Тиманский кряж это поднятие фундамента

Обновлено: 13.05.2024

«ТИМАНСКИЙ КРЯЖ ТОМ 2 Литология и стратиграфия, геофизическая характеристика Земной коры, тектоника, минерально-сырьевые . »

М.М. Тетяев рассматривал Тиман как сложный комплекс крупных складок северо-северозападного простирания, затухающих к юго-западу. Складки Тимана ориентированы субпараллельно Уралу и едины с ним в тектоническом отношении. Пространство между Тиманом и Уралом представляет собой структуры, аналогичные последним, но погребенные под платформенным осадочным чехлом и лишь отдельными складками выступающие на дневную поверхность (например гряда Чернышева).

А.Я. Кремс на II геологической конференции Коми АССР в своем докладе о природе и происхождении Южного Тимана отмечал, что в качестве заключительной фазы, окончательно сформировавшей древний Тиман, следует считать байкальскую. Отлагавшиеся до этого в Тиманской геосинклинали осадки вовлекались в более слабые фазы складкообразования. Становление современного Тимана А.Я. Кремс связывал с интенсивным складкообразованием самого конца пермского периода (пфальцская фаза), причем складчатые движения передавались из Уральской геосинклинали. Приведенные выводы, по мнению А.Я. Кремса, служат основанием для опровержения взглядов Н.С. Шатского и П.Е. Оффмана, которые отрицают участие тангенциальных сил в формировании Тимана и объясняют морфологию его дислокаций исключительно неравномерными движениями сланцевого фундамента, в результате которых образовалась мозаика ступенчатых и коробчатых форм.

Позднее А.Я. Кремс (1958) отмечал, что Тимано-Печорская геосинклиналь в рифее пережила мощную складчатость, превратилась в молодую платформу, которая спаялась с дорифейской Восточно-Европейской платформой.

Е.И. Люткевич (1940, 1948, 1957) дал тектоническую характеристику ТиманоУральского сочленения. При этом Тиман он считал валом, т.е. структурой Русской плиты, а тиманское направление дислокаций наиболее древним, соответствующим салаирской фазе каледонского тектогенеза. Уральские же направления он относил к эррийской фазе. Простирание отложений, начиная с девонских, по мнению Е.М. Люткевича, подчинено простиранию нижнепалеозойских пород: на Тимане они северо-западные, а на Полюдовом кряже – меридиональные. Формирование тиманского направления в герцинском тектогенезе обусловлено наличием глыбовых выступов в районе сочленения Тимана с Уралом; горсты и грабены образованы в конце каледонского тектогенеза в результате дробления жесткого сооружения в салаирскую фазу, никакой виргации складок, ни ветви герцинской складчатости, отходящей от Урала к Тиману, не существует ни в районе Полюдова кряжа, ни в окрестностях с. Ксенофонтово – ближайших точках двух различных направлений складчатости. Только формирование окаймляющей складчатости вокруг жестких каледонских сооружений было причиной различного простирания Тимана и Урала. Колебания глыб фундамента Предуральского прогиба и древних сооружений Тимана и Урала создали в Прикамье ряд антиклинальных структур конца герцинского тектогенеза: Ижевскую, Полазненскую и др. Резкая приподнятость в современном рельефе глыбовых блоков (Полюд, Ксенофонтово и др.) является результатом альпийского тектогенеза.

Точке зрения Е.И. Люткевича были близки представления О.А. Солнцева (1959), который в каледонском геосинклинальном цикле на Тимане выделяет две самостоятельные фазы: Четласскую и Тиманскую. В последнюю была сформирована основная складчатая структура Тимана. Основные контуры современной структуры были созданы дизъюнктивными дислокациями в заключительную (досилурийскую) косьюскую фазу тектогенеза.

В 1953 году вышла большая сводная работа «Производительные силы Коми АССР».

В первом томе, посвященном геологическому строению, А.А. Черновым подробно охарактеризована тектоника Тимана и прилежащей к нему части Русской плиты. В.А. Варсанофьева описала тектоническое строение западного склона Приполярного Урала и Печорской синеклизы. Она подчеркнула, что фундаментом всего Тимано-Уральского региона являются протерозойские складчатые сооружения.

Тектоническое строение

Таким образом, к концу 50-х годов многие исследователи полагали, что Тиман и Печорская синеклиза прошли полную геосинклинальную стадию развития в протерозое. После инверсии и заключительной складчатости территория бывшей геосинклинали спаялась с более древней эпикарельской частью Восточно-Европейской платформы, нарастив ее внешний северо-восточный край. В последующем на этот край были наложены палеозойские складчатые структуры Пай-Хоя и Урала.

В тесной связи с признанием или отрицанием древнего массива в районе Большеземельской тундры развиваются представления о соотношениях уральских и пай-хойских дислокаций. А.В. Хабаков (1945) прослеживает меридиональные и северо-восточные структуры Полярного Урала под мезо-кайнозойскими образованиями о-ва Ямала и Байдарацкой губы.

Структуры Пай-Хоя, по его мнению, представляют ответвление Урала, отделенное тектоническим швом. При этом А.В. Хабаков допускает более молодой возраст Пай-Хоя по отношению к Уралу.

О.Л. Эйнор (1945, 1946) выделяет Урал и Пай-Хой в самостоятельные структурные единицы, разделенные Карским надвигом.

Позже Н.П. Херасков (1963, 1967) подтверждает одновозрастность Урала и Пай-Хоя, подчеркивает специфические особенности строения зоны их сочленения, выделив здесь поперечные поднятия, ограниченные глубинными разломами. Н.П. Херасков, развивая идеи Н.С. Шатского, указывал, что в позднем докембрии Тимано-Пай-Хойская система вместе с Уралом являлась единой складчатой системой. Герцинская геосинклиналь Урала с меньшими размерами развивалась по краю Восточно-Европейского кратона и герцинский тектогенез выразился в окончательном формировании структур Тимана, Печорской гряды и Пай-Хоя.

Гряды Чернышева и Чернова имеют как бы промежуточный характер между платформой и складчатой областью.

Принципиально иные взгляды на тектонику Тимана, Печорской синеклизы и Урала высказал и последовательно проводил во всех своих работах П.Е Оффман (1945, 1946, 1949, 1961 и др.). Не признавая как таковой вообще теории геосинклинального развития земной коры, он считал Тиман в позднем протерозое и палеозое типичным платформенным сооружением. По П.Е. Оффману метаморфические сланцы фундамента, как и породы платформенного чехла, лежат почти горизонтально, они осложнены лишь флексурными перегибами и разрывными нарушениями вдоль опускающихся разновысоких блоков. Сам Тиман представляется П.Е. Оффману межплитной дислокацией на стыке Московской и Печорской синеклиз и отличается спокойным (платформенным) залеганием слоев. Основными элементами структуры Тимана являются плоские участки земной коры, иначе ступени, расположенные на разных уровнях по отношению друг к другу и вытянутые в северо-западном направлении.

На восточном склоне Тимана (широта Печорской Пижмы) в палеозое выделяются четыре ступени, последовательно спускающиеся к Печорской синеклизе, которая, в свою очередь, есть сочленение ступеней. На западном склоне Тимана выделяется одна ступень. В пределах ступеней слои лежат очень полого, однако они осложняются различного рода вторичными, более мелкими дислокациями. Ступени отделяются друг от друга узкими зонами сильно нарушенных пород. В пределах этих зон – сочленений ступеней слои образуют флексурообразный изгиб или ряд флексур, ступенчато расположенных по отношению друг к другу, а иногда и более сложные нарушения. Залежи основных изверженных пород пространственно и генетически связаны с тектоническими швами, разделяющими относительно слабо нарушенные ступени. Швы представляют собой глубокие трещины, секущие докембрийский фундамент и песчаники живетского времени. В конце среднего и начале верхнего девона по этим трещинам поднялась основная магма, образовав вертикальные дайки и небольшие покровы. Излияния происходили в наземных условиях и сопровождались выбросом пирокластического материала – пепла, песка и вулканических бомб. Внедрение диабазов по разломам связано с тем, что Московская и Печорская синеклизы неравномерно опускались, что и вызвало формирование ступеней и излияние основной магмы. В своих более поздних работах П.Е. Оффман и Урал в целом считал аналогичной дислокацией земной коры на сты

Калининой и Э.Э. Фотиади (1959).

В работах В.С. Журавлева и Р.А. Гафарова (1959) представления Н.С. Шатского получили дальнейшее развитие. На схеме тектоники ТПП выделена обширная область байкальской складчатости, дифференцированная на мио- и эвгеосинклинальные зоны. Несколько позже Р.А. Гафаров (1961, 1963) выделил контуры зон архейской и карельской складчатостей на севере Восточно-Европейской платформы и, в частности, показал, что полоса карельской складчатости Кольского о-ва продолжается на северо-восток, параллельно байкальской складчатости Тимана, до смыкания с Уралом. На основе разработанной методики интерпре

В 1968 - 69 годах в Ухтинском геофизическом тресте под руководством В.В. Мартынова были проведены работы по трансформации гравитационного и магнитного полей с целью построения схемы глубинного строения Южного и Среднего Тимана и прилегающих территорий. Трансформации были выполнены в двухмерном варианте по профилям широтного простирания. Пересчитанное таким образом в верхнее полупространство магнитное поле оказалось в значительной степени отягчено ошибками. Появилась масса локальных аномалий, вытянутых вдоль профилей. Авторы ошибочно придали этим аномалиям геологический смысл, связав их появление с "просвечиванием" широтной складчатости в дорифейском структурном комплексе.

В 1970 году К.А. Кривцовым была построена карта поверхности фундамента по данным гравиметрических съемок масштаба 1:200000, 1:100000, 1:50000 с использованием, в качестве опорных, профилей КМПВ. Карта строилась на основе исключения влияния осадочной толщи из значений поля силы тяжести. Недостаток данных КМПВ не позволил уверенно определять плотность пород фундамента, близкую к реальной, и поэтому для отдельных районов ТПП были получены значительные ошибки в определении глубин. Кроме того, отсутствие данных ГСЗ не позволило надежно привязать и скоррелировать плотностные разделы внутри фундамента. Соединив разные плотностные границы, К.А. Кривцов отождествил полученную поверхность с кровлей предполагаемого кристаллического (карельского) фундамента.

Итогом многолетних исследований в Тимано-Уральском регионе стала монография А.К. Запольнова (1971). На основе расчетов по данным аэромагнитной съемки, гравиметрических работ, результатов МТП - МТЗ, немногочисленных данных КМПВ и глубоких скважин, а также геологических сведений об общей мощности осадочной толщи А.К.

Запольновым составлена структурная карта поверхности байкальского фундамента и проведено районирование платформенного чехла. На основе анализа геолого- геофизических материалов рассмотрена внутренняя структура складчатого фундамента севера Печорской синеклизы и Предуральского прогиба. Выделены области карельской и байкальской склад

Н.Г. Берлянд и др. (1980) на основе сопоставления аномалий магнитного поля с полями внутренних районов Русской плиты считают возраст фундамента Большеземельской части ТПП архейско-протерозойским. По результатам кластерного анализа Большеземельская аномалия Та оказалась близкой к аномалиям, создаваемым архейско-протерозойскими толщами и существенно отличной от аномалий, обусловленных байкалидами. Установлено и несоответствие рельефов рифейского и выделенного по магнитометрическим данным выступа архейско-протерозойского (?) фундамента. Это несоответствие объясняется авторами интенсивными тектоническими движениями и перестройкой структурного плана в конце рифея и в палеозое. Сравнивая Большеземельскую аномалию с северной Украинской кольцевой аномалией магнитного поля, приуроченной к открытой части Украинского щита, авторы подчеркивают, что Большеземельский выступ кристаллического фундамента также имеет кольцевую структуру, представленную системой "кольцевых валов", сложенных древними архейско-протерозойскими комплексами и внутренних "кольцевых трогов", заполненных более молодыми нижнепротерозойскими образованиями. Таким образом, сделан вывод о том, что по физическим свойствам слагающих толщ фундамент Большеземельской области резко отличается не только от рифея Тимана и Ижма-Печорской впадины (сланцевых толщ миогеосинклинального облика), но и от эвгеосинклинальных вулканогенно-осадочных рифейских образований Центрально-Уральского антиклинория и Пай-Хоя. Следовательно, заключают авторы, район Большеземельской тундры представляет собой северо-восточную окраину Восточно-Европейской платформы с архейско-протерозойским кристаллическим фундаментом и нет оснований для выделения в пределах Печорской синеклизы эвгеосинклинальной зоны байкалид.

Непрерывно на протяжении многих лет отстаивал существование байкальского фундамента в пределах ТПП и прилегающих районов Р.А. Гафаров (1980). На "Схеме тектонического районирования фундамента Тимано-Печорской плиты" выделена область распространения карельского фундамента под миогеосинклинальными толщами рифея вплоть до Печорского глубинного разлома на северо-востоке, определившего северовосточную границу карельского основания Восточно-Европейской платформы. В ПечорскоБольшеземельской эвгеосинклинальной системе байкалид выделены дорифейские массивы, испытавшие интенсивную переработку в процессе байкальской складчатости. Подчеркнута важнейшая роль глубоких и глубинных разломов в ограничении и развитии складчатых зон фундамента и структур платформенного чехла. Крупнейшие Предтиманский, Печорский тектонические швы и другие разломы в значительной мере определили общие черты тектоники территории.

Появляется ряд карт и схем размещения разломов как для территории СССР, так и отдельных областей, в частности, территории Европейского Северо-Востока. В 1977 году была составлена "Схема зон глубинных разломов территории СССР (по геофизическим данным)";

в 1978 году - "Карта разломов территории СССР и сопредельных стран", в которой макет на территории Тимана, Печорской синеклизы и Предуральского прогиба выполнен коллективом авторов (В.А. Дедеев, В.А. Козицкий, А.Г. Кондиайн, Б.И. Подбелов, Е.А. Подбелова, С.И.

Стрельников, Н.В. Шаблинская)».

В 1986 году выходит монография Н.А. Малышева "Разломы Европейского СевероВостока СССР в связи с нефтегазоносностью". В этой работе автор впервые всесторонне охарактеризовал разломы фундамента и осадочного чехла Тимана, Печорской синеклизы и Предуральского прогиба. Н.А. Малышевым рассмотрены закономерности развития дизъюнктивной тектоники во времени и пространстве, приведены результаты изучения роли разломов в становлении современного структурного плана.

С 80х годов и до настоящего времени основные объемы поисково-разведочных работ были сосредоточены в северных и северо-восточных районах провинции. Благодаря регио

мов); 10 – предполагаемые подземные гряды сланцевого фундамента Рис. 70. Схема тектонического строения Тимано-Печорской провинции (М.В. Касьянов, 1955 г.)

Условные обозначения:

1 – Русская (докаледонская) платформа; 2 – область протерозойской геосинклинали, ставшей платформой после каледонского тектогенеза; 3 – Тиманский кряж; 4 – Ижма-Печорская мезозойская впадина; 5 – зона западных печорских гравиметрических максимумов ИжмаПечорской впадины; 6 – Большеземельская девонская впадина; 7 – Печорская гряда;

8 – передовая область Урала; 9 – центральная складчатая область Урала;

10 – локальные поднятия; 11 – Соликамская депрессия; 12 – граница докаледонской платформы; 13 – пермский Предуральский прогиб; 14 – граница послекалендонской платформы;

15 – метаморфические сланцы; 16 – границы герцинской парагеосинклинали Рис. 71. Схема минимальных глубин до магнитных масс и основных элементов тектоники кристаллического фундамента Тимано-Печорской области (Р.А. Гафаров, 1955 г.)

Условные обозначения:

1 – область древней Русской платформы (Мезенско-Вычегодская зона); 2 – Печоро-Усинская (Большеземельская) плита; 3 – Тиманская протерозйская геосинклиналь; 4 – Притиманский краевой прогиб; 5 – Уральская складчатая система; 6 – Предуральский краевой прогиб;

7 – зона Припечорского структурного уступа; 8 – выходы метаморфических сланцев на Тимане; 9 – граница Тимана по отложениям верхнего карбона;

10 – границы основных регионов; 11 – региональные разломы;

12 – изолинии минимальных глубин домагнитных масс (в км)

Тектоническое строение

Рис. 72. Схема тектонического строения северо-востока Европейской части СССР (по геологическим и геофизическим данным, О.А. Калинина, Э.Э. Фотиади, 1957 г.)

Условные обозначения:

1 – схематическая граница Тимана, Урала и Пай-Хоя (снята с геологической карты 1940 г.);

2 – выступы метаморфических сланцев (свита «М»); 3 – массивы ультраосновных пород на Урале и основные породы на Тимане и Пай-Хое; 4 – разломы и другие тектонические контакты; 5 – упрощенные контуры крупных структурных элементов в областях развития осадочного покрова по геологическим данным; 6 – упрощенные контуры структурных элементов в областях развития осадочного покрова по геофизическим данным (в том числе по расчетам магнитных аномалий); 7 – обобщенные контуры некоторых магнитных максимумов; 8 – антиклинальные структуры с обнажением в ядрах пород карбона и более древних отложений; 9 – закрытые локальные антиклинальные структуры, подтвержденные бурением;

10 – закрытые локальные антиклинальные структуры, намеченные по геофизическим исследованиям; 11 – зона предполагаемого ограничения гранитогнейсового и сланцевого комплексов складчатого фундамента. Римскими цифрами обозначены крупные структурные элементы по следующим районам: внутренние районы Русской платформы: I – КулойПинежский выступ, II – Сысольско (а) – Верхнекамский (б) выступ, III – Яренская впадина;

Тимано-Печорская область: IV – Тиман, Vа-б – Западно-Тиманская краевая впадина (Vа – Вымско-Вычегодский прогиб, Vб – Верхнемезенско-Вычегодская впадина), VI – Большепорожская-Джежимпармская погребенная гряда, Vа – Ксенофонтово-Колвинский вал, VII – Печорская впадина, VIII – Усть-Ижемское поднятие, IX – Малоземельский выступ, Х – Печорская гряда (зона предполагаемых глубинных разломов), XI – Припечорский уступ (зона предполагаемых глубинных разломов), XII – Илычско-Печорский проедгорный прогиб;

Похожие работы:

«ГОСТ Р 54580-2011. Воздушный транспорт. Требования и процедуры по контролю массы воздушного судна в процессе технической эксплуатации. Основные положения GOST R 54580-2011. Air transport. Requirements and procedures for measuring mass of the aircraft in the operational process. Main principles НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ National standard for air transport of Russian Federation ОКС 03.220.50* * В ИУС 4-2012 ГОСТ Р 54580-2011 приводится с ОКС 19.100. »

«Таким образом, основываясь на фундаментальных и прикладных исследованиях, НПП призвано находить пути их реализации и применения. Основными направлениями стратегии НИОКР НПП являются:проведение ОКР на основе существующих продуктов (модернизация) с целью продления жизненного цикла продукта, расширении его модельного ряда, рынков сбыта и т.д;разработка нового продукта;разработка принципиально новых технологических процессов с целью снижения издержек, улучшения качества, и, как следствие. »

«Уроки внедрения Интернет-банкинга в Украине 25-26 октября 2011, Андрей Байдак План презентации Немного об опыте компании Проекты, реализованные в Украине, достижения SOA или распределенная среда Уровни доступа Режим работы Что использовать для авторизации? Способы интеграции решения Сроки внедрения системы ИБ Тренды: mobile banking / native applications Управление проектом, проектная группа Безопасность, установка обновлений Заключение Спасибо за внимание! Вопросы и Ответы Контакты Немного об. »

«Вестник МГТУ, том 9, №2, 2006 г. стр.187-190 Применение методов планирования активного эксперимента для идентификации судового комплекса В.С. Солодов1, Ю.И. Юдин2 Политехнический факультет МГТУ, кафедра автоматики и вычислительной техники Судоводительский факультет МА МГТУ, кафедра судовождения Аннотация. В статье рассмотрены статистические методы идентификации судового комплекса (СК) как объекта управления. Дана сравнительная характеристика активного и пассивного экспериментов при построении. »

«ИНФОРМАЦИОННО ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Компьютерные классы и комплексы Описание компьютерного класса или Установлен Использование Год № комплекса (количество, спецификации (кабинет информатики, (предметы) установки серверов, рабочих станций) учебные кабинеты, администрация и пр.) Компьютерный класс на 5 рабочих мест Кабинет информатики Информатика и ИКТ 2011 учеников: Intel(R) Core(TM) 2 Duo CPU E4500 @ 2.20GHz 2.20ГГц, 1.00 ГБ ОЗУ Рабочее место учителя. »

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСТ Р СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ (РАВИС) Контрольный радиоприемник. Общие технические требования Настоящий проект стандарта не подлежит применению до его утверждения Москва ГОСТ Р (Проект, редакция 1) Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от декабря 2002 г. № 184-Ф3 «О техническом регулировании», а. »

«ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СПВ» СТАНДАРТ СТО 18319587.003-2013 ОРГАНИЗАЦИИ ООО «СПВ» УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор ООО «СПВ» _ Р.А. Хабибуллин ПОКРЫТИЕ АНТИКОРРОЗИОННОУПРОЧНЯЮЩЕЕ «RUST GRIP» Технические условия Москва СТО 18319587.003-2013 Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «СПВ» 2 ВНЕСЕН Обществом с ограниченной ответственностью «СПВ» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «СПВ» №. »

«Иркутский государственный технический университет Научно-техническая библиотека БЮЛЛЕТЕНЬ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ Новые статьи по естественным и техническим наукам 1 июня 2013 г. – 30 июня 2013 г. Архитектура 1) Кожевников, Александр Михайлович (Кафедра архитектуры сельских населенных мест, Московский архитектурный институт (Государственная академия); ООО Фирма ГИПРОКОН Л-Д; Союз московских архитекторов) О технике архитектурного эскизирования в макете или модели / А. М. Кожевников // . »

«НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА № 178 УДК 629.735.017.083 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ А.А. ИЦКОВИЧ, Ю.М. ЧИНЮЧИН, Н.Н. СМИРНОВ, И.А. ФАЙНБУРГ На основе обобщения опыта создания Центров технического обслуживания и ремонта авиационной техники выявлено состояние и рассмотрены тенденции развития на основе требований нормативных документов. Ключевые слова: авиационная техника, центры технического обслуживания и ремонта, опыт создания. »

«НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Пахомова У. А., Кожушкова Н.В. ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Магнитогорск, Россия SOME PECULIARITIES OF ELECTRONIC CIRCULATION OF DOCUMENTS OF FOREIGN COUNTRIES Pakhomova U. A., Kozhushkova N.V. Nosov Magnitogorsk State Technical University Magnitogorsk, Russia При организации рациональной системы документационного обеспечения в качестве объекта исследования можно. »

«ЭВМ Третьего поколения В 1959 были изобретены интегральные микросхемы (чипы), в которых все электронные компоненты вместе с проводниками помещались внутри кремниевой пластинки. Джек Килби из Texas Instruments и Роберт Нойс из Fairchild Semiconductor независимо друг от друга изобретают интегральную схему. В 2000 году Нобелевская премия: Половину премии получил 77-летний Джек Килби — непосредственный создатель микрочипов, а вторую половину разделили директор Физико-технического института им. »

«Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук О.Л. Лаврик АКАДЕМИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ Новосибирск 2003 УДК 027.021 ББК 78.34(2) Л135 Лаврик О.Л. Академическая библиотека в современной информационной среде = Academic Library in the Electronic Environment. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2003. 251 с. ISBN 5-94560-051-2 В монографии рассматриваются состояние и тенденции развития академической библиотеки в. »

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Для тех, кому еще не знакомо это чудо природы под названием «тиманский кряж», охарактеризуем его словами Валерия Брюсова: «Эти страны неизвестные открывали дали сказкам…». В России, вообще, таких восхитительных чудесных мест видимо-невидимо. Вот и эта возвышенность близ Баренцева моря… эти древние горы можно найти на карте Герритса 1611-го года.
Спросите любого из местных, и вы услышите непременно, что места красивее и изумительнее, чем Тиманский кряж, нет нигде на земле. Не найти больше таких фантастических каньонов, великолепных водопадов и рек, причудливых рельефных форм.
Для тех, кому посчастливилось своими глазами увидеть эти места, они остались в памяти ярчайшим впечатлением, а выражения Северный Тиман, Тиманская тундра, Каменный город, Каньон Большие ворота, Тимано-печорская нефтегазоносная провинция, река Белая – наполнились глубоким смыслом.
Но большинству о них известно лишь понаслышке.


История с географией

Тиманский кряж протянулся более чем на девятьсот километров и территориально расположен в южных районах Республики Коми и Ненецком автономном округе, который входит в состав Архангельской области.
В целом кряж представляет из себя пологую возвышенность, раскинувшуюся западнее р.Печоры аж до Канина полуострова, малоземельскую тундру с отдельными, не слишком высокими, сопками.
Когда-то здесь возвышались горы Северного Тимана. Их совсем не щадило время. Вода, лед и ветер тысячелетиями делали все, чтобы на земле не осталось от них и следа. А они устояли. И до наших дней дошли как хребты Тиманского кряжа:

  • Косминский;
  • Тиманский;
  • Чайцинкий;
  • Хайминский Камни;
  • Каменноугольная гряда

что берут начало своё на Тиманском кряже.
Миллионы лет формировался этот рельеф. И в результате мы имеем каньоны, проложенные местными реками, пороги и водопады, в них образовавшиеся.
Геологическая структура в этом районе многослойна. Тут и известняки с песчаниками, базальты и конгломераты, а слои расположены настолько сложно, что каждый из них вскрывает практически каждая река на своем пути, чтобы современники наши могли видеть их по берегам необычайной красоты скал.
Тиманским кряжем подарено так много исключительных мест, любоваться которыми можно безгранично. Взять, к примеру, «Большие ворота» – каньон, что расположился по среднему течению Белой. Его береговые обрывы в высоту достигают 80-90 метров, а повсюду в их базальтах включения то агатов, а то иных полудрагоценных металлов. В обрывах этих хорошо видны и осадки бывшего в этих местах когда-то девонского моря в виде останков морских обитателей, отпечатков и обугленных остатков растений.
Или «Каменный город» – природный памятник, что по течению реки чуть повыше «Больших ворот». Как причудливы фигуры останцев. Осталось только дать волю воображению, и бесформенные булыжники превращаются в удивительные статуи, вазы, арки, фигуры животных и людей.
А какой здесь разнообразный растительный мир. Это и реальная дремучая тайга вдоль отдельных рек, и настоящие заросли ивняка и карликовой березы. Тут даже имеется особый вид берез – Тиманская, низкорослая, не более двух метров, разветвляющаяся у основания на многочисленные искривленные стволы. Переплетенные друг с другом, они образуют практически непроходимые заросли. Так что, часто единственную возможность в этот район поглубже проникнуть оставляют реки.
В этих краях просто отменная рыбалка. Чем выше по реке, тем рыбы все больше. И вся она непуганая, сама на крючок запрыгивает и человека не боится. Хариуса особенно много. Но щуки с язями тоже не редкость, а также семга, форель, арктический голец и морская кумжа. Но эти, в основном, проходные, как и горбуша, что косяками идет на нерест. Ловят их чаще всего в верховьях рек и ручьев.
Не редкость встретить здесь пасущиеся стада оленей. А из дикого зверя, встретить можно лося, ондатру и россомаху, и чуть ли не в реке – бобров. Хватает и дичи.
Так что охотникам и рыбакам здесь раздолье. Только вот с дорогами напряженно. Часто на верховье и на моторной ложке не добраться. Вертолет и самолет? Это уж как повезет. Где-то накладно, а где-то и мест может не хватать, всего от восьми до десяти человек берет на борт «Аннушка». К тому же погранзона, это означает, что без пропуска вы сюда не попадете.


Богатства Северного Тимана

Можно сказать, что в России, на всем ее Европейском Севере, богаче района не сыскать. Каких только месторождений здесь нет:
Алмазы россыпные, даже получше якутских, но и кимберлитовые трубки меньше. Каждый день вывозят руду из карьера, не сотнями даже – тысячами тонн. Если взять руды миллион тонн, включается в них алмазов около ста килограммов. Между прочим, чтобы взвесить алмазные крупицы, используются весы, деления у которых в доли карата.
Агаты. Тиманские – самых разных оттенков: чисто белые, и в смеси с голубым и серым цветами, а то и вовсе серо-голубые, или с включениями других пород полудрагоценных камней: горного хрусталя или аметиста, кальцита или цитрина. И все они, такие разные – агаты Тимана, немного туманные и холодные.
Аместисты, иногда нарастающие на агатовой основе.
А еще есть титановые россыпи, месторождения тяжелой нефти, залежи гипса и фосфатов. В недрах Тиманского кряжа найдутся и другие ископаемые. Богатства его неисчерпаемы.



Легенды Тиманского кряжа

Город Ухта

В окружении сопок Тиманского кряжа много лет назад в долине р.Ухта вырос город. В России таких «нефтяных» городов немало: новейшая архитектура, довольно высокие цены в местных магазинах, развитая инфраструктура и прибранность.
Разные легенды объясняют появление городища в таком глухом и труднодоступном месте. По одной из них, древнейшей, в разгар лета вождь одного северного народа плыл по реке в поисках места для нового поселения. Несколько дней пути его сопровождали лишь заросли да болота. И уже отчаянье заставляло путников повернуть назад, но неожиданно река начала сужаться, и открылся сказочный закат солнца на лилово-розовом небе. А первой восклицание, которое вырвалось у вождя, было: «Ух ты!».
Здесь основали поселение и вопроса, как назвать его, не возникало. Сегодня на этом месте современный город нефтяников.

Тиманский кряж

Тиманский кряж (Россия)

В Тиманском кряже выделяют северную, среднюю и южную части.

Открытие

Ссылки

  • Горные хребты по алфавиту
  • Горные хребты Архангельской области
  • Возвышенности России
  • Горные хребты Коми

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Тиманский кряж" в других словарях:

ТИМАНСКИЙ КРЯЖ — возвышенность на северо востоке Восточно Европейской равнины, между Чешской губой Баренцева м. и западными отрогами Урала. Длина ок. 900 км, высота до 471 м. Тундры, болота, на юге леса. Месторождения нефти и газа (Усинское, Вуктыльское и др.) … Большой Энциклопедический словарь

Тиманский кряж — Sp Timãno kalvãgūbris Ap Тиманский кряж/Timanskiy Kryazh L RF Archangelsko sr. ir Komijoje … Pasaulio vietovardžiai. Internetinė duomenų bazė

КРЯЖ (возвышенность) — КРЯЖ, линейно вытянутая холмистая возвышенность (см. ВОЗВЫШЕННОСТЬ) без резких очертаний гребня и вершин (Донецкий кряж (см. ДОНЕЦКИЙ КРЯЖ), Тиманский кряж (см. ТИМАНСКИЙ КРЯЖ) ) … Энциклопедический словарь

Тиманский кряж

Тиманский кряж (Россия)

В Тиманском кряже выделяют северную, среднюю и южную части.

Открытие

Ссылки

  • Горные хребты по алфавиту
  • Горные хребты Архангельской области
  • Возвышенности России
  • Горные хребты Коми

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Тиманский кряж" в других словарях:

ТИМАНСКИЙ КРЯЖ — возвышенность на северо востоке Восточно Европейской равнины, между Чешской губой Баренцева м. и западными отрогами Урала. Длина ок. 900 км, высота до 471 м. Тундры, болота, на юге леса. Месторождения нефти и газа (Усинское, Вуктыльское и др.) … Большой Энциклопедический словарь

Тиманский кряж — Sp Timãno kalvãgūbris Ap Тиманский кряж/Timanskiy Kryazh L RF Archangelsko sr. ir Komijoje … Pasaulio vietovardžiai. Internetinė duomenų bazė

КРЯЖ (возвышенность) — КРЯЖ, линейно вытянутая холмистая возвышенность (см. ВОЗВЫШЕННОСТЬ) без резких очертаний гребня и вершин (Донецкий кряж (см. ДОНЕЦКИЙ КРЯЖ), Тиманский кряж (см. ТИМАНСКИЙ КРЯЖ) ) … Энциклопедический словарь

Тиманский кряж

Словарь современных географических названий. — Екатеринбург: У-Фактория . Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова . 2006 .

Тима́нский кряж возвышенность на северо-востоке Русской равнины (Респ. Коми и Архангельская обл.). Протяжённость (с С.-З на Ю.-В.) 900 км. Проходит от Чёшской губы Баренцева моря до места стыка Северных Увалов с Уральскими горами. Подразделяется на несколько гряд (Косьвинский Камень, Тиманский Камень и др.), наиболее высокая (до 471 м) – Четласский Камень. В осевой части выходят складчатые структуры байкальского возраста, сложенные преимущественно кристаллическими породами. Краевые части слагают пласты осадочных пород палеозоя и мезозоя. Крупные месторождения нефти и природного газа, есть поделочные агаты, россыпи титановых минералов. Ср. выс. 250–350 м, наиболее расчленена сев. часть, южная имеет платообразный характер, где отдельные возвышенности называются пармами. На С. тундра и лесотундра, центр. и юж. части – в пределах тайги.

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .

Смотреть что такое "Тиманский кряж" в других словарях:

ТИМАНСКИЙ КРЯЖ — возвышенность на северо востоке Восточно Европейской равнины, между Чешской губой Баренцева м. и западными отрогами Урала. Длина ок. 900 км, высота до 471 м. Тундры, болота, на юге леса. Месторождения нефти и газа (Усинское, Вуктыльское и др.) … Большой Энциклопедический словарь

Тиманский кряж — Sp Timãno kalvãgūbris Ap Тиманский кряж/Timanskiy Kryazh L RF Archangelsko sr. ir Komijoje … Pasaulio vietovardžiai. Internetinė duomenų bazė

КРЯЖ (возвышенность) — КРЯЖ, линейно вытянутая холмистая возвышенность (см. ВОЗВЫШЕННОСТЬ) без резких очертаний гребня и вершин (Донецкий кряж (см. ДОНЕЦКИЙ КРЯЖ), Тиманский кряж (см. ТИМАНСКИЙ КРЯЖ) ) … Энциклопедический словарь

Тиманский кряж

Тиманский кряж - фото

Многих путешественников влечет суровый северный край. Одним из таких мест является Тиманский кряж. Эта природная достопримечательность объединяет в себе сразу несколько поводов для путешествия. Глухие малонаселенные места посещают ради уловистой рыбалки, сплавов по порожистым рекам, горных походов. На местных водоемах имеются довольно легко проходимые участки, что подходит для туристов с небольшим и средним уровнем подготовки. Вместе с тем, есть условия для категорийных маршрутов – сплавов, лыжных походов.

История открытия

Первое описание Тиманского кряжа относится к концу 18 века. Исследователь Фомин упоминал его в своей книге, правда, называл его камнем. Спустя полвека карту Тимана составили известные географы Кейзерлинг и Крузенштерн. Геологическая карта кряжа стала первой в своем роде для нашей страны. Ученые предположили, что это отдельный объект, а не часть Урала.

Где находится Тиманский кряж

Эта возвышенность территориально относится к Архангельской области и Республике Коми. Занимает северо-восточную часть Восточно-Европейской равнины. Протяженность достопримечательности достигает почти 900 километров. Кряж разместился в местности от Чёшской губы Баренцева моря до истоков реки Вычегда. Он делит на две части Двинско-Печерский бассейн.

Описание возвышенности Тиманский Кряж

Объект делится на три части:

  1. Северный Тиман. Его ограничивает долина реки Пижма Мезенская. На этом отрезке имеются небольшие гряды около 300 метров в высоту. Среди них Косминский камень, Тиманский камень, Большая Коврига и другие. Северный Тиманский кряж простирается по тундре и лесотундре.
  2. Средний Тиман. Разместился в южном направлении от долины Цильмы. Тут попадаются скальные отвесы, которые достигают десятков метров. Местные таежные леса славятся охотой и рыбалкой. Сюда стремятся попасть те, кому по нраву северная природа, не тронутая человеком. Здесь располагается Четласский Камень, он возвышается на 471 метр. Это максимальная высота Тиманского кряжа. На вершинах характерны россыпи камней. В центральной части имеются карстовые воронки. В ширину они достигают 15 метров. Глубина ям местами составляет около 6 метров. В этой зоне кряжа преобладают березовые и еловые деревья. Гряды здесь имеют самую крутую форму рельефа на всем Тиманском кряже. Наиболее отвесные участки сконцентрированы на юге, пологие – на востоке.
  3. Южный Тиман. Он представляет собой плато, которое прорезают долины рек. Возвышенности здесь достигают 350 метров в высоту. Эта часть кряжа находится посреди тайги.

На всей территории природного объекта есть множество полезных ископаемых. Тут разрабатываются месторождения нефти и газа, титановых руд, бокситов, агатов.

Этот регион нельзя отнести к категории густонаселенных. В районе Четласского камня деревни практически не встречаются. На западе населенными пунктами, надежно связанными с «материком», являются Вожгора и Шермас. На востоке в деревне Левкинской располагается метеостанция. Она удалена от Ямозера на 70 километров. На берегу этого водоема также имеются избы, где зимой находят пристанище рыбаки и путешественники. От них проложена санная дорога на Цильму.

Походы на Тиманский Кряж

Горы Тиманского кряжа находятся во власти континентального климата. Две трети осадков приходится на теплый сезон. Частым явлением считается мелкий дождь. Температура июля в среднем составляет +14 градусов.

Из Ямозера на Тиманском кряже неподалеку от границы с Архангельской областью вытекает река Пижма. Ледостав здесь начинается в конце октября. Покров на водоеме остается вплоть до начала мая. Бассейн пополняется талыми снегами.

Рыбалка здесь доступна в любые сезоны. Сюда организуют специализированные туры или любители ловли приезжают самостоятельно. В любом случае приходится прибегать к заброске на вертолете или вездеходах.

Высота крутых берегов, сложенных из известняковых пород, достигает местами 30 метров. В этой реке потоки славятся прозрачностью. Местные омуты достигают 8 метров в глубину. Здесь водятся почти полтора десятка видов рыб, среди которых важнейшие семга, хариус, сиг. В основном, их вылавливают спиннингом.

Из-за климатических особенностей реки на Тимане напоминают горные потоки. Благодаря обилию порогов их так любят поклонники водного туризма. Мезенская и Печерская Пижма, Сула, Цильма – эти и другие бассейны доступны для сплавов на байдарках. На отдельных участках акватории близки друг к другу, поэтому путешественникам удобно перемещать плавсредства по суше.

На реках Тимана возможны категорийные водные походы. Примером служит маршрут по Мезенской и Печерской Пижме. Он стартует в Вожгоре и заканчивается в селе Усть-Цильма. Расстояние в 520 километров рассчитано на 24 дня. Поход имеет третью категорию сложности.

Зимой водоемы покрываются прочным слоем льда, исключение составляют только порожистые участки. Прямые отрезки удобны для движения на лыжах. Один из маршрутов, который можно отнести к разряду экстремальных, включает посещение Четласского камня. Туристам предстоит осилить 260 километров. На это отводится около трех недель. Путь начинается в деревне Шегмас, что в 70 километрах от устья Мезенской Пижмы. Сюда летают самолеты с пересадкой в Лешуконской. Если такой способ недоступен, то стартовым населенным пунктов станет село Вожгора. Из-за этого продолжительность экспедиции увеличится на 3 или 4 дня.

Тиманский кряж создан для тех, кто не боится непростого климата. Наградой станут живописные места, которые можно встретить только на русском севере. А для поклонников активного отдыха есть множество возможностей приятно провести время.

Читайте также: