Психологический профессиональный фундамент взаимоотношений психолога консультанта и клиента

Обновлено: 19.05.2024

Структура консультативного контакта

XXI век – этап стремительного развития науки, роста объема информации. Это период, когда жизнь человека и социума в целом меняется с калейдоскопической быстротой. Настоящее время разительно отличается от предыдущего, событийный ряд смещается, варьируется. Мир динамичен и многообразен и то, что еще вчера казалось новым, неизведанным, сегодня уже не актуально.

В подобной атмосфере на плечи личности ложится не простая задача, ведь человеческому сознанию нелегко в сжатые сроки приспособиться к столь широкому спектру иных условий. Конечно, психика содержит в себе колоссальные ресурсы для адаптации, но и они не безграничны. В ходе достаточно стремительного прогресса и перемены окружающей действительности в различных сферах жизнедеятельности, меняется образ мышления индивида, его приоритеты и мотивы, поведение, ценности и идеалы, рождаются новые связи, обрываются прежние отношения, в общем, сам стиль жизни подвергается кардинальным изменениям, как позитивного, так и негативного плана. И не смотря на то, что психическая мобилизация позволяется задействовать весь ресурс, не каждый человек способен самостоятельно их перераспределить так, чтобы рационально использовать, да и любые запасы необходимо рано или поздно пополнять.

Для помощи в аналогичных(и не только) обстоятельствах существуют специалисты, обладающие профессиональными знаниями о видах и способах организации психических явлений личности в различных областях человеческой жизни и деятельности – психологи. И если в социально – стрессовых ситуациях человек имеет свойство иногда ходить кругами вокруг возникшей проблемы, однако, так и не увидеть «очаг» ее возникновения и варианты решений, то при поддержке квалифицированного специалиста он сумеет не только рассмотреть альтернативы при выборе, но осуществить таковой в наиболее эффективной и благополучной форме.

Ключевая цель психологического консультирования – осознание. В ходе консультативного контакта консультант дает информацию, способствует и помогает в осознании и анализе имеющихся межличностных, эмоциональных или иных затруднений, а осознавая себя, свои стремления, желания, мотивы, интересы, личность расширяет границы своих возможностей(как внутренние, так и внешние), а, значит, увеличивает свой резервный потенциал.

Структура консультативного контакта

I. Консультативный контакт.

Чтобы отношения между психологом и клиентом были продуктивными и достигли высоких результатов, в инструментарий специалиста входит установление особого типа взаимодействия с клиентом, базирующийся на определенных принципах, реализация которых обязательна в работе, главным из них является консультативный контакт.

В переводе с латинского языка «контакт», он же «contactus» обозначает связь, взаимодействие, а «консультация», от лат. consultation, consultare - рассматривать, совещаться. Получается некая коллаборация – процесс совместной деятельности, взаимное воздействие объектов и/или субъектов друг на друга для достижения конкретных целей, решения определенных задач. Очевидно, что в психологической сфере такая интерпретация имеет множество нюансов, деталей и различий, но общая суть одна - при консультативном контакте, действительно, происходит процедура СОдействия и СОтрудничества. Консультативная обстановка априори является местом разрешения трудностей, ликвидации препятствий. Клиент обращается к незнакомому человеку не из праздного любопытства, у него возникает реальная потребность в помощи и поддержке. В этой связи, визит к психологу – это смелый шаг, ведь раскрываются и разбираются практически по крупицам мельчайшие аспекты личной жизни. На фоне этого, взаимоотношения приобретают специфически интимный характер – интимно – терапевтический, когда формируется безопасность, растет уровень принятия, доверия и консультант СОвместно с клиентом находят индивидуальный путь преодоления сложившихся сложностей.

Профессор Вильнюсского университета(Литва) сертифицированный психолог – психотерапевт Римантас Кочюнас[1], стоящий у истоков экзистенциального направления психологии, в своих трудах неоднократно обобщенно отождествлял консультативный контакт с динамичным процессом, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении. Данная формулировка наиболее полно и точно отражает сущность консультативного контакта и указывает на несколько его особенных, в чем – то уникальных черт[2], а это:

  • Конфиденциальность. Обязанность психолога – консультанта не допускать разглашения, полученной информации о клиенте третьим лицам(способствует доверительности).
  • Добросовестность. Каждый участник консультативного контакт возлагает на себе определенную форму ответственности. Психолог несет ответственность за выбор процедур и методов работы, так же за то, чтобы процесс консультирования был организован в соответствии с правилами, а его воздействия были адекватны и целесообразны. Клиент ответственен за то, что он будет определять цель консультирования, выполнять предписания.
  • Эмоциональность. Консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он под­разумевает исследование переживаний клиентов.
  • Ассиметричность. В противоположность интимно-личностным связям консультативный контакт, хотя и наполнен чувствами, является асимметричным, так как:
  • консультативный контакт устанавливается по правилам, указанным консультантом;
  • консультант интерпретирует смысл рассказанного и оценивает, достигнуты ли цели консультирования;
  • консультант имеет возможность узнать о клиенте почти все, а клиент получает сведения о консультанте лишь как о специалисте
  • Динамичность. При смене клиента меняется и специфика контакта, подход индивидуален и не предусматривает «шаблонов» в работе.
  • Оказание поддержки. Постоянная поддержка психолога обеспечивает стабильность кон­такта, позволяющую клиенту рисковать и пы­таться вести себя по-новому.
  • Интенсивность. Поскольку контакт представля­ет искреннее отношение и взаимный обмен пе­реживаниями, он не может не быть интенсивным.

Таким образом, характер консультативного контакта всегда имеет общие для каждого клиента установки, это во многом негласный свод обязательных норм и положений, регулирующих контекст взаимоотношений. Как отмечалось ранее, это совершенно не имеет отношения к стереотипизации сотрудничества «консультант – клиент», т.е. здесь связь не основывается на жестких, четких требованиях, скорее это моральные принципы, интегрирующие связи как метод повышения качества, оказываемой помощи.


II. Структура консультативного контакта

Структуру консультативного контакта трактуют как совокупность «технических» сторон и процедур в процессе консультирования. Невзирая на то, что особенность консультативного контакта, т.е. его характер и направленность напрямую зависит непосредственно от теоретической ориентации консультанта, качество же взаимодействия с клиентом опирается на два важных фактора:

  • Терапевтический климат, включающий:
  • физические компоненты – обстановка, структурирование пространства и времени.

Требования к внешней обстановке весьма просты. Кабинет консультанта должен быть территориально изолирован, т.е. не проходное и не смежное помещение. Существенную роль играет и звуконепроницаемость(посторонние звуки отвлекают внимание, нарушают общую атмосферу спокойствия и безопасности). Интерьер не должен быть перегружен посторонними деталями и личными вещами, отражающими убеждения специалиста.

Организация пространства включает в себя знакомство, которое должен начать консультант; выбор места, который предоставляется клиенту – человеку дается возможность самостоятельно определить, где и как ему будет комфортно расположиться; дистанция между клиентом и психологом должна сохранять личное пространство каждого, т.е. необходимо соблюдать персональную зону радиусом от 50 до 100 сантиметров(расстояние вытянутой руки) – участок личной доверительной беседы, иное расположение может повысить тревогу и вызвать дискомфорт; не стоит забывать о том, что физический контакт в виде прикосновений ценен, но лишь тогда, когда он необходим клиенту и уместен.

Структурирование времени подразумевает конкретные временные границы – длительность консультирования, своевременность применения техник или интервенций. Расстановка временных акцентов определяет эффективность консультативного контакта, ведь концентрация внимания сохраняется более 45 – 50 минут, поэтому, чтобы человек не переутомился нужно регламентировать консультативный сеанс до 1 часа (60 мин).

  • Эмоциональные компоненты – доверие, искренность, эмпатия, безусловное уважение клиента[3].

Доверие способствует раскрытию клиента и обсуждению наиболее значимых, волнующих тем, соответственно, это обеспечивает глубинный и продуктивный консультативный контакт. Консультант должен: быть подлинно заинтересован в клиенте как в личности; полноценно уделять внимание консультативному процессу; быть корректным и не проявлять излишнее любопытство в получении информации, не связанной с запросом, с которым к нему обратились; соблюдать этический кодекс психолога.

Искренность предполагает конгруэнтность, то есть естественность специалиста(без масок, фасадов и ролей); соответствие высказываний консультанта испытываемым им чувствам и эмоциям, а также поведению; спонтанность; соблюдение границ искренности и откровенности в общении с клиентом(не вдаваться в подробности собственной личной жизни.

Эмпатия позволяет постигать эмоциональное состояние личности, проникнуться, вчувствоваться в ее переживания, проблемы, волнения и заботы, но большое значение здесь имеет безоценочность специалиста, т.е. его объективность.

Фундаментом безусловного уважения клиента является отказ специалиста от личностных установок, убеждений, предрасположенностей, т.е. консультант должен принять клиента таким, каков он есть, с его мировоззрением, жизненными позициями. Если же по определенным причинам психолог не может принять поведение клиент, то, соблюдая профессиональную этику, он должен передать клиента коллеге.

  • Вербальное и невербальное коммуницирование.

Вербальная коммуникация включает способы реагирования в момент консультативного контакта. Процедуры и техники вербального общения заключают в себе умение верно и тактично выстраивать и формулировать фразы и в особенности вопросы. Правильная постановка вопроса побуждает клиента к инсайту. Все вопросы условно можно разделить на два вида: открытые и закрытые Закрытые предполагают ответы вида «Да» или «Нет», а открытые, дают возможность поделиться чувствами, мыслями и мнением с консультантом. При этом не каждого клиента устраивают исключительно открытые вопросы, у некоторых они вызывают чувство тревоги и усиливают беспокойство. В подобных случаях психологу необходимо тщательней продумывать вопросы и задавать их в подходящее время.

Иным и не менее важным компонентом является ободрение и успокаивание личности в ходе работы. Ободряющие фразы, представляющие собой слова, направленные на поддержку(как и успокоение), снятие эмоциональной напряженности человека, укрепляют консультативную связь и побуждают клиент к дальнейшему повествованию и анализу переживаний.

Лучше всего помогает клиенту понять и разобраться в себе перефразирование и обобщение со стороны психолога высказанных личностью мыслей. Это как некая обратная связь, направленная на отражение содержания беседы, дабы структурировать информацию, поэтому консультанту следует помнить три правила: перефразируется основная мысль клиента; нельзя искажать или заменять смысл утверждения клиента, а также добавлять что-либо от себя; необходимо избегать "попугайства", т.е. дословного повторения. Обобщение же способствует систематизации идей клиента(расстановка переживаний и тревог по мере их приоритета).

Невербальные реакции распределяют[4] на четыре основные модальности:

Из вышеописанного следует, что язык тела – мимика, поза, жесты рассказывают очень многое о человеке, так как свои движения и эмоции личность не может контролировать тотально. Несомненно, важны и вербальные навыки, которые позволяют выразить все внутренние ощущения, в силу этого речевые и телесные «послания» специалисту следует уметь не только понимать(«читать»), так как это своеобразный «ключ» к внутреннему миру клиента, но и подавать информацию так, чтобы она была понятна и доступна для клиента, что образует наиболее плодотворную «почву» как для консультативного контакта, так и для его результативности.


Рекомендуемая литература для специалистов, входящих в профессию:

Дж. Бьюдженталь "Искусство психотерапевта"

Н.Д. Линде "Психологическое консультирование. Теория и практика"

А.А. Бадхен, С.М. Зелинский, М.В. Бадхен "Мастерство психологического консультирования"

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

В настоящем учебном пособии, здесь и далее, мы тщательно, конкретно-фактологически, «технически» (как техники и приемы) опишем и изучимосновную стадию (фазу) психологического консультирования, – работу непосредственно с клиентами, – в общих рамках всего консультативного процесса и в рамках конкретной (отдельной) психотерапевтической консультативной встречи (сессии).

В науке и в практике существуют разные технологические подходы к выделению и профессиональному осуществлению этапов процесса (хода) проведения психологического консультирования, выраженного в форме самостоятельной консультационной сессии (отдельной беседы, встречи).

Здесь мы рассмотрим основополагающие психологические консультативные универсальные технологии и техники.

Проанализируем психотерапевтическое (психоконсультационное, психологическое) интервью в качестве универсального способа проведения психологической консультации.

- А) ограничение речи консультанта в диалоге (психолог значительно больше слушает, нежели чем говорит);

- Б) приближение разговорной речи консультанта к «языку» клиента;

- В) краткость и профессиональная точность высказываний консультанта;

- Г) анализ консультантом эмоциональных переживаний клиента (как «про себя», так и совместно с клиентом).

1.Разнообразные варианты решения: у клиента появились новые направления личностного развития, а у психолога-консультанта сформировалось профессиональное понимание т.н. «клиентских вопросов» (различных проблем клиента).

2.Целенаправленное воздействие на клиента: психолог положительно результативно влияет на клиента, профессионально инициирует позитивные изменения его личности.

3.Творческое принятие решений клиентом: у клиента возникли альтернативы поведения, новые способы деятельности, новые формы реакций и т.п.

4.Индивидуальная и культурная эмпатия: психолог проникся сочувствием к мыслям, чувствам, переживаниям, ценностным ориентациям клиента, «вчувствовался» в его внутренний мир (СМОТРИТЕ ПРИЛОЖЕНИЕ № 5).

5.Навыки наблюдения за клиентом, – психолог понимает вербальный и невербальный язык клиента (СМОТРИТЕ ПРИЛОЖЕНИЕ № 7).

6.Взаимодействие среда–личность: психолог помог клиенту осознать и перестроить отношения в социально-психологической системе личность-среда.

7.Интеграция мотивов клиента: психолог логично, системно и эффективно использовал образные методы консультативной беседы, помог клиенту осознать его доминирующую мотивацию (иерархию мотивов клиента), – а в результате всего этого клиент обоснованно заявил: «Я стал другим».

Методика четырёхфазной консультативной психологической беседы.

Ю.Е. Алёшинапредлагает применять, нередко использующуюся на практике психологами-консультантами как специалистами в области психологической помощи, методику четырёхфазной консультативной психологической беседы:[57]

Первая фаза: знакомство (приветствие) и начало беседы. Психолог-консультант организует физическое и психологическое пространство беседы, устанавливает с клиентом коммуникативный контакт (т.н. «психоконсультационный» контакт, – психологическое основание т.н. раппорта[58]). Психолог-консультант осуществляет знакомство с клиентом и самопредставление (профессиональную самопрезентацию). Консультант раскрывает клиенту свои профессиональные возможности, предоставляет ему гарантию анонимности и конфиденциальности (подчёркивает то, что «информация не выйдет из этой комнаты»), приглашает клиента к доверительному разговору, к содержательной беседе. Психолог-консультант так же, корректно и профессионально аккуратно и осмысленно преодолевает психологическое сопротивление клиента консультированию (при необходимости), – в том случае, если разговор «идёт только на какие-то общие темы» или «совсем не идёт».




Вторая фаза:расспрос клиента о его психологических проблемах, выявление того, как понимает сам клиент трудности его жизненной ситуации, формулирование и проверка консультативных гипотез. Психолог поддерживает психоконсультационный контакт с клиентом, стимулирует рассказ клиента, осуществляя эмпатическое слушание, способствует целенаправленному развитию беседы, осмысливает сказанное клиентом. Далее, в ходе данной фазы консультативной беседы, психолог-консультант уточняет и проверяет возникающие у него консультационные гипотезы посредством конкретных по содержанию вопросов, через фактический анализ конкретных ситуаций, описываемых клиентом. В том случае, если во всех (почти во всех) обсуждаемых жизненных ситуациях клиента, прослеживается практически один и тот же паттерн (схема) поведения и переживаний клиента, то соответствующую консультативную гипотезу консультанта (о причинах психологических проблем клиента) можно считать подтвердившейся.

Третья фаза: психологическое коррекционное воздействие. Психолог оказывает клиенту психологическую коррекционную помощь, которая не носит характера директивных советов и настоятельных рекомендаций. Психологическая коррекция должна быть связана целевым образом с инсайтом и с катарсисом, представляющими собою эмоциональное и когнитивное прозрение и «очищение» клиента. Психологическая коррекция направлена на мотивирование клиента к самостоятельному развитию. Данный процесс связан с приобретением клиентом нового(ых) личностного(ых) смысла(ов) и, как следствие, с изменением (развитием) личностных психологических структур клиента. Тогда, когда ведущая рабочая гипотеза консультанта о психологической проблематике клиента и предлагаемая им интерпретация психотерапевтической ситуации клиентом личностно приняты (поняты), надо предложить клиенту как можно больше адекватных вариантов поведения (действий) по выходу из проблемной ситуации и в дальнейшем помочь клиенту (путём профессиональной психотерапевтической поддержки) практически реализовать эти варианты.

Четвёртая фаза:завершение консультативной беседы. Психолог-консультант производит подведение содержательных итогов консультативной беседы. Основные выводы по итогам беседы прямо «проговариваются» с клиентом. В ходе данной фазы выясняются дальнейшие взаимодействия психолога-консультанта и клиента (время и место последующих встреч и т.д.), совершается ритуальный акт прощания с клиентом, осуществляется акт эмоциональной подпитки (поддержки) клиента.

Методика восьмифазного психологического (психотерапевтического) консультативного интервью.

Известна так же (очень широко применяется) методика восьмифазного психологического (психотерапевтического) интервью,которая содержательно состоит из следующих ступеней психоконсультационного процесса, – в рамках отдельно взятой консультативной встречи психолога-консультанта с клиентом:

1.Психологическая самонастройка психолога-консультанта на профессиональную деятельность (на непосредственное консультирование клиента).

2.Взаимные приветствия (на каждой встрече) и представления (на первой встрече) друг другу психолога и клиента.

3.Заключение консультационного договора-контракта с клиентом (в случае первичной, максимум – второй консультативной встречи).

4.«Исповедь» (глубоко личностный рассказ, «эмоциональное выговаривание») клиента, осуществляющаяся при профессиональной психологической поддержке психолога-консультанта.

5.Расспрос психологом-консультантом клиента с целью получения дополнительной, профессионально значимой психотерапевтической информации (т.н. «сократовский метод», в данном контексте, – попросту «задавание» консультантом клиенту уточняющих вопросов по высказываемой клиентом проблематике).

6.Совместное осмысление и интерпретация консультантом и клиентом психологических и социальных проблем клиента (причин психологических и социально-психологических проблем).

7.Формирование психологом-консультантом новой модели (новых форм) поведения и деятельности клиента и оптимизация его личностных (когнитивных, эмоциональных, мотивационных, волевых) механизмов регуляции своего поведения и деятельности.

8.Оценка эффективности проведённой консультации с помощью метода обсуждения проведённой встречи.

Психологические унификационные (унификативные, универсальные) техники, применяемые психологом-консультантом на этапе «исповеди»[59] и на этапе анализа проблем клиента.[60]

Психологические техники(профессиональные приемы),используемые психологом-консультантомна этапе «исповеди» клиента(во время субъективного изложения клиентом его жалобы).

1.Вербальная (словесная) поддержка того, что говорит и делает клиент во время (в данный конкретный момент времени) своей «исповеди», – поощрение рассказа клиента соответствующими по смыслу и значению высказываниями, подкрепляющими «эмоциональное выговаривание» клиента.

2.«Отзеркаливание» («зеркало») – это незаметное и ненарочитое для клиента, физическое («как в очень «сдержанном», но в очень точном зеркале») повторение его жестов, мимики, поз тела, – с целью пробуждения в клиенте т.н. «инстинктивного доверия» (мы доверяем больше тем людям, которые ведут себя аналогично нашему поведению, «держаться» так же, как и мы и т.п.).

3.«Парафраз» – это содержательное повторение (не буквальное!) в виде вопросов и утверждений того, что сказал клиент. Перефразированное повторение (парафраз) обычно начинается со слов: «Итак,…», «Вы сказали…», «Правильно ли я Вас понял, – Вы сказали, что …», «Значит, Вы утверждаете (полагаете, считаете, думаете, чувствуете), что …», и т.п. Далее происходит краткое повторение консультантом того, что именно (какие социальные или психологические факты!) в своём рассказе (или в отдельном утверждении) изложил клиент. Этот очень краткий повтор осуществляется с целью подчёркивания содержательных параметров (значимых информационных фактов) рассказа клиента.

4.Обобщение – представляет собой «вольную», но достаточно точную передачу (воспроизведение, повторение, «подытоживание») высказанных переживаний и мыслей (сути повествования) клиента в абстрактной и творческой (но не фантазийной!) форме. Обобщение производится для того, чтобы обобщить для клиента его психологическую проблематику, чтобы «подвести черту» (сделать предварительный вывод). Например, для того, чтобы произвести промежуточные итоги под обсуждением какого-либо свойства (качества) личности клиента (состоящего из нескольких однонаправленных фактов его поведения).

5.Эмоциональная поддержка клиента – это, в данном контексте, внешнее выражение (вербальное и невербальное) психологом-консультантом своего одобрения того, что говорит и того, как выражает себя на консультации клиент. В том числе – явная демонстрация положительных эмоций и прямое (буквальное) словесное и пантомимическое поощрение клиента в ходе изложения им его жалобы (с целью дальнейшего инициирования т.н. самоповествования клиента).

6.Вопросы, стимулирующие мышление и память клиента: Что? Как? Когда? Каким образом? Зачем? Почему? С какой целью? По какой причине? Для чего? и пр., и т.п.

7.Овладение (интериоризация, усвоение, присвоение, т.н. «взятие на вооружение») лексикой клиента и ее «дозированное» использование в беседе с клиентом особенностей его языка, его речи (стиля, фольклора, речевых выражений). Это так же помогает консультанту завоевать доверие клиента («Мы буквально говорим на одном языке»).

Пятиэтапная базовая методика психологического консультирования (как в отдельной консультации, так и, особенно, в контексте общей процессуальной канвы консультационной работы).

Очень многие психологи-консультанты на практике придерживаются следующей целостной основной методики психологического консультирования (как процесса), состоящей из пяти последовательно взаимосвязанных между собою этапов:

I этап.Установление и закрепление доверительных взаимоотношений с клиентом (поддержание психологом-консультантом доверительных отношений с клиентом должно осуществляться на протяжении всего процесса психологического консультирования);

II этап.«Исповедь» клиента психологу-консультанту (субъективное, эмоциональное, словесное изложение клиентом его жалоб, его психологических и социально-психологических проблем);

III этап.Анализ (осмысление, обдумывание) и интерпретация (раскрытие, объяснение) психологической и социально-психологической проблематики клиента;

IV этап.Всесторонняя профессиональная проработка психологом-консультантом значимых проблем клиента, поиск и осуществление консультантом вместе с клиентом оптимальных психологических решений внутриличностных проблем клиента и нахождение психологических ресурсов клиента (с целью разрешения социально-психологических сложностей клиента и для выхода из его трудной жизненной ситуации);

V этап.Прогноз развития личности клиента, психологические рекомендации клиенту и завершение консультативного процесса (т.н. «прощание с клиентом»).

Проанализируем каждый из перечисленных выше этаповконсультирования (проведения процесса психологической работы с клиентами) во всех основных подробностях. Изучим специфику непосредственной психоконсультационной работы с клиентами, исходя из схематично приведённой выше пятиэтапной методики осуществления психоконсультационной профессиональной деятельности, – по всем пяти выделенным нами основным этапам общего консультативного процесса в целом, и в функциональных рамках каждой конкретной консультативной беседы, – в частности.

ТЕМА № 5. УСТАНОВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С КЛИЕНТОМ

Автор-составитель, и рецензент данного учебного курса подчёркивают, что все нижеследующие аспекты, в данной теме и во всех последующих темах этого раздела, во всех своих конкретных содержательных деталях понимаются, исследуются и интерпретируются на практике как в контексте всего процесса консультирования в целом, так и в контексте основных структурных форм каждой конкретной, отдельно «взятой», отчасти самостоятельной психологической консультации («сессии», встречи, беседы).

I этап психологического консультирования. Установление и поддержание доверительных отношений с клиентом.

Данный этап, – это психологический фундамент, на котором основаны все дальнейшие взаимоотношения и взаимодействия психолога и клиента. Этот этап начинается с приветствия консультантом клиента.

Встречая (приветствуя) СВОЕГО клиента, психологу-консультанту необходимо обязательно помнить и применять следующие основные правила:

1. В консультационном помещении (кабинете) не должно быть слышно внешнего шума, чисто убрано, не должно быть множества посторонних предметов (что рассеивает внимание клиента), иначе общее беспокойство и ситуативная тревожность клиента могут возрасти;

2. Психолог-консультант должен выглядеть презентабельно, аккуратно! Волосы (стрижка, причёска), лицо, руки должны быть ухожены. Обувь должна быть новая и удобная. Одежда должна быть неброская, но со вкусом подобранная, не слишком праздничная, но и не будничная, т.е. такая, в какой психолог будет чувствовать себя комфортно. Наиболее желателен аккуратный деловой стиль одежды, но совсем не обязательно, при этом, выглядеть официально. Например, мужчина-консультант вовсе не обязательно должен быть в пиджаке и при галстуке, а может быть в рубашке и свитере. Кроме того, женщинам-консультантам настоятельно не рекомендуется иметь очень броский и слишком яркий макияж и настоятельно не рекомендуется одеваться так, чтобы этот наряд можно было счесть вызывающим с позиции общественных приличий.

3. Психолог выбирает место своего физического расположения в помещении таким образом, чтобы в момент встречи оказаться лицом к лицу с клиентом;

4. Если психолог был в положении сидя, то при появлении клиента ему необходимо встать, иначе у клиента сложится впечатление, что ему не выказывают уважение;

5. Нужно предоставить возможность клиенту первому занять место (присесть), для чего клиенту необходимо предложить это сделать, указав ему плавным и открытым движением – «приглашающим» жестом руки, на «клиентское» кресло;

6. Пока клиент не займет своё место в «клиентском» кресле и не устроится в нём удобно, а также в самые первые минуты консультации, начинать специальный профессиональный разговор (осуществлять терапевтическую беседу) никоим образом не рекомендуется, так как клиент может быть ещё не готов к серьёзному разговору (пока он не полностью настроен на глубокую беседу).

После того, как клиент удобно расположился, психолог просит его представиться (категорически рекомендуется обращение к клиенту «на Вы»), или, если это не первая встреча, спрашивает о его самочувствии, а затем представляется сам (также, настоятельно рекомендуется представляться «по имени-отчеству»), или, если это не первая встреча, говорит о том, что он рад снова видеть клиента (и т.п.). Итак, если консультативная встреча первая, то происходит т.н. ритуал знакомства с клиентом, а если консультативная встреча не первая, то происходит т.н. ритуал приветствия клиента.

Все эти т.н. предваряющие действия помогают снять психологическое напряжение клиента, дают ему возможность успокоиться и собраться с мыслями (сам консультант УЖЕ должен быть предварительно настроен на работу с данным конкретным клиентом как личностью, – во всех случаях НЕ первой встречи).

На всём начальном этапе установления и поддержания доверительных отношений с клиентом, а так же на каждой аналогичной фазе отдельной консультационной встречи, – психолог-консультант успокаивает и поддерживает клиента, эмоционально принимает и «приподнимает» его как личность, создаёт для него ситуацию (условия) психологической безопасности, осуществляет психологическую поддержку клиента, вселяет в клиента уверенность в его и в своих силах и вызывает у клиента доверие к себе как к профессионалу.

Ещё раз подчёркиваем то, что на данном этапе (в течение этой фазы) психологом-консультантом должен наиболее активно использоваться психоконсультационные приёмы«отзеркаливание» и «парафраз».Названные психоконсультативные приёмы заключаются в повторении консультантом (не буквальном и не нарочитом, а тонком и незаметном) жестов, мимики клиента, а также в подражании тембру и тону его голоса и особенностям речи, специфике когнитивного речевого стиля клиента. Всё это помогает клиенту почувствовать себя в ситуации психологической безопасности и создаёт оптимальные условия для дальнейшего продуктивного общения клиента и консультанта.

Отношения между психологом и клиентом

Отношения между психологом и клиентом

Я часто обращаю внимание, что некоторые пользователи психологических сайтов не до конца понимают, как должен вести себя психолог. Причем как во время консультации, так и вне ее. Во избежание разногласий в работе психолога, существует этический кодекс, составленный Российским психологическим обществом, за границы которого заходить не рекомендуется (ссылка на полный текст в конце статьи). Это некий свод правил, обеспечивающий безопасность клиентов и продуктивную работу во время консультаций.

Хочу сегодня сравнить положения этического кодекса и реальное поведение некоторых специалистов.

Читая форумы, я встречаю вопросы об отношениях между психологом и клиентом - какими они должны быть. В этическом кодексе есть раздел «Избегание конфликта интересов», процитирую его:

Избегание конфликта интересов 1. Психолог должен осознавать проблемы, которые могут возникнуть в результате двойственных отношений. Психолог должен стараться избегать отношений, которые приводят к конфликтам интересов или эксплуатации отношений с Клиентом в личных интересах. 2. Психолог не должен использовать профессиональные отношения в личных, религиозных, политических или идеологических интересах. 3. Психолог должен осознавать, что конфликт интересов может возникнуть после формального прекращения отношений Психолога с Клиентом. Психолог в этом случае также несет профессиональную ответственность. 4. Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими Клиентами.

Из приведенной цитаты становится ясно, что отношения между клиентом и психологом должны оставаться исключительно в рамках «специалист-клиент», в свою очередь формат бесед может быть дружественным и теплым. Значит ли это, что общение должно прекращаться, как только клиент выходит за дверь кабинета? Ответ будет «и да, и нет». Общение может быть, но больше в качестве решения организационных вопросов, уточнения времени и места консультации и т.д. Данная мера позволяет избегать образования двойственных отношений (например, дружбы). Пока психолог – специалист, он является незаинтересованным лицом, но, когда он становится другом, в работе появляются личные мотивы, и даже возможность романтических отношений. Даже процесс дарения/принятия подарков может внести сложности, связанные с желанием ответных действий и чувства обязанности другому.

Но если за пределами кабинета (или видеозвонка) общаться не рекомендуется, то возникает вопрос: «Может ли психолог общаться со своим клиентом на форуме данного сайта?». В качестве ответа приведу еще одну цитату из кодекса:

Конфиденциальность 1. Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий.

Изучение предыдущих форумов клиента тоже противоречит кодексу:

Конфиденциальность 6. Психолог не должен отыскивать о Клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач Психолога.

Это касается не только чтения форумов и консультаций на данном сайте, но и добавления клиентов в друзья в социальных сетях с целью дополнительного общения или сбора информации, последнее можно отнести и к нарушению отношений «специалист-клиент».

Взаимодействие клиента и психолога - это доверительное общение в рамках «специалист-клиент», которое не должно переходить в двойственный формат (дружеский, романтический, и т.п.). Психолог должен отвечать за конфиденциальность любой информации о клиенте. Психолог с равным уважением должен относиться к людям вне зависимости от их пола, возраста, сексуальной ориентации, вероисповедания, этносу и расе, физических возможностей и других оснований. Отклонение от этих принципов может нести за собой нарушение целостности, безопасности и полезности консультаций.

Психологическое консультирование


В учебном пособии содержится систематизированная информация об истории, видах психологического консультирования, особенностях личности консультанта и характере его взаимодействия с клиентом, а также об актуальных направлениях консультативной психологии, в том числе и постмодернистском, о специфике консультативной деятельности в отношении наиболее частых проблем, с которыми клиенты обращаются за помощью. Предназначено для студентов учреждений высшего образования по специальности «Психология», преподавателей, практикующих психологов.

Оглавление

  • Предисловие
  • Тема 1. Введение в консультативную психологию
  • Тема 2. Консультант и клиент как участники консультативного процесса

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психологическое консультирование предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 2. Консультант и клиент как участники консультативного процесса

2.1. Психологическое консультирование как профессиональная психологическая помощь. Роль и место консультанта в консультативном процессе. Требования к личности консультанта

Человек может получить психологическую помощь не только в процессе психологического консультирования. Поэтому необходимо выделить особенности, которые отличают профессиональную позицию консультанта от позиций других представителей социума, способных оказать психологическую поддержку. Человек может найти психологическую поддержку помимо кабинета психолога в следующих случаях:

♦ оказать психологическую самопомощь;

♦ найти психологическую поддержку у близких, друзей, коллег;

♦ обратиться к специалистам, которые непосредственно не занимаются оказанием психологической помощи (педагоги, врачи, священники) (А.Г. Лидерс, 2005);

♦ найти психологическую поддержку у совершенно незнакомых людей, которые не являются ни специалистами, ни знакомыми, ни близкими (случайный попутчик).

Д. Трунов (2006) выделяет определенные отличия профессиональной психологической помощи от других возможностей получить психологическую поддержку (табл. 1).

Таблица 1. Различия профессиональной психологической помощи и других возможностей ее получения


В свою очередь, А.Г. Лидерс (2005) описывает особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту именно по сравнению с позициями профессионалов, с которыми психологов чаще всего путают: с врачом, педагогом-воспитателем, со священником (проповедником).

Чаще всего консультанта путают с врачом. С точки зрения обычного человека консультант и есть врач, поскольку врач помогает в случае страданий физических, а консультант помогает в случае психических, духовных страданий. Однако такое сравнение происходит, когда клиент не готов к собственно психологической работе, ему нужны лишь рецепты на лекарства, «психологические пилюли», которые бы быстро и, главное, без участия самого клиента, без какой-либо его собственной, личной работы все исправили. Консультант не врач именно потому, что он, во-первых, не выписывает клиенту рецепты на лекарства, во-вторых, не использует категорию болезни, патологии, отклонения как онтологическую, основную категорию, в-третьих, имеет совсем другую ведущую деятельность по сравнению с врачом.

Важно также сравнить позицию консультанта по отношению к его клиенту с педагогом-воспитателем. Где бы консультант ни работал (в школе, детском саду или в психологической консультации), он ни в коем случае не должен воспитывать своего клиента. Позиция воспитателя подразумевает взгляд на человека через призму идеалов личности; рассматривает особую деятельность — деятельность оценивания, сравнения личности с заданным идеалом. Консультант всеми силами, на уровне принципов своей работы, отказывается от оценивания клиента. Именно здесь граница между работой воспитателя и работой консультанта: один не может не оценивать, второй старается как можно полнее отказаться от этого.

Рассматривая профессиональные мотивы, ценностные ориентации, социальные установки психологов и педагогов, Д.В. Оборина (1991) выделяет принципиальные различия на уровне:

♦ временной перспективы (психолог ориентирован на настоящее и ближайшее будущее, а также на период открытого будущего, а педагог мотивирован близким и отдаленным будущим);

♦ представлений о личности (психолог ориентирован на высокую когнитивную сложность и безоценочность во взаимодействии, педагог — на низкую когнитивную сложность и оценочность);

♦ ценностных ориентаций (у психолога они включают такие категории, как счастье свое и других, толерантность, независимость, широта взглядов, эффективность в делах, достижения и т. п., а педагог больше ориентирован на воспитанность, аккуратность, непримиримость к недостаткам в себе и других и т. п.);

♦ контроля (психолог предпочитает минимальный контроль, ориентирован на демократическое и либеральное отношение к человеку, педагог считает необходимым высокий уровень контроля и критики, демонстрирует склонность к авторитаризму в отношениях с другими).

Также важно сравнить позицию консультанта по отношению к его клиенту со священником (проповедником). Как отмечает А.Г. Лидерс (2005), данная тема — одна из самых сложных, поскольку клиенты никогда не путают консультанта со священником. Однако есть основания для такого рассмотрения вопроса о границах между работой консультанта и священника. Эти профессии близки, но не тождественны. Во-первых, онтологической категорией, через которую священник видит своего прихожанина, является категория греха. Во-вторых, ведущая деятельность священника — это деятельность отпускания грехов. Грех и отпускание греха — вот разница между консультантом и священником. Психолог не отпускает грехов и не видит своего клиента через призму греховности.

Таким образом, консультант, оказывая помощь своему клиенту, во-первых, не лечит его, во-вторых, не воспитывает, в-третьих, не отпускает грехи. Консультант со-проживает с клиентом. Co-проживание консультанта и клиента — это, прежде всего, со-развитие, со-личностный рост. Следовательно, ведущей деятельностью консультанта по отношению к клиенту является их со-развитие, со-личностный рост. Решение проблемы клиента есть не только его шажок в личностном росте, это шажок в личностном росте и консультанта.

Консультант в ходе своей работы независимо от заявленной проблемы стремится помочь клиенту:

♦ разобраться в мотивации повседневных выборов и наступающих последствий;

Читайте также: