Развалины дворца еще были заметны за стенами над поверхностью фундамента разрушенного временем

Обновлено: 17.05.2024

Развалины дворца еще были заметны за стенами над поверхностью фундамента разрушенного временем

Дело жизни Михаила Мейеровича

Моисей Ликманович Мейерович… Мы, редакторы издательства детской литературы, где мы все работали тридцать лет назад, называли его Миша Мейерович, а еще чаще – просто Миша, потому что мы все его очень любили: он был нашим товарищем, нашим другом, он, самый молодой в нашем поколении, был самым серьезным и самым непримиримым из всех нас.

Он выходит из тьмы воспоминаний и становится рядом со мной – худой, нервный, очень серьезный, но всегда горящий тем пламенем, которым он отличался от всех нас: легкомысленных, склонных к шуткам, иногда, может быть, чересчур беспечных.

Он приходит как строгий пристрастный судья, чтобы спросить: что вы сделали здесь без меня?

Что я могу ему ответить? Сказать, что слишком мало осталось от нашего поколения, что очень многие не прошли через жестокую ночь войны и остались лежать в лесах и вдоль дорог – под снегом и дождем? Я сам, по возвращении с фронта, долго вычеркивал многие имена – и самого Миши, и Миши Гершензона, и Феди Пушкарева, и Кости Кунина, – да, много их было, его товарищей по работе. Теперь их имена, выбитые золотом, можно прочесть на стене в коридоре издательства «Детская литература».

Каждое поколение стремится к подвигу, но в зависимости от эпохи находит его по-своему.

Если бы юность Миши Мейеровича выпала на первые годы революции, он был бы в числе тех комсомольцев, что, еще не достигнув совершеннолетия, уходили добровольцами на фронты гражданской войны. Десять лет спустя он строил бы город Комсомольск или отправился бы зимовать в Арктику. Но в середине тридцатых годов фронтом стала наука, и он был ее верным и смелым бойцом. Он сражался на том участке, который назывался исторической наукой, а ее оружием была археология.

В те времена мы называли таких людей несгибаемыми большевиками. Ничто не могло его сломить – ни трудности, ни горе, ни беда. Даже несправедливость не ожесточала его, и только беда друга делала его непримиримым. На его долю не выпало легкой жизни: только тяжкий, хотя и вдохновенный труд, скупые слезы о погибших друзьях и кровь, которую он пролил за ту страну, которая его воспитала и сделала настоящим человеком.

Он искал в жизни подвига, и он нашел его в подвиге ученых, которые отдавали все свои силы, а иногда и жизнь для того, чтобы открыть людям целый мир наших далеких предков, людей рассвета и молодости мира. Нет, это не было копанием в архивной пыли, это было возрождением древнего человечества, столько столетий живущего в памяти людей в бессмертных образах героев народного эпоса. Это было открытием нас самих.

Свои замыслы и мечты Михаил Мейерович вложил в книгу, которой суждено было – увы! – остаться его единственной книгой: «Шлиман».

Генрих Шлиман, знаменитый немецкий археолог, был с детства захвачен великой и страстной мечтой. Он наизусть знал «Одиссею» и «Илиаду» Гомера и «Энеиду» Вергилия. В детстве он познакомился с ними в плохом немецком переводе, но позже, уже будучи взрослым, выучил древние языки, чтобы читать и перечитывать свои любимые поэмы. Он страстно верил, что народ не может ошибаться, что описанные Гомером Троя и ее «меднобронные» защитники и противники действительно существовали – такие, как о них рассказано в «Одиссее» и «Илиаде», быть может лишь немного приукрашенные сказителями и певцами. И Шлиман преследовал в своей жизни лишь одну-единственную цель: найти и откопать исчезнувшую Трою, вывести ее на свет солнца, сделать это погибшее сокровище достоянием всего мира – ведь не могли за три-четыре тысячелетия искрошиться циклопические стены несокрушимой крепости, в которую враги могли проникнуть лишь внутри троянского коня, не могли распасться бронзовые ворота даже под действием всесокрушающего пожара, не могли полностью погибнуть оружие защитников и сокровища Приама, даже если город подвергся разграблению!

Дипломированные ученые часто упрекали Шлимана в том, что он является самоучкой, что ведет свои раскопки ненаучно. Но за то, что получали эти строгие и непримиримые профессора в университете почти без труда, Шлиман заплатил ценой всей своей жизни. Куда ему, сыну полунищего померанского пастора, было думать о раскопках, которые стоили огромных денег! И все же он не сдавался. Он объехал весь свет, занимался торговлей в Петербурге и стоял у прилавка в Америке, спекулировал домами в Париже и, нажив миллионное состояние, все потратил на раскопки. Он построил в Афинах роскошный особняк, который стал его штаб-квартирой, а сам, под нестерпимо палящим южным солнцем, проводил месяцы на холме Гиссарлык, под которым, по его мнению, была похоронена Троя.

Да, он часто ошибался, но учился на своих ошибках, а его противники, высоколобые профессора, никогда не ошибались, потому что не занимались археологическими раскопками, этим «делом землекопов». Шлиман изучил пятнадцать языков, писал книги по-немецки, по-английски и по-французски. Он был страстным пропагандистом своих открытий, и вот изумленному миру открылась совсем новая, никому не ведомая цивилизация, которая не знала железа, но была пышной и великолепной, как золотые и серебряные сосуды и украшения Приамова клада, как бронзовое и медное оружие троянских воинов, как Львиные ворота в Микенах!

Но пусть об этом читателям расскажет сам Мейерович, который мог часами говорить об этом и был не меньшим энтузиастом археологии, чем сам Шлиман!

То были годы, когда все Средиземноморье, сбросив с себя покрывало из пепла и праха, внезапно появилось на свет, как Афродита, рожденная из морской пены. Артур Эванс, идя по пути Шлимана, отрыл в начале нашего века на острове Крите город Кносс и в центре его огромный дворец. Это была яркая и своеобразная постройка со сложной и свободной планировкой, с сотнями комнат. Трехэтажное здание, построенное из кирпича-сырца, с деревянными переплетами, освещалось световыми двориками, а этажи были связаны лестницами, украшенными деревянными колоннами. Пышные и яркие фрески украшали стены: дельфины и рыбы, лилии и ветки с зелеными листьями расползались по стенам. Во дворце были водопровод и ванные, фаянсовые статуэтки изображали женщин в кринолинах со змеями в руках, осьминоги с горящими глазами обнимали причудливые вазы своими щупальцами. На фресках, нагнув голову, мчались криворогие быки, и юноши с тонкими талиями взвивались над их спинами в головокружительных прыжках. Это был знаменитый Лабиринт греческих мифов, а бык – Минотавр, божество, почитаемое древними критянами. Снова, в который раз, археология нашла подтверждение народных сказаний.

Во время второй мировой войны древний Крит, явленный на свет открытиями Артура Эванса, стал ареной подвига, достойного древних мифов. Героем на этот раз оказался известный английский ученый-археолог, хранитель Кносского музея после Эванса, Джон Пендльбери. В мае 1941 года он с оружием в руках сражался с фашистскими десантниками и был захвачен в плен. Ученый отказался отвечать на вопросы врагов и был расстрелян. Подвиг гражданина и ученого, подобно судьбе Михаила Мейеровича, слились воедино.

Накануне войны заканчивал свои работы академик С. А. Жебелев. Целый мир античных греческих колоний открылся нам в его исследованиях: Ольвия, Пантикапей, Херсонес – это были города-государства, где мирно, бок о бок, проживали греки-ремесленники и скифы-земледельцы – те скифы, которых до сих пор мы воспринимали лишь как диких кочевников, скитающихся по южным степям. Жебелевым была прочитана потрясаюшая история раба Савмака, который, во главе восставших рабов, захватил власть в Боспорском царстве…

Правда, сейчас многие ученые высказывают сомнения в том, что во II веке было восстание рабов-скифов. Но интерес к истории коренного населения Крыма, вызванный трудами С. А. Жебелева, привел подобно цепной реакции к новым замечательным открытиям в археологии. На свет появились развалины Неаполя Скифского, столицы скифского государства в центральном Крыму…

Развалины дворца еще были заметны за стенами над поверхностью фундамента разрушенного временем

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Мы бродили весной в лесу, удивлялись изменениям, происходившим на наших глазах, и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. (2)Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. (3)После первого удивления мы вспомнили, что это была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода. (4)Мы побоялись за наше дерево, поспешили на звук пилы, но было уже поздно: наша осина лежала, и вокруг её пня было множество пустых еловых шишек. (5)Это всё дятел отшелушил за долгую зиму, собирал, носил на эту осинку, закладывал между двумя сучками своей мастерской и долбил. (6)Около пня, на срезанной нашей осине, два паренька отдыхали и тихонько переговаривались. (7)Эти два паренька только и занимались тем, что пилили лес.

— (8)Эх вы, проказники! — сказали мы и указали им на только что срезанную осину. — (9)Вам велено резать сухостойные деревья, а вы что сделали?

— (10)Дятел дырки наделал, − ответили нам ребята. — (11)Мы поглядели и, конечно, спилили. (12)Всё равно ведь эта осина пропадёт.

(13)Стали все вместе осматривать дерево. (14)Оно было совсем свежее, и только на небольшом пространстве, не более метра в длину, внутри ствола прошёл червяк. (15)Дятел, очевидно, выслушал осину, как доктор: выстукал её своим клювом, понял пустоту, оставляемую червём, и приступил к операции извлечения червя. (16)И второй раз, и третий, и четвёртый. (17)Нетолстый ствол осины походил на свирель с клапанами. (18)Семь дырок сделал «хирург» и только на восьмой захватил червяка, вытащил и спас осину.

(19)Мы вырезали этот кусок как замечательный экспонат для музея.

— (20)Видите, — сказали мы ребятам, — дятел — это лесной доктор, он спас осину, а вы её срезали.

(21)Пареньки подивились. (22)Они не знали, что птицы могут помогать деревьям.

(По М. М. Пришвину)


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно. Задание 10 № 3705

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11−12 текста. Запишите ответ.

(1)Мы бродили весной в лесу, удивлялись изменениям, происходившим на наших глазах, и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. (2)Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. (3)После первого удивления мы вспомнили, что это была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода. (4)Мы побоялись за наше дерево, поспешили на звук пилы, но было уже поздно: наша осина лежала, и вокруг её пня было множество пустых еловых шишек. (5)Это всё дятел отшелушил за долгую зиму, собирал, носил на эту осинку, закладывал между двумя сучками своей мастерской и долбил. (6)Около пня, на срезанной нашей осине, два паренька отдыхали и тихонько переговаривались. (7)Эти два паренька только и занимались тем, что пилили лес.

— (8)Эх вы, проказники! — сказали мы и указали им на только что срезанную осину. — (9)Вам велено резать сухостойные деревья, а вы что сделали?

— (10)Дятел дырки наделал, − ответили нам ребята. — (11)Мы поглядели и, конечно, спилили. (12)Всё равно ведь эта осина пропадёт.

(13)Стали все вместе осматривать дерево. (14)Оно было совсем свежее, и только на небольшом пространстве, не более метра в длину, внутри ствола прошёл червяк. (15)Дятел, очевидно, выслушал осину, как доктор: выстукал её своим клювом, понял пустоту, оставляемую червём, и приступил к операции извлечения червя. (16)И второй раз, и третий, и четвёртый. (17)Нетолстый ствол осины походил на свирель с клапанами. (18)Семь дырок сделал «хирург» и только на восьмой захватил червяка, вытащил и спас осину.

(19)Мы вырезали этот кусок как замечательный экспонат для музея.

— (20)Видите, — сказали мы ребятам, — дятел — это лесной доктор, он спас осину, а вы её срезали.

(21)Пареньки подивились. (22)Они не знали, что птицы могут помогать деревьям.

(По М. М. Пришвину)

(11)Мы поглядели и, конечно, спилили. (12)Всё равно ведь эта осина пропадёт.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно. Задание 11 № 3706

Что вызвало удивление у парней, спиливших осину? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

(1)Мы бродили весной в лесу, удивлялись изменениям, происходившим на наших глазах, и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. (2)Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. (3)После первого удивления мы вспомнили, что это была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода. (4)Мы побоялись за наше дерево, поспешили на звук пилы, но было уже поздно: наша осина лежала, и вокруг её пня было множество пустых еловых шишек. (5)Это всё дятел отшелушил за долгую зиму, собирал, носил на эту осинку, закладывал между двумя сучками своей мастерской и долбил. (6)Около пня, на срезанной нашей осине, два паренька отдыхали и тихонько переговаривались. (7)Эти два паренька только и занимались тем, что пилили лес.

— (8)Эх вы, проказники! — сказали мы и указали им на только что срезанную осину. — (9)Вам велено резать сухостойные деревья, а вы что сделали?

— (10)Дятел дырки наделал, − ответили нам ребята. — (11)Мы поглядели и, конечно, спилили. (12)Всё равно ведь эта осина пропадёт.

(13)Стали все вместе осматривать дерево. (14)Оно было совсем свежее, и только на небольшом пространстве, не более метра в длину, внутри ствола прошёл червяк. (15)Дятел, очевидно, выслушал осину, как доктор: выстукал её своим клювом, понял пустоту, оставляемую червём, и приступил к операции извлечения червя. (16)И второй раз, и третий, и четвёртый. (17)Нетолстый ствол осины походил на свирель с клапанами. (18)Семь дырок сделал «хирург» и только на восьмой захватил червяка, вытащил и спас осину.

(19)Мы вырезали этот кусок как замечательный экспонат для музея.

— (20)Видите, — сказали мы ребятам, — дятел — это лесной доктор, он спас осину, а вы её срезали.

(21)Пареньки подивились. (22)Они не знали, что птицы могут помогать деревьям.

(По М. М. Пришвину)


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно. Задание 12 № 3707

Определите и запишите лексическое значение слова «экспонат» из предложения 19.

(1)Мы бродили весной в лесу, удивлялись изменениям, происходившим на наших глазах, и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. (2)Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. (3)После первого удивления мы вспомнили, что это была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода. (4)Мы побоялись за наше дерево, поспешили на звук пилы, но было уже поздно: наша осина лежала, и вокруг её пня было множество пустых еловых шишек. (5)Это всё дятел отшелушил за долгую зиму, собирал, носил на эту осинку, закладывал между двумя сучками своей мастерской и долбил. (6)Около пня, на срезанной нашей осине, два паренька отдыхали и тихонько переговаривались. (7)Эти два паренька только и занимались тем, что пилили лес.

— (8)Эх вы, проказники! — сказали мы и указали им на только что срезанную осину. — (9)Вам велено резать сухостойные деревья, а вы что сделали?

— (10)Дятел дырки наделал, − ответили нам ребята. — (11)Мы поглядели и, конечно, спилили. (12)Всё равно ведь эта осина пропадёт.

(13)Стали все вместе осматривать дерево. (14)Оно было совсем свежее, и только на небольшом пространстве, не более метра в длину, внутри ствола прошёл червяк. (15)Дятел, очевидно, выслушал осину, как доктор: выстукал её своим клювом, понял пустоту, оставляемую червём, и приступил к операции извлечения червя. (16)И второй раз, и третий, и четвёртый. (17)Нетолстый ствол осины походил на свирель с клапанами. (18)Семь дырок сделал «хирург» и только на восьмой захватил червяка, вытащил и спас осину.

(19)Мы вырезали этот кусок как замечательный экспонат для музея.

— (20)Видите, — сказали мы ребятам, — дятел — это лесной доктор, он спас осину, а вы её срезали.

(21)Пареньки подивились. (22)Они не знали, что птицы могут помогать деревьям.

Развалины дворца еще были заметны за стенами над поверхностью фундамента разрушенного временем

Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.

(1)Построенный по приказу Людовика XIV Версальский дворец, уникальный архитектурный памятник, который символизирует величие французской короны, обязан своим появлением черте характера, недостойной короля. (2) в 1661 году министр финансов Николя Фуке, пользовавшийся особым расположением Людовика XIV, организовал в честь монарха торжественный приём в своём собственном замке Во-ле-Виконт, лучшем на тот момент частном дворце Франции, который был построен по проекту известных мастеров своего времени. (3)Томимый завистью, Людовик уехал с праздника, не сказав ни слова благодарности, и вскоре Фуке был арестован и заключён под стражу, поместье конфисковано, а архитекторы Во-ле-Виконт были направлены на строительство нового королевского дворца в Версале, чьё великолепие должно было затмить красоту замка опального министра финансов.

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Версальский дворец, символизирующий величие французской короны, был построен по приказу Людовика XIV известными архитекторами своего времени, руководившими до этого постройкой замка Во-ле-Виконт.

2) Министр финансов Франции Николя Фуке, фаворит Людовика XIV, организовал в честь монарха торжественный приём в своём замке Во-ле-Виконт, однако прекрасный дворец вызвал зависть короля, и вскоре после приёма министр был арестован.

3) Версальский дворец обязан своим появлением зависти: посетив замок министра финансов, уязвлённый Людовик XIV арестовал вельможу, а архитекторов Фуке направил на строительство своего собственного замка в Версале.

4) В 1661 году министр финансов Франции Николя Фуке, пользовавшийся особым расположением короля Людовика XIV, устроил в честь монарха в Версальском дворце торжественный приём, после которого Людовик, ведомый завистью, приказал заключить Фуке в тюрьму.

5) Возведение Версальского дворца, символа французской короны, было спровоцировано завистью: после торжественного приёма, устроенного в честь короля министром финансов Франции Николя Фуке в его дворце Во-ле Виконт, Людовик XIV приказал арестовать министра, а архитекторов этого замка направил в Версаль для строительства собственного дворца.

Пояснение (см. также Правило ниже).

1) Ответ под номером 1 содержит неполную информацию: ничего не сказано о том, что сподвигла Людовика на строительство этого дворца зависть.

2) Ответ под номером 2 содержит неполную информацию: ничего не сказано о строительстве Версальского дворца.

3) Ответ под номером 3 содержит полную информацию.

4) Ответ под номером 4 содержит неполную информацию: ничего не сказано о строительстве Версальского дворца.

5) Ответ под номером 5 содержит полную информацию.

Ответ: 35|53 Задания Д2 № 12811

Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Несмотря на это,

Исходя из этого,

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

(1)Построенный по приказу Людовика XIV Версальский дворец, уникальный архитектурный памятник, который символизирует величие французской короны, обязан своим появлением черте характера, недостойной короля. (2)ДЕЛО В ТОМ, ЧТО в 1661 году министр финансов Николя Фуке, пользовавшийся особым расположением Людовика XIV, организовал в честь монарха торжественный приём в своём собственном замке Во-ле-Виконт, лучшем на тот момент частном дворце Франции, который был построен по проекту известных мастеров своего времени.

Ответ: деловтомчто

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЧЕРТА. Определите, в каком значении это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЧЕРТА, -ы, ж.

1) Узкая полоска, линия. Провести черту.

2) Граница, предел. В черте города.

3) Свойство, отличительная особенность. Ч. личности.

4) Очертание, создающее характерный облик, форму лица. Красивые черты лица.

Пояснение (см. также Правило ниже).

В первом предложении текста слово «черта» употреблено в значении №3:

3) Свойство, отличительная особенность. Ч. личности.

Правило: Задание 3. Определение лексического значения слова

Это задание нацелено на выявление навыка определять из контекста, какое из лексических значений слова используется в тексте.

Лексическое значение слова — его содержание, соотнесенность с предметом или явлением действительности. В зависимости от количества лексических значений слово может быть однозначным (одно лексическое значение) или многозначным (два или более лексических значений).

Контекст — законченный отрывок текста, общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов и предложений.

Для выполнения задания необходимо внимательно прочесть текст и фрагменты словарных статей. Помните, что значение слова верно можно определить только в контексте конкретного предложения. Отбрасывайте те значения, которые очевидно не соответствуют теме текста. Чтобы проверить выбранный вариант, подставьте в текст определение, использованное в толковании.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

(1)Построенный по приказу Людовика XIV Версальский дворец, уникальный архитектурный памятник, который символизирует величие французской короны, обязан своим появлением черте характера, недостойной короля. (2)ДЕЛО В ТОМ, ЧТО в 1661 году министр финансов Николя Фуке, пользовавшийся особым расположением Людовика XIV, организовал в честь монарха торжественный приём в своём собственном замке Во-ле-Виконт, лучшем на тот момент частном дворце Франции, который был построен по проекту известных мастеров своего времени.

Ответ: деловтомчто Правило: Задание 2. Средства связи предложений в тексте

Чаще всего в заданиях под номером 2 требуется подобрать союзы (сочини-тельные и подчинительные), частицы, наречия, производные предлоги, вводные слова или словосочетания. Для выполнения задания необходимо вспомнить определения частей речи.

Союз — это служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.

По строению союзы делятся на простые: а, и, чтобы, если и т. п.; на составные: потому что, как будто, то есть и т. п. По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы — это союзы, которые служат для связи однородных членов предложения и равноправных по смыслу простых предложений в составе сложного.

По значению сочинительные союзы делятся на три группы

Подчинительные союзы — это союзы, которые связывают простые предложения в составе сложноподчинённого предложения. В таком сложном предложении от одного предложения к другому можно поставить вопрос.

По значению подчинительные союзы бывают

Виды подчинительных союзовПримеры
Изъяснительныекак, чтобы, что, будто
ВременныеКогда, как, как только, между тем как, лишь, лишь только, едва лишь, пока
ПричинныеИбо, потому что, оттого что, так как, из-за того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что
ЦелевыеЧтобы (чтоб), дабы, для того чтобы, с тем чтобы
УсловныеЕсли, если бы, ежели, ежели бы, коли (коль), когда, когда бы, раз
УступительныеХотя (хоть), хотя бы, пусть, даром что, несмотря на то что, невзирая на то что
СравнительныеКак, как бы, как будто, будто, будто бы, словно, словно как, точно
СледствияТак что

ЧАСТИЦА

Частица — это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

Формообразующие частицы.Образуют форму повелительного наклонения у глаголов. Да, давай, давайте, пусть, пускай.Пример: Давай сходим за грибами. Пусть ещё погуляет.
Образуют форму условного наклонения у глаголов. Бы (б).Пример: Мне хотелось бы познакомиться с Вами. Если б вы знали, как хорошо летом в деревне!
Образуют форму сравнительной или превосходной степени у прилагательных. Более, менее, самый.Пример: Правый берег более высокий, чем левый. Эта задача менее сложная. Дик — мой самый любимый пёс.
Смысловые частицы — вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении.Выделение и ограничение: только, лишь, исключительно, почти.Пример: Только ты не веришь мне. Лишь на западе виднелись какие-то силуэты.
Усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то.Пример: А ты даже не позвонил. Даже и не думай так поступить. Ведь сколько раз тебя предупреждали об опасности. Уж сколько раз твердили миру… Всё-таки ты решился на поездку. А он всё не унимался. И кто же будет за это отвечать?
Вопрос: ли, разве, неужели.Пример: Разве вы не слышали новость? Неужели ты написал письмо? Можно ли в это поверить?
Восклицание: что за, как.Пример: Что за уха! Да как жирна. Голубушка, как хороша!
Указание: вот (а вот), вон (а вон).Пример: Вот уже кое-где появилась травка. Вон возле ствола осины папоротник вылез.
Сомнение: вряд ли, едва ли.Пример: Едва ли это получится. Вряд ли ты сможешь закончить работу к среде.
Уточнение: именно, как раз.Пример: Именно об этом я и хочу сказать. А вы как раз и подойдёте к нему.
Смягчение требования: -ка.Пример: Вскипяти-ка чай.
Отрицательные частицыНе, ниПример: За лесом не большой, а маленький остров. На небе ни облачка.
Частицы бы, ли, же пишутся раздельно, частица то ко всем словам на письме присоединяется с помощью дефиса, частица ка с глаголами пишется через дефис.

НАРЕЧИЕ

Наречие — самостоятельная неизменяемая часть речи, которая означает при-знак и отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? сколько? и другие.

В зависимости от того, к какой части речи относится наречие, оно может обозначать:

— Признак действия — наречие примыкает к глаголу или деепричастию (выучить наизусть, читать внимательно, высоко поставив, сказав тихо);

— Признак предмета — примыкает к существительному (путь напрямую, совсем ребенок, платье наизнанку);

— Признак другого признака — примыкает к прилагательному, наречию, причастию (достаточно быстрый, потрясающе красивый, очень хорошо, вдвое больше, купленный вчера, сделанный аккуратно).

По значению наречия делятся на группы (разряды)

РазрядыНа какие вопросы отвечаютПримеры
местагде? куда? откуда?впереди, направо, издали
временикогда?сегодня
причиныпочему?сослепу
целизачем?назло
образа действиякак? каким образом?медленно
меры и степенив какой мере? насколько?очень интересно

ПРЕДЛОГИ

Предлог — это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование).

Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.

По образованию предлоги могут быть разделены на

1) непроизводные (первообразные) — не связаны по происхождению с другими частями речи, например, без, при , с, от, из-за;

2) производные (непервообразные), то есть такие, которые связаны по происхождению с другими частями речи:

а) наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдоль;

б) отыменные: ввиду, в виде , в течение, за счёт, по поводу;

в) отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя.

По строению предлоги могут быть разделены на

1) простые (пишущиеся без пробела): вокруг, благодаря, около, вследствие;

2) составные (пишущиеся с пробелом): в течение, в продолжение, за исключением, во время, в связи с, в зависимости от, по направлению к.

Предлоги могут выражать следующие значения

1) объектное: рассказать о себе, тоска по родине;

2) пространственное: жить в Москве / под Москвой / около метро;

3) временное: прийти к вечеру, работать до / после обеда, прийти через день;

4) причинное: не прийти из за / вследствие / по / ввиду болезни;

5) целевое: жить ради детей, подарить на память, сделать для друга;

6) сравнительное: величиной с кулак, пойти в мать;

7) образа действия: читать без выражения, есть с аппетитом;

8) определительное: лодка с парусом, юбка в клетку, пальто на пуху.

ВВОДНЫЕ СЛОВА. ВВОДНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Вводные слова — это слова (или словосочетания), грамматически не связанные с предложением и вносящие дополнительные смысловые оттенки.

Например: Очевидно, общение с детьми развивает в человеке многие добрые свойства; К счастью, тайна так и осталась тайной.

Данные значения передаются не только вводными словами, но и вводными предложениями. Например: Вечер, ты помнишь, вьюга злилась. (Пушкин). К вводным единицам примыкают вставные конструкции, которые содержат различные добавочные замечания, поправки и разъяснения. Вставные конструкции, как и вводные, не связаны с другими словами в предложении. Они резко разрывают предложение. Например: Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту; Маша говорила с ним о Россини (Россини только что входил в моду), о Моцарте.

Главная ошибка большинства пишущих связана с неточным знанием списка вводных слов. Поэтому прежде всего следует выучить, какие именно слова могут быть вводными, какие группы вводных слов могут быть выделены и какие слова никогда не бывают вводными.

ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ

1. Вводные слова, выражающие чувства говорящего в связи со сказанным: к счастью, к несчастью, к сожалению, к досаде, к ужасу, на беду, чего доброго…

2. Вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности того, что он сказал: конечно, несомненно, разумеется, бесспорно, очевидно, безусловно, наверное, возможно, верно, может быть, должно быть, кажется, по всей видимости, по-видимому, по существу, по сути, думаю… Эта группа вводных слов наиболее многочисленна.

3. Вводные слова, указывающие на последовательность излагаемых мыслей и их связь между собой: во-первых, итак, следовательно, в общем, значит, кстати, далее, впрочем, наконец, с одной стороны… Эта группа также достаточно большая и коварная.

4. Вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления мыслей: словом, другими словами, иначе говоря, вернее, точнее, так сказать…

6. Вводные слова, представляющие собой обращение говорящего к собеседнику: видишь (ли), знаете, пойми, простите, пожалуйста, согласись…

7. Вводные слова, указывающие на оценку меры того, о чем говорится: самое большее, по крайней мере…

8. Вводные слова, показывающие степень обычности сказанного: бывает, случалось, по обыкновению…

9. Вводные слова, выражающие экспрессивность высказывания: кроме шуток, смешно сказать, честно говоря, между нами говоря…

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Развалины дворца ещё были заметны за стенами над поверхностью фундамента разрушенного временем.
  2. На землю упал лист сорванный сильным порывом ветра.
  3. Собрав чемоданы мы отправились на вокзал.
  4. Учителя вы даёте знания помогая детям выбрать профессию!
Правильный ответ: Учителя, вы даёте знания, помогая детям выбрать профессию!

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и мест расстановки запятых:
Учителя, вы даёте знания, помогая детям выбрать профессию!

2) обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например:
Предложение с обращением и деепричастным оборотом.
ИЛИ
Обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение.

Онлайн чтение книги Эрнани Hernani
ОДЫ И БАЛЛАДЫ

Ubi defuit orbis [446] Там, где кончается мир ( лат. ). .

Так — я перелистал историю народов!

Все есть в той книге — скорбь, величье, блеск походов.

И дух мой трепетал при смене царств и лет,

Когда скрывала тьма мужей великих лица,

Гремя, откидывалась медная страница

И век злодеев шел вослед.

Теперь ту книгу мы закроем — не пора ли!

В надежде пламенной мы сфинкса вопрошали —

Немое чудище в личине божества,

Но разве разрешит его загадку лира?

Лишь кровью и огнем он в летописи мира

Заносит темные слова.

И кто поймет их смысл? Искатель правды смелый,

Усни, усни, поэт, над лирой онемелой!

К чему нести на торг заветной думы плод?

Зачем ты пел, скажи, то гневно, то уныло.

Пытливой мысли нужно было

В движенье увидать народ.

Дух революции я вызвал беспокойный?

Но хаос надобен, чтоб мир воздвигнуть стройный,

Я слышал некий глас в безмолвии ночном,

И я воззвал к толпе, чтобы могучим словом

Век отошедший с веком новым

Соединить одним звеном.

Народ внимающий необходим поэту —

Он должен жечь сердца, будить, вести их к свету,

Он должен видеть мир бескрайный пред собой,

Он к небу воспарил, раскрыв крыла впервые,

И что ж — он как в родной стихии

Над бездной моря голубой!

Он мощь обрел свою. Взмахнув крылом могучим,

То волн коснется он, то унесется к тучам,

В любой предел стремит безудержный полет.

Он в вихре кружится, как буря, чужд покою,

Ногою став на смерч, рукою

26 мая 1828 г.

Перевод Э. Линецкой

И королева Маб ко мне явилась тенью.

Когда мы спим, она низводит к нам виденья.

Эм. Дешан. «Ромео и Джульетта»

Будь то Урганда иль Моргана, —

Но я люблю, когда во сне,

Вся из прозрачного тумана,

Склоняет фея стебель стана

Ко мне в полночной тишине.

Под лютни рокот соловьиный

Она поет мне песни те,

Что встарь сложили паладины, —

И я вас вижу, исполины,

В могучей вашей красоте.

Она за все, что есть святого,

Велит сражаться до конца,

Велит сжимать в руке суровой

Меч рыцаря, к боям готовый,

И арфу звучную певца.

В глуши, где я брожу часами,

Она, мой вездесущий друг,

Своими нежными руками

Луч света превращает в пламя

И в голос превращает звук.

Она, укрывшись в речке горной,

О чем-то шепчет мне тайком,

И белый аист, ей покорный,

Со шпиля колокольни черной

Меня приветствует крылом.

Она у печки раскаленной

Сидит со мною в поздний час,

Когда на нас из тьмы бездонной

Глядит, мигая утомленно,

Звезды зеленоватый глаз.

Влечет видений хороводы,

Когда блуждаю меж руин,

И эхо сотрясает своды,

Как будто там грохочут воды,

Подобные волнам стремнин.

Когда в ночи томят заботы,

Она, незрима и легка,

Приносит мне покой дремоты,

И слышу я то шум охоты,

То зов далекого рожка.

Будь то Урганда иль Моргана,

Но я люблю, когда во сне,

Вся из прозрачного тумана,

Склоняет фея стебель стана

Ко мне в полночной тишине.

Перевод И. Озеровой

Гроза обрушилась, шутя,

На беззащитное дитя.

— Откройте, — крикнул он, — я голый!

Лафонтен. «Подражание Анакреону»

«Ты, что жадному взору в окне освещенном

Вдруг предстала сильфидой в смирении скромном,

Отвори мне! Темнеет, я страхом объят!

Бледных призраков полночь ведет небосклоном,

Дарит душам покойников странный наряд!

Дева! Я не из тех пилигримов печальных,

Что рассказы заводят о странствиях дальних,

Не из тех паладинов, опасных для дев,

Чей воинственный клич откликается в спальнях,

Будит слуг и пажей, благодарность презрев.

Нет копья у меня или палицы быстрой,

Нет волос смоляных, бороды серебристой,

Скромных четок, меча всемогущего нет.

Если дуну отважно я в рог богатырский,

Только шепот игривый раздастся в ответ.

Я лишь маленький сильф, я дитя мирозданья,

Сын весны, первозданного утра сиянье,

Я огонь в очаге, если вьюга метет,

Дух рассветной росы, поцелуй расставанья

И невидимый житель прозрачных высот.

Нынче вечером двое счастливых шептали

О любви, о горенье, о вечном начале.

Я услышал взволнованный их разговор,

Их объятья мне накрепко крылья связали,

Ночь пришла — а свободы все нет до сих пор.

Слишком поздно! Уже моя роза закрылась!

Сыну дня окажи ты великую милость —

Дай до завтра в постели твоей отдохнуть!

Я не буду шуметь, чтобы ты не смутилась,

Много места не надо — подвинься чуть-чуть.

Мои братья уходят в цветущие чащи,

Открывают им лилии сладкие чаши,

Травы в чистой росе, как в вечерних слезах.

Но куда же бежать мне? Дыханье все чаще:

Ни цветов на лугах, ни лучей в небесах!

Умоляю, услышь! Ночи темные эти

Ловят маленьких сильфов в незримые сети,

К белым призракам, к черным виденьям влекут…

Сколько сов обитает в гробницах на свете!

Сколько ястребов з а мки в ночи стерегут!

Близок час, когда все мертвецы в исступленье

Пляшут в немощной ночи при лунном свеченье.

Безобразный вампир, полуночный кошмар,

Раздвигает бестрепетной дланью каменья

И могиле приносит могильщика в дар.

Скоро карлик, весь черный от дыма и пепла,

Снова спустится в бездну бездонного пекла,

Огонек промелькнет над стеной камыша,

И сольются, чтоб в страхе природа ослепла,

Саламандры огонь и Ундины душа [447] …Саламандры огонь и Ундины душа. — По представлениям средневековых алхимиков. Саламандра — это дух, обитающий в огне. Ундина — фольклорный образ, водяная дева. .

Ну, а если мертвец, чтоб от скуки отвлечься,

Средь костей побелевших велит мне улечься?!

Иль, над страхом смеясь, остановит спирит,

Мне прикажет от мирных полетов отречься,

В тайной башне мечты и порывы смирит?!

Так открой же окно мне, покуда не поздно,

Не вели мне отыскивать старые гнезда

И вторжением ящериц мирных смущать!

Ну, открой же! Глаза у меня, словно звезды,

И признанья умею я нежно шептать.

Я красив! Если б ты хоть разок поглядела,

Как трепещет крыло мое хрупко и смело!

Я, как лилия, бел, я прозрачнее слез!

Из-за ласки моей и лучистого тела

Даже ссоры бывают порою у роз!

Я хочу, чтоб сказало тебе сновиденье

(Это знает сильфида), что тщетны сравненья:

Безобразна колибри, убог мотылек,

Когда я, как король, облетаю владенья, —

Из дворца во дворец и с цветка на цветок.

Как мне холодно! Тщетно молю о тепле я…

Если б мог за ночлег предложить, не жалея,

Я тебе мой цветок и росинку мою!

Нет, мне смерть суждена. Я богатств не имею, —

Их у солнца беру и ему отдаю.

Но укрою тебя я во сне небывалом

Шарфом ангела, феи лесной покрывалом,

Ночь твою освещу обаянием дня.

Будет сон этот нового счастья началом,

От молитвы к любви твою душу маня.

Но напрасно стекло мои вздохи туманят…

Ты боишься, что зов мой коварно обманет,

Что укрылся поклонник за ложью речей?!

Разве слабый обманывать слабого станет?

Я прозрачен, но тени пугаюсь своей!»

Он рыдал. И тогда заскрипели засовы,

Нежный шепот ответил нездешнему зову.

На балконе готическом дама видна…

Мы не знаем, кого удостоила крова, —

Сильфу или мужчине открыла она!

Перевод И. Озеровой

Даже облака в недоступном небе боятся, что я последую за моими врагами в их лоно…

Развалины дворца еще были заметны за стенами над поверхностью фундамента разрушенного временем

Чужой компьютер

ПРО100 ЕГЭ Русский язык

ПРО100 ЕГЭ Русский язык

вернуться к странице

ПРО100 ЕГЭ Русский язык

.
ПРО100 ЕГЭ Русский язык запись закреплена

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте ско

анонимный опрос

1) Вдоль разрушенных домов тянулся новый, ещё (НЕ)ЗАТОПТАННЫЙ дощатый тротуар. ⋅ ⋅ ⋅ 00000

2) Ему явно (НЕ)ДОСТАВАЛО опыта. ⋅ ⋅ ⋅ 0000

3) Я (НЕ)ВЗНАЧАЙ зашёл в школу. ⋅ ⋅ ⋅ 0000

4) Конечно, писателю смотреть на (НЕ)ЗНАКОМЫЕ лица интересно. ⋅ ⋅ ⋅ 0000

5) Как-то (НЕ)УДОБНО было говорить, что он идёт в мастерскую за пылесосом. ⋅ ⋅ ⋅ 0000

Проголосовали 305 человек

Нравится Показать список оценивших

Сначала старые

Шамиль Магомедов


Шамиль Магомедов

.
.
.
.
.
Показать полностью.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Не затоптанный

Читайте также: