Потребности как фундамент активности

Обновлено: 17.05.2024

Потребности как источник активности личности. Иерархия потребностей А. Маслоу.

Потребность - это исходная форма активности живых организмов. Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называются потребностями. К списку потребностей людей, помимо элементарных биологических потребностей, относятся и следующие врожденные потребности:

1. Потребность в социальных контактах, в общении;

2. Познавательная потребность.

Этапы в «жизни» потребности: Период до первой встречи с предметом (потребность «не представлена» субъекту, никак не осознаваема им), субъект может испытывать чувство напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем они вызваны. Со стороны поведения состояние этого этапа выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, - процесс “узнавания”- опредмечивание потребности. Период после этой встречи. В процессе опредмечивания обнаруживаются две важные черты потребности:первоначально широкий спектр предметов, способных удовлетворить данную потребность;быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете.По­требности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от нежи­вой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избиратель­ность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностейт. е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность акти­визирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соот­ветствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребно­стей у растений, которые имеют нужду только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и духовными, социальными. Социальные потребности выражаются в стремлении человека жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми. Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существен­ной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. В психологии было множество различных классификаций потребностей. На настоящий момент наиболее актуальной является иерархическая схема, предложенная А. Маслоу – представителем гуманистической психологии. Маслоу высказал мнение, что все потребности являются врожденными и делятся на витальные и духовные. Согласно выстроенной им иерархии, в основании пирамиды человеческих потребностей лежат потребности физиологические, а венчают ее потребности, связанные с самореализаций человека – наивысшим уровнем психологического проявления. В целом пирамида выглядит следующим образом:

1) физиологические потребности (пища, вода, воздух);

2) безопасность и защищенность (как физиологическая, так и психологическая);

3) потребность в любви и принадлежности (т. е. причастности к какой-либо социальной группе);

4) потребность в уважении (одобрении, признании компетентности и т. п.);

5) когнитивные и эстетические потребности (жажда красоты, знаний, справедливости);

6) потребность в самоактуализации (максимальной реализации своих способностей, возможностей, взгляд на себя не только как на человека разумного, но и как на человека творческого). В основе данной иерархии лежит представление о том, что доминирующие потребности, расположенные внизу пирамиды, должны быть в достаточной мере удовлетворены прежде, чем человек сможет осознать наличие у себя потребностей более высокого порядка и быть мотивированным ими в своих действиях.

Потребности как фундамент активности

Потребности – фундамент активности личности


Виды активности можно различать не только по тому, исчерпываются они внутренним переживанием или содержат также какие-то действия. Психологи выделяют, кроме того, произвольную и непроизвольную активность.

Произвольная активность характерна тем, что проявляется ровно настолько, насколько необходимо для достижения определенного результата. Человек представляет себе цели, которые преследует, и контролирует весь ход развертывающихся процессов. Произвольная активность всегда протекает на фоне более или менее отчетливых ожиданий предполагаемого результата деятельности или возможных последствий результата.

Непроизвольной можно назвать такую активность, которая связана с переживаниями типа сна или грезы. Человек предается пассивным размышлениям, как зритель во время спектакля. К непроизвольному поведению относятся также чисто рефлекторные ответы, например мигательный рефлекс и ориентировочная реакция, условные сигнальные реакции. Кроме того, следует включить сюда единицы поведения, неожиданно, наподобие инородного тела, вклинивающиеся в упорядоченную последовательность действий и иногда даже разрушающие ее. Их можно назвать ошибочными действиями, так как они происходят непредвиденно и на первый взгляд необъяснимо. Однако нельзя сказать, что подобная активность беспричинна, нецелесообразна и совсем не поддается объяснению. При более глубоком рассмотрении причину можно выделить всегда. Например, ребенок, сидя за столом, нечаянно разлил молоко. Мать видит причину в том, что он неловкий и много вертится. Но подлинная причина связана с тем, что мальчик просто не любит молоко.

В поведении человека существуют две взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, каким оно будет от начала и до конца. Психические процессы, явления и состояния: ощущение, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции – все это обеспечивает регуляцию поведения.

Что же касается стимуляции, или побуждения, то последнее связано с потребностями, мотивами, мотивацией, интересом, целью, намерениями, стремлениями, т. е. со всеми внутренними и внешними факторами, которые заставляют человека вести себя определенным образом.

Из всех возможных проявлений человека главным является проявление потребности. Потребностью называют такое состояние организма, при котором он нуждается в определенных условиях, недостающих ему для нормального существования и развития. Так, человек постоянно нуждается в пище, питье, окружающих людях и различных предметах. Поэтому потребность, как состояние личности, всегда связана с наличием чувства неудовлетворенности, вызванного отсутствием того, что в данный момент требуется организму.

Проблема человеческих потребностей не является только психологической. Она изучается и другими общественными науками – экономикой, социологией, историей и др. Однако там она рассматривается прежде всего как проблема потребностей общества. В той или иной связи потребности являются также предметом внимания общей биологии, экологии, генетики и физиологии (в том числе физиологии человека) – здесь речь идет о потребностях биологических. Собственно психологический аспект данной проблемы – это изучение в первую очередь потребностей индивида как члена общества, потребностей малых групп, а также исследование законов их развития и механизмов формирования на их основе мотивов деятельности и общения личности.

Потребности имеются у всех живых существ. Этим живая природа отличается от неживой. Другое отличие – избирательность реагирования живого именно на то, что составляет содержание потребностей, т. е. на то, чего организму в данный момент не хватает. Потребности служат главным источником активности человека. Они стимулируют его поведение, направляют на поиск необходимого. Потребность приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока нужда не будет полностью удовлетворена. Человек обладает высшими формами отражения окружающего мира. Поэтому объекты, которые побуждают его к деятельности, могут быть отражены в разных формах: в форме образа или представления, мысли и понятия, идеи или нравственного идеала.

Еще одна отличительная особенность потребностей – их ненасыщаемость. Даже если потребность удовлетворена полностью, через какое-то время она возникает вновь и опять требует удовлетворения.


История развития человека связана с историей развития его потребностей. Потребности индивида заставляют его действовать. Однако в процессе труда создаются новые предметы и явления, которые порождают новые потребности. Например, сто лет назад ни у кого не возникало и мысли посмотреть телевизор, так как в те времена телевидения не было. Сейчас многие могут позволить себе снять собственный фильм личной кинокамерой. Таким образом, на наши потребности оказывает воздействие весь ход истории, определяя их изменение.

Потребности можно распределить на две группы: материальные, насущные (потребность в пище, жилье, одежде) и духовные (потребность в общении, музыке, книге). По мнению известного психолога А.Маслоу, потребности человека образуют пирамиду. В основании пирамиды лежат биологические потребности (в воде, пище и др.); над ними находится потребность в безопасности (в порядке, защищенности, устойчивости); выше размещаются аффилиативные потребности – потребности в принадлежности и любви (в принадлежности к группе, в признании и принятии); еще выше – потребность в уважении, престиже (в компетентности, уважении, авторитете); следующий ряд образуют познавательные потребности (стремление знать, исследовать); далее расположены эстетические потребности (в гармонии, симметрии, красоте, порядке) и, наконец, – потребность в самовыражении, в самоактуализации (в реализации своих целей, способностей). Между потребностями существует иерархическая зависимость. Вышележащие потребности начинают управлять поведением человека только после того, как будут реализованы потребности более низкого уровня.


Иерархия потребностей по А.Маслоу


Согласно другой теории, автором которой является Мак-Клелланд, людям присущи три типа потребностей: власти, успеха и причастности.

Потребность власти выражается в желании воздействовать на других людей. Чаще всего люди с этой потребностью откровенны и энергичны, не боятся конфликтов и стремятся отстаивать первоначальные позиции. Это хорошие ораторы. У такого человека отсутствует склонность к авантюризму и тирании, главное для него – проявить свое влияние на других.

Потребность успеха удовлетворяется доведением работы до удачного завершения. Люди с этой потребностью рискуют умеренно, любят ситуации, которые позволяют им брать на себя личную ответственность за поиск решения проблемы. Они хотят, чтобы достигнутые результаты поощрялись вполне конкретно.

Люди, для которых характерна потребность в причастности, заинтересованы в компании знакомых, в оказании помощи другим и налаживании дружеских отношений. Такого человека привлекает работа, которая содержит широкие возможности для социального общения.

Все названные выше потребности в той или иной, хотя бы в зачаточной, форме можно обнаружить в каждой личности. Однако они имеют разный уровень, или порядок.

К первому, базовому, порядку относятся потребности в материальных условиях и средствах жизни, а также в общении, познании, деятельности и отдыхе. Существование первичных потребностей диктуется объективными законами жизни индивида в обществе и его развития как личности.

Каждая из базовых потребностей имеет следующую градацию:

потребность в активности – от потребности в «разрядке энергии» до потребности в труде;

потребность в общении – от неопределенной надобности в другом человеке до высших форм привязанности к конкретной личности (группе людей);

потребность в познании – от элементарного любопытства до страстного поиска истины;

потребность в отдыхе – от надобности в релаксации и сне до временной изоляции от привычных форм общественной жизни.

На основе базовых потребностей формируются производные ( второго порядка ). К последним относятся потребность в уважении и любви, эстетическая потребность, потребность в обучении и самореализации.

Некоторые потребности связаны с присутствием чего-то, что мешает нормальной жизни. Они называются негативными. Бывает, что в мироощущении даже самых активных людей появляется желание избежать чего-то. Вспомним: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Сегодня это ощущается многими. Это проявляется в охране окружающей среды, защите человека от внешних последствий развития техники. Иногда одни и те же предметы могут и привлекать и отталкивать, поскольку малые количества их недостаточны, а большие избыточны. Еще Аристотель писал, что добродетель есть сердцевина между двумя порочными крайностями.

Каждый человек характеризуется неповторимым сочетанием потребностей. Ценность личности зависит в первую очередь от того, какие потребности в ней преобладают и как они реализуются.

Потребности и мотивы.

Существует множество понятий, относящихся к области мотивации. Чаще всего используются и применяются такие понятия как потребность и мотив.

Потребность – общее состояние нужды любого живого организма. Свои специфические потребности есть у животных, растений и людей. Чем более совершенно и развито живое создание, тем больше у него потребностей.

Компания торгует снегом. Главный менеджер решает написать коммерческое предложение на Чукотку! «Покупйте у нас снег! Зимой- скидки 50%. » Ни ответа, ни привета…. Пишет снова: «Что же вы решили? покупаете?»

Ответ таков: «Решили мы, однако. Купить маленько…. той травы, которую вы курите!»

Потому как выявить потребности – важный аспект мотивации. Если не известно, как человеку угодить, неизвестно как его мотвировать.

Человек отличается от растений и животных тем, что у него, кроме органических потребностей (пища и сон) есть многие другие потребности, например, материальные, социальные и духовные.

Материальные потребности многообразны и бесконечны, поскольку развивается производство и наука.

Социальные потребности связаны с жизнью людей в обществе, со взаимоотношениями. Потребность в общении, аффилиации, достижении успехов, престижа, уважения, власти, внимания со стороны других людей, определенного места в обществе, приобретения профессии, оказания помощи. Или противоположные названным мотивы: избегания неудач, избегания людей, унижения, подчинения, обращения за помощью и другие. Тенденция данных мотивов такова: чем сложнее и совершеннее общество, тем более разнообразны социальные мотивы, представленные в нем.

Г. Меррей создал наиболее полную классификацию потребностей человека.

Сами по себе потребности не делают поведение человека целенаправленным. Эту функцию в мотивировании поведения выполняет такое психологическое образование, как мотив деятельности.

Наличие потребностей активизирует человека и направляет его активность на поиск предмета, способного удовлетворить актуальную потребность. То есть, мотивирующая функция потребности сводится к поиску нужного «предмета» (не обязательно материального). Поиск «предмета» - формирование конкретного мотива той или иной деятельности. «Ради чего стоит действовать?».

Под такой характеристикой потребности, как «предметность» понимается то, каким образом или с помощью чего человек удовлетворяет данную потребность.

Другая характеристика потребности – «Динамика». Это процесс нахождения потребностью своего предмета.

Одни и те же потребности могут опредмечиваться разными способами. Потребность в пище может удовлетворяться различными блюдами.

Потребности человека иерархизированы по-другому, чем у животных. У животных биологические потребности занимают главенствующее положение, у человека, развитого как личность, доминируют социальные и духовные потребности. Человек удовлетворяет свои витальные потребности, чтобы действовать ради достижения целей, отвечающим его высшим потребностям.

Мотив – это внутренний, психологический по своей природе источник целенаправленной деятельности человека – ее предмет, который организует и направляет деятельность на достижение определенной цели.

В понимании мотива существуют большие расхождения в среде ученых.

Мотив - как намерение. (Загадка: Три лягушки сидели, одна решила прыгнуть. Сколько осталось? Три, поскольку решение (намерение) отлично от действия)

-Мотив - как потребность

-Мотив – как побуждение

- Мотив – как устойчивые личностные свойства

- Мотив – как цель

Встречающиеся дефиниции таковы:

В отличие от цели, которая всегда осознается, мотив осознается не всегда.

Совершая те или иные действия, мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах этих действий. При этом не значит, что если мотивы актуально не осознаются, они отделены от сознания человека. Они могут быть представлены в сознании как «личностный смысл соответсвующей деятельности». В этом выражена смыслообразующая функция мотива. (Другая функция мотива - побудительная).

Мы пытаемся заработать деньги не ради кусочков разноцветной бумаги. Но имея их, мы можем быть более уверены в себе, гордиться собой и прочее.

Неосознаваемое в психике не отделено от сознания. Это разные уровни психического отражения и регуляции деятельности.

Задача осознания человеком мотивов своей деятельности возникает на достаточно высокой ступени развития человека как личности – когда складывается его полноценное самосознание.

Итак, у мотива две функции: смыслообразующая и побудительная.

Предложенная классификация мотивов А.Н. Леонтьевым: Мотивы, распределенные по группам, делятся на

Директор обращается к начальнику отдела кадров:
- Найдите на нашем предприятии человека - молодого, способного,
инициативного, который мог бы занять мое место.
- И тогда?
- Как только найдете, сразу же увольте.

-Хватит пить!
-А я не пью. я дезинфицирую душевные раны.

Никакой план не выполняется с таким рвением, как план эвакуации.

4.смыслообразующие – те, в которых выражается смысл этой деятельности. Смысл - как относится содержание этой деятельности к основным потребностям человека.

На заметку шефу:

Чтобы повысить энтузиазм прихода сотрудников на работу поставьте аську (любую социальную сеть) на каждое рабочее место, оборудованное компьютером.

Поскольку смысл рабочей деятельности у многих – это общение.

Разделение на смыслообразующие и побудительные –условно. Один и тот же мотив может быть побудительным и смыслообразующим. Сама деятельность – полимотивирована, атакже «многовершинна», то есть имеет много различных смыслов.

Напоминаю, что мотивом деятельности, по А.Н. Леонтьеву, является предмет потребности, который может быть представлен как в материальном плане, так и в воображении субъекта.

Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов деятельности и входящих в ее состав действий. Совпадение бывает в случае, если цель приобрела в сознании человека самостоятельную побудительную силу (сдвиг мотива на цель), либо в том случае, когда человека осознает свои мотивы и превращает их в мотивы-цели. Отличие цели от мотива: цель всегда осознается. Мотив не всегда, почти никогда. Точнее, мы себе не отдаем отчета в мотивах своих действий. Мы знаем цель. Осознать свои мотивы человек способен на очень высокой ступени развития своей личности. Осознание мотивов – это особый психологический акт, возникающий при необходимости объяснить свое поведение. Понять, чем оно регулируется и управляется.

5.осознаваемые (человек о них знает и может осуществлять их регуляцию разумом и волей),

Самый мотивированный и целеустремлённый человек, тот – который находится в поисках туалета.

6.неосознаваемые ( они реально управляют деятельностью, но человек не может их отследить),

Осознанность и неосознанность мотивов относительна. Различаются степенью представленности в нашем сознании. Уровни сознательного ии бессознательного в психике: Апперцепция, повседневное сознание, полусознание, неосознаваемое и бессознательное. Поэтому, неосознаваемые мотивы могут быть:

Все они могут быть реально действующими.

Понять мотивацию человека - верх мастерства. Хотя бы свою бы понять бы. Правда?)

Мои потребности. Способ самоанализа.

Общее фоновое состояние неудовлетворенности собой и своей жизнью - к сожалению, достаточно распространенное явление.

Всем известно, что состояние недовольства своей жизнью и неудовлетворенные потребности - взаимосвязаны. Какую пользу нам дает ясное понимание своих потребностей? Прежде всего:

  • помогает выстраивать границы в отношениях,
  • помогает убрать фоновое чувство неосознанной неудовлетворенности или уменьшить его интенсивность,
  • помогает "отделить зерна от плевел" и научиться выстраивать свою жизнь более целенаправленно и осознанно: Что хочу? Что могу? Что первостепенно? Что второстепенно? Что не имеет ценности в моей жизни? Степень важности каждого из дел.

Я хочу поделиться способом самоанализа, а именно анализа своих потребностей. Эта методика отлично работает в самостоятельной работе, а также может пригодиться в работе с клиентом и в групповой работе.

Суть этого способа - сочетание трех известных "схем" личностного развития.

Мы будем использовать и немного подкорректируем "под себя" схемы:

  • всем известную пирамиду потребностей Абрахама Маслоу,
  • колесо жизненного баланса Николая Козлова,
  • круг ценностей Шалома Шварца.

Цель предлагаемого способа - наглядно представить свои потребности, нарисовать их на бумаге.

Мы будем рисовать:

1. свою персональную пирамиду потребностей

( иерархии потребностей и опора друг на друга).

2. свое персональное колесо потребностей

(степень удовлетворения каждой вашей потребности).

3. свой круг ценностей

( взаимосвязь потребностей и ценностей).

  1. 3 листа бумаги (можно обычные тетрадные страницы),
  2. карандаш, ручка
  3. циркуль,
  4. линейка,
  5. распечатанные картинки пирамиды потребностей Абрахама Маслоу, колеса жизненного баланса Николая Козлова и круга ценностей Шалома Шварца.

Итак, первое, что нужно сделать, ознакомиться с пирамидой Маслоу и нарисовать свою собственную пирамиду, более конкретную, где может быть больше ступенек и подступенек. Обратите внимание на свои личные базовые потребности: еда, сон, отдых – фундамент пирамиды, без которого пирамида элементарно не простоит, обвалится. А это прежде всего ваше здоровье, на чем, собственно, держатся все остальные ступени пирамиды.

Мои потребности Способ самоанализа


Ваша персональная пирамида может быть более подробной, чем пирамида, предложенная А. Маслоу, а может быть довольно кратко оформленной, как, например, на этой картинке:

В результате анализа своих личных потребностей многое становится понятнее, возможно, вы увидите, что не всё так плохо, как казалось раньше. У вас есть фундамент, на что опирается ваша пирамида и уже есть ступени, построенные годами Вашей учебы и работы. Ваша задача – укрепить фундамент и строить свою пирамиду дальше, укреплять ступени, подниматься выше.

Когда работа с пирамидой собственных потребностей завершена, можно приступить к ознакомлению с колесом жизненного баланса. Сделаем на его основе свое ПЕРСОНАЛЬНОЕ КОЛЕСО ПОТРЕБНОСТЕЙ. Мы немного изменим суть колеса, заменив сферы жизни на конкретные наши личные потребности, обозначенные в нашей персональной пирамиде. Мы переписываем свои потребности, обозначенные в персональной пирамиде - в персональное колесо потребностей.



Например, вот такое колесо ваших потребностей может получиться:

Проставьте каждой вашей потребности оценку от 1 до 5 начиная от центра.

  • 1 - эта потребность не удовлетворена.
  • 2 - почти удовлетворена
  • 3. - среднее удовлетворение
  • 4. - хорошо удовлетворена, но хотелось бы лучше!
  • 5. - отлично удовлетворена!

Посмотрите, далеко ли можно уехать на таком колесе? есть ли сильно западающие спицы ваших неудовлетворенных потребностей, которые мешают ровному перемещению в ваше светлое будущее?

И самое главное, проанализировав это колесо, заполните таблицу «ремонта» вашего колеса:

Ее степень удовлетворения

Причины неудовлетворения или недостатоточного удовлетворения (отрицание, противоречия, период перемен (смена деятельности, места жительства, рождение детей и т.д.)

Что мне нужно делать, чтобы эта потребность стала удовлетворена:

Сколько времени нужно трудиться, чтобы эта потребность была близка к удовлетворению:

Анализируя свое персональное колесо потребностей, мы видим, насколько равномерное внимание мы уделяем каждой своей потребности.

Таблица "ремонта" нам в помощь, чтобы быть ориентиром, куда двигаться дальше.

Ну и наконец, для более глубокого анализа и согласования своих потребностей с вашими ценностями в широком контексте культуры, предлагаю Вам обратить внимание на круг ценностей (качеств и понятий культуры) Шалома Шварца:



Для удобства можно часть круга сократить, чтобы было нагляднее и понятнее:

Можно найти в интернете опросник Шварца и ответить на все вопросы. Вы узнаете много полезного для себя и о себе.

Если времени на опросник на данный момент нет, то достаточно посмотреть на круг Шварца как на географическую карту и проанализировать каждую ценность лично для себя.

Итак, поставьте баллы от 1 до 5

(1 – неважно, 2 – менее важно, 3 – достаточно важно, 4 - важно, 5 - важнейшая ценность для Вас)

следующим вашим качествам:

  1. Мои поступки
  2. Мои мысли
  3. Моя стимуляция
  4. Мой гедонизм
  5. Мои достижения
  6. Мое доминирование
  7. Мои ресурсы
  8. Моя репутация
  9. Личная безопасность
  10. Общественная безопасность
  11. Традиции
  12. Правила
  13. Межличностное общение Я + ты
  14. Моя скромность
  15. Забота вообще
  16. Мое чувство долга
  17. Моя забота о других
  18. Моя забота о природе
  19. Моя толерантность

Здесь можно увидеть, где Вы находитесь и куда двигаетесь по категориям: Консерватизм, Самопреодоление, Открытость, Самоутверждение. Самые дальние от центра точки – это и есть приоритеты вашей личности, куда Вы стремитесь и, возможно, ждете этого же от других людей.

Сравните круг ценностей с колесом ваших потребностей. Найдите определенную взаимосвязь этих двух кругов: есть ли между ними согласованность или присутствует противоречия? Можно ли увидеть в колесе потребностей и круге ценностей то общее между ними, что Вас может вдохновить на дальнейшие действия к нужным результатам?

Обратите внимание, где больше всего у вас в кругу «выпуклостей» – в области Консерватизм, Самопреодоление, Открытость, Самоутверждение.

  • Если в области Консерватизм – для удовлетворения ваших западающих потребностей – найдите поддержку у близких людей или у нужных сообществ.
  • Если в области Самопреодоление – для удовлетворения ваших западающих потребностей позаботьтесь вовремя о своем здоровье.
  • Если в области Открытости – для удовлетворения ваших западающих потребностей давайте себе вовремя отдых от всего на свете.
  • Если в области Самоутверждения – проанализируйте, перед какими людьми прежде всего вам хочется показать свою значимость, обратите внимание на свое здоровье.

Анализируя свой персональный круг ценностей, мы можем увидеть, куда мы желаем двигаться, насколько гармонично сочетаются наши потребности с нашими ценностями.

Таким образом, комплексная работа с пирамидой потребностей, колесом потребностей и кругом ценностей наглядно дает нам понять, какие «ценные потребности» у нас проработаны и за что можно себя справедливо похвалить.

31. Потребности как фундамент активности. Иерархия потребностей а. Маслоу.

Виды активности можно различать не только по тому, исчерпываются они внутренним переживанием или содержат также какие-то действия. Психологи выделяют, кроме того, произвольную и непроизвольную активность.

Произвольная активность характерна тем, что проявляется ровно настолько, насколько необходимо для достижения определенного результата.

Непроизвольной можно назвать такую активность, которая связана с переживаниями типа сна или грезы.

Из всех возможных проявлений человека главным является проявление потребности. Потребностью называют такое состояние организма, при котором он нуждается в определенных условиях, недостающих ему для нормального существования и развития.

Потребности можно распределить на две группы:

материальные, насущные (потребность в пище, жилье, одежде);

духовные (потребность в общении, музыке, книге).

Иерархия потребностей А. Маслоу:


Согласно Маслоу потребности образуют иерархичную структуру, которая как доминанта определяет поведение человека. При этом проявление потребностей имеет закономерность: потребности более высокой ступени начинают проявляться, когда удовлетворены потребности более низкой ступени.

32. Мотивация деятельности. Социальные мотивы человека.

Мотивация — это совокупность психических процессов, которые придают поведению человека энергетический импульс и общую направленность.

В современной психологии существует несколько концепций взаимосвязи мотивации и деятельности:

каузальная атрибуция (истолкование субъектом межличностного восприятия, причин и мотивов поведения др. людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее).

Экспериментально доказано: а) чел. объясняет свое поведение не так, как объясняет поведение других людей; б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим закономерностям; в) чел. склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные – внутренними факторами.

мотивация достижения успехов и избегание неудач (зависимость между мотивацией и достижением успехов деятельности не носит линейного характера, что ярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Качество работы – наилучшее при среднем уровне мотивации, и как правило ухудшается при низком и высоком).

Мотивационные явления, неоднократно повторяющиеся, со временем становятся чертами личности. К ним относятся: мотив достижения успеха (стремление чел-а добиваться только успехов в различных видах деятельности и общения); мотив избегания неудач (относительно устойчивое стремление избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми их деятельности); локус контроля (характеристика локализованных причин, исходя из которых чел. объясняет свое поведение и ответственность как наблюдение поведения др. людей); уровень притязаний (желаемый уровень самооценки личности, макс. успех в общении, которого чел. рассчитывает добиться); самооценка (складывается из оценок др. людей; адекватная и неадекватная (завыш./заниж.)).

Социальные мотивы обычно не являются жизненно необходимыми, они приобретаются в результате социального взаимодействия и удовлетворяются их результатами.

Социальный мотивосознанное, являющееся свойством личности, побуждение к деятельности, возникающее при высшей форме отражения потребностей (их осознании). С.м. возникает на основе высших, обусловленных развитием производства, потребностей личности как продукта исторического развития. Широким социальным основанием мотивов являются общественные отношения, выступающие их системообразующим фактором. С.м. имеют классовую природу, в них "трансформируются" потребности общества, нации, класса, коллектива, индивида. На основе одной потребности обычно возникает их совокупность. Один и тот же мотив может соответствовать разным потребностям.

С.м выполняет функции:

побуждающую (выражающую устремленность к деятельности)

направляющую (выражающую определенность устремленности)

регулирующую (связанную с доминированием в регуляции поведения тех или иных мотивов).

С.м. человека:

1.аффилиация - проявляется как стремление человека наладить добрые, эмоционально-положительные взаимоотношения с людьми.

2.отвергание – проявляется в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми людьми.

3. власти - стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

4. просоциальное поведение – это любые альтруистические действия, направленные на благополучие других людей, желание помочь им.

5.агрессивности – действия наносящие человеку какой либо ущерб моральный, материальный или физический.

20. Потребность как источник активности личности. Виды потребностей.

Человек живет в сложном и многообразном мире физических, социальных, политических, идеологических и других явлений и событий. Не на все эти явления он реагирует одинаково, не все они становятся для него интересны. Источник активности личности — ее потребности.

Потребность- это переживание человеком нужды в каком-либо объекте, условиях среды, необходимых для его существования и развития. Поэтому потребности как внутренние психические состояния регулируют поведение личности, определяют направленность мышления, чувств и воли человека. Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей. Обычно процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность. Удовлетворяя потребности и достигая цели, человек тем самым создает новые объекты, новые условия среды, которые в свою очередь порождают и новые потребности.

Активность как центральная составляющая поведения человека не возникает сама по себе спонтанно, а детерминирована определенными состояниями человека как организма, социального индивида и личности, выражающими зависимость его от окружающей среды: материальной, социальной, духовной. Другими словами, потребность - это нужда, необходимость в чем-либо. Именно потребности являются основой для возникновения мотивов - непосредственных побудителей поведения.

Потребности человека очень многообразны. Н. Ф. Реймерс на основе обобщения литературных материалов выделяет следующие группы и виды потребностей:

- по характеру и природе возникновения: естественные, социальные, интеллектуальные;

- по сфере жизнедеятельности: материальные и духовные;

-по экономической количественной определенности: абсолютные, действительные и платежеспособные;

- по степени конкретизации: общие и конкретные;

- по степени удовлетворения: удовлетворенные, неудовлетворенные;

- по степени настоятельности: насущные, менее настоятельные, отдаленные;

-по объектам: в материальных благах, услугах и духовных ценностях;

- по степени активности: активные и пассивные;

- по степени рациональности: рациональные и иррациональные («псевдопотребности»);

- по степени реальности: реально осуществимые и нереальные;

- по степени перспективности: социально перспективные и бесперспективные.

Потребности есть основной источник активности в познавательной и практической деятельности человека. Чтобы удовлетворить свои потребности, человек должен найти для этого пути и средства в сложном социальном мире, он должен уметь ставить перед собой и решать практические и теоретические задачи. В связи с этим мышление выступает в качестве такого психологического процесса, который обеспечивает поиск необходимых средств, способов и методов удовлетворения возникших потребностей.

Не только мышление, но и воля побуждается потребностями. Благодаря волевому усилию, целенаправленности, настойчивости, упорству человек преодолевает трудности, препятствия, встающие на пути удовлетворения потребностей.

Потребности становятся главными причинами определенных психологических состояний, переживаний, чувств человека. В зависимости оттого, удовлетворяются или не удовлетворяются потребности, человек переживает состояния напряжения или спокойствия, эмоции — радость или горе, чувства удовлетворенности или неудовлетворенности.

Потребности человека многообразны по своей природе, однако для каждой личности характерна определенная система потребностей, включающая доминирующие, преобладающие потребности и потребности, подчиненные им. Доминирующие потребности могут подавлять все остальные и в связи с этим определять основное направление поведения и деятельности. Так, человек, испытывающий постоянную потребность в успехе, все свои поступки и действия подчиняет этой потребности. Порой ему важен успех сам по себе, без учета средств и способов его достижения, их морально-нравственной ценности. Этой главной потребности могут быть подчинены потребности в познании, общении, труде и т.д.

Ведущей потребностью человека должна стать потребность в труде. Она проявляется в стремлении к труду как жизненно необходимой деятельности, концентрирующей вокруг себя все духовные и физические возможности человека. Хотя эта потребность имеется практически у каждого современного человека, но далеко не всегда она становится доминирующей. Классификация и виды потребностей

Как в отечественной, так и в зарубежной психологии личности существует множество классификаций потребностей. Предыдущий анализ сущности потребности, выявивший неоднозначность подходов, объясняет и множество классификаций потребностей. Некоторые авторы, например, Мюррей насчитал более 140 потребностей человека. Тем не менее, и в отечественной и в западной психологии сложились определенные традиции в классификации потребностей. Можно выделить две классификации потребностей. В первой из них все потребности разделяются на биологические (материальные), социальные и идеальные (духовные).

Реализация биологических потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование человека. Это потребности в пище, одежде, сне, жилище, безопасности, сексуальные потребности, потребность экономии сил.

Социальные потребности отражают потребности человека принадлежать к какой-либо группе, в признании, доминировании, лидерстве, самоутверждении, внимании и привязанности окружающих, в уважении и любви, дисциплинированности, независимости-зависимости.

Идеальные потребности – это потребности познания окружающего мира, смысла своего существования, самоуважении и самореализации, собственно познавательные потребности, эстетические потребности.

Другая классификация делит все виды потребностей на два больших класса: потребности сохранения (нужды) и развития (роста). Первый класс включает в себя:

физиологические (голод, жажда, сон, активность, секс) (по А. Маслоу),

потребность в безопасности (по А. Маслоу) и сохранении (по К. Обуховскому),

изобилия (полнота удовлетворения биологических потребностей) (по Р. Акоффу),

биологические (по П. В. Симонову),

материальные (по Ф. М. Достоевскому).

Второй класс потребностей это:

потребности в уважении и любви,

самоактуализации (по А. Маслоу),

познавательные, в том числе и познания смысла жизни,

потребности в эмоциональном контакте, (по К. Обуховскому),

социальные и идеальные потребности (по П. В. Симонову).

Таким образом, видно, что почти одни и те же потребности перетасовываются между собой в зависимости от способа их классификации. Приведенные классификации позволяют выделить наиболее значимые с точки зрения практического поведения личности потребности.

Потребность в достижении (успехе). Она выражает стремление человека к улучшению результатов деятельности. Потребность в достижении наиболее тесно связана с успешностью в деятельности. Как правило, эта потребность наиболее полно удовлетворяется среди лиц с высоким уровнем мастерства. У женщин данная потребность выражена сильнее, чем у мужчин.

У людей со слабой потребностью в достижениях слабо выражена внутренняя мотивация деятельности. При этом они больше побуждаются защитной мотивацией (мотивация избегания неудачи: не получить плохую оценку, не быть отчисленным или уволенным и т. п.). Потребность в достижении прямо и положительно коррелирует с активностью в научной работе.

Потребность в аффилиации (межличностном общении). Данная потребность предусматривает высокий уровень эмпатии. Следует отличать эту потребность от потребности в покровительстве, помощи, признании со стороны других. Все это – разные стороны потребности в аффилиации.

Экспериментальное изучении данной потребности выявило следующие факты. При среднем уровне потребности в аффилиации у студентов наблюдается положительное ее влияние на успеваемость. Сильный уровень – отрицательно связана с успешностью. У женщин этот вид потребности выражен сильнее, чем у мужчин. Кроме того потребность в аффилиации значимо влияет на степень удовлетворенности студентов учением. Причем у мужчин это влияние сильнее, чем у женщин. В то же время потребность в аффилиации практически не оказывает влияния на облегчение учебной деятельности. Более того, у лиц с высоким уровнем этой потребности несколько возрастают трудности учения. С возрастом потребность в аффилиации уменьшается. Установлено, что она положительно коррелирует с тревожностью.

Потребность в доминировании – возникает и удовлетворяется в процессе общения. Наряду с этой потребностью говорят о потребности в самоутверждении, в лидерстве, в независимости, ответственности. По мнению Ю. М. Орлова – все это различные потребности, весомая компонента в которых принадлежит потребности в доминировании.

Данные экспериментального изучения этой потребности выявили ее противоречивое влияние на успеваемость. Например, стремление к доминированию, вне связи с другими потребностями, снижает учебную успешность студентов. Чем сильнее потребность в доминировании, тем меньше вероятность сдать сессию на отлично. Вместе с тем вероятность сдать сессию не ниже, чем на хорошо, уже не зависит от степени развития потребности доминирования.

Положительная связь этой потребности с потребностью в достижении оказывает положительное влияние учебную успешность. Студенты с высоким уровнем потребности в доминировании испытывают меньше трудностей в учении. По-видимому, этот вид потребности повышает общий уровень мотивации, способствуя тем самым облегчению учебной деятельности. У женщин влияние доминирования на облегчение учения выражено сильнее. При этом эффект облегчения возрастает с ростом успеваемости.

Потребность в познании. Интересно, что познавательная потребность, во всяком случае, у студентов медвузов, обладает меньшей стимулирующей способностью, чем потребность в достижении. Показано, что вероятность учиться на отлично под влиянием познавательной потребности повышается в 1,5 раза, а под влиянием потребности в достижении в 2 раза! Интересно и то, что у студентов со средним уровнем познавательной потребности наблюдается наибольшая удовлетворенность учением. Студенты с высоким уровнем этой же потребности удовлетворены учением меньше. Зато познавательная потребность оказывает существенное влияние на облегчение учения: чем выше потребность, тем легче учиться.

Проведенные исследования показывают, что одна и та же потребность может повышать один показатель эффективности и снижать другой. Кроме того, видно, что направление и интенсивность влияния различных потребностей на один и тот же показатель деятельности различны. Все это свидетельствует о многозначных взаимоотношениях между потребностями и стимулируемыми ими деятельностями.

Читайте также: