Психологический фундамент счастья доклад

Обновлено: 15.05.2024

Психология счастья

Понятие счастья как морального сознания личности, и основные критерии, его оценивающие, история изучения в разные эпохи человечества. Особенности и направления исследования явления счастья в современной психологии, его главные проблемы и пути разрешения.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 05.02.2014
Размер файла 39,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Счастье относится к категории морального сознания личности. Оно представляет собой особое состояние удовлетворенности от жизни, радости бытия, приближение к идеалу. Счастье неразрывно связано с чувствами и эмоциями, которые придают ему дополнительную окраску.

Фундаментальная значимость понятия счастья для человечества вытекает, прежде всего, из его природы, как одного из указателей, одной из мотиваций поведения человека как личности и как члена сообщества. Следовательно, представление о счастье - это элемент управления поведением человека, в частности, и сообщества в целом.

Интерес к изучению понятия «счастья» преобладает в обществе с давних пор. К этой тематике обращались различные представители отечественной философии и психологии. Но невозможно полностью охватить и передать все, что было сказано по поводу счастья в психологии.

Данная тема весьма актуальна, поскольку исследуемой проблематикой интересовались всегда и везде, но под разными углами зрения; в ней всегда находились новые неизученные вопросы, неосвещенные моменты. Данная тема всегда актуальна и нова, поэтому и интересна для исследователей. И на сегодняшнем этапе развития психологии к этой теме обращаются многие ученые всего мира.

В последнее время проблемой счастья занялись точные или более точные науки: социология, психология, социобиология, этология, политология, культурология и др. каждая со своими законами, понятиями и методами.
Благодаря привлечению к решению проблемы счастья этих наук и их методов исследования получены многочисленные эмпирические зависимости между показателями ощущения счастья (или депрессии, несчастья) различных групп населения, их характеристиками, условиями жизни и другими параметрами.

Целью работы является изучение понятия счастья и его значения для психологии человеческого бытия.

Исходя из цели работы, можно определить следующие задачи:

- рассмотреть понятие счастья;

- изучить, как измеряется счастье;

- подробно рассмотреть проблемы счастья в психологии.

Работа состоит из введения, двух самостоятельных глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Теоретические основы счастья

1.1 Понятие счастья

счастье моральный личность психология

Счастье относится к категории морального сознания личности. Оно представляет собой особое состояние удовлетворенности от жизни, радости бытия, приближение к идеалу. Счастье неразрывно связано с чувствами и эмоциями, которые придают ему дополнительную окраску.

Содержание счастья определяется тем, в чем человек видит смысл своего существования, свое предназначение. Стремление человека к достижению исключительно своего, личного счастья в отрыве от окружающего его общества приводит к развитию эгоизма. Эгоист попирает интересы других людей на пути к счастью. Такой человек и себя делает морально искалеченным человеком. [8]

Понятие счастья многогранно. В нем выделяется несколько аспектов:

- везение, удача, фортуна, особая благосклонность судьбы;

- состояние радости, эмоциональной возвышенности;

- обладание высшими благами, достижение высокого положения;

- состояние морального и физического удовлетворения.

Счастье бывает внешней и субъективной категорией. Внешнее счастье - это совокупность всех факторов, которые не зависят от воли человека. К нему подходят аспекты, подразумевающие везение, счастливое стечение обстоятельств.

Субъективное счастье зависит от внутреннего состояния самого человека, его отношения к жизни и происходящих в ней явлениях. Субъективное счастье определяется мерой собственной активности человека.

То счастье, что зависит от самого человека, в этике носит название добродетели. Понятие о добродетели исторически формировалось в контексте понятия о счастье. Соотношение добродетелей и их место в категории счастья составляет основную проблему этики. [11]

Способность к счастью отражает глубину развития личности. Счастье способна испытывать лишь активно чувствующая, деятельная натура. В противоположность ей вялая и безынициативная личность не способна переживать глубокое эмоциональное чувство счастья.

Каждый человек стремится к счастью, а задача общества состоит в том, чтобы обеспечить ему надлежащие условия для его достижения. К таким условиям относится, прежде всего, доступ к культурно-историческому наследию человечества. Ведь только развитая личность способна точно осознать, в чем состоит ее счастье, и определить задачи, которые необходимо решить на пути к нему.

Современное общество пока не способно создать необходимые условия для достижения каждой личностью состояния счастья. Это задача будущего. Несомненно, что если члены общества будут счастливы, счастливым будет все общество.

Каждый человек, наверняка, задумывается о значении слова счастье, иногда, с течением времени, внутренне переоценивая для себя это понятие.

Каждый человек постоянно выполняет ту или иную функцию. Роль ребенка своих родителей, роль родителя своих детей, роль пассажира городского транспорта, сотрудника фирмы, директора производства и т.д. Роль - это относительно устойчивый шаблон поведения (включая действия, мысли, эмоции), выработанный в данном обществе для выполнения той или иной социальной функции, для реализации определенного социального статуса. Каждая роль накладывает отпечаток на личность, на самосознание человека, так как он мобилизует ресурсы своего организма и психики для исполнения этой роли.

Иногда возникает внутриличностный конфликт, когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальному «Я» или его психическим возможностям. Если «роль» выше возможностей «Я», то человек ощущает постоянное переутомление, этот конфликт рождает постоянную неуверенность в себе, недовольство собой, близкими, окружающим миром. К примеру, молодой человек не готов стать отцом, он чувствует, что ему навязывают роль, которой он не в состоянии соответствовать. Он не может избавиться от дискомфорта, все больше уходит в себя, чувствует себя несчастным, и все из-за того, что роль отца в данный момент выше его моральных /физических / материальных возможностей. Пройдет время и молодой человек почувствует в этой роли себя комфортно, когда между его возможностями и внутренним «Я» будет знак равно.

В том случае, если «роль» ниже возможностей «Я», когда ситуация кажется недостойной и унизительной для человека, то разрешение внутриличностного конфликта принимает различные формы. Человек может объективно изменить ситуацию, например, будучи недовольным своей работой, он идет учиться и меняет специальность, тем самым, доказывая свою способность к более сложной деятельности. Не имея возможности (или не желая) изменить ситуацию, человек склонен менять ее «только для себя». Сын перестает появляться у родителей, неспособных заметить в нем взрослого, самостоятельного мужчину. Он избегает внешних проявлений все еще существующего конфликта, отказываясь от исполнения противоречащей его «Я» роли.

Чтобы выйти из такого рода противоречия, многие прибегают к методу «рационализации». В этом случае человек, вынужденный выполнять не соответствующую его «Я» роль, уверяет себя и других, что это он делает исключительно «по собственному желанию» или «во имя кого-то/чего-то», еще хуже - если «чему-то/кому-то назло». За такого рода рационализацией (поиску аргументации для своих действий) обычно скрывается заниженная самооценка, боязнь быть отвергнутым, страх чего-то нового, боязнь перемен и т.п.

«Неадекватное поведение» проявляется в замене влечения к недоступной человеку роли стремлением исполнить роль противоположную. Так, ребенок, нуждающийся в нежности и ласке, но не надеющийся получить роль любимого, начинает вести себя подчеркнуто грубо и нахально. Часто встречается вариант, в котором человек, оказавшийся в несоответствующей для его «Я» роли, обращает свой гнев против себя, при этом считая себя неудачником.

Конфликт между ролью и «Я» может оставаться не разрешенным, но устраняться из сферы сознания человека, подавляться. В результате в поступках, чувствах, в сознании человека явно не проявляется существование конфликта между «Я» и ролью, но внутренне напряжение нарастает. Человек становится раздражительным, срывая зло на своих близких, он снова лишает себя и их состояния счастья.

Возможно, и окружающая среда оказывает влияние на ощущение счастья. Ну, никак не может создаться «оптимальное для конкретного индивида сочетание различных благ», например, в данной конкретной стране или местности. Но это уже проблемы мироощущения и умения быстро акклиматизироваться. [5]

Наиболее ранний анкетный опрос, выделяющий источники счастья, был проведён американским психологом Дж.Б. Уотсоном в начале века. В начале 40-х годов, известный психолог Э.Л. Торндайк составил перечень факторов удовлетворённости жизнью. [18]

Только в 1973 году впервые в предметном указателе основных справочных изданий по психологическим публикациям появилась категория счастья, а в 1974 году - категория субъективного благополучия. Траектория развития психологических подходов к счастью сходна с траекторией развития философских воззрений на счастье в предыдущие тысячелетия. В них также можно выделить объективистские подходы в терминах личностных переменных, отражающих уровень психологического и социального благополучия, связывающие счастье со степенью реализации человеческого потенциала (К. Рифф, К. Кейес), субъективистские подходы, отождествляющие счастье с субъективным ощущением (Э. Динер, Д. Майерс, М. Селигман), а также немногочисленные работы, связывающие субъективное переживание счастья с его бытийно-смысловыми основаниями (Р. Эммонс, Л. Кинг). [6]

М. Аргайл английский специалист в области социальной психологии, межличностного общения в 80-е гг. XX века издает комплексную работу, содержащую в себе обширный материал западноевропейских и американских исследований счастья. [1] В основном обзор Аргайла включает перечисление факторов счастья. Причём факторы выступают также и как источники, и как условия, и как области удовлетворённости жизнью, а иногда и как характеристики самого субъекта - совокупность личностных черт жизни индивида, которые поддаются определению, замеру и обнаруживают статистически значимую связь с удовлетворённостью жизнью.

Аргайл понимает счастье как состояние переживания удовлетворённости жизнью в целом, общую рефлективную оценку человеком своего прошлого и настоящего, а также частоту и интенсивность положительных эмоций. Этот взгляд имеет исторический корни в философской традиции античного эвдемонизма.

Аргайл показывает зависимость счастья от социальных связей, основной значимостью которых является психологическая поддержка, которую оказывают близкие люди на индивида. Значимыми социальными связями являются: супружеские отношения, внутрисемейные и близкие дружеские связи. Следующим фактором, влияющим на общую удовлетворенность, является наличие работы, причем не столько сам факт работы, или материального поощрения труда, сколько психологические аспекты работы, такие как: разнообразие и самостоятельность труда, его осмысленность, общественная ценность, эмоциональный фон, характер взаимоотношений с коллегами и руководством. Наряду с работой, выделяется следующий фактор: досуг, свободное время, сюда включаются: занятия рукоделием; просмотр СМи; занятия физкультурой и спортом; посещение исторических памятников, музеев, выставок, зоопарков; поездки за город, посещение кафе, ресторанов, танцев и пр. Этот фактор оказывает большую значимость (и удовлетворение), чем работа, что объясняется наличием простора для деятельности, связанной с внутренней мотивацией, получением удовлетворения от общения, укреплением чувства идентичности, наличием возможности разрядки и отдыха. Касательно материального обеспечения, Аргайл делает вывод о том, что субъективное ощущение счастья и удовлетворенности несколько выше у тех, кто богаче и принадлежит к более высокому социальному классу. С течением времени и повышением уровня образования эти тенденции ослабевают. Следующим фактором, рассматриваемым Аргайлом, является здоровье, которое тесно связано с ощущением счастья и удовлетворенности.

Аргайл выделяет особую группу факторов входящих под общим названием - личность, которые также положительно влияют на ощущение счастья, сюда относятся: самоуважение и самооценка, экстраверсия, осмысленность жизни.

Одним из наиболее значимых факторов, выделяемых Аргайлом, являются положительные эмоции, испытываемые индивидом, их частота и интенсивность.

Таким образом, значимыми для удовлетворенности жизнью в целом, для состояния счастья по Аргайлу являются такие факторы как: наличие близких социальных связей, удовлетворенность работой, здоровье, наличие свободного времени для досугового времяпрепровождения, личностные качества (самооценка, экстраверсия, осмысленность жизни), положительные эмоции (хорошее настроение). Менее значимым является материальное обеспечение. и не влияющими являются возраст и пол. Также, мало влияющим на удовлетворенность жизнью, по данным Эндрюс и Уайтни является религиозная удовлетворённость.

В своей работе М. Аргайл обобщил разрозненные исследования счастья того времени, собрав их воедино под одном названием «Психология счастья», актуальность которых сохраняется и сегодня. [1]

В 1976 году Эндрюс и Уайтни зафиксировали три компонента, из которых складывается субъективное благополучие: удовлетворенность жизнью, позитивные эмоции и негативные эмоции. Субъективное благополучие тем выше, чем больше у человека положительных эмоций, чем меньше отрицательных эмоций и чем больше удовлетворенность собственной жизнью, которая не является чисто эмоциональной оценкой, а включает момент когнитивного суждения. В настоящее время эта структура общепризнанна, иногда она видоизменяется или расширяется. [6]

В последние десятилетия изучение понятия «Счастья» ведётся в рамках позитивной психологии, создателем которой является М. Селигман. Позитивная психология покоится на трех столпах: первый - изучение позитивных чувств, второй - выявление положительных черт характера и таких полезных особенностей, как интеллект и физическое развитие, третий - исследование позитивных явлений и учреждений в обществе (таких, как демократия и семья), которые способствуют развитию лучших человеческих свойств. Надежда, любовь и доверие особенно необходимы в тяжелые времена. В такие моменты поддержка позитивных институтов - демократии, семьи, свободной прессы - просто неоценима. В годину испытаний человек демонстрирует свои наивысшие добродетели: отвагу, цельность натуры, справедливость, преданность и т.п.

Илона Бонивелл выделяет несколько причин, в силу которых благополучие (well-being) как область психологических исследований процветает в западном обществе, развивающиеся страны на данный момент ещё не достигли того уровня благосостояния, при котором выживание не является главной проблемой: первая состоит в том, что качество жизни становится важнее, чем показатели экономического процветания; вторая - личное счастье становится более важным в связи с тенденцией к индивидуализму; и третья, наиболее связанная с самой отраслью исследований - разработан ряд достоверных методов измерения благополучия, благодаря которым эта область смогла превратиться в серьёзную и признанную научную дисциплину. Так, например, более счастливые люди живут в среднем на 9,4 года дольше, чем менее счастливые. [10]

В связи с большим количеством публикаций и исследований, где каждый привносит своё определение счастья, в рамках позитивной психологии было введено понятие «субъективное благополучие» (subjective well-being), которое используется в качестве синонима, заменителя понятия «счастье». Оно соотносится с тем, как люди оценивают свою собственную жизнь в терминах когнитивных и аффективных объяснений, и может быть выражено некоторой формулой:

Субъективное благополучие = удовлетворённость жизнью + аффект

где удовлетворённость жизнью - отражает оценку человеком его собственной жизни. Человек удовлетворен, когда почти нет разрыва между существующим положением и тем, что представляется ему идеальной ситуацией либо такой, которую он заслужил. Неудовлетворенность в свою очередь, является результатом существенного разрыва между данностью и идеалом. Неудовлетворенность также может проистекать из сравнения себя с другими людьми. Аффект - представляет собой эмоциональную сторону, причем как положительные, так и отрицательные эмоции и состояния, связанные с повседневным опытом.

М. Селигман ввел свою формулу счастья (С):

Счастье = индивидуальный диапазон + внешние обстоятельства + волевой контроль

где, и - индивидуальный диапазон, генетически предопределённый уровень счастья, который остаётся относительно стабильным на протяжении жизни и, к которому мы возвращаемся вскоре после большинства значительных событий в нашей жизни. Определяет счастье приблизительно на 50%. О - это внешние жизненные обстоятельства (семья, дети, религия, повседневная деятельность), определяет счастье приблизительно на 10%. В-факторы, поддающиеся волевому контролю, т.е. сознательные, намеренные и требующие усилий действия, которые человек может выбрать для себя (определяют счастье на 40%).

М. Селигман в модели подлинного счастья вводит понятия приятная жизнь, хорошая жизнь и осмысленная жизнь, тем самым, пытаясь разобраться, что такое благополучие на самом деле. Приятная жизнь стремиться к позитивным эмоциям, и можно увидеть параллели между ней и гедонистическим благополучием. В хорошей жизни человек использует свои сильные стороны ради вознаграждения в виде занятий, которые ему нравятся и которые сродни «потоку». Термин поток введён М. Чиксентмихайи обозначает некое яркое, захватывающее переживание, которое сопровождает какую-либо деятельность, на которой человек сконцентрирован. Наконец, осмысленная жизнь состоит в том, чтобы использовать свои сильные стороны, служа чему-то, что больше и выше самого человека. Селигман считает, что эвдемоническими могут считаться как устремлённость к деятельности (потоку), так и устремлённость к смыслу. исследования Селигмана и его коллег показывают, что, когда люди предаются гедоническим занятиям (развлечениям, отдыху или веселью), они испытывают много приятных ощущений, более энергичны и у них ниже негативный аффект. Также в этот момент, они счастливее тех, кто устремлён к эвдемоническим ценностям. Однако в долгосрочной перспективе те, кто ведёт более «эвдемонический» образ жизни больше удовлетворены своей жизнью. [7]

Эд Динер констатировал, что счастье можно рассматривать как черту и как состояние: существует определенная личностная предрасположенность испытывать некоторый уровень эмоций, и она может измеряться независимо от оценки текущего состояния. из многих переменных, которые сопоставлялись в эмпирических исследованиях, удовлетворенность жизнью оказалась наиболее устойчивой и стабильной, из чего Динер сделал вывод о том, что у нее существует определенная личностная основа, что впоследствии получило очень серьезные эмпирические подтверждения. «Рабочая модель, которой пользуются сейчас исследователи в этой области, состоит в том, что личность задает предрасположенность индивидов к определенным аффективным реакциям, однако текущие события также влияют на актуальный уровень субъективного благополучия». [4]

Последние исследования в области выделения факторов, коррелирующих со счастьем, показали, что (Динер, Селигман) счастливые люди только по одному параметру явно отличаются от несчастливых: более счастливые люди имеют больше близких межличностных контактов - это может быть романтическая влюбленность, стабильные отношения, брачный союз, хорошие отношения с друзьями, счастливые люди меньше времени проводят в одиночестве.

В настоящее время в позитивной психологии можно выделить ряд факторов, корреляция (или её отсутствие) которых со счастьем, доказана.

Счастье есть дело судьбы, ума и характера По роману Гончарова Обломов

Жизнь человека, безусловно, зависит от него самого. Есть те, кто привык полагаться на случай, судьбу или другие «высшие силы». Но, в основном, в наш век прагматизма и реализма, люди, прежде всего, рассчитывают на собственные силы, предпочитая лишь ответственность за ошибки перекладывать на плечи Госпожи Неудачи. Но жизненный путь не всегда удачен и нередко счастье ускользает от человека. А вот, чтобы оно стало постоянным спутником только силы духа мало, нужно еще, чтобы и Фортуна от тебя не отворачивалась, да и ум приложить стоит. Но не менее важно, проявить характер, стойко перенести многие невзгоды, не сломаться.

«Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей: это было признаком характера в его глазах, и людям с этой настойчивостью он никогда не отказывал в уважении, как бы ни были не важны их цели», — так характеризует И.А. Гончаров Штольца в романе «Обломов». Безусловно, Андрей Иванович является прекрасным образцом человека, в котором так удачно сочетаются все три составляющие счастья: острый ум, стойкий характер и довольно удачная судьба.

«Сам он шел к своей цели, отважно шагая через все преграды, и разве только тогда отказывался от задачи, когда на пути его возникала стена или отверзалась непроходимая пропасть». Человек с таким характером, наверняка должен добиться своего счастья; так и происходит. Штольц женится на Ольге, занимается делами, увеличивая свое состояние, и жизнь его устроена, уютна и прекрасна.

Но ведь счастье это не всегда жена, состояние, устроенный дом и постоянное движение. Счастьем может быть самый простой, ленивый, но такой желанный покой.

«Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю».

Обломовка… вот рай земной для Ильи Ильича Обломова. Жизнь он проводил преимущественно в постели, подремывая и мечтая о возвращении с женой в ту самую Обломовку, где он мог бы спокойно прожить свой век.

«Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как жив, слава Богу!» — говорит Обломов, сравнивая себя с «другими». Он барин, он не «другой». Конечно, Обломова можно обвинить в лености и неумении устраивать свою жизнь. Но разве существенны эти проблемы с точки зрения самого Ильи Ильича? Разве не счастлив он? По его представлениям, в доме на Выборгской стороне он достиг идеала жизни земной: жена-хозяйка, сын, уютный дом и достаток. Лишь иногда, очень-очень редко, вспоминал он с грустью Ольгу и Штольца, но для того только, чтобы вновь увериться в том, что не создан он для подобной жизни. Его затянула Обломовщина, и он нашел там счастье. Пусть оно не соответствует представлениям о жизни Штольца или других людей, но сам Илья Ильич находит свое существование вполне мирным и соответствующим своим представлениям о счастье, ведь оно дело его ума, безвольного характера и благосклонной судьбы.

«Ольга просто умна: вот хоть сегодняшний вопрос, как легко и ясно разрешила она, да и всякий! Она тотчас видит прямой смысл события и подходит к нему по прямой дороге», — так Гончаров описывает Ольгу Ильинскую. Эта девушка действительно человек необыкновенный. Она чиста и прекрасна, словно ангел, милосердна и жертвенна. Но главным ее достоинством все же остается тот ум, которым наградила ее природа. Не знания приобретенные и даже не жизненный опыт, но разум, с которым она распорядилась своей жизнью. Она смогла забыть Обломова, рассудив и себя, и свои чувства, смогла полюбить Штольца, сделать правильный выбор. Ольга заслужила свое счастье. Обломов и Штольц — выбор, предоставленный ей жизнью. Стойкий характер помог пережить драму с Ильей Ильичом, ум подтолкнул ее к Штольцу и мирной жизни.

«Штольц тоже любовался ею бескорыстно, как чудесным созданием, с благоухающею свежестью ума и чувств», — душа ее подвергалась многим испытаниям, сама Ольга повзрослела, но все же осталась тем прекрасным светлым ангелом, который смог вывести Обломова из тьмы его жизни.

«У ней (Ольги), в умненькой, хорошенькой головке, развился уже подробный план, как она отучит Обломова спасть после обеда, да не только спать, она не позволит ему даже прилечь на диване днем: возьмет с него слово», — Ольга могла выбрать этот путь, не отступаться от Обломова. Возможно даже, что ей бы удалось вырвать его из замкнутого круга Обломовщины. Но на спасение Ильи Ильича не хватило даже Ольгиного терпения. Другая судьба, другие стремления и идеалы. Любовь к такому доброму и чрезвычайно недеятельному существу, как Обломов, не изменило их.

Чем объяснить разные судьбы людей? Различными характерами и стремлениями. У каждого свое счастье, к которому он будет стремиться, прикладывая все возможные силы не только воли и духа, но и всей своей сущности.

Ум человека всегда подсказывает выход из различных жизненных ситуаций; характер помогает перенести несчастья и потери, выстоять и не сломаться; а судьба все же управляет нами… вряд ли с этим можно поспорить. Счастье можно построить, заработать и выстрадать. Счастье можно найти в чем угодно. Важно лишь правильно распорядиться тем, чем наградила тебя природа и жизнь.

Доклад: Психологическая основа счастья

Каждый человек, наверняка, задумывается о значении слова счастье, иногда, с течением времени, внутренне переоценивая для себя это понятие. Не единожды задавая себе вопрос, что же такое счастье, я присвоила это определение некоему состоянию души, мало зависящему от конкретности внешних факторов. Таким обозначением я заметно облегчила себе жизнь, лишив ее борьбы за достижение этих факторов и сняв с себя ответственность за их наличие или отсутствие.

Но в одной беседе с молодым и достаточно обаятельным мужчиной я услышала от него фразу, показавшуюся мне странной: "Я никогда не был счастлив", - сказал он. Тогда его высказывание меня сильно удивило - совсем не был похож на несчастливого этот улыбающийся юноша. Его счастье оказалось чем-то значительно большим, чем просто эмоциональное состояние. Да, конечно, эмоции - одна из составляющих, неотъемлемый показатель, но то, что казалось мне счастьем, он называл не больше, чем радостью. Мы даже поспорили, оставшись, как это часто бывает - каждый при своем мнении.

Однако этот разговор привел меня к полке со справочниками. "Счастье - понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворенности своим бытием, полноте и осмысленности жизни", - гласит большой энциклопедический словарь. Философский словарь дает следующее определение: "Счастье - аксиологическое1 понятие, обозначающее оптимальное для конкретного индивида сочетание различных благ, выражающееся в чувстве внутреннего удовлетворения тем, как складывается его жизнь в целом. Философская традиция и обыденное сознание, как правило, отождествляют Счастье с высшим благом, рассматривают его в качестве общего знаменателя всех ценностных устремлений человека". Откуда же берется это чувство внутреннего удовлетворения и, тем более, осмысленность?

Давайте сначала для удобства выведем некую общую формулу психологической основы счастья, к примеру, будем считать, что это уровень притязаний личности деленный на адекватность самооценки. Допустим нам известно, что уровень притязания определяется духовным, умственным и физическим развитием человека, его предыдущим опытом. Таким образом, чем выше интеллектуальный уровень, тем, соответственно, выше уровень притязаний и, как следствие, сложнее путь к оптимальной величине дроби, т.е. к достижению состояния счастья.

Можно предположить, что возможность испытывать состояние счастья во многом зависит от ролевого положения человека, того, насколько оно соответствует социальным и индивидуальным характеристикам личности.

Каждый человек постоянно играет (в смысле - выполняет) ту или иную роль. Роль ребенка своих родителей, роль родителя своих детей, роль пассажира городского транспорта, сотрудника фирмы, директора производства и т.д. Роль - это относительно устойчивый шаблон поведения (включая действия, мысли, эмоции), выработанный в данном обществе для выполнения той или иной социальной функции, для реализации определенного социального статуса. Каждая роль накладывает отпечаток на личность, на самосознание человека, так как он мобилизует ресурсы своего организма и психики для исполнения этой роли.

Иногда, впрочем, даже чаще - чем иногда, - возникает внутриличностный конфликт, когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальному "Я" или его психическим возможностям. Если "роль" выше возможностей "Я", то человек ощущает постоянное переутомление, этот конфликт рождает постоянную неуверенность в себе, недовольство собой, близкими, окружающим миром. К примеру, молодой человек не готов стать отцом, он чувствует, что ему навязывают роль, которой он не в состоянии соответствовать. Он не может избавиться от дискомфорта, все больше уходит в себя, чувствует себя несчастным, и все из-за того, что роль отца в данный момент выше его моральных /физических/материальных возможностей. Пройдет время и молодой человек почувствует в этой роли себя комфортно, когда между его возможностями и внутренним "Я" будет знак равно.

В том случае, если "роль" ниже возможностей "Я", когда ситуация кажется недостойной и унизительной для человека, то разрешение внутриличностного конфликта принимает различные формы. Человек может объективно изменить ситуацию, например, будучи недовольным своей работой, он идет учиться и меняет специальность, тем самым, доказывая свою способность к более сложной деятельности. Не имея возможности (или не желая) изменить ситуацию, человек склонен менять ее "только для себя". Сын перестает появляться у родителей, неспособных заметить в нем взрослого, самостоятельного мужчину. Он избегает внешних проявлений все еще существующего конфликта, отказываясь от исполнения противоречащей его "Я" роли.

Чтобы выйти из такого рода противоречия, многие прибегают к методу "рационализации". В этом случае человек, вынужденный выполнять не соответствующую его "Я" роль, уверяет себя и других, что это он делает исключительно "по собственному желанию" или "во имя кого-то/чего-то", еще хуже - если "чему-то/кому-то назло". За такого рода рационализацией (поиску аргументации для своих действий) обычно скрывается заниженная самооценка, боязнь быть отвергнутым, страх чего-то нового, боязнь перемен и т.п.

"Неадекватное поведение" проявляется в замене влечения к недоступной человеку роли стремлением исполнить роль противоположную. Так, ребенок, нуждающийся в нежности и ласке, но не надеющийся получить роль любимого, начинает вести себя подчеркнуто грубо и нахально. Часто встречается вариант, в котором человек, оказавшийся в несоответствующей для его "Я" роли, обращает свой гнев против себя, при этом считая себя неудачником.

Конфликт между ролью и "Я" может оставаться не разрешенным, но устраняться из сферы сознания человека, подавляться. В результате в поступках, чувствах, в сознании человека явно не проявляется существование конфликта между "Я" и ролью, но внутренне напряжение нарастает. Человек становится раздражительным, срывая зло на своих близких, он снова лишает себя и их состояния счастья.

Возможно, и окружающая среда оказывает влияние на ощущение счастья. Ну, никак не может создаться "оптимальное для конкретного индивида сочетание различных благ", например, в данной конкретной стране или местности. Но это уже проблемы мироощущения и умения быстро акклиматизироваться.

Интересно, а что думают о проблеме счастья великие наши ученые мужи? Абрахам Маслоу, американский психолог, видел счастье человека в его самоактуализации, путь к которой лежит через удовлетворение всех потребностей: от простейших в еде, питье и безопасности до потребности в признании. Самоактуализирующийся человек спокоен, уверен в себе, талантлив, снисходителен, не склонен к депрессиям и истерикам, при этом имеет здоровую самооценку и гармоничный внешний вид.

Философские течения гедонизм2 и утилитаризм3 отожествляли счастье, в основном, с чувственными удовольствиями. Что легко объясняет состояние счастья у влюбленных. Здесь конечно и удовлетворение потребности в признании и не до конца распознанная химико-биологическая реакция.

Ницше считал, что оно, скорее всего, вообще не достижимо как минимум для большей части современных ему европейцев. Христианство убило истинного Бога, Бога-дарителя, создав для себя идеал Бога-страдальца. Человек должен стремиться приблизиться к Богу, очищаясь от грехов через лишения и муки. Он просто не имеет права быть счастлив, он обязан страдать во имя чистоты своей души.

Но мне ближе, все-таки, мнение о том, что состояние счастья зависит от степени нашего эмоционального настроя, ведь если человек запрограммирует себя на страдание, то никакие радости жизни его не осчастливят.

1 Аксиология - философское учение о ценностях. Аксиология возникла в конце XIX - начале XX века как идеалистическая субъективная доктрина.

2 Гедонизм - (гр. наслаждение) этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований.

3 Бентам, основоположник утилитаризма, считал основой морали полезность, которую отождествлял с наслаждением. В содействии "наибольшему счастью" (удовольствию) для "наибольшего числа людей" и состоит, согласно Бентаму, смысл этических норм и принципов.

Психология счастья

В рамках написания своей магистерской диссертации я изучала теорию "Позитивной психологии". И в дальнейшем, обсуждая теорию "счастья" с людьми из различных сфер деятельности, сделала выводы, что вызывает она значительный интерес. Статья, которую я публикую ниже, была написана по материалам лекций моего научного руководителя доктора психологических наук, профессора Клюевой Н.В.

Психология счастья

Психология счастья.

Любой человек мечтает о счастье, имея свое представление о том, каким оно может быть. Изучением таких вопросов «как сделать свою жизнь счастливой?», «кто может считать себя счастливым человеком?» занимается относительно новое направление в психологии - «позитивная психология».

В рамках этого направления психологам удалось отследить очень много интересных и существенных закономерностей, касающихся нашего ощущения счастья. Было выделено три группы факторов, тем или иным образом влияющих на то, насколько мы чувствуем себя счастливыми и благополучными в этой жизни.
Первая группа факторов характеризует общий психологический склад человека, его устойчивые личностные особенности, в том числе части врожденные. Например, экстраверты и оптимисты чувствуют себя более счастливыми и благополучными, чем интроверты и пессимисты. Разброс в оценках своего состояния, который наблюдался в ответах людей, почти на 50% объясняется именно этим фактором.
Вторая группа факторов связана с внешними условиями и обстоятельствами жизни. Значимость этих факторов кажется очевидной. Тем не менее, исследования показывают, что эта группа факторов объясняет всего лишь 10-15% разброса. Достижение внешнего благополучия не слишком сильно меняет общую картину ощущения человеком меры своего счастья.
Третья группа факторов связана с тем, что мы сами в состоянии осуществить и изменить, т.е. тем, что зависит исключительно от нас. Она объясняет около 40% вышеупомянутого разброса. Здесь речь здесь идет о сознательно выбираемых стратегиях наших действий. Например, мы сами можем выбрать людей, с которыми будем общаться; мы сами можем выбрать себе хобби; мы сами можем читать те или иные книги и т.д. Оказывается, мы в очень больших пределах можем повлиять на то, что мы называем счастьем.
Исходя из всего этого, позитивной психологией разрабатывается много различных методов того, как стать счастливым. Одним из методов является, например, развитие чувства благодарности. Если каждый вечер человек будет вспоминать и записывать три вещи, случившиеся за день, за которые он может благодарить жизнь, то уже через некоторое время он почувствует себя гораздо более благополучным и счастливым.
Существует общепринятое мнение, что чем больше денег, тем счастливее человек. Оно имеет свое основание, но до определенного предела. Годовой доход примерно 15 тыс. долларов в год на человека это порог, после которого человек перестает воспринимать материальную составляющую значимым источником своего «позитивного состояния». При увеличении дохода кривая счастья растет, но совсем незначительно.

Следующая общая характеристика, без которой счастье невозможно - близкие отношения – интимные, дружеские, семейные.

«Брак, постоянное партнерство и романтическая любовь (для краткости назову все это одним словом «супружество») с точки зрения позитивной психологии представляют собой прекрасные терапевтические средства. Согласно исследованию Динера и Селигмана, все те, кто вошел в 10% самых счастливых представителей человеческого рода, на момент опроса обязательно поддерживали романтические отношения». О людях, состоящих в супружестве, доподлинно известно одно: они счастливее всех прочих. 40% из них считают себя очень счастливыми, тогда как среди холостяков и незамужних всего 23% счастливчиков. Это соотношение верно для любой из 17 национальностей, участвовавших в опросе. Супружество — гораздо более мощный источник счастья, чем работа, деньги или окружение.

«Но тут есть одна интересная вещь. В другом исследовании сравнивали четыре группы: полноценный брак, одиноких, разведенных и тех, кто в «плохом» браке. И те, кто находится в полноценном браке, заметно опережают всех остальных по уровню счастья. А на последнем месте не холостяки, не разведенные или вдовцы, а живущие вместе супруги, те, кто находится в «плохом» браке. Неважно, по каким причинам.

Очень большую роль в ощущении собственного счастья играет совершение хороших поступков по отношению к другим людям. Однажды лидер позитивной психологии Мартин Селигман проводил со своими студентами такой опыт. Он дал им домашнее задание на неделю: в один день недели каждому сделать что-то, что доставило бы ему максимальное удовольствие (сходить на концерт любимой группы, сводить девушку в ресторан, купить что-то для себя). А в другой день - сделать что-то важное и нужное для любого другого человека. Потом предлагалось проанализировать и описать свои чувства и переживания. Оказалось, что чувства, которые испытали студенты, когда доставляли себе удовольствие самым прямым и непосредственным образом (то есть делая что-то для себя), абсолютно увяли по сравнению с тем, что они испытали, сделав что-то хорошее для другого. Они получили такой заряд позитивных ощущений, в который сами с трудом смогли поверить. Это означает, что человек обретает счастье тогда, когда перестает напрямую к нему стремиться. Счастье всегда выступает как побочный эффект чего-то другого, оно не может превращаться в самоцель. Непосредственное стремление к счастью парадоксальным образом вызывает противоположный эффект: человек перестает испытывать эти приятные ощущения. Вспомним древние легенды. Человек, просивший у богов не богатство, а мудрость, получал мудрость и богатство со славой в придачу. То же самое происходит и со счастьем. Просить надо обретения смысла жизни. Тогда получишь и счастье.
Свобода выбора – еще один фактор, влияющий на «субъективное благополучие» народонаселения. Человек становиться более счастливым, имея экономическую, политическую и социальную свободы выбора, которые предоставляют человеку ответственность за свои действия.

Люди не могут быть счастливыми, когда они делают что-то, что на самом деле делать не хотят, не считают правильным.

Так что же можно сделать для того, чтобы стать счастливым?


Во-первых, решить для себя, что счастье – это, прежде всего, творение рук самого человека.
Во-вторых, понять для себя, что именно мешает творить это счастье, по-прежнему направляя вектор внимания не на тяжелые обстоятельства, а на внутренние преграды.
В-третьих, определить, насколько мне под силу самостоятельно увидеть эти преграды и что-то с ними сделать. Соответственно, либо выбрать психолога, либо действовать самому.
В-четвертых, всякий раз, когда захочется вновь успокоиться на мысли, что всему виной обстоятельства, вспоминать слова Авраама Линкольна: «Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми».

Читайте также: