Сенсорное воспитание фундамент умственного развития ребенка родительское собрание презентация

Обновлено: 18.05.2024

Сенсорное воспитание детей раннего возраста (из опыта работы)

Слайд 1 В отечественной педагогике дошкольное воспитание является важным этапом, определяющим все дальнейшее развитие ребенка.

Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема развития восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т.п. Сенсорная культура обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей.

После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение.

Слайд 2 Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Слайд 3 Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Слайд 4 Цельюсенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей.

На этой основе выделяются следующие задачи:

  • Формирование у детей систем перцептивных действий
  • Формирование у детей систем сенсорных эталонов
  • Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности

Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, т.е. усвоения меры качеств – эталонов, выработанных человечеством.

Слайд 5 Эталонная система для детей дошкольного возраста включает в себя:

  • Основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый;
  • Пять форм; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
  • Три величины; большая, средняя, маленькая.

В сенсорном развитии, так же как и в умственном, физическом развитии определены требования программы.

Слайд 6 Требования программы по сенсорному воспитанию с 1,6 до 2 лет:

  • ориентироваться в 3-4 цветах, некоторые называть, подбирать по образцу;
  • ориентироваться в трех и более контрастных величинах (собирать трехместную матрешку и другие вкладыши после показа);
  • собирать пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин;
  • соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);
  • в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии, называть то, что рисует.

Слайд 7, 8 Требования программы по сенсорному воспитанию детей с 2до 3 лет

  • ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу
  • ориентироваться в трех и более контрастных величинах
  • собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины
  • соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске)
  • составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков
  • различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма)
  • ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник)
  • сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине
  • выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой
  • в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии

В 2010-2011 году возраст детей в нашей группе был с полутора до двух лет.

В начале года я провела диагностику по выявлению у детей различных умений и навыков, т. е. определила уровень подготовленности детей к обучению. За основу мною были взяты комплексы показателей из работы специалиста по раннему детству Е.Б. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели)».

Слайд 9 Были проверены сенсорные способности малышей. Я выяснила, что лишь небольшая часть из них различает основные цвета и размеры, а форму пытались различать и различали единицы.

В работе я наметила следующие условия для выполнения задач:

♦ использование дидактических игр,

♦ создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной.

Работа проводилась поэтапно. Сначала учила детей различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывала со словом. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагались дидактические игры: «Грибочки по местам», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Разноцветные поляны», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Нарядим солнышко» и др. Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же полочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные» Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по признаку цвета, величины. Я постоянно разнообразила дидактический материал. Использовала и игры‑самоделки: «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери чашки к блюдцам», лото «Цвет и форма», мобиль «Карусель» и др., которые вызывали у ребят интерес. Они увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону.

Учитывая особенности восприятия детьми цвета, я использовала сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать четыре основных цвета, были введены для ознакомления белый и черный цвета. Я старалась также подобрать игрушки и предметы интенсивной окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь мышку» и «Нарядим солнышко», цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре «Нарядим солнышко» перед детьми было представлено обиженное солнышко, которое не нарядили к празднику. И ребятам предлагалось подарить ему косички с бантиками, т.е. нужно было к косичке подобрать бантик и подарить солнышку. В этой игре использовались и оттенки цветов. Но от детей не требовались названия цветов. Игры малышам понравились, они правильно подбирали тождественные цвета.

Слайд 10 Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, я заметила особый интерес к уголку ряжения. Мною были сшиты юбочки с ободочками синего, красного, желтого и зеленого цветов. При одевании юбочки нужно было подобрать ободок такого же цвета.

Работу по цветовосприятию продолжила в сюжетно-ролевой игре «Дом». Кукле в зеленом платье нужно было налить чай в зеленую кружку и поставить кружку на тарелку такого же цвета, кукле в синем платье соответственно поставить синюю кружку и синюю тарелку и т.д.

Я учила ребят узнавать цвет и по словесному объяснению. Используя тот же дидактический материал, предлагала детям найти предметы заданного цвета: «Подари желтый бантик. Возьми красный шарик. Надень синюю юбочку и т.д.»

Слайд 11 Работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагались задания в облегченном варианте.

Слайд 12 Проводилась работа и с родителями. Были проведены и оформлены консультации. Подробно рассказала родителям на родительском собрании о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Оформлялась выставка дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов, Объясняла взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома.

Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей нашей группы.

Слайд 13 - 16 В конце учебного года вновь была проведена диагностика, которая проводилась по основным показателям, предложенным Е.Б. Волосовой в книге «Развитие ребенка раннего возраста». Проведенная диагностика показала большой скачок знаний и умений к концу учебного года по всем разделам программы сенсорного воспитания.

Условные обозначения:

«-» - норматив ребёнок не выполняет, еще им не заинтересован

«v» - ребёнок делает попытки к выполнению норматива, проявляет к нему интерес

«+» - норматив ребёнок выполняет с интересом, правильно.

Познавательное развитие

Цветовой гнозис

Восприятие формы )

Художественная сфера (мелкая моторика

Подводя итог, можно сказать, что проведенная работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития. Совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И эти задачи были выполнены на высоком уровне.

В результате сенсорного воспитания дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

Слайды 17 - 27

В связи со сказанным становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного развития ребенка.

Родительское собрание тема: «Сенсорное воспитание - фундамент умственного развития ребенка» - презентация
презентация по коррекционной педагогике

название Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» «Игровой комплекс – Игро град» д ети разновозрастной группы «Лучики» компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (4 – 7 лет) Ильина Елена Павловна воспитатель : г. Советский

Актуальность Бизиборд - гениальное изобретение Мари Монтессори. Интересная развивающая доска успешно используется для игры и развития детей: Развитие мелкой моторики Формирование определенных умений, знаний Развивающая доска успешно решает каждую из них

Задачи: Формировать общие сенсорные способности, умение общаться со своими сверстниками и с взрослыми Развивать мелкую моторику рук, закреплять навыки действий с различными предметами Воспитывать познавательный интерес, любознательность

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Родительское собрание"Сенсорное воспитание -фундамент умственного развития ребенка"

Конспект родительского собрания для 2младшей группы.

Сенсорное развитие (чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к .

Презентация "Сенсорное воспитание - фундамент умственного развития ребенка"

Презентация "Сенсорное воспитание детей младшего возраста".


Мастер-класс «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка»

Вашему ребенку исполнилось 3 года. Он поднимается на новую ступень своего развития. Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой, и над тем, что можно сделать для того чтобы он вырос умным, честным.


Сценарий родительского собрания в младшей группе на тему: «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития ребенка»

Я хочу поделиться своим опытом работы с детьми и познакомить родителей сенсорными дидактическими играми, в которые мы играем вдетском саду и в которые мы советуем играть дома.


Родительское собрание тема: «Сенсорное воспитание - фундамент умственного развития ребенка» (младшая группа № 2 «Солнышко»)

Презентация "Сенсорное воспитание - фундамент умственного развития ребенка"
презентация к занятию (младшая группа) по теме

ГЛАВНЫМ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЯВЛЯЕТСЯ : Посмотрите на жизнь вы глазами детей, Сколько радостей, сколько открытий. Шаг за шагом С ребёнком смелей Вы по этой планете идите. Расскажите о звёздах, о синих морях, Вместе пойте, творите, мечтайте. Как прекрасная фея, В чистых, юных сердцах Огоньки доброты зажигайте. Т. Шикалова

1.Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие ребенка? Да - 88% Нет - 12% Не знаю . – 0% 2.Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте: Считаю нужным - 94% Не считаю нужным – 0% Затрудняюсь ответить . – 6%

3.Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка: Да - 71% Нет – 0% Не знаю . – 29% 4.Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании: Информация отсутствует – 12% Я не обращаю внимания на информацию – 24% Информация интересная, но не имеет практической значимости для меня – 6% Наглядная информация интересна и полезна для меня . – 53%

5.Как Вы оцениваете уровень развития у Вашего ребенка всех видов восприятия: Высокий – 24% Средний - 71% Низкий. - 6% 6.Есть ли у Вас дома игры по сенсорному воспитанию: Да -76% Нет -12% Не знаю . -12% 7.Как часто Вы занимаетесь ими с ребенком: Ежедневно 18% 2-3 раза в неделю -65% Не занимаюсь совсем . – 17%

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КОТОРОЕ ЛУЧШЕ ВСЕГО РАЗВИВАЕТСЯ У ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ ИГРЫ

ИГРАЯ РЕБЕНОК ПОЗНАЁТ МИР А ВОСПИТАТЕЛЬ РЕШАЕТ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ, А ИМЕННО

МАНИПУЛЯЦИЯ С ПРЕДМЕТАМИ РАЗЛИЧНОЙ ФОРМЫ И СТРУКТУРЫ ПОЛЕЗНА ДЛЯ ДЕТСКОЙ РУКИ ОНА РАЗВИВАЕТ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ ДЕТЕЙ И ПОЛОЖИТЕЛЬНО ВЛИЯЕТ НА ИХ РЕЧЬ

РИСОВАНИЕ ТАК ЖЕ НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ВЕДЬ ОНО, КАК И ИГРА, ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ МАЛЫШАМ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Родительское собрание"Сенсорное воспитание -фундамент умственного развития ребенка"

Конспект родительского собрания для 2младшей группы.

Сенсорное развитие (чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к .


Мастер-класс «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка»

Вашему ребенку исполнилось 3 года. Он поднимается на новую ступень своего развития. Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой, и над тем, что можно сделать для того чтобы он вырос умным, честным.


«Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка»

В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры. Успешность умственного, физического, эстетического вос.


Сценарий родительского собрания в младшей группе на тему: «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития ребенка»

Я хочу поделиться своим опытом работы с детьми и познакомить родителей сенсорными дидактическими играми, в которые мы играем вдетском саду и в которые мы советуем играть дома.


Родительское собрание тема: «Сенсорное воспитание - фундамент умственного развития ребенка» (младшая группа № 2 «Солнышко»)

Сенсорное воспитание — основа умственного воспитания дошкольников

Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития детей. Оно упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает наблюдательность, внимание, воображение, позитивно влияет на эстетическое чувство, готовит к реальной жизни, дает ему возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, влияет на расширение словарного запаса малыша, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Основные задачи сенсорного воспитания,которые решает наш педагогический коллектив:

- создать оптимальные условия для сенсорного воспитания детей;

- содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими формы, цвета, величины;

- обогатить чувственный опыт воспитанников посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности.

Реализация поставленных задач решается по трем направлениям: работа с педагогами, работа с детьми и взаимодействие с родителями.

Системная целенаправленная работа с учетом запросов каждого конкретного педагога способствует существенному росту уровня профессиональной компетентности и повышению качества образовательного процесса. Мы считаем, что сенсорная деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, развивающая предметно-пространственная среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности.

Организация работы по сенсорному воспитаниюв детском саду построена:

- для развития мелкой моторики и речи

- для восприятия формы и величины

- для формирования цветового восприятия

- для слухового развития

- для развития тактильных ощущений и обоняния - для художественно-творческого развития - для элементарного экспериментирования - для развития интеллектуальных и конструктивных способностей. Вся мебель в группах размещена таким образом, что площадь максимально освобождена для игр и подвижной деятельности детей. При оснащении сенсорных центров в группах, мы большое внимание уделяем разнообразию предметов, материалов, пособий, способствующих обогащению сенсорных впечатлений и формированию сенсорных эталонов. Все оборудование находится в доступном для детей месте. Дети знают, где расположены игры, игрушки и т. д. Дидактические игры, материалы пополняются по мере необходимости, подобраны в соответствии с требованием образовательной программы ДОУ и способствуют совершенствованию сенсорного опыта детей.

6,7,8 слайды В группе «Брусничка» была создана сенсорная стена, где дети изучают и закрепляют цвет, форму и величину. Как известно, большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают шесть цветов, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. При знакомстве детей с признаками предметов мы опираемся на принцип «трехступенчатого урока» (Марии Монтессори): 1. Сначала происходит презентация нового свойства ребенку (например, взрослый называет и показывает карточку красного цвета). 2. Затем педагог предлагает различные задания на закрепление осваиваемого понятия (игра «Покажи такого же цвета»). 3. Самостоятельное называние ребенком освоенного понятия (взрослый задает вопрос: «Какого цвета этот предмет?»).

Сенсорное воспитаниедетей в детском саду осуществляется через разные формы работы: - создание сенсорного уголка в группе; - игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия; - фронтальные и подгрупповые занятия; - развлечения; - занятия "Предметы вокруг нас".

Мы стараемся, чтобы сенсорное воспитаниепроходило через разнообразные виды деятельности:

- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; - экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто) - общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; - самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.,

- восприятие смысла потешек, сказок, песенок,

- двигательная активность. Мы все знаем, что в развитии ребенка ведущая роль принадлежит взрослому. Организация деятельности по сенсорному воспитанию опирается на личностно ориентированный подход. Особое внимание при организации образовательного процесса уделяем комфортному состоянию ребенка в разнообразных играх, занятиях, упражнениях. В подтверждение правильности нашей работы, самую высокую оценку мы получали от детей, когда видим их эмоции от полученного результата. Мы считаем, что успешность сенсорного воспитания в значительной степени зависит от того, как формируется процесс зрительного, слухового, осязаемого восприятия. Деятельность коллектива ДОУ по сенсорному воспитанию не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с семьями воспитанников. 17,18,19, 20 слайды Для этого характерно, что родители являются неотъемлемой частью, между педагогами и родителями сложились, партнерские, доверительные отношения. Педагоги проводят для родителей целенаправленную работу по сенсорному воспитанию: - родительские собрания «Сенсорное воспитание: средства, формы, методы»; «Развитие сенсорных способностей детей посредством движений и речи»; - конкурс «Рисуем вместе с мамами и папами»; - тематические выставки пособий по сенсорному воспитанию; - практические рекомендации «Игры с песком», «Игровые комплексы для детей раннего возраста», «Пальчиковые игры», «Формирование зрительно-двигательной координации», «Развитие творчества ребенка»; - консультации «Влияние движений, речи на развитие сенсорного восприятия малышей», «Роль изобразительной деятельности в сенсорном развитии детей», Сенсорные игры в жизни ребенка». 21 слайд

Таким образом, опыт работы нашего детского сада показал, что созданная система по сенсорному воспитанию детей приносит положительные результаты, а сенсорное воспитание, как известно, является фундаментом гармоничного развития детей.

Родительское собрание в младшей группе «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития»

Родительское собрание в младшей группе «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития»

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

— дать необходимую информацию о сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста, и о его значимости;

— представить родителям пособие, способствующее сенсорному развитию детей, направленное на развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов;

— укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

План собрания:

1. Подготовка места проведения собрания и оборудования.

2. Оформление стенда, выставки по теме (дидактические игры, игрушки, консультации, пособия, литература).

3. Изготовление буклета для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

4. Изготовление представляемого пособия- «Учимся, играя!»

II. Вступительный этап

III. Основной этап

Неслучайно я начала собрание с этих слов, так как речь сегодня пойдет о сенсорном воспитании детей раннего возраста. А знаете ли Вы, что такое сенсорное развитие?

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

В раннем возрасте малыш приобретает первоначальные знания о жизни через органы чувств, развитие которых идет очень интенсивно в период от 0-3 лет. Необходимо предоставить ребенку как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений,а также обучить его перцептивным действиям: осматриванию, выслушиванию, опробованию.

Сенсорныеощущения могут быть разными:

• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;

• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;

• вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда;

• осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов;

• обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира.

Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту и многообразие окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно – запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях. Задача взрослого – расширить и углубить естественные для его возраста стороны развития. И сделать это можно различными способами. Один из них — это игра. Ведь игра-это ведущий вид деятельности маленького человека, главный источник развития. Чтобы помочь малышу познакомиться с многочисленными новыми понятиями, нужно просто поиграть. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но ее цель-познание мира, остается неизменной.

Игры по сенсорному развитию помогают развивать мелкую моторику рук малыша, представление о цвете, форме, величине предметов, воспитыватьнравственные качества: доброту, умение замечать красоту вокруг себя и бережное отношения к ней.

Родители, чтобы Ваш ребенок вырос любознательным, отзывчивым, умным, общительным — воспользуйтесьнекоторыми рекомендациями:

• Не поддавайтесь иллюзии, что Вы обо всем уже знаете. Открывайте мир с вашим ребенком!

• Задавайте ребенку как можно больше вопросов.

• Всегда внимательно выслушивайте ребенка и никогда не иронизируйте над ним. Уважайте его интеллектуальный труд.

• Проводите совместные опыты и наблюдения.

• Поощряйте самостоятельность и инициативу.

• Фантазируйте, играйте, открывайте!

Благодарю вас за внимание! Всем большое спасибо! До свидания.

Публикации по теме:

Консультация «Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка»

Консультация «Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка» "Сенсорное воспитание – основа умственного развития ребенка". Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование.

Родительское собрание «Сенсорное развитие ребенка» во второй младшей группе

Родительское собрание «Сенсорное развитие ребенка» во второй младшей группе Форма мастер-класс Цель - заинтересовать родителей осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию.

Родительское собрание тема во второй младшей группе «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» Родительское собрание в второй младшей группе. Тема «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста». Воспитатель Комарова.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Воспитание здорового образа жизни с ранних лет» Родительское собрание в группе раннего возраста «Воспитание здорового образа жизни с ранних лет» Цель: 1. Сплочение родительского коллектива;.

Родительское собрание в старшей группе «Толерантное воспитание» Родительское собрание в старшей группе по теме «Толерантное воспитание» Цель: познакомить родителей старшей группы детского сада с понятием.

Родительское собрание в старшей группе Тема: «Воспитание без наказания» Ход собрания Горит свеча, и язычок огня Трепещет и манит, и радует меня, И заставляет думать о пути, Что нашим детям суждено пройти. Добро.

Родительское собрание во второй младшей группе «Экологическое воспитание детей»

Родительское собрание во второй младшей группе «Экологическое воспитание детей» Экологическое воспитание в наше время становиться важнейшим направлением педагогики детства. Почему? В – первых, экологически грамотное.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятияи формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т. п. в раннем возрасте наиболее благоприятно для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду и школе.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминания, мышления, воображение – строится на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображенным предметом, ребенок должен достаточно четко уловить особенности его формы, цвета.

Конструирование требует исследования формы предмета (образца) его строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющего материала.

Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, об их сезонных изменениях.

В раннем возрасте ведущим видом деятельности ребенка – является предметная деятельность. Именно она оказывает наибольшее влияние на его развитие, поэтому и называется ведущей. В ней происходит познание окружающего мира. Дети познают разнообразные предметы быта, природные материалы, овладевают действиями с ними в соответствии с их назначением, т. е. развивается предметно – орудийная деятельность, в процессе которой обогащается познание свойств, качеств окружающего мира.

Так в процессе действий с предметами выделяются их признаки: цвет, форма, величина, предметы сравниваются между собой и обобщаются по данному признаку наглядно – действенным способом.

Происходит накопление чувственного опыта, который ребенок не может выразить словами, он практически усваивает окружающую его действительность и это важно. Таким образом, идет интенсивное сенсорное развитие; на его основе происходит умственное развитие ребенка.

Большое значение имеет в сенсорном воспитании – формирование у детей представлений о сенсорных эталонов общепринятых образцах внешних

свойств, предметов. В качестве сенсорных эталонов выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте насыщенности.

В качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер.

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс. Необходимо иметь четкие представления о разносторонностях каждого свойства.

Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для устного усвоения многих учебных предметов в школе. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.

На первом году жизни основная задача состоит в представлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии, внимания к свойствам предметов. Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания.

На втором – третьем году жизни задачи сенсорного воспитания усложняются. Ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. очень важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Достаточно,чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же».

Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, целесообразно организовывать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Поэтому им предлагают накладывать предмет друг на друга, чтобы сравнить по форме, величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета.

К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, далее начинается усвоение им сенсорной культуры.

Сенсорным эталоном в области цвета служат так называемые хроматические (цветные) цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвет – (белый, серый, черный).

Эталонами формы служат геометрические фигуры. Усвоение эталонов формы, предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником.

Важное, значение имеет вопрос о целесообразности использования при обучении детей в качестве эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные фигуры отображают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета – его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных и плоскостных предметов.

Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина – относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер, словами (большой, маленький, самый маленький).

Сенсорное воспитание тесно переплетается здесь с развитием мышления ребенка. Знакомство с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия.

В детском саду детей учат группировать предметы, различающие по форме, величине, по цвету.

Более сложным является обучение детей обследованию формы предметов. Каждую фигуру сравнивают с рядом предметов сходной с ней формы, предметы группируются вокруг соответствующих фигур. Затем осуществляется переход к словестному обозначению формы предметов (круглый, квадратный, овальный).

На всех этапах обучения действиям по обследованию формы может использоваться прием обведения детьми контура предмета и его частей. Он помогает сопоставлению обводимой формы с усвоенными эталонами.

При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера. Для детей трех лет является выбор на глаз большого (или меньшего) предмета из двух, затем выбор предмета по образцу. Так выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец плоской бумаги, затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины.

Восприятие величины связано не с выделением и объединением частей сложного целого, а с выделением разных измерений величины предмета – длины, ширины, высоты. Правильным путем является сопоставление предметов по данным измерения. Нельзя забывать, что сами измерения предмета носят относительный характер, их определение зависит от его положения в пространстве.

Основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до шести лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями.

На втором – третьем году дети должны выделять цвет, форму, величину.

На четвертом году формируют устойчивые представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способом обследования предметов; их группировке по цвету, форме, вокруг эталонов – образцов, последовательному осмотра и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

«Сенсорная культура и умственное развитие ребенка» Л. А. Венгер.

Публикации по теме:

Сенсорное развитие дошкольников как фундамент полноценного умственного развития Сенсорное развитие играет огромную роль в полноценном развитии личности ребёнка. От того, как хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее;.

Презентация, доклад Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста как основа умственного воспитания и познавательного развития

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста как основа умственного воспитания и познавательного развития. Презентация на заданную тему содержит 40 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

Презентации » Педагогика » Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста как основа умственного воспитания и познавательного развития

Презентация, доклад на тему Сенсорное воспитание- фундамент умственного развития ребенка

Презентация на тему Сенсорное воспитание- фундамент умственного развития ребенка, предмет презентации: Детские презентации. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 25 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации


Текст слайда:

"Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития ребенка"

Подготовила: Гарайкина Дарья Васильевна

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Текст слайда:

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: 1.Познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3 -4 лет, направленных на последовательное развитие

Текст слайда:

Задачи:
1.Познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3 -4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве.
2.Активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания.
3.Укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

«Игра пронизывает всю жизнь ребенка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьезное дело. У него есть

Текст слайда:

«Игра пронизывает всю жизнь ребенка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьезное дело. У него есть страсть, и ее надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра»

Текст слайда:

Дидактическая игра «Какой мяч»

Сенсорное развитие ребенка - этоЭто развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Текст слайда:

Сенсорное развитие ребенка - это

Это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Существует 5 сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: ЗрениеСлухОсязание ОбоняниеВкус

Текст слайда:

Существует 5 сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир:

Каково же значение сенсорного воспитания?

Текст слайда:

Каково же значение сенсорного воспитания?

Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность.

Текст слайда:

Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность.


Конкурсные работы

roditelskoe-otnoshenie-kak-uslovie-adaptacii-rebenka-k-dou

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

План собрания:

I. Организационный этап:

1. Подготовка места проведения собрания и оборудования.

2. Оформление стенда, выставки по теме (дидактические игры, игрушки, консультации, пособия, литература).

3. Изготовление буклета для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

4. Изготовление представляемого пособия- «Учимся играя!»

II. Вступительный этап

III. Основной этап

Неслучайно я начала собрание с этих слов, так как речь сегодня пойдет о сенсорном воспитании детей раннего возраста. А знаете ли Вы, что такое сенсорное развитие?

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

В раннем возрасте малыш приобретает первоначальные знания о жизни через органы чувств, развитие которых идет очень интенсивно в период от 0-3 лет. Необходимо предоставить ребенку как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям: осматриванию, выслушиванию, опробованию.

Сенсорные ощущения могут быть разными:

• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;

• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;

• вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда;

• осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов;

• обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира.

Это книга поможет Вам развивать мелкую моторику рук малыша, представление о цвете, форме, величине предметов, воспитывать нравственные качества: доброту, умение замечать красоту вокруг себя и бережное отношения к ней.

Хочу представить вашему вниманию презентацию, в которой подробно познакомитесь с моим пособием.

  • Не поддавайтесь иллюзии, что Вы обо всем уже знаете. Открывайте мир с вашим ребенком!
  • Задавайте ребенку как можно больше вопросов.
  • Всегда внимательно выслушивайте ребенка и никогда не иронизируйте над ним. Уважайте его интеллектуальный труд.
  • Проводите совместные опыты и наблюдения.
  • Поощряйте самостоятельность и инициативу.
  • Фантазируйте, играйте, открывайте!

Благодарю вас за внимание! Всем большое спасибо! До свидания.

Используемая литература:

2. Сенсорное развитие детей раннего возраста: Методическое пособие для воспитателей и родителей/ Под редакцией Е.А. Янушко.-М.: Мозайка-Синтез, 2010.

Автор: Мурашова Анна Константиновна, воспитатель МБДОУ №49 «Росинка», Красноярский край, г.Канск, Россия.

Читайте также: