Понижениям фундамента соответствуют прикаспийская низменность и печорская низменности

Обновлено: 18.05.2024

1. Выяснить особенности природы равнины как фактора формирования наиболее заселенного и развитого региона.

2. Развивать навыки исследовательской деятельности.

3. Развивать нравственно-эстетическое отношение к природе.

1. Формирование представлений и знаний об особенностях природного района - Русской равнине, ее роли в формировании Русского государства.

2. Изучение природы и ресурсов Русской равнины.

3. Углубление и расширение знаний о компонентах ПТК равнины.

Оборудование: карты России - физическая, климатическая, растительности природных зон, контурные карты, видеофильм, книги, мобильный класс, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Формы работы: групповая с элементами ролевой игры.

по дидактическим целям - изучение нового материала;

по методам обучения – ролевая игра.

1. Организация урока.

2. Актуализация знаний учащихся. Постановка учебных задач. Изучение новой темы.

3. Работа учащихся в группах. Ответы учащихся. Релаксация.

5. Решения теста при использовании ноутбуков. Практическая часть, выполнение заданий в контурных картах.

6. Домашнее задание.

Ход и содержание урока

1. Этап - организационный.

Приветствие. Готовность к уроку. Отметить в журнале отсутствующих.

2. Этап - актуализация знаний учащихся.

Учитель. Мы начинаем изучать физико-географические районы России.

Вопрос №1. Назовите и покажите все эти районы на физической карте России.

Тема урока. Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы.

Учитель. Ребята, нам предстоит выяснить, что в природе Русской равнины чарует человека, придает ему духовные и физические силы, влияет на хозяйственную деятельность.

Чтобы решить задачи, необходимо исследовать следующие вопросы.

1. Географическое положение и рельеф Русской равнины.

2. Климат и внутренние воды.

3. Природные зоны Русской равнины.

4. Природные ресурсы и их использование.

5. Экологические проблемы Русской (Восточно-Европейской) равнины.

Изучение Русской равнины мы начинаем с определения географического положения района, так как оно определяет особенности ПТК.

- Дайте определение понятия “географическое положение”.

Географическим положением называют – положение какого-либо объекта или пункта на земной поверхности по отношению к другим объектам или территориям.

Вопрос №2. Что лежит в основе деления России на регионы или физико-географические области?

Ответ. В основу деления положены рельеф и геологическое строение- азональные компоненты.

Вопрос №3. Первый ПТК (физико-географический район), с которым мы познакомимся - это Русская равнина, или как она еще называется Восточно-Европейская равнина.

Как вы думаете, почему эта равнина имеет такие названия?

Ответ. Русская – потому что здесь центр России, на равнине располагалась Древняя Русь. Здесь живет большинство русских в России.

Вопрос №4. Почему Восточно-Европейская?

Ответ. Равнина расположена на востоке Европы.

3. Этап. Работа в группах.

Сегодня работа в группах, вы получаете задания и инструкции по выполнению заданий, на которую отведено 5 минут.

Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек, назначаются консультанты, раздаются карточки с заданиями исследовательского характера (в ходе работы ребята составляют на отдельных листах схему своего ответа), получают оценочные листы.

Оценочный лист

Исследования учащихся.

Проблемный вопрос: Как географическое положение определяет особенности природы Русской равнины?

1. Моря, омывающие территорию Русской равнины.

2. К бассейну какого океана они относятся.

3. Какой из океанов имеет наибольшее влияние на особенности природы равнины?

4. Протяженность равнины с севера на юг по 40 градусу в.д. (1 градус=111 км.).

Вывод. Равнина занимает западную часть России. Площадь составляет около 3 млн. км кв. Влияние на особенности природы оказывают Северный Ледовитый и Атлантический океаны.

Русская равнина занимает почти все западную, европейскую, часть России. Она простирается от побережий Баренцевого и Белого морей – на севере до Азовского и Каспийского морей - на юге; от западных границ страны до Уральских гор. Протяженность территорий с севера на юг превышает 2500 км, площадь равнины в пределах России около 3 млн. км кв.

С географическим положение равнины связано влияние на особенности ее природы морей Атлантического и наименее суровых морей Северного Ледовитого океанов. На Русской равнине наблюдается самый полный набор природных зон (от тундр до пустынь умеренного пояса). На большей части ее территории природные условия достаточно благоприятны для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Проблемный вопрос: Как сформировался современный рельеф равнины?

1. Сопоставляя физическую и тектоническую карты, сделайте вывод:

Как влияет тектоническое строение на рельеф равнины? Что такое древняя платформа?

2. Какие территории имеют наибольшую и самую низкую абсолютные высоты?

3. Рельеф равнины разнообразный. Почему? Какие внешние процессы формировали рельеф равнины?

Вывод. Русская равнина расположена на древней платформе - Русской. Наибольшая высота - горы Хибины 1191 м, наименьшая - Прикаспийская низменность - 28 м. Рельеф разнообразный, сильное влияние оказал ледник на севере, на юге текучие воды.

Русская равнина расположена на древней докембрийской платформе. Этим обусловлена главная особенность её рельефа – равнинность. Складчатый фундамент Русской равнины залегает на различной глубине и выходит на поверхность в России лишь на Кольском полуострове и в Карелии (Балтийский щит) На остальной территории фундамент перекрыт осадочным чехлом разной мощности.

Чехол сглаживает неровности фундамента, но все же они, как на рентгене, “просвечивают” сквозь толщу осадочных пород и предопределяют размещение самых крупных возвышенностей и низменностей. Наибольшую высоту имеют горы Хибины на Кольском полуострове,они находятся на щите, наименьшую- Прикаспийская низменность - 28 м, т.е. На 28 м ниже уровня Мирового океана.

Среднерусская возвышенность и Тиманский кряж приурочены к поднятиям фундамента. Прикаспийская и Печорская низменности соответствуют понижениям.

Рельеф равнины достаточно разнообразный. На большей части территории он пересеченный и живописный. В северной части на общем фоне низменной равнины разбросаны небольшие возвышенности и гряды. Здесь через Валдайскую возвышенность и Северные Увалы проходит водораздел между реками, несущими свои воды на север и северо-запад (Западная и Северная Двина, Печора) и текущими на юг (Днепр, Дон и Волга с их достаточно многочисленными притоками).

Северная часть Русской равнины формировалась древними ледниками. Кольский полуостров и Карелия находится там, где интенсивно шла разрушительная деятельность ледника. Здесь часто на поверхность выходят прочные коренные породы со следами ледниковой обработки. Южнее, где шло накопление принесенного ледником материала, образовались конечно – моренные гряды и холмисто – моренный рельеф. Моренные холмы чередуются с понижениями, занятыми озерами или заболоченными.

Вдоль южной границы оледенения талые ледниковые воды отложили массу песчаного материала. Здесь возникли плоские или слегка вогнутые песчаные равнины. В настоящее время их пересекают слабо врезанные речные долины.

Южнее чередуются крупные возвышенности и низменности. Среднерусская, Приволжская возвышенности и Общий Сырт разделены низменностями, по которым протекают Дон и Волга. Здесь распространен эрозионный рельеф. Особенно густо и глубоко расчленены оврагами и балками возвышенности.

Крайний юг Русской равнины, заливавшийся морями в неогеновое и четвертичное время, отличается слабым расчленением и слегка волнистой, почти плоской поверхностью. Русская равнина расположена в умеренном климатическом поясе. Лишь крайний север ее находится в субарктическом поясе.

Релаксация. Ребята рассматривают слайды с пейзажами природы, и с музыкальным сопровождением.

Проблемный вопрос: Почему на Русской равнине сформировался умеренно-континентальный климат?

1. Назовите климатообразующие факторы, определяющие климат равнины.

2. Как влияет Атлантический океан на климат равнины?

3. Какую погоду приносят циклоны?

4. По климатической карте: определите средние температуры января и июля, годовое количество осадков в Петрозаводске, Москве, Воронеже, Волгограде.

Вывод. Климат умеренно-континентальный, континентальность нарастает к юго-востоку. Наибольшее влияние оказывает Атлантика.

Климат Русской равнины умеренно- континентальный. Континентальность нарастает к востоку и особенно к юго – востоку. Характер рельефа обеспечивает свободное проникновение атлантических воздушных масс до восточных окраин равнины, а арктических – далеко на юг. В переходные периоды продвижение арктического воздуха вызывает резкое понижение температуры и заморозки, а летом – засухи.

Русская равнина получает наибольшее количество осадков по сравнению с другими крупными равнинами нашей страны. Она находится под влиянием западного переноса воздушных масс и движущихся со стороны Атлантики циклонов. Особенно сильно это влияние прослеживается в северной и средней частях Русской равнины. С прохождением циклонов связано выпадение осадков. Увлажнение здесь избыточное и достаточное, поэтому много рек, озер и болот. В полосе максимального количества находятся истоки крупнейших рек Русской равнины: Волги, Северной Двины. Северо-запад равнины - один из озерных районов страны. Наряду с крупными озерами - Ладожским, Онежским, Чудским, Ильмень – здесь имеется множество мелких, расположенных в понижениях между моренными холмами.

В южной части равнины, где циклоны проходят редко, осадков выпадает меньше, чем может испариться. Увлажнение недостаточное. Летом нередко бывают засухи и суховеи. Нарастание сухости климата идет к юго-востоку.

Проблемный вопрос: Как вы объясните слова А.И.Воейкова: “Реки – продукт климата”?

1. Найдите и назовите крупные реки равнины, к бассейнам каких океанов они относятся?

2. Почему реки текут в разные стороны?

3. Климат оказывает влияние на реки. В чем оно выражается?

4. На территории Русской равнины много крупных озер. Большинство их находится на северо-западе равнины. Почему?

Вывод. Реки имеют весеннее половодье, питание - смешанное.

Большинство озер находится на северо-западе равнины. Котловины ледниково-тектонические и подпрудные, т.е. влияние древнего ледника.

Все реки Русской равнины имеют преимущественно снеговое питание и весеннее половодье. Но реки северной части равнины по величине стока и его распределению по сезонам года существенно отличаются от рек южной части. Северные реки многоводны. В их питании значительную роль играют дождевые и грунтовые воды, потому сток более равномерно распределен в течение года, чем у южных рек.

В южной части равнины, где увлажнение недостаточное, реки маловодны. Доля дождевых и грунтовых вод в их питании резко сокращается, поэтому подавляющая часть стока приходится на короткий период весеннего половодья.

Самой длинной и многоводной рекой Русской равнины и всей Европы является Волга.

Волга – одно из главных богатств и украшений Русской равнины. Начинаясь из небольшого болотца на Валдайской возвышенности, река несет свои воды в Каспийское море. Она вобрала в себя воды сотен рек и речушек, текущих с Уральских гор и рождающихся на равнине. Основными источниками питания Волги служат снеговые (60%) и грунтовые (30%) воды. Зимой река замерзает.

Пересекая на своем пути несколько природных зон, она отражает в водной глади и большие города, и величественные леса, и высокие склоны правобережий, и прибрежные пески прикаспийских пустынь.

Ныне Волга превратилась в грандиозную лестницу с зеркальными ступенями водохранилищ, регулирующих ее сток. Вода, падающая с плотин, обеспечивает электроэнергией города и села Русской равнины. Каналами река соединена с пятью морями. Волга – это река – труженица, артерия жизни, мать русских рек, воспетая нашим народом.

Из озер Русской равнины самым большим является Ладожское озеро. Его площадь составляет 18100 км. Озеро протянулось с севера на юг на 219 км при максимальной ширине 124 км. Средняя глубина - 51 м. Наибольшие глубины (203 м) озеро достигает в своей северной части. Северный берег Ладожского озера – скалистый, изрезанный узкими длинными заливами. Остальные берега низкие и пологие. На озере множество островов (около 650), большая часть которых находится близ северного берега.

Озеро замерзает полностью лишь к середине февраля. Толщина льда достигает 0,7–1 м. Вскрывается озеро в апреле, но ещё долго льдины плавают по его водной глади. Лишь во второй половине мая озеро полностью освобождается ото льда.

На Ладожском озере часы туманы затрудняющие судоходство. Нередко случаются сильные продолжительные штормы, когда волны достигаю высоты 3 метра. По условиям судоходства Ладогу приравнивают к морям. Озеро связано через Неву с Финским заливом Балтийского моря; через реку Свирь, Онежское озеро и Беломорско – Балтийский канал – с Белым и Баренцевым морями; через Волго-Балтийский канал – с Волгой и Каспием. В последние годы наблюдается сильное загрязнение воды Ладожского озера промышленными в его бассейне. Остро стоит проблема сохранения чистоты озера, так как воду из Ладоги получает г.Санкт- Петербург. В 1988 г. принято специальное постановление по охране Ладожского озера.

Вывод по изученной теме

Восточно-Европейская (Русская) равнина обладает исключительно разнообразными природными условиями и ресурсами. Это обусловлено геологической историей развития и географическим положением. С этих мест началась русская земля, с давних пор равнина заселялась и осваивалась людьми. Не случайно, что именно на русской равнине расположена столица страны - Москва, наиболее развитый экономический район - Центральная Россия с самой высокой плотностью населения.

Природа Русской равнины чарует своей красотой. Она придает человеку духовные и физические силы, успокаивает, восстанавливает здоровье. Неповторимое очарование русской природы воспето А.С. Пушкиным,

М.Ю. Лермонтовым, отражено в живописи И.И. Левитана, И.И.Шишкина, В.Д. Поленова. Люди передавали из поколения в поколение навыки декоративно-прикладного искусства, используя природные ресурсы и сам дух русской культуры.

5. Этап. Практическая часть урока. Для закрепления и усвоения учебного материала ребята выполняют тест на ноутбуках (упражнения с глазами), по команде учителя нажать клавишу “результат”.

Подведение итогов, оформление оценочных листов.

Практическая часть в рабочих тетрадях стр. 49 (задание №2).

Выставление оценок в дневниках.

6. Этап. Домашнее задание: параграф 27, рабочая тетрадь стр. 49 (задание №1).

Самоанализ урока географии

Урок проводился в классе с хорошими учебными возможностями, класс развивающего обучения.

Учащиеся владеют навыками аналитической мыслительной деятельности.

Тип урока - комбинированный, с элементами ролевой игры. Исходя из темы и типа урока, особенностей ученического коллектива были определены следующие цели урока:

- выявить особенности природы равнины как фактора формирования наиболее заселенного и развитого района;

- совершенствовать умения работать с картами атласа, текстом учебника, компьютером, составлять логические опорные схемы;

- обеспечить развитие способностей к оценочным действиям, высказывать суждения;

- развивать навыки исследовательской деятельности;

- воспитывать умение работать в коллективе, развивать взаимопомощь;

- развивать нравственно-эстетическое отношение к природе.

Для реализации названных целей использовались различные методы обучения:

1. По источникам передачи и восприятия информации:

- словесные - формулирование целевых установок, разъяснение способов деятельности;

- наглядные - карты, интерактивная доска, мультимедийный проектор, мобильный класс;

- практические - работа с картами атласа, учебником, рабочей тетрадью, с помощью ноутбуков.

2. По характеру познавательной деятельности:

- репродуктивный - учащийся работали с терминами;

- исследовательский - выявляли особенности, устанавливали причину и следствие;

- сравнивали, объясняли, анализировали проблемные вопросы.

На уроке использованы следующие формы организации учебной деятельности:

1. Индивидуальные-каждый ученик работал с текстом учебника, картами атласа, выполнял задания контроля.

2. Парные - обсуждения,взаимоконтроль.

3. Групповые - творческая работа.

При разработке урока я придерживалась принципов:

1. Принцип мотивации - создание увлеченности, интереса к знаниям.

2. Принцип осознанного процесса обучения.

3. Принцип коллективизма.

Использованы приемы умственной мыслительной деятельности:

1. Прием сравнения - благоприятные и неблагоприятные условия.

2. Прием анализа и синтеза - определение особенностей размещения природных ресурсов.

3. Прием обобщения при формулировании выводов и подведение итогов.

1 этап – организационный.

Задачей этапа является обеспечить благоприятную психологическую обстановку для учебной деятельности.

2 этап – актуализация опорных знаний.

На этом этапе учитель обеспечивает воспроизведение тех знаний и умений, на базе которых будет выстраиваться новое содержание. Реализация целевых установок, формирование умений определять цель, планировать свою учебную деятельность.

3 этап – изучение нового материала, работа в группах.

Задачи этапа - обеспечить восприятие, осмысление усваиваемых учащимися понятий, создание условий для освоения учащимися знаний в форме деятельности.

1. Создание проблемных ситуаций.

2. Использование исследовательского метода обучения по установлению причинно-следственных связей.

3. Совершенствование умений по анализу текста, составлению схем.

4. Работа с текстом учебника с целью выработать научное мышление.

5. Творческое задание направлено на закрепление умений анализировать карты атласа, а также на развитие умственной мыслительной деятельности. развитие логики.

4 этап – итог урока, закрепление новых знаний и способов деятельности.

Задачей этапа является - обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала. Совершенствование оценочных действий.

5 этап – практическая часть, логическое завершение урока.

6 этап – информация о домашнем задании.

Форма урока позволила сочетать в себе традиционные и нетрадиционные формы работы: комбинированный урок с элементами ролевой игры. Психологический режим поддерживался доброжелательным отношением учителя к учащимся. Посильностью заданий для каждого ученика, атмосферой делового сотрудничества. Высокая плотность, темп урока, сочетание разных видов работы позволили реализовать весь объем предлагаемого материала, решить поставленные задачи.

Русская (Восточно-Европейская) равнина
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Аракчаа Любовь Васильевна

Оборудование : Карты России – физическая, климатическая, растительности природных зон, контурные карты, диафильмы, книги.

2.Изучение нового материала

  1. _Мы начинаем изучать физико-географические района. Назовите эти районы, пользуясь картами природных регионов России учебником.(Р.: форзац; Б.: с.143).
  2. Что лежит в основе деления России на регионы или физико-географические области? (В основу деления положены рельеф и геологическое строение – азональные компоненты.)
  3. Первый ПТК (физико-географический район), с которым мы познакомимся – это Русская равнина, или как она еще называется, Восточно-Европейская. Как вы думаете, почему это равнина имеет такие названия? (Русская – потому что здесь был центр России, на равнине располагалась Древняя Русь, здесь живет большинство русских России.)
  4. Почему Восточно - Европейская? (Равнина расположена на востоке Европы.) Работа по изучению ПТК начинается с ознакомлением с планом изучения ПТК:
  1. Географическое положение.
  2. Рельеф и геологическое строение.
  3. Климат.
  4. Воды (реки, озера, болота, вечная мерзлота и т.д.).
  5. Природные комплексы района.
  6. Природные ресурсы и проблемы их использования.
  1. Мы начинаем изучение Российской равнины с определения географического положения, т.к. оно определяет особенности природы этого ПТК.

Работа по карте

- Определите на физической и политико-административной карте границы Русской равнины.

Русская равнина расположена на западе России: от государственной границы на западе до уральских гор - на востоке. На севере равнины омывается Баренцевым и Белым морями, на юге Черным и Азовским до Кавказских гор. С севера на юг равнина простирается на 2500км. На севере равнину пересекает Северный полярный круг. Это территория ближе всех расположена к Антлантическому океану. Зная, что равнина расположена в умеренных широтах, делая вывод о влиянии Антлантического океана на природу равнину.

  1. По тектонической карте определите, на каком участке земной коры расположена равнина. (Она находится на древней Русской платформе.)
  2. Вспомни , что такое древняя платформа? Какое она имеет строение? Древняя платформа – это устойчивый устойчивый, жесткий участок земной коры с докембрийским фундаментом, сложенным древними магматическими кристаллическими породами. Сверху фундамент закрыт осадочным чехлом разной мощности. Участки платформы, где фундамент выходит на поверхность, называются щитами.
  3. Найдите на карте щиты на Русской платформе. (Это Балтийский щит).
  4. Влияет ли тектоническое строение на природу Русскеой равнины? ( Да. Влияет. Тектоническое строение обусловило равнинность территории. Неровн6ости фундамента определяют размещение крупных возвышенностей и низменностей.)

Поднятие фундамента (Воронежское) обусловило появление на этой части платформы Среднерусской возвышенности. Понижениям фундамента Соответствуют Прикаспийская и Печорская низменности.

  1. Найдите эти формы рельефа. Какие еще возвышенности, низменности имеются на Русской равнине? (Тиманский кряж, Окско-Донская равнина, Приволжская возвышенность, Северные Увалы, Валдайская возвышенность, Смоленско-Московская возвышенность.)
  2. Какая низменность имеет самую низкую абсолютную высоту? (Прикаспийская – 28 м, т. е. на 28 м ниже уровня Мирового океана.).
  3. Какие территории имеют наибольшую высоту? (Горы Хибины на Кольском полуострове, они находятся на щите.).
  4. Рельеф равнины разнообразный. Почему? (На формирование рельефа миллионы лет оказывали влияние внутренние и внешние процессы.).
  5. Какие внешние процессы формировали рельеф равнины? (В четвертичный период кайнозойской эры в северной части равнины разрушительное действие оказал ледник).

На севере он продавил под своей тяжестью побережье, участки севера равнины оказались ниже уровня моря и были затоплены морской воды. Толщина ледника в центре(Скандинавия) достигала 3000м. Он, как огромный бульдозер, двигаясь на юг, уносил с собой вмерзшие в нижние слои льда камни, снимал с поверхности слои песка, глины, щебня. Он сгладил и округлил скалы (бараньи лбы), оставил царапины (штрихи).

Южнее, где ледник таял, отлагался принесенный материал. Образовались вытянутые холмы, сложенные перемешанными породами; песком, глиной, обломками горных порд. Валунами – морены.На Русской равнине – это Смоленско-Московская гряда, Валдайская возвышенность , Северные Увалы.

При таянии ледника огромные массы воды переносили пески и выравнивали поверхность. В пониженных участках к югу от границы ледника образовались вводно-ледниковые равнины. Например, Мещера, Окско – Донская равнина. При отступлении ледника на севере-западе равнины в углубленных понижениях (котловинах) образовались озера: Чудское, Псковское, Ильмень- это подпружные озера.

Текучие воды расчленили южную часть равнины. Здесь образовался овражно-балочно-эрозионный рельеф.

  1. Особенно много оврагов на Среднерусской и Приволжской равнинах. Подумайте, почему? (Влияние человеческой деятельности усилило эрозионную работу воды).

Эти возвышенности распаханы, рыхлый верхний слой слегка сноситсяводными потоками.

Климат Русской равнины

  1. Назовите климатообразующие факторы, определяющие климат равнины. (Расположение от заполярных широт на севере до 45град по с. ш., протяженность с севера на юг на 2500км – разнообразие климата: от субарктического на севере до умеренно – континентального на большей части равнины. В заполярных районах лето прохладное, а на юге очень теплое).

Русская равнина расположена большей частью в умеренных широтах (60град с.ш. – 40 град. с.ш.), поэтому здесь: а) четко выражены 4 времени года; б)господствуют западные ветры; в)следовательно, наибольшее влияние оказывает Атлантика.

  1. Вспомните, какие виды циркуляции атмосферы посылает на равнину Атлантический океан с помощью западных ветров? (С Атлантики на равнину приходят циклоны, и приносят циклоны? (Пасмурную, дождливую, прохладную – летом, снежную и мягкую – зимой.)

Релаксация (3 минуты ).

Задание по климатической карте : определите средние температуры января и июля, годовое количество осадков в Петрозаводске, Москве, Воронеже, Волгограде. )Работа проводится в группах или парах.)

Петрозаводск – средняя температура января -12, средняя температура июля +16, осадки – 600мм; Москва - средняя температура января -10, температура июля +18, осадки – 550мм; Воронеж – средняя температура января – 8, средняя температура июля +20, осадки 500мм; Волгоград – средняя температура января – 10, средняя температура июля +24, осадки -400мм.

  1. Сделайте вывод о климате Русской равнины.

Климат умеренно – континентальный, континентальность нарастает к юго-востоку, т.к. амплитуда увеличивается от 28 градусов в Петрозаводске (на северо-западе) до 34 градусов в Волгограде (юго-восток равнина), и уменьшается количество осадков от 600мм (северо-запад) до 400 мм (на юго-востоке).

Рельеф Русской равнины определяет направления течения рек, а, следовательно , распределение их по бассейнам.

  1. Найдите и назовите крупные реки равнины, к бассейнам каких океанов они относятся? (К бассейну Северного Ледовитого океана: Онега, Сев. Двина, Мезень, Печора. К бассейну внутреннего стока: волга с Окой и Камой.)
  2. Почему реки текут в разные стороны: на север, запад и на юг? ( В центре равнины возвышенности – Тиманский кряж, Валдайская, Средне - Русская, которые являются водоразделами бассейнов рек Северного Ледовитого, Атлантического и внутреннего стока.)
  3. Климат оказывает влияние на реки. В чем оно выражается? (Климат влияет на режим рек, на питание рек.)

На реках Русской равнины зимой ледостав, потому что везде средние температуры января ниже 0 градусов. Все реки имеют весеннее половодье, потому что питание рек смешанное с преобладанием снегового.

  1. Какие реки более полноводны? (Реки севера Русской равнины – Печора, Сев. Двина, потому что они протекают по территории с избыточным увлажнением.)
  2. На каких реках половодье опасно наводнениями? (На этих же реках , т.к. они текут с юга на север. Половодье начинается с верховьев на юге, а низовье еще сковано льдом.0
  3. Почему самая крупная река Русской равнины – Волга? 9Она имеет самую большую водосборную площадь, т.е.площадь бассейна. Ее притоки находятся в верховье, на территории с избыточным и достаточным увлажнением.)

Задания по контурным картам:

  1. Укажите на контурной карте:

а) моря, омывающие Русскую равнину: Белое, Баренцево, Каркское, Балтийское, Азовское, Черное;

б) полуострова: Кольский, Канин;

в) острова: Вайгач, Колчуев , новая земля;

г) реки: Мезень, Онега, Северная Двина, Нега, Волга, Ока, Кама, Вятка, Печора, Дон, Урал;

д) озера: Ильмень, Белое, Эльтон, Баскунчак, Селигер.

  1. Укажите на контурной карте формы рельефа:

а) возвышенности: Северные Увалы, Тиманский кряж, Валдайская возвышенность;

б) низменности: Мещера, Окско-Донская, Прикаспийская.

3. Отметьте на картосхеме древние русские города: Новгород, Псков, Москва, Владимир, Суздаль, Ростов (Великий), Ярославль, Великий Устюг.

  1. Закрепление
  1. Почему Восточно – Еропейская равнина называется Русской? (Здесь находится центр Древней Руси, большая часть населения – русские, здесь расположена столица России – Москва.)
  2. На какой тектонической структуре расположена равнина? (На древней платформе.)
  3. Где можно увидеть на поверхности древний кристаллический фундамент из гранитов? (На Балтийском щите.)
  4. Какие внешние факторы повлияли на формирование рельефа равнины? (На севере ледник, на юге водная эрозия.)
  5. Что такое «бараньи лбы»? (Отполированные ледником округлые скалы.)
  6. Какой океан оказывает на климат равнины преобладающее влияние? Почему? (Атлантический, т.к. равнина расположена в умеренных широтах, где господствует западный перенос воздушных масс.)
  7. Назовите тип климата равнины. (Умеренно-континентальный.)
  8. Каков режим и питание рек равнины? (Питание смешанное с преобладанием снегового , реки с весенним половодьем.)
  9. Какие реки имеют более молодые долины? (Реки севера равнины: Печора, Мезень, Онега, Сев. Двина, т.к. они образованы после схода ледника.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Русская (Восточно-Европейская) равнина

Урок географии в 8 классе с применением интернет-ресурсов.

Русская (Восточно-Европейская равнина) 8 класс


Урок по географии в 8 классе по теме: «Русская (Восточно-Европейская) равнина»

Формировать представления и знания об особенностях природного района – Русской равнины.

«Русская (Восточно-Европейская) равнина»

Урок географии 8 класс Тема урока: «Русская (Восточно-Европейская) равнина» Цели урока. Создать образ Русской равнины, крупнейшей физико-географической страны России; показать ее ун.


Русская (Восточно-Европейская) равнина.

Урок по теме "Русская (Восточно-Европейская) равнина изучается в курсе физической географии. В данной теме рассматривается особенности географического положения равнины и их влияние на природу. Специф.


Русская (Восточно-Европейская) равнина

Урок географии в 8 классе.


Русская ( Восточно- Европейская) равнина

Открытый урок географии в 8 классе. Предоставлены конспект, презентация, раздаточный материал к уроку.

итоговый тест по географии России
тест по географии (8 класс) на тему

Латыпова Зулия Лутфулловна

А1. Какой мыс является крайней северной материковой точкой?

А2. В каких горах расположена крайняя южная точка России?

А3. С какими государством Россия имеет сухопутную границу?

А) с Кыргызстаном

А 4. С каким государством Россия имеет самую длинную границу?

Б) с Казахстаном

А 5. Какой субъект РФ не имеет общей границы с Россией?

А) Камчатская область

Б) Магаданская область

В) Псковская область

Г) Калининградская область

А 6. Какой полуостров России находится на щите?

А7. Какая вершина является наиболее высокой?

А8. Определите территорию России по ее описанию.

Крупная равнина расположена на молодой плите с палеозойским фундаментом. Поверхность равнины плоская, имеет небольшой уклон к северу. Большая часть равнины заболочена.

А) Восточно-Европейская равнина

Б) Западно-Сибирская равнина

В) Среднесибирское плоскогорье

Г) Прикаспийская низменность

А9. Какой климат характерен для Русской равнины?

А) умеренно- континентальный

В) резко континентальный

А10. Над какой территорией России зимой господствует антициклон?

А) над Европейской территорией

В) над Восточной Сибирью

А11. На какой территории России наиболее теплое лето?

А) в Прикаспийской низменности

Б) на Среднерусской возвышенности

В) на южном Урале

А 12. На какой территории России выпадает наибольшее количество осадков?

А) на полуострове Таймыр

Б) на полуострове Камчатка

В) на полуострове Чукотка

Г) на Новосибирских островах

А13. Какое из морей, омывающих Россию, является самым глубоким?

А14. Какой пролив соединяет Чукотское и Берингово моря?

А) Карские Ворота

А15. Какая река относится к бассейну Атлантического океана?

А) Северная Двина

А16. Какая река России самая полноводная?

А17. Для какой территории России характерны самые плодородные почвы?

А) для Кольского полуострова

Б) для Валдайской возвышенности

В) для Ростовской области

Г) для Красноярского края

А18. Где многолетняя мерзлота достигает наибольшей мощности?

А) на Кольском полуострове

В) на Западно-Сибирской низменности

А19. Какая природная зона занимает большую часть Северного Урала?

В) смешанный лес

А 20. В какой природной зоне обитают сайгаки, дрофы, стрепеты, суслики?

Г) в широколиственном лесу

В1. Назовите два города, жители которых могут видеть солнце на севере. Когда это происходит?

В2. Установите соответствие.

Б) резко континентальный

С1. Назовите не менее двух минусов географического положения России.

С2. Назовите два хребта северо-востока Сибири.

Итоговый контроль по курсу географии 8 класса

Ф.И. учащегося _________________________________________________________

А1. Какой мыс является крайней восточной материковой точкой?

А2. Через какой пролив проходит морская граница между Японией и Россией?

Г) Карские Ворота

А3. С каким из государств Россия имеет сухопутную границу?

А4. С каким из государств Россия имеет самую короткую границу?

Б) с Азербайджаном

А5. Какие горы являются наиболее древними?

В) хребты Забайкалья и Прибайкалья

А6. Какой полуостров относится к наиболее подвижным районам России?

А7. Какие горы являются наиболее высокими?

А8. Определите место по описанию.

Крупная равнина расположена на древней платформе. Абсолютные высоты превышают 500 метров. Реки имеют глубокие долины. Вся равнина находится в зоне многолетней мерзлоты.

А) Русская равнина

Б) Западно-Сибирская равнина

В) Среднесибирское плоскогорье

Г) Среднерусская возвышенность

А9. Какой климат характерен для большей части Дальнего Востока?

В) резко континентальный

А10. Какая территория России находится под наибольшим влиянием Атлантики?

А) Восточно-Европейская равнина

Б) Западно-Сибирская низменность

Г) Прикаспийская низменность

А11. В каком городе зима наиболее холодная?

А) в Екатеринбурге

В) в Красноярске

А12. Где выпадает наибольшее количество осадков?

А) на восточных склонах Урала

Б) на западных склонах Кавказа

В) в котловинах восточной Сибири

Г) на западных склонах хребта Сихотэ-Алинь

А13. Какое море имеет наименьшую глубину?

А14. Какие моря соединяет пролив Карские Ворота?

А) Белое и Карское

Б) Карское и Баренцево

В) Баренцево и Белое

Г) Карское и Лаптевых

А15. Какая река относится к Бассейну Северного Ледовитого океана?

А16. Какое питание преобладает у реки Амур?

А17. Где в России самые плодородные почвы?

А) в Предкавказье

Г) на Валдайской возвышенности

А 18. Какая природная зона занимает Прикаспийскую низменность?

Г) смешанные леса

А19. Определите природную зону по описанию.

Средняя температура лета +18 0 с. Коэффициент увлажнения больше 1. Почвы подзолистые. Преобладают вечнозеленые холодоустойчивые растения.

В) широколиственные леса

А20. Какие животные встречаются только на Дальнем Востоке?

А) утка-мандаринка, тигр

Б) волк, бурый медведь

Г) песец, белый медведь

В1. Укажите страны, с которыми Россия имеет сухопутную границу.

  1. Украина
  2. Армения
  3. Румыния
  4. Азербайджан
  5. Казахстан
  6. Молдавия

В2. Установите соответствие:

А) Сибирские Увалы

Б) полуостров Ямал

В) Ставропольская возвышенность

С1. Назовите не менее двух плюсов географического положения России.

С2. Почему полезные ископаемые нуждаются в особенно рациональном использовании? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________

Ответы к части А

Ответы к части В

Жители городов, расположенных за полярным кругом: Мурманска, Норильска, Воркуты, в полярный день в полночь.

Ответы к части С

Россия – северная страна, большая часть (более 60%) находятся в неблагоприятных климатических условиях.

Огромная протяженность с запада на восток приводит к большой временной разнице(9 часов), что затрудняет управление экономикой страны.

Верхоянский хр., хр. Черского

Россия имеет выход к трем океанам, что позволяет развивать международные торговые связи.

Россия - огромная по площади страна, в одно и то же календарное время в разных местах страны бывают разные времена года (в мае в Краснодарском крае уже лето, а на полуострове Таймыр еще зима).

Полезные ископаемые – это исчерпаемые невозобновимые природные ресурсы, запасы которых ограничены.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый тест по истории России XX век

тест для итогового контроля по курсу истории России XX век в 9 классе.

итоговый тест по истории России 7 класс

проверочные тесты по истории древнего мира, истории России 7 кл.


Тесты по географии России. Тема «Россия на карте мира». 8 класс

Тесты по географии России 8 класс по теме " Россия на карте мира".

Цель: формирование учебно-познавательных, общекультурных, ценностно-смысловых и коммуникативных компетенций на основе обобщения и систематизации знаний и умений учащихся по теме в форме теста.Задачи:1.


Дидактические материалы. Итоговый тест по географии по теме «Экономические районы России»

Тема «экономические районы России» заканчивает изучение всего курса «География России». Предлагаемый тест проводится с целью определения уровня усвоения материала по данной тем.

Итоговый тест по географии по теме "Природа России" - 8кл.

Итоговый тест по географии по теме "Природа России" включает в себя 4 варианта заданий разного типа. Ключи и критерии оценивания прилагаются.

Итоговый тест по географии России - 8 кл.

Итоговый тест по географии России содержит два варианта работы. Составлен по учебнику Дронова.

1. По своим размерам Русская равнина.

2. Главная особенность Русской равнины-равнинность.Она обусловлена прежде всего тем,что.

А) её рельеф формировался под действием внешних сил

Б) она подвергалась неоднократным оледенением

В) в её основании лежит древняя докембрийская платформа

Г) здесь длительно протекали процессы размыва и переохлаждениям грунтов.

3. Складчатый фундамент в пределах Русской равнины выходит на поверхность лишь.

А) на Валдайской возвышенности

Б) на Кольском полуострове и в Карелии

В) на Тиманском кряже

Г) на Северных Увалах

4. Выход складчатого фундамента на Русской равнине называют.

А) Тиманским кряжем

Б) Северными Увалами

В) Донецким кряжем

Г) Балтийским щитом

5. Какие утверждения верны?

1.) К поднятиям кристаллического фундамента приурочены Среднерусская возвышенность и Тиманский кряж.

2.) Понижениям фундамента соответствуют Прикаспийская низменность и Печорская низменности.

Б) 1-верно, 2- неверно

6. Холмисто-морённый рельеф преобладает.

А) на Кольском полуострове

Б) на северо-западе Русской равнины

В) вдоль южной границы оледенения

Г) в южной части Русской равнины

6. Эрозионный рельеф преобладает.

А) на Кольском полуострове

Б) на северо-западе Русской равнины

В) вдоль южной границы оледенения

Г) в южной части Русской равнины

7. Плоские или слегка вогнутые песчаные низины возникли.

А) на Кольском полуострове

Б) на северо-западе Русской равнины

В) вдоль южной границы оледенения

Г) в южной части Русской равнины

8. Узкие извилистые протяженные и глубокие заливы , далеко вдающиеся в сушу-результат «выпаливающей» деятельности ледника.

А) на Кольском полуострове

Б) на северо-западе Русской равнины

В) вдоль южной границы оледенения

Г) в южной части Русской равнины.

9. Какая из форм рельефа располагается не на Русской равнине?

А) Васюганская равнина

В) Приволжская возвышенность

Г) Кумо-Манычская впадина

10. Самый крупный приток р.Волги—

11. Континентальность климата на Русской равнине нарастает.

Г) к северо-западу

12. Засухи и суховеи в южных и центральных районах Русской равнины связаны.

А) с западным переносом воздушных масс и циклонами

Б) с арктическими воздушными массами, проникающими далеко на юг

В) с полярными массами с северо- востока

Г) с тропическими массами с юга

13. Широкое распространение болот, связанное с обилием осадков,имеет место.

плиз очень надо
1. По своим размерам Русская равнина.

2. Главная особенность Русской равнины-равнинность.Она обусловлена прежде всего тем,что.

А) её рельеф формировался под действием внешних сил

Б) она подвергалась неоднократным оледенением

В) в её основании лежит древняя докембрийская платформа

Г) здесь длительно протекали процессы размыва и переохлаждениям грунтов.

3. Складчатый фундамент в пределах Русской равнины выходит на поверхность лишь.

А) на Валдайской возвышенности

Б) на Кольском полуострове и в Карелии

В) на Тиманском кряже

Г) на Северных Увалах

4. Выход складчатого фундамента на Русской равнине называют.

А) Тиманским кряжем

Б) Северными Увалами

В) Донецким кряжем

Г) Балтийским щитом

5. Какие утверждения верны?

1.) К поднятиям кристаллического фундамента приурочены Среднерусская возвышенность и Тиманский кряж.

2.) Понижениям фундамента соответствуют Прикаспийская низменность и Печорская низменности.

Б) 1-верно, 2- неверно

6. Холмисто-морённый рельеф преобладает.

А) на Кольском полуострове

Б) на северо-западе Русской равнины

В) вдоль южной границы оледенения

Г) в южной части Русской равнины

6. Эрозионный рельеф преобладает.

А) на Кольском полуострове

Б) на северо-западе Русской равнины

В) вдоль южной границы оледенения

Г) в южной части Русской равнины

7. Плоские или слегка вогнутые песчаные низины возникли.

А) на Кольском полуострове

Б) на северо-западе Русской равнины

В) вдоль южной границы оледенения

Г) в южной части Русской равнины

8. Узкие извилистые протяженные и глубокие заливы , далеко вдающиеся в сушу-результат «выпаливающей» деятельности ледника.

А) на Кольском полуострове

Б) на северо-западе Русской равнины

В) вдоль южной границы оледенения

Г) в южной части Русской равнины.

9. Какая из форм рельефа располагается не на Русской равнине?

А) Васюганская равнина

В) Приволжская возвышенность

Г) Кумо-Манычская впадина

10. Самый крупный приток р.Волги—

11. Континентальность климата на Русской равнине нарастает.

Г) к северо-западу

12. Засухи и суховеи в южных и центральных районах Русской равнины связаны.

А) с западным переносом воздушных масс и циклонами

Б) с арктическими воздушными массами, проникающими далеко на юг

В) с полярными массами с северо- востока

Г) с тропическими массами с юга

13. Широкое распространение болот, связанное с обилием осадков,имеет место.

Читайте также: