То опор фундаментов вл

Обновлено: 20.05.2024

Типовая технологическая карта. Сборка фундаментов из железобетонных подножников с наклонными стойками для унифицированных стальных анкерно-угловых опор типов У35-2, У110-1 и У110-2

Сбор ник типовых технологических карт составлен на разработку котлованов и устройство фундаментов в необводненных грунтах из железобетонных подножников с наклонными стойками для унифицированных стальных анкерно-угловых опор ВЛ 35 - 330 кВ

Технологические карты составлены согласно методическим указаниям по разработке типовых технологических карт в строительстве, утвержденным Госстроем СССР 2 июля 1964 года и служат руководством при сооружении фундаментов под унифицированные стальные анкерно-угловые опоры 35 - 330 кВ.

ВВЕДЕНИЕ

В 1972 году разработан сборник типовых технологических карт К-1-17 (ОШ-193456) на сооружение фундаментов из железобетонных подножников с прямыми стойками для унифицированных стальных промежуточных и анкерно-угловых опор ВЛ 35 - 330 кВ.

В настоящем сборнике приведены технологические карты на сооружение фундаментов из железобетонных подножников с наклонными стойками для унифицированных стальных анкерно-угловых опор ВЛ 35 - 330 кВ.

Для составления технологических карт Северо-Западным Отделением «Энергосетьпроект» выданы установочные чертежи фундаментов - инв. № 7071тн-1 листы 1 - 4.

На рис 1 - 3, листы 7 - 9 приведены выкопировки из установочных чертежей.

Сборник на сооружение фундаментов из железобетонных подножников с наклонными стойками для унифицированных стальных анкерно-угловых опор ВЛ 35 - 330 кВ выполнен в виде отдельных карт на устройство котлованов, на сборку фундаментов и засыпку котлованов в уплотнением грунта засыпки.

В соответствии с этим сборник технологических карт состоит из трех разделов:

Раздел-I Т ехн ологические карты на разработку котлованов под фундаменты из железобетонных подножников с наклонными стойками для унифицированных стальных анкерно-угловых опор ВЛ 35 - 330 кВ.

Раз д ел- II Т ехнологические карты на монтаж фундаментов из подножников с наклонными стойками для унифицированных стальных анкерно-угловых опор ВЛ 35 - 330 кВ.

Раздел- III Технологические карты на засыпку фундаментов и уплотнение грунта засыпки.

При и с пользовании типовых технологических карт необходимо их уточнять в соответствии с рабочими чертежами фундаментов, условиями местности и конкретными грунтовыми условиями.

Работы по сооружению фундаментов в зоне расположения подземных коммуникаций (трубопроводы, кабели и т.д.) должны производиться по согласованию с организацией, в ведении которой находятся эти коммуникации.

Разрывы во времени между окончанием работы по устройству котлованов и установкой в них фундаментов (подножников), во избежание обрушения котлованов, должны быть минимальными и не превышать 1 - 2 суток в сухих, глинистых грунтах. В песчаных грунтах установка фундаментов должна производиться, как правило, немедленно вслед за отрывкой котлованов и, во всяком случае, не более одних суток.

Земляные работы, установка подножников и засыпка фундаментов должны производиться с соблюд ением «Правил техники безопасности при строительстве воздушных линий электропередачи» 1972 г.

Схемы фундаментов из железобетонных подножников с наклонными стойками для унифицированных стальных анкерно-угловых опор ВЛ 35 - 330 кВ

1. В качестве элементов фундамента используются конструкции «Альбома 1», фундаменты под унифицированные стальные анкерно-угловые опоры ВЛ 35 - 330 кВ. Типовой проект № 407-4-32.

2. Принятые типы подножников соответствуют большим углам поворота.

3. Выкопировка с чертежа № 7071тм-1, лист 2.

Рис . 1. Схема фундаментов под опоры У35-2, У110-1, У110-2


1. В качестве элементов фундамента используются конструкции «Альбома 1», фундаменты под унифицированные стальные анкерно-угловые опоры ВЛ 35 - 330 кВ. Типовой проект № 407-4-32.

2. Принятые типы подножников соответствуют большим углам поворота.

3. Выкопировка с чертежа № 7071тм-1, лист 2.

Рис . 2. Схема фундаментов под опоры У220-1, У220-3, У330-1

1. В качестве элементов фундамента используются конструкции «Альбома 1», фундаменты под унифицированные стальные анкерно-угловые опоры ВЛ 35 - 330 кВ. Типовой проект № 407-4-32.

2. Принятые типы подножников соответствуют углам поворота.

3. Выкопировка с чертежа № 7071тм-1, лист 3.

Рис . 3. Схема фундаментов под опоры У220-2, У330-2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ НА СООРУЖЕНИЕ
ВЛ 35 - 500 кВ

ТИПОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ

Раздел II

СБОРКА ФУНДАМЕНТОВ ИЗ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ
ПОДНОЖНИКОВ С НАКЛОННЫМИ
СТОЙКАМИ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. Устройство фундаментов для унифицированных стальных анкерно-угловых опор ВЛ 35 - 330 кВ предусматривается из железобетонных подножников с наклонными стойками, разработанных Северо-Западным отделением института «Энергосетьпроект» в 1972 году (см. типовой проект № 407-4-42) .

2. Земляные работы под фундаменты должны производиться в соответствии с технологическими картами, приведенными в разделе I настоящего сборника.

3. До начала работ по сборке фундаментов на пикет должен быть завезен полный комплект (согласно рабочим чертежам) железобетонных элементов фундаментов, а также заготовленные элементы заземлителей, если они предусмотрены проектом. Заземлители должны укладываться в котлован после сборки фундаментов.

4. При привязке типовых технологических карт к конкретным условиям уточняется калькуляция трудовых затрат, отдельные технологические операции, расход эксплуатационных материалов.

5. Собранные из отдельных элементов фундаменты должны удовлетворять нормам и допускам, приведенным на рис. 7, лист 28.

6. Разрыв во времени между окончанием работы по устройству котлованов и установкой в них фундаментов, во избежание обрушения стенок котлованов, должен быть минимальным и не превышать 1 - 2 суток в сухих глинистых грунтах.

В песчаных грунтах установка фундаментов должна производиться, как правило, немедленно вслед за отрывкой котлована и, во всяком случае, не более одних суток.

Отклонение верха подножников от горизонтальной отметки не более 10 мм.

Отклонение подножников от вертикали вдоль и поперек линии не более 30 мм.

Рис . 7. Нормы и допуски на установку фундаментов из унифицированных железобетонных элементов под металлические опоры

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ВЛ 35 - 500 кВ

СБОРКА ФУНДАМЕНТОВ ИЗ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПОДНОЖНИКОВ С НАКЛОННЫМИ СТОЙКАМИ ДЛЯ УНИФИЦИРОВАННЫХ СТАЛЬНЫХ АНКЕРНО-УГЛОВЫХ ОПОР ТИПОВ У35-2, У110-1 и У110-2

О БЛАСТ Ь ПРИМЕНЕНИЯ

Т ех нологическая карта К-1-19-3 служит руководством при устройстве фундаментов из железобетонных подножников с найденными стойками для унифицированных стальных анкерно-угловых опор типов У35-2, У110-1 и У110-2 на ВЛ 35 - 110 кВ.

Карта п редназ начается также в качестве пособия при проектировании производства работ.

То опор фундаментов вл


Дмитрий Шаманов, генеральный директор ООО «Комплексные Энергетические Решения», г. Санкт-Петербург

В последние годы стала популярной тема самонесущих изолированных проводов и их новой разновидности – высоковольтного универсального кабеля, конструкция которого позволяет как прокладывать его под землей, так и подвешивать на опорах, применяя технологию подвеса низковольтного СИП с использованием всех габаритных параметров линии 0,4 кВ. К сожалению, нормативных документов по проектированию и эксплуатации линий с применением универсального кабеля в России пока нет.
В многочисленных публикациях уделяется большое внимание самому проводу и линейно-сцепной арматуре, однако практически не рассматриваются способы закрепления опор на поверхности земли. Можно объяснить это тем, что технология закрепления опор имеет достаточно давнюю историю, разработано огромное количество типовых решений и, казалось бы, нет никаких предпосылок для дальнейшего развития в этом направлении.
Но это далеко не так, что показывает пример строительства кабельновоздушной линии, проложенной в рамках реализации проекта «Внешнее электроснабжение острова Валаам». То, что объект окажется достаточно неординарным и довольно сложным в воплощении, было ясно с самого начала проектирования. И действительно, в процессе реализации проекта пришлось принимать нестандартные и в чем-то даже инновационные для России решения. Их описывает в своем материале Дмитрий Георгиевич Шаманов.

ОСОБЕННОСТИ ЛИНИИ

Помимо реконструкции ПС-92 «Ляскеля» (обустройство двух ячеек 110 кВ и организация класса напряжения 35 кВ) и строительства новой ПС «Валаам» 35/6 кВ, необходимо было построить две цепи 35 кВ и две цепи оптоволоконного кабеля между этими двумя подстанциями.
Общая длина линии составила около 50 км, из которых 21 км воздушно-кабельной линии (ВКЛ) проходил от ПС-92 «Ляскеля» до берега Ладоги, 25 км кабельной линии проходили под водой и 4 км ВКЛ соединяли берег Ладоги на острове с ПС «Валаам».
Сложность строительства участка ВКЛ с применением универсального кабеля (в данном случае использовался кабель MULTI-WISKI финского производства) определялась не только длиной, но и разнородностью грунтов по всей длине трассы, а также перепадами высот. Кроме того, пришлось учитывать и значительный вес кабеля (около 5000 кг/км). Даже при том, что кабель располагался близко к стойке, уменьшая тем самым изгибающий момент, нагрузка на опору всё равно оставалась значительной.

ВЫБОР МАТЕРИАЛА ОПОР

Высоким сопротивлением изгибающему моменту и отсутствием остаточной деформации отличаются деревянные стойки. При этом их стоимость соизмерима со стоимостью железобетонных стоек и ниже, чем у металлических опор. В результате они и были использованы для строительства ВЛ. Расстояние между опорами в среднем определили в 40 м. Предполагалось строить линию на спаренных стальными оцинкованными стяжками двухстоечных опорах. На каждой стойке верхним уровнем крепилась линия 35 кВ (универсальный кабель), а нижним – самонесущий оптоволоконный кабель связи.
Таким образом, для обустройства воздушной линии потребовалось около 1200 усиленных деревянных стоек длиной 9,5 м (в особых случаях – на переходах через дороги, другие ВЛ и т.п. – применялись стойки длиной 11, 12 и 13 м).
После исследования трассы линии было определено, что более 50% трассы проходит по местам со скальными грунтами, остальная часть трассы приходится на простые грунты и болота. Встречались также ситуации, когда на месте установки опор наблюдались сразу два разных типа грунта. В итоге было применено около 20 различных вариантов основания опор.

НЕДОСТАТКИ ТРАДИЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ

Сегодня для закрепления опор в скальном грунте обычно применяют такие способы, как установка опор в ряжах (рис. 1) или в бетонных пирамидальных основаниях (рис. 2), причем чаще используется второй вариант. Однако при всей своей простоте такой способ закрепления опор в данном проекте повлек бы за собой сразу несколько проблем.

Рис. 1. Установка опор в ряжах


Рис. 2. Установка опор в бетонных основаниях


Во-первых, доставка на место строительства бетонных оснований весом около 3 тонн каждое даже на материке является достаточно тяжелой процедурой. Что же говорить об острове?
Во-вторых, остров Валаам – историко-архитектурный памятник и бетонные основания с габаритами (Д x Ш x В) 2 x 2 x 1 м могли изменить облик острова в худшую сторону.
В-третьих, надежность такого закрепления также оставляет желать лучшего, особенно в случае установки анкерных опор, для которых потребовались бы более массивные основания.

ФИНСКИЙ ОПЫТ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ

Поэтому при рассмотрении способов закрепления опор в скальном грунте был внимательно изучен как российский, так и зарубежный опыт. Наиболее интересной оказалась практика ближайших соседей – финских строителей, ведь, как известно, Финляндия располагается на древней (возрастом свыше 5 млн лет) монолитной плите. Глубина мягкого грунта до скального основания часто составляет не более 1 м. Именно поэтому сначала в Финляндии, а затем и во всей Скандинавии начали применять достаточно простую, но очень эффективную конструкцию закрепления опор на скальном грунте, которую стоит описать подробнее.
Комплект скальной заделки представляет собой металлические элементы горячей оцинковки: ригели, анкерные шпильки и нагели.
Процесс строительства происходит следующим образом: на первом этапе очищается скальное основание от мягких слоев почвы (рис. 3), далее на поверхности скалы размечаются места заделки (рис. 4) стальных оцинкованных анкерных шпилек (рис. 5) и ригелей (рис. 6).

Рис. 3. Расчистка скального основания от мягких слоев почвы


Рис. 4. Разметка мест заделки анкерных шпилек


Рис. 5. Анкерная шпилька

Рис. 6. Ригель

В этих местах в скале бурятся отверстия (рис. 7) на небольшую глубину, определенную работой шпилек только на срез. В нашем случае она составляла не более 200 мм.

Рис. 7. Бурение отверстий в скале


Деревянная стойка закрепляется у основания в комле между анкерными шпильками нагелями (по три штуки на каждой анкерной шпильке) (рис. 8) и на высоте 1345 мм для опоры высотой 11 м тремя ригелями под углом 120° между ними.

Рис. 8. Закрепление стойки нагелями


Для Финляндии такое закрепление является типовым. Нами был проведен проверочный механический расчет данного решения применительно к проекту электроснабжения острова Валаам, который полностью подтвердил надежность такой скальной заделки.
Точно таким же образом было организованно крепление анкерных опор. В этом случае опора дополнительно оснащалась тросами оттяжек или подкосами. Крепление троса оттяжек к скале осуществлялось анкерными болтами, а подкосы закреплялись упорами специальной конструкции.

ПЛАВАЮЩИЙ ФУНДАМЕНТ

После опробования такого типа крепления на скальном грунте стала понятна возможность дальнейшего расширения области его применения.
Как было отмечено выше, трасса проходила и по болотам.
Стойки в болоте закреплялись на так называемой плавающей основе. Сама стойка заглублялась в болото на глубину 2 м, у комля закреплялся деревянный ригель (перпендикулярно стойке). Ближе к поверхности (на глубине не более 0,5 м) горизонтально и перпендикулярно друг другу укладывались две деревянные балки так, чтобы длина лучей составляла не менее 2,5 метров. Эти две балки и играли роль плавающей основы и крепились к стойке в заглублении шпильками, а на поверхности – металлическими ригелями, применяемыми в скальной заделке (рис. 9).

Рис. 9. Установленные в болоте опоры


Финские специалисты предлагают и другой вариант плавающего фундамента, когда вместо деревянных горизонтальных ригелей устанавливаются стальные оцинкованные «лапы» в виде полутрубы также длиной 2,5 м.
Такая конструкция, скорее всего, является не менее надежной и более легкой в монтаже, но, к сожалению, ввиду сжатых сроков строительства и отсутствия подобных фундаментов на складах производителя, в проекте электроснабжения острова Валаам пришлось отказаться от этого варианта крепления опор в болотных грунтах.

ВОПРЕКИ НЕНАСТЬЮ

За прошедшее время эксплуатации все варианты закрепления опор линии показали себя очень хорошо. Несмотря на большое количество деревьев, упавших на линию из-за сильнейших снегопадов, все опоры выдержали испытание зимним сезоном. После расчистки от упавших деревьев и нависавших веток линия вернулась в исходное состояние: деревянные стойки не имели остаточной деформации, не деформировались и фундаментные закрепления, в итоге электроснабжение острова Валааам не прекращалось ни на минуту.

ВЫВОДЫ

В линиях с универсальным кабелем предпочтительнее применять деревянные стойки.
Закреплять деревянные опоры в скальных грунтах надежнее и, что немаловажно, дешевле (как минимум за счет транспортировки и монтажа) с помощью стальных оцинкованных ригелей с анкерами.
Болотные грунты не являются препятствием для строительства воздушных линий электропередачи при использовании плавающих фундаментов.
Для монтажа ригельных скальных закреплений не требуется тяжелая техника и сложное специализированное оборудование.
Тросы оттяжек решают проблему установки анкерных и угловых опор в стесненных условиях.
Большое количество опор, примененных в процессе реализации проекта, может стать важным источником статистических данных для анализа надежности подобных линий.
Необходимо разработать типовые решения скальных закреплений и плавающих фундаментов, включая вариант с использованием стальных оцинкованных «лап».

То опор фундаментов вл


Василий Боровицкий, заместитель главного инженера ОАО «Тюменьэнерго» г. Тюмень

Массовое строительство ВЛ в 1980–1990 годы в малоизученном в тот момент северном регионе, когда в работу вводилось зачастую более тысячи километров линий в год, создало ряд проблем их эксплуатации из-за неполного учета геологических и климатических условий территории при проектировании и сооружении ВЛ. Эти проблемы приходится решать специалистам компании «Тюменьэнерго», в хозяйстве которой протяженность воздушных линий напряжением 35–220 кВ составляет более 17 тыс. км по трассе и около 24,5 тыс. км по цепям. В 1992–2000 гг. институт «Энергосетьпроект» (Москва) проводил научно-исследовательские работы, направленные на выявление основных причин аварийного состояния ВЛ в районах Ноябрьских электрических сетей «Тюменьэнерго». Результаты исследований показали, что аварийное состояние опор ВЛ вызвано комплексным воздействием различных природных факторов (обводнением грунтов, деградацией мерзлоты в месте установки опор, морозным пучением, ветровыми нагрузками на элементы конструкций опор) и эксплуатационных нагрузок, как статических (от веса проводов, горизонтального тяжения на анкерно-угловых опорах), так и динамических, возникающих при ветровых нагрузках и приводящих к низкочастотным колебаниям системы «провод – гирлянда изоляторов – конструкция опоры – свайный фундамент».
Наиболее серьезный ущерб ВЛ тюменского региона наносит повреждение фундаментов опор из-за морозного пучения, а также разрушение бетона свай из-за резких перепадов температур и воздействия агрессивной среды в местах разлива нефти, обводнения с примесями химических компонентов, используемых в процессе нефтедобычи.


РАЗРУШЕНИЕ БЕТОНА СВАЙ

Бетон фундаментных свай разрушается под воздействием окружающей среды, например, в местах разлива нефти, обводнения с примесями химических компонентов и т.п., влагонасыщенной почвы и резких перепадов температур.

Фото 1. Ремонт фундаментов опор


Для ремонта, который проводится по методике, предложенной институтом «Уралэнергосетьпроект», применяется труба диаметром 720 мм с толщиной стенки 8 мм, разрезанная вдоль пополам. Длина трубы определяется длиной разрушенной части плюс 0,5 м. Перед производством работ поверхность сваи очищается от земли, половинки труб соединяются с помощью болтового или сварного соединения и планок. Труба бетонируется, для чего используется бетон марки М400, смесь уплотняется вибрированием. Наружную поверхность трубы покрывают битумом в два слоя.
Многолетнее применение данного метода ремонта показывает его эффективность и небольшую стоимость.

МОРОЗНОЕ ПУЧЕНИЕ СВАЙНЫХ ФУНДАМЕНТОВ

Для погружения свай в грунт до заданной глубины применяется буроопускной способ погружения с использованием лидерных скважин и дозабивкой последнего метра сваи в ненарушенный грунт. При этом между стенкой скважины и поверхностью сваи возникает зона неуплотненного грунта. Под воздействием смерзания-оттаивания грунт на глубину его промерзания уплотняется в зоне от границы сезонного промерзания и выше. По мере увеличения площади соприкосновения уплотненных грунтов в зоне промерзания, усиливается действие касательных сил морозного пучения, и, как показывает опыт эксплуатации, через 5–6 лет в пучинистых грунтах начинается выход сваи – до 5 см за сезон (рис. 1).

При выдавливании сваи из ненарушенного грунта (из зоны дозабивки) величина ее ежегодного выхода растет за счет сил, приложенных к торцу сваи и возникающих при расширении замерзающей жидкости в водонасыщенных грунтах, которые заполняют пространство лидерной скважины. Величина этих сил во много раз превышает вертикальную составляющую касательных сил морозного пучения и может превышать 50 тс на сваю. В результате ежегодный выход свай увеличивается до 20–25 см и более, фундамент теряет несущую способность, что может привести к падению опор под воздействием ветровых нагрузок.
На протяжении целого ряда лет сотрудники «Тюменьэнерго», институтов «Энергосетьпроект» (Москва) и «Уралэнергосетьпроект» (Екатеринбург) совместно работают над проблемой морозного пучения фундаментов опор, и в настоящее время применяются опробованные методы и технологии для ее решения.

Обваловка грунтом фундаментов опор

Фото 2. Обваловка грунтом фундаментов опор


Метод обваловки фундаментов опор на высоту, исключающую оттаивание зоны сезонного промерзания грунта, применяется на ВЛ, находящихся вблизи карьеров, в которых ведется разработка и намыв грунта.

Установка термостабилизаторов – сезонно-охлаждающих устройств (СОУ) вблизи свай фундамента

Фото 3. Установка термостабилизаторов – сезонно-охлаждающих устройств (СОУ) вблизи свай фундамента


Стабилизация температурного режима вечномерзлых грунтов обеспечивает устойчивость грунтовых и свайных оснований объектов. Использование СОУ, в которых в качестве хладагента используется газообразный аммиак, позволяет остановить процесс морозного пучения свайных фундаментов, однако акты вандализма ограничивают применение этой технологии на неподконтрольных территориях в отсутствие надзора.

Усиление фундаментов крестовыми сваями

Фото 4. Усиление фундаментов крестовыми сваями


  • выбуривается лидерная скважина на глубину три метра;
  • свая опускается в лидерную скважину и забивается до отметки плиты сваи 1 метр над уровнем поверхности;
  • производится сборка тяги анкерного устройства (допускается применение звеньев промежуточных регулируемых типа ПРР 30-1 с разрушающей нагрузкой 30,0 тс);
  • на плиту сваи устанавливается кондуктор-удлинитель, внутрь которого пропускается тяга анкерного устройства, свая дозабивается на глубину три метра в ненарушенный грунт (плита сваи находится на дне пробуренной скважины);
  • после отсоединения кондуктора-удлинителя монтируется узел крепления анкерного устройства на фундаменте укрепляемой опоры и соединяется с тягой анкерного устройства через регулируемое устройство;
  • после регулировки устройства в сборе лидерная скважина засыпается выбуренным грунтом.

Применение винтовых свай

Фото 5. Применение винтовых свай


Винтовые сваи, выпускаемые ООО «Завод винтовых свай» (г. Алапаевск), заслуживают внимания после устранения замечаний по их доработке – герметизации. В «Тюменьэнерго» планируется при реконструкции ВЛ в качестве эксперимента выполнить единичные фундаменты с применением винтовых свай для дальнейшего наблюдения и определения их эффективности.

Сооружение поверхностных (лежневых) фундаментов и перестановка опор

Фото 6. Сооружение поверхностных (лежневых) фундаментов и перестановка опор

В настоящее время существуют проекты и технические решения для поверхностных фундаментов всех используемых типов опор и оттяжек, разработанные институтом «Уралэнергосетьпроект» (г. Екатеринбург).
Поверхностные фундаменты применяются на местности с ровным рельефом (без косогоров, склонов и т.п.). Монтаж такого фундамента не требует применения сваебоя и может быть выполнен даже в летнее время, но требует большего количества материалов по сравнению с монтажом типовых фундаментов.
В настоящее время в энергокомпании действует долгосрочная программа перевода фундаментов опор воздушных линий электропередачи, подверженных морозному пучению, на поверхностный тип установки на лежнях.

Экстремальные климатические условия заставляют тюменских энергетиков пересматривать традиционные методы эксплуатации и обслуживания воздушных линий. В ОАО «Тюменьэнерго» постоянно ведутся экспериментальные исследования инновационных технологий, испытания современной техники и оборудования, опробование новых методов работы, чтобы в итоге обеспечить стабильное энергоснабжение потребителей.

Типовая инструкция по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35-800 кВ. РД 34.20.504-94

Утверждено Департаментом электрических сетей РАО "ЕЭС России" 19 09.94 г.

Настоящая Типовая инструкция является переработкой "Типовой инструкции по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35-800 кВ". Части 1 и 2 (М.: СПО Союзтехэнерго, 1983). При переработке Типовой инструкции были учтены руководящие документы по эксплуатации ВЛ напряжением 35-800 кВ, вышедшие за 1983-1993 гг. и замечания энергосистем по данной Типовой инструкции. Настоящая инструкция выходит одной книгой.

С вводом в действие настоящей Типовой, инструкции аннулируется "Типовая инструкция по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35-800 кВ". Части 1 и 2 (М.: СПО Союзтехэнерго, 1983).

1. Общая часть

1.1. Настоящая Типовая инструкция устанавливает порядок эксплуатации воздушных линий электропередачи (ВЛ) напряжением 35-800 кВ переменного и постоянного тока, а также приемки в эксплуатацию вновь сооруженных ВЛ.

1.2. На основании данной Типовой инструкции по усмотрению руководства энергопредприятий могут быть составлены местные инструкции, учитывающие конкретные условия эксплуатации ВЛ и применяемые методы работ.

1.3. Настоящая Типовая инструкция предназначена для руководителей энергоуправлений (объединений), предприятий (районов, участков) электрических сетей, а также инженерно-технического персонала, электромонтеров, дежурного персонала и диспетчеров.

1.4. Термины, сокращения и определения, принятые в данной Типовой инструкции, приведены в табл. 1.1.

6.6.2 Устройство котлованов и фундаментов под опоры

6.6.2.1 Устройство котлованов под фундаменты следует выполнять согласно правилам производства работ, изложенным в СП 45.13330.

6.6.2.2 Котлованы под стойки опор следует разрабатывать механизированным способом, как правило, буровыми машинами. Разработку котлованов необходимо производить до проектной отметки.

6.6.2.3 Разработку котлованов в скальных, мерзлых, вечномерзлых грунтах допускается производить взрывами на "выброс" или "рыхление" в соответствии с требованиями, приведенными в [18].

При этом должна производиться недоработка котлованов до проектной отметки на 100-200 мм с последующей доработкой отбойными молотками,

6.6.2.4 Котлованы следует осушать откачиванием воды перед устройством фундаментов.

6.6.2.5 В зимнее время разработку котлованов, а также устройство в них фундаментов следует выполнять в предельно сжатые сроки, исключающие промерзание дна котлованов.

6.6.2.6 Сооружение фундаментов на вечномерзлых грунтах осуществляется с сохранением естественного мерзлого состояния грунта в соответствии с СП 45.13330.

6.6.2.7 Сборные железобетонные фундаменты и сваи должны отвечать требованиям СП 22.13330, СП 24.13330, СП 28.13330 и проекта типовых конструкций.

При монтаже сборных железобетонных фундаментов и погружении свай следует руководствоваться правилами производства работ, изложенными в СП 45.1330.

При устройстве монолитных железобетонных фундаментов следует руководствоваться СП 70.13330.

6.6.2.8 Сварные или болтовые соединения и стыки стоек с плитами фундаментов должны быть защищены от коррозии. Перед сваркой детали стыков должны быть очищены от ржавчины. Железобетонные фундаменты с толщиной защитного слоя бетона менее 30 мм, а также фундаменты, устанавливаемые в агрессивных грунтах, должны быть защищены гидроизоляцией.

Пикеты с агрессивной средой должны быть указаны в проекте.

6.6.2.9 Обратную засыпку котлованов грунтом надлежит выполнять непосредственно после устройства и выверки фундаментов. Грунт должен быть тщательно уплотнен путем послойного трамбования.

Шаблоны, используемые для устройства фундаментов, следует снимать после засыпки не менее чем на половину глубины котлованов.

Высота засыпки котлованов должна приниматься с учетом возможной осадки грунта. При устройстве обвалования фундаментов откос должен иметь крутизну не более 1:1,5 (отношение высоты откоса к основанию) в зависимости от вида грунта.

Грунт для обратной засыпки котлованов следует предохранять от промерзания.

6.6.2.10 Допуски при монтаже сборных железобетонных фундаментов даны в таблице 4.

То опор фундаментов вл

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО "ФСК ЕЭС"

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВЛ И ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА КОМПОНЕНТОВ ВЛ

Дата введения 2011-12-30

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", объекты стандартизации и общие положения при разработке и применении стандартов организаций Российской Федерации - ГОСТ Р 1.4-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения", общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации и изменений к ним - ГОСТ 1.5-2001, правила построения, изложения, оформления и обозначения национальных стандартов Российской Федерации, общие требования к их содержанию, а также правила оформления и изложения изменений к национальным стандартам Российской Федерации - ГОСТ Р 1.5-2004.

Сведения о стандарте

РАЗРАБОТАН: ОАО "НТЦ электроэнергетики".

ВНЕСЁН: Департаментом технологического развития и инноваций ОАО "ФСК ЕЭС".

УТВЕРЖДЁН И ВВЕДЁН В ДЕЙСТВИЕ: Приказом ОАО "ФСК ЕЭС" от 30.12.2011 N 817.

1 Область применения

Настоящий стандарт организации распространяется на воздушные линии электропередачи (ВЛ) напряжением 35 кВ и выше, находящихся в эксплуатационном обслуживании ОАО "ФСК ЕЭС", предназначен для оценки технического состояния и определения остаточного ресурса компонентов ВЛ (опоры с фундаментами, провода, грозозащитные тросы, изоляторы, линейная арматура) и содержит обязательные требования к организации работ и оформлению их результатов в рамках мероприятий по оценке технического состояния и остаточного ресурса ВЛ.

2 Нормативные ссылки

Настоящий стандарт учитывает основные требования следующих нормативных документов:

ГОСТ 8.207-76 Государственная система обеспечения единства измерений. Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений. Основные положения

ГОСТ 12.1.002-84 ССБТ Электрические поля промышленной частоты. Допустимые уровни напряженности и требования к проведению контроля на рабочих местах

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.009-76* Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Термины и определения

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 12.1.009-2009. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 839-80 Провода неизолированные для воздушных линий электропередачи. Технические условия (с Изменениями N 1, 2)

ГОСТ 3062-80 Канат одинарной свивки типа ЛК-О конструкции 1x7(1+6). Сортамент (с изменениями N 1, 2)

ГОСТ 3063-80 Канат одинарной свивки типа ТК конструкции 1x19(1+6+12). Сортамент (с изменениями N 1, 2)

ГОСТ 3064-80 Канат одинарной свивки типа ТК конструкции 1x37(1+6+12+18). Сортамент (с изменениями N 1, 2)

ГОСТ 6490-93 Изоляторы линейные подвесные тарельчатые. Общие технические условия

ГОСТ 20911-89 Техническая диагностика. Термины и определения

ГОСТ 22012-82 Радиопомехи индустриальные от линий электропередачи и электрических подстанций. Нормы и методы измерений (с Изменением N 1)

ГОСТ 27751-88* (СТ СЭВ 384-87) Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 54257-2010. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 28259-89 Производство ремонтных работ под напряжением в электроустановках. Основные требования

ГОСТ 28856-90 Изоляторы линейные подвесные стержневые полимерные. Общие технические условия

ГОСТ Р 51097-97 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от гирлянд изоляторов и линейной арматуры. Нормы и методы измерений

ГОСТ Р 51177-98 Арматура линейная. Общие технические условия

ГОСТ Р 51320-99 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные. Методы испытаний технических средств - источников индустриальных радиопомех

3 Термины и определения

3.1. вид технического состояния: Категория технического состояния, характеризуемая соответствием или несоответствием качества объекта определенным техническим требованиям, установленным технической документацией на этот объект

Примечание - Различают виды технического состояния: исправность и неисправность, работоспособность и неработоспособность

3.2. воздушная линия электропередачи (ВЛ): Устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изолирующих конструкций и арматуры к опорам, несущим конструкциям, кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.).

3.3. гасители вибрации: Защитная арматура для гашения вибрации провода и грозозащитного троса.

3.4. гирлянда изоляторов: Устройство, состоящее из одного или нескольких подвесных изоляторов (фарфоровых, стеклянных или полимерных) и линейной арматуры, подвижно соединенных между собой, подвергающееся воздействию растягивающей силы.

3.5. грозозащитный трос: Элемент ВЛ, предназначенный для защиты ВЛ от прямых ударов молнии. Трос заземляется или изолируется от тела опоры (земли) и, как правило, располагается над проводами фаз, полюсов.

3.6. изолятор подвесной полимерный: Изолятор, состоящий из стеклопластикового стержня, полимерной защитной оболочки, защищающей стержень, промежуточного слоя между ними, металлических оконцевателей и экранной арматуры, если она требуется по условиям работы изолятора.

3.7. исправное состояние (исправность): Состояние объекта, при котором он соответствуют всем требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.

3.8. контроль технического состояния: Проверка соответствия значений параметров объекта требованиям технической документации и определение на этой основе одного из заданных видов технического состояния в данный момент времени.

Примечание - Видами технического состояния являются, например, исправное, работоспособное, неисправное, неработоспособное и т.п. в зависимости от значений параметров в данный момент времени.

3.9. критерий предельного состояния: Признак или совокупность признаков предельного состояния объекта, установленные нормативно-технической и (или) конструкторской документацией.

3.10. линейная арматура: Совокупность крепежных, защитных и других изделий для ВЛ.

3.11. линейный изолятор: Изолятор, предназначенный для работы на ВЛ и электрических станциях.

3.12. надежность: Свойство объекта (системы) выполнять заданные функции в заданном объеме при определенных условиях функционирования.

3.13. наработка до отказа: наработка объекта от начала эксплуатации до возникновения первого отказа.

3.14. неисправное состояние (неисправность): Состояние объекта, при котором он не соответствуют хотя бы одному из требований нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.

3.15. неработоспособное состояние: Состояние объекта, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.

3.16. нормированная механическая разрушающая сила: Нормированное значение растягивающей силы, которую изолятор должен выдерживать без механических разрушений.

3.17. опора ВЛ: Конструкция, на которой подвешены провода и грозозащитные тросы ВЛ.

3.18. осмотр: Визуальное обследование электрооборудования, зданий и сооружений, электроустановок.

3.19. остаточный ресурс: Суммарная наработка объекта от момента контроля его технического состояния до перехода в предельное состояние.

3.20. отказ: Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта.

3.21. повреждение: Нарушение в работе или неисправность механизма или устройства, не влияющее на выполнение их основных функций.

3.22. подвесной изолятор: Линейный изолятор, предназначенный для подвижного крепления токоведущих элементов к несущим конструкциям или объектам.

3.23. поток отказов: Число отказов на 100 км линии в год.

3.24. предельное состояние: Состояние ВЛ или элементов ВЛ, при котором их дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

3.25. провод: Элемент ВЛ, предназначенный для передачи электрического тока.

3.26. работоспособное состояние: Состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.

3.27. ресурс: Наработка оборудования от начала его эксплуатации или ее возобновления после ремонта до перехода в состояние, при котором дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна.

3.28. срок службы: Календарная продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации объекта или ее возобновления после ремонта до его перехода в предельное состояние.

3.29. трасса ВЛ: Полоса земли, на которой сооружена ВЛ.

3.30. устройства диагностики: Приборы и аппараты, предназначенные для определения значений технических характеристик аппаратов электроустановок и/или их компонентов.

3.31. фаза ВЛ: Один или несколько проводов или один из выводов многофазной системы переменного тока. ВЛ могут выполняться с одним или несколькими проводами в фазе, во втором случае фаза называется расщепленной.

3.32. фундамент опоры: Конструкция, заделанная в грунт или укладываемая непосредственно на грунт без заглубления и передающая на него нагрузки от опоры, изоляторов, проводов и внешних воздействий (гололёд, ветер)

3.33. эксплуатационные испытания: Испытания объекта, проводимые при эксплуатации.

3.34. эксплуатация: Стадия жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество.

Примечание - эксплуатация изделия включает в себя в общем случае использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт.

4 Общие положения

4.1 При техническом обслуживании ВЛ в соответствии с [5] эксплуатационным персоналом с определенной периодичностью выполняются обследования ВЛ - осмотры, профилактические проверки, измерения, работы по предохранению элементов ВЛ от преждевременного износа путем устранения повреждений и неисправностей, выявленных при осмотрах, проверках и измерениях.

Поскольку в энергосистемах ОАО "ФСК ЕЭС" более 40% ВЛ эксплуатируется 25 лет и более, актуальными становятся вопросы о проведении работ по техническому перевооружению, реконструкции и модернизации ВЛ. В этом случае информация, предоставляемая в ведомостях неисправности при техническом обслуживании ВЛ, оказывается недостаточной, и приходится выполнять более детальные (инструментальные) обследования ВЛ.

На основе проведенных обследований проводится оценка технического состояния ВЛ и определяется остаточный ресурс компонентов ВЛ для планирования необходимых восстановительных работ или принятия решения по экономической целесообразности реконструкции или технического перевооружения ВЛ.

Определение остаточного ресурса компонентов ВЛ должно производиться на основе построения математических моделей их прочности, учитывающих темпы старения этих компонентов за предшествующий период эксплуатации ВЛ.

4.2 Темпы старения компонентов ВЛ должны быть определены на основе обследования этих компонентов, оценки технического состояния, определения величины износа от начала эксплуатации до момента проведения обследований.

4.3 Оценка технического состояния ВЛ при проведении обследований, должна обеспечивать получение достаточно точных и надежных данных, пригодных для анализа фактической остаточной прочности основной массы компонентов ВЛ.

4.4 Оценка технического состояния ВЛ должна проводиться с учетом анализа данных технологических нарушений ВЛ и их компонентов (по Актам технологических нарушений).

4.5 Методы и средства, используемые при оценке технического состояния ВЛ должны обладать достаточной точностью и информативностью. Для надежной оценки потерь прочности элемента ВЛ в период длительной эксплуатации целесообразно обследование проводить двумя (или более) методами, основанными на разных принципах.

4.6 Прогнозирование остаточного ресурса компонентов ВЛ возможно на основе следующих методов:

- математического моделирования опор ВЛ, проводов и грозозащитных тросов;

Читайте также: