Уважение как фундамент системы взаимоотношений педагог родители

Обновлено: 26.04.2024

Педагог и родители: система взаимоотношений. Психолого – педагогические правила и способы установления контактов с семьей.
статья на тему

Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива нашего учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности. В статье представлены формы работы с родителями.

ВложениеРазмер
psikhologo_-_pedagogicheskie_pravila_i_sposoby_ustanovleniya_kontaktov_s_semey.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог и родители: система взаимоотношений.

Психолого – педагогические правила и способы установления контактов с семьей.

(информация к МО)

Среди многочисленных условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание ребенка, по праву ведущим считается семья. Она является той единственной средой жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.

Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива нашего учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности.

Формы работы с родителями разнообразны:

индивидуальные: посещение семей воспитанников на дому, беседы с родителями в центре, дни консультаций родителей;

Содержание всех форм работы учреждения с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения.

В качестве основных принципов деятельности педагога выступают:

- принцип индивидуального подхода к личности на основе безоговорочного признания ее уникальности и ценности;

- принцип профессионального взаимодействия педагога со взрослыми, имеющими отношение к ребенку.

Задача индивидуального подхода – наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей личности, укрепление ее собственной активности, раскрытие ее неповторимости.

Задача педагога заключается в том, чтобы найти индивидуальные, специфические для воспитанника способы оптимального развития его интересов, способностей, его личности в целом, возможностей его самовоспитания и самоорганизации, и на этой основе определение программы дальнейшей работы с ним.

Задача профессионального взаимодействия педагога с родителями воспитанников – обеспечить педагогически целесообразные условия для развития личности.

Система работы руководства учреждения, педагогов с семьей складывается годами путем отбора самых рациональных форм и методов и должна отвечать ряду требований, таких как:

целенаправленность деятельности всего педагогического коллектива;

повышение профессиональной квалификации, педагогической культуры;

выработка единых требований педколлектива к работе классного руководителя и учителя с родителями;

формирование действенной общественной родительской организации.

Прежде чем перейти к характеристике основных форм индивидуальной работы педагогов с родителями воспитанников, необходимо остановиться на выявлении некоторых психолого-педагогических правил их взаимодействия и способах установления контактов с семьей.

С. В. Астахова отмечает следующие правила установления контактов с семьей школьника:

Первое правило. В основе работы учреждения и педагога с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Единственно правильная норма взаимоотношений педагога и родителей – взаимное уважение. Тогда и формой контроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у педагогов, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учреждения. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Педагог – лицо официальное, но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи. Хороший педагог в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Известно, что существуют десятки способов решения педагогической задачи, но только один из них является верным в данных конкретных условиях. И поэтому должен быть взгляд на педагогику как на науку об общих законах эффективного воздействия на личность, а не как на рецептурный указатель.

Итак, установление контактов с родителями, с семьей воспитанника – первостепенная задача в работе педагога.

Индивидуальная работа с родителями разнообразна. Индивидуальное общение, если оно продумано учителем, как правило, результативно. Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с психологом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях, радостях и т.д.

В педагогической литературе различными авторами называются следующие формы - индивидуальной работы с родителями:

- посещение семьи на дому;

- анкетирование или тестирование;

- консультации, в процессе которых родители получают ответы на интересующие их вопросы;

- индивидуальные приглашения родителей для участия на родительских собраниях, для проведения бесед и т.д.;

- привлечение родителей к выполнению разовых поручений;

- индивидуальная работа с родителями воспитанников, имеющих проблемы в учебе, пропуски занятий по уважительным или неуважительным причинам;

индивидуальная коррекционная работа с детьми и др.

Рассмотрим их подробнее.

Одной из форм установления контактов с семьей является посещение семьи воспитанника.

К посещению нужно готовиться. Эта подготовка заключается в определении самого интересного, положительного в детях. Но это ценное нужно осмыслить и оценить так, чтобы похвала прозвучала психологически тонко и педагогически правильно.

При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ребенка. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Анкетирование и тестирование проводится с целью выяснения:

- состава семьи, семейных традиций, характера работы каждого члена семьи, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка;

- наличия рабочего уголка учащегося, его интересов, склонностей и увлечений;

- отношений с братьями и сестрами, общего культурного уровня семьи, стиля отношений в ней, степени участия родителей в воспитании детей;

- поиска путей сотрудничества семьи и учреждения, конкретной помощи.

Беседа в воспитательном арсенале педагога имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей. Использовать беседу в работе с родителями необходимо и для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе педагог должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.

По мнению И. М. Марковской, беседа с родителями, с одной стороны, дает возможность последним найти правильный подход к детям, а с другой – способствует более эффективной работе специалиста, ведь часто разговор с родителями помогает найти правильный подход к ребенку, так как близкие хорошо знают своего ребенка и могут многое подсказать.

Родительские тренинги. Это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут активно в них участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5-8 занятий.

Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».

Очень значимым направлением деятельности педагога с семьёй воспитанника является коррекционная работа. Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. К таким проблемным ситуациям можно отнести кризисы адаптации к школьному обучению, раннее половое созревание детей, нестабильность положения ребенка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей.

В коррекции специалиста вне меньшей степени нуждаются и неблагополучные семьи, а также семьи, где ребенка воспитывает один из супругов или бабушка с дедушкой.

Актуальным остается взаимодействие учреждения и семьи в решении проблемы преодоления неуспеваемости детей. Ведь учеба – главный труд учащегося. Совместное обсуждение проблемы позволяет установить истинные причины неуспеваемости учащихся. Но к вопросам, связанным с успеваемостью и посещаемостью, нужно подходить предельно тщательно и осторожно. В арсенал педагога могут быть включены памятки родителям: «Как обеспечить учащимся успех в учебной деятельности», «Рекомендации преподавателей, работающих в группе», «Советы и рекомендации психолога», «Диагностика причин слабой успеваемости», информация о которой сообщается родителям в индивидуальном порядке или в обобщенной форме.

Итак, индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с психологом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях, радостях и т.д.

Формы индивидуальной работы разнообразны: посещение семьи ребенка; анкетирование или тестирование; беседа; консультации, в процессе которых родители получают ответы на интересующие их вопросы; индивидуальные приглашения родителей для участия в родительских собраниях, для проведения бесед и т.д.; привлечение семей к планированию и проведению учебно-воспитательного процесса; обсуждение с родителями состояния дел ребенка; индивидуальная работа с родителями детей , имеющих проблемы в учебе, пропуски занятий по уважительным или неуважительным причинам; выражение благодарности родителям за воспитание детей, успешно обучающихся и активно участвовавших в жизни учреждения; родительские тренинги; индивидуальная коррекционная работа с одаренными детьми и др.

В основе эффективного сотруднического взаимодействия семьи и педагога должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Этика взаимоотношения педагога с родителями

Профессиональная этика учителя и классного руководителя во взаимодействии с родителями обусловлена содержанием этого взаимодействия. Определение содержания становится основополагающим в определении профессионально-этической позиции.

Трудности взаимодействия кажутся надуманными, а страшные рассказы о конфликтах, перерастающих в конфронтацию педагога и родителей, представляются досадными иллюстрациями к непрофессионализму и бескультурностью педагога. Ведь родители, опьяненные слепой любовью к детям не могут трезво, аналитически рассуждать и искать корни возникшей проблемы ребенка. Они всегда находят их в неправильном поведении педагога, но никогда – в плохом воспитании своего дитяти.

И в этом заблуждении родители оказываются первыми, в конечном счете, так как именно педагог (лицо профессиональное, психологически образованное, этически просвещенное) должен оказывать помощь, а не перекладывать решение вопроса на плечи непрофессионалов, выведенных из равновесия родительским горем.

Фундаментальным основание взаимодействия является уважение. Уважение к родителям – безусловно и нетленно. Оно не исключается никакими обстоятельствами, не уничтожается даже при условиях низкого поведения родителей. Оно фундаментально – следовательно, его разрушение грозит гибелью всему сооружению взаимодействия. Педагог, отступивший от этической основы, становится виновником последующего шквального обвала здания взаимоотношений. Под грудами такого разрушения оказывается погребенным ребенок, с проблемами которого не справились взрослые. Один из этих взрослых – педагог, лицо профессиональное, обязанное культивировать педагогически плодотворные отношения.

Уважение к педагогу – другая сторона фундаментального основания. Но и эта другая сторона зависит больше от тактики поведения педагога, чем от воспитанности и культуры родителей. Уважение к себе педагог тоже строит самостоятельно, опираясь на психолого-этические нормативы, направляя поведение родителей, инициируя культурные формы, поддерживая родителей незаметно в наилучших и тонких направлениях. При этом педагога заботит не столько само уважение к нему лично, сколько общее уважение к человеку и педагогу, к школе и классу, отношение, выраженное в каких-то лицезримых формах. Они доступны ребенку – значит, они тоже фактор развития ребенка.

Классные руководители созидают взаимное уважение родителей и педагогов.

Иногда между школой и семьей складываются отношения, которые нельзя охарактеризовать как дружеские. Конфликтные ситуации происходят из-за нарушения этики. Когда правила этики нарушают работники школы – это непрофессионально. Родители болезненно реагируют на любую фальшивую ноту в тоне педагога, на каждый ошибочный нюанс в его поведении.

Какие бы родители ни были, к ним всегда нужно обращаться по имени и отчеству.

Просмотрев и проанализировав документ, подтверждающий личность учащегося - «ДНЕВНИК», нетрудно увидеть, что некоторые замечания повторяются, т.е. записи учителей потеряли всякий смысл для родителей, они перестали реагировать на них. Замечания пишутся: на всякий случай, по инерции, для собственного успокоения. Родители думают, что поощрения, которые ребенок заслужил, должны фиксировать в дневниках. По их наблюдениям, поощрения ободряют ребенка, поднимают трудоспособность, способствуют повышению активности, более серьезному и старательному отношению к работе. Ребенок, в свою очередь, начинает с большим уважением относиться к учителю. 58% опрошенных учеников предпочитаю запись поощрения в дневнике всем другим формам объявления благодарности, т.к. дневник они могут показать дома, доставив тем самым радость родителям.

«Отец и мать в тысячу раз больше помогут вам, если их ребенок будет приносить из школы радость, а не только огорчение, если вы не будете по всякому поводу вызывать отца и мать, писать им жалобные письма. Стремление ребенка быть хорошим – источник торжествования, и он никогда не должен иссякнуть», - писал В.А. Сухомлинский. Он замечал: «Записывая в дневник «Ваш сын не хочет учить уроки, примите меры», учитель, по сути дела, часто кладет в ученическую сумку кнут, которым отец стегает своего сына».




При проведении бесед с родителями, где бы они не проходили – в домашней обстановке, с глазу на глаз или на родительском собрании – рекомендуется следующее:

Нельзя допускать, чтобы педагог беспардонно вмешивался в семью, раскрывая ее тайны, становясь наблюдателем ее интимного мира, появляясь в качестве судьи и оценщика тонкого и сложнейшего социально-психологического феномена.

Очень важно помочь родителям стать на позицию культурологическую, понять, что выпадающий из контекста культуры ребенок – это, в итоге, несчастный ребенок в будущем.

Следует поработать над бытовой аналогией «сорняки и культурное растение». Такая аналогия проста, доступна, образна, опирается на большой практический опыт родителей, работающих на огородных участках.

Когда учителя, классные руководители приводят такую аналогию, обычно родители улыбаются в согласии и удивляются точности воспитательной ситуации, отражающей «культивирование» человеческой натуры. И чуть позже принимают идею воспитания как «вочеловечивания» натуры человеческого организма. А значит, становятся соратниками, единомышленниками учителей, а особенно классного руководителя.

Тактическая сторона взаимоотношений с родителями выстраивается учителями, классным руководителем благодаря единой ведущей идее «заботы о развитии ребенка». Она разворачивается на фоне общего уважения к матери и отцу как личности.

Забота о развитии ребенка выступает и целью, и мотивом, и способом общения с родителями. Это означает, что приглашение к общению с позиции этой заботы. Допустим, учителя, или классные руководителя пишут: «… Прошу вас найти время для беседы об успехах сына» или «Приглашаю вас вместе с дочерью обсудить результаты учебной работы» или же «…поговорим о наших детях, как идут их дела».

Но это означает, что абсолютно все, что предлагает педагог родителям истекает из заботы о развитии детей, и не из чего более. И тогда педагог свободен в своих действиях, так как его нельзя заподозрить в каких-то корыстных целях. Педагог советует корректировать семейные отношения – во имя заботы о счастье детей. Даже когда педагог сердится на родителей и детей, а такое не исключается на работе учителей и классных руководителей, то это позволительно лишь с позиции заботы о развитии ребенка. И родители принимают такое лишь при условии, что учителя и классные руководители показывают им, каким образом требуемое может содействовать развитию ребенка и его счастью.

Забота о счастье – лейтмотив взаимодействия учителей и классных руководителей с родителями.

Любая проблема во взаимоотношениях с родителями решается с позиции заботы о счастье, потому что мать и отец неизменно находятся в состоянии страстного желания ребенку счастья. И они открыты для педагога и готовы исполнить необходимое, если поймут педагогическую целесообразность предлагаемого педагогом.

Забота о счастье ребенка успокаивает родителей в наличии пресловутой «любви» к их ребенку. Известно, как волнуется семья, отправляя ребенка в школу: будут ли его любить, станут ли хорошо к нему относиться. когда они выявляют заботу педагога о счастье и успехах своего дитяти, они обретают доверие к педагогу.

Забота о счастье детей составляет платформу педагога в решении самых сложных и противоречивых вопросов, в том числе, и конфликтов с родителями. Они разрешаются через призму заботы о ребенке. Концентрация внимания в этот момент на ребенке и его самочувствии, на последствиях случившегося, на ходе истории его жизни, которая должна быть счастливой, - основа разрешения ситуации.

Педагогическая этика во взаимодействии с родителями

Профессиональная этика педагога во взаимодействии с родителями обусловлена содержанием этого взаимодействия. Определение содержания становится основополагающим в определении профессионально-этической позиции.

Трудности взаимодействия кажутся надуманными, а страшные рассказы о конфликтах, перерастающих в конфронтацию педагога и родителей, представляются досадными иллюстрациями к непрофессионализму и бескультурностью педагога. Ведь родители, опьяненные слепой любовью к детям не могут трезво, аналитически рассуждать и искать корни возникшей проблемы ребенка. Они всегда находят их в неправильном поведении педагога, но никогда – в плохом воспитании своего дитяти.

И в этом заблуждении родители оказываются первыми, в конечном счете, так как именно педагог (лицо профессиональное, психологически образованное, этически просвещенное) должен оказывать помощь, а не перекладывать решение вопроса

Фундаментальным основанием взаимодействия является уважение. Уважение к родителям – безусловно и нетленно. Оно не исключается никакими обстоятельствами, не уничтожается даже при условиях низкого поведения родителей. Оно фундаментально - следовательно, его разрушение грозит гибелью всему сооружению взаимодействия. Педагог, отступивший от этической основы, становится виновником последующего шквального обвала здания взаимоотношений. Под грудами такого разрушения оказывается погребенным ребенок, с проблемами которого не справились взрослые. Один из этих взрослых – педагог, лицо профессиональное, обязанное культивировать педагогически плодотворные отношения.

Уважение к педагогу – другая сторона фундаментального основания. Но и эта другая сторона зависит больше от тактики поведения педагога, чем от воспитанности и культуры родителей. Уважение к себе педагог тоже строит самостоятельно, опираясь на психолого-этические нормативы, направляя поведение родителей, инициируя культурные формы, поддерживая родителей незаметно в наилучших и тонких направлениях. При этом педагога заботит не столько самоуважение к нему лично, сколько общее уважение к человеку и педагогу, к школе и классу, отношение, выраженное в каких-то лицезримых формах. Они доступны ребенку – значит, они тоже фактор развития ребенка.

Классные руководители созидают взаимное уважение родителей и педагогов.

Иногда между школой и семьей складываются отношения, которые нельзя охарактеризовать как дружеские. Конфликтные ситуации происходят из-за нарушения этики. Когда правила этики нарушают работники школы – это непрофессионально. Родители болезненно реагируют на любую фальшивую ноту в тоне педагога, на каждый ошибочный нюанс в его поведении.

Для того чтобы личность студента развивалась гармонично, необходимо чтобы действия родителей и педагогов были направлены на достижение одних и тех же целей. Более того, важно, чтобы и методы воздействия были если не схожими, то, по крайней мере, не противоречили друг другу. Что же нужно для того, чтобы действия родителей и педагогов были согласованными. На протяжении всего времени обучения на студента основное влияние оказывают 3 стихии, 3 группы людей: родители, друзья и учителя. Влияние друзей, сверстников, как правило, меньше всего поддается контролю, это влияние не целенаправленное. Дети общаются, дружат, конфликтуют, так или иначе влияют друг на друга и учатся жизни и общению. Ну а целенаправленно влияют на ребенка, конечно, семья и школа, родители и педагоги.

Контакт педагога с родителями

Конечно, в первую очередь, нужно общение между родителем и педагогом. Причем совсем не достаточно формального посещения родительских собраний, обсуждения вопросов успеваемости и обещаний разобраться с очередной двойкой. Общение должно быть продуктивным и нацеленным на решение вопросов в интересах студента.

Общение между родителем и педагогом – это общение двух взрослых людей. При этом взрослые люди играют абсолютно конкретные социальные роли. Для педагога важно уметь перестраивать стиль общения на позицию взрослый-взрослый, а родителю не вставать на позицию ребенка. Только общение двух взрослых людей, направленное на выбор согласованных действий в интересах ребенка, может дать хороший результат.

Этика общения с родителями

Педагогу важно соблюдать ряд негласных правил и норм в общении с родителями.

Безусловно, любое человеческое общение должно быть основано на уважении к собеседнику. И общение с родителями не исключение. При этом уважение важно проявлять не только к родителям, но и к студентам. То есть, даже освещая какие-то трудности, связанные с обучением, поведением, общением ребенка, важно делать это с позитивной стороны.

При этом не стоит педагогу замалчивать проблемы, боясь показать свою несостоятельность в решении педагогических вопросов. Строить потемкинские деревни, считая, что родители должны считать, что в учебном учреждении все идет идеально, не всегда правильно. Ведь только совместная работа по всем направлениям и согласованные действия между родителями и училищем могут быть по-настоящему эффективны.

При этом педагог, как профессионал, должен помогать родителям в решении любых проблем, опираться на положительные, сильные стороны ребенка, действия должны быть направлены на развитие потенциала, а не на купирование негативных проявлений поведения.

Хорошо, если педагог ненавязчиво привлекает родителей принимать более активное участие в жизни ребенка. Это будет служить залогом укрепления не только отношений между семьей и учебным учреждением, но и между родителями и ребенком.

Важно педагогу всегда оставаться тактичным и деликатным. Принцип невмешательства в личную жизнь семьи должен сочетаться с чутким вниманием ко всему происходящему с ребенком. Профессиональный педагог с легкостью может определить, какие семейные трудности или недочеты домашнего воспитания могут стать источником негативных проявлений ребенка. В этом случае важно деликатно обратить внимание родителя, сделать тактичное предположение о возможных проблемах, опираясь не на проблемы в обучении или проблемы с ребенком, возникающие у педагогов, а на проблемы и интересы самого ребенка.

И еще важным правилом, даже, пожалуй, законом является необходимость не переносить отношение с родителем на отношения с ребенком, и наоборот. Даже если отношения с родителями не сложились, конфликт не должен быть перенесен на ребенка.

И родители, и педагоги должны всегда помнить, что у них одна общая цель – здоровье и гармоничное развитие ребенка. Чем согласованнее и внимательнее они будут действовать, тем больше выиграет от этого ребенок.

Во взаимодействии педагогов с родителями можно выделить три группы родителей:

- Первая группа : родители – помощники в воспитательной работе с детьми. Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь.

-Вторая группа : родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.

-Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к учебному учреждению, к педагогам, проявляя это реже – открыто, чаще - скрыто. Типичное общение педагога с родителями характеризуется непониманием и взаимными претензиями. Чаще всего это монолог преподавателя, состоящий из жалоб на учащегося или отчитывающий родителя за него. Отрицательные чувства родителя, возникающие то подобного «общения», не способствуют возникновению желания сотрудничать с учебным заведением в деле обучения и воспитания его же ребенка. Контакт между педагогом и родителем возможен тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями. Для этого учителю необходимо показать родителям, что он любит детей такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами, а также обеспокоен их судьбой, как и родители. Основным средством установления контакта с родителями для учителя является он сам, вернее, его педагогический имидж, включающий в себя профессиональные знания, умения их преподносить и любовь к детям. Поэтому необходимо руководствоваться некоторыми правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей.

Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями учащихся

1. Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения учебного заведения и родительских собраний.

2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

3. Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе.

4. Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать.

5. Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.

6. Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.

8. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим проблемам.

9. Поведанная родителями информация не должна стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.

10.Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, с кем-то – родителей необходимо поставить об этом в известность.

11.Не давайте рекомендаций по вопросу, в котором некомпетентны. Это может только навредить ребенку! Посоветуйте обратиться за консультацией к специалистам.

12. Каждая встреча с семьей должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.

Воспитанный в добре выбирает зло не от хорошей жизни, но воспитанный в зле, выбирает зло при любой жизни. Если дети, развиваясь, имеют перед собой образец уважительного отношения к миру, образец помощи и поддержки, они сами будут готовы нести добро не абстрактным людям, а человеку, который рядом с ним.

Запреты, нарушение которых рассматривается как нарушение педагогической этики.

Первый запрет – это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют такие ситуации, когда преподаватель идет с родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагогов с родителями должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребенка в учебно-воспитательном процессе.

Второй запрет – это запрет на обсуждение с родителями внутриучилищных отношений. Должно стать непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.

Третий запрет – это запрет на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т. п.

Сотрудничество училища и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя и всего педагогического коллектива. Таким образом, взаимодействие семьи и училища в развитии личности студента зависит, прежде всего, от того, как складываются взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Давайте помнить слова В.А.Сухомлинского, который был убежден в том, что воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей.

Выступление на семинаре «Взаимодействие педагогов и семьи как условие успешности обучающихся»

«Сотрудничество семьи и школы – важное условие успешности ученика».

«Ученик – учитель – родители» - это три слагаемых важнейшего направления в воспитательном процессе.

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка.Взаимодействие школы и семьи в воспитании ребенка необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества.

Без помощи друг друга невозможно обеспечить высоких результатов в воспитании.

Главное условие взаимодействия – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга.

Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители? Педагоги, проработавшие в школе 10-20 лет, единодушно утверждают -воспитывать детей становится все труднее и труднее. Причин тому много: изменились дети и родители, стремительно меняется обстановка в мире и в нашей стране, меняются взгляды на воспитание и развитие детей.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, выдвигают единые требования к воспитанию ребенка. Воспитатель должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией. Наше доброе общение с родителями должно позволять им выразить все их желания, знания о своих детях. Умение выслушать тех, кто вместе с нами формирует личность ребенка - это обязательное условие укрепления связей, условие понимания самих родителей.

Установление контактов с родителями учащихся - начало всех начал. «Вхождение» в семью позволит родителям увидеть в наставнике своего ребенка, прежде всего Человека, которому можно доверить самое дорогое.

Нельзя успешно осуществлять работу по воспитанию детей, если не сотрудничать с семьей. В сегодняшних условиях хорошо построить работу с классом (а в этом направлении основная роль принадлежит именно классному руководителю) без предварительной постоянной работы с семьей нельзя. Ведь семьи, из которых приходят в школу наши ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток, разное отношение к детям, разные условия для развития, разные нравственные устои. А это

влияет и на здоровье ребенка, и на его психику, и на отношение к учению, и на его состоятельность как человека.

Структура работы классного руководителя в этом направлении: Изучение семей своих учеников, положения детей в семье и условий их жизни;

Организация на основе диагностики психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, собеседований.

Установление контактов с людьми, которые для ребенка являются наиболее значимыми и имеют на него положительное влияние;

Привлечение родителей учеников класса к сотрудничеству по всем направлениям деятельности классного руководителя; Организация взаимного творчества детей и родителей;

Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы и класса;

Сотрудничество с социально-психологическими службами, обучающими семьи умению преодолевать и предупреждать семейные конфликты и развивающей рефлексивные умения родителей и детей;

В начальной школе у родителей интерес к школе достаточно высок. Родители посещают родительские собрания, участвуют во всех школьных и классных мероприятиях, принимают самое активное участие в процессе воспитания

Получается, что в начальной школе родители, опекая своих, как они считают маленьких детей, невольно являются активными участниками

воспитательного процесса, в старшем звене родители проявляют не менее живой интерес. Они жизненно заинтересованы в хороших знаниях, в хорошем воспитании и опять, как в начальной школе, родители посещают родительские собрания, проявляют живой интерес ко всему, что касается их детей.

Важную роль в системе взаимодействия с семьями играют школьные традиции: общешкольные и классные ключевые дела (традиционная новогодняя сказка, подготовленная одиннадцатиклассниками, концерты, праздники, Дни здоровья, и т.д.); соуправление школой (работа общешкольного родительского комитета); информационная среда школы (стенды, уголки для родителей). В основу взаимодействия положены ценности творчества, здоровья, мира, толерантности, взаимной открытости, диалога и сотрудничества, направленные на совместную помощь ребенку в становлении личности. Родители организуют экскурсии, помогают в оборудовании кабинетов, в ремонте. Огромную помощь родители оказывают в подготовке костюмов, декораций, записи фонограмм и т.д. Дополнительное образование особенно нуждается в сотрудничестве родителей и педагогов: здесь возможности для успеха и реализации каждого ребенка. На первый взгляд кажется, что все в школе благополучно. Но почему не во всех классах на родительских собраниях мы увидим большое количество родителей? Работа с родителями должна быть целенаправленной, систематической.

Стандарт нацелен и на возрождение воспитательной работы. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое. Семья в решении этих вопросов является нашим главным партнером.

В течение всей своей практической деятельности я пытаюсь сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического процесса, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если родители педагогам доверяют, значит, и дети школе доверяют тоже. А это очень хороший фундамент для общего успеха. Взаимодействие школы и семьи - это взаимосвязь педагогов, учащихся, родителей в процессе их совместной деятельности и общения.
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.Сухомлинский

Великий русский педагог В. Сухомлинский так же писал: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы. Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо знать его семью".
Семья – это институт, где формируются основные нравственные качества ребёнка. Общество меняется, меняются взгляды семьи на жизнь, ведущие ценности. В последние годы вся педагогическая общественность особенно остро осознала простую истину: воспитание ребёнка без укрепления связи с семьёй невозможно.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса.
«Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание». В. Сухомлинский
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Родители перекладывают дело воспитания на образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, телефонам, компьютеру, рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».
Существует множество традиционных форм работы с семьей (индивидуальных, групповых, коллективных): анкетирование, родительские собрания, создание родительского комитета, индивидуальные беседы и консультации, лектории, совместные игры с детьми…
Проработав много лет в школе и наблюдая за детьми и родителями, я пришла к выводу, что родителям наиболее интересны нетрадиционные формы работы, поэтому я стараюсь вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс с помощью необычных форм деятельности.
Прежде всего, это родительские собрания - праздники, собрания - концерты, совместные поездки и экскурсии, встречи с интересными людьми, дни открытых уроков и внеклассных мероприятий, дни совместного творчества детей и их родителей.

В рамках сегодняшней модернизации я активно использую в своей работе форму социальных проектов.Работу по сплочению детского коллектива начинаю с социального проекта «Моя семья».

Следующий шаг - знакомство с «Семейными традициями» . дети пытались нарисовать, какие, на их взгляд, есть в семье традиции. Многие дети нарисовали то, что в своих рассказах описывали родители. Это и любимые игрушки, и детские книги, которые передаются из поколения в поколение, и обеды по воскресеньям у бабушки с дедушкой за круглым столом, когда достается особая семейная посуда из комода, и поездки на природу, и сборы грибов в особую корзинку.
Затем родители и дети работали над созданием генеалогического древа. Оказывается, детям очень интересно узнать не только ближнее окружение, но и дальних родственников, узнать, какие у них были необычные имена, разные фамилии, национальности и профессии, кто, сколько лет прожил.

Социальный проект «Мой папа самый лучший» призван повысить роль отца в воспитании детей.


Социальные проекты повышают общий уровень культуры школьников за счет получения дополнительной информации. Они учат доброте, милосердию, показывают истинный смысл жизни.

В.А.Сухомлинский писал:«Отец и мать – величайшие авторитеты для ребёнка. Существует глубокая связь поколений. Ребёнок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв её – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал».
Помните: что у родителей скачет с языка, то у ребёнка скачет на языке.
« Дети - это живая сила общества. Без них оно представляется бескровным и холодным». Так говорил А.С. Макаренко.
Социологические исследования показывают , что на воспитание ребёнка влияют:
Семья - 50%
СМИ и телевидение - 30%
школа - 10%
улица -10%.
"Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная.Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые… эстетические вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются все его интересы, привязанности и авторитеты."А.Н.Острогорский

Родители – главный авторитет, пример для подражания у ребенка. Все слова и поступки учителя не принесут желаемого результата, если родители не будут принимать участия в жизни ребенка. От того, как будут складываться отношения между педагогом, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей.
Спасибо за внимание!

Читайте также: