Проектирование фундаментов дымовых труб

Обновлено: 17.05.2024

Расчет дымовой трубы

Каждая дымовая труба для котельной или промышленного предприятия разрабатывается в индивидуальном порядке с учетом специфики производства, состава отводимых газов и климатических особенностей района строительства.

Онлайн-опросник

Рекомендуем ознакомиться

Примеры расчетов дымовой трубы

1. Пример расчета колонной дымовой трубы высотой 30 метров можно скачать по ссылке
2. Пример расчета самонесущей дымовой трубы высотой 10 метров можно скачать по ссылке
3. Прочностной расчет несущей металлоконструкции башни и фундаментов для ферменной дымовой трубы высотой 25 метров можно скачать по ссылке


Общие данные

Расчет, как правило, выполняется с помощью проектно-вычислительного комплекса, таких как SCAD, ЛИРА-САПР, Robot Structural Analysis, IDEA StatiCa, STAAD, APM Structure3D. Комплекс реализует конечно-элементное моделирование статических и динамических расчетных схем, проверку устойчивости, выбор невыгодных сочетаний усилий, подбор арматуры железобетонных конструкций, проверку несущей способности стальных конструкций. В представленной ниже статье описаны лишь фактически использованные при расчетах дымовых труб возможности комплексов.

Производство дымовых и вентиляционных труб

Серия Д1
Артикул: 155 Дымовые трубы серии Д1 предназначены для отвода продуктов сгорания от котлов, работающ.
  • Высота, м 7-15
  • Диаметр, мм 150-600
  • Кол-во стволов, шт 1-3
  • Материал газохода Нерж. сталь
Серия Д2
Артикул: 156 Дымовые трубы серии Д2 предназначены для отвода продуктов сгорания от котлов, работающи.
  • Высота, м 7-60
  • Диаметр, мм 400-6000
  • Кол-во стволов, шт 1
  • Материал газохода Нерж./Ст3
Серия Д3
Артикул: 157 Дымовые трубы серии Д3 предназначены для отвода продуктов сгорания от котлов, работающи.
  • Высота, м 15-35
  • Диаметр, мм 200-1300
  • Кол-во стволов, шт 1-3
  • Материал газохода Нерж./Ст3
Серия Д4
Артикул: 158 Дымовые трубы серии Д4 предназначены для отвода продуктов сгорания от котлов, работающи.
  • Высота, м 15-40
  • Диаметр, мм 200-1300
  • Кол-во стволов, шт 1-4
  • Материал газохода Нерж./Ст3
Серия Д5
Артикул: 159 Дымовые трубы серии Д5 предназначены для отвода продуктов сгорания от котлов, работающи.
  • Высота, м 20-60
  • Диаметр, мм 400-3000
  • Кол-во стволов, шт 1
  • Материал газохода Нерж./Ст3
Серия Д6
Артикул: 160 Дымовые трубы серии Д6 предназначены для отвода продуктов сгорания от котлов, работающи.
  • Высота, м 40-150
  • Диаметр, мм 500-6000
  • Кол-во стволов, шт 4
  • Материал газохода Нерж./Ст3

Краткая характеристика методики расчета

В основу расчета положен метод конечных элементов с использованием в качестве основных неизвестных перемещений и поворотов узлов расчетной схемы. В связи с этим идеализация конструкции выполнена в форме, приспособленной к использованию этого метода, а именно: система представлена в виде набора тел стандартного типа (стержней, пластин, оболочек и т.д.), называемых конечными элементами и присоединенных к узлам.

Тип конечного элемента определяется его геометрической формой, правилами, определяющими зависимость между перемещениями узлов конечного элемента и узлов системы, физическим законом, определяющим зависимость между внутренними усилиями и внутренними перемещениями, и набором параметров (жесткостей), входящих в описание этого закона и др.

Узел в расчетной схеме метода перемещений представляется в виде абсолютно жесткого тела исчезающе малых размеров. Положение узла в пространстве при деформациях системы определяется координатами центра и углами поворота трех осей, жестко связанных с узлом. Узел представлен как объект, обладающий шестью степенями свободы - тремя линейными смещениями и тремя углами поворота.

Все узлы и элементы расчетной схемы нумеруются. Номера, присвоенные им, следует трактовать только, как имена, которые позволяют делать необходимые ссылки.

Основная система метода перемещений выбирается путем наложения в каждом узле всех связей, запрещающих любые узловые перемещения. Условия равенства нулю усилий в этих связях представляют собой разрешающие уравнения равновесия, а смещения указанных связей - основные неизвестные методы перемещений.

В общем случае в пространственных конструкциях в узле могут присутствовать все шесть перемещений:

1 - линейное перемещение вдоль оси X;

2 - линейное перемещение вдоль оси Y;

3 - линейное перемещение вдоль оси Z;

4 - угол поворота с вектором вдоль оси X (поворот вокруг оси X);

5 - угол поворота с вектором вдоль оси Y (поворот вокруг оси Y);

6 - угол поворота с вектором вдоль оси Z (поворот вокруг оси Z).

Нумерация перемещений в узле (степеней свободы), представленная выше, используется далее всюду без специальных оговорок, а также используются соответственно обозначения X, Y, Z, UX, UY и UZ для обозначения величин соответствующих линейных перемещений и углов поворота.

В соответствии с идеологией метода конечных элементов, истинная форма поля перемещений внутри элемента (за исключением элементов стержневого типа) приближенно представлена различными упрощенными зависимостями. При этом погрешность в определении напряжений и деформаций имеет порядок (h/L) k , где h - максимальный шаг сетки; L - характерный размер области. Скорость уменьшения ошибки приближенного результата (скорость сходимости) определяется показателем степени k, который имеет разное значение для перемещений и различных компонент внутренних усилий (напряжений).

Системы координат

Для задания данных о расчетной схеме могут быть использованы различные системы координат, которые в дальнейшем преобразуются в декартовы. В дальнейшем для описания расчетной схемы используются следующие декартовы системы координат:

Глобальная правосторонняя система координат XYZ, связанная с расчетной схемой

Локальные правосторонние системы координат, связанные с каждым конечным элементом.

Тип схемы

Расчетная схема определена как система с признаком 5. Это означает, что рассматривается система общего вида, деформации которой и ее основные неизвестные представлены линейными перемещениями узловых точек вдоль осей X, Y, Z и поворотами вокруг этих осей.

Количественные характеристики расчетной схемы

Расчетная схема характеризуется следующими параметрами:

- количество конечных элементов.

- общее количество неизвестных перемещений и поворотов.

- количество комбинаций загружений.

Выбранный режим статического расчета дымовой трубы

Статический расчет системы выполняется в линейной постановке.

Набор исходных данных

Детальное описание расчетной схемы дымовой трубы должны быть представлены в табличной форме - сведения о расчетной схеме, содержащие координаты всех узлов, характеристики всех конечных элементов, условия примыкания конечных элементов к узлам и др.

Граничные условия

Условия примыкания элементов к узлам

Точки примыкания конечного элемента к узлам (концевые сечения элементов) имеют одинаковые перемещения с указанными узлами.

Исключение составляют стержневые элементы для которых предусмотрено наличие шарниров и/или ползунов, разрешающих угловые и/или линейные перемещения узлов и концевых сечений элементов относительно узлов расчетной схемы.

Характеристики использованных типов конечных элементов

В расчетную схему дымовой трубы включены конечные элементы следующих типов:

Стержневые конечные элементы, для которых предусмотрена работа по обычным правилам сопротивления материалов. Описание их напряженного состояния связано с местной системой координат, у которой ось X1 ориентирована вдоль стержня, а оси Y1 и Z1 - вдоль главных осей инерции поперечного сечения.

Некоторые стержни присоединены к узлам через абсолютно жесткие вставки, с помощью которых учитываются эксцентриситеты узловых примыканий. Тогда ось X1 ориентирована вдоль упругой части стержня, а оси Y1 и Z1 - вдоль главных осей инерции поперечного сечения упругой части стержня.

К стержневым конечным элементам рассматриваемой расчетной схемы относятся следующие типы элементов:

Элемент, который работает по пространственной схеме и воспринимает продольную силу N, изгибающие моменты Мy и Mz, поперечные силы Qz и Qy, а также крутящий момент Mk.

Конечные элементы оболочек, геометрическая форма которых на малом участке элемента является плоской (она образуют многогранник, вписанный в действительную криволинейную форму срединной поверхности оболочки). Для этих элементов, в соответствии с идеологией метода конечных элементов, истинная форма перемещений внутри элемента приближенно представлена упрощенными зависимостями. Описание их напряженного состояния связано с местной системой координат, у которой оси X1 и Y1 расположены в плоскости элемента и ось Х1 направлена от первого узла ко второму, а ось Z1 ортогональна поверхности элемента.

Треугольный элемент, не является совместным и моделирует поле нормальных перемещений внутри элемента полиномом 4 степени, а поле тангенциальных перемещений полиномом первой степени. Располагается в пространстве произвольным образом.

Четырехугольный элемент, который имеет четыре узловые точки, не является совместным и моделирует поле нормальных перемещений внутри элемента полиномом 3 степени, а поле тангенциальных перемещений неполным полиномом 2 степени. Располагается в пространстве произвольным образом.

Описание загружений и их характеристики

Конструкция должна быть рассчитана на статические и динамические загружения.

Динамический расчет системы выполняется с использованием разложения по формам собственных колебаний. При этом в расчете использование не более, чем приведенное ниже число форм:

пульсация ветрового потока по СНиП 2.01.07-85* - 6 форм

В динамическом нагружении «Пульсация ветрового потока по СНиП 2.01.07-85*» выполняется расчет по методике, в которой давление ветра на сооружение рассматривается как сумма статической и пульсационной составляющих ветровой нагрузки. Последняя есть случайная функция времени, обусловленная случайной скоростью пульсаций. Усилия в элементах системы и перемещения ее точек (обобщенно - реакция сооружения Х) находятся раздельно от статической составляющей ветровой нагрузки и от инерционных сил, соответствующих каждой форме собственных колебаний. Суммарное значение реакции определяется по формуле

из которой видно, что колебания совершаются вокруг смещенного состояния равновесия, соответствующего статической (средней) компоненте нагружения. В результатах расчета представляются отдельные составляющие динамической реакции Xi d и суммарное значение статической и всех динамических компонент. При этом знак динамической добавки принимается таким же, как и у компоненты X c .

Результаты расчета дымовой трубы

В отчете результаты расчета представляются выборочно. Вся полученная в результате расчета информация должна хранится в электронном виде.

Перемещения

Вычисленные значения линейных перемещений и поворотов узлов от загружений представляются в таблице результатов расчета «Перемещения узлов».

Вычисленные значения линейных перемещений и поворотов узлов от комбинаций загружений представляются в таблице результатов расчета «Перемещения узлов от комбинаций».

Правило знаков для перемещений

Правило знаков для перемещений принято таким, что линейные перемещения положительны, если они направлены в сторону возрастания соответствующей координаты, а углы поворота положительны, если они соответствуют правилу правого винта (при взгляде от конца соответствующей оси к ее началу движение происходит против часовой стрелки).

Усилия и напряжения

Вычисленные значения усилий и напряжений в элементах от загружений представляются в таблице результатов расчета дымовой трубы «Усилия/напряжения элементов».

Вычисленные значения усилий и напряжений в элементах от комбинаций загружений представляются в таблице результатов расчета «Усилия/напряжения элементов от комбинаций загружений».

Для стержневых элементов усилия по умолчанию выводятся в концевых сечениях упругой части (начальном и конечном) и в центре упругой части, а при наличии запроса пользователя и в промежуточных сечениях по длине упругой части стержня. Для пластинчатых, объёмных, осесимметричных и оболочечных элементов напряжения выводятся в центре тяжести элемента и при наличии запроса пользователя в узлах элемента.

Правило знаков для усилий (напряжений)

Правила знаков для усилий (напряжений) приняты следующими:

Для стержневых элементов возможно наличие следующих усилий:

N - продольная сила;

M - крутящий момент;

MY - изгибающий момент с вектором вдоль оси Y1;

QZ - перерезывающая сила в направлении оси Z1 соответствующая моменту MY;

MZ - изгибающий момент относительно оси Z1;

QY - перерезывающая сила в направлении оси Y1 соответствующая моменту MZ;

RZ - отпор упругого основания.

Положительные направления усилий в стержнях приняты следующими:

для перерезывающих сил QZ и QY - по направлениям соответствующих осей Z1 и Y1;

для моментов MX, MY, MZ - против часовой стрелки, если смотреть с конца соответствующей оси X1, Y1, Z1;


положительная продольная сила N всегда растягивает стержень.

На рисунке показаны положительные направления внутренних усилий и моментов в сечении горизонтальных и наклонных (а), а также вертикальных (б) стержней.

Знаком “+” (плюс) помечены растянутые, а знаком ”-” (минус) - сжатые волокна поперечного сечения от воздействия положительных моментов My и Mz.

В конечных элементах оболочки вычисляются следующие усилия:

нормальные напряжения NX, NY;

сдвигающее напряжений TXY;

моменты MX, MY и MXY;

перерезывающие силы QX и QY;

реактивный отпор упругого основания RZ.


На рисунке показаны положительные значения напряжений, перерезывающих сил и векторов моментов, действующие по граням элементарного прямоугольника, вырезанного в окрестности центра тяжести КЭ оболочки.



Суммарные значения приложенных нагрузок по нагружениям.

В протоколе решения задачи для каждого из нагружений указываются значения суммарной узловой нагрузки, действующей на систему.

Расчетные сочетания усилий

Значения расчетных сочетаний усилий представляютя в таблице результатов расчета «Расчетные сочетания усилий».

Вычисление расчетных сочетаний усилий производится на основании критериев, характерных для соответствующих типов конечных элементов - стержней, плит, оболочек, массивных тел. В качестве таких критериев приняты экстремальные значения напряжений в характерных точках поперечного сечения элемента. При расчете учитываются требования нормативных документов и логические связи между загружениями.

Основой выбора невыгодных расчетных сочетаний усилий служит принцип суперпозиции. Из всех возможных сочетаний, отбираются те РСУ, которые соответствуют максимальному значению некоторой величины, избранной в качестве критерия и зависящей от всех компонентов напряженного состояния:


а) для стержней - экстремальные значения нормальных и касательных напряжений в контрольных точках сечения, которые показаны на рисунке


б) для элементов, находящихся в плоском напряженном состоянии - по огибающим экстремальным кривым нормальных и касательных напряжений по формулам:


Обозначения приведены на рисунке. Нормальные напряжения вычисляются в диапазоне изменения углов от 90° до -90°, а касательные от 90° до 0°. Шаг изменения углов 15°.


в) для плит применяется аналогичный подход - расчетные формулы приобретают вид:

Кроме того, определяются экстремальные значения перерезывающих сил.

г) для оболочек также применяется аналогичный подход, но вычисляются напряжения на верхней и нижней поверхностях оболочки с учетом мембранных напряжений и изгибающих усилий.

д) для объемных элементов критерием для определения опасных сочетаний напряжений приняты экстремальные значения среднего напряжения (гидростатического давления) и главных напряжений девиатора.

Анализ устойчивости

Задача устойчивости конструкции дымовой трубы решается в классической постановке для упругой системы и в предположении, что все приложенные к системе внешние нагрузки (следовательно, и внутренние силы) растут пропорционально одному и тому же параметру λ. То значение параметра λ, при котором матрица жесткости системы А(λ) впервые перестает быть положительно определенной, является критическим, а соответствующее значение λ - коэффициентом запаса устойчивости. Положительная определенность матрицы жесткости означает, что при любых значениях узловых перемещений и поворотов потенциальная энергия системы положительна, и для деформирования системы необходимо затратить энергию. В этом случае система в целом оказывает сопротивление деформированию (является отпорной). Если же система теряет устойчивость, она теряет отпорность и ее матрица жесткости становится вырожденной (с нулевым детерминантом).

Коэффициенты запаса устойчивости системы

Значения коэффициентов запаса устойчивости при комбинациях загружений представляются в таблице результатов расчета дымовой трубы « Коэффициенты запаса устойчивости от комбинаций».

При этом решается задача определения минимального λ, при котором происходит вырождение матрицы жесткости.

Поиск коэффициента запаса устойчивости проводится в интервале [0, 2.0], где 2.0 - оценка верхней границы интервала поиска коэффициента запаса устойчивости, которое задано в исходных данных. Если коэффициент запаса устойчивости системы больше указанной верхней границы, то он не вычисляется.

При составлении матрицы устойчивости для каждого конечного элемента (способного, в принципе, терять устойчивость) вычисляется значение λkp, которое приводит к потере устойчивости самого элемента в форме, когда все узлы, к которым этот элемент примыкает, остаются неподвижными. Номер элемента, на котором достигается min λkp, сообщается в протоколе.

Формы потери устойчивости

Формы потери устойчивости от комбинаций представляется в таблице результатов расчета дымовой трубы «Формы потери устойчивости от комбинаций».

В предположении, что коэффициент запаса устойчивости является точным, найдено решение задачи о таких значений узловых перемещений и поворотов, которые вызываются только внутренними сжимающими напряжениями и усилиями. Это и есть форма потери устойчивости. Поскольку уравнение устойчивости решено при нулевой правой части, то форма потери устойчивости определена с точностью до множителя.

Модальный анализ. Собственные формы. Инерционные нагрузки

Формы колебаний конструкции дымовой трубы представляются в таблице результатов расчета «Формы собственных колебаний».


Для каждой из учтённых в динамическом загружении форм колебаний конструкции напечатана частота этой формы (круговые частоты w в радианах, частоты f в герцах, периоды колебаний Т в секундах). Они связаны зависимостями:

Для каждой из учитываемых форм собственных колебаний напечатаны соотношения между величинами амплитуд в узлах расчетной схемы по каждой из разрешенных задачей степени свободы в узле. Наибольшая величина амплитуды назначается 1000, значения остальных величин амплитуд определяются в долях от 1000.

Инерционные нагрузки в узлах расчетной схемы по направлениям степеней свободы, разрешенных расчетной схемой, могут использоваться для анализа вклада каждой из учтенных форм собственных колебаний в прочностной расчет либо для дальнейших численных исследований конструкции. Для контроля выведено заданное распределение весов масс. Распределение весов масс указывает, например, как были распределены массы для собственного веса конструкции в указанные узлы сосредоточения.

Определение главных и эквивалентных напряжений

Значения главных и эквивалентных напряжений в элементах конструкции дымовой трубы представляются в таблице результатов расчета «Главные и эквивалентные напряжения».

Значения главных и эквивалентных напряжений от комбинаций представляются в таблице результатов расчета «Главные и эквивалентные напряжения от комбинаций».

На проходящей через произвольную точку тела и произвольно ориентированной площадке, нормаль к которой v имеет направляющие косинусы l, m, n с осями x, y, z, действует нормальное напряжение sv и касательное напряжение tv с равнодействующей Sv.

Существуют три таких взаимно перпендикулярных площадки, на которых касательные напряжения равны нулю. На этих площадках, называемых главными, действуют главные напряжения s1, s2 и s3. При этом имеется в виду, что s1³s2³s3.Известно также, что главные напряжения обладают экстремальными свойствами, а именно - на любой площадке результирующее напряжение Sv£s1 и Sv³s3.


Для характеристики напряженно-деформированного состояния используется коэффициент Лоде-Надаи

принимающий значение 1 при чистом сжатии, 0 при чистом сдвиге и -1 при чистом растяжении.

При выводе результатов расчета главные напряжения s1³s2³s3 обозначаются как N1³N2³N3 а для углов Эйлера введены обозначения: q - ТЕТА, y - PSI, j - FI.

Для плит и оболочек главные напряжения определяются на нижней (Н), срединной (С) и верхней (В) поверхностях. Положение главных площадок характеризуется углом наклона главного напряжения N1 к оси X1.


Главные напряжения в стержневых КЭ определяются по формуле

Здесь sx, tx и ty нормальное и касательные напряжения в характерных точках контура поперечного сечения стержня.

Использованные теории прочности


Для сложного напряженного состояния, характеризующегося главными напряжениями s1, s2 и s3, обычно используется некоторая гипотеза (теория прочности), которая предусматривает возможность сопоставления некоторого эквивалентного напряжения se с пределом s0 + , который соответствует простому одноосному растяжению. Условие, характеризующее отсутствие предельного состояния в материале, записывается в виде

где k1. kn - некоторые константы материала. Иногда удобнее сопоставлять эквивалентное напряжение с пределом s0 - , соответствующим сопротивлению образца материала при простом одноосном сжатии. Соответствующее эквивалентное напряжение обозначается как sS.


В расчете использовалась теория наибольших касательных напряжений:

Проектирование фундаментов дымовых труб

СООРУЖЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Constructions of the industrial enterprises

Дата введения 2013-01-01

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ - Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений (ЦНИИПромзданий)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минрегион России) в сети Интернет

Изменения N 1, 2 внесены изготовителем базы данных по тексту М.: Стандартинформ, 2017; М.: Стандартинформ, 2019

Введение

Актуализация выполнена авторским коллективом: ОАО "ЦНИИПромзданий" (д-р техн. наук, проф. В.В.Гранёв; канд. техн. наук, проф. С.М.Гликин; В.А.Коробков; канд. техн. наук Ф.Н.Рабинович; инж. Ю.В.Фролов; инж. К.В.Авдеев; инж. Л.И.Костромина; инж. М.В.Усанова); ЗАО "ЦНИИПСК им. Н.П.Мельникова" (д-р техн. наук Б.В.Остроумов; д-р техн. наук В.К.Востров; канд. техн. наук Г.П.Кандаков); ОАО "Теплопроект" (инж. А.А.Ходько, канд. техн. наук A.З.Корсунский).

Изменение N 2 к настоящему своду правил разработано авторским коллективом АО "ЦНИИПромзданий" (д-р техн. наук, проф. В.В.Гранев, К.В.Авдеев, Н.М.Баева), АО "Институт Теплоэлектропроект" (Б.Ф.Лейпунский).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил распространяется на проектирование сооружений промышленных предприятий, отнесенных к следующим группам:

Подземные сооружения. - Подпорные стены. Подвалы. Тоннели и каналы. Опускные колодцы.

Емкостные сооружения для жидкостей и газов. - Резервуары для нефти и нефтепродуктов. Газгольдеры.

Емкостные сооружения для сыпучих материалов. - Закрома. Бункеры. Силосы и силосные корпуса для хранения сыпучих материалов. Угольные башни коксохимзаводов.

Надземные сооружения. - Этажерки и площадки. Открытые крановые эстакады. Отдельно стоящие опоры и эстакады под технологические трубопроводы. Галереи и эстакады. Разгрузочные железнодорожные эстакады.

Высотные сооружения. - Градирни. Башенные копры предприятий по добыче полезных ископаемых. Дымовые трубы. Вытяжные башни. Водонапорные башни.

На проектирование сооружений промышленных предприятий, предназначенных для строительства в особых условиях (сейсмические районы, вечномерзлые, набухающие, просадочные грунты, площадки с оползнями, карстами и пустотами) помимо требований настоящего свода правил распространяются также требования СП 14.13330, СП 21.13330, СП 22.13330, СП 24.13330, СП 25.13330, СП 124.13330.

1.2 Требования настоящего свода правил не распространяются:

на проектирование сооружений специального назначения (для производства и хранения взрывчатых веществ, хранения горючих продуктов специального назначения, защитных сооружений гражданской обороны и т.д.), а также сооружений со сроком эксплуатации до 5 лет;

на емкостные сооружения для водоснабжения и канализации.

2 Нормативные ссылки

Перечень нормативных документов, на которые даны ссылки, приведен в приложении А.

При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный материал отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил приняты термины и определения, приведенные в приложении Б.

4 Общие положения

4.1 Категории помещений, сооружений и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности устанавливаются в технологической части проекта в соответствии с СП 12.13130.

Требования пожарной безопасности в развитие [20] изложены в СП 1.13130 - СП 5.13130, СП 8.13130.

4.2 При проектировании следует:

принимать конструктивные схемы, обеспечивающие необходимую прочность, деформативность и пространственную неизменяемость сооружения в целом, а также его отдельных элементов на всех стадиях возведения (изготовления, монтажа) и эксплуатации;

принимать оптимальные конструктивные решения по экономичности с учетом полной стоимости строительства и стоимости эксплуатации, приведенной к году окончания строительства;

применять конструкции и материалы, согласованные с Заказчиком, в том числе конструкции, разработанные для зданий, и по номенклатуре других сооружений;

соблюдать при выборе строительных изделий и материалов для сооружений, размещаемых на одной площадке, требования общеплощадочной унификации;

увязывать с архитектурой окружающей застройки материал ограждающих конструкций сооружений, их отделку и окраску;

соблюдать требования по охране окружающей среды, принимая меры для уменьшения загрязнения атмосферы выбросами из дымовых труб и вытяжных башен, продуктами испарения нефти и нефтепродуктов, а также от проникания в грунт утечек жидкости из резервуаров и трубопроводов.

4.3 Расчет и проектирование строительных конструкций сооружений должны производиться в соответствии с требованиями СП 20.13330, СП 22.13330, СП 63.13330, СП 16.13330, СП 28.13330, а также с учетом требований настоящего свода правил. Общие требования по особым воздействиям на сооружения, в том числе по учету аварийных расчетных ситуаций, приведены в СП 296.1325800 и СП 385.1325800.

При проектировании бетонных и железобетонных сооружений, предназначенных для работы в условиях систематического воздействия технологических температур выше 50 °С, необходимо соблюдать требования по учету температурных воздействий в соответствии с СП 27.13330.

При проектировании статически неопределимых железобетонных конструкций сооружений, подвергающихся систематическому воздействию технологических температур ниже 50 °С, в которых от совместного воздействия технологических и климатических температур возникают по высоте сечения перепады более 40 °С, следует учитывать температурные усилия в элементах сооружений. Для определения усилий допускается пользоваться СП 27.13330 без учета влияния температуры на физико-механические свойства материалов.

4.4 Сооружения следует располагать, как правило, параллельно разбивочным осям соседних зданий, сооружений и проездам, при этом разбивочные оси сооружений надлежит увязывать с сеткой колонн зданий.

4.5 Трассы тоннелей, каналов, галерей и эстакад должны иметь наименьшую протяженность и наименьшее число поворотов, а также пересечений с дорогами и другими коммуникациями и назначаться в соответствии с требованиями СП 18.13330.

4.6 Размеры пешеходных тоннелей, галерей и эстакад должны быть приняты:

высота тоннелей и галерей от уровня пола до низа выступающих конструкций перекрытий с учетом коммуникаций или покрытий - не менее 2,0 м (в наклонных тоннелях и галереях высоту следует измерять по нормали к полу);

ширина тоннелей, галерей и эстакад - по расчету из условия пропускной способности в одном направлении 2000 чел./ч на 1 м ширины, но не менее 1,5 м.

4.7 Внутренние размеры конвейерных тоннелей, галерей и эстакад должны приниматься в соответствии с ГОСТ 12.2.022.

Требования по безопасности и размера* для галерей и эстакад, располагаемых в шахтах, карьерах и на обогатительных, окусковательных, дробильных и дробильно-сортировочных фабриках, приведены в правилах [4].

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

При назначении внутренних размеров конвейерных галерей по специальным требованиям технологической организации допускается предусматривать резерв ширины галереи для обеспечения возможности замены в процессе эксплуатации установленных конвейеров конвейерами больших типоразмеров. Величину резерва по ширине и нагрузкам устанавливает технологическая организация по согласованию с организацией, утверждающей задание на проектирование.

4.8 Подвалы, каналы, тоннели, галереи и эстакады, в которых должны размещаться кабели, следует проектировать в соответствии с настоящим сводом правил. Правила устройства электроустановок приведены в [14].

4.9 Каналы, тоннели и эстакады, предназначенные для прокладки трубопроводов пара и горячей воды, следует проектировать в соответствии с требованиями настоящего свода правил. Правила устройства и безопасной эксплуатации этих сооружений приведены в [8].

4.10 При проектировании открытых крановых и разгрузочных железнодорожных эстакад должны предусматриваться помещения для защиты работающих от неблагоприятных метеорологических воздействий. Допускается использовать для этих целей помещения соседних зданий или зданий, к которым примыкают эстакады, если расстояние от наиболее удаленных рабочих мест до этих помещений не превышает 300 м. Помещения должны отвечать требованиям СП 44.13330.

4.11 Бетонные и железобетонные конструкции сооружений, подвергающиеся систематическому увлажнению атмосферными осадками, должны иметь на горизонтальных элементах (карнизах, полках и т.д.) гидроизоляцию и сливы, обеспечивающие свободный сток воды.

4.12 Настил обслуживающих площадок разгрузочных железнодорожных эстакад, открытых крановых эстакад, вытяжных башен и других сооружений следует проектировать с таким расчетом, чтобы исключалось скольжение при ходьбе (при стальных настилах следует предусматривать решетку в соответствии с ГОСТ 23120) и обеспечивался сток дождевой и талой воды (при деревянном настиле должны быть предусмотрены зазоры между досками, равные 20 мм).

4.13 Для конструкций, подвергающихся попеременному замораживанию и оттаиванию, в проекте должна быть указана марка бетона по морозостойкости и водонепроницаемости. Проектная марка бетона устанавливается в зависимости от температурного режима, возникающего при эксплуатации сооружения, значения расчетных зимних температур наружного воздуха в районе строительства и принимается в соответствии с ГОСТ 31384. Для отдельных сооружений марка бетона по морозостойкости и водонепроницаемости в соответствующих разделах данного свода правил.

Таблица 1. (Исключена, Изм. N 1).

4.14 Основные принципы и геотехнические требования к проектированию подземных и заглубленных сооружений изложены в СП 248.1325800, СП 250.1325800. Проектирование системы защиты подземных и заглубленных сооружений от подземных вод необходимо выполнять в соответствии с СП 290.1325800.

В проектах подвалов, тоннелей, каналов, подпорных стен и других подземных сооружений должны приводиться указания о необходимости засыпки грунтом с уплотнением в соответствии с требованиями СП 45.13330.

4.15 Низ опорной плиты стальных опор открытых сооружений должен располагаться выше планировочной отметки земли, как правило, не менее чем на 150 мм.

4.16 Строительные конструкции и технологическое оборудование следует крепить к бетонным и железобетонным конструкциям (фундаментам, силовым полам, стенам и т.п.), эксплуатируемым при расчетной температуре наружного воздуха до минус 65 °С включ. и при нагреве бетона фундаментов до 50 °С, анкерными болтами согласно приложению Г.

При соответствующем обосновании допускается применять другие способы закрепления оборудования на фундаментах (например, на виброгасителях, на клею и др.).

Как сделать фундамент для дымовой трубы 15м

Натиль,
Вы сами - сплошная ошибка. (при Вашем подходе к смыслу и принятому порядку проектирования).
,
Ну какой же это фундамент ?
Тем более Сейсмика и отсутствие геологии.
Упадет же Ваша труба Вам же на голову.

Просите Геологию у ГИПуса. выполните расчеты.
Потом только рисуйте. а не наоборот.

__________________
расчеты КЖ-КМ-КД и т.д. . Последний раз редактировалось viking1963, 03.02.2017 в 13:01 .

Натиль
Это типа чертеж вашего фундамента? Типа все замаскированно ну да понимаю заказчик давит на начальство начальство на вас сроки горят, надо что- то быстро сбацать, учтите если что- потом прибегут именно к вам персонально и ваша песональная ответственность будит прямо пропорциональна размерам неприятностям. Вот допустим простые вопросы прораба "а как свая будет крепится к трубе?" "а бетон какого класса мне заливать?" Насколько я понял база вашей трубы совсем никак не скрепляется со сваями кроме как только путем заливкой всего этого дела в виде бетонного кубика? А почему у вас это все оформлено в стиле машиностроительного чертежа?

Фундамент промышленной дымовой трубы

Фундаменты. Все свободностоящие дымовые трубы, возводимые на поверхности земли, должны иметь собственные фундаменты, на которые передаются все нагрузки, действующие на сооружение: собственный вес, давление ветра и его пульсационная составляющая, сейсмические воздействия, колебания, снеговые и гололедные нагрузки, солнечная радиация и т.д. Все эти нагрузки передаются на грунт, расположенный под подошвой фундамента. Геологические пласты, непосредственно воспринимающие эти нагрузки, называются основанием фундамента сооружения.

Выбор конструкции фундамента производят по результатам инженерно-геологических и гидрогеологических исследований площадки строительства дымовой трубы с учетом конструкции наземной части дымовой трубы и передаваемых от нее нагрузок на фундамент.

Фундаменты могут быть на естественном или свайном основании. Свайное основание, как правило, применяется состоящим из забивных или вдавливаемых сборных железобетонных свай или из буронабивных свай.

Грунтовые основания могут быть естественными, когда без проведения дополнительных мероприятий они полностью удовлетворяют необходимым требованиям, и искусственными, когда требуются особые меры для увеличения их несущей способности. Главные меры усиления оснований — замещение насыпных или слабых грунтов более прочными грунтами, уплотнение грунтов, закрепление грунтов цементацией, силикатизацией или иными способами.

Фундаменты дымовых труб возводятся, как правило, из монолитного железобетона. Форма фундаментов в плане для кирпичных и железобетонных дымовых труб — круглая или многоугольная. Глубина заложения подошвы фундамента определяется по расчетным данным с учетом расположения слоев грунтового основания и глубины нахождения грунтовых вод, зависит от конструктивных особенностей надземной части дымовой трубы и отметок подводящих газоходов. При этом подошва фундамента дымовой трубы должна располагаться ниже уровня сезонного промерзания грунтов в зоне строительства.

Наибольшее распространение получили конструкции железобетонных фундаментов под дымовые трубы, состоящие из стакана в виде полого усеченного конуса и круглой в плане плиты (рис.1.2) которую армируют, как правило, сварными сетками и каркасами.

Проектирование промышленных дымовых труб

Проектирование промышленных дымовых труб

Каждая дымовая труба для котельной или промышленного предприятия разрабатывается в индивидуальном порядке с учетом специфики производства, состава отводимых газов и климатических особенностей района строительства.

Онлайн-опросник

Рекомендуем ознакомиться

Промышленные дымовые трубы – сложные специальные сооружения башенного типа. Выполняя проектирование дымовых труб, мы учитываем условия работы на разных режимах, воздействие уходящих газов, влияние сейсмических воздействий, ветровых нагрузок (по СНиП 2.01.07-85), а также архитектурно-композиционные и другие требования. Мы разработали и осуществили монтаж для десятков проектов промышленных дымовых труб, имеем нужное высокотехнологическое оборудование и выполняем все работы по СНиП и ОНД.

СОДЕРЖАНИЕ

Этапы проектирования промышленных дымовых труб

Проектирование является сложным процессом, в котором взаимосвязано большое количество исходных и расчетных данных, увязка технических параметров и характеристик, обеспечение соблюдения необходимых требований и норм, результатом которого становится проектная документация, прошедшая все необходимые согласования и утверждения. Можно выделить следующие основные этапы проектирования дымовых труб:

Этап 1: Сбор исходных данных для составления Технического Задания – на этом этапе происходит выяснение потребностей Заказчика, требований к конструкции, высоте, производительности и других значимых характеристик, в том числе и требований региональных надзорных органов, требований территориальных строительных норм и иных обстоятельств, имеющих влияние на проектирование, и, как результат, изготовление и эксплуатацию дымовой трубы.

Этап 2: Предварительные расчеты – этап определения основных технических, высотных, габаритно-массовых характеристик предполагаемой дымовой трубы, вследствие которого и достигается понимание целесообразности изготовления дымовой трубы того или иного типа, а также качественного выполнения проекта.

Выполнение предварительных расчетов представляется возможным разделить на некоторые составляющие стадии, например:

Определение типа конструкции дымовой трубы.

Проектрирование промышленных дымовых и вентиляционных труб

Определение возможности применения типового или реализованного проекта дымовой трубы.

Аэродинамический расчет отводящего газового тракта оборудования и аэродинамический расчет дымовой трубы. Расчет минимально необходимой высоты дымовой трубы. Расчет сечения газохода или газоходов дымовой трубы. Выполнение предварительной калькуляции на изготовление и сметы на монтаж дымовой трубы. Этап 3: Разработка Технического Задания После проведения сбора исходных данных и выполнения предварительных расчетов, на основании полученных данных и с учетом всех требований Заказчика, происходит составление и согласование Технического Задания на проектирование дымовой трубы. Техническое Задание является документом, определяющим состав требований к проекту дымовой трубы, отправной точкой для выполнения проектных работ. Этап 4: Создание рабочего проекта. После подписания Сторонами согласованного Технического Задания, а так же Договора на выполнение проектных работ, специалисты проектного отдела приступают непосредственно к выполнению проекта дымовой трубы. Большой опыт, полученный в результате работы на рынке проектных услуг, а так же высокая квалификация проектировщиков, позволяют в сжатые сроки выполнить и согласовать проект дымовой трубы с Заказчиком, а, при необходимости, передать проектную документацию для проведения Экспертизы Промышленной Безопасности или Государственной Вневедомственной Экспертизы. Этап 5: Экспертиза и согласование проектной документации в надзорных органах.

Срок выполнения работ по разработке проектной документации, а так же стоимость выполнения работ могут быть определены специалистами компании и Заказчиком в процессе предварительных переговоров, и составляют от 5 до 30 календарных дней в зависимости от сложности и объема проектирования.

Читайте также: