Развитие певческого дыхания фундамент вокальных навыков

Обновлено: 03.05.2024

Вокальное дыхание и его развитие

Голос человека – совершеннейший музыкальный инструмент. Но для получения качественных звуков надо иметь не только здоровый голосовой аппарат, но и регулярно тренировать его. Певческое дыхание, в отличие от обычного, базируется на трех этапах: вдох, задержка и выдох. Вдох более короткий, а выдох удлиненный. От правильности выполнения каждой фазы зависит длительность исходящего звука и тембровый окрас.

Содержание

Типы дыхания

На практике, в чистом виде типы певческого дыхания не встречаются. В теории выделяют 4 типа:

  1. Ключичный. Не дает возможности контролировать скорость звукоизвлечения, голос получается малоподвижным, то есть не подходит для пения.
  2. Грудное. Свойственно женщинам, при котором работают межреберные мышцы. Не подходит для пения, ограничивает подвижность гортани и способствует напряжению мышц горла.
  3. Брюшное. Базируется на работе диафрагмальных мышц.
  4. Смешанное. Задействует брюшной отдел и грудиной.

Важно!

Современная школа вокала считает, что целесообразно использовать смешанный тип.

Ключичное

В процесс включается верхняя часть грудного отдела, плечи и шея. Правильное дыхание во время пения по этому типу невозможно, является поверхностным. Голосообразование затруднено, все шейные мышцы напряжены. В жизни встречается во время занятий спортом, в частности бегом или при повышенной температуре тела. Нередко наблюдается у начинающих вокалистов.

Чтобы избавиться от ключичного дыхания во время пения, необходимо постоянно следить за плечами и постоянно мысленно опуская их, постепенно переходить на брюшное и смешанное.

Грудное

Его еще называют реберное. При его использовании ребра верхней части грудной клетки расширяются, воздух равномерно поступает в легкие. Верхние ребра активно работают, но диафрагма выполняет пассивную функцию, лишь следует за движениями легких.

Итальянская музыкальная школа в начале XIX века отдавала предпочтение именно этому типу. Сейчас используется для звукоизвлечения в высокой тесситуре, рулад, пассажей и трелей.

Как правильно дышать при пении

Брюшное

Для дыхания требуется оставить грудную клетку в покое, живот немного выдвинуть. В этот момент будет происходить фактически противостояние между брюшным прессом при выдохе и диафрагмой на вдохе. Выделяют нижнебрюшное и верхнебрюшное, в зависимости от того, в каком отделе диафрагмы больше сокращаются мышцы. В первом случае работает нижняя часть, а во втором подложечная область.

Интересно!

Нижнебрюшное пение свойственно мужчинам, а верхнебрюшное – женщинам.

Смешанное или диафрагмальное

Этот вид дыхания обеспечивает максимальный объем воздуха. Считается, что именно он является оптимальным выбором для пения.

Увеличение объема происходит за счет прохождения воздуха через носоглотку, трахею и бронхи. И только после этого он попадает в легкие. Диафрагма прижимается книзу, а нижние ряды ребер разводятся в стороны.

Фазы дыхания

В жизни, для дыхания используется только 2 фазы: вдох и выдох. Правильное дыхание при пении предполагает еще задержку воздуха и распределение таким образом, чтобы хватило не только на звукообразование, но и на последнюю фазу.

Фазы дыхания в вокале:

  • вдох;
  • задержка дыхания;
  • выдох.

Для получения качественных звуков необходимо отработать каждую фазу. Сделать это можно с преподавателем на занятиях вокалом для взрослых.

Как правильно дышать во время пения

Как правильно брать вдох

Брать вдох надо носом и ртом. Вдох производится бесшумно, быстро и глубоко. Ребра расправляются, а диафрагма сокращается. В мышцах не должно быть никакого напряжения.

Постановка певческого дыхания начинается именно с отработки фазы вдоха. Правильное выполнение предполагает соблюдение следующих правил:

  • вдох активный, но незаметный, для слуха и взора окружающих;
  • осознанный контроль со стороны вокалиста за процессом;
  • захват воздуха идет по принципу полузевка;
  • вдох проводит чуть раньше, чем начинается фонация.

Важно!

Если образовался излишек воздуха, то выдохнуть его лучше после окончания текста, но обязательно перед новым вдохом.

Задержка дыхания

Воздух сразу не выпускается, как при пении, а удерживается в легких. Перед атакой звуком практически полностью останавливается процесс дыхания. Диафрагма в этот момент опущена, нижние части ребер раздвинуты, а передняя часть живота готова к сокращению.

Эта фаза является моментом, когда происходит фиксация вдыхательной установки и позволяет устранить потерю дыхания на начальной стадии.

Правильное дыхание при пении

Выдох

Певческие звуки появляются именно на этой фазе. Перед началом пения, верхняя часть голосового аппарата должна перейти в форму будущей фонации. Слегка опускается нижняя челюсть, зев открывается. Важнейшая задача вокалиста в этот момент – превратить воздух в звуковые волны. Это возможно сделать только при полном контроле дыхания.

Выдох должен быть плавным, с качественным напором. Не должно наблюдаться опадение певческого объема грудной клетки. Если дыхательной поддержки недостаточно, то следует сделать еще одну мгновенную задержку воздуха и только после этого начать голосоведение.

Упражнения для правильного дыхания

Для развития певческого дыхания по постановки дикции и голоса разработано множество упражнений. Они позволяют сформировать равномерность вдоха и выдоха, снять лишнее напряжение в области гортани, удлинить выдох и укрепить мышцы диафрагмы.

К самым распространенным и эффективным упражнениям для развития певческого дыхания относят:

  • отработка дыхания животом;
  • отработка основных фаз;
  • чередование;
  • удлинение времени задержки воздуха;
  • разработка диафрагмы;
  • контроль продолжительности фазы выдоха.

Существует еще множество упражнений для развития вокального дыхания, все они чем-то похожи друг на друга и имеют одну цель. Самое главное не лениться и выполнять их регулярно, в противном случае добиться хороших результатов в пении не получиться.

Упражнения для дыхания вокал

Отработка дыхания животом

Если в жизни для дыхания не используете живот, то перед началом обучения вокалу придется приобрести этот навык. Для упражнения следует:

  • принять горизонтальное положение, на полу или диване;
  • положить руки на бока, таким образом, чтобы большие пальцы находились по центру живота;
  • начинайте дышать исключительно животом.

После того как будет получаться дышать при помощи живота, можно переходить к брюшному дыханию в другой позе: стоя или сидя на стуле. В этих положения грудная клетка и плечи должны быть ровными, не скакать.

Интересно!

Практиковаться можно в любом месте, в транспорте, на работе, в магазине. Чем чаще будете выполнять упражнение, тем быстрее научитесь дышать животом не задумываясь.

Отработка основных фаз

Упражнение можно выполнять в вертикальном положении, сидя. Вдох и выдох делается за 1 секунду только ноздрями, обязательно активно и плавно. Работа дыхательного аппарата должна походить на движения насоса. Беспрерывно повторять 3-4 раза.

Другая вариация упражнения на дыхание – все так же, как в первом случае, но с использованием 1 ноздри, с одновременным зажатием другой, при помощи пальца. Затем зажимается другая ноздря и упражнение повторяют без перерыва 3-4 раза.

Чередование

Упражнение поможет укрепить и развить всю дыхательную систему. Для выполнения потребуется зажимать поочередно одну, потом другую ноздрю. Сначала зажимается правая, вдох через левую, далее наоборот, зажимается левая и выдох производится через правую. Повторять 3-4 раза, затем вдыхать через правую, а выдыхать через левую.

Упражнения для развития певческого дыхания

Необходимо следить, чтобы обе фазы были одинаковые по времени – 1 секунда. Лучше проконтролировать правильность выполнения упражнения поможет хороший преподаватель вокала.

Удлинение времени задержки воздуха

Для пения очень важно научиться задерживать воздух максимально долго. Для тренировки необходимо вдохнуть при помощи живота и задержать воздух. После этого начать отчет, вначале это будет не более 15 раз. Упражнение необходимо повторять регулярно, чтобы увеличить время. Главное не выдыхать на счете.

Работа над певческим дыханием

Разработка диафрагмы

Дыхание в пении предполагает использование не только живота, но и диафрагмы, поэтому очень важно научиться ее контролировать. Для этого через нос делается укороченный, резкий вдох. Выдох длинный. Делают его через губы, которые складывают трубочкой, должно получиться что-то наподобие подготовки к свисту. Во время вдоха, обязательно должно быть ощущение толчка в области диафрагмы. Для контроля, ладони рук необходимо положить на ребра внизу.

Во время выполнения выдоха должно ощущаться легкое напряжение в области мышечного пояса. Упражнение улучшает работу всего дыхательного аппарата и должно выполняться минимум 3-4 раза за репетицию.

Контроль продолжительности фазы выдоха

Вначале делается через нос короткий вдох. Выдох удлиненный, обязательно производится через узкое отверстие рта, при котором должен получиться свистящий звук. Воздух должен проходить через щель, которую формируют при помощи языка и твердого неба.

В дальнейшем это упражнение станет настоящей находкой для правильного произношения фонемы «ссс….». Фаза выдоха удлиняется на фоне сужения щели, через которую будет выходить воздух. Чем уже исполнитель делает щель, тем более ощущается напряжение в поясничной части. Занятие рекомендуется сочетать с движениями головы, повторять 4 раза.

Формирование певческого дыхания

Основы вокала начинаются именно с отработки вдоха и выдоха. Хотя познание азов не является признаком красивого вокала, но без базовых знаний в этой области вряд ли получиться выполнить красиво даже простейшее произведение.

Формирование и развитие певческого дыхания как одного из основных этапов становления вокально-певческой культуры у младших школьников

«Хоровое искусство является одним из проявлений человеческой культуры» - в этих словах русского хорового композитора и дирижера П.Г. Чеснокова заложено, пожалуй, самое главное понимание сути хорового пения, множественности его великолепных вершин на протяжении всего времени развития, накопления достижений и, что самое существенное, неоспоримая ценность коллективно-массового певческого народного творчества. (1) Хоровое пение тесно переплетается с самой жизнью, входит в нее как непосредственная и неотъемлемая ее часть. Оно объединяет чувства, мысли и волю поющих людей, воспитывая их вкус и душу. Хоровое пение – это богатые возможности, надежные пути к постижению вершин мира музыки, к эстетическому личностному совершенствованию, к устремленному движению к высотам духовности.

Хоровое пение не только традиционная форма, образующая и формирующая музыкальные способности, музыкальную одаренность, музыкальную интуицию, музыкальное мировоззрение, - но и обязательный, незаменимый фундамент всякого музыкального развития.

Детский хор – особая, драгоценная ветвь хорового исполнительства, более камерная по масштабу звучания, но зачастую более тонкая, более эмоционально открытая и искренняя. Именно поэтому проблема совершенствования теории и методов обучения вокально-хоровому пению остается актуальной всегда, и рассматривается как одна из важнейших в музыкальном образовании.

В данной работе мы более подробно остановимся на формировании и развитии певческого дыхания, так как оно является одним из самых существенных и важных элементов вокальной техники.

Без хорошего владения дыханием трудно достигнуть по-настоящему вокального звучания хора, певучей кантилены, штрихового разнообразия, выразительной фразировки, контрастной динамики – то есть художественного, музыкального исполнения произведения. Конечно, большая часть этой работы будет идти параллельно с работой над хоровым репертуаром, над его постижением и художественным воплощением. Но, начиная хоровое занятие, распевая детей, необходимо особое внимание уделить именно активизации и настройки певческого дыхания.

Основные вокальные навыки.

Пение — это психофизиологический процесс, связанный с различным эмоциональным состоянием ребенка и значительными изменениями жизненно важных актов организма, таких, как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и пр. (2)

Правильное пение сопровождается у ребенка ощущениями психофизиологического комфорта, что способствует формированию положительного отношения к самому процессу, а следовательно, и к предмету в целом. Пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребенка, совершенствует его основные психические функции. Таким образом, обучение пению детей является мощным средством их воспитания и развития. Хорошее пение как искусство является результатом продолжительной учебной работы. Это сознательный процесс, в котором ученик должен отдавать себе полный отчет. По ходу разучивания песен дети получают элементарные сведения о музыке, средствах музыкальной выразительности; при разборе содержания знакомятся с основными терминами, определяющими характер произведения, темп, динамику; исполнение упражнений или вокальных приемов должно быть осознанным детьми с точки зрения механизма звукообразования и целесообразности их использования.

Помимо знания нотной грамоты и теоретических сведений об основных качествах певческого звука и певческих навыках учащиеся должны знать свои голосовые возможности, а также знать и соблюдать различные правила в пении. Развитие певческого голоса детей тесно связано с формированием определенных навыков, лежащих в основе слухового восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения. Навыки — это действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными.

К о с н о в н ы м в о к а л ь н ы м н а в ы к а м м ы о т н о с и м :

1) звукообразование; 2) певческое дыхание; 3) артикуляцию; 4) слуховые навыки; 5) навыки эмоциональной выразительности исполнения.

В методических целях целесообразно рассмотреть содержание и составные элементы данных навыков.

З в у к о о б р а з о в а н и е мы понимаем как целостный процесс, обусловленный в каждый данный момент способом взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с работой гортани. Все основные свойства певческого голоса связаны с работой источника звука по типу определенного регистрового механизма. Поэтому навык звукообразования в различных регистрах является центральным регистровым звучанием связана подвижность голоса. Как нельзя быстро бегать на пятках, так и нельзя добиться подвижности голоса без умения облегчать звук, т. е. настраиваться на работу гортани в определенном регистровом режиме. Понимание звукообразования как целостного процесса не исключает выделения навыков артикуляции и певческого дыхания, непосредственно участвующих в звукообразовании и обеспечивающих качества дикции, способы звуковедения, ровность тембра, динамику, продолжительность фонационного выдоха и пр. Учитывая их рефлекторную взаимосвязь, следует подчеркнуть способность влияния каждого на весь голосообразующий комплекс. (3) 173

Навык а р т и к у л я ц и и включает в себя: —отчетливое, фонетически определенное произношение слов;

— умеренное округление фонем за счет их заднего уклада;

— умение находить близкую или высокую вокальную позицию за счет специальной организации переднего уклада артикуляционных органов;

— умение соблюдать единую манеру артикуляции для всех гласных;

— умение сохранять стабильным уровень гортани в процессе пения различных гласных;

— умение максимально растягивать гласные и коротко произносить согласные звуки в пределах возможностей ритма исполняемой мелодии и др.

Навык д ы х а н и я в пении также распадается на отдельные элементы, главные из которых:

— певческая установка, обеспечивающая оптимальные условия для работы дыхательных органов;

— глубокий вдох, но умеренный по объему при помощи нижних ребер, и в характере песни;

— момент задержки дыхания, в течение которого готовится «в уме» представление первого звука и последующего звучания, фиксируется положение вдоха, накапливается соответствующее подскладочное давление;

— фонационный выдох постепенный, экономный при стремлении сохранить вдыхательную установку;

— умение распределять дыхание на всю музыкальную фразу;

— умение регулировать подачу дыхания в связи с задачей постепенного усиления или ослабления звука и пр. Однако перечень навыков, относящихся к певческому процессу в целом, будет неполным, если не указать на навыки, лежащие в основе слухового восприятия и протекающих при этом умственных операций.

К о с н о в н ы м с л у х о в ы м н а в ы к а м в певческом процессе следует отнести:

— слуховое внимание и самоконтроль;

— слуховое дифференцирование качественных сторон певческого звучания, в том числе и эмоционального выражения;

— вокально-слуховые представления певческого звука и способов его образования.

Данные навыки формируются у детей на основе развития музыкального слуха во всех его проявлениях (вокального, звуковысотного, динамического, тембрового и т. д.), а также эмоциональной восприимчивости и отзывчивости на музыку. Уровень развития слуховых навыков детей детерминирует их познавательный потенциал в процессе обучения, овладения системой знаний и навыков, обязательных для певческой деятельности, которая представляет собой систему взаимосвязанных между собой певческих и слуховых навыков, опирающихся на музыкальную грамотность и на понимание детьми доступных уровню их подготовки музыкальных явлений.

На каждом этапе обучения создается база для возникновения новых внутренних условий развития, которые в свою очередь создают возможности дальнейшего усвоения новых знаний и навыков.

Развитие слуховых и певческих навыков глубоко взаимосвязано с развитием мышления, наблюдательности, памяти, воображения, а также внимания и воли. Все эти навыки, переходящие в свойства личности, в своем развитии неизменно взаимодействуют со всем процессом обучения. Слуходвигательные связи между восприятием и воспроизведением (или координация между слухом и голосом) обеспечивают навыки вокально-слуховых представлений как промежуточное звено. Они формируются на основе систематического воспитания слухового внимания и самоконтроля за качествами воспринимаемого и воспроизводимого звучания.

Вокально-слуховые представления складываются на основе слухового восприятия и осознания воспринятого. Осознание не только в смысле дифференциации отдельных элементов звука, но и способа звукопроизводства, его артикуляции и дыхания. Например, активизация работы дыхательной мускулатуры не может соответственно не отразиться и на артикуляции.

Н а в ы к в ы р а з и т е л ь н о с т и в пении выступает как исполнительский навык, отражающий музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности. «Практика передовых школ свидетельствовала об огромном внимании к процессу овладения знаниями и навыками в обучении пению, причем обучение не ограничивалось чисто техническими вокально-хоровыми навыками, а предусматривало и навыки, связанные с выразительностью и убежденностью исполнения»

Выразительность исполнения выступает как условие эстетического воспитания детей средствами вокального искусства и достигается за счет:

— мимики, выражения глаз, жестов и движений;

— богатства тембровых красок голоса;

— динамических оттенков, отточенности фразировки;

— разборчивости и осмысленности дикции;

— темпа, пауз и цезур, имеющих синтаксическое значение.

Выразительность исполнения формируется на основе осмысленности содержания и его эмоционального переживания детьми. (4)

Формы и методы развития певческого дыхания.

Как известно, голосовой аппарат состоит из трех основных частей: дыхательной системы, артикуляционного аппарата и гортани, где зарождается звук. Во многих последних методических работах подчеркивается комплексность и целостность в работе голосового аппарата благодаря централизованности управления и нервным связям. Считается порочной идея воздействия отдельно на дыхание или артикуляцию, так как это якобы приведет к нарушению координации частей в целостной системе. Однако работа над каким-либо навыком дыхательных или артикуляционных движений в отдельности не так уж бессмысленна, как считается, именно благодаря их рефлекторной взаимосвязи. Создаваемое при этом подскладочное давление рефлекторно заставляет голосовые складки более или менее плотно смыкаться и определенным образом колебаться, что отражается на тембре голоса.

В то же время способ артикуляции оказывает взаимообратное влияние на работу дыхательной системы. Каждой фонеме соответствует определенная величина подскладочного давления.

Конфигурация ротоглоточного рупора, своеобразная для каждой фонемы, создает различные акустические условия для работы голосовых складок, что также реализуется в тембральной окраске звука.

Конечно, при одновременной организации правильной работы голосового аппарата в пении создаются наиболее оптимальные условия для формирования певческого звука. Хорошо, если бы во время пения соблюдались с самого начала все правила дыхания и артикуляции одновременно, не говоря о правильной певческой установке, слуховом и зрительном сосредоточении и пр. Однако для детей это очень трудная задача.

В данной работе мы подробно остановимся на певческом дыхании , так как оно является одним из самых существенных и важных элементов вокальной техники. От того, как певец дышит при пении, во многом зависит красота его звука, кроме того, правильное певческое дыхание позволяет предохранить голос ребенка от переутомления. Внимание к качеству певческого дыхания должно стать для хормейстера постоянной заботой на протяжении всех лет занятий с хором. Без хорошего владения дыханием трудно достигнуть по-настоящему вокального звучания хора, певучей кантилены, штрихового разнообразия, выразительной фразировки, контрастной динамики – то есть художественного, музыкального исполнения произведения. Конечно, большая часть этой работы будет идти параллельно с работой над хоровым репертуаром, над его постижением и художественным воплощением. Но, начиная хоровое занятие, распевая детей, необходимо особое внимание уделить именно активизации и настройки певческого дыхания.

Как известно, певческое дыхание принципиально отличается от обычного вдоха и выдоха своей глубиной, активностью и протяженностью. Характер певческого дыхания отражается на характере звучания голоса певца. Плавное, спокойное, легкое дыхание способствует достижению красивого, легкого звука. Жесткое, напряженное дыхание рождает жесткий и напряженный звук. При излишнем давлении на связки они утрачивают эластичность. При всей свободе дыхания оно должно сохранять ощущение мышечной упругости, энергичности движения. Экономный и равномерный выдох необходим для исполнения плавных, широко распевных мелодий. Драматические произведения нуждаются в экономной, прерывистой, порой «взрывной» подаче дыхания. Пение в нижней части диапазона требует наибольшего количества воздуха. При исполнении верхних звуков расходуется наименьшее количество дыхания. Следует помнить, что нельзя усиливать напор воздушного столба. Это приводит к резкости и крикливости, а также становится причиной завышения звука. При выполнении быстрых пассажей и технических, подвижных мелодий дыхание должно быть легким, но активным. В хоровом пении одновременность дыхания – основа одновременности атаки звука и вступления. Столь же необходимо единообразие в подаче дыхания, его объеме. Возобновление дыхания всеми певцами должно производиться в установленные и отмеченные в партиях моменты. Обычно они совпадают с границами построений, фраз, с цезурами в музыкальном и поэтическом тексте. (5) 101

Правильно организованное дыхание хоровых певцов – главная задача хормейстера в его вокальной работе с хором. В этой связи любопытны и практически ценны пояснения А.А. Архангельского: «Самое главное, чтобы пение было тягучим: плавным, слитным, связным. Для этого надо особенно связывать такты: между последней нотой предыдущего такта и первой последующего не передыхать. Дышать можно когда и где угодно, только не между тактами, если, конечно, в этом нет обязательной смысловой или музыкальной необходимости».

В таком же ключе приучал хор к цепному дыханию А.В. Свешников: «Вздохи не должны быть частыми. Надо научиться постепенно расходовать воздух, как можно дольше сохранять его. Тогда вы сможете незаметно, по очереди, делать вдох». (5) 103

Поэтому на начальных занятиях, а иногда и в процессе самих занятий полезно обратить специальное внимание ребят на дыхание, сделав несколько простых и занимательных упражнений.

Первая задача-умение – взять правильный вдох: глубокий, равномерный и спокойный. Вдох берем бесшумно, как бы вдыхаем аромат прекрасного душистого цветка. При этом следим, чтобы плечи не поднимались, а животик наполнился воздухом, как будто бы «проглотили воздушный шарик». Первоначально тренируем полный, медленный вдох с обязательной его задержкой и фиксацией внимания, затем учимся брать более экономное, быстрое дыхание разной полноты, которое будет зависеть от длительности фразы и ее динамики. Например, можно брать полное быстрое дыхание и на выдохе произносить «гарью пахнет», при этом интонацию и эмоциональную окраску данной фразы можно менять на удивленную, вопросительную, испуганную, шутливую, робкую и т.д., тем самым внося разнообразие и элемент импровизации в упражнение. Можно погреть ладошки, выдыхая воздух на звук «х», или подышать на воображаемой окошко, чтобы оно «запотело».

Вторая задача-умение – долго, но интенсивно выдыхать взятый воздух. Для этого после фиксации, задержки дыхания сначала учимся выдыхать весь воздух из легких быстро, очень активно, резко и даже шумно, так, чтобы «сдуть рояль или дирижера». Затем тренируем длительность, продолжительность выдоха, при равномерном и достаточно активном потоке выдыхаемого воздуха – выдыхаем воздух на согласные звуки «с», «ш», «щ» и другие. При этом отмечаем, у кого из ребят получилось лучше всех распределить взятое дыхание. Можно даже посоревноваться, кто последний закончит выдыхание, но при этом обязательно следить, чтобы выдох был не вялым, а равномерно-интенсивным и соответствовал одному вдоху, а не нескольким.

Можно разыграть целую историю с поездкой на машине; едем на машине – вибрация губами, которая невозможна при вялом выдохе, затем лопается колесо – короткий активный выдох, накачиваем колесо – на коротком повторяющемся звуке «ш» накачиваем нашу шину: хорошо, если эти звуки будут сопровождаться резким сжатием и распрямлением пальцев рук, что способствует активизации речевого аппарата, едем дальше – вибрация, услышали, как воздух медленно выходит через образовавшуюся маленькую дырочку – долгий, экономный, равномерный выдох на звуке «с», подкачали шину и едем дальше.

Можно разделить хор на две половины, одна из которых будут пчелками и жужжать на звук «ж», а другая – комариками, которые будут жужжать тоньше, на звук «з», при чем начинать и заканчивать наши «насекомые» будут в разное время, по руке педагога. Это упражнение не только формирует продолжительность выдоха, но и активизирует внимание и приучает хор к дирижерскому жесту.

Следующий этап – выдыхаем на этих же согласных отрывисто, подталкивая струю воздуха, но, не делая микро-вдохи между звуками. Упражнение требует еще большей активности и подготавливает умение петь staccato . Активизирует выдох и артикуляционный аппарат четкое произнесение парных согласных: «п-б», «т-д», «с-з», «ш-ж», «к-г» и так далее. Выполняя его, следует обратить внимание на активность губ; иногда целесообразно работать «беззвучно», что заставляет акцентировать внимание детей на четкой и активной артикуляции.

В этих беззвучных и немузыкальных, а скорее гимнастических упражнениях закладывается первое ощущение опоры дыхания, чувство его упругости и эластичности.

Закончить тренировку дыхания можно пением хора на одном звуке. Следя за мышечными ощущениями, знакомыми по предыдущим упражнениям, дети слушают свой звук, добиваясь его чистоты, мягкости и устойчивости, ровности выдоха и ровности звучания голоса. Тянем звук в примарной зоне, на различные слоги или закрытым ртом, в нюансе mf . В дальнейшем учимся на одном протяженном звуке делать по руке постепенное, равномерное crescendo и diminuendo , контролируя выдох и красоту звука. С первых звуков добиваемся свободного открывания рта, округлого, объемного звучания голоса, ясного звучания гласных и согласных.

Как говорилось выше, работа над дыханием должна продолжаться и в работе над вокальным произведением. На начальном этапе репертуар должен быть доступен как в смысловом так и в техническом плане. Чем больше будет заинтересован ребенок, включен в создание художественного произведения, тем легче и быстрее будут формироваться вокально-технические навыки. В связи с этим хочется выделить основные принципы обучения пению , соблюдение которых будет способствовать успешному решению задач, поставленных хормейстером перед детьми. (6)

Принцип сознательности и творческой активности учащихся – включает в себя сознательное отношение к певческой деятельности, понимание необходимости преодолевать трудности в процессе учебы, а также сознательное освоение знаний, умений и навыков в пении. Возможности для этого мы видим в формировании интереса к вокальному искусству, а также в развитии слуха во всех его проявлениях с самого первого звука на основе самоконтроля. То есть успех будет в том случае, если ученики научатся сознательно контролировать собственное звучание. Они должны не только слушать, но и слышать, т.е. уметь обнаруживать как достоинства, так и недостатки звучания голоса. Первыми шагами здесь будет эстетическая составляющая: красиво или некрасиво получилось, что выражает данная мелодия с точки зрения эмоционального содержания, нравится ли и почему? Следующим этапом будут более дифференцированные вопросы относительно качественных сторон певческого звука: какой тембр голоса, есть ли в звуке вибрато, чистая ли интонация, правильная ли артикуляция и т.п. Все это наряду с воспитанием слуха формирует у детей и эмоциональное отношение к музыке.

Принцип систематичности в развитии певческого голоса проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений, включенных в распевание и направленных на систематическое и последовательное развитие основных качеств певческого голоса и вокальных навыков.

Известно, что подвижность и гибкость голосов нужно все время развивать и поддерживать, так как эти качества голоса легко теряются, как только наступает перерыв в занятиях.

Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся. Необходимость соблюдения данного принципа обусловливается многообразием природных индивидуальных отличий. Отсюда и разнообразие приемов и методов обучения пению в зависимости от тех или иных задач по воспитанию и развитию ученика и его голоса. Поэтому обучение вокально-хоровому пению мы рассматриваем как творческий процесс.

Индивидуальный контроль осуществляется следующими методами:

- визуального наблюдения в процессе коллективной работы;

- индивидуального прослушивания на хоре;

- доступность и разнообразие репертуара, что дает учащимся возможность солировать, петь дуэтами, ансамблями, реализовывать себя в сценическом воплощении;

- запись и просмотр собственных выступлений и записей выступлений профессиональных коллективов, с целью самоанализа, сравнения, обогащения и развития слухового опыта.

Принцип посильной трудности. Границы возможностей каждого ученика, даже в пределах одного возраста, разные, ибо выносливость голоса у каждого имеет свой предел и часто не зависит от общей физической выносливости. Со временем и возрастом она развивается, но индивидуальные особенности учащихся остаются. В связи с этим продолжительность занятий должна увеличиваться постепенно и зависеть от возраста детей, не допуская переутомления голоса. Это же касается и певческого репертуара.

Принцип положительного фона обучения. Эмоции играют ведущую роль в процессе обучения пению. Когда пение и музыка увлекают детей, процесс обучения дает быстрый и хороший результат, и наоборот. Таким образом, существует закономерная связь между отношением детей к учению и их успехами. Основная задача учителя – заинтересовать и увлечь учащихся. И даже дыхательные упражнения можно превратить в увлекательный и творческий процесс, который будет основой для создания высокохудожественных хоровых произведений.

Принцип единства художественного и технического развития учащихся. Задача технического развития певческого голоса детей должна быть полностью подчинена художественным целям. Вокальный слух педагога и самих учеников управляет процессом формирования вокальной техники. Отсюда необходимость воспитания образного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, т.е. воспитания музыкального слуха в широком смысле слова, который является основой развития певческого голоса детей.

Таким образом, обучение хора вокальной технике необходимо на всех уровнях и этапах развития хора и проходит в любых формах его учебной повседневной деятельности. Особое значение в этой работе приобретают специальные упражнения, которые позволяют сконцентрировать внимание поющих на определенных вокально-хоровых задачах и достигнуть оптимального звучания голоса на небольших музыкальных фрагментах.

Вокально-хоровые упражнения особенно важны на начальном этапе развития хорового коллектива, т.к. вырабатывают у хора единую манеру звукообразования, формируют и закрепляют навыки певческого дыхания, которое, как говорилось выше, напрямую влияют на достижение художественного замысла, который выражается в двух главных основах – музыкальной и поэтической.

Задача дирижера – подчинить технические задачи созданию художественного облика сочинения. Этому будет способствовать соблюдение принципов, изложенных в данной работе, мастерство и знания самого хормейстера, его чуткость как человека и как музыканта.

Можем сделать вывод, что при всем многообразии форм и методов вокально-хоровой работы, они взаимосвязаны. Вокальные умения без специальных знаний невозможны. Творческая деятельность осуществляется на основе полученных знаний и умений. Воспитанность предполагает знание вокального искусства, к которому устанавливается то или иное отношение, и навыки в пении, которое как деятельность вызывает у детей определенные эмоции.

Обучение пению должно быть сориентировано не только на специфическое, но и на общее развитие учащихся, а также способствовать формированию всесторонне развитой личности.

Библиография.

1. Чесноков П. Хор и управление им. – М., 1961.

2. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Теплов Б. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Изд-во Акад. пед. Наук РСФСР, 1961. – С. 39-251.

3. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992.

4. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества в СССР. М.: Педагогика, 1975.

5. Самарин В.А. Хороведение: Учеб. пособие для студ. Сред. муз-пед. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 1998.

6. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983.

7. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе Л.: Музыка, 1972.

8. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983.

9. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. 95 с.

Читайте также: