Опалубка представляющая собой воздухоопорную конструкцию из резинотканевых или других материалов

Обновлено: 16.05.2024

1. КЛАССИФИКАЦИЯ

- применяемости при различной температуре наружного воздуха и характеру воздействия ее на бетон конструкций.

1.2. По конструктивным признакам опалубку подразделяют на:

- горизонтально-перемещаемую (катучую, тоннельную);

Типы опалубки выбирают в зависимости от вида и размеров бетонируемых конструкций и способа производства арматурных и бетонных работ. Характеристика типов опалубки и область их применения приведена в приложении 1 .

1.3. По материалам формообразующих элементов опалубку подразделяют на:

1.4. По применяемости при различной температуре наружного воздуха и характеру ее воздействия на бетон опалубку подразделяют на:

2. РАСЧЕТНЫЕ НАГРУЗКИ

2.1. Нагрузки на опалубку от бетонной смеси и технологической оснастки принимают в соответствии с требованиями, установленными гл. III части СНиП по бетонным и железобетонным монолитным конструкциям.

2.2. Временные технологические и транспортные нагрузки устанавливают в зависимости от типа опалубки и условий транспортирования.

3. ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ

3.1. Размеры опалубки должны назначаться из условия применения минимального количества типоразмеров элементов (включая доборные).

3.2. Размеры формообразующих элементов опалубки должны быть кратны 3М. Размеры, кратные М, допускаются по согласованию с потребителем.

4. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

4.1. Опалубка должна изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и стандартов или технических условий на опалубку конкретных типов.

4.2. Опалубка должна обладать прочностью, жесткостью, неизменяемостью формы и устойчивостью в рабочем положении, а также в условиях монтажа и транспортирования.

4.3. Конструкция опалубки должна обеспечивать:

- проектную точность геометрических размеров монолитных конструкций и заданное качество их поверхности;

- быстроразъемность соединительных элементов и возможность устранения зазоров в ее элементах, появляющихся в процессе длительной эксплуатации;

- удобство ремонта и замены элементов, вышедших из строя;

- быструю установку и разборку ее без повреждения монолитных конструкций и элементов опалубки;

- минимальное сцепление с бетоном (кроме несъемной);

- фиксацию закладных частей в проектном положении с точностью, приведенной в рабочих чертежах на монолитные конструкции или в соответствующих государственных стандартах;

- возможность укрупнительной сборки и переналадки (изменения габаритных размеров или конфигурации) в условиях строительной площадки, а также заданную оборачиваемость;

- температурно-влажностный режим, необходимый для твердения и набора бетоном проектной прочности.

4.4. Поверхности инвентарной опалубки (кроме пневматической), не соприкасающиеся с бетоном, должны быть окрашены красками, стойкими к окружающей среде в условиях эксплуатации. Рабочие поверхности металлической опалубки и детали при необходимости длительного хранения должны подвергаться консервации по ГОСТ 9.014-78.

4.5. Разборно-переставная крупнощитовая, блочная и объемно-переставная опалубка, а также опалубочные панели и блоки, собранные из элементов разборно-переставной опалубки, должны иметь устройства для предварительного отделения их от поверхности забетонированных конструкций. Применение подъемных механизмов для срыва опалубки с бетона запрещается.

4.6. Конструкция греющей опалубки должна обеспечивать:

- равномерную температуру на палубе щита. Температурные перепады не должны превышать 5 ° С;

- возможность замены нагревательных элементов в случае выхода их из строя в процессе эксплуатации;

- контроль и регулирование режимов прогрева;

- стабильность теплотехнических свойств щита.

4.7. Оборачиваемость элементов инвентарной опалубки должна быть не менее приведенной в таблице.

Оборачиваемость опалубки, единиц оборотов

Поддерживающие элементы из стали

металлическая (из стали)

Скользящая, пог. м

Горизонтально-перемещаемая (катучая, тоннельная), пог. м

4.8. Класс точности смонтированной опалубки должен быть на 1 класс выше класса точности бетонируемых конструкций, а класс точности изготовления элементов опалубки должен назначаться на 1 класс выше класса точности монтажа. Класс точности бетонируемых конструкций назначают в проекте в соответствии с ГОСТ 21779-82.

4.9. Для возведения монолитных конструкций с поверхностями, готовыми под окраску или оклейку обоями, следует применять опалубку, обеспечивающую получение бетонных поверхностей по СНиП 3.04.01-87.

4.10. Для получения бетонных поверхностей, готовых под окраску или оклейку обоями, должны применяться, как правило, крупноразмерные конструкции опалубок с минимальным количеством стыковых соединений.

4.11. На палубе щитов из металла, фанеры или пластмасс не допускаются трещины, заусенцы и местные отклонения глубиной более 2 мм; на палубе из древесины - более 3 мм в количестве более 3 на 1 м 2 .

4.12. Палуба крупноразмерных конструкций опалубки (крупнощитовая, объемно-переставная, блочная), применяемой для получения поверхностей, готовых под окраску или оклейку обоями, должна изготовляться из целых щитов. При изготовлении из двух или нескольких листов стыковые соединения палубы должны опираться на несущие конструкции каркаса щита; сварные швы и герметизирующая обмазка должны быть зачищены заподлицо с основной поверхностью.

4.13. Для поддерживающих металлических элементов опалубки (схваток, стоек, рам, ферм и т.п.) и его каркасов щитов должна применяться сталь марки ВСт.3 по ГОСТ 380-88. Для металлических палуб должна применяться листовая сталь марки ВСт.3 по ГОСТ 380-88, ГОСТ 16523-89, ГОСТ 14637-89.

Устройства для подъема опалубки (петли, штыри и др.) должны изготовляться из стали марки ВСт.3пс любой категории по ГОСТ 380-88 или стали марки 20 по ГОСТ 1050-88.

Детали, подвергающиеся износу (пальцы, замки, втулки, шарниры и т.д.), должны изготовляться из стали не ниже марки 45 по ГОСТ 1050-88 и подвергаться термической обработке.

Доски палубы должны иметь ширину не более 150 мм.

Влажность древесины, применяемой для поддерживающих элементов, должна быть не более 22%, для палубы - не более 18%.

4.16. Торцевые поверхности неметаллической палубы (деревянной, фанерной) должны быть защищены от влаги водостойким герметиком.

4.17. Пластмассовые палубы должны изготовляться из материалов, удовлетворяющих требованиям стандартов или ТУ на эти материалы.

4.18. В качестве утеплителя греющей и утепленной опалубки должны применяться теплоизоляционные материалы плотностью до 200 кг/м 3 .

Плотность утеплителя не должна превышать паспортную более чем на 15%, а влажность - на 6%.

4.19. В греющей опалубке электрическое сопротивление изоляции нагревателей и коммутирующей разводки не должно быть менее 0,5 Мом.

4.20. Элементы опалубки должны плотно прилегать друг к другу при сборке. Щели в стыковых соединениях не должны быть более 2 мм.

4.21. Виды сварных швов, их форма и размеры принимают по рабочим чертежам и должны соответствовать требованиям ГОСТ 5264-80 и ГОСТ 8713-79.

4.22. Клеевые соединения деревянной опалубки должны соответствовать ГОСТ 19414-90.

4.23. Люфт в шарнирных сочленениях элементов опалубки не должен превышать 1 мм. Соединения элементов опалубки (замки, с клиновым, винтовым, эксцентриковым запором) должны обладать надежностью в эксплуатации и быть устойчивыми против воздействия вибрации при уплотнении бетонной смеси.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ОПАЛУБКИ И ОБЛАСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

1. Разборно-переставная мелкощитовая. Состоит из элементов массой до 59 кг, щитов, поддерживающих и крепежных элементов. Применяют для бетонирования конструкций, в т.ч. с вертикальными, горизонтальными и наклонными поверхностями различного очертания.

2. Разборно-переставная, крупнощитовая. Состоит из щитов, конструктивно связанных с поддерживающими элементами, общей массой св. 50 кг, оборудованных при необходимости средствами для обеспечения устойчивости. Применяют для бетонирования крупноразмерных конструкций.

3. Подъемно-переставная опалубка. Состоит из щитов, отделяемых от бетонируемой поверхности при перемещении, поддерживающих элементов, рабочего пола (настила) и приспособлений (механизмов) для перемещений. Применяют для бетонирования конструкций и сооружений преимущественно переменного сечения (дымовых труб, градирен, силосных сооружений, опор мостов и др.).

4. Блочная. Состоит из щитов и поддерживающих элементов, собранных в пространственные блоки. Применяют для бетонирования отдельно стоящих (ростверков, ступенчатых и столбчатых фундаментов) и фрагментов крупноразмерных конструкций.

5. Объемно-переставная. Состоит из блоков, которые при установке в рабочее положение образуют в поперечном сечении опалубку П-образной формы. Применяют для бетонирования стен и перекрытий жилых и общественных зданий.

6. Скользящая. Состоит из щитов, рабочего пола и домкратов, закрепленных на домкратных рамах, приводных станций и прочих элементов (подвесных подмостей, домкратных стержней, козырьков и др.). Опалубку поднимают домкратами по мере бетонирования. Применяют для возведения вертикальных конструкций, зданий и сооружений преимущественно постоянного сечения высотой более 40 м и толщиной не менее 12 см.

7. Горизонтально-перемещаемая (катучая, тоннельная). Состоит из щитов, в т.ч. криволинейного очертания, закрепленных на пространственном каркасе. Перемещают вдоль возводимого сооружения на тележках или других приспособлениях. Применяют для возведения туннелей открытым способом, подпорных стен, водоводов, коллекторов, обделки туннелей, возводимых закрытым способом, резервуаров.

8. Пневматическая. Состоит из гибкой воздухоопорной оболочки или пневматических поддерживающих элементов с формообразующей оболочкой. Применяют для возведения конструкций и сооружений криволинейного очертания.

9. Несъемная. Состоит из щитов, остающихся после бетонирования в конструкции и инвентарных поддерживающих элементов. Выполняет в ряде случаев дополнительные функции (облицовка, гидроизоляция, утеплитель и др.). Опалубка может быть включена или не включена в расчетное сечение монолитной конструкции.

Пневматическая опалубка – особенности использования

Строительство монолитным способом на сегодняшний день считается популярным и распространенным. За последние годы данная технология развилась до такой степени, что можно уверенно рассуждать не только про достоинства экономического характера. Строительные работы стало возможно вести при низком температурном режиме, значительно сокращая строительные сроки. Процесс возведения монолитного объекта подразумевает большое количество этапов, связанных с заливкой опалубки, конструкция и тип которой зависят от массы факторов – характера конструкции, параметров и форм, технологических особенностей рабочих процессов, климата. В таком строительстве опалубочной конструкции уделяется особое внимание, так как от этого зависит окончательное качестве объекта и сроки его строительства. Для таких случаев широко применяется пневматическая опалубка.

Пневматическая опалубка

Как применяют пневматическую опалубочную конструкцию

Такую систему рекомендуется использовать при строительстве коллекторных и туннельных участков, трубопроводных магистралей. Пневматическая опалубка рекомендуется для заливки купола.

В первую очередь стенки опалубки смазывают специальным составом, потом армируют стекловолоконной или обычной строительной сеточкой.

После таких мероприятий разрешается начинать бетонирование. Растворная масса наносится набрызгом, либо накладывается тонкими слоями. Следует заблаговременно выставить маяки, учитывая проектную толщину бетонной конструкции.

Работы начинаются от фундаментного основания, постепенно бригады продвигаются вверх.

Чтобы раствор раньше времени не пересыхал, при нанесении очередного слоя его хорошо увлажняют. Залитый участок покрывается защитным составом из ПВА, битумно-асбестовой эмульсии, помороли, чтобы от воздействия ветра и солнечного света не пересыхал.

Для улучшения процесса сушки бетонного раствора, в опалубочную систему нагнетают пар либо подогретый воздух.

Чтобы процесс проходил нормально, подача должна выполняться бесперебойно, внутреннее давление при этом поддерживается не менее 1.2 кПа. Контролировать это значение придется постоянно, снимая показания манометров.

Подача должна выполняться бесперебойно

Для того, чтобы бригада могла проходить под опалубкой, устраивается специальный шлюз с двойной дверью, закрывающейся герметично. В процессе строительства его поднимают на необходимую высоту с помощью автоматических подъемников, работающих гидравлических приводах.

Как только бетонный раствор наберет нужный уровень твердости и прочности, опалубочная конструкция снимается. Схема действий выглядит таким образом:

  • внутри конструкции понижается давление;
  • крепежные каркасы демонтируются;
  • снимается опалубка. Она отделяется от бетонных поверхностей без особых усилий;
  • оболочку пневматической опалубки, предназначенной для возведения зданий и сооружений, чистят и сворачивают, чтобы заложить на хранение до очередного применения.

Виды конструкции

Стало понятно, что это такое – пневматическая опалубка. Следует добавить, что она бывает двух видов:

  • подъемного – ее в спущенном состоянии выкладывают по поверхности, наносят бетонную массу необходимой толщины, наполняют воздухом, чтобы установит конструкцию в соответствии с проектным решением.
  • стационарного – пневматическую опалубку для бетона выставляют на основании, потом переходят к процессу бетонирования.

Основные преимущества опалубки

Использование надувной конструкции дает имеет определенные достоинства:

  • появляется возможность выполнять сложные процессы бетонирования в труднодоступных местах;
  • конструкция отличается небольшой массой, перевозится на обычном грузовом транспорте;
  • монтажные и демонтажные работы выполняются оперативно;
  • оборотность системы высокая;
  • применение пневматической опалубки позволяет сокращать строительные сроки в полтора – два раза;
  • финансовые расходы, связанные с себестоимостью и трудозатратами, сокращаются на тридцать – семьдесят процентов.

Основной недостаток технологии установки – во время подъема невозможно контролировать состояние бетонной массы, которая может подвергнуться деформированию.

Эксплуатационные показатели

Формы и параметры опалубки проектируются для определенных задач, предусматривающих наличие необходимого количества и типов опалубочных систем.

Формы и параметры опалубки

Отсюда следует, что при заливке конструкции из железобетона при помощи соответствующей опалубочной конструкции будет достигнут высокий уровень точности и соответствие характеристикам проектного задания.

Материал, используемый для изготовления опалубки пневматической, напоминает смесь, состоящую из синтетического и природного каучука и нитей из нейлона, создающий армирующую каркасную основу. Данная конструкция создает неплохую деформационную устойчивость, помогает противостоять старению, обеспечивает длительный эксплуатационный период, равный пяти годам, если соблюдены особенности применения и сохранности.

Опалубочная конструкция отличается небольшой массой, если сравнивать ее с остальными видами систем. Это позволяет ей не создавать добавочного усилия на бетонируемую поверхность – особенность конструкции заключается в том, что есть возможность для регулировки показателя давления.

Процесс развертывания и установки такой опалубки дает возможность в несколько раз сократить сроки подготовительных работ, не влечете последствий, связанных с ухудшением качественных показателей выполняемых работ.

Особый состав материала для пневматической опалубки, из которого она изготовлена, создает возможность для эксплуатации при температурном режиме от десяти градусов мороза до семидесяти градусов тепла, при этом основные характеристики остаются неизменными.

Правила монтажа и демонтажа пневматической опалубки

С учетом проектного задания на возводимый объект, последовательность действий и их перечень, приведенный ниже, могут различаться, но основные требования необходимо строго соблюдать:

  • надувная опалубка укладывается в формируемой полости в каркасную основу, состоящую из арматурных прутьев, протягивается и расправляется. Оболочку необходимо располагать таким образом, чтобы вертикальные шовные участки были направлены вверх. По верхнему слою оболочку рекомендуется использовать прокладочные материалы;

Надувная опалубка укладывается в формируемой полости

  • система сжатым воздухом наполняется равномерно, процесс полностью контролируется. Для нагнетания воздушных потоков необходимо открыть запорный вентиль на фланце. Придется отслеживать состояние опалубки, чтобы она не создавала изломы и не перекручивалась;
  • наполнив систему сжатым воздухом на семьдесят процентов от рабочего уровня, необходимо выполнить раскрепление опалубочной конструкции, задействуя для этого концевые фитинги и технологические крепежные точки, с помощью чего полностью исключается смещение опалубочной системы и ее плавучесть в процессе подачи бетонного раствора;
  • бетонирование в такую опалубку почти не отличается от аналогичных действий с прочими типами систем. При наполнении бетонным раствором отслеживается состояние опалубки на предмет ее неподвижности. В случае, когда применяются вибрационные установки, не следует допускать их контактирования с оболочкой конструкции;
  • использованную опалубку тщательно отмывают и просушивают;
  • если во время работы оболочка повредилась, необходимо установить места утечек воздуха, полив поверхность мыльной водой. Затем такие места высушиваются и обезжириваются, чтобы устранить порывы и проколы резиновыми заплатками;
  • опалубка хранится в сухом теплом месте, в которое не попадают лучи прямого солнечного света. На зимний сезон помещение должно обогреваться.

Основные технические характеристики

Опалубка состоит из гибкой оболочки, обладающей способностью сохранять формы с помощью задаваемого воздушного давления. Показателями, характеризующими систему, являются:

  • параметры длины варьируются от восьмидесяти сантиметров до сорока метров. Резиновая опалубка напоминает мешок, которому придаются необходимые формы воздухом;
  • наружные поверхности защищены кортами, предохраняющими от преждевременного истирания и прочих воздействий внешнего характера;
  • соединение отличается устойчивым показателем прочности на разрывание, способно выдерживать нагрузочные воздействия в жестких эксплуатационных условиях;
  • армирующие нити корда располагаются под прямыми углами, обеспечивая надежную каркасную основу;
  • прочность нейлоновой нити на разрыв составляет 333 кг, показатель плотности при деформировании – 100 кг на каждые десять сантиметров, упругость равна 2 – 4 Мпа. Кроме того, материал отличается гибкой сопротивляемостью, на поверхности разрешается создавать до 200 000 трещин. Кроме того, опалубочные стенки способны противостоять воздействию кислот, щелочей и масел;
  • запорная арматура выполняется из бронзового, латунного или нержавеющего материалов, на фитингах устанавливаются манометры, с помощью которых контролируется уровень давления внутри опалубки.

Многоразовая опалубочная система

Опалубочная система считается многоразовой и пригодной к ремонту, для которого не требуются технически сложные приспособления и профессиональные специалисты. Особая прорезиненная ткань при организации за ней должного ухода облегчит процесс заливки бетонных конструкций.

пневматическая опалубка

Опалубка, состоящая из формообразующей гибкой воздухоопорной оболочки или пневматических поддерживающих элементов с формообразующей оболочкой, поддерживаемых в рабочем положении избыточным давлением воздуха

Смотреть что такое "пневматическая опалубка" в других словарях:

пневматическая опалубка — Опалубка, состоящая из формообразующей гибкой воздухоопорной оболочки или пневматических поддерживающих элементов с формообразующей оболочкой, поддерживаемых в рабочем положении избыточным давлением воздуха. [ГОСТ Р 52086 2003] Тематики опалубка … Справочник технического переводчика

Пневматическая. — 8. Пневматическая. Состоит из гибкой воздухоопорной оболочки или пневматических поддерживающих элементов с формообразующей оболочкой. Применяют для возведения конструкций и сооружений криволинейного очертания. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

подъемная опалубка — 63 подъемная опалубка Опалубка пневматическая, формообразующая оболочка которой поднимается в проектное положение вместе с уложенной на нее бетонной смесью Источник: ГОСТ Р 52086 2003: Опалубка. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Опалубка пневматическая

[ГОСТ Р 52086-2003]

Рубрика термина: Опалубка

Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов. - Калининград . Под редакцией Ложкина В.П. . 2015-2016 .

Смотреть что такое "Опалубка пневматическая" в других словарях:

пневматическая опалубка — Опалубка, состоящая из формообразующей гибкой воздухоопорной оболочки или пневматических поддерживающих элементов с формообразующей оболочкой, поддерживаемых в рабочем положении избыточным давлением воздуха. [ГОСТ Р 52086 2003] Тематики опалубка … Справочник технического переводчика

Пневматическая. — 8. Пневматическая. Состоит из гибкой воздухоопорной оболочки или пневматических поддерживающих элементов с формообразующей оболочкой. Применяют для возведения конструкций и сооружений криволинейного очертания. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

подъемная опалубка — 63 подъемная опалубка Опалубка пневматическая, формообразующая оболочка которой поднимается в проектное положение вместе с уложенной на нее бетонной смесью Источник: ГОСТ Р 52086 2003: Опалубка. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Опалубка представляющая собой воздухоопорную конструкцию из резинотканевых или других материалов

Toggle navigation


КАЧЕСТВЕННО

БЫСТРО

SEO оптимизация

адаптивная верстка

Ремонт в регионах

Устройство опалубок и подмостей

Доставленный на место укладки бетон имеет вид рыхлой (жесткий), тестообразной (пластичный) или даже жидкой (литой) массы, и для образования требуемой по проекту формы эта масса укладывается в соответственную жесткую оболочку, называемую опалубкой, или формой;

конструкции, поддерживающие опалубку и пути для подвоза бетона, называются подмостями.

Технические условия и нормы различают следующие опалубки:

  1. разборно-переносную состоящую из отдельных, заранее заготовленных элементов, легко переносимых, собираемых и разбираемых;
  2. стационарную опалубку, не удовлетворяющую условиям сборности и равборвости;
  3. подвижную опалубку (скользящую), состоящую из формы и брусчатых станин, равномерно перемещаемых с помощью прикрепленных к ним винтовых домкратов (джеков) вверх по вертикальным железным прутьям, закладываемым в толщу бетона.

Опалубка и поддерживающие ее подмости рассчитываются на следующие действующие на них силы.

  • а) собственный вес опалубки,
  • б) вес бетонной массы, равный 2 500 кг/м3 для сырого обыкновенного бетона и 2 000 кг/м3 для железобетона,
  • в) вес рабочих с инструментом 200 кг/м2,
  • г) вес приспособлений для перемещения бетона к месту укладки.
  • а) давление ветра,
  • б) боковое давление свежего бетона,
  • в) добавочные усилия, возникающие от сбрасывания, трамбования и шуровки бетона.

Динамическое влияние трамбования, штыкования, сбросов бетона и т. п. приравнивается добавочной нагрузке в 25 кг/м2. При бетонировании массивных сооружений большой высоты ва расчетную следует принимать высоту не более толщины слоя, бетонируемого в течение 6 ч., имея в виду последующее уменьшение давления вследствие схватывания бетона.

В случае применения при укладке бетона вибратора, это давление должно быть несколько увеличено. По данным опытов, произведенных К. Девисом на постройке речного порта в Девенпорте, давление на формы достигало 30 кг/м2.

Для опалубки употребляются доски толщине 25 мм, реьра опалубки располагаются на взаимном расстоянии 40—90 см.

Многообразные виды бетонных сооружений можно свести к небольшому количеству типов, а именно:

  1. фундаменты и стены,
  2. крупные блоки в общем теле массива (плотины)
  3. отдельные опоры-колонны
  4. перекрытия (сводчатые и плоские),
  5. отдельные мелкие изделия, трубы, балки, подушки, колонны и т. п.

Виды опалубки

Стационарная опалубка фундаментов и стен

Стационарная опалубка фундаментов и стен (рис. 19 и 20) представляет собой каркас, состоящий иэ брусчатых или дощатых стоек с пришитой к ним обшивкой. К каркасу прибивается каждая доска в отдельности или доски предварительно сшиваются планками в щиты (шириной в 3—4 доски), которые затем прибиваются к стойкам небольшим числом гвоздей.

устройство опалубки виды опалубки

Если стенка котлована образует достаточно правильную и близкую к отвесной поверхность, то опалубка вовсе отсутствует (рис. 21, нижняя часть) или устраивается

только с одной стороны (рис. 19). При значительной высоте стены ребра опалубки во избежание выпучивания укрепляются подкосами.

Разборно-переносная опалубка

Разборно-переносная опалубка устраивается (рис. 21) из отдельных щитов в шириной 60 - 80 см, сколоченных из досок толщиной 3 — 4 мм с целью многократной передвижки. Щиты соединяются между собой болтами при помощи деревянных сжимов б и распираются временными распорками в. Для облегчения контроля за вертикальностью стены на высоту последней устанавливают парные стойки г схваченные между собой болтами и распорками.

устройство щитовой опалубки

Щиты устанавливают по всему контуру стены, и набивка бетона в них идет слоями. Переносные щиты с передвижными стойками (рис. 22) состоят из парных дощатых реек, связанных верхней поперечной и имеющих высоту в 3 щита. Стойки стягиваются между собой при помощи стержней а с шайбами б, укрепляемыми нажимными цинтами в.

устройство опалубки стен

На другом конце стержень зажимается гайкой с рукояткой. Для поднятия стоек ослабляют гайки, поднимают стойки вверх и переставляют нижний щит в верхнюю часть. В практике жилищного строительства применение разборно-переносная вертикальая опалубка стен система П. Коссель (рис. 23), состоящая из щитов ширйной 0,9- 1,0 м, высотой в 1 этаж, сколоченных на 2,5 см досок при помощи планок из таких же досок. Щиты скрепляют посредством наружных реек, стягиваемых проволокой, а внутри ставят временные распорки, выколачиваемые по мере хода бетонирования. При распалубке проволока обкусывается.

устройство опалубки для фундамента

Подвижная опалубка стен (скользящая)

Подвижная опалубка стен (скользящая) пригодна для тех случаев, когда сооружение имеет несложный контур бее горизонтальных выступов на поле стены и одинаковую толщину стен по высоте (например силосы).

Скорость ростта сооружений прй этой опалубке достигает 2—2,5 м в сутки. Сущность этой опалубки (рис. 24) заключается в том, что устроенная на высоту примерно в 1,2 м опалубка стен по заполнении ее не разбирается, а скользит вверх по мере хода бетонирования, как одно целое. Приспособлением для такого движения служат (рис. 23.25) П-образные рамки так называемые иоки, к которым опалубка прикреплена с помощью горизонтальных ребер; иоки опираются посредством зажимных челюстей для особых винтовых домкратов в — джеков — на прутья а, выходящие иэ толщи бетона.

В поперечине иока заделана гайка г, сквозь которую проходит джек; вращая последний, заставляют иок с опалубкой двигаться кверху.

Настланный в уровень с верхним краем внутренней опалубки горизонтальный (рис. 24) служит подмостями для передвижения рабочих и складывания инструмента и материала.

устройство подмостей

На рис. 26 указан джек системы Нельсон в виде винтового домкрата. Здесь ж — чугунная головка в отверстием з для рычага, д — зажим с челюстями е.

Кроме того имеются джеки системы фирмы Макдональд — рычажного действия. Равномерность подъема опалубки обеспечивается тем, что группы рабочих обходят непрерывно домкраты и поворачивают их на 180°, чем достигается подъем на половину шага винта (примерно 4 мм). Непрерывно же идет и пополнение форм бетоном с таким расчетом, чтобы поверхностьбетона приходилась примерно на 25 см ниже края формы. Чистая отделка наружной поверхности стены делается с особых подвесных подмостей (рис. 25) и состоит лишь в затирке.

Опалубка колонн

Опалубка колонн, в большинстве квадратного или прямоугольного поперечного сечения, сострит из щитов, сколачиваемых ив досок толщиной 20— 25 мм при помощи планок той же толщины, и из хомутов, которые обхватывают щиты, препятствуя боковому рдерору. Расстояние между хомутами то же, что и между планками; устанавливается в пределах от 20 до 70 см в зависимости от толщины досок и размеров колонн.

При высоте колонн до 5 м заполнение их бетоном производится сверху, а опалубка, сколоченная в виде короба, устанавливается целиком на место.

При большей высоте колонн, а также в случае густого насыщения продольной арматурой и хомутами валка бетона сверху может повести к расслоению бетона на составные части.

устройство железобетонных колонн установкой опалубки армированием

Поэтому при возведении таких колонн доверху устанавливают только 3 стороны опалубки, а четвертая оставляется открытой и закладывается по мере бетонирования горизонтальными короткими досками или вертикальными щитами. До постановки четвертой стенки открытые стороны короба соединяют
временными планками. Если внутреннее пространство колонны не заполнено арматурой, то бетон опускают с помощью внутрь короба трубы, которую по мере бетонирования постепенно поднимают.

Для укрепления опалубки колонн применяют различной системы хомуты:

  • деревянные на гвоздях, невыгодные вследствие порчи при распалубке,
  • деревянные на клиньях (рис. 27) со вкладышами а, регулирующими размеры колонн,
  • смешанные, состоящие из деревянных брусков, стянутых болтами, в чередованием направления болтов,
  • железные, в которых к сечению колонны хомут подгоняется при помощи прорезей и клиньев или штифтов, пропускаемых черев фасонную чугунную отливку, фиксирующую прямой угол формы.

Для круглых колонн заготовляют кружала из двух слоев досок, вырезанных по очертанию колонны. Иногда же применяют хомуты из железобетонных колец толщиной 1,5—2 см, к которым снаружи вязальной проволокой прикрепляют узкие (3 — 6 см) рейки опалубки.

При бетонировании колонны кольца оказываются включенными в тело колонны.

Фундаменты под колонны

Фундаменты под колонны бывают двух основных типов: ступенчатые и пирамидальные. При ступенчатом очертаний опалубка образуется несколькими поставленными друг на друга коробками из досок (рис. 28), причем они или распираются в стенки котлована или стягиваются проволокой.

Для пирамидальных фундаментов (рис. 29) опалубка образуется ив двух пар щитов, на которых одна пара А имеет очертание, точно соответствующее контуру бетона, другая Б увеличена настолько, чтобы к планкам ее можно было присоединить (в местах в) новые щиты.

устройство монолитного перекрытия толщиной мм опалубка

Опалубка перекрытий

Опалубка перекрытий состоит из настила, поддерживаемого кружалами или балками, конструкция которых зависит от толщины бетонной массы и величины пролета. Для образования балок ребристых железобетонных перекрытий применяются формы в виде целых коробов, подвесных коробов и разборной щитовой опалубки.

Балки-короба (рис. 30) состоят из стенок, сколачиваемых ив 2,5 см досок при помощи планок той же толщины, и днища толщиной 2,5—3,5 см, пришиваемого к боковым щитам гвоздями. Для поддержания кружал плиты б к боковым брускам пришивается 2,5-см доска а. Короба своими концами опираются на cтены колонн и прогонов, а по длине поддерживаются поперечинами — досками в, врезанными в стойки г.

В подвесных коробах днище вставляется между щитами и пришивается к ним небольшим числом монтажных гвоздей. В опалубке прогона в местах примыкания балок делаются вырезы, обрамленные планками а. Распалубка подвесных коробов сопровождается все же частичной порчей материала (планок).

устройство опалубки перекрытия

Разборная щитовая опалубка

Более удобной, но и более сложной является разборная щитовая опалубка (рис. 31), состоящая из сшитых планками, но взаимно не связанных боковых и донного щитов, удерживаемых в неизменном положении прижимными досками а, б.

Опалубку плиты изготовляют в виде щитов из 2,5-см досок, скрепленных планками через 70 см, размещенными с таким расчетом, чтобы они не приходились против кружал. При установке стоек опалубке балок и прогонов дают выгиб кверху в 1/400 пролета. Для регулирования этого подъема и для возможности плавного раскружаливания под стойки загоняют парные клинья. Нормальная длина клина 20 —25 см, ширина 40—45 см, высота в тонком конце 2—3 см, а в толстом 7,5 см.

Для особо массивных конструкций применяют специальные домкраты, кобылки, мешки с песком и иные, более совершенные приемы для плавного опускания стоек. Вследствие больших потерь леса, расходуемого на стойки при переходе с одного объекта на другой, пользуются инвентарными раздвижными стойками, которые могут быть деревянные, металлические или смешанные.

Опалубка бетонных изделий

Опалубка бетонных изделий, как то: труб, колодцев, стенных блоков, банок и колонн сборного строительства, отличается от описанных видов тем, что в расчете на многократное повторение одних и тех же изделий части ее устраивают из более толстого леса (33—50 мм) и скрепляют металлическими соединениями без применения гвоздей при сборке.

Стоимость деревянной опалубки все же очень велика, а устройства и сборки ее требуют значительного срока. В железобетонных конрукциях на долю опалубки приходится 25—30% общего расхода.

Железобетонная опалубка

Для мелких изделий, как например трубы, ступени, формы заготовляются из котельного железа с соответствующими зажимами вкладышами. Железобетонная опалубка, имеющая вид железобетонных плит, уместна в том случае, если она остается затем в конструкции в качестве ее составного элемента. Так например, при устройстве набережной или башен облицовка может быть устроена из железобетонных плит (рис. 34) особого профиля, обеспечивающего связь их с телом стены. Изготовление опалубки производится либо непосредственно на месте сборки одновременно с заготовкой частей опалубки либо эта работа выполняется в особых мастерских, а на месте производится лишь сборка готовых элементов и установка подмостей.

схема устройства опалубки

Первый способ допустим только для работ небольшого объема или для неповторяющихся элементов: чаще опалубку элементов готовят в особых мастерских по точным чертежам на верстаках по шаблонам. Сборка опалубки на месте при условии заблаговременной заготовки ее элементов не представляет затруднений, а детали выполнения этой работы находятся в зависимости от вида конструкций. Сборке опалубки должна предшествовать точная разбивка всех будущих элементов сооружения на месте и поверка лировкой правильности уровня оснований.

Разбивка закрепляется забивкой гвоздей, прочерчиванием и т. п. Плотники и рабочие при сборке должно быть снабжены своего обычного инструмента веревками рогатками для подъема и поддержания частей опалубки.

Примерный порядок сборки опалубки для железобетонного ребристого крытия таков:

  1. устанавливают короба колонн, промежуточные стойки и делают расшивку подкосами;
  2. укладывают короба прогонов в гнезда колонн и подклинивают стойки под прогонами;
  3. укладывают короба промежуточных балок и ставят стойки под ними;
  4. расставляют кружала
  5. укладывают щиты опалубки.

В нижних точках опалубки колонн и стен необходимо составлять небольшие проемы (окна), позволяющие перед бетонированием убрать весь мусор из опалубленного пространства и зашиваемые до начала бетонирования.

Разборка опалубки должна производиться в строго определенном порядке в назначенные сроки с принятием всех мер против порчи бетона. Выдергивание гвоздей делается или молотком с развилкой или специальным ломиком-гвоздедером, облегчающим работу в тесных местах. Оборачиваемость опалубки, т. е. количество раз повторного применения, находится в зависимости от рациональности проектирования (стандартности элементов) и тщательности распалубливания. При рационально сконструированной опалубке и при правильном ведении работ можно считать нормальной шестикратную оборачиваемость различных опалубных щитов без добавления нового материала.

Читайте также: