Теоретической основой фундаментом социологии является философия

Обновлено: 27.04.2024

К вопросу о разграничении социально-философского и социологического подходов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гаврилов Евгений Олегович, Гаврилов Олег Федорович

Статья посвящена проблеме определения специфики социально-философского знания в сравнении с социологией . Несмотря на их генетическое родство и содержательное сходство, они имеют существенные отличия. Если для философа начальным объектом критического анализа становится не само общество , но способ его описания, то для социолога теоретическое конструирование подчинено задаче создания дескриптивной модели социальных явлений. Выделенные различия не отменяют возможности плодотворного синтеза подходов, получивших развитие как в рамках социологии , так и социальной философии .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Гаврилов Евгений Олегович, Гаврилов Олег Федорович

Территориальное сообщество как объект социального управления Многомерность социального бытия религии: поиск релевантных интерпретаций Статус обыденного в философии и социальных науках Социологический подход к истории философии (Е. В. Де Роберти) Философия и социальные науки: актуальные проблемы и перспективы развития научной периодики в Волгоградском государственном университете i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of differentiation between sociological and social philosophical approaches

The article is devoted to the problem of determination of the specifics of social and philosophical knowledge in comparison with sociology . Despite their genetic relationship and substantial similarity they have essential differences. For a philosopher the initial object of critical analysis is not a society itself, but the way of its description, while for a sociologist the main objective is to create a descriptive model of the social phenomena. The mentioned above distinctions don’t cancel the possibility of effective synthesis of the approaches developed both within the frames of sociology , and social philosophy .

Текст научной работы на тему «К вопросу о разграничении социально-философского и социологического подходов»

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ПРАКТИКА

УДК 130.122; 167.7

К ВОПРОСУ О РАЗГРАНИЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО И СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ

Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, Новокузнецк

Кемеровский государственный университет

Статья посвящена проблеме определения специфики социально-философского знания в сравнении с социологией. Несмотря на их генетическое родство и содержательное сходство, они имеют существенные отличия. Если для философа начальным объектом критического анализа становится не само общество, но способ его описания, то для социолога теоретическое конструирование подчинено задаче создания дескриптивной модели социальных явлений. Выделенные различия не отменяют возможности плодотворного синтеза подходов, получивших развитие как в рамках социологии, так и социальной философии.

Ключевые слова: социальная философия, социология, методология, общество, социальность.

Как известно, эффективность исследований во многом зависит от степени разработанности базовых категорий, которыми пользуются ученые. Сегодня идет активный поиск адекватных концептуализа-ций, способных выразить ассоциированный характер бытия индивидов, а принятые подходы, устоявшаяся терминология нередко признаются не соответствующими современным социальным тенденциям и внутренним задачам развития научного знания. Одной из проблем, затрудняющих ревизию теоретического багажа социаль-

ного знания, является теснейшее переплетение социально-философского и социологического знания. Переосмысление классических теорий и продуцирование новых осуществляет широкий круг специалистов, которые очень часто принимаются в качестве «своих» в равной степени как философами, так и социологами. А это косвенно означает, что отчетливого понимания того, чем должны заниматься социальные философы и чем — социологи, не сформировалось. Наша задача состоит в том, чтобы провести границу, отделяющую собствен-

но философский (точнее, социально-философский) подход от всех других, в том числе и от социологического.

Высокая вариативность и заметная аморфность взглядов исследователей сви-

детельствуют, во-первых, о глубоких социальных сдвигах, происходящих сегодня в обществе. Специалисты отмечают изменение способов социальной связи, возникновение сообществ нового типа, перекомпоновку всех социальных структур. Во-вторых, пролиферация социальных концептуализаций говорит об отсутствии необходимого инструментария интерпретации общественных явлений. Так, Л.Ю. Бронзино, анализируя кризис социальной науки, высказывает мнение, что его причины «кроются не только в противоречивости структуры социологического знания и многообразии представлений о социологической теории, но и связаны с общенаучными процессами формирования неклассической рациональности» [1 с. 11].

Поиск эффективных познавательных средств сегодня осуществляется на стыке социальной философии и теоретической социологии. Эти исследовательские программы демонстрируют общность некоторых черт, но в то же время обладают выраженным своеобразием. С момента возникновения социологии исследование общества как целостного образования или как совокупности отдельных компонентов стало во многом именно ее прерогативой. В этих условиях статус социальной философии требует своего уточнения. Если до рождения социологии философ и тот, кого сегодня мы называем социологом, совмещались в одном лице, то после выделения социологической науки в самостоятельную отрасль знания речь уже идет о специалистах смежных, но не идентичных профессий. Тем не менее большое количество исследователей, занятых осмыслением социальных явлений и процессов, как было сказано выше, с одинаковым основанием часто фигурируют то в качестве социологов, то — социаль-

ных философов. Это в равной степени касается и О. Конта, и М. Вебера, и Э. Дюрк-гейма и многих-многих других [2, 3]. Перед нами факт теснейшего переплетения двух дисциплин, в результате чего граница между ними часто оказывается очень размытой. Их генетическое родство предостерегает от прямого противопоставления, но и полностью отождествлять эти познавательные программы нельзя.

Правда, не следует забывать, что сама процедура разделения данных предметных специализаций является лишь частным случаем более широкой полемики, подмеченной М. Фуко, «между философией, которая упрекает гуманитарные науки, ищущие собственного обоснования, в наивности, и самими гуманитарными науками, которые объявляют своей собственностью то, что некогда составляло область философии» [16, с. 365—366]. Взаимные претензии характерны и для отечественного поля исследовательской деятельности. Так, по мнению А.А. Давыдова, понятие «общество», усвоенное социологий из социальной философии, сохраняет свою неопределенность именно вследствие устойчивой связи этой категории с онтологическими и гносеологическими принципами социально-философского знания, что оценивается автором как познавательная помеха [4]. По наблюдению А.М. Орехова, представители социологической науки традиционно проявляют настороженность относительно философского познавательного ресурса. Он отмечает, что «теоретическая социология еще со времен О. Конта отвергает различные абстрактные метафизические схемы и подходы к обществу» и настаивает на необходимости эмпирического подтверждения выводов. В свою очередь «социальная философия скептически относится к

стремлению теоретической социологии придать абсолютный научный статус своей эмпирической базе и допускает существование метафизических подходов в рамках своего предметного поля» [13, с. 12]. Другими словами, сторонники этой точки зрения убеждены, что философский компонент имманентно присущ социологии. Основанием этого мнения служит то, что представители социологии сохраняют характерное для философии убеждение в существовании особого объекта своих исследований как надэмпирической, а значит, умозрительной реальности, что находит косвенное выражение в характере самих социологических понятий: общество, социальный факт, социальная система и т. п. Но и философия не утрачивает связь с эмпирикой, а, напротив, демонстрирует способность улавливать процессы, разворачивающиеся в сфере повседневности.

Тем не менее можно констатировать стремление социологов к размежеванию с философией и скепсис философов на возможность такой демаркации. Но нельзя не заметить, что помимо очевидного центробежного движения частных наук, в том числе и социологии, от философии в сторону собственной автономии имеет место и обратная тенденция — к сближению гуманитарных наук, к формированию комплексного, междисциплинарного видения социальных явлений. Границы различных исследовательских специализаций, изучающих общество, оказываются подвижными, возникают новые дисциплины, имеющие принципиально межпредметный характер, особую популярность приобретают разработки «на стыке» нескольких наук. В этих условиях происходит осмысление перспектив развития социальной философии именно как междисциплинарной,

интегральной социальной дисциплины [7, с. 26]. В чем же ее специфика и как она соотносится с социологическим подходом?

Суммируя наиболее распространенные ответы на этот вопрос, С.Э. Крапивенский выделяет три основные точки зрения. Согласно первой из них, которая, кстати, тесно связана с советской философской традицией, социология и социальная философия тождественны друг другу, гарантом чему является их опора на принципы исторического материализма как общей мировоззренческой основы. В соответствии со второй позицией философия и социология суть принципиально разные вещи: за философией закрепляются теоретические и методологические вопросы, а за социологией — конкретные эмпирические исследования. Как видно, перед нами диаметрально противоположные мнения. Третий подход можно рассматривать как своего рода попытку их синтеза. В соответствии с этой точкой зрения социальная философия «есть верхний, методологический этаж социологии» [8, с. 16]. Иными словами, хотя теоретический уровень осмысления социальных явлений естественным образом оказывается необходимым компонентом обеих дисциплин, его содержание в этих случаях будет различно. Основными результатами деятельности социологов будут концепции, так или иначе объясняющие эмпирические данные, а итогом познавательной активности социальных философов должна стать методология построения релевантных моделей общества.

В целом соглашаясь с этим подходом, рассмотрим данную версию синтетического толкования соотношения социальной философии и социологии более подробно. В нем связь двух дисциплин рассматривается в ракурсе внутреннего единства и од-

новременно — специфики. В частности, для представителя философского сообщества А.М. Орехова социальная философия -«наука об основных законах и принципах развития общества, а также учение о смыслах и ценностях, определяющих это развитие. это наукоучение о предельных основаниях общества» [13, с. 11]. Социолог С.С. Фролов приводит схожую трактовку, но только на этот раз касающуюся социологии. Для него это «наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах» [15, с. 20]. Как видно, данные определения во многом совпадают, но только в определении социальной философии усматривается акцент на поиск предельных основ или сущности общества, наиболее фундаментальных законов его существования. В подобном ключе формулируют соотношение социальной философии и социологии Ч.С. Кирвель и О.А. Романов. Они замечают: «Социальная философия предлагает частным наукам абстракции наивысшего уровня, тем самым являясь общей методологией познания общества по отношению к конкретным областям обществоведения» [7, с. 28]. Фактически социальная философия отождествляется с социальной метафизикой. Задача социального философа, как замечают В.М. Золотухин и А.А. Овчаров, состоит в том, чтобы осуществить «отображение онтологии социального бытия в абстракции», т. е. в том, чтобы «снять конкретику общества как объекта социально-философского рассуждения и получить тем самым социальную онтологию в аспекте содержания идеального социального бытия в сознании» [5, с. 103].

Данная трактовка соотношения социальной философии и социологии вроде

бы позволяет отвечать на вопрос о принадлежности отдельных специалистов к ведомству философского или, напротив, социологического знания следующим образом: как только кто-либо из них обращается к исследованию основ общества, его вполне допустимо рассматривать в качестве социального философа. Но с этим согласны не все. Дело в том, что названная направленность социальной философии далеко не очевидна. Так, К.Х. Момджян оценивает характер развития социальной философии как регрессивный [12, с. 475] и для реабилитации ее эвристического потенциала предлагает отказаться от поисков смысла существования общества, его назначения, отношения к высшим ценностям [11]. В свою очередь В.Н. Сыров, анализируя проблему определения статуса философского знания в современную эпоху, отмечает, что изучение предельных вопросов является наиболее бесперспективным путем развития философии [14, с. 52]. По его мнению, сутью философствования должно стать не создание метафизических систем в духе Г. Гегеля, «а постоянная кропотливая работа с теми или иными фрагментами культуры с целью выявления и критического рассмотрения скрытых, неявных оснований или предпосылок, на которые опираются или на которых базируются те или иные формы культурной жизни». В такой интерпретации современным воплощением философской рефлексии является «философская экспертиза» [Там же], призванная проявить не вполне осознаваемые индивидами предпосылки форм их активности, их представлений о собственной деятельности и об объектах, с которыми эта деятельность соотносится.

Эта мысль отчасти перекликается и с точкой зрения В.Е. Кемерова, который ви-

дит в философии потенциал к «исправлению имен», в результате которого общество перестает восприниматься как некая очевидность, избитый штамп, исходная данность [6, с. 22—21]. Это значит, что если в жаргоне политика или журналиста общество предстает как некая аксиома, основа для идеологических построений, то в философском следовании оно теряет свою простоту и ясность, обнаруживает себя в качестве проблемы, решение которой требует учета множества историко-культурных параметров. Так философия демонстрирует нам всю неоднозначность наших представлений о социальном.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конечно, потенциал метафизического конструирования в рамках философии, в том числе и социальной философии, еще не исчерпан [9, с. 28—39]. Но мы согласны с тем, что выбор экспертизы в качестве приоритетной задачи социальной философии позволяет более ясно представить соотношение социально-философского и социологического подхода даже при условии их теснейшего переплетения, совпадения словарей, а также используемых авторских идей. Одна и та же концептуализация общества в целом и ее отдельных сегментов, будь их авторами Аристотель или П. Бур-дье, для социального философа и для социолога предстает в разном свете. Философ акцентирует внимание на исходных принципах и допущениях, лежащих в основе авторских концепций; анализирует стиль и язык изложения, затем выделяет социокультурные предпосылки их формирования. То есть для философа не само общество, но способ его описания становится начальным объектом критического анализа. Для социолога же теория — в первую очередь инструмент проведения конкретных исследований, дескриптивная модель,

позволяющая решать те или иные практические задачи познавательной деятельности.

Прослеживая смену философских стилей в России и колебания философской моды, В.Е. Кемеров показывает, как концептуальный багаж российских философов пополняется терминологией западной социологии, психологии, структурализма и постструктурализма, которая временами наслаивается на прежнюю марксистскую методологию, не заменяя ее, впрочем, полностью. Акцентируя внимание на особенностях подхода философии «к слову собственному и несобственному», он отмечает, что «философское отношение к специальной терминологии несколько напоминает работу формирующегося детского сознания. Оно узнает мир через поступающие к нему слова, а потом уже примеривает эти слова к предметам, людям и задачам. Детское сознание мало-помалу выбирается из этой словарной зависимости, приобретая автономность в самостоятельных действиях с людьми, предметами, в расширении круга решаемых задач» [6, с. 22]. Так, социальный философ, используя словарь социологии, не просто копирует его, но оценивает его эв-ристичность, способность открывать новые грани объекта исследования.

Итак, претензия социальной философии на поиск предельных оснований общества полностью не отбрасывается, но уступает место стремлению раскрыть основания самих социальных теоретических построений, вскрыть закономерности механизма конструирования социальных он-тологий, которые для социологов являются рабочими моделями интерпретации эмпирических данных. Для социального философа они в первую очередь варианты ми-

ровоззрений, характерные для конкретной эпохи презентации социального, генетически связанные с определенными нормативно-ценностными ориентациями, различными социокультурными формами, способами построения высказываний.

1. Бронзино. Л.Ю. Неклассические социологические теории и неклассическая рациональность: автореф. дис. . д-ра социол. наук: 02.00.01. - М., 2010. - 48 с.

2. Гаспарян Д.Э. История социальной философии: курс лекций: учебное пособие. — М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2012. — 166 с.

3. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. — М.: Университет, 2001. — 216 с.

5. Золотухин В.М., Овчаров А А. Метафизика общества // Вестник Кузбасского государственного технического университета. — 2003. — № 6 (37). — С. 102—109.

6. Кемеров В.Е. Общество, социальность, полисубъектность. — М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2012. — 252 с.

7. Кирвель Ч.С., Романов ОА. Социальная философия: учебное пособие. — Минск: Вы-шэйшая школа, 2011. — 495 с.

8. Крапивенский С.Э. Социальная философия: учебник. — Волгоград: Комитет по печати, 1996. — 352 с.

9. Кузнецов В.Ю. Преодоление метафизики как проблема современной философии // Вопросы философии. — 2012. — № 1. — С. 28—39.

10. Култыгин В.П. Облик социального мира в современной социологической мысли // Социологические исследования. — 2003. — № 2. — С. 8—16.

12. Момджян КХ. Прогрессирует ли современная социальная философия? // Историко-философский альманах. — М.: Современные тетради, 2010. - Вып. 3. - С. 473-477.

13. Орехов А.М. Социальная философия: предмет, структурные профили и вызовы на рубеже XXI века. — М.: Либроком, 2011. — 272 с.

14. Сыров В.Н. Чем заняться философии в постметафизическую эпоху // Международный день философии (World philosophy day)

ЮНЕСКО в Кузбассе—2010: философия как вечная актуализация смысла: сборник научных статей по материалам заочной российской конференции, г. Кемерово. — Кемерово, 2010. — С 50-54.

15. Фролов С.С. Социология: учебник. — М.: Гардарики, 2000. — 344 с.

16. Фуко М. Слова и вещи: археология гуманитарных наук. — СПб.: А-cad, 1994. — 408 с.

TO THE QUESTION OF DIFFERENTIATION BETWEEN SOCIOLOGICAL AND SOCIAL PHILOSOPHICAL

Kuzbass Institute of the Federal

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kemerovo State University

Keywords: social philosophy, sociology, methodology, society, sociality.

5. Zolotukhin VM., Ovcharov A.A. Metafizika obshchestva [Metaphysics of society]. Vestnik Ku%-basskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta — Vestnik of Kuzbass State Technical University, 2003, no. 6 (37), pp. 102-109.

15. Frolov S.S. Sotsiologiya [Sociology]. Moscow, Gardariki Publ., 2000. 344 p.

16. Foucault M. Les mots et les choses: une archéologie des sciences humaines. Paris, Gallimard, 1966. 400 p. (Russ. ed.: Fuko M. Slova i veshchi: arkheologiya gumanitarnykh nauk. St. Petersburg, A-cad Publ., 1994. 408 p.).

2. Место социальной философии в системе гуманитарного и всего научного знания

Социальная философия в органическом единстве с другими компонентами философского знания выступает в качестве мировоззренческого и методологического основания всех общественных, а еще шире — всех гуманитарных наук, включая психологию, лингвистику и т. д.

Доказательство выдвинутого положения начнем с анализа взаимоотношений социальной философии с социологией. Этот сюжет выбран нами для примера в силу двух обстоятельств. Во-первых, именно вокруг соотношения социальной философии (в ее традиционном тогда варианте исторического материализма) и получавшей права гражданства прикладной социологии прошли бурные дискуссии в 60–70-е годы. Во-вторых, пример этот предельно нагляден и без особых трудностей может быть экстраполирован на другие отрасли гуманитарного, а также, мы вскоре увидим, и негуманитарного знания.

§ 1. МЕСТО ЛОГИКИ В МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

§ 1. МЕСТО ЛОГИКИ В МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Логика выполняет в научном познании ряд функций. Одной из них является методологическая. Чтобы описать эту функцию, нужно охарактеризовать понятие методологии.Слово “методология” состоит из слов “метод” и “логия”.

10.1. Основание гуманитарного направления в философии техники

10.1. Основание гуманитарного направления в философии техники Признанным лидером в исследовании социальных аспектов технического прогресса является Карл Маркс (1818–1883). Об этом писали Х. Шторк, Гюнтер Рополь, Ганс Ленк, целые главы в своих произведениях отводя анализу

Место «Немецкой идеологии» Маркса и Энгельса в истории марксизма (Философское обоснование научного коммунизма )

Место «Немецкой идеологии» Маркса и Энгельса в истории марксизма (Философское обоснование научного коммунизма) Москва, Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, 1971, 19 с.Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук(621 – теория научного

§ 1. МЕСТО ЛОГИКИ В МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

§ 1. МЕСТО ЛОГИКИ В МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Логика выполняет в научном познании ряд функций. Одной из них является методологическая. Чтобы описать эту функцию, нужно охарактеризовать понятие методологии.Слово “методология” состоит из слов “метод” и “логия”.

2. Синергийная антропология как ядро эпистемы гуманитарного знания

2. Синергийная антропология как ядро эпистемы гуманитарного знания В этом разделе мы представим конкретную реализацию описанного антропологического проекта, которая намечается на базе нашей синергийной антропологии. Согласно ведущей идее проекта, весь комплекс

Синергийная антропология как новый подход к методологии гуманитарного знания

Синергийная антропология как новый подход к методологии гуманитарного знания Данный доклад будет тесно связан с другим моим докладом, который был сделан в этом же семинаре год назад. Тогда мною было дано общее описание синергийной антропологии — того научного

1.1.1. Место социологии в системе наук

1.1.1. Место социологии в системе наук Теоретической основой, фундаментом социологии является философия, в рамках которой социологическая проблематика решалась в течение 2,5 тыс. лет, пока в XIX в. не стала самостоятельной наукой. Именно из философии черпает социология

1. О предмете философии и ее месте в системе научного знания

1. О предмете философии и ее месте в системе научного знания Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, и прежде всего от молодежи,

1. Ограничения научного знания

1. Ограничения научного знания Причина того, почему каждая новая теория неизбежно неточна Попытка понять теоретическую систему Фрейда, как и любого творчески и систематически мыслящего ученого, не может быть успешной без понимания того факта и его причин, почему любая

1. Ограничения научного знания

1. Ограничения научного знания Причина того, почему каждая новая теория неизбежно неточна Попытка понять теоретическую систему Фрейда, как и любого творчески и систематически мыслящего ученого, не может быть успешной без понимания того факта и его причин, почему любая

4. Социология в системе гуманитарных наук

В системе гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется следующими причинами:

1) она является наукой об обществе, его явлениях и процессах;

2) она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других гуманитарных наук;

3) все гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т. е. те законы, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни и реализуются через деятельность людей;

4) техника и методика изучения человека и его деятельности, которые разрабатываются социологией, необходимы для всех общественных и гуманитарных наук, так как используются ими для своих исследований;

5) сложилась целая система исследований, которые проводятся на стыке социологии и других наук. Эти исследования получили название социальных исследований (социально-экономических, социально-политических, социально-демографических и др.).

Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественнонаучным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук – эксперимент и наблюдение. Социология изучает и общие законы бытия (онтология), и общие принципы познания (гносеология, логика, методология). Но наиболее глубоко проникает в структуру социологии философия, становясь частью ее теоретической системы (особенно социальная философия). Также важна связь социологии с историей. В социологии широко используются исторические данные.

Большую роль для социологии играет статистика, придающая ей конкретно-научный характер.

Социология тесно взаимодействует с психологией. Социальная психология является отраслью научного знания, возникшего на стыке социологии и психологии.

Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда социально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социо-биология, социальная экология и пр. В системе социогуманитарного знания социология играет особую роль, так как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общества через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику изучения человека.

Значение социологии для других наук заключается в том, что она дает научно-обоснованную теорию об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов взаимодействия его различных структур.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Общая социология

Социология № 1

Социология № 1 Моя задача — познакомить вас в нескольких лекциях с социологией. Не скрою — задача эта трудная и ответственная. Трудная потому, что установившейся системы социологии до сих пор нет: сколько социологов — столько и социологии. Поэтому каждый преподаватель

Социология как наука

Социология как наука § 1. Мир надорганикиФизические науки изучают неорганические явления; биология исследует органический мир, общественные науки рассматривают надорганические явления. Как наличие жизни характеризует живые структуры и процессы, так и наличие сознания

Революция и социология

Революция и социология

Социология революции

Социология революции Революционные отклонения в поведении людейПосле многих столетий мирной, «органической» эволюции история человечества вновь вступила в «критический» период. Революция, отвергаемая одними, но горячо приветствуемая другими, вступает в свои права.

Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках77

Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках77 Опыт философского анализаПриходится называть наш анализ философским прежде всего по соображениям негативного характера: это не лингвистический, не филологический, не литературоведческий или

К методологии гуманитарных наук141

К методологии гуманитарных наук141 Понимание. Расчленение понимания на отдельные акты. В действительном реальном, конкретном понимании они неразрывно слиты в единый процесс понимания, но каждый отдельный акт имеет идеальную смысловую (содержательную) самостоятельность

1. Естественность гуманитарных наук

1. Естественность гуманитарных наук Идеи преодоления кризиса и обновления социальных наук, которые предлагают новаторы, позволяют оценить особенности атмосферы «после интеллектуалов» и задуматься о сценарии дальнейшего развития социальных наук. Среди этих идей

А. Л. Доброхотов. Будущее гуманитарных наук в свете их прошлого

А. Л. Доброхотов. Будущее гуманитарных наук в свете их прошлого Обсуждаемая участь гуманитарных наук вполне допускает использование понятия «кризис», которым в последние годы, прямо скажем, злоупотребляют и публицисты, и исследователи. «Кризис» в точном смысле значит –

Социология

Социология В XIX в. родилась особая наука – социология. Она изучает формы совместной жизни людей и изменения этих форм. Ее представители проявили обостренный интерес к общим и специфическим закономерностям развития общества. В отличие от философов, которые опирались на

Гуманология в системе наук о человеке

Гуманология в системе наук о человеке На рубеже XX–XXI вв. вырисовывается новое соотношение между тремя основными дисциплинами изучения человека: антропологией, гуманитарными науками и гуманологией. Разница между ними соответствует трем основным эпохам в развитии

Книги, подготовленные Центром гуманитарных научно-информационных исследований ИНИОН РАН

Книги, подготовленные Центром гуманитарных научно-информационных исследований ИНИОН РАН Руководитель Центра Л. В. СкворцовГлавный редактор и автор проектов С. Я. ЛевитСерия «Humanitas»Серия «Humanitas» основана в 1999 г. Эта серия ориентирована преимущественно на учебный процесс

Социология. Шпаргалка


В шпаргалке в краткой и удобной форме приведены ответы на все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Социология». Рекомендуется всем изучающим и сдающим дисциплину «Социология» в высших и средних учебных заведениях.

Оглавление

  • 1. Предмет, объект и задачи социологии
  • 2. Категории и законы социологии
  • 3. Структура социологии
  • 4. Функции социологии
  • 5. Социологическое исследование и его виды
  • 6. Программа социологического исследования
  • 7. Место социологии в системе наук
  • 8. Теоретические предпосылки социологии

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

7. Место социологии в системе наук

Социология является наукой, изучающей общество, его становление и развитие как единой системы.

Однако существует множество других наук, предмет изучения которых совпадает с предметом изучения социологии. Поэтому можно утверждать, что социология тесно связана со многими науками, как гуманитарными, так и естественными.

Тесную связь со всеми областями научных знаний обеспечивают общие или подобные методы исследований: наблюдения, эксперимент и др.

Связь социологии с гуманитарными науками подтверждается следующими фактами:

1) социология изучает общество со всеми процессами и явлениями в нем;

2) законы функционирования и развития общества и деятельности людей, установленные в социологии, применяются во всех гуманитарных науках;

3) существует множество теорий и исследований, проводимых в результате интегрирования социологии с другими науками (социально-экономические, социально-политические, социально-географические и другие исследования).

Особенно глубока связь социологии с философией, которая является одной из частей теоретической структуры социологии. Однако философия рассматривает общество как часть бытия, а социология изучает именно общество.

Также глубока связь социологии с историей, так как одинаков предмет изучения — общество. Различаются лишь временные рамки изучения: история изучает прошлое, а социология настоящее. Результаты наблюдений и исследований социологии используются историками и наоборот.

Тесную связь наук социологии и психологии подтверждает наличие пограничной дисциплины — социальной психологии.

Взаимосвязь социологии с политологией объясняется тем, что все социальные институты изучаются политологией и являются ее предметами.

Социология имеет глубокие связи с лингвистикой, логикой.

Как и любая другая наука, социология использует статистические и математические методы для сбора и обработки информации при исследованиях.

Прикладная социология имеет точки соприкосновения с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией планирования и управления.

Несмотря на сходство предметов, методов, теоретической базы и взаимноприемлемости результатов исследования социологии и других наук, социология является самостоятельной и целостной наукой. Особенность социологии в том, что она рассматривает общество как единую целостную систему, а его составные части именно как части единого целого. Кроме того, основной целью изучения общества в социологии в отличие от других наук является повышение уровня и улучшение условий жизни человека.

Читайте также: