Почему факты называют фундаментом науки

Обновлено: 18.05.2024

Фундаментальная наука

Содержание

Задачи и функции

Статус фундаментальных ЮНЕСКО присваивает исследованиям, которые способствуют открытию законов природы, пониманию взаимодействий между явлениями и объектами реальной действительности.

К основным функциям фундаментальных исследований относится — познавательная; непосредственной задачей является получение конкретных представлений о законах природы, которые обладают характерной общностью и стабильностью. К основным признакам фундаментальности относят:

а) концептуальную универсальность,

б) пространственно-временную общность.

Тем не менее, это не позволяет сделать вывод, что отличительной особенностью фундаментальности является отсутствие практической применимости, поскольку в процессе решения фундаментальных проблем закономерно открываются новые возможности и методы решения практических задач [2] .

Государство, обладающее достаточным научным потенциалом, и стремящееся к его развитию, непременно способствует поддержке и развитию фундаментальных исследований, несмотря на то, что они зачастую не являются рентабельными.

Экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.

История и эволюция

В каждой области знаний наблюдается подобный процесс, когда от первичного эмпирического субстрата, через гипотезу, эксперимент и теоретическое его осмысление, при соответствующем их развитии и расширении, совершенствовании методологии, наука приходит к определённым постулатам, способствующим, например, поиску и формированию количественно выраженных положений, являющихся теоретической основой и для дальнейших теоретических же иссследований, и для формирования задач прикладной науки.

Совершенствование инструментальной базы, как теоретической, так и экспериментальной, — практической, служит (в корректных условиях реализации), совершенствованию метода. То есть любая фундаментадная дисциплина и любое прикладное направление, способны, в определённой степени, взаимно участвовать в развитии понимания и решения их самостоятельных, но и общих задач: прикладная наука расширяет возможности исследовательского инструментария, как практического. так и теоретического, фундаментальной науки, которая, в свою очередь, результатами своих исследований, предоставляет теоретический инструмент и основу для развтия прикладной по соответствующей тематике. В этом кроется одна из основных причин необходимости поддержки фундаментальной науки, которая как правило не обладает возможностями самофинансирования.

Ошибки толкования

Об опасностях, которыми чревато неправильное понимание, и тем более — публичное освещение вопросов, имеющих отношение к достаточно сложным научным проблемам, предостерегал ещё М. В. Ломоносов в своём «Рассуждении об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии» (1754); не теряют своей актуальности эти опасения и по сей день [3] [4] . Справедливы они и в отношении случающегося ныне толкования роли и значения фундаментальных наук, — отнесения к их компетенции исследований иной «жанровой» принадлежности [2] .

Характерна ситуация, когда наблюдается непонимание самих терминов фундаментальная наука и фундаментальные исследования, — неправильное их употребление, и когда за фундаментальностью в контексте такого использования стоит обстоятельность какого-либо научного проекта. Такие исследования, в большинстве случаев, имеют отношение к масштабным изысканиям в пределах прикладных наук, к большим работам, подчинённым интересам тех или иных отраслей промышленности и т. п. Здесь за фундаментальностью стоит только атрибут значительности, притом никоим образом их нельзя отнести к фундаментальным — в том значении, о котором сказано выше. Именно такое неправильное понимание порождает деформацию представлений об истинном смысле действительно фундаментальной науки (в терминах современного науковедения), которая начинает расцениваеться исключительно как «чистая наука» [5] в самом превратном толковании, т. е. как наука оторванная от реальных практических потребностей, как обслуживающая, например, корпоративные проблемы яйцеголовых [6] [2] .

Достаточно быстрое развитие техники и системных методов (в отношении реализации полученного и давно «предсказанного» фундаментальной наукой) создаёт условия для иного рода неправильной классификации научных исследований, когда новое их направление, принадлежащее к области — междисциплинарных, расценивается как успех освоения технологической базы или наоборот, представляется только в виде линии развития — фундаментальных. В то время как последним эти научные исследования, действительно, обязаны своим происхождением, но имеют в большей степени отношение — к прикладным, и лишь косвенно служат развитию фундаментальной науки [2] .

Примером тому могут служить нанотехнологии, основа которых сравнительно недавно, по срокам развития науки, была заложена, в числе многих других направлений фундаментальных исследований, — коллоидной химией, изучением дисперсных систем и поверхностных явлений. Однако это не значит, что лежащие в основе той или иной новой технологии фундаментальные исследования должны быть полностью подчинены ей, поглотив обеспечение других направлений; когда возникает опасность перепрофилирования в отраслевые научно-исследовательских учреждений, призванных заниматься фундаментальными исследованиями достаточно широкого диапазона [1] .

Почему факты называют фундаментом науки?

Главной основой, фундаментом науки являются бесспорные факты, с установления которых начинается научное познание. Чтобы факт считался бесспорным, требуется его подтверждение в ходе многочисленных наблюдений или экспериментов.
Так, если мы один раз увидели, что яблоко с дерева падает на землю, это всего лишь единичное наблюдение. Но если подобные падения фиксируются неоднократно, можно говорить о бесспорном факте. Подобные факты составляют эмпирический, то есть опытный фундамент науки.

Важное место в процессе наблюдения занимает операция измерения. Измерение - есть определение отношения одной величины к другой, принятой за эталон.

Эксперимент в отличие от наблюдения- это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов. Различают несколько видов эксперимента:
1. качественный, устанавливающий наличие или отсутствие предполагаемых теории явлений.
2. измерительный или количественный, устанавливающий численные параметры какого-либо свойства предмета, процесса.
3. особой разновидностью эксперимента в фундаментальных науках является мысленный эксперимент
4. социальный эксперимент, осуществляемый в целях внедрения новых форм социальной организации и оптимизации управления. Сфера социального эксперимента ограничена моральными и правовыми нормами.

Наблюдение и эксперимент являются источником научных фактов. Факты – фундамент здания науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез и создания теорий.

Почему физику называют фундаментальной наукой?

Физику иногда называют «фундаментальной наукой» , поскольку другие естественные науки (биология, геология, химия и др. ) описывают только некоторый класс материальных систем, подчиняющихся законам физики. Например, химия изучает атомы, образованные из них вещества и превращения одного вещества в другое. Химические же свойства вещества однозначно определяются физическими свойствами атомов и молекул, описываемыми в таких разделах физики, как термодинамика, электромагнетизм и квантовая физика.
т. ч. любое явление и процесс в нашей (ох тяжелой) жизни основывается на физических законах.
Законы физики лежат в основе всего естествознания

Остальные ответы

Мир по физическим законам существует.

на законах физики основаны все остальные знания

Одна из основных наук познания мира. Вообще все науки вышли из философии.

потому что только законы фихзики не нарушаемы, остальные нарушаемы

Физика - основа познания мира.

физика наука куда более фундаментальная. но вот одна затыка есть: математику, то есть язык для описания фундаментального, как-то недоизобрели (наверное недосуг было, либо что-то с ней не так). ибо, например в физике не существует областей неопределенности, мир целостен, пусть и очень многообразен, и таких вещей не допускает, как существование в математике (как фундаментальный язык описания фундаментальнейшей науки Физики) графиков функций с областями неопределенности.

Верно ли утверждение"Физика является фундаментом,основой всех естественных наук"? Почему?

Не вполне ясно, что именно считать "основой для наук". С математикой вопросов нет, по моему скромному мнению, область знания только тогда становится наукой, когда начинает использовать математический аппарат.
А что до физики.. . Любое достаточно глубокое исследование какого-либо естественно-научного вопроса неминуемо придёт к рассмотрению явлений, относящихся к области интересов физики. В этом смысле можно сказать что она - фундамент. Но именно потому, что занимается наиболее "фундаментальными" проблемами материального мира.

Остальные ответы

что бы понять физику, нужно знать математику, а значит фундаментом физика быть не может. .
фундаментом естественных наук может быть математика, но и это не факт. есть ещё философия - любовь к мудрости или стремление к познанию, а именно стремление к познанию должно быть фундаментом всех естественных и "не естественных" наук :-)

Источник: мой мозг :-)

Немного не верно - естественные науки являются фундаментом всех остальных наук.. .
Но знаешь.. . посмотри фильм: В физике полно противоречий.

Неверно. Потому что не физика, а математика.

"Естественные науки (нем. Naturwissenschaften) — разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку, природных (естественных — от «естество» , природа) явлений. Происхождение естественных наук связано с применением философского натурализма к научным исследованиям. Принципы натурализма требуют изучать и использовать законы природы, не привнося в них законы, вводимые человеком, т. е. исключая произвол человеческой воли. Понятие о естественных науках введено также для их размежевания с науками гуманитарными и социальными (в России последние нередко объединяют в комплекс наук об обществе) . Математику объединяют с логикой в комплекс формальных наук, и не включают в естественные науки, поскольку их методология существенно отличается от методологии естественных наук".

Если математику не считать естественной наукой, то роль основы всех естественных
наук играет ФИЗИКА, потому что все процессы в природе так или иначе сводятся к
взаимодействиям элементарных частиц и их объединений в атомы, молекулы и тела.

Неученых – тьма! Где место России в мире научно-технологических разработок

Без роста вложений в новые разработки, у нас будет только падение. На фото: участники фестиваля самодельных летательных аппаратов.

По планам правительства доля новых технологий в промышленности РФ сегодня должна составлять четверть, а достигла только 6%.


Почему Россия топчется на месте в освоении инноваций? Как другие страны генерируют знания и раскручивают новинки? «АиФ» задал эти вопросы руководителю направления «Наука и инновации» Института мировой экономики и международных отношений РАН, академику Наталье ­Ивановой.

Чем американцы сильнее

Алексей Макурин «АиФ»: Наталья Ивановна, ваш прогноз: обгонят ли китайцы США после выхода из пандемии?

Наталья ­Иванова: Новое восхождение Китая мы увидим. Возможно, в ближайшие 10 лет китайцы превзойдут американцев по ­абсолютному размеру валового внутреннего продукта (ВВП). Но народа в Китае в 5 раз больше, чем в США. Значит, производительность труда там в 5 раз меньше, и экономическими лидерами останутся американцы. Именно у них больше всего науки и технологий. А Китай встал на инновационный путь недавно, и пока непонятно, сможет ли он его последовательно пройти. 40 лет назад Япония точно так же наступала США на пятки. Но японцы остановились у определённой черты. Способность создавать абсолютно новые технологии и товары, проникающие в жизнь миллиардов людей и изменяющие траекторию экономического роста, есть не у всех стран.

Авиатакси Pilatus PC-12 и М-101Т «Гжель» авиакомпании Dexter на МАКС-2007.

– Почему американцы сильнее?

– Они много вкладывают в научно-технологические разработки и импортируют мозги, привлекая лучших учёных мира. А в Японию лучшие мозги не едут. В США, как ни в какой другой стране, много венчурных предпринимателей, на свой страх и риск внедряющих научные разработки. А в Японии больше верят в инвестиции, которые под контролем государства делают крупные корпорации. Наконец, в США беспрецедентно сильный фондовый рынок, откуда деньги перетекают в научно-технологический бизнес. Ни в Японии, ни в Южной Корее, ни в Китае нет этих трёх компонентов в полном объёме.

Китайцы видят это и ставят задачу к 2050 г. создать инновационное общество. Но в последние годы лидеры Китая резко усилили роль компартии, госрегулирование рынков, отступили от принципа регулярной ротации руководителей. Мне раньше было непонятно, чем занимается парторг Шанхайской фондовой биржи или парторг в «Алибабе». А сейчас всё стало яснее: реализуют прямые указания государства. Это создаёт серьёзную угрозу инновационному развитию. Экономика всегда страдает, когда зависит от политики.


Советское наследство

– Почему в мировом соревновании впереди именно инновационные страны, а не те, кто больше добывает сырья или много продаёт продовольствия?

– Самый простой ответ: технологическая рента всегда выше сырьевой. Известный пример: Apple собирает смартфоны в Китае, а продаёт в Штатах. И подсчитано, что доля китайских сборщиков в цене устройства условно за 1000 долл. только долларов 50. Всё остальное – технологии, бренд, маркетинговые каналы – принадлежит американцам. Чем меньше у вас железок и чем больше интеллектуальной собственности, тем вы больше зарабатываете. Тем стабильнее рост экономики и выше качество жизни в стране.

– А как выглядел по инновациям СССР?

– Считается, что доля научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) была в советской экономике на уровне развитых стран – не менее 3%. Однако не стоит идеализировать те достижения. За рубежом 2/3 исследований были ориентированы на гражданские сектора, а у нас 70% разработок велись в военных целях, были недоступны мирной промышленности и бесполезны для населения.

А потом мы резко упали и не отжались. Число учёных за 30 лет сократилось в 5 раз и не восстанавливается. Доля НИОКР в ВВП России сегодня 1%, а это критический уровень, разделяющий развитые и развивающиеся страны. Сравните: американская компания Amazon, чей создатель Джефф Безос недавно летал в космос, тратит на исследования и разработки 30 млрд долл. в год. Расходы всей России – только 40 млрд.

Международный опыт говорит, что с такими вложениями в науку и технологии страна деградирует по многим показателям. У вас могут быть рекорд­ные запасы нефти, но вы никогда не станете энергетической сверхдер­жавой. Ещё в 2005 г. правительство поставило цель – переломить тренд. Но насыщенность ВВП инновациями почти не меняется.

Великий русский авиаконструктор Андрей Туполев был арестован советской властью в 1937 г. и обвинен во «вредительстве», «принадлежности к контрреволюционной организации», «руководстве антисоветской вредительской организацией», в шпионаже на «французскую разведку». Советский суд приговорил его к 15 годам лишения свободы.

Одних денег мало

– Сильно ли изменится положение, если дать науке больше государственных денег?

– Это сложный вопрос, на котором все спотыкаются. В российских условиях растущее бюджетное финансирование идёт в госкомпании. Но даже Стив Джобс, который сделал айфон, во главе российской госкорпорации ничего не добился бы. В венчурных вложениях даже талантливые и честные менеджеры не защищены от потерь. Списать на неудачные проекты можно огромные деньги. Но российские силовые структуры заводят уголовные дела на одних управленцев, на мздоимство других закрывают глаза, а руководители, которые не хотят подставляться, выбирают для инвестирования не самые перспективные, но рискованные проекты, а самые безопасные.

К тому же доля государственных расходов на НИОКР у нас и сейчас на уровне Израиля, Дании или Финляндии – 0,6–0,7% от ВВП. Но там инвестиции до приемлемых 3% доводит частный сектор. А российские предприниматели в НИОКР почти не идут, предпочитая покупать готовые технологии или оборудование. В США инновации на 2/3 финансирует частный бизнес – все эти чудаковатые безосы и брэнсоны. Но у них всё получается! А наши предприниматели-инноваторы, которые ничуть не глупее, сходят с дистанции или уезжают из России, как создатель мессенджера «Телеграм» Павел Дуров.

Кстати, почему Дуров уехал? Потому что вошёл в конфликт с силовиками, требовавшими предоставить ключ к декодированию переписки пользователей мессенджера. И это не единственный случай, когда жёсткие ограничения, связанные с безопасностью, тормозят развитие инновационного бизнеса в России.

Александр Сергеев.

– Китайское правительство не менее жёстко контролирует своих инноваторов.

– Государственное регулирование есть везде. Проблема – в его границах и методах. Китай, открывая 40 лет назад свои рынки, поставил зарубежным инвесторам условие – поделиться интеллектуальной собственностью. Иностранцы там не просто строили заводы, но и приносили более высокую технологическую культуру, определяли приоритеты промышленного производства, прямо и косвенно влияли на направление инвестиционных процессов. В России подобный опыт ограничен и приняты законы, выдавившие иностранцев из ряда отраслей, в которые они первоначально пришли.

Например, в начале 2000-х гг. мы совершили настоящий технологический рывок в нефтедобыче, опираясь на американские, норвежские, британские технологии. А потом РФ запретила иностранным компаниям разрабатывать месторождения на шельфе. А ещё через несколько лет Запад нам объявил санкции, и теперь самые лучшие технологии для нефтедобычи российским компаниям недоступны.

Лауреаты Нобелевской премии российские ученые Андрей Гейм и Константин Новосёлов, которые мигрировали на Запад.

– Каковы в такой ситуации шансы России на инновационный экономический рост – самый здоровый и самый стабильный?

– Я думаю, мы сможем все задачи решить, если не станем вредить сами себе. Если будем уважать законы рыночной экономики. Если будем верить в то, что кооперация между странами лучше, чем изоляция. Если вернём науке высокое уважение, которым она когда-то пользовалась в нашем обществе.

В Дубне дело. Академик Трубников – о том, зачем нужна фундаментальная наука

Строящийся комплекс коллайдера NICA на территории института.

Название этого подмосковного города стало символом выдающихся открытий в отечественной науке. Во времена СССР за работой физиков-ядерщиков следила вся страна, и даже школьник знал и мог (спасибо Алле Пугачёвой!) выговорить слово «синхрофазотрон». Именно в Дубне были впервые синтезированы 10 сверхтяжёлых элементов, включая самый последний на данный момент элемент таблицы Менделеева – оганесон, названный в честь нашего выдающегося физика Юрия Оганесяна.


Научный обозреватель «АиФ» съездил в знаменитый наукоград и спросил у директора Объединённого института ядерных исследований (ОИЯИ) академика Григория Трубникова, каких открытий стоит ждать дальше, где они найдут применение и как нам остановить «утечку мозгов».

Эксперимент, похожий на фокус

- Нет, конечно. По современным представлениям, в ней должно быть 170-175 элементов. Последний известный нам природный стабильный элемент – это уран, он имеет номер 82. Всё, что дальше, приходится создавать искусственно.

Чтобы синтезировать новый элемент, учёные бомбардируют (облучают) большим количеством ядер мишень из очень тяжёлых элементов. Синтез последних 4-5 элементов шёл долго, лет 15. Основная причина в том, что крайне мала вероятность того, что элемент возникнет. Плотность вещества и в пучке, и в мишени должна быть очень высокой.

Мишень для нас синтезируют американские партнёры: у них сейчас самый мощный в мире нейтронный реактор, он нарабатывает эту мишень минимум полгода. Это огромные затраты - на электроэнергию, на персонал, на само вещество. А пучок, которым бомбардируем, мы получаем на предприятии Росатома. И мишень, и пучок – это миллиграммы вещества. Дальше начинается эксперимент. На то, чтобы синтезировать, например, московий (115-й элемент), ушло 8 лет. Всё это время циклотроны работали, но за 8 лет мы получили всего 24 события. То есть три события в год! Это очень мало. Юрий Оганесян со своей командой задумался и понял, что нужно двигаться другим путём. Была построена лаборатория, оснащённая ускорителем с большей интенсивностью - чтобы не три события в год происходило, а три в день. Это циклотрон с уникальными параметрами. С конца 2020 г. он начал работу, а лаборатория получила название «Фабрика сверхтяжёлых элементов». Она позволит нам перейти к синтезу новых элементов - 119-го, 120-го, 121-го. Первые пристрелочные эксперименты начнём в конце этого года.

В поисках новых элементов: физики Ю. Оганесян и М. Иткис

В поисках новых элементов: физики Ю. Оганесян и М. Иткис Фото: Из архива ОИЯИ.

Есть второй момент. Чтобы синтезировать новые элементы, нужно изучить химические свойства тех, что были получены до них. А для этого надо продлить время их жизни. Сверхтяжёлый элемент живёт миллисекунды. Понятно, что ни о каком изучении свойств говорить тут не приходится. Фабрика сверхтяжёлых элементов позволит нам увеличить время их жизни. Она даст статистику почти на два порядка больше, чем у наших зарубежных коллег.

- С точки зрения обывателя это выглядит, словно некий фокус. Новый элемент возникает на доли секунды и исчезает. Физики ждут этого события годами, потом пишут огромные научные труды, получают за это премии, а самого элемента нет – он давно исчез. Какая от всего этого польза, например, народному хозяйству?

- Одно из прикладных применений – ядерные фильтры для очистки крови, лечение онкологических заболеваний с помощью радиофармпрепаратов. Это искусственно синтезированные изотопы, которых нет в природе. Сейчас такое лечение доступно в любом региональном центре. В опухоль в специальной капсуле помещается изотоп, и за счёт его распада и выделения радиоактивного излучения опухоль погибает.

Но о прикладном применении многих технологий учёные в момент их возникновения даже не догадываются. Приведу пример: в конце 1970-х в Европейском центре ядерных исследований был ускоритель, для которого разработали специальное стекло, реагирующее на инфракрасное излучение. Оно было нужно для детектора частиц. Никто тогда не подозревал, что оно пригодится где-то ещё. А сейчас такие стёкла стоят на всех гаджетах, мы их называем тач-скринами. То есть эта технология, которую физики когда-то изобрели для своих нужд, ждала 20 лет, пока талантливый бизнесмен не придумал устройство, которое реагирует на тактильные касания пальцем - смартфон. И теперь такие устройства используют даже в начальной школе для обучения.

Большой адронный коллайдер.

- Неужели элементы, возникающие на миллисекунды, тоже могут найти прикладное применение?

- Через 15-20 лет наверняка. Как я сказал, о прикладном значении той или иной технологии поначалу невозможно догадаться. Кроме того, экономика зачастую к ней не готова - должно пройти время, чтобы возник спрос, появилась ниша.

Например, на коллайдере NICA, который мы скоро запустим, стоят детекторы, которые могут давать временное разрешение с точностью до пикосекунды - это 10 -12 секунды. Где они будут в дальнейшем применены, пока трудно сказать. Но можно предположить. Современная спутниковая навигация даёт возможность зондировать поверхность Земли с точностью до 5-10 см. В ней используется наносекундная электроника. А когда появятся детекторы, работающие в пикосекундном диапазоне, из космоса можно будет распознавать объекты с точностью до 1-3 мм. Нужно это или нет? Конечно, нужно! Самая простая и «приземлённая» задача – безопасность, борьба с терроризмом. На их основе можно будет сделать системы распознавания образов (например, лиц в метро), которые будут работать в 10 раз быстрее, чем нынешние.


Магнит для молодёжи

- Учёные говорят, что упомянутый вами коллайдер NICA произведёт прорыв в «новую физику». Его даже называют «младшей сестрой» Большого адронного коллайдера. Что именно он даст?

- В мире всего 6 коллайдеров. Вообще, коллайдер - это устройство, в котором сталкиваются частицы. Каждый из них – это огромная установка с циклом жизни от 30 до 50 лет. Большой адронный коллайдер был создан для того, чтобы сталкивать частицы и раскалывать их на минимальные компоненты материи - на данный момент это кварки. У нашей установки NICA другие задачи – не просто столкнуть и расколоть частицы, а приблизить их на минимальное расстояние, чтобы они какое-то время «поварились», «покипели» вместе. Мы хотим «сварить этакую кашу» из кварков и глюонов, это позволит нам изучить те процессы, которые претерпевала Вселенная в первые микросекунды после Большого взрыва. Это одна из фундаментальных загадок, безумно интересная - понять, как образовалась ядерная материя и почему она такая, какой мы её наблюдаем. NICA – это своеобразная «машина времени». Сталкивая плотные, тяжёлые ядра, мы возвращаемся на 14 млрд лет назад, когда возникла наша Вселенная.

Лауреаты Нобелевской премии российские ученые Андрей Гейм и Константин Новосёлов, которые мигрировали на Запад.

Ещё одно применение пучков - материаловедение и исследование радиационной стойкости электронных компонентов. Для того, чтобы спутники связи и другие аппараты надёжно и устойчиво работали на орбите, их электроника должна быть защищена от космического излучения. Коллайдер NICA поможет защитить эти чипы. Наконец, есть такое направление исследований, как криогеника, работа со сжиженными газами. Мы на коллайдере используем гелий, азот, неон, водород при температурах, близких к абсолютному нулю. Технологии, которые «Газпром» сейчас применяет на Сахалине и Ямале для сжижения газа, были получены здесь, в Дубне. Сейчас этот сектор экономики: получение, хранение и транспортировка сжиженных газов, - активно развивается. Речь не только о природном газе, но, например, о водороде – он нужен для водородной энергетики.


- Одна из проблем российской науки – продолжающаяся «утечка мозгов». Проекты, подобные NICA, могут её решить?

- Безусловно. Такой мегапроект – это магнит для талантов. Когда комплекс будет запущен (а в полную силу он заработает в 2023 г.), он привлечёт около 2 тыс. новых специалистов. Это огромная цифра. И все эти люди будут делать науку здесь, на территории Российской Федерации, хотя физически не обязательно все будут находиться в Дубне.

На NICA поедут молодые учёные со всего мира. Но выгоду получит не только наука. В создании этого коллайдера активно задействована российская промышленность. Более 70% всего оборудования изготовлено в нашей стране, на предприятиях от Северодвинска до Урала и даже Владивостока. Этот проект не просто создаёт рабочие места – он вытаскивает промышленность на совершенно другой уровень технологий. Почему? Потому что те параметры, которые предъявляются к изготовленному оборудованию, опережают лет на 5-7 то, что сейчас может делать наша промышленность. Производя оборудование по нашим заказам, предприятия поднимают у себя уровень технологий. Это исключительно важная история для экономики страны.

А. Сергеев: «Если не привлекать в науку молодёжь, мы непременно проиграем гонку и за новыми технологиями, и за космос».

- Вы сказали, что мишени для ваших экспериментов делают в США. Сложная политическая обстановка как-то отражается на научном сотрудничестве?

- Мы этого не ощущаем: как сотрудничали, так и сотрудничаем. Более того, партнёрская сеть ОИЯИ растёт. В этом году к нашим проектам впервые присоединились американские университеты - до этого мы работали с их национальными лабораториями и научными институтами.

Понятно, что у каждого государства есть своя политика, но в отношениях между учёными никакого похолодания не чувствуется. Более того, могу сказать, что политики заинтересованы в том, чтобы между учёными не было барьеров. Вот смотрите. Когда, например, встречаются два президента, у них есть некая повестка - список вопросов, которые надо обсудить. И едва ли её всегда можно назвать позитивной. Скорее всего, на 90% она состоит из вопросов, которые не имеют простого решения. Но в этой повестке обязательно будет несколько вопросов с позитивным исходом - это наука или культура. Умные политики всегда сохраняют их.

- То есть наука помогает сглаживать углы, служит средством дипломатии?

- Точно. Наука – это такой мостик в глобальной политике, с которого начинается любое потепление охлаждённых отношений. В этом её особая миссия.

Фундаментальные и прикладные науки - характеристика, функции и взаимосвязь

За всю историю своего существования человечество находится в постоянном движении. Процесс поиска является вечным двигателем, он устремляет людей к разработке разных методов познания окружающего мира. И одним из подобных способов стала наука. С ее помощью люди смогли познакомиться с окружающей средой, познать основные методы бытия и законы развития.

Получая новую информацию, человек расширяет свои возможности. Он способен изучать и изменять окружающую реальность. Сама суть науки заключается в систематизации и создании новой информации, а также исследовании ее с разных сторон. А понятие составляет особую систему из многочисленных элементов, которые связаны одной методологией.

Основными её составляющими считаются разные дисциплины. На сегодня их существует более 10 000. Это технические, естественные, экономические и социально-гуманитарные науки. Их исследуют в различных учреждениях, а также постоянно расширяют и дополняют.

Подходы к классификации

Система наук довольно многообразна и сложна. Именно поэтому её уже столько веков изучают многие исследователи. Они рассматривают её с двух сторон:

  • практической;
  • предметной общности.

Именно при первом варианте все науки подразделяются на два больших класса — прикладные и фундаментальные. К ним относятся дисциплины, имеющие прямое отношение к практическим знаниям. Они направлены на решение определенных задач. А вторые представлены теорией. Но между ними существует взаимосвязь.

Все науки разделяют на три предметных группы: естественные, социальные и гуманитарные. Первые изучают разные аспекты природы, к примеру, это химия, физика, астрономия, биология и математика. К социальным или общественным дисциплинам относятся те, что занимаются исследованиями разных сторон человеческой жизни. А гуманитарные направлены на изучение людей и всего, что с ними связано, — язык, право, культура, интересы.

Основные отличия

Хотя прикладные и фундаментальные науки связаны, между ними есть и отличия. Первые считаются более абстрактными дисциплинами, они необходимы для изучения высоких целей. Подобная система знаний позволяет человеку формировать фундамент для всех наук. То есть она даёт представление об общей картине мира, закладывает основы для дальнейшего образования. Именно здесь создаются такие принципы и законы, концепции и теории, которые становятся фундаментом прикладных дисциплин.

Ко второму варианту относится особая система знаний, у которых есть конкретное практическое направление. С их помощью человек может выполнять свои профессиональные обязанности и решать определенные задачи. К примеру, медицинские сотрудники занимаются снижением заболеваемости, агрономы повышают урожайность культур. То есть прикладными науками называются те, результаты исследований которых достигают четкой цели.

Проблема амбивалентности

Хотя все прикладные дисциплины направлены на то, чтобы помогать человеку решать определенные задачи, их итоги могут быть двойственными. С одной стороны, новые знания считаются поводом для дальнейшего прогресса и расширения сознания людей. Но с другой, они становятся причиной появления проблем. В некоторых случаях они могут оказывать негативное влияние на человека и окружающую среду.

Прикладные науки часто нарушают природную гармонию. Они служат удовлетворению потребностей личности. С их помощью люди получают хорошую прибыль. Но при этом они могут стимулировать или усугублять природные процессы, негативно сказываться на здоровье и даже заменять естественные элементы синтетическими.

Подобное противоречивое отношение может угрожать существованию планеты. Ведь прикладные дисциплины служат только потребностям человека. А природа при этом терпит значительный ущерб. Эта амбивалентность поделила учёных и исследователей на две группы. Одна считает, что человек является венцом природы и может делать всё, что ему угодно. А вторая старается доказать, что люди должны жить в гармонии с окружающим миром и не нарушать его законы.

Соотношение фундаментального и прикладного

Некоторые ученые отказываются разделять дисциплины на прикладные и фундаментальные. Проблема состоит в том, что любая научная сфера начинается не с практики, а с теории. И только на конечном этапе своего развития она может превратиться в прикладную область.

Любая наука при формировании проходит два этапа. На первом новые знания аккумулируются до определённого уровня. И только после его достижения наступает второй этап. Уже на нём человек на основе полученной информации, результатов исследований и знаний может заниматься практической деятельностью. То есть в этом случае он формирует свои умения и применяет их в конкретной отрасли.

Сама теория, согласно которой новые знания относятся к фундаментальной группе, а практическое использование к прикладной, не совсем верна. Дело в том, что в некоторых случаях происходит замена итогов и целей. Иногда бывает, что прикладные исследования позволяют получить новые знания. А ранее неизвестные технологии становятся основой фундаментальных знаний.

Основное отличие двух составляющих — это свойства их результатов. Если во время прикладных исследований ученые могут спрогнозировать итоги, то при фундаментальных — нет. В первом случае испытания проводятся в связи с ожиданиями людей, а во втором устоявшиеся теории могут разрушаться. Но при этом возникают гораздо более ценные знания и умения.

Социально-гуманитарные знания

Гуманитарные и социальные науки основаны на изучении проблем человека. Он является главным объектом исследования. Но пока ученые не достигли единого мнения в том, какие именно дисциплины относить к первой, а какие ко второй группе. Дело в том, что и те, и другие имеют отношение к людям. Но они рассматривают человека в социуме с разных позиций.

Некоторые науки считают, что личность без общества не сможет сформироваться полноценно. Доказательством этой теории могут быть дети, которых вырастили стаи диких животных. Они пропустили довольно важную стадию социализации, поэтому так и не смогли стать полноценными личностями.

В результате подобных исследований ученые решили, что нужно объединить науки в одну группу, социально-гуманитарную. Они рассматривают человека и как индивидуальный субъект, и как участника общественных отношений.

Список подобных дисциплин очень большой:

  • социология;
  • история;
  • философия;
  • политология;
  • филология;
  • теология;
  • культурология.

Это всё гуманитарные дисциплины, но по мере развития в них проявлялись прикладные аспекты. Самыми развитыми на сегодня считаются социология, политология и психология. Они стали фундаментом для большинства практических. На их основе возникли такие науки, как технологии, криминалистика, социальная инженерия.

Задачи дисциплин

И прикладные, и фундаментальные науки служат человеку для решения его проблем и удовлетворения потребностей. То есть люди формируют свои задачи в виде социального заказа общества. Хотя на практике всё происходит несколько иначе.

Прикладные науки не могут развиваться без фундаментальных, между ними возникает тесная, практически генетическая связь. И задачи первых обусловлены постоянным развитием вторых. А это значит, что они выполняют одни и те же функции:

  • открытие неизвестных фактов;
  • систематизация полученных знаний;
  • формулировка законов и открытий;
  • формирование теории.

Хотя эти задачи выполняют оба вида дисциплин, прикладные преследуют другие цели. Они необходимы для разработки и использования в производстве новых технологий. А также с их помощью люди проектируют разные приспособления и устройства, исследуют влияние процессов на объекты и вещества. Расширение списка дисциплин будет продолжаться до тех пор, пока на планете существует человек и сама наука.

Прикладные и фундаментальные задачи строятся вокруг общества и человека. Исследование обусловлено самим объектом, результаты напрямую зависят от него. Развитие дисциплин возможно на основе и практической составляющей, и теоретической. Первый вариант распространён больше, так как охватывает разные отрасли наук. А во втором другой фундамент — закономерности, обобщение, гипотезы и абстракции.

Система прикладных знаний заключается в том, что для их получения используются особые конструкторы. Это абстрактные объекты, связанные теоретическими законами и направленные на изучение самой сущности процессов и явлений. В этом случае познание окружающего мира происходит с помощью философии, социологии, юриспруденции и экономики.

Человек получает новые знания благодаря теоретическим основаниям, а затем применяет их на практике. Он сам заставляет науку развиваться и продвигается в изучении разных дисциплин всё дальше. Разделить все знания на несколько групп довольно сложно, ведь у некоторых из них есть общие признаки. Но всё же одни направлены только на удовлетворение теоретических потребностей, а другие позволяют человеку выполнять свои обязанности.

Что такое фундаментальные науки

Существуют теоретические, экспериментальные и прикладные области познания, в которых используются основные принципы научного постижения действительности. Разработка теории и постановка экспериментов составляют фундамент науки и способствуют накоплению данных, пригодных для практического и прикладного использования.

Что такое фундаментальные науки

Статьи по теме:

  • Что такое фундаментальные науки
  • Физика как фундаментальная наука
  • Почему физику считают одной из основных наук

Инструкция

Под фундаментальной наукой понимают теоретические изыскания и экспериментальные исследования в самых разных сферах научной деятельности. Ее целью является выявление наиболее общих закономерностей, свойственных явлениям действительности. Фундаментальная наука ответственна за выработку принципов как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин. В ее рамках разрабатываются базовые теоретические концепции, которые становятся фундаментом для прикладных исследований.

Целью фундаментальной науки не является немедленное осуществление выявленных принципов и закономерностей на практике. В этом ее основное отличие от прикладной науки. Однако конкретные результаты фундаментальных исследований очень часто находят утилитарное применение, влияя на практическое использование выявленных закономерностей. В основе почти всех открытий и технологических решений лежат знания, полученные в рамках фундаментальной науки.

Изначально областью интересов фундаментальных исследований было естествознание. Науки о природе в значительной степени зависели от теоретических построений, объяснявших многочисленные факты, накопленные естествоиспытателями. В настоящее время фундаментальные изыскания все в большей степени смещаются в сторону гуманитарных дисциплин. Здесь также требуются обобщения и выработка базовых научных принципов.

Главная функция фундаментальной науки – гносеологическая, то есть познавательная. В ходе подобных исследований вырабатываются представления о законах природы и общества, которые носят универсальный характер. К существенным признакам фундаментальной науки традиционно относят пространственную и временную общность проводимых исследований, а также наличие определенной методологической концепции.

Между фундаментальной наукой и прикладными областями знания не существует непреодолимой стены. В ходе решения фундаментальных научных проблем происходит открытие новых методов решения прикладных задач. Поэтому фундаментальная наука имеет и определенную практическую применимость. Например, выводы теоретической физики широко применяются в создании новых технологий.

Основную роль в поддержке фундаментальной науки играет государство. Это связано с тем, что результаты подобных изысканий чаще всего не являются рентабельными и не могут быть непосредственно применены в практической и хозяйственной деятельности, а потому нуждаются в целевом финансировании.

Почему философия - наука всех наук

В общей системе наук философия занимает центральное место, выполняя объединяющую функцию. В фокусе философского знания лежат наиболее общие законы развития общества, природы и человеческого мышления. По этой причине философию нередко называют наукой всех наук.

Почему философия - наука всех наук

Статьи по теме:

  • Почему философия - наука всех наук
  • Почему возникла философия
  • Что изучает философия

Инструкция

Философия во все времена находилась на стыке наук, являясь своеобразным объединяющим центром и интегратором знаний об окружающей человека действительности. Велика роль философии в формировании научного мировоззрения. В зависимости от ответа на вопрос о соотношении материи и сознания человек может занимать сторону идеализма или материализма.

Естественные и гуманитарные науки поставляют философии данные, которые требуются для выработки обобщающих теоретических и методологических концепций. Конкретные научные методы позволяют собрать исходные сведения об особенностях физической или социальной реальности. Методология философии дает возможность делать обоснованные выводы и выявлять наиболее общие закономерности, присущие действительности. Научный анализ философия дополняет синтезом знаний.

Центральная роль философии в системе наук стала проявляться особенно сильно после введения в методологию науки приемов материалистической диалектики. Учение о всеобщем развитии природы и социума подтверждает единство выводов конкретных наук и философских концепций. Диалектический метод исследования явлений, впервые предложенный философией, нашел широкое применение в естественных и общественных дисциплинах.

Значение философии в мире науки все время возрастает. Это в наибольшей степени стало заметно на фоне растущего научно-технического прогресса. Открытия в естествознании и основанные на них технологические новшества требуют осмысления с точки зрения законов философии. Прикладные области научного знания нуждаются в философских концепциях, которые могли бы не только объяснить новые факты и явления, но и подвести под них мировоззренческую платформу.

Основанное на философских взглядах мировоззрение в нынешних условиях становится мощным инструментом, посредством которого ученые разных направлений добывают знания. Знаменитый Альберт Эйнштейн, отвечая на вопрос о значении философии для науки, указывал, что эта дисциплина – фундамент, «мать научных исканий». Этот великий ученый глубоко изучал основы философии, отдавая предпочтение рационалистическим взглядам Бенедикта Спинозы.

Развитие современной науки немыслимо без обращения к философии и выработки соответствующих методологических концепций. Открытые философами законы ставят эту дисциплину в центр всей системы знаний, накопленных и систематизированных человечеством за несколько тысячелетий. Именно поэтому философию можно с полным основанием назвать «царицей всех наук».

Читайте также: