В основании фундамента нашли камень с христианским крестом древние мавзолеи казахстана

Обновлено: 17.05.2024

10 сакральных мест Казахстана

Сакральные места - это почитаемые среди населения страны памятники культурного наследия, светской и религиозной архитектуры мавзолей и природные ландшафты, кроме того, места с устойчивыми историческими ценностями связанные со значимыми политическими событиями. Объекты, занимающие важное место в общественно – политической жизни Казахстана, как символы историко-культурного наследия и национального единства.

10 уникальных мест Казахстана по данным научно-исследовательского центра «Сакральный Казахстан».

Улытау, пик Аулиетау (Акмешит)

Аулиетау (Акмешит) – вершина гор Улытау. «Улытау» с казахского языка переводится как «великая гора», «большая гора». Но поскольку сами эти горы фактически не очень высокие, это название скорее таит в себе именно сакральный смысл, поскольку эти горы «главные почитаемые горы», в которых с древнейших времен были сокрыты святыни кочевников. В Аулиетау находятся древние захоронения. По легенде, в этих горах родился пророк Заратустра, в средневековье здесь были похоронены Жошы хан, Алаша хан, Тохтамыш хан, бий Едиге и другие выдающиеся наши предки. История сохраняет память предков, а потомки всегда чтят ее. Эти священные горы – носители этнической памяти и величия. Народ, как и земля, старости не знает. В истории казахского народа и ранеедревних тюрков – эти горы сыграли немаловажную роль. С ними связана и древняя легенда о шести алашских племенах – предполагаемых предках казахов.

Историю сложения казахской народности и формирования единого казахского народа невозможно отделить от истории этих мест. Эти горы – свидетели и участники всех важнейших этапов истории казахов. Возможно, поэтому народ почтительно назвал их Улытау – «Великие горы». В радиусе 40–60 км от сакральной вершины массива Улытау – горы Аулиетау расположилось 9 ханских ставок, будто очерчивая круг заповедной территории, устное творчество местного населения доводит до нас, что горы Улытау являются не только наивысшей точкой Западной Сары-Арки, но также ее пупом, точкой, где творение имеет свое начало – корень, «центр мира». По поверью, вершина находится ближе всего к небу, именно там встречаются Небо и Земля, поэтому издревле гора считалась сакральным местом, обиталищем Бога и духов, местом постоянно действующих священных сил, местом ритуального поведения, связи человека с природой. Древние жители Улытау сакрализировали это место по определенным причинам, понятным им на уровне глубинного подсознательного мышления. Как правило, это место действовало по своим ритуальным законам уже с глубокой древности. Однажды избрав это место для поклонения, люди на протяжении многих веков приходили к нему для исполнения своих обрядов. Эта традиция продолжается и по сей день.

Пик Едыге расположен в 35 км западнее от села Улытау. На его вершине находится место захоронения знаменитого хана Золотой Орды Тохтамыша (Токтамыса). На вершине священного Улытау предан земле уважаемый би Едыге, чьим именем в последующем стала называться гора. Он являлся современником хана Тохтамыша, правившего в 1380–1395 годах Золотой Ордой, центральными городами считались города Сауран и Сыганак. Объединившись с Тохтамышем, они завоевали земли от Волги и Урала и стали основателями Ногайской Орды. С 1396 года они правили Золотой Ордой и укрепили Ногайскую Орду. В народных сказаниях казахов, каракалпаков и башкиров имя Едыге встречается как имя основателя Ногайской Орды. В «годы смуты» (1410–1412) в Золотой Орде Едыге лишился власти. Она вновь перешла к сыновьям Тохтамыша. В 1419 году под Сарайчиком Едыге был убит сыном Тохтамыша Кадырберды. Тело Едыге похоронили в Улытауских горах, установив над могилой надгробный камень. С тех пор здесь появились места «Гора Едыге», «Могила Едыге». Родина самого Едыге – местность Улытау, а именно Кишитау (Малая гора). Его предназначение быть предводителем и управленцем проявилось еще в юношеском возрасте. Из легенд, которые дошли до нас, можно понять и увидеть его смелость и отвагу, ум и прозорливость. Он не боялся говорить правду хану, являлся поистине вождем, оратором, мудрецом, поэтому о нем всегда говорили как о герое. В устном народном творчестве есть такие строки:
«Едіге деген ер екен, Елдің қамын жер екен.
Ел шетіне жау келсе, мен барайын дер екен»
– «Есть такой батыр Едыге, который всегда заботится о
своем народе. Если же придет враг, он первым
пойдет защищать свою родину».
Под сенью Улытау, много веков тому назад, разворачивались исторические события, ставшие поворотными в истории казахского народа, здесь на белой кошме поднимали, согласно традиции, провозглашенных ханов и здесь располагалась сама ханская ставка – Хан ордасы. В Улытау, согласно легенде, нашел землю мечты – Жеруйык –знаменитый сказитель Асан Кайгы. Навечно упокоились в горах Улытау мятежные души правителей Золотой Орды Тохтамыша и бия Едыге, имена и деяния которых упоминаются в эпосах народов Алтая, Урала, Северного Кавказа, Крыма, Узбекистана. Казахам хорошо известны эпические поэмы «Тохтамыш» и «Едиге», входящие в цикл-книгу выдающегося степного певца-сказителя Мурына-жырау (умер в 1949 году) «Сорок батыров Крыма». Русский ученый-этнограф Григорий Потанин, собиравший народные сказания о Едыге, отмечал, что в годы его правления народ жил в благополучии и достатке. По сведениям Алькея Маргулана, многое о Едыге можно узнать из трудов арабского писателя ибн Арабшаха. В частности, о том, что его потомки жили в Кумкенте.

Алтын шокы («Золотая пика») – название горы Улытауского хребта в Карагандинской области, историю которой связывают с Великим Тамерланом (1336–1405). Во время похода против хана Золотой Орды Тохтамыша Тамерлан приказал установить на пике Алтын шокы огромный каменный памятник. Легенда гласит: в апреле 1391 года во время похода на хана Золотой орды Тохтамыса Тамерлан с 200-тысячным войском остановился у подножия горы Улытау в самом сердце Сарыарки. Путь войска правителя Мавераннахра шел через пустыню Бетпак-Дала. А здесь, в поместье хана Жошы, явила взор совершенно другая природа: горный воздух и прохладные реки, сочные пастбища и поля. Понимая, что войску нужно набраться сил, на несколько дней остановились в этой местности. Восхищенный природой Улытауского края, Тамерлан в знак благодарности приказал установить каменный памятник, на котором отмечено, что здесь он останавливался со своим войском.
Сведения об этом историческом событии стали известны только шесть веков спустя. Камень, установленный великим правителем Тамерланом, обнаружил в 1935 году известный казахский ученый-геолог, первый академик АН КазССР Каныш Сатпаев во время экспедиции по Центральному Казахстану. Каменное изваяние, представлявшее собой обломок огромной скалы, найдено в местности Акшокы Улытауского района. В 1941 году Каныш Имантаевич опубликовал статью «Доисторические памятники в Джезказганском районе», в 1989 году вошедшую в сборник «Избранные статьи о науке и культуре» издательства «Наука». В ней отмечено: «По свидетельству Язди, Тимур «взошел на вершину Улутауских гор и долго наслаждался видом окружающей степи, которая была покрыта прекрасной зеленью от одного конца до другого». Тимур здесь провел целый день и «приказал войскам принести камни и соорудил здесь большую пирамиду, на которой искусные мастера высекли дату этого счастливого события, чтобы сохранить память о нем на долгие годы». Памятник находится на северо-западных склонах Улытауских гор, в 90 км западнее автомобильной дороги Жезказган – Аркалык и в 80 км западнее села Саят. Высота его – 50 м. Больше всего в Алтын шокы запоминается возвышающаяся на его вершине груда камней, собранных в форме срезанной пирамиды.
Тамерлан приказал 200-тысячному войску поднять на вершину горы по одному камню, соорудить плавильную печь, нарубить кустарни- ков у близлежащей реки, разжечь огонь и расплавить метеоритные камни. И все это для того, чтобы оставить памятную надпись, которая схожа с современным казахским языком: «Истории семьсот девяностый год Овцы. Летний месяц июль. Султан Турана Темирбек отправляется со своим 200-тысячным войском на войну с ханом Тохтамышем. Проезжая эту местность, оставил сию надпись как память: «Пусть благословит его Аллах! Иншалла, пусть с благословением Аллаха все люди помнят его».
Несмотря на обнаружение этого исторического факта, до сих пор не раскрыт состав материала сделанной надписи. Этот артефакт находится в Санкт-Петербургском музее. Ранее плита находилась над огромной ямой, где была печь для обжига кирпичей. На вершине Алтын шокы установлена точная копия камня с этой надписью эмира.

Петроглифы Теректы аулие

В 445 километрах от Караганды расположилось урочище Теректы. Со стороны Жезказгана ехать до него около 90 километров. Историко-археологический комплекс Теректы Аулие – Святой Тополь – состоит из галереи наскальных рисунков – петроглифов, неолитической стоянки, поселений древнего человека, некрополей-могильников эпохи бронзы, курганов раннего железного века, остатков горизонтальных и вертикальных штолен, в которых добывались руды и полудрагоценные минералы. Чаще других среди петроглифов Теректы Аулие встречаются изображения лошадей, а также двугорбых бактрианов, быков, козлов, оленей, змей, рысей и других хищников из породы диких кошек. Нарисованы и несколько пароконных колесниц. Особую категорию составляют изображения символичных знаков, геометрических фигур. Обнаруживаются выбитые в камнях лунки различной величины, чашевидные углубления, которые, скорее всего, служили местом жертвоприношений. С Теректы Аулие связано большое количество легенд. Одна из них рассказывает о происхождении наскальных рисунков следующее: в древности один мудрец нашел здесь спасительное пристанище. Скалы, напоминающие сложенные друг на друга блины, укрыли старца от ветра и изнуряющего зноя, а близлежащий родник утолил жажду. С тех пор это место стали считать святым, а воду из родника – целебной. Теректы Аулие – это крупный археологический комплекс, бесценный клад древних рисунков, артефактов изобразительного искусства древнего человека, дополнительными компонентами которого являются петроглифы, расположенные на вершине трех сопок в широтном направлении, а также стоянки неолита, энеолита, поселение эпохи бронзы, курганы ранне железного века, остатки горизонтальных и вертикальных штолен, из которых древние люди добывали металлические руды, драгоценные и полудрагоценные камни. Академик Алькей Хаканулы Маргулан, руководитель Центрально-Казахстанской археологической экспедиции, в 40-х годах ХХ в. осуществил первое научное описание Теректы Аулие. Занимался петроглифами Теректы Аулие академик А.Х. Маргулан и позднее, в пятидесятые годы. Позднее комплексные исследования петроглифов Теректы Аулие, поселения Талдысай и могильников эпохи бронзы Айбас Дарасы были осуществлены в 2000–2004 годах известными археологами Казахстана совместно с учеными Канады и Италии. Эта совместная работа с зарубежными коллегами позволила вывести научные исследования Теректы Аулие на мировой уровень. Комплексное исследование знаменитого археологического памятника проводилось в 1990 году экспедицией под руководством З.С. Самашева.

Мавзолей Жубан ана

Мавзолей Айши биби

Мавзолей Айши биби – уникальный и интереснейший памятник архитектуры XII века, неимеющий аналогов в архитектурно-строительной культуре Казахстана и Средней Азии. Мавзолей декорирован великолепной по красоте сплошной облицовкой из терракотовых плит, украшенной орнаментами 60 видов.Мавзолей находится в селе Айша биби Жамбылского района Жамбылской области. Он является шедевром средневекового зодчества Караханидской эпохи, воздвигнутым у караванной тропы к югу от Акыртаса. Точных сведений о строительстве мавзолея не осталось, но он является памятником любви и скорби. Существует более 28 версий легенды о любви восточной красавицы Айши биби и отважного Карахана. По легенде, Айша была дочерью ученого и поэта XI века Хакима Сулеймена Бакыргани, после его смерти она воспитывалась у шейха Айкожи. Айша полюбила молодого правителя Тараза Карахан Мухаммеда (в честь которого возведен мавзолей Карахана в Таразе). Однажды Карахан Мухаммед попросил руки Айши, однако ее воспитатель шейх Айкожа не дал согласие. Тогда девушка обманным путем, самовольно поехала в Тараз к возлюбленному. К несчастью, жениху не удалось увидеть ее больше, так как она погибла на берегу реки Аса от укуса змеи, спрятавшейся в головном уборе. На месте ее гибели был воздвигнут мавзолей. По другой легенде, красавица Айша была женой Карахана и правитель, горюя после ее преждевременной кончины, нашел лучших мастеров, чтобы построить над ее могилой мавзолей невиданной красоты. Ныне мавзолей Айши биби – место паломничества женщин, мечтающих родить долгожданного ребенка. В письменных источниках сведений о личности Айши биби не имеется, захоронение в мавзолее археологами не исследовано. Мавзолей уже в XIX столетии имел значительные утраты, уцелели лишь остатки стен и угловых колонн, покрытые сплошным ковром резного декора. Но и в разрушенном виде этот памятник производил то глубокое и неизгладимое впечатление красоты и гармонии, которое позволяет безошибочно отличить среди множества прекрасных и достойных архитектурных произведений те, что называют шедеврами.

Мавзолей Бабаджи Хатун

Мавзолей Бабаджа Хатун (Х–ХІ вв.). Строительство этого памятника степного зодчества связано с легендами о возведении мавзолея для Айша биби. По легенде, после гибели Айши биби ее няня Бабаджа хатун становится его смотрителем, а после смерти ее хоронят в двадцати шагах от мавзолея девушки. Для преданной женщины построили специальный мавзолей и назвали ее именем – мавзолей Бабаджи хатун. Эти два строения являются величественными памятниками и святым местом для мусульман, которые совершают хадж. Сегодня к мавзолею приходят женщины просить о супружеском счастье и о потомстве. Самой яркой и отличительной чертой мавзолея Бабаджи хатун является 16-реберный шатер-купол, установленный на 16-реберном «звездчатом» барабане. По мнению Э. М. Байтенова, мавзолей Бабаджи хатун «один из самых ранних мавзолеев с шатровым куполом». Не исключено, что это первый в истории архитектуры мавзолей с ребристым шатром. Второй по времени известный мавзолей с 16-реберным шатром, «Кумбез Манаса», строительство которого относится к монгольскому периоду и датируется XV в. Он также находится в Таласской долине, но на территории Кыргызстана. Согласно мировоззрению мусульман, заповедям пророка Мухаммада, его хадисам, по которым повторяется три раза: «Рай под ногами матери», «Уважай мать, сначала делай добро своей матери», женщину уважали и статус ее был высоким во все времена.

Культовый памятник Домбауыл

Памятник архитектуры XII –XIII вв. Мавзолей Жошы хана (Джучи-хана) – один из самых известных и выдающихся памятников казахского зодчества монгольского периода. Он расположенв Улытауском районе Карагандинской области, в 50 км к северо-востоку от г. Жезказгана, в долине р. Каракенгир, в 2 км от правого берега, недалеко от села Малшыбай Карагандинской области. Считается, что мавзолей сооружен в 1227 году над могилой сына Чингисхана – Жошы хана. В тоже время существуют и версии о том, что его построил в XIV или XV веке один из потомков Жошы хана.
Мавзолей имеет прямоугольную форму. Достаточно замысловато и изящно выполнена арка мавзолея. У сооружения двойной купол. Внешний купол не сохранился, раньше он опирался на звездчатый 17-гранный барабан очень редкой формы и был облицован плитками и бирюзовой поливой. Позже, после реконструкции в 2000 году, купол был восстановлен. Внутренний полусферический купол выложен кольцевыми рядами на ганчевом растворе. Пол мавзолея вымощен кирпичом. Интерьер освещается двумя арочными отверстиями, расположенными в боковых камерах. История происхождения мавзолея известна лишь по легендам. В окрестности гор Улытау находилась ставка Жошы хана. Он любил красивые степные пейзажи предгорий. Став правителем огромной степ
ной страны, Дешт-и-кыпчака, Жошы возгордился и перестал исполнять приказы отца, беспощадного Чингисхана. Каган монголов не мог стерпеть неподчинения старшего сына и тайно послал лазутчиков, чтобы они организовали гибель Жошы. По легенде, Жошы хан нашел свою смерть во время охоты, будучи растерзанным вожаком косяка диких животных, хромоногим куланом, который уже был ранен стрелой. Убегавший кулан внезапно развернулся, бросился на Жошы, сорвал хана с коня и отгрыз ему правую руку… Легенду о том, что в мавзолее захоронен именно Жошы хан, подтверждают результаты исследований советских археологов. В 1946 году тело Джучи-хана было выкопано. В гробнице был обнаружен скелет без правой кисти с надрубленным черепом. Приведем же и текст легенды о Хромом кулане и Жошы хане, поскольку мораль, которая из нее вытекает, поучительна и объясняет историю происхождения нашей домбры. Старший сын правителя Золотой Орды Чингизхана царевич Жошы (Джучи) был назначен ханом в стране Дешт-и-Кыпчак (территория современного Казахстана и некоторых прилегающих областей). Столица этого государства находилась в горах Улытау. Однажды, охотясь на диких куланов, Жошы был атакован разъяренным животным и погиб. Никто из приближенных и слуг Чингизхана не мог сказать великому кагану о смерти старшего сына. За то, что человек принес плохую весть кагану, полагалась смерть. И тогда Великий певец Улы Жыршы выстругал из березы домбру, натянул на нее струны и, придя к дворцу Чингизхана, упав на колени перед его троном, ис-полнил на домбре печальную мелодию – кюй. В этой мелодии-кюе передавалось музыкальными красками, как сын великого Чингизхана царевич Жошы выехал на охоту, как ему повстречалось стадо куланов и как царевич начал охоту на них. Предводителем в стаде куланов был большой самец, опытный и сильный, в одном из сражений у него была повреждена нога, и в народе вожак куланов носил имя «Хромой кулан». До сих пор вожак куланов умело уводил свое потомство от погони, но на этот раз опасность была велика, Жошы с воинами уже настигали куланов, кобылиц и малолеток. Вот-вот должна была начаться убийственная стрельба из луков, люди на конях настигали диких животных. В этот момент хромой вожак, не жалея собственной жизни, развернулся и устремился на преследующего его царевича Жошы и сбросил его на землю. Так погиб Жошы…Улы Жыршы закончил играть на домбре, не произнеся при этом ни слова, но Чингизхан и все остальные поняли по звучанию музыки, по тому, как домбра передавала топот скачущих коней, тревогу куланов за молодых и слабых жеребят, силу и мудрость Хромого кулана, берегущего свой косяк. Особенно трагичными были звуки, когда Хромой кулан напал на царевича. Долго молчал Чингизхан, и его окружение не смело произнести ни звука. Наконец великий каган произнес: «Ты принес мне тяжелую весть о гибели моего сына. Я все понял, слушая твою домбру. Ты достоин смерти за свою черную весть, но ты сам не произнес ни слова, пусть будет наказана твоя домбра. Залейте ей горло свинцом!» С тех пор, говорят люди, плоская сторона домбры, куда упали капли горячего свинца, имеет отверстие… Начало изучению мавзолея Жошы хана было положено Ш. Валихановым в статье «О киргиз-кайсацких могилах и древностях вообще» (1855 г.). В 1868 г. в работе подполковника Красовского «Область сибирских киргизов» появляется описание этого древнего строения.

Мазар построен народными мастерами в XI– XII вв. в честь Алаша хана. Его имя напрямую связано с появлением трех жузов казахского народа. Один из знаменитых мавзолеев Казахстана расположен в долине реки Каракенгир, недалеко от деревни Малшыбай, в Улытауском районе Карагандинской области. В этногенезе народа, в первой половине IX в. и X в., когда казахи еще не назывались казахами, они именовали себя народом Алаш. Алаша (Алаш) хан, по легенде, является прародителем шести основных племен. Человеком, объединившим воинственные тюркские племена, великим воином, прекрасным политиком, справедливым судьей, правителем государства. В формировании национального сознания образ Алаша хана играет роль прародителя. Рашид ад-Дин и Абельгази утверждают, что место жительства Алаша хана – центральная часть Дешт-и-Кыпчака. По сказаниям, записанным Ш. Валихановым, у туркестанского хана Арслана преждевременно родился сын, которого он, как ни старался, не смог полюбить, потому и назвал Алаша. Повзрослев, молодой человек сумел за короткое время собрать вокруг себя единомышленников и завоевал авторитет у простого народа. Алаша был талантливым, умным человеком, его поднимали на ковре. Он почитался как деятель, объединивший племена кочевых тюрков и создавший первое государство Алаш (казахское государство). «Шесть алашей» – шесть племен, последовавших за шестью сыновьями Огуза. После распада Золотой Орды «алаш» стал лозунгом объединения кочевых казахов. Известный историк Ж. Артыкбаев в книге «Материалы к истории правящего дома казахов» сравнивает многочисленные легенды об Алаша хане и находит более полным вариант М. Купеева: «До Алашахана казахи не были единым народом и государством, и другие народы не признавали их в таком качестве. Выбрав пегого мальчика правителем, они произносили его имя во время войн как девиз – боевой клич. У них был уговор двигаться на врага с этим девизом, а тех, кто не произнесет его, будь он даже родным отцом, убивать, как яростного врага. С тех далеких времен остались слова: «Когда Алаш стал Алашем, когда стал ханом Aлаш, когда нашим домом стала деревянная юрта, когда нашим девизом стало имя Алаша, тогда стали мы казахами, детьми трех жузов». В мифопоэтической среде он является человеком, который находится на переднем крае самого важного события для всей нации в целом. В священном Улытау есть место, имеющее огромное значение для становления казахского государства. Там находятся мавзолеи Алаша Хана, Джучи Хана, Домбаула, Дузена и мавзолей Ердена. Есть информация, что мавзолей Алаша хана является пантеоном, где захоронены знаменитые ханы и правители того времени – Едиге, Тохтамыш, Эжен, Хакназар и Тауекел. Мавзолей Алаша хана – единственный из средневековых мавзолеев, архитектурное подражание которому стало в центрально-казахстанских степях традицией, глубоко укоренившейся в строительстве мавзолеев казахской знати XIX в. – начала XX в. Известен даже пример прямого копирования – мавзолей Дузена Сандыбаева, построенный в 60-х годах XIX в. По преданию, его строитель Сералы Еламанулы ежедневно ездил на лошади к мавзолею Алаша хана, чтобы изучать устройство и расположение его конструкций.

Исторические мавзолеи Казахстана

Мавзолей Домалак Ана

Казахстан — удивительная страна с богатой историей. Об этом свидетельствуют многочисленные достопримечательности, которые достались казахам в наследство от предков. Мавзолеи Казахстана восхищают оригинальной архитектурой и уникальными декоративными оформлениями. Эти культовые здания издавна считаются святыми, наделенными целебной силой. С ними связанно много историй и легенд.

Среди исторических памятников, сохранившихся до наших дней, особый интерес вызывают мавзолеи. Это удивительные места Казахстана, которые хранят память о знаменитых и дорогих для казахского народа людях. Рука разрушителей не раз поднималась на эти постройки, но они каждый раз возрождались и перестраивались. Вот самые знаменитые мавзолеи, которые вошли в культурное наследие Казахстана:

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

Фото: kompastour.kz: UGC

Это один из самых знаменитых и посещаемых исторических памятников. Возвышается на месте могилы проповедника и поэта Ходжи Ахмеда Ясави. Построен по приказу монгольского военачальника Тамерлана. Комплекс включает более тридцати помещений.

Древние памятники Казахстана: список

Среди степных просторов поднимаются в небо самые большие купола в Центральной Азии, украшенные глазурованными кирпичами. В центральном помещении расположен легендарный бронзовый казан. Ежегодно тысячи туристов, посещая достопримечательности Казахстана, останавливаются у мавзолея Ходжи Ясави.

Со строительством усыпальницы связана интересная легенда. Когда мастера начали возводить стены, их постоянно сносила буря. Строительство не ладилось. Тамерлану во сне явился святой и попросил первым построить мазар над могилой Арыстанбаба — духовного наставника великого поэта. Тамерлан так и поступил. С тех пор паломники сначала посещают место захоронения Арыстанбаба, а после — усыпальницу Ходжи Ясави.

Мавзолей Арыстанбаба

Мавзолей Арыстанбаба

Это священное мусульманское строение находится в южном Казахстане. Уникальный погребальный комплекс сооружен на месте захоронения средневекового проповедника Арыстанбаба.

Культурное наследие Казахстана в списке ЮНЕСКО

Чтобы почтить память великого предка, к мавзолею приезжает верующие из разных уголков страны и мира. После молитвы в поминальной мечети паломники спешат увидеть Коран — уникальный экземпляр средневекового каллиграфического искусства.

Арыстанбаб являлся духовным наставником поэта Ходжи Ахмеда Ясави. После смерти его похоронили недалеко от Отрара. По приказу полководца Тимура на могиле возвели мавзолей.

Мавзолей Айша-Биби

Мавзолей Айша–Биби

Уникальная постройка, окутанная легендами и тайнами, является одним из самых красивых исторических памятников Казахстана. Мавзолей отличается гармоничным сочетанием нескольких архитектурных стилей.

Старинная легенда гласит, что усыпальница построена в память о красавице Айша-Биби. Девушка полюбила парня по имени Карахан, но ее воспитатель не дал благословения на союз. Тогда красавица решила убежать к любимому. Но встретиться влюбленным не удалось, девушка погибла на берегу реки от укуса ядовитой змеи. Несчастный Карахан, став правителем, приказал построить на могиле Айша-Биби усыпальницу, чтобы память о невесте осталась в этих краях навсегда.

Что входит в 7 чудес Казахстана?

Мавзолей стал местом паломничества одиноких людей, которые молятся у его стен и просят о помощи в создании семьи. Это любимое место молодоженов, которые фотографируются на фоне памятника любви и верности.

Мавзолей Алаша-хана

Мавзолей Алаша–хана

Фото: e-history.kz: UGC

Историческое строение занимает особое место среди памятников центрального Казахстана. Отличается неповторимым архитектурно-художественным стилем. Усыпальница построена на могиле легендарного Алаша-хана. Его имя связывают с единением кочевых племен и зарождением трех казахских жузов. Алаша-хан был мудрым и честным правителем, отважным предводителем.

Мавзолей возвышается на 10 м в высоту. Это величественное сооружение, в котором воплощена уникальная средневековая архитектура Казахстана. Здание построено из кирпича, изготовленного по особой технологии. Оконные и дверные проемы оформлены деревом.

Заброшенные города Казахстана

Культовый монумент посещают верующие со всей Азии. У мавзолея есть интересная особенность: винтовая лестница внутри здания ведет на крышу. Прекрасный вид бескрайней казахской степи приводит в восторг туристов, которые посещают мавзолей.

Мавзолей Карахана

Мавзолей Карахана

Уникальное здание построено в XX веке на фундаменте старинной усыпальницы. Включает одно большое помещение и три маленьких. Для отделки мавзолея мастера использовали более 30 видов фигурных кирпичей и терракотовые плитки.

Древние легенды повествуют, что в усыпальнице покоится основатель династии Караханидов. Во время его правления ислам стал государственной религией. Карахану во сне явился святой, который предсказал правителю великое будущее, если он примет мусульманскую веру.

Исторические места Казахстана, которые стоит посетить

Паломники, посещающие сакральные места Казахстана, рассказывают об особой энергетике мавзолея Карахана. Священное место дарит силы и оздоровление.

Мавзолей Джучи-хана

Мавзолей Джучи–хана

Чтобы увидеть памятник архитектуры XIII века, отправляйтесь в Карагандинскую область. Там над могилой сына Чингиз-хана сооружен величественный мавзолей.

Хан Джучи был хорошим полководцем и руководителем. Отличался смелостью при захвате земель. Раскопки выявили рядом склеп старшей жены правителя — Бектымуш.

Существует несколько легенд, рассказывающих о смерти правителя:

  • Хан Джучи умер на охоте, растерзанный разъяренным куланом;
  • Чингиз-хан не мог терпеть непокорности сына и приказал убить его;
  • Джучи умер от неизвестной болезни.

Город Туркестан: достопримечательности и святые места

Мавзолей Домалак Ана

Мавзолей Домалак Ана

Еще один почитаемый памятник Казахстана — мавзолей Домалак Ана. По одной из версий здесь похоронена жена легендарного батыра Байдибека Нурила. В народе ее называли Домалак. Она считается праматерью степных родов и племен, живущих от Семиречья до Ташкента.

Народ почитал женщину за мудрость и дар предвидения. Одна из легенд рассказывает удивительную историю. Однажды из аула враги угнали тысячи лошадей. Домой вернулся только один жеребец. Узнав об этом, батыр Байдибек начал собираться в погоню. Но его жена просила не преследовать врагов и утверждала, что через 6 дней табун сам вернется домой. Байдибек не послушал мудрого совета, в кровавой битве он потерял сыновей. А через 6 дней все лошади вернулись, услышав ржание жеребца.

Основные достопримечательности Самарканда

Люди, посещающие мавзолей, избавляются от плохой энергетики, забывают старые обиды. Памятник давно стал символом материнства и женской мудрости.

Казахстан, достопримечательности которого свидетельствуют о богатой культуре, славится множеством мавзолеев. Уникальные монументы хранят память о великих правителях, храбрых воинах, мудрых и верных женщинах. Эти люди оставили незабываемый след в истории страны. Поэтому места их захоронения стали священными и заслуживают особого внимания.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Исторические мавзолеи Казахстана

Мавзолей Домалак Ана

Казахстан — удивительная страна с богатой историей. Об этом свидетельствуют многочисленные достопримечательности, которые достались казахам в наследство от предков. Мавзолеи Казахстана восхищают оригинальной архитектурой и уникальными декоративными оформлениями. Эти культовые здания издавна считаются святыми, наделенными целебной силой. С ними связанно много историй и легенд.

Среди исторических памятников, сохранившихся до наших дней, особый интерес вызывают мавзолеи. Это удивительные места Казахстана, которые хранят память о знаменитых и дорогих для казахского народа людях. Рука разрушителей не раз поднималась на эти постройки, но они каждый раз возрождались и перестраивались. Вот самые знаменитые мавзолеи, которые вошли в культурное наследие Казахстана:

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

Фото: kompastour.kz: UGC

Это один из самых знаменитых и посещаемых исторических памятников. Возвышается на месте могилы проповедника и поэта Ходжи Ахмеда Ясави. Построен по приказу монгольского военачальника Тамерлана. Комплекс включает более тридцати помещений.

Древние памятники Казахстана: список

Среди степных просторов поднимаются в небо самые большие купола в Центральной Азии, украшенные глазурованными кирпичами. В центральном помещении расположен легендарный бронзовый казан. Ежегодно тысячи туристов, посещая достопримечательности Казахстана, останавливаются у мавзолея Ходжи Ясави.

Со строительством усыпальницы связана интересная легенда. Когда мастера начали возводить стены, их постоянно сносила буря. Строительство не ладилось. Тамерлану во сне явился святой и попросил первым построить мазар над могилой Арыстанбаба — духовного наставника великого поэта. Тамерлан так и поступил. С тех пор паломники сначала посещают место захоронения Арыстанбаба, а после — усыпальницу Ходжи Ясави.

Мавзолей Арыстанбаба

Мавзолей Арыстанбаба

Это священное мусульманское строение находится в южном Казахстане. Уникальный погребальный комплекс сооружен на месте захоронения средневекового проповедника Арыстанбаба.

Культурное наследие Казахстана в списке ЮНЕСКО

Чтобы почтить память великого предка, к мавзолею приезжает верующие из разных уголков страны и мира. После молитвы в поминальной мечети паломники спешат увидеть Коран — уникальный экземпляр средневекового каллиграфического искусства.

Арыстанбаб являлся духовным наставником поэта Ходжи Ахмеда Ясави. После смерти его похоронили недалеко от Отрара. По приказу полководца Тимура на могиле возвели мавзолей.

Мавзолей Айша-Биби

Мавзолей Айша–Биби

Уникальная постройка, окутанная легендами и тайнами, является одним из самых красивых исторических памятников Казахстана. Мавзолей отличается гармоничным сочетанием нескольких архитектурных стилей.

Старинная легенда гласит, что усыпальница построена в память о красавице Айша-Биби. Девушка полюбила парня по имени Карахан, но ее воспитатель не дал благословения на союз. Тогда красавица решила убежать к любимому. Но встретиться влюбленным не удалось, девушка погибла на берегу реки от укуса ядовитой змеи. Несчастный Карахан, став правителем, приказал построить на могиле Айша-Биби усыпальницу, чтобы память о невесте осталась в этих краях навсегда.

Что входит в 7 чудес Казахстана?

Мавзолей стал местом паломничества одиноких людей, которые молятся у его стен и просят о помощи в создании семьи. Это любимое место молодоженов, которые фотографируются на фоне памятника любви и верности.

Мавзолей Алаша-хана

Мавзолей Алаша–хана

Фото: e-history.kz: UGC

Историческое строение занимает особое место среди памятников центрального Казахстана. Отличается неповторимым архитектурно-художественным стилем. Усыпальница построена на могиле легендарного Алаша-хана. Его имя связывают с единением кочевых племен и зарождением трех казахских жузов. Алаша-хан был мудрым и честным правителем, отважным предводителем.

Мавзолей возвышается на 10 м в высоту. Это величественное сооружение, в котором воплощена уникальная средневековая архитектура Казахстана. Здание построено из кирпича, изготовленного по особой технологии. Оконные и дверные проемы оформлены деревом.

Заброшенные города Казахстана

Культовый монумент посещают верующие со всей Азии. У мавзолея есть интересная особенность: винтовая лестница внутри здания ведет на крышу. Прекрасный вид бескрайней казахской степи приводит в восторг туристов, которые посещают мавзолей.

Мавзолей Карахана

Мавзолей Карахана

Уникальное здание построено в XX веке на фундаменте старинной усыпальницы. Включает одно большое помещение и три маленьких. Для отделки мавзолея мастера использовали более 30 видов фигурных кирпичей и терракотовые плитки.

Древние легенды повествуют, что в усыпальнице покоится основатель династии Караханидов. Во время его правления ислам стал государственной религией. Карахану во сне явился святой, который предсказал правителю великое будущее, если он примет мусульманскую веру.

Исторические места Казахстана, которые стоит посетить

Паломники, посещающие сакральные места Казахстана, рассказывают об особой энергетике мавзолея Карахана. Священное место дарит силы и оздоровление.

Мавзолей Джучи-хана

Мавзолей Джучи–хана

Чтобы увидеть памятник архитектуры XIII века, отправляйтесь в Карагандинскую область. Там над могилой сына Чингиз-хана сооружен величественный мавзолей.

Хан Джучи был хорошим полководцем и руководителем. Отличался смелостью при захвате земель. Раскопки выявили рядом склеп старшей жены правителя — Бектымуш.

Существует несколько легенд, рассказывающих о смерти правителя:

  • Хан Джучи умер на охоте, растерзанный разъяренным куланом;
  • Чингиз-хан не мог терпеть непокорности сына и приказал убить его;
  • Джучи умер от неизвестной болезни.

Город Туркестан: достопримечательности и святые места

Мавзолей Домалак Ана

Мавзолей Домалак Ана

Еще один почитаемый памятник Казахстана — мавзолей Домалак Ана. По одной из версий здесь похоронена жена легендарного батыра Байдибека Нурила. В народе ее называли Домалак. Она считается праматерью степных родов и племен, живущих от Семиречья до Ташкента.

Народ почитал женщину за мудрость и дар предвидения. Одна из легенд рассказывает удивительную историю. Однажды из аула враги угнали тысячи лошадей. Домой вернулся только один жеребец. Узнав об этом, батыр Байдибек начал собираться в погоню. Но его жена просила не преследовать врагов и утверждала, что через 6 дней табун сам вернется домой. Байдибек не послушал мудрого совета, в кровавой битве он потерял сыновей. А через 6 дней все лошади вернулись, услышав ржание жеребца.

Основные достопримечательности Самарканда

Люди, посещающие мавзолей, избавляются от плохой энергетики, забывают старые обиды. Памятник давно стал символом материнства и женской мудрости.

Казахстан, достопримечательности которого свидетельствуют о богатой культуре, славится множеством мавзолеев. Уникальные монументы хранят память о великих правителях, храбрых воинах, мудрых и верных женщинах. Эти люди оставили незабываемый след в истории страны. Поэтому места их захоронения стали священными и заслуживают особого внимания.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

В Северо-Казахстанской области учёные нашли 7 мавзолеев эпохи Золотой Орды


Городище, предположительно времён Золотой Орды, обнаружили учёные близ села Береке Уалихановского района Северо-Казахстанской области осенью 2019 года. Площадь древнего поселения по предварительным подсчётам составляет 10 тысяч квадратных метров. Остатки оросительной системы, арыки и сосуды позволяют сделать вывод, что местные жители занимались орошаемым земледелием, сообщает корреспондент Петропавловск.news.

Также во время раскопок археологами найдены остатки 7 мавзолеев. Их мощные стены шириной в три метра прекрасно сохранились. Сделаны они из обожжённого квадратного кирпича. Этот факт позволил предположить, что городище и его сооружения принадлежат эпохе Золотой Орды, поскольку такой метод возделывания кирпича применялся золотоордынцами при строительстве мечетей, мавзолеев и городов.

Однако артефакты, найденные в Уалихановском районе – остатки ирригационной системы, арыки, расположенные рядом курганы и мавзолеи, по мнению учёных, говорят о том, что местные жители вели осёдлый образ жизни, занимались земледелием. Были не простыми людьми, судя по роскошным захоронениям.

Памятник был обнаружен осенью. Из-за погодных условий был мало изучен. Сейчас он законсервирован. Находится под охраной, дабы уберечь от рук «чёрных» археологов. Раскопки будут продолжены в 2020 году.
Сохранность памятника практически в первозданном виде обеспечило отсутствие в этом районе работ по освоению целины.

Также в одном из захоронений археологи обнаружили золотую серьгу в форме вопросительного знака со вставками из бирюзы и минералов. По словам Р. Мамбеталинова, точно такое же украшение обнаружено в июле этого года при раскопках в Сыганаке – древнем городе на территории Кылызординской области. Местные историки считают, что этот факт является ещё одним свидетельством принадлежности найденного поселения в Уалихановском районе к эпохе Золотой Орды.

Мавзолей Домбаула – легендарный памятник средневековой архитектуры

Мавзолей Домбаула – легендарный памятник средневековой архитектуры

Мавзолей Домбаула - одно из крупнейших древних каменных сооружений, расположен в Улытауском районе в 58 километрах к северо-востоку от Жезказгана на правом берегу реки Каракенгир. «Домбаул, Косуйтас, Карадын, Жанай — все они имеют однотипные архитерактурные признаки. Это помятники, воздвигнутые в Центральной Азии до распространения исламской религии в VI-ІХ веках», — напишет известный казахстанский археолог Алькей Маргулан.

Внешний вид мавзолея Мавзолей Домбаула относится ко времени правления гуннов. Согласно легендам, этот мавзолей построен в честь воина и композитора Домбаула, чей образ с течением сотен лет оброс мифами.

655fa6ca7bd543019ecc1db3a84d5edc.jpg

Если мы примем на веру легенду о Домбауле, то узнаем, что он был уважаемой личностью, надежным спутником и союзником хана Джучи. Подтверждается реалистичность данного предположения тем, что расстояние между расположением мавзолеев Джучи хана и Домбаула небольшое. Если учесть и тот факт, что казахский народ давал названия землям и мавзолеям очень избирательно, то не оставляет сомнений, что в мавзолее покоится главный батыр Джучи хана Домбаул.

Оба сына Домбаула прославили имя своего отца, став известными исполнителями кюев. Звали их Кет-Бука и Кел-Бука. Возможно даже, что Кет-Бука является автором кюя «Ақсақ құлан» («Хромой кулан»). Камень перед мавзолеем. Высеченный на нем знак очень похож на букву «ү» казахского алфавита.

a7fe3fce2ad551d014ecf226883f48c5.jpg

Высота мавзолея превышает пять метров. Его верхняя часть конусообразная, острая, купол возведен над фундаментом четырехугольной формы.

Основание сооружения занимает площадь 8,9×7,9 м, толщина стен около двух метров, внутри сооружение представляет из себя квадрат 4×4 м, дверь овальная и установлена с юго-восточной стороны.

В мавзолей можно войти, поднявшись по четырем ступенькам, общая высота которых составляет 1,2 метра. Пол здания вымощен плоскими камнями. Мавзолей построен наподобие юрты, перемешанные с глиной камни таким образом образуют крепкие стены, которые поднимаются вверх на три метра.

Поперек стены перекрыты бревнами. Все эти камни выложены в эпоху бронзы в соответствии с существовавшими тогда традициями.

Мавзолейный комплекс сохранился в хорошем состоянии, лишь небольшая часть строения подверглась разрушениям времени. К сожалению, ученые не располагают точными сведениями о дате постройки древнего памятника, но склоняются к версии, что мавзолей Домбаула был возведен в то время, когда ислам как религия еще не распространился на территории Казахстана. Это приблизительно VIII–IX века.

Куполообразный каменный мавзолей Домбаула и подобные ему похожи на казахские юрты, поэтому в народе их прозвали «үйтас», «дің». Распространены они были преимущественно в Центральном Казахстане и вдоль реки Торгай.

0ae8dc534727ec64a574ada2a92e4bb1.jpg

Мавзолеи служили местом ночевки для проезжавших путников. Казахский народ считал мавзолеи священными и оберегающими от потусторонних сил.

Мавзолей Домбаула очень похож на памятник Кара, который расположен вдоль реки Кара Жылан.

Первым исследователем мавзолея Домбаула является просветитель казахского народа, ученый Чокан Валиханов.

В 1947 году археологическую экспедицию в Центральный Казахстан КазССР возглавил Алькей Маргулан. Экспедиция проходила совместно с представителями управления архитектурного дела Совета Министров КазССР М. Б. Левинсоном и Г. Г. Герасимовым.

В 1973 году в экспедиции, организованной министерством культуры КазССР, участвовали М. А. Маманбаев, М. К. Сембин, М. С. Нуркабаева. Исследователи провели замеры мавзолея, фотофикацию и топосъемку.

В 1974 году под руководством М. А. Маманбаева была проведена реконструкция мавзолея: заделаны пробои и трещины в стенах древнего сооружения, заново был вымощен каменный пол и укреплен фундамент.

Любое использование фотографий запрещено без письменного разрешения редакции портала и их автора Максима Рожина.

Читайте также: