Социальные нормы как фундамент культуры и отражение нравственных ценностей общества

Обновлено: 17.05.2024

Нормы и ценности как компоненты культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алабова М.А., Ильенко О.В., Ларионова Е.Г.

В данной статье раскрыты подходы к определению компонентов культуры : нормы , ценности и ценностные ориентиры .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Алабова М.А., Ильенко О.В., Ларионова Е.Г.

Изучение научных представлений о культуре Экологическое образование - основа экологического благополучия Социологическая интерпретация понятия «Ценность» Актуальные вопросы формирования экологической культуры студентов - будущих педагогов Проблема формирования экологической культуры в дошкольном возрасте i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормы и ценности как компоненты культуры»

М.А. Алабова, О.В. Ильенко, Е.Г. Ларионова

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия

Нормы и ценности как компоненты культуры

Аннотация. В данной статье раскрыты подходы к определению компонентов культуры: нормы, ценности и ценностные ориентиры.

Ключевые слова: культура, нормы, ценности, личность, ценностные ориентиры.

Нормы - это общие ожидания разделяемые большинством представителей группы или культуры, то, что считается приемлемым в пределах данной группы Норма охватывает не весь отрезок деятельности, а какой-то ее принцип, параметр, что составляет определенную меру вариативности поведения.

Главная функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения, сформировать ожидаемое поведение, понятное окружающим людям. [1 ]

Так, содержательная сторона норм характеризуется целями конкретной сферы деятельности, к которой они относятся. Например, в сфере производства действуют технические нормы с практическими интересами людей. Юридические нормы регулируют отношения между гражданами и социальными институтами. Существует множество культур где есть довольно строгие нормы, которые стираются в условиях городской массовой культуры.

Принято различать нормы: общечеловеческие,

Требования, которые вытекают из этой классификации норм, нередко расходятся. В некоторых случаях группа требует от своих членов действий, осуждаемых обществом. Два лица могут следовать в своих отношениях правилам, которые они не считают общезначимыми и даже возражали бы против попыток возвести эти правила во всеобщий закон.

Многим известно, что нормы имеют не только общенациональное значение, но и дифференцированы по социальным структурам. Они поддерживают и классовое разделение, дистанцию между профессиональными группами, сословиями, обеспечивая механизм распределения знаний и типов деятельности, а соответственно социального статуса и привилегий.

В тех случаях, когда совместная деятельность разных групп требует соблюдения социальной дистанции - как в отношениях между старшими и младшими, мужчинами и женщинами, начальниками и подчиненными— существуют особые нормы поведения, обращения, приветствия и этикета. Через них устанавливаются требования к участникам общения, выделяемого из массовой и обыденной деятельности.

Нормы различаются своей степенью обязательности. Так можно выделить побуждающие нормы и запрещающие нормы. Некоторые нормы формируются сознательно, на основе расчета или соглашения. Другие же поддерживаются многовековой традицией.

Устойчивые нормы сохраняются в течение многих поколений, получают нравственное обоснование, освящаются авторитетом религии, веры и поддерживаются законом. Нормы сохраняются еще долгое время после того, как они потеряли свою эффективность. Затем они превращаются в пустые ритуалы.

Роль ценностей в культуре никогда не вызывала сомнений у исследователей. Чаще всего культуру в роли социального феномена определяют через ценностные ориентации.

Понятие ценностей встречается в различных значениях в современной философской литературе. Самым распространенным является определение ценностей, при котором трудно найти специфику и содержание понятия.

Благодаря определенным жизненным представлениям фиксируются и обозначаются ценности. Их содержание раскрывается с помощью определенного комплекса идей. Несмотря на это, ценность не может быть похожа на идею, потому как между ними есть существенное различие.

Идеи могут быть как истинными, так и ложными, научными или религиозными, философскими или мистическими. Они характеризуются через тот тип мышления, который дает им нужный импульс. Главный критерий в данном отношении - степень истинности той или иной идеи.

Что же касается ценностей, то они тоже ориентируют человеческую деятельность в определенном направлении, но не всегда с результатами познания.

Напротив, многие с опаской относятся к ее чисто умозрительным рекомендациям, хотят погрузиться в теплый мир мечты, презрев общезначимые реальности. Люди часто ведут себя так, словно они бессмертны. Человек черпает жизненную энергию в том, что по существу противостоит холодному научному постулату. Стало быть, ценность - это нечто иное, нежели одухотворяющая истина. [2]

Ценности, родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед тяжелыми жизненными испытаниями. Ценности упорядочивают действительность и вносят в нее осмысление. Оценочные моменты отражают иные, по сравнению с наукой, аспекты окружающей действительности. Они соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни.

С другой стороны, было бы неоправданно сравнивать ценность с субъективным образом, с индивидуальным предпочтением, возникающим в противовес аналитическому, всеобщему суждению. Разумеется, спектр ценностей в любой культуре достаточно широк, но не беспределен. Человек волен выбирать те или иные ориентации, но это происходит не в результате

абсолютного своеволия. Иначе говоря, ценности обусловлены культурным контекстом и содержат в себе некую нормативность.

Люди соотносят свое поведение с различными нормами, идеалами, эталонами, которые для них являются образцом.

Ценностными ориентациями называют те ориентации, к5оторые обуславливают человеческое поведение. Люди соотносят свои поступки со своими целями, которые они ставят перед собой, а как же общепринятыми нормами.

Ценности являются более подвижными, нежели культурно-исторические стандарты. Нередко бывает смена ценностных ориентаций в рамках одной культуры. Такое развитие миропонимания не случайно, оно основывалось на убеждении, традиции и ценности культуры. Отношение к природе заключает в себе культурологическое содержание. Культурные, общечеловеческие ценности оказывают заметное влияние на становление того или иного типа отношения к природе. Мы согласны с мнением Ситак Л.А. о том,что как эти ценности были усвоены, об уровне общей и экологической культуры человека и общества мы можем судить по характеру отношения этого человека или общества к природе. [3,4,5].

Ценности очень редко находят своё отражение в социальной практике. Следовательно идеалы бывают и умозрительные. Не все ориентации могут подкрепляться реальными поступками, находить отражение в жизни.

Всякая классификация ценностей по типу и уровню неизменно условна в силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения. К тому же трудно вставить ту или другую ценность, имеющую свою многозначность (например, семья), в определенную графу. Тем не менее, дадим следующую классификацию ценностей:

1 .Витальные ( жизнь, здоровье,безопасность)

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.Социальные (соц. положение, работа, семья)

3.Политические (свобода слова, гражданские свободы, законность)

4)Моральные (добро, благо, любовь)

5.Религиозные (Бог, божественный закон, вера)

б.Эстетические (красота, стиль, гармония).

Ценности подчиняют себе обычаи, нормы и значения, которые являются немаловажными для всего общества. Существуют как обычные нормы, так и особые, к которым относятся религиозные священные запреты или правовые требования.

Ценности постоянно пересматривают системы знаний, через которые человек познает мир, а также преобразуют механизмы различных норм.

Человек оказывает предпочтение позитивному началу, поскольку он не может одинаково относиться к противоположностям, из которых состоит весь окружающий его мир.

Во всех устойчивых культурах формируются различные механизмы внедрения ориентации на достижение ценностей и отторжение неценностей как принципов, вносящих деструктивное начало в жизнь человека и общества. По

мере секуляризации внедрение ценностей все больше берет на себя светская культура, допускающая значительно большую степень дифференциации ценностных ориентации и более гибкую систему путей и средств их реализации.

Ценности воплощают в себе человеческое отношение к культуре, формам бытия, людского существования. Ценность притягивает огромное количество духовного многообразия к разуму, чувствам и воле человека.

Благодаря своему различию и уникальности все люди по-разному относятся к жизненным ценностям, труду, бытию, радостям и к жизни в целом. Многие задумываются о том, что ценностные ориентации носят вечный, внеисторический характер. [6]

2.Лавренова, Т.И. Социология культуры в парадигме современного гуманитарного знания // Социальные науки: история, теория, методология. - М., 2000.

3.Ситак Л.А. Актуальные вопросы формирования экологической культуры студентов-будущих педагогов // Таврический научный обозреватель №1-3 (6), с.24-28.

4.Ситак Л.А. Развитие представлений о взаимодействии человека с природой// Социально-гуманитарные знания № 12- 2016, с70-78.

5.Ситак Л.А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе // Диссер. На соискание уч. ст. к.п.н. Москва,. 2004

6.Тощенко Ж.Т. Социология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Социология», «Социальная антропология», «Организация работы с молодежью» и как пособие для преподавателей, 4-е издание, перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 год - 640 стр.

Социальные нормы в системе ориентиров человеческой практики


Цель статьи — рассмотреть основное содержание и сущность понятия социальной нормы и ее роли в жизни современного общества. Усвоение человеком ценностей и норм общества, требуемых обществом социальных правил и стандартов поведения, согласование своего поведения с установлениями общества, подчинение своих действий и поступков высшим нормам должного поведения, вырабатываемым обществом, — непременное условие формирования гражданина.

Ключевые слова:ценности, ценностные ориентации, социальные нормы

The aim of article is to consider basic content and essence of concept of social norms and its role in life of modern society. Assimilation of values and norms of society by human, that is required from society in social rules and standards of behaviour, coordination of own behaviour with the establishments of society, subordination of own actions and acts with the highest norms of proper behaviour, that is developing by society, that is absolutely conditions of forming of citizen.

Key words: values, value orientations, social norms

Трудно переоценить значение социальных норм в жизни современного общества и в жизни человека. «Норма — понятие, обозначающее границы, в которых вещи, явления, природные и общественные системы, виды человеческой деятельности и общения сохраняют свои качества, функции, формы воспроизводства» [1, с. 326].

Понятие нормы конкретизируется в понятиях правил, образцов, предписаний. Оно применяется для характеристики состояний природных и общественных процессов, хотя ближайшим образом связано с организацией человеческой деятельности, ее совместно-разделенным характером, с различными системами мер, в ней вырабатываемыми. Нормы могут быть представлены в непосредственно вещной форме: в виде образцов и эталонов; в виде правил, зафиксированных в знаковых формах и в качестве схем деятельности и общения, «встроенных» в поведение человеческих индивидов. Нормы могут относиться к внешним для человека объектам, к определенным ситуациям социальных взаимодействий, к индивидуальному развитию личности и соответствующим образом классифицируются. Но поскольку они задают совместно выработанные людьми устойчивые и общезначимые правила действий, все они в широком смысле могут быть определены как социальные. Социальные нормы в узком смысле выражают специфический характер бытия определенных социальных групп. В архаических обществах они закрепляли условия воспроизводства социальных связей, схемы передачи опыта от поколения к поколению в жестких формах запретов, обычаев и предписаний. Они действовали как естественный закон человеческого поведения и воспринимались людьми как непреложный порядок их жизни

Категории философии включают в себя явным или неявным образом нормативные функции и именно за счет этого выполняют роль ориентиров человеческой практики и личностной самореализации индивидов.

Анализ общественной жизни, ориентированный на нормы, воплотился в разнообразных социологических концепциях социального действия и социального взаимодействия и в наиболее разработанном виде предстал в теории функционализма (Т. Парсонс), господствовавшей в социологии до 70-х годов ХХ столетия. Согласно этой теории, нормальное существование социальной системы сопряжено с уравновешиванием и сохранением ее основных функций. Нарушение основных функций системы, возникающее в частности из-за уклонения индивидов от санкционированных форм взаимодействия, может приводить к социальной патологии. Поэтому поддержание норм и перманентная социализация индивидов оказываются условием сохранения социального порядка.

Выступая как мощное средство регуляции поведения человека и коллективов людей, социальные нормы являются «мостом», связывающим все проявления личности человека, его поведение с важнейшими социальными институтами современного общества, его структурой, его требованиями. Социальные нормы как установления и модели должного и оценивае6мого обществом поведения индивидов и различных видов общностей оказываются наиболее распространенными и эффективными средствами социальной регуляции поведения и решения большого числа социальных задач.

Усвоение человеком ценностей и норм общества, требуемых обществом социальных правил и стандартов поведения, согласование своего поведения с установлениями общества, подчинение своих действий и поступков высшим нормам должного поведения, вырабатываемым обществом, — непременное условие формирования гражданина. По словам российского ученого В. Плахова, функционирование норм направлено на обеспечение сохранения системы общественных отношений, социальные нормы представляют собой созданное в ходе общественной эволюции специфическое средство фиксации изменяющихся и развивающихся общественных отношений [2, с. 42].По его мнению нормы являются отражением стремления общества к самоподдержанию. Нормы существуют в разных системных состояниях и проявлениях и включают в себя право, мораль, обычаи, традиции и т. д. Социальные нормы носят принудительный характер.

Мощные социально-экономические факторы, разделяющие современный мир, выделяющие внутри общества диаметрально различные классы, страты и прослойки, порождают, в конечном счете, в современном обществе необозримое множество различных типов культур, укладов, образов жизни и деятельности, форм взаимодействия и отношений людей. Это приводит к формированию в различных обществах и различных, часто диаметрально противоположных систем социальных норм и обслуживаемых этими нормами систем ценностей, ценностных ориентаций и нормативно-ценностных систем.

В свою очередь, социальные нормы, стандарты, образцы, регламентирующие установления, модели должного, допустимого, приемлемого, возможного, одобряемого или порицаемого, многообразно оцениваемого и предписываемого поведения, возникнув в современном обществе, сами действуют как социальные факторы.

Нужно отметить, что не только экономические и социально-экономические факторы, но и социальные нормы и нормативные системы в целом разделяют и противопоставляют людей в современных обществах или, наоборот, объединяют и сплачивают их в те или иные общности, цементируя и социально оформляя социально-экономические общности или, наоборот, диссимилируют их. Как отмечает М. И. Бобнева, в социальной действительности, в реальной жизни, в сфере своего социального поведения люди различаются и оказываются либо противопоставленными друг другу, либо сплоченными в единый монолит не только в силу своего социально-экономического положения или формы участия в системе и процессе общественного производства, но и в зависимости от того, что они ценят превыше всего, что считают должным для себя и других, что одобряют или, наоборот, отвергают как неприемлемое, недопустимое, социально опасное [3, с. 222].

Но социальные нормы не только важный фактор стратификации общества и стратификационной ориентации человека. При решении больших социальных задач создаются условия, при которых нормативная регуляция поведения и сознательное следование нормам, вырабатываемым в обществе, становятся важнейшей характеристикой социального поведения граждан. Практически все члены общества знают (хотя не всегда осознают как факторы собственного поведения, не всегда следуют им и подчиняются) основные требования — нормы общества, знают, как «должно».

Сопряженность и различие социальных норм и ценностей рассмотрела в своем исследовании Ч. А. Шакеева. Она останавливает внимание на различии между понятиями ценность и норма, так как они часто употребляются рядом без указания на их отличия. Она отмечает, что особенно трудно усмотреть различие между моральными нормами и социально-этическими ценностями, различие между ценностями-целями и нормами выступает более явно, так как нормы не могут воплощаться в материальных предметах. Служение ценностям вызывает восхищение, а выполнение норм в лучшем случае лишь одобряется. «Нормы организованы таким образом, что, как правило, всегда существует возможность выполнить все нормы сразу, а невозможность этого характеризует противоречивость системы. В то же время обычным является такое положение дел, когда одними ценностями жертвуют во имя других, и это не ставится в вину ни ценностной системе, ни человеку. В связи с последним можно отметить, что нормативная система более жестко детерминирует поведение, чем ценностная. Норма не знает градаций: либо нормы выполняются, либо нет. Служение же ценностям может различаться по «интенсивности» [4, с. 33].

Социальные нормы оказываются в условиях, в которых развертываются и строятся поведение и деятельность людей, и внутренними для человека факторами, и средствами организации и регуляции его поведения и деятельности. В первом случае перед человеком предстает сложная, многоплановая и иногда противоречивая система социальных норм-требований и норм-ожиданий, вырабатываемая в обществе в целом, и теми общностями и группами, в которых включен индивид. Система социальных норм общества в целом и составляющих его разнообразных общностей людей, являясь мощным регулятором поведения, оказывается и проводником, и средством реализации ценностей, установлений, целей и задач всего общества, и формами проявления особенностей, специфических условий, целей и задач частных общностей, групп. Не случайно, что в периоды переустройства общества и преобразований различных сторон жизни общества, дифференциация людей, столкновение и противопоставление их или наоборот, сплоченность, консолидация связаны с конфликтами или, наоборот, с гармонизацией норм и ценностей составляющих его групп и общностей. Именно в сфере социальных норм проявляются возможные напряжения и «личные» конфликты или, наоборот, согласования и слияния целей и идеалов, средств и способов действий, реализуются связь и зависимость духовной и нравственной жизни людей и их социально-экономического, политико-правового и специфически-группового положения в обществе. В жизни человека, таким образом, в его поведении практически нет таких сфер, таких видов деятельности и общей жизнедеятельности индивида, которые не регулировались бы социально и прежде всего с помощью разнообразных и различных по значимости и важности социальных норм.

Организация образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения


В настоящее время общество переживает смену социально-нравственных ориентиров, поэтому подрастающее поколение на этапе становления личности сталкивается с особой сложностью выбора ценностей и норм поведения, которые приняты в современном обществе.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом в познании социокультурной действительности, приобретении духовно-нравственных ценностей и усвоении правил и норм поведения в обществе. Именно на данном возрастном этапе происходит становление базиса личностной культуры ребенка.

Актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, одна из задач которого заключается в объединении обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Прежде всего, определим сущность рассматриваемых феноменов: «ценности», «духовно-нравственные ценности», «социокультурные ценности», «правила и нормы поведения в обществе».

Ценности представляют собой нравственные и эстетические нормы, которые выработаны человеческой культурой и являются продуктами общественного сознания. Любые ценности индивид усваивает в процессе социализации (М. А. Дьячкова).

Под духовно-нравственными ценностями понимаются установки и ориентиры, которые выступают в качестве идеала, эталона должного, определяющие отношение человека к объектам действительности и регулирующие его поведение и деятельность (М. А. Дьячкова).

К духовным ценностям относится идеал личности, как гражданина и патриота, который выступает как образец, цель и результат воспитания (И. М. Дуранов). Нравственные ценности представлены добром, справедливостью, свободой, милосердием, миром, честностью, верностью, долгом, благодарностью (С. И. Маслов).

Разделяя точку зрения ряда авторов (С. В. Кахнович, С. А. Козлова, М. Д. Маханева), мы определяем социокультурные ценности как совокупность устойчивых моральных норм и правил, культурных особенностей, которые характерны для общества на определенном этапе его развития. Социокультурные ценности представлены знанием и пониманием истории своей страны, бережным отношением к историческому прошлому народов России, уважением и сохранением лучших традиций своей семьи и своего народа, уважением к себе как к личности, развитыми коммуникативные навыки.

Соблюдение правил и норм поведения в обществе являются социальными нормами, т. е. общими правилами и образцами поведения, которые сложились в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

Обобщая вышесказанное, можем утверждать о необходимости организации такого образовательного процесса, который представлен специально организованным, развивающимся во времени и рамках определенной педагогической системы взаимодействием воспитателей и воспитанников, направленным на достижение целей и задач воспитания, обучения, образования и развития личности ребенка на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.

В своей педагогической деятельности мы активно организовываем образовательной процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения. Рассмотрим средства, формы, методы и педагогические условия, которые применяются нами при организации такого образовательного процесса.

Средствами формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в дошкольной образовательной организации являются обогащенная развивающая предметно-пространственная среда детского сада и семьи и культурные практики дошкольного детства (игровая, познавательная, трудовая, художественно-продуктивная театрализованная и музыкальная, социально значимая проектная деятельность, чтение художественной литературы, взаимодействие с социокультурным окружением).

Формы работы с детьми включают организованную образовательную деятельность, ситуации повседневной жизни, самостоятельную деятельность детей,

социокультурные праздники и досуговые мероприятия, экскурсии и целевые прогулки, кружковую работу, музейную деятельность детского сада, встречи с интересными людьми — носителями культуры, внтурисемейную и межсемейную творческую деятельность.

Приоритетом являются активные методы воспитания, а именно, длительные творческие игры, поисковый диалог, практические дела, социокультурные тренинги, метод проектов.

Педагогические условия организация образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения заключаются в едином ценностно-смысловом контексте взаимодействия участников образовательного процесса, культурологическом обогащении развивающей предметно-пространственной среды, актуализации ценностно-смысловых аспектов содержания примерной общеобразовательной программы дошкольного образования, педагогическом сопровождение семьи, повышении компетентности воспитателей в рассматриваемых вопросах.

Таким образом, проблема организации образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в дошкольном учреждении является весьма актуальной и требует дальнейшего рассмотрения и разработки методического обеспечения не только на уровне дошкольной организации, но и на других уровня, что способствовало бы полноценному и гармоничному развитию личности дошкольника в современных условиях.

4.4 Социальные ценности и нормы

Социальные ценности - это жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе следует достигнуть. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:

  • смысложизненные ценности - представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;
  • универсальные ценности - жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация, правопорядок;
  • ценности межличностного общения - честность, бескорыстие, доброжелательность;
  • ценности общественного признания - трудолюбие, социальное положение;
  • демократические ценности - свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет.

На основе социальных ценностей формируются социальные нормы.

Социальные нормы

Социальные нормы - установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми, социальными группами, общественными организациями 1.

Признаки социальных норм:

  • Являются общими правилами для членов общества.
  • Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.
  • Направлены на регулирование общественных отношений.
  • Возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.
  • Возникают в процессе исторического развития.
  • Их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.

Способы регулирования поведения людей социальными нормами:

  • Дозволение - указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
  • Предписание - указание на требуемое действие.
  • Запрет - указание на действия, которые не следует совершать.

Виды социальных норм

Социальные нормы многообразны по форме и содержанию, как и социальные отношения, которые они регулируют. Основные разновидности социальных норм:

Обычаи - Одобренные обществом массовые образцы действий, возникшие в результате их многократного повторения.

Традиции (по сути своей являются разновидностью обычая) - ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. п., унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они, как правило, почитаются большинством членов общества.

Нормы морали - правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе 2.

Правовые нормы - установленные или санкционированные государством правила поведения, выраженные в официальной форме и обязательные для исполнения.

Корпоративные нормы - правила поведения, установленные общественными организациями.

Политические нормы - правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданами, государством, социальными группами.

Религиозные нормы - правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями.

Нормы этикета - формальные правила поведения в заранее определенных ситуациях, нормы общения, сотрудничества.

Эстетические нормы - представления о прекрасном и безобразном в художественном творчестве, а также в поведении людей, повседневной социальной практике.

Выполнение норм, в зависимости от их вида, контролируется общественным мнением, соответствующими социальными институтами и официальными организациями, внутренними психологическими установками индивида.

По степени обязательности исполнения выделяют следующие виды норм:

  • побуждающие (стимулируют желательную для общества деятельность индивида);
  • запрещающие (указывают на действия, которые нельзя совершать, определяют границы дозволенного);
  • обязывающие (указывают на обязательные правила поведения и способы деятельности);
  • рекомендательные (указывают на желательные, но не обязательные варианты поведения).

По критерию формальности различают такие социальные нормы, как:

Писаные нормы формально зафиксированы в правовых актах (конституции, уголовном праве и др.), их соблюдение контролируется государством. Неписаные нормы представляют собой правила поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми актами 3.

Социальные нормы и ценности, их роль в современном обществе


Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представлен о том, как им действовать правильно, а как неправильно, в каком направлении прилагать свои усилия. При отсутствии подобного представления нельзя добиться согласованных действий. Таким образе человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют социальными нормами.

социальные нормы - совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа), организация, общество к своим членам в их взаимоотношениях друг с другом, с соц институтами с целью осуществления деятельности (поведения) установленного образца. Это всеобщие постоянно действующие предписания, предполагающие их практическую реализацию. Возникают вследствия потребности в определеном поведении. Важнейшей характеристикой нормы является ее общепризнанность и всеобщность.

Социальная норма является одной из сложных форм выражения социальных отношений. Она состоит из множества элементов, каждый из которых обладает различными свойствами, способными к тому же изменятся в достаточно широких пределах. В социальной норме находит воплощение общественная воля, осознанная социальная необходимость. Именно этим она отличается от так называемых квазинорм. Последние чаще всего носят грубый, насильственный характер, сковывают инициативу, творчество.

Социальная норма выполняет следующие функции. 1. Нормы призваны ориентировать и 2. регулировать поведение людей в различных ситуациях. Регулирующее воздействие состоит в том что, норма устанавливает границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижений. 3. социализирует личность; 4. оценивает поведение; 5. Предписывает модели должного поведения. 6. Средство обеспечения порядка.

Главное общественное предназначение социальной нормы может быть сформулировано как регуляция социальных отношений и поведения людей. Регулирование отношений через социальные нормы обеспечивает добровольное и сознательное сотрудничество людей.

Можно условно выделить следующие группы норм: 1. По носителям: общечеловеческие, нормы О, групповые. 2. По сфере деятельности: экономические нормы, политические нормы, культурные нормы, юридические нормы. 3. Существуют формальные и неформальные нормы. 4. По масштабу действия: общие и локальные. 5. По способу обеспечения: опирающися на внутренние убеждения, на общественное мнение, на принуждение.

Основные типы норм в порядке повышения их общественной значимости. 1. Обычаи - это просто привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности. Новые поколения людей воспринимают эти общественные способы жизни частично путем бессознательного подражания, частично путем сознательного обучения. При этом новое поколение выбирает из этих способов то, что ему представляется необходимым для жизни. 2. Нравственные нормы - идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. При этом члены той социальной общности, где действуют подобные нравственные нормы, разделяют веру в то, что их нарушение несет бедствие всему обществу. Члены другой социальной общности могут, конечно, считать, что по крайней мере некоторые из нравственных норм данной группы неразумны. Нравственные нормы передаются последующим поколениям не как система практических выгод, а как система незыблемых "священных" абсолютов. В результате нравственные нормы твердо устанавливаются и выполняются автоматически. 3.Институциональные нормы – совокупность специально разработанных норм и обычаев, касающихся важных моментов деятельности О, воплощенные в соц институтах. 4. Законы - это просто усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения




Нарушение норм вызывает конкретную и четкую негативную реакцию со стороны О, его институциональных форм, направленную на преодоление отклоняющегося от нормы поведения Виды санкций – негативные или позитивные, т.е. наказания или поощрения. Однако нормативные системы не являются застывшими и навсегда данными. Изменяются нормы, изменяется и отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Конформизм – полное принятие нормы; девиация – отклонение от нее. Резкие отклониния от нормы грозят стабильности О.

В общих чертах процесс становления и функционирования социальных норм можно условно представить в виде последовательно взаимосвязанных этапов. Первый этап – это возникновение и постоянное развитие норм. Второй – понимание и усвоение индивидумом системы социальных норм общества, социальной группы, личности, иначе говоря, это этап включения человека в обществе, его социализация. Третий этап – реальные акты, конкретное поведение индивида. Этот этап является центральным звеном механизма социально-нормативной регуляции. Именно на практике обнаруживается как глубоко вошли в сознание личности социальные нормы. Четвертым этапом процесса функционирования нормы выступает оценка и контроль за поведением человека. На этом этапе выявляется степень соблюдения или отклонения от нормы.

Ценности– разделяемые в О убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Соц ценности – значимые идеи, явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям и интересам О, групп, личности.

Ценность – есть цель сама по себе., к ней стремятся ради нее самой, т.к. она идеал. Это то, что ценится, то, что для человека значимо, что определяет жизненные ориентиры его поведения и признается обществом как таковое. Ценностное содержание явлений побуждает человека к деятельности. Постоянно находясь в мире альтернатив, человек вынужден выбирать, критерием чего становятся ценности.

В рамках «структурного функционализма» Парсонса социальный порядок зависит от существования общих разделяемых всеми людьми ценностей, которые считаются легитимными и обязательными, выступая в качестве стандарта посредством которого отбираются цели действия. Связь между социальной системой и системой личности осуществляется через интернализацию ценностей в процессе социализации.

Ценности меняются вместе с развитием общества. Они формируются на основе потребностей и интересов, однако не копируют их. Ценности – это не слепок потребностей и интересов, а идеальное представление, которое не всегда им соответствуют.

Ценностные ориентации – продукт социализации индивидов, т.е. освоения общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как к членам социальных групп, общностей и общества в целом. ЦО внутренне обусловлены, они формируются на базе соотнесения личного опыта с бытующими в социсе образцами культуры и выражают собственное представление о должном, хар-ют жизненные притязания. Несмотря на неоднозначную трактовку понятия «ценностные ориентации», все исследователи сходятся во мнение о том, что ценностные ориентации выполняют важную функцию регуляторов социального поведения индивидов.

В рамках «структурного функционализма» Парсонса социальный порядок зависит от существования общих разделяемых всеми людьми ценностей, которые считаются легитимными и обязательными, выступая в качестве стандарта посредством которого отбираются цели действия. Связь между социальной системой и системой личности осуществляется через интернализацию ценностей в процессе социализации.

Франкл показал, что ценности не только управляют действиями, они выполняют роль смыслов жизни и составляют три класса: ценности творчества; ц. переживания (любовь); ц. отношения.

Классификация ценностей.1. Традиционные (ориентированы на сохранение и воспр-во сложившихся норм и целей жизни) и современные (возникают под влиянием изменений в О жизни). 2. Базовые (хар-ют основные ориентации людей в жизни и основных сферах деятельности. Формируются в процессе первичной социализации, затем оставаясь достаточно стабильными) и второстепенные. 3. Терминальные (выражают важнейшие цели и идеалы, смыслы жизни) и инструментальные (одобряемые в данном О средства достижения целей). 4. Возможна иерархия от низших ценностей к высшим.

Н. И. Лапин предлагает свою классификацию ценностей, базируясь на следующих основаниях:

По предметному содержанию (духовные и материальные, экономические, социальные, политические и др.); По функциональной направленности (интегрирующие и дифференцирующие, одобряемые и отрицаемые); По потребностям индивидов (витальные, интеракционистские, социализационные, смысложизненные); По типу цивилизации (ценности обществ традиционного типа, ценности обществ типа modernity, общечеловеческие ценности).

Читайте также: