Прочный фундамент общеобразовательной подготовки необходимой выпускнику

Обновлено: 02.05.2024

Подготовка к экзамену по педагогике

WP Cumulus Flash tag cloud by Roy Tanck requires Flash Player 9 or better.

Обмен ссылками

69. Понятие о системе образования, пути и тенденции ее совершенствования в соответствии с Законом «Об образовании в РБ».

Автор admin

Современное образование развивается в разных направлениях и ха­рактеризуется следующими свойствами:

? Гуманизация — ориентация образовательной системы на разви­тие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов.

на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развитие личностного потенциала.

? Гyмaнumapuзaцuя — ориентация на освоение содержания образования зависимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека, хорошо знать родной язык, историю и культуру, быть экономически и юридически ротным человеком.

? Дифференциация — ориентация образовательных учреждений на до­стижения учащихся при учете, удовлетворении и развитии интересов, склон­ностей и способностей всех субъектов образования. Осуществляется через группировку учащихся, предметов, составление индивидуальных планов.

? Диверсификация — широкое многообразие учебных заведений, об­разовательных программ и органов управления.

? Стандартизация — ориентация образовательной системы на реа­лизацию прежде всего государственного стандарта — набора обязатель­ных учебных дисциплин и количества часов на эти дисциплины.

? Многовариантность — создание в образовательной системе усло­вий выбора и принятия самостоятельного ответственного решения, обес­печение альтернативного и свободного развития. На практике проявляет­ся через возможность выбирать темпы обучения, достигать различных уровней образованности, выбирать тип образовательного учреждения.

? Многоуровневость — это организация многоэтапного образователь­ного процесса. Каждый уровень — это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Например, система выс­шего образования ориентирована на три уровня: 1 -й уровень — общее выс­шее образование (2 года), 2-й уровень — базовое высшее образование — бакалаврит (2 года общего образования + 2 года), 3-й — полное высшее образование — магистратура (4 года бакалаврита + 2 года).

? Фундаментализация — усиление взаимосвязи теоретической и прак­тической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельно­сти. Особое значение придается глубокому и системному освоению науч­но-теоретических знаний.

? Информатизация — связана с широким и все более массовым ис­пользованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека.

? Индивидуализация — учет и развитие индивидуальных особеннос­тей во всех формах взаимодействия с учащимися.

? Непрерывность — процесс постоянного образования и самообра­зования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро ме- няющимися условиями жизни в современном обществе.

? Преемственность — предполагает преемственность всех уровней образования: дошкольного, начального, среднего, среднеспециального, неполного высшего и высшего.

Демократизация — выделяются следующие демократические принципы, положенные в основу переустройства образовательных систем:

? равенство всех членов общества перед образованием;

? доступность независимо от социальных, религиозных и других отличий;

? децентрализация школьных систем, расширение прав местных органов в решении проблем образования;

? открытость школьных систем и преемственность всех ступеней обучения;

? право на выбор учебного заведения;

? нацеленность учебно-воспитательного процесса на формирование человека, способного свободно и творчески мыслить и работать.

В современной педагогике прослеживается тенденция преодоления изо- лированности и постепенного сближения академического (который ведет к получению университетского образования) и профессионально-техниче­ского (ведущего непосредственно в мир труда) уровней среднего образования

Еще одной существенной проблемой, требующей неотложного решения, является создание международного единого образовательного пространства, что позволит преодолеть изолированность современных образовательных систем, найти их равновесие и установить взаимную открытость.

Объяснить сущность системы образования Республики Беларусь, ее принципы, структуру

Образование — процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей лич­ности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом разви­тии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

Подготовка подрастающих поколений к жизни и осуществлению тех целей и задач, которые выдвигаются обществом в области образования и воспитания, немыслима без создания соответствующей сети образовательно-воспитательных учреждений. Вплоть до конца XIX в. в качестве основной была начальная шко­ла. Потом над ней начали надстраиваться старшие классы средней общеобразовательной школы, которая в настоящее время стала самой рас­пространенной во всех странах мира Развитие технического производства по­требовало создания и расширения сети профессионально-технических учебных заведений (училищ) для подготовки квалифицированных кадров рабочих массовых профессий. Одновременно развивалась сеть высших учебных заведений — университетов, различных институтов, колледжей и т. д. Одновременно происходил процесс совершенствования структуры преемственных связей между различными образовательно-воспитатель- ными учреждениями, что, в конечном итоге, привело к созданию в каждой стране своей системы образования.

Слово «система» в переводе с греческого означает «целое, составленное из отдельных частей», «соединение частей». Образование как система представля­ет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. Внутри этой системы существует взаимосвязанное множество подсистем, определяемых це­лями обучения, возрастом обучающихся, содержанием образования и т. д. Совре­менные исследователи рассматривают систему образования в трех измерениях:

  1. Социальный масштаб рассмотрения, т. е. образование в мире, в от­дельной стране, регионе и т. д. Здесь выделяются системы государствен­ного, частного, светского, клерикального образования.
  2. Ступень образования (дошкольное, школьное с его внутренней града­цией на начальную, неполную среднюю и среднюю школу; высшее с раз­личными уровнями: бакалаврит, магистратура; повышение квалификации; аспирантура, докторантура, углубленная подготовка специалиста).
  3. Профиль образования: общее, специальное (математическое, гума­нитарное, естественно-научное и т. д.).

Государственная политика в сфере образования основывается на сле­дующих принципах:

? обязательности общего базового образования;

? осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;

? доступности дошкольного, профессионально-технического и на кон­курсной основе среднего специального и высшего образования;

? преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;

? национально-культурной основы образования;

? приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гумани­стического характера образования;

? экологической направленности образования;

? демократического характера управления образованием;

? светского характера образования.

Национальная система образования включает:

? участников образовательного процесса;

? образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

? учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов.

Образование подразделяется на основное и дополнительное, включа­ет в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.

Основное образование в Республике Беларусь включает следующие уровни:

? общее базовое образование;

? общее среднее образование;

? среднее специальное образование;

Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преем­ственностью уровней образования, согласованностью образовательных стандар­тов, учебных планов и учебных программ, наличием учреждений образования, обеспечивающих возможность получения образования на нескольких уровнях.

Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает:

? внешкольное воспитание и обучение;

? повышение квалификации и переподготовку кадров.

Структуру системы образования в Республике Беларусь (с 12-летней обще­образовательной средней школой) можно представить в виде схемы:


В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляюшие деятельность, направленную на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования, а также организации, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования систе­му образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации).

Учреждение образования — юридическое лицо, имеющее исключи­тельное право осуществлять образовательную деятельность. Социальная функция учреждений образования состоит в предоставлении образователь­ных услуг населению страны.

К учреждениям образования относятся:

? Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детские ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивиду­альных способностей и необходимой коррекции недостатков развития. Вос­питание и обучение, осуществляемые в дошкольных образовательных учреждениях, являются подготовительным этапом начального образования.

? Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями — гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная шко­ла имеет три ступени: I ступень — начальная школа (4 года); II ступень — основная (базовая) школа (5 лет); III ступень—общая средняя школа (2 года).

Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей, формирование у школьника умения и желания учиться. В начальной школе учащиеся приобретают необходи­мые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Основная (базовая) школа закладывает прочный фундамент общеобра­зовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образова­ния, его полноценного включения в жизнь общества. Она обеспечивает развитие личности учащегося, его склонностей, способности к социальному самоопреде­лению, глубокое усвоение основ наук и формирование научного мировоззрения.

Обучение в основной школе может осуществляться по разноуровне­вым программам.

Основная школа является обязательной. Выпускники основной шко­лы продолжают обучение в средней школе. Они также имеют право про­должать образование в профессиональных учебных заведениях различно­го типа и профиля с разными сроками обучения, в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах.

Средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной под­готовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обу­чения, создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, активного их включения в жизнь общества. Трудовая подготовка строится с учетом избранного учащимися профиля обучения.

? Профессиональные образовательные учреждения создаются для pеализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Начальное профессиональное образование может быть получено в профессионально-технических и иных училищах.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку спе­циалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях, техникумах, училищах, колледжах) или на первой ступени образователь­ных учреждений высшего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и пе­реподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение по­требностей личности в углублении и расширении образования на базе сред­него (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях) — университетах, академиях институтах, колледжах. Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенной, ускоренной программе.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет граж­данам возможность повышения уровня образования, научной и педагоги­ческой квалификации на базе высшего профессионального образования. Для его получения созданы институты, аспирантуры, докторантуры, ор­динатуры при образовательных учреждениях высшего профессионально­го образования и научных учреждениях.

? Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в специально создаваемых учреждениях дополнительного образования — учреждениях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художе­ственных школах, школах искусств, домах детского творчества, станцияхюных техников, станциях юных натуралистов и др.

? Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы детские дома. Они решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.

Во всей системе воспитательных влияний на личность, не умаляя значе­на семьи, дошкольных и внешкольных образовательных учреждений, ре­шающая роль принадлежит школе. Она дает не только общеобразовательную подготовку, составляющую основу для получения профессионального образования, что важно уже само по себе, но создает благоприятные воз­можности для удовлетворения личностью своих интересов и потребностей, развития природных сил и творческих способностей, достижения гармо­нии в развитии интеллектуальной, духовной, эмоционально-волевой сфер.

Школа, призванная организовывать полноценную в социальном и нрав­ственном отношении жизнедеятельность детей, имеет неограниченные возможности с целью овладения воспитанниками богатствами культуры, накопленной человечеством, для освоения опыта социального поведения, подготовки к активному участию в жизни общества.

Литература для самостоятельной подготовки

1.Воронов, В. В. Педагогика школы в двух словах / В. В. Воронов. М., 1997.

2. Пуйман, С. А. Педагогика / С. А. Пуйман. Мн., 2001.

3. Сластенин, В. А. Педагогика/В. А Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М, 2002.

4. Харламов, И. Ф. Педагогика: компактный учеб. курс / И. Ф. Харламов. Мн., 2001.

Прочный фундамент общеобразовательной подготовки необходимой выпускнику

Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления

Любое образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы, идеи, можно отнести к авторским педагогическим системам, назвать авторской школой. К ним по праву можно причислить педагогические системы Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского и многие другие системы педагогов-классиков, современных педагогов-новаторов и руководителей учебно-воспитательных учреждений.

Любое общество вне зависимости от воспитания наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития должно реализовывать и функцию воспитания своих членов. С этой целью оно создает образовательную систему, т. е. комплекс институтов образования.

Основным типом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и (или) реализующие одну или несколько образовательных программ. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций). Однако действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории того или иного государства независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

В России к образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс; профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования).

Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детский ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития. Воспитание и обучение, осуществляемые в дошкольных образовательных учреждениях, являются подготовительным этапом начального образования.

Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями — гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: I ступень — начальная школа (3–4 года); II ступень — основная школа (5 лет); III ступень — средняя школа (2 — 3 года). Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.

Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее способностей, формирование у школьника умения и желания учиться. В начальной школе учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке и его труде. В начальной школе могут вводится факультативные занятия по физическому, эстетическому и трудовому воспитанию, иностранным языкам и др.

Основная школа закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Она обеспечивает развитие личности учащегося, его склонностей, способности к социальному самоопределению, глубокое усвоение основ наук и формирование научного мировоззрения.

Введение на этом этапе обучения дополнительных предметов по выбору (помимо обязательных предметов, охватывающих 75 — 80 % учебного времени), факультативных курсов, системы внеклассных занятий направлено на более полное развитие склонностей и способностей учащихся. Обучение в основной школе может осуществляться по разноуровневым программам.

Основная школа является обязательной. Выпускники основной школы продолжают обучение в средней школе. Они также имеют право продолжать образование в профессиональных учебных заведениях различного типа и профиля с разными сроками обучения, в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах.

Средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, активного их включения в жизнь общества. С этой целью учебный план этой ступени включает наряду с обязательными предметы по выбору самого учащегося. Для стимулирования самообразовательной работы учащихся обязательная недельная нагрузка на третьей ступени школы существенно уменьшается по сравнению с предыдущей ступенью.

Игровые технологии, использующиеся при обучении информатике
По словам В.Ф. Шаталова, «сегодня основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовывать процесс познания; создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучить» [19, с. 43]. Школьная практика и теоретические исследования последних лет свидетельствуют о том, .

Моделирование в научном исследовании
Научное исследование проходит несколько стадий. На первой стадии эмпирического исследования органы чувств физически взаимодействуют с объектом, на второй исходным является не сам объект, а данные опыта, на третьей – исходные группировки данных. Следовательно, на второй и последующих стадиях эмпирич .

Организационная структура лагеря
Директор лагеря Ответственность за жизнь и здоровье детей и подростков. Курирование образовательной программы. Взаимодействие со службами лагеря, материально-техническое и финансовое обеспечение реализации программы. Выдача разрешений на перемещение детей и персонала за территорию лагеря. Менеджер .

Прочный фундамент общеобразовательной подготовки необходимой выпускнику

Начальное общее образование

Осуществляется в начальных школах (1-4 классы), которые призваны обеспечить целостное развитие личности ребенка, формирование у школьника умения и желания учиться. Учебные предметы в начальной школе носят интегрированный характер и должны сформировать у младших школьников первоначальное представление о природе, обществе, человеке и его труде.

Основное образование

Осуществляется в основной школе (5-9 классы), которая должна заложить прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования и его полноценного включения в жизнь общества. Помимо обязательных вводятся предметы по выбору, факультативные курсы, система внеклассных занятий. Обучение в основной школе может осуществляться по разноуровневым программам.

Основная школа является обязательной. Ее выпускники могут продолжать образование в средней школе или в профессиональных учебных заведениях различного типа и профиля, а также в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах.

Рубрика «Открытая школа». Главная задача Основной школы – заложить прочный фундамент общеобразовательной подготовки 26.01.2019

Образовательная деятельность с учащимися 5-9 классов нашей образовательной организации строится с учетом того, что именно Основная школа закладывает у школьников прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества, обеспечивает развитие личности учащегося, его склонностей, способностей к социальному самоопределению.

Важную роль, безусловно, играет успешно организованный на этом уровне образовательный процесс, который формируется в соответствии с поставленными целями и задачами Основной образовательной программы основного общего образования, составной частью которой является Учебный план, состоящий из двух частей: обязательной и формируемой участниками образовательного процесса. Вариативная часть Учебного плана может быть различной в отношении различных классов одной параллели, что позволяет отразить специфику и интересы каждого конкретного класса, она формируется на основе запросов всех участников образовательного процесса, а также с учетом Программы развития школы. Следует отметить, что перед основной школой стоит задача организации допредпрофесионального образования, что предполагает в обязательной части Учебного плана в классах, ориентированных на участие в Городском проекте ДОНМ, например, «Инженерный класс в московской школе», увеличение часов на предметы: математика, информатика, физика.

Во второй половине дня в школе реализуется часть Учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса. Успешно реализуется внеурочная деятельность, которая сформирована с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации. Каждому учащемуся школы на бесплатной основе во второй половине дня предоставляется возможность посещать занятия по внеурочной деятельности, которая в соответствии с требованиями ФГОС ООО организуется по основным направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и спортивно-оздоровительное и т.д.

Перечень программ, реализуемых в рамках внеурочной деятельности 5-9:

Особую роль в развитии школьников играет участие в проектной и исследовательской деятельности. Учащиеся 5-9 классов активно включены в работу Академии исследователей и изобретателей школы, представляют свои проекты на Школьный конкурс, на межрайонный и городской этапы Московского городского конкурса исследовательских и проектных работ (МГК 2019). Особенно важным ребята считают принять участие в ежегодной научно-практической конференции «ВМЕСТЕ исследуем и проектируем» в День российской науки в КЦ «Салют».

В этом году школьники 7-9 классов также имели возможность принять участие в предпрофессиональной олимпиаде «МИСиС зажигает звезды», базовой площадкой которой является наша школа.

В рамках профессионального самоопределения учащиеся школы принимают участие в проекте «Юные мастера» на базе ГБПОУ города Москвы «Политехнический техникум № 47 им. В.Г. Федорова, а также проходят обучение в рамках проекта «Профессиональное обучение без границ» по программам «Чертежник/Инженерный дизайн CAD», «Оператор электронно-вычислительных машин/ Моделирование на 3D принтере», «Лаборант химического анализа», «Секретарь суда», «Агент по закупкам», по итогам которого школьники получат свой первый документ о профессии.

Суббота для учащихся школы № 2097 является развивающим днем, в рамках которого ученики 5-9 классов принимают участие в таких мегапроектах с использованием ресурсов города Москвы, как «Субботы московского школьника», «Музеи. Парки. Усадьбы» и других.

Развитию и становлению личности школьников, профессиональному самоопределению, формированию компетенций для успешной карьеры во многом способствует участие в Российском движении школьников, в движении по стандартам WorldSkills Russia в VII Открытом чемпионате профессионального мастерства города Москвы «Московские мастера» и многих других интересных событиях. Команды школьников 7-9 классов участвовали в возрастной категории юниоров (Junior) по компетенциям: Плотницкое дело, Поварское дело, Эксплуатация беспилотных авиационных систем.

Дошкольное воспитание, Спасательные работы. Идет подготовка школьников к следующему чемпионату совместно с социальными партнерами школы: МГОК, Педагогическим колледжем №18 «Митино».

Интересно и насыщенно проходят экскурсии со школьниками на предприятия, в организации, на выставки, в музеи. Участие в мастер-классах на этих мероприятиях позволяет школьникам освоит новые компетенции и сделать правильный выбор траектории дальнейшего успешного развития с использованием многогранных ресурсов нашего города.

Основная задача школы – помочь ребенку в дальнейшем самоопределении, раскрыть его возможности, показать огромный потенциал города, в котором он живет.


Вложение Размер
nachalnaya_shkola_-_fundament_obrazovaniya.doc 68 КБ

Предварительный просмотр:

Начальная школа – фундамент образования.

«Посеешь мысль – пожнешь поступок,

Посеешь поступок – пожнешь привычку,

Посеешь привычку – пожнешь характер,

Пожнешь характер – пожнешь судьбу…»

Начальная школа – фундамент дальнейшего образования, и от успешности этого периода во многом зависит судьба человека, его профессиональная карьера. Именно на этом этапе обучения успехи ребенка приобретают социальный смысл. Начальная школа – это целый мир; годы, проведенные в 1-4 классах, должны остаться в памяти человека как годы приобщения к взрослой жизни, в которой все было впервые – и победы, и поражения. Главное, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травму на всю оставшуюся жизнь.

Новые образовательные стандарты нацелены на формирование у детей умения учиться и стать успешными в школе и вне школы.

В понятие «успешный ученик» вкладывают:

  • способность к усвоению образовательных программ;
  • способность продемонстрировать свои знания, умения, навыки;
  • высокие школьные отметки;
  • способность использовать полученные знания, умения, навыки в жизни;
  • положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса;
  • позитивные отношения между учеником и учителем;
  • хорошее физическое и психическое здоровье;
  • адекватно-позитивная самооценка – ребенок сам должен чувствовать себя успешным;
  • чувство благополучия, защищенности в семье и школе.

Какие факторы успешности являются главными?

Одним из факторов успешности является готовность ребенка к школе. Это не только умение читать, писать, считать, но и социально-психологическая и личностная готовность, которая проявляется в умении найти общий язык со сверстниками, есть навыки самообслуживания. Вторым фактором успешности является выбор программы, по которой будет обучаться ребенок. Лучше выбрать развивающие программы, которые помогают находить несколько путей при решении возникшей учебной проблемы.

На успешность ребенка влияет мастерство и профессионализм учителя, который любит своих учеников. Это третий фактор успешности. Четвертый фактор – это сотрудничество родителей, ребенка и учителя. Пятый фактор – это организация режима дня и режима питания.

Советы, которые помогут заложить основу успешного человека:

  • уважайте ребенка. Показывайте ему свою любовь.
  • учите оптимизму;
  • найдите «дело всей жизни» ребенка;
  • развивайте красноречие ребенка;
  • учите ребенка иметь собственное мнение;
  • приучайте к самостоятельности;
  • развивайте фантазию и воображение ребенка;
  • учите ценить время;
  • приучайте ребенка к ответственности;
  • учите ставить цель и достигать ее.

Важное внимание в образовательном процессе уделяется оцениванию достижений обучающихся. Наиболее действенным с точки зрения качественного оценивания достижений является комплексный портфолио , выполняющий накопительную функцию, отражающий динамику развития обучающего вне прямого сравнения с достижениями других, помогает проводить рефлексию собственной образовательной деятельности, позволяет стимулировать учебную мотивацию как процессу, так и результату своей деятельности. За счет рефлексивной самооценки учащихся создаются условия для формирования учебной компетенции и развития готовности к самообразованию. В процессе работы над портфолио учащийся не только осознает содержание материала, но и осмысливает способы, приемы своей работы.

Задачи портфолио состоят в том, чтобы после его заполнения учащиеся могли:

Структура портфолио включает в себя семь взаимосвязанных разделов – «островов», посещение которых целенаправленно мотивирует учащихся на достижение жизненного успеха. Каждый из разделов отражает отдельный этап работы, для которого формулируются цели и выбираются средства их достижения.

Остров «Успешной учебы».

Сюда входит формирование положительных мотивов учения и интереса к учению, развитие , мыслительной деятельности, критического отношения к учебной деятельности, культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать.

Задания способствуют развитию социально важных качеств человека – коммуникативных умений. Ребята учатся строить межличностные отношения, сотрудничать в команде, умение работать в группе, выполнять коллективные творческие дела.

Остров «Творческого развития».

Учащиеся выполняют специальные задания, направленные на развитие таких качеств, как целеустремленность, ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям, умение управлять эмоциями.

Остров «Познавательной активности».

Формирование любознательности, стремления к знаниям, умения работать с информацией.

Остров «Социальной значимости».

Осуществление общественно полезной и социально значимой деятельности, что особенно актуально в соответствии с формированием результатов третьего уровня при реализации ФГОС, работа в социуме.

Формирование активной жизненной позиции, стремление использовать полученные ЗУН в жизни, так как знания, которые остаются в стенах школы, никому не нужны.

Ведение здорового образа жизни, стремление к развитию хорошего физического и психического здоровья.

Чтобы ученик был успешен во взрослой жизни, придется много постараться. Но наградой за это будет счастливая жизнь этого маленького человека. К тому же, развивая у ребенка качества успешного человека, учитель и сам совершенствуется, а значит, может изменить свою жизнь к лучшему. Удачи всем учителям в этом важном и интересном деле!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе. УМК «Перспективная начальная школа»Тема. Образование слов при помощи приставок. Цель урока. Формирование умения образовывать слова при помощи пр.

Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образов.

В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите.

Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.

Прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Help Me Test


276. Часть учебной программы, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, основные научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета, — это:
• объяснительная записка

277. Прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества закладывает:
• основная школа

278. Разработка прикладных методик, описывающих реализацию педагогической системы по ее отдельным элементам, — это:
• проектирование педагогической технологии

279. Сформированность черт, задаваемых социальным статусом личности и требуемых данным обществом, — это:
• социализированность

280. Теоретическое и методическое исследование проблем воспитания, раскрытие и обоснованием его сущности и закономерностей осуществляет:
• научная педагогика

_ школа(ы) закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

ЛитЛайф

В системе общеобразовательной подготовки основой является педагогическая система "школа" с вариантами в зависимости от режимов работы: традиционный, полуинтернатный (школы с продленным днем), интернатный (школа-интернат, детский дом, суворовские и нахимовские училища и т.п.). Вариантами педагогической системы "школа" являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и др.

Аналогично варианты педагогических систем могут быть прослежены в общей системе профессионального образования. К особым педагогическим системам есть все основания отнести учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы, станции юных натуралистов, юных техников, туристов и т.п.).

В специальной литературе термин "педагогическая система" употребляется довольно неоднозначно. Во многих случаях под него подводятся отдельные составные части педагогического процесса, совокупность организационных форм и т.п. Например, кружки, секции, клубы, трудовые объединения школьников, детско-юношеские общественные организации. Широкое хождение и тоже с неоднозначным смыслом наряду с понятием "педагогическая система" в педагогической литературе (особенно в последние годы с появлением так называемых авторских школ) имеют понятия "воспитательная система" и "дидактическая система". При этом традиционные понятия "система воспитания" и "система обучения" не тождественны им, хотя сплошь и рядом можно видеть смешение этих разнящихся по смыслу понятий. Если "система воспитания" и "система обучения" относительно самостоятельные, условно выделяемые части педагогической системы, которые в своей диалектической взаимосвязи ее образуют, то воспитательная и дидактическая системы - средства эффективного решения школой своих задач. Воспитательная и дидактическая системы не что иное, как педагогическая система в динамике, как педагогический процесс. Термины "воспитательная система" и "дидактическая система" выражают те доминирующие задачи, для решения которых они создаются; это, однако, не означает, что в первом случае не предусматриваются элементы обучения, а во втором не предполагается воспитание в процессе обучения.

Закрыть Как отключить рекламу?

Любое образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы, идеи, можно отнести к авторским педагогическим системам, назвать авторской школой. К ним по праву можно причислить педагогические системы Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, В. А. Сухомлинского, В. А. Караковского и многие другие системы педагогов-классиков, современных педагогов-новаторов и руководителей учебно-воспитательных учреждений.

3. Общая характеристика системы образования

Любое общество вне зависимости от воспитания наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития должно реализовывать и функцию воспитания своих членов. С этой целью оно создает образовательную систему, т.е. комплекс институтов образования.

Основным типом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и (или) реализующие одну или несколько образовательных программ. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций). Однако действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории того или иного государства независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

В России к образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс; профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования).

Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детский ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития. Воспитание и обучение, осуществляемые в дошкольных образовательных учреждениях, являются подготовительным этапом начального образования.

Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями - гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: I ступень - начальная школа (3-4 года); II ступень - основная школа (5 лет); III ступень - средняя школа (2 - 3 года). Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.

Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее способностей, формирование у школьника умения и желания учиться. В начальной школе учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке и его труде. В начальной школе могут вводится факультативные занятия по физическому, эстетическому и трудовому воспитанию, иностранным языкам и др.

Основная школа закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Она обеспечивает развитие личности учащегося, его склонностей, способности к социальному самоопределению, глубокое усвоение основ наук и формирование научного мировоззрения.

Читайте также: