Разрушение фундамента технологическая карта

Обновлено: 16.05.2024

1 . ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 . Технологическая карта разработана на разрушение железобетонных фундаментов с применением гидроклиновых раскалывающих устройств (установок).

1.2 . В состав работ, рассматриваемых картой, входят:

разрушение конструкций гидроклином.

1.3 . Настоящую технологическую карту к конкретным условиям строительства привязывают путем уточнения объемов работ и затрат труда.

2 . ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1 . До начала работ по разрушению железобетонных фундаментов должна быть:

произведена инструментальная разбивка осей;

выбран тип алмазных сверл;

в зону работ подведены вода и электроэнергия, проверена исправность сверлильной и гидроклиновой установок.

2.2 . Для расчета затрат труда, машинного времени и стоимости работ принято разрушение фундамента под оборудование - наиболее часто встречающейся при реконструкции строительной конструкции.

2.3 . Работы по разрушению начинают со сверления отверстий в железобетоне (с использованием алмазного инструмента). Сначала делают разметку отверстий в наиболее доступной части разрушаемой конструкции.

Для примера приняты: расстояние между отверстиями - 500 мм, глубина сверления - 300 мм, диаметр отверстий - 60 мм. Сверление предусматривается выполнять сверлильной установкой НШ-1825 (с четырьмя органами - сверлильными устройствами).

При сверлении используется алмазное кольцевое сверло, которое закрепляется на шпинделе сверлильной установки. Под действием осевого давления и вращательного усилия, создаваемых сверлильной установкой, режущая часть сверла внедряется в обрабатываемый материал. Для охлаждения инструмента и выноса разрушенного материала из забоя внутрь сверла подается вода (от магистрального трубопровода). Высверленный керн клещами извлекают из забоя в обрабатываемом материале после окончания сверления. Сверлильную установку обслуживают пять человек.

Разрушение монолитной железобетонной конструкции гидроклиновой установкой производится за счет расклинивающих усилий, создаваемых в высверленных отверстиях.

2.4 . Гидроклиновая установка состоит из следующих узлов: рабочего органа (гидроклина), тележки, бака, блока гидропанелей и электрооборудования.

В комплект установки входят четыре гидроклина. Каждый гидроклин состоит из силового гидроцилиндра и клинового механизма. Шток гидроцилиндра при выходе из него имеет вид клина с двумя скосами; на скошенных поверхностях укреплены накладки из износостойкой стали. Клин примыкает к двум клиновым щекам, на которых также укреплены накладки. Щеки шарнирно, с помощью двух тяг, соединены с проушинами на корпусе гидроцилиндра. Соединительные тяги закрыты снаружи кожухом.

Гидроклиновая установка смонтирована на тележке, сваренной из труб и оборудованной колесами.

Гидравлический бак для жидкости сварен из листового металла, на верхней крышке имеется заливной фильтр.

На блоке гидравлические панелей установлены распределители, на одной из гидропанелей имеется предохранительный клапан. Гидроклиновую установку обслуживает один человек.

В качестве расклинивающего устройства может также применяться ручной гидроклин. Он состоит из рабочего органа и тележки; обслуживается одним человеком.

2.5 . В высверленное отверстие опускают гидроклин, после чего из гидросистемы подают жидкость под давлением. В результате действия расклинивающего усилия происходит разрушение бетона или образование в нем трещин. При незначительной ширине трещины, когда перерезание арматурных стержней в бетоне невозможно, в нее устанавливают два расширителя (клинья) толщиной 5 или 7 мм и после расширения трещины вновь применяют гидроклин для окончательного отделения части монолита. Разрушение производится послойно, на глубину сверления.

При работе необходимо следить, чтобы поверхности клиньев были чистыми и смазаны солидолом.

2.6 . Гидроклиновая установка своим ходом может перемещаться только в пределах рабочей площадки. Транспортировка ее на большие расстояния производится в кузове грузового автомобиля грузоподъемностью 1 т и выше.

Хранить установку следует в закрытом помещении.

2.7 . При производстве работ необходимо выполнять требования правил техники безопасности в соответствии со СНиПом III-4-80 .

Особое внимание следует обращать на исправность механизмов и надежность заземления и изоляции, что обеспечивает безопасное ведение работ.

Технологическая карта на разрушение железобетонных фундаментов под оборудование гидроклиньями

Рекомендовано к изданию решением секции технологии строительного производства Научно-технического совета ЦНИИОМТП Госстроя СССР.

Рассмотрены вопросы разрушения гидроклиновыми установками фундаментов под оборудование при реконструкции и строительстве зданий и сооружений.

В разработке технологической карты принимали участие сотрудники ЦНИИОМТП: В.В. Акимов, В.А. Баранов, Г.А. Величенкова, к.т.н. Б.В. Жадановский, Л.А. Зуева, к.т.н. Е.Д. Козлов, А.А. Комиссаров, к.т.н. А.Г. Фуников, Ю.А. Ярымов.

Работа предназначена для научно-исследовательских, учебных и строительных организаций.

По всем вопросам, касающимся данной технологии, обращаться в отдел бетонных работ ЦНИИОМТП Госстроя СССР.

1 . ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 . Технологическая карта разработана на разрушение железобетонных фундаментов с применением гидроклиновых раскалывающих устройств (установок).

1.2 . В состав работ, рассматриваемых картой, входят:

разрушение конструкций гидроклином.

1.3 . Настоящую технологическую карту к конкретным условиям строительства привязывают путем уточнения объемов работ и затрат труда.

2 . ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1 . До начала работ по разрушению железобетонных фундаментов должна быть:

произведена инструментальная разбивка осей;

выбран тип алмазных сверл;

в зону работ подведены вода и электроэнергия, проверена исправность сверлильной и гидроклиновой установок.

2.2 . Для расчета затрат труда, машинного времени и стоимости работ принято разрушение фундамента под оборудование - наиболее часто встречающейся при реконструкции строительной конструкции.

2.3 . Работы по разрушению начинают со сверления отверстий в железобетоне (с использованием алмазного инструмента). Сначала делают разметку отверстий в наиболее доступной части разрушаемой конструкции.

Для примера приняты: расстояние между отверстиями - 500 мм, глубина сверления - 300 мм, диаметр отверстий - 60 мм. Сверление предусматривается выполнять сверлильной установкой НШ-1825 (с четырьмя органами - сверлильными устройствами).

При сверлении используется алмазное кольцевое сверло, которое закрепляется на шпинделе сверлильной установки. Под действием осевого давления и вращательного усилия, создаваемых сверлильной установкой, режущая часть сверла внедряется в обрабатываемый материал. Для охлаждения инструмента и выноса разрушенного материала из забоя внутрь сверла подается вода (от магистрального трубопровода). Высверленный керн клещами извлекают из забоя в обрабатываемом материале после окончания сверления. Сверлильную установку обслуживают пять человек.

Разрушение монолитной железобетонной конструкции гидроклиновой установкой производится за счет расклинивающих усилий, создаваемых в высверленных отверстиях.

2.4 . Гидроклиновая установка состоит из следующих узлов: рабочего органа (гидроклина), тележки, бака, блока гидропанелей и электрооборудования.

В комплект установки входят четыре гидроклина. Каждый гидроклин состоит из силового гидроцилиндра и клинового механизма. Шток гидроцилиндра при выходе из него имеет вид клина с двумя скосами; на скошенных поверхностях укреплены накладки из износостойкой стали. Клин примыкает к двум клиновым щекам, на которых также укреплены накладки. Щеки шарнирно, с помощью двух тяг, соединены с проушинами на корпусе гидроцилиндра. Соединительные тяги закрыты снаружи кожухом.

Гидроклиновая установка смонтирована на тележке, сваренной из труб и оборудованной колесами.

Гидравлический бак для жидкости сварен из листового металла, на верхней крышке имеется заливной фильтр.

На блоке гидравлические панелей установлены распределители, на одной из гидропанелей имеется предохранительный клапан. Гидроклиновую установку обслуживает один человек.

В качестве расклинивающего устройства может также применяться ручной гидроклин. Он состоит из рабочего органа и тележки; обслуживается одним человеком.

2.5 . В высверленное отверстие опускают гидроклин, после чего из гидросистемы подают жидкость под давлением. В результате действия расклинивающего усилия происходит разрушение бетона или образование в нем трещин. При незначительной ширине трещины, когда перерезание арматурных стержней в бетоне невозможно, в нее устанавливают два расширителя (клинья) толщиной 5 или 7 мм и после расширения трещины вновь применяют гидроклин для окончательного отделения части монолита. Разрушение производится послойно, на глубину сверления.

При работе необходимо следить, чтобы поверхности клиньев были чистыми и смазаны солидолом.

2.6 . Гидроклиновая установка своим ходом может перемещаться только в пределах рабочей площадки. Транспортировка ее на большие расстояния производится в кузове грузового автомобиля грузоподъемностью 1 т и выше.

Хранить установку следует в закрытом помещении.

2.7 . При производстве работ необходимо выполнять требования правил техники безопасности в соответствии со СНиПом III-4-80 .

Особое внимание следует обращать на исправность механизмов и надежность заземления и изоляции, что обеспечивает безопасное ведение работ.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Типовая технологическая карта разработана на устройство столбчатых монолитных фундаментов объемом до 5, 10, 25 м 3 и более под стальные колонны одноэтажных промышленных зданий с использованием опалубки из блок-форм.

Параметры конструкций (размеры, армирование, расход материалов) в технологической карте приняты применительно к реальным рабочим чертежам института Промстройпроект.

Калькуляция затрат труда, график выполнения работ, потребность в материально-технических ресурсах и технико-экономические показатели выполнены для захватки размером 24 ´ 72 м с сеткой колонн 12 ´ 24 м объемом фундамента 20 м 3 (базовый вариант).

Данная карта позволяет с помощью фасетов произвести расчет вышеперечисленных показателей для фундаментов объемом до 5, 10, 25 и 30 м 3 .

Технологической картой предусматривается устройство монолитных фундаментов с применением опалубки из стальных опалубочных блок-форм, разработанных ЦНИИОМТП Госстроя СССР (проект 79-2.00.000).

Картой предусматривается 4 варианта подачи и укладки бетонной смеси в фундаменты: стреловыми самоходными кранами (гусеничным и пмевмоколесным), автобетононасосом СБ-126А и бетоноукладчиком ЛБУ-20.

Погрузочные и арматурные работы выполняются автомобильным краном грузоподъемностью 6,3 т.

При привязке технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются объемы работ, калькуляция затрат труда, средства механизации с учетом использования наличного парка машин, оборудования и приспособлений.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

До начала устройства фундаментов должны быть выполнены следующие работы:

организован отвод поверхностных вод от котлована;

устроены подъездные пути и автодороги;

обозначены в пролете пути движения механизмов, места складирования, укрупнения арматурных сеток и опалубки, подготовлены монтажная оснастка и приспособления;

выполнена бетонная подготовка под фундаменты;

завезены арматурные сетки и комплекты опалубки в количестве, обеспечивающем бесперебойную работу не менее, чем в течение двух смен;

составлены акты приемки основания фундаментов в соответствии с исполнительной схемой;

устроено временное электроосвещение рабочих мест и подключены электросварочные аппараты;

произведена геодезическая разбивка осей и разметка положения фундаментов в соответствии с проектом; на поверхность бетонной подготовки краской нанесены риски, фиксирующие положение рабочей плоскости щитов опалубки.

Работы выполняются в 2 смены.

В состав работ, рассматриваемых картой, входят:

вспомогательные (разгрузка, складирование, сортировка арматурных сеток и комплектов опалубки);

Разгрузку и раскладку арматурных сеток, стальных опалубочных блоков, монтаж армокаркасов подколонников, монтаж и демонтаж блок-форм опалубки, навесных подмостей и анкерных болтов производят с помощью автокрана КС-2561Д.

Арматурные сетки подколонников доставляют на строительную площадку и разгружают на стенде сборки армокаркасов, а сетки башмаков - непосредственно у мест возведения фундаментов.

Сборка армокаркасов подколонников ведется на стенде сборки с помощью кондуктора конструкции ЦНИИОМТП, путем прихватки арматурных сеток между собой электродуговой сваркой. Размеры кондуктора выбраны с учетом максимальных размеров сеток.

Сборку армокаркаса подколонника производят в определенной последовательности:

укладывают арматурные сетки на кондуктор и фиксируют в проектном положении вязальной проволокой с последующей электроприхваткой;

снимают армокаркас с кондуктора автокраном и укладывают на площадку для складирования.

Армокаркасы перевозят автотранспортом к месту бетонирования.

Арматурные работы выполняют в следующем порядке:

устанавливают арматурные сетки башмака на фиксаторы, обеспечивающие защитный слой бетона по проекту;

после устройства опалубки башмака устанавливают армокаркас подколонника с прикреплением его к нижней сетке вязальной проволокой.

Арматурные работы должны выполняться в соответствии со СНиП 3.03.01-87.

Опалубка монолитных железобетонных фундаментов выполняется из отдельных унифицированных стальных опалубочных блоков. В комплект опалубки блок-формы для фундаментов, рассматриваемых в данной технологической карте, входят: опалубочный блок трехступенчатой башмачной части фундамента и блок подколонника, состоящий из двух блоков.

Стальные опалубочные формы для железобетонных монолитных фундаментов поступают на строительную площадку комплектно в состоянии, пригодном к сборке и эксплуатации.

Монтаж стальных опалубочных блок-форм производится после окончательного закрепления армокаркасов подколонников с помощью крана КС-2561Д в приведенной ниже технологической последовательности:

устанавливают опалубочный блок трехступенчатой башмачной части фундамента в проектное положение строго по осевым рискам, нанесенным на бетонную подготовку, и крепят его металлическими штырями к основанию;

на центрирующих штырях рамы опалубки башмачной части фундамента фиксаторами закрепляют опалубочный блок подколонника;

устанавливают и закрепляют фиксаторами подмости на центрирующих штырях верхнего блока подколонника;

кондукторное приспособление с анкерными болтами закрепляют на опалубке верхнего блока.

Разборку опалубки целесообразно производить сразу же после достижения бетоном прочности в соответствии со СНиП 3.03.01-87.

Демонтаж блок-форм производится с помощью крана КС-2561Д в следующей очередности:

демонтируют кондукторное приспособление;

раскрывают замковые стяжки при помощи приспособления для раскрывания блоков, отводят створки блоков от бетона;

отсоединяют блок подколонника от рамы опалубки башмачной части фундамента;

демонтируют блок подколонника;

выбивают клин, поворачивают палец и отводят щиты башмака от бетона, после чего демонтируют блок-форму башмачной части фундамента.

Весь комплекс опалубочных работ ведут поточным методом.

При загрязнении опалубочной поверхности бетонной смесью необходимо очистить поверхность металлическими щетками и скребками и произвести смазку поверхностей эмульсионным составом.

Демонтированные элементы опалубки транспортируют к месту нового бетонирования.

При эксплуатации стальных опалубочных форм следует руководствоваться СНиП 3.03.01-87.

Ведущей работой при устройстве монолитных фундаментов является укладка бетонной смеси. Бетонирование производят только после проверки правильности установки опалубки и арматуры.

Транспортирование бетонной смеси осуществляют автомобилями-самосвалами или автобетоносмесителями с разгрузкой в поворотные бункеры вместимостью 2 м. Количество автомобилей-самосвалов принимают по расчету в зависимости от дальности транспортировки бетонной смеси.

В состав работ по бетонированию фундаментов входят:

прием и подача бетонной смеси;

установка звеньевого хобота;

укладка и уплотнение бетонной смеси;

уход за бетоном.

Подачу бетонной смеси к месту укладки производят в поворотных бункерах стреловыми самоходными кранами: гусеничным краном типа МКГ-16М (базовый вариант), пневмоколесным краном КС-4362 (вариант 2), а также автобетононасосом (вариант 3) и бетоноукладчиком (вариант 4).

Строповку бункера производят двухветвевым стропом грузоподъемностью 5 т.

В соответствии с высотой укладки бетонной смеси устанавливают загрузочную воронку и один звеньевой хобот.

Бетонную смесь укладывают горизонтальными слоями толщиной 0,3 - 0,5 м.

Каждый слой бетона тщательно уплотняют глубинным вибратором.

При уплотнении бетонной смеси конец рабочей части вибратора должен погружаться в ранее уложенный слой бетона на глубину 0,05 - 0,1 м. Шаг перестановки вибратора не должен превышать 1,5 радиуса его действия.

Перекрытие предыдущего слоя бетона последующим должно быть выполнено до начала схватывания бетона в предыдущем слое.

Бетонирование фундаментов производят с подмостей.

При бетонировании монолитных фундаментов автобетононасосом СБ-126А (вариант 3) радиус действия распределительной стрелы позволяет производить укладку бетонной смеси на захватке с 2-х точек.

Операция по установке воронок и звеньевого хобота отпадает.

Процесс укладки бетонной смеси ускоряется, бетонные работы производятся циклично.

Бетонная смесь должна иметь осадку конуса в пределах 4 - 12 см.

Подбор состава бетонной смеси производится строительной лабораторией.

При бетонировании монолитных фундаментов бетоноукладчиком ЛБУ-20 (вариант 4) бетонная смесь должна иметь осадку конуса в пределах 1 - 4 см.

Бетонную смесь к бетоноукладчику следует подвозить автобетоносмесителями для порционной выгрузки смеси в приемный бункер.

Мероприятия по уходу за бетоном в период набора прочности, порядок и сроки их проведения, контроль за выполнением этих мероприятий необходимо осуществлять в соответствии с требованиями СНиП 3.03.01-87. Открытые поверхности бетона необходимо защищать от потерь влаги путем поливки водой или укрытия их влажными материалами. Сроки выдерживания и периодичность поливки назначает строительная лаборатория.

При производстве работ в зимних условиях принимают меры по обеспечению нормального твердения бетона при ожидаемой среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 °С и минимальной суточной температуре ниже 0 °С в соответствии со СНиП 3.03.01-87.

Варианты рекомендуемых машин и оборудования при устройстве монолитных железобетонных фундаментов

1 . ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 . Технологическая карта разработана на разрушение железобетонных фундаментов с применением гидроклиновых раскалывающих устройств (установок).

1.2 . В состав работ, рассматриваемых картой, входят:

разрушение конструкций гидроклином.

1.3 . Настоящую технологическую карту к конкретным условиям строительства привязывают путем уточнения объемов работ и затрат труда.

2 . ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1 . До начала работ по разрушению железобетонных фундаментов должна быть:

произведена инструментальная разбивка осей;

выбран тип алмазных сверл;

в зону работ подведены вода и электроэнергия, проверена исправность сверлильной и гидроклиновой установок.

2.2 . Для расчета затрат труда, машинного времени и стоимости работ принято разрушение фундамента под оборудование - наиболее часто встречающейся при реконструкции строительной конструкции.

2.3 . Работы по разрушению начинают со сверления отверстий в железобетоне (с использованием алмазного инструмента). Сначала делают разметку отверстий в наиболее доступной части разрушаемой конструкции.

Для примера приняты: расстояние между отверстиями - 500 мм, глубина сверления - 300 мм, диаметр отверстий - 60 мм. Сверление предусматривается выполнять сверлильной установкой НШ-1825 (с четырьмя органами - сверлильными устройствами).

При сверлении используется алмазное кольцевое сверло, которое закрепляется на шпинделе сверлильной установки. Под действием осевого давления и вращательного усилия, создаваемых сверлильной установкой, режущая часть сверла внедряется в обрабатываемый материал. Для охлаждения инструмента и выноса разрушенного материала из забоя внутрь сверла подается вода (от магистрального трубопровода). Высверленный керн клещами извлекают из забоя в обрабатываемом материале после окончания сверления. Сверлильную установку обслуживают пять человек.

Разрушение монолитной железобетонной конструкции гидроклиновой установкой производится за счет расклинивающих усилий, создаваемых в высверленных отверстиях.

2.4 . Гидроклиновая установка состоит из следующих узлов: рабочего органа (гидроклина), тележки, бака, блока гидропанелей и электрооборудования.

В комплект установки входят четыре гидроклина. Каждый гидроклин состоит из силового гидроцилиндра и клинового механизма. Шток гидроцилиндра при выходе из него имеет вид клина с двумя скосами; на скошенных поверхностях укреплены накладки из износостойкой стали. Клин примыкает к двум клиновым щекам, на которых также укреплены накладки. Щеки шарнирно, с помощью двух тяг, соединены с проушинами на корпусе гидроцилиндра. Соединительные тяги закрыты снаружи кожухом.

Гидроклиновая установка смонтирована на тележке, сваренной из труб и оборудованной колесами.

Гидравлический бак для жидкости сварен из листового металла, на верхней крышке имеется заливной фильтр.

На блоке гидравлические панелей установлены распределители, на одной из гидропанелей имеется предохранительный клапан. Гидроклиновую установку обслуживает один человек.

В качестве расклинивающего устройства может также применяться ручной гидроклин. Он состоит из рабочего органа и тележки; обслуживается одним человеком.

2.5 . В высверленное отверстие опускают гидроклин, после чего из гидросистемы подают жидкость под давлением. В результате действия расклинивающего усилия происходит разрушение бетона или образование в нем трещин. При незначительной ширине трещины, когда перерезание арматурных стержней в бетоне невозможно, в нее устанавливают два расширителя (клинья) толщиной 5 или 7 мм и после расширения трещины вновь применяют гидроклин для окончательного отделения части монолита. Разрушение производится послойно, на глубину сверления.

При работе необходимо следить, чтобы поверхности клиньев были чистыми и смазаны солидолом.

2.6 . Гидроклиновая установка своим ходом может перемещаться только в пределах рабочей площадки. Транспортировка ее на большие расстояния производится в кузове грузового автомобиля грузоподъемностью 1 т и выше.

Хранить установку следует в закрытом помещении.

2.7 . При производстве работ необходимо выполнять требования правил техники безопасности в соответствии со СНиПом III-4-80 .

Особое внимание следует обращать на исправность механизмов и надежность заземления и изоляции, что обеспечивает безопасное ведение работ.

1 . ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 . Технологическая карта разработана на разрушение железобетонных фундаментов с применением гидроклиновых раскалывающих устройств (установок).

1.2 . В состав работ, рассматриваемых картой, входят:

разрушение конструкций гидроклином.

1.3 . Настоящую технологическую карту к конкретным условиям строительства привязывают путем уточнения объемов работ и затрат труда.

2 . ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1 . До начала работ по разрушению железобетонных фундаментов должна быть:

произведена инструментальная разбивка осей;

выбран тип алмазных сверл;

в зону работ подведены вода и электроэнергия, проверена исправность сверлильной и гидроклиновой установок.

2.2 . Для расчета затрат труда, машинного времени и стоимости работ принято разрушение фундамента под оборудование - наиболее часто встречающейся при реконструкции строительной конструкции.

2.3 . Работы по разрушению начинают со сверления отверстий в железобетоне (с использованием алмазного инструмента). Сначала делают разметку отверстий в наиболее доступной части разрушаемой конструкции.

Для примера приняты: расстояние между отверстиями - 500 мм, глубина сверления - 300 мм, диаметр отверстий - 60 мм. Сверление предусматривается выполнять сверлильной установкой НШ-1825 (с четырьмя органами - сверлильными устройствами).

При сверлении используется алмазное кольцевое сверло, которое закрепляется на шпинделе сверлильной установки. Под действием осевого давления и вращательного усилия, создаваемых сверлильной установкой, режущая часть сверла внедряется в обрабатываемый материал. Для охлаждения инструмента и выноса разрушенного материала из забоя внутрь сверла подается вода (от магистрального трубопровода). Высверленный керн клещами извлекают из забоя в обрабатываемом материале после окончания сверления. Сверлильную установку обслуживают пять человек.

Разрушение монолитной железобетонной конструкции гидроклиновой установкой производится за счет расклинивающих усилий, создаваемых в высверленных отверстиях.

2.4 . Гидроклиновая установка состоит из следующих узлов: рабочего органа (гидроклина), тележки, бака, блока гидропанелей и электрооборудования.

В комплект установки входят четыре гидроклина. Каждый гидроклин состоит из силового гидроцилиндра и клинового механизма. Шток гидроцилиндра при выходе из него имеет вид клина с двумя скосами; на скошенных поверхностях укреплены накладки из износостойкой стали. Клин примыкает к двум клиновым щекам, на которых также укреплены накладки. Щеки шарнирно, с помощью двух тяг, соединены с проушинами на корпусе гидроцилиндра. Соединительные тяги закрыты снаружи кожухом.

Гидроклиновая установка смонтирована на тележке, сваренной из труб и оборудованной колесами.

Гидравлический бак для жидкости сварен из листового металла, на верхней крышке имеется заливной фильтр.

На блоке гидравлические панелей установлены распределители, на одной из гидропанелей имеется предохранительный клапан. Гидроклиновую установку обслуживает один человек.

В качестве расклинивающего устройства может также применяться ручной гидроклин. Он состоит из рабочего органа и тележки; обслуживается одним человеком.

2.5 . В высверленное отверстие опускают гидроклин, после чего из гидросистемы подают жидкость под давлением. В результате действия расклинивающего усилия происходит разрушение бетона или образование в нем трещин. При незначительной ширине трещины, когда перерезание арматурных стержней в бетоне невозможно, в нее устанавливают два расширителя (клинья) толщиной 5 или 7 мм и после расширения трещины вновь применяют гидроклин для окончательного отделения части монолита. Разрушение производится послойно, на глубину сверления.

При работе необходимо следить, чтобы поверхности клиньев были чистыми и смазаны солидолом.

2.6 . Гидроклиновая установка своим ходом может перемещаться только в пределах рабочей площадки. Транспортировка ее на большие расстояния производится в кузове грузового автомобиля грузоподъемностью 1 т и выше.

Хранить установку следует в закрытом помещении.

2.7 . При производстве работ необходимо выполнять требования правил техники безопасности в соответствии со СНиПом III-4-80 .

Особое внимание следует обращать на исправность механизмов и надежность заземления и изоляции, что обеспечивает безопасное ведение работ.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НА ВОЗВЕДЕНИЕ МОНОЛИТНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ФУНДАМЕНТОВ ПОД ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ КОЛОННЫ

Технологическая карта разработана на возведение монолитного железобетонного фундамента под железобетонные колонны при положительных температурах. В качестве эталона при разработке карты принят фундамент объемом до 15 м 3 и высотой 3 м.

Конструкция, технология производства работ и технико-экономические показатели даны в карте для фундамента ФВ 14-1, физический объем которого 10 м 3 , опалубливаемая поверхность 1805 м 2 , масса арматуры 381,9 кг.

Схема фундамента на листе 1 .

В состав работ, рассматриваемых картой, входят:

монтаж разборно-переставной опалубки и стальных опалубочных форм;

бетонирование фундаментов с помощью крана и бадьи, бетоноукладчика или бетононасоса;

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Арматурные работы

До монтажа арматуры фундамента должны быть выполнены следующие работы:

разбивка осей и устройство бетонной подготовки;

доставка и складирование в зоне действия монтажного крана необходимого количества арматурных элементов;

подготовка к работе такелажной оснастки, инструмента и электросварочной аппаратуры.

Монтаж арматуры начинается с разметки мест, раскладки сеток плитной части фундамента и установки фиксаторов с шагом 1 м для создания защитного слоя бетона.

Армирование производится унифицированными сетками серии 1.410-2 (ГОСТ 23279-78), изготовленными в заводских условиях на многоточечных контактных машинах.

Раскладка сеток производится по взаимно перпендикулярным направлениям (см. лист 1 ).

Подколенник армируется пространственным каркасом, который устанавливают в проектное положение с помощью крана.

Сборка пространственных каркасов производится на сборочной площадке. Сначала устанавливают две вертикальные сетки, которые закрепляют временными растяжками.

Для создания защитного слоя бетона устанавливают фиксаторы, изготовленные из пластмассы и оставляют их в бетоне (изготовитель - завод № 4 комбината стройпластмасс).

Работы но монтажу арматуры выполняет звено из четырех человек: арматурщики 3 разряда (1 чел.) и 2 разряда (2 чел.), и электросварщик 5 разряда.

Схема организации работ при монтаже арматуры дана на листе 2 .

Приемка смонтированной арматуры осуществляется до установки опалубки и оформляется актом освидетельствования скрытых работ. В акте приемки смонтированных конструкций должны быть указаны номера рабочих чертежей, отступления от чертежей, оценка качества смонтированной арматуры; после установки опалубки дают разрешение на бетонирование.

Опалубочные работы

До начала работ по монтажу опалубки должны быть выполнены следующие работы: установка арматурных сеток и каркаса; проверка комплектности завезенной опалубки; укрупнительная сборка щитов.

Поступившие на строительную площадку элементы опалубки размещают в зоне действия крана. Все элементы опалубки должны храниться в положении, соответствующем транспортному, рассортированные по маркам и типоразмерам. Крупные сборочные единицы хранятся на закрытых складах или под навесом в условиях, исключающих их порчу; мелкие детали - на складе в упакованном виде.

Опалубливание фундаментов рассматривается в карте двумя типами опалубки: унифицированной разборно-переставной опалубкой «Монолит-77» (проект 2493.00.000) и стальными опалубочными формами для железобетонных монолитных фундаментов (проект 79-2.00.000), разработанными ЦНИИОМТП.

До начала монтажа разборно-переставной опалубки металлические щиты с помощью прижимных скоб собирают в опалубочные панели. Размеры панелей определяются площадью поверхностей фундаментов. На установленных панелях монтируют навесные площадки с навесными лестницами.

Схема раскладки щитов и последовательность монтажа (и демонтажа) разборно-переставной опалубки даны на листе 3 .

Работы по монтажу разборно-переставной опалубки выполняет звено из двух монтажников 4 и 3 разрядов.

Схема организации работ при монтаже разборно-переставной опалубки дана на листе 4 .

Монтаж стальных опалубочных форм выполняет также звено из двух монтажников 4 и 3 разрядов.

До монтажа стальных опалубочных форм на сборочной площадке собирается опалубка башмачной части фундамента (одноступенчатая, двухступенчатая или трехступенчатая). Затем опалубка башмака подается с помощью крана на место установки.

Блоки собирают из щитов с помощью замковых стяжек. Собранный блок устанавливают краном на центрирующие штыри рамы опалубки башмачной части фундамента и закрепляют при помощи фиксаторов. Блоки устанавливают друг на друга до необходимой высоты. Затем на центрирующие штыри верхнего блока устанавливают вкладыш стакана и навешивают подмости.

После достижения бетоном необходимой прочности опалубку демонтируют.

Схема стальных опалубочных форм, последовательность монтажа и демонтажа опалубки, а также схема организации работ при монтаже опалубки даны на листах 5 и 6.

Бетонные работы

До начала укладки бетонной смеси должны быть выполнены следующие работы: проверена правильность установленных арматуры и опалубки; устранены все дефекты опалубки; проверено наличие фиксаторов, обеспечивающих требуемую толщину защитного слоя бетона; приняты по акту все конструкции и их элементы, скрываемые в процессе бетонирования; очищены от мусора, грязи и ржавчины опалубка и арматура; проверена работа всех механизмов, исправность приспособлений и инструментов.

Доставка на объект бетонной смеси предусматривается в автобетоносмесителях.

Подача бетонной смеси к месту укладки рассмотрена в трех вариантах: краном в бункерах, автобетононасосом, бетоноукладчиком.

При первом варианте предусматривается бункер конструкции ЦНИИОМТП с боковой выгрузкой и секторным затвором. Вместимость бункера 1 м 3 смеси.

Схема организации работ при подаче бетонной смеси краном в бункерах дана на листе 7 .

Работы по бетонированию выполняет звено из двух бетонщиков 4 и 3 разрядов.

При втором варианте предусмотрена подача смеси автобетононасосом марки БН-80-20 (лист 8 ).

Автобетононасос обслуживает звено из двух человек: оператор 5 разряда и помощник оператора 4 разряда.

Подбор и назначение состава бетона должны осуществляться строительной лабораторией. Проверка рабочего состава бетона должна производиться путем пробного перекачивания автобетононасосом бетонной смеси и испытаний бетонных образцов, изготовленных из отобранных после перекачивания проб бетонной смеси.

Схему бетонирования фундаментов с использованием бетоноукладчика СБ-131 см. на листе 9 .

По третьему варианту подача бетонной смеси производится бетоноукладчиком с соблюдением следующих требований: загружать ленту транспортера бетонной смесью следует возможно более толстым слоем; лента транспортера должна быть оборудована бортовым ограждением, закрепленным на раме транспортера; наибольший угол наклона транспортерной ленты не должен превышать 18°.

Бетоноукладчик обслуживает оператор 5 разряда.

Укладка бетона в фундаменты производится в три этапа: бетонирование первой ступени башмачной части; бетонирование второй ступени башмачной части; послойное бетонирование подколонника, а затем стенок стакана.

Перерыв между этапами бетонирования (или укладкой слоев смеси) должен быть не менее 40 минут, но не более двух часов.

При высоте подколенника более 2 м рекомендуется использовать вертикальные звеньевые хоботы.

Бетонная смесь укладывается слоями толщиной от 30 до 40 см. Уплотнение бетонной смеси производят глубинными вибраторами. Рабочая часть вибратора погружается в ранее уложенный слой бетона на 5 - 10 см. В углах и у стенок опалубки бетонную смесь дополнительно уплотняют вибраторами или штыкованием ручными шуровками. Опирание вибраторов во время работы на арматуру не допускается. Вибрирование на одной позиции заканчивается при прекращении оседания и появлении цементного молока на поверхности бетона. Извлекать вибратор при перестановке следует медленно, не выключая двигателя, чтобы пустота под наконечником равномерно заполнилась бетонной смесью.

После укладки бетонной смеси в опалубку необходимо создать благоприятные температурно-влажностные условия для твердения бетона. Горизонтальные поверхности забетонированного фундамента укрывают влажной мешковиной, брезентом, опилками, песком (регулярно смачиваемыми), листовыми, рулонными материалами или покрывают защитными пленками на срок, зависящий от климатических условий, в соответствии с указаниями строительной лаборатории.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

При производстве работ необходимо соблюдать правила техники безопасности согласно СНиПу III-4-80. Особое внимание следует обратить на следующее: распалубливание конструкций можно начинать только с разрешения производителя работ; перед распалубкой нужно получить заключение строительной лаборатории о фактической прочности бетона; рукоятки вибраторов должны иметь амортизаторы, а электропровода - надежную резиновую изоляцию; бетонщики, работающие с вибраторами, должны периодически проходить медицинский осмотр; к управлению автобетононасосами допускаются только машинисты-операторы, имеющие удостоверения, разрешающие работу на данном типе машин.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Технологическая карта разработана на разрушение железобетонных фундаментов с применением гидроклиновых раскалывающих устройств (установок).

1.2. В состав работ, рассматриваемых картой, входят:

разрушение конструкций гидроклином.

1.3. Настоящую технологическую карту к конкретным условиям строительства привязывают путем уточнения объемов работ и затрат труда.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1. До начала работ по разрушению железобетонных фундаментов должна быть:

произведена инструментальная разбивка осей;

выбран тип алмазных сверл;

в зону работ подведены вода и электроэнергия, проверена исправность сверлильной и гидроклиновой установок.

2.2. Для расчета затрат труда, машинного времени и стоимости работ принято разрушение фундамента под оборудование - наиболее часто встречающейся при реконструкции строительной конструкции.

2.3. Работы по разрушению начинают со сверления отверстий в железобетоне (с использованием алмазного инструмента). Сначала делают разметку отверстий в наиболее доступной части разрушаемой конструкции.

Для примера приняты: расстояние между отверстиями - 500 мм, глубина сверления - 300 мм, диаметр отверстий - 60 мм. Сверление предусматривается выполнять сверлильной установкой НШ-1825 (с четырьмя органами - сверлильными устройствами).

При сверлении используется алмазное кольцевое сверло, которое закрепляется на шпинделе сверлильной установки. Под действием осевого давления и вращательного усилия, создаваемых сверлильной установкой, режущая часть сверла внедряется в обрабатываемый материал. Для охлаждения инструмента и выноса разрушенного материала из забоя внутрь сверла подается вода (от магистрального трубопровода). Высверленный керн клещами извлекают из забоя в обрабатываемом материале после окончания сверления. Сверлильную установку обслуживают пять человек.

Разрушение монолитной железобетонной конструкции гидроклиновой установкой производится за счет расклинивающих усилий, создаваемых в высверленных отверстиях.

2.4. Гидроклиновая установка состоит из следующих узлов: рабочего органа (гидроклина), тележки, бака, блока гидропанелей и электрооборудования.

В комплект установки входят четыре гидроклина. Каждый гидроклин состоит из силового гидроцилиндра и клинового механизма. Шток гидроцилиндра при выходе из него имеет вид клина с двумя скосами; на скошенных поверхностях укреплены накладки из износостойкой стали. Клин примыкает к двум клиновым щекам, на которых также укреплены накладки. Щеки шарнирно, с помощью двух тяг, соединены с проушинами на корпусе гидроцилиндра. Соединительные тяги закрыты снаружи кожухом.

Гидроклиновая установка смонтирована на тележке, сваренной из труб и оборудованной колесами.

Гидравлический бак для жидкости сварен из листового металла, на верхней крышке имеется заливной фильтр.

На блоке гидравлические панелей установлены распределители, на одной из гидропанелей имеется предохранительный клапан. Гидроклиновую установку обслуживает один человек.

В качестве расклинивающего устройства может также применяться ручной гидроклин. Он состоит из рабочего органа и тележки; обслуживается одним человеком.

2.5. В высверленное отверстие опускают гидроклин, после чего из гидросистемы подают жидкость под давлением. В результате действия расклинивающего усилия происходит разрушение бетона или образование в нем трещин. При незначительной ширине трещины, когда перерезание арматурных стержней в бетоне невозможно, в нее устанавливают два расширителя (клинья) толщиной 5 или 7 мм и после расширения трещины вновь применяют гидроклин для окончательного отделения части монолита. Разрушение производится послойно, на глубину сверления.

При работе необходимо следить, чтобы поверхности клиньев были чистыми и смазаны солидолом.

2.6. Гидроклиновая установка своим ходом может перемещаться только в пределах рабочей площадки. Транспортировка ее на большие расстояния производится в кузове грузового автомобиля грузоподъемностью 1 т и выше.

Хранить установку следует в закрытом помещении.

2.7. При производстве работ необходимо выполнять требования правил техники безопасности в соответствии со СНиПом III-4-80.

Особое внимание следует обращать на исправность механизмов и надежность заземления и изоляции, что обеспечивает безопасное ведение работ.

Читайте также: