Относится ли отмостка к общему имуществу многоквартирного дома

Обновлено: 18.05.2024

Ремонт отмостки многоквартирного дома

Подборка наиболее важных документов по запросу Ремонт отмостки многоквартирного дома (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Ремонт отмостки многоквартирного дома

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 182 "Обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" ЖК РФ
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Отказывая в признании недействительным представления прокуратуры об устранении недостатков капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, суд в порядке частей 1, 2, 6 статьи 182 ЖК РФ установил, что качество работ по капитальному ремонту, выполненных третьим лицом на основании договора, заключенного с заявителем, не отвечает требованиям действующего законодательства, поскольку в результате капитального ремонта отмостка фундамента многоквартирного дома находится ниже уровня рельефа прилегающей территории, что является причиной подтопления подвала дома поверхностными водами, также отмостка имеет отслоения от песчаного основания, заземление электрических сетей многоквартирного дома после выполнения капитального ремонта отсутствует.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2018 год: Статья 681 "Ремонт сданного внаем жилого помещения" ГК РФ
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Руководствуясь статьей 681 ГК РФ и установив, что здание многоквартирного дома, расположенное в военном городке, состоит на балансе уполномоченной организации Минобороны России и является собственностью РФ в лице Министерства обороны РФ, суд правомерно возложил на ответчиков обязанность произвести капитальный и текущий ремонт жилого фонда военного городка, так как согласно акту осеннего осмотра технического состояния жилого дома многоквартирный жилой дом эксплуатируется по назначению, нуждается в проведении капитального ремонта - восстановлении отмостки, которая разрушена из-за длительного воздействия атмосферных осадков и просадки грунта, а также в проведении текущего ремонта; ненадлежащее исполнение собственником обязанностей, вытекающих из бремени содержания и обслуживания жилого дома, а также необходимость в проведении капитального и текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме нашли свое подтверждение.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Ремонт отмостки многоквартирного дома

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Отдельные судебные решения в сфере ЖКХ
(Влад О.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 9) С учетом изложенного судьи посчитали, что ремонт отмостки относится к текущему ремонту общего имущества МКД, выполнение этого ремонта направлено на поддержание технического состояния дома. Работы по ремонту отмостки дома должны быть выполнены УК в рамках принятых по договору управления обязательств с целью обеспечения надлежащего содержания общего имущества дома. Соответственно, предписание ГЖИ вынесено в рамках требований законодательства, соответствует критерию исполнимости и не нарушает права общества (Постановление АС ЦО от 10.08.2020 N Ф10-2863/2020 по делу N А62-10329/2019).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг: как отстоять свое право на комфортное проживание в многоквартирном доме"
(выпуск 11)
(Фролова О.Е., Сохранов С.С., Шепс Р.А.)
("Редакция "Российской газеты", 2018) При капитальном ремонте фасада МКД необходимо учитывать состояние отмостки вокруг здания.

Нормативные акты: Ремонт отмостки многоквартирного дома

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере в субъектах Российской Федерации во 2 полугодии 2020 года"
(приложение к письму Казначейства России от 28.05.2021 N 07-04-05/21-12556) по ремонту отмостки;

Статьи


В очередной раз приходится с грустью и сожалением отметить появление судебной практики, складывающейся не в пользу управляющих организаций. На этот раз споры связаны с ремонтом отмостки многоквартирного дома. Виноватой во всем, по традиции, является управляющая организация, а борцом за справедливость и за право граждан проживать в отремонтированном доме – органы государственного жилищного надзора (далее также ГЖИ).

Напомним, что отмосткой является водонепроницаемое покрытие вокруг здания, проходящее по периметру здания, с уклоном в направлении от здания, предназначенное для защиты фундамента от дождевых вод и иной влаги.

Как отмечено в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.10.2018 N Ф02-4424/2018 по делу N А19-26486/2017, «отмостка по периметру многоквартирного дома (асфальтированная полоса вдоль периметра наружных стен дома) является неотъемлемой частью конструкции фундамента многоквартирного дома…» и входит в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.

Должностные лица органов государственного жилищного надзора, реализуя закрепленные за ними полномочия по осуществлению лицензионного контроля, проводят проверки соблюдения управляющими организациями лицензионных требований и в последнее время достаточно часто выдают предписания об устранении нарушений лицензионных требований, выразившихся в неисправном состоянии отмостки (наличие трещин, разрушений в покрытии отмостки, вспучивание и проседание грунта под отмосткой и т.д.).

При этом инспекторы считают, что работы по устранению неисправного состояния отмостки (работы по устранению просадок, трещин, щелей в отмостке) должны быть осуществлены управляющей организацией в рамках осуществления ею деятельности по управлению многоквартирным домом (т.е. в рамках надлежащего содержания и текущего ремонта общего имущества МКД), но не в рамках капитального ремонта (даже если работы по ремонту отмостки запланированы в рамках проведения капитального ремонта МКД в региональной программе).

По мнению Верховного Суда РФ, изложенному в Определении от 27.08.2019 N 307-ЭС19-14880 по делу N А56-124564/2018, «…работы по ремонту и восстановлению отмосток являются планово-предупредительными, относятся к текущему ремонту и должны производиться управляющей организацией по мере их обнаружения (приложение N 7 к Правилам N 170)».

Подобное мнение приведено и в Определении Верховного Суда РФ от 21.08.2019 N 302-ЭС19-13268 по делу N А33-28265/2018, который поддержал суды нижестоящих инстанций, исходившие из правомерности отнесения работ по устранению просадок и щелей в отмостке к обязанностям, которые должны быть выполнены в рамках проведения текущего ремонта.

В рассматриваемых судами делах управляющие организации оспаривали предписания органов государственного жилищного надзора, по мнению которых устранение выявленных нарушений (просадок, трещин, щелей в отмостке) «является составной частью содержания общего имущества МКД и направлено на поддержание технического состояния дома в соответствии с обязательными требованиями действующего законодательства. Соблюдение указанных лицензионных требований является обязанностью управляющей компании при осуществлении фактической деятельности по управлению МКД».

В обоснование своей позиции одна из управляющих организаций ссылалась на следующие обстоятельства:

вывод суда о том, что работы по восстановлению просадки и щелей в отмостке по всему периметру многоквартирного дома относятся к текущему ремонту многоквартирного дома и соответственно данные работы обязана выполнять управляющая организация, является ошибочным;

вынесенное предписание является неисполнимым в связи с тем, что работы по восстановлению просадки и щелей в отмостке по всему периметру многоквартирного дома относятся к капитальному ремонту многоквартирного дома, не входят в перечень работ, которые должна оказывать управляющая организация в рамках договора управления многоквартирного дома и соответственно данные работы обязана выполнять не управляющая организация, а собственники многоквартирного дома;

работы по восстановлению отмостки составляют более 20% общей площади отмостки, следовательно, в силу приложения N 3 и N 8 МДС 13-14.200, утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, такой ремонт может быть только капитальным;

согласно Методическим рекомендациям по формированию состава работ по капитальному ремонту МКД, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформировании жилищно-коммунального хозяйства" ремонт отмостки относится к ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах, то есть является капитальным;

в материалы дела управляющей организацией было представлено техническое заключение по результатам обследования строительных конструкций (отмостки) жилого дома, выполненное Строительной компанией, в котором указано, что износ отмостки составляет 69%, для обеспечения безопасной эксплуатации жилого дома в целом необходимо провести капитальный ремонт -устройство отмостки по всему периметру жилого дома.

Однако, суды всех инстанций согласились с мнением органов государственного жилищного надзора и пришли к выводу, что работы по восстановлению просадки и щелей в отмостке по всему периметру многоквартирного дома не относятся к капитальному ремонту многоквартирного дома и соответственно входят в перечень работ, которые должна выполнять управляющая организация в рамках договора управления многоквартирным домом, т.е. в рамках текущего ремонта.

При этом суды основывались на положениях пунктов 4.1.6., 4.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, и указывали на следующее:

«…приложением №4 к Правилам N 170 утвержден рекомендуемый Перечень работ по содержанию жилых домов, в соответствии пункта 6 раздела "Б" которого к работам, выполняемым при подготовке жилых зданий к эксплуатации в весенне-летний период относится ремонт просевших отмосток.

Также, приложением N 7 к Правилам N 170 утвержден Перечень работ, относящихся к текущему ремонту, в соответствии с пунктом 1 которого к работам по текущему ремонту фундамента относится устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы.

Таким образом, Правила N 170 имеют прямое указание на то, что организация по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилого дома должна регулярно осуществлять мероприятия, направленные на поддержание в исправном состоянии отмосток дома и устранение щелей и трещин в них в целях недопущения ухудшения технического состояния МКД, затопления подвальных помещений и цокольных этажей.

Следовательно, учитывая изложенное, исходя из совокупного анализа приведенных норм Правил N 170, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что работы по содержанию и ремонту отмосток, своевременному устранению трещин и просадок в них в целях надлежащей технической эксплуатации МКД относятся к текущему ремонту…».

Следует также отметить, что такие доводы управляющих организаций, оспаривающих предписания ГЖИ о необходимости ремонта отмостки МКД в рамках проведения работ по текущему ремонту, как непринятие общим собранием собственников помещений решения о проведении соответствующих работ по текущему ремонту и их финансировании, не принимаются во внимание судами вот с таким обоснованием:

«… Довод заявителя о том, что ООО "ЖК "Возрождение" не имеет возможности по своей инициативе выполнить спорные работы, поскольку принятие решения о текущем и капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, судом отклоняется. Не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора факт принятия общим собранием собственников помещений в доме решения о проведении спорных работ.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2010 N ВАС-6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности, в связи с чем определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

Следовательно, сам по себе факт выполнения работ (услуг), входящих в обязанность управляющей организацией, не может быть поставлен в зависимость от наличия либо отсутствия решения собственника о проведении и соответствующей оплате таких работ (услуг).

Принимая на себя функции по управлению многоквартирным домом, общество знало о его техническом состоянии и объемах поступающих в его распоряжение денежных средств для выполнения принятых на себя обязательств, в связи с чем доводы ООО "ЖК "Возрождение" о недостаточности финансирования не принимаются апелляционной коллегией во внимание.

Отсутствие достаточного финансирования на проведение всех необходимых работ по ремонту само по себе не освобождает управляющую компанию от обязанности исполнения требований закона и иных подзаконных актов в сфере жилищных правоотношений, а, следовательно, не является основанием для признания предписания в оспариваемой части незаконным и не свидетельствует о его неисполнимости.

… Работы по ремонту отмостки многоквартирного дома N 7 по ул. Губкина г. Салехард, должны быть выполнены Обществом в рамках принятых по договору управления обязательств независимо от наличия волеизъявления жильцов дома в целом или владельца отдельного помещения в частности, для того, чтобы обеспечить содержание и техническое обслуживание дома на таком уровне, который гарантирует безопасность проживающих и сохранность жилого дома.

Нормативными актами не предусмотрено, что устранение выявленных при проверке нарушений должно осуществляться только путем проведения капитального ремонта…»

Вот такого мнения об обязанности управляющей организации проводить работы по ремонту отмостки в рамках текущего ремонта, независимо от волеизъявления собственников помещений, за плату, размер которой указан в договоре управления многоквартирным домом, придерживается 8 ААС (Постановление от 06.05.2019 N 08АП-2982/2019 по делу N А81-11168/2018, оставлено без изменения Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.08.2019 N Ф04-3002/2019, Определением ВС РФ от 31.10.2019 N 304-ЭС19-20281).

Следует также учитывать, что органами госжилнадзора и судами не принимается во внимание тот факт, что в определенных случаях, по мнению управляющей организации, подтвержденному актом технического освидетельствования, имеющиеся нарушения отмостки возможно устранить только при проведении капитального ремонта и такой капитальный ремонт дома запланирован в региональной программе и по предложению собственников МКД передвинут на более ранний срок, поэтому управляющая организация не обязана выполнять работы по ремонту отмостки в таком доме в рамках текущего ремонта.

Отклоняя такие доводы управляющей организации, суд указал на следующее:

«… актом освидетельствования установлены дефекты, повреждения цокольных панелей и отмостков, требующие капитального ремонта. При этом при проведении освидетельствования экспертом оценивалось соответствие конструкций здания требованиям нормативно-технических документов в области строительства, однако нормативные акты, регулирующие отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, а также правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда экспертом не применялись. Выводы эксперта, изложенные в названном заключении, не исключают возможность устранения выявленных нарушений путем проведения работ текущего характера.

Включение указанных работ в план капитального ремонта не освобождает управляющую организацию от установленной нормативными правовыми актами обязанности поддерживать общее имущество многоквартирных жилых домов в надлежащем, технически исправном состоянии, обеспечивающим надежность и безопасность многоквартирного дома, для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, посредством проведении текущих ремонтов по мере возникновения тех или иных неисправностей и необходимости их своевременного устранения.

… Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции мотивированно признал, что указанные в предписании работы по ремонту отмостков, цоколя, крылец в целях надлежащей технической эксплуатации многоквартирного дома относятся к текущему ремонту, и их выполнение правомерно возложено на общество…».

Данная позиция приведена в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.12.2019 N Ф02-6578/2019 по делу N А19-7117/2019 и поддержана в Определении ВС РФ № 302-ЭС20-2654 от 06.04.20.

Вот таким образом на сегодняшний день складывается судебная практика. Это необходимо учесть, чтобы не тратить ресурсы на бесперспективное оспаривание предписаний ГЖИ в части возложения на управляющую организацию обязанностей по проведению ремонта отмостки в рамках текущего ремонта МКД, а также для снижения рисков привлечения к административной ответственности за нарушение лицензионных требований и за неисполнение предписания органа государственного жилищного надзора.

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе по ссылке .

Относится ли отмостка к общему имуществу многоквартирного дома


В очередной раз приходится с грустью и сожалением отметить появление судебной практики, складывающейся не в пользу управляющих организаций. На этот раз споры связаны с ремонтом отмостки многоквартирного дома. Виноватой во всем, по традиции, является управляющая организация, а борцом за справедливость и за право граждан проживать в отремонтированном доме – органы государственного жилищного надзора (далее также ГЖИ).

Напомним, что отмосткой является водонепроницаемое покрытие вокруг здания, проходящее по периметру здания, с уклоном в направлении от здания, предназначенное для защиты фундамента от дождевых вод и иной влаги.

Как отмечено в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.10.2018 N Ф02-4424/2018 по делу N А19-26486/2017, «отмостка по периметру многоквартирного дома (асфальтированная полоса вдоль периметра наружных стен дома) является неотъемлемой частью конструкции фундамента многоквартирного дома…» и входит в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.

Должностные лица органов государственного жилищного надзора, реализуя закрепленные за ними полномочия по осуществлению лицензионного контроля, проводят проверки соблюдения управляющими организациями лицензионных требований и в последнее время достаточно часто выдают предписания об устранении нарушений лицензионных требований, выразившихся в неисправном состоянии отмостки (наличие трещин, разрушений в покрытии отмостки, вспучивание и проседание грунта под отмосткой и т.д.).

При этом инспекторы считают, что работы по устранению неисправного состояния отмостки (работы по устранению просадок, трещин, щелей в отмостке) должны быть осуществлены управляющей организацией в рамках осуществления ею деятельности по управлению многоквартирным домом (т.е. в рамках надлежащего содержания и текущего ремонта общего имущества МКД), но не в рамках капитального ремонта (даже если работы по ремонту отмостки запланированы в рамках проведения капитального ремонта МКД в региональной программе).

По мнению Верховного Суда РФ, изложенному в Определении от 27.08.2019 N 307-ЭС19-14880 по делу N А56-124564/2018, «…работы по ремонту и восстановлению отмосток являются планово-предупредительными, относятся к текущему ремонту и должны производиться управляющей организацией по мере их обнаружения (приложение N 7 к Правилам N 170)».

Подобное мнение приведено и в Определении Верховного Суда РФ от 21.08.2019 N 302-ЭС19-13268 по делу N А33-28265/2018, который поддержал суды нижестоящих инстанций, исходившие из правомерности отнесения работ по устранению просадок и щелей в отмостке к обязанностям, которые должны быть выполнены в рамках проведения текущего ремонта.

В рассматриваемых судами делах управляющие организации оспаривали предписания органов государственного жилищного надзора, по мнению которых устранение выявленных нарушений (просадок, трещин, щелей в отмостке) «является составной частью содержания общего имущества МКД и направлено на поддержание технического состояния дома в соответствии с обязательными требованиями действующего законодательства. Соблюдение указанных лицензионных требований является обязанностью управляющей компании при осуществлении фактической деятельности по управлению МКД».

В обоснование своей позиции одна из управляющих организаций ссылалась на следующие обстоятельства:

вывод суда о том, что работы по восстановлению просадки и щелей в отмостке по всему периметру многоквартирного дома относятся к текущему ремонту многоквартирного дома и соответственно данные работы обязана выполнять управляющая организация, является ошибочным;

вынесенное предписание является неисполнимым в связи с тем, что работы по восстановлению просадки и щелей в отмостке по всему периметру многоквартирного дома относятся к капитальному ремонту многоквартирного дома, не входят в перечень работ, которые должна оказывать управляющая организация в рамках договора управления многоквартирного дома и соответственно данные работы обязана выполнять не управляющая организация, а собственники многоквартирного дома;

работы по восстановлению отмостки составляют более 20% общей площади отмостки, следовательно, в силу приложения N 3 и N 8 МДС 13-14.200, утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, такой ремонт может быть только капитальным;

согласно Методическим рекомендациям по формированию состава работ по капитальному ремонту МКД, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформировании жилищно-коммунального хозяйства" ремонт отмостки относится к ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах, то есть является капитальным;

в материалы дела управляющей организацией было представлено техническое заключение по результатам обследования строительных конструкций (отмостки) жилого дома, выполненное Строительной компанией, в котором указано, что износ отмостки составляет 69%, для обеспечения безопасной эксплуатации жилого дома в целом необходимо провести капитальный ремонт -устройство отмостки по всему периметру жилого дома.

Однако, суды всех инстанций согласились с мнением органов государственного жилищного надзора и пришли к выводу, что работы по восстановлению просадки и щелей в отмостке по всему периметру многоквартирного дома не относятся к капитальному ремонту многоквартирного дома и соответственно входят в перечень работ, которые должна выполнять управляющая организация в рамках договора управления многоквартирным домом, т.е. в рамках текущего ремонта.

При этом суды основывались на положениях пунктов 4.1.6., 4.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, и указывали на следующее:

«…приложением №4 к Правилам N 170 утвержден рекомендуемый Перечень работ по содержанию жилых домов, в соответствии пункта 6 раздела "Б" которого к работам, выполняемым при подготовке жилых зданий к эксплуатации в весенне-летний период относится ремонт просевших отмосток.

Также, приложением N 7 к Правилам N 170 утвержден Перечень работ, относящихся к текущему ремонту, в соответствии с пунктом 1 которого к работам по текущему ремонту фундамента относится устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы.

Таким образом, Правила N 170 имеют прямое указание на то, что организация по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилого дома должна регулярно осуществлять мероприятия, направленные на поддержание в исправном состоянии отмосток дома и устранение щелей и трещин в них в целях недопущения ухудшения технического состояния МКД, затопления подвальных помещений и цокольных этажей.

Следовательно, учитывая изложенное, исходя из совокупного анализа приведенных норм Правил N 170, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что работы по содержанию и ремонту отмосток, своевременному устранению трещин и просадок в них в целях надлежащей технической эксплуатации МКД относятся к текущему ремонту…».

Следует также отметить, что такие доводы управляющих организаций, оспаривающих предписания ГЖИ о необходимости ремонта отмостки МКД в рамках проведения работ по текущему ремонту, как непринятие общим собранием собственников помещений решения о проведении соответствующих работ по текущему ремонту и их финансировании, не принимаются во внимание судами вот с таким обоснованием:

«… Довод заявителя о том, что ООО "ЖК "Возрождение" не имеет возможности по своей инициативе выполнить спорные работы, поскольку принятие решения о текущем и капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, судом отклоняется. Не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора факт принятия общим собранием собственников помещений в доме решения о проведении спорных работ.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2010 N ВАС-6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности, в связи с чем определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

Следовательно, сам по себе факт выполнения работ (услуг), входящих в обязанность управляющей организацией, не может быть поставлен в зависимость от наличия либо отсутствия решения собственника о проведении и соответствующей оплате таких работ (услуг).

Принимая на себя функции по управлению многоквартирным домом, общество знало о его техническом состоянии и объемах поступающих в его распоряжение денежных средств для выполнения принятых на себя обязательств, в связи с чем доводы ООО "ЖК "Возрождение" о недостаточности финансирования не принимаются апелляционной коллегией во внимание.

Отсутствие достаточного финансирования на проведение всех необходимых работ по ремонту само по себе не освобождает управляющую компанию от обязанности исполнения требований закона и иных подзаконных актов в сфере жилищных правоотношений, а, следовательно, не является основанием для признания предписания в оспариваемой части незаконным и не свидетельствует о его неисполнимости.

… Работы по ремонту отмостки многоквартирного дома N 7 по ул. Губкина г. Салехард, должны быть выполнены Обществом в рамках принятых по договору управления обязательств независимо от наличия волеизъявления жильцов дома в целом или владельца отдельного помещения в частности, для того, чтобы обеспечить содержание и техническое обслуживание дома на таком уровне, который гарантирует безопасность проживающих и сохранность жилого дома.

Нормативными актами не предусмотрено, что устранение выявленных при проверке нарушений должно осуществляться только путем проведения капитального ремонта…»

Вот такого мнения об обязанности управляющей организации проводить работы по ремонту отмостки в рамках текущего ремонта, независимо от волеизъявления собственников помещений, за плату, размер которой указан в договоре управления многоквартирным домом, придерживается 8 ААС (Постановление от 06.05.2019 N 08АП-2982/2019 по делу N А81-11168/2018, оставлено без изменения Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.08.2019 N Ф04-3002/2019, Определением ВС РФ от 31.10.2019 N 304-ЭС19-20281).

Следует также учитывать, что органами госжилнадзора и судами не принимается во внимание тот факт, что в определенных случаях, по мнению управляющей организации, подтвержденному актом технического освидетельствования, имеющиеся нарушения отмостки возможно устранить только при проведении капитального ремонта и такой капитальный ремонт дома запланирован в региональной программе и по предложению собственников МКД передвинут на более ранний срок, поэтому управляющая организация не обязана выполнять работы по ремонту отмостки в таком доме в рамках текущего ремонта.

Отклоняя такие доводы управляющей организации, суд указал на следующее:

«… актом освидетельствования установлены дефекты, повреждения цокольных панелей и отмостков, требующие капитального ремонта. При этом при проведении освидетельствования экспертом оценивалось соответствие конструкций здания требованиям нормативно-технических документов в области строительства, однако нормативные акты, регулирующие отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, а также правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда экспертом не применялись. Выводы эксперта, изложенные в названном заключении, не исключают возможность устранения выявленных нарушений путем проведения работ текущего характера.

Включение указанных работ в план капитального ремонта не освобождает управляющую организацию от установленной нормативными правовыми актами обязанности поддерживать общее имущество многоквартирных жилых домов в надлежащем, технически исправном состоянии, обеспечивающим надежность и безопасность многоквартирного дома, для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, посредством проведении текущих ремонтов по мере возникновения тех или иных неисправностей и необходимости их своевременного устранения.

… Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции мотивированно признал, что указанные в предписании работы по ремонту отмостков, цоколя, крылец в целях надлежащей технической эксплуатации многоквартирного дома относятся к текущему ремонту, и их выполнение правомерно возложено на общество…».

Данная позиция приведена в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.12.2019 N Ф02-6578/2019 по делу N А19-7117/2019 и поддержана в Определении ВС РФ № 302-ЭС20-2654 от 06.04.20.

Вот таким образом на сегодняшний день складывается судебная практика. Это необходимо учесть, чтобы не тратить ресурсы на бесперспективное оспаривание предписаний ГЖИ в части возложения на управляющую организацию обязанностей по проведению ремонта отмостки в рамках текущего ремонта МКД, а также для снижения рисков привлечения к административной ответственности за нарушение лицензионных требований и за неисполнение предписания органа государственного жилищного надзора.

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе по ссылке .

I. Определение состава общего имущества

в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

2. В состав общего имущества включаются:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 N 232)

(см. текст в предыдущей редакции )

в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.07.2016 N 649)

(см. текст в предыдущей редакции )

е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

е(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

(пп. "е(1)" введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

3. При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.

4. В случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре.

5. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 N 410)

(см. текст в предыдущей редакции )

В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354)

В состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410; в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2017 N 1091)

(см. текст в предыдущей редакции )

6. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

7. В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества не включается интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности), в том числе коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии, обеспечивающие возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию, а также последующей эксплуатации которых возлагается на гарантирующих поставщиков электрической энергии в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике".

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 N 950)

8. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

9. Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.

Читайте также: