объема всего текста несут основной смысл для данного вида чтения и конкретного человека.

Данный способ скорочтения помогает верно сосредоточить свое внимание, обрабатывая только содержательный объем текста. При его использовании крайне важно максимально сокращать время перебора неинформативных элементов. При этом наиболее эффективно должна читаться его содержательная часть. На этом этапе важно реализовывать автоматическое чтение с переменной скоростью, когда "пустые места" прочитываются быстрее, чем часть текста, имеющая конкретное значение.

Чтобы выработать для себя установку на чтение с применением алгоритма, перед тем как вы откроете книгу, необходимо зрительно представить себе каждый из блоков. После этого по мере чтения у вас должно начать складываться представление о том, какой конкретно проблема посвящена та или иная статья.

Фильтрация содержимого

Рациональное чтение

В результате в процессе чтения человек должен как бы фильтровать содержимое конкретного текста, укладывать блоки в определенный алгоритм. Когда в тексте описывается конструкция нового электромобиля, которая обладает определенными отличительными особенностями, важно вспомнить про шестой блок. Нужно критически относиться к самому тексту.

Некоторые психологи считают, что без критического отношения читать тексты точно не стоит. У вас должна быть собственная позиция, которая может совпадать или не совпадать с авторской. Она тоже фиксируется в блоке этого алгоритма.

Новизна

Когда вы уже закончили чтение, важно проанализировать, удалось ли узнать что-то новое, как мы это сможете практически принимать в своей деятельности. С помощью этих данных мы заполните седьмой блок данного алгоритма.

Стоит отметить, что когда книга прочитана, это означает завершение процесса для обычного чтения, но не скоростного. В последнем случае человек должен представить себе зрительный образ интегрального алгоритма, проверить достаточность заполнения всех его блоков. Только на заключительном психологическом акте синтеза и анализа текста удастся лучше его усвоить и запомнить. Поставить смысловую точку.

Подавление регрессии

Скоростное чтение

В случае непрерывного следования всем блокам, динамизм мыслительных процессов уже не оставляет времени для повторных возвратов глаз. Возникающая при этом неуверенность сначала может появляться из-за боязни упустить что-то важное и ценное, а затем сменяется твердой убежденностью в том, что однократного чтения в действительности вполне достаточно, чтобы максимально глубоко и полно усвоить все прочитанное.

Чтобы отработать данный навык, его следует закреплять, разработав основное правило чтения. Оно заключается в том, что текст любой трудности следует читать только один раз, не допуская возвратных движений глазами. Только дочитав все до конца, осмыслив информацию, вы можете вернуться к нему еще раз, если такая необходимость все же возникла.

Научиться можно всему

В последнее время популярность набирают школы скорочтения и развития интеллекта, которые предлагают освоить быстрое восприятие информации, каллиграфию, развить интеллект и память под контролем и надзором опытных педагогов.

Преподаватели обещают достаточно высокие результаты. Например, освоить незнакомый текст после завершения курсов можно будет со скоростью от 600 до тысячи слов в минуту. Это поможет ребенку самостоятельно выполнять домашнее задание без помощи репетиторов и родителей, схватывая на лету всю необходимую информацию. Значительное увеличится его успеваемость, станет легко работать с незнакомыми текстами или учить стихи.

Продолжительность обучения

Школа скорочтения и развития интеллекта организует занятия два-три раза в неделю. Филиалы этих учебных заведений сегодня открыты уже во всех крупных городах страны.

Всего стандартный курс включает в себя 72 урока. Для малышей в возрасте до семи лет занятия длятся один час, для ребят постарше - 80 минут. Первая половина каждого урока посвящается технике и секретам скорочтения, а вторая - развитию интеллекта и памяти. Ежемесячно педагоги проводят открытые уроки, на которые приглашают родителей, чтобы продемонстрировать, каких успехов им удалось добиться за отчетный период.

Кому необходимы такие уроки?

В наше время быстрое восприятие информации - залог получения качественного образования. Важно, что в данных учебных заведениях есть курсы не только для дошкольников и школьников, но и для взрослых.

Если малышей учат правильно читать, то со школьниками осваивают понятие прочитанного, повышают интерес к учебе.

Взрослым это поможет повысить скорость и качество работы с документами и новой информацией.

Интегральный и дифференциальный алгоритм чтения

Интегральный алгоритм чтения — это последовательные блоки, помогающие выстроить процесс чтения с максимальной эффективностью. Следование этому алгоритму активизирует мышление и способствует восприятию текста после первого прочтения, повышая скорость освоения текста в несколько раз. Дифференциальный же алгоритм применяется к значительно меньшему объему текста, но позволяет достичь полного понимания прочитанного.

Чтение может быть представлено как следующие друг за другом действия мозга по обработке частей материала, содержащего информацию. Любое начинание требует определенного планирования, а следовательно, имеет алгоритмичную структуру. В процессе своей деятельности человек соблюдает правила, без которых эта деятельность будет неразумной. Последовательность этих правил представляет собой алгоритм. Поэтому перед тем как приступить к знакомству с текстом, необходимо определить вариант чтения. В результате исследований выделены пять способов чтения:

  1. Углубленное чтение.
  2. Собственно быстрое чтение.
  3. Выборочное чтение.
  4. Чтение-просмотр.
  5. Чтение-сканирование.

Быстрое чтение характеризуется тем, что при достаточном уровне владения этим методом, оно обладает всеми достоинствами углубленного чтения при большой скорости обработки информации.

Выборочное чтение является вариантом быстрого чтения. Оно подразумевает чтение фрагментов текста, которые представляют непосредственную ценность для читателя. Он видит весь текст, но пропускает те места, которые либо были изучены ранее, либо не несут полезной на данный момент информации. Такое чтение по скорости превосходит быстрое, так как углубленно изучаются только отдельные части текста. Выборочное чтение уместно при повторном изучении материала.

Чтение-просмотр полезно при определении ценности текста. Читатель должен получить представление о содержании в сжатые сроки.

Сканирование представляет собой вид чтения-просмотра. Объем информации, извлекаемой при таком чтении, крайне невелик. Это может быть отдельное слово, дата или цифра.

Таким образом, эффективным и быстрым чтение становится в том случае, когда все его виды используются читателем в рациональном сочетании. Поэтому нельзя отождествлять быстрое чтение с выборочным, что часто ошибочно делается неопытными читателями.

1. Интегральный алгоритм чтения

Интегральным этот алгоритм назван потому, что он применяется ко всему тексту. Текст является продуктом мыслительной деятельности человека. Чтение означает процесс общения автора и читателя. При этом действуют законы языка, на котором создан текст, и у читателя начинают действовать психические процессы по распознаванию языковой системы.

Такие действия требуют определенной организации. Интегральный алгоритм помогает решить эту задачу. Он является единым способом усвоения информации.

Блок-схема интегрального алгоритма чтения выглядит так:

  1. Наименование (книги, статьи).
  2. Автор.
  3. Источник и его данные (год, №).
  4. Основное содержание, тема.
  5. Фактографические данные.
  6. Особенности излагаемого материала, которые кажутся спорными, критика.
  7. Новизна излагаемого материала и возможности его использования в практической работе.

Сведения, содержащиеся в первых четырех блоках, не требуют комментариев. Пятый блок состоит из фактографических данных в письменном виде, фактов, распознавание их в тексте и понимание.

Таким образом, по мере усложнения обрабатываемых по рекомендациям блоков информации включаются дополнительные возможности головного мозга по ее осмыслению, и в этом состоит творческий процесс чтения.

Блоки интегрального алгоритма помогают организовать память в виде специальных отделов, в которые поступает на хранение информация после ее анализа на соответствие тому или иному блоку. Творчески подходя к освоению навыков быстрого чтения, читатель и сам может создать модель интегрального алгоритма в виде изображения.

Чтобы применять эту модель на практике, необходимо соблюдать некоторые правила. Перед тем как погрузиться в изучение текста, нужно вызвать в памяти блоки алгоритма. Этим действием программируется автоматическая способность использования алгоритма в процессе чтения.

Первые три блока схемы алгоритма воспроизводятся памятью без особых усилий, поскольку они наименее информативны. Дальнейшее знакомство с текстом может принести информацию, которая по результатам осмысления отправится в четвертый блок. Такие данные могут содержаться, например, в предисловии книги. Конкретные сведения (имена, даты, результаты статистических исследований) составят фактографический материал пятого блока.

При чтении большое значение имеет способность критически воспринимать изложенные автором соображения. Такая информация является содержанием шестого блока. Неизвестные ранее читателю сведения, которые воспринимаются им как необходимые для своей деятельности, отправляются в седьмой блок.

После прочтения всего текста вновь нужно обратиться к мысленному воспроизведению рисунка схемы интегрального алгоритма. Это прием своеобразного повторения пройденного материала. Происходит более глубокое понимание смысла текста и более стойкое отражение в памяти.

При традиционном чтении несистемная обработка текста приводит к неполному его пониманию: читатель вновь вынужден обращаться к ранее прочитанным фрагментам. Следование алгоритму активизирует мышление и способствует восприятию текста после первого прочтения. Применение метода интегрального алгоритма чтения способствует, таким образом, повышению скорости освоения текста в несколько раз.

2. Дифференциальный алгоритм чтения

Быстрый метод чтения подразумевает не только скорость изучения текста, но и полное понимание прочитанного. Необходимые в этом навыки приобретаются упражнениями, разработанными с помощью дифференциального алгоритма чтения.

Интегральный алгоритм применяется ко всему тексту. Но для каждого фрагмента текста такой метод слишком громоздок, и потребуется слишком много времени, чтобы разработать свой алгоритм для каждой части.

Дифференциальный алгоритм решает эту задачу. Он представляет собой следующую парадигму:

выделение ключевых слов — выявление смысловых рядов — выявление цепи значений.

То есть его функция — разделение (дифференциация) текста на элементы.

Дифференциальный алгоритм имеет структуру, подобную структуре интегрального, но применяемую к значительно меньшему объему текста.

Применять его на практике можно следующим образом. Вначале внимание концентрируется на той части текста, которая представляется законченной по смыслу. В этом случае отмеченная часть может содержать в себе несколько абзацев. Затем происходит заполнение первого блока дифференциального алгоритма путем определения ключевых слов.

Выделенная лексическая единица описывает какой-либо предмет или явление, его характерные признаки. Служебные части речи не могут быть ключевыми словами. Также и местоимения употребляются только для обозначения уже выделенных в предыдущем тексте ключевых слов.

Выявленные ключевые слова помогают составить содержание второго блока,определяя смысловые ряды. Это такие ряды, которые образуются связанными друг с другом ключевыми словами и некоторыми второстепенными. Эти ряды являются золотым ядром печатного материала. В свою очередь, они делятся на именные, предикативные и фактографические.

Именные ряды несут номинативную функцию, то есть называют явление или объект. Вообще, смысловой ряд представляет собой сочетание двух слов. Примером именного ряда может служить сочетание «современный компьютер». Это сочетание может быть выделено из более сложной синтаксической единицы — «компьютер, обладающий в данное время наивысшими возможностями в скорости обработки информации и выдачи результата». Название описанному объекту дает вышеприведенный именной ряд.

Весь лексический материал текста преобразуется в смысловое ядро, занимающее гораздо меньший объем и, соответственно, требующий меньше времени для понимания.

Перед читателем стоит задача уяснить разницу между двумя вариантами сжатия текста. В одном случае в памяти фиксируются смысловые ряды в неизменной форме, в другом те же ряды представляют собой сочетания слов в нескольких синонимичных вариантах.

Таким образом, подготавливается основа не только для сжатия текста путем сокращения количества слов, но и для понимания прочитанного на качественно новом уровне. На этой стадии происходит заполнение третьего блокадифференциального алгоритма. Мыслительный процесс направлен на то, чтобы преобразовать полученную информацию в авторском изложении в свою привычную систему выделения значений слов.

Освоение метода дифференциального алгоритма подобно упражнениям с интегральным алгоритмом. Вначале в памяти должно быть закреплено содержание блоков и порядок их расположения друг за другом.

Затем нужно подобрать две страницы текста научно-популярного жанра и приступить к неторопливому чтению, отмечая части по алгоритму. Выделенные связанные значения образуют фрагменты текста, которые несут основной смысл, заложенный в него автором. Это то, что называется доминантой. Доминанта перекодируется читателем в привычную ему систему языковых единиц.

Таким образом, достигается конечная цель изучения текста в полном масштабе.

Структура интегрального алгоритма чтения


Как известно, алгоритмом называется правило выполнения каких-либо действий или ряда конкретных операций с точным указанием их последовательности от начала до конца. Алгоритм чтения определяет последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста.

Если посмотреть внимательно, то алгоритмы окружают нас всюду. Например, войдя в трамвай, мы читаем надпись: «Пассажиры обязаны приобрести билеты и пройти дальше в вагон». Эта надпись не что иное, как двухблочный (купи билет + пройди и не мешай) алгоритм поведения человека, который, войдя в трамвай, становится пассажиром. Рационально ли пользоваться этим алгоритмом? Да, так как это упорядочивает действия всех пассажиров. Проезд без билета сулит неприятности, а скопление пассажиров на задней площадке создает неудобства. Но не все пассажиры строго следуют этому алгоритму, отклоняются от него, не снижая, однако, эффективности своих личных действий. Так, пассажир, имеющий месячный проездной билет, не задерживается у кассы, а сразу проходит в середину вагона. Такой пассажир имеет уже свой алгоритм действия. Особый алгоритм имеют и злостные безбилетники, но их алгоритм, однако, нельзя назвать эффективным.

Мы разобрали эти простые примеры для того, чтобы показать применение правил алгоритмизации в обычной жизненной ситуации.

Что же дает применение алгоритмов в таком сложном процессе, как чтение? Использование алгоритмов чтения организует этот процесс, повышает его эффективность. Вместе с тем алгоритмы не исключают и творческого их толкования, допускают некоторые изменения в зависимости от конкретных текстов и установки чтения. Вспомните пять способов чтения. Рассмотрим интегральный алгоритм чтения. Слово «интегральный » означает, что действие алгоритма распространяется на весь текст в целом. Использование интегрального алгоритма при чтении подсказали некоторые особенности работы мозга человека, которые мы разбирали выше. Любой текст — это языковое выражение замысла автора. Тексты создаются людьми, и люди эти тексты читают. Значит, основные языковые закономерности, общие между автором и читателем, действуют не только при создании текстов, но и при их чтении. Это парное общение на одном языке.

Интегральный алгоритм чтения

Здесь также уместно напомнить, что человек вообще предварительно программирует многие умственные действия, а не только чтение. Есть основания полагать, что каждый читатель имеет как бы свои алгоритмы и программы чтения. Однако в их эффективности у большинства читателей можно сомневаться, так как часто приходится наблюдать примеры неорганизованного чтения, когда читают книгу то с начала, то с конца, то с середины. Конечно, такое чтение никакой пользы не приносит.

Это — пример неэффективной программы умственных действий или неудачного алгоритма. А можно ли научить более организованной работе с книгой? Да, можно. Это утверждение основано на идее одной из популярных в современной психологии теории, которая называется теорией установки. Ее основатель — известный советский психолог Д. Н. Узнадзе. Психологическая установка — это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию. В установке заключены общий прошлый опыт, построенный на его основе образ ситуации и цели, план действий. Если стимул повторяется многократно и реакция на него доводится до автоматизма, установка в этом случае называется, фиксированной. Она может стать бессознательным фактором регуляции поведения. Вы поднимаетесь по лестнице, не глядя на ступеньки, у вас выработана фиксированная установка на то, что все ступеньки на лестнице одинаковы, а потому и смотреть на них нечего. Но если хотя бы одна окажется иной высоты, вы можете оступиться. Феномен установки проявляется также в простом эксперименте, когда человеку показывают несколько раз два неравных по объему шара. Если затем ему дать два равных шара, то он продолжает утверждать, что шары разные по объему. Возникает иллюзия, которая и получила название «иллюзия начальной установки». Даже временная привычка видеть разные шары «засвечивает » реальную ситуацию.

Интересное проявление феномена установки вы можете обнаружить в метрополитене. Перед вами два эскалатора. Один из них движется вверх и поднимает пассажиров. Другой эскалатор — неподвижный. Подойдите к нему и шагните на его ленту. Вас ожидают непривычные ощущения. Едва вступив на эскалатор, вы зашатаетесь. В чем причина? Ваше восприятие подготовлено к ощущению движения. Бессознательно ваш организм формирует координацию движений, отвечающую ожидаемой ситуации. А тут вдруг — неподвижность. Рассогласование и вызывает подобную реакцию неустойчивости.

Существует большое число текстов, которые подтверждают эту особенность человеческого восприятия — видеть не то, что показывают, а по привычке другое. Проведем эксперимент. Вспомним произведение А. С. Пушкина «Пиковая дама». Выберем два персонажа: Лизу и графиню, которая скрывала тайну трех карт. Теперь внимание! Вы должны решить для себя вопрос: кого вам хотелось бы сейчас увидеть — девушку или старушку. Если вы такой выбор сделали, посмотрите на рис. 4.

Психологический тест: девушка или старушка


Рис. 4. Психологический тест: девушка или старушка

Кого вы увидели? Авторы этой книги неоднократно проводили этот эксперимент с учащимися курсов быстрого чтения и убедились, что чаще всего привычным, предпочтительным желанием увидеть определенный персонаж и предопределялось фактическое восприятие образа. А на рисунке изображен тест из серии так называемых картин с конкурирующими образами, где одновременно увидеть два лица невозможно, но они там изображены. И только после длительного рассмотрения удается увидеть и второй образ, а по первому впечатлению вы видите то, на что настроились.

Исследователи теории установки утверждают, что путем многократных повторений установка превращается в устойчивый стереотип на уровне активной автоматизированной деятельности. Человек приобретает определенную систему привычек и навыков, которую затем легко использует автоматически, без напряжения ума.

Наблюдения показали, что при использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма от первого до последнего. Образец интегрального алгоритма показан на рис. 5.

Интегральный алгоритм чтения


Рис. 5. Интегральный алгоритм чтения

Первые четыре блока алгоритма пояснения не требуют. Пятый блок — фактографические данные — означает извлечение фактов из текста и их смысловое усвоение. Шестой и седьмой блоки алгоритма предполагают учет индивидуальных особенностей читателя: его знаний, опыта, цели чтения. Например, то, что одному читателю кажется тривиальным, другому, менее опытному,— новым, а критически настроенному — спорным. Таким образом, эти оба блока предполагают активное участие читателя в выполнении сложных аналитико-синтетических мыслительных действий в процессе чтения.

Как же практически пользоваться этим алгоритмом? Прежде всего необходимо запомнить все его блоки, представлять себе их заполнение содержанием. По ходу чтения текста мы рекомендуем нарисовать алгоритм на отдельном листе бумаги и укрепить его над рабочим столом для лучшего усвоения. В самом деле, как мы читаем? Как придется, отвечают некоторые, а большая часть людей вообще никогда не задумывалась над этим. Чтение по интегральному алгоритму — организованный и целеустремленный процесс, в ходе которого считываемая информация как бы выбирается из текста и сопоставляется с отдельными ячейками — блоками алгоритма. В случае полного или частичного соответствия информация как бы укладывается в них. Процесс такого чтения можно сравнить с отбором товара в универсаме. Представьте: вы везете перед собой тележку с семью ячейками и в соответствии с имеющейся у вас запиской быстро отбираете нужный товар. Теперь допустим, что записка потерялась. Вы мучительно вспоминаете о пунктах поручения и бесцельно блуждаете по торговому залу в надежде, что, увидев нужные предметы, вспомните о том, что необходимо купить. Большинство читателей подобны именно такому покупателю, потерявшему записку — этот спасительный алгоритм умственных действий.

Два способа чтения


Рис. 6. Два способа чтения

Быстрое чтение в отличие от медленного, пассивного созерцания текста заставляет читателя активно вторгаться в структуру и содержание текста, сравнивать и оценивать различные смысловые блоки.

Есть и еще один существенный довод в пользу применения алгоритма. Современная структурная лингвистика утверждает, что научно-технические тексты обладают избыточностью, которая достигает порой 75%. Практически только 25% объема текста несут основной смысл для конкретного читателя и данного вида чтения.

Приведенный пример демонстрирует текст, избыточность которого близка к 100%. Быстрое чтение позволяет мгновенно увидеть «пустоту » таких текстов, не содержащих полезной информации. Вместе с тем, как об этом неоднократно говорили слушатели курсов быстрого чтения, система алгоритмов дисциплинирует ум, заставляет и при составлении текстов различных документов излагать свои мысли просто, кратко, ясно, доступно.

Итак, вы можете овладеть радикальным средством извлечения из текста действительно ценной, полезной для вас информации. Отныне вам не страшны тексты любого объема и плотности. Интегральный алгоритм чтения вооружает ваш мозг мощным и эффективным инструментом извлечения содержательной информации из любых текстов.

Читать по интегральному алгоритму


Вы изучили алгоритм, нарисовали и запомнили его зрительный образ. Что же дает интегральный алгоритм чтения? Главное — он формирует новую программу чтения, программу последовательности мыслительных операций. Найти в тексте ответы на все вопросы, поставленные в блоках алгоритма от первого до седьмого,— вот задача чтения. Многократные тренировки приводят к тому, что по окончании чтения нужные данные, факты, названия, фамилии как бы сами по себе четко всплывают перед глазами.

Одновременно происходит и борьба с регрессиями. Чтение текста с воспроизведением содержания по алгоритму вселяет уверенность, что активного однократного чтения достаточно для полного усвоения прочитанного. Возвратных движений глаз у вас становится все меньше и меньше, и, наконец, они почти исчезают. В этот период надо изучить и запомнить второе правило быстрого чтения — любой текст читать по алгоритму.

Как же вырабатывается установка на чтение с применением алгоритма? Перед началом чтения нужно зрительно представить себе блоки алгоритма. Прежде всего запоминаются: название, автор, выпускные данные источника. Затем по мере чтения складывается представление о том, какой проблеме посвящена статья; это войдет в четвертый блок — основное содержание, тема. Уже в первых абзацах могут быть различные факты, фамилии, параметрические данные. Все эти сведения фиксируются в пятом блоке алгоритма.

Чтение по интегральному алгоритму

В процессе чтения текста читатель как бы фильтрует его содержание, отбирая и укладывая в блоки алгоритма только то, что соответствует их названиям. Например, в тексте описывается конструкция нового электроавтомобиля, имеющего принципиальные отличительные особенности. Внимание! Это материал для заполнения шестого блока. Очень важно быть критически настроенным на содержание текста. Как считают некоторые психологи, без критического отношения вообще читать не следует. Ваша позиция — согласие или несогласие с автором — также фиксируется в этом блоке алгоритма. Наконец, вы закончили чтение. Что нового вы узнали из прочитанного, что можно практически применить в работе? Это данные для заполнения последнего, седьмого блока алгоритма.

Итак, чтение окончено? Для обычного, традиционного чтения может быть и так. Для быстрого чтения этого еще недостаточно. Завершение чтения еще впереди. Читатель должен вновь представить зрительный образ интегрального алгоритма и проверить достаточность заполнения всех его блоков. Такой заключительный психологический акт анализа и синтеза текста помогает лучше его усвоить и запомнить. Психологи говорят: «Умей ставить точку».

Очевидно, именно этот прием объясняет то, что читающие быстро лучше, полнее усваивают и запоминают прочитанное, чем те, кто читает медленно и, главное, неумело. Как показывает опыт, зрительное представление блоков интегрального алгоритма чтения значительно облегчает решение этой задачи.

Как тренироваться? Приведенные дальше упражнения выполняются регулярно в течение одной недели.

Мастер-класс "Дифференциальный и интегральный алгоритм чтения"

Попрактиковаться в соотнесении заданий с формируемыми основными группами читательских умений.

Содержание мастер-класса

- Исходя из обозначенной темы мастер-класса, пожалуйста, сформулируйте для себя (свою) цель, чего вы ожидаете, на какой результат будете работать, какие умения будут сформированы?

- Какие задачи мы будем решать в ходе работы, на какие этапы разобьем нашу деятельность?

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

ФГОС НОО ориентирует современную начальную школу на такое приоритетное направление, как формирование универсальных учебных действий, важнейшим из которых является смысловое чтение, проявляющееся в работе не только с литературным, но и информационным текстом (учебным, научно-познавательным, справочным).

В новом стандарте выделена отдельная подпрограмма «Чтение: работа с информацией» нацеленная на то, чтобы на уроках по всем учебным предметам школьники приобрели первичные навыки работы с информацией.

На уроке литературного чтения формируются умения работать с текстовой информацией в режиме текстовой деятельности, под которой мы понимаем учебно-познавательную деятельность по восприятию, пониманию, воспроизведению и интерпретации текста.

В данном случае речь идет об информационном тексте, который содержит относительно законченный отрезок информации (научной, учебной, справочной) и сосредоточен в доступных для детей источниках (учебниках, энциклопедиях, справочниках). Такие тексты постоянно сопровождают младшего школьника, однако работа с ними на уроке, как правило, осуществляется по упрощенной схеме: чтение, ответы на фактуальные вопросы, составление логического плана, полный или краткий пересказ.

В образовательной программе нашей школы (как и в ОП других ОО) выделены следующие критерии и параметры умений смыслового чтения и работы с информацией:

Общее понимание и ориентация в тексте

Умение определять тему

Умение определять главную мысль

Умение вычленять основные события

Умение использовать для ответа на вопрос несколько источников информации (фрагменты текстов, сноски, подзаголовки, рисунки, схемы, таблицы)

Глубокое и детальное понимание содержания и формы

Умение излагать текст сжато

Умение формулировать несложные выводы на основе информации текста

Умение делать выписки из материалов с учетом цели их дальнейшего использования

Использование информации для различных целей

Умение оценивать содержание, структуру текста на соответствие заданным критериям

Складывающееся в настоящее время представление о читательской грамотности как одном из планируемых результатов начального образования, ставит перед учителем новую задачу. Это задача освоения способа формирования читательских умений в образовательной практике.

Я расскажу об интегральном и дифференциальном алгоритмах чтения, как способах изучающего чтения.

II . ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Аудитория не делится на группы.

Приложение №1 ).
После первичного прочтения и обсуждения текста (что было непонятным, трудным?) участникам раздаются рабочие листы ( Приложение №2 )

Читают заголовок на рабочем листе и формулируют цель работы: будем учиться находить полезную информацию в тексте. Для этого нам надо выполнить 5 шагов.

В результате применения интегрального алгоритма вся полезная информация как бы упаковывается в следующие блоки: выходные данные (автор, название и т.п.); основное содержание и фактографические данные; оценка и польза полученной информации

Выполнение шагов дифференциального алгоритма чтения (для примера берется второй абзац текста)

Участникам сообщается, что хороший читатель должен уметь делать компрессию (сжатие) текста. Слово «компрессия» от слова пресс, что в переводе с французского означает - давить, жать; пресс — это машина (механизм для сильного сжатия). Если «положить» под пресс текст, то он уменьшится и количественно (будет меньше слов) и качественно (останется только главная информация) Для этого надо выполнить следующие шаги по каждому абзацу текста .

Первый шаг – участники находят в тексте ключевых слов ( термин детям знаком) ( Приложение №3 )

Примечание: При выполнении этого шага необходимо учесть следующее: часто дети в качестве ключевого слова предлагают слово-название темы («акулы»), тогда надо объяснить, что это слово отражает тему текста, поэтому не является ключевым в конкретном предложении. Может получиться предложение и без ключевых слов (если оно дублирует информацию предыдущего). Важно учитывать длину предложения. Ключевые слова подчеркиваются в тексте (ЦВЕТНЫМИ КАРАНДАШАМИ) и выписываются в таблицу при сохранении их грамматической формы.
Второй шаг – участники составляют смысловые ряды с ключевыми словами. Примечание: Объясняем участникам, что смысловой ряд – это укороченная фраза (из текста или сконструированная читателем на основе текста) с ключевым словом: сколько групп ключевых слов выписано, столько и будет смысловых рядов. Учителю необходимо отслеживать на доске (графическим способом) соответствие ключевых слов и смыслового ряда. Кроме того, важна и синтаксическая связь между смысловыми рядами (местоимения, синонимы, союзы). После заполнения второй колонки участники читают получившийся текст, делают вывод, что он стал сжатым. (ПРОВЕРКА) ( Приложение №3 )
Третий шаг – конструирование доминанты (в переводе с латинского «ключевая идея»).

Примечание: Объясняю участникам, что доминанта – это одно предложение (не словосочетание, не заголовок), выражающее его главную мысль. ( Приложение №3 )

Если прочитать вместе все доминанты, то получаем максимальную степень сжатия текста

Читайте также: