Разгрузка бетонной смеси в опалубку

Обновлено: 17.05.2024

Доставка бетонной смеси

Доставляют бетонную смесь от бетонного завода до объекта бетонирования в автомобилях-самосвалах и автобетоновозах, в контейнерах (бадьях, бункерах), погруженных на бортовые автомобили или платформы узко- или ширококолейной железной дороги,ленточными транспортерами, бетононасосами или пневмонагнетателями.

Автомобили-самосвалы различной грузоподъемности применяют для транспортирования бетонной смеси на дальние расстояния к сооружениям, приемным или перегрузочным устройствам.

Доставленную в кузовах самосвалов бетонную смесь желательно разгружать непосредственно в бетонируемую конструкцию. Если это невозможно, то ее разгружают в ковши или бадьи, которые затем краном подают к месту укладки.

Для возможности подъезда и разгрузки самосвала на все участки бетонируемых фундаментных массивов большой протяженности применяют передвижные бетоноукладочные мосты, конструкция которых зависит в первую очередь от ширины фундамента и глубины заложения его подошвы.

При широких и относительно неглубоких фундаментах рельсовые пути 1 для передвижения моста располагают на дне котлована. В этом случае опорами моста служат металлические стойки на тележках 2. Пролетное строение моста изготовляют балочного типа. Расстояние между главными балками 3 такого моста принимают равным ширине колеи задних колес автосамосвала. По балкам укладывают деревянный настил 4 с колесоотбойными брусьями 5. При необходимости пролет и высоту передвижного моста можно изменять.

В узких глубоких котлованах рельсовые пути передвижного моста располагают на бровках. Бетонную смесь при этом выгружают из самосвала в приемные бункера, располагаемые по оси моста на расстоянии 2-2,5 м один от другого, к которым снизу подвешивают приемные воронки с звеньевыми хоботами. Мост передвигают двумя ручными или электрическими лебедками грузоподъемностью по 3 т. Возможные темпы бетонирования с передвижных однопутных мостов указаны в таблице ниже.

Возможные темпы бетонирования с передвижных однопутных мостов

Пролет передвижного моста, м Число одновременно разгружаемых автосамосвалов грузоподъемностью 4 т Возможные темпы бетонирования, м 3 /ч
10 1 25
15 2 45
20 2 45
20 3 60

В гидротехническом строительстве находят применение передвижные бетоноукладочные мосты пролетом до 36 м. Конструкция такого моста состоит из фермы 2, опор 3, ходовых тележек и подъемных пандусов 1. Разгружаемая из самосвалов бетонная смесь подается на место укладки хоботами 5.

При бетонировании больших массивов используют переносные инвентарные мостики. Пролетное строение 1 мостика состоит из двух частей, каждую из которых выполняют из двух двутавровых балок или металлических шпунтов, соединенных между собой поперечными связями — прогонами. Поверх прогонов укладывают деревянный настил с отбойными брусьями. После установки на место обе половины пролетного строения соединяют между собой связями.

Опоры 2 пролетного строения мостика устанавливают внутри бетонируемого массива и крепят к арматуре. При небольших размерах массива опоры мостика устанавливают за его контуром.

Самосвалы, въезжающие по пандусу 4 на мостик, разгружают бетонную смесь прямо в бетонируемый массив в свободное пространство между настилами.

Если высота сбрасывания смеси превышает 2 м, то к балкам мостика крепят воронки с хоботами на расстоянии 2—2,5 м друг от друга и по ним направляют бетонную смесь к месту укладки.

В гидротехническом строительстве применяют бетоновозные эстакады, возводимые вдоль фронта бетонируемых сооружений, обычно при высоте сооружений 6 выше 30 м. В нашей стране имеются примеры применения бетоновозных эстакад при бетонировании сооружений высотой 120 м, а в зарубежной практике до 170 м.

Схема расположения бетоновозной эстакады (при строительстве плотины)
бетоновозная эстакада
1 — бетоновозная эстакада. 2 — железнодорожная платформа с армоконструкцией, 3 — самосвал, 4 — портально-стреловой кран грузоподъемностью 10 т, 5 — ложащаяся бадья емкостью 3,2 м 3 , 6 — контур бетонируемого сооружения

На эстакадах сосредоточиваются без стеснения фронта основных работ необходимые средства механизации: краны 4, виброхоботы и т. д. В результате применения эстакад создаются условия для бесперебойной доставки бетонной смеси, армоконструкций и опалубки.

Для передвижения кранов — бетоноукладчиков и платформ 2 с грузами на эстакаде прокладывают обычно одну крановую колею и три-четыре пути нормальной колеи. В некоторых случаях на уровне головки рельсов устраивают сплошной деревянный настил для доставки бетонной смеси и других грузов автомобильным транспортом. При доставке автосамосвалами 3 бетонную смесь разгружают в ложащиеся бадьи 5 или в воронки виброхоботов.

Длина эстакады складывается из продольного размера возводимого сооружения с примыкающими участками и достигает в отдельных случаях 2 км и более.

Эстакады состоят из фундаментов, опор, пролетных строений и связей. Опоры из отдельных несущих ветвей, соединенных сварной решеткой (связями), могут быть металлическими или железобетонными. Расстояние между опорами перекрывают пролетными строениями (обычно металлическими).

Основной недостаток применения бетоновозных эстакад — значительный расход металла и высокая стоимость монтажа.

В ряде случаев транспортирование бетонной смеси к объекту автосамосвалами сочетают с более простыми и дешевыми средствами подачи и распределения, например с вибропитателями, вибролотками. Это дает возможность избежать применения дорогостоящих эстакад, передвижных мостов и переносных мостиков.

Автосамосвалы широко используют для транспортирования бетонной смеси с выгрузкой непосредственно на место укладки при строительстве дорог, аэродромных покрытий, бетонных полов, пологих откосов каналов и дамб; для перевозки бетонной смеси на объект к различного типа бункерам и бадьям, которые кран подает к месту укладки, к бетононасосам, транспортерам.

Для снижения потерь бетонной смеси при перевозке в автосамосвалах боковые и передний борта кузова наращивают стальными полосами высотой 200—250 мм. Для устранения потерь смеси через задний борт при подъеме по дорогам и эстакадам угол подъема не должен превышать 10°. Кромки заднего борта самосвала следует тщательно очищать после каждой разгрузки, а кузов — не реже чем через каждые 2 ч.

В последнее время применяют автобетоновозы, рассчитанные на перевозку 1,6 м 3 бетонной смеси. Конструкция их более приспособлена для обеспечения сохранности цементного молока и бетонной смеси при перевозках и облегчает выгрузку смеси.

От обычного самосвала автобетоновоз отличается устройством кузова, которому придана форма гондолы с круто наклонной задней стенкой.

Целям сохранения хорошего качества и сокращения потерь бетонной смеси при транспортировании отвечает также автосилобус-полуприцеп емкостью 8 м 3 , предназначенный для транспортирования бетонной смеси на расстояние до 5 км при возведении гидросооружений с помощью кабель-кранов.

Автосилобус изготовлен на базе ходовой части автомобиля КрАЗ-258 и является полуприцепом к тягачу.

Автосилобус-полуприцеп
автосилобус
1 — неподвижный лоток, 2 — поворотный лоток, 3 — опрокидная емкость, 4 — полуприцеп

На платформе полуприцепа смонтированы два металлических отсека-емкости 3. Отсеки шарнирно закреплены в опоре и при разгрузке поворачиваются относительно горизонтальной оси полуприцепа.

В отсеки вставляется и закрепляется двухкарманная емкость из резинотканевого материала с высокой прочностью на разрыв и износ. Резинотканевая емкость имеет два эластичных хобота (рукава), которые пропускаются в выходные отверстия отсеков. Разгружают бетонную смесь через один или два хобота.

При загрузке или транспортировании бетонной смеси выходные отверстия закрыты лотковым складывающимся затвором, который состоит из неподвижного наклонного лотка 1 и поворотного лотка 2. В открытом положении затвора лоток и носок поддерживают эластичный хобот во время выгрузки бетонной смеси из емкости.

Отсеки емкости закрываются двухстворчатой тентового типа крышей с помощью гидроцилиндров.

Автосилобус-полуприцеп загружают бетонной смесью на бетонном заводе, после чего отсеки закрывают крышкой.

При работе автосилобуса в комплекте с кабель-краном бетонную смесь разгружают непосредственно в бадью емкостью 8 м 3 , не отцепляемую от крюка кабель-крана. Для разгрузки открывают лотковый затвор первого отсека. Одновременно с опорожнением первого отсека включают привод гидроцилиндров второго отсека, который, поворачиваясь, перегружает содержимое через первый отсек по лотку в бадью Для ускорения разгрузки включают вибратор, смонтированный на днище неподвижной части лотка.

Разгрузка бетонной смеси из автосилобуса-полуприцепа в бадью кабель-крана
разгрузка бетона из автосилобуса

По окончании разгрузки лотковый затвор и второй отсек емкости возвращаются в транспортное положение, отсеки закрываются крышкой и автосилобус-полуприцеп направляется на бетонный завод под загрузку. Полный цикл разгрузки автосилобуса 80 сек; максимальная скорость передвижения с грузом 30, без груза 35—40 км/ч.

Технологическая карта на возведение монолитных конструкций емкостных сооружений с использованием бетононасосов и безвибрационной технологии бетонирования

Рекомендовано к изданию решением секции технологии строительного производства Научно-технического совета ЦНИИОМТП Госстроя СССР.

Рассмотрена технология возведения монолитных стен цилиндрических силосов в скользящей опалубке с применением бетононасосов и безвибрационного метода бетонирования.

В разработке технологической карты принимали участие сотрудники ЦНИИОМТП: д.т.н. К.И. Башлай, к.т.н. Н.И. Евдокимов, к.т.н. Е.П. Мазов, А.И. Петрушина, к.т.н. Ю.Б. Чирков, В.П. Чураков, Ю.А. Ярымов.

Работа предназначена для научно-исследовательских, учебных и строительных организаций.

1. Область применения . 1

2. Организация и технология строительного процесса . 1

3. Технико-экономические показатели . 5

4. Материально-технические ресурсы .. 5

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 . Технологическая карта предусматривает возведение монолитных стен цилиндрических силосов в скользящей опалубке с применением бетононасосов и литых бетонных смесей комбинированным (наливно-напорным) методом. Объект - представитель - склад бестарного хранения сахарного песка.

1.2 . Характеристика объекта

Склад состоит из трех отдельно стоящих цилиндрических силосов, один из которых сблокирован с 10-этажной элеваторной башней прямоугольного сечения.

Основные параметры (в мм):

внутренний диаметр силосов - 24500;

высота от пола подсилосного этажа до карниза цилиндрической части - 33000;

толщина стен - 250.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1 . До начала работ по устройству стен должны быть:

доставлены и уложены на площадках складирования щиты опалубки, арматурные каркасы, сетки и пучки, закладные детали;

подготовлены к работе необходимые приспособления, инвентарь и инструмент;

смонтирован башенный кран КБ-160.2;

смонтированы бетононасосная установка СБ-161 или СБ-165, бетоновод, опора распределительной стрелы и стрела СБ-136.

2.2 . Монтаж и демонтаж опалубки, подачу арматурных каркасов и сеток, арматурных пучков и закладных деталей выполняют при помощи башенного крана.

2.3 . После возведения наружных стен, устройства надсилосной галереи и монтажа покрытия склада производится натяжение пучков арматуры в стенах склада. Натяжение начинают с отметки +3.40 одновременно трех арматурных пучков, расположенных в одном ярусе по контуру стен склада. После натяжения и анкеровки концов пучков инъекцируют каналы и заделывают торцевые поверхности цементным раствором.

2.4 . Бетононасос и стальную опору в центральной части цилиндрического силоса устанавливают на спланированное горизонтальное основание. К опоре крепят вертикальную часть бетоновода. Устойчивость стальной опоры из инвентарных стальных секций обеспечивается при помощи временных стальных креплений.

2.5 . Бетонирование стен силосов литыми бетонными смесями производят бетононасосной установкой СБ-161 (СБ-165) и распределительной стрелой СБ-136.

Литую бетонную смесь транспортируют в автобетоносмесителях, что исключает ее расслоение, нарушение однородности, вытекание цементного молока.

Для сохранения заданной подвижности литой бетонной смеси продолжительность ее подачи в опалубку (считая с момента выгрузки) не должна быть более 20 - 30 мин.

Сначала в неподвижную опалубку в течение 2,5 - 3,5 ч укладывают два - три слоя литой бетонной смеси на половину высоты опалубки. Причем каждый последующий слой укладывают после окончания укладки предыдущего по всему контуру опалубки. Дальнейшее заполнение опалубки бетонной смесью ведется в том случае, если из-под щитов опалубки бетон не вытекает. При бетонировании должны соблюдаться такие условия:

верхний уровень укладываемой смеси не должен быть ниже 50 мм от верха щита опалубки;

каждый последующий слой бетонной смеси укладывают в опалубку до начала схватывания предыдущего слоя;

при вынужденных перерывах в бетонировании более 2 ч перед началом перерыва опалубку следует заполнять бетонной смесью доверху; нельзя также прерывать бетонирование, не закончив укладку начатого слоя по всему периметру блока бетонирования.

Во время перерыва скорость подъема опалубки замедляют до достаточной для предотвращения сцепления бетона с опалубкой. К моменту окончания подъема расстояние между рабочим полом и горизонтом уложенного бетона не должно превышать 500 мм.

Предотвращение сцепления опалубки с бетоном достигается периодическим подъемом и опусканием ее с помощью гидродомкратов на небольшую высоту (несколько сантиметров).

Сквозные отверстия с наружной стороны стен закрывают съемными заглушками для предотвращения вытекания литой бетонной смеси.

2.6 . В соответствии со СНиПом III -15-76 «Правила производства и приемки работ. Бетонные и железобетонные конструкции монолитные» при выдерживании уложенного бетона в начальный период его твердения необходимо поддерживать благоприятный температурно-влажностный режим. Недопустимы значительные температурно-усадочные деформации и механические повреждения.

Поверхность уложенного бетона должна быть защищена от действия прямых солнечных лучей и ветра. Наиболее распространенным видом ухода за бетоном является непрерывный влажностный уход, состоящий из начального и последующего периодов. В начальный период предусматривается предохранение свежеуложенного бетона от прямых солнечных лучей и ветра тщательным укрытием влагонепроницаемыми (для боковых поверхностей) и влагоемкими материалами, устройством завес из мокрого брезента, мешковины или другого подобного материала) в последующем - регулярная поливка уложенного бетона.

Контроль качества бетонной смеси и отбор проб производится в соответствии с ГОСТом 10180-78. Контролю подлежат: точность дозировки материалов при изготовлении бетонной смеси, ее удобоперекачиваемость и удобоукладываемость, а также физико-механические характеристики бетона.

В жаркую погоду бетоновод необходимо предохранять от воздействия солнечных лучей, окрашивая его в белый цвет или обертывая теплоизоляционными оболочками из минеральной ваты со стекловолокном.

Максимальная продолжительность перерывов при подаче бетонной смеси не должна превышать 15 мин. Допускаемая температура бетонной смеси, поступающей в бетононасос - не более +30 °С.

Запрещается восстанавливать подвижность бетонной смеси до заданной консистенции путем добавления воды в бункер бетононасоса.

Непосредственно перед началом бетонирования необходимо опробовать работу бетононасоса на холостом ходу. Перед приемкой бетонной смеси в бункер бетононасоса следует подать 1 м 3 « пускового раствора » состава 1:1 (цемент:песок) подвижностью 15 - 18 см по конусу СтройЦНИЛа.

Включение бетононасоса и подачу литой бетонной смеси вслед за « пусковым раствором » следует вести на первой скорости до получения подтверждающего сигнала от бетонщиков о готовности приемки смеси в опалубку. После этого скорость подачи может быть увеличена в соответствии с требуемой интенсивностью бетонирования. Наиболее благоприятным режимом подачи является работа бетононасоса на первой и второй скоростях.

В процессе перекачивания необходимо следить, чтобы в бункере бетононасоса постоянно находилось не менее 250 л бетонной смеси (уровень бетонной смеси должен быть на 7 - 10 см выше лопастей смесителя).

Вынужденные перерывы в подаче литой бетонной смеси не должны превышать 30 - 40 мин. При этом в бункере насоса также должно оставаться не менее 250 л бетонной смеси для периодического ее подкачивания и реверсирования. При больших перерывах бетонная смесь должна быть выкачена, а трубопровод, бункер и цилиндры насоса промыты водой.

В процессе перекачивания рекомендуется осуществлять постоянное побуждение литой бетонной смеси в бункере насоса с помощью смесителя.

Очистку и промывку транспортной системы бетононасоса выполняют в конце каждой смены, а в случае непрерывного бетонирования - после завершения работ.

Промывки автобетоносмесителей необходима, когда продолжительность периода от окончания разгрузки бетонной смеси в бункер насоса до повторной загрузки автобетоносмесителя на бетонном заводе превышает 45 мин. На объекте должна также находиться постоянно автоцистерна с водой для промывки оборудования.

При появлении пробки в бетоноводе необходимо переключить машину на режим откачки и за 1 - 2 хода поршня откачать бетонную смесь из бетоновода в приемный бункер. Если не удается удалить пробку путем откачки, необходимо отключить насос и, отсоединив соответствующее звено бетоновода, удалить пробку. Пробки, в основном, образуются в зоне выхода корпуса шибера, в переходнике, коленах и конечном распределительном шланге. Перед открыванием бетоновода необходимо свести к минимуму давление в нем путем обратного всасывания.

2.7 . При производстве работ по бетонированию стен в скользящей опалубке, с применением бетононасоса необходимо строго соблюдать правила техники безопасности, изложенные в действующих нормативных и инструктивных документах и в частности: СНиПа III -4-80 « Техника безопасности в строительстве » ; « Руководства по укладке бетонных смесей бетононасосными установками ».

До начала производства работ необходимо провести инструктаж и обучение рабочих безопасным приемам труда при производстве бетонных работ. Работы с бетононасосом необходимо производить в присутствии инженерно-технического работника, ответственного за безопасное ведение работ на строительном объекте.

Запрещается находиться в опасной зоне около бетононасоса и в радиусе вращения стрелы.

К управлению бетононасосом и распределительной стрелой допускаются только специально обученные машинисты - операторы, имеющие удостоверения.

При работе бетононасосной установки с распределительной стрелой необходимо учитывать следующее:

эксплуатация стрелы не допускается до тех пор, пока бетононасос и распределительная стрела не установлены на устойчивые опоры;

распределительную стрелу можно использовать при силе и скорости ветра не выше указанных в паспорте - инструкции по ее применению;

скорость поворота стрелы не должна превышать 0,5 об/мин;

запрещается применять концевой шланг на распределительной стреле длиной, большей, чем обозначено в паспорте - инструкции по эксплуатации.

При производстве работ в ночное время необходимо оборудовать распределительную стрелу выносным источником света для освещения места укладки бетона.

В системе управления бетононасосной установкой должна быть обеспечена электрическая звуковая связь между оператором стрелы и мотористом бетононасоса.

Разгрузка бетонной смеси в опалубку

5.2 Нагрузки на опалубку от бетонной смеси

Нагрузка на опалубку от бетонной смеси определяется по СНиП 3.03.01-87 (приложение 11) и ГОСТ Р 52085-2003.

1. При расчете опалубки, лесов и креплений должны приниматься следующие нормативные нагрузки:

Вертикальные нагрузки:

а) собственная масса опалубки и лесов, определяемая по чертежам. При устройстве деревянных опалубок и лесов объемную массу древесины следует принимать: для хвойных пород - 600 кг/м 3 , для лиственных пород - 800 кг/м 3 .

б) масса свежеуложенной бетонной смеси, принимаемая для бетона на гравии или щебне из камня твердых пород - 2500 кг/м 3 , для бетонов прочих видов - по фактическому весу;

в) масса арматуры должна приниматься по проекту, а при отсутствии проектных данных - 100 кг/м 3 железобетонной конструкции;

г) нагрузки от людей и транспортных средств при расчете палубы, настилов и непосредственно поддерживающих их элементов лесов - 250 кг/м 2 ; палубы или настила при расчете конструктивных элементов – 150 кг/м 2 .

Примечания: 1. Палуба, настилы и непосредственно поддерживающие их элементы должны проверяться на сосредоточенную нагрузку от массы рабочего с грузом (130 кг), либо от давления колес двухколесной тележки (250 кг), или иного сосредоточенного груза в зависимости от способа подачи бетонной смеси (но не менее 130 кг).

д) нагрузки от вибрирования бетонной смеси - 200 кг/м 2 горизонтальной поверхности (учитываются только при отсутствии нагрузок по п. "г");

2. При ширине досок палубы или настила менее 150 мм указанный сосредоточенный груз распределяется на две смежные доски.

Горизонтальные нагрузки:

е) нормативные ветровые нагрузки - в соответствии со СНиП 2.01.07-85;

ж) давление свежеуложенной бетонной смеси на боковые элементы опалубки, определяемое по табл. 1 приложения 11 из СНиП 3.03.01-87.

Упрощенно, величину гидростатического максимального давления бетонной смеси, на боковые элементы опалубки можно определить по формуле:

Распределение давления по высоте опалубки принято по аналогии с гидростатическим давлением по треугольной эпюре.

При треугольной эпюре давления, результирующее давление можно определять по формуле:

P - боковое давление бетона в кг/м 2 на глубине h ;

γ - объемный вес сырого бетона в кг/м 3 (по п. «б» в большинстве случаев γ =2500 кг/м 3 );

h - высота уложенного слоя бетона в м, но не более h max = 1 м (при внутренней вибрации допускается принимать h max = 0,75 м).

На глубине hh max нагрузка от бокового давления принимается постоянной и равной (см. рис. 5.2.1, б)):

з) нагрузки от сотрясений, возникающих при укладке бетонной смеси в опалубку бетонируемой конструкции, принимаются следующими:

- Спуск по лоткам и хоботам, а также непосредственно из бетоноводов - 400 кг/м 2 ;

- Выгрузка из бадей емкостью от 0,2 до 0,8 м 3 - 400 кг/м 2 ;

- Выгрузка из бадей емкостью свыше 0,8 м 3 - 600 кг/м 2 ;

и) нагрузки от вибрирования бетонной смеси - 400 кг/м 2 вертикальной поверхности опалубки.

3. Выбор наиболее невыгодных сочетаний нагрузок при расчете опалубки и поддерживающих лесов должен осуществляться в соответствии с табл. 5.2.1.

4. При расчете элементов опалубки и лесов по несущей способности нормативные нагрузки, указанные в п.1, необходимо умножать на коэффициенты перегрузки , приведенные в табл. 5.2.2 настоящего приложения.

При совместном действии полезных и ветровых нагрузок все расчетные нагрузки, кроме собственной массы, вводятся с коэффициентом 0,9.

При расчете элементов опалубки и лесов по деформации нормативные нагрузки учитываются без умножения на коэффициенты перегрузки.

5. Прогиб элементов опалубки под действием воспринимаемых нагрузок не должен превышать следующих значений:

1/400 пролета элемента опалубки;

1/500 пролета для опалубки перекрытий.

В работе по установке опалубки могут пригодиться данные из «Справочника мастера-строителя» (1955) под ред. Казачека Г.А., приведенные ниже:

Способы транспортирования, укладки и уплотнения бетонной смеси. Выдерживание и уход за бетоном

Транспортирование бетонной смеси включает в себя доставку ее от места приготовления на строительный объект, подачу смеси непосредст­венно к месту укладки и распределения по блоку бетонирования.

Процесс транспортирования бетонной смеси должен предусматривать ее бесперегрузочную доставку от места приготовления до пункта перегрузки в бетоноприемное устройство на строительной площадке или места разгрузки транспортного средства непосредственно в опалубку бетонируемой конструкции. При этом принятая технология и организация транспортирования должны обеспечивать на месте укладки заданные проектом показатели подвижности бетонной смеси, а изготовленный из нее бетон, при правильном режиме выдерживания, — проектную марку бетона по прочности и другие проектные характеристики. При транспортировании бетонной смеси в зимних условиях к моменту ее укладки должна быть обеспечена температура смеси, достаточная для нормального выдерживания бетона.

Для транспортирования бетонной смеси, в зависимости от ее начальной подвижности, сроков схватывания цемента, расстояния перевозки, температурно-влажностных условий окружающей среды, вида дорожного покрытия и технологической совместимости транспортных средств с бетоноприемными оборудованием, используют автомобили-самосвалы, автобетоновозы, автобетоносмесители, автомобили с перевозкой на них смеси в капсулах или бадьях. При значительных объемах работ, высокой интенсивности бетонирования и расстоянии между пунктами приготовления и укладки бетона не более 300 м экономически оправдано использование для транспортирования бетонной смеси ленточных конвейеров.

При перевозке смеси автосамосвалами возникают большие труд­ности по защите смеси от замерзания, высушивания, утечки цементного мо­лока через щели в кузовах, а также по необходимости их последующей руч­ной очистки. Автобетоновоз — специализированная машина для перевозки бетонных смесей, оборудованная крышкой на загрузочной части и затвором у выгрузочного отверстия кузова. Каплевидная (мульдообразная) форма кузова способствует уменьшению расслоения бетонной смеси в процессе транспортирования, а возможность подъема кузова под углом до 90º облегчает выгрузку смеси. Наиболее эффективным средством транспортирования являются автобетоносмесите­ли, которые загружают на заводе сухими компонентами и в пути следования или на стройплощадке приготавливают бетонную смесь с осадкой конуса от 1 см и выше при температуре окружающего воздуха не ниже 0°С. Выпуска­ют автобетоносмесители вместимостью по готовому замесу от 3 до 10 м 3 . Дальность перевозки сухих компонентов смеси в автобетоносмесителях технологически не ограничена. Перемешивание их с водой обычно начина­ют за 30 - 40 мин. до прибытия на объект. В автобетоносмесителях выгодно перевозить также готовые бетонные смеси вследствие имеющейся возмож­ности их побуждения в пути за счет вращения барабана. Технологические особенности средств транспортирования бетонной смеси приведены в табл. 5.1.

Поскольку автобетоносмесители оборудованы вращающимися ба­рабанами, то их возможно использовать не только для перевозки смеси с ее перемешиванием, но и для приготовления ее на стройке из отдозированных компонентов.

Таблица 5.1 - Технологические особенности транспортных средств, предназначенных для перевозки бетонных смесей

Вид транспортного средства Основные технологические особенности Область наиболее рационального использования
Автобетоносмеситель Возможность перевозки сухих и готовых бетонных смесей с побуждением в пути и порционной выгрузкой Транспортирование бетонных смесей с выгрузкой в любое бетоноприемное оборудование, включая приемные бункера бетононасосов, или непосредственно в бетонируемую конструкцию
Автобетоновоз Невозможность порционной выгрузки бетонной смеси, незащищенность от атмосферных воздействий Транспортирование бетонных смесей любой подвижности с выгрузкой в бетоноперегружатели, пакеты полноповоротных бадей или непосредственно в бетонируемую конструкцию
Автомобиль-самосвал Невозможность порционной вы­грузки бетонной смеси, потери от 2 до 3 % смеси при перевозке пластичных смесей в результате расслаивания и выплескивания, незащищенность от атмосферных воздействий Транспортирование малоподвижных бетонных смесей на расстояние от 10 до 20 км в приемные бункера бетоноперегружателей, пакеты полноповоротных бадей или непосредственно в бетонируемую конструкцию

Доставленную на объект смесь подают в бетонируемые кон­струкции кранами в неповоротных или поворотных бадьях или ленточными конвейерами (транспортерами), бетононасосами и пневмонагнетателями (по трубам), звеньевыми хоботами и виброхоботами, ленточными бетоно­укладчиками. Поворотные бадьи вместимостью 0,5 . 8 м 3 загружа­ют непосредственно из самосвалов или бетоновозов, причем при вместимо­сти бадей 0,5 м 3 - по четыре сразу (рис 5.4), а бадьи на 1,5. 8 м 3 загру­жают из бетоновозов, вместимость кузова которого равна или кратна вмес­тимости бадьи, сразу. Ленточные передвижные кон­вейеры применяют в тех случаях, когда подать смесь к месту укладки средствами доставки или в бадьях трудно или невозможно. Конвейерами длиной до 15 м подают смесь на высоту до 5,5 м. Чтобы уменьшить высоту свободного падения смеси при выгрузке, применяют направляющие щитки или воронки. Но конвейеры в процессе бетонирования необходимо часто переставлять. Поэтому более





Рис. 5.4 – Загрузка поворотных бадей и выгрузка в опалубку конструкции: а - загрузка бетонной смеси в поворотных бадьях; б - укладка бетонной смеси в поворотных бадьях

1 - поворотная бадья малой вместимости; 2 - поворотная бадья большой вместимости; 3 - бетонируемая конструкция; 4 - кран

эффективны в этом отношении самоходные ленточные бетоноукладчики, смонтированные на базе трактора и оборудованные скиповым подъемником и ленточным конвейером длиной до 20 м. Бетононасосы применяют для подачи сме­си в любые виды конструкций, расположенных в стесненных условиях и в местах, не доступных для других средств транспорта. Их широко применя­ют при бетонировании обделок коллекторов, возведении стен водонапор­ных башен, градирен и др. Промышленность выпускает бетононасосы с ме­ханическим приводом с подачей 10 м 3 /ч и с гидравлическим приводом на 20 . 30 м 3 /ч при подаче ими смеси по стальному разъемному трубопрово­ду (бетоноводу) на расстояние по горизонтали до 300 м и по вертикали до 50 м. Пневмонагнетатели также используют для бесперегрузочной подачи смеси и ее укладки. Максимальная дальность транспортирования смеси со­ставляет 200 м по горизонтали или до 35 м по вертикали при подаче до 20 м 3 /ч. Для распределения и подачи смеси непосредственно на месте ук­ладки в качестве средства вертикального транспорта (при высоте 2 . 10 м) применяют хоботы, представляющие собой трубопровод из конусных ме­таллических звеньев и верхней воронки. Применяют также виброхоботы, представляющие собой звеньевой хобот с вибратором. На загрузочной воронке вместимостью 1,6 м 3 и секциях виброхобота диамет­ром 350 мм через 4 . 8 м устанавливают вибраторы-побудители, а также гасители.

Подачу и распределение бетонной смеси в конструкции на расстоянии до 20 м с уклоном к горизонту 5 . 20 0 обеспечивают виброжелобами в сочетании с вибропитателем вместимостью 1,6 м 3 . Им можно укладывать смеси до 5 м 3 /ч при угле наклона 50, а при угле 150 – до 43 м 3 /ч.

Качество бетонируемых конструкций во многом зависит от пра­вильной укладки и уплотнения бетонной смеси. Смесь при укладке должна плотно прилегать к опалубке, арматуре и закладным частям сооружения, а также полностью заполнять (без каких-либо пустот) объем бетонируемой конструкции.

Способы укладки смеси. Смесь укладывают горизонтальными слоями толщиной 30 . 50 см по всей площади бетонируемой части соору­жения (блока). При этом все слои укладывают в одном направлении, одина­ковой толщины, непрерывно на всю высоту и тщательно уплотняют. Для равномерного распределения смеси в массивных неармированных блоках применяют малогабаритные электробульдозеры на базе гусеничного трактора или оборудованные отвалом электровездеходы, приводимые в движение питающим электрокабелем. Если размеры бетониру­емого блока не позволяют применить микробульдозеры, то смесь распреде­ляют вручную лопатами. При этом если смесь можно подать на любой уча­сток бетонирования, трудоемкость ее распределения незначительна, а если нет, то приходится ее дополнительно перемещать. Перекидывать смесь во избежание ее расслоения допускается лишь в исключительных случаях; двойная перекидка не допускается. Продолжительность ук­ладки слоя ограничивается временем начала схватывания цемента, устанав­ливаемого лабораторией. Перекрывать предыдущий слой последующим не­обходимо до начала схватывания цемента в предыдущем слое.

Бетонную смесь лучше всего укладывать из самосвалов, бетоново­зов и бетоносмесителей непосредственно в конструкцию (рис. 5.5, а . в), т.е. наиболее простым способом. При невозможности такой укладки смесь в конструкцию подают с помощью вибропитателя и виброжелобов (рис. 5.5, г). В массивные и большеобъемные конструкции смесь укладыва­ют с помощью специальных бетоновозных эстакад и передвижных мостов, оборудованных приемными воронками и хоботами, на которые заезжают бе­тоновозы. При бетонировании стен сооружений, в том числе заглубленных (опускных колодцев и т.п.), смесь укладывают кранами в бадьях (рис. 5.5, д, е) и подъемниками. Укладку смеси в массивные конструкции, а также в стесненных условиях осуществляют ленточными транспортерами (конвейерами). Однако, поскольку при такой укладке много времени затра­чивается на перестановку транспортеров, применять их целесообразно только при больших объемах бетона, укладываемых с одной стоянки. Смесь в рассредоточенные конструктивные элементы укладывают с помощью са­моходных ленточных бетоноукладчиков со стрелой постоянной длины (рис. 5.5, ж) и телескопической (рис. 5.5 з).


Рис. 5.5 – Способы укладки бетонной смеси

1 – автосамосвал, 2 – автобетоновоз, 3 – автобетоносмеситель, 4 – вибратор, 5 – упорный брус, 6 – опалубка, 7 – лоток, 8 – воронка, 9 – труба, 10 – стойка, 11 - виброжелоб (или лоток), 12 – вибропитатель, 13 – краны, 14 – звеньевой хобот, 16 – самоходные бетоноукладчики

При необходимости более интенсивного ведения бетонных работ и частого перебазирования оборудования применяют автобетононасосы АБН с распределительной стрелой, снабженной бетоноводом. АБН может подавать смесь на расстояние до 400 м и высоту до 80 м. Им особенно удобно подавать смесь в высокорасположенные (рис. 5.6) или отдаленные конструктивные элементы при загрузке смесью из автобетоносмесителей.


Рис. 5.6 – Укладка бетонной смеси бетононасосами: а - подача бетонной смеси автобетононасосом с распределительной стрелой; б,в,г - варианты комплексов с использованием прицепного мобильного бетононасоса

1 - бетонируемая конструкция; 2 - автобетононасос; 3 - автобетоносмеситель; 4 - прицепной мобильный бетононасос; 5 - бетоноперегружатель-смеситель; 6 - бетоновоз (автомобиль-самосвал); 7 - автономная распределительная стрела; 8 - мобильная бетоноприготовительная установка


Рис. 5.7 – Укладка бетонной смеси пневмонагнетателями

1 – компрессор, 2 – ресивер, 3 – вибропитатель, 4 – автобетоновоз, 5 – гаситель, 6 – хобот, 7 – опалубка, 8 – бетоновод, 9 – пневмонагнетатель, 10 – цементовоз, 11 – насос для подачи воды, 12 – трактор, 13 – устройство для ведения сопла, 14 – бетон-шприц-агрегат, 15 – дозатор, 16 – бункер, 17 – виброгрохот, 18 – экскаватор-бульдозер

Уплотнение бетонной смеси, необходимое для улучшения качест­ва и прочности бетонных конструкций, осуществляют вибрированием или вакуумированием.

При вибрировании смеси передают колебания, разрушающие силы внутреннего трения и сцепления между ее частицами. В результате смесь приобретает свойства структурной жидкости, обладающей текучестью, ко­торая хорошо заполняет опалубочную форму. При этом из смеси удаляется воздух, что также способствует улучшению структуры и повышению проч­ности бетона. Для уплотнения смеси вибрированием применяют вибраторы различных типов и конструкций, которые по способу воздействия подразде­ляют на глубинные, поверхностные и наружные, а по роду привода и пита­ющей энергии - на электрические и пневматические.

Глубинные вибраторы выполняют с погруженным в бетонную смесь и передающим ей колебания вибронаконечником (рис 5.8, а) или корпусом (рис. 5.8, б). Глубинны­ми вибраторами смесь уплотняют путем вертикального или наклонно­го погружения вибронаконечника или корпуса в уплотняемый слой. При уплотнении шаг перестановки глубинного вибратора не должен превышать радиуса его действия, а глубина погружения в бетонную смесь должна обес­печивать заглубление его в ранее уложенный слой на 5 . 10 см.


Рис. 5.8 – Уплотнение бетонной смеси

а - глубинным вибратором с гибким валом, б - ручным глубинным вибратором со встроенным электродвигателем, в - поверхностным вибратором, г - малогабаритным электротрактором с навесным пакетом вибраторов, д - вибробрусом; 1 - электродвигатель, 2 - гибкий вал, 3 - вибронаконечник, 4 - рукоятка, 5 - корпус, 6 - рабочая площадка, 7 - токоподвоядщий кабель, 8 - подшипник, 9 - дебаланс, 10 - резиновый амортизатор, 11 - хомут, 12 - вибраторы ИВ-90, 13 - рама, 14 - электротрактор, 15 - вибробрус, 16 - вибратор

В процессе уплотнения нельзя касаться вибратором арматуры, так как это может нарушить ее сцепление с бетоном. Чтобы не допустить про­пущенных невибрированных участков, смесь уплотняют полосами вдоль опалубки или арматуры. При бетонировании больших неармированных бло­ков, например при устройстве бетонной подушки опускных колод­цев береговых водозаборов, для уплотнения смеси применяют малогабарит­ные электротракторы, оборудованные вибропакетами из четырех подвес­ных глубинных вибраторов (см. рис. 5.8, г). Бетонную смесь при этом по­дают автобетоновозом и распределяют электротрактором с отвалом.

Поверхностные вибраторы, устанавливаемые на уложен­ную бетонную смесь, передают ей колебания через рабочую площадку (см. рис. 5.8, в). Их применяют при уплотнении неармированных или ар­мированных одиночной арматурой плоских конструкций толщиной не бо­лее 250 мм, а также с двойной арматурой толщиной не более 120 мм. По­верхностными вибраторами смесь уплотняют правильными непрерывными полосами, перекрывая границы уже провибрированного бетона на 10 . 20 см. Переставляют поверхностный вибратор проволочным крючком, от­рывая его от бетона. Для уплотнения и разравнивания горизонтальных сло­ев бетона небольшой толщины (в плитах днища) наряду с поверхностными вибраторами применяют вибробрусы (рис. 5.8, д).

Вакуумирование бетона в целях его уплотнения осуществляют за счет отсоса из смеси свободной, химически не связанной воды и воздуха. При этом помимо уплотнения смеси уменьшаются усадочные явления, бы­стрее нарастает прочность бетона, повышается морозостойкость и водоне­проницаемость. Прочность вакуумированного бетона по сравнению с вибрированным выше на 15 . 20 %. Вакуумирование наиболее эффективно для конструкций с большой площадью бетонной поверхности. Вакуумирование бетона производят с опалубленных и неопалубленных поверхностей. Ино­гда также применяют внутреннее вакуумирование с помощью погруженных вакуум-трубок. Поскольку вакуумированный бетон имеет высокую началь­ную прочность (0,3 . 0,5 МПа), во многих случаях можно производить его немедленную распалубку, а при бетонировании плоских конструкций при­ступать к заглаживанию, торкретированию и железнению поверхности. Для вакуумирования применяют жесткие вакуум-щиты или гибкие вакуумные маты, которые плотно прижимают к поверхности бетона и герметизируют по периметру.

Необходимый вакуум для отсоса воды из бетона создают с помо­щью агрегатов, укомплектованных вакуум-насосами или компрессорами.

Процесс вакуумирования заключается в следующем: на поверх­ность свежеуложенного бетона укладывают вакуум-щиты, подключенные через всасывающие шланги к вакуум-насосу. При включении его в полости щита образуется вакуум и из бетона отсасывается воздух и свободная вода. Производительность вакуум-установки из 20 . 50 щитов – 200 . 250 м 2 бетонной поверхности.

Поскольку конструкции обычно бетонируют с перерывами, вызы­ваемыми сменностью работ, технологическими и организационными при­чинами, то место, где после перерыва укладывают свежую бетонную смесь, называют рабочим швом бетонирования. При выборе мест расположения таких швов при бетонировании различных конструкций, учи­тывают, что контакт и силы сцепления свежеукладываемого бетона с ранее уложенным и уже твердеющим слабее, чем в однородном бетоне. Поэтому возобновлять бетонирование в месте шва можно после достижения бето­ном у шва прочности не менее 0,15 МПа, что определяет продолжитель­ность перерывов до 18 - 24 ч. при температуре воздуха +15°С. Поверхность рабочего шва должна быть перпендикулярной продольной оси элемента, в стенах и плитах - их поверхности. При подготовке к бетонированию швы через 8 . 24 ч. после укладки бетона обрабатывают водовоздушной форсун­кой или пневмоскребком, а зимой - приводными стальными щетками. Затем наносят слой цементного раствора состава 1 : 3, на который укладывают бе­тонную смесь.

Читайте также: