Установка двигателя на фундамент

Обновлено: 28.04.2024

Установка двигателя на фундамент




























Прокладки

На стальных или алюминиевых яхтах опорные плиты фундамента под двигатель являются сварными конструкциями. В зависимости от размеров яхты их ставят на 10-30 мм ниже, чем плоскость опоры двигателя или плоскость амортизаторов. Промежуточное пространство заполняют прокладками с целью устранения неточностей изготовления фундамента, обусловленные технологией, и создания ровной опоры для всех амортизаторов и лап двигателя. Двигатель выравнивают по высоте посредством отжимных болтов (рис. 177,6). Затем измеряют на всех четырех углах зазор между лапами двигателя и опорной плитой фундамента и по этим размерам фрезеруют прокладки нужной толщины (рис. 179,в). После установки прокладок двигатель можно выравнивать в горизонталь> ной плоскости.

При установке на амортизаторах выравнивание двигателя по высоте становится затруднительным, если не предусмотрена возможность регулировки высоты амортизаторов. В этом случае необходимо учесть высоту амортизаторов под нагрузкой. Двигателе выравнивают на фундаменте без амортизаторов и толщину прокладки определяют как разность между высотой от опорной плиты фундамента до лапы двигателя и размерами амортизатора под нагрузкой. Амортизаторы одного типа при одинаковой нагрузке должны иметь одинаковые деформацию и силу реакции при данной деформации. Когда два противолежащих амортизатора имеют разные размеры, это значит, что опорная плоскость фундамента, была неровной. Если этого не учитывать, может случиться, что основная масса двигателя "будет покоиться на двух амортизаторах, установленных по диагонали друг напротив друга. К шести степеням свободы, которые так или иначе уже есть у двигателя, поставленного на амортизаторах (три степени вращения и три степени линейного перемещения), добавилась бы еще седьмая, а именно вращательное колебание вокруг оси, проходящей под углом к оси двигателя. Можно себе представить, какие колебания могут возникать вследствие этого. Некоторые амортизаторы могут удерживаться в том положении (деформированном), которое они приобретут после монтажа двигателя. Благодаря этому осуществить центровку вала сравнительно просто.

Сказанное относится к таким амортизаторам, у которых с помощью анкерного болта можно регулировать высоту начальной установки. Однако не стоит пытаться сравнивать деформацию передних и задних амортизаторов, поскольку они могут быть по-разному нагружены.

В крупном судостроении уже давно применяют заливку прокладок эпоксидной смолой. После центровки двигателя и валопровода пространство, которое должно занимать прокладка, уплотняют по периметру с помощью стальной полосы или другим способом. Для заполнения его мастикой оставляют зазор около 20 мм. Болты крепления к фундаменту, касающиеся поверхности двигателя и фундамента, покрывают разделительным средством и ставят на свое место через соответствующие отверстия. Затем в образовавшуюся ванночку залив.ают жидкую смолу и после ее отверждения (24 ч при 16 °С) образуется прокладка. Прочность прокладки на сжатие составляет 1200 кгс/см2. Прокладка позволяет выбрать самые незначительные неточности. Болты можно в любое время демонтировать благодаря разделительному средству. Но часто болты на место не ставят, а отверстия в лапе под них заливают. Сверление затем затвердевшей смолы не представляет трудностей.

На рис. 180 показана заливка прокладки на наклонном фундаменте. Двигатель выровнен и опорные плиты амортизаторов уплотнены с помощью стальной полосы, которую временно прихватывают электросваркой в нескольких местах и удерживают ее струбцинами. Стыки обклеивают изоляционной лентой. Если верхняя плита фундамента уже просверлена, эти отверстия и отверстия в опорной плите амортизаторов закрывают пробками. В то время как в одно из отверстий (см. стрелку) заливают смолу, из другого, находящегося на той же высоте, выходит воздух.

Рис. 180. Прокладка из быстротвердеющей пластмассы. 1 - отжимной болт; 2- пробка: 3-опорная плита Фундамента; 4 - изоляционная лента; 5 -амортизатор; 6 - стальная полоса; 7 - пластмасса.

Чтобы заполнилось пространство под плитой от нижней кромки отверстия, металлическая полоса не должна иметь вверху никакого уплотнения, чтобы воздух мог выходить свободно. Конечно, надо быть уверенным в том, что во время отверждения смолы не может произойти никакого изменения положения двигателя.

для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- "Фаворит К" и "Фаворит Щ", внутренняя и наружная замывка вагонов.

Монтаж электродвигателей, поставляемых в собранном виде


GeekBrains

При монтаже электродвигателей руководствуются ПУЭ, и инструкциями завода-изготовителя.

Проверка фундамента при монтаже электродвигателей

Одной из основных операций подготовительных работ перед началом монтажа является проверка фундамента. Проверяют бетон, главные осевые размеры и высотные отметки опорных поверхностей, осевые размеры между отверстиями для анкерных болтов, глубину отверстий и размеры ниш в стенах фундаментов.

Подготовка электродвигателей к монтажу

Электродвигатели поступившие в собранном виде, на месте монтажа не разбирают, если их правильно транспортировали и хранили.

Подготовка таких машин к монтажу включает в себя следующие технические операции:

очистка фундаментных плит и лап станин;

промывка фундаментных болтов уайт-спиритом и проверку качества резьбы (прогон гаек);

осмотр выводов, щеточного механизма, коллекторов и контактных колец;

осмотр состояния подшипников;

проверка зазоров между крышкой и вкладышем подшипника скольжения, валом и уплотнением подшипников, измерение зазоров между вкладышем подшипника скольжения и валом;

проверка воздушного зазора между активной частью стали ротора и статора;

проверка свободного вращения ротора и отсутствие задеваний вентиляторов за крышки; проверка мега метром сопротивление изоляции всех обмоток , щеточной траверсы и изолированных подшипников.

Подготовка электродвигателей к монтажу

Осмотр электродвигателей проводят на стенде в специально выделенном в цехе помещении.

О выявленных дефектах электромонтажник ставит в известность бригадира, мастера или руководителя монтажа.

Если наружных повреждений не обнаружено, электродвигатель продувают сжатым воздухом. При этом сначала проверяют подачу по трубопроводу сухого воздуха, для этого струю воздуха направляют на какую-нибудь поверхность. При продувке ротор электродвигателя проворачивают вручную, проверяя свободное вращение вала в подшипниках. Снаружи двигатель обтирают тряпкой, смоченной в керосине.

Промывка подшипников перед монтажом электродвигателя

Подготовка электродвигателей к монтажу

Промывку подшипников скольжения во время монтажа производят следующим образом. Из подшипников удаляют остатки масла, отвернув спускные пробки. Затем, завинтив их, в подшипники заливают керосин и вращают руками якорь или ротор. Далее вывинчивают спускные пробки и дают стечь всему керосину. После промывки подшипников керосином их необходимо промыть маслом, которое уносит с собой остатки керосина. Только после этого их заполняют свежим маслом 1/2 или 1/3 объема ванны.

Смазку в подшипниках качения при монтаже машин не меняют. Заполнение смазкой подшипника не должно превышать 2/3 свободного объема подшипника.

Измерение сопротивления изобляции электродвигателя перед монтажем

Измерение сопротивления изоляции у электродвигателей постоянного тока производят между якорем и катушками возбуждения, проверяют сопротивление изоляции якоря, щеток и катушек возбуждения по отношению к корпусу. Если электродвигатель подключен к сети то при измерении изоляции необходимо отсоединить все провода, подведенные к электродвигателю от сети и реостата. Между щетками и коллектором при измерении помещают изолирующую прокладку из миканита, электрокартона и т.д.

У электродвигателя 3-фазного тока с короткозамкнутым ротором производят измерение сопротивление изоляции только обмоток статора по отношению друг к другу и к корпусу. Это можно сделать если только выведены все 6 концов обмотки. Если выведены только 3 конца обмоток, то измерение производят только по отношению к корпусу.

У электродвигателей с фазным ротором дополнительно измеряют сопротивление изоляции между ротором и статором, а также сопротивление изоляции щеток по отношению к корпусу (между кольцами щетками должны быть проложены изолирующие прокладки.)

Изоляцию обмоток электродвигателей измеряют мегомметром на 1 кВ для машин напряжением до 1 кВ, а для электродвигателей напряжением выше 1 кВ мегомметром на 2,5 кВ. Если результаты измерений сопротивления изоляции удовлетворяют нормам то эти электродвигатели могут быть включены в работу без сушки изоляции обмоток. Такие электродвигатели доставляют к месту монтажа, и устанавливают по месту.

Подъем электродвигателя массой до 50 кг можно выполнять вручную, при установке их на низкие фундаменты.

Соединение электродвигателей с механизмом

Соединение электродвигателей с механизмом выполняют с помощью муфт или через передачу (зубчатую, ременную). При всех способах соединения требуется проверка положения двигателя уровнем в горизонтальной плоскости в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Для этого удобнее всего пользоваться «валовым» уровнем, т.к этот уровень имеет в основании выемку в виде «ласточкина хвоста»; его удобна накладывать непосредственно на вал электродвигателя.

Электродвигатели, устанавливаемые непосредственно на бетонном полу или фундаменте, выверяют, подкладывая под лапы электродвигателя металлические подкладки для регулирования их в горизонтальной плоскости. Дереванные прокладки не годятся т.к. они при заливке фундамента набухают и сбивают сделанную выверку , а при затяжке болтов спрессовываются.

При ременных передачах необходимо соблюдать параллельность валов электродвигателя и вращаемого им механизма, а также совпадение средних линий по ширине шкивов. Если ширина шкивов одинакова, а расстояние между центрами валов не превышает 1,5 м, выверку производят ,стальной выверочной линейкой.

Для этого линейку прикладывают к торцам шкивов и подгоняют электродвигатель, так чтобы линейка касалась двух шкивов в 4 точках. Если расстояние между центрами валов более 1,5 м, а выверочная линейка отсутствует, то выверку в этом случае производят с помощью струны и временно устанавливаемых на шкивы скоб. Центры валов подгоняют Для получения одинаковых расстояний от скоб до струны. Выверку также можно производить также тонким шнуром.

Центровка валов электродвигателей при монтаже

Центровку валов соединяемых между собой электродвигателей и механизмов выполняют для устранения их боковых и угловых смещений.

В монтажной практике чаще всего используют для этого радиально-осевые скобы. Перед началом центровки полумуфты разъединяют, а валы раздвигают, чтобы скобы и полумуфты не соприкасались. Конструкции радиально- осевых скоб изобразим на рис. Наружную скобу 6 закрепляют хомутом 5 на ступице полумуфты 3 установленной машины, а внутреннюю скобу 1 таким же хомутом закрепляют на ступице полумуфты 2 соединяемой машины. Соединение хомутов со скобами производят болтами 4 с гайками. С помощью измерительных болтов 7 устанавливают минимальные зазоры а и b

В процессе центровки измеряют боковые а и угловые b зазоры, используя щупы, индикаторы или микрометры. Индикатор или микрометрическую головку ставя та место болтов 7. При измерении щупом его пластинки вводят в зазор с ощутимым трением на глубину 20 мм. При замерах щупом возможны погрешности, которые зависят от человека, который делает эти замеры, его опыта. Результаты замеров контролируют. Для этого повороты валов и замеры повторяют.

При правильных замерах сумма числовых значений четных замеров должна равняться сумме числовых значений нечетных замеров: a1 + a3 = a2 + a4 и b1 + b3 = b2 + b4

C читают, что замеры выполнены правильно, если разница между этими суммами не превышает 0,03 – 0,04 мм. В противном случае, измерения повторяют более тщательно.

Затяжку гаек фундаментных болтов стандартными ключами без надставок равномерно в два – три обхода в требуемой последовательности. Начинают с фундаментных болтов, расположенных на осях симметрии опорной части, после чего затягивают ближайшие к ним болты, а затем, постепенно удаляясь от оси симметрии, остальные.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Как правильно выполнить монтаж и центровку электродвигателя


GeekBrains

Электродвигатель, доставленный к месту установки с завода-изготовителя или со склада, где он хранился до монтажа, или из мастерской после ревизии, устанавливается на подготовленное основание.

В качестве оснований для электродвигателей применяют в зависимости от условий: литые чугунные или стальные плиты, сварные металлические рамы, кронштейны, салазки и т. д. Плиты, рамы или салазки выверяются по осям и в горизонтальной плоскости и закрепляются на бетонных фундаментах, перекрытиях и т. п. при помощи фундаментных болтов, которые заделываются в заготовленные отверстия. Эти отверстия обычно оставляют при бетонировании фундаментов, закладывая заблаговременно в соответствующих местах деревянные пробки.

Отверстия небольшой глубины могут быть также пробиты в готовых бетонных основаниях при помоши электро и пневмомолотков, оснащенных высокопроизводительными инструментами с наконечниками из твердых сплавов. Отверстия в плите или раме для закрепления электродвигателя обычно выполняются на заводе-изготовителе, который поставляет общую плиту или раму для электродвигателя и приводимого им механизма.

В случае, если отверстия для электродвигателя отсутствуют, на месте монтажа производится разметка основания и сверление отверстий. Для выполнения этих работ определяются монтажно-установочные размеры устанавливаемого электродвигателя (смотрите рисунок), а именно: расстояние между вертикальной осью двигателя и торцом вала L6+L7 или торцом насаженной полумуфты, расстояние между торцами полумуфт на валах электродвигателя и приводимого им механизма, расстояние между отверстиями в лапах вдоль оси электродвигателя С2+С2, расстояние между отверстиями в лапах в перпендикулярном направлении С+С.

Кроме того, должна быть замерена высота вала (высота оси) на механизме и высота оси электродвигателя h. В результате этих последних двух замеров предварительно определяется толщина подкладок под лапы.

Рис. Обозначения установочных размеров двигателя.

Для удобства центровки электродвигателя толщина подкладок должна предусматриваться в пределах 2 - 5 мм. Подъем электродвигателей на фундаменты выполняется кранами, талями, лебедками и другими механизмами. Подъем электродвигателей весом до 80 кг при отсутствии механизмов может выполняться вручную с применением настилов и других устройств. Установленный на основание электродвигатель центрируется предварительно с грубой подгонкой по осям и в горизонтальной плоскости. Окончательная выверка производится при сопряжении валов.

Электродвигатель, установленный на опорную конструкцию, центрируется относительно вала вращаемого им механизма. Способы центровки бывают различные в зависимости от типа передачи. От точности выверки зависит надежность работы электродвигателя и главным образом его подшипников.

При ременной и клиноременной передачах необходимым условием правильной работы электродвигателя с приводимым им во вращение механизмом является соблюдение параллельности их валов, а также совпадение средних линий (по ширине) шкивов, так как иначе ремень будет соскакивать. Выверка производится при расстояниях между центрами валов до 1,5 м и при одинаковой ширине шкивов с помощью стальной выверочной линейки.

Линейка прикладывается к торцам шкивов и производится подгонка электродвигателя или механизма с таким расчетом, чтобы линейка касалась двух шкивов в четырех точках.

При расстоянии между осями валов более 1,5 м, а также в случае отсутствия выверочной линейки соответствующей длины выверка электродвигателя с механизмом производится с помощью струны и временно устанавливаемых на шкивы скоб. Подгонка производится до получения одинакового расстояния от скоб до струны. Выверка валов может производиться и с помощью тонкого шнурка, натягиваемого от одного шкива к другому.

Выверку электродвигателя и машины со шкивами разной ширины производят, исходя из условия одинакового расстояния от средних линий обоих шкивов до струны, шнурка или выверочной линейки.

Выверенный электродвигатель должен быть надежно закреплен болтами с последующей проверкой точности выверки, которая при закреплении электродвигателя может быть случайно нарушена.

Выверка валов при ременной и клиноременной передачах. а — с помощью выверочной линейки; б — с помощью скоб и струны; в — с помощью шнурка; г — с помощью линейки при шкивах разной ширины.

Непосредственное соединение муфтами.

Центровка двигателя с механизмом необходима для достижения такого взаимного положения валов двигателя и механизма, при котором величины зазоров между полумуфтами будут равны. Это достигается путем передвижения двигателя на небольшие расстояния в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Перед центровкой производится проверка прочности посадки полумуфт на валы путем обстукивания полумуфты при одновременном ощупывании рукой стыка полумуфты с валом.

Центровка производится в два приема: сначала предварительная — с помощью линейки или стального угольника, а затем окончательная — по центровочным скобам.

Предварительная центровка ведется путем проверки отсутствия просвета между ребром приложенной линейки (стального угольника) и образующими обеих полумуфт. Такая проверка выполняется в четырех местах: вверху, внизу, справа и слева.

Во всех случаях при центровке обращается внимание на то, чтобы количество отдельных прокладок под лапами электродвигателей было как можно меньше; тонких прокладок толщиной 0,5 - 0,8 мм применяют не более 3 - 4 шт.

Если по условиям центровки их оказывается больше, то их заменяют общей прокладкой большей толщины. Большое количество прокладок, и тем более из тонких листов, не обеспечивает надежного закрепления электродвигателя и может вызвать нарушение центровки; оно также представляет неудобство при последующих ремонтах и центровках во время эксплуатации.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

§ 64. Монтаж двигателей внутреннего сгорания

Монтаж главных судовых двигателей внутреннего сгорания (дизелей) проще, чем монтаж ГТЗА, прежде всего потому, что они отличаются более жесткой конструкцией, достаточно агрегатированы и в большинстве случаев не имеют редуктора.

Порядок выполнения монтажных операций и выбор способа монтажа при установке главных двигателей на фундамент зависят от двух факторов: в собранном ли виде поступил двигатель на монтаж; смонтирован ли валопровод до начала монтажа двигателя.

Крановое оборудование стапелей современных судостроительных заводов позволяет производить погрузку на судно большей части двигателей в собранном виде. Только тяжелые малооборотные дизели для больших транспортных судов поставляют на завод и грузят на судно отдельными узлами и деталями.

Дизели, поставляемые в собранном виде, грузят на судно и ставят на временные дубовые прокладки, толщина которых равна толщине установочных прокладок, определяемой по чертежу. В продольном направлении дизели размещают по мерной рейке, равной сумме длин валов валопровода, определяя его необходимое расстояние от торца кормовой опоры гребного вала до кормового торца коленчатого вала дизеля. Затем дизель устанавливают на отжимные приспособления (клиновые домкраты, отжимные болты, специальные скобы) и приступают к его центровке с помощью оптических приборов, аналогично центровке редуктора ГТЗА.

Когда центровку, дизеля ведут по носовому фланцу упорного вала смонтированной линии валопровода, при малых диаметрах валов применяют также стрелы 1, 2 (рис. 168), как и при центровке турбин к редуктору ГТЗА. На некоторых заводах вместо мерительных винтов 3 и 4 к стрелам присоединяют индикаторы, что значительно ускоряет процесс центровки, но требует большей тщательности его выполнения. Дизель перемещают с помощью отжимных приспособлений в горизонтальном и вертикальном направлениях, добиваясь требуемых смещения φ и излома δ осей валов в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Измерения зазоров между мерительными винтами 3, 4 и прошлифованными площадками на стрелах производят с помощью щупа в четырех положениях валов через каждые 90°, поворачивая их от начального положения, т.е. при 0, 90, 180 и 270°.Изломы и смещения осей валов определяют по зазорам a, b, m и n. Если излом осей валов не превышает 0,06 мм, а смещение 0,05 мм/м, то дизель считается отцентрованным по оси валопровода.



Рис. 168. Стрелы для центровки вала дизеля с валопроводом.

Отцентрованный дизель закрепляют на судовом фундаменте на стальных клиновых прокладках (клиньях). Такой способ крепления требует предварительной обработки судового фундамента и тщательной пригонки каждого клина с помощью пневматических шлифовальных машин и ручной доводки шабером. При установке клиньев в зазор между полкой фундамента и лапой двигателя (рис. 169, а) необходимо выполнять следующие требования: щуп 0,05 мм не должен проходить между клипом и опорной поверхностью фундамента и между клином и лапой механизма на 2/3 периметра клина, на остальной части периметра зазоры должны быть разнесены и не должны превышать 0,3 мм; свисание клина с полки фундамента или с приваренной к ней планки более чем на 5 мм не допускается.

Все чаще способ крепления двигателей на судовом фундаменте с помощью клиньев заменяется более прогрессивными и менее трудоемкими способами: на сферических самоустанавливающихся прокладках, на регулируемых клиновых прокладках и на прокладках из быстротвердеющей пластмассы (ФМВ).

Применение сферических самоустанавливающихся прокладок (рис. 169, б) исключает взаимную пригонку сферических поверхностей и обеспечивает их взаимозаменяемость вследствие того, что прокладки обрабатывают на токарном станке по копиру, оставляя припуск на обработку их торцев по замерам с места. Благодаря сферическим поверхностям верхняя половина прокладки самоустанавливается по нижней соответственно наклону лапы механизма по отношению к опорной поверхности фундамента. Верхняя половина прокладки имеет бурт, предназначенный для зажатия прокладки в оправе приспособления при подрезке ее торца.



Рис. 169. Крепление главных механизмов на судовом фундаменте с помощью стальных клиньев (а), сферических прокладок (б) и регулируемая клиновая прокладка (в).

При установке двигателей на регулируемых клиновых прокладках (рис. 169, б) трудоемкость обработки и пригонки последних еще более уменьшается, так как исключается обработка сферы. Клинья выполняют в виде дисков, которые имеют наклон соприкасающихся поверхностей 1 :20 и три резьбовых отверстия Мб по периметру каждого клина для ввертывания рукояток. После заведения прокладок в зазор между лапой двигателя и поверхностью фундамента сдвигают один клин относительно другого, регулируя высоту прокладок, а затем поворачивают оба клина до совпадения угла наклона их торцев с наклоном указанных поверхностей.

Установив металлические прокладки под лапы двигателя, их прихватывают к фундаменту и между собой электросваркой, сверлят отверстия для крепежных болтов, подрезают на лапах двигателя и полке фундамента площадки для плотного прилегания головок болтов и гаек. Затем часть отверстий развертывают под установку калиброванных (призонных) болтов. Подрезку площадок производят с помощью специального приспособления, закрепленного на шпинделе сверлильной машинки. Задиры на кромках отверстий устраняют снятием фаски под углом 45° на глубину 2—3 мм с помощью конусного зенкера.

Монтаж тяжелого дизеля, поступившего на завод в разобранном виде, начинают со сборки на судовом фундаменте его узлов в том же порядке, что и на сборочном стенде завода-изготовителя. Особое внимание обращают на качество установки фундаментной рамы и укладки коленчатого вала в рамовые подшипники. При установке фундаментной рамы тщательно проверяют нахождение в плоскости ее верхней поверхности (отклонение не более 0,2 мм для рамы длиной 10 м) и ее положение относительно струны, натянутой через размеченные точки оси валопровода (разница замеров допускается не более 0,05 мм).

При укладке коленчатого вала проверяют совпадение его оси с верхней поверхностью фундаментной рамы, масляные зазоры в рамовых подшипниках и просадку рамовых шеек. Кроме того, производят первую проверку раскепов (вторая проверка — по окончании сборки, третья — при центровке и окончательная — после спуска судна на воду), а также тепловых зазоров между щеками коленчатого вала и торцами рамовых подшипников.

После этого собирают остальные узлы дизеля в последовательности, которая указана в формуляре, а затем выполняют его центровку и закрепление на фундаменте одним из рассмотренных выше способов.

Однако после спуска судна на воду деформации корпуса судна и судового фундамента часто приводят к нарушению положения фундаментной рамы дизеля и к его значительной расцентровке с валопроводом. Поэтому многие заводы применяют несколько иную технологию монтажа тяжелых дизелей на судне. В период постройки судна главный дизель отдельными узлами грузят в машинное отделение и собирают на судовом фундаменте. Окончательную проверку всех его размеров и допусков (раскепы и др.), а также центровку с валопроводом и окончательное закрепление на фундаменте производят уже после спуска судна на воду.

Лапы дизеля крепят к полкам фундамента с помощью простых и калиброванных (призонных) болтов. Простые болты устанавливают в отверстиях, заводя болт снизу, со стороны полки фундамента. Гайку болтов затягивают тарированным ключом, а затем стопорят при помощи шплинтов. Призонные болты запрессовывают в отверстия легкими ударами свинцовой кувалды весом 4 кг или, во избежание задиров, охладив болты с помощью жидкого азота или твердой углекислоты, свободно устанавливают их в отверстия. После проверки установки призонных болтов затягивают гайки и стопорят их шплинтами.

Установка главных двигателей на прокладках из быстротвердеющей пластмассы ФМВ (формуемая малоусадочная волокнистая) позволяет значительно упростить обработку опорных поверхностей, сократить ее трудоемкость и отказаться от металлических прокладок. Пластмассу ФМВ приготовляют на основе эпоксидной смолы с добавлением асбестового волокна, стекловолокна, отвердителя и пластификатора. В специальном смесителе эти компоненты смешивают в течение 15—20 мин, причем отвердитель вводят в последнюю очередь.

По окончании центровки двигателя, выполняемой с учетом ожидаемой усадки пластмассы при затвердевании (0,2—0,4% от высоты прокладки+0,25 мм), опорные поверхности фундамента очищают и смазывают тавотом, чтобы исключить прилипание к ним пластмассы. Свежеприготовленной пластмассой заполняют специальную раздвижную форму, помещенную на листе фанеры, подводят фанеру к полке фундамента, сдвигают форму под лапу двигателя и сдавливают с двух сторон с помощью струбцины (рис. 170). Излишки пластмассы, вдавленные в зазор между формой и лапой механизма, удаляют. Через сутки снимают отжимные приспособления, на которых стоял двигатель, сверлят отверстия под фундаментные болты и крепят двигатель на фундаменте.



Рис. 170. Монтаж механизма на пластмассе ФМВ. 1 — лапа механизма (полка фундаментной рамы); 2 — прокладка из пластмассы; 3 — полка судового фундамента; 4 — разъемная форма; 5 — струбцина.

Монтаж двигателя после ремонта

После капитального ремонта и стендовых испытаний в цехе двигатель доставляют на судно для монтажа. К этому времени должен быть закончен ремонт судового фундамента. Если фундамент подвергался значительному ремонту, его опорную поверхность обрабатывают переносными фрезерными станками или вручную с помощью пневматических машинок; при незначительных ремонтах опорную поверхность судового фундамента только зачищают. При значительном ремонте фундамента рекомендуется отверстия для крепежных болтов заварить электросваркой, так как после центровки двигателя отверстия в его фундаментной раме могут не совпасть с отверстиями в судовом фундаменте.

Погрузив двигатель в машинное отделение, устанавливают его на деревянные брусья, уложенные на судовом фундаменте, чтобы не нанести механических повреждений опорным поверхностям фундамента. Затем двигатель перемещают на отжимные приспособления для передвижения в вертикальной и горизонтальной плоскостях на фундаменте и центруют при помощи стрел излома и смещения по носовому фланцу смонтированного валопровода либо оптическим методом — по двум базовым точкам теоретической оси валопровода.

Закончив центровку двигателя, приступают к закреплению его на судовом фундаменте. Крепление может осуществляться на стальных клиньях, сферических прокладках, регулируемых клиновых прокладках, амортизаторах или на быстротвердеющей пластмассе ФМВ (формуемая малоусадочная с волокнистым наполнением).

При монтаже двигателя, если валопровод уже смонтирован, непременным условием является центровка оси коленчатого вала по отношению к оси валопровода вне зависимости от типа крепления двигателя на фундаменте.

При монтаже двигателя на стальных клиньях снимают размеры для изготовления клиньев. Клинья изготовляют с припуском 0,05—0,1 мм по толщине для окончательной пригонки по месту. Пригонку клиньев по месту (между опорной поверхностью судового фундамента и опорной поверхностью рамы двигателя) производят шлифовальными машинками путем снятия отпечатков краски на клиньях. Клинья должны быть пригнаны к опорным поверхностям так, чтобы пластинка щупа толщиной 0,05 мм не проходила между лапой двигателя и клином, а также между опорной поверхностью судового фундамента на расстоянии не менее 2/з периметра клипа; на остальной части зазоры не должны превышать 0,1 мм.

В процессе пригонки клиньев проверяют отсутствие деформации коленчатого вала по раскепам и рамы двигателя по контрольной линейке, уложенной вдоль рамы на специальные приливы, называемые реперами. Дальнейшая работа заключается в сверлении отверстий для крепежных болтов через отверстия рамы двигателя в клиньях и судовом фундаменте одновременно, в подрезке отверстий под головки болтов и гаек и закреплении двигателя на судовом фундаменте. Монтаж сдается ОТК с проверкой центровки двигателя.

Сферические прокладки, применяемые при монтаже двигателя на фундаменте, состоят из двух дисков, которые сопрягаются между собой сферическими поверхностями, благодаря чему верхний диск прокладки самоустанавливается по нижнему соответственно уклону лапы двигателя; это исключает трудоемкую операцию ручной пригонки. Прокладки обрабатывают на станке по высоте согласно размерам с места, устанавливают на место, сверлят в них отверстия и закрепляют двигатель. Правильность монтажа проверяют в процессе установки прокладок и после закрепления двигателя.

Регулируемые клиновые прокладки также упрощают монтаж главного двигателя. Они представляют собой два диска, соприкасающиеся по плоскости с уклоном 1 : 20. Регулировка клиновых прокладок по высоте достигается сдвигом верхнего диска по отношению к нижнему. Регулируемые клиновые прокладки не могут самоустанавливаться подобно сферическим, поэтому при монтаже их положение регулируют взаимным перемещением и разворотом верхнего диска по отношению к нижнему. Дальнейшие работы по монтажу такие же, как при установке двигателя на сферических прокладках.

При установке на амортизаторах достигается защита двигателя от ударных нагрузок и вибрации, защита корпуса судна и корпусных конструкций от вибрации работающих двигателей, а также снижение шума двигателей. Амортизатор (пластинчатый) состоит из нижней и верхней плит, прочно соединенных резиновой прослойкой. Нижняя плита имеет отверстия для крепления амортизатора к судовому фундаменту, а верхняя — отверстия с нарезкой для крепления амортизатора к двигателю. Между верхней плитой амортизатора и опорной поверхностью рамы двигателя после крепления амортизатора на судовом фундаменте иногда приходится устанавливать выравнивающие шайбы. Места установки амортизаторов на опорной поверхности судового фундамента должны были зачищены. Отцентровав двигатель по оси валопровода, расставляют амортизаторы на судовом фундаменте так, чтобы отверстия в их верхних плитах были совмещены с отверстиями в лапах рамы двигателя. В таком положении фиксируют амортизаторы электроприхватками к судовому фундаменту и сверлят отверстия в фундаменте для окончательного крепления амортизаторов, после чего закрепляют амортизаторы на фундаменте. Отцентровав двигатель, снимают размеры по высоте для обработки выравнивающих шайб и устанавливают их на место, приподняв двигатель на 2—3 мм над амортизаторами; опускают двигатель и проверяют центровку. Затем окончательно закрепляют двигатель. Для обеспечения неподвижности двигателя при действии боковых горизонтальных усилий устанавливают бортовые амортизаторы.

При установке двигателей на пластмассе ФМВ исключаются трудоемкие работы по обработке опорных поверхностей судового фундамента. После центровки двигателя проверяют плотность прилегания рамовых шеек к вкладышам и раскепы коленчатого вала. Во избежание прилипания пластмассы к опорным поверхностям рамы двигателя и судового фундамента смазывают эти поверхности раствором воска или парафина в бензине либо тонким слоем солидола. Приготовленную пластмассу при помощи специальной пресс-формы заливают между опорными поверхностями рамы двигателя и судового фундамента, обеспечивая ее плотное прилегание к опорным поверхностям. После отверждения пластмассы (24—72 ч) снимают пресс-формы, через отверстия в раме двигателя сверлят отверстия в пластмассе и судовом фундаменте; закрепляют двигатель и производят проверку монтажа.

Вопросы для повторения
1. В какой последовательности производят демонтаж двигателя?

2. В какой последовательности разбирают двигатель в цехе?

3. Как разбирают узлы двигателя на детали?

4. Как ремонтируют фундаментные рамы и станины двигателя?

5. Как ремонтируют цилиндры и их втулки?

6. Как ремонтируют крышки цилиндров?

7. Как ремонтируют вкладыши подшипников?

8. Как ремонтируют коленчатые валы?

9. Как ремонтируют распределительные валы и их детали?

10. Как производится укладка коленчатого вала?

11. Как проверяют положение оси цилиндра относительно оси коленчатого вала?

12. Как проверяют высоту камеры сжатия?

13. Как проверяют правильность установки цилиндров крейцкопфного двигателя?

14. Как определяют верхнюю и нижнюю мертвые точки поршня?

15. Какие виды крепления применяют при монтаже двигателя на судовом фундаменте?

16. Как монтируют двигатель на стальных клиньях?

17. Как монтируют двигатель на сферических прокладках и регулируемых клиновых прокладках?

Установка электродвигателей на оборудование

Мероприятия перед установкой двигателя

Перед тем, как произвести монтаж двигателя на электроустановку необходимо провести проверочные (профилактические) работы. Иначе, если в дальнейшем будут обнаружены какие то неисправности, то все работа была сделана напрасно.
При установке электродвигателя следует:

  • Очистить электродвигатель от пыли и грязи, тщательно осмотреть доступные внутренние части и проверить, нет ли в нем посторонних предметов;
  • продуть электродвигатель сухим сжатым воздухом при давлении не выше 2 кг/см2. При продува­нии электродвигателя открытого ис­полнения, чтобы не повредить изоля­цию обмотки, не следует применять шланги с металлическими наконечниками. Если сжатого воздуха нет, можно воспользо­ваться любым, даже автомобильным компрессором;
  • провернуть ротор электродвигателя вручную, чтобы убедиться в его свободном вращении и отсутствии заклинивания и стука.

Проверка электротехнической части

По электрике надо проверить соответствие параметров.

При этом необходимо:

  • Измерить сопротивление изоляции мегомметром на напряжение 500 в. Элек­тродвигатель с сопротивлением изоляции обмоток ниже 0,5 Мом должен быть просушен. Минимальное сопротивление изоляции обмотки статора после сушки при температуре 60° С должно быть не менее 0,5 Мом;
  • проверить, соответствует ли напряжение сети напряжению, указанному на шильдике (в паспорте) электродвигателя;
  • проверить по схеме, приложенной к электродвигателю, правильность будущих подсоединений всех выводов электродвигателя к сети.

Установка электродвигателя на станину

Ну а дальше устанавливаем электродвигатель на станину. Чаще всего так устанавливаются электродвигатели насосных установок, станочного оборудования.

Установка асинхронного двигателя на станину

  • Насаживаем полумуфту на вал электродвигателя, при этом правильно подбираем шпонку под шпоночный паз;
  • устанавливаем двигатель на станину, выравнивая вал двигателя с валом оборудования по высоте и по оси;
  • крепим установленный двигатель к станине болтами и гайками необходимого размера;
  • проверяем все механические крепления электродвигателя (болты, крепящие подшипниковые щиты, фундаментные болты и т.д.) и, если нужно, подтягиваем их.

Установка электродвигателя на раму при ременном приводе

Существует еще и ременный привод (передача). Чаще всего такой способ монтажа электродвигателя используется в работе с вентиляторами и некоторыми станками.

Ременная передача электродвигателя вентиляционной установки

  • Насаживаем шкив на вал электродвигателя, при этом правильно подбираем шпонку под шпоночный паз;
  • при ременном приводе электродвигатель устанавливаются на салазки;
  • электродвигатель следует устанавливать на салазки так, чтобы оси валов электродвигателя и приводимого в движение механизма были расположены горизонтально и параллельно друг другу;
  • середина одного из шкивов должна находиться против середины другого шкива;
  • должна быть предусмотрена возможность регулировать натяжение ремня по мере того, как он вытягивается, особенно в первое время работы;
  • салазки должны быть установлены по уровню параллельно одна другой и выверены как в продольном, так и в поперечном направлениях;
  • опорная поверхность под салазками должна быть сплошной;
  • для натяжения ремня должны быть предусмотрены болты, ввинчиваемые в передвижные упоры.

Как провести монтаж электродвигателя видео вы должны посмотреть в видеоролике

Установка двигателя на фундамент




























Установка двигателя

Монтировать двигатели на жестких опорах, как это иногда можно видеть на гоночных катерах или рабочих шлюпках, сегодня уже не принято. Жесткая установка двигателя хотя и дешевле, чем эластичная, на амортизаторах, но она может даже уменьшить прочность корпуса, если учесть современную тенденцию строить корпуса яхт как можно более легкими. Благодаря эластичному креплению двигателя и валопровода снижается уровень шума и вибрации, передаваемой на корпус. Увеличение расходов на установку двигателя на амортизаторах по отношению к стоимости двигателя незначительное, а центровка линии вала, которую следует проводить так же тщательно, как и при жестком креплении двигателя на фундаменте, ненамного труднее.

Рис. 177. Ограничитель амортизатора (а) и схема для расчета прочности крепления двигателя к фундаменту (б). 1 -опорная плита фундамента; 2 - ограничитель; 3-лапа двигателя.

Амортизаторы бывают различных конструкций. Для яхтенных двигателей подходят только такие, которые способны воспринимать нагрузку от упора гребного винта. Кроме того, амортизаторы должны удерживать двигатель на фундаменте в шторм, когда при качке и большом крене яхты появляются инерционные силы, во много раз превышающие усилия, действующие на амортизаторы при нормальной работе. К этому добавляется и то, что силы инерции при качке изменяют свое направление действия. Амортизатор, испытывавший до этого только давление, должен воспринимать разрывные нагрузки. При монтаже двигателей с большой массой на фундаменте ставят дополнительную скобу - ограничитель. Скоба ограничивает ход пружины вверх, оставляя достаточно свободы для нормальных колебаний амортизатора и действуя только в тех случаях, когда двигатель стремится сорваться с фундамента при сложных условиях эксплуатации.

Крен яхты 90° является крайним случаем, который должен, однако, учитываться (рис. 177). Даже если яхта после этого сразу встанет на ровный киль, эта ситуация тем не менее может оказаться роковой, если двигатель сорвется с фундамента. Если предположить, что судно падает в подошву волны высотой 3 м, то оно может погрузиться еще на 1 м, прежде чем его поднимет вновь новая волна. Двигатель массой 500 кг при таком падении получает кинетическую энергию 500 3 => = 1500 кг-м, которая гасится на отрезке длиной 1 м, соответствующем погружению корпуса. Следовательно, в центре тяжести двигателя при этом действует сила 1500 кгс,- в три раза больше, чем его сила веса в состоянии покоя. Она возрастает в 6 раз, если погружение яхты совпадает с подъемом следующей волны так, что расход кинетической энергии происходит на участке 0,5 м. В результате повышается вероятность того, что амортизаторы не выдержат такой нагрузки. А что означает сорванный с фундамента двигатель, нетрудно себе представит Следовательно, надежное крепление фундамента - нелишня предосторожность.

для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- "Фаворит К" и "Фаворит Щ", внутренняя и наружная замывка вагонов.

Читайте также: